Занятие по вокалу с дошкольниками. Возрастные особенности слуха и голоса ребенка. Охрана детского голоса. В работе с каждым ребенком важное место необходимо уделять формированию оценочной деятельности, как к собственному пению, так и к пению других детей.

  • 23.08.2019

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

К сожалению, поляки поют хуже, но не потому, что у них нет слуха или голоса, а потому, что никто не научил их этому. Песня, песня, дает вам возможность выразить свои эмоции, радость, грусть и ностальгию. Пение мы можем разделить эти эмоции с другими. Немцы поют при каждой возможности, на стадионе, в пабе, во время встреч с друзьями. Аналогично ирландскому или испанскому. Общее пение позволяет разгрузить их культурным путем даже отрицательные эмоции.

Проведение разнообразных праздников, особенно с участием родителей, способствует этому. Опыт показывает, что детям доставляют удовольствие выступления на праздниках. В праздничной атмосфере можно наблюдать проявления песенного творчества. Дети могут импровизировать мелодии, сочинять попевки определенного настроения и т.д

У поляков есть огромные проблемы, потому что никто в школах не учит пению, программа, ориентированная только на теоретическое содержание, скорее обескураживает, чем поощряет пение. Освобожденные дети не будут позже учиться петь или играть на инструменте.

Ветлугина Н.А. считает, что ""пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений"" 1 .

Лучшая частная музыкальная школа в Катовице

Специалисты по музыкальному образованию считают, что музыкальное прослушивание до 9 лет. Именно тогда формируется художественная чувствительность детей. Каждый день мы наблюдаем, что наш ребенок с нетерпением поет песни, которые играют по радио, ритмично двигается в ритме прослушиваемой музыки. Мы счастливы, что это музыкально, но если мы не позаботимся о его профессиональном образовании, эта естественная музыкальность исчезнет.

Допросы, которые также являются вступительными экзаменами, позволяют определить, какое направление музыкального образования является лучшим. В зависимости от индивидуальных предрасположенностей он может учиться играть на разных инструментах или тренировать вокальные способности.

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанимента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

В обоих случаях развиваются детские музыкальные таланты. Обучение в музыкальной школе может быть основным выбором или параллельным выбором. В первом случае ребенок в музыкальной школе реализует основной учебный план общего образования и музыкального образования в выбранной области. Во втором случае он посещает общеобразовательную школу и проводит музыкальное образование в музыкальной школе соответствующего уровня. Последний вариант предназначен прежде всего для детей, которые не имеют конкретных планов на будущее, но любят музыку.

Обучение пению в музыкальной школе сосредоточено в первую очередь на изучении озвучивания речи, дикции и регулирования дыхания. Это базовые навыки для тех, кто хочет выступать на сцене. Кроме того, дети учатся петь разные репертуары, от популярных песен, с помощью разных стилей поп-культуры, до более амбициозных арий из оперетт и опер. Это позволяет им определять свои собственные предпочтения и делать правильный выбор.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ""Музыка детям"" пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ""голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание"" 3 .

Благодаря участию в занятиях пением в музыкальной школе дети учатся сотрудничать в группе и приобретают навыки, позволяющие им успешно проигрывать их на различных вокальных конкурсах. Они чаще всего открывают путь к реальной сцене. Когда мы держим нашего ребенка на руках или когда мы видим, что он делает первые шаги, последнее, о чем мы думаем, это начать рассказывать ему, как пол и гендерные различия. Но на самом деле никогда не слишком рано говорить о чем-то важном, как о сексе. То, как наши дети будут относиться к интимности и сексу, когда они взрослые, зависит от нашего отношения к этим естественным вещам.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Младенцы, маленькие дети, дети дошкольного возраста и дети школьного возраста развивают эмоциональную и физическую основу во многих отношениях. Когда они вступают в разные фазы физического и эмоционального развития, например, учатся ходить или узнавать своих родителей, маленькие дети приходят и открывают свои тела. Давайте поговорим об этом и поймем, как он растет и как развиваются дети, что важно для укрепления их эмоционального и физического здоровья.

