История политических и правовых учений краткий курс. История политических учений

  • 26.07.2019

Краткий конспект лекций

Составитель: ст. преп. Гарбузова Е.В.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ

И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений;

2. Периодизация истории политических и правовых учений.
1. Предмет и метод истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений - наука, которую можно отнести к теоретическим и историческим юридическим наукам.

История политических и правовых учений тесно связана с Общей теорией права, Конституционным правом зарубежных стран, историей государства и права, философией права, историей философии.

Как самостоятельная наука История политических и правовых учений сформировалась в эпоху Просвещения как попытка объяснить закономерности происхождения, развития, функционирования и социального назначения государства и права, а также как попытка найти оптимальную модель их соотношения.

Предметом истории политических и правовых учений является совокупность идей, теорий, доктрин, дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права, закономерностях их происхождения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в различных странах.

Специфика истории политических и правовых учений:

1) наука изучает только целостные, завершенные системы взглядов, а не разрозненные идеи;

2) предмет истории политических и правовых учений имеет форму учений, доктрин, теорий;

3) политико-правовая доктрина (учение, теория) – специфическая форма осмысления, усвоения и преобразования политико-правовой действительности.

В структуру политико-правового учения входит 3 элемента:

1. теоретическое содержание учения – система выводов и положений, рассматривающих природу, сущность и назначение политико-правовой идеи;

2. политическая идеология – система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения классов и социальных групп к государству и праву;

3. доктринальная основа – совокупность приемов и способов познания и интерпретации государства и права.

Например, понимание государства как результата общественного договора вытекает из доктрины естественного права , которое явилось методологией объяснения политико-правовой действительности в XVII в. и объективно выражает интересы зарождающейся буржуазии.

История политической и правовой мысли формируется начиная с предыстории науки, проходя следующие этапы :

1) предыстория науки – 4 тысячелетие до н.э. – XVIII в. н.э. Науки ещё не существовало, но были сформулированы многие теории, оказавшие влияние не только на развитие науки, но и на политику конкретных государств.

Изначально представление о государстве и праве выражалось в религиозно-мифологической форме; с развитием рационалистического объяснения действительности учение принимает форму философско-этических теорий.

2) институционализация истории политических и правовых учений – XVIII – XIX вв. Рационально-этическая форма знаний.

3) современный этап – XX – XXI вв. Плюрализм взглядов и теорий.

Методология включает в себя 3 группы методов:

1) общенаучные методы:

Исторический – позволяет определить место и значение теории в современной системе знаний; выявить совокупность социальных факторов, которые повлияли на развитие отдельной теории; определяет идеологию классов, господствующих в определенный период времени; устанавливает логику развития учений о государстве и праве;

Социологический – определяет социальные факторы, условия жизни общества, которые вызвали к жизни конкретное учение, а также каким образом это учение повлияло на жизнь общества;

Нормативно-ценностный – определяет идеалы и ценности, лежащие в основе учения.

2) общелогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.).

3) специальные юридические методы (правовое моделирование, толкование, сравнительный правовой и т.д.).

Использование методов зависит от господствующей парадигмы, т.е. модели теоретического истолкования, которая представляет собой совокупность познавательных принципов и приемов отражения политико-правовых явлений.

Парадигмы:

1) теологическая (Израиль, Западная Европа в Средние века, Исламские государства);

2) натуралистическая (Древняя Греция, Древняя Индия, учение Спинозы) Здесь все политико-правовые явления объясняются с той же точки зрения, что и явления природы;

3) юридическая (Древний Китай, Персия). Все политико-правовые явления объясняются с формальной точки зрения права;

4) социологическая (социальная) - настоящее время.
2. Периодизация истории политических и правовых учений.

Периодизация истории политических и правовых учений необходима для понимания логики развития воззрений на государство и право.

Подходы к периодизации:

1) формационный. Делит историю на формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, коммунизм).

Недостаток данного подхода заключается в том , что смена формаций не всегда влечет к смене государственного строя. Большинство теорий сложно отнести к конкретной формации;

2) исторический.

Периоды: Древний мир, Средние века (Возрождение и Реформация), Новое время и Новейшее время;

3) социетальный. При данном подходе политико-правовые доктрины рассматриваются с точки зрения их культурной, религиозной и социально-экономической обусловленности, принимается во внимание соотношения государства и общества, при котором обеспечивается определенная степень индивидуальной свободы личности и её гарантии и роль в процессе.

1) традиционное общество (4 тыс. до н.э. – начало XVI века).

Для данного периода характерна зависимость индивида от общества и государства, его социальный принадлежности. Государство в этот период при помощи права определяет социальную структуру и устанавливает права и обязанности различных социальных групп.

Для политико-правовых доктрин характерна классификация людей по их социальному статусу.

2) становление гражданского общества (XVI-XVIII века). Этому способствовали периоды Возрождения, Реформации и Просвещения. Здесь возникают, обосновываются и притворяются в жизнь принципы ограниченного правления, равенства всех социальных групп перед законом и судом, возрастает роль права в регулировании общественных отношений, формируются международные стандарты общения государств;

3) современный этап гражданского общества (XIX-XX века). Для данного периода характерно усложнение отношений государства и индивида и многообразие подходов к объяснению политико-правовых явлений.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА


  1. Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока;

  2. Политико-правовая мысль Древнего Египта, Древнего Израиля;

  3. Политико-правовая мысль Древней Индии;

  4. Политико-правовая мысль Древнего Китая.

