Как поставить звуки ребенку в домашних условиях. Упражнения для произношения звуков

  • 20.09.2019

Детская самооценка сильно страдает от того, что у ребенка не получается выговорить букву «Р». Особенно если уже в детском саду его начинают дразнить картавым и обижать разного рода кривлялками. Родители начинают беспокоиться, ведут детей на приемы к самым дорогим логопедам, штудируют тонны литературы, а ребенок все никак не научится произносить трудный звук. Вместо него получается «л», «ль», «й». Что же делать? Как помочь ребенку научиться выговаривать «р»?

Только не паникуйте! Все поправимо. Хотя для формирования речи есть свой определенный график и лучше начинать готовить речевой аппарат малыша с двухлетнего возраста, все же в 5-6 лет справиться с автоматизацией рычашего звука вполне можно и самостоятельно.

С чего начать

Вам понадобится время и немного терпения. Результат получится после регулярных занятий и только если добросовестно выполнять все рекомендации.

Самый простой вариант - подражание. Ребенок должен стараться повторять все те действия губ и языка, которые вы демонстрируете. Посадите малыша напротив себя и объясните ему, что от него требуется: широкая постановка губ в улыбке, чтобы язык напрягся. Если губы будут вялыми, твердый «р» невозможно произнести.

Не просите его сказать «р» - он моментально вернется к своему привычному укладу. Лучше пусть он повторяет за вами, как рычит тигр или трактор. Сделайте вид, что не расслышали и просите повторять снова и снова.

Обучение в форме игры

Игровой вариант обучения оптимальный для непосед разного возраста. Новый звук нужно учить тоже в форме игры, иначе малыш быстро устанет или вовсе начнет капризничать, осознав, что его чему-то учат.

Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае не ругайте его и не повышайте голос. Повторяйте все слова вместе с ним. При этом выбирайте несложные, короткие слова, которые он сможет запомнить: трактор, краска и др.

В форме игры можно попросить ребенка дотянуться кончиком языка до носа наперегонки, дразниться, высовывая язык, кто дальше, и болтая им вверх-вниз. Научить держать широкую улыбку поможет простое занятие - имитация чистки верхнего зубного ряда языком.

Упражнения для тренировок

  • «Парус» - рот в широкой улыбке, кончик языка - на бугорках верхних передних зубов. Повторить 2-3 раза, удерживая язык 10-20 секунд.
  • «Комарик» - кончик языка высунут и сложен с верхней и нижней губами. Глубоко вдыхаем и стараемся сильно выдувать воздух через маленькое отверстие, чтобы язык дрожал. Повторить 3 раза, следить, чтобы упражнение длилось не дольше 20 секунд.
  • «Дятел» - рот широко открыт, кончик языка ударяется об верхние зубы, стараясь произнести «д». Продолжать в течение 20 секунд.
  • «Лошадка» - язык прикасается к верхнему небу, цокая, как лошадка. Повторить 15-20 раз.
  • «Прикуси язык» - в широкой улыбке слегка покусываем кончик язычка. Повторить 10 раз.

Эти простые упражнения помогут вашему ребенку быстрее научиться выговаривать сложные звуки и уже к школьному возрасту правильно артикулировать, произнося слова с буквой «р». Запаситесь терпением, занимайтесь как можно чаще – и в вас все обязательно получится!

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок научился говорить четко, внятно и красиво. Для этого нужно потрудиться. Не забывайте хвалить ребенка, отмечать его успехи и обращать внимание, когда у него получается чистое произношение. Также следите за тем, чтобы ваша собственная речь была правильной и выразительной.

Игры для развития речи

Игра «Поймай звук»

В эту игру вы можете играть по пути из дома в детский сад и обратно. Например, вы говорите: «Поймай звук «м» в слове «машина», поймай звук «с» в слове «слон», звук «р» в слове «дерево», звук «м» в слове «сом» и т. д. Ребенок должен определить, где он слышит звук: в начале, середине или в конце слова. К 4—5 годам легче всего дети различают звуки в начале и конце слов, сложнее им даются звуки в середине слов.

Игры на развитие правильной артикуляции, фонетического слуха и речевого дыхания (по А. С. Галанову).

«Смешные рожицы». Наверняка это упражнение понравится ребенку. Ведь можно покривляться в свое удовольствие. Сядьте друг напротив друга. Описывайте, что нужно делать и показывайте, как. Например, вы говорите: «Высунь язык, попробуй дотянуться до кончика носа, выдвинь нижнюю челюсть вперед, подвигай ею в стороны, надуй щеки». Ребенок должен все повторять за вами.

