27 политические партии в политической системе общества. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы

  • 03.08.2019

В повседневной жизни и, особенно, в СМИ мы часто слышим разговоры о политических партиях, их лидерах, победах и поражениях. При этом в массовом сознании отношение к политическим партиям, партийным функционерам и их деятельности разное: от восторга до равнодушия, а то и до немотивированного неприятия. Что же такое политические партии, когда и как они возникли, какую роль играют в политической жизни общества, чем отличаются одна от другой?

Партия (лат.) – «часть» целого, более крупной общности. Родина современных политических партий Европа. Современные политические партии – это добровольные общественные организации, объединяющие наиболее активных приверженцев той или иной идеологии, политической цели или лидера, и служащие для завоевания и использования государственной власти или влияния на власть. Иными словами, политические партии – это особые, отличные от всех иных многочисленных и разнообразных по составу, предназначению и задачам добровольных самодеятельных общественных организаций.

В истории формирования политических партий выделяют 3 этапа (М. Вебер):

1. Аристократические кружки (котерии). Это немногочисленные группировки знати периода средневековья, соперничавшие за влияние на английского короля.

2. Политические клубы – более многочисленные и разнообразные по социальному составу группы политически активных людей, характерные для начала буржуазной эпохи во многих европейских странах.

3. Политические партии , положившие начало современному партийному строительству. Профессиональное исследование этого процесса стало предметом специального раздела политической науки, названного «партологией».

Первая партия современного типа была основана в 1861 г. в Англии. Это Либеральная партия, выражавшая интересы нового нарождавшегося предпринимательского класса – буржуазии, боровшейся против абсолютизма за равные права и свободы для всех граждан. Первая массовая рабочая партия («Всеобщий германский рабочий союз») была создана в 1863 г. в Германии Ф. Лассалем. А уже к концу XIX в. массовые, в основном социал-демократические, партии появились в большинстве стран Западной Европы. В России это была РСДРП, нелегально созданная в 1898 г. для борьбы против царского самодержавия.

Политические партии отличаются большим разнообразием. Однако для всех их характерны общие признаки, выделяющие партии среди иных многочисленных и разнообразных самодеятельных общественных организаций.

Общие отличительные признаки политических партий

1. Наличие формальной организации сверху донизу, включая высшие, промежуточные (региональные) органы партии, первичные (местные) организации и рядовых членов. Членство в партиях строится исключительно на добровольной основе и может быть как индивидуальным (персональным), так и коллективным (ассоциированным).

2. Приверженность той или иной идеологии, политической цели либо партийному лидеру, наличие партийной программы, вокруг которых и объединяются члены партии.

3. Активное участие в политической борьбе – борьбе за власть. Как метко заметил в своё время А. Лебедь, активный сподвижник первого президента России Б. Ельцина, «для политической борьбы ничего лучше партий в мире не придумано».

4. Главный отличительный сущностной признак любой самостоятельной политической партии заключается в её стремлении к своей главной политической цели – к завоеванию государственной власти, участию во власти или влиянию на власть.

Как следует из перечисленных признаков, политические партии существенно отличаются от всех иных общественных организаций, включая профсоюзные, молодёжные, женские, творческие и многие другие, непосредственно не связанных с политикой и не преследующих собственно политических целей, т.е. владения государственной властью или участия в этой власти.

Функции политических партий:

    Главная из них – борьба за государственную власть, то есть за право формирования высших органов государственной власти и использования их полномочий для реализации партийных целей и задач. Благодаря этому своему основному предназначению политические партии представляют собой постоянно и открыто действующую альтернативу существующей государственной власти, а также друг другу. Тем самым они, как никакие другие общественные организации, создают и поддерживают в обществе конкурентную политическую среду как для правящих в данный исторический период партий, так и для всех других своих политических соперников, также стремящихся к власти.

    Разработка и навязывание обществу и государству методами партийной пропаганды своих партийных идеологии, целей и программ развития.

    Отбор и воспитание кадров политических руководителей и управленцев, необходимых как для текущей партийной работы, так и для будущего (в случае прихода к власти) руководства государством. Таким образом, партии формируют политическую элиту общества, готовую (и политически, и профессионально) возглавить государство после возможного прихода к власти.

