Истребители российской федерации. я Ленинградская Краснознамённая армия ВВС и ПВО. Учения войск ПВО

  • 23.07.2019

Вое́нно-возду́шные си́лы - род сил в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации (до 1 августа 2015 года являлись отдельным видом Вооружённых Сил Российской Федерации).

С 1998 года являлись новым видом ВС России, сформированным в результате объединения Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск противовоздушной обороны (ПВО).

Данные о средствах труднодоступны. С другой стороны, цифры об операционных результатах легко доступны от главы российских экспедиционных сил на месте, заместитель начальника штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Андрей Картаполов. Российские военные усилия направлены на то, чтобы произвести впечатление на мнения: в отличие от европейцев и американцев Россия не колеблясь, чтобы дать себе военные средства своих интересов безопасности и не стесняется проводить операции на земле.

Чтение географии российских военных операций является просветительской: Россия сосредоточила свои удары на «полезной Сирии», другими словами, в битвах с севера на юг оси Алеппо-Дамаск. Места забастовок и битв подчеркивают, что Москва не хочет устанавливать дифференцированный подход между противниками режима Башара Асада: все они террористы в той же степени. Менее часто, Москва действует на северо-западе страны не только потому, что она концентрирует карманы противников, но и потому, что она является сценой продвижения антиасадских войск к военным объектам России.

Предназначены для решения следующих задач: отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, группировок войск (сил); поражения войск (сил) и объектов противника с применением обычных, высокоточных и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск (сил) других видов Вооруженных Сил и родов войск.

Таким образом, цель территориальной войны в Москве - это гарантия российских анклавов на северо-западе страны, сохранение территорий, исторически преданных режиму и, возможно, расширение российских военных объектов в регионе. С этой точки зрения решающая битва в Алеппо имеет решающее значение: сирийско-российско-военные усилия находятся в этом городе, осажденном противниками в течение нескольких месяцев, потому что это тактический замок северного господства Западу от страны и основам завоевания анклава Даэч, в частности, с военного аэродрома Куэйрис.

ВВС включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами сил ВВС, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБЗ, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации.

С оперативной точки зрения военные и тактические результаты очень ограничены, из-за кратковременности российского обязательства Россия выигрывает решающую тактическую победу: она реструктурирует поле битвы. В то время как он был разделен между несколькими силами внутри гетерогенной коалиции, теперь он объединяется в манихейском бою, где Россия держит хедлайнер и где умеренная оппозиция дискредитирована или забыта. Восстание в результате арабской весны, безусловно, превратилось в глобальный конфликт между государственным порядком и исламистским хаосом.

Структура авиации ВВС подразделяется на дальнюю (ДА) , военно-транспортную (ВТА) , оперативно-тактическую и армейскую авиацию (АА) , которые, в свою очередь, могут иметь в своём составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Основу боевого состава ВВС составляют авиационные базы и бригады войск воздушно-космической обороны.

Продолжение власти Аль-Асада: средство давления на западных людей, а не цель войны как таковой

В общем, наступление России имело ограниченный успех на поле, но значительная победа в спектаклях. Тем не менее, еще важна тактическая неопределенность: насколько далеко Россия будет поддерживать территориальное расширение своих военных усилий? Будет ли она ограничена на северо-западе страны? Будет ли распространен на всю полезную Сирию? От ответа на этот вопрос будет зависеть большая или меньшая сила российской позиции в нынешних политических переговорах. Первыми целями российских самолетов были противники режима, связанного с Алеппо, Дамаском, Хамой и Хомсом, которые не все, далекие от него, члены Даэша.

В 2015 году Военно-воздушные силы были объединены с войсками воздушно-космической обороны и составили новый вид вооружённых сил - Воздушно-космические силы, который в соответствии с указом президента России с 1 августа приступил к выполнению поставленных задач.

4 мая 2009 года Центральный банк России выпустил три серебряные памятные монеты достоинством 1 рубль, посвящённые военно-воздушным силам России.

В целом, российские власти заменили президента аль-Асада на должность правового губернатора. Раньше военный преступник и уменьшая военную мощь, он был восстановлен российскими союзниками в качестве потенциального победителя. Западным людям нравится находить идеологические аспекты этой операции, просвещал, что они были на панславизме, милитаризме и путинском консерватизме по книге Михаила Ельчанинова во главе с Владимиром Путиным. Точно так же сам президент России любит подчеркивать принципы, ради которых он борется.

Однако не следует загипнотизировать пророческие заявления президента России. На самом деле Владимир Путин гораздо более прагматичен в Сирии, чем предполагают эти воспаленные заявления. Экзистенциальный альянс между режимом Аль-Асада и президентством Путина является идеологическим артефактом. Измеряется поддержка режима Башара Асада. Он подчинен своей способности гарантировать интересы России в регионе.

Военно-воздушные силы
ВВС

Флаг

Средняя эмблема
Годы существования
Страна
Подчинение

Министерство обороны Российской Федерации

Входит в

Воздушно-космические силы

Наблюдатели действительно смогли обнаружить это в обложке визита Башара Асада в Москву. Все, что было в сообщении Кремля, было призвано подчеркнуть слабость президента Сирии. Это породило разрыв между официальным посланием и геополитическим реализмом.

Изображения были красноречивы: президент Сирии явно находился в слабой позиции в кремлевских салонах, перед президентом России и двумя его министрами, Лавровым и Шойгу. Диссиметрия делегаций поразила и подтвердила слова сирийского президента, на которые произвела впечатление благодарность за подвиг. Незаметное путешествие сирийского президента из Латакии в Москву через Ирак, Иран и Каспий подтверждает, что Москва является единственным прибежищем президента Аль-Асада.

Функция

Господство в воздухе, воздушная разведка, поддержка наземных войск

Численность

148,000 человек л/с

Дислокация
Девиз

Быстрее, выше, сильнее.

Марш

Авиамарш

Участие в

Первая балканская война
Первая мировая война
Гражданская война в Испании
Бои на Халхин-Голе
Советско-финская война
Вторая мировая война
Корейская война
Война во Вьетнаме
Война на истощение
Война в Афганистане
Гражданская война в Таджикистане
Первая Чеченская война
Вторжение боевиков в Дагестан
Вторая Чеченская война
Пятидневная война
Боевые действия на Северном Кавказе
Крымский кризис
Военная операция России в Сирии

Речь идет о том, чтобы заняться после Асада, где Россия играет ведущую роль. Кроме того, пресс-релизы и сроки визита подтверждают эту амбивалентность. Вряд ли президент Сирии уехал в Сирию, российский президент проинформировал международную прессу о том, что он готов консультироваться с различными действующими лицами региона, иногда в конфликте с Башаром Аль-Асадом: турецким президентом, саудовский монарх, король Иордании, египетский президент, а также курдские повстанцы. Президент России с недоразумением и раскрытием визита президента Сирии апостериор и в то же время его дипломатический обзор дал понять, в какой степени сохранение режима Аль-Асада не было не его реальный приоритет, а только его союзник обстоятельств для защиты своих истинных интересов.

