Самые известные политические деятели китая хх века. Политические и военные деятели китая

  • 26.08.2019

Сун Цинлин
Сун Цинлин (кит. трад. 宋慶齡, упрощ. 宋庆龄, пиньинь Sòng Qìnglíng; 27 января 1890,
Шанхай - 29 мая 1981, Пекин) .
Сун Цинлин (1890-1981) – видный китайский общественный и политический деятель, жена Сунь Ятсена – первого президента Китайской республики.
Родилась в семье китайско-американского бизнесмена и методистского проповедника Чарли Суна. Училась в школе для девочек (McTyeire School for Girls).
Продолжила образование в США в женском колледже Wesleyan College, также связанном с методистской церковью.
По возвращении в Китай в 1913 году работала секретарем у Сунь Ятсена. Поддерживала политику союза между Гоминьданом и Коммунистической Партией
Китая.
В 1926 году на втором Всекитайском съезде гоминьдана Сун Цинлин была избрана членом ЦК и начальником сектора по работе среди женщин. После раскола
между Гоминьданом и КПК, произошедшем в 1927 году, уехала в СССР. В 1929 году она была избрана почетным председателем Второй конференции
Антиимпериалистической Лиги. В 1931 году вернулась в Китай. Занималась работой в сфере благотворительности.
В 1932 году основала Китайскую Лигу прав человека. Во время японо-китайской войны в 1939 году основала Лигу защиты Китая.
В 1951 году основала ежемесячный журнал для иностранной аудитории «Китай на стройке» (впоследствии «Китай сегодня»). В 1959-1975 годах - заместитель
председателя КНР. С 1954 председатель (затем почетный председатель) Общества китайско-советской дружбы. Незадолго до смерти вступила в КПК. 16 мая 1981
года, за 13 дней до смерти, была избрана «почётным Председателем КНР».

Сунь Ятсен
Сунь Ятсен (кит. трад. 孫逸仙, упрощ. 孙逸仙, пиньинь Sūn Yìxiān, палл. Сунь Исянь) (12 ноября 1866 - 12 марта 1925) - китайский революционер,
основатель партии Гоминьдан, один из
наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940-м году Сунь Ятсен посмертно получил титул
«отца нации». Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда Сяншань (ныне Чжуншань, провинция Гуандун). При рождении получил
имя Вэнь. В дальнейшем был известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань «Центральная Гора» - данное имя является аналогом его японского
псевдонима «Накаяма». Его родным языком был чжуншаньский вариант кантонского диалекта китайского. Несколько лет ходит в местную школу, затем
уехал на Гавайи, куда раньше переселился его старший брат. Учился в медицинском колледже в Гонолулу. В 1883 году вернулся в Китай.
В 1892 окончил Гонконгский медицинский институт. В 1894 году основал антиманьчжурскую революционную организацию «Союз возрождения Китая».
После неудачной попытки восстания Сунь Ятсен эмигрировал за границу, путешествовал по Европе, США, Канаде и Японии, собирая деньги на
революционную борьбу. В 1905 году в Токио возглавил объединение китайских революционных организаций - Китайский революционный объединённый
союз, «Тунмэнхой».
В октябре 1911 года Сунь Ятсен вернулся в Китай и был избран временным президентом Китайской республики, но вскоре был вынужден оставить этот
пост в пользу командующего императорской армии Юань Шикая. В 1912 создал партию Гоминьдан. В 1913 году Сунь Ятсен провозгласил начало второй
революции, но потерпел фиаско и бежал в Японию.
В 1922 происходит столкновение между ним и Чэнь Цзюнмином. В 1923 году Сунь Ятсен объявляет о создании Кантонского правительства и, чтобы
отразить японскую агрессию и объединить Китай, идет на сотрудничество с коммунистами, с надеждой на военную финансовую поддержку Коминтерна.
Считает высшей целью создать мощную державу, которая сможет занять принадлежащее ей по праву место среди сверхдержав.
Сунь Ятсен умер от рака печени 12 марта 1925 года в Пекине. Похоронен в Нанкине.

Мао Цзэдун
Ма́о Цзэду́н (кит. 毛泽东, пиньинь Máo Zédōng, Уэйд-Джайлз Mao Tse-Tung; 26 декабря 1893 - 9
сентября 1976) - китайский государственный и политический деятель XX века, главный
теоретик китайского коммунизма.
Вступив ещё в юности в Коммунистическую партию Китая (КПК), Мао Цзэдун в 1930-е годы стал руководителем коммунистических районов в провинции
Цзянси. Придерживался мнения о необходимости выработки особой коммунистической идеологии для Китая, в которой ведущая роль отводилась бы
крестьянству. После «Великого похода», одним из руководителей которого Мао являлся, ему удалось занять лидирующие позиции в КПК.
В 1949 году Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики, фактическим лидером которой он являлся до конца жизни. С 1943
года и до смерти занимал должность председателя китайской компартии, а в 1954-59 гг. также должность председателя КНР. Провёл несколько
громких кампаний, самыми известными из которых стали «Большой скачок» и «Культурная революция» (1966-1976), унёсшие жизни многих сотен тысяч
человек.
Правление Мао характеризовалось объединением страны после долгого периода раздробленности, ростом индустриализации Китая и умеренным ростом
благосостояния народа с одной стороны, но также политическим террором, бессмысленными кампаниями, упадком в сфере культуры и культом личности
Мао, с другой.
Мао Цзэдун -одна из самых противоречивых фигур в мировой истории. Философ, знаток Конфуция, поэт, чьи стихи поражают своим изяществом, -и в то
же время человек, с легкостью капризного монарха распоряжавшийся судьбами целых народов. Гедонист, тонкий интеллектуал -и политик, на совести
которого кошмар «культурной революции». Мао Цзэдуна до сих пор считают возвышенным гением и мрачным злодеем, пламенным революционером и косным
догматиком.