    Вовлечение в свои ряды новых членов, политическая социализация и мобилизация населения, особенно молодёжи, на реализацию партийных целей и задач.

    Представление и отстаивание на государственном уровне интересов классов, групп и слоёв населения, соответствующих природе и идеологии партии.

Таким образом, политические партии выступают исключительно важными инструментами формирования и функционирования реальной политики. Их место и особая роль в жизни общества заключаются в следующем:

    Политические партии – это вторые по силе влияния на общественные процессы и политической значимости после государства институты политической системы общества.

    Это основные институты гражданского общества, непосредственно связывающие его с государством и представляющие в нем интересы различных конкурирующих классов и групп населения.

    Партии – главные носители, политические знаменосцы и движущие силы демократии, без которых она невозможна. Как справедливо заметил известный западный исследователь О. Ренни, «следует признать, что политические партии создали демократию и что современная демократия немыслима иначе, кроме как через партии».Поэтому не случайно, демократические государства не только терпимо, но и бережно относятся к партиям даже в тех случаях, когда их политическая активность представляется госорганам и чиновникам назойливой, неуместной, «мешающей решать государственно-значимые задачи». Об этом свидетельствуют соответствующие положения в конституциях, специальные законы о партиях, а также, нередко, и государственное финансирование их деятельности.

Основные источника финансирования политических партий:

1. Возможные партийные членские взносы. Размер и периодичность внесения членами партии взносов в общую партийную кассу регламентирует сама партия. Имеются партии, не обязывающие своих членов платить членские взносы.

2. Возможное частное финансирование (спонсорство). Частное финансирование, как правило, регламентируется государством с целью недопущения возможного превращения партий в «политические филиалы» отдельных финансово-промышленных групп, компаний или так называемых олигархов.

3. Доходы от собственной производственной деятельности партий (в основном за счёт производства своей агитационно-пропагандистской печатной, аудио и видеопродукции).

4. Возможное государственное финансирование, когда партиям, прошедшим в парламент, выплачиваются денежные бонусы в объёме, пропорциональном количеству полученных на выборах голосов избирателей. Иными словами, финансовую поддержку государства получают не все, а только те партии, которые пользуются доверием значительной части избирателей.

Денежные средства расходуются партиями на содержание штатных сотрудников своих руководящих органов, на аренду (или содержание собственных) помещений для офисов и предвыборных штабов, на проведение массовых партийных мероприятий, обеспечение избирательных кампаний, помощь ветеранам партий и иные цели.

Мы уже отмечали многообразие политических партий. Для того чтобы в нём было легче ориентироваться, политологи производят научную классификацию или типологию политических партий.

Типология современных партий осуществляется по различным основаниям:

1. В зависимости от способа формирования и условий приобретения членства различают (М. Дюверже) кадровые и массовые партии .

Кадровые партии формируются «сверху» вокруг авторитетных политических деятелей или групп, как правило, только для проведения выборов. Такие партии не акцентируют внимание на своей идеологической ориентации. Они имеют мощные профессиональные штабы и свободное членство, не обязывающее рядовых членов состоять и постоянно работать в конкретных организациях партии. Принадлежность к подобным партиям рядовой гражданин определяет самостоятельно, демонстрируя это своей политической позицией преимущественно на выборах и референдумах. Большинство современных российских (проправительственных, а также мелких) партий создавались в 90-е годы как кадровые под предстоящие выборы и исчезали с политической арены вскоре после их проведения. Кадровые партии с течением времени могут приобретать отдельные черты и свойства массовых партий.

Массовые партииформируются, как правило, «снизу», являются централизованными, дисциплинированными организациями с фиксированным уставным членством. Работают такие партии постоянно, а не только на выборах. Придают большое значение общности взглядов, идейному, идеологическому единству. Чаще всего это коммунистические, социал-демократические, популистские, харизматические, патриотические, а также националистические, фашистские и подобные им партии.

2. В зависимости от главных оснований деятельности различают доктринальные, прагматические и харизматические партии.