Знаки отличия

Командиры
Действующий командир

генерал-лейтенант Андрей Юдин (с 2015)

Сайт

structure.mil.ru/structure/forces/air.htm

История

Российский Императорский военно-воздушный флот

Опознавательный знакРоссийского Императорского военно-воздушного флота

Россия не преследует в Сирии строительство альянса сильных режимов. Визит Башара аль-Асада, несомненно, означает подготовку политического решения без этого громоздкого союзника. Чтобы подчеркнуть зависимость, слабость и всякая устранимость сирийского президента на самом деле, если не в словах, действительно должны заняться пост-асадом, где Россия играет первую роль. Действительно, далеко от Сирии без асада после победы суннитской коалиции в Сирию без аль-Асада. И Россия, безусловно, пересекла этот курс в течение октября.

Ограниченные бюджетные усилия для перспективного коммерческого результата

Однако российская победа на сирийской политической арене все еще ограничена: подготовка после Алиада в Сирии не может быть выполнена, как и военная операция, в одностороннем порядке. Финансовый баланс этой операции может возникнуть, по строительству, отрицательный: с учетом данных, предоставленных российскими властями в проекте закона о бюджете, день, проведенный российской властью в Сирии, оценивается в 2, 4 раза миллионы долларов в день.

Таран Петра Нестерова

Импера́торский вое́нно-возду́шный флот - военно-воздушные силы Российской империи, существовавшие с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский ВВФ быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Императорский ВВФ делился на авиационные отряды по 6-10 самолётов. Они использовались в русской армии (армейская авиация) и флоте (морская авиация).

С бюджетной точки зрения, российская операция в России, следовательно, является ограниченным усилием. Более того, экономический баланс не следует оценивать исключительно с бюджетной точки зрения, но также с коммерческой точки зрения в среднесрочной перспективе. Действительно, первая экономическая цель России в Сирии была оборонительной: избегать повторения ливийского сценария. После вмешательства Запада в арабскую весеннюю рукопашную схватку в Ливии российский военно-промышленный комплекс действительно потерял одного из своих лучших и самых старых клиентов, полковника Каддафи, чьи приказы в оборонные отрасли России составляли десятую часть экспорт.

В 1904 году Н. Е, Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кучино под Москвой. В 1910 году правительство закупило в вооружённые силы первые французские самолёты и начала подготовку пилотов.

12 августа 1912 года приказом по военному ведомству вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы специально созданному органу - Воздухоплавательной части Генерального штаба, которую возглавил генерал-майор М. И. Шишкевич. Эта дата считается днём образования военной авиации России.

Сохранение важного клиента путем обеспечения того, что смена режима не приведет к смене источников поставок в США, имеет важное значение для Москвы. И именно эта цель должна быть достигнута: постепенно заменить Башара аль-Асада одним из его генералов будет успешным для российских оборонных предприятий.

Наконец, экономический баланс связан с тактическим балансом. И российская пресса регулярно сообщает несколько заказов в Азии. С другой стороны, местные игроки любят диверсифицировать свои запасы в области обороны и инфраструктуры: российский экспорт обязательно будет конкурировать с другими.

В 1913 году И. И. Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан «Русский витязь» и свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец». В 1914 году русские авиаторы совершили первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции Седова. На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире -263 самолёта. Сначала самолёты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.

Успешная российская внутриполитическая операция в краткосрочной перспективе

Как неоднократно указывал Томас Гомарт, цель Москвы - вмешаться в Сирию, чтобы слить кавказских и особенно чеченских джихадистов во внешний театр операций, вывести их за пределы страны и, таким образом, бороться с конфликтом. внутренних дел в контексте международного конфликта с благословением его партнеров.

Нападающие чеченцы и более широко российские мусульмане, российский президент быстро превращается в основное сопротивление международному джихадизму. В более широком смысле он посылает русским мусульманам, которые составляют 15% от общего числа населения Федерации, против 41% православных, ясный политический сигнал, который он повторил в течение десятилетия: даже если ислам не является не недавнее признание иммиграции в Россию, оно не будет рассматриваться государственными органами наравне с тем, что должно составлять основу «успеха»: православное христианство.

Легендарный пилот Пётр Нестеров в 1913 году выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воздушный таран.

Императорский ВВФ был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. Большинство первых русских пилотов погибли в Первую мировую и гражданскую войны или эмигрировали.

Сирийская кампания дает президенту России успех на российской отечественной арене в краткосрочной перспективе: это на некоторое время заслонит проблемы российской экономики; это позволит дождаться разворота цен на углеводороды; это увеличит его популярность. Но и здесь, в среднесрочной перспективе, успех более неопределенен: вмешаться в мусульманские земли может, для русского ислама, также как дополнительная провокация. Внутренний терроризм вполне можно оживить.

Российское региональное политическое возрождение: война против Залива с неопределенными последствиями. Военная операция способствует возрождению России в регионе. Во-первых, ему удалось показать последнее десятилетие военных обязательств США как вредное. Его деятельность не против правительства, а по его просьбе и в поддержке.

Военно-воздушные силы СССР

Флаг ВВС СССР

Опознавательный знак авиации ВВС СССР

Советские военно-воздушные силы Вооружённых Сил СССР были основаны в 1918 году как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Грандиозная индустриализация СССР позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России. К концу 1930-х годов было налажено массовое производство истребителей КБ Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщиков КБ Туполева ТБ-1 и ТБ-3.

Во-вторых, Россия верна своим историческим союзам, готовит будущий иракский альянс и обеспечивает определенный нейтралитет на израильской стороне. Укрепление иранского альянса на местах является прямым следствием реальных операций: Россия координирует свои войска на местах с войсками, непосредственно задействованными Ираном в различных боях.

Усиление оси Москва-Тегеран при поддержке Дамаска является важным итогом для Москвы: оно позволяет предотвратить развитие отношений между Ираном и Соединенными Штатами в соответствии с соглашением по ядерный, обнаруженный в июле. Но, опять же, российское возрождение в регионе соответствует определенным пределам: возникает вопрос, действительно ли шиитский Ирак действительно обратится к Москве; будут ли суннитские монархии Персидского залива терпеть такое длительное вмешательство в региональную игру; если сам Иран не найдет Россию громоздкой в ​​ближайшее время.

ВВС РККА получили большое развитие в середине 1930-х годов. Общее количество самолётов за период с 1929 по 1937 годы увеличилось с 1285 до 8139 (в том числе тяжёлых и средних бомбардировщиков с 48 до 2443, истребителей с 232 до 2255). К концу 1930-х СССР имел около 800 цельнометаллических четырёхмоторных бомбардировщиков ТБ-3, каждый из которых мог доставить 2000 кг бомб на расстояние 1100 км.

В середине 1930-х годов резко возросло количество учебных заведений ВВС, повысилось качество обучения, которое предусматривало для пилотов не менее 50 часов налёта. В 1937 году в СССР существовало уже 18 лётных и 6 технических заведений, в которых училось около 23 тысяч курсантов. Курсанты заканчивали сначала аэроклубы (где получали первичный опыт пилотирования), затем лётную школу (военное училище), после чего их направляли в строевую часть, или в Гражданский Воздушный Флот, или в Осоавиахим, или в запас. В 1937 году лётные училища СССР располагали 3007 самолётами.

Первым серьёзным испытанием ВВС РККА стала гражданская война в Испании в 1936-1939, где отечественные самолёты противостояли (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109.

