Дидактические игры ко «Дню здоровья. Дидактические игры для среднего дошкольного возраста

  • 08.08.2019

Дидактическая игра «Мы едем, едем, едем…» для детей 3-4 лет

Сыденова Алиса Дашеевна, воспитатель МБОУ "Тагархайская начальная школа - детский сад"
Описание: Уважаемые коллеги, родители! К вашему вниманию предлагаю очень интересную дидактическую игру по экологическому воспитанию, которая поможет вам и родителям в работе с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению. Данный материал поможет дать детям знания и представления о домашних животных и их детёнышах.
Цель: закрепить и расширить знания детей о домашних животных и их детенышах.
Задачи: Используя литературные произведения, активизировать речь, побуждать к высказываниям, к звукоподражании. Закрепить знания детей об основных цветах спектра, оттенках.
Оборудование: паровоз с разноцветными вагончиками из бросового материала, игрушки домашних животных, домик, будка, загон для животных.

ХОД ИГРЫ:
Дети вместе с воспитателем, как вагончики, заезжают в группу под стихотворение: «Мчится поезд»
Чух, чух
Мчится поезд
Во весь дух…
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Сто вагонов я тащу…
Воспитатель: - А вот и остановка. Мы с вами приехали в наш детский сад. А пока мы ездили к нам столько гостей пришло. Слышите, кто-то тут плачет? Дети, давайте посмотрим. Кто это? Посмотрите, сколько здесь маленьких животных. Это детеныши. А почему они плачут? (ответы детей) Они потеряли своих мам.
- Кто же здесь? Это котенок, щенята, жеребенок, поросенок, теленок, козленок. Какие они маленькие.
Дети рассматривают их, звукоподражают им.
- Сколько их? (Много.)
- У котенка кто мама? (Кошка.) У щенка кто мама? (Собака) . У жеребенка кто мама? (Лошадь) . У поросенка кто мама? (Свинья) . У теленка кто мама? (Корова) . У козленка кто мама? (Коза) .
- Оказывается у братьев наших меньших тоже есть мамы.
Воспитатель: Дети, давайте поможем нашим детенышам найти маму. Надо взять их на поезд, а где они поедут, у нас нет свободных мест (ответы детей) .

Давайте мы построим поезд для животных – малышей. Посмотрите сколько здесь всего и коробочки, и кубики, и корзиночки.
- А из чего мы будем строить наш поезд? Из кубиков? Нет, он будет маленький.
- Из корзиночек? Нет, они нам не подойдут.
- Давайте построим наш поезд из разноцветных коробочек. Каждый из вас возьмет одну коробочку.
Дети с воспитателем строят на полу поезд из разноцветных коробочек. Воспитатель обращаясь по очереди к детям, предлагает прицепить к паровозу вагончики разного цвета.
- Вот какой замечательный состав получился у нас из разноцветных вагончиков. Какого цвета вагончики? (Еще раз закрепляются названия цветов и их произнесение.)
- Давайте разместим наших пассажиров в вагончики.
Дети садят детенышей в вагончики по одному. Берутся за веревочку и вместе с воспитателем едут искать мам детенышам.
Воспитатель: - Поезд отправляется. Остановка. Посмотрите, какой-то Дом, кто же в нем живет? (Кошка) А почему она печальная (ответы детей) .
- Правильно, она потеряла своего детеныша. А кто ее детеныш? (Котенок) . Давайте отдадим его маме. Давайте найдем его в вагончике.
Тихо, тихо Мама-кошка
Учит деточек играть
Мячик по полу катать.
- Посмотрите, а вот еще Домик. Это домик-будка. А кто же в нем живет? (Собака.) А кто ее детеныш? (Щенок.) А тут их два. Значит – щенята. Давайте отдадим их маме-собаке.
Собака-мама рядом
Не тратит время даром:
Учит милого сыночка –
Вислоухого щеночка
Быть опрятным, аккуратным,
Есть из миски и похлебку и сосиски.
- Ну вот мы нашли маму щенку и котенку. А теперь поедем дальше искать маму для остальных животных. А вот и остановка. Посмотрите, какой забор. Это – загон. Кто же здесь живет? Му-му, кто это? (Корова. ) Чья это мама? (Теленка.)
На лугу теленок скачет
Му – му кричит
Мать-коровушку зовет
Молоком поит она
И теленка и тебя.
- Хрю-хрю? Кто это? (Свинья.) Чья это мама? Правильно, поросенка. Давайте отдадим его маме.
Толстый-толстый поросенок
Хрюкнул весело спросонок.
Пятачком прижался к свинке,
К маме-свинке, белоспинке.
- Иго-го! Кто это? Правильно, лошадка. Чья это мама? (Жеребенка.) Отдадим его маме?
Выгнул шейку жеребенок
Сильный лошади ребенок
Только на копытца встал
Вслед за мамой побежал.
- А это кто? Правильно, коза. Чья это мама? (Козленка.) Отдадим его маме?
У козленка мать-коза
Лижет рожки, дереза,
Рожки милого ребенка –
Крутолобого козленка.
- Ну вот и все детеныши нашли своих мам. А нам пора уезжать в группу. За нами вечером тоже придут мамы.
Дети с воспитателем уезжают.