  1. Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока.
Возникновение и содержание политико-правовых воззрений Древнего Востока обуславливается следующими моментами:

  1. характером социально-экономических отличий государства Древнего Востока – Египет, Индия, Китай, Персия, Вавилон, Израиль. В этих государствах господствовало патриархальное натуральное хозяйство, государственная и общественная собственность на землю. Верховным владельцем земель является правитель.

  2. особой культурной традицией – для мировоззрения Древнего Востока характерно постоянное постижение истины, объяснение общекосмического единства мира и человека, гармонии небесного и земного; один из главных аспектов делается на отрешённость от мировой суеты.
Политико-правовые учения на Древнем Востоке выполняет следующие функции:

  • целеполагания и мобилизации;

  • духовного освоения мира и объяснения его порядка;

  • легитимизация власти существующего социального и политического порядка.
Черты политико-правовых учений Древнего Востока:

  1. Традиционализм;

  2. Религиозно-мифологическая форма представлений о государстве ;

  3. Связь с природой;

  4. Условия жизни общества обосновываются как божественное установление;

  5. Политико-правовые теории не представляют обособленной формы знаний, являются частью мифологического мировоззрения, что объясняется неструктурированностью в то время человеческого мышления;

  6. Её прикладной характер (политика рассматривается как искусство управления, государственная власть персонализирована);

  7. Защита в разных теориях господствующего класса.
Таким образом, в государствах Древнего Востока политико-правовая мысль представляет собой своеобразную смесь религиозных верований, мифологических представлений, моральных запретов и поучений прикладного характера.

  1. Политико-правовая мысль Древнего Египта, Древнего Израиля.
Политико-правовые идеи Древнего Египта содержатся в мифах, поучениях, трактатах жрецов, гимнах в честь фараонов. Главным содержанием всех этих источников является обоснование тезисов о божественном происхождении государства и права.

Учения о государстве и праве носили прикладной характер и были направлены на легитимизацию власти фараонов.

Период Древнего Царства (2778 – 2260 гг. до н. э.) трудами верховного бога Птаха был написан «Менфисский Богословский трактат». В соответствии с его положениями всё на земле, в том числе человек, было создано богом Птахом. Все боги поддерживали порядок и истину в человеческом сообществе. Порядок и истина основывались на всеобщей гармонии и справедливости.

Справедливость олицетворяет богиня Маат. Фараон считается двойником бога и должен стремиться, подобно богам, утверждать на земле справедливость.

В период Среднего Царства (2040 - 1786 гг. до н. э.) возникает культ бога Амона (в некоторых религиях его называли Ра). Фараон считается сыном бога Солнца, а затем – богом Солнца (Амон-Ра). Несмотря на то, что фараон и его власть имеет божественное происхождение, он должен следовать принципам добропорядочного поведения.

Для этого периода характерно создание различных поучений, в которых заключалась политическая мысль. В XXIV веке до н. э. «Поучение гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну» - фараон не должен делать ничего противозаконного и неправильного, иначе он не сможет добиться милости богов в загробной жизни. В «Поучении» подчёркивается тезис о божественном происхождении власти правителя, кроме того фараону рекомендуется опираться на мудрых советников, которые создают справедливые законы.

В этот период создаётся достаточно сильный бюрократический аппарат, в котором большую роль играют жрецы.

«Поучение Птахотепа» (XXVIII в. до н. э.) – советует своему сыну воздержаться от жестокости в отношении с подчинёнными, подчёркивает естественное равенство всех свободных людей, каждый человек в своём поведении должен руководствоваться принципом добропорядочности («ка»). Приближённые фараона должны давать обоснованные рекомендации правителям и руководствоваться при этом интересами общего дела.

Египетское общество Птахотеп рисует в виде пирамиды. В вершине пирамиды – фараоны, его должны поддерживать жрецы и вельможи, а народ это основание пирамиды. Равновесие пирамиды опасно нарушать. Это может привести к восстаниям, упадку, смутам.

Древнеегипетское учение о праве. Право в Древнем Египте понималось как мера должного поведения, т. е. долга совершать действия и поступки, которые обусловлены социальным статусом и принципом добродетельности.

Специфика политической и правовой культуры Древнего Египта обусловлена неразрывной её связью с ритуалом и культом загробной жизни.

Следование божественным установкам , которые олицетворяли справедливость, подкреплялись ответственностью перед богами.

«Книга мёртвых» (XXV в. до н. э.) описывала судебный процесс в загробном царстве, устанавливала правила добропорядочного и правомерного поведения, которое распространяется на всех людей.

Для правовой мысли Древнего Египта характерно также и регулирование деятельности государственного аппарата. В частности, визиря фараона – строго соблюдать свои действия; при выполнении судебных функций – соблюдать правила соразмерности наказания содеянному и т. д.

Таким образом, политико-правовая мысль Древнего Египта была неотделима от религиозно-мифологических представлений, устанавливала правила поведения, как для простых людей, так и для чиновников.

Древний Израиль. Особенностью израильской политико-правовой мысли является непосредственная обусловленность религией. Характерно единобожие. Верховным правителем всех народов считается бог Яхве. Непосредственное управление иудейским народом долгое время осуществляли священники и судьи. Единого правителя не было.

Статус царя у древних иудеев не являлся привилегией. Его функции – это большое бремя и долг.