Доктринальные партии во главу угла ставят идеологию, то есть преимущественно отдалённые цели, подчиняя им текущие, повседневные дела и проблемы. К доктринальным партиям относятся коммунистические, религиозные, националистические и им подобные партии.

Прагматические или патронажные партии, наоборот, на первый план ставят текущие задачи и проблемы, ориентируются на практическую целесообразность своих действий. Например: победа на выборах, повышение (снижение) налогов, защита экологии (партии «зелёных»), улучшение условий труда, быта, отдыха и т.д. Кредо таких партий, даже если они и придерживаются определённых идеологических принципов, можно было бы выразить формулой одного из основоположников социал-демократии Э. Бернштейна: «Конечная цель – ничто, движение – всё».

Харизматические партии – партии, объединяемые харизматическими лидерами и следуемые за ними независимо от предлагаемой ими идеологии или практических целей.

3. В зависимости от общей идейно-политической ориентации партии подразделяются на правые илевые . Делению на правых и левых в политике положила начало Великая французская революция (1789 г.). В зале Учредительного (конституционного) собрания революционной Франции справа сели сторонники восстановления королевской власти – представители привилегированных сословий в лице дворянства и крупных землевладельцев. Слева – революционеры-республиканцы, выступающие за власть средней и мелкой буржуазии и малоимущих, народного большинства. В современной политической истории к крайне правым относят партии, выражающие преимущественно интересы крупного бизнеса, как локомотива экономического развития, к левым – партии, отстаивающие интересы трудящихся, беднейших слоев населения.

4. В зависимости от политической идеологии партии делятся на: либеральные, коммунистические, социал-демократические, консервативные, патриотические, националистические, фашистские, религиозные и т.д. В широкой палитре современных политических партий к правым обычно относят преимущественно либеральные и консервативные, к левым – коммунистические и социал-демократические партии. Партии, стремящиеся избежать крайностей правового и левого флангов в своей идейно-политической ориентации, называют себя «правоцентристскими», «левоцентристскими» или собственно «центристскими».

5. В зависимости от способов и средств политической деятельности различают партии: парламентские (основывающие свою работу на участии в деятельности парламентов) инепарламентские (игнорирующие парламентские методы политической борьбы, предпочитая работать непосредственно в массах; легальные (действующие открыто на законных основаниях) инелегальные (сознательно или вынужденно находящиеся в подполье, действующие нелегально).

6. В зависимости от отношения партий к правящему режиму они подразделяются на:

    Правящие – находящиеся у власти, т.е. имеющие большинство мест или доминирующие в парламентах.

    Оппозиционные, т.е. находящиеся в оппозиции к правящему режиму, несогласные с ним.

    Консервативные – выступающие за сохранение режима.

    Реформистские – выступающие за совершенствование режима.

    Революционные – ставящие своей целью насильственное свержение

существующего политического режима.

7. В зависимости от состава своих членов партии могут подразделяться:

    По социальному составу – на рабочие, аграрные, пенсионеров и т.д.

    По этническому (национальному) составу (например, баскская партия «Эрри батасуна» в Испании).

    По демографическому составу (например, старейшая в Европе Женская объединённая партия Бельгии).

    По культурологическим привязанностям, увлечениям своих членов (к примеру, весьма известная в Германии партия любителей пива).

Таким образом, политические партии отличаются большим многообразием по своему внутреннему устройству, составу, организации, основаниям, формам и методам деятельности и другим критериям. Зная это многообразие, легче ориентироваться в вопросах партийного строительства, делать взвешенные выводы и оценки относительно идеологических ориентаций и деятельности различных партий и их лидеров.

