Внешнеполитический курс. отношения с ссср

  • 02.09.2019

В период холодной войны между СЭВ и европейскими сообществами не существовало договорно-правовых отношений. Следуя логике политического противостояния, ЕЭС отказывался признать СЭВ равноправным партнером и добивался заключения соглашений о торговле с отдельными социалистическими странами. Ситуация коренным образом изменилась после того как в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС и руководителем Советского государства стал М.С. Горбачев. Начатая им перестройка общественнополитической системы страны открыла путь к ее сближению с Западом. Во внешней политике ощутимо стало возрастать значение европейского направления, в том числе в контексте выдвинутой концепции «общего европейского дома».
Цитаты
Советское руководство в своей внешней политике всегда держало в поле зрения вопросы наших отношений со странами Западной Европы. Я бы даже сказал, в центре внимания. И это объяснимо. Мы с вами живем в этой Европе. Я думаю, что и западноевропейские страны не меньше заинтересованы в том, чтобы развивать отношения с Советским Союзом...

Мы живем в одном доме, хотя одни входят в этот дом с одного подъезда, другие - с другого подъезда. Нам нужно сотрудничать и налаживать коммуникации в этом доме.
Выступление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева по французскому телевидению 30 сентября 1985 г.
...без учета Европы ни один вопрос решать нельзя. Даже в наших внутренних вопросах она нам нужна для перестройки. А уж во внешней политике Европу ничто не за
менит. Без такого партнера, как Западная Европа, нам не обойтись.
Выступление М.С. Горбачева на заседании Политбюро 26 марта 1987 г.
Что касается моей речи там, где я впервые выдвинул идею Общеевропейского дома, то на Западе заметили это, хотя пытаются и замалчивать.
Из сообщения М. С. Горбачева об
итогах визита в Чехословакию (9-
11 апреля 1987 г.) на заседании По
литбюро 16 апреля 1987 г.
В июне 1988 г. СССР и европейские сообщества установили официальные отношения, в декабре 1989 г. они подписали Соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве. Но его реализация так и не началась, поскольку в декабре 1991 г. СССР распался. На политической карте мира вновь появилась Россия, а Европейские сообщества трансформировались в Европейский Союз. Политико-правовая база отношений России и ЕС
В декабре 1991 г. президенты Беларуси, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, а Россия объявила себя правопреемницей СССР. Европейские сообщества сразу заявили о признании новых государств, возникших на территории СССР, и о готовности установить с ними дипломатические отношения. Тогда же встал вопрос об адекватной правовой базе отношений, заложить которую могло новое соглашение.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. В первой половине 1992 г. Брюссель и Москва обменялись проектами нового соглашения. Переговоры начались в ноябре 1992 г. и длились около полутора лет.
24 июня 1994 г. на греческом острове Корфу, где проходила очередная сессия Европейского совета, Президент РФ, главы государств и правительств 12 стран - членов Европейского Союза, Председатель Совета ЕС и Председатель Комиссии ЕС подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве сроком на 10 лет.
Соглашение создало правовую базу для долговременного сотрудничества между Россией и ЕС и его государствами- членами. Соглашения такого высокого уровня Россия не имеет ни с Соединенными Штатами, ни тем более с Японией. Ратификация СПС заняла более трех лет, оно начало действовать с 1 декабря 1997 г. Соглашение охватывает три важнейших сферы взаимоотношений - политическую, торгово-экономическую и культурную.
СПС установило отношения партнерства между Россией, с одной стороны, и ЕС и его государствами-членами, - с другой. Само понятие «партнерство» не расшифровано, но в Преамбуле и ст. 1 и 2 зафиксированы критерии партнерства:
а) «укрепление политических и экономических свобод, которые составляют саму основу партнерства»;
б) «уважение демократических принципов и прав человека, определенных, в частности, в Хельсинкском Заключительном акте и в Парижской хартии для новой Европы, составляет существенный элемент партнерства» (ст. 2);
в) содействие «международному миру и безопасности, а также мирному урегулированию споров», и сотрудничество в этих целях в рамках ООН, СБСЕ и других форумов.
Для реализации соглашения была создана система институтов сотрудничества. Она включает: встречи Президента РФ, Председателя Совета ЕС и Председателя Европейской комиссии (саммиты), проводимые дважды в год; встречи министров в рамках Совета сотрудничества (в 2003 г. преобразован в Постоянный совет партнерства); встречи должностных лиц высокого ранга. Политический диалог между европейскими и российскими парламентариями осуществляется в рамках Комитета парламентского сотрудничества (ст. 6-9). С течением времени к ним добавилось множество специализированных рабочих групп.
В области торговли стороны продлили предоставленный ранее друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении тарифов. В течение пяти лет России давалось право иметь более льготный режим торговли с государствами, возникшими на территории бывшего СССР (ст. 5). Торговые отношения между РФ и ЕС регулируются некоторыми правилами ГАТТ/ВТО еще до того, как Россия вступит в эту организацию.
СПС провозгласило широчайшую программу экономического сотрудничества, охватывающую более 30 областей, включая предпринимательскую деятельность, инвестиции, науку и технологии, сельское хозяйство, энергетику и т.д. Документ предусматривает развитие культурного взаимодействия с целью укрепления связей между людьми посредством свободного обмена информацией, взаимного изучения языков и культур, доступа к культурным ценностям.
Долгосрочные стратегии. Отношения между Россией и ЕС с самого начала находились под воздействием двух разнонаправленных сил. С одной стороны, развитию сотрудничества способствовала объективная и долговременная заинтересованность сторон, а с другой - его тормозили объективные и субъективные факторы.
В августе 1998 г. в России разразился валютно-финансовый кризис. Правительство объявило о прекращении операций с государственными краткосрочными облигациями и ввело 90-дневный мораторий на погашение российскими компаниями и банками их обязательств перед иностранными партнерами. Рубль обесценился почти в 4 раза. ЕС принял заявление об ошибочности экономической политики российских властей, которая, по его мнению, подорвала доверие к России как к экономическому партнеру.
Тем не менее в декабре 1998 г. Евросоюз приступил к разработке «глобальной стратегии» по отношению к России. Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России была утверждена Европейским советом на сессии, состоявшейся 3-4 июня 1999 г. в Кельне. В документе ЕС предложил России установить отношения стратегического партнерства. Его долгосрочными целями назывались: формирование общей зоны свободной торговли с перспективой интеграции России в европейское экономическое пространство, а также тесное сотрудничество сторон в целях укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами.
