Урок по теме современная политическая карта мира. Изменения на карте

  • 10.09.2019

Конспект урока по географии 10 класс

Тема «Формирование политической карты мира»

Задачи урока :

- сформировать представление о разнообразии стран современного мира; выяснить основные критерии классификации стран мира; дать понятие «суверенное государство», «валовый внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами; выяснить значение политико-географического положения для страны

Оборудование : политическая карта мира, атласы, контурные карты

Тип урока : изучение нового материала

ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

Записать число и тему урока в тетради

ЗАДАНИЕ . В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.

- Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?

Учащиеся: По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.

Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:

Этапы

Развитие человеческого общества

I этап - древний (до 5 в.н.э)

возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет.

II этап - средневековый (5-16в.в.)

возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.

III этап - новый (16-19 в.в.)

эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире.

IV этап - новейший

формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами.

V этап - современный

появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.

Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

ВОПРОС : А какое государство называется «суверенным»?

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Смотрим по атласу)

По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы).

Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

ЗАДАНИЕ . Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы).

На основе качественных показателей страны подразделяют на:

1.Экономически развитые записать

2.Развивающиеся в тетради

3.Страны с переходной экономикой

II. Физминутка

Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

ВОПРОС : Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?

Учащиеся: В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает).

ВОПРОС : А в странах какого региона ИЧР самый низкий?

Учащиеся : Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

- Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.

К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой. Дать учащимся раздаточный материал.

Страны с переходной экономикой : постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.

ЗАДАНИЕ (работа на контурных картах)

Подписать страны «большой семерки» на контурной карте

- Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.

Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.

III. Р ефлексия. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.

Учащиеся: Основные группы стран:

По площади территории

По численности населения

По особенностям ГП

По уровню социально-экономического развития

IV . Домашнее задание: учить п. 20 ответить на вопросы 1-4 устно

Раздаточный материал

подгруппы экономически развитых стран

«Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности

Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»

Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль

Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам

подгруппы развивающихся стран

Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом

Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке

Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)

Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.

Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки

Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год

На современной политической карте мира обозначаются географическое положение стран, их политико-административная структура. Отражаются главные политико-географические изменения: возникновение новых независимых государств, смена политического устройства стран, изменение их границ и территорий, названия стран и столиц и др. Политическую карту мира и закономерности изменений на ней исследует отрасль географии, называемая политической географией.
Политическая карта мира отражает государственное устройство стран, особенности их государственной системы управления, взаимоотношения между государствами, а также региональные конфликты, возникающие в связи с определением государственных границ и расселением населения. Политическая карта мира постоянно меняется. Этому способствуют факторы:
- войны на различных уровнях;
-лишение страны независимости, изменение границ территории;
-межгосударственные и международные соглашения;
-формирование новых независимых государств;
-изменение названия страны и столицы;
-распад и объединение государств;
-изменение устройства и государственной системы управления страной;
-перенесение столицы страны в другой город.
Все события, относящиеся к формированию современной политической карты мира, условно делят на два периода: новый – с 17 века до первой мировой войны и новейший – с Первой мировой войны до сегодняшнего дня. Новейший период делится на 4 этапа. 1-ый этап с 1918 по 1945, 2-ой с 1945 по этап 3-ий этап с 1945 по 1985, 4-ый этап с 1985 г. по настоящее время.
На современной политической карте мира насчитывается более 200 государств, объявивших о своей независимости. Среди них, количество стран, признанных на международном уровне – 191. К ряду объектов современной политической карты мира относятся 67 зависимых территорий, не имеющих статуса самостоятельного управления.

Тестовые вопросы

1.Как называется отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности изменений на ней?
A) экология
B) физическая география
C) биология
D) политическая география

2.Сколько независимых государств насчитывается на современной политической карте мира?
A) 400
B) 300
C) 200
D) 100
3. На какие 2 периода условно делят все события, относящиеся к формированию современной политической карты мира?
A) старый и новый
B) новый и современный
C) новый и новейший
D) старый и новейший

2. Сколько независимых территорий насчитывается на современной политической карте мира?
A) 27
B) 47
C) 67
D) 87
Глоссарий
Русский язык
Казахский язык
Английский язык
Социально-экономическая география
Әлеуметтік-экономикалық география
Social-economic geography
Географические открытия
Географиялық ашулар
Geographical openings
Великие путешественники
Атақты саяхатшылар
Great travelliers
Исследования
Зерттеулер
Studies
Политическая карта мира
Дүние жүзінің саяси картасы
Political card of the world
Периоды формирования
Қалыптасу кезендері
Periods of the shaping
Независимые государства
Тәуелсіз мемлекеттер
Independent state
Территория
Аумақ
Territory
Темы СРС

1) Изучить тему «Земля как планета». Л1, стр. 5-9.

