Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка. Совет министров российской империи

  • 26.07.2019

План

2. Основные государственные законы 1906 г. Анализ важнейших положений.

3. Третьеиюньский государственный переворот: причины, суть и последствия.

1. Манифест 17 октября 1905 г. и его реализация: а) провозглашение и предоставление демократических свобод: б) изменения в избирательной системе; в) учреждение Государственной Думы и ее полномочия; г) реорганизация Государственного Совета и его полномочия.

17 октября 1905 г. издается Манифест об усовершенствовании государственного порядка, в котором царь вынужден был “даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов”, а также пойти на расширение избирательного права (в выборах получили право участвовать рабочие). Законосовещательную Думу обещано было превратить вЗаконодательную Думу. Наконец, провозглашалось право надзора выборных от народа за действиями исполнительных властей. Были сделаны и некоторые другие уступки для ослабления крестьянского движения. Так, в ноябре 1905 г. сокращаются наполовину, а начиная с 1907 г., отменены вовсе выкупные платежи, которые крестьяне выплачивали еще со времен отмены крепостного права в 1861 г.

19 октября 1905 г. был опубликован царский Указ об учреждении объединенного правительственного органа- Совета министров во главе с премьер-министром. Собственно учреждается пост премьер-министра, т.к. Совет министров формально существовал с 1857 г., но его председателем был сам император. Фактически этот орган не функционировал.

Оба документа (Манифест 17 октября и Указ 19 октября 1905 г.) имели, по существу, единое предназначение - борьбу с революционным движением. Но, если буквально “вырванный” народом у царизма Манифест рождал надежду (да и реальную возможность) мирным конституционным путем (через Государственную Думу) решить насущные проблемы страны (прежде всего аграрную проблему) и тем самым способствовал успокоению страны, то Указ 19 октября должен был успокоить страну, но другими, отнюдь не конституционными методами. Цель этого указа четко выражена в повелении царя только что назначенному первому в истории России премьер-министру С.Ю. Витте: объединить деятельность министров и “восстановить порядок повсеместно”, не останавливаясь перед применением любых необходимых для этой цели мер, т.е. вооруженной силы военно-полевых судов и т.д.

Провозглашение в Манифесте от 17 октября 1905 г. свободы слова, собраний и союзов создало условия для формирования легальных политических партий: в 1906 г. в России их насчитывалось до 50. Но заметное место на российской политической сцене занимали лишь несколько партий. В буржуазно-либеральном лагере это были партии конституционалистов-демократов (кадетов) и партия 17 октября (октябристов). Обе они сформировались на базе развернувшегося еще в конце XIX в. движений земцев и либеральной буржуазии.

Все партии действовавшие на общероссийской политической арене, участвовали в выборах Государственной Думы, имели в ней свои фракции. Большое значение для политической жизни страны имело и создание профессиональных союзов, а также организаций предпринимателей.

Издание Манифеста от 17 октября 1905 г. потребовало пересмотра законодательства о Государственной Думе, других органах государственной власти, гражданских правах и свободах. Положение Манифеста о расширении избирательных прав было реализовано новым Законом о выборах в Государственную Думу от II декабря 1905 г. Право участвовать в выборах предоставлялось не всем рабочим, а только фабрично-заводским, горной и горнозаводской промышленности и железнодорожных мастерских. Если число рабочих-мужчин на предприятии было не менее 50, то избирался один представитель для участия в избрании выборщика на выборах в Государственную Думу. На крупных предприятиях с численностью до 1000 рабочих также избирался один представитель и дополнительно по одному - от каждой полной тысячи рабочих. Такой порядок давал преимущества наименее организованным рабочим мелких предприятий. К трем существовавшим куриям добавилась четвертая - рабочая курия: выборы по ней были трехстепенные. В законе указывалось также, сколько выборщиков и сколько депутатов должно быть избрано от каждой курии. В результате этих манипуляций один голос уездного землевладельца равнялся 3 голосам городских избирателей, 15 голосам избирателей по крестьянской курии и 45-по рабочей курии. Введен был своеобразный ценз оседлости. По-прежнему сохранялись элементы сословного подхода. Председательствовали на губернских избирательных собраниях, где выборщики от всех курий избирали депутатов Думы, губернские предводители дворянства.

Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная ини­циатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении дейст­вующих и издании новых законов», за исключением Основных государст­венных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императо­ром. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса долж­ны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законода­тельные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение.

Основные законы предоставили Госдуме также компетенцию утвер­ждения бюджета («государственной росписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расхо­ды на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».

Депутаты Государственной думы избирались населением на пять лет в создаваемых согласно избирательного закона округах, тайным голосова­нием. Дума проверяла полномочия своих членов. При нарушении проце­дуры выборов по решению Сената могло быть назначено переизбрание.

Государственная дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). Для рассмотрения обсуждаемых в ней вопро­сов действовало общее собрание Думы и образовывались комиссии и ко­митеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель и два его това­рища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи изби­рались на весь срок полномочий Думы (5 лет).

Депутаты считались независимыми от народа и обладали депутатской неприкосновенностью. Член Госдумы мог подвергнуться ограничению свободы лишь по распоряжению судебной власти (хотя допускались и ад­министративные аресты депутатов). Оговаривалось и то, что для ограни­чения свободы депутата необходимо согласие Думы. Депутат терял свои права только по решению Думы и при наличии законных к тому основа­ний (преступление, утрата ценза) или при переходе в иностранное поддан­ство. Депутаты Думы получали во время сессии от государства «суточные» (по 10 рублей в день), кроме них выдавались деньги на дорогу, проживание и отопление. Выделялись комнаты в общежитии (одна на 4 человек).

