Изменение концепции внешнеполитической деятельности рф 90 гг.

  • 09.09.2019

Политическая система России в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти - Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б. Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, многие главы администраций на местах. Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламент в этот период поддерживали курс на складывание рыночной экономики в России. В конце 1991 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» нацелены были на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования.

Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен - освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные (рыночные) цены и тарифы был начат с января 1992 г. За государством сохранялось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов.

Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке. Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частого сектора в преобладающий сектор экономики.

Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли ПО тыс. промышленных предприятий. Ваучерная приватизация 1992-1994 гг. и последующие приватизационные акты привели к потере государственным сектором ведущей роли в экономике. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. В середине 1993-1994 гг. падение промышленного производства составляло 21%, в том числе в машиностроении - 31%, в производстве предметов широкого потребления - 30%.



Свыше половины товаров российского рынка приходилось на долю импортной продукции. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры. Во второй половине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий России превратились в частные, коммерческие и акционерные общества. Возникли и активно действовали многочисленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома. Все это привело к окончательной потере государством возможности управлять новыми производственными и финансовыми структурами с помощью прежних административных методов. Однако теперь в руках государства находились значительные пакеты акций заводов и фабрик, играющих ведущую роль в российской экономике.

Велась разработка системы управления этими пакетами акций с целью воздействия на деятельность предприятий негосударственного сектора. Программа экономических реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. 90-е годы стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. В агросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы. В 1999 г. их удельный вес в структуре сельскохозяйственных предприятий составлял 65,8%. Экономический кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных удобрений, автомашин и сельхозтехники. В 1996 г. предприятия сельхозмашиностроения произвели 14 тыс. тракторов, в 1998 г. - 9800, зерноуборочных комбайнов - соответственно 2500 и 1000.



В последующие годы их выпуск продолжал уменьшаться. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. К концу 90-х годов число убыточных хозяйств в государственном секторе составляло, по официальным данным, 49,2%, в частном - 57,9%. Радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями.

Единство современной России и сохранение ее международного престижа было бы невозможно без маневрирования во внешней политике в 90-е годы, которое нередко считают провалом, слабостью или капитуляцией. Биполярный мир рухнул, один из лидеров вступил в стадию острого кризиса. Поэтому Россия объективно не могла сохранить на первых порах международное влияние, сопоставимое с влиянием СССР.

Конец XX века был временем важных перемен в международных отношениях. Система, в основе которой было противостояние двух сверхдержав – Советского Союза и Соединенных Штатов Америки – прекратила свое существование с распадом СССР. Но было не вполне понятно, как именно будет выглядеть новая система, которая придет на смену биполярному миру.

Это создавало для всех государств, включая Россию, трудности в определении их внешнеполитической линии. С одной стороны, казалось, будто мир движется к взаимопониманию всех стран на основе демократических ценностей. С другой стороны, проявились и противоположные тенденции: выход на мировую арену новых потенциальных лидеров, таких как Китай, Индия и Бразилия, рост влияния радикального национализма и религиозного экстремизма, появление глобальных террористических сетей.

Для России эти проблемы многократно усугублялись в связи с тем, что фактически это было новое государство, никогда прежде не существовавшее в своих нынешних границах. Неопределенной оставалась и российская национальная идентичность: останется ли Россия великой державой? Принадлежит ли она к европейскому сообществу наций или составляет самостоятельную, уникальную цивилизацию? Является ли Россия государством, защищающим интересы только этнических русских или всех россиян, включая, например, приверженцев ислама или католицизма? Все эти вопросы стали чрезвычайно актуальными в 90-е годы, что оказывало непосредственное влияние на внешнюю политику. Отсутствие определенности по поводу места России в мире делало внешнеполитический курс не слишком последовательным.

Уже в первой Концепции внешней политики Российской Федерации, опубликованной в конце 1992 года и одобренной указом президента Б. Ельцина в апреле 1993 года, подчеркивалось, что идея «нового политического мышления», сформулированная М. Горбачевым, ошибочно исходила из возможности бесконфликтного партнерства с Западом. В документе обращалось внимание на необходимость налаживания «равноправного партнерства с соседними, ведущими демократическими и экономически развитыми странами на базе отстаивания наших ценностей и интересов». Таким образом, провозглашался отказ от безоговорочно прозападной политики и переход к внешнеполитическому курсу, основанному на национальных интересах страны. Вместе с тем содержание этих национальных интересов не было четко указано в документе.

Концепция внешней политики определила 15 основных направлений внешней политики, главными среди которых были развитие Содружества Независимых Государств, отношения с США и европейскими государствами, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной и Западной Азии, Ближнего Востока, контроль над вооружениями и участие в ведущих международных организациях, прежде всего в ООН.