Правовые нормы, которые регулировали жизнь древних иудеев, также вытекают из религиозных норм. Содержатся они в Пятикнижии Моисея «Тора», а также в 10 заповедях.

В учении о власти у древних иудеев говорится о трех функциях правителя:


  1. законодательство;

  2. исполнение законов.
Уподобление власти царя божественной власти влечёт за собой обоснование в иудейской теории единовластия или царства. Власть земного правителя не произвольна, он должен судить справедливо, соблюдать законы и реализовывать божью волю.

Главный критерий легитимности царской власти является законопослушность правителя. Закон у израильтян соотносится с разумом творца, наказание – с мудростью правителя, судьи; а исполнение законов – с силой царя.

Правитель не ограничен лишь при исполнении законов. Он имеет право привлекать народ к работам, перераспределять собственность подчинённых, взимать подати, вести войну и заключать союзы.

Для реализации своих полномочий правитель создаёт бюрократический аппарат. Существовали совещательные инстанции старейшин, которые не участвовали в суде. Особое место иудеи отводят правосудию. Судьи приводят в жизнь божью волю, божий закон, поэтому земной суд должен воплощать высшую справедливость. Суд приводит в жизнь принцип законности. Законы должны быть известны всем, поэтому их нужно обнародовать.


  1. Политико-правовая мысль Древней Индии.
На политико-правовую мысль Древней Индии оказала влияние религия – варновый строй: брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы); шудры.

Переход из одной варны в другую невозможен, запрещались браки между людьми разных варн. Первые три варны дважды рождённые.

Социальное устройство мира, в том числе деление на варны, государственный строй и право, считались воплощением вселенского мирового закона (Рта), в соответствии с которым формируется учение о переселении душ.

Самсара – странствие души по телам. Выход из самсары – основная цель человеческой жизни путём исполнения своей драхмы (долга) и достижения нирваны (состояния полной безмятежности и отрешенности). Мокша – состояние, когда душа свободна, если человек не исполняет свою драхму, то действует закон возмездия (нора).

Все эти положения характерны для древней индейской религии – брахманизма . Господствующей данная религия была в ведийский период (вторая половина II тыс. до н. э. – сер. I тыс. до н. э.).

Основным источником религиозных норм, а также политических и правовых идей данного периода были:

Ригведы (сборник гимнов);

Упанишады (поучения, которые содержали религиозные нормы). Самая древняя «Брихадараньяка» (XIII – VII вв. до н. э.);

Дхармашастры (религиозные нравственные предписания);

- «Законы Ману». В «Законах Ману» две главы из двенадцати посвящены государству , политике и праву. Три основных положения:


  • обоснование божественного происхождения государственной власти;

  • сопротивление власти правителя считается смертным грехом;

  • основным источником порядка в государстве является наказание.
Устанавливается верховенство религиозного закона над государственным. Сама политика определялась как искусство владения наказанием (данданити).

Индусы впервые выделили следующие структурные элементы государства:


  • царь;

  • советник;

  • страна;

  • крепость;

  • казна;

  • войско;

  • союзники.
Правитель в концепции брахманизма уподобляется богам в утверждении на земле порядка. Считалось, что руководить на земле должны кшатрии под руководством брахманов. В брахманизме выделяются следующие правовые теории по их юридической силе:

  1. Религиозный закон;

  2. Закон, который устанавливает правитель;

  3. Предписания драхм;

  4. Закон для конкретного человека в конкретной ситуации.
С критикой ряда основных положений брахманистической идеологии складывается новое религиозное направление буддизм . Основатель Сиддхартха Гаутама (565 - 479 гг. до н. э.) – из варны кшатриев. Концепция буддизма основывается на следующих началах. Любая жизнь есть страдание, которое возможно преодолеть следуя четырем благородным истинам:

  • любая жизнь есть страдание;

  • у всех страданий есть своя причина;

  • если причины страданий искоренить, страдания закончатся;

  • прекращению страданий ведёт благородный восьмеричный путь:
- правильный путь (определяется самим человеком);

Решимость;

Речь (без ругательств);

Действия;

Образ жизни;

Направление усилий;

Направление мысли.

Правильное соблюдение восьмеричного пути ведёт к состоянию полной невозмутимости (нирваны), нужно выйти из общества и стать монахом.

Каждый человек независимо от варны может достичь спасения. Буддисты варновый строй не отвергают, но при этом ставят кшатриев выше брахманов.

Основной источник предписаний буддизма – «Джаммапады» («Стезя законов»), в соответствии с которыми каждому человеку предназначается индивидуальный путь спасения и духовного совершенства. Буддисты отрицают идею божественного промысла в создании государства. Миром управляет природная закономерность, в соответствии с которой существует абсолютное добро и абсолютное зло. Зло может породить только зло. Насилие нельзя победить насилием. Поэтому каждый, в том числе и правитель должен стремиться вести добродетельный образ жизни.

В период раннего буддизма, который постепенно становится государственной религией, правители избирались народом и правили в полном согласии с ним.

Более поздний буддизм проповедует покорность и подчинение властителю. Государство должно быть централизованным для того, чтобы обеспечить порядок и возможность каждому прейти к спасению. Буддизм не отрицает значение права в управлении государственными отношениями, установление наказания считает лишь вспомогательным способом гармонии общества.

Для буддизма более характерно опора на моральные и религиозные принципы.