Ранние привязанности младенцев напрямую связаны с их родителями. Любой физический контакт выражает любовь и изобилие чувств матери и отца. Взяв ребенка на руки, целуя его, целуя, играя с ним - все это дает ему ряд позитивных состояний, физический комфорт, которым малыш ассоциируется с любовью.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, выстроила систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста.

Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

Физическая близость и эмоциональная привязанность между родителем и ребенком могут быть ранней основой более зрелых форм физической близости и любви, которая развивается как зрелая, как часть сексуальности. Мое тело. Многие родители почувствовали необходимость вызвать врача, выражающего свою озабоченность, потому что их дети касаются своих половых органов во время смены подгузников, мальчики даже имеют очень эректильную эрекцию. Если вы слишком беспокоитесь об этих причинах, узнайте, что такое поведение совершенно нормально.

Младенцы рождаются естественным, естественным инстинктом, чтобы исследовать их тела. Большинство детей, особенно маленьких детей, чувствуют себя лучше, когда они полностью обнажены. То, как вы реагируете - тон вашего голоса, слова, которые вы используете, выражение лица - это первые уроки сексуальности, которые ребенок получает от вас. Пока вы не реагируете отрицательно, боясь или споря, ребенок учится любоваться своим телом, и реакции его организма на различные стимулы настолько же нормальны, насколько это возможно.

В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается.

Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях вокального кружка, который посещают дети 5-7-летнего возраста.

В основе моих занятий лежат идеи детского музыкального воспитания Карла Орфа, Огороднова Д.Е. и Емельянова В.В.

Осведомленность о сексе. Примерно через три года ребенок уже знает, что он мальчик или девочка. В этом возрасте дети узнают, каковы различия между мальчиками и девочками, и они могут выяснить, где находится лагерь. Некоторые специалисты считают, что сексуальная идентичность биологически определяется, а другие говорят, что на нее влияет окружающая среда, в которой ребенок растет и развивается. Скорее всего, однако, это комбинация двух вариантов.

Также в этом возрасте дети начинают идентифицировать определенное поведение, как правило, мужское или женское. Эта способность проистекает из культурного образования каждого из них. Как ведут себя мальчики и мужчины? Как ведут себя девушки и женщины? В то время как вы решаете, что вы хотите учить своих детей о каждом сексе, имейте в виду, что информация, которую получают молодые люди, не приходит исключительно из семьи. Дети учатся слишком много от других, особенно когда они выходят из семейной сферы.

Условно занятия можно разделить на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ,мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. (Приложение 1 ). Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

До этого возраста большинство детей очень хорошо знают, являются ли они мальчиками или девочками и продолжают изучать их тела. Не рекомендуется запрещать их, потому что вы рискуете вызвать чувство вины и стыда. Родители, однако, могли объяснить своим детям, что, хотя это может быть приятным, трогать и обнаруживать ваше тело - это интимная деятельность, которую нельзя делать публично. Дошкольники достаточно зрелы, чтобы понять, что разделяют с остальным миром, а что нет.

В то же время в этом возрасте дети могут понять, что никто, даже близкие родственники или люди, которым они доверяют, не должны прикасаться к ним так, чтобы они чувствовали себя смущенными. Бесконечные вопросы. Когда дети начинают интересоваться чем-либо, для дошкольников часто случается задавать родителям такие вещи, как «Откуда берутся дети?».

В артикуляционную гимнастику входит:

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
  • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Когда вы задаете такие вопросы, постарайтесь как можно честнее ответить на вопрос. Ответы, что «вы привезли баржу» не только не удовлетворяли любопытство ребенка, но и заставляли их родителей выглядеть менее правдоподобными в глазах маленьких. Чем честнее вы на этом этапе, тем меньше у вас хватит смелости обращаться к вам, когда у него разные любопытства или проблемы.

Узнайте именно то, что ваш ребенок хочет знать, а затем ответьте на вопрос - вам не нужно вдаваться в детали, когда они могут не понадобиться. Например, вы могли бы сказать им, что ребенок приходит в мир, когда мужчина и женщина очень любят друг друга, а малыш растет в животе матери, пока не наступит время рождения. Если ответ удовлетворяет ребенку, вам может не понадобиться дополнительная информация до тех пор, пока он не вырастет.

Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ""Проверка"" осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

Сыграйте в доктора. На этом этапе дети, как правило, очень любопытны, а не только свои собственные тела, но и другие. Если вы удивите маленького человека, играющего «доктора» с другим ребенком примерно того же возраста, важно не преувеличивать реакцию - для них это просто невинная игра. Конечно, если более крупный ребенок вовлечен в игру маленького, ваша забота может быть законной. Молитесь, чтобы ребенок оделся и рассказывал о том, что у него есть. Вы могли бы узнать, что ваш маленький человек хочет как можно больше о человеческом теле и помочь ему с книгой с картинками для его возраста.

2. Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Часто провожу игру ""Волшебная коробочка""

В то же время вы можете попросить своего семейного врача предоставить дополнительные объяснения, в которых, по вашему мнению, вас не будет. Его «парень» «подруга» дошкольного возраста. Некоторые родители детей дошкольного возраста встревожены, когда слышат, как их дети говорят о другом или девушке. Если ваш маленький мальчик приходит домой с такими новостями, имейте в виду, что маленькие люди не дают одинаковых значений различным вещам или отношениям как взрослые.

Большинство экспертов согласны с тем, что в такие моменты лучше реагировать таким нейтральным образом - не поощряйте поведение, но даже не выражайте свою озабоченность. Дети начальной школы. Дети этого возраста особенно заинтересованы в сексе, беременности, родах и имеют поведение по признаку пола - мальчики обычно играют с мальчиками и девочками только с девочками.

Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

Спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок «настроиться»

Это также возраст, когда люди вокруг и медиа-каналы начинают оказывать сильное влияние на сексуальные отношения детей. Более того, если вы, для вашего ребенка, не являетесь надежным источником, вы можете попросить друга или ребенка узнать больше о сексе, половых органах и размножении. В то же время шансы для него очень малы, чтобы получить правильную информацию и приобрести словарь, который вы, как родитель, одобряете.

Если ваш школьник не приходит к вам с вопросами о сексе, лучше начать некоторые разговоры. Если в прошлом вы просто сказали ему, что вместе, мужчина и женщина делают ребенка, он может теперь хотеть точно знать, как и как. Как всегда, старайтесь быть честными - дети этого возраста приходят к серии собственных выводов, когда они не получают полной информации. Дети младшего школьного возраста нередко предполагают, что младенцы задуманы, когда мужчина и женщина спали рядом друг с другом на одной кровати, когда они держали их руки, целовались или плавали вместе.

3. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато , мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. (Рисунок 1 ).

В вокальной работе использую упражнения с ладовокальными жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука. (Рисунок 2 ).

На занятиях люблю использовать такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работу над стихами провожу таким образом: группа читает стихотворение под мое дирижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираю стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.

Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. (Приложение2 ).

4. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла . Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Список использованной литературы

  1. Ветлугина Н.А. ""Методика музыкального воспитания в детском саду"", М., ""Просвещение"", 1989г.
  2. Емельянов В.В. ""Фонопедический метод развития голоса"", 1999 г.
  3. Метлов Н.А. ""Музыка детям"", М., ""Просвещение"", 1985 г.
  4. Орлова Т.М., Бекина С.М. ""Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет"", М., ""Просвещение"", 1987 г.
  5. Орлова Т.М., Бекина С.М. ""Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет"" М., 1988 г.
  6. Стулова Г.П. ""Развитие детского голоса в процессе обучения пению"", М., Издательство ""Прометей"", МГПУ им. В.И.Ленина,1992 г.

Сафарова Ольга Владимировна, музыкальный руководитель МАОУ «СОШ № 3»

Одной из задач интеграции образовательных областей «Музыка» и «Здоровье», является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Моя задача, как музыкального руководителя– создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Остановлюсь на использовании здоровьесберегающих технологий в процессе обучения пению.

