Самый маленький самолет для человека своими руками. Самый маленький самолет в мире.

  • 12.12.2018

Большинство малогабаритных самолетов разрабатывалось в военных целях, они идеально справляются с ролью истребителей или разведчиков. По окончании Второй мировой войны на территории Европы сильно увеличился спрос на крошечные бипланы, в том числе на одного пилота. И тогда между производителями началась негласная битва, кто произведет самый маленький самолет в мире.




Направления: Сент-Айленд. Единственная 680-метровая взлетно-посадочная полоса расположена между горами в долине, которая находится прямо на море, и из-за ее своеобразного положения считается одним из самых опасных в мире. Аэропорт открыт только с 8 до 13.




Направления: Лукла, базовый лагерь Эверест. Лукла - небольшая деревня, известная тем, что стала отправной точкой для восхождения на мифическую гору Эверест, и вот небольшой аэропорт, который отдает дань уважения Эдмунду Хиллари и его шерифу Тензинг Норгей, первым людям, достигшим высоты из 848 метров на мысе, как известно, является одним из самых коварных в мире из-за его изменяющихся погодных условий, окружающих склонов и очень короткой дорожки, которая заканчивается в проливе.

BD-5J

В 1971 году американский конструктор Джим Беде разработал данный аппарат. Его масса составила всего лишь 162 килограмма, длина – 3,6 метра, размах крыла – чуть более 5 метров. Такие крошечные размеры позволяли BD-5J разгоняться до 480 км/ч, а объем топливного бака позволял пролететь 1500 км. Если учесть цены на бензин тех времен, то выходило, что на частном самолете летать даже выгоднее, чем на общественных лайнерах.

Аэропорт Шпицберген, Норвегия

Направления: Лонгйирбюен Баренцбург и все города Свальбарда. Авиакомпании: Арктикуголь, Люфттранспорт, Норвежский авиатранспорт, Скандинавские авиалинии. Шпицберген - это архипелаг на полпути между Норвегией и Северным полюсом, место на севере, чтобы служить кораблями. Для этого единственный способ добраться до них - приземлиться в этом небольшом аэропорту, наиболее северном мире, между коммерческими рейсами. Со всеми метеорологическими проблемами, к которым ведут эти широты, такими как плотные туманы, сильные ветры и метели.

BD-5J попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый легкий из реактивных самолетов.

Разработчик уделил особое внимание удобству управления самолетом, чтобы джет мог управляться даже пилотом-новичком. Кроме удобства в эксплуатации, модель отличается удобством хранения: если снять крылья, то BD-5J можно поместить в стандартный гараж для автомобиля. Изначально цена за самолет была установлена на отметке 1800 долларов, но через некоторое время, после всех испытаний, возросла до 2600. Однако популярности модели это вовсе не помешало; за 2,5 года раскупили пять тысяч экземпляров, а еще двенадцать тысяч забронировали. Ни одна авиакомпания на Земле не могла похвастаться такими же продажами.

Самый уникальный современный коридор в мире. Он может летать на максимальном расстоянии 200 километров и имеет тот же фюзеляж -700, но крылья и тележки крупнейших 737. Большие крылья, большая автономия и скорость. Крылья имеют крыловую веревку, то есть ширину крыла между передним и задним краями плюс 50 см, а отверстие, то есть расстояние от одного конца до другого, увеличивается на пять метров.

Максимальная допустимая скорость составляет 0, 82 Маха. Доставка началась в мае. Интерьер Дизайн интерьера нового 737 был задуман на основе современного эстетического вкуса и необходимости того, чтобы перевозчики могли сконфигурировать салон с максимальной гибкостью.

Одна из интересных особенностей поставки джета: он продавался в разобранном виде и с подробной инструкцией по сборке. Процесс монтажа занимал в среднем 700 часов, причем в первых версиях самолета предполагалось наличие сварочных операций, а в дальнейшем всё это было заменено шурупами.

