Китайская народная республика. История китая с древнейших времен до наших дней

  • 09.09.2019
  • ПОДЪЕМ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КИТАЕ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
    • Китай к началу новейшего времени
    • Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на Китай. «Движение 4 мая» 1919 г.
      • Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на Китай. «Движение 4 мая» 1919 г. - страница 2
    • Начало советско-китайских переговоров
    • Образование Коммунистической партии Китая
    • Усиление империалистической экспансии
    • Рабочее движение в 1922-1923 гг. II съезд КПК
    • Деятельность Сунь Ятсена. Подготовка единого национально- революционного фронта
    • III съезд КПК. I съезд гоминдана. Создание единого фронта
      • III съезд КПК. I съезд гоминдана. Создание единого фронта - страница 2
    • Советско-китайское соглашение 1924 г.
    • Положение в Северном Китае. Мятеж шантуаней в Гуанчжоу. Переворот Фэн Юй-сяна в Пекине
    • Рабочее и крестьянское движение в 1924 - начале 1925 г. IV съезд КПК
      • Рабочее и крестьянское движение в 1924 - начале 1925 г. IV съезд КПК - страница 2
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1925-1927 гг.
    • «Движение 30 мая». Всеобщие стачки в Шанхае и Гонконге
    • Завершение объединения Гуандуна. Усиление борьбы внутри единого фронта
    • Северный поход и новый подъем революции
    • Второй этап Северного похода. Восстания шанхайского пролетариата
    • Контрнаступление империалистов и китайской реакции. Перевороты в Восточном и Южном Китае
    • Продолжение революции в Центральном Китае. V съезд КПК
    • Продолжение Северного похода. Рабочее и крестьянское движение в Уханьском районе
    • Поражение революции 1925-1927 гг. и ее значение в истории Китая
  • УСТАНОВЛЕНИЕ ГОМИНДАНОВСКОГО РЕЖИМА. РЕВОЛЮЦИОННАЯ БОРЬБА В КИТАЕ ПОД ЛОЗУНГОМ СОВЕТОВ (1927-1937 гг.)
    • Начало советского движения (1927-1931)
      • Начало советского движения (1927-1931) - страница 2
    • Выработка новой линии КПК с помощью Коминтерна. VI съезд КПК
    • Становление гоминдановского режима
    • Внутренняя и внешняя политика нанкинского правительства в 1928-1931 гг.
    • Революционное движение в Китае в 1928-1931 гг.
      • Революционное движение в Китае в 1928-1931 гг. - страница 2
    • Левоавантюристический уклон в КПК (1930 г.)
    • Отражение Красной армией трех походов гоминдана
    • Захват японским империализмом Северо-Восточного Китая
    • Политическое и экономическое положение в Китае в 1931-1935 гг. Политика нанкинского правительства
      • Политическое и экономическое положение в Китае в 1931-1935 гг. Политика нанкинского правительства - страница 2
    • Освободительная и революционная борьба китайского народа
      • Освободительная и революционная борьба китайского народа - страница 2
    • Борьба Красной армии против четвертого похода гоминдана. Совершенствование тактики борьбы
    • Пятый поход гоминдана. Оставление территории Центрального советского района частями 1-го фронта
    • Усиление агрессии Японии в Северном Китае. Подъем национально-освободительной борьбы китайского народа
    • VII конгресс Коминтерна и поворот в политике КПК
      • VII конгресс Коминтерна и поворот в политике КПК - страница 2
  • НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ ЯПОНСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА (1937-1945 гг.)
    • Наступление японских войск. Развертывание вооруженного сопротивления китайского народа (июль 1937 - октябрь 1938 г.)
    • Создание антияпонского единого национального фронта
    • Силы сопротивления в тылу японских захватчиков и создание Освобожденных районов
    • Международное положение и внешняя политика Китая в начале антияпонской войны
    • Внутриполитическая борьба в Китае
    • Стратегическое затишье на китайском театре военных действий. Разложение гоминдановского режима и рост революционных сил китайского народа (ноябрь 1938 - февраль 1944 г.)
    • Колониальная политика Японии в Китае
    • Усиление реакционных тенденций в гоминдане. Обострение отношений между КПК и гоминданом
    • Особенности развития КПК в период войны с Японией
    • Заключительный этап антияпонской войны (март 1944 - сентябрь 1945 г.)
      • Заключительный этап антияпонской войны (март 1944 - сентябрь 1945 г.) - страница 2
    • Вступление Советского Союза в войну против империалистической Японии. Завершение освободительной войны китайского народа
  • КИТАЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1946-1949 гг. И ПОБЕДА НАРОДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
    • Переговоры между КПК и гоминданом (август 1945 - июнь 1946 г.)
    • Переговоры об объединении и демократизации Китая
    • Назревание общекитайской гражданской войны. Решение ЦК КПК от 4 мая 1946 г.
    • Гражданская война в общекитайском масштабе. Наступление гоминдановских войск (июль 1946 - июнь 1947 г.)
    • Политический и экономический кризис гоминдановского режима
    • Демократическое движение в гоминдановском тылу
    • Укрепление Освобожденных районов
    • Наступление Народно-освободительной армии. Победа народной революции в Китае (июль 1947 - сентябрь 1949 г.)
    • Политическая и экономическая программа КПК
    • Политика КПК в городах. Отношение к рабочему классу. Складывание единого народно- демократического фронта
    • Решающие сражения в конце 1948 - начале 1949 г. Переговоры о мире. Форсирование Янцзы
  • ПЕРЕХОД КИТАЯ НА ПУТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (1949-1957 гг.)
    • Восстановительный период. Завершение буржуазно-демократических преобразований 1949-1952 гг.
      • Восстановительный период. Завершение буржуазно-демократических преобразований 1949-1952 гг. - страница 2
    • Внешняя политика. Отношения с СССР
    • Аграрная реформа
    • Восстановление экономики. Классовая борьба в городе
    • Первая пятилетка. Начало социалистической индустриализации (1953-1957)
    • Помощь Советского Союза в социалистическом строительстве КНР
    • «Дело Гао Гана - Жао Шу-ши» и «кампания против контрреволюции»
    • Кооперирование крестьянства. Национализация частной промышленности и торговли. Попытка Мао Цзэдуна ревизовать генеральную линию КПК
      • Кооперирование крестьянства. Национализация частной промышленности и торговли. Попытка Мао Цзэдуна ревизовать генеральную линию КПК - страница 2
    • VIII съезд Коммунистической партии Китая
    • «Движение за исправление стиля в партии» и «борьба против буржуазных правых элементов»
    • Итоги первой пятилетки
  • ИЗМЕНЕНИЕ КУРСА РУКОВОДСТВА КПК ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
    • «Большой скачок» (1958-1960)
    • Совещание в Бэйдайхэ. «Большой скачок». «Коммунизация» деревни
      • Совещание в Бэйдайхэ. «Большой скачок». «Коммунизация» деревни - страница 2
    • Внешняя политика
    • Выступления против курса Мао на 8-м пленуме ЦК КПК
    • Период «урегулирования» (1961-1965). Фактический отказ от политики «скачка». 9-й пленум ЦК КПК
    • Недовольство политикой группы Мао
    • Борьба в КПК относительно путей развития Китая
      • Борьба в КПК относительно путей развития Китая - страница 2
    • Народное хозяйство КНР в 1963-1965 гг.
    • Раскольническая деятельность группы Мао Цзэдуна в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении
    • Развернутое наступление на КПК в период «культурной революции» (1965-1969)
      • Развернутое наступление на КПК в период «культурной революции» (1965-1969) - страница 2
    • Разгул маоистского террора («хунвейбиновщина»)
    • Курс на «захват власти» и «объединение трех сторон». Создание «ревкомов». Роль армии
    • Подготовка к созданию маоистской партии
    • IX съезд Коммунистической партии Китая
    • Усиление антисоветской деятельности группы Мао Цзэдуна в период «культурной революции»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Победа народной революции. Провозглашение Китайской Народной Республики

Антиимпериалистическая и антифеодальная программа Коммунистической партии Китая пользовалась поддержкой широких масс китайского народа. КПК имела сильную армию и руководила освобожденными районами. Но в развитии партии, ее внутренней жизни, во взглядах руководства, идеологии были такие мохменты, которые отрицательно сказывались на ее деятельности.

Это, прежде всего, отрыв от рабочего класса, отказ от регулирования социального состава партии, конструирование «китаизированного марксизма», влияние националистических идей на политику лидеров партии, раздувание культа личности Мао Цзэдуна, пренебрежение ленинскими принципами демократического централизма и коллективного руководства, фактическое подчинение местных партийных органов армейскому командованию, военно-приказной стиль и административно-бюрократические методы работы.