У Банго
У Банго (кит. трад. 吳邦國, упрощ. 吴邦国, пиньинь Wú Bāngguó; род. 1941, уезд Фэйдун, провинция Аньхой) - политический деятель КНР,
председатель Постоянного комитета
Всекитайского собрания народных представителей 10-го и 11-го созывов, член Постоянного комитета Политбюро ЦК
КПК. У Банго занимает вторую строчку в китайской политической иерархии после Председателя КНР.
Родился в июле 1941 года в уезде Фэйдун провинции Аньхой. В 1960 году поступил в Университет Цинхуа на факультет радиоэлектроники, который он
закончил в 1967 году. В апреле 1964 году вступил в ряды КПК. В 1967 году начал свою трудовую детяльность в качестве рабочего Третьего
электролампового завода г. Шанхая, дослужившись там до директора завода. C 1985 года – кандидат в члены ЦК КПК, с 1992 года – член Политбюро ЦК
КПК.
В возрасте 53 лет стал одним из самых молодых вице-премьеров. В правительстве отвечал за промышленность и реформу убыточных госпредприятий,
что являлось одним из сложнейших участков деятельности правительства.
С 2003 года является Председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, занимая второе место в иерархии КПК.
15 марта 2008 года У Банго был переизбран Председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, депутаты первой
сессии ВСНП 10 созыва проголосовали за него единогласно.

Лю Бочэн
Лю Бочэн (кит. трад. 劉伯承, упрощ. 刘伯承, пиньинь Liú Bóchéng, 4 декабря 1892 - 7 октября 1986) - китайский военный деятель, маршал Китайской
Народной Республики.
Лю Бочэн родился в 1892 году в уезде Кайсянь провинции Сычуань. В 1912 году поступил в Военную академию в Чунцине. В 1914 году вступил в
Революционную партию Китая, позже переименованную в Гоминьдан. В 1916 году в атаке на Фэнду потерял правый глаз. Служил в Народно-революционной
армии, участвовал в Северном походе. В 1926 году вступил в КПК.
В августе 1927 года вместе с Чжу Дэ, Чжоу Энлаем и Хэ Луном участвовал в Наньчанском восстании. В 1928-1930 учился в СССР в Военной академии
им. Фрунзе. Возвратившись в 1930 году в Китай руководил военными операциями китайской красной армии. Участвовал в Великом походе.
Во время Японо-китайской войны командовал 129-ой дивизией.
Во время Гражданской войны командовал одной из армий коммунистов, в ходе которой в июне 1947 года вместе с Дэн Сяопином во главе 120-тысячной
армии захватил стратегически важный район гор Даби.
В январе 1951 года был назначен начальником Военной академии НОАК. В 1955 году произведён в маршалы. Был членом Политбюро Центрального
комитета КПК с 1956 г. В январе 1966 года стал заместителем председателя Центрального военного комитета КНР. Избирался заместителем
председателя Постоянного комитета ВСНП 2-го, 3-го, 4-го и 5-го созывов.
В 1982 году из-за возраста и по состоянию здоровья покинул все занимаемые посты. Умер 7 октября 1986 года в Пекине в возрасте 93 лет.

Линь Бяо
Линь Бяо (кит. трад. 林彪, упрощ. 林彪, пиньинь Lín Biāo; 5 декабря 1907 - 13 сентября 1971) - китайский политический деятель, считавшийся
правой рукой и наследником Мао Цзэдуна до
самой смерти в загадочной авиакатастрофе в небе над Монголией. Посмертно был признан предателем и
вычеркнут из списков Коммунистической партии Китая.