Одна из моделей BD-5J находится в музее штата Аризона

Сиденья являются «конвертируемыми», что позволяет операторам заменять менее чем через минуту ряд пятиместных мест бизнес-класса с шестирядным экономическим классом. Их сообщение было очень ясным: передовые технологии, которые добавляют простоту, надежность и низкую стоимость, а не только технологию вкуса новизны. Авиакомпании также выразили пожелание, чтобы кокпит нового самолета был совместим с кабиной предыдущего поколения.

Более тихие, эффективные и мощные двигатели. Уровни шума двигателя значительно ниже не только текущих пределов «Этап 3», но также и для предстоящего регулирования «Этап 4». Чтобы лучше использовать коэффициент усиления мощности, новый 737 имеет вертикальный дрейф и увеличенные горизонтальные стабилизаторы.

Внешним видом самолет напоминает гибрид спортивного джета с истребителем. Корпус достаточно обтекаемый, сзади – пропеллер. Всё это в сочетании с маленьким весом дает исключительную скорость и маневренность. Самый маленький самолет регулярно принимал участие в авиашоу и пользовался там любовью зрителей. Но вот безопасность – не конёк этой модели. Достаточно упомянуть, что из первых 25 испытаний 14 закончились катастрофой. В результате погибло 9 человек. Как выяснилось, самолеты имели бракованные детали и недостатки в работе мотора.

Есть весы, которые любопытны для их небольшого размера и их положения: некоторые из них достаточно малы, чтобы обладать только двумя посадочными полосами или опасно короткими или окруженными стремительными горами или угрожающими океанами или настолько далекими, что у них даже нет удобств Основы для путешественника, который просто приземлится по ошибке.

Аэропорт Лукла, НепалЛюкла - небольшая деревня, известная тем, что стала отправной точкой восхождения, чтобы достичь вершины горы Эверест. Вот крошечный аэропорт, который дает дань уважения Эдмунду Хиллари и его шерпе Тенцинг Норгей, первым людям, достигшим 848 метров в высоту.

В 1979 году выпуск прекратился в связи с банкротством производителя. Купленные модели подвергались различным любительским модификациям, а также на территории США открылось несколько сервисов по обслуживанию этих самолетов.



BD-5J участвовал в съемках фильма "Осьминожка" из бондианы

Единственный 680-метровый трек аэропорта расположен между горами в долине, что дает его прямому морю, и из-за его своеобразного положения считается одним из самых опасных в мире. Шпицберген, Норвегия. Шпицберген - это архипелаг, расположенный на полпути между Норвегией и Северным полюсом. Это место слишком северно, чтобы обслуживать корабли. Для этого единственный способ добраться до них - приземлиться в этом небольшом аэропорту, наиболее северном мире среди коммерческих лестниц.

Аэропорт Барра, аэропорт ШотландияБарра, открыт всего с паром часов в день с понедельника по пятницу, имеет единственный в мире песочный трек, который может выполнять регулярные воздушные перевозки. Расписание полетов очень изменчиво, поскольку оно зависит от метеорологических условий и приливов.

Американский инженер Роберт Старр смог сконструировать в 1988 году самолет, ставший вторым по весу (180 кг) и с размахом крыльев всего лишь чуть более 1,6 метра.

Первый же полет чуть не закончился трагически. Самолет продержался в полете ровно столько, что успел зафиксировать рекорд, продемонстрировав при этом достаточную стабильность, но затем вдруг начал вести себя абсолютно непредсказуемо. Достигнув высоты 120 метров двигатель механизма заглох. Самолет обрушился вниз вместе с пилотом. От аппарата практически ничего не осталось, а Старр отделался множественными переломами.

Аэропорт Саба, Нидерландские Антильские острова Аэропорт расположен на Карибском острове Саба и известен тем, что имеет самую короткую коммерческую взлетно-посадочную полосу в мире, длиной всего 400 метров. Самолеты, вылетающие с этого острова, совершают рейсы только на близлежащий остров Сент-Мартин, время полета составляет всего 12 минут.