На пространстве СНГ России предстояло выстроить на новой основе отношения с бывшими соседями по СССР, которые теперь стали независимыми суверенными государствами. Кроме того, с самого начала ставилась задача сохранения сложившихся в советское время экономических и культурных связей, а также координации действий на международной арене. Уже в Алма-Атинской декларации, подписанной главами 11 бывших союзных республик в декабре 1991 года (во встрече не участвовали представители Балтийских государств и Грузии), было подчеркнуто, что отношения в рамках Содружества будут строиться на основе равноправия и уважения территориальной целостности. Одновременно было заявлено о сохранении общего военно-стратегического командования и единого контроля над ядерным оружием, а также о необходимости сохранить единое экономическое пространство. В январе 1993 года в Минске был подписан Устав СНГ (который отказались подписать Туркменистан и Украина). Впоследствии из числа участников СНГ вышли Туркменистан (2005 год) и Грузия (2009 год), а Украина продолжает участвовать в работе Содружества, не подписав Устава и, следовательно, не имея статуса полноправного члена организации.

Главным результатом внешнеполитического сотрудничества государств СНГ в 90-е годы стало урегулирование большинства вопросов, вызванных распадом СССР. Так, были решены проблемы, связанные с разделом вооруженных сил и ядерным оружием (советские арсеналы на территории Белоруссии, Казахстана и Украины были частично ликвидированы, а частично переданы России). На протяжении 90-х годов удалось сохранить безвизовый режим, что было очень важно в условиях, когда многие семьи оказались разделены государственными границами.

Единое экономическое пространство было сохранено лишь отчасти: на границах появились таможенные посты; торговля внутри СНГ сократилась как в результате экономического спада, так и в результате роста товарооборота с другими странами (в особенности с ЕС, Китаем, Турцией).

Вместе с тем, результатом распада СССР стали многочисленные вооруженные конфликты – как внутригосударственные, так и международные. Российское вмешательство в конфликты в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Нагорном Карабахе серьезно осложнило отношения с Грузией, Молдовой и Азербайджаном. Оно породило также трудности в отношениях с Украиной, которая опасалась вмешательства России в ситуацию в Крыму. Международные институты, созданные на базе СНГ (Таможенный союз, Договор о коллективной безопасности, Союзное государство Белоруссии и России), в 90-е годы по преимуществу оставались на бумаге. Наполнить их реальным содержанием удалось лишь к концу первого десятилетия XXI века, когда Москва смогла подкрепить свои политические обещания экономически.

Проблематика отношений с США и странами Европы в 90-е годы в основном сводилась к налаживанию взаимодействия с международными структурами, созданными западными странами (НАТО, ЕС, Совет Европы, Группа семи), вопросам контроля над вооружениями и содействию российским реформам. Отдельной и весьма болезненной темой были войны на территории бывшей Югославии и попытки их урегулирования, а также ситуация вокруг Ирака. Несмотря на сохранявшуюся слабость России по сравнению с западными странами, главной тенденцией десятилетия был постепенный отказ от сотрудничества с Западом в качестве главного приоритета и переход к многовекторной внешней политике, ориентированной на развитие сотрудничества со всеми важнейшими игроками на международной арене.

Россия начала рассматривать в качестве важнейших потенциальных партнеров Индию, Китай и Японию. Отношения с Японией удалось перевести из конфронтационных в рабочие. Этому способствовал визит в Японию президента Б. Ельцина в октябре 1993 года, завершившийся подписанием Токийской декларации о российско-японских отношениях. Не удалось, однако, продвинуться в решении наиболее острого вопроса о том, кому должны принадлежать входящие ныне в состав России южные острова Курильского архипелага, которые Япония продолжает считать своей территорией, незаконно оккупированной СССР в конце Второй мировой войны. Нерешенность территориальной проблемы не позволяла заключить мирный договор между двумя странами (состояние войны между ними было официально прекращено Московской декларацией в 1956 году). В ходе визита Б. Ельцин лишь подтвердил содержавшееся в декларации 1956 года обещание передать Японии после заключения мирного договора остров Шикотан и гряду Хабомаи. Япония, со своей стороны, продолжала претендовать также на острова Итуруп и Кунашир.