Российская делегация на саммите Россия - ЕС (Хельсинки, 22 октября 1999 г.), представила ответный документ - «Стратегию развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000- гг.)». «Основными целями стратегии, - декларировалось в документе, - являются обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности...Стратегия.предполагает построение единой Европы без разделительных линий, проведение курса на взаимосвязанное и сбалансированное усиление позиций России и Европейского Союза в рамках мирового сообщества XXI века». В документе впервые сформулирован официальный взгляд на обсуждавшийся в российских политических и научных кругах вопрос, следует ли России стремиться к вступлению ЕС. «Как мировая держава, расположенная на двух континентах, Россия должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики, свой статус и преимущества евроазиатского государства и крупнейшей страны СНГ, независимость позиций и деятельности в международных организациях».
Обе стратегии признавали необходимость партнерства России и ЕС в интересах мира и безопасности, развития экономического и культурного сотрудничества в Европе, а также усиления конструктивной роли Европы в мире. Их принятие завершило первый этап становления партнерства между Россией и ЕС.
Пространства углубленного сотрудничества. Дальнейшее развитие отношений России и ЕС было приостановлено в конце 1999 г. вследствие военных действий в Чечне. Но в 2000 г. оно возобновилось с новой силой. К этому времени
Россия преодолела последствия финансового кризиса 1998 г. и демонстрировала положительную экономическую динамику. После избрания В.В. Путина Президентом России (март г.) ясно обозначилась тенденция к политической стабилизации и укреплению международных позиций страны.
В июне отношения с Россией обсуждались на сессии Европейского совета в Санта Мария да Фейра (Португалия). В ее заключительном документе подчеркивалась необходимость строительства «прочного и здорового партнерства». В июле 2000 г. В.В. Путин утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации. В разделе «Региональные приоритеты» Европе было отведено второе место, вслед за СНГ. В конце 2000 г. стороны приняли План совместных действий в целях борьбы с организованной преступностью и подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве.
Цитата
Ключевое значение имеют отношения с Европейским Союзом; Россия будет стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний.
Концепция внешней политики Российской Федерации, 2000 г.
В течение 2000-2005 гг. ЕС и Россия приняли на высшем политическом уровне несколько решений и программ долгосрочного характера, призванных наполнить концепцию стратегического партнерства конкретным содержанием. Хотя эти документы не имели юридической силы, они расширили политико-правовую базу отношений.
Осенью 2000 г. саммит Россия - ЕС инициировал диалог в сфере энергетики - важнейшем стратегическом секторе современной экономики. На майском саммите в 2001 г. Россия и ЕС договорились учредить группу высокого уровня для разработки концепции общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) Россия - ЕС. В мае 2003 г. на саммите в Санкт-Петербурге была принята концепция создания четырех общих пространств России и ЕС - экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры. В мае 2005 г. на саммите в Москве были одобрены «дорожные карты» (совместные планы действий) их формирования. Построение четырех пространств рассматривается обеими сторонами как магистральное направление партнерства и практического сотрудничества России и ЕС на длительный период, возможно, на ближайшие 20-25 лет.
Полезно запомнить. Правовая и политическая база отношений России с ЕС
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейским сообществом и его государствами-членами - с другой стороны, подписано 24 июня 1994 г. на острове Корфу. Оно вступило в силу 1 декабря 1997 г.
«Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России» утверждена Европейским советом в июне 1999 г. «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)» представлена на саммите Россия - ЕС в октябре 1999 г.
«Дорожные карты» построения четырех пространств углубленного сотрудничества между Россией и ЕС приняты в мае 2005 г. на саммите в Москве. Общие пространства: экономическое; 2) внешней безопасности; 3) свободы, безопасности и правосудия; 4) науки и образования, включая культурные аспекты.
Перспектива нового соглашения. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу 1 декабря 1997 г., было заключено сроком на 10 лет. При этом устанавливалось, что оно может ежегодно автоматически пролонгироваться, если ни одна из сторон не заявит заблаговременно о его денонсации. Таким образом, первоначальный десятилетний срок действия СПС завершился 30 ноября 2007 г., но соглашение продолжает действовать.
СПС сыграло важнейшую роль в становлении конструктивного взаимодействия Россия - ЕС. Оно проложило дорогу к качественно новому диалогу между недавними противниками в холодной войне - к партнерству и сотрудничеству. В рамках СПС была создана политико-правовая база отношений, определены их принципы и цели. За годы действия соглашения стороны накопили большой опыт совместной работы, заметно подняли планку взаимопонимания и взаимного доверия.
Соглашением была создана система совместных органов (институтов) сотрудничества между Россией и ЕС, на которые возложены основные задачи по реализации СПС. Эти совместные органы контролируют выполнение СПС, разрабатывают новые рекомендации, улаживают возникающие споры и конфликты, стимулируют диалог по широкому кругу вопросов.
Вместе с тем СПС не отражает ни тех изменений, которые произошли в России, в Евросоюзе и в мире, ни новых задач сотрудничества. За прошедшие годы в России были созданы основы рыночной экономики и институты политической демократии, в Евросоюзе начал действовать Экономический и валютный союз, возникли механизмы общей внешней политики и обороны, а его численный состав увеличился с 15 до 27 государств. Наконец, Россия и ЕС провозгласили качественно новый уровень взаимоотношений - стратегическое партнерство, основанное на концепции строительства четырех общих пространств.
Обсуждение будущей договорной базы наших отношений началось еще в 2004 г. На высшем уровне эту тему впервые поднял Президент РФ В.В. Путин во время встречи с председателем Европейской комиссии Ж.М. Баррозу в апреле г. После этого дискуссия по «проблеме 2007» приобрела широкий характер. Лондонский саммит ЕС - Россия, состоявшийся 4 октября 2005 г., вынес принципиальное решение приступить к переговорам о новом соглашении.
Официальный их старт планировался на конец 2006 г. государства - члена ЕС были готовы выдать Еврокомиссии мандат на ведение переговоров. Однако Польша наложила вето на открытие переговоров до тех пор, пока не будет урегулирован ее торговый конфликт с Россией. (В 2005 г. Россия ввела эмбарго на импорт мяса из Польши из-за его несоответствия российским стандартам качества.) Позже к ней присоединилась Литва, требовавшая, чтобы Россия восстановила поставки нефти на нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе по трубопроводу «Дружба». Спор между Польшей и Россией в итоге был урегулирован, а Литву уговорили снять свое вето. Официальное решение об открытии переговоров было принято на саммите Россия - ЕС, состоявшемся в июне 2008 г. в сибирском городе Ханты-Мансийске.
С июля 2008 г. по конец 2010 г. состоялись 11 раундов переговоров. Они проходят трудно. Делегациям России и ЕС предстоит найти взаимоприемлемые компромиссы по целому ряду вопросов, прежде всего таким как: формат нового соглашения - будет ли оно всеобъемлющим документом, наподобие СПС, или коротким базовым договором, который будет далее дополняться отраслевыми соглашениями; долгосрочная стратегия энергетического сотрудничества; отношения ЕС и России с приграничными странами СНГ, особенно с Украиной, Грузией и Беларусью; понимание и практическая реализация ценностей демократии и рыночной экономики.