Службы: Остров Саба, Карибские авиалинии: Наветренные острова. Яркая цитата великого немецкого архитектора Людвига Мис ван дер Роэ, отца «Современного движения», охватывает концепцию, применимую ко многим аспектам нашего общества. Конечно, это не включает размеры и мощность крупнейших пассажирских авиалайнеров в мире, гигантов неба, размер которых прямо пропорционален репутации и популярности своих авиакомпаний. Ну, а какие десять самых больших самолетов? Что может содержать наибольшее количество пассажиров?



Bumble Bee II был собран по кусочкам после испытаний, чтобы выставить его в музее

Bumble Bee

Более раннее творение всё того же Роберта Старра тоже могло спокойно поместиться в стандартный гараж-ракушку, имея размах крыльев 168 см, а вес – 180 кг. Специалисты говорили о "шмеле", что взлететь он никогда не сможет, однако прогнозы не оправдались: самый маленький в мире биплан преспокойно налетал достаточное число километров.

Чтобы узнать, достаточно вернуться к следующему ранжированию, составленному в дополнение к объективному размеру самолетов, а также по количеству мест, о которых можно упомянуть, можно разделить на три класса достоинств: экономику, бизнес и первый класс.

По сравнению с предыдущими, показы показывают количество проданных копий, ну, 569, до скромной цифры в 8 миллионов долларов каждая. Предназначенная для ближайшего конца, эта модель может вместить до 412 пассажиров с тремя установленными классами достоинства. Гораздо более низкая цена, чем предыдущая, на сумму 228 миллионов долларов США, значительно оправдывает 358 единиц, которые были проданы на сегодняшний день, каждая из которых может летать без остановки максимум 565 миль в час до отметки в 000 футов для почти 500 км.

Узнав о планирующейся разработке Старра, другой инженер Рэй Ститс тут же загорелся идеей его переплюнуть. Правда, занялся этим его сын Дональд. Еще в 1980 году он начал конструировать новую модель в собственном гараже, причем жена и дети не только поддерживали, но и помогали ему. За основу для Baby Bird взят моноплан (самолет, обладающий только одним крылом). Ститс поместил крыло повыше, а размах крыльев сократил до 190 сантиметров. Правда, моноплан не отличается высокой скоростью – всего лишь около 170 км/ч. За 5 лет эксплуатации первого экземпляра от совершил 35 полетов, и все довольно успешные.

Самолеты - одно из самых замечательных изобретений человека. Они являются результатом десятков лет исследований, работы и самоотверженности. Немногие или многие самолеты восхищаются каждым из нас. Смотрите 10 лучших самолетов мира. В нем могут разместиться 266 пассажиров. Этот самолет советский. Ему принадлежат восемь двигателей.

Грузовой самолет с широким корпусом. Это говорит о том, что он несет чрезвычайно тяжелую нагрузку. Это самая большая версия 747 и является крупнейшим коммерческим самолетом, построенным в Соединенных Штатах, а также самым длинным пассажирским авиалайнером в мире. Его отличительный «горб» ставит его среди самых узнаваемых самолетов в мире. С тех пор эта модель широко используется в крупных военных и гуманитарных воздушных миссиях. Ан-124 - один из самых тяжелых в мире самолетов массового производства.



В 1989 году инженер сдал свое творение в музей

Этот самолет длиной 210 см и весом 200 кг также был сконструирован Рэем Ститсом с претензией на звание самого малогабаритного в мире. У аппарата имеется один двигатель, стандартные шасси и крылья по принципу биплана. Фюзеляж выполнен из сваренных стальных трубок с полотняной обшивкой.

Некоторое время Запад был известен как Ан-40, и такие самолеты в настоящее время используются в России, Украине, ОАЭ, Ливии и НАТО. Он предназначен для перевозки войск, боевой техники и сверхтяжелых грузов. Кроме того, у самолета есть новые крылья, новый хвост и новый кокпит, а его двигатели - новейшие технологии. Он выпускается в Антоновском авиационно-научно-техническом комплексе и в настоящее время является крупнейшим в мире самолетом. Максимальная грузоподъемность Мрия составляет 275 тонн, что является самым тяжелым самолетом, когда-либо построенным.