Линь Бяо родился в 1906 г. (по другим данным в 1907 г.) в деревне Хуйлуншань уезда Хуанган провинции Хубэй в семье мелкого фабриканта. При
рождении получил имя Юй Жуп.
В возрасте 10 лет Юй Жун ушел из дома, сначала учился в Хуйлуншаньской школе, затем в Утайской средней школе. В 17 лет он вступил в
Социалистический союз молодежи Китая, а в 1925 г.-в КПК. В 1925 г. поступил в военную школу Вампу, в 1927 г. стал командиром взвода, затем
роты отдельного полка Национально-революционной армии. К тому времени он сменил свое имя па Линь Бяо. В 1926 г. участвовал в Северном походе,
в 1927 г. принимал участие в Наньчанском восстании.
Участвовал в совещании в Маочжи. После создания в 1928 г. 4-го корпуса Красной армии Китая Линь Бяо командовал полком. Когда была сформирована
в 1930 г. 1-я армейская группа, командовал корпусом. В 1931 г. Линь Бяо становится членом Реввоенсовета, созданного по решению I Всекитайского
съезда представителей советских районов Китая. В 1932 г. Линь Бяо назначен командующим 1-й армейской группы Красной армии, участвовал в
отражении пятого карательного похода Гоминьдана. 1-я армейская группа под командованием Линь Бяо в октябре 1934 г. шла в авангарде Великого
похода.
После тяжелого ранения на войне с Японией Линь Бяо Б 1939 г. уехал в СССР на лечение. Там он был представителем КПК в Коминтерне. В 1942 г.
вернулся в Яньань и стал секретарем Северо-Восточного бюро ЦК КПК. На VII съезде КПК в 1945 г. Линь Бяо был избран членом ЦК КПК.
В 1948 г. Линь Бяо стал командующим войсками СевероВосточной полевой армии. В 1948 г. Линь Бяо командовал Бэйшга-Тяньцзиньским фронтом, в
1949 г. был представителем КПК на переговорах с Гоминьданом и был избран членом Всекитайского комитета НПКСК, назначен командующим
Центральнокитайским военным округом. С 1949 г. по 1953 г. Линь Бяо является председателем Центрально-Южного военно-административного комитета,
а с1950 г.- первым секретарем Центрально-Южного бюро ЦК КПК. В 1950 г. выступил против участия Китая в войне в Корее. В1954 г. Линь Бяо был
избран депутатом ВСНП. С 1954 г.-заместитель председателя Государственного комитета обороны. С 1954 г. заместитель премьера Госсовета КНР. В
1955 г. Линь Бяо присвоено воинское звание маршала КНР, он был награжден многими орденами. С сентября 1956 г.- член Политбюро ЦК КПК, с мая
1958 г.-член Постоянного комитета Политбюро ЦК и один из заместителей председателя ЦК КПК.
В 1959 г., после Линь Бяо становится министром обороны КНР. Он активно способствовал распространению в Китае культа личности Мао Цзэдуна. В
армии по его указанию уже в мае 1964 г. издается «Цитатник» Мао Цзэдуна. Линь Бяо заявил, что эту книгу, так же как и личное оружие, должен
иметь каждый солдат. Линь Бяо становится активным участником и проводником «великой пролетарской культурной революции». На XI пленуме ЦК КПК в
августе 1966 г. он вновь избирается в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК, называется в списке вторым после Мао Цзэдуна. В 1973 г., уже
после гибели Линь Бяо, ЦК КНК принял решение о посмертном исключении Линь Бяо из партии как «буржуазного карьериста», «интригана»,
«контрреволюционного двурушника», «предателя», «национального изменника».

Вэнь Цзябао
Вэнь Цзяба́о (кит. трад. 溫家寶 , упрощ. 温家宝 , пиньинь Wēn Jiābǎo , палл. Вэнь Цзябао; род. 15 сентября 1942, Тяньцзинь) - премьер Госсовета
Китайской Народной Республики,
постоянный член Политбюро ЦК КПК. Вместе с Ху Цзиньтао его относят к четвёртому поколению руководителей
Коммунистической партии Китая. Вэнь Цзябао занимает третью строчку в китайской политической иерархии после Председателя КНР и председателя
Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей.
Занимал посты вице-премьера Госсовета (1997-2003) и начальника Канцелярии ЦК Компартии Китая (1986-1993).

В 1965 году окончил Пекинский геологический институт (ПГИ) по специальности «инженер-геолог», а в 1968 году – аспирантуру ПГИ. В апреле 1965
года вступил в Коммунистическую партию Китая (КПК). В 1968 году на волне «культурной революции» Вэнь был отправлен в провинцию Ганьсу, где
работал по специальности на разных должностях, к 1981 году дослужился до поста заместителя начальника геологического управления провинции.
В 1982 году занимает должность руководителя партийной группы Центра по изучению политики и законодательства при Министерстве геологии и
ископаемых ресурсов КНР, с 1983 года был заместителем министра, членом и заместителем секретаря партийной группы министерства. После этого
начал карьеру в руководстве КПК. С 1985 года занимал пост заместителя начальника, а с 1986 года – начальника Канцелярии ЦК КПК. В 1987 году
вошел в состав ЦК КПК, занял пост секретаря Рабочего комитета по делам учреждений прямого подчинения ЦК.
В октябре 1992 года Вэнь вошел в секретариат ЦК и стал кандидатом в члены Политбюро, при этом до 1993 года оставался во главе Канцелярии ЦК.
В 1997 году вошел в состав Политбюро, в марте 1998 года стал вице-премьером Госсовета КНР, членом партийной группы Госсовета, а с июня того
же года – секретарем Центрального рабочего комитета по делам финансов. На посту вице-премьера курировал ряд ключевых направлений
государственной политики: сельское хозяйство, финансы, научно-техническую сферу, реструктуризацию государственных предприятий, кампанию по
борьбе с бедностью, охрану окружающей среды.
В 2002 году на шестнадцатом съезде КПК Вэнь был избран в состав постоянного комитета Политбюро ЦК, а в марте 2003 года сменил ушедшего в
отставку Чжу Жунцзы на посту премьера Госсовета.
Активно эксплуатировал образ «человека из народа», вел подчеркнуто скромный образ жизни. Вэнь женат, у него двое детей.

Реформы Китая в 19 веке стали итогом длительного и крайне болезненного процесса. Установившаяся на протяжении многих веков идеология, в основу которой был положен принцип обожествления императора и превосходства китайцев перед всеми окружавшими народами, неотвратимо рушилась, ломая при этом жизненный уклад представителей всех слоев населения.