Секретарь партийного комитета должен уметь быть «командиром отделения», - говорил Мао Цзэдун на 2-м пленуме ЦК КПК. И это было не образным сравнением, а образом мышления и действия, вытекавшим из военизации партии в условиях многолетних войн - гражданских и национально-освободительной.

Некоторые из этих недостатков и пороков вызывали тревогу части партийных кадров. Мао Цзэдун на пленуме ЦК в марте 1949 г. фактически обрушился на тех, кто, «выступая против бюрократизма говорят о Яньане так, словно там нет ничего положительного, и не делают сопоставления между бюрократизмом в Яньане и бюрократизмом в Сиане (центр контрреволюции), не проводят между ними различия».

Позиция части партийного актива способствовала тому, что в 1948 г. в политической линии ЦК КПК наметился поворот к расширению контактов с КПСС и международным коммунистическим движением, взгляды националистических элементов подверглись критике. Так, в 1949 г. пленум Северо-Восточного бюро ЦК КПК осудил антисоветские тенденции некоторых руководящих деятелей этого района. Мао Цзэдун и Лю Шао-ци опубликовали статьи в газете «За прочный мир, за народную демократию!», в которых заявляли о преданности КПК принципам марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма, подчеркивали руководящую роль СССР в мировом антифашистском фронте, значение примера и опыта русских большевиков, союза с СССР для китайской революции.

Видимо, основной причиной такого поворота была острая заинтересованность руководства КПК в помощи КПСС и других братских партий. Коммунистическая партия Китая в течение двух десятилетий развивалась, боролась главным образом в деревне и не была подготовлена к работе в городах и вообще к управлению огромной страной, ее политической жизнью и экономикой.

Лидеров КПК серьезно беспокоил вопрос о возможности удержать власть после завоевания победы и успешно решать сложнейшие проблемы дальнейшего развития Китая. Получить столь необходимую помощь - и материальную, и опыт - КПК могла только у КПСС. Это определило формулирование в 1949 г. вывода: «идти по пути русских».

На совещании Политбюро ЦК КПК в сентябре 1948 г. были приняты важные решения об усилении работы по управлению промышленностью и городами, об укреплении коллективного руководства, о марксистско-ленинском обучении кадров. Однако партийная учеба должна была завершаться изучением «идей Мао Цзэдуна». Принимая решение о постепенном переносе центра тяжести партийной работы из деревни в город, совещание оставило без ответа важнейший вопрос о классовой опоре партии в городах.

Вместе с тем со второй половины 1948 г. в документах КПК все чаще упоминался рабочий класс в качестве руководящей силы китайской революции и будущей республики демократической диктатуры народа. По-видимому, это было связано со стремлением расширить классовую базу партии и новой власти, до этого ограниченную главным образом крестьянством, и обеспечить сотрудничество рабочего класса в решении новых для КПК задач - восстановления и развития промышленности, управления жизнью и хозяйством городов. Сказывались позиция интернационалистских сил в партии и ориентировка на использование опыта и помощи СССР.

В декабре 1948 г. ЦК КПК подверг критике «правоуклонистскую идеологию» партийных кадров, не уделявших внимания рабочему классу. Но одновременно сохраняла силу и прежняя установка на ограничение требований рабочих об улучшении своего положения. Так, ЦК КПК летом 1949 г. запретил публикацию Тезисов по экономической политике на Северо-Востоке, подготовленных Северо-Восточным бюро ЦК КПК под руководством Гао Гана, потребовав включения в этот документ осуждения «левого уклона» в рабочем движении.

В обстановке приближающейся победы народной революции и переориентировки руководства партии состоялся в марте 1949 г. в провинции Хэбэй 2-й пленум ЦК КПК 7-го созыва. Его значение усиливалось тем, что за четыре года между капитуляцией Японии и провозглашением КНР это был единственный пленум ЦК КПК. Доклад Мао Цзэдуна был положен в основу резолюции пленума. Было подтверждено решение сентябрьского совещания Политбюро ЦК о переносе центра тяжести работы партии из деревни в город. Пленум призвал партию во всей работе в городах прежде всего опираться на рабочий класс.

В решениях пленума была выдвинута задача превращения Китая из аграрной страны в индустриальную и построения социалистического государства. Власть в будущей Китайской Народной Республике характеризовалась как демократическая диктатура народа, основанная на союзе рабочих и крестьян и руководимая рабочим классом. Во внешнеполитическом плане пленум одобрил установку на союз с СССР.

Решения пленума, в которых отразилось и влияние контактов КПК с КПСС, имели принципиальное значение, так как выдвигали курс на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, что по существу противоречило маоцзэдуновской концепции «новой демократии». Но строительство социализма призвано обеспечить государство диктатуры пролетариата, тогда как органы власти в освобожденных районах были по своему классовому составу одной из разновидностей мелкобуржуазной революционно-демократической диктатуры.

В условиях, когда армейское командование контролировало и даже создавало эти органы, когда руководящая освобожденными районами (а в ближайшем будущем - КНР) КПК состояла в большинстве из солдат или прошедших армейскую школу крестьян, перерастание революционно-демократической диктатуры в диктатуру пролетариата было делом чрезвычайно трудным.

Важной частью подготовки к провозглашению КНР было создание и развитие организаций трудящихся. Наиболее массовыми из них были крестьянские союзы и отряды народного ополчения, объединявшие десятки миллионов батраков, бедняков и середняков. Вслед за восстановлением Всекитайской федерации профсоюзов в марте 1949 г. в Пекине состоялся 1-й Всекитайский съезд женщин, на котором была образована Всекитайская демократическая федерация женщин. В апреле 1949 г. был основан Новодемократический союз молодежи (в мае 1957 г. НДСМ был переименован в комсомол), а в мае - Всекитайская федерация демократической молодежи.

В январе 1949 г. большая группа видных деятелей буржуазных демократических партий и групп, а также беспартийных общественных деятелей заявила о поддержке борьбы КПК против клики Чан Кайши и американского империализма.

Поддержка лозунгов КПК широкими массами трудящихся, а также представителями национальной буржуазии и буржуазной интеллигенции в обстановке победоносного наступления Народно-освободительной армии дала возможность непосредственно приступить к созданию новых органов государственной власти и подготовить провозглашение Китайской Народной Республики. В июне 1949 г. в Пекине состоялась сессия Подготовительного комитета Народной политической консультативной конференции (НПКК), в которой участвовали представители КПК, демократических партий, народных организаций, НОА, национальных меньшинств, китайских эмигрантов. Были избраны Постоянный комитет НПКК, а также комиссии по согласованию состава участников НПКК, по выработке проектов ее документов и решений. После проведения необходимой подготовительной работы 21 сентября- 1949 г. в Пекине открылась Народная политическая консультативная конференция.

НПКК была представительным органом, в котором участвовали делегаты от КПК и всех демократических партий и групп, профсоюзов, союза молодежи, других массовых организаций, населения различных районов страны, НОА, национальных меньшинств, китайцев, проживающих за границей, беспартийные общественные деятели. Конференция приняла Организационный статут (устав) НПКК, которая определялась как организация единого народно-демократического фронта, Закон об организации Центрального народного правительства и Общую программу НПКК. Был избран Центральный народный правительственный совет во главе с Мао Цзэдуном. НПКК постановила, что столицей КНР будет Пекин (бывший Бэйпин) определила флаг, герб и гимн КНР.

Основным документом была Общая программа НПКК, которая определяла характер государственной власти КНР и формулировала задачи КНР: ликвидировать привилегии империалистов, национализировать бюрократический капитал, передать помещичью землю крестьянам, охранять государственную и кооперативную собственность, а также «экономические интересы и частную собственность рабочих и крестьян, мелкой буржуазии и национальной буржуазии», развивать народное хозяйство новой демократии и добиваться превращения Китая из сельскохозяйственной страны в индустриальную.

Объявлялось о предоставлении гражданам КНР демократических прав, о равноправии женщин, подавлении контрреволюционной деятельности. Обязанности граждан состояли в том, чтобы защищать родину, соблюдать законы и трудовую дисциплину, беречь общественную собственность, нести воинскую службу, платить налоги.

В программе говорилось о равенстве всех национальностей, необходимости укрепления вооруженных сил КНР. Отдельный пункт отмечал единство «со всеми миролюбивыми и свободолюбивыми государствами мира - и прежде всего с Советским Союзом, странами народной демократии и угнетенными нациями», борьбу за мир во всем мире против империалистической агрессии.

Раздел, посвященный экономической политике, указывал на существование различных секторов хозяйства, которые должны «под руководством сектора государственного хозяйства» сотрудничать в интересах развития всей экономики. В Общей программе говорилось о социалистическом характере государственного сектора. Это было единственное упоминание о социализме в документе. Другие разделы посвящались органам государственной власти, военной системе, политике в области культуры и просвещения, национальному вопросу, внешней политике КНР.