Великая Отечественная война

В 1939 году авиация принимала участие в советско-финской войне. Провела более 100 000 самолёто-вылетов. В среднем, один самолёт терялся на 166 боевых самолёто-вылетов, что значительно лучше, учитывая слабость финских ВВС, чем потери советских ВВС в 1944-1945, не говоря уже о 1941-1942. За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолётов различных типов. Из них 38 % было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 14 % пропали без вести, 29 % потеряно в результате аварий и катастроф и 19 % получили повреждения, которые не позволили вернуть самолёты в строй.

За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 года ВВС получили от промышленности 17 745 боевых самолётов, из них 706 самолётов новых типов: истребителей МиГ-3-407, Як-1-142, ЛаГГ-3-29, Пе-2-128. К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность выпускала 50 боевых самолётов в сутки. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941 года, уровень производства достиг 100 боевых самолётов в сутки.

За годы войны было подготовлено 44 093 летчика. Погибло в боях 27 600: 11 874 лётчика-истребителя, 7 837 лётчиков-штурмовиков, 6 613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации.

Холодная война

После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьёзно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. В 1947-1950 годах началось серийное производство и массовое поступление в Вооружённые Силы СССР реактивной авиации. С 1952 года Войска ПВО страны оснащались зенитной ракетной техникой. Ежегодно на вооружение в ВС СССР поступало 400-600 самолётов. (Из ответов Главнокомандующего ВВС России генерал-полковника А. Зелина на пресс-конференции на «МАКС-2009» 20 августа 2009 года). К концу 1980-х годов в распоряжении советских ВВС было до 10 тысяч самолётов. Организационно состояли из родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС делились на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в своём составе специальные войска (спецназ), части и учреждений тыла.

В ВВС в 1960-1980-х годах основными были:

  • Фронтовая авиация (ФА) - истребители-перехватчики и штурмовики, обеспечивавшие превосходство в воздухе в приграничных зонах и перехват авиации НАТО;
  • Дальняя авиация (ДА) - стратегические бомбардировщики;
  • Военно-транспортная авиация (ВТА) - для переброски войск.

Войска противовоздушной обороны СССР являлись отдельным видом Вооружённых сил, не входившими в состав ВВС, но имели свои авиационные подразделения (в основном истребительные).

В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца, финансирование новых разработок прекратилось.

Начался раздел ВВС между бывшими союзными государствами и независимыми республиками СНГ.

ВВС России

Флаг ВВС России

Опознавательный знак авиации ВВС России

Нарукавный знак ВВС России.

После распада СССР в декабре 1991 ВВС СССР были разделены между Россией и другими бывшими советскими республиками. В результате этого раздела Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став единственным на постсоветском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы в сотрудничестве с США. 8 таких самолётов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ.

В 1994-1996 и 1999-2002 годах ВВС принимали активное участие в чеченских кампаниях. Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа.

Современное положение

Процесс деградации российских ВВС (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, малое количество полётов по причине недостаточного финансирования) активно шёл в 1990-е годы и приостановился в начале 2000-х годов. С 2009 года начат капитальный ремонт и крупная модернизация всего парка ВВС РФ.

В январе 2008 года главнокомандующий ВВС А. Н. Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим В 2009 году закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям закупок авиации советских времен. Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. Поступление в войска истребителей 5-го поколения планируется в 2020 году.

С 1 декабря 2014 года управление, координацию и контроль полетов и перелетов авиации Вооруженных Сил РФ осуществляет Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

Учения

Совместное антитеррористическое учение с США

Военно-воздушные силы России и США планировали провести в 2008 году совместные антитеррористические учения на Дальнем Востоке. По сценарию учений, террористы захватывают самолёт в аэропорту. С российской стороны планировалось участие четырёх истребителей, одного самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и поисковых спасательных служб, с американской - гражданского лайнера, истребителей и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения. 20 августа появилось сообщение о том, что запланированные на 28-30 августа учения отменены (вероятно, из-за обострения отношений России и НАТО).

Учения войск ПВО

Тактические учения со стрельбами зенитных ракетных полков проводятся на военном полигоне Ашулук. В сентябре 2008 года на полигоне прошли учения 606-го гвардейского зенитного ракетного полка, на вооружении которого состоят зенитные ракетные системы С-400.

В сентябре 2008 года прошли плановые стрельбы истребительного авиаполка на самолётах Су-27. Полк Дальневосточного объединения ВВС и ПВО в составе более двадцати самолётов совершил перелёт на полигон Ашулук, где провёл стрельбы из всей номенклатуры вооружения.

Реформа ВВС 2008 года

ВВС России в ходе происходящего с 2008 г. процесса реформирования Вооружённых сил РФ подверглись глубоким и масштабным преобразованиям. Наиболее значимым этапом начатого осенью 2008 г. перехода ВВС РФ к новому облику явилась коренная реформа их структуры. Подобная реформа проводилась в ВВС СССР в 1978-1986 годах: авиация и ПВО были переподчинены округам, были созданы главные командования четырёх направлений: Западное (Польша), Юго-Западное (Молдавия), Южное (Закавказье) и Восточное (Дальний Восток). Затраты на реформу составили около 15 млрд руб. В 1986 году новая структура была признана несостоятельной и подверглась обратной реорганизации.

В 2009 году начат переход ВВС России к новой организационной структуре: ныне ВВС будут состоять из оперативных командований, авиабаз и бригад воздушно-космической обороны (зенитно-ракетных и противоракетных). Четыре командования (бывшие армии ВВС и ПВО) будут дислоцированы в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске и Ростове-на-Дону, кроме этого сохранится командование дальней авиации (бывшая 37-я воздушная армия) и командование военно-транспортной авиации (бывшая 61-я воздушная армия), а также оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (бывшее командование специального назначения ВВС, включающее противоракетную оборону). Будет проведена модернизация 8 самых крупных аэродромов ВВС России, так же командование ВВС вернётся к системе базирования -1 аэродром 1 авиаполк.

Четыре командования созданы по территориальному принципу, заменяя шесть бывших армий ВВС и ПВО, подчинявшихся шести соответствующим военным округам. Хотя в целом система соответствия военным округам остаётся, однако в ряде случае производится объединение сил бывших армий ВВС и ПВО либо частичное перераспределение зон ответственности.

1-е Ленинградское Краснознамённое командование ВВС и ПВО создано на основе 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО (Ленинградский военный округ). Кроме того, в зону ответственности командования перешла часть западной территории Московского военного округа и вся ударная авиация бывшей 16-й воздушной армии.

2-е командование ВВС и ПВО создано на основе 14-й армии ВВС и ПВО (Сибирский военный округ).

3-е Краснознамённое командование ВВС и ПВО создано на основе 11-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО (Дальневосточный военный округ, включающий территорию бывшего Забайкальского военного округа).

4-е командование ВВС и ПВО создано на основе двух армий ВВС и ПВО -4-й (Северо-Кавказский военный округ) и 5-й (Приволжско-Уральский военный округ), распространяя тем самым свою ответственность на громадную территорию трёх бывших советских военных округов.