ГОЛОС – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Правильно поставленное пение положительно влияет на формирование осанки, укрепление голосовых связок, дыхательный и артикуляционный аппарат. Уроки вокала активно развивают детский голос, расширяют его диапазон, совершенствуют подвижность, интонационную гибкость, тембровую красочность. Дети, занимающиеся певческой деятельностью более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом даёт возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении. И этот эмоциональный всплеск заряжает ребёнка жизненной энергией.

Работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к психотерапевтическому эффекту, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон.

Учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара.

Осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона.

Условие, при котором возможно правильное певческое звучание голоса, - певческая установка (правильная поза ребенка во время пения). При правильном положении корпуса вырабатывается установка организованно пользоваться дыханием, мышцы гортани при этом имеют возможность правильно развиваться и укрепляться.

Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.

Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

На музыкальных занятиях наряду с разработками Б.Толкачева и К.Бутейко возможно использование несложных упражнений А.Н. Стрельниковой.

Интересен и тот факт, что в последнее время стала подтверждаться теория о потрясающем влиянии вокального пения на организм. Во время исполнения песни происходит мягкий массаж горла, голосовых складок, легких, бронхов, диафрагмы, что, безусловно, тренирует и укрепляет организм человека, развивает голосовой аппарат, речь, регулирует дыхание. А звук, поглощаемый другими внутренними органами, стимулирует их работу.

Мощное положительное влияние музыка оказывает и на здоровых и на больных детей. Часто агрессивные, с непредсказуемым поведением дети, переступив порог музыкального зала, преображаются, вслушиваются, успокаиваются.

Я учу детей петь свободно и легко, их голос развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание.

Разучивание песни с детьми происходит, в основном, традиционным способом – на стульчиках перед педагогом, а также стоя или сидя на полу или ковре в форме круга. Для возникновения у воспитанников интереса необходимо сделать показ песни и её разучивание игровым способом.

Игровые варианты показа песни.

1.Показ песни с движениями - паузами.

2.Показ песни «с превращениями»

3.Показ песни во время релаксации детей.

4.Показ песни с помощью метрических движений (хлопки, шлепки).

5.Показ песни в сочетании с движениями рук по фразам.

Во всех вариантах показы песен осуществляются без музыкального сопровождения, дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают сами подпевать.

Варианты разучивания песни

1 этап (1- 2 занятия)

Ознакомление с песней в

Методические приёмы: беседа, исполнение песни в целом, пояснение характера, средств музыкальной выразительности.

2 этап (от 3 до 6 занятий)

Разучивание песни, работа над вокально – хоровыми навыками, звукообразованием, дикцией, певческим дыханием, интонированием.

Методические приемы:

3 этап(1 – 2 занятия)

Закрепление, повторение.

Методические приемы

Основные виды деятельности на речевом этапе.

1 этап (1- 2 занятия)

Ознакомление с песней в

исполнении педагога или в записи.

Методические приёмы: беседа, исполнение песни в целом, пояснение характера,

средств музыкальной выразительности.

2 этап (от 3 до 6 занятий)

Разучивание песни, работа над вокально – хоровыми навыками, звукообразованием,

дикцией, певческим дыханием, интонированием.

Методические приемы: пояснения, уточнения, метод подражания, жест рукой,

прохлопывание ритма, пение по слогам, музыкальным фразам, игровые задания.

3 этап(1 – 2 занятия)

Закрепление, повторение.

Методические приемы : пение по рядам, подгруппам, цепочкой, по ролям, с солистами,

без музыкального инструмента, с атрибутами, инсценирование песни, музыкальные

загадки(отгадай песню по ритмическому рисунку, пению музыкального инструмента).

Учимся петь, играя.

На этом этапе и в дальнейшем очень важно применять игровые способы формирования координации слуха и певческого голоса.

Играем в « Имена - эхо» певческим голосом:

1.Педагог поет имя ребенка на удобном всем (примарном) звуке, дети повторяют,

затем берется звук на полтона выше.

2.Педагог поет имя ребенка на одном звуке, лети поют на том же звуке, но ласково,

затем поём звук на полтона выше.