Заседания общего собрания Думы были публичными, на них допускались посторонние люди и пресса (кроме депутаций), однако по постановлению общего собрания могли назначаться и закрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.

Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от заду­манного ранее. Он действительно оставался верхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок рабо­ты были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава (раньше весь состав) назна­чалась императором, другая половина избиралась сроком на 9 лет, при об­новлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались через Синод от духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от губернских земских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ (всего 18 членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (тоже 6 членов) и торговли (12 человек).

Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как резуль­тат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а затем к им­ператору для окончательного решения.

С февраля до октября 1905 г. Николай II соглашался на создание только законосовещательной думы. Но в условиях октябрьской политической стачки Николаю II пришлось согласиться на ограничение самодержавие законодательной Думой.

Хронология проведения реформы.

6 августа 1905 г . – Манифест, объявлявший о создании законосовещательной Государственной думы (в народе ее назвали Булыгинской).

17 октября 1905 г. – Манифест (ввел политические свободы, Дума получила законодательные права).

История подготовки и издания Манифеста. 9 октября 1904 г. С.Ю. Витте предложил Николаю II свою записку, содержавшую программу реформ: создание Совета министров во главе с председателем (премьер-министром); Совет министров проводит реформы; Витте согласился возглавить Совет министров.

В условиях Всероссийской октябрьской политической стачки правительство искало выход из политического и социального кризиса. Рассматривались два варианта выхода из кризиса: 1. проведение реформ; 2. введение военной диктатуры. Однако Николай не нашел желающего взять на себя диктаторские полномочия. Не было надежных войск для расстрела рабочих демонстраций и подавления возможного вооруженного восстания в столице. После совещаний с министрами и лицами, которым он доверял, Николай принял решение издать манифест, объявлявший о реформах.

Под руководством Витте был подготовлен вариант манифеста, предусматривавший введение политических свобод и предоставление Думе законодательных прав. По предложению Николая близкие доверенные лица разработали еще два варианта манифеста, не предусматривавшие придания Думе законодательных прав. Николай склонялся к подписанию более ограниченного по содержанию манифеста. Но Вите заявил, что если Николай не подпишет его вариант манифеста, он не согласится стать премьер-министром. Других кандидатур на должность премьер-министра в условиях острого политического кризиса у Николая не было. Как писал один из современников: Витте приставил Николая к стенке, и тот согласился принять условия Витте. 17 октября 1905 г. был подписан и издан Николаем II Виттевский вариант манифеста. Витте гордился тем, что спас монархию от крушения в октябре 1905 г.

19 октября 1905 г. был созданСовет министров во главе с Витте. Премьер-министр был вторым лицом в государстве. Он имел право направлять, координировать, контролировать деятельность министерств, разрабатывать программу реформ. Первым премьер-министром России стал Витте (до апреля 1906 г.)

11 декабря 1905 г. избирательный закон (Положение о выборах в государственную думу). Он расширил избирательные права. Выборы проходили по 4 куриям:


Землевладельческой (преимущественно проходили дворяне, купцы)

Городской

Рабочей

Крестьянской.

Не получили избирательные права :

Женщины

Молодежь до 25 лет

Военнослужащие.

Избирательный закон не предусматривал проведение всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании. Тем не менее Государственная дума, созванная на основании этого закона, была лево-либеральной по составу.

20 февраля 1906 г. изданы два закона – о Государственной думе и Государственном совете .

Гос. Совет (создан при Александре I с законосовещательными функциями) преобразован в законодательный орган власти. Получил право законодательной инициативы, право обсуждения законопроектов. Стал верхней палатой российского парламента. Председатель Гос. Совета назначался императором.

Система формирования Гос. Совета:

50% его членов назначались императором;

50% избирались корпоративами: дворянскими собраниями, торгово-промышленными организациями, университетами, Академиями наук, РПЦ. (народные низы не участвовали в его создании).

Государственная дума получила права:

Законодательной инициативы

Обсуждения законопроектов

Направлять запросы министрам.

Дума избиралась на основе закона от 11 декабря 1905 г. (куриальная система). Срок работы Думы одного созыва – 5 лет. Депутаты обладали депутатской неприкосновенностью. Председатель Думы избирался депутатами Думы путем голосования. В думе могли быть созданы комиссии для разработки проектов законов.

Таким образом, Дума и Совет получили равные законодательные права, но они по-разному формировались. Совет всегда занимал более правые позиции, чем Дума.

9 октября С.Ю Витте, председатель Комитета министров, подал царю записку с программой выхода страны из революционного кризиса. Главным условием было создание сильного правительства, провозглашение гражданских свобод, переход к законодательному представительству с предоставлением в будущем всеобщего избирательного права. И так как из революционной ситуации другим выходом было установление военной диктатуры, чего царь опасался, Николай II 17 октября 1905 года подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором содержалось обещание народу «незыблемых» основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

«1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

  • 2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь уже к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
  • 3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению неслыханной смуты и напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

Манифест положил начало складыванию парламентаризма в России. Это был новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. По Манифесту Государственной думе были свойственны определенные черты парламента. Об этом свидетельствует возможность открытого обсуждения государственных вопросов, направлять в Совет министров различные запросы, объявлять недоверие правительству и т.п.

По Манифесту 17 октября Государственная дума учреждалась как законодательный орган, хотя от этого принципа царизм старался уклониться. В ведении Думы должны были быть вопросы, требующие законодательства: государственная роспись доходов и расходов; отчет государственного контроля по использованию государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и ряд других, менее важных дел. Государственная дума имела право запроса в правительство по поводу незаконных действий, допущенных министрами или главными управляющими. Дума не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя.

11 декабря 1905г. был издан высочайший указ об изменении положения о выборах в Государственную Думу. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в булыгинскую Думу, закон прибавил к ранее существовавшим куриям земледельческой, городской и крестьянской, рабочую и несколько расширил состав избирателей.