В 2010 г. эти четыре командования ВВС и ПВО вошли в состав четырёх соответствующих созданных новых военных округов (объединённых стратегических командований):

1-е Ленинградское Краснознамённое командование ВВС и ПВО - в состав Западного военного округа,

2-е командование ВВС и ПВО - в состав Центрального военного округа,

3-е Краснознамённое командование ВВС и ПВО - в состав Восточного военного округа,

4-е командование ВВС и ПВО - в состав Южного военного округа.

Командование

Структура

Средняя эмблема ВВС России

Штандарт главнокомандующего ВВС России

Нарукавный знак Главного командования ВВС России с 2005 г

Приблизительная структура ВВС РФ по состоянию на октябрь 2015 года:

4-я Краснознамённая армия ВВС и ПВО

  • 4-я бригада воздушно-космической обороны (г. Долгопрудный, Московская область)
  • 51-я дивизия ПВО (г. Ростов-на-Дону, г. Новороссийск, Новомихайловский);
  • 31-я дивизия ПВО (г. Севастополь);
  • 1-я гвардейская смешанная авиационная Сталинградская Свирская Краснознамённая дивизия (Краснодарский край, г. Крымск);
  • 27-я смешанная авиационная дивизия (г. Севастополь);
  • 55-й отдельный вертолётный полк (Краснодарский край, г. Кореновск);
  • 16-я бригада армейской авиации (г. Ростов-на-Дону);
  • 487-й отдельный вертолётный полк (Ставропольский край, г. Будённовск);
  • части обеспечения.

6-я Ленинградская Краснознамённая армия ВВС и ПВО

  • 2-я Краснознамённая дивизия ПВО (Санкт-Петербург, Красносельский р-н, пос. Хвойный);
  • 32-я дивизия ПВО (Ржев);
  • 105-я гвардейская смешанная авиационная Борисовская Померанская дважды Краснознамённая, ордена Суворова дивиизия ;
  • 378-я авиационная база армейской авиации;
  • вертолётный полк, бывшая 549-я авиационная база армейской авиации;
  • 15-я бригада армейской авиации;
  • 1080-я смешанная авиационная база;
  • части обеспечения и связи.

11-я Краснознамённая армия ВВС и ПВО

  • 25-я дивизия ПВО (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Лиан, Биробиджан);
  • 26-я Мукденская дивизия ПВО (Чита);
  • 93-я дивизия ПВО (Владивосток, Находка);
  • 303-я смешанная авиационная Смоленская Краснознамённая, ордена Суворова дивизия (Хурба);
  • 120-й смешанный авиационный полк (Домна);
  • 575-я авиационная база армейской авиации (Черниговка);
  • 573-я авиационная база армейской авиации (Хабаровск);
  • 101-й отдельный вертолётный отряд (Итуруп);
  • 266-й штурмовой авиационный полк (Степь).

14-я Краснознамённая армия ВВС и ПВО

  • 76-я дивизия ПВО (Самара);
  • 41-я дивизия ПВО (Новосибирск);
  • 48-я авиационная база армейской авиации (Каменск-Уральский);
  • 6980-я гвардейская авиационная Оршанская Краснознамённая, ордена Суворова база (Челябинск);
  • 999-я авиационная база (Кант, Киргизия);
  • 562-я авиационная база армейской авиации (Новосибирск /Толмачево/));
  • Авиационная тыловая база (Омск).

45-я армия ВВС и ПВО

  • 1-я дивизия ПВО (Североморск);
  • 33-й зенитный ракетный полк (Новая Земля).

Командование Военно-транспортной авиации (Москва)

  • 12-я военно-транспортная авиационная Мгинская Краснознамённая дивизия (Мигалово);
  • 463-й отдельный батальон связи ВТА (Чкаловский аэропорт).

Командование Дальней Авиации (Москва)

  • 6950-я гвардейская авиационная Донбасская Краснознамённая база (Энгельс);
  • 6952-я авиационная Севастопольско-Берлинская Краснознамённая база (Украинка).

Части центрального подчинения ВВС

  • 17-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья (Архангельская обл., г. Мирный);
  • отдельная транспортная авиационная эскадрилья;
  • 929-й государственный лётно-испытательный центр имени В. П. Чкалова (Астраханская обл, Ахтубинск);
  • 4-й государственный ордена Ленина, Краснознамённый центр боевого применения и переучивания лётного состава имени В. П. Чкалова (Липецк);
  • 185-й центр боевой подготовки и боевого применения (Астраханская область);
  • 2-й центральный научно-исследовательский институт (Тверь);
  • 30-й центральный научно-исследовательский ордена Красной Звезды институт имени В. П. Чкалова (Московская обл., Щелково);
  • Научно-исследовательский центр эксплуатации и ремонта авиационной техники (Люберцы);
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени А. К. Серова;
  • Военный учебно-научный центр ВВС Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (Воронеж).

За рубежом

  • Авиационная группа ВКС России в Сирии (авиабаза Хмеймим), с 2015 года;
  • Авиабаза в составе 7-й военной Краснодарской Краснознамённой, орденов Кутузова и Красной Звезды базы в Абхазии (аэродром Бамбоура);
  • 3624-я авиабаза в составе 102-й российской военной базы в Армении (аэродром Эребуни) с 1995 года;
  • Авиабаза Кант в Киргизии, с 2003 года;
  • Вертолётный отряд в составе оперативной группы российских войск в Приднестровье;
  • Авиабаза в составе 4-й гвардейской военной Вапнярско-Берлинской Краснознамённой, орденов Суворова и Кутузова базы в Южной Осетии (Джава).

Состав ВВС России

По размеру воздушного флота ВВС России уступает только ВВС США. Согласно экспертным оценкам, по состоянию на 2010 год, численность личного состава ВВС России составляет около 148 000 человек. В эксплуатации Военно-воздушных сил находятся более 3 600 единиц военной техники, а также 833 на хранении.

Согласно заявлению главнокомандующего ВВС России генерал-полковника А. Н. Зелина на ноябрь 2010 года российские ВВС и ПВО состояли из главного командования, семи оперативных командований, семи авиационных баз первого разряда и восьми авиационных баз второго разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны. Кроме того, восемь авиационных баз армейской авиации были переданы в подчинение Объединённых стратегических командований, но ВВС по-прежнему отвечают за их боевую подготовку. Общая численность личного состава ВВС - около 170 тысяч человек (в том числе офицеров -40 тысяч, военнослужащих контрактной службы - около 30-40 тысяч).

После реформы авиаполки были сведены в авиабазы, общим количеством 60-70 АБ (в том числе 25 АБ с тактической авиацией, из которых 14 «истребительных» авиабаз).

Тактическая (фронтовая) авиация имеет в своём составе эскадрильи:

  • 32 истребительных авиационных эскадрилий: 8- МиГ-29 (разных модификаций), 8- МиГ-31 (разных модификаций), 12- Су-27 (разных модификаций), 2- Су-30СМ и 2- Су-35
  • 14 бомбардировочных авиационных эскадрилий: 9- Су-24 (разных модификаций), 5- Су-34
  • 10 штурмовых авиационных эскадрилий: 10 - Су-25 (разных модификаций)
  • 8 разведывательных авиационных эскадрилий: 8- Су-24МР
  • 13 учебных и испытательных авиационных эскадрилий:

Дислокация авиабаз тактической (фронтовой) авиации:

  • Калининградский особый район -2 АБ (из них 1 истребительная)
  • Группа российских войск в Закавказье -1 АБ (истребительная)
  • ЗВО -6 АБ (из них 4 истребительных)
  • ЮВО -5 АБ (из них 2 истребительных)
  • ЦВО -4 АБ (из них 2 истребительных)
  • ВВО -7 АБ (из них 4 истребительных)

Помимо ВВС, имеется авиация ВМФ. Авиация ПВО (с 1999) и авиация сухопутных войск (с 2003) входят в состав ВВС. Авиация РВСН передана в состав ВВС РФ 1 апреля 2011.