1 октября 1949 г. на массовом митинге на центральной пекинской площади Тяньаньмэнь было провозглашено создание Китайской Народной Республики. Многолетняя национально-освободительная революционная борьба китайского народа завершилась победой.

Победа китайской революции имела большое международное значение. Она укрепляла лагерь социализма, наносила удар по колониальной системе империализма; вместе с СССР новый Китай участвовал в борьбе против агрессивных планов империалистических держав. Эта победа открыла новую эпоху в многовековой истории народов Китая. Она создала предпосылки для укрепления независимости страны, завершения буржуазно-демократических преобразований и развития Китая по социалистическому пути, для коренного улучшения положения трудящихся масс, превращения отсталой аграрной страны в экономически развитое государство с -современной промышленностью, сельским хозяйством, культурой, обороной.

Необходимым условием такого развития Китая было сочетание правильной политики КПК, энтузиазма и напряжения всех трудовых и прочих ресурсов китайского народа с ориентацией на союз с мировой системой социализма, с Советским Союзом, откуда КНР могла получить и действительно получила всестороннюю помощь.

После Второй мировой войны в Китае создалось новое соотношение политиче­ских сил, и страна оказалась втянутой в гражданскую войну. С одной стороны вы­ступал патриотический демократический фронт, возглавляемый КПК, в который, кроме рабочих и крестьян, входили в качестве союзников также интеллигенция, мелкая городская буржуазия и национал-буржуазия. Этот фронт ставил перед со­бой задачи свержения гоминьдановского режима, освобождения страны от гнета иностранного капитала и построения свободного, независимого и демократиче­ского Китая Другой лагерь, возглавляемый верхушкой буржуазно-помещичьей партии Гоминьдан, придерживался курса на укрепление антидемократического режима в Китае

США рассчитывали использовать послевоенный Китай (при оказании ему военно-политической и материальной поддержки) в качестве основной базы своего господства на Дальнем Востоке, плацдарма против Советского Союза и национально- освободительного движения в странах Юго-Восточной Азии. Под предлогом «обе­спечения сдачи японцев» и их последующей репатриации США после капитуляции Японии содержали в Китае (на декабрь 1945 г.) 113 тыс. солдат, моряков и морских пехотинцев Американцы обучили 39 гоминьдановских дивизий и вооружили их, поставляя правительству военную технику. К октябрю 1948 г. количество вооружен­ных и обученных американцами гоминьдановских дивизий достигло 106 . Опираясь на поддержку США и располагая армией в 4 млн 300 тыс. человек, армия Гоминьдана развернула гражданскую войну в Китае

В результате новых американо-китайских соглашений об оказании помощи от 27 октября 1947 г. и военно-морского соглашения от 8 декабря 1947 г. Китай получил новые займы, а США - право строить на его территории военно-стратегические объ­екты Гоминьдановское правительство также брало на себя обязательство поддер­живать антисоветскую политику США. Однако в 1949 г. Народно-освободительная армия Китая дезорганизовала фронт и тыл гоминьдановских войск Провал планов США вызвал коренной перелом в политической обстановке Китая в пользу демо­кратического фронта борьбы, возглавляемого КПК

1 октября 1949 г. было провозглашено создание Центрального народного пра­вительства, и в тот же день на площади Тяньаньмэнь в Пекине его председатель Мао Цзэдун торжественно объявил о создании нового государства - Китайской Народной Республики (КНР) . Чан Кайши и его сторонники перебрались на остров Тайвань, где сохранилась Китайская республика США продолжали признавать его законным правителем страны

Советский Союз первым признал новый китайский режим, и уже 2 октября 1949 г. между СССР и КНР были установлены дипломатические отношения. 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и КНР .

Свое независимое государственное существование КНР начала как страна- банкрот, но с 1950 г наступило время большей уверенности в будущем Корейская война объединила народ, к 1953 г инфляция была приостановлена, экономика достигла довоенного уровня, было проведено перераспределение земли, начал осуществляться Первый пятилетний план Наиболее трагическим последствием первых лет партийного руководства стала «либерализация Тибета» в 1950 г. , ког­да Пекин предпринял насильственное выселение тибетских духовных лидеров и осуществил геноцид ценнейшей духовной культуры.

В 1953-1956 гг. произошли социалистические преобразования в сельском хо­зяйстве и промышленности, утвердилось доминирующее положение обществен­ной собственности на средства производства

В 1954 г. принимается первая Конституция КНР, а Мао Цзэдун избирается пред­седателем ЦК КПК. Согласно Конституции Китай стал унитарным государством с ограниченной автономией национальных окраин. При сохранении ряда полити­ческих партий власть полностью принадлежала Коммунистической партии Китая во главе с Мао Цзэдуном.

В Восточной Европе в 1950-е гг. наметился кризис тоталитарного социализма, но в Китае кризиса не было Более того, успех первой пятилетки позволил Мао Цзэдуну сделать вывод о возможности постановки еще более далекоидущих целей. В 1958 г. ЦК КПК по его инициативе утвердил новую «генеральную линию», в со­ответствии с которой было решено ускорить экономическое развитие, осуществить «большой скачок» для скорейшего построения коммунистическое общества. Глав­ным средством построения светлого будущего, по мнению Мао Цзэдуна, должен был стать уже коммунистический, то есть безвозмездный, труд под лозунгом «Три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья»

Вместо небольших кооперативов были созданы «народные коммуны», объеди­нявшие в среднем по 20 тыс крестьян, в которых обобществлялось все, включая приусадебные хозяйства, и вводился уравнительный принцип распределения Жизнь крестьян жестко регламентировалась: они строем ходили на работу, все вместе питались в столовой

В промышленности было решено ускорить индустриализацию за счет безвоз­мездного труда путем строительства мелких предприятий с полукустарной техно­логией, когда на подворьях возводились печи по выплавке металла

Однако «большой скачок» потерпел крах Производство сельскохозяйственной продукции упало, в ряде районов Китая начался голод. Сократилось и промышлен­ное производство Вместо рывка вперед страна получила экономический кризис Уже в 1959 г. Мао Цзэдун услышал критику в свой адрес. В стране и партии воз­никла настоящая оппозиция, что вынудило Мао начать открытую борьбу с про­тивниками

Поскольку оппозиция пустила глубокие корни в партийном и государственном аппарате, главным орудием борьбы с ней он сделал армию и молодежь, которую в 1965 г. призвал к революционному насилию, разрушению всего и вся, чтобы в «освобожденном от остатков старого общества» Китае создать образованное ком­мунистическое государство

С мая 1966-го по октябрь 1976 г. в Китае развернулась «культурная революция», предпринятая, чтобы отвлечь внимание народа от экономических неудач и полити­ческой борьбы в верхах. Эта революция, которой руководили сам Мао Цзэдун и его сподвижники, позже прозванные «Бандой четырех», стала тяжелейшим ударом для страны со времени образования КНР

Начались гонения на интеллигенцию; университеты были закрыты, ученых, ин­женеров, врачей, учителей убивали прямо на улицах; храмы подвергались оскверне­нию; все, что напоминало о капиталистическом прошлом Китая, разрушалось; дея­телей культуры отправляли «на перевоспитание» в деревни и отдаленные районы Это сопровождалось усилением влияния Мао Цзэдуна, которое насаждалось путем распространения сборника его цитат, получившего название «Маленькая красная книжечка», физического устранения оппонентов и введения охранных «красных отрядов». «Красные охранники» (хунвейбины) и «бунтари» (цзао- фани), руководимые непосредственно Мао Цзэдуном и его ближайшими еди­номышленниками, громили партийные комитеты и министерства, захватывали предприятия и вузы. Все это называлось «великой пролетарской культурной революцией»

Политика, проводимая во времена «культурной революции», превосходила поли­тику первого императора Китая как по жестокости, так и по массовости репрессив­ных мер. Сохранилось одно из высказываний Мао Цзэдуна по этому поводу: «Кем же был первый император династии Цинь? Он уничтожил 460 последователей Конфуция, мы же репрессировали 46 тыс. интеллигентов. Есть люди, которые на­зывают нас диктаторами, говоря, что компартия - "современный Цинь Шихуан".

Это - факт, мы полностью его признаем» .

«Культурная революция» породила невообразимый хаос и массовое насилие, вследствие чего в конце 1967 г. по распоряжению Мао положение в стране взяла под контроль армия. В результате министр обороны Линь Бяо фактически стал вторым человеком в руководстве, в чем Мао увидел для себя опасность. В 1971 г. он добился отстранения Линь Бяо (маршал погиб в авиакатастрофе над территорией Монголии, пытаясь, вероятно, скрыться из Китая) . Чтобы сбалансировать воз­росшее влияние армии, Мао начал восстанавливать партийные и государственные органы, вернул многих опальных партработников. Но его курс все больше изживал себя. Развязка наступила после смерти Мао Цзэдуна в сентябре 1976 г. (тело вождя было помещено в громадный мавзолей в центре Пекина).