Но и новый закон содержал в себе существенные ограничения некоторой категории выборщиков. Например, по рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, достигшие 25 лет, работающие на предприятиях (где работает не менее 50 работников); при этом рабочий стаж на данном предприятии должен был составлять не менее 6 месяцев. В законе был сохранен запрет на участие в выборах женщин, военнослужащих, молодежи до 25 лет, т.е. выборы не были всеобщими. Не были они и равными. Так, один выборщик приходился в земледельческой курии на 2 тыс. населения, в городской - на 4 тыс., в крестьянской - на 30 тыс., в рабочей - на 90 тыс.человек. Правительство, продолжавшее надеяться, что крестьянство будет опорой самодержавия, обеспечило ему 45% всех мест в Думе. Выборы были не прямыми, а двухступенчатыми для землевладельческой и городской, трех - для рабочей и четырехступенчатыми для крестьянской курии. Члены Государственной Думы избирались на 5 лет.

19 октября 1905 г. был опубликован указ о мерах, направленных на укрепление единства в деятельности министерств и главных управлений. В соответствии с указом был реорганизован Совет министров, на который теперь возлагались руководство и объединение действий главных начальников ведомств по вопросам управления и законодательства.

Царское правительство, не полагаясь только на избирательную систему, накануне открытия первой Государственной думы опубликовало новое положение о Государственном Совете. По положению от 20 февраля 1906 г. Государственный Совет преобразовывался фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой. Это было нарушением Манифеста 17 октября 1905 г.

Система высших органов власти и управления в Российской империи (февраль 1906 - февраль 1917г.) выглядела следующим образом (рис.3):

Рис.3.

Государственной канцелярией и Советом министров был подготовлен текст Основных государственных законов , утвержденный императором Николаем II 23 апреля 1906 г. В Основных законах были сформулированы гражданские права и свободы (неприкосновенность жилища и собственности, перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, создания союзов и объединений, вероисповедания и т.п.). В гл. 1 дана формулировка верховной власти: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой», и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие. Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах. Срок деятельности Думы определялся в пять лет, указом царя она могла быть распущена досрочно, в этом случае назначались выборы и сроки созыва Дума нового состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Думы определялись указами императора. В компетенцию Думы входили: вопросы, требующие издания законов и утверждения штатов, обсуждение и утверждение бюджета, заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, дела о строительстве государственных железных дорог, об учреждении акционерных компаний. В начале 1906 г. были изданы бюджетные правила, по которым бюджет мог исполняться даже при отказе Думы от его утверждения, что резко ограничивало бюджетные права Думы. Основные государственные законы предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако Дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царем, тем самым, оказывая на него давление. Депутаты имели право запроса к министрам, что давало возможность Думе публично обсуждать действия исполнительной власти и требовать ответов от правительства. По результатам этих ответов Дума выносила суждения.

В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей, стремясь обеспечить компромисс между монархией и новыми общественными силами и закрыть путь антиконституционным (революционным и консервативным) тенденциям. Радикалы настаивали на ликвидации верхней палаты, создании ответственного перед парламентом правительства, отрицали право царя жаловать конституцию. Консерваторы требовали от властей жесткого сокращения конституционных прав, видели в любом реформационном движении опасность революции.

Высший подъем революции (октябрь - декабрь 1905 года)

Осенью 1905 г. центр революции переместился в Москву. Начавшаяся в Москве Всероссийская октябрьская политическая стачка, а затем вооруженное восстание в декабре 1905 г. явились высшим подъемом революции. 7 октября забастовали железнодорожники Москвы (за исключением Николаевской железной дороги), а вслед за ними рабочие большинства железных дорог страны. 10 октября в Москве началась общегородская стачка рабочих. 12 октября стачечное движение охватило и Петербург. К середине октября стачка распространилась на всю страну. В ней приняло участие до 2 млн человек. Остановились фабрики и заводы, не работали почта, телеграф, транспорт, закрылись коммунальные учреждения и учебные заведения. В крупнейших промышленных центрах стали создаваться Советы рабочих депутатов по примеру Иваново-Вознесенского совета. Основными требованиями, выдвинутыми бастующими рабочими, были: установление 8-часового рабочего дня, введение демократических свобод и созыв Учредительного собрания.

Правительство решило принять для подавления стачки крутые меры - вплоть до применения оружия. Петербургский генерал-губернатор Д. Ф. Трепов издал приказ полиции и войскам: "Холостых залпов не давать и патронов не жалеть". Однако для подавления нараставшей революционной волны у правительства было недостаточно сил, так как основная масса войск находилась на Дальнем Востоке.

Под воздействием Октябрьской стачки самодержавие вынуждено было пойти на новые уступки. 17 октября Николай II подписал Манифест о даровании населению "незыблемых основ гражданской свободы" на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов, о предоставлении новой Государственной думе законодательных прав, причем указывалось, что никакой закон не может получить силы без одобрения сто Думой. Европейские биржи ответили на этот акт повышением курса русских ценных бумаг.

С целью преодоления ведомственной разобщенности и консолидации высшей исполнительной власти, расширения ее прерогатив 19 октября 1905 г. был издан указ о превращении Совета министров в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, на которое возлагалось "направление и объединение действий" всех ведомств в вопросах законодательства и управления. Устанавливался порядок, при котором законодательные предложения министров не могли быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров.