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Дидактическая игра « Почини коврик»

Цель: Закреплять умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств - формы и величины, формировать навыки прикладывания и накладывания для самопроверки; закреплять навыки о геометрических фигурах.

Материал: коврики основных цветов, с прорезями разной формы и размера (круг, квадрат, треугольник); геометрические фигуры основных цветов (круги, квадраты, треугольники), походящие «для закрытия дырок» на коврике.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но мышки эти коврики испортили. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем залатать (починить) коврики. Каким цветом коврики? Какие заплатки мы положим на коврики? Детям раздаются коврик, приемом прикладывания дети «закрывают дырки» подбирая геометрические фигуры по цвету, форме.

Дидактическая игра « Воздушные шарики»

Цель: Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), закреплять и называть величину фигуры; учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: Шарики разные по цвету и величине, ленточки разные по ширине и цвету.

Ход игры: Дети к нам сегодня в гости пришла кукла «Катя». Она хочет с вами поиграть. Катя пришла к нам с волшебной коробочкой. Давайте посмотрим, что же находится в коробочке.

Посмотрите, здесь воздушные шарики!

Какие шарики?

Какие по цвету?

Дети рассматривают шарики и называют цвет и величину.

-« Разложите шарики по цвету»

- « Соберите все большие шарики (маленькие, средние)»

- « Найдите все красные (желтые, синие, зеленые) шарики.

Посмотрите, а кукла Катя принесла нам ещё красивые ленточки. Рассматриваются ленточки, дети называют цвет, величину (длинная, короткая). Подберите к каждому шарику ленточку по цвету, размеру.

Дидактическая игра «Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету

Материал: Вырезанные из картона разноцветные шары (овалы или кружочки); вырезанные полоски таких же цветов.

Ход игры: Предложить детям рассмотреть шарики. Подобрать к шарикам ниточку (полоску), к красному шарику найти красную полоску, к зеленому шарику зеленую полоску и т. д.

Дидактическая игра « Бабушкины блины»

Цель: Способствовать развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку.

Материал: Вырезать из бумаги несколько кружков диаметром

3 см, и несколько кружков диаметром 6 см, тарелка для больших кругов, тарелка для маленьких кругов.

Ход игры: Воспитатель: Бабушка пекла блины (большие и маленькие). Большие блины для мамы и папы, а маленькие блинчики для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

Дидактическая игра «Спрячь в ладошке»

Цель: Развивать умение соотносить предметы по величине

Материал: Маленький и большой шарики.

Ход игры : Раздать малышам шарики. Сказать: «Сейчас я покажу вам фокус!» Взять маленький шарик и спрятать его в ладошке. Попросить детей сделать тоже самое. Предложить ребятам повторить фокус с большим шариком. Объяснить, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравнить шарики между собой, затем с ладошкой малыша. Можно проделывать подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

Дидактическая игра «Подбери крышку»

Цель: Развивать навыки классифицирования и сопоставления предметов.

Материал: Кастрюли с крышками

Ход игры: Предложить ребенку совместно приготовить обед для кукол. Возьмите три кастрюли большую, среднюю, маленькую. Скажите, что в большой кастрюле мы будем варить суп, в средней кашу, а в маленькой компот. Уточнить, какие овощи нам нужны для приготовления супа, из чего будем варить компот. Затем сказать ребенку, что перепутались крышки от кастрюль и что вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли. Попросить малыша помочь подобрать крышки по размеру.

Дидактическая игра « Раздай тарелочки»

Цель: Познакомить детей с понятиями «много», «мало», «одна»,

« по одной».

Материал: 4тарелочки, 4 игрушки (куклы медведь ит.д.)

Ход игры: Предложить ребенку покормить игрушки.

Дать ребенку стопку тарелок. Обратить его внимание на количество посуды, оперируя словами « много», « целая стопка тарелок». Попросить раздать по одной тарелке всем куклам. При этом комментировать действия ребенка: Мишке дали тарелку, теперь у мишки одна тарелка; Зайке дали тарелку и у зайки теперь одна тарелка и т. д. После раздачи посуды сделать заключение: «Раздали целую стопку тарелок, и у всех стало по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок.

Дидактическая игра «Грибок к грибку»

Цель: Способствовать развитию мелкой моторики, учить соотносить количественные множества, помочь освоить понятие

«столько же, сколько»

Материал: 5 желтых и 5 красных грибов вырезанных из картона.