В политике Пекина наметился раскол между умеренными реформаторами Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином - радикалами и маоистами под руководством Цзян Цин, жены прежнего лидера Радикалы прорвались к власти после смерти Чжоу Эньлая в 1976 г Хуа Гофэн, избранный последователем Мао, был назначен премьер-министром.

За этим последовал громкий политический процесс, на котором на «Банду че­тырех» во главе с Цзян Цин (кроме Цин в заговоре принимали участие Ван Хун- вэнь, Чжан Цуньцяо и Яо Вэньюань) и их сторонников возложили вину за эксцессы «культурной революции» и подготовку заговора с целью захвата власти. Цзян Цин была единственной из подсудимых, кто не только не признавал своей вины, но и пытался выступить со встречными обвинениями.

Возмущение общества политикой Цзян Цин и ее клики вырвалось наружу и выразилось в массовых выступлениях на площади Тяньаньмэнь, которые были жестоко подавлены. После этого Дэн Сяопин вынужден был скрываться, так как инициатором этих «антиреволюционных» выступлений объявили его. Он вернул­ся к активной политической жизни в 1977 г, сформировав состоящий из шести человек Оппозиционный комитет в КПК

Еще с конца 1959 г. стали ухудшаться отношения между КНР и СССР. Со вто­рой половины 1960 г. участились провокации китайских властей на китайско- советской границе Началась антисоветская обработка советских специалистов, работавших в стране по просьбе КНР Советское правительство вынуждено было отозвать из КНР большинство специалистов. Позднее, в марте 1969 г. , маоисты спровоцировали открытые вооруженные нападения на советскую территорию

В феврале - марте 1970 г Китай предпринял военную акцию против Вьетнама, уси­лившую политический кризис и обострившую борьбу в руководстве КНР В апреле того же года правительство денонсировало советско-китайский договор, заключен­ный в 1952 г. Росло глубокое недовольство народа политикой руководства КНР.

В 1978-1979 гг. Дэн Сяопин объявил курс на политику реформ и открытости. Началось строительство социализма с китайской спецификой Реформы в Ки­тае начались с деревни и постепенно охватили города В страну привлекались иностранные инвестиции, создавались особые экономические зоны, всячески за­имствовались различные технологии, ввозилась передовая техника, привлекался квалифицированный персонал

С конца 1978 г. , по результатам III пленума ЦК КПК 11-го созыва, правитель­ство Китая перешло к политике «реформ и открытости». В 1978 г. в сельских райо­нах была внедрена система производственной ответственности, при которой оплата осуществлялась по объему произведенной по контракту продукции. В 1984 г. «центр тяжести» реформ был смещен с сельских районов на город В 1992 г в Китае был определен курс на создание «системы социалистической рыночной экономики»

Важным рубежом стал 1989 г. , когда на площади Тяньаньмэнь прошла студен­ческая демонстрация, участники которой требовали срочного проведения демо­кратических преобразований в Китае Демонстрантов разогнали с помощью бро­нетехники, в результате чего погибло более 2 тыс человек

Реформы Дэн Сяопина были продолжены его преемниками - Цзян Цзэминем (с 1993 г.) и Ху Цзиньтао, который в марте 2003 г. на первой сессии ВСНП 10-го со­зыва был избран Председателем КНР. В течение 2002-2005 гг. Ху Цзиньтао со­средоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР и главнокоманду­ющий НОАК)

В октябре 2003 г в Китае были определены дальнейшие цели и задачи по совер­шенствованию системы социалистической рыночной экономики, сформулирован­ные следующим образом: «согласно требованиям единого планирования городского и сельского развития, регионального развития, социально-экономического разви­тия, гармоничного развития человека и природы, внутреннего развития и внешней открытости выявлять в большей степени основную роль рынка в распределении ресурсов, укреплять устойчивость и конкурентоспособность предприятий, совер­шенствовать процессы государственного регулирования на макроуровне и функции правительства в области социального управления и общественного обслуживания, создавая твердую гарантию для всестороннего развития обеспеченного общества»

Главные задачи состоят в том, чтобы:

♦ усовершенствовать существующую экономическую систему, параллельно развивая все секторы и институты экономики;

♦ создать предпосылки для постепенного отхода от привычной двухосновной экономики города и деревни;

♦ скоординировать развитие экономики регионов;

♦ способствовать укреплению современной единой рыночной системы;

♦ совершенствовать систему макрорегулирования, систему административ­ного управления, правовую систему в области экономики, систему трудо­устройства, систему распределения доходов и социального страхования;

♦ создать предпосылки для продолжительного социально-экономического развития

Китайское руководство негативно восприняло «цветныереволюции», начавши­еся на постсоветском пространстве в 2004-2005 гг, и, опасаясь того, что эпидемия социальных бунтов может перекинуться на Китай после «тюльпановой революции» в марте 2005 г. в Киргизии, начало масштабные действия по ужесточению контроля и ограничению иностранного влияния в стране.

В октябре 2005 г. началась кампания по установлению государственного кон­троля над деятельностью крупнейших операторов сотовой связи. Проведены мас­совые чистки среди партийного и государственного руководства провинции Гуан­дун, обвиняемого в повсеместной коррупции

Пленум ЦК КПК в октябре 2005 г. принял 11-й пятилетний план, «имеющий своей стратегической целью построение в Китае гармоничного общества»

5 марта 2006 г. на очередной сессии ВСНП выступивший с программным до­кладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни кре­стьян и увеличение военного бюджета

Правительство осуществило замедление темпов прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против 10 % в 2005 г. Освободившиеся средства были направлены на сокраще­ние разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения) Чтобы не допустить повторения «цветных революций» в КНР, в 2006 г. было потрачено на развитие аграрного сектора около 340 млрд юаней (около 42 млрд долларов) Возросли расходы и на армию Официальный военный бюджет в 2006 г. вырос на 14,7 % и составил 284 млрд юаней (35,5 млрд долларов).

Еще по теме 2. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ:

  1. 77. ПАДЕНИЕ МОНАРХИИ В КИТАЕ. ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
  2. 33.4. Китайская Народная Республика в мирохозяйственных связях
  3. 28.1. Особенности экономического развития бывших советских республик к началу реформ
  4. Государственная власть [против разделения власти с точки зрения народного суверенитета; разграничение функций государственных органов вместо разрушения власти]
  5. 42. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНЦИИ -ОТ РЕСПУБЛИКИ К ИМПЕРИИ НАПОЛЕОНА
  6. § 19. Государственное устройство. Монархия и республика. Сложные формы
  7. Использование государственных расходов для достижения макроэкономических целей в Республике Беларусь
  8. 9.1 Национальный фонд Республики Казахстан: экономическая сущность, роль и необходимость в развитии национальной экономики
  9. 21.4. Вынесение и провозглашение вердикта присяжных заседателей
  10. § 9. ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ И ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ВЕРДИКТА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право -

Многие люди даже не подозревают, что в мире сейчас не одна Китайская республика, а две, только одна из них имеет приставку «народная». Но это еще не все. В ХХ веке недолгое время существовала еще одна Китайская республика, но на этот раз «советская». Попробуем разобраться, кто из них кем является.

КНР

Это мощное государство широко известно в мире под более привычным названием «Китай». Оно было образовано 01.10.1949 г. Столица этой страны находится в Пекине. является социалистическим государством. На сегодняшний день ее председателем является Си Цзиньпин. Правит страной Эта страна является постоянным членом Причем с каждым днем ее вес в мировой политике и экономике быстро возрастает.

Правительство Китайской Народной Республики всегда заботилось об обороноспособности своей страны. На сегодняшний день КНР является обладательницей самой крупной армии в мире. При этом она обладает и большим арсеналом ядерного оружия. Крупнейшими являются Пекин, Чунцин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Несмотря на то что в этой республике проживает огромное количество людей, говорящих на разных наречиях, государственный язык у них один - китайский.

Географическое положение и общие сведения о КНР

Китайская Народная Республика находится в Восточной Азии. Ее координаты: 32°48′00″ северной широты и 103°05′00″ восточной долготы. Это государство занимает 3-е место в мире по своей площади. Оно занимает территорию почти 9,6 млн кв. км. Зато по численности населения с КНР никто не может соперничать. По оценкам 2013 г. в этой стране проживало 1366,5 млн человек.

Китай омывается водами морей Тихого океана (Восточно-Китайским, Желтым, Южно-Китайским). Его соседями являются Россия, КНДР, Монголия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Пакистан, Афганистан, Индия, Бутан, Непал, Мьянма, Вьетнам, Лаос. Побережье Китая начинается от границы с Северной Кореей и тянется до Вьетнама. Оно имеет протяженность в 14,5 тыс. км. Часовой пояс КНР соответствует +8. Телефонный код страны +86.