Справочно

Представленный, как и встречающиеся в политологической литературе иные подходы к типологии политических партий, – это методологический инструмент для оценки и выработки собственного отношения к той или иной из них как для профессиональных политиков, так и для рядовых граждан. Однако пользоваться этим инструментарием в каждом конкретном случае необходимо творчески, с учётом конкретно-исторических и ряда иных условий и обстоятельств. Так, идеологическая типология партий предполагает наличие чётких представлений о содержании соответствующих политических идеологий. Дело в том, что многие партии не содержат в своих названиях чётких указаний на свою идеологическую, социальную, национальную и т.п. принадлежность. В сегодняшней России это, например, партии «Единая Россия», «Правое дело», «Справедливая Россия», «Яблоко». Однако в своих программных документах некоторые из них прямо заявляют о своих идеологических ориентациях: «Единая Россия» – левоконсервативной, «Правое дело» – либеральной (точнее – праволиберальной), «Справедливая Россия» – социал-демократической, Яблоко – социал-либеральной. Другие партии, наоборот, носят идеологически окрашенные названия (например, КПРФ, ЛДПР). Однако политические программы и практически политическая деятельность некоторых из них, в частности ЛДПР, не всегда совпадают с заявленными идеологическими ориентациями, а нередко и противоречат их основному содержанию. Поэтому если судить об идеологической ориентации той или иной партии только по декларируемому названию, можно легко впасть в заблуждение. Гораздо важнее заявляемая партией в её программных документах и, главное – отстаиваемая на деле – позиция по важнейшим политическим проблемам внутренней и внешней политики государства.

Итак, современные политические партии – это по историческим меркам сравнительно молодые, особые, добровольные общественные организации, выполняющие исключительно важные функции в общественной, политической и государственной жизни. Выражая многообразие общественных интересов в своих программах и политической деятельности, партии являются непременным условием демократического устройства общества и государства.

Что такое партия? По латыни pars — означает род, a partis — часть. Partio — делю, разделяю. Таким образом, партия — это группа людей, отделяющаяся от других групп общностью интересов, приверженностью каким-то идеям, учению, идеологии.

Советский Энциклопедический Словарь (с. 969) определяет политическую партию как политическую организацию, выражающую интересы общественного класса или его слоя, объединяющую их наиболее активных представителей и руководящую ими в достижении определенных целей и идеалов. Кроме политических партий групповые интересы в обществе выражают т. н. группы давления.

Под группами давления понимаются формальные (общественные организации, профсоюзы и др.) и неформальные организации (группы предпринимателей, лоббистов, представляющих интересы военно-промышленного комплекса или организованной преступности и т. д.), не ставящие задачу завоевания власти, а добивающиеся своих целей с помощью различных форм давления на представителей властных структур. Такими формами могут быть: общественные акции протеста, прямое воздействие через средства массовой информации, организация конференций, семинаров, лекций, использование личных связей лоббистов, подкуп и т. д. Лоббистами (лобби (англ.) — означает коридор, фойе, кулуары) называют людей, оказывающих скрытое влияние на представителей власти.

В отличие от групп давления политические партии ставят цели достижения власти и реализации своей программы. Поэтому политические партии лучше организованы, имеют более четкую структуру, иерархию и лидеров.

Таким образом, мы можем сформулировать следующие признаки политической партии :

Выражение интересов и идеалов отдельных социальных групп;

Борьба за политическую власть и реализацию своей программы;

Наличие организационной структуры: организационное ядро, лидеры, определенная иерархия, дисциплина и т. д.;

Существование идеологии (философия, программа, идейные установки), из которой вытекает стратегия и тактика партии.

Какое место занимают партии в жизни общества? Мы подчеркнули, что партии не являются правительственными структурами. В то же время каждая партия стремится провести своих представителей в эти структуры (в парламент, правительство).

Значит, с одной стороны, партия является общественной организацией, принадлежит гражданскому обществу и оказывает давление на правительство снизу. С другой стороны, партийные фракции в парламенте и партийные лидеры принадлежат государственным структурам и управляют страной. Таким образом, партийная система является как бы связующим мостиком между государством и гражданским обществом. Именно через нее отдельные граждане и организации могут выражать свои чаяния, оказывать влияние на политику страны.


Исходя из места в политической жизни страны и поставленных целей, определяется и роль политических партий.

Основные функции партий в обществе следующие:

Определение целей политического развития, выработка и распространение политической идеологии;

Аккумуляция и выражение национальных и групповых интересов;

Политическая социализация и мобилизация населения;

Рекрутирование новых членов, формирование политической элиты;

Реализация политической программы через законодательные и правительственные органы власти.