Особенно важно было наладить отношения с Китаем, с которым СССР находился в состоянии конфликта с конца 50-х годов. Первые шаги были предприняты М. Горбачевым. Начало российской политике на китайском направлении было положено Совместной декларацией об основах взаимоотношений между РФ и КНР, подписанной в декабре 1992 года. В 1996 году, с приходом Е. Примакова на пост министра иностранных дел, российская политика в этом направлении существенно активизировалась. В апреле 1996 года была подписана Шанхайская декларация, провозгласившая необходимость сотрудничества между Россией, Китаем и государствами Центральной Азии для обеспечения безопасности в регионе. В декабре 1998 года в ходе визита в Индию Е. Примаков объявил о необходимости строительства многополярного мира и выдвинул идею «стратегического треугольника Москва – Дели – Пекин». Однако на первых порах дальше деклараций дело не пошло, главным образом из-за существенных проблем в отношениях между Индией и Китаем. Более того, Россия в значительной мере утратила свои позиции на индийском рынке, в особенности в сфере торговли оружием и военной техникой. Китай, пользуясь благосклонностью Москвы, усилил свое политическое, экономическое, а затем и военное влияние в Центральной Азии. Одной из платформ, на которых успешно взаимодействовали Китай и Россия, стал Совет Безопасности ООН.

Обе страны (наряду с США, Великобританией и Францией) находятся в статусе постоянных членов Совбеза и в силу этого имеют право вето, т.е. возможность заблокировать принятие любого решения. Этим правом они довольно активно пользовались в 90-е годы. Особенно важную роль играло противостояние России западным странам при обсуждении проблем бывшей Югославии, а также Ирака. После оккупации Ираком Кувейта в 1990 году Совет Безопасности наложил на Ирак санкции, существенно ограничивавшие его международную торговлю и запрещавшие ему производство химического, бактериологического и ядерного оружия. Правительство Саддама Хусейна, однако, всячески препятствовало работе международных инспекторов. Это вызывало конфликты в Совбезе: США и Великобритания настаивали на применении военной силы, а Россия и Китай выступали против. В декабре 1998 года США и Великобритания провели бомбардировки иракской территории без санкции Совбеза, что вызвало возмущение России.

Начало войны на территории Чеченской республики в 1994 году осложнило отношения России с исламским миром. На Северном Кавказе все более активно действовали международные террористические группировки, выступавшие под исламскими лозунгами. Последствия этого как для внутренней, так и для внешней политики были весьма многообразны. Европейский Союз и США все жестче критиковали Россию за нарушения прав человека в ходе борьбы с терроризмом. Это было одной из причин, замедливших вступление России в Совет Европы и ратификацию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС – фундаментального документа, который должен был определить рамки взаимоотношений России с главным партнером на европейском континенте. Однако отношения с государствами исламского мира, такими как Иран, Ливия или Сирия, пострадали в меньшей степени. Отчасти это было связано с тем, что многие из этих государств проводили по отношению к своим собственным радикальным исламским движениям такую же политику.

Таким образом, в результате экономического спада, отказа от откровенно идеологизированной внешней политики и сокращения военного присутствия за рубежом Россия в 90-е годы утратила статус сверхдержавы. Она сохранила лишь два ключевых элемента, обеспечивающих некоторое глобальное влияние, – стратегические ядерные силы и статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. Но распад Восточного блока (т.е. социалистического лагеря и скреплявших его организаций – Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи, – которые перестали существовать летом 1991 года), а затем и самого СССР покончил с глобальными геополитическими амбициями страны.

Это имело как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, на экономику перестало давить бремя непосильных амбиций, которое послужило одной из причин коллапса Советского Союза. Отказ от идеологических подходов к внешней политике позволил нормализовать отношения со многими странами.

С другой стороны, утрата влияния вызвала разочарование и обеспокоенность у части населения, которые только усилились вследствие не вполне удавшейся попытки войти в сообщество демократических государств. Чувство незащищенности перед лицом глобальных угроз и практически полное отсутствие союзников за пределами постсоветского пространства в некоторой степени вернули к жизни внешнеполитическое мышление холодной войны. Это привело к новому противостоянию с Западом, проявлением которого стали Косовский кризис и усилившаяся критика России в связи с нарушениями прав человека.

Внешняя политика Российской Федерации была ориентирована на интеграцию страны в мировое сообщество, установление сотрудничества с соседними государствами, разрешение существовавших десятилетиями конфликтов. При этом акцент делался на учет национальных интересов и поддержку многополярности нового мирового устройства. В 1990-е годы Россия вступила в Совет Европы, а также превратила «Большую семерку» ведущих стран мира в «Большую восьмерку», став ее полноправным участником. Разнонаправленность внешнеполитического развития помогла нашей стране постепенно возвратить утраченные с распадом СССР лидерские позиции на мировой арене.

Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.


Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал бы млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

утин медведев реформа власть

Реформы: пенсионная реформа (2002), реформа государственного медицинского страхования и льготного лекарственного обеспечения (монетизация льгот - 2005), судебная реформа, реформа местного самоуправления, военная реформа, банковская реформа (2001-2004), реформа ЖКХ; реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

Принятие Земельного (2001) и Трудового кодекса

Практически все реформы, начатые Путиным так или иначе завершились неудачно, либо не были доведены до логического конца. Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается. Пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Реформа должна была обеспечить пожилым достойную старость и снять остроту пенсионной нагрузки на бюджет. Но перехода на новую систему так и не произошло, где пенсии финансировались бы за счёт пенсионных накоплений и доходов, полученных от инвестирования. За всё время правления П. пенсии граждан оставались ниже прожиточного минимума. Вместо повышения пенсий люди узнали о повышении Единого социального налога (ЕСН) и заморозке повышения зарплат бюджетникам.

В России продолжает сохраняться сверхсмертность. 1 января 1992 г. -численность населения 148,5 млн, а 1 января 2010г. Уже 141,9 млн. По данным Росстата прирост населения соответствует норме. Государство подталкивает к «больше рожайте», но это ведёт к снижению уровня жизни населения в небогатой стране, неудовлетворительному содержанию новорождённых и их высокой заболеваемости. Причины же смертности кроются в убийствах, ДТП, низком уровне личной безопасности, а также низкому уровню и качеству жизни, некачественной медицине и плохой экологии. Госбюджет предусмотрел в 2008г. В 3 раза меньше денежных средств на финансирование здравоохранения, чем на правоохранительные органы и спецслужбы. Это говорит в первую очередь о невнимании со стороны правительства к здоровью граждан. Программа «материнский капитал» была предложена и введена в 2007г. Для поддержания рождаемости в стране, обещая денежное вознаграждение, а точнее цифры где-то на бумаге. Но так ли это оказалось на деле? Распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала возможно только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка. Таким образом, реальные выплаты начались с 2010 г. В 2001 г. П. был подписан указ о ввозе в РФ высокотоксичных ядерных отходов. В итоге на дынный момент до сих пор в Челябинске, Красноярске и Томске хранится около 19 тыс. тонн и 400 мл. м. куб. отходов. Реформа монетизации льгот. К 2005 году в России сохранялась система льгот малоимущим слоям населения, главной из которых являлся бесплатный проезд в общественном транспорте для пенсионеров и военных. К этому времени система льгот начала вызывать сильное недовольство транспортников, так как госбюджет компенсировал их финансовые потери в недостаточном размере. Напряжение постепенно копилось в течение нескольких лет. В 2004 году государство решилось пойти на такой радикальный шаг, как на замену этой льготы, а также льгот на лекарства, денежной компенсацией. Народ запротестовал, но многочисленные митинги и протесты остались безответными. Тех денег, которыми заменили льготы, хватало лишь на половину лекарств и проезда. В январе Путин предложил провести индексацию пенсий не с 1 апреля, а с 1 марта как минимум на двести рублей. Он также дал поручение повысить денежное довольствие военнослужащим. Причина была лишь в одном, за это время рейтинг П. как президента упал с 84 % в начале 2004 года, до 48 % в начале 2005 года.

Судебная реформа. В 2001 году президент Путин подписал пакет федеральных законов о судебной реформе. 1 июля 2002 года вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, существенно расширивший полномочия защитника: подозреваемому разрешается общение с адвокатом наедине и без ограничения количества встреч; в случае отсутствия у подозреваемого средств на оплату услуг адвоката он должен быть предоставлен за счёт государства. В соответствии с требованиями судебной реформы, отменяется несменяемость и пожизненное назначение судей; судьи назначаются первоначально на три года и могут быть отстранены от исполнения обязанностей по решению квалификационной комиссии. Также продлён мороторий на смертную казнь. Начиная с 2005 года, количество заключённых начало увеличиваться, достигнув в 2006 году 883 тыс. чел., в 2007 году - 888 тыс. чел. (для сравнения - максимальная численность заключённых в СССР составляла 2 млн 650 тыс. 747 чел в 1950 году). Россия занимает второе место в мире после США по количеству заключённых на 100 тыс. чел. населения. Реформа в целом благотворно повлияет суды, но всё же остаётся проблема большой коррумпированности в стране (уже в 2009г. мы заняли 146 место), взяточничества должностных лиц, что мешает вершиться справедливому правосудию.