Источники

Наименование Фото Страна-
производитель
Назначение Модификации Количество
на 2017 год
Комментарий
Истребительная авиация
Су-27 СССР
Россия
Фронтовой истребитель Су-27
Су-27СМ2
Су-27СМ3
Су-27УБ
50
47
14
10
Перевооружение на модификацию СМ было начато в 2010 году. Еще 18 Су-27 и Су-27УБ в составе МА ВМФ.
Су-30 Россия Многоцелевой истребитель Су-30СМ
Су-30М2
70
20
Еще 17 Су-30СМ в составе МА ВМФ РФ. Выполняются текущие поставки для ВКС и МА ВМФ по нескольким контрактам в общем количестве 116 Су-30СМ. Всего предполагается довести количество Су-30 всех модификаций в ВС РФ до 180 ед. к 2020 году.
Су-35 Россия Многоцелевой истребитель Су-35С более 60 Выполнен контракт 2009 года на поставку в ВКС РФ 48 ед. В настоящий момент продолжается поставка Су-35 в войска темпом по 10 единиц в год. Действующий контракт предусматривает закупку ещё 50 самолетов с поставкой до 2020 года.
МиГ-29 СССР
Россия
Фронтовой истребитель МиГ-29С
МиГ-29СМТ
МиГ-29М2
МиГ-29УБТ
224 Еще 18 Миг-29К и 4 МиГ-29КУБ в составе МА ВМФ. На январь 2016 года в строевых полках ВВС РФ не осталось МиГ-29 серий 9-12 и 9-13. В 2016 году поставлено 12 МиГ-29СМТ. После 2019 года планируется постепенная замена Миг-29 на Миг-35.
МиГ-31 СССР
Россия
Истребитель-перехватчик МиГ-31
МиГ-31БС
МиГ-31ДЗ
МиГ-31БМ
МиГ-31БСМ
~150 Еще 32 Миг-31Б, МиГ-31БС и МиГ-31БМ в составе МА ВМФ. Модернизация 113 машин ожидается не позднее 2020 года. Из них 109 МиГ-31БМ/БСМ на август 2017 года. Учитывая, что модернизации будет подвергнут весь парк находящихся в строю МиГ-31, их количество (без учёта резервных) не превышает 150 ед.
Фронтовая авиация
Су-24 СССР
Россия
Фронтовой бомбардировщик Су-24М/М2
Су-24МР
140
79
Еще 41 Су-24М и 12 Су-24МР в составе МА ВМФ. До 2020 года планируется списание всех самолетов Су-24
Су-25 СССР
Россия
Штурмовик Су-25
Су-25СМ/СМ3
Су-25УБ
30
150
15
Еще 5 Су-25УТГ в составе МА ВМФ.Проходит модернизация до версии СМ3 к 2020 году.
Су-34 Россия Истребитель-бомбардировщик Су-34 102 В настоящий момент продолжается поставка Су-34 в войска темпом по 18 единиц в год (включая два «сверхплановых» борта ежегодно), всего МО РФ законтрактовано в общей сложности 124 единицы Су-34. До 2020 года.
Стратегическая и Дальняя авиация:
Ту-22М СССР
Россия
Дальний сверхзвуковойбомбардировщик-ракетоносец Ту-22M3
Tу-22МР
63 В феврале 2012 года подписан контракт на модернизацию 30 Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М.
Ту-95 СССР
Россия
Tу-95МС
Tу-95МСМ
60 С 2013 года производится модернизация Ту-95МС до версии Ту-95МСМ с целью продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года и обеспечить возможность применения с модернизированных бортов новых типов КР.
Ту-160 СССР
Россия
Стратегический бомбардировщик Ту-160
Ту-160М
11
5.
Планируется иметь 10 модернизированных ракетоносцев Ту-160М к 2020 году. Для ДАВВС России будет закуплено ещё не менее 50 стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.
Транспортная авиация
Ан-22 СССР Транспортный самолёт Ан-22А 2
Ан-124 СССР Транспортный самолёт Ан-124
Ан-124-100
15
1
Ещё 16 машин находится на хранении.
До 2015 года планируют модернизировать 22 Ан-124 ВТА ВВС России.
Ил-76 СССР
Россия
Транспортный самолёт Ил-76М
Ил-76МД
Ил-76МД-90А
~100 Ещё больше 100 на хранении.
С 29.04.2015 производится поставка самолётов Ил-76МД-90А по контракту от 04.10.2012 на 39 единиц.
Ан-12 СССР Транспортный самолёт Ан-12БК
Ан-12ПП
65 Еще 5 Ан-12ПС и Ан-12БК в составе МА ВМФ.
Ан-72 СССР Транспортный самолёт Ан-72
Ан-72П
25 Еще 6 Ан-72 в составе МА ВМФ.
Ан-26 СССР Транспортный самолёт Ан-26
Ан-26Д
Ан-26КПА
Ан-26М
Ан-26Ш
115 Еще 27 Ан-26 в составе МА ВМФ.
Ил-18 СССР Пассажирский самолёт Ил-18 6 Еще 1 Ил-18Д в составе МА ВМФ.
Ту-134 СССР Пассажирский самолёт Ту-134 54 Еще 10 Ту-134 в составе МА ВМФ РФ.
Ил-62 СССР
Россия
Пассажирский самолёт Ил-62M 7
Ту-154 СССР
Россия
Пассажирский самолёт Ту-154Б-2
Ту-154М
18 Еще 2 Ту-154М в составе МА ВМФ.
Ан-148 Россия Пассажирский самолёт Ан-148-100Е 10 Заказаны ещё 5 бортов, поставка 3 из них ожидается в 2017 году.
Лет Л-410 Турболет
(Let L-410 Turbolet)
Чехия
Россия
Многоцелевой транспортный самолёт L-410 27
Ан-140 Россия Пассажирский самолёт Ан-140-100 5 Заказаны ещё 5 бортов. Кроме того, 4 Ан-140 поставлены в Авиацию ВМФ
Специальная авиация
А-50 СССР
Россия
Самолёт ДРЛОиУ А-50
А-50У
15
4
+4 А-50 находятся на хранении, по состоянию на март 2014 года.
Ил-78 СССР
Россия
Самолёт-заправщик Ил-78
Ил-78М
33 До 2020 года планируется закупить ~40 Ил-78М-90А.
Также планируется модернизация стоящих на вооружении Ил-78М.
Ил-20 СССР
Россия
Самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ Ил-20М
Ил-22
Ил-22М
Ил-22ПП
15
5
12
3
Еще 2 Ил-20МР и 2 Ил-22М в составе МА ВМФ. Ил-22ПП («Порубщик») - самолет-постановщик помех. Переоборудован из Ил-18. Принят на вооружение в 2016 году.
Ил-80 СССР Воздушный командный пункт Ил-80 4
Ту-214Р Россия Самолёт-разведчик Ту-214Р
Ту-214ОН
2
2
Ан-30 СССР Самолёт-разведчик Ан-30 8
Учебно-тренировочная и учебно-боевая авиация
Як-130 Россия Учебно-боевой самолёт Як-130 92 Активно поступает на вооружение, к 2020 года должен полностью заменить L-39 Albatros.
Aero L-39 Albatros Чехия Учебно-боевой самолёт L-39 150 Еще 4 L-39 в составе МА ВМФ. Заменяется на Як-130.
Ту-134УБЛ СССР Ту-134УБ-Л
Ту-134УБ-КМ
33
Армейская авиация
Ка-50 СССР
Россия
Ударный вертолёт Ka-50 12 Серийное производство прекращено с января 2009 года, в производстве остался только Ка-52. Возможно некоторое количество используется для подготовки летчиков для Ка-52. В строевых частях отсутствует.
Ка-52 Россия Ударный вертолёт Кa-52 Более 104 Всего заказано 146 единиц Ка-52.
По другим данным выполнен контракт на поставку 36 Ка-52 и выполняется второй на 143 машины. До конца 2016 года планируется поступление дополнительно не менее 20 единиц.
Ми-24 СССР
Россия
МИ-24В
МИ-24BП
МИ-24П
МИ-24ПН
265 Еще 30 Ми-24 в составе МА ВМФ.
Ми-35 Россия Транспортно-боевой вертолёт МИ-35М
(МИ-24ВМ)
более 60
Ми-28 Россия Ударный вертолёт Ми-28Н
Ми-28УБ
Более 90 Идёт активное поступление в войска. Выполнено несколько контрактов на поставку ВВС России. В ближайшее время планируется поставка Ми-28НМ и модернизация строевых МИ-28Н до МИ-28НМ.
Ми-8 СССР
Россия
Многоцелевой вертолёт Ми-8T
Ми-8MT
Ми-8МТВ
Ми-8АМТ
Ми-8AMTШ
684 Еще 8 Ми-8, 4 Ми-8Т, 4 Ми-8МТ и 1 Ми-8АМТШВА в составе МА ВМФ. К 2014 году поставлено 87 Ми-8АМТШ, Ми-8АМТ и Ми-8МТВ на авиабазы Будённовск и Кореновск.
Ми-26 СССР
Россия
Тяжёлый транспортный вертолёт МИ-26
МИ-26Т
41 Включая 21 борт «свежей» (2011-2015 года) постройки.
Ка-226 Россия Многоцелевой вертолёт Ka-226 ~40
Ансат Россия Многоцелевой вертолёт Ансат-У ~40
Перспективная техника(разрабатываемая)
Су-57 Россия Многоцелевой истребитель Су-57 11 Сборка и испытания опытных образцов. Планируемое начало эксплуатации для ВС РФ 2017 год с двигателем «АЛ-41Ф1». Испытания двигателя второго этапа «тип 30» с 2018 года.
МиГ-35 Россия Фронтовой истребитель МиГ-35 2 Сборка и испытания опытных образцов. Поступление в войска ожидается с 2018 года. Планируется закупить не менее 170 истребителей, из них 30 до 2020 года.
А-100 Россия Самолёт ДРЛОиУ А-100 Сборка и испытания опытных образцов
Предназначен для замены А-50 и А-50У.
Як-152 Россия Учебно-тренировочный самолёт Як-152 4 Сборка и испытания опытных образцовПланируется закупить не менее 150 самолетов
Ил-112 Россия Транспортный самолёт Ил-112В Сборка и испытания опытных образцов. Планируется закупить не менее 100 самолетов. Предназначен для замены парка самолётов Ан-26 и Ан-72.
Ил-214 Россия Транспортный самолёт Ил-214 Планировался совместный проект с Индией. После выхода Индии из проекта Ильюшин продолжает разработку самостоятельно. Предназначен для замены парка Ан-12.
Ил-114 Россия Пассажирский самолёт Ил-114-300 Сборка и испытания опытных образцов
Ил-96 Россия Самолёт-заправщик Ил-96-400ТЗ
Ил-106 (ПАК ТА) Россия Транспортный самолёт Ил-106 Ведётся проектирование. Грузоподъёмность от 80 до 200 тонн
ПАК ДА Россия Многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ведется проектирование
Ка-60 Россия Транспортный вертолёт Ка-60 2 Сборка и испытания опытных образцов.