Новые хозяева Поднебесной империи

С тех пор как в середине XVII века Китай подвергся маньчжурскому нашествию, жизнь его населения не претерпела кардинальных изменений. На смену сверженной пришли правители рода Цин, сделавшие Пекин столицей государства, а все ключевые посты в правительстве заняли потомки завоевателей и те, кто их поддерживал. В остальном же все осталось по-прежнему.

Как показала история, новые хозяева страны были рачительными распорядителями, поскольку в 19 век Китай вступил достаточно развитой аграрной страной с налаженной внутренней торговлей. Кроме того, их политика экспансий привела к тому, что в состав Поднебесной (так называли Китай его жители) вошли 18 провинций, и целый ряд соседних государств выплачивал ей дань, находясь в Ежегодно в Пекин поступали золото и серебро из Вьетнама, Кореи, Непала, Бирмы, а также государств Рюкю, Сиама и Сикким.

Сын Неба и его подданные

Социальное устройство Китая в 19 веке представляло собой подобие пирамиды, на вершине которой восседал богдыхан (император), пользовавшийся неограниченной властью. Ниже него располагался двор, сплошь состоявший из родственников повелителя. В его непосредственном подчинении находились: верховная канцелярия, а также государственный и военный советы. Их решения проводились в жизнь шестью исполнительными ведомствами, в компетенцию которых входили вопросы: судебные, военные, обрядовые, налоговые и, кроме того, связанные с присвоением чинов и исполнением общественных работ.

Внутренняя политика Китая в 19 веке строилась на идеологии, согласно которой император (богдыхан) являлся Сыном Неба, получившим от вышних сил мандат на управление страной. Согласно данной концепции, все без исключения жители страны низводились до уровня его детей, обязанных беспрекословно выполнять любое повеление. Невольно напрашивается аналогия с российскими монархами-помазанниками Божьими, власти которых также придавался сакральный характер. Разница заключалась лишь в том, что китайцы считали всех иностранцев варварами, обязанными трепетать перед их несравненным Владыкой мира. В России до этого, к счастью, не додумались.

Ступени социальной лестницы

Из истории Китая 19 века известно, что главенствующее положение в стране принадлежало потомкам маньчжуров-завоевателей. Ниже них на ступенях иерархической лестницы помещались рядовые китайцы (ханьцы), а также монголы, состоявшие на службе императора. Далее шли варвары (то есть не китайцы), проживавшие на территории Поднебесной. Это были казахи, тибетцы, дунгане и уйгуры. Низшую ступень занимали полудикие племена джуан и мяо. Что же касается остального населения планеты, то, в соответствии с идеологией империи Цин, оно рассматривалось как скопище внешних варваров, недостойных внимания Сына Неба.

Армия Китая

Поскольку в 19 веке ориентировалась главным образом на захват и подчинение соседних народов, то значительная часть государственного бюджета тратилась на содержание весьма многочисленной армии. Она состояла из пехоты, конницы, саперных частей, артиллерии и флота. Ядром являлись так называемые Восьмизнаменные войска, формировавшиеся из маньчжуров и монголов.

Наследники древней культуры

В 19 веке культура Китая строилась на богатом наследии, доставшемся со времен правителей династии Мин и их предшественников. В частности, была сохранена древняя традиция, на основе которой все претенденты на ту или иную государственную должность обязаны были пройти строгую экзаменационную проверку своих знаний. Благодаря этому в стране сложился слой высокообразованного чиновничества, представители которого назывались «шэныни».

У представителей правящего класса неизменным почетом пользовалось этико-философское учение древнекитайского мудреца Кун Фуцзы (VI - V вв. до н. э.), известного сегодня под именем Конфуция. Переработанное в XI - XII вв., оно легло в основу их идеологии. Основная же масса населения Китая в 19 веке исповедовала буддизм, даосизм, а в западных районах - ислам.

Замкнутость политической системы

Проявляя достаточно широкую религиозную терпимость, правители в то же время прилагали немало усилий для сохранения внутриполитического строя. Ими был разработан и издан свод законов, определявших меру наказания за политические и уголовные преступления, а также установлена система круговой поруки и тотальной слежки, охватывавшая все слои населения.

Одновременно с этим Китай в 19 веке являлся страной, закрытой для иностранцев, а особенно для тех из них, кто стремился наладить с его правительством политические и экономические контакты. Так, провалом закончились попытки европейцев не только установить с Пекином дипломатические отношения, но даже поставлять на его рынок производимые ими товары. Экономика Китая в 19 веке была настолько самодостаточной, что позволяла ограждать его от любого влияния извне.

Народные восстания в начале 19 века

Однако, несмотря на внешнее благополучие, в стране постепенно назревал кризис, вызванный как политическими, так и экономическими причинами. Прежде всего, он был спровоцирован крайней неравномерностью хозяйственного развития провинций. Кроме того, немаловажным фактором являлись социальное неравенство и ущемление прав национальных меньшинств. Уже в начале 19 века массовое недовольство вылилось в народные восстания, возглавляемые представителями тайных обществ «Небесный разум» и «Тайный лотос». Все они были жестоко подавлены правительством.

Поражение в Первой опиумной войне

По своему экономическому развитию Китай в 19 веке значительно отставал от ведущих западных стран, в которых данный исторический период был отмечен бурным промышленным ростом. В 1839 году британское правительство попыталось воспользоваться этим и силой открыть для своих товаров его рынки. Поводом для начала военных действий, получивших название «Первой опиумной войны» (их было две), послужило изъятие в порту города Гуанчжоу значительной партии наркотиков, нелегально завозимых в страну из британской Индии.