«Кораблик». Вам понадобится тазик с водой и бумажный кораблик. Усадите «капитана» на стульчике рядом с тазиком и попросите подуть на кораблик, чтобы он поплыл. Дуть надо с произнесением звуков «ф» и «п». Следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки, чтобы звук «п» произносился на выдохе 2—3 раза, а «ф» — непрерывно. Попробуйте подуть сильнее, слабее, прерывисто. Что происходит с корабликом?

«Радист». Скажите ребенку: «Представь, что ты радист и тебе нужно принять и передать важное сообщение. Я буду хлопать в ладоши, а ты в ответ — стучать ребром ладони по столу, я буду говорить «хлоп», а ты будешь говорить «тук»». И покажите на примере, если ребенок сразу не понял, что от него требуется. Начинайте с одного хлопка, затем делайте два, три, четыре. Это будет выглядеть так: хлоп — тук; хлоп- хлоп — тук-тук; хлоп-хлоп-хлоп — тук-тук-тук. Хлопайте тише и громче, чаще и реже. Ребенок должен вас отзеркаливать, обратите его внимание на то, чтобы он стучал с такой же частотой и интенсивностью. Эта игра отлично формирует чувство ритма у ребенка.

«Лиса-Патрикеевна» . Для этой игры вам понадобится узкая полоска ткани, круглое печенье небольшого размера. Положите на пол ткань — это будет мост. Ребенок будет лисой, которая идет по мосту. Но она не просто идет: плутовка обхитрила Колобка, положила его на язык и съест только тогда, когда убежит на другую сторону реки. Малыш должен идти с высунутым языком, на котором лежит печенье. Пройдет — съест! Сильная мотивация, ничего не скажешь.

«Жираф и мышонок» . Предложите малышу изобразить жирафа: нужно встать на колени, сложить ладони, поднять руки и потянуться вверх, делая вдох. Теперь пусть покажет мышонка. На выдохе нужно произнести звук «ш-ш-ш-ш», присесть, опустить голову и обхватить колени руками. Пока малыш изображает жирафа, вы произносите: «У жирафа рост большой...», когда показывает мышонка, говорите: «А мышонок маленький». Это упражнение нужно повторить 5—6 раз.

«Часики». Скажите: «Представь, что твой язычок — это стрелка часов, которая бегает или медленно ходит по кругу». Чтобы выполнить это упражнение, нужно открыть рот и водить языком по внутренней поверхности губ быстро и медленно.

ОТ ЧЕГО ЗВУКОВ? ЗАВИСИТ ЧИСТОТА ПРОИЗНОШЕНИЯ

❀ Язык — главный инструмент для звукопроизношения. От того, насколько развиты его мышцы, зависит внятность речи ребенка.

❀ От состояния зубов, носоглотки, развитости челюсти. Также нужно знать, что если прикус у ребенка формируется неправильно, у него могут возникнуть дефекты речи.

❀ От развитости речевого дыхания, которое создает непрерывность речи. Чем оно мощнее, тем лучше и красивее звучит голос ребенка.

❀ От фонематического слуха. Некоторые дети не могут различить слова, близкие по звучанию. Например: мал — мул, мял — мел. Они не слышат разницы между фонемами (речевыми звуками), заменяют один звук другим.

Каждый родитель хочет, чтобы речь у любимого чада развивалась быстро и как надо. Только, порой, не понимают, что этот процесс напрямую зависит от них.

Чтобы у вашего ребенка была грамотная речь, и он не опозорил вас какой-нибудь нелепой фразой или плохим словцом перед знакомыми, нужно совсем немного – время, упорство и личный пример.

Телевизор маму не заменит!

Для начала родителям желательно настроиться на долгосрочный процесс общения с собственным ребенком и усвоить, что с детьми всегда нужно разговаривать спокойно и доброжелательно, без угрожающей интонации, даже если он сильно разозлил вас. Если вы будете последовательны, всегда будете говорить медленно, взвешивая каждое свое слово, не станете перебивать ребенка, пока он говорит, и вообще, будете вести себя так, как бы вы хотели, чтобы вели себя с вами, развитие речи малыша пройдет как по маслу. Правда, это лишь в том случае, если у ребенка все физиологические показатели в норме. Так, малыш должен говорить чисто и внятно уже в 2-3 года. С 6 месяцев дитя начинает говорить слоги (ба-ба, ма-ма), и с каждым днем его лепет становится все более осмысленней, поскольку постоянно совершенствуется восприятие звука и артикуляционный аппарат (отдельные слова дети говорят ближе к году, а потом – и фразы с предложениями).

Если проблемы с физиологией все же есть, Татьяна Ткаченко – логопед, заслуженный учитель России, автор более 70 книг о детской речи и раннем развитии, научит, как с ними справиться.