Ход игры: Предложить ребенку выбрать грибочки. Объяснить правило игры. Затем взрослый выкладывает один грибок, под ним малыш должен положить свой грибок. Обратить внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте:

« Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов, значит твоих грибов столько же, сколько и моих, их поровну. Можно использовать кубики двух цветов».

Дидактическая игра «Помоги собрать урожай»

Цель: Способствовать развитию навыков классифицирования.

Материал: Муляжи или картинки с изображением овощей и фруктов, 2 корзинки.

Ход игры: Разложить овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемежку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку овощи, в другую корзинку фрукты.

Дидактическая игра «Подбери чашку к блюдцу»

Цель: Учить детей называть и различать красный, желтый, синий, зеленый цвета. Формировать умение соотносить предмет, его цвет. Развивать слуховое внимание.

Материал: шаблоны чашек и блюдец, четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Описание игры: Воспитатель показывает детям красивую коробочку и предлагает узнать, что в ней лежит. Затем детям раздаются блюдца. Чашки выкладываются на середину стола. Задача заключается в том, чтобы подобрать к блюдцу чашку такого же цвета. После выполнения каждый ребенок называет цвет чашки и блюдца, удостоверяясь в том, что цвета совпадают. Затем дети один раз меняются блюдцами и вновь подбирают к ним чашки. Так игра повторяется несколько раз.

Цель: Учить находить предмет по сходству, развивать зрительную память, слуховое внимание, сообразительность, воспитывать наблюдательность, интерес к играм.

Материал: Изготовленные варежки разных цветов и узоров.

Ход игры: Раздать детям по одной варежке и сказать: « Вторая варежка потерялась, нужно её найти. Искать будем по сигналу, а сейчас погуляем по группе». Дети гуляют. Раздаются слова воспитателя: «Раз - два - три -пару варежке найди!» Каждый должен стать с тем ребенком, у которого такой же узор на варежке.

Дидактическая игра «Найди одинаковые варежки»

Цель: Учить детей сопоставлять по форме, по цвету геометрических фигур, упражнять в их названии. Учить детей быстро находить нужную фигуру, формировать умение детей различать и правильно называть геометрические фигуры.

Материал: Пары варежек на каждого ребенка, на которых изображены геометрические фигуры разные по цвету.

Ход игры: По одной варежке раздаем детям, а вторую варежку раскладываем на столе (можно вторые варежки положить на ковер) Под музыку дети гуляют по группе, когда музыку останавливаем, дети должны найти свою вторую варежку. Каждого спрашиваем, какая геометрическая фигура у него на варежке.

Дидактическая игра «Составь пары предметных картинок»

Цель: Учить различать и сравнивать предметные картинки между собой, правильно их называть, развивать способность концентрировать внимание.

Материал: Парные предметные картинки.

Ход игры: Предложить детям рассмотреть картинки, назвать предметы, какие изображены. Обратить внимание, что картинки повторяются, т.е. являются парными. Показать, как находить пару одинаковых картинок. Предложить выполнить задание детям.

Дидактическая игра: «Продолжи ряд»

Цель : Формировать умение подбирать крышки на основе сенсорного признака; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Материал: Крышки цветные

Ход игры: Предложить детям рассмотреть цветные крышки, попросить назвать цвет, затем предложить детям продолжить ряд крышечек.

Дидактическая игра «Подбери картинку по цвету»

Цель: Закрепить знание 4-ёх цветов, развивать зрительное восприятие.

Материал: Крышки с наклеенными предметными картинками и цветными кружками.

Ход игры: Воспитатель показывает детям, например, крышку с желтым кружком, спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать предметную картинку такого же цвета. Затем показывает крышку с зеленым кружком, дети называют цвет и так же подбирают картинку.

Дидактическая игра «Сделай кукле бусы»

Цель: Формировать умение подбирать по цвету предмет (какого цвета шнурок. такого же цвета должны быть и бусинки (трубочки), развивать умение чередовать бусинки двух цветов; совершенствовать координацию движений пальцев, развивать глазомер .

Материал: Шнурки основных цветов (красный, желтый, синий.) деревянные бусины (покрашенные в основные цвета красный, желтый, синий, зеленый) или нарезанные коктейльные трубочки.

Ход игры : Детям предлагается сделать куклам бусы.

Подобрать бусины или трубочки по цвету шнурка.

Чередовать бусы двух цветов(красный - желтый, зеленый - синий и т.д.) по желанию детей.

Дети произвольно выбирают шнурки, бусины (трубочки), при этом, по просьбе воспитателя, называют цвет шнурка, бус.