По месту и роли в политической системе партии подразделяются на правительственные (которые входят в парламентское большинство и формируют правительство единолично или в коалиции) и оппозиционные (т. е. те, которые противостоят правительству, оппонируют ему, критикуют осуществляемый им курс и показывают его порочность, вскрывают ошибки, нарушения законности, в общем осуществляют «санитарные» функции в политике).

Французский политолог Морис Дюверже выделил так называемые внутриобразуемые и внешнеобразуемые партии. Под первыми он понимал такие политические группировки, которые сначала формируются внутри политической системы, как фракции парламента, а затем, разрастаясь, образуют руководящие органы и местные партийные организации. Таким путём шло образование политических партий в Великобритании, США, Франции в начале XIX века. Внешнеобразуемые партии, наоборот, сначала институализируются вне политической системы, в недрах гражданского общества, например в виде социальных движений, а затем постепенно посредством выборов внедряются в политическую систему. Этим путём шло образование социалистических и социал-демократических партий во второй половине XIX века.

По организационной структуре М. Дюверже разделил все партии на кадровые , т.е. небольшие по численности, но не по количеству избирателей и влиянию в обществе, состоящие из влиятельных нотаблей (профессиональных политиков) обеспечивающих выдвижение и избрание «нужных» партии людей, и массовые , состоящие из большого количества членов, выплачивающих членские взносы.

Существуют и другие классификации политических партий. Например, Стивен Коэн (США) по функциональному назначению разделяет политические партии следующим образом :

1. Партии парламентского типа (европейский тип). Это партии в традиционном понимании. Они имеют постоянную структуру, организацию, дисциплину и учет членов. Члены партии, как правило, платят членские взносы и имеют партийные билеты. Хотя это теперь не всегда соблюдается и все чаще уходит в прошлое.

2. Партии для участия в избирательной кампании (архаический, американский тип). Это партии, существующие главным образом для выборов. А так как в демократичном обществе это стало главной задачей партии, то все большее количество партий и не только в Америке отходят от принципов постоянной организации и фиксированного членства. Например, в партийном комитете даже такого очень крупного американского города, как Чикаго или Детройт в обычное время вы застанете лишь несколько человек. Это партийные функционеры, получающие зарплату из партийной кассы.

Во время предвыборной кампании количество функционеров многократно увеличивается за счет активистов-добровольцев. Они и выполняют львиную долю агитационно-пропагандистской и организаторской партийной работы. Организуются благотворительные банкеты, вечера, митинги, расклеиваются листовки. Главная работа сосредотачивается на сборе средств и организации выступлений представителей партии. Лидерами партии автоматически становятся кандидаты в президенты. Членами — все те, кто отдает за них свой голос. Заканчиваются выборы — сворачивается и партийная работа.

3. Партия как политический авангард (коммунистический тип). Такие партии остались на сегодня в Китае, Северной Корее и на Кубе.

4. Внепарламентские партии (партия-община, партия-клуб, масонские ложи и т. д.). Эти партии мало чем отличаются от общественных организаций, хотя некоторые из них ведут не явную борьбу за власть или политическое влияние. Часто это либо отжившие свое время партии, либо зарождающиеся партии.

По своим программным установкам, идеологии и стратегии, как мы упоминали выше, партии делятся на правые, центристские и левые. Следующая таблица дает представление об основных критериях партийной политики.

Таблица 10. Основные критерии партийной политики.