Серьезные перемены про­изошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Эко­номический и политический кризис в этих странах, падение автори­тета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оп­позиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по ОВД. На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки». Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямых контактах между предприятиями.

На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М. С. Горбачева. Однако углубление «перестроечных» процессов, кадровые перестановки в советском партийно-го­сударственном аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в Советском Союзе.

Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против сущест­вующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результа­те свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Алба­нии. В бывших социалистических странах произошла смена партий­но-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых из стран эти меры привели к резкому обострению эко­номической ситуации. Крушение существующих порядков в Югосла­вии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточ­ной и Западной Германии.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружестве. Прекратили дея­тельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Вар­шавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во внешнеторговом обороте Со­ветского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.

Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объедине­ние Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.

Царевна Софья - запрещенная правительница
Она стала первой в истории нашей страны женщиной на троне. И расплатилась за это заточением в монастыре, одинокой смертью и долгим забвением. Летописцы и правители России на протяжении многих веков скрывали правду о ней. Поэтому лишь немногие знают, какой на самом деле была эта великая женщина – царевна Софья Алексеевна из рода Романовы...

Соседство с мордвой и половцами
С востока и юга Муромо-Рязанское княжество в виде дуги облегало обширные земли мордвы и половцев. Соседство дикарей, конечно, не могло не иметь значительного влияния на внутреннее и внешнее развитие княжества: отношения к ним вообще были враждебные. Реже летописи упоминают о войнах с мордвою, чаще о половцах. До XIII в. мы собственно од...

1917 год - третий год войны
Основные события в Европе были не военные, а политические. Они развернулись в России. В течение одного года в условиях войны в России состоялось две революции: Февральская и Октябрьская. Причины Февральской революции: поражение войск на Западном фронте в 1914-1916 гг., экономический кризис и рост забастовочной борьбы рабочих и крестья...

Охлаждение в отношениях между СССР и США, начавшееся на рубеже 70-х и 80-х годов, отразилось и на общем состоянии международных отношений. Многие позитивные решения, достигнутые в период разрядки, уходили в прошлое. Вновь начались проволочки на переговорах по разоружению, увеличилось вмешательство великих держав в региональные конфликты, что отнюдь не способствовало их разрешению. Государства усилили пропагандистские кампании, направленные друг против друга. Вначале США с союзниками, а потом СССР бойкотировали олимпийские игры 1980 и 1984 гг. Антисоветская истерия в США и антиамериканская в Советском Союзе создавали неблагоприятную атмосферу для любых контактов.

В 80-е годы продолжала наращиваться гонка вооружений. В 1983 г. президент США Рональд Рейган объявил о стратегической оборонной инициативе (СОИ) – программе по использованию космического пространства для обеспечения безопасности США и их союзников. С технической точки зрения, программа была далека от реальности. Предполагалось, что в космосе будут размещены специальные лазеры, способные уничтожать советские ракеты в момент их запуска. Крупнейшие корпорации и исследовательские лаборатории получили государственное финансирование на совершенствование военных технологий. Рональд Рейган дал фактический старт новому витку гонке вооружений, провоцируя Москву на адекватный ответ. Как известно, экономика Советского Союза не смогла долго выдерживать взятый американцами темп. Советские лидеры пытались перехватить инициативу на дипломатическом фронте, выдвигая все новые мирные инициативы, однако Запад на них практически не реагировал. В Европе начали разворачивать ядерные ракеты средней и малой дальности, что, в свою очередь подтолкнуло развитие антивоенного движения в странах Западной Европы.