Экономика КНР

Китайская Народная Республика является одним из лидеров мировой экономики. Так, по итогам 2013 г. ее ВВП составил 7318 трлн долларов США, что в пересчете на население страны составляет 6569 долл. Валовый продукт по (ППС) составил 12 383 трлн долларов США. В пересчете на душу населения он составляет 9828 долл. В декабре 2014 г. экономика КНР стала первой в мире по этому показателю.

В Китайской Народной Республике национальной валютой является юань (CNY). Ему соответствует 156. Экономика Китайской Народной Республики многоотраслевая. При этом КНР является общепризнанным мировым лидером по производству множества видов промышленной продукции, такой как автомобили и техника. Она экспортирует практически во все страны огромное количество товаров народного потребления, поэтому ее нередко называют «фабрикой мира». Китай - владелец самых больших золотовалютных резервов.

Население КНР

По индексу человеческого развития (ИЧР) в 2014 г. Китай занял 91-е место среди стран мира. Он составил 0,719, что является очень высоким результатом. Этнохороним (название жителей определенной местности) звучит, как «китаец», «китаянка», «китайцы».

На территории КНР проживают десятки различных народов (признано официально 56). Все они отличаются своими обычаями, традициями, национальными костюмами, кухней. Многие из них имеют собственный язык. Все эти малочисленные народы в общей сумме составляют только 7% населения этого государства. Основная масса проживающих в КНР - китайцы, которые называют себя «хань».

Несмотря на то что еще с 1979 г. в стране ведется жесткий контроль над рождаемостью, ежегодный естественный прирост населения продолжает неуклонно расти. Средняя продолжительность жизни китайцев составляет 71 год. За последнее время доля городских и деревенских жителей практически сравнялась, что свидетельствует о высоких темпах урбанизации страны. Население Китайской Народной Республики исповедует следующие основные религии - буддизм, даосизм, конфуцианство.

Общая история образования КНР

Китай - одно из самых древних государств на Земле. Некоторые ученые уверены, что цивилизация этого государства насчитывает около 5 тысяч лет. Имеющиеся письменные источники подтверждают, что на территории КНР уже 3,5 тысячи лет назад имелись административные образования с развитой системой управления. Каждая сменяющаяся династия правителей работала над ее совершенствованием. Экономика этой страны всегда основывалась на развитом земледелии.

Большую роль в укреплении китайской цивилизации сыграло введение конфуцианства как государственной идеологии и единой системы письма. Это произошло во II-I веке до нашей эры. На протяжении сотен лет различные царства и провинции, находившиеся на данной территории, то объединялись, то распадались. При этом местное население страдало от постоянных набегов кочевников. Для защиты от них была построена На протяжении тысячелетий эта могучая цивилизация развивалась, воевала, ассимилировалась с окружающими азиатскими народами. Современный Китай является результатом многовековых политических и культурных процессов.

На протяжении тысячелетий этим государством правили императоры разных династий. Китайская Республика, называемая Чжунхуа миньго, просуществовала с 1911 по 1949 г.

12.02.1912 г. последний император, Пу И, подписал отречение от трона. В этом государстве де-юре была введена республиканская форма управления, но фактически в период с 1911 по 1949 г. продолжался период «смутного времени». При этом Китай распадался на разные государственные образования, возникающие на основе провинциальных армейских отрядов. Только в 1949 г. армия Коммунистической партии Китая (КПК) стала победительницей в гражданской войне, идущей на его территории. Этому во многом способствовала поддержка Советского Союза. КПК победила консервативную партию Китайской республики, называемую Гоминьдан. Правители последней бежали на Тайвань. Там они стали основателями такого государства, как Китайская Республика.

Провозглашение республики

В сентябре 1949 г. на территории современной КНР начал работать Народный консультативный совет Китая. Именно он и провозгласил образование Народной Республики. В это время был избран Центральный Народный правительственный Совет (НПКС), председателем которого стал Мао Цзэдун. В 1954 г. В КНР была принята Конституция, переименовавшая ЦНПС в Постоянный Комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей.

В период с 1949 по 1956 г. СССР оказывал всяческую помощь этому государству в создании базовых отраслей промышленности. На территории республики была проведена национализация и коллективизация. Огромными темпами стало развиваться социалистическое строительство. В 1956 г. в стране был провозглашен новый курс развития, благодаря которому в жизнь стали воплощаться идеи Мао Цзэдуна в отношении политики «коммунизации» и «большого скачка». С 1966 по 1976 г. в Китае была провозглашена «культурная революция», которая привела к усилению классовой борьбы. Шествуя по «особому» пути развития, государство и общество отрицало товарно-денежные отношения, запретило негосударственные формы собственности, заморозило внешнеэкономические связи и устраивало публичные суды.

Начало «экономического чуда»

Пришедший к власти осудил политику своего предшественника и в 1977 г. начал новую кампанию, которую назвали «Пекинская весна». В 1978 г. на пленуме ЦПК был провозглашен курс на социалистическую рыночную экономику. У нее были специфические черты. Она должна была сочетать планово-распределительную и рыночную систему при значительном привлечении зарубежных инвестиций. Китайские предприятия получили больше самостоятельности в своей хозяйственной деятельности. Был значительно сокращен государственный сектор в экономике, открыты свободные экономические зоны. Огромное внимание уделялось преодолению бедности населения, а также научно-техническому прогрессу.

Уже к концу 80-х годов ХХ века население Китайской Народной Республики было полностью обеспечено питанием. С каждым годом ВВП и промышленное производство неуклонно возрастали. Реформы Дэн Сяопина успешно воплощали в жизнь и последующие его приемники:

  • с 1993 г. - Цзян Цзэминь;
  • с 2002 г. - Ху Цзиньтао;
  • с 2012 г. - Си Цзиньпин.

Государственный строй КНР

За всю историю в этой стране было принято 4 Конституции (1954, 1975, 1978, 1982 гг.). Согласно последней из них, Китай является социалистическим государством демократической диктатуры народа. Ее высшим органом власти является однопалатное Оно состоит из огромного числа депутатов (2979), которые избираются на 5 лет региональными выборами. ВСНП созывается ежегодно. К участию в выборах допускаются исключительно члены КПК и 8 «демократических» партий, которые входят в состав НПКСК (Народный политический консультативный совет Китая). Высший орган исполнительной власти - Государственный Совет, или (как его часто называют) Центральное народное правительство. В его состав входят: премьер со своими заместителями, министры, генеральный ревизор, рядовые члены, ответственный секретарь. Высшая судебная инстанция - Верховный Народный Суд. Огромную роль в развитии страны играют местные органы власти - собрания народных представителей и исполнительно-распорядительные (народные) правительства.

На сегодняшний день собственные органы законодательной власти имеются в специальных административных районах, а именно - в Гонконге и Макао. Глава Китайской Народной Республики, Си Цзиньпин, не прекращает дружественных отношений с преемником СССР - Российской Федерацией. С каждым годом дружба между странами и взаимовыгодное сотрудничество только набирают обороты. Посольство Китайской Народной Республики в РФ уделяет огромное внимание дальнейшему укреплению взаимоотношений наших стран.

Административное деление

Поскольку Китай - огромное по своим масштабам и численности населения государство, оно имеет очень сложное административное деление. КНР осуществляет контроль над 22 провинциями, причем правительство считает 23-й админединицей Тайвань. В состав этого государства также входит 5 автономных районов, 4 муниципальных образования (города центрального подчинения), 2 специальные территориальные единицы. Все вместе они называются «континентальный Китай». Отдельными административными единицами являются: Гонконг, Макао, Тайвань.

Фактически в Китае существуют такие уровни местного самоуправления:

  • провинциальный (23 провинции, 4 города центрального подчинения, 5 автономных и 2 специальных района);
  • окружной (15 префектур, 3 аймака, 286 городских и 30 автономных округов);
  • уездный (уездов: 1455 простых, 370 - городских, 117 - автономных; 857 простых и 4 специальных района; 49 простых и 3 автономных хошунов);
  • волостной (13 587 обычных и 1085 национальных волостей, 19 683 поселка, 106 простых и 1 национальный сомон, 2 района уездного подчинения и 7194 уличных комитета);
  • деревенский (городские микрорайоны, местные общины, деревни).

Гонконг является одним из В этом специальном административном районе КНР, перешедшем под ее юрисдикцию в 1997 г., проживает более 7 млн человек. Макао - автономная территория (бывшая колония Португалии), на которой проживает более 0,5 млн человек.

Теперь следует разобраться с государствами, находящимися на этой территории. Что же собой представляет Китайская Республика? А это не что иное, как Тайвань, который правительство КНР считает 23-й провинцией своей страны. Этот остров в Тихом океане расположен в 150 км от восточного берега материкового Китая. Между ними находится Тайваньский пролив. Территория острова составляет 36 тыс. кв. км.