Верхние крылья имеют закрылки, нижние – элероны. В то время как большинство самолетов используют плоский межсетевой экран между двигателем и ногами пилота, Sky Baby устроен так, что закрытый мотор расположен над коленями пилота, а педали – под масляным поддоном в передней части капота.

Коротенький самолет с трехопорным шасси и относительно легким хвостом требует пилота весом примерно 77 кг, чтобы сохранять центр тяжести. Модель принимала участие в различных авиашоу, в том числе рекламных.

Многие энтузиасты авиации определяют их как «летающие драгоценные камни». Немногие или многие, самолеты вызывают восхищение у каждого из нас. Первый полет захватывает почти столько же, сколько первый поцелуй. Следующие 10 моделей, которые мы представим, являются крупнейшими в мире. Это самая большая версия 747 и является крупнейшим коммерческим самолетом, построенным в Соединенных Штатах и ​​самым длинным пассажирским авиалайнером в мире.

Ан-124 является одним из крупнейших в мире самолетов большой мощности. В то время как Запад был известен как Ан-40, и такие самолеты в настоящее время используются в России, на Украине, в ОАЭ, Ливии и НАТО. Авиационный самолет Ан-124 был создан советско-украинским конструкторским бюро «Антонов». Он может нести 448 человек или 268 дилеров. Эти 10 самолетов не похожи на все, что мы привыкли видеть в аэропортах.

В конце 1952 года, после 25 часов полета, его отправили на покой, подарив Национальному музею авиации и космонавтики. Ститс же продолжил работу по конструированию самолетов.



Впервые Sky Baby поднялся в воздух в 1952 году

Еще одно детище Рэя Ститса, созданное в сотрудничестве с Мартином Янгом. Размах крыльев самолета составил 280 см, скорость достигала 240 км/ч. Он был собран не с нуля, а на основе модели TaylorCraft L-2, выпущенного с военными целями. Для крошечного самолета инженеры подобрали однопоршневые двигатели, достаточно мощные. После успешных испытаний Junior был признан самым удачным монопланом из существующих на тот момент.

Смотрите десять самых необычных самолетов, когда-либо летающих. Огромная круговая «голова» самолета довольно необычна. Он может перевозить 25 пассажиров, а также 5 автомобилей в задней части багажного отделения. Только 25 из этих самолетов были атакованы нацистами. Все они были уничтожены либо во время войны, либо в последующие годы.

Самолет неплохо справился со своими задачами, несмотря на свою странную форму. Эклипоп - это развитие Советской Армии со времен холодной войны. Боевая машина похожа на реактивную реактивную струю, которая перемещается по воде с использованием реактивных двигателей.



Успех при создании Junior вдохновил Ститса на дальнейшую работу с авиатехникой

В 2011 году финские разработчики удивили мир новым шедевром авиационной промышленности. Это гидросамолет, работающий от практически бесшумного электрического мотора, что само по себе уже является довольно необычным. Кроме того, корпус аппарата выполнен из углепластика – экологически чистого материала. Таким образом, устройство в целом максимально экологично, а это качество весьма ценится в наши дни.

Это самый большой вертолет, когда-либо построенный. Это похоже на что-то между вертолетом и маленьким самолетом. Спустя более века инженеры создали летательные аппараты с такими высокими и быстрыми темпами, что, возможно, Уилбер и Орвилл Райт даже не представляли, что это будет возможно.

Сегодня мы представляем 10 самых быстрых военных самолетов мира. Многоцелевой, сверхрусский российский истребитель, созданный во время СССР, противостоял тяжелым американским истребителям. Сегодня Су-27 является одним из бойцов российских ВВС, а его модификации находятся в эксплуатации в Индии, Китае и ряде других стран.

На данный момент самолет может непрерывно работать около часа. В Финляндии стоимость устройства составляет 40 тысяч долларов, для России эта сумма получается увеличена еще на 7600.