Дидактическая игра « Подбери ключ к замку»

Цель: Формировать умение соотносить форму и вкладыш; развивать зрительные координации, моторику; закреплять знание основных цветов; развивать внимание, речь.

Материал: Картонная рамка в виде замка, набор вкладышей (геометрические фигуры).

Ход игры: Мышонок предлагает детям отправиться в сказку, где он живёт, но для этого нужно открыть волшебную дверь, от которой потерялся ключ. Его надо найти, подобрать.

Дидактическая игра «Подбери листочки к дереву»

Цели : Формировать знания о цвете, величине, развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, память; развивать мелкую моторику рук, развивать речь.

Цель : Учить детей различать цвета (желтый, красный, зеленый), формировать умение соотносить листочки по цвету.

Материал: Вырезанные из картона три дерева основных цветов, листочки (желтого, красного, зеленого цветов).

Ход игры: Подул сильный ветер и все листочки разлетелись. Давайте соберем листочки и разложим их к деревьям соответствующего цвета так, чтобы листочки были одинакового цвета с деревом.

Дидактическая игра «Большие и маленькие листочки»

Цель: Учить детей различать листочки по величине, закрепить понятия: большой - маленький.

Материал : Разноцветные листочки, разные по величине.

Ход игры: Подул сильный ветер и все листочки осыпались на землю. Воспитатель предлагает собрать листочки. Все большие листочки - в большую корзину, а все маленькие - в маленькую корзину.

Игра «Покажи и назови листочек»

Цель: Учить детей показывать листочки по слову, обозначающему цвет, величину; закреплять умение детей различать и называть цвета (желтый, зеленый, красный); закрепить понятие «большой», «маленький».

Материал: Вырезанные большие и маленькие листочки основных цветов (желтые, зеленые, красные).

Ход игры: Предложить рассмотреть листочки, затем попросить детей найти листочек с определенным цветом и размером.

- «Покажите большой красный листочек»

-«Покажите маленький зеленый листочек» и т. д.

Дидактические игра «Что изменилось»

Цель: Развивать зрительное восприятие, память, речь, внимание.

Материал: Вырезанные листочки разной формы и цвета.

Ход игры: Разложить на столе несколько разных листочков (3-4шт.) Предложить детям закрыть глаза. Воспитатель убирает или меняет местами листочки.

- « Что изменилось?»

Дидактические игра « Собери листочки»

Цель: Развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание, творческое воображение, мышление.

Материал: Листочки основных цветов, разные по величине(разрезанные на две части)

Ход игры: Ребята, смотрите, сколько листочков облетело с деревьев. Давайте их соберем ( Взрослый предлагает собрать листочки из частей, обращает внимание, что листочки разного цвета и величины).Дети складывают листочки, если дети не справляются с заданием тогда вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.Можно спросить какой лист получился (большой или маленький, каким цветом).

Дидактические игра «С матрешками»

Цель : Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

Материал: 4 матрешки с геометрическими рисунками - схемами, геометрические фигуры основных цветов (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники), дорожки, ведерки основных цветов)

1. « Наряди матрешку»

Ход игры: Предложить ребенку украсить платье матрешки геометрическими фигурами. Ребенок берет любую матрешку и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру, цвет геометрических фигур должен соответствовать цвету косынки матрешки. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами.

2. «Дорожка для матрешки»

Ход игры: Предложить ребенку выложить дорожку для матрешки. Ребенок берет « дорожку» с геометрической фигурой, того цвета, что и матрешка, выкладывает геометрические фигуры одной формы и одинаковые по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку, пока вся дорожка не заполнится.

3. «Найди ведерко матрешки»

Ход игры : Воспитатель говорит, что матрешка хочет сходить за водой, но не знает, куда подевались ее ведра. Давайте поможем матрешке отыскать ее ведерки. Дети ищут ведерки (ведерки должны соответствовать цвету матрешки).

Дидактическая игра «Цветные горошины»

Цель: Обучение и закрепление знания четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Развитие мелкой моторики, умение группировать предметы по цвету.

Материал: вязаные стручки горошин основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий)с замочками, вязаные горошины основных цветов (в каждом стручке по 3 больших и 2 маленьких цветов), вязаный коврик с разноцветными квадратами основных цветов.

1 вариант:

Ход игры: Ребята, посмотрите какие красивые горошины. Горошины любят играть, но играть они могут только на коврике, своего цвета. Нужно разложить горошины по квадратам, по цвету. Горошины и квадраты должны быть одного цвета.

Если ребенок находится на начальной стадии изучения цветов, то вместо целого ковра можно предложит полоски с чередованием двух цветов.

2вариант:

Ход игры: Все горошины перемешиваются на столе Ребята, посмотрите, горошины заблудились, они не могут найти свои домики. Давайте разместим жителей « горошины» по своим домикам «стручкам», и закроем их на замок, чтобы они снова не разбежались. Будьте внимательными горошины разные по цвету и домики тоже разные, каждая горошина живет в домике своего цвета.