3.Педагог поёт имя ребенка на двух звуках малой

терции (сверху – вниз).

4.Педагог поет имя ребенка на двух звуках малой терции - дети повторяют, но поют в

другом темпе, ласково.

Можно пропевать названия игрушек, слова «мама», «здравствуй» и т.д.

На этом этапе и в дальнейшем очень важно применять игровые способы формирования

Певческие навыки включают в себя работу над вокальными и хоровыми навыками.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

    Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

    Тренировка силы вдоха и выдоха.

    Развитие продолжительности выдоха.

Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом, даёт возможность зарядить бодростью, сохранить высокую работоспособность. Кром того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы(понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т.д.

Дыхательную гимнастику провожу в образно – игровой форме.

Чтобы петь красиво, необходимо выработать навык выразительной дикции. Для этого использую: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые игры и упражнения, пальчиковые игры.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика (Куликовской, Картушиной) помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. Артикуляционную гимнастику провожу с использованием иллюстраций, презентаций, игрушек и картинок.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях. В своей работе использую пальчиковые игры с пением (ГУСЕВОЙ, Е.А.ПОДДУБНОЙ) Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно.

Результатом работы является повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.

С валеологических песенок-распевок начинаются все музыкальные занятия. Несложные тексты (в том числе из программы «Здравствуй» Лазарева) и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос и тело к пению и движению.

В работе с детьми использую валеологические распевки (О. Арсеневской, М.Ю.Картушина). С них начинаю все музыкальные занятия. Это несложные песенки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. Например: «Доброе утро!», «Здравствуйте ладошки»

Распевание.

В работе над чистотой интонации большое внимание уделяю распеванию, т.е. включаю певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, лёгкого звучания голоса и чистоты интонации.

Использую методику игрового распевания Евтодьевой А.А.

Игровое распевание многофункционально: 1. Благодаря наглядности (что важно для детей с нарушение зрения) и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е чистое интонирование.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей.

Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, каждое музыкальное занятие я начинаю с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен сочетаю с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаю музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах.

В системе музыкально-оздоровительной работы я использую в своей деятельности следующие здоровьесберегающие технологии: песенки-распевки (вокалотерапия), дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, игротерапия и игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры.

В вокальной педагогике развитие всех вокальных навыков рассматривается во взаимосвязи и последовательности. Правильное звукообразование, дыхание, дикция во время пения будут способствовать развитию у детей чистоты интонации. Большое значение в работе над пением имеют место подготовительные упражнения – распевки, в результате которых приобретаются вокальные навыки. Данную же работу считаю необходимым разделять на следующие этапы:

    Первый этап: овладение заднеязычными слогами «га-ка», «ку-го-ку» позволяет укреплять задние мышцы гортани.

    Второй этап - контрастных упражнений - в звуке должно появиться новое качество, голос должен стать более эластичным. Идет работа с переднеязычными слогами «зи-зе» – контрастными заднеязычным. На контрасте этих звуков отрабатывается легкое высокое звучание и более тяжелый звук.

Работа над формированием вокально-хоровых навыков даёт положительный эффект, если она сочетается с двигательными, зрительными и мышечными ощущениями ребёнка.

Для этого использую в своей работе музыкально – дидактические игры: с целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса использую упражнения «Лесенка», «Угадай цветочек», «Качели», «Повтори звук».

Для развития тембрового, диатонического слуха «Музыкальные загадки», «Определи инструмент», «Тихо, громко запоём» и т.д.

Для развития чувства ритма «Определи по ритму», «Выложи ритмический рисунок».

В качестве голосовой разминки на занятиях использую «Музыкальные узоры» по программе Тютюнниковой Т.Э. Цель которых, формирования у детей слухо – двигательно – зрительных представлений о музыкальном пространстве (верх – вниз), музыкальном времени (долгий – короткий).

Таким образом, применения дидактических игр, графических записей, методов моделирования способствует развитию музыкального слуха и голоса, зрительных функций, облегчает восприятие звучания.