Темы СРСП
1) На основе схемы 5 провести анализ изменений, происходивших на политической карте мира на примере одного государства. Л1, стр. 78-81.

учитель географии МОУ СОШ 176

Слайд 2

1. Этапы формирования политической карты мира

2. Деление стран:

3. Политическая география

Слайд 3

Этапы формирования политической карты мира

  • Древний (до V в. н. э.)возникновение и крушение первых государств.
  • Средневековый (V – ХVIвв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии
  • Новый (ХVI- ХIХ вв.) – формирование колониальной империи.
  • Новейший (первая половина ХХ в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы
  • Современный (вторая половина ХХв –современный период)
  • Слайд 4

    Изменения на карте

    • Количественные
      • Территориальные
      • приобретения,
      • потери,
      • добровольные уступки
    • Качественные
      • смена формаций
      • завоевание суверенитета
      • введение нового государственного устройства
  • Слайд 5

    Уровень социально – экономического развития. Выраженный через показатель ВВП и ИЧР

    • Экономически развитые страны
    • Страны «большой- семерки» (ВВП – 20 – 30 тысяч долларов)
    • Менее крупные страны Западной Европы (ВВП, как в странах «большой семерки»
    • Страны переселенческого капитализма (доминионы Великобритании)
  • Слайд 6

    Страны с переходной экономикой

    Бывшие социалистические страны:

    1. Восточная Европа (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария…) Их можно отнести к экономически развитым странам

    2. Постсоциалистические и социалистические страны (Лаос, Вьетнам..). Их можно отнести к развивающимся странам

    Слайд 7

    Развивающиеся страны

    • Ключевые страны – обладают большим природным, людским и экономическим потенциалом. ВВП 350 долларов.
    • Страны Латинской Америки, Азии, Северной Африки. ВВП 1000 долларов.
    • НИС – новые индустриальные страны – «азиатские тигры»
    • Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива. ВВП 20 – 30 тысяч долларов.
    • «Классические» развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тысячи долларов в год. Большинство стран Африки, а также Азии и Латинской Америки.
    • Наименее развитые страны «четвертый мир» 47 стран с ВВП 100 – 300 долларов в год. Эфиопия, Гаити, Бангладеш…
  • Слайд 8

    На ПКМ более 200 стран и территорий, из которых более 190 суверенные государства, среди них можно выделить:

    ПО РАЗМЕРАМ ТЕРРИТОРИИ

    • Страны – гиганты, площадь более 3млн. км2 (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия)
    • «Крупные страны», их площадь более 500 тыс. км2 (Франция, Испания..), площадь более 1млн. км2 (Судан, Алжир, Ливия..)
    • Микрогосударства – имеющие незначительную Сан- Марино, Лихтенштейн, площадь (Ватикан, Сингапур..)
  • Слайд 9

    ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

    • Страны гиганты численность свыше 100 млн. человек (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия, Россия…)
    • Средние страны (Алжир, Мексика…)

    3. Небольшие страны, микрогосударства, с населением 10 – 30 тыс. человек и менее (Ватикан, Сан- Марино, Монако…)

    Слайд 10

    ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ

    • С приморским положением (Мексика, Аргентина, Конго, Саудовская Аравия, Польша, Россия..)

    2. Полуостровные (Италия, Индия, Португалия, Корея, Дания..)

    3. Островные (Великобритания, Куба, Исландия, Мадагаскар, ..)