Обнародование Манифеста 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и учреждение законодательного представительного органа - Государственной думы - породили различные мнения о характере изменения прерогатив власти царя. Одни полагали, что эти акты знаменовали собой начало ограничения самодержавия в России, другие, напротив, считали, что самодержавная власть царя не была поколеблена. По-разному оценивали характер российской монархии после издания Манифеста 17 октября 1905 г. советские историки и юристы. Большинство считало, что перемены не затронули основ самодержавия, другие склонялись к мнению о некотором его ограничении, третьи полагали, что опубликованные акты лишь декларировали "эволюцию формы правления Российского государства от абсолютной к конституционной монархии". Последнее мнение ближе других к истине. Характерно заявление С. Ю. Витте, высказанное им в январе 1906 г. в газете "Новое время". "Манифестом 17 октября, - писал он, - не внесено никакого изменения в основу нынешнего государственного строя, и государь император по-прежнему остается неограниченным владыкою".

Содержание Манифеста 17 октября 1905 г. и издание 23 апреля 1906 г. в развитие его положений акта под названием "Основные государственные законы" свидетельствуют о противоречивости их характера. В них декларировалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной думой, однако реальную силу законы получают после утверждения их императором. По этим законам Государственная дума как законодательный орган нисколько не подрывала прерогатив самодержавной власти императора. Депутаты Думы присягали на верность не народу и государству, а "его величеству императору и самодержцу всероссийскому". Император, как и прежде, назначал и смещал министров, ответственных только перед ним, а не перед Думой. Ему принадлежало исключительное право заключать договоры с другими государствами. Прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики. Формально царь не мог издавать новых законов без одобрения их Думой, однако ст. 87 "Основных государственных законов" позволяла ему издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона, что часто и осуществлялось на практике. Хотя Думе и было предоставлено право утверждения государственного бюджета, однако многие важные его статьи (расходы Синода и основных министерств - императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ее ведения, так что Дума могла контролировать не более половины бюджета. В ст. 4 и 9 "Основных государственных законов" указывалось, что "императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть", "государь император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения". Все это дало основание министру финансов В. Н. Коковцову заявить с думской трибуны: "У пас, слава Богу, парламента нет".

Осень 1905 г. была отмечена ростом крестьянских бунтов и революционных выступлений в армий и на флоте. В ноябре - декабре крестьянское движение достигло кульминации. За это время было зарегистрировано 1590 крестьянских выступлений - примерно половина их общего числа (3230) за весь 1905 г. Они охватили половину (240) уездов европейской части России, сопровождались разгромом помещичьих усадеб и захватом помещичьих земель. Было разгромлено до 2 тыс. помещичьих усадеб (а всего за 1905-1907 гг. - свыше 6 тыс.). Особенно широкий размах крестьянские бунты приняли в Симбирской, Саратовской, Курской и Черниговской губерниях. На подавление крестьянских восстаний посылались карательные войска, в ряде мест было введено чрезвычайное положение.

6-10 ноября 1905 г. в Москве состоялся II Всероссийский съезд Крестьянского союза. В нем приняли участие 187 делегатов от 27 губерний европейской части России. К этому времени Всероссийский крестьянский союз насчитывал в своем составе до 200 тыс. членов, объединенных в 470 волостных и сельских организаций. Он подтвердил основные требования и решения, высказанные еще на I съезде летом 1905 г., добавив к ним требование введения всеобщего избирательного права и демократизации местного управления. Съезд способствовал пробуждению политического сознания крестьянства.

На местах крестьяне стали создавать свои комитеты, которые выдвигали не только экономические, но и политические требования, сформулированные на съездах Всероссийского крестьянского союза. В ряде селений и волостей (например, в местечке Сорочинцах Полтавской губернии и в с. Слободском Вятской губернии) комитеты Крестьянского союза возглавили вооруженные крестьянские восстания. Кое-где стали возникать и своеобразные "крестьянские республики". В отдельных волостях или группах волостей крестьянам удавалось отстранить местную администрацию и на короткое время захватить в свои руки власть. Примером этого могут служить "Марковская республика" в Волоколамском уезде Московской губернии, "Старо-Буянская" в Самарской губернии, "Люботинская" в Харьковской, Новинская волость в Тверской (в октябре - ноябре 1905 г.). Однако они существовали недолго и через два-три месяца прекращали свою деятельность.

3 ноября 1905 г., под влиянием широкого крестьянского движения, был издай царский манифест, возвестивший об уменьшении выкупных платежей с крестьян за надельную землю наполовину и о полном прекращении их взимания с 1 января 1907 г.

В октябре - декабре 1905 г. произошло 89 выступлений в армии и на флоте. Самым крупным из них было восстание 11-16 ноября матросов и солдат Черноморского флота под руководством лейтенанта П. П. Шмидта. Восстание началось на крейсере "Очаков". К нему примкнули 12 судов Черноморского флота (в их числе и броненосец "Святой Пантелеймон" - бывший "Потемкин"). Однако восставшие действовали нерешительно, и восстание приняло оборонительный характер. Царское военное командование приняло к его подавлению самые энергичные меры. С помощью береговой артиллерии и верных правительству кораблей "Очаков" был подвергнут обстрелу. Большинство из его команды погибло. Лейтенант Шмидт вместе с другими руководителями восстания был схвачен и по приговору военного суда расстрелян. Другие участники восстания были приговорены к каторжным работам и тюремному заключению.