Местное самоуправление. Сформировав основной экономический костяк страны из верных ему людей, Путин начинает укрепление «Вертикали власти». Смысл всех реформ произошедших в 2000-2004 годах сводился к централизации власти. Государство делится на семь федеральных округов, в каждом из которых есть свой полномочный представитель президента. Реформа Совета Федерации, в результате которой главы регионов не могли больше представлять свои интересы в Москве, а должности стали не избираемыми, а назначаемыми. Логическим продолжением этой реформы стала отмена выборов губернаторов, и эти должности тоже стали назначаемыми. Тогда же создается 2 совещательных органа «Госсовет России» и «Общественная палата России», в обязанности, которых, входит скорее наблюдать, чем помогать управлять государством. Всё это увеличило зависимость областей и городов от Кремля, потому что на местах везде будут сидеть «нужные люди», народ уже ничего не решает. О какой тогда демократии в стране мы можем говорить?! Вместо вертикальной власти при П. мы получаем горизонтальную, где правят 15 групп влияния - силовики, чиновники, либеральные экономисты, юристы, губернаторы и мэры (Абрамович, Сечин, Олег Дериписка и др.).

Военная реформа. Жильё, несмотря на компанию «Доступное жильё», за правление П. стало ещё менее доступным (2000г.- 50 кв.м.=среднегодовой доход за 6 лет, 2008 г. - за 15 лет). Многие семьи военных, у которых и так зарплата небольшая, просто вынуждены были жить за пределами бедности, а кроме того платить налог. Жильё приходилось ждать годами, многие так и не дождались до сих пор. Сократили многих младших по званию военных, высокопоставленных же это сокращение не коснулось. Был сокращён срок службы и призыва. С одной стороны, это благотворно повлияло на мнение молодых людей, но с другой стороне, если в стране случится беда, кто встанет на её защиту, неопытные салаги?!

В 2005г. из-за границы притекло свыше 140 млрд.$, в основном это займы, которые ушли с кризисом. Путинская модель роста не удалась, т.к. инвестиции были направлены в модернизацию производства, рост производительности труда, развитие малого и среднего бизнеса. Из-за отмены экспортных пошлин «Газпрома» на 4 млрд.$ граждане расплатятся ростом налогов и коммунальных платежей. Не смотря на то, что мы поставляем нефть во многие страны, сами за неё платим не мало. Мы очень зависимы от экспорта, что даёт власть не нам над другими, а другим странам над нами.

В 2000-е годы В.В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост. Налоговая реформа оценивается экспертами как один из самых серьёзных успехов В. В. Путина. В октябре 2001 года В. В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения. Средний сбор зерна в России увеличился с 65 млн тонн в 1996-2000 годах до 79 млн тонн в 2001-2006 годах, урожайность зерна повысилась за те же годы на 24 %. Рост производства продуктов животноводства за 2001-2006 годы составил 16 %. Отставание темпов роста производства сельхозпродукции от темпов роста реальных доходов населения привело к увеличению зависимости от импорта продовольствия и мировых цен на продукты питания.

В 1992 году Президент Ельцин заявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на США и другие страны НАТО. Подписана декларация о прекращении «холодной войны». Взят курс на установление партнерских, дружественных отношений со странами Запада.

В 1993 году между Россией и США заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Две страны обязались к 2003 году сократить свои ядерные потенциалы на 66 %.

В 1994 году Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», предполагающая возможность военного сотрудничества.

В 1996 году Россия вошла в «Большую семерку», объединяющую группу семи самых развитых стран. Тем самым «Большая семерка» преобразована в «Большую восьмерку».

Начали выстраиваться глубокие экономические и политические отношения с Западом, Россия вошла в мировую экономическую систему.

Ради установления партнерских отношений с бывшими врагами Россия часто шла компромиссы и односторонние уступки. Однако эти уступки нередко воспринимались на Западе как признак слабости. Ведущие западные страны, заявляя о союзнических отношениях с Россией, все реже учитывали ее национальные интересы. В частности, они приняли решение о расширении НАТО на Восток – включении в его состав бывших социалистических стран Восточной и Центральной Европы. Интересы России и ее протесты были проигнорированы.

Все это приводило к охлаждению отношений с США и другими странами Запада. В результате во второй половине 90-х годов внешнеполитическая линия страны заметно изменилась.

С 1996 года Россия стала активно выступать против однополярного мира во главе с США и за создание многополярного мира, в котором исключена гегемония одной страны, а безопасность строится не на силе, а на праве. Переломным моментом в отношениях России и Запада стал Балканский кризис 1999 года, когда НАТО вопреки решению ООН и протестам России развернуло военную операцию против Сербии, пытавшейся силой подавить сепаратизм в населенной албанцами сербской провинции Косово. Россия выступила резко против бомбежек самолетами НАТО сербских городов. Впервые после распада СССР Россия и Запад заняли прямо противоположные позиции при решении острой международной проблемы. Кризис в отношениях углублялся и из-за позиции Запада по чеченскому вопросу. Многие западные политики и международные организации выступали за отделение Чечни от России или пытались навязать свое посредничество в урегулировании чеченской проблемы.