    4. Внутриконтинентальные страны (42 государства лишены выхода в океан: Монголия, Австрия, Чехия, Чад, Руанда…)

    Слайд 11

    По формам правления

    1. Республика– ¾ всех стран мира

    Слайд 12

    2. Монархии

    В мире их 30:

    • Океания 2
    • Азия 13
    • Африка 3
    • Европа 12
  • Слайд 13

    3.Государства в составеСодружества

    • 15 стран, бывшие доминионы Великобритании,
    • формально главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор
  • Слайд 14

    4. Представлено одной Ливией

    • Официально Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия (государство народных масс)
  • Слайд 15

    По особенностям территориально– государственного устройства

  • Слайд 16

    Политическаягеография

    • Формирование политической карты мира и отдельных ее регионов
    • Изменения в политических границах
    • Особенностигосударственногостроя
    • Политические партии, группировки и блоки
    • Территориальные аспекты массовых избирательныхкомпаний
    • ГЕОПОЛИТИКА– выражает, государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними странами
  • Слайд 17

    Выполни задание:

    По форме государственного строя страны бывают:

    А) монархиями

    Б) демократиями

    В) федерациями

    Г) республиками

    По форме государственного территориального устройства страны делятся на:

    А) теократические

    Б) тоталитарные

    В)федеративные Г) унитарные

    Содружество наций – межгосударственное объединение, возглавляемое:

    А) Россией

    Б) Великобританией

    В) Францией

    Слайд 18

    А) Боливия Г) Венгрия

    Б) Израиль Д) Монголия

    В) Украина Е) Мали

    • Всего монархий в мире насчитывается:

    А) 24 Б) 30 В) 37 Г) 43

    • Выберите страныимеющиереспубликанскуюформу правления:

    А) Австрия В) Великобритания Б) Мексика Г) Турция

    Выберите страны, не имеющие выхода к открытому морю:

  • Слайд 19

    • Данную презентацию можно использовать при проведении уроков в 10 классе в курсе «Экономическая и социальная география мира». При изучении темы «Современная политическая карта мира».
    • Знакомит учащихся с новыми терминами и понятиями. Формирует представления и знания о современной ПКМ. Рассматривает особенности и этапы формирования ПКМ представляет основные возможные критерии типологизации стран мира, формирует представления о ведущих критериях современной типологизации стран мира, сформировать представления о геополитике и политической географии.
  • Открытый урок по географии на тему: Формирование политической карты мира.

    Проведен в 10 классе 17 февраля 2015 года в рамках семинара учителей географии «Современные технологии в преподавании географии»

    Цель:

    Рассмотреть и систематизировать изменения, произошедшие на политической карте мира;

    Задачи:

    Образовательные: - рассмотреть понятие «Политическая карта мира» в широком и узком смысле;

    - изучить периоды формирования политической карты мира и их содержание;

    Дать качественную и количественную характеристику политической карте мира;

    Познакомить с понятиями «страна» и «суверенитет»,

    Развивающие : - совершенствовать навыки работы со специальными картами, статистическим материалом и компьютером, и на основе этого делать соответствующие выводы, умозаключения;

    Воспитательные: - продолжить формирование коммуникативных навыков, воспитывать умения работать в малых группах;

    Развитие способности к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование высоких моральных и волевых качеств, необходимых привычек поведения.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    Базовый уровень: давать определения понятиям, различать качественные и количественные изменения на политической карте мира, приводить примеры;

    Повышенный уровень: оценивать влияние исторических событий на формирование ПКМ, прогнозировать дальнейшие события на политической карте мира исходя из современной ситуации, используя информацию современных СМИ;

    Формировать следующие УУД:

    Личностные:

    формирование географической культуры личности, расширение географического кругозора, гражданского патриотизма, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, готовность и способность принимать помощь и мнение старших.

    Регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом, находить несколько вариантов решения учебной задачи, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    Познавательные : пользоваться тематическими картами, таблицами, схемами, строить сообщения в устной форме, строить логическое рассуждение и делать выводы, умение определять понятия; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

    Коммуникативные : выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению, формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение;

    Образовательные технологии :

    исследовательский метод, метод групповой работы.

    Оборудование : настенные карты «Политическая карта мира», «Политическая карта Европы», политический глобус, проектор мульти – медиа, электронная презентация к уроку: «Формирование политической карты мира» , дополнительная литература: «Все о странах мира». Атлас справочник.

    Индивидуальное оборудование : учебник Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, География. Современный мир: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, Географический атлас, мобильные телефоны с выходом в Интернет, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», смайлики.

    Методы обучения : словесные, наглядные, практические; объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, исследовательские, репродуктивные.

    Тип урока: изучение нового материала

    Винакурова Ж.И.: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я решила начать с загадки.