Дидактическая игра «В гостях у фигурок- человечков»

Цель: Ознакомление детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Обучение приемам обследования формы - обведению пальцами контура фигуры.

Материал: Вырезанные из картона: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с нарисованными « лицами» - фигурки человечки.

Так же геометрические фигуры меньшего размера, разного цвета на каждого ребенка.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, обводя их контур пальцем, даёт названия этих фигур. Затем проводится игра.

Ребята к нам сегодня пришли фигурки-человечки.

Испекли они в духовке

Сладкое печенье,

Получилось вкусно,

Просто объеденье!

Но у них случилась беда, печенье рассыпалось и перепуталось Фигурки - человечки просят помощи, давайте им поможем собрать печенье.

Каждая фигурка собирает в тарелочку печенье (разноцветные: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники) такой формы, как она сама.

«НАВЕДИ ПОРЯДОК»

Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику.

Материал: Нарезанные цветные кубики из поролона (красные, желтые, зеленые, синие); 4 цветные тарелочки основных цветов, пинцет.

Ход игры: Дети собирают рассыпанные по столу цветные кубики и раскладывают их по тарелочкам соответствующего цвета. Проговаривая при этом цвет каждого кубика.

Салыбаева Анжела Рамазановна,

воспитатель,

МБДОУ ЦРР д/с "Танюша"

Сургутского района п. Федоровский

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам : сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками ).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.
Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры:

Используемый материал:

Игры с предметами
«Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
«Кто чем питается?»
Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное питается этой едой.
«Детки на ветке»
Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
«Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
«Что сначала - что потом?»
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Игры настольно-печатные
«Это когда?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
«Волшебный поезд»
Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«Четыре картинки»
Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Игры словесные
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры.
Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
«Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

«Отгадай, кто это?»
Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Подвижные игры
«Что в корзинку мы берем»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Вершки – корешки
Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры:вариант1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Природа и человек.
Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Выбери нужное.
Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
Где снежинки?
Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры: вариант 1 . Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять. Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
Прилетели птицы.
Дид. задача: уточнить представление о птицах.
Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают – .Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы: Голуби синицы,
Галки и стрижи, Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
Когда это бывает?
Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето. И светла, и широка
Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, Дождик моросит.
Зима. Под голубыми небесами
Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
Что из чего сделано?
Дид. задача: учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
Угадай - ка.
Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
Съедобное – несъедобное.
Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.
Расположи планеты правильно.
Дид. задача: закрепить знания об основных планетах.
Материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.

Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечным луч не достал.
-Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).
Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.
А это планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)
-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).
Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.
А это планета гордится собой
Поскольку считается самой большой.
-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).
Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличалась она. (Сатурн)
Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.
А что за планеты зеленого цвета? (Уран)
Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.
Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен. Но только на Земле мир жизнью заселен.
Полезные – неполезные.
Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Материалы: карточки с изображением продуктов.
Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Используемая литература:

А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002253, штрих код (№ квитанции) 62502669050070 Дата отправки 12 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Дидактическая игра

Своеобразие дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, состоит в
сочетании познавательного содержания, элементов обучения и радующей детей
игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры заключается в
том, что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно
усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности.

Безусловно, в первой младшей группе дети еще недостаточно взрослые для
того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с
успехом пользоваться играми, созданными воспитателями и старшими детьми,
постепенно осваивая окружающий мир.

Большое значение в дидактической игре детей 2-3 лет имеет

автодидактическое, то есть самообучающее начало: они подбирают детали и
складывают предметы целиком (пирамидку, матрешку); устройство таких предметов
направляет мысль детей на достижение необходимого результата. Играя с
сюжетными дидактическими игрушками (например, с матрешками), дети наделяют
их человеческими качествами, заботятся о них, укладывают спать. Таким образом,
предмет (игрушка) может выполнять широкую дидактическую функцию.

Специально организованные воспитателем дидактические игры хорошо
вписываются в режим занятий. В настоящем пособии представлены сценарии
дидактических игр, которые можно использовать на занятиях по разным областям
знаний и в различных видах деятельности детей. Каждая область и каждая
деятельность имеет свою специфику, ряд особенностей, учитывая которые педагог
сможет наиболее полно раскрыть способности детей, открыть им способы действий
с предметами, дать представление о различных явлениях .

Физическое воспитание, как одна из сторон личностного развития, связано с
здоровьем, физическим и душевным состоянием ребенка, поэтому на физкультурных
занятиях и досугах дидактическая игра позволяет достигнуть эмоционального
удовлетворения в различных видах двигательной деятельности, воспитывает
потребность в физической активности.