В этих условиях внешнеполитический курс России претерпевал серьезные изменения, становясь более адекватной существующим международным реалиям.

Отношения с Востоком.

В первой половине 90-х годов отношениям со странами Востока Россия придавала второстепенное значение. Однако вскоре российское руководство поняло ошибочность своей восточной политики. С 1996 года, после смены руководства МИД РФ, активизировались отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки.

Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России стал Китай. Расширялось сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Ираном, Японией, Южной Кореей.

В 1998 году Россия была принята в организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Это дало новый импульс развитию экономических связей России со странами региона и усилило ее политические позиции.

Балканский кризис сильнее сблизил Россию и Китай. Две страны взяли курс на стратегическое партнерство, заявили о необходимости строить многополярный мир.

После крушения СССР, внешняя политика России ориентировалась в основном на Запад, сближение с США. Россия проводила политику уступок, шла навстречу стратегическим интересам западных стран. Руководители России не хотели мириться с потерей статуса великой державы и питали иллюзии о возможности равноправных отношений с США. Президент Б.Н. Ельцин официально заявил, что ядерные ракеты России не нацелены больше на объекты на территории США. В подписанный во время визита в США Б.Н. Ельцина в июне 1992 года декларации было заявлено, что «Россия и Соединенные Штаты Америки не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». В январе 1993 года между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружении (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 году должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала обеих стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным договором ОСНВ-1. Россия согласились в одностороннем порядке снять с боевого дежурства ракеты СС-18, составлявшие основу советского стратегического потенциала.

Российская дипломатия в своих решениях послушно следовала в фарватере внешней политики США. Россия поддержала экономические санкции против Ирака, присоединилась к международным экономическим санкциям против Югославии. Во многом такая уступчивость российской дипломатии объяснялась и надеждами на широкомасштабную помощь Запада.

Однако надеждам России не удалось сбыться. США не стремились рассматривать нашу страну как равноправного партнера. США остались единственной сверхдержавой и стремились максимально использовать свое положение. В 1994 году ряд бывших социалистических стран, а так же страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), заявили о своем намерении вступить в НАТО. Россия уже не имела реальных рычагов влияния на развитие событий. Ей было заявлено, что Североатлантический пакт не направлен против каких-либо стран, а является гарантией общей безопасности в Европе. В качестве компромисса была предложена программа «Партнерство во имя мира», которая устанавливала формы военного сотрудничества стран бывшего Варшавского Договора и НАТО. Россия присоединилась к этой программе. Однако расширение НАТО на восток эта программа ни коим образом не отменяла.

В январе 1996 года вместо Б. Козырева министром иностранных дел России стал Е. Примаков. Под давлением России Совет Безопасности ООН отменил экономические санкции против Югославии. Россия осудила американскую бомбардировку Ирака в сентябре 1996 года. Российская дипломатия пыталась восстановить свои позиции в урегулировании арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке.

Более успешно развивались экономические связи России с западными странами. На первых этапах существования независимой России они осуществлялось в виде предоставления России кредитов, гуманитарной помощи продуктами, медикаментами и т.д. Из всех международных экономических организаций Россию включил в свой состав лишь международный валютный фонд (МВФ). По мере укрепления позиций нового руководства страны акценты все более перемещались на налаживание долговременного экономического сотрудничества, широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций. В июне 1994 года на о. Карфу (Греция) было подписано соглашение России с Европейским сообществом, согласно которому Россия признавалась страной с переходной экономикой. Соглашение открывало возможности для равноправного экономического сотрудничества с западной Европой. В этом же году было принято решение о расширении «семерки» ведущих европейских стран за счет России. При этом оговаривалось, что Россия будет принимать участие лишь в выработке политических решений, а не экономических. Таким образом, постепенно налаживаются взаимовыгодные партнерские отношения с «дальним зарубежьем». Однако в силу объективно сложившихся причин за Россией все более и более закреплялась роль поставщика топливно-сырьевых ресурсов. Утрачивались даже те, сравнительно небольшие позиции на мировых рынках высокотехнологической продукции, которые имел Советский Союз. Основная внешнеэкономическая задача правительства - добиться подъема российской промышленности за счет привлечения высокоэффективных западных технологий и финансирования ее за счет западных инвестиций не выполнялась.

Процесс адаптации российской внешней политики к новым реальностям в мире оказался длительным и болезненным. Переходное состояние российского общества, борьба за власть, жесточайший экономический кризис серьезно осложнили реализацию внешнеполитических задач. В 1990-е годы новая российская дипломатия решала задачу нескольких ключевых выборов. Они касались разрешения неопределенности в условиях множественности альтернатив: между интеграцией в европейскую цивилизацию и своей самостоятельностью; между империей и национальным государством; между изоляцией и открытостью; между экономическим и политическим либерализмом и ценностями патерналистского государства; между индивидуализмом и коллективизмом; между мобилизационным и инновационным типом развития; между построением политической и имперской нации .