Модель весит 154 кг и способна достигать скорости 140 км/ч на высоте в три километра

Он останется в истории как первый крылатый крылатый самолет, первый истребитель, работающий на двухструйном реактивном двигателе и первый специализированный истребитель, способный доставлять чрезвычайно точные бомбы в небе. В дополнение к США эти боевики получают пользу от ВВС Израиля, Японии и Саудовской Аравии. Двуместный, боевой российский сверхзвуковой боец. Это первый советский самолет четвертого поколения. Его основная цель - захватить и уничтожить воздушные цели на низких, средних и высоких высотах, применяя вмешательство в радар врага, а также цели ложной теплоты.

Еще в далеком 1971 году авиаконструктор из Франции М. Коломбан задумал соорудить очень малогабаритный и экономичный самолет. И уже через два года его творение было готово взмыть в небо. Размах крыла составлял 2,9 метра, длина – 3,9 метра, а вес всего лишь 78 кг. Таким образом, он стал самым маленьким в мире из самолетов с двумя двигателями.

Рекомендуемая скорость передвижения самолета 185 км/ч, и он может спокойно пролететь без дозаправки ни много ни мало 2,5 часа. Благодаря таким приятным техническим характеристикам Cri-Cri довольно быстро завоевал популярность по всему миру, и что самое удивительное: он востребован по сей день. Во Франции имеется 110 штук, 20 – в Штатах, а еще 30 в других европейских странах. В 2010 году модель подверглась реновации, на нее установили четыре электрических мотора, благодаря чему малыш еще раз штурмовал Книгу рекордов, уже в качестве самого маленького самолета, оснащенного четырьмя двигателями.



Свое название Cri-Cri модель получила в честь маленькой дочки Коломбана

Эта необычная модель была создана тремя целеустремленными инженерами еще в 1940-х годах в штате Калифорния. Название в переводе звучит примерно как "крошечная пчела", что оправдывают его небольшие габариты – 425 см в длину и 550 в ширину. На тот момент устройство было поистине уникальным, да и сейчас кажется довольно необычным: чтобы полететь, пилоту надо было не залезать в кабину, а просто лежать на корпусе самолета. Надо признать, что это управление было весьма неудобным.

Модель совершила всего несколько полетов, после чего ее поместили в музей города Сан-Диего. Ирония судьбы: полеты не навредили Wee Bee, но зато он пострадал в пожаре, находясь в музее. Представленный там ныне экспонат – всего лишь копия.



Максимальная скорость полета на самолете – 80 км/ч

X-12H

На десятом месте расположился продукт, разработанный в России жителем Армавира В.П. Дмитриевым. Он создал крошечный самолетик весом 80 кг. Размах крыла составил 6 метров, длина – 3,5 метра. Это чудо авиации может развивать скорость 125 км/ч. В разобранном виде самолет занимает так мало места, что может уместиться в обычный чемодан, а сборка занимает всего в районе получаса.

Для взлета аппарату достаточно разгона в 30 метров, так что его можно использовать практически где угодно. Для управления не нужно какое-либо пилотское свидетельство или регистрация. Единственное условия – пилот должен обладать небольшим весом, поскольку у самолета низкая грузоподъемность с учетом топлива.



X-12H находится в процессе летных испытаний, при успешном завершении которых планируется запустить модель в массовое производство

Разработчик, Виктор Павлович, заявляет, что всю жизнь интересуется авиацией и стремится разработать самый маленький самолет в мире. X-12H – не единственное его творение, и все из сделанных им аппаратов отличаются легкость в управлении и доступностью даже новичкам. На них легко учиться, потому что они прощают незначительные ошибки. Виктор также утверждает, что подобная аэродинамическая конструкция пригодна и для сверхскоростных самолетов, только в этом случае машина должна иметь мощный цельнометаллический фюзеляж, а также реактивный двигатель.

Главной особенностью своих самолетов Виктор считает прекрасно развитую механизацию крыльев и крайне эффективную стабилизацию. Все щели тщательно профилированы. Всё это обеспечивает самолетам внушительный коэффициент подъемной силы, отзывчивую управляемость и достаточную устойчивость в воздухе.