Построено 2 опытных образца, один разбился. На основе Ка-60 создана гражданская версия вертолета - Ка-62, летные испытания которого начались в мае 2017.

Ми-38 Россия Многоцелевой вертолёт Ми-38 4 Сборка и испытания опытных образцов.

Построены 4 опытные машины.
Ведётся подготовка к серийному производству.

ПЛВ Россия Транспортный вертолёт перспективный легкий вертолет Ведется проектирование
СБВ Россия Ударный вертолёт скоростной боевой вертолёт Ведется проектирование

Перевооружение

В 2010 году Министерству обороны России российской авиационной промышленностью был поставлен 21 самолёт (четыре Су-34, четыре Су-30М2, четыре Су-27СМ3, три МиГ-29СМТ, четыре Як-130, один Ил-62М и один Ту-154М) и 57 вертолётов (15 Ми-28Н, четыре Ка-52, четыре «Ансат-У» и 34 серии Ми-8).

В 2011 году Министерство обороны России получило от промышленности минимум 28 самолётов (два Су-35С, шесть Су-34, восемь Су-27СМ3, восемь Як-130, один Ту-214ОН, два Ту-154М, один Ан-140-100М) и более 100 вертолётов (15 Ми-28Н, 10 Ка-52, два Ми-35М, один Ми-26, шесть «Ансат-У», шесть Ка-226, более 60 серии Ми-8 различных модификаций). Также в этом году продолжилась модернизация парка штурмовиков Су-25 до стандарта «СМ».

На май 2011 года на вооружение поступило 8 серийных вертолётов Ка-52 (4 в январе в Торжокский центр и 4 в мае на авиабазу в Черниговке, которую планируется в 2012 году полностью переоснастить этими машинами. В месяц завод может собирать до 2 Ка-52.

По данным МО России в 2011 году было закуплено 35 самолётов, 109 вертолётов и 21 зенитно-ракетная система.

По состоянию на начало 2011 года, 8 из 38 авиационных эскадрилий истребительной авиации были перевооружены на новые и модернизированные самолёты (МиГ-29СМТ/УБТ, МиГ-31БМ, Су-30СМ, Су-27СМ3, Су-30М2); штурмовой авиации -3 из 14 аэ (Су-25СМ); бомбардировочной авиации -2 из 14 аэ (Су-24М2). В этом же году на Су-34 была перевооружена одна бомбардировочная авиаэскадрилья авиабазы Балтимор под Воронежом. До 2020 года авиация получит 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34 по контракту, заключённому в 2012 году; при этом продолжает выполняться госконтракт на поставку Минобороны 32 Су-34, заключённый в 2008 году, всего до 2020 года должны поступить около 140 СУ-34.