В ходе боев со всей очевидностью проявилась крайняя неспособность китайских войск противостоять самой передовой на тот момент армии, которой располагала Британия. Подданные Сына Неба терпели одно поражение за другим и на суше, и на море. В результате июнь 1842 года англичане встретили уже в Шанхае, а еще через некоторое время заставили правительство Поднебесной подписать акт о капитуляции. Согласно достигнутой договоренности, отныне британцам предоставлялось право свободной торговли в пяти портовых городах страны, а принадлежавший ранее Китаю остров Сянган (Гонконг) отходил им в «вечное владение».

Итоги Первой опиумной войны, весьма благоприятные для британской экономики, оказались губительны для рядовых китайцев. Хлынувшие потоком европейские товары вытеснили с рынков изделия местных производителей, многие из которых в результате разорились. Кроме того, Китай стал местом сбыта огромного количества наркотиков. Они ввозились и ранее, но после открытия национального рынка для зарубежного импорта это бедствие приняло катастрофические масштабы.

Восстание тайпинов

Итогом усилившейся социальной напряженности стало очередное восстание, охватившее в середине 19 века всю страну. Его руководители призывали народ к построению счастливого будущего, которое они называли «Небесным государством всеобщего благоденствия». По-китайски это звучит как «Тайпин тяньг». Отсюда и пошло название участников восстания - тайпины. Их отличительным знаком были красные головные повязки.

На определенном этапе восставшим удалось достичь значительных успехов и даже создать на захваченной территории некое подобие социалистического государства. Но очень скоро их вожди отвлеклись от построения счастливой жизни и всецело предались борьбе за власть. Этим обстоятельством воспользовались императорские войска и с помощью тех же британцев разгромили мятежников.

Вторая опиумная война

В качестве платы за свои услуги англичане потребовали пересмотра торгового договора, заключенного в 1842 году, и предоставления им больших льгот. Получив отказ, подданные британской короны прибегли к проверенной ранее тактике и вновь устроили провокацию в одном из портовых городов. На этот раз предлогом послужил арест судна «Эрроу», на борту которого также обнаружили наркотики. Конфликт, вспыхнувший между правительствами обоих государств, привел к началу Второй опиумной войны.

На этот раз военные действия имели для императора Поднебесной еще более пагубные последствия, чем протекавшие в период 1839 - 1842 гг., поскольку к войскам Великобритании присоединились падкие на легкую добычу французы. В результате совместных действий союзники оккупировали значительную часть территории страны и вновь вынудили императора на подписание крайне невыгодного соглашения.

Крах господствовавшей идеологии

Поражение во Второй опиумной войне привело к тому, что в Пекине открылись дипломатические представительства стран-победительниц, граждане которых получили право свободного передвижения и торговли по всей территории Поднебесной. Однако беды на этом не кончились. В мае 1858 года Сын Неба был вынужден признать левый берег Амура территорией России, что окончательно подорвало репутацию династии Цин в глазах собственного народа.

Кризис, вызванный поражением в Опиумных войнах, и ослабление страны в результате народных восстаний привели к крушению государственной идеологии, в основу которой был положен принцип - «Китай в окружении варваров». Те государства, которым, согласно официальной пропаганде, полагалось «трепетать» перед империей, возглавляемой Сыном Неба, оказались на поверку гораздо сильнее ее. Кроме того, иностранцы, свободно посещавшие Китай, поведали его жителям о совершенно ином мироустройстве, в основу которого положены принципы, исключающие поклонение обожествленному правителю.

Вынужденные реформы

Весьма плачевно для руководства страны обстояли и дела, связанные с финансами. Большинство провинций, являвшихся прежде китайскими данниками, перешли под протекторат более сильных европейских государств и прекратили пополнение императорской казны. Более того, в конце 19 века Китай охватили народные мятежи, в результате которых был нанесен значительный ущерб европейским предпринимателям, открывшим на его территории свои предприятия. После их подавления главы восьми государств потребовали в качестве компенсации выплаты пострадавшим владельцам крупных сумм.

Правительство, возглавляемое императорской династией Цин, оказалось на грани краха, что побудило его к принятию самых неотлагательных мер. Ими и стали реформы, давно назревшие, но осуществленные лишь в период 70-80-х годов. Они привели к модернизации не только хозяйственной структуры государства, но и к изменению как политического строя, так и всей господствовавшей идеологии.


Янъу – первое реформаторское движение

Первое реформаторское движение в Китае («янъу» – 1869 – 1890 гг.) проходило под лозунгами военного «самоусиления» и «благосостояния и мощи». «Самоусиление» инициировалось крупными военачальниками, одержавшими победу над тайпинами, а «благосостояние и мощи» – их более консервативными оппонентами.

Это движение непосредственно стимулировалось военными поражениями Китая в Опиумных войнах. Следуя давнему завету древних «перенимать искусные приемы инородцев, чтобы подавлять инородцев», правители Китая попытались позаимствовать прежде всего то, что наиболее наглядно определяло преимущество европейцев, а именно – материальную составляющую западной культуры, прежде всего вооружение (включая и методы его применения), но также и технику двойного и гражданского назначения.