В более поздний период начинает складываться светская концепция государства и права. Основные её положения содержатся в трактате Каутильи «Артхашастра» (IV в. до н. э.); содержит три части, которые посвящены праву, хозяйству и государственному управлению.

Каутилья придаёт приоритет царскому законодательству перед религиозным. В политике должна преобладать светская доктрина, основное государственное управление должно исходить из практической пользы. Каутилья выделяет четыре формы законодательства по их юридической силе:


  1. царский указ;

  2. священный закон;

  3. судебные решения;

  4. обычай.

  1. Политико-правовая мысль Древнего Китая.
Первые политические и правовые идеи в Древнем Китае были обусловлены языческим пониманием миропорядка.

Изначально существует только хаос. Постепенно его упорядочивание приводит к появлению двух начал (инь и янь). Инь – земное; янь – небесное начало. Небо является высшей силой, которая следит за справедливостью, она создаёт пять начал мира:дождь, солнце,жара, холод,ветер.

От их своевременности и умеренности зависит благосостояние народа. Исполнителем воли бога на земле является правитель (император), который стоит над народом. Китайцы абсолютизируют связь природного , социального и нравственного начала.

Всё на земле, в том числе и небо, подчинено действию единого космического закона, который китайцы называют «Дао». Специфика мировоззрения в Древнем Китае обусловила и особые черты политической и правовой идеологии:


  1. Доктринальной основой идеологии является ритуал, который обосновывается постоянством природных и социальных устоев. Особую значимость имеет культ предков и почитания старших. Отсюда – обоснование покорности всех граждан власти правителя как почитания старшего младшими.

  2. Прагматизм (направленность на достижение практического результата) приводит к созданию на протяжении долгого времени различных по направленности политических устоев.
Своё развитие политико-правовые школы нашли в период царства Чжаньго (V - III вв. до н. э.). Наиболее влиятельными были четыре школы:

1. Конфуцианство , основателем которой был Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). В книге Конфуция описано идеальное государство, цель которого состоит в достижении гармонии во взаимоотношениях между правителями и подданными.

Государство рассматривается, как механизм поддержание порядка и общения между людьми. Конфуций говорит, что в былые времена люди вели себя достойно, отличались прямотой и честностью, стремились к совершенствованию себя.

В учении обосновывается патриархально-патерналистская теория государства (власть императора подобна власти главы семьи, он должен заботиться о своём народе как отец, а подданные должны подчиняться ему, почитать и уважать его как дети), обосновывается и социальное неравенство.

Идеальное правление императора должно опираться на взаимность, золотую середину (умеренность во всём) и человеколюбие (почтительность и уважение). Эти три основы составляют правильный путь («дао»). Конфуций выступает за аристократическую форму правления, где вместе с правителем государственные вопросы решают «благородные мужи» - следуют долгу, подчиняются закону и требовательны к себе.

Таким образом, в государственном управлении действует принцип меритократии («власти лучших»). При этом социальное происхождение чиновников не имеет значение, важны лишь их личные качества. Были введены экзамены на чины.

Конфуций выделяет следующие качества чиновников: они не должны быть расточительными, алчными, гордыми, жестокими, гневными; они должны подавать народу нравственные примеры.

Правовое учение конфуцианства не было развито, так как в данной теории большое значение придавалось нравственным заповедям, каждый человек должен следовать правилам ритуала («ли»); человеколюбия («жэнь»); заботы о людях («шу»); почтительного отношения к родителям («сяо») и преданности правителю («чжун»); каждый обязан выполнять свой долг («и»). Если все подданные будут следовать данным требованиям, то позитивный закон («фа») не будет нужен.

2. Легизм («законничество»). Основатель Шан Ян – написал «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Основные понятия теории законника исходят из злой природы человека. В древности люди были просты и честны. Сейчас они стали хитры и лживы. Поэтому ими нужно управлять, используя закон о строгих наказаниях.

Легизм в своих теориях поддерживает интересы знати и чиновников. Они говорят о том, что люди должны быть добрыми и человеколюбивыми, но истинный добродетель исходит из наказания. Идеальным государством для легистов была восточная деспотия, которая характеризовалась неограниченной властью правителя.

Он опирается на бюрократический аппарат и армию, а также на репрессивные органы; цель управления – установление порядка, который заключается в послушании народа законам и послушании власти, а также покорение других народов. Правитель должен быть умным и хитрым, он является верховным законодателем. При этом сам в своих действиях не связан никаким законом. Карать за малейшие проступки необходимо жестоко.

Легисты развивали теорию позитивного закона («фа») и отказались от ритуалов.

3. Даосизм . Основателем является Лао Цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Даосизм исходит из описания Дао как первоисточника и первоначала всеобъемлющего закона мироздания. Дао – естественный закон. Человек в своей жизни следует Дао. Земля следует законам неба. Небо следует законам Дао , а Дао следует самому себе. Дао стоит даже выше богов.

Причины конфликтов в обществе – отклонение от Дао. Лао Цзы проповедует возвращение к неизменной естественной простоте. Государство, как и всё, что создано самим человеком, является отклонением от Дао, поэтому оно должно быть низведено до уровня деревни. Лучшим правительством является то, которое меньше всего правит.