Всего же за 2012 году ВВС РФ получили более 100 единиц новой техники: вертолёты Ми-28Н, Ми-35, различные модификации Ми-8, самолёты Су-30СМ, Як-130, Ан-140 и другие. Также в соответствии с существующими договорами, на этот год предусмотрены поставки ещё более 60 вертолётов Ка-52, Ми-8, Ми-26, Ми-35 и около 20 новейших самолётов Су-34, Су-35С и других.

По итогам 2012 года, ВВС получили более 150 новых вертолётов и самолётов (без учёта модернизированных и отремонтированных). По словам Михаила Погосяна, президента ОАК, в 2013 году военная промышленность поставит ВВС 60 новых самолётов, а в 2014 году 66 новых и 23 модернизированных самолётов.

Стало известно о заказе МО РФ 100 вертолётов Ка-60 со сроком начала поставок в 2015 году.

В 2012-15 годах Министерство обороны получит 55 учебно-боевых самолётов Як-130.

В 2012 году поставлен первый модернизированный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У. Второй самолёт будет передан ВВС в конце 2012 года.

Также в 2012 году авиапарк ВВС России пополнился новым транспортным самолётом Ан-140-100. На 2014 год Минобороны получило 5 таких самолётов.

Согласно заявлению главнокомандующего ВВС России А. Зелина, первый серийный истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) поступит в российские ВВС уже в 2014-15 годах. «Опытный образец Т-50 мы получим в 2013 году. Серийные самолёты начнут поступать в 2014-15 годах», - сказал главком.

Заключён долгосрочный контракт на производство до 2020 года 140 Ка-52, при этом не уточняется будет ли часть этих машин произведена в морской модификациии или для этого будет отдельный контракт.

«В рамках государственной программы вооружения предусмотрена закупка десяти самолётов Ан-124 после 2015 года», - сказал Погосян журналистам на открывшемся во вторник авиасалоне МАКС 2011.

До конца 2019 года для перевооружения зенитных ракетных войск ВВС предполагается купить более 100 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С». Также до 2020 года Минобороны купит для зенитно-ракетных войск ВВС более 30 новейших зенитных ракетных систем «Витязь».

До 2020 года ВВС России получат около 100 радиолокационных комплексов (РЛК) «Небо-М». В течение 2012 года в части радиотехнических войск ВВС будет поставлено около 20 радиолокационных комплексов, в том числе обновлённые станции «Гамма-С1М», «Сопка», «Волга» и различные модификации станций серии «Небо».

До 2020 года в интересах Дальней авиации будут модернизированы около 30 Ту-22М3 до модификации Ту-22М3М: им поменяют всю электронику и оснастят новой крылатой ракетой Х-32. Также существующие Ту-160 будут обновлены до версии Ту-160М, а Ту-95МС - до Ту-95МСМ. До 2020 года ВВС России получат более 10 стратегических ракетоносцев Ту-160М.

До 2020 года 60 самолётов МиГ-31 будет модернизировано в соответствии с проектом МиГ-31БМ. В ходе работ они получат новый прицельно-навигационный комплекс и новую бортовую радиолокационную станцию.

С 2011 года ВВС России прекратило закупки неуправляемых средств нападения, такому решению способствовал опыт 5-и дневной войны с Грузией, когда было применено менее 1 % средств ВТО, ВВС потеряли 7 самолётов. (официально признается потеря 4-х машин, объективные доказательства потери ещё 3-х «бортов» не предоставлялись).

В 2016 году получено 139 новых летательных аппаратов. На начало 2017 года доля новой авиационной техники составляет около 55%, в течение 2017 года планируется получить 139 новых самолётов и вертолётов.


Наименование Количество
Истребительная авиация: 364
34
МиГ-29СМТ (новой постройки) 16
МиГ-31БМ (модернизация строевых МиГ-31) 96
Су-27СМ/СМ3 47/12
Су-35С 58
Су-30М2 (новой постройки) 20
Су-30СМ (новой постройки) 81
Штурмовая/бомбардировочная авиация: 245
Су-25СМ (модернизация строевых Су-25) ~60
Су-25СМ2 (модернизация строевых Су-25) 36 (по трёхлетнему контракту 2011-13 годов)
Су-25УБМ (новой постройки) ?
Су-25 СМ3 (новой постройки) 16
Су-24М2 (модернизация строевых Су-24М) 40
Су-34 (новой постройки) 93
Учебно-тренировочная авиация: 89
Як-130 (новой постройки) 89
Вертолётная авиация: 469
Ка-50 (новой постройки) 6
Ка-52 (новой постройки) 92
Ми-28Н (новой постройки) 97
Ми-35М (новой постройки) 60
Ми-8АМТШ (новой постройки) 93
Ми-8МТВ5 (новой постройки) 24
Ми-26Т 17
Ансат-У (новой постройки) 40
Ка-226 (новой постройки) 40
Количество новой и модернизированной авиатехники, поступившей в ВВС Заключённые контракты на поставку авиатехники для ВВС и ВМФ РФ
Наименование Количество Справка
МиГ-29К 24 Выполнен
МиГ-29СМТ 16 Выполнен
Су-30М2 4 Выполнен
Су-30М2 16 срок выполнения 2013-2015 годы.
Су-30СМ 30 + 30 + 36 срок выполнения до 2018, до 2016 и до 2018 годов.
Су-30СМ 5 + 7 + 8 Для ВМФ, 8 поставлено.
Су-35С 48 + 50 Выполнен , до 2021 года.
Су-34 124 заключено два контракта, на 32 машины (поставки 2009-2013 годы) - выполнен и на 92 (поставки 2014-2020 гг); 71 на ноябрь 2015 поставлено.
Су-25УБМ ?
Ка-52 36+143 ~60 серийных бортов поставлено, срок выполнения до 2020 года.
Ми-28Н 97 60-70 бортов поставлено
Ми-8АМТШ 132 поставки в 2011-2020 годах; 93 поставлено на начало 2015 года.
Ми-8МТВ-5 140 поставки в 2011-2020 годах.
Ми-35М 49 Выполнен заключено два контракта, на 22 и 27 бортов, срок выполнения до 2015.
Ми-26Т 17 Выполнен в 2014 году.
Як-130 55+12+30 Выполнен , до 2019 года.
Ан-140-100 14 на 2014 год Минобороны получило 5 таких самолётов
Ка-226 36 Выполнен
Ка-60 100 поставки с 2014-2015 годах, возможна часть в корабельном исполнении
Ансат-У 40 36 поставлено на август 2015 года.
Ил-76МД-90А 39 2 поставлено.
Бе-200ЧС/ПС 2/4=6
Ил-96-400ТЗ 2
Як-152 150

Учебные заведения

В ходе реформы система подготовки личного состава ВВС также претерпела существенные преобразования. 1 сентября 2008 года два ведущих высших военно-учебных заведения ВВС - Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина (Монино, Московская область) и Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского (Москва) были объединены в единую структуру - Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, которая располагается в Воронеже. Подготовка лётного состава ВВС окончательно централизуется в составе Краснодарского авиационного института. Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для Военно-воздушных сил России (на ноябрь 2015 года):

  • ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» (Воронеж)
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков

Подготовка личного состава ВВС

В конце 2003 года, генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин, подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: «ВС испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации… Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта, причём главным образом с инструктором. Только 3 процента лётчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса ВВС БФ моложе 40 лет. 60 процентов командировэкипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет».