Критерии ГРУППЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Правые Центр Левые
Форма собственности Частная Смешанная Общественная
Форма государственной власти Монархия , автократия , теократия Конституционная монархия, парламентская или президентская республика Анархия, тоталитаризм, демократический социализм.
Форма идеологии Национальный, религиозный фундаментализм, фашизм Либерализм, христианская демократия , демократия, консерватизм Анархизм, коммунизм, социал-демократия
Политика Националистическая, крайне клерикальная Национальная, обеспечение национальных интересов с учетом интересов других стран Интернациональная
  • 8. Власть и еѐ виды. Понятие государственной власти.
  • 9. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства
  • 10. Форма правления: понятие, виды
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
  • 11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.
  • 4 Способа размежевания компетенции:
  • 12. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды
  • 13. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.
  • 14. Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства
  • 15. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства
  • 16. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности
  • 17. Государственная служба, государственные служащие
  • 18. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества
  • 19. Понятие и структура политической системы общества (псо). Место государства в псо
  • 20. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.
  • 22. Государство и общественные объединения. Государство и церковь
  • 23. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства
  • 24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
  • 25. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений
  • 26. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
  • 27. Социальное назначение права и его функции. Ценность права.
  • 28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права
  • 29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке
  • 3 Основных типа правопонимания:
  • 30. Государство, право и экономика: их соотношение и взаимовлияние
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика
  • 32. Правоотношение: понятие, структура, виды. Характеристика правоотношения как формы реализации права
  • 33. Субъекты-участники правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус
  • 34. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права,
  • 35. Составы правоотношений. Юридические факты как основание возникновения правоотношений
  • 36. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
  • 1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
  • 2. По выполняемым функциям
  • 3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
  • 5. По методу правового регулирования:
  • 6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
  • 9. Специализированные нормы:
  • 11. По степени определенности.
  • 37. Нормативный правовой акт (нпа): понятие, признаки, виды
  • 1. По юридической силе законы могут быть:
  • 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
  • 3. По территориальному признаку:
  • 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом рф
  • 38. Законы: понятие, признаки, виды
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие
  • 40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства
  • 41. Отрасль права (оп). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных оп
  • 43. Право и политика
  • 44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нпа
  • 45. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
  • 46. Правовая культура: понятие, структура, виды
  • 47. Понятие и формы реализации права
  • 48. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты
  • 49. Систематизация нпа
  • 50. Толкование права. Понятие, приёмы, способы толкования
  • 51. Виды и объем толкования права. Акты толкования
  • 53. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения
  • 54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
  • 55. Понятие и признаки законности, еѐ значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы еѐ обеспечения в современных условиях
  • 56. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  • 68. Виды и причины правонарушений
  • 59. Государство и право: современные представления об их соотношении
  • 60. Юо: понятие, признаки, цели, основания и принципы применения
  • 61. Виды и меры юридической ответственности (юо). Основания освобождения от юо
  • 62. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления
  • 61. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
  • 64. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности
  • 65. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
  • 66. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика
  • 67. Религиозные правовые семьи: общая характеристика
  • 68. Влияние процессов глобализма на унификации правовых систем.
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.

    В тех государствах, где существует многопартийность, как правило, утверждается режим демократии. В ФЗ от 11 июля 2001 года «О политических партиях» политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ (статья 3).

    Политическая партия (от лат. pars, partis - часть) - наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Главные цели политической партии:

      Формирование общественного мнения;

      Осуществление полит. образования и воспитания граждан;

      Выражение мнения по вопросам общест. жизни и доведении его до широкой общественности и органов гос. власти;

      Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов. Важнейшие признаки политической партии:

      Политическая, общественная (негосударственная) организация, имеющая свою программу и устав;

      Участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;

      Стремление овладеть гос. властью, то есть стать правящей;

      Связь с избирательной системой;

      Отражение определенной идеологии;

      Представление интересов опред. слоев и групп населения;

      Ее существование в качестве средства рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры и как формы политического обучения масс;

      Участие в разработке и осуществлении политического курса страны, зависящее от ее положения (правящая или оппозиционная) в политической системе.

    Функции политической партии:

      обеспечение связи между обществом и государством;

      стимулирование активного участия граждан в политической жизни;

      оказание влияния на формирование государственной политики;

      способствование развитию политической культуры и политического сознания;

      выдвижение кандидатов на выборах в органы государственной власти.

    Сущность политической партии зависит от (социального состава; лидера; чьи интересы представляет; основных

    направлений программы действия).

    Формы участия политических партий в ПСО:

    У выдвижение кандидатов в органы государственной власти;

    У наличие программы;

    ^ агитация и иные формы политической деятельности.