Реформаторское движение, начавшееся с 60-х годов XIX в., было практическим воплощением тезиса «китайские знания – сущность, западные знания – инструмент» («чжунсюэ вэй ти, сисюэ вэй юн»), авторство которого обычно приписывается видному сановнику-реформатору конца XIX в. Чжан Чжидуну, хотя подход, выраженный в данной формуле, возник еще на рубеже Минской и Цинской эпох. Первая половина тезиса провозглашала основополагающими принципами политики и морали традиционные нормы и догмы, а вторая – указывала на возможность прикладного применения западной науки и техники.

Написанная в 1898 г. работа Чжан Чжидуна «Призыв к учению» («Цюаньсюэ нянь») поясняла сущность прокламируемого подхода. Она сводилось к двум основным моментам. Г. Китай остается Китаем постольку, поскольку соблюдается отношения между господином и подданным, между отцом и сыном, между супругами, поскольку существуют нормы добродетели, определяющие, что достойно почитания, а что – презрения, что бесценно, а что ничтожно, поскольку имеется простая этическая система, в центре которой – понятие долга, потому рассуждения о свободе, равенстве, власти народа недопустимы. Усиление Китая сегодня невозможно без западных знаний. Но если грамотный человек не усвоит сперва китайских знаний, то «чем более он углубится в западные знания, тем сильнее станет ненавидеть Китай». Такой человек не может быть полезен Китаю, а в худшем случае может стать вдохновителем смуты.

Под знаком движения «яньу» возникли внешнеполитические ведомства, государственная служба переводов, а также первые оружейные заводы, верфи, современные угольные шахты, металлургические предприятия, железнодорожные и пароходные компании, руководимые непосредственно государством (часто на провинциальном уровне) или же действовавшие под надзором государства.

Предпосылки новой реформаторской волны

Во второй половине XIX стало очевидно, что отставание Китая от Запада не ограничивается одной лишь вещественной компонентой культуры, но затрагивает и ее структуры. Ряд китайских ученых и политических деятелей выступил с проектами заимствования Китаем западной демократии. Одним из первых среди них был Вэй Юань, в известном труде которого «Географический очерк и карты заморских стран» («Хай го ту чжи») превозносился политический строй Европы и Америки. Определенную дань вестернизаторству отдали некоторые деятели обновленческого (реформистского) движения, которое достигло своего пика в 1898 г.

Еще в 1880-х годах отдельные китайские писатели, такие, как Чэн Гуаньин и Ван Тао, начали выдвигать новые принципы экономического развития и реформы государственного устройства. К началу 1890-х годов проникновение в Китай прогрессивных идей получило удивительно широкий размах. Развитие коммуникаций (пароходного сообщения, телеграфных линий и прессы, издаваемой на китайском языке) позволило многим районам империи получать информацию о событиях, которые происходили во всех уголках планеты.

Публикации на китайском языке, издаваемые миссионерскими общинами, книги, написанные побывавшими в Европе и США китайцами, еще до поражения Китая в войне с Японией в 1894 – 1895 расходились большими тиражами. А на гребне эмоциональной волны, вызванной унизительным поражением, в различных уголках империи стали возникать многочисленные «аналитические ассоциации», организованные реформистски настроенными интеллигентами.

Череда пережитых Китаем унизительных потерь высветила неадекватность программы «самоусиления». С помощью Запада и под руководством выдающихся лидеров, в частности ученого и государственного деятеля Ли Хунчжана, были построены арсеналы и корабельные верфи, текстильные фабрики, железные дороги и даже собственный военно-морской флот. Однако, не обладая необходимыми финансовыми ресурсами, сторонники идеи «самоусиления» становились все более уязвимой мишенью для консервативной оппозиции. Поражение Китая в китайско-японской войне вместе с «борьбой за концессии», последовавшей после захвата Германией порта Циндао на берегу залива Цзяочжоувань на Шаньдунском п-ове в конце 1897, послужили мощным доводом в пользу сторонников более «продуманных» реформ.

Как отмечает в своих «Мемуарах» К. Г. Маннергейм, «Унижения Центральной империи от европейских государств, вторгшихся на ее территорию, и поражение от Японии в войне 1894–1895 годов и породили в Китае реформаторское движение, которое возглавил молодой император Гуансюй. Его цели не оставили без внимания вдовствующую императрицу Цыси, которая с 1861 года была фактической правительницей Китая. В 1898 году она жестоко подавила реформаторское движение и вынудила императора вернуть бразды правления ей в руки. Только после того, как Цыси «обожглась» на боксерском восстании, а русско-японская война открыла ей и маньчжурским мандаринам глаза на второстепенную роль Китая, семидесятилетняя правительница решила открыть дорогу к реформированию общества. Необходимо было укрепить власть центрального правительства, уменьшить огромные привилегии мандаринов, вновь создать силы обороны, а также построить сеть железных дорог. Важным пунктом программы стала борьба с курением опиума - этим недугом был поражен практически весь китайский народ».

Лидер Движения за реформы Кан Ювэй настаивал на заимствовании у Запада не только военных и гражданских технологий, но и политических институтов. Сун Шу в 1892 г. призывал к полной реорганизации китайского законодательства по западному образцу. В том же духе несколько позднее выступал Тань Сытун и в еще большей мере – основоположник китайского либерализма Янь Фу, который утверждал, что в конечном счете все культурные различия сводятся к одному единственному вопросу: наличествует ли свобода или ее нет.