  • 2 декабря 1905 г. в Москве восстал 2-й гренадерский Ростовский полк. Солдаты взяли командование в свои руки, избрав полковой комитет, который выдвинул требования созыва Учредительного собрания, передачи земли крестьянам, освобождения политических заключенных и обратился с воззванием ко всем войскам Московского гарнизона поддержать его требования. Оно нашло отклик в других полках. Был создан Совет солдатских депутатов из представителей Ростовского, Екатеринославского и некоторых других полков Московского гарнизона. Но командованию гарнизона удалось подавить солдатское движение в самом сто начале и изолировать ненадежные воинские части в казармах.
  • 4 декабря 1905 г. Московский Совет рабочих депутатов принял решение начать с 7 декабря всеобщую стачку рабочих, с тем чтобы перевести ее в вооруженное восстание. Однако никакого заранее разработанного плана восстания не было. В полдень 7 декабря заводские гудки возвестили о начале стачки. В тот же день произошли отдельные вооруженные столкновения рабочих групп с полицией, но в течение последующих трех дней стачка и мирная демонстрация оставались главными средствами борьбы. Между тем московские власти, осведомленные о готовящемся вооруженном восстании, принимали меры к его предотвращению. 8 декабря были арестованы члены Московского комитета РСДРП - потенциальные руководители готовившегося восстания. В тот же вечер войска разогнали рабочий митинг в саду "Аквариум", а 10 декабря окружили реальное училище Филлера на Чистых прудах, где дружинники обсуждали план захвата Николаевского вокзала, городской Думы и других учреждений, и предложили им сдаться. Дружинники ответили отказом. Училище было обстреляно и взято штурмом. В тот же день произошло столкновение дружинников с войсками у типографии Сытина на Пятницкой улице.

Эти события послужили сигналом к началу вооруженного восстания в Москве. В рабочих окраинах стали сооружаться баррикады. Группы вооруженных рабочих-дружинников стали разоружать на улицах городовых. В Декабрьском вооруженном восстании в Москве приняли участие до 8 тыс. человек, из них около 1 тыс. вооруженных дружинников. Восстание было плохо подготовлено, не имело единого руководящего центра, проходило разрозненно и охватило лишь некоторые рабочие окраины города, не имевшие между собой никакой связи. В таких условиях о каких-либо активных наступательных действиях восставших не могло быть и речи: дело ограничилось постройкой баррикад и их обороной.

Главным опорным пунктом дружинников была Пресня крупный рабочий район, - где им удалось продержаться около 10 дней, и то лишь благодаря тому, что московские власти нс могли использовать для подавления восстания войска столичного гарнизона, которые сочувствовали вое-

ставшим, а разоруженная в начале восстания дружинниками городская полиция была деморализована.

На подавление московского восстания из Петербурга был направлен гвардейский Семеновский полк, а из Польши прибыл Ладожский полк. Сопротивление дружинников, плохо вооруженных и не имевших никакого воинского опыта, было быстро подавлено регулярными частями, применившими артиллерию. 19 декабря пал последний оплот восставших на Пресне - Прохоровская мануфактура. Участник восстания машинист А. В. Ухтомский (эсер) вывел поезд с дружинниками из Москвы, преодолев заграждение карательных отрядов. Вскоре он был схвачен и расстрелян. Расстреливали на месте без суда схваченных других участников восстания. Всего при подавлении московского восстания были убиты до 1060 человек, в том числе 220 женщин и детей. Потери карателей составили 20 человек убитыми и 46 ранеными. Было проведено несколько судебных расследований по делу о московском вооруженном восстании. К ответственности за его организацию и участие в нем было привлечено до 200 человек.

Вооруженные выступления проходили в декабре 1905 начале января 1906 г. в Нижнем Новгороде, Харькове, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Красноярске, Чите, Владивостоке, в ряде рабочих центров Урала и Грузии. Везде власти с помощью регулярных войск легко подавляли эти плохо вооруженные и разрозненные выступления, а затем чинили жестокие расправы над их участниками. Против вооруженного восстания как формы революционной борьбы решительно выступил Г. В. Плеханов, заявивший, что в реальности это - "восстание безоружных", которое приводит лишь к напрасным жертвам.

  • 11 декабря 1905 г. был издан разработанный правительством С. Ю. Витте новый избирательный закон в Государственную думу. Он сохранял основные положения избирательного закона 6 августа 1905 г. с тем лишь различием, что теперь к участию в выборах допускались и рабочие, для чего вводилась четвертая, рабочая, курия и увеличивалось число мест для крестьянской курии. Сохранялась многостепенность выборов: сначала избирались выборщики, а из них уже депутаты в Думу, при этом один выборщик приходился на 90 тыс. рабочих, на 30 тыс. крестьян, 7 тыс. представителей городской буржуазии и 2 тыс. помещиков. Таким образом один голос помещика равнялся 3 голосам буржуазии, 15 крестьян и 45 рабочих. Тем самым создавалось существенное преимущество для представительства в Думе помещикам и буржуазии.
  • 20 февраля 1906 г. было издано "Учреждение Государственной думы", которое определяло 5-летний срок ее полномочий, однако царь мог распустить Думу досрочно и назначить новые выборы; он же определял и длительность сессий Думы (обычно Дума заседала 7-8 месяцев в году). Группе депутатов не менее 50 человек предоставлялось право делать запросы министрам.

В связи с созданием законодательной Государственной думы было проведено и преобразование Государственного совета. В тот же день 20 февраля 1906 г. был издан указ "О переустройстве учреждения Государственного совета". Из законосовещательного органа, все члены которого ранее назначались царем, он становился верхней законодательной палатой, получившей право утверждать или отклонять законы, принятые Государственной думой. Изменен был и состав Государственного совета. Число его членов увеличивалось до 190 (втрое). Половина их, а также председатель Совета по-прежнему назначались царем, другая половина избиралась на основе высокого имущественною ценза губернскими земскими собраниями, дворянскими обществами, биржевыми комитетами, купеческими управами и православным духовенством, также в него посылались и представители от университетов. Таким образом, Государственный совет состоял преимущественно из представителей поместного дворянства и крупной буржуазии. В Государственный совет избирались лица не моложе 40 лет, окончившие курс в высших или специальных средних учебных заведениях. Избирались они на 9 лет, при этом каждые 3 года треть их переизбиралась.