По итогам 2006 года средний налёт в ВВС России составил 40 часов (у молодых пилотов средний налёт 80 часов). Показатель налёта зависит от вида авиации. В военно-транспортной авиации он был 60 часов, тогда как в истребительной и фронтовой авиации составил 20-25 часов. Для сравнения, за тот же год данный показатель в США составил 189, Франции 180, Румынии 120 часов. В 2007 году в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки, среднегодовой налёт увеличился: в Дальней авиации он составил 80-100 часов, в авиации ПВО - примерно 55 часов. Молодые лётчики нередко имеют налёт свыше 100 часов.

В 2011 году, по официальным данным ВВС РФ, средний налёт на списочный состав командиров экипажей ВВС России увеличился почти на 18 % по сравнению с первым полугодием 2010 года и составил более 50 часов. Средний налет по ВВС на выпускника лётного вуза 2010 года составил 42 часа, что на 12 % больше по сравнению с налётом выпускников 2009 года за аналогичный период.

Согласно официальным данным Министерства обороны России, средний налёт на одного летчика боевой авиации ВВС России вырос с 2008 года с 70-80 часов до 110, 130 часов планируется в 2012 году. Налёт на молодого летчика в 2012 году составит уже более 100 часов.

В 2013 году средний налет на молодого летчика в ВВС России составил 112 часов.

На 2016 году налет летчиков составил от 60 до 100 часов/год в боевой авиации и более 120 часов/год в транспортной. Дефицит военных лётчиков -1300 человек.

Опознавательные знаки ВВС Российской Федерации

Опознавательным знаком ВВС Российской Федерации является красная звезда с окантовкой белой и красной линиями, аналогичный символике ВВС СССРобразца 1943 года, но в меньших размерах был утверждён 25 января 2013 года. До того опознавательным знаком российской военной авиации с 2010 года являлась красная звезда с окантовкой в цветах российского триколора. Такие же знаки используют и ВВС Беларуси. Попытка принять новый символ в 2009 году в качестве официального встретила сопротивление со стороны Совета Федерации. В июле 2009 года была принята поправка к Воздушному кодексу, разрешавшая Министерству обороны самому устанавливать опознавательный знак для военной авиации. 4 марта 2010 года правительством Российской Федерации были утверждены звёзды с окантовкой, повторяющей цвета государственного флага. Кроме того, тем же постановлением был установлен знак государственной принадлежности воздушных судов государственной авиации, используемых для осуществления милицейской (полицейской) и таможенной служб - стилизованное изображение Государственного флага Российской Федерации.

Однако, в начале 2013 года новый министр обороны Сергей Шойгу единолично, без совещаний в рабочем порядке по представлению главкомата постановил вернуть в качестве бортовых знаков государственной принадлежности летательных аппаратов красные звезды образца ВВС СССР. Разница только в том, что теперь они будут в полтора раза меньше советских. В качестве причины замены неназванным офицером из министерства обороны было высказано, что «яркие триколорные звезды сильно демаскируют самолеты и вертолеты».

В дальнейшем предполагается заменить нынешний образец звезд новым вариантом, который ныне используется на истребителе пятого поколения Т-50 - контурные звезды с красной окантовкой. Но уже сейчас среди некоторых офицеров, особенно инженерных служб высказывается недовольство по поводу замены знаков. Они опасаются, что возврат однотонных красных звезд приведет к путанице, не решив проблему камуфляжа.

Фотогалерея

Задать вопрос

Показать все отзывы 2

| Виды Вооружённых Сил Российской Федерации | Воздушно-космические силы (ВКС). Военно - воздушные силы

Вооружённые Силы Российской Федерации

Воздушно-космические силы (ВКС)

Военно - воздушные силы

Из истории создания

Первые шаги авиация делала, не имея достаточной научной базы, только благодаря энтузиастам. Однако в конце XIX - начале XX в. появились теоретические и экспериментальные изыскания в этой области. Ведущая роль в развитии авиации принадлежит русским ученым Н. Е. Жуковскому и С. А. Чаплыгину. Первый успешный полет самолета был проведен 17 декабря 1903 г. американскими механиками братьями У. и О. Райт.

В последующем в России и некоторых других странах были созданы различные типы самолетов. Их скорость достигала тогда 90-120 км/ч. Применение авиации в годы Первой мировой войны определило значение самолета как нового боевого средства, вызвало разделение авиации на истребительную, бомбардировочную и разведывательную.

В воюющих странах за годы войны расширился парк самолетов, улучшились их характеристики. Скорость истребителей достигла 200-220 км/ч, а потолок возрос с 2 до 7 км. С середины 20-х гг. XX в. в самолетостроении начали широко применять дюралюминий. В 30-е гг. в конструкции самолетов перешли от биплана к моноплану, что позволило повысить скорость истребителей до 560-580 км/ч.

Мощным толчком в развитии авиации стала Вторая мировая война. После нее стали ускоренно развиваться реактивная авиация и вертолетостроение. В ВВС появились сверхзвуковые самолеты. В 80-е гг. уделялось много внимания созданию самолетов укороченного взлета и посадки, большой грузоподъемности, совершенствованию вертолетов. В настоящее время в некоторых странах ведут работы по созданию и совершенствованию орбитальных и воздушно-космических самолетов.

Организационная структура Военно - воздушных сил

  • Командование военно-воздушных сил
  • Авиация (рода авиации - бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);
  • Зенитные ракетные войска
  • Радиотехнические войска
  • Специальные войска
  • части и учреждения тыла

Военно-воздушные силы - наиболее мобильный и маневренный вид Вооруженных Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим, промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведения воздушной разведки и воздушных перевозок. Эти задачи они могут выполнять при любых условиях погоды, в любое время суток и года.

    Основными задачами ВВС в современных условиях являются:
  • вскрытие начала нападения воздушного противника;
  • оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;
  • завоевание и удержание господства в воздухе;
  • прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;
  • авиационная поддержка Сухопутных войск и сил Флота;
  • поражение объектов военно-экономического потенциала противника;
  • нарушение военного и государственного управления противника;
  • поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;
  • поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;
  • выброска боевой техники и высадка войск;
  • перевозка по воздуху войск и боевой техники;
  • ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;
  • контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.
    В состав ВВС входят следующие рода войск (рис. 1):
  • авиация (рода авиации - бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);
  • зенитные ракетные войска;
  • радиотехнические войска;
  • специальные войска;
  • части и учреждения тыла.



На вооружении авиационных частей находятся самолеты, гидросамолеты и вертолеты. Основа боевой мощи ВВС - сверхзвуковые всепогодные самолеты, оснащенные разнообразным бомбардировочным, ракетным и стрелково-пушечным вооружением.

На вооружении зенитных ракетных и радиотехнических войск находятся различные зенитные ракетные системы, системы ПВО малого радиуса действия, радиолокационные станции и другие средства вооруженной борьбы.

В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.

Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность».

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также веления борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.
Одно из основных требований к штурмовику - высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.
На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.
Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппарату рой, магнитометрами.
Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войск а предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.
Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска - основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.
Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.
Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.