Внешняя политика России начала 1990-х гг. во многом являлась продолжением «перестроечной дипломатии». Для нее было характерно стремление интегрироваться в западное сообщество и мировые экономические структуры. С лета 1992 г. началось тесное сотрудничество России с Международным валютным фондом (МВФ). В 1995 году Россия подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). В течение 90-х гг. XX в. произошло поэтапное включение России в деятельность неформальной международной организации «Большой восьмерки», в центре обсуждения которой все актуальные вопросы политики и экономики. Наконец, Россия продолжала оставаться действенным участником Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В начале 1996 г. смена ориентиров во внешней политике подкрепляется кадровыми перестановками: прозападного А.В. Козырева на посту министра иностранных дел сменил Е.М. Примаков, бывший до этого руководителем Службы внешней разведки. После назначения министром иностранных дел Е.М. Примакова курс на компромисс с Западом изменен не был, но внешнеполитическая линия России стала более нюансированной. Одновременно Е.М. Примаков стал предпринимать демонстративные шаги, призванные подчеркнуть внимание Москвы к странам Азии - Китаю и Индии, перспектива сближения с которыми могла бы стать альтернативой ориентации на США.

На начальном этапе провозглашенная министром иностранных дел А.В. Козыревым концепция стратегического союза России и США, позже преобразованная в идею стратегического партнерства, предполагала лояльность России в отношении западных ценностей в обмен на помощь Запада в осуществлении либеральных реформ. В июне 1992 г. во время визита Б.Н. Ельцина в Вашингтон была подписана хартия российско- американского партнерства. В ней впервые возникло положение о неделимости безопасности Северной Америки и Европы, что означало возможность тесного сотрудничества России и НАТО. Особое значение имела первая часть хартии, где оговаривались принципы, которым обязывалось следовать российское руководство в проведении своей внутренней политики. К ним были отнесены демократия, свобода, защита прав человека, уважение прав меньшинств, в том числе национальных. В этот период был сделан ряд шагов по укреплению международной безопасности. 3 января 1993 г. в ходе визита президента США Дж. Буша в Москву был подписан российско-американский договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Он предусматривал сокращение к январю 2003 г. числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц. Договор был ратифицирован конгрессом США в январе 1996 г., но в Государственной думе этот процесс растянулся с 1995 по 1997 г. из-за обострения российско-американских разногласий по проблеме югославского урегулирования и расширения НАТО.

К середине 1990-х гг. вопрос о расширении НАТО за счет стран Восточной Европы стал главным для российской дипломатии. Российское правительство придерживалось негативного отношения к расширению НАТО, но на деле не пыталось ему противодействовать. Оно по- прежнему считало возможным трансформацию НАТО в политическую организацию, сходную по функциям с ОБСЕ. В январе 1994 г. НАТО была учреждена программа «Партнерство ради мира» для содействия сотрудничеству между Альянсом и странами Центральной и Восточной Европы (включила около 20 стран, в том числе и Россию). В конце 1994 г. США принимают решение о включении в НАТО бывших союзников СССР по ОВД, несмотря на жесткие возражения России. 10 декабря 1996 г. сессия Совета НАТО в Брюсселе санкционировала начало расширения.

27 мая 1997 г. в Париже был подписан основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО. По содержанию он носил характер консультативного пакта и не содержал юридически обязывающих положений. НАТО и Россия более не рассматривали друг друга как противников.

Россия получила от НАТО официально закрепленное обещание не размещать на постоянной основе вооруженные силы на территории своих новых членов. Был создан постоянный совет «Россия - НАТО», в рамках которого должны были проводиться консультации. В марте 1998 г. в Брюсселе было открыто российское представительство при штаб-квартире НАТО.

В ходе Косовского кризиса 1999 г. Россия выступила против силового разрешения конфликта и разведения воюющих сторон силами НАТО. Но когда к лету 1999 г. стало очевидным, что ввод иностранных войск в Косово неизбежен, российское правительство по просьбе сербского руководства и по приглашению командования НАТО согласилось направить воинский контингент в состав многонациональных сил, с тем чтобы он был размещен в районах компактного проживания сербов в Косово для их защиты.