    Классификация партий:

    по идейным основаниям деятельности:

    доктринальные - нацелены на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (религиозные,

    идеологические);

    прагматические - защита интересов определенного социального слоя, группы;

    харизматические - объединение вокруг лидера;

    с точки зрения организационной структуры:

    парламентские - структуру формируют региональные отделения в различных регионах;

    лейбористские - сформированы на основе профсоюзов;

    авангардные - построены на принципах территориально-производственного объединения;

    с точки зрения отношения к правящему режиму: правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные,

    лидеры, аутсайдеры, правящие монопольно, правящие в составе коалиций;

    в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства: кадровые, массовые, строго

    централизованные;

    по социально-классовому содержанию и идеологической направленности: коммунистические, социал-демократические, буржуазно-реформистские, консервативные;

    в зависимости от ориентации на идеологию: левые, центристские, правые либерального толка, правые

    националистического толка. Партийная система - совокупность политических партий, действующих в пределах страны и политической системы (однопартийная (СССР), беспартийная, квазимногопартийная с одной доминирующей партией, двухпартийная (США - республиканцы и демократы; Великобритания - консерваторы и лейбористы), упорядоченная и беспорядочная многопартийная (Германия, Франция)).

    Если гос-во стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, такое гос-во следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека - право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей.

    Партийная система - хар-ет положение полит. партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества.

    Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем:

    1. Участие в формировании выборных предст. органов гос. власти. Это предполагает, что все полит. партии в той или иной степени участвуют в орг-ции избир. кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демокр. обществе единственным средством овладения гос. властью служат выборы.

    2. Участие в формировании полит. курса гос-ва определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппоз. партии имеют опред. возможности для такого влияния. Например, путем: а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем; 6) обнародования предвыборных платформ, программ; в) подготовки и продвижения на гос. посты своих лидеров; г) формир-я обществ. мнения и при его помощи давле­ ния на гос. органы и курс политики государства.

    3. Влияние на процесс законотворч., правотворч. исп. органов и правоприменит. деят-ти гос. органов – внесение предложений о принятии новых законов, иных НПА, об отмене сущ-щих; в использовании права законод. инициатив через своих депутатов, другие каналы.

    4. Контроль за гос. органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути в том числе и общественное мнение.

    Гос-во в свою очередь воздействует на полит. партии по следующим каналам:

    а) регулирует посредством зак. и иных актов статус полит. партии, их регистрацию, т.е. устан-ет рамки их деят- ти;

    б) регламентирует их участие в избир. кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе изб. комиссий и т. д.;

    в) решает вопросы о конституц-ти партий через Конст. Суд;

    г) контролирует фин. деят-ть партий, налогообложение их предприятий.

    Это так наз. внешнее рег-е деят-ти партий. Внутреннее рег-е осущ-ся самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах парт. органов, в кот. опред-ся структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

    Политическая партия – это формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определенной программы социальных, экономических, политических преобразований, достижения неких целей и идеалов, а также осуществления прямых и обратных связей между обществом и государством. Кроме того, обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – выявления, согласования, выведения на политический уровень реальных, конкретных, частичных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Действуя на нескольких уровнях, партии связывают общество и государство. Они выступают как существенный, а иногда решающий элемент политической системы общества. Принципиальной стороной деятельности партий являются их идеологическое воздействие на население, значительная роль в формировании политического сознания.

    Важнейшими признаками политической партии являются: 1)

    участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении; 2)

    стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть; 3)

    связь с избирательной системой – участие в выборах представительных органов власти; 4)

    форма организации социальных групп и слоев населения; 5)

    носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс; 6)

    средство рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры.

    Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых определяют следующие:

    а) социального представительства;

    б) борьбы за государственную власть;

    в) идеологическую;

    г) кадровую;

    д) политической социализации, т.е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

    е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе – является ли она правящей или оппозиционной.

    Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем, они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного, и одна партия является не только правящей, но и государственной.

    Еще по теме 15. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и другими элементами политической системы:

    1. 14. Понятие и структура политической системы общества. Место государства в политической системе общества.
    2. 42. Место и роль государства в политической системе общества.
    3. Место и роль государства в политической системе общества
    4. Глава 7. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ЛИЧНОСТЬ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

    [Определение] Политическая партия – это один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

    Политическая партия представляет устойчивую политическую организацию, объединяющую лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящую пред собой цель завоевания и удержания государственной власти.