Умственное воспитание позволяет педагогу открыть ребенку путь к познанию
действительности. Дидактическая игра не только закрепляет знания, полученные
детьми, но и развивает самостоятельность мышления, сенсорные способности,
активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности.

Нравственное воспитание связано с освоением ребенком норм поведения, оно
способствует приобщению к моральным ценностям общества. В дидактической игре
формируются представления о взаимоотношениях людей, появляется первый опыт
взаимодействия, который ориентирует ребенка на взрослого, сверстника.

Трудовое воспитание призвано удовлетворить потребность ребенка в
самоутверждении, в познании собственных возможностей. Дидактическая игра
позволяет вызвать у детей интерес и уважение к труду людей. Для ребенка всегда
привлекательна игровая ситуация, связанная с трудом, ведь он через игру стремится
стать независимым от взрослого.

Художественно-эстетическое воспитание дает педагогу возможность развивать
в ребенке качества творческой личности (эстетическое восприятие и отношение к


жизни, творческое воображение и мышление), основы которых закладываются в
самом раннем детстве.

Дидактическая игра в творческих видах деятельности (конструировании,
изобразительной, музыкальной деятельности, ознакомлении с художественной
литературой), по мнению Т. с. Комаровой, легко интегрирует в себе разнообразное
содержание (слово, движение, музыку, изображение), что помогает детям
эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их
эстетический характер.

Широкое использование дидактических игр в воспитании и обучении детей 2-3
пет способствует их всестороннему развитию, делает более привлекательной ту

деятельность, в которую их вовлекает педагог.

Сценарии дидактических игр

Физическое воспитание

Игра «Кошки-мышки»

Дидактическая задача. Учить детей подражать легкому бегу мышки; ходить, высоко поднимая
ноги.

Игровая задача. Поиграть в «кошки-мышки».

Игровое правило. Двигаться так, чтобы не разбудить (или, если требуется, разбудить) кошку.
Ход игры

Воспитатель выпускает детей-кмышек» погулять, пока кошка (игрушка) спит. Мышки «выходят
гулять» (бегают под музыку). Воспитатель советует мышкам бежать легко, чтобы их не
услышала кошка.

Если кошка просыпается (звучат грозные аккорды), то им надо убежат ь в норку (на стульчики).
Вот появляется новая мышка (игрушка). Воспитатель предлагает детям показать новой мышке,
как надо идти крадучись, чтобы не разбудить кошку. Ребята показывают - все вместе крадутся,
тихо ступая.

Вскоре мышки решают разбудить кошку. Они идут, высоко поднимая ноги и топая . Кошка
просыпается и «ловит» мышек

Игра «Мы солдаты»

Дидактическая задача. Учить детей правильной ходьбе с сохранением хорошей осанки.
Игровая задача. Играть в солдат .

Игровое правило. Действовать по приказу командира, не ошибаться в направлении движения .
Ход игры

Воспитатель приносит барабан и говорит, что под звуки барабана состоится парад, все солдаты
пойдут на парад и покажут, какие они сильные и смелые. Воспитатель дает барабаном сигнал
(дробь), звучит марш (аудиозапись) и дети шагают. Парад принимает командир (игрушечный
мишка). Он дает команды (кстой», «шагом марш») и машет флажком. Дети идут по направлению
к командиру, потом по направлению к барабану по команде командира.

Воспитатель исполняет песню «Мы - солдаты» (муз. ю. Слонова, сл. В . Малкова):

Как солдаты наши, мы идем
И флажками машем и поем.
Раз, два, три! Мы идем,

Раз, два, три! Мы поем.

Игра «Достань морковку»

Дидактическая задача. Учить детей прыгат ь на двух ногах: с продвижением , на месте.
Игровая задача. Угостить белочку орешком.

Игровое правило. «Сорвать» орешек можно, дотронувшись до него .
Ход игры

Воспитатель приносит в группу белку (игрушка). Белочка просит детей поиграть с ней. Под
веселую музыку дети прыгают, как белки, стараясь прыгать легко, на носочках.

Воспитатель предлагает детям угостить белочку орешками, которые висят на ветках. Дети
подпрыгивают, стараясь сорвать орешек (прыжки вверх с места), потом подходят к белочке и
о тдают ей воображаемые орешки.

Ребенок и окружающий мир

Игра «Подбери одежду »

Дидактическая задача. Учить детей различать визуально и на ощупь разные материалы ;
отбирать по этому признаку одежду для кукол.

Игровая задача. Подобрать одежду для кукол .

Игровое правило. Подобрать одежду правильно , не перепутать.
Ход игры

Воспитатель приносит в гр уппу кукол Варю и Борю. Говорит детям: «Купы не могут найти свою
одежду. После прогулки Варя и Боря бросили одежду на диванчик и забыли про нее». Просит
детей помочь куклам.