В 1982 и 1983 годах отношения между США и СССР становились все напряженней. Москва обвинила Вашингтон во вмешательстве во внутренние дела Польши. С приходом Р.Рейгана в Белый Дом, американцы активизировали помощь профсоюзному объединению «Солидарность», которое организовала акции протеста и активно боролась с правительством В.Ярузельского. США активно поддержал Ватикан: Папа Иоанн Павел II (поляк по национальности) фактически разрешил использовать авторитет католической церкви, очень влиятельной в Польше, и ее организационные возможности для поддержки протестующих. В свою очередь, Рейган объявил о введении экономических санкций против Варшавы и объявил о размещении ракет Першинг-II в Европе. Первые ракеты появились на базах Великобритании и Германии в ноябре 1983г.

США также развернули экономическую войны против СССР, стремясь помешать строительству советского газопровода в Европу. Газопровод имел принципиально важное значение как для Советского Союза, нуждавшегося в валютных поступлениях, так и для западноевропейских союзников, которым необходим был российских газ. Для строительства трубопровода Москве нужны были трубы большого диаметра, которые тогда в Советском Союзе не выпускались. Американцы надеялись, что ограничение поступлений американской техники негативным образом скажется на проекте строительства газопровода. Однако западноевропейские фирмы во главу угла поставили интересы бизнеса, а не политики. Строительство газопровода было успешно завершено. Тем не менее, начало 80-х годов характеризовалось очень жесткой торговой войной между США и СССР.

В странах третьего мира, Москва и Вашингтон продолжали расширять сферу влияния. После интервенции США в Ливан (1983 г.), СССР увеличивает объемы военных поставок в Сирию. Москва по-прежнему вела боевые действия в Афганистане, где советской армии противостояли моджахеды, поддерживаемые и вооружаемые американцами через территорию соседнего Пакистана. В Латинской Америке ареной противостояния стали Никарагуа и Сальвадор, куда через территорию Кубы, поступала советская материальная и финансовая помощь силам, боровшимся с режимами, получавшими поддержку от США. В Юго-Восточной Азии в центре противостояния оказались Кампучия и Лаос, где столкнулись интересы разных стран – СССР, Вьетнама, Китая, США. Напряженные отношения между Пекином и Москвой осложняли ситуацию в регионе. В 1983 г. в небе над территорией Советского Союза советский истребитель сбивает корейский пассажирский самолет, нарушивший границу СССР и не отвечавший на запросы диспетчерских служб. Гибель самолета, на борту которого, как потом выяснилось, находились гражданские люди, был использован Западом для раздувания антисоветской истерии.

Первая половина 80-х годов стали одним из наиболее напряженных периодов в советско-американских отношениях. Начатый Рейганом «крестовый поход» против коммунизма встретил адекватную реакцию лидеров СССР. Они прекратили любые контакты, прервав все переговоры по актуальным проблемам разоружения и безопасности в Европе. В Советском Союзе объявили о том, что «период разрядки был похоронен Америкой». Даже либерально настроенный А.Яковлев характеризуя советско-американские отношения, говорил о самом низком уровне доверия, который когда-либо существовал за всю их историю. Ситуация меняется только в 1985 г., когда обе стороны согласились возобновить все переговоры по проблеме ядерного оружия.

В марте 1985 г. генеральным секретарем КПСС становится М.С. Горбачев. Уже в середине 1985 г. он пытается активизировать дипломатические отношения между странами, и выходит с целым рядом инициатив по ограничению гонки вооружения. В ноябре 1985 г. происходит первая из четырех встреч в верхах между президентом Рейганом и Горбачевым, где удается совершить прорыв и вывести отношения между двумя странами из застоя. В октябре 1986 г. в столице Исландии Рейкьявике Горбачев пытается убедить президента прекратить программу «звездных войн». В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан исторический документ о запрете целой категории вооружения – ракет малой дальности. Более того, был разработан механизм контроля за выполнением этого соглашения. Последняя встреча на высшем уровне прошла в Москве 29 мая – 2 июня 1988 г. Она подтвердила готовность лидеров двух держав встречаться на регулярной основе, даже если по итогам встречи не предвиделось конкретных договоренностей.

Улучшение отношений с Соединенными Штатами стало ключевым моментом внешнеполитической стратегии Горбачева. Развитие гласности и плюрализма с восторгом встречали на Западе. Началась мода на Советский Союз. В это время Москва приступает к свертыванию своей «интернациональной» помощи третьим странам. Одновременно в Вашингтоне разгорелся скандал, получивший название Ирангейт, или Иран-контрас. Оказалось, что чиновники администрации участвовали в незаконном использовании денежных средств для тайного финансирования подрывных операций в странах Центральной Америки. Таким образом, создалась ситуация, когда различные противоборствующие стороны в странах третьего мира перестали получать помощь от своих «покровителей». Конфликты, лишенные фона идеологического противостояния двух центров силы, из «международных» стали локальными.

В 1989 г. Овальный кабинет Белого Дома занял бывший вице-президент в администрации Р.Рейгана - Дж.Буш, который собрал одну из самых профессиональных внешнеполитических команд в новейшей истории США. Вашингтон приступил к переоценке своей политики в отношении СССР.

На исходе ХХ века все более очевидным становилось завершение периода существования евроцентричного мира. Со времен античности международные связи замыкались или концентрировались на Европу. Все, происходящее в Европе, благодаря ее экономической, военной и интеллектуальной мощи, отражалось на остальном мире. В настоящее время мы являемся свидетелям появления новой тенденции, когда события, например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе воздействуют на события в Европе. Потенциал АТР огромен, здесь проживает две трети населения планеты, он дает две трети мирового ВВП и более трети мирового торгового оборота. Не на Европу, а на Азию приходились наиболее высокие темпы прироста американской торговли (объем торгового оборота США с его странами составлял около 400 млрд. долл.) и инвестиций. Однако, несмотря на это, Западная Европа сохраняла первостепенное значение для США на рубеже 80-90х годов.