    [На заметку] Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) в формировании политических партий:

    Аристократические группировки (XVI-XVII вв.);

    Политические клубы (XVIII-XIX вв.);

    Современные массовые партии (XIX-XX вв.).

    Первые две ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организации. По мысли Вебера, процесс становления и развития политических партий непосредственно связан со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извлечению выгод из своего положения.

    [Внимание] Для современных политических партий характерны следующие черты:

    Это негосударственные, действующие на постоянной основе добровольные общественные организации;

    Имеют органы управления и структурные образования;

    Имеют устав и программу действий;

    Чаще всего имеют фиксированное членство;

    Отражают интересы определенного слоя людей.

    [Внимание] В Российской Федерации порядок создания и деятельности политических партий определяется ФЗ РФ «О политических партиях». Этим законом определяются требования, предъявляемые к политическим партиям (см. слайд 5)

    Цели и задачи политических партий отражаются в их уставах и программах (см. слайд 6).

    Цели политической партии проявляются в ее функциях (см. слайд 7).

    Возрастание роли политических партий – характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующими факторами:

    Возрастанием политической активности граждан;

    Процессом демократизации властных структур государства;

    Политическим и идеологическим плюрализмом, что обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности.

    Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к следующему:

    никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней;

    партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке;

    деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина;

    решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства;

    партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества;

    создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается;

    недопустимость деятельности партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.

    Материальная база политической партии формируются за счет:

    а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;

    б) средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с законом;

    в) пожертвований;

    г) поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;

    д) поступлений от гражданско-правовых сделок;

    е) других не запрещенных законом поступлений.

    Политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением. Допускаются пожертвования от физических лиц путем передачи наличных денежных средств политической партии и ее региональным отделениям.

    Политические партии можно классифицировать по различным основаниям:

    1 В зависимости от отношения к государственной власти партии делятся на правящие и оппозиционные.

    Правящей называется партия, победившая на парламентских или президентских выборах, в результате чего ее программные цели стали целями развития государства.

    Оппозиционная партия – это партия, не победившая на выборах и имеющая альтернативную программу развития.

    2 В зависимости от характера членства французский политолог М. Дюверже (1870-1914) предложил различать кадровые и массовые партии.

    Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях.

    Массовые партии имеют фиксированное членство, более централизованы, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

    3 В зависимости от используемых методов политической деятельности со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центристские.

    Левые партии обычно выступают за социальную обеспеченность и сглаживание социальной дифференциации.

    Правые партии чаще всего провозглашают в качестве основного лозунга либеральные ценности и свободу частной собственности.

    Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций.

    4 В зависимости от характера программных целей партии делятся на:

    классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие);

    национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве);

    проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы);

    государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп, на обеспечение целостности и стабильности государства);

    формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующие как группы его поддержки;

    гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

    5 В зависимости от программных целей преобразования общества выделяют консервативные, либеральные и радикальные политические партии.

    Консервативные партии выступают за сохранение государственного и общественного строя в неизменном виде.

    Либеральные партии провозглашают в качестве своей цели постепенное последовательное преобразование общества путем умеренных реформ.

    Радикальные партии выступают за немедленное коренное переустройство общества, в том числе и насильственным, революционным путем.

    6 В зависимости от способа завоевания и удержания государственной власти партии бывают парламентскими и авангардными.

    Партия парламентского типа приходит к власти в результате победы на выборах. Она является правящей до тех пор, пока ее программа отвечает интересам развития общества. Если же программа партии перестает отвечать целям общественного развития, то на очередных выборах такая партия теряет голоса избирателей и уходит в оппозицию.

    Партия авангардного типа приходит к власти, как правило, путем ее открытого захвата (история знает примеры, когда такая партия приходила к власти путем победы на парламентских выборах. Таким образом пришла к власти в 1933 г. Национал-социалистическая рабочая партия Германии). Захватив государственную власть, такая партия осуществляет ее независимо от того, отвечает ее программа интересам общества или нет. Добровольно такая партия власть никогда не отдаст.