Независимость этого государства была провозглашена 10.10.1911 г., но до сих пор оно имеет частичное дипломатическое признание. Официальный язык Тайваня - китайский. Его столица - Тайбэй. Эта республика представляет собой демократию с полупрезидентской государственной системой и всеобщим избирательным правом. На сегодняшний день Тайвань является одним из наиболее развитых государств этого региона. Он входит в так называемую «четверку азиатский тигров». Президентом этой смешанной республики является Ма Инцзю.

Флаг Китайской Республики представляет собой красное полотнище, символизирующее Землю, с синим прямоугольником в левом верхнем углу, который представляет собой Небо. На нем изображено Белое Солнце. Флаг Китайской Республики впервые появился еще в 1928 г. в партии Гоминьдан.

В Тайване проживает около 23,3 млн человек. При этом ВВП на душу населения в 2013 г. составили 39 767 долларов США, что в 11 раз больше этого показателя в Китае. Технологическая индустрия Тайваня играет важную роль в мировой экономике. Причем ее значение с каждым годом только увеличивается. Экономика Китайской Республики успешно развивается на протяжении последних десятилетий благодаря применению новейших технологий и прекрасному образованию населения. Валюта этой страны - тайваньский доллар.

Образование Китайской Республики на протяжении многих десятилетий развивается так, что оно всегда учитывает изменяющиеся требования растущей экономики. На сегодняшний день срок обязательного базового образования составляет 9 лет. В последнее время власти Тайваня хотят увеличить этот срок до 12 лет. Вся образовательная система в значительной степени смещена в сторону изучения технических наук. В результате обучения выпускники имеют один из самых высоких уровней подготовки в математике и естественных науках.

Об эпохе социализма-коммунизма многие уже давно забыли. Мало кто знает, что было такое государство, как Китайская Советская республика. Оно просуществовало совсем недолго. Это небольшое государство было создано в 1931 г. под руководством Коммунистической партии на юге Центрального Китая (в Цзянси). В 1937 г. оно было преобразовано в Особый район.

Китайская Советская республика имела свой флаг, Временное правительство, Конституцию, законы, денежные знаки и другие государственные атрибуты. Совет народных комиссаров этой республики возглавлял не кто иной, как Мао Цзэдун, который впоследствии стал многолетним руководителем Китайской Народной Республики. Военной опорой этой страны стала Центральная армейская группа. В ее состав входили войска Мао Цзэдуна и Чжу Дэ. В 1931-1932 гг. произошла реорганизация Красной Армии.

Основными географическими чертами Китайской Советской Республики являлись: горное положение, отдаленность, отсутствие коммуникаций, что способствовало ее защите от внешних врагов. Ее населяло около 5 млн человек.

Победа народной революции в 1949 г., одержанная под руководством КПК, завершила решение задач, стоявших еще перед революцией 1925-1927 гг. – объединение страны, ликвидация империалистического присутствия и переход к экономическому развитию страны, что завещал Сунь Ятсен, а также отрыла пути для проведения в Китае давно назревших реформ. Необходимо, в частности было создать законодательный орган в лице Всекитайского собрания народных представителей и орган единого фронта – Народного политического консультативный совет. Период 1956-1957 гг. выразился в разрушительной политике «большого скачка», «народных коммун», «культурной революции» под лозунгом «классовая борьба решает все», приведшей Китай на грань краха. Лишь после VIII пленума ЦК КПК 11 созыва, в декабре 1978 г. наметилась политика осуществления реформ, способных возродить Китай и связанных с именем Дэн Сяопина. В поисках путей духовного оздоровления нации китайское руководство тогда обратилось к конфуцианству.

Семейный подряд в деревне позволил накормить страну, так как были сняты ограничения на рыночные отношения и на подсобные промыслы. Все это способствовало подъему экономики. Весьма важным свойством реформы была ее постепенность. Китайское руководство большое значение придавало планированию реформ и приступало к претворению на практике теоретических идей осторожно, реализуя их сначала в масштабах отдельной волости, уезда провинции или отдельного предприятия(отрасли экономики), следуя пословице: « Переходя вброд через поток – не спеши, а иди, ощупывая ногой следующий камень, на который ты должен встать».

Авторы китайских реформ начала ХХ века и современные вожди КПК несмотря на расхождения во взглядах на методы возрождения Китая поразительно внимательно относились к философской традиции Китая. Как отмечают отечественные историки, под влиянием уравнительных социальных утопий многочисленных крестьянских восстаний случавшихся еще во времена легендарного императора Ци Шихуана (227-203 гг до н.э.) и у лидера движения за реформы конца ХIX Канн Ювэя, и у китайского демократа Сунь Ятсена звучал призыв к созданию в Китае идеального общества Великого Единения – Да тун. Об этом же общественном идеале не раз говорил и Мао Цзэдун. Дэн Сяопин заимствовал идею «сяо кан» - «малого благоденствия» или «необходимого достатка» как длительного переходного этапа к обществу Великого Единения. Мао Цзэдун в работе «О новой демократии» развивал «три народных принципа» Сунь Ятсена применительно к обстановке начала 40-х годов в Китае и подобно последнему указывал, что «Поднебесная» принадлежит всем людям ее населяющим. Современные ученые конституционалисты Китая также наряду с осторожным использованием идей западных юристов хранят верность конфуцианскому началу в современном конституционном праве и всячески акцентируют внимание на основной задаче этой отрасли: установлении гармонии между обществом и государством . Так же, как и их предшественники – реформаторы и революционеры, современные китайские авторы подчеркивают, что китайцы – народ древней, совершенной культуры, дети императора Хуанди, которые даже время отсчитывают от даты его рождения.


То, что на ХV съезде КПК подчеркивалась воспитательная и, руководящая роль КПК созвучно учению Сунь Ятсена о трех периодах в развитии политической жизни страны: периода военного руководства, периода политической опеки со стороны партии, и лишь затем – периода конституционного правления.

Еще одной важной в конституционно-правовом аспекте традицией, объединявшей Канн Ювэя, Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и современных китайских руководителей является традиция прагматического подхода к заимствованию иностранного опыта по принципу «китайское – основное, существенное, а западное – лишь для использования». Еще Канн Ювэй, изучая труды Конфуция, особое значение придавал заложенным в нем идеям периодического обновления государственного строя, для которого может пригодиться зарубежный опыт.

Нельзя не упомянуть и о таком важном элементе традиционной философии Китая, как идея поэтапного достижения Китаем периода «Великого Единения» через период «малого благоденствия». Мао Цзэдун еще в 1949 г писал о том, что Канн Ювэй и Сунь Ятсен искали идеальное общество Великого Единения на Западе, но не нашли правильного пути к нему. Этот путь по мысли Мао Цзэдуна, был открыт КПК, указавшей на необходимость следовать по пути Октябрьской революции в России.

За более чем 60 лет своего существования в КНР конституции принимались четыре раза – в 1954, 1975, 1978 и 1982 гг. До принятия в 1954 г. первой Конституции КНР функции временной конституции выполняли Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) – высшего органа китайской революции, принявшего на себя функции парламента, и ряд других законодательных актов, в том числе Закон об организации Центрального народного правительства, принятый в сентябре 1949 г. пленарной сессией НПКСК. В этих документах КНР провозглашалась «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая». Основным положениям Общей программы НПКСК была придана юридическая сила первой Конституцией КНР 1954 г.

Действующая Конституция КНР 1982 г. состоит из введения и 138 статей, объединенных в четыре главы .

В качестве одной из особенностей структуры Конституции КНР 1982 г. стоит отметить наличие введения . Оно представляет собой краткое повествование об историческом пути, пройденном народом, в котором отмечены основные этапы национально-освободительной и революционной борьбы китайского народа и дана характеристика современного китайского государства.

Глава 1 «Общие положения» содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, основ экономической системы, развития науки, культуры спорта.

Глава 2. «Основные права и обязанности граждан». В ней закреплены как традиционные для Китая нормы о праве на труд, отдых и образование, так и специфические, вытекающие из особенностей недавней истории Китая (периода «культурной революции»): запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям.

Глава 3. «Государственная структура» наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов. Ее главная особенность заключается в отказе от принципа разделения властей. Считается, что вся государственная власть должна принадлежать органу представительства народа типа Советов – Собранию народных представителей.

Глава 4. «Государственный флаг, Государственный герб и Столица».

Данный документ называют конституцией «модернизированного социализма». Ей предшествовали первая Конституция КНР 1954 г., 1975 г. (принятая в период «Культурной революции»), а также Конституция 1978 г. (ее рассматривали как временную, и именовали Конституцией четырех модернизаций). Действующая Конституция уже четырежды была подвергнута реформированию. В общей сложности была внесена 31 поправка. По оценкам китайских авторов данные изменения отражают трансформацию отношения КПК ко многим общественным явлениям, имеющим значение для развития конституционного права. Эта трансформация обусловлена движением китайского государства по пути политики «Реформ и Открытости». Упомянутые изменения сопровождают процесс постепенных экономических реформ, преобразующих социалистическую модель экономики в иную, представляющую собой соединение социалистических элементов с элементами рыночной экономики.