«Разминка» (дети поют протяжный звук и показывают его рукой) Показ рукой-. «Два друга» (Жили- были два друга: один вот такой – линия звук вверху, другой вот такой – линия звук внизу), «Маленькие и большие волны» (пение и рисование волн – больше и маленькие).

Работая над упражнениями по звукообразованию, параллельно учу детей дикции, расширяя диапазон голоса, используя потешки, прибаутки, считалки и дразнилки. Так же нами используются приёмы звукоподражания (вой ветра, пение кукушки, лай собачки, крик чайки и т.п.) и пение слогов взрослым у самого уха детей. Для артикуляции, дикции (укрепления соответствующего комплекса мышц) применяю произношение скороговорок, коротких четверостиший, произношение шепотом коротких фраз, отдельных слов.

Всем известно, что от выразительного произношения зависит не только доходчивость содержания песни, но и артистичность ее исполнения. На практике эта задача достигается при помощи интонационных упражнений. К примеру, можно привести следующее игровое упражнение: детям даётся задание произнести одну и ту же фразу с различными оттенками: радостно, грустно, страшно, насмешливо, по-командирски.

При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко, стараюсь следить за своей речью, избегая повышения голоса. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. При работе с родителями я объясняю вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду, а так же предупреждаю, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Я не поощряю пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша.

На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. На своих занятиях я использую такие здоровьесберегающие технологии как самомассаж, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, распевание.

Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

Игровой самомассаж

Самомассаж полезен не только больному, но и здоровому человеку. Массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека

Обучение простейшим массажным приемам я провожу в игре.

Цель – обучение детей по средствам правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.

При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.

Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые движения. Большой палец руки связан с легкими и печенью; указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний – с сердцем, кровообращением; безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец – с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.

Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку. Данные упражнения нельзя выполнят детям с повышенным внутричерепным, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы и головного мозга.

Массаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т.п.

Точечный массаж биологически активных точек по А.А. Уманской выполняется легкими надавливаниями и поглаживаниями подушечками пальцев для улучшения протекания нервных процессов, расслабления мышц лица, снятия эмоционально-нервного напряжения. Такой массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов Ребенка. Он очень эффективен для профилактики простудных заболеваний.

Артикуляционная гимнастика

Основная цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

    формировать артикуляцию различных звуков;

    закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;

    совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);

    увеличить объем слуховой памяти и внимания;

    учить выделять сильные доли в цепочке слогов;

    развивать музыкальную память, запоминания текста песен;

    совершенствовать дикцию;

    развивать чувство ритма;

    совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений слежу за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

В основе артикуляционных упражнений лежит система В.Емельянова

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

    Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).

    Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).

    Тренировать силу вдоха и выдоха.

    Развивать продолжительный вдох.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Виды дыхания :

    Носом

    Ртом

    Смешанное дыхание

    «Звуками»

    «Звуковая муфта» (Вращение пальцами одной руки в кулаке другой, при этом пропеваются звуки: м, н, в, з, ж)

От правильности дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. На музыкальных занятиях я учу детей правильно дышать, следить за осанкой. Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (пёрышки, снежинки, бабочки и т.д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в понижении заболеваний детей.

В своей деятельности использую упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А. Стрельниковой, Е.Косиновой, Куликовской, В.Цвынторного.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.

При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка

В качестве речевого материала на занятиях использую сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает.

В работе над развитием певческих навыков мне большую помощь оказывает «Музыкальный букварь» и «Музыка в детском саду» Н.Ветлугиной, «Учите детей петь» Т.М. Орловой, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения» О.Н. Арсеневской.

Все эти песенки-упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже, попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же могут использоваться упражнения направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков – “Потешки”.

Таким образом, вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, подготовке голосового аппарат к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение.

Занятия пением развивают у детей:

    дыхание

    слух

    чувство ритма

    память

    талант к импровизации

    стимулируют речевую деятельность (улучшают дикцию и постановку разговорной речи)

«Горошина».