Это самые маленькие самолеты на сегодняшний день, но почти каждый год появляются новые модели, а старые усовершенствуются. Производители продолжают бить рекорды, ставя по большей части на комфорт и безопасность. Вот почему спрос на подобные решения не падает уже несколько десятилетий.

Dec 7 2012

12

ПЕРВЫЕ "МАЛЫШИ"

Попытки построить самый маленький самолет неоднократно предпринимались разными конструкторами по всему миру. Однако именно в Соединенных Штатах соревнование "кто меньше" вылилось в напряженную "гонку", растянувшуюся без малого на сорок лет. Как положено, ей сопутствовали соперничество и конфликты, риск и авантюры, аварии и травмы.

Первый шаг был сделан в 1948 году, когда в Сан-Диего (шт. Калифорния) конструкторы Кен Ковард, Уильям Чана и Карл Монтихо создали первый "рекордный" микросамолет - "Wee Bee". Это был цельнометаллический моноплан, оснащенный мотором "Кикхефер" в 30 л.с. Размах крыла машины составлял 5,5 метров, длина - 4,25, шасси было выполнено трехстоечным, с носовой стойкой, максимальная скорость самолета составляла 130 км/ч, посадочная - 72, дальность - 50 миль. Нагрузка составляла 90 кг, включая пилота и топливо. Чтобы максимально уменьшить вес, "сэкономили" на кабине: пилот размещался, лежа поверх фюзеляжа. "Пчелка" совершила несколько полетов, и в том же 48-м году была внесена в Книгу Рекордов Гиннеса как легчайший самолет в мире, после чего перекочевала в экспозицию Авиакосмического музея Сан-Диего (сгорела при пожаре в 1978 году).


В том же 1948-м в "гонку" вступает ее главное действующее лицо - талантливый изобретатель и энтузиаст легкомоторной авиации инженер Рэй Ститс. Он был известным конструктором, обладал множеством патентов в области авиационных технологий, самым существенным из которых считается патент на многослойную тканевую обшивку. Рэй и его помощник Мартин Янгз создали свой "Джуниор", при этом использовав много деталей с армейского "Тэйлоркрафт" L-2. "Малыш" длиной 3,4 метра и размахом (в трех модификациях) от 2,7 до 2,8 м был оснащен мотором "Континентал" мощностью 65 л.с. (позже - 75 л.с.) и развивал скорость до 240 км/ч. Самолет, обозначенный N1293, потеснил "Пчелку" в Книге Рекордов Гиннеса на ближайшие три года (до появления новой модели Ститса - "Скай Бэби").

В этом немало помогла и "осечка" еще одного конкурента - инженера из Лос-Анджелеса Уилбура Стэйба. Его "Литтл Бит" (рег. номер N9V) был еще меньше (размах крыла - 2,3 м) и имел более мощный (85 л.с.) мотор, однако был сделан, что называется, "на живую нитку". До полетов дело не дошло - чиновники FAA запретили "Бит" с формулировкой "опасный для жизни и здоровья пилота" (позже Стэйб переконструировал машину в самолет с большим размахом крыла).