4. Моизм – основатель Мао Цзы (479 - 400 гг. до н.э.). Моизм отбрасывает концепцию предопределённости в жизни каждого человека, так как это лишает смысла человеческие поступки. Небо является образцом для взаимоотношений между людьми. Оно желает, чтобы люди жили друг с другом в согласии, любили друг друга. В соответствии с этим моисты выдвигают концепцию своего равенства и связи людей. Для выполнения воли неба необходимо соблюдать следующие принципы:

Понимание мудрости;

Почитания единства;

Всеобщая любовь;

Взаимная выгода;

Оборона против нападений;

Действия против судьбы;

Исполнение воли неба;

Духовидение;

Бережливость при захоронении;

Выступление против музыки.

Возникновение государства происходит естественным путём и является результатом общественного договора. В идеальном государстве народ является высшей ценностью. Он избирает мудрого и добродетельного правителя, который должен любить свой народ. При осуществлении своих функций правитель должен умело сочетать наставления и наказания. Чиновники и советники подбираются по деловым качествам. Власть правителя опирается на хорошие традиции, законы и моральные принципы.

КОНСПЕКТ КУРСА «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

лекции + учебники

1. Предмет и метод ИППУ

Для юриста знание ИППУ является обязательным. История политических учений – история философии права- история учения ОГиП- ИППУ.

Михайловский внес значительный вклад (проф ТГУ) «фсф права является венцом юридической подготовки».

Фсф права изучается в ретроспективе- как сложились отношения в области человечества и права, по каким законам идут политические перемены и т.д. История имеет свою внутреннюю логику, с ее законами надо считаться. ИППУ формирует теоретическое мышление и историческое сознание в политико-правовой действительности.

Две главных области в истории:

1)теоретическая

2)практическая

В ИППУ как в зеркале отражается фсф ход мыслей, практика развития государственных учреждений. Это дает возможность изучать идеи. ИППУ – это часть истории фсф которая трактует не общую часть бытия и сознания, а вопросы государства, права, политики.

Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.

По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:

1. Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.

Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.

Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой. Но эта связь многовариантна. Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.

Что такое государство, как оно создается: по воле людей или высшими силами

Служит общему благу или отдельным социальным группам

Компетентность правителей или наследственное право монарха

Что есть право: величие разума, божественное писание или предписание правителей

Предмет государства, права и обязанности граждан- надо ли повиноваться законам и власти, стоящей за ними

В чем состоит справедливость и что справедливо (равенство- неравенство)

Как соотноситься политика и нравственность: должен ли политический деятель руководствоваться абсолютными требованиями морали или во имя общего блага можно отступить

Соотношение нравственности и права (нравственность закона и юридического закона)

Какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности

В Др Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую.

В средние века вопрос о соотношении государства и церкви- светская и духовная власть. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности.

В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

Историческая школа права не могла возникнуть в 18 веке- общественное сознание было настроено не исторически (история как препятствие переменам). Господствовала школа естественного права. В 19 веке условия изменились.

Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была адекватно воплощена в реальную жизнь.

Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику. Например, теория разделения властей Локка и МонтескьЁ обобщала опыт государственно-правовой истории Английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.

Древние теории были более далеки от жизни. Например, теория народного суверенитета Руссо как руководящая программа для якобинцев (они создали свою партию представительные учреждения).Платон «Путешествия в Серакузы», его трактат о государстве. Идеи Оуэна.

Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

1. Распределение собственность

2. Характер политических учреждений

3. Религия

4. Быт и традиции народа

5. Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп - иногда сознательно, иногда нет, но избежать нельзя

6. Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.)

7. Относительная самостоятельность политических доктрин и часто слабая связь их с жизнью- Т. Мор и его «Утопия»

Методологические установки ИППУ:

1. Общенаучные методы исследования:

Формально-логический

Диалектический

Системный

Сравнительно-исторический

2. Философские методы (?):

Теоретический

Метафизический

В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики. Русской философии не был присущ материализм!

Требуется критическое отношение к источникам и научный объективизм.

2. Основные направления политической и правовой мысли Древней Индии (не лекция).

Формирование политической и правовой мысли Древней Индии осуществляется под влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано то доминирующее положение, которое занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни Древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников 2 тыс. лет до н. э., именуемых ВЕДАМИ (знание). В них говорится о делении общества на 4 варны (сословия), которые созданы богом из Пуруши (мирового тела). Члены всех варн были свободны. Сами варны и их члены были неравноправны: две первые (жрецы [брахманы] и войны [кшатрии]) были господствующими, а две оставшиеся (торговцы и ремесленники [вайшьи] и шурды, стоящие в самом низу) –подчиненные.

Брахманизм получил свое дальнейшее развитие в древних памятниках в Упанишадах. Все сословия и их члены должны были следовать божественному предустановлению для них – дхарме.

Господством пользовались жрецы, предопределяющие толкование законов для различных сословий и их членов. Идеология брахманизма пронизывает дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники. К 2 в до н э появляются Законы Ману. В Законах Ману воспроизводятся и закрепляются положения вед и упанишад о делении общества на варны и неравенстве. Согласно им, царь должен чтить жрецов, следов их наставлениям. Главное назначение царя- быть охранителем системы варн и всех кто следует присущей им дхарме.

Существенная роль в Законах Ману отводится вопросу наказаний (весь мир подчиняется посредством наказания). Неравенство прав и обязанностей различных варн включает их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Привилегии у жрецов. Исходя из представления о переселении душ, используются земные наказания и загробные кары.

С критикой данного положения выступал Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленный). Он отверг мысль о боге как верховной личности и правителе мира, дела человеческие зависят от собственных усилий. Жрец для буддистов это не член привилегированной варны, а всякий человек, который путем совершенства своими усилиями достиг этого. Закон в понимании буддистов - управление миром природы, закономерность. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Измен подходят и к наказанию. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины. Буддистские идеи стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки буддизм признан государственной религий.

3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая (не лекция)

Основателем даосизма (наиболее влиятельным учением общественно- политической мысли Древнего Китая) считается Лао-Цзы. Его взгляды отражены в книге «Книга о дао и дэ». Традиции дао - проявление небесной силы. В отличии от них, Лао-Цзы характеризует дао как независимость от небес владыки, естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет закон неба как закон природы общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и справедливость. Существенную роль в даосизме отводится принципу недеяния , воздержания от активных действий (недеяние в этом учении выступает как призыв богатых воздерживаться от притеснения народа). Все неестественное (культура,законодательство) согласно даосизму это откланяется от дао и есть ложный путь. Влияние естественных факторов на общественную и политическую жизнь по данной концепции осуществляется таким следованием дао, которое означает отказ от культуры и простое возвращение к естественному образу жизни, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства, закона на основе и с учетом требований дао. Лао-цзы критикует войны, насилие. Однако восхваляя недеяние, лао призывал к пассивности т.е. к патриархальной простоте, к жизни в маленьких поселениях, отказу от письменности.

Фундаментальная роль в политической мысли Китая сыграло учение КОНФУЦИЯ в книге «Беседы и высказывания». На протяжении многих веков она влияла на мировоззрение китайцев. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактовалось им как большая семья, власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных как младших, зависящих от старших. Конфуций выступал за аристократические концепции правления, простой народ полностью отстранялся от правления.(темные люди, простолюдины, низкие,младшие дети). Подчиненные благородным мужам, лучшим, высшим, старшим. Его политический идеал состоял в правлении аристократической добродетели и знания. Будучи сторон ненасильственных методов правления, он призывал правителей и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв обращался прежде всего к правящим, поскольку соблюдение ими требований добра играло важную роль в отношениях с подданными. К подданным призыв состоял в послушании и почтенности к старшим. Политическая этика Конфуция направлена на достижение мира между верхами и низами, стабильность правления. Отрицание относился он и к внешним войнам, завоевательным походам. В целом добродетель трактовалась как комплекс этико-правовых норм и принципов, в которые входят правила ритуала, заботы о людях, преданности и т.д.


КОНСПЕКТ КУРСА «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

лекции + учебники

1. Предмет и метод ИППУ

Для юриста знание ИППУ является обязательным. История политических учений – история философии права- история учения ОГиП- ИППУ.

Михайловский внес значительный вклад (проф ТГУ) «фсф права является венцом юридической подготовки».

Фсф права изучается в ретроспективе- как сложились отношения в области человечества и права, по каким законам идут политические перемены и т.д. История имеет свою внутреннюю логику, с ее законами надо считаться. ИППУ формирует теоретическое мышление и историческое сознание в политико-правовой действительности.

Две главных области в истории:

1)теоретическая

2)практическая

В ИППУ как в зеркале отражается фсф ход мыслей, практика развития государственных учреждений. Это дает возможность изучать идеи. ИППУ – это часть истории фсф которая трактует не общую часть бытия и сознания, а вопросы государства, права, политики.

Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.

По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:

    Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.

Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.

Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой. Но эта связь многовариантна. Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.

    что такое государство, как оно создается: по воле людей или высшими силами

    служит общему благу или отдельным социальным группам

    компетентность правителей или наследственное право монарха

    что есть право: величие разума, божественное писание или предписание правителей

    предмет государства, права и обязанности граждан- надо ли повиноваться законам и власти, стоящей за ними

    в чем состоит справедливость и что справедливо (равенство- неравенство)

    как соотноситься политика и нравственность: должен ли политический деятель руководствоваться абсолютными требованиями морали или во имя общего блага можно отступить

    соотношение нравственности и права (нравственность закона и юридического закона)

    какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности

В Др Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую.

В средние века вопрос о соотношении государства и церкви- светская и духовная власть. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности.

В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

Историческая школа права не могла возникнуть в 18 веке- общественное сознание было настроено не исторически (история как препятствие переменам). Господствовала школа естественного права. В 19 веке условия изменились.

Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была адекватно воплощена в реальную жизнь.

Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику. Например, теория разделения властей Локка и МонтескьЁ обобщала опыт государственно-правовой истории Английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.

Древние теории были более далеки от жизни. Например, теория народного суверенитета Руссо как руководящая программа для якобинцев (они создали свою партию представительные учреждения).Платон «Путешествия в Серакузы», его трактат о государстве. Идеи Оуэна.

Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

    Распределение собственность

    Характер политических учреждений

  1. Быт и традиции народа

    Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп - иногда сознательно, иногда нет, но избежать нельзя

    Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.)

    Относительная самостоятельность политических доктрин и часто слабая связь их с жизнью- Т. Мор и его «Утопия»

Методологические установки ИППУ:

1. Общенаучные методы исследования:

    формально-логический

    диалектический

    системный

    сравнительно-исторический

2. Философские методы (?):

    теоретический

    метафизический

В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики. Русской философии не был присущ материализм!

Требуется критическое отношение к источникам и научный объективизм.

2. Основные направления политической и правовой мысли Древней Индии (не лекция).

Формирование политической и правовой мысли Древней Индии осуществляется под влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано то доминирующее положение, которое занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни Древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников 2 тыс. лет до н. э., именуемых ВЕДАМИ (знание). В них говорится о делении общества на 4 варны (сословия), которые созданы богом из Пуруши (мирового тела). Члены всех варн были свободны. Сами варны и их члены были неравноправны: две первые (жрецы [брахманы] и войны [кшатрии]) были господствующими, а две оставшиеся (торговцы и ремесленники [вайшьи] и шурды, стоящие в самом низу) –подчиненные.

Брахманизм получил свое дальнейшее развитие в древних памятниках в Упанишадах. Все сословия и их члены должны были следовать божественному предустановлению для них – дхарме.

Господством пользовались жрецы, предопределяющие толкование законов для различных сословий и их членов. Идеология брахманизма пронизывает дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники. К 2 в до н э появляются Законы Ману. В Законах Ману воспроизводятся и закрепляются положения вед и упанишад о делении общества на варны и неравенстве. Согласно им, царь должен чтить жрецов, следов их наставлениям. Главное назначение царя- быть охранителем системы варн и всех кто следует присущей им дхарме.

Существенная роль в Законах Ману отводится вопросу наказаний (весь мир подчиняется посредством наказания). Неравенство прав и обязанностей различных варн включает их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Привилегии у жрецов. Исходя из представления о переселении душ, используются земные наказания и загробные кары.

С критикой данного положения выступал Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленный). Он отверг мысль о боге как верховной личности и правителе мира, дела человеческие зависят от собственных усилий. Жрец для буддистов это не член привилегированной варны, а всякий человек, который путем совершенства своими усилиями достиг этого. Закон в понимании буддистов - управление миром природы, закономерность. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Измен подходят и к наказанию. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины. Буддистские идеи стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки буддизм признан государственной религий.

3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая (не лекция)

Основателем даосизма (наиболее влиятельным учением общественно- политической мысли Древнего Китая) считается Лао-Цзы. Его взгляды отражены в книге «Книга о дао и дэ». Традиции дао - проявление небесной силы. В отличии от них, Лао-Цзы характеризует дао как независимость от небес владыки, естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет закон неба как закон природы общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и справедливость. Существенную роль в даосизме отводится принципу недеяния , воздержания от активных действий (недеяние в этом учении выступает как призыв богатых воздерживаться от притеснения народа). Все неестественное (культура,законодательство) согласно даосизму это откланяется от дао и есть ложный путь. Влияние естественных факторов на общественную и политическую жизнь по данной концепции осуществляется таким следованием дао, которое означает отказ от культуры и простое возвращение к естественному образу жизни, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства, закона на основе и с учетом требований дао. Лао-цзы критикует войны, насилие. Однако восхваляя недеяние, лао призывал к пассивности т.е. к патриархальной простоте, к жизни в маленьких поселениях, отказу от письменности.

Фундаментальная роль в политической мысли Китая сыграло учение КОНФУЦИЯ в книге «Беседы и высказывания». На протяжении многих веков она влияла на мировоззрение китайцев. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактовалось им как большая семья, власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных как младших, зависящих от старших. Конфуций выступал за аристократические концепции правления, простой народ полностью отстранялся от правления.(темные люди, простолюдины, низкие,младшие дети). Подчиненные благородным мужам, лучшим, высшим, старшим. Его политический идеал состоял в правлении аристократической добродетели и знания. Будучи сторон ненасильственных методов правления, он призывал правителей и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв обращался прежде всего к правящим, поскольку соблюдение ими требований добра играло важную роль в отношениях с подданными. К подданным призыв состоял в послушании и почтенности к старшим. Политическая этика Конфуция направлена на достижение мира между верхами и низами, стабильность правления. Отрицание относился он и к внешним войнам, завоевательным походам. В целом добродетель трактовалась как комплекс этико-правовых норм и принципов, в которые входят правила ритуала, заботы о людях, преданности и т.д.

Законодателю он уделял вспомогательную роль. Социально-политическую нагрузку несет принцип изменения имени т. е. приведение имени в соответствие с реальностью, обозначая место, ранг и т.д. Канфуцианство было признано влиятельным течением политической мысли и стало играть роль государственной религии.

Мо-цзы основал школу моистов. Он выражал интересы мелких собственников, ремесленников чье положение было неустойчиво. Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства т.к. считали, что люди равны. На государственную службу следует выдвигать более мудрых, независимо от происхождения. Источником мудрости является не знания из книг, а жизненный опыт. Поэтому управление государством не требует обучения. В противовес Конфуцианским принципам человеколюбия, они выдвигают принцип всеобщей любви т.к. считают что истинное человеколюбие должно быть одинаково для всех независимо от сословия. Всеобщая любовь истолковывается как взаимовыгода. Из бескорыстной добродетели всеобщая любовь превращается в расчетливое услужение для получения выгод. Идеальным организацией власти считается государство с мудрым правителем и отлаженной исполнительной службой. Для установления полного единства государству предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. Поддерживать данный порядок необходимо посредством наказаний и наград. Таким образом идеи равенства были отброшены. Ученый мо-цзы занимает промежуточное положение между Конфуцием и легистами. Интересы имущей и служивой знати отстаивают легисты.