Муз. В. Карасевой

Цель: Продолжать учить детей различать и самостоятельно определять направление мелодии. Слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки в начале песни. Упражнять в чистом интонировании постепенного и скачкообразного движения мелодии. Учить петь выразительно, передавая игровой, шутливый характер песни.

По дорожке Петя шёл, он горошину нашёл.

А горошина упала, покатилась и пропала

Ох, ох, ох, ох – скоро вырастет горох.

«Бубенчики» .

Муз. Е.Тиличеевой.

Цель: Учить различать высокий, средний, низкий звук в пределах квинты. Чисто интонировать, попевая мелодию, на основе мажорного трезвучия. Равивать ладотональный слух. Учить находить самостоятельно нижний звук от верхнего, среднего

и т.д.

«Музыкальное эхо».

Муз. М. Андреевой

Цель: Упражнять детей в чистом интонировании малой терции вниз и чистой

кварты вверх, с музыкальным сопровождением и без него.

«Лиса по лесу ходила».

Муз. Т. Попатенко

Цель: Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость на русскую народную

прибаутку. Упражнять в чистом пропевании 6.2 и ч.5

Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила,

Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела.

«Пой чисто».

1. Исполнение песен, разучиваемых на занятиях на слог: «ля», «ду - ду». «тили - тили».

2. Исполнение песен по цепочке.

3. Пение по рядам /элемент соревнования

4. Пение знакомых песен, транспонируя мелодию на полтона выше,

ниже.

Задания для развития песенной интонационной выразительности.

Задание 1.

Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица козы, то

от лица волка:

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла...

Задание 2.

Исполнить песенку зверей из сказки «Теремок» то от лица мышки, то от лица лягушки, зайки, лисы и т.д.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Задание 3.

Попросить у своего товарища игрушку нараспев так, чтобы каждый раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он ее попросил: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.

Задание 4.

Предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «три медведя» Л. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как, они относятся к тому, о чем спрашивают.

Задание 5.

Педагог предлагает, двоим детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы, медведя и т.д.) задают друг другу вопросы и отвечают и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу:

2 ребенок 1 ребёнок

Ты кто? - Я заяц!

Нет, ты не заяц. - Нет, заяц! .-

Нет, не заяц. - Нет, заяц.

Нет, не заяц. - А кто же я тогда?

Ты? Ты мышонок. - Я мышонок?

Да, ты мышонок. - Ладно, пусть я буду мышонок

Я лягушонок? Зато ты лягушонок.

Не лягушонок я. - Да, ты лягушонок.

Ну, ладно, и ты заяц, и я - нет, лягушонок,

заяц. Не будем ссориться,

я пошутил.

Хоровое пение развивает коммуникативные качества личности, способствующие положительному взаимодействию с окружающим миром. Хор - это, прежде всего, коллектив. Только в дружном хоровом коллективе создается атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника!

Описанные выше здоровьесберегающие технологии я постоянно использую на своих музыкальных занятиях перед началом работы над песенным репертуаром. В результате дети стали лучше, качественнее осваивать музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития. Ребята стали более раскрепощенными. Воспитанники нашего детского сада поют теперь не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в городских конкурсах.

О высоком уровне развития певческих способностей свидетельствуют результаты диагностики проведенной в конце 2012 – 2013 учебного года в сравнении с 2010 – 2011 годом: в старшей группе высокий уровень развития певческих навыков увеличился на 14 %; в подготовительной к школе группе высокий уровень – увеличился на 16 %.

Из вышесказанного следует одно: восприятие песни, ее воспроизведение будет более ярким, существенным, когда развит ладовый слух, координация голоса и слуха, чувство ритма, Результаты обследования уровня развития певческих навыков показали, что, занимаясь по данной системе, дети стали петь более слаженно, научились слушать друг друга, стали получать удовольствие от пения.

Использованная литература.

    Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

    О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»

    О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандиш

«Музыкальное воспитание дошкольников»

    Т.Э.Тютюнникова «Доноткино» часть 2 «Квадратный апельсин»

    С.Железнов К.Железнова «Азбука – потешка»