Поскольку на задержку речи могут повлиять многие факторы (наследственность, различные заболевания и травмы, врожденные дефекты, например, короткая уздечка языка, расщепление твёрдого нёба, утолщенный язык, высокое (готическое) нёбо, неправильный прикус и др.), их можно исправить с помощью упражнений, специальных устройств (брекеты, обтураторы) или хирургического вмешательства. Если же подобных дефектов нет, а дитя по-прежнему не разговаривает, помните: молчуны чаще всего появляются в семьях без общения и эмоций. Это значит, что родители просто не разговаривают с малышом. А зря. Ребенку нужно ежеминутно пополнять словарный запас. Сделать это легко: просто показывайте ему яркие игрушки, а еще лучше, не просто показывайте, а привлекайте к ним особое внимание. Например, доставайте их из мешочка, прячьте за спину или двигайте. Пусть ваши игрушки «летают, прыгают, ползают», при этом обязательно озвучивайте их действия, повторяя в различных вариациях по нескольку раз. Так слова легче запоминаются и имеют конкретную привязку. Например: «Вот какой слоник! Слоник идёт, топ-топ. Ой, упал слоник. Нет слоника, спрятался! А где наш слоник?»

Обязательно пойте малышу и вместе с малышом. Читайте ему стихи. Даже если ребенок не понимает слов, он улавливает интонацию и мелодику, а рифма и ритм слов его просто завораживает. Между прочим, пальчиковые игры и игрушки не только развивают мелкую моторику, но и речь. Как, впрочем, и совместное чтение книг. В этом случае включается еще и фантазия. Особенно, когда вместе с малышом обсуждаете прочитанное.

Гуляя с ребенком на улице или посещая магазин, говорите с ним, рассказывайте ему обо всем, что видите, задавайте ему вопросы, вспоминайте стишки и песенки.

Почаще смотрите вместе старые добрые мультики (что может быть лучше такого просмотра?). Только подбирайте мультфильмы с реальными персонажами, а не с покемонами, чтобы дети правильно воспринимали мир. И не думайте, что телевизор способен заменить ребенку общение с родителями! К тому же малышам проводить перед телеэкраном более 15 мин. в день нельзя. И тем более нельзя смотреть все подряд, иначе психика нарушится.

Не сюсюкайте с детьми. От родителей ребенок должен слышать лишь правильные, произносимые чётко слова. Запомните сами: машина – не бибика!

Разговор – серебро, а молчание – золото

Порой бывает так, что дети пытаются заменить «трудные» для них звуки (Р, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч) на «легкие» (М, Н, Т, ЛЬ, К, СЬ, Й). Могут также сокращать и количество слогов в слове. Однако специалисты считают эти явления нормальными, и бить тревогу раньше времени родителям не советуют.

Если ребенок говорит хорошо, но иногда коверкает слова или путает звуки (например, скоровода, спортюм костивный), это, скорей всего, не ошибки, а сознательная игра. Поиграйте вместе. Спросите с хитринкой, как правильно называется та или иная вещь, и дайте несколько коверканных вариантов, чтобы ребенок выбрал правильный.

Когда ребенок торопится говорить и глотает слоги или слова, то торопыжка должен усвоить, что при таком темпе вы ничего из его речи не понимаете (хорошо помогает, когда родители неправильно озвучивают его желания). А если малыш говорит спокойно и чётко, тогда сразу выполняйте его просьбы.

Если же к 4,5 годам ребенок не произносит звуки правильно, не способен различать их на слух (т. е. отсутствует фонематическое восприятие), значит, у него происходит сбой мышц артикуляционного аппарата, поэтому без помощи логопеда уже не обойтись.

А вот что нужно лечить немедленно, так это заикание. Нарушение темпа и ритма речи вызвано судорожным состоянием, которое появляется чаще в возрасте от 2-х до 4-х лет, причем, может усиливаться и затихать самостоятельно. Если запинки за пару месяцев не исчезли, уже необходима помощь психоневролога.

Несмотря на то, что обычно дети с лёгкостью усваивают языки (двуязычие даже стимулирует умственные способности), проблемы могут начаться, если ребенок растёт в двуязычной среде (семья, страна). Иногда второй язык тормозит развитие речи в 2,5 раза! В таких случаях специалисты советуют оставить общение на одном языке.