24 ноября 1905 г. вышел указ о новых "Временных правилах о повременных изданиях", который упразднял предварительную цензуру для периодических изданий. Указом 26 апреля 1906 г. о "Временных правилах для неповременной печати" упразднялась предварительная цензура и для непериодических изданий (книг и брошюр). Однако это не означало окончательной отмены цензуры. Сохранялись разные рода взыскания (штрафы, приостановка издания, предупреждения и пр.) к издателям, выпустившим в свет "неугодные" с точки зрения властей статьи в периодике или книги. Указ 28 марта 1906 г. "Об изменении и дополнении

Временных правил о периодической печати" ужесточил наказания за их нарушение. За 1906 г. различным взысканиям подверглись до 250 издателей и журналистов, было закрыто 370 периодических изданий.


19 октября 1905 г. был опубликован указ о мерах, на­правленных на укрепление единства в деятельности мини­стерств и главных управлений. В соответствии с указом был реорганизован Совет министров, на который теперь возлагались руководство и объединение действий главных начальников ведомств по вопросам управления и законо­дательства.

Царское правительство, не полагаясь только на избиратель­ную систему, накануне открытия первой Государственной думы опубликовало новое положение о Государственном сове­те. По положению от 20 февраля 1906 г. Государственный совет преобразовывался фактически во вторую палату, сто­ящую над Государственной думой. Это было нарушением Манифеста 17 октября. Государственный совет стал верхней палатой парламента с правом вето. Император сохранил в своих руках всю полноту власти, правительство было ответ­ственно только перед ним. Именным указом царь мог распу­стить Думу и назначить новые выборы. Он имел право при­нимать решения без ведома Думы. Поэтому форму правления в России нельзя назвать конституционной монархией. Это была «думская» монархия.

Резиденцией Государственной думы был Таврический дво­рец в Петербурге.

На выборах в первую Государственную думу победили ка­деты (члены партии конституционных демократов, предсе­датель С. А. Муромцев – кадет), которые имели 179 мест, или 37,4% (на июль 1906 г.). Большинство крестьянских депу­татов вошли в группу трудовиков, которая от крестьян по­лучила более 400 наказов к началу заседаний Думы. Цент­ральным вопросом работы первой Государственной думы стал аграрный вопрос. На обсуждение Думы представили свои законопроекты кадеты, трудовики и эсеры (члены партии социал-революционеров).

Проект 104-х (трудовиков) предусматривал:

1. ликвидацию помещичьего землевладения и передачу земли тем, кто ее обрабатывает, т.е. крестьянам;

2. уравнительное распределение государственных, удель­ных и помещичьих земель между крестьянами «по трудовой норме» или «по едокам»;

3. наделение землей должно было осуществляться кресть­янскими общинами;

4. выкуп земель крестьянами не предполагался.

Проект 42-х (кадетов) предусматривал:

1. ограничение помещичьего землевладения; в собствен­ности помещиков оставались только «образцовые хозяй­ства»;

2. передачу государственных, удельных и части помещи­чьих земель крестьянам в частную собственность за выкуп (опе­рация должна была совершаться через Крестьянский позе­мельный банк);

3. ликвидацию общинных структур как сковывающих кре­стьянскую инициативу;

4. участие специальных земельных комитетов в передаче земли крестьянам.

Проект 33-х (эсеров) предусматривал:

1. ликвидацию помещичьего землевладения и «социализа­цию» земли;

2. уравнительное распределение земли среди крестьян без выкупа;

3. сохранение общины.

Представленные думскими фракциями аграрные проекты не могли устроить правительство, так как все они затрагива­ли интересы помещиков.

Еще до созыва Государственной думы царское правитель­ство приняло решение о ее роспуске в случае, если будет поставлен вопрос об отчуждении помещичьей земли. Назна­ченный председателем Совета министров И.Л. Горемыкин (1839–1917) относительно решения аграрного вопроса заявил, что отчуждение помещичьей земли недопустимо, крестьян­ство удовлетворения своих нужд должно ждать от правитель­ства, а не от Думы.

Первая Государственная дума, поставившая вопрос о при­нудительном отчуждении помещичьей земли, превращалась в революционную трибуну. И поэтому 9 июля 1906 г. Госу­дарственная дума была разогнана . Было объявлено о созыве второй Думы.

Роспуск думы вызвал взрыв возмущения среди членов наиболее влиятельных фракций – кадетов и трудовиков . В составе 230 человек они провели в Выборге конферен­цию, где приняли Выборгское воззвание , в котором при­зывали население страны к актам гражданского неповино­вения в виде отказа от воинской службы, уплаты налогов и т.д., вплоть до созыва органа народного представитель­ства. Какого-либо серьезного значения это воззвание не имело, а сами бывшие депутаты были подвергнуты адми­нистративным наказаниям.

В выборах во II Государственную думу также приняли уча­стие основные политические партии, в том числе и левые. Вновь, как и на первых выборах, лидирующее место заняли кадеты (председатель – Ф.А. Головин ). Они изменили свою тактику и выступали за «мирную парламентскую работу», призывали «беречь Думу» и «не давать правительству повода для ее роспуска». Однако по-прежнему остро ставились аграр­ный вопрос и обсуждение бюджета государства на 1907 год. Не менее остро обсуждались и репрессивные меры правитель­ства, применяемые для подавления революционного движе­ния. Эта деятельность шла вразрез с интересами власти, и та пошла на грубую провокацию, обвинив фракцию социал-демократов в подготовке государственного переворота. Дума была распущена 3 июня 1907 г. Роспуск II Государственной думы и создание нового избирательного законодательства оценивается как государственный переворот, так как была нарушена статья 86 Основ гражданского законодательства России. Однако политическую жизнь государства было уже невозможно заморозить, и она развивалась с учетом новых факторов – существования Государственной думы, полити­ческих партий, профессиональных союзов, общественных организаций различного толка и др.