Про водится игра «Подбери пару». Дети должны отобрать одежду для каждой куклы И сложить В
отдельный шкафчик (коробку). У Вари на голове шапочка в полоск у из шерсти, У Бори - синяя
кепка из ткани. Дети отбирают одежду (шарф, пальто, брюки, платье, кофту): из шерсти в
полоску - для Вари, из гладкой синей ткани - для Бори и укладывают в шкафчики.

Куклы благодарят детей и поют песенку :

Мы сегодня очень рады -
Все в шкафу висит , как надо:

Там и платье , и пальто.

Не ругает нас никто .
Во спитатель (показывает).
Отобрали мы для Вари
Шарф из полосатой ткани .
У Бори шарф красивый,
Темно-темно-синий.

Игра «Кто за елкой »

Дидактическая зада ча. Учить детей называть животных и выделять их характерные
особенности.

Игровая задача. Угадать, какие звери пришли встречать Новый год .
Игровое правило. Звери не покажутся, если их назвали неверно.
Ход игры

Воспитатель показывает детям рис унок, на котором изображена елка, из-за которой
высовываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка. Сообщает, что звери пришли к елке встречать
Новый год и стали обсуждать, какие подарки приготовил для них Дед Мороз. Звери спрятались за
елкой и громко спорят, какие у них будут подарки. Воспитатель просит детей отгадать, кто
спрятался за елкой.

Дети вместе с воспитателем рассуждают и обнаруживают , что по хвостам можно узнать зверей.
На предыдущих занятиях малыши уже познакомились с этими зверями и узнали их основные
приметы: у кого короткий хвост, у кого длинный и пушистый и т. д. Дети отгадывают
спрятавшихся зверей и называют их. Если зверя отгадали правильно, то он «выходит» из-за елки
(воспитатель выставляет игрушку на стол) и здоровается с детьми.

Игра «Что растет на огороде»

Дидактическая задача. Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду .
Игровая задача. Угадать, какие овощи ежик положил в суп.

Игровое правило. Дост авать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их внешний вид и
на
о щупь.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу ежика и говорит : «Ежик вырастил на своем огороде урожай
овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а

потом пошел звонить по телефону . Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он
резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа».

Воспитатель дает детям попробовать по резанные овощи: морковь, капусту, репу. Овощи можно
сложить в глубокую кастрюлю , чтобы дети брали овощ, не видя его, на ощупь и определяли на
вкус
.

игра «На нашем участке»

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться на участке детского сада , называть
знакомые предметы, выполнять поручения.

Игровая задача. Познакомить ежика с участком детского сада.

Игровое правило. Не перепутать названия предметов ; придумать поручение (по подсказке
воспитателя) .

Ход игры

И гра проводится на прогулке.

Воспитатель «замечает» возле веранды ежика (игрушка) и сообщает об этом детям. Ребята
обступают ежика, рассматривают его .

Педагог просит детей познакомить ежика с участком и показать все самое интересное вокруг .
Дети по очереди берут ежика и показывают ему все, что хотят, называя предмет: веранда, горка,
песочница, спортивные сооружения, качели и т.
Д . Ежик , чтобы «запомнить быстрее», дает детям
поручения: перенести ведерко из песочницы на веранду; покачать на качелях куклу;
потренировать мишку на перекладине; покопать лопаткой песок и сделать куличик Он просит
детей дать и ему поручения. В конце игры ежик дарит детям несколько яблок, которыми
воспитатель угощает их в полдник.

Развитие речи

Иг ра «Лошадка»

Дидактическая задача. Активизировать речь детей , совершенствовать понимание речи
взрослого; учить звукоподражанию.

Игровая задача. Поиграть с лошадкой , показать свои игрушки.

Игровое правило. Не ошибаться , называя игрушки; выполнять поручения.
Ход игры

Воспитатель приносит в группу лошадку (игрушка) и показывает, как она скачет .
Во спитатель.

Я люблю свою лошадку ,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

А . Барто

Лошадка поехала в гости . (Звучит веселая музыка, лошадка скачет.) Лошадка приехала к деткам в
гости. Приехала к Саше. (Лошадка кивает ребенку.) Приехала к Маше... Угостим лошадку?
Чем
будем кормить? Саша даст лошадке зерна. (Воспитатель показывает, затем ребенок подражает
воспитателю
- подставляет ладошки с воображаемым зерном.) Лена и Оля тоже дадут лошадке
зерна... Лошадка очень довольна, говорит нам «спасибо». Как она кричит?
«Ич о-го!»

Дети локазывают , как кричит лошадка. Лошадка подходит к детям поочередно, кивает головой.
Дети гладят лошадку, хлопают в ладошки; лошадка скачет.