Представители Шан Ян, инициировали реформу узаконения частной собственности. Легисты разработали учение о технике отправления власти, руководство стремлением служивой знати. Другие особенности составляли элементы, исторически подходящие к общественным явлениям. Идеология легизма намечала проведение общественных комплексных экономических и политических реформ. Всю власть предлагали сосредоточить в руках правительства, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднение передачи должности по наследству. На административные посты выдвигали тех, кто зарекомендовал себя верным государству. Предусматривалась продажа должностей. Легисты считали необходимым подчинять семейные кланы местной администрации. Предлагали установить единые для всего государства законы. Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждебных сторон. Высшая деятельность государя – создание могущественной власти. Легизм содержал более полную программу централизованного государства. Применение легистких учений привело к усилению деспотизма. Конфуцианство дополнилось новыми идеями и утвердилось в качестве государственной религии. Моисты постепенно отмирают. Конфуцианство оставалось официальным политическим учением до 1913г.

История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред. Нерсесянца В.С.

М.: 2000 . - 3 52 с. (Краткие учебные курсы юридических наук)

Настоящий курс посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Значительное место уделено истории политических и правовых учений России.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов.


Формат: doc / zip

Размер: 2 ,0 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений 2
1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины 2
2. Методологические проблемы истории политических и правовых учений 4
Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока 6
1. Политическая и правовая мысль Древней Индии 6
2. Политико-правовая мысль Древнего Китая 8
Глава 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 10
1. Общая характеристика 10
2. Политико-правовая мысль раннего периода (IX–VI вв. до н. э.) 11
3. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли 12
(V – первая половина IV в. до н. э.) 12
4. Политико-правовая мысль периода эллинизма (вторая половина IV – Ц в. до в. э.) 19
Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 20
1. Учение Цицерона о государстве и праве 20
2. Политико-правовые воззрения римских стоиков 23
3. Учение римских юристов о праве 24
4. Политико-правовые идеи раннего христианства 27
5. Политико-правовые взгляды Августина 28
Глава 5. Политические и правовые учения в Средние века 30
1. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве 30
2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 32
3. Средневековая юридическая мысль 33
4. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли 34
Глава 6. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации 36
1. Введение 36
2. Новая наука о политике. Н. Макиавелли 36
3. Политические и правовые идеи Реформации 39
4. Боден и его учение о государстве 41
5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв. 43
Глава 7. Политико-правовые учения в России в XI – первой половине XVII в. 45
1. Политико-правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати" 45
2. Политическая программа Владимира Мономаха 46
3. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей) 46
4. Политическая концепция Филофея "Москва – третий Рим" 48
5. Политическая программа И. С. Пересветова 49
6. Политическое учение Ивана Тимофеева 52
Глава 8. Политические и правовые учения в Голландии в XVII в. 54
1. Учение Греция о государстве и праве 54
2. Политическое и правовое учение Спинозы 57
Глава 9. Политические и правовые учения в Англии в XVII в. 59
1. Политико-правовое учение Гоббса 59
2. Учение Локка о государстве и праве 61
Глава 10. Политические и правовые учения европейского Просвещения 63
1. Введение 63
2. Политико-правовое учение Монтескье 63
3. Политико-правовое учение Руссо 67
4. Естественно-правовое учение С. Пуфендорфа 71
5. Политико-правовое учение Ч. Беккариа 72
Глава 11. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII вв. 72
1. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича 73
2. Политические идеи Феофана Прокоповича 76
3. Политические взгляды М. М. Щербатова 78
4. Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого 81
5. Политико-правовое учение А. Н. Радищева 83
Глава 12. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII–XX вв. 85
1. Политико-правовые идеи Т. Пейна 85
2. Политические взгляд Т. Джефферсона 87
3. Политико-правовые взгляды А. Гамильтона 88
4. Политические идеи Дж. Адамса 88
5. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона 89
6. Учение Холмса о праве 91
Глава 13. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. 92
1. Учение И. Канта о государстве и праве 92
2. Историческая школа права 95
3. Учение Гегеля о государстве и праве 96
Глава 14. Политическая и правовая мысль в России в первой половине XIX в. 101
1. Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского 101
2. Политические программы декабристов 103
3. Политические идеи П. Я. Чаадаева 107
4. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников 108
Глава 15. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в. 112
1. Английский либерализм 112
2. Французский либерализм 113
Глава 16. Политико-правовое учение марксизма 116
1. Государство и право как надстроечные явления 117
2. Классовый характер государства и права 117
3. Судьбы государства и права в коммунистической формации 118
Глава 17. Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX – первой половины XX в. 119
1. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 119
2. Учение Дж. Остина о праве 122
3. Политико-правовое учение Ф. Ницше 123
4. Политико-правовая идеология национал-социализма 127
Глава 18. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – первой половине XX в. 129
1. Русский утопический социализм 129
2. Политико-правовые воззрения Н. А. Бакунина 131
3. Либералы. Б. Н. Чичерин 133
4. Политико-правовые взгляды В. С. Соловьева 135
5. Политико-правовые взгляды П. И. Новгородцева 137
6. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого 138
7. Политико-правовые идеи Н. А. Бердяева 140
8. Политико-правовые взгляды И. А. Ильина 142
Глава 19. Политико-правовая идеология большевизма 144
1. Введение 144
2. Политическое учение В. И. Ленина 145
Заключение 147