III Государственная дума , по мнению властей, должна была полностью соответствовать государственной политике. По новому закону о выборах, один голос помещика при­равнивался к 4-м голосам представителей крупной буржуа­зии, 68-ми – мелкой городской буржуазии, 260-ти – кре­стьян и 543-х – рабочих. Таким образом, выборы, прове­денные по новому закону, качественно изменили и партий­ный состав Думы, обеспечив победу правых партий.

Председатели Думы : Н.А. Хомяков (октябрист, 1907–1910); А.Л. Гучков (октябрист, 1910–1911); М.В. Родзянко (октяб­рист, 1911–1912). Возник помещичье-буржуазный союз. Буржуазия, зависящая от царизма политически и экономи­чески, ставила целью разделить с ним власть. Николай II продемонстрировал единоличную власть самодержца, кото­рый «никому на свете в своих делах ответу дать не должен». Оппозиционные правительству депутаты уже не составляли большинства.

В III Думе сложилось определенное равновесие между правыми – черносотенцами (144 депутата), центром – ок­тябристами (148 депутатов) и левыми фракциями , из кото­рых наиболее значительной была фракция кадетов в составе 54 депутатов. В деятельности Думы складывалась примерно следующая ситуация: правые поддерживали внутреннюю по­литику, но не одобряли реформы, левые и либералы стара­лись противостоять реакции, но готовы были поддерживать преобразования, однако ни одна из группировок не могла самостоятельно обеспечить утверждение того или иного зако­нопроекта. Поэтому все решала позиция центра – октябри­стов . И с самого начала деятельности Думы эта практика стала успешно осуществляться. Она получила название «октябри­стского маятника». Когда в Думе принималось решение ре­акционного характера, октябристы поддерживали монархи­чески настроенных черносотенцев; когда же нужно было при­нимать законопроекты, связанные с экономическими преоб­разованиями, октябристы образовывали лево-октябристский блок и при голосовании получали большинство. Такая прак­тика вполне устраивала правительство, и П.А. Столыпин был в состоянии проводить ту политику, какую считал нужной на настоящий момент.

Таким образом, в отличие от первой и второй дум, тре­тья Государственная дума была угодливой и преданной само­державию. Ее реакционность проявлялась в поддержке пра­вительственной политики, финансировании нужд полиции, жандармерии, в принятии антидемократического рабочего за конодател ьства.

Третьеиюньский политический акт означал государствен­ный переворот , обеспечивший сохранение за правительством подлинной власти в стране и Думе.

Оживление оппозиционной деятельности проявилось лишь в 1911 г., когда разразился конституционный кризис в связи с временным роспуском Государственного совета и Думы, а также неудовлетворительной деятельностью последней. Од­нако выборы в IV Государственную думу , проведенные в конце 1912 г., лишь незначительно изменили ее состав. Были со­хранены два большинства – право-октябристе кое и октябри-стско-кадетское. В это же время организационно оформилась новая партияпрогрессистов , которая выступала за консти­туционно-монархический государственный строй, расшире­ние прав Государственной думы и ответственность министров перед ней. Появление этой партии было шагом к объедине­нию всех либеральных сил страны. Председателем Думы стал М.В. Родзянко (октябрист, 1912–1917).

Начавшаяся в 1914 г. I мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение в России. На совме­стном заседании Государственной думы и Государственного совета 26 июля 1914 г. было заявлено об отказе от оппозици­онной деятельности. Однако военные неудачи, рост стачеч­ного движения и полная неспособность властей обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и консолидацию либеральных сил – прогрессистов, кадетов и октябристов. Либералы создали Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов , которые ста­ли центрами либерального движения. В августе 1915 г. на собрании Государственной думы был создан Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть представителей национальных партий и три группы Го­сударственного совета. Фактическим руководителем этого блока стал П.Н. Милюков. Это была попытка компромисса, которая предусматривала создание правительства «обществен­ного доверия», куда входили бы и думские деятели . В усло­виях назревания общенационального кризиса в 1916 г. был поставлен вопрос о полной ответственности министерств перед Думой.

В феврале 1917 г. активизировались революционные вы­ступления. Государственная дума потребовала отставки без­дарных министров царского правительства, создания «прави­тельства доверия». 26 февраля после разгона демонстрации царское правительство объявило о роспуске Думы. Но уже утром 27 февраля царское правительство было низложено, революция победила. Государственная дума, несмотря на запрет царя, заседала в Таврическом дворце. Перед ней встал вопрос: как реагировать на приближение восставших к двор­цу. Депутат Думы А.Ф. Керенский, вопреки мнению боль­шинства депутатов, бросился с приветствием к восставшим. Этим он сохранил союз Думы с участниками революционных событий.

Первым шагом к формированию нового правительства ста­ло создание 27 февраля Временного комитета Государствен­ной думы во главе с М.В. Родзянко. Неуверенная позиция царя Николая II и генерального штаба относительно сохра­нения престола позволила Временному комитету Думы с уча­стием эсеро-меньшевистского исполкома Петроградского Совета сформировать Временное правительство . В его состав вошло большинство членов Прогрессивного блока, создан­ного в 1915 г.

Временный комитет Думы, состоящий в основном из ок­тябристов и кадетов, в период после февральской революции занимал откровенно контрреволюционную позицию. Он был вдохновителем антиреволюционных заговоров и мятежей, в том числе и корниловщины. 6 октября 1917 г. в связи с под­готовкой к выборам в Учредительное собрание Временное правительство приняло решение о роспуске Думы , но окон­чательно она была упразднена декретом СНК от 18 декабря 1917 г. Эпоха парламентаризма закончилась.