А еще не стоить забывать о правилах хорошего тона. С рождения учите своего ребенка произносить волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста», обязательно на собственном примере. Не думайте, что вашего ребенка кто-то (бабушки, друзья во дворе, воспитатели в детском саду) научит разговаривать лучше вас. Вы, и только вы способны исправить ситуацию, если вдруг что-то пойдет не так. Более того, неговорящий ребенок в чем-то может быть даже сообразительнее сверстников. Некоторые молчуны, например, уже в 2 года с компьютером – на «ты». Сами включают, сами открывают необходимые им файлы! Так что, если ребёнок ничего не говорит, может, он просто не хочет общаться? И, наверняка, в данный момент думает о чем-то другом, о чём иногда родители даже не подозревают. Например, Александр Пушкин молчал до 6 лет. Зато потом…

Подготовила Соня Тарасова,
по материалам

Неправильное произношение звука С является одним из самых частых нарушений у детей в дошкольный период. Это может быть замена звука С на Ш (собака – «шабака»), искаженное произнесение (межзубное, призубное) и т.д. Следует своевременно обратить внимания на эту проблему и оказать ребенку квалифицированную помощь в постановке и автоматизации звука С. Конечно же, лучше всего обратиться за советом к опытным . Однако заниматься с ребенком можно и нужно дома родителям. Если ваш малыш затрудняется в правильном произнесении звука С, в нашей статье вы сможете получить подробную консультативную помощь постановки звука С.

Артикуляционные гимнастика по подготовке речевого аппарата к правильному произношению звука С, формирование фонематического восприятия звука С

Упражнение «Улыбочка». Губы сомкнуты, попеременно растягиваются в улыбке и приходят в исходное положение.

Упражнение «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были видны. Удерживать данное положение в течение 5 секунд.

Упражнение «Качели». Улыбнуться, открыть рот широко, поднять кончик языка вверх за альвеолы, после чего опустить за нижние передние зубы. Упражнение выполнить не менее 5 – 10 раз. В момент выполнения упражнения должен двигаться только язык, нижняя челюсть и губы следует удерживать в неподвижности.

Упражнение «Чистим зубы». Улыбнуться, открыть широко рот и кончиком языка совершить круговые движения по зубам (под губами).

Упражнение «Катаемся на горке». Улыбнуться, широко открыть рот, опустить кончик языка за передние резцы, спинку языка поднять высоко вверх. Удерживать органы артикуляции в таком положении на протяжении 5-10 секунд.

Изолированное произнесение звука С

Звук С получиться верно, если губы будут растянуты в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка будет упираться в нижние передние зубы, струя воздуха идти по середине языка, в результате чего можно будет ощутить резкую холодную струю на тыльной поверхности ладони, поднесенной ко рту. Если ребенок испытывает трудности в процессе подражания вашим действиям и все же поднимает язык вверх, используйте шпатель, с помощью которого следует придержать кончик языка внизу за нижними передними зубами.

Совершенствование произнесения звука С в разных позициях в слогах и словах

Если ребенок произносит правильно изолированный звук, следует переходить к его закреплению в слогах и словах. Изначально используется прямая позиция, когда после согласного следует гласный звук. Предложите ребенку повторить следующие последовательности слогов: со, са, сы, су, са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы, са-со-сы и т.д. Когда малыш научиться качественно произносить звук С в слогах, переходите к словам. Предложите ребенку повторять за вами слова, называть, что нарисовано на картинке, что окружает его и т.д. Примеры слов, в которых звук С расположен в прямой позиции: сок, Соня, сад, сахар, сушка, сыр и др.

Следующим этапом работы является в интервокальной и обратной позициях, в стечении согласных на материале слогов и слов: аса, осо, усу, ысы, асо, осу, коса, оса, колесо, ас, ос, ус, ыс, квас, класс, колос, ананас, сва, сво, сла, слу, смы, сму, сварить, свой, смог, стул, стол, сны, скатерть, скамейка и др.

Автоматизация звука С в разных позициях во фразах и связной речи

Для того чтобы ребенок не задумывался, как правильно произносить звук С, а чувствовал себя уверенно, постепенно даем ему задания, позволяющие, с одной стороны, совершенствовать данный звук, а, с другой стороны, развивать грамматической строй языка, связную речь. С этой целью можно предложить малышу следующие упражнения: дополнить или составить предложения по картинке; подобрать слова с изучаемым звуком С к прилагательным; придумать слова, в которых звук С находится в разных позициях (в середине, в начале, в конце слова); придумать предложения, в которых были бы слова со звуком С; пересказать услышанный рассказ; придумать рассказ из набора слов; выучить стихотворение и т.д.

логопедические упражнения. К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки

К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов:

1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук в начале, середине, конце слова, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.

2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.

3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием. Добиться результатов вы сможете только при условии положительных эмоций ребенка.

Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.

«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).

4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.

5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).

Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук!

6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.

7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.

8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.

9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.

Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.

Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».

Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель, свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам. При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей.

Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ, сказку.

Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены сторицей. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.

Это будет тоже интересно