НОВЫЙ ЧЕМПИОН

Ститс не оставил вызов без внимания. В начале 1950-х он спроектировал новый самолет - "Скай Бэби", уже по схеме биплана, что позволило уменьшить размах до 2,18 метра. Длина составила 3 м, вес увеличился до 205 кг пустого (302 кг - взлетный). Фюзеляж имел основой ферму из тонкостенных металлических труб, крыло имело деревянный силовой набор, хвостовое оперение - тоже сварено из трубок; обшивка (хвостовая часть фюзеляжа, крыло и хвостовое оперение полностью) - ткань. Особенностью конструкции нового биплана был отрицательный вынос верхнего крыла (впервые примененный еще в 30-е годы на знаменитом самолете Уолтера Бича "Стаггервинг") и предельно плотная компоновка агрегатов. Вход в кабину осуществлялся через единственную дверь (с левого борта). Плоскости крыльев были сделаны с повышенным запасом жесткости, т.к. крыльевые стойки (которые мешали бы посадке в кабину) отсутствовали. Кабина была чрезвычайно тесной, однако, с этим приходилось мириться. Самолет (рег. номер N5K) был построен Ститтсом у себя дома, в г. Риверсайд (шт. Калифорния) к концу 1951 г. Рэй хоть и имел пилотскую лицензию и около 600 часов налета на легкомоторных самолетах, справедливо опасался, что не справится с машиной. Был приглашен опытнейший летчик - Роберт Старр, пилот, работавший для компании "Локхид". По окончании военной карьеры он (уже имевший налет в 15 ООО часов) работал летчиком-испытателем и, будучи таким же энтузиастом, как и Ститс, "дал себя уговорить", получив в 1950 г. предложение о сотрудничестве. К весне 52-го биплан был готов к полетам, а опыт авиаконструктора, приобретенный Робертом, еще пригодится много лет спустя, когда он, разругавшись с коллегой, построит собственный микросамолет.


Первый полет "Скай Бэби" совершил в апреле. Старр характеризовал самолет как "экстремально резкий", особенно при работе элеронами. Пилотирование "Малыша" было сопряжено с большим дискомфортом - раскаленный мотор чуть не упирался в колени пилота, при полностью "отданной" вперед педали обувь упиралась изнутри в "передок" капота, всего в 2-3 дюймах от вращающегося винта. Более-менее устойчиво удавалось летать по прямой, при маневре приходилось работать рулями исключительно чутко и осторожно. Зато аэроплан обладал прекрасными скоростными характеристиками (по динамике полета Старр сравнивал "Скай Бэби" с "Мустангом") - мотор "Континентал" в 65 л.с. разгонял машину до 290 км, при этом посадочная скорость составила 96 км/ч.

Дебют состоялся на авиашоу в Детройте, а за время с апреля по ноябрь 1952-го энтузиасты вдоволь поколесили по Соединенным Штатам, выступая с показательными полетами. На одном из них (мир тесен!) Старр повстречал того самого Арта Дэвиса, давшего ему в конце 30-х путевку в небо.

Снова рекорд и - новая строчка в Книге Рекордов Гиннеса! Новый "самый маленький в мире" вызвал ажиотаж, многие аматоры заинтересовались чертежами, но Ститс разумно решил не рисковать чужими жизнями, в чертежах отказал всем и самолет решил "поставить на прикол". Двадцать лет машина стояла в ангаре хозяина, в 1972-м "Бэби" стал экспонатом Национального авиакосмического музея, а в последнее время - сдан напрокат в музей Ассоциации легкомоторной авиации (ЕАА) в г. Ошкош (шт. Висконсин). По словам Рэя, в начале 50-х он каждую неделю массу времени тратил на киносъемках, в научных передачах на ТВ, в редакциях журналов, но это не давало, ни копейки заработка. Пришлось оставить экзотические проекты и вернуться к самолетам, могущим дать коммерческую прибыль. Следующими моделями Ститтса были уже обычные "ультралайты" ("Флэт- Бэг", "Скайкупе" "Плэймэйт", "Скито" и др.), строившиеся в 1960-е годы.

Напарники поссорились очень быстро. Оба имели непростой, тяжелый характер - конструктор (Ститс) задвигал "в тень" коллегу, в одиночку пожиная плоды успеха, а пилот (Старр) обижался на это и считал себя обойденным славой.

ГОНКА ДЛЯ "ГИННЕССА"

Решив "утереть нос" коллеге-обидчику хоть на старости лет, в 1979-м 60-летний Старр дома, в Аризоне, начал строить самолет еще меньшего размера, назвав его "Бамбл Би" ("Шершень"). Конструкция изменилась мало - все тот же бесстоечный биплан, скомпонованный по "стаггер-винговской" схеме, только из-за установки более мощного и тяжелого мотора кабина пилота сдвинулась назад, шайбы на концах крыльев и стабилизатора значительно улучшили аэродинамику, обшивку фюзеляжа теперь составляли листы дюралюминия. "Шершень" имел больший вес (пустой - 248, взлетный - 329 кг) и меньшие размеры (длина - 2,9 м, размах - 2 м). Постройка обошлась Старру в $6500, почти втрое-вчетверо дороже обычного самодельного "ультралайта". Запоздалые "потуги" Боба вызывали шутки коллег. Тот отвечал: "Многие напоминают мне, что шершень не летает, то же самое говорят и о моем самолете. Но я берусь доказать, что это - не так".