Удельный вес Америки в мировой экономике начал медленно снижаться, ЕС по этому показателю обогнал США. Но в период президентства Дж.Буша эти тенденции только становились «видимыми» для политиков. Внешнеполитическая инерция требовала первоначального решения именно европейских проблем, которые действительно были очень острыми. «Холодная война» началась в Европе и там она должна была завершиться.

В конце 80-х годов проходят «бархатные революции» в странах Восточной Европы. В 1988 г. радикальные изменения произошли в Венгрии: 76-летний Янош Кадар ушел в отставку, после чего новый лидер объявил о начале радикальных реформ в экономической и политической жизни страны. В октябре 1989 г. Венгерская Социалистическая Республика избавляется от слова «социалистическая». Демократизация в Венгрии напрямую затронула интересы ГДР: через ее территорию восточные немцы получили возможность проникать в ФРГ и просить там политическое убежище. Тысячи «перебежчиков» дестабилизировали ситуацию на границе. Москва не могла уже влиять на события, как это было в 50-60 годы. Распад социалистического лагеря и появление новых действующих лиц на европейской арене стали реальностью и заставили лидеров США и СССР взяться за разработку новой стратегии для Европы. Необходимо было дать четкий ответ на вопросы о будущем НАТО, ОБСЕ, ОВД и отреагировать на изменившуюся конфигурацию сил в регионе.

В октябре 1989 г. Горбачев посещает Восточный Берлин для участия в праздновании 40-летия образования ГДР. В это время восточные немцы не прекращали акций протеста, требуя радикальных реформ. Горбачев лично одобрил курс на реформирование ГДР. Однако процессы уже не контролировались ни Берлином, ни Москвой. 9 ноября пала Берлинская стена, разделявшая Берлин на Западный и Восточный. Восточные немцы впервые с 1961 г. получили возможность свободно переходить границу с Западной Германией.

В ноябре наблюдавшие за событиями в Германии чехи и словаки вышли на улицы городов и заставили коммунистическую партию отдать власть. «Переворот» в Чехословакии вошел в историю под названием «бархатной революции». Пришедший к власти бывший диссидент В.Гавел, отказался выполнять внешнеполитические обязательства «члена социалистического лагеря». Он закрыл тренировочные лагеря для террористов, прекратил продажу пластида террористическим группам и таким государствам как Ливия и Сирия. Прага первая из соцстран нормализовала отношения с Израилем. В начале 1990 г. Москва согласилась с требованием Праги вывести свои войска с территории страны.

В отличие от Чехословакии, Венгрии, ГДР, Болгарии и Польши румынская революция получилась кровавой. Авторитарный режим Н.Чаушеску не хотел без боя сдавать свои позиции. Тем не менее, в течение нескольких месяцев во всех странах Восточной и Центральной Европы, находившихся в сфере влияния СССР, коммунисты потеряли власть. Горбачев ничего не предпринял, чтобы остановить этот процесс. К сожалению, Москва не смогла оговорить выгодные для себя условия, фактически сдавая позиции в регионе.

После достаточно сложного для американских дипломатов Парижского саммита Конференции по Безопасности и Сотрудничеству в Европе в ноябре 1990 г., в ноябре 1991 г. предстояла встреча глав государств стран НАТО в Риме. На ней предполагалось принять новую «стратегическую концепцию» и завершить процесс формирования «обновленного альянса», о чем была достигнута предварительная договоренность на Лондонской встрече в июле 1990 г. В декабре 1991 г. происходит знаменитая встреча в Маастрихте (Нидерланды) где принимается соглашение об экономическом и политическом союзе стран Западной Европы. Европейский Совет преобразуется в Европейский Союз. В июле 1992 г. на саммите ОБСЕ достигается соглашение об участии этой организации в разрешении конфликтов, угрожающих безопасности Европы.

Темпы «строительства» новых институтов на европейском континенте поражали как академическое сообщество, так и политиков. В пылу развернувшихся дискуссий очень часто терялось осознание всей хрупкости и неустойчивости происходивших изменений. Более того, в ходе дебатов между европейцами и американцами было потеряно, на наш взгляд, ощущение реальности. Мало кто понимал, зачем и для чего строились или модифицировались «старые институты периода холодной войны». Трудно не согласиться с одним из непосредственных участников выработки европейской политики США Робертом Хатчингсом. Оценивая этот период с точки зрения формирования новой системы безопасности в Европе, он писал, что все участники тех дискуссий были скорее похожи на инженеров, обсуждавших проблемы организации производства и забывших, что международные отношения и дипломатия требуют кардинально иных механизмов решения проблем. Созданные в пылу эйфории институты и разработанные механизмы показали свою неэффективность как в предотвращении возникновения угроз безопасности в Европе, так и в создании долгосрочных, надежных доверительных отношений между Западом и Россией.

В середине февраля 1989 администрация Дж.Буша приступила к разработке новой национальной стратегии, которая была призвана учесть бы произошедшие в мире изменения. Тогда же с целью проведения консультаций по основным вопросам международной политики в поездку по столицам западноевропейских союзников отправился государственный секретарь Д. Бейкер.. Большинство из союзников, за исключением Великобритании, выказали желание увидеть существенные изменения во внешней политике США, с учетом серьезных перемен происходивших как в странах Центральной и Восточной Европы, так и в Советском Союзе. Особую позицию заняли лидеры Франции и Германии. Они выступили за уступки со стороны альянса в вопросе о тактическом ядерном оружии.

Весной в Хамтрэмке, штат Мичиган, президент Дж.Буш заявил о готовности США «принять» изменения статус-кво на европейском континенте. "Соединенные Штаты никогда не признавали законность существования разделенной Европы. Мы не признаем сфер влияния, если это отрицает суверенное право на самоопределение. Холодная война началась в Восточной Европе, и закончиться она должна там же". В речи президента объявлялось о готовности США оказать поддержку процессу политических и экономических реформ в странах Восточной Европы, а также выражалась уверенность, что подобные изменения выгодны и Советскому Союзу.

Горбачев признал неизбежность распада социалистического лагеря, более того многие западные лидеры видели реальные шаги советских лидеров в направлении улучшения отношений с Западом. Решение о выводе войск из Афганистана, официально позитивная реакция на падение Берлинской стены и смену коммунистических режимов в странах Восточной Европы, визит Горбачева в Рим и историческая встреча с Папой Римским в 1989 г. свидетельствовали о реальной трансформации советского внешнеполитического курса. Лидер СССР вынужден был признать, что ситуация в стране требовала изменения внешнеполитического курса. Ресурсы и возможности страны реализовывать прежнюю политику на международной арене были ограниченными.

В 1989 г. Горбачев объявляет о долгосрочной стратегии улучшения отношений с Западом. Предлагалось активизировать переговоры по проблеме контроля за вооружением, договориться о сокращении численности советской армии, признать право на самоопределение стран Восточной Европы. Предметом обсуждения должны были также послужить вопросы прав человека, урегулирования региональных конфликтов, условия участия СССР в решении глобальных проблем. В период нахождения у власти Горбачева, идеологический аспект советско-американских отношений фактически потерял свое значение.

Американцев, так же как и советских лидеров, беспокоили проблемы сокращения обычного вооружения в Европе. Ликвидация советского военного присутствия стало необходимым условием оказания американской помощи процессу восточноевропейской либерализации, в первую очередь это относилось к Польше и Венгрии. В марте же 1989 г., проведенное сотрудниками министерства обороны США исследование, основанное на секретных данных разведки, показало, что советские войска, расположенные в Восточной Европе отказались от поддержания режима «постоянной боевой готовности». Это означало, что армия стран Варшавского договора не готовилась первой начать боевые действия в Европе, более того, СССР сознательно шел на смягчение напряженности в регионе. Таким образом, уже в начале 1989 г. высшие чины администрации знали, что у войск НАТО значительно увеличилось время предупреждения атаки на континенте. Советская армия в Восточной Европе отказалась от наступательной стратегии на европейском театре военных действий.

В серии официальных выступлений весной 1989 в Техасе, Бостонском университете, Академии береговой гвардии, а также на пресс конференциях в Европе президент Буш обрисовал свое видение внешнеполитической стратегии США в условиях менявшегося мира. Суть нового подхода заключалась в официальном признании уменьшения роли США в мире и возросшего влияния новых центров силы - Западной Европы и Японии. Президент предложил отказаться от советско-американской конфронтации и попытаться интегрировать Советский Союз в сообщество демократических стран. Именно тогда было заявлено о необходимости укрепления системы международной безопасности, первые очертания стала приобретать стратегия коллективной безопасности. В Европейском Союзе президент США видел эффективный механизм, способный трансформировать политику и экономику стран Восточной Европы и привести к созданию "общего европейского дома".

В первой половине 1989 г. в Вашингтоне официально признали появление нового центра экономической и политической интеграции в Западной Европе, способного разделить с Соединенными Штатами бремя ответственности за безопасность в регионе. В этот период были озвучены новые направления внешнеполитического курса США: активизация переговорного процесса по сокращению обычного вооружения в Европе и программы предоставления помощи странам разваливающегося социалистического лагеря.

Осенью же этого года, в политических кругах США развернулась серьёзная борьба по вопросам внешнеполитической линии в отношении происходивших в Европе перемен. Новый импульс дебатам дала публикация 4 января 1990 г. газетой "Нью-Йорк Таймс" заключительной части статьи "Конечный кризис Советов" за подписью "Мистер Х", помещенной в зимнем номере (за 1990 г.) журнала "Дедалус", являющегося органом Американской академии наук и искусств. Статья привлекла к себе внимание самим фактом появления на свет под псевдонимом, призванным, очевидно, послужить напоминанием о статье "Истоки советского поведения", опубликованной в 1947 г в журнале "Foriegn Affairs" и ставшей, как известно, философским обоснованием поворота США к стратегии "сдерживания" Советского Союза. Но главное все же - содержащийся в статье набор идей, которые во многом шли вразрез как с общей концепцией политики администрации Буша, так и сферой её практических действий.

В самом сжатом виде суть позиции автора статьи можно свести к следующим моментам. Во-первых, говорилось об обреченности перестройки в СССР и тщетности любой помощи, которую может предложить Запад Москве. Во-вторых, конструктивная роль Запада в отношении стран бывшего социализма виделась в том, чтобы облегчить бремя гонки вооружений и одновременно содействовать постепенному формированию структур частного бизнеса в советской экономике, экономического и политического плюрализма в целом. США, по мнению автора, могли бы содействовать созданию свободных экономических зон (на условиях МВФ) в таких регионах СССР, как Прибалтика, Армения или Дальний Восток.

В это же время госсекретарь Д.Бейкер сделал несколько официальных заявлений, содержание которых говорило о продолжении поиска в администрации новых концепций и идей. В Берлинском пресс-клубе 12 декабря 1989 г. и в Совете по международным отношениям 30 марта 1990 г. впервые было заявлено, что новая национальная стратегия США будет нацелена на использование плодов мирных революций в странах Восточной Европы, создание механизмов и поддержание институтов, обеспечивающих продолжение происходящих изменений. В этих выступлениях мы находим относительно краткие, но обстоятельные определения главных стратегических направлений американской доктрины национальной безопасности. В последующие месяцы ни один из членов администрации не подверг пересмотру концептуальные положения, представленные Бейкером в конце 1989 начале 1990 гг.

"За пределами сдерживания лежит демократия", - заявляя об этом, Д.Бейкер фактически дал сигнал к началу принципиальных изменений в характере американской национальной стратегии. Основное внимание предлагалось уделить "новой миссии - распространению и консолидации демократии в мире". Вместо того, чтобы ориентировать американскую внешнею политику на сдерживание советской военной экспансии и влияния, Соединённые Штаты, по мнению Бейкера, должны были сосредоточить свои усилия и ресурсы для достижения "новых" целей: создание "международного демократического сообщества". По существу, долгосрочной задачей США объявлялось формирование регионального политического порядка, в котором "свободный человек и свободные правительства" будут составлять "кирпичики" будущей системы безопасности. Выполнение этих задач предусматривалось в первую очередь в Европе, которая только что пережила "шок", вызванный "падением берлинской стены". Столь пристальное внимание к Старому свету обусловлено той значимостью, которую Европа представляет для безопасности США. Следует учитывать и тот факт, что события, прокатившиеся по странам социалистического лагеря, заставили политиков больше внимания уделять этому региону. К тому же, именно к Европе настоятельно рекомендовали обратить самое пристальное внимание ведущие эксперты и аналитики еще до церемонии инаугурации президента.

В приведенных выступлениях Бейкер охарактеризовал процесс демократизации как ключевой механизм создания новой Европы в условиях окончания "холодной войны". Распространение либеральных ценностей и институтов будет, как полагал госсекретарь, иметь стимулирующий эффект на внутреннем и международном уровнях. Демократизация, по мнению некоторых экспертов, как раз и служила основным сдерживающим фактором разрастания международных конфликтов.

Противостояние двух соперников в "холодной войне" завершилось неожиданным для большинства аналитиков распадом Советского Союза и укреплением позиций США. Однако окончание "холодной войны" вряд ли корректно оценивать в терминах победы и поражения, как бы того не хотелось многим. Скорее, следует сказать, что завершился очередной этап в развитии международных отношений. 90-е годы открыли перед бывшими противниками новые возможности реализации своих исторических амбиций.

1. Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг.

2. Перестройка в СССР и изменения в отношениях Востока и Запада.

3. Система международных отношений на рубеже веков.

На рубеже 70 - 80-х годов разрядка сменилась новым обострением международной напряжённости. Это было вызвано действиями СССР по укреплению своих позиций в мире. В 1975 - 1979 гг. СССР укрепил свои позиции в Африке за счёт Анголы, Мозамбика и Эфиопии, в Азии - за счет Камбожди, в Америке - за счет Никарагуа. Заметно выросли поставки советского оружия в Сирию и Ливию. В 1978 г. СССР разместил в Европе новый класс ракет СС-20, что изменило в пользу СССР баланс ядерных сил в Европе. В декабре 1979 г. СССР ввёл свои войска в Афганистан и установил там просоветский режим. Все эти действия СССР были расценены властями США как стремление советского руководства к мировому господству. На советские действия США ответили бойкотом Московской Олимпиады 1980 г. и установлением запрета на поставки в СССР продовольствия и новейшего оборудования. На более решительные действия президент Картер не решился.

Отношения между США и СССР ещё более обострились после прихода к власти в США Р. Рейгана , считавшего, что Картер ведёт себя слишком мягко. Рейган резко увеличил расходы на производство вооружения, рассчитывая экономически измотать СССР, чьё экономическое положение постоянно ухудшалось. В 1983 г. США начали разработку программы СОИ, которая предусматривала создание в космосе ракетно-ядерного щита для защиты США от советских ракет. Одновременно США развернули работу над созданием самолёта-невидимки «Стеллс». В 1981 - 1984 гг. США увеличили производство ядерных и обычных вооружений, усилили военную помощь оппозиции в Никарагуа, Афганистане, Анголе и Мозамбике.

На эти действия США СССР ответил размещением своих ракет в ГДР и Чехословакии, а в 1983 г. он прервал переговоры с США о сокращении стратегических вооружений и стал наращивать свой военный потенциал. Кроме того, между США и СССР развернулась настоящая идеологическая война. Обе стороны обвиняли друг друга в стремлении к мировому господству и заявляли о решимости предпринять всё, чтобы такого господства не допустить.

Одновременно с ухудшением отношений между сверхдержавами увеличилось число локальных конфликтов. В феврале - марте 1979 г. разразилась война между Китаем и Вьетнамом. В 1980 г. началась война между Ираном и Ираком из-за спорного участка приграничной территории. Она длилась до 1988 г. и завершилась безрезультатно, несмотря на крупные потери с обеих сторон. В 1982 г. произошла война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, спорной территории между двумя странами. В 1982 г. Израиль ввёл войска на территорию Ливана и захватил 30-километровую полосу вдоль израильско-ливанской границы, чтобы закрыть проникновение палестинских боевиков на свою территорию.


С середины 80-х годов в развитии международных отношений начался новый этап. Он был связан с приходом к власти в СССР нового руководства во главе с М. Горбачёвым , который сформулировал концепцию нового политического мышления, содержавшую новую философию внешней политики СССР. С 1985 г. Горбачёв выдвинул целую серию предложений по разоружению и по расширению сотрудничества между СССР и западными странами. Лидеры западных стран поначалу осторожно отнеслись к этим предложениям, считая их пропагандистским ходом. Однако советские инициативы получили широкую поддержку населения западных стран, что заставило политиков реагировать на предложения Горбачёва.

Одним из проявлений такой реакции стало возобновление советско-американского диалога на высшем уровне. С 1985 г. встречи руководителей СССР и США стали регулярными, на них лидеры сверхдержав обменивались своими взглядами по важнейшим международным проблемам и согласовывали позиции своих стран. Изменилось и содержание советско-американских отношений: от противоборства на международной арене СССР и США перешли к сотрудничеству и по целому ряду международных проблем занимали единую позицию. Это сотрудничество позволило в конце 80-х годов урегулировать локальные конфликты в Никарагуа и на юге Африки. Одновременно во второй половине 80-х годов активизировалось сотрудничество между СССР и США в экономической, научно-технической и культурной сферах. США начали оказывать СССР экономическую помощь, а также подтолкнули страны Западной Европы и Японию к увеличению такой помощи СССР.

Изменения в советско-американских отношениях позволили впервые в послевоенное время начать процесс разоружения. В декабре 1987 г. США и СССР подписали договор РСМД, по которому уничтожались ядерные ракеты средней и малой дальности, составлявшие более 4% всех ядерных вооружений . В июле 1991 г. США и СССР подписали договор СНВ-1, предусматривающий сокращение на 30 % стратегических наступающих вооружений. После распада СССР Россия продолжила курс на разоружение. В январе 1993 г. США и Россия подписали договор СНВ-2. 2003 г. США и Россия подписали договор СНВ-3, который не был ратифицирован. Но в 2009 г. был подписан новый договор о сокращении числа ядерных зарядов. Одновременно началось сокращение и других видов вооружений. В 1990 г. было подписано соглашение между НАТО и ОВД о сокращении обычных вооружений в Европе примерно на 2/3. В 1993 г. более 150 стран подписали соглашение по химическому оружию. Оно вступило в силу в 1997 г. и предусматривает ликвидацию химического оружия в течение 10 лет.

Перемены во внешней политике СССР позволили вывести на новый уровень общеевропейский процесс. В 1989 г. СССР отказался от подавления антикоммунистических революций в странах ЦЮВЕ и позволил им проводить самостоятельную внешнюю политику. СССР также не стал противиться объединению Германии, которое произошло 3 октября 1990 г. В ноябре 1990 г. в Париже была принята Хартия для новой Европы, в которой ОВД и НАТО обязались строить отношения на основе партнерства и дружбы. В июне-июле 1991 г. были распущены СЭВ и ОВД. Таким образом, завершился раскол Европы надвое, снизился уровень военного противостояния и появились возможности для создания единой Европы.

В 90-е годы произошли серьёзные изменения в расстановке сил на международной арене. После распада США стали безоговорочным мировым лидером. Многие страны мира в своей внешней политике стали ориентироваться на США, что позволяло США добиваться принятия в ООН выгодных для себя решений. Одновременно США всё чаще начали диктовать свои условия разным странам мира и даже вводили через ООН санкции против стран, чья политика не устраивает Вашингтон. США стали все чаще использовать силу для укрепления своих позиций в мире (операция «Лис в пустыне» против Ирака в 1998 г., военная операция НАТО против Югославии в 1999 г., разгром движения Талибан в Афганистане в 2001 г., свержение иракского режима в 2003 г.). Стремление США к мировой гегемонии вызвало недовольство среди других стран. В 90-е годы многие специалисты считали, что Россия, Китай или страны ЕС станут противовесом США на международной арене. Но на сегодняшний день ни одна из этих сил так и не смогла стать таким противовесом.

В развитии взаимоотношений СССР - США в 80-е годы можно выделить три периода. Первый из них охватывает в основном 1981-1984 гг. Он характеризовался военно-политической конфронтацией двух государств из-за размещения ракет средней дальности на Европейском континенте; безрезультатно проходивших в 1981-1983 гг. советско-американских переговоров об ограничении ядерных вооружений в Европе и о сокращении стратегических наступательных вооружений; плохим политическим климатом и ростом недоверия и подозрительности сторон друг к другу; сведением к минимуму контактов и связей в сферах двусторонних советско-американских отношений.
Второй период (1985-1986) ознаменовался началом в марте 1985 года новых советско-американских переговоров об ограничении ядерных и космических вооружений, постепенным восстановлением механизма политического диалога между двумя странами, в т.ч. и на высшем уровне.
В ноябре 1985 года состоялась советско-американская встреча в верхах (М.С.Горбачев и Р.Рейган) в Женеве. Она вылилась в открытый широкий диалог, оказавший существенное воздействие на общуя обстановку в мире, а также положила начало сотрудничества в ряде сфер двусторонних отношений СССР - США. Обе стороны заявили, что "ядерная война не должна быть развязана и в ней не может быть победителей", и обязались не стремиться к достижению военного превосходства, подчеркнули важность предотвращения любой войны между ними - ядерной или обычной.
В октябре 1986 года М.С.Горбачев и Р.Рейган встретились в Рейкьявике. Значение этой встречи состоит прежде всего в том, что на ней были обсуждены конкретные формулы радикального сокращения ядерного оружия, предложенные советской стороной.
С марта 1987 года советско-американские отношения вступили в третий период. Заметно активизировались политические контакты на различных уровнях. В ходе весьма интенсивных дипломатических контактов весной и особенно осенью 1987 года удалось завершить выработку договора по ракетам средней и малой дальности, договориться о проведении в декабре того же года третьей советско-американской встречи в верхах - на этот раз в Вашингтоне.
Становилось очевидным то, что в виду экономических трудностей, США оказываются не в состоянии финансировать все проталкиваемые Пентагоном военные программы. В 1985 г. конгресс США заморозил военные расходы, а с 1987 г. началось даже их определенное сокращение. В стране усиливалась критика внешней политики администрации, и особенно ее курса в отношении Советского Союза.
Важным звеном в развитии советско-американских отношений стала встреча в верхах в Москве, которая состоялась с 29 мая по 2 июня 1988 года. Сам факт проведения встречи на высшем уровне, подготовка к ней не только закрепили значительные позитивные перемены в советско-американских отношениях, но и дали новые импульсы к их развитию. Ратификация Договора по ракетам средней и меньшей дальности, обмен в ходе встречи ратификационными грамотами о вступлении этого договора в силу, дальнейшее продвижение в завершении выработкм соглашения о 50-процентным сокращении стратегических наступательных вооружений, подписание до встречи соглашений по афганскому урегулированию, заключение ряда соглашений о дальнейшем совершенствовании механизма предотвращения ядерной войны, а также о развитии двустороннего сотрудничества - все это конкретные свидетельства продолжающейся нормализациии советско-американских отношений, привнесение в них дополнительных элементов устойчивости и последовательности.