Важным направлением действий российской дипломатии стало формирование сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским Союзом. В 1994 году эти связи были провозглашены высшим приоритетом российской внешней политики и экономических отношений. 24 июня 1994 г. на острове Корфу Россия и ЕС подписали «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» сроком на десять лет. Стратегической задачей сотрудничества было провозглашено создание «пространства безопасности, стабильности и сотрудничества в Европе», а также зоны свободной торговли. В 1997 году Россия стала членом Совета Европы.

Одним из приоритетных направлений российской внешней политики стало сохранение влияния на постсоветском пространстве. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате восемь республик бывшего СССР подписали протокол о присоединении к Беловежским соглашениям, ранее подписанным Россией, Украиной и Белоруссией. Таким образом, в СНГ официально вошло 11 государств, кроме стран Прибалтики и Грузии. Столицей Содружества стал Минск. 22 января 1993 г. на саммите десяти стран СНГ в Минске удалось согласовать и принять устав Содружества, который с оговорками со стороны некоторых стран вступил в силу в январе 1994 г. Официально членами Содружества стали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В конце 1993 - первой половине 1994 г. в СНГ вступили Грузия и Молдавия.

В начальный период существования СНГ российское руководство предприняло попытку найти прежде всего организационные формы военно-политического сотрудничества на постсоветском пространстве. 15 мая 1992 г. в Ташкенте Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия,

Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности сроком на пять лет с возможностью последующего автоматического продления. В последующие годы в СНГ получила развитие стратегия «разноскоростной» интеграции, нацеленной на налаживание двусторонних отношений и формирование экономических проектов.

В 1995 году между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией началось формирование Таможенного союза, позволившего обеспечить более свободное перемещение товаров и капиталов этих государств. В марте 1996 г. данные страны подписали Договор об углублении экономической и гуманитарной интеграции, ставший еще одним шагом по пути взаимодействия. Однако организация СНГ оставалось во многом аморфной и неповоротливой структурой, имеющей неопределенный международный статус. Ее функционирование осложнялось не только стремлением России играть ведущую роль в Содружестве, но и ростом конфликтных ситуаций в двусторонних отношениях (например, с Грузией и Украиной).

В результате целенаправленных усилий отношения России с большинством стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) также вышли на новые рубежи. С 1996 года Россия стала официальным партнером АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). В 1998 году Россия стала членом АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), что ознаменовало новый этап, получивший название «новой восточной политики». Внимание российской дипломатии к АТР было продиктовано рядом важных обстоятельств: 1) противоречия на пространстве СНГ (формирование альтернативных антироссийских или пророссийских проектов); 2) рост роли Китая и Индии, особенно заметный на фоне некоторого снижения влияния Японии и усилении АСЕАН; 3) поиск новых ресурсов и возможностей для развития; 4) проблема безопасности. Ключевым событием стало формирование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС ) в составе Китая, России, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана. В 1996 году в Шанхае были подписаны соглашения «Об укреплении доверия в военной сфере в пограничных районах». В апреле 1997 г. в Москве заключается соглашение «О взаимном сокращении вооруженных сил в пограничных районах». На первоначальном этапе основной задачей организации называлась борьба с терроризмом, национальным сепаратизмом, религиозным экстремизмом (борьба против «трех зол»). Впоследствии цели и стратегия ШОС приобрели более глобальный охват.

Таким образом, основные задачи и цели внешней политики России в 90-е гг. XX в. касались полноправного участия в построении системы международных отношений; обеспечения стабильного и безопасного окружения, закрепления военно-политических и экономических позиций страны; развития связей с СНГ и участия в интеграции.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы основные подходы к интерпретации процессов глобализации? В чем их сходства и различия?
  • 2. Каково воздействие глобализации на политические, социально-экономические и культурные процессы в мире?
  • 3. Как меняется роль национального государства в условиях глобализации?
  • 4. Каковы возможные сценарии дальнейшего развития процессов глобализации?
  • 5. В чем заключаются причины возникновения антиглобалистского движения? Каковы его цели и задачи?
  • 6. Каковы причины, характер и основные трудности социально-экономических реформ в России в 90-е гг. XX в.?
  • 7. Что явилось причинами российского дефолта 1998 г.? Каковы были его последствия для экономики, политики и общества?
  • 8. В чем состояли основные проблемы и противоречия процесса становления российской государственности?
  • 9. Каковы основные характеристики российского общества в 90-е гг. XX в.?
  • 10. В чем заключались трудности и противоречия российской внешней политики в 90-е гг. XX в.?
  • Основные события, тенденции и факты международной жизни, представленныев данном разделе, приводятся в целом по: Системная история международных отношений.Т. 3. М.: Международные отношения, 2003.
  • Коршунов С.В. Внешняя политика современной России: стратегия избирательнойвовлеченности. М.: Изд. ГУ ВШЭ, 2009.