Особенности содержания Конституции 1982 г.

  • Конституция устанавливает основы политической системы КНР, особо подчеркивая роль КПК в руководстве народами всех национальностей Китая. На конституционном уровне закрепляется идеологическая вооруженность КПК идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и так называемой идеей «трех представительств» которая означает, что партия представляет весь китайский народ, все производительные силы страны, а также высокую культуру Китая .
  • В Конституции закреплено наличие широкого патриотического Единого фронта, в который под руководством КПК входят некоммунистические демократические партии (их в КНР - 8) и многочисленные общественные «народные» организации (к настоящему моменту – более 2000) . Руководящая роль КПК в государстве и обществе определяется в Конституции как основная предпосылка реализации главной задачи государства на современном этапе - постепенному осуществлению модернизации промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники и продвижению гармоничному развитию материальной, политической и духовной культуры.
  • В Конституции уделено большое внимание определению целей и принципов внешней политики китайского государства, а также механизма их реализации. В Конституции предусмотрены пять основных принципов внешней политики КНР :

1. Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

2. Взаимное ненападение;

3. Невмешательство во внутренние дела друг друга;

4. Равенство и взаимная выгода

5. Мирное сосуществование.

Важнейшим направлением внешнеполитической деятельности КНР считается работа с зарубежными соотечественниками (хуацяо – китайцами, проживающими за границей). В соответствии со ст. 50 КНР «охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев репатриантов и членов семей китайцев, проживающих за границей».

· Конституция предусматривает создание в КНР «особых административных районов» (ст.31, п.13 ст.62), правовой статус которых определяется специальными законами. Статус особых административных районов получили бывшие колонии – Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь). Тайвань рассматривается как «часть священной территории Китайской Народной Республики». Воссоединение Тайваня с материковой частью Китая определяется как важнейшая общенациональная задача, как «священный долг» всего китайского народа. Руководство КНР реализует концепцию «одно государство – две системы».

· Следуя социалистической конституционной традиции, авторы Конституции закрепляют институт основ социалистического общественно-политического, а не конституционного строя , как в западных конституциях. Основной строй КНР – социалистический, вся власть в КНР принадлежит народу; руководящая и направляющая сила китайского общества КПК, ее установки на основе решений ВСНП становятся законами и решениями государства; закрепляется социалистическая экономическая система(основной вид собственности – социалистическая, хотя признается и частная).

· Весьма заметной особенностью действующей конституцией КНР и, пожалуй, наиболее примечательной характеристикой социализма с «китайской спецификой» являются положения об экономической системе КНР (ст.6-18) Конституции.

Во-первых закреплена множественность форм собственности, но они неравноправны между собой. Основой социалистической экономической системы является социалистическая общественная собственность на средства производства. Она выступает в формах общенародной собственности и коллективной собственности трудящихся масс, ликвидируется система эксплуатации человека человеком, осуществляется принцип от каждого – по способностям, каждому - по труду. Сектор экономики, основанный на государственной собственности, определяется как «руководящая сила в народном хозяйстве».

Во-вторых в экономике КНР закрепляется существование «необщественного сектора», который включает индивидуальные и частные хозяйства. Признается частная собственность, хотя ведущая роль по-прежнему закреплена за государственной.

В-третьих государство берет на себя обязательства защите законных прав и интересов частного сектора экономики а, не только поддерживает и направляет развитие необщественного сектора экономики (ст.11).

В-четвертых , в Конституция предусматривает выплату компенсации собственнику земли в случае ее изъятия или реквизиции для общественных нужд и на основании закона (ст.10).

В-пятых , принцип государственного макрорегулирования в настоящее время заменил собой ранее существовавший конституционный принцип всеобъемлющего планирования (согласно ст. 15 экономика КНР развивается на основе сочетания рынка и государственного макрорегулирования.), и в новой редакции Конституции были устранены все положения, касающиеся плановой экономики.

В-шестых , в качестве конституционного был провозглашен принцип расширения хозяйственной самостоятельности предприятий при условии подчинения их единому руководству со стороны государства. Государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, что он будет служить общественным интересам, играть дополнительную роль по отношению к социалистическому сектору.

В-седьмых , конституционно урегулирована и отрытая внешнеэкономическая политика китайского государства, направленная на широкое привлечение иностранного капитала в экономику страны.

  • В китайской конституционной доктрине отсутствует принцип разделения властей. Вся власть должна принадлежать органу представительства народа – собранию народных представителей (китайский вариант Совета). В КНР существует единая соподчиненная пирамида собраний народных представителей, причем нижестоящие формируют вышестоящие, соответственно выборы в КНР являются многостепенными, а не прямыми.
  • Конституция 1982 г. восстановила важнейшие права автономных территориальных образований , ранее провозглашенных в Конституции 1954 г., а также закрепила положение о том, что «председатели автономных районов, начальники автономных округов и автономных уездов должны быть гражданами тех национальностей, которые осуществляют районную автономию» (ст. 114).
  • Конституционный статус личности в КНР базируется на социалистической доктрине прав человека и вместе с тем отражает традиционные китайские моральные воззрения коллективистского характера. Отрицается концепция «естественных прав»: права и свободы предоставляются гражданам КНР только самим социалистическим государством и только государство определяет перечень и объем этих прав и свобод.

Отсутствуют такие права и свободы, как право на жизнь, свобода мысли, свобода передвижения и выбора места жительства. Ряд конституционных обязанностей сформулированы в виде общих принципов и носят моральный характер. Например, имеются в виду следующие обязанности: защищать честь и интересы родины, уважать нормы общественной морали; обязанность трудящихся относиться к своему труду как относятся хозяева страны (ст.42), соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, беречь общественную собственность, охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом воинская служба и участие в народном ополчении является почетной обязанностью граждан; защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны; платить налоги.

Есть несколько прав-обязанностей. Например, праву на образование соответствует конституционная обязанность учиться, а праву на труд – почетная обязанность всех трудоспособных – трудиться.

Специфическая китайская обязанность – обязанность супругов «осуществлять политику планирования рождаемости» (ст.49) Городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местности – не более двух (для неханьских народностей эта норма несколько выше). Объясняется существование данной нормы экономическими причинами. Считается, что быстрые темпы роста населения препятствуют обеспечению ему достойного жизненного уровня. ВНП Китая остается низким. Более 25% прироста национального дохода приходится отдавать на нужды нового поколения, что препятствует интенсивному развитию народного хозяйства.

Конституцией также установлено, что граждане КНР, осуществляя свои права и свободы, не должны наносить ущерб интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и правам других граждан (ст.51).


Избрание Сунь Ятсена временным президентом

В революционном лагере ощущалась острая необходимость в создании центрального правительства, которое объединило бы под своей властью все провинции, перешедшие на сторону революции. В конце ноября было создано единое командование всеми революционными войсками. Главнокомандующим стал Хуан Син, его заместителем - Ли Юаньхун.

13 декабря представители революционных провинций съехались в Нанкин для выборов временного президента Китайской республики. В связи с продолжавшимися переговорами с Юань Шикаем было решено отсрочить выборы президента, а его обязанности пока возложить на главнокомандующего. При этом Хуан Син был смещен и заменен Ли Юаньхуном, кандидатура которого больше устраивала правые либеральные элементы.

Сунь Ятсен, которого первые известия о революции застали в Америке, вернулся на родину (в Шанхай) только 25 декабря. Он был восторженно встречен народными массами. Даже делегаты нанкинской конференции, большинство которых примыкало к либералам, учитывая популярность вождя китайской демократии, выдвинули Сунь Ятсена на пост временного президента. 29 декабря нанкинская конференция, ставшая теперь Национальным собранием, провозгласила Китай республикой и избрала Сунь Ятсена ее временным президентом. Одновременно Национальное собрание обратилось к Сунь Ятсену с просьбой специальной телеграммой заверить Юань Шикая в том, что, как только переговоры между Севером и Югом будут успешно закончены, он, Сунь Ятсен, уйдет в отставку.

1 января 1912 г. Сунь Ятсен торжественно прибыл в Нанкин и приступил к исполнению обязанностей президента.

Провозглашение Китая республикой и избрание Сунь Ятсена президентом были крупной победой революции. "Напрашивается само собой, - писал В. И. Ленин, - сравнение временного президента республики в диком, мертвом, азиатском Китае и разных президентов республик в Европе, в Америке, в странах передовой культуры. Тамошние президенты республик - сплошь дельцы, агенты или куклы в руках буржуазии, насквозь прогнившей, с ног до головы, запачканной грязью и кровью.