Таким образом, думский период в истории России нача­ла XX в. составил всего 12 лет. Николай II, пообещав в Манифесте 17 октября 1905 г. созвать законодательную думу, на деле постарался сохранить за собой почти всю полноту самодержавной власти в стране. Но сам факт появления и деятельности в России представительного учреждения, обла­давшего хотя и небольшими законодательными правами, яв­лялся уже некоторым ограничением всевластия царя. Царизм разгонял неугодные ему думы, ограничивал избирательные права народа, но вынужден был снова созывать Думу, ибо уничтожить ее было уже невозможно. Страна пробудилась к политической жизни. Дума была ареной активной политичес­кой борьбы общественных движений, политических партий дореволюционной России. Она стала той силой, которая подталкивала самодержавие к самореформированию. Но не­способность самодержавия к реформам, а также первая ми­ровая война привели царизм к гибели.

По мнению О.Г. Байхаловой , изучение думского пе­риода показывает, что становление парламентаризма в России не могло пойти путем использования образца ев­ропейского парламентаризма, потому что в России демок­ратические свободы были крайне ограничены, а то и вообще отсутствовали. Российский либерализм не был столь решительным, как европейский, так как буржуа­зия России была экономически, а значит и политически зависима от царизма.

На развитие российского парламентаризма большое влия­ние оказали все классы и общественные слои. Во всех четы­рех думах (в разном соотношении) преобладающее положе­ние среди депутатов занимали представители трех обществен­ных слоев России: поместного дворянства, верхов городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в думу свои навыки общественных дискуссий. Дворянство – опыт рабо­ты в земствах; интеллигенция – опыт научных дискуссий, работы с молодежью; крестьянство – опыт общинного само­управления. Среди членов Думы было много адвокатов, в том числе и знаменитости начала XX века, такие как Ф.И. Плевако, В.А. Маклаков.

Конечно, в думской деятельности было немало недо­статков. В Думу вносилось больше законопроектов, чем она могла рассмотреть, комиссии были чересчур многочис­ленными. Дума тонула в собственном многословии. Че­реда думских скандалов удручающе воздействовала на со­временников. Ведь гласность и открытость не всегда при­ятны на вид, и некоторые их стороны производят шоки­рующее впечатление, тем более что деятельность Думы, конечно, была далека от совершенства. На ней, несом­ненно, сказывались и антидемократические нормы «Уч­реждения Государственной думы» и консервативные на­строения думского большинства в Ш и IV Думах. Неко­торые демократические тенденции, начинавшие развивать­ся в I и II Думах, в дальнейшем были вытеснены. Тем не менее, учредившийся с созданием Думы открытый поря­док обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за государственными, финансовыми действи­ями властей – все это способствовало политическому про­свещению народа, развитию традиций гласного решения важнейших государственных вопросов.

Была ли Государственная дума настоящим парламентом? Этот вопрос вызван как стремлением на основе исторического опыта лучше понять роль и место Государственной думы в современной России, так и суждениями некоторых авторов о больших возможностях, которые открывались перед этим представительным учреждением в деле политического пере­устройства Российской империи.

По мнению исследователя В.А. Сущенко , действительная история существования четырех Государственных дум в начале XX в. не дает оснований для подобных выводов. Брошенная премьер-министром Коковцовым при открытии III Государ­ственной думы фраза: «Слава Богу, у нас нет парламента!» довольно точно отражала реальное положение дел. Вплоть до крушения старой России в ней не было ни настоящего пар­ламента, ни настоящей конституции, ведь «Манифест», чьи положения к тому же неоднократно попирались, был добро­вольным пожалованием царя. Эта неспособность самодержа­вия мирно конституироваться в парламентскую монархию стала одной из причин крушения царского режима и гибели старой России.

России потребовалось долгих 76 лет, чтобы возродить прак­тику парламентаризма. В 1993 году, в декабре, прошли все­общие, равные выборы на многопартийной основе в высший законодательный орган власти. С 1994 г. начала свою работу V Государственная дума. Таким образом, были продолжены традиции русского парламентаризма, которые необходимо возрождать заново.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX в.: Учебное пособие. – Издание второе. – М.: Право и закон, 2001. – С. 318–327. (800 с.)

ВВЕДЕНИЕ

Одной из характерных черт философских исследований последнего десятилетия является возросший интерес к методологическим и гносеологическим проблемам прикладных наук, выяснению их природы, специфики и функций. Он обусловлен прежде всего современной научно-технической революцией, вызвавшей глубокие, качественные изменения в системе научного знания.

Среди большого числа выдвинутых в этой связи проблем видное место занял и философский анализ особенностей технических наук и факторов их развития. Следует заметить, что первые попытки рассмотрения содержания понятийного аппарата, социальных функций, методов технических наук были предприняты в нашей стране специалистами еще в начале тридцатых годов в связи с решением задач индустриализации народного хозяйства. Но начало собственно философского анализа технических наук относится к концу шестидесятых годов 1 . С тех пор произошел заметный рост числа публикаций, теоретических конференций, количества исследователей технических наук 2 . Поэтому выяснение генезиса технического знания, его оснований в известной мере опирается на общепринятые, установившиеся решения многих методологических проблем. Это обстоятельство способствует также преодолению трудностей, обусловленных отсутствием «писаной» истории технических паук.

В данной статье рассматриваются исторические предпосылки и основные этапы развития технических наук. При этом мы отвлекаемся от многих деталей и зигзагов исторического процесса, руководствуясь принципом единства исторического и логического, по которому действительный исторический процесс в каждом своем моменте рассматривается «в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости, своей классической формы» 3 .