Воспитатель заранее расставляет на столе несколько игрушек, затем предлагает детям показать
лошадке свои игрушки. Дети показывают и называют игрушки. Если ребенок ошибается, то
лошадка недовольно бьет копытом.

В оспитатель. Устала лошадка, ей пора спать. Покачай лошадку, ОШ!. Покачай лошадку, Женя .
Все, она спит.

Игра «Зайчик и белка »

Дидактическая задача. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве;
совершенствовать понимание речи взрослого; расширять словарь.

Игровая задача. Угадать , где находятся игрушки; правильно определить место, куда надо
посадить игрушку.

Игровое правило. Не ошибаться в действиях .
Ход игры

Воспитатель подзывает детей к елочке, под которой сидит зайчик . Про водится дидактическая
игра «Кто и где?»

Педагог спрашивает у детей: «Где сидит зайчик? (Под елочкой.) Затем показьmает на белку на
ветке и спрашивает
: «Где сидит белочка?» (На елочке.) Потом сообщает , что белочка поскакала
за грибами и спрашивает: «Где она теперь?»
(За елочкой.)

Воспитатель . Вдруг зайка увидел волка и убежал. Далеко он от елочки или близко? Почему?
Белочка увидела грибок под елкой и сорвала его. Далеко она от елки или близко? Почему?
Воспитатель показывает инсценировку:

Белочка по веткам скачет сверху вниз ,
Белочка, за ветки лапками держись.

Зайка , заинька косой, зайка прыгает босой,
Чтобы зайке не дрожать, надо тапочки связать.

Затем педагог вызывает детей по одному и предлагает инсценировать действия с игрушками :
птичка прыгнула на ветку, грибок растет под елочкой, матрешка стоит близко от домика, кукла
сидит на диване и др. Белка и зайка стоят на столике, и при неверных действиях малышей
отворачиваются.

игра «Лисичка, пляши»

Дидактическая задача. Учить детей различать на слух звучание различных инструмен тов;
подражать звучанию музыкальных инструментов. Развивать выразительность интонации голоса.
Активизировать речь детей.

Игровая задача. Пригласить лисичку плясать ; узнать, под какой инструмент она пляшет.
Игровое правило. Отчетливо называть инструмент ; выразительно подражать его звучанию.
Ход игры

Воспитатель приносит в группу музыкальные инструменты (дудочку , ложки, колокольчик),
называет их и просит детей повторить названия. Затем сообщает, что под игру этих инструментов
любит плясать лисичка. Воспитатель играет поочередно на каждом инструменте и приглашает
лисичку (игрушку): «Лисичка, спляши!» Лисичка пляшет. Воспитатель упражняет детей в
звукоподражании (ду-ду-ду! тук-тук-тук! динь-динь-дины).

Затем воспитатель убирает инструменты за ширму и просит детей позвать лисичку плясать .
Музыкальный инструмент играет, воспитатель помогает детям обратиться к лисичке: «Лисичка,
спляши под...
». Ребенок продолжает : «Дудочку!» Если инструмент назван неправильно, то
лисичка не выходит плясать.

Игра «Коровка, дай молочка»

Дидактическая задача. Совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать
мелкую мотор
ику рук.

Игровая задача. Попросить молочка .

Игровое правило. Не ошибаться , чтобы не сердить коровку.
Ход игры

Воспитатель показывает детям игрушечную корову, которая «пасется на лугу». Предлагает
ласково позвать корову: «Коровушка, буренушка, дай молочка».

Если дети зовут выразительно , то коровка отвечает: «Му-у-у] Молока кому-у-у!» Ребенок
«подставляет горшочек» (ладошки) и выпивает молочко. Если ребенок не достаточно

выразительно и ласково просит, то корова отвечает: «Му-у-у! Не пойму-у-у!» Тогда ребенок
просит молока еще раз .

Вариант и гры. Таким же образом воспитатель может предлагать детям обратиться к барашку за
шерстью, к курочке за яичком
, к гусю за перышком. Ребята, получив подарок от животного,
показывают, что будут с ним делать: вязать носочки (круговые движения руками); катать яичко
(ладошка о ладошку); рисовать (движения руки в воздухе).

Формирование элементарных математических представлений

И гра «Овощной магазин»

Дидактическая задача. Расширять представления о форме и величине ; развивать навыки
сравнения предметов.

Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей ,
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла,
картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор
магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы
покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети
ошибаются, ежик сердито фыркает.

Вариант и гры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по
детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей
и меньшей величины).

И rpa «Строим дом»

Дидактическая задача. Развивать представления детей о ф орме; учить соотносить количество
(один - много).

Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.

Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке .
Ход игры

Цели: закрепить знания о животных,развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

Дидактическая игра «Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому,развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия,развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение;развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам;развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию,развивать внимание.

Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений,развивать память, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)