Здешний, азиатский временный президент республики - революционный демократ, полный благородства и героизма...".

В. И. Ленин указывал, что "китайская свобода завоевана союзом крестьянской демократии и либеральной буржуазии".

По мере развертывания событий усиливалось стремление либералов ограничить революцию. "Объединенный союз", став легальной организацией, значительно расширил свой состав. Число его членов увеличилось с 10 тыс. до 300 тыс. Этот рост шел главным образом за счет буржуазно-помещичьих элементов. В организации не было единого руководящего центра. Из ее программы было устранено требование "равных прав на землю". Возникли новые политические организации правого, либерального направления.

Правые республиканцы боялись народа. Новые органы власти, возникшие в южных и центральных провинциях, стали посылать карательные экспедиции против крестьян. В Шанхае местное правительство разоружило рабочих, захвативших во время восстания винтовки из арсенала. Либералы стремились сговориться с феодалами и иностранными империалистами. Они сближаются с Юань Шикаем. В свою очередь, последний выражал готовность порвать с Цинами. Теперь он становится кумиром либералов, их лидером.

Давление либеральных элементов сказывалось на деятельности созданного Сунь Ятсеном нанкинского правительства, в котором они составляли большинство. Из всех министров только военный министр Хуан Син был видным участником революционного движения. Не удивительно, что нанкинское правительство ничего не сделало для того, чтобы углубить революцию, разрешить аграрный вопрос, удовлетворить другие экономические и политические требования народных масс.

Иностранные колонизаторы были напуганы начавшейся в Китае революцией. Сразу же после начала Учанского восстания на совещании консулов в Ханькоу обсуждался вопрос о применении вооруженной силы против восставших. Представитель Англии высказался за немедленный ввод иностранных военных кораблей. Но большинство сочло нужным выждать дальнейшего развития событий. Империалистические державы вскоре убедились, что режим цинской монархии быстро разваливается. Выяснилось также, что республиканцы не собираются посягать на неравноправные договоры. Кроме того, сказались острые противоречия между различными державами. Все это заставило их воздержаться от открытой интервенции и заявить о нейтралитете в начавшейся гражданской войне. Но нейтралитет империалистов был фальшивым. На деле они открыто поддерживали Юань Шикая. В ноябре в китайских водах находилось более 50 иностранных военных кораблей с личным составом в 19 тыс. человек. В портах высаживались десанты. Империалисты снабжали войска Юань Шикая оружием. Они оказывали всяческое давление на республиканские власти, требуя от них соглашения с Юань Шикаем.

После образования нанкинского республиканского правительства стал неизбежным окончательный крах цинской монархии. Стремясь парализовать дальнейшее развитие революции, Юань Шикай выражал теперь готовность ликвидировать богдыхан-скую власть. Характеризуя положение в Китае, В. И. Ленин отмечал, что там "есть уже либеральная буржуазия, деятели которой, подобно Юань Шикаю, более всего способны к измене: вчера они боялись богдыхана, раболепствовали перед ним; потом, - когда увидали силу, когда почувствовали победу революционной демократии, - они изменили богдыхану, а завтра будут предавать демократов ради сделки с каким-нибудь старым или новым "конституционным" богдыханом".

12 февраля 1912 г. от имени малолетнего императора Пу И было объявлено об отречении династии. Юань Шикаю предлагалось сформировать новое республиканское правительство. На другой день Сунь Ятсен подал Национальному собранию прошение об отставке. 15 февраля Национальное собрание избрало Юань Шикая временным президентом Китайской республики.

Уход Сунь Ятсена был предрешен сложившимся в тот период соотношением классовых сил. Указывая, что китайская свобода завоевана союзом крестьянской демократии и либеральной буржуазии, В. И. Ленин высказывал сомнение в том, "сумеют ли крестьяне, не руководимые партией пролетариата, удержать свою демократическую позицию против либералов, которые только ждут удобного момента, чтобы перекинуться направо...".

После отречения богдыхана положение Сунь Ятсена стало двойственным и трудным. Либералы от него отвернулись. Сунь Ятсен воплощал союз революционной буржуазии с народом, а либералы рвали этот союз, изменяли народу. Для них Сунь Ятсен стал лишним. Иностранные державы грозили начать открытую интервенцию в случае возобновления военных действий между Севером и Югом. Уход Сунь Ятсена, передача им власти Юань Шикаю отражали непоследовательность китайских буржуазных революционеров, их классовую ограниченность.

10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло временную конституцию Китайской республики, провозгласившую равные права всех граждан, свободу слова, печати, организаций, вероисповедания и т. п. По предложению Сунь Ятсена был принят пункт о создании ответственного перед парламентом кабинета министров. Однако, став на путь ограничения революции, передав власть Юань Шикаю, Национальное собрание не имело реальных сил для проведения этой конституции в жизнь.

Национальное собрание постановило, что местопребыванием правительства будет Нанкин, где Юань Шикай находился бы под известным контролем со стороны собрания и революционной армии. Но он под разными предлогами отказывался переехать в Нанкин. Законодательное собрание, которое было создано путем слияния нанкинского Национального собрания и пекинской Совещательной палаты, открыло свои заседания в конце апреля уже в Пекине. Здесь сильнее были феодальные элементы. Район Пекина контролировали войска северных милитаристов. Первое время Юань Шикай был еще вынужден внешне соблюдать видимость верности конституции, но он вел дело к установлению военной диктатуры.

Провозглашение республики не улучшило положения широких масс. Весной и летом 1912 г. происходили крупные крестьянские выступления и волнения в Гуандуне, Хубэе, Хунани, Хэнани, Цзянси. Восстания часто начинались с отказа крестьян вносить арендную плату. Продолжались волнения в городах. Неудачные попытки новых революционных выступлений были сделаны частью солдат и офицеров гарнизонов Хунани и Хубэя.

Массы продолжали борьбу, но они не имели руководства. Рабочий класс был еще слаб, не имел своей партии. Организации "Объединенного союза" считали, что революция уже закончена. Они не только не поддержали народные выступления, но в большинстве случаев принимали активное участие в их подавлении. Сунь Ятсен на время отошел от активного участия в политической борьбе. Заняв пост генерального директора железных дорог, он перенес свое внимание на экономические вопросы, железнодорожное строительство и т. п. В этот период особенно отчетливо выявилась неспособность буржуазии стать подлинным руководителем антиимпериалистической и антифеодальной борьбы народных масс.

Подавляя народные выступления, Юань Щнкай при этом устранял из армии и государственного аппарата честных республиканцев, сторонников Сунь Ятсена. К июню 1912 г. было демобилизовано две трети солдат южных революционных войск. Одновременно укреплялись армии северных милитаристов.

Юань Шикай, который накануне прихода к власти был кумиром либералов, стал теперь выразителем интересов помещиков и компрадоров.

Среди причин, вызвавших революцию, немалое значение имели и противоречия между эксплуататорскими классами Китая и угнетенными национальностями империи. Революция охватила и ее национальные окраины.

Чисто феодальный характер общественных и политических отношений наложил свой отпечаток на содержание и формы освободительной движения народов Монголии, Тибета и Синьцзяна. Его возглавили духовные и светские феодалы. Это обстоятельство, а также в еще большей степени великодержавно-националистические взгляды многих китайских революционеров привели к тому, что между китайскими революционными организациями и освободительным движением народов национальных окраин империи не было прямой связи.

Наибольший размах имело освободительное движение монгольского народа, провозгласившего во время революции государственную независимость.

Чрезвычайно сложным было положение в Тибете. Стремясь укрепить свой контроль, цинское правительство незадолго до революции направило туда военную экспедицию, которая жестоко расправилась с тибетцами. Духовный и светский правитель Тибета (далай-лама) бежал из Лхасы в контролируемый англичанами Сикким. Когда в Лхасе стало известно о революционных событиях в Центральном Китае, часть китайского гарнизона перешла на сторону республиканцев и вернулась из Тибета на родину. К концу 1911 г. фактический контроль над Тибетом перешел к местному правительству. После отречения Цинов далай-лама вернулся в Лхасу и возглавил борьбу против китайских войск. Стремление Юань Шикая полностью подчинить Тибет дало английским империалистам повод для вмешательства в тибетские дела. Туда вступили английские войска. Вскоре, поддавшись английскому нажиму, Юань Шикай приостановил военное наступление на Тибет и признал администрацию далай-ламы, который попадал во все большую зависимость от Англии.

В Синьцзяне революционные события вылились в гражданскую войну между сторонниками "Объединенного союза", захватившими власть в Илийском крае, и войсками наместника провинции. В формировавшиеся республиканцами воинские части добровольцами вступали уйгуры, монголы, казахи, дунгане, киргизы. Однако победа революции не изменила положения угнетенных народов Синьцзяна.