Речь при этом шла о демократических институтах, гарантирующих личные свободы. Янь Фу стал провозвестником идеи преобразования китайского национального характера. В обсуждении данной проблемы приняли участие почти все выдающиеся общественные деятели того времени, стремившиеся найти пути к обновлению национальной психологии китайцев и образа их поведения. Они критиковали консерватизм, замкнутость, неспособность китайцев к риску. Лян Ци Чао опубликовал ряд статей, в которых бичевал «рабскую покорность», «глупость», «эгоизм», «неискренность», «трусливость», «пассивность» и другие отрицательные свойства национального характера китайцев и ратовал за становление «нового народа». Под рабской покорностью подразумевались отсутствие идеи прав и свобод, слепое следование обычаям предков, мистическая вера в волю Неба, готовность отдаться на волю Провидения.

Особенно беспощадно критиковали рабский дух революционные демократы. Цзоу Жун называл историю двадцати четырех династий Китая «великой историей рабства», утверждал, что китайцы наслаждаются рабством и считал даже Цзэн Гофаня и Ли Хунчжана (которых Лян Цичао почитал как героев) «выразителями китайского рабства». Освобождение от тысячелетней рабской покорности считалось необходимой предпосылкой устранения тысячелетней диктатуры.

Реформисты и революционные демократы выдвигали по сути единую модель преобразования национального духа. В ее основе было воспитание духа независимости и свободы, гражданственности, чувства долга, готовности к риску, стремления к продвижению, уважения к собственному достоинству и способности к самоуправлению.

Важным путем к созиданию идеальной личности оба направления общественной мысли считали воспитание и пропаганду. Разница между ними состояла в том, что в соотношении воспитания и пропаганды с политическим движением Лян Цичао отдавал предпочтение первым, полагая, что только новый народ, сформировавшийся путем самовоспитания, сможет создать новый строй и новое правительство, а революционные демократы на передний план выдвигали политическую революцию. Но в целом это различие поначалу не было самодовлеющим.

Деятель реформаторского движения конца XIX в. Лян Цичао, например, писал: «Американец Линкольн, говоря о политике, обобщенно выразил ее тремя предлогами – of the people, by the people and for the people (принадлежит народу, народом управляется и для народа существует). Нашими учеными подробно объяснялись принципы of и for (принадлежит народу и существует для народа), только о принципе by (управляется народом) не было известно... Ученые говорили, что народ является основой государства, политика заключается в заботе о народе, однако ее исходный пункт, ее власть находились вне народа, поэтому каков же эффект такого принципа, который народ считает основой, но не допускает его участия в политической власти?».

Кан Ювэй и «100 дней реформ»

Пожалуй, самым авторитетным из реформаторов был Кан Ювэй, черпавший свои идеи не только из конфуцианской и буддийской, но и из западной литературы. Кан выдвигал идею построения общества, в котором человек пользовался бы полной самостоятельностью и мог осуществлять контроль над властными структурами. Его широкомасштабные проекты политических реформ включали создание всенародно избираемого парламента, действующего в рамках конституционной монархии, стимулирование технического и экономического развития, создание системы образования, охватывающей все уровни общества, реформу системы судопроизводства и запрещение бинтования ног.

В период между 1895 и 1898 Кан и его соратники, включая Лян Цичао, через различные журналы, научные общества и новые школы активно пропагандировали идею осуществления реформы структуры управления и политического устройства страны. После того как немцы оккупировали Цзяочжоу, Кан с соратниками смогли донести свои замыслы до молодого императора Гуансюя (1875 – 1908; фактический период правления – 1889 – 1898), и пока временно отошедшая от дел вдовствующая императрица Цыси наблюдала за происходящим, летом 1898 начался знаменитый период «100 дней реформ».

Опираясь на Кана, император издал примерно 200 эдиктов по самым различным вопросам просвещения, экономики, военного дела и политики. Но когда император начал строить планы реформ, затрагивавших структуру центрального управления, Цыси с помощью своего преданного чиновника Жун Лу организовала государственный переворот и вернула себе регентские права.

Император, являвшийся племянником и приемным сыном вдовствующей императрицы, был отстранен от дел, а все его реформаторские эдикты были отменены. Кану и Ляну удалось бежать в Японию, ряд реформаторов были казнены.

В частности, такая участь постигла брата Кан Ювэя – Кан Гуанжэнь (Кан Юпу, Кан Юбо), который был одним из наиболее активных сподвижников великого китайского реформатора. В период нахождения Кан Ювэя у власти Кан Юпу принимал участие в подготовке различных правительственных документов и поддерживал контакты между реформаторами и столичной интеллигенцией. Заметной фигурой Кан Юпу был и в ходе движения против давнего обычая - бинтования ног женщинами Китая. Он не покончил с собой, как повторяет вслед за современным китайским комментатором Харро фон Зенгер, а был арестован 21 сентября 1898 г. и затем убит.

Вот как описывает данное событие наиболее компетентный исследователь истории этого реформаторского движения, академик С. Л. Тихвинский: «После полудня 21 сентября отряд из 300 человек, возглавляемый командующим войсками Пекинского гарнизона маньчжуром Чун Ли, по приказу Цы Си окружил гостиницу наньхайского землячества в Пекине, где обычно проживал Кан Ювэй. Не найдя Кан Ювэя, они арестовали и увели с собой его брата Кан Юпу и его учеников - участников движения за реформы Чэнь Цзыляна и Цянь Цзюньбо (он же Цянь Вэйцзи), - а также двух слуг. На отдельных повозках их доставили в штаб гарнизона и там тотчас подвергли допросу, чтобы узнать, где находится Кан Ювэй. Арестованные показали, что Кан Ювэй выехал в Тяньцзинь, намереваясь затем следовать в Шанхай». Уже 28 сентября в числе других руководителей движения за реформы фактически без суда и следствия Кан Юпу, был казнен по распоряжению императрицы Цы Си.