    Слайд 1

    В географии чертёж

    На ковёр большой похож.

    На нём каждая страна

    Из конца в конец видна.

    Что это такое?

    Ответы обучающихся: политическая карта мира.

    ВЖИ: Действительно, изучив вопросы, касающиеся культуры, цивилизаций и религий мы подошли к разделу «Политическая карта мира».

    Слайд 2

    Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:

    «Значение политической карты огромно. Географическая политическая карта реально отражает действительность: международное положение, место стран в современном мире. Вместе с тем она, особенно в динамике, в исторической последовательности, - важнейший документ для государственных деятелей, политиков, политологов и важнейший инструмент для исследований, в том числе в политической географии – ветви экономической и социальной географии»

    Какую информацию несёт ПКМ?

    Со всеми ли доводами, сказанными в эпиграфе вы согласны?

    Какие процессы не отражает ПКМ?

    Ответы обучающихся

    С политической картой мира мы работали и в предыдущих курсах географии. Как вы думаете: какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке? Обратите внимание на вопросы в начале параграфа 20.

    Ответы обучающихся: вопросы формирования политической карты мира, дать количественную и качественную характеристику политической карты мира, что бы перейти к изучению главных объектов ПКМ.

    Тема нашего урока: Формирование политической карты мира (открывается слайд 3)

    Слайд 4 Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие «политическая карта мира» в узком и широком смысле, используя знания истории, литературные источники, рассмотрим периоды формирования политической карты мира, познакомимся с понятиями «Страна» и «Суверенитет», дадим качественную и количественную характеристику политической карте мира.

    Для работы на уроке нам понадобится учебник География. Современный мир Гладкий, Николина, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, географический атлас, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», дополнительная литература и телефоны с выходом в Интернет.

    Слайд 5 (из 5 - 6 изображений ПКМ в разные периоды)

    Многоликий природный фон Земли дополняется культурно – историческим и социально – экономическим разнообразием стран и народов. Множественный характер состояния культуры и цивилизации отражает политическая карта мира. Она включает взаимосвязанные объекты: географические (страны, территории) и этнические (народы). Поэтому облик мира всегда определяется пространством, где происходят события жизни, временем их свершения и народами, существующими в пространстве и времени в качестве действующих персонажей на театре истории. Поскольку мы будем говорить о политической карте, об этапах её формирования, давайте проанализируем карту и дадим определение: что же такое «Политическая карта»?

    Ответы обучающихся

    Слайд 6

    Политическая карта – 1) в широком смысле – свод сведений о политической географии мира, совокупность стран и народов, взятых во всей исторической сложности общественных отношений;

    2) в узком смысле – специальная карта, отображающая территориально – политическое деление земного шара.

    Винакурова Ж.И. Современная политическая карта мира – итог нескольких тысячелетий её развития. В процессе её формирования выделяют несколько периодов.

    Характеристика исторических периодов формирования ПКМ.

    Выступление обучающихся по выполненным опережающим заданиям:

    Слайд 5 Древний период Тамарова Т.(работает с картой Древнего Египта + видеофрагмент о Древнем Риме) Проходят столетия и тысячелетия, а интерес к истории народов не утихает.

    Слайд:6 Средневековый период Татьянченко Т.

    Слайд 7: Новый период: Позднякова А.(карта «Великие географические открытия» и портреты первооткрывателей)

    Слайд 8 : Новейший период Гекова изменения после 2 мир.войны

    (карта изменения после 1 мир. войны)

    Слайд 9: Современный период Рукин Н.

    ВЖИ: Как вы думаете, какие изменения возможны на ПКМ в ближайшие 50 лет?

    Ответы обучающихся

    Коллаж из фото: мировых войн, «горячих точек» и др.

    Используя текст п.5 учебника, дополнительную литературу и интернет – ресурсы выполните задание №2 на с.18 в «Мой тренажёр» авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.

    По завершении работы обучающиеся называют особенности формирования политической карты мира каждой эпохи.

    Александр Украйченко Читает ученик Аникеев А.

    Политическая карта мира

    Сто лет назад мир был иным

    Взгляните - ка на карту:

    Колонии рассеялись как дым,

    И стали суверенны государства.

    Изменчив мир, он не стоит на месте,

    Границы движутся туда – сюда.

    В мире стран сейчас за двести,

    Их чисто меняется всегда.

    Далее мы будем работать в группах. Поскольку в классе 8 человек, у нас получится 2 группы. Каждая группа выбирает предложенные задания и работает по ним. Вы можете использовать все имеющееся у вас оборудование и телефоны для выхода в Интернет.

    Слайд 7

    Задания 1 группы : Распечатано для группы

    Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны» и политической картой мира

    Ответьте на вопросы:

    1. Какой год можно назвать годом Африки. Почему?
    2. Характерной чертой Политической карты мира после второй мировой войны является крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стан. Укажите часть света с наибольшим количеством стран, добившихся политической независимости в этот период.

    Задание 2 группы: Распечатано для группы

    1. Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», политической и контурной картами мира ответьте на вопросы:

    1.Что объединяет следующие страны: Мали, Камбоджа, Габон?

    А) Эти страны являются однонациональными;

    Б) Это бывшие колонии Франции;

    В) имеют выход к Индийскому океану.

    2.Нанесите на контурную карту государства Океании, добившиеся политической независимости в 1986 году.

    Выступление групп по предложенным вопросам.

    Слайд 8. Характеризуя данные изменения на ПКМ уместно объяснить понятия: «страна» и «суверенитет». Попробуйте самостоятельно найти определения этих понятий, используя телефоны с выходом в интернет и словари. Один человек работает с ноутбуком.

    Страна - в политико - географическом отношении – территория, имеющая определённые границы, пользующаяся государственным суверенитетом или же находящаяся под властью другого государства.

    Суверенитет – независимость государства во внешних или внутренних делах; основной принцип современного международного права и международных отношений.

    Сегодня мы познакомимся с качественными количественными изменениями, происходящими на политической карта мира.

    Слайд 9

    Анализ рис.31 на с.88. Назовите количественные изменения и приведите примеры.

    Ответы обучающихся.

    Назовите качественные изменения на политической карте мира и приведите примеры.

    Ответы обучающихся.

    Наш урок подходит к концу. Давайте выполним несколько заданий на закрепление материала.

    Слайд 10

    Определите, в каких случаях речь идёт о качественных изменениях на политической карте мира, а в каких – о количественных?

    В 1990 г. Йеменская Арабская республика НДРЙ объединились в единое государство – Йеменская республика.

    По данным института морской геологии и геофизики ДВО РАН в результате землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года морское дно поднялось и образовался участок суши общей площадью 3 км2. К образованию ещё одного участка в 1.5км2 ПРИВЕЛО ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛ КАНА Пик Сарычева на курильском острове Матуа в июне 2009г.

    В 1993 году возникло новое государство Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря).

    Часть территории Нидерландов – это земли, отвоёванные у моря, что привело к изменению политической карты страны.

    Слайд 11 Какого региона на ПКМ изменения коснулись в наименьшей степени, и его можно считать самым устойчивым регионом на ПКМ?

    Слайд 12.Какой регион самый богатый на образование новых государств?.

    Ответы обучающихся.

    Слайд 13 Баренцево море

    15сентября 2010 года Президент РФ и премьер – министр Норвегии подписали договор о разграничении зон юрисдикции в Баренцевом море.

    Фото. О каких изменениях идёт речь?

    Вывод: ПКМ свойственна высокая динамичность. Она отражает главные политико – географические изменения, образование новых независимых государств, слияние одного государства с другим, изменение площади государства, столиц и многое другое. Все эти элементы составляют основное содержание политической карты мира.

    Рефлексия:

    Самооценка.

    Ребята, каждому из вас предлагается заполнить таблицу, где вы должны оценить свою работу на уроке.

    Моя оценка за работу на уроке

    Что я узнал?

    Чему я научился?

    Назовите ваши оценки, что вы узнали, в чем ещё затрудняетесь?

    Если бы вы сейчас писали другу СМС о проведенном мероприятии, то какой бы смайлик вы поставили в конце?

    Обучающиеся поднимают смайлики.

    Сегодня мы рассмотрели этапы формирования ПКМ, работали с разными источниками информации, делали выводы, работали по заданиям. Вы активно работали в течение всего урока. Запишите домашнее задание.

    Слайд14

    П.20 и для учащихся, желающих получить более высокую оценку предлагаю выполнить задание №9 на с.89.

    Слайд 15

    Спасибо за внимание