Первый полет состоялся 28 января 1984 года. Мотор "Континентал" в 85 л.с. позволил развить максимальную скорость 290 км/ч, при этом посадочная составила почти 130 км/ч, потолок - около 1500 метров. Самолет, подобно предшественнику, оказался очень чутким в управлении, требующим от пилота максимальной аккуратности. О турне и полетах Боба на авиашоу не было и речи (в его-то возрасте!), и когда Книга Рекордов Гиннеса зарегистрировала "самым маленьким самолетом в мире" желто-полосатое детище Старра, самолет (рег. номер N83WS) отправился в ангар, а потом - в музей (Pima Air Museum в г. Тусон, Аризона).


Однако "почивать на лаврах" пришлось недолго - в том же году сын Ститса - Дональд совершил полет на еще меньшем самолете. Новый самолет, названный "Бэби Берд", Ститс-младший начал строить еще в 1980-м, причем помощниками были его жена и двое детей. Моноплан был построен по схеме с высокорасположенным крылом и трехстоечным шасси с носовой опорой. Как и "Скай Бэби", машина имела металлическую ферму фюзеляжа и деревянное крыло с обшивкой из ткани. Размеры снова уменьшились (длина - 3,4 м, размах - 1,9 м). Вес составил 115 кг пустого и 225 - взлетный. Скорость с 5 5-сильным мотором "Хирт" и 44-дюймовым винтом - лишь 175 км/ч. Пилот Гарольд

Немер (как и Старр - тоже отставной военный летчик) сначала опробовал самолет на пробежках, а 4 апреля совершил первый полет. За пять лет "Птенец" совершил 35 вылетов и в 1989 году занял место в том же самом музее ЕАА, рядом с "крылатым предком" "Скай Бэби".

Потеря рекорда сыграла с Робертом Старром злую шутку. Рекордные самолеты почти достигли своих минимальных размеров, управление ими проходило на грани риска, однако в попытке вернуть себе первенство Боб рискнул снова уменьшить размеры своего "Шершня".

"Инженеры-аэродинамики говорят мне: "Господи, эта вещь не может летать!.." Но он летает. Так же, как и предыдущие рекордные самолеты", — хвастливо заявлял Старр. "Бамбл Би-2" (получивший номер предшественника - N83WS) был фактически уменьшенной в масштабе копией первой модели (лишь чуть изменилось капотирование мотора). Размах крыла был уменьшен до 1,7 метра, при этом самолет получился еще легче - вес пустого составлял 180 кг, предполагалось, что с 85-сильным мотором машина превзойдет рубеж скорости в 300 км/ч.

Самолет успели сфотографировать на пробежках-"подскоках" по аэродрому, однако в первом же вылете, 8 мая 1988 года, случилась беда: прямо над аэродромом г. Феникс (Аризона) на высоте около 120 метров у "Шершня-2" заглох мотор. Несмотря на все усилия пилота, самолет камнем упал на взлетно-посадочную полосу и разрушился. 64-летний Старр, несмотря на тяжелые травмы, сумел как-то выбраться из обломков, после чего надолго угодил в больницу. Новая строчка в Книге Рекордов едва не стоила человеческой жизни, и, понятное дело, на этом соревнование "кто меньше" прекратилось. Упреждая новые попытки, в Книгу Рекордов Гиннеса моноплан Ститса-младшего "Бэби Берд" записали как "самый маленький в мире моноплан", а погибший "Бамбл Би"-2 Старра - как "самый маленький в мире биплан".