Исмаэль Морено - испанский судья Высокого суда страны, выдал судебное постановление на задержание прошлого китайского премьера Ли Пэна, прошлого председателя Китайской республики Цзян Цзэминя и еще трех видных деятелей китайской правящей партии, обвиняющихся в геноциде жителей Тибета. Выданное постановление является международным документом, соответственно все обвиняемые должны подвергнуться аресту, как только они выедут за границы КНР. Иностранные счета этих политиков были заморожены.

В прошлом ноябре уже была попытка получить судебное постановление на задержание Цзян Цзэминя, однако испанское руководство подало апелляцию на судебное решение для предотвращения межгосударственных осложнений. Это ходатайство было отклонено в феврале нынешнего года, и испанский суд принял решение выдать судебное постановление на задержание функционеров.
По заявлениям истца, в результате бесчеловечных действий компартии КНР, на Тибете было убито около миллиона жителей и уничтожено 90% местных святынь.
Представители МИДа КНР потребовали от испанского правительства изменить принятое решение ради сохранения дружеских отношений между странами.
Тибет был захвачен КНР в 1950-м году. С тех пор местные жители добиваются независимости региона.
Цзян Цзэмин – видный китайский политик, занявший место председателя КНР в 1993 г. Под его руководством китайская экономика вышла на 7е место в мире.
Помимо Цзян Цзэмина, история Китая ХХ века богата многими выдающимися личностями, определившими все дальнейшее развитие государства. Расскажем о наиболее значимых китайских политических деятелях ХХ века.

1. Юань Шикай (1859-1916).

Процесс исторического развития Поднебесной в ХХ-м веке, как и в период конфуцианства, направляли личности, сосредоточившие в своих руках абсолютную власть. После свержения цинской династии неудачную попытку захватить императорский титул сделал Юань Шикай. Он был прекрасно образован и долгое время пользовался доверием последней императрицы Поднебесной Цыси. При его поддержке последний царствующий правитель империи - Пу И надеялся сохранить империю. Однако Юань Шикай, почувствовав политическую ситуацию, встал на сторону республиканцев, чтобы позже, в подходящий момент, их предать. Провозгласив себя пожизненным президентом Китая в 1912 году, он неудачно пытался восстановить Китайскую империю до смерти в 1916-м году.

2. Приемником Юань Шикая, в качестве руководителя страны, стал Сунь Ятсен (1866-1925).

Под воздействием западных веяний и христианства он начал осуществлять замысел уничтожения правящей династии. В 1912-м году он основал партию Гоминьдан и на протяжении некоторого периода являлся 1м президентом новообразованной Китайской республики. Он сформировал в Гуанчжоу второе правительство в 1920-м году, чтобы противостоять Бэйянским милитаристам. Поддержанный Советским Союзом, в 1923-м году, он провел реорганизацию партии. Скончался Сунь Ятсен в Пекине в 1925-м году. Сегодня он почитается на Тайване и в Китае как создатель первой народной республики.

3. Непосредственным приемником Сунь Ятсена являлся Чан Кайши (1887-1975).

Получивший неплохое образование, он стал членом партии Гоминьдан в 1920м году и быстро стал доверенным лицом Сунь Ятсена. После проигрыша китайской Компартии в гражданской войне, в 1949м году он был вынужден скрываться на Тайване, где став диктатором, при помощи США, смог добиться значительного экономического роста региона. Своей главной целью он считал свержение коммунистического режима на материковом Китае. Умер он в 1975-м году, так и не достигнув этой цели.

4. Главным противником Чан Кайши был Мао Цзэдун (1893-1976).

Мао можно смело назвать самым влиятельным политиком Китая ХХ-го столетия. Родившийся в семействе крестьянина, он с самой юности стал членом революционного движения и являлся одним из создателей Компартии Китая. Во время «великого похода» Мао укрепил свою лидирующую позицию в Компартии и сохранял это лидерство до самой своей смерти в 1976-м году. Мао вывел Китай из периода экономического застоя, но только для того, чтобы два раза вернуть страну в состояние хаоса: в период 1958-1960 гг. – так называемый «большой скачек вперед» и 1966-1976 гг. – время «культурной революции».

5. Чжоу Эньлай (1898-1976) был вторым человеком в Китае после Мао.

Доверенный соратник Мао, Чжоу получил европейское образование, после чего стал лидером коммунистического движения. В 1949-м он был назначен руководить министерством иностранных дел, а позже был назначен премьер-министром, и на этом посту сумел значительно сократить ущерб от «культурной революции».

6. Доверенным лицом Чжоу Эньлая был Дэн Сяопин (1904-1997).

Получив отличное образование во Франции в 1920-м году, Дэн вернулся в КНР и сделал стремительную партийную и армейскую карьеру. В1973-м году Чжоу Эньлай сделал его своим первым заместителем. Быстро став безоговорочным политическим китайским лидером, Дэн начал последовательно проводить курс «открытых дверей» и модернизации Китай.

Самые читаемые записи за последний час: