Что такое тип верховной власти. Отрывок, характеризующий Верховная власть

  • 03.08.2019
Читайте также:
  1. II. По принадлежности к государственной власти выделяют теории плюралистической демократии, элитарные и технократические.
  2. III. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет власть непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления.
  3. IV. Среди форм осуществления государственной власти видное место занимают правовое регулирование и государственный контроль.
  4. А. Адлер считал, что стремление к власти порождается страхом. Кто боится людей, видит необходимость властвовать над ними.
  5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ.
  6. Акты Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Верховная власть Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.

Верховная власть имеет следующие основные признаки, вытекающие из ее принципиального содержания и государственного значения:

  • Единство (неделимость) . "Государственная власть всегда одна и, по существу своему, не может допустить конкуренции другой такой же власти в отношении тех же лиц, на пространстве той же территории ." Принцип разделения властей распространяется на государственные органы, подчинённые верховной власти, которая делегирует им соответствующие полномочия (законодательные, исполнительные, судебные и т. д.).
  • Неограниченность . Юридическое подчинение носителя верховной власти какой-либо внешней силе (другому государству, надгосударственному образованию) означает переход верховной власти к этой силе.
  • Полнота . В государстве отсутствует какая-либо власть, не подконтрольная верховной.
  • Постоянство и непрерывность . Прекращение существования верховной власти равносильно исчезновению самого государства (утрате им независимости). Смена типа верховной власти возможна не эволюционным, а лишь революционным путём - через ликвидацию старого государственного строя и учреждение нового.
  • Носитель верховной власти называется сувереном. В зависимости от его природы выделяется три исторических типа верховной власти (впервые выделены Аристотелем):
  • Монархическая - верховная власть сосредоточена в руках одного лица.
  • Аристократическая - верховная власть принадлежит знати.
  • Демократическая - верховная власть принадлежит народу.

· Законодательная власть- власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием , в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).



· Исполнительная власть- один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России - организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

· Судебная власть Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка, а её государственная природа - обязанностью государства этот порядок поддерживать. Судебная власть возникает в силу необходимости и обязанности государства трактовать свою волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования. Сохранение всеобщего и универсального значения права как социального регулятора требует обеспечения правовой реальности в случае спора о самом праве. Возможность и обязанность определить, что является правом в случае спора об этом в индивидуальном правоприменении, составляет основу судебной власти, определяет её место и роль в системе разделения властей, а так же политических акторов, образует уникальный властный ресурс судебной власти.

  • Политическая власть способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
  • Управленческая власть
  • Публичная власть- это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.
  • Символическая власть способность формировать или изменять категории восприятия и оценки социального мира, которые в свою очередь могут оказывать непосредственное влияние на его организацию. Основным источником символической власти является символический капитал. Также важным условием эффективности символической власти является адекватность описания действительности.

4. Государство - это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):

  • Наличие руководства (аппарат управления):
    • президент (правительство),
    • парламент,
  • Управление и планирование:
  • Собственность (ресурсы):
    • территория,
    • население,
    • государственная казна,
    • границы и т. д.
  • Наличие подчиненных организаций:
  • Наличие государственного языка (языков).
  • Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо).
  • Публичная власть.
  • Гражданство.
  • Государственные символы.

Типология государств - это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

1. Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в XIII веке, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт не непосредственной Божественной воли, а последствий грехопадения первозданных людей. Люди нуждались в общественном противодействии порокам и потому стали устанавливать законы, ограничивающие зло и поддерживающие добро. Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется (санкционируется) Богом. Поэтому каждый обязан подчиняться государственной власти во всём, что касается земного порядка

Государство и верховная власть: сущность понятий

С целью детального определения и анализа государственно-обязательных отношений нужно определиться, что есть государство.

Определение 1

Государство - это организация политической власти, которая, располагая особым механизмом управления, правит обществом и обеспечивает в нем стабильность и порядок, защищает его от внешней угрозы.

Исторически понятие государства определяется как социальная организация, обладающая властью над людьми, живущими на данной территории, ограниченной территориально границами, а также обеспечивая им блага и нормальную жизнедеятельность.

Среди функций, которые выполняет государство - это внутренние, такие как социальные, стабилизационные, хозяйственные, координационные, а также внешние, важные из которых - обеспечивать оборону и налаживать международное сотрудничество. Государство является официальным представителем всех его членов, называемых гражданами. По формам правления государства подразделяются на президентские, парламентские и смешанные республики, а также на абсолютные и конституционные монархии. По формам государственного устройства государства бывают унитарными, федерациями и конфедерациями.

Структурировано государство представляет собой сеть организаций и учреждений, разделенных на три ветви власти, а именно - судебную, законодательную и исполнительную.

Определение 2

Верховная власть - это главенствующая власть в государстве, которая принадлежит высшим его органам и является основой их полномочий.

Власть государства становится верховной, т. е. суверенной в отношении всех лиц и организаций внутри страны, а также в отношении к другим государствам становится автономной и независимой.

Данная власть является высшей, самой главной и господствующей, которая разделяет народ на правительство и подчиненных.

Ключевые признаки верховной власти

Вытекая из самого определения государства и взаимоотношений верховной власти с другими представителями политического союза, признаками верховной власти являются:

  • единство;
  • полнота и неограниченность;
  • постоянство и непрерывность.

Верховная власть в государстве - единая. Это понятие исходит из понятия о государстве как едином целом. При наличии двух волеизъявлений, противоречащих друг другу, каждое будет принадлежать не единому государству, а только его части, а это значит, что каждая часть будет определять отдельное государство. Подобное случается в сложных государственных строях, когда верховная власть распределяется между отдельными областями и единым союзом. В случае, если отличные, но зависящие друг от друга воли объединяются соглашением, то последнее и будет являться верховной волей. В таком случае совокупность органов обладает верховной властью.

Государственная власть, организованная должным образом, для реализации своих функций всегда обладает объединенными задачами, целями и направлениями работы, которые полагаются на задачи и цели, имеющиеся перед державой и живущем в ней населением. Также единство государственной власти выражается еще и наличием единого источника в качестве главенствующей группы общества, интересы и волю которых она в первую очередь выражает.

Для достижения данных задач и целей требуется единство и согласованность всех органов и звеньев системы государственной власти и их координации. Для этого нужен единственный управленческий центр, работающий над согласованностью и связью между разнообразными государственными структурами, а также определяющий и контролирующий правовое, организационное и функциональное единое звено в организации работы государственного аппарата.

Верховная государственная власть распространяется на всю территорию, обозначенную определенными границами, государства и является везде в ней присущей.

Являясь звеном законов, характеризующих обязанности и права населения, данная власть считается абсолютной и не подвергается нарушению, ей необходимо полностью подчиняться. В государстве должна отсутствовать любая другая власть, которая не контролируется и не подчиняется верховной.

Как неотъемлемый атрибут государства, верховная власть характеризуется, в том числе, постоянством и непрерывностью. Имеется в виду, что суть власти всегда непрерывна, хоть и физические лица, обладающие ею, могут меняться, то есть на последователя от предшественника переходят все права и обязанности.

Неограниченностью верховной власти является то, что обладатель данной власти полностью подчинен ей с юридической точки зрения. Юридическое повиновение иному внешнему проявлению силы, например другому государству, указывает на переход к этой силе верховной власти. Верховная власть является властью государственной, и она не зависит ни от какой иной власти.

Верховная власть в государстве постоянна и непрерывна. Если в государстве прекращает существовать верховная власть, это может означать исчезновение данного государства, то есть потерю им независимости. Устранение прежнего государственного правления возможно лишь революционным путем, а не эволюционным, и будет означать смену типа верховной власти, то есть учреждения нового государственного строя.

Типы верховной власти

Определение 3

Лицо (или группа лиц), обладающее в течение неограниченного срока полной, без каких-либо ограничений и условий верховной властью в государстве, называется сувереном.

Данное значение ввёл в науку французский юрист и политик Жан Боден.

Обозначенные впервые Аристотелем, в зависимости от суверена, исторически выделяют три типа верховной власти:

  1. Монархия - форма управления государством, в которой верховная власть полностью принадлежит одному правителю, чаще всего получающему свой пост по наследству.
  2. Аристократия - форма управления государством, где верховная власть принадлежит привилегированному пласту населения: аристократии и знати.
  3. Демократия - форма управления государством, в основе которой верховная власть принадлежит большинству граждан, свободно и коллективно выражающим свою волю.

Существовавшие ранее и существующие по сей день формы государств можно причислить к одному из выше представленных типов правления. В современном мире в подавляющем множестве стран учрежден демократический тип верховной власти (даже в странах с конституционной монархией).

Функции верховной власти

Верховная власть не представляет собой группу отдельно взятых полномочий, у неё есть связующее единство, так как верховная власть едина, как и само государство. Власть государства, благодаря его самостоятельности, может реализовываться во многих областях общественной жизни человека и прибегать к разного рода господству на людьми. Однако можно обозначить самые важные функции верховной власти и разграничить их разные формы, где она демонстрирует свою деятельность.

Таких функций три:

  • законодательная;
  • судебная;
  • правительственная.

Законодательной деятельностью верховной власти определяется установление определенных юридически обоснованных норм, определяющих порядок жизнедеятельности страны.

Судебной деятельностью является охрана от нарушения юридических норм и законов.

Правительственная деятельность верховной власти заключается в исполнении норм, указанных в законах, а также в разрешении вопросов не предусмотренных законодательством. Данная деятельность является необходимой, так как даже при развитом законодательстве, закон всего предусмотреть не может.

14 марта 2017 года на расширенном заседании фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Российской Федерации спикер В.Володин, вступив в полемику с министром сельского хозяйства А.Ткачевым, сказал:

Александр Николаевич, они [депутаты] и есть власть, вы перепутали немного. Источник власти - народ, а депутаты - это представители.

Статья 3:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

При этом можно констатировать весьма важные юридические и политические коллизии Конституции Б.Ельцина:

1. Ликвидировав ВС РФ и съезд народных депутатов указом №1400 от 21 сентября 1993 года, Б.Ельцин узурпировал власть в руках Государственной Думы и Совета Федерации, так как народу оставлены лишь две возможности самовыражения – через партийные и одномандатные выборы, где кандидаты почему – то указывают свою принадлежность к партиям, и референдум, чьи решения некому утверждать, так как не существует Конституционного собрания.

2. Согласно статье 13 часть 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», однако партия «Единая Россия» открыто признает себя «партией власти, ответственной за все происходящее в России», имеющей большинство в Парламенте. Следовательно, идеология «Единой России» является государственной идеологией, что запрещено Конституцией РФ.

3. Государственная Дума формируется по партийному признаку, но нигде в Конституции об этом нет ни слова, кроме того, что партии, движения, союзы и прочие объединения граждан могут выдвигать своих представителей на выборы депутатов ГД РФ. Налицо прямая узурпация власти по идеологическому и партийному признаку.

4. В статье 9 часть 1 сказано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», очередной юридический казус: народы, проживающие на данной территории владеют землей и недрами или нет? Если владеют, то приватизация предприятий и недр может происходить только с разрешения народов, проживающих на этой территории. Если нет, то государство должно платить ренту народам, проживающим на той территории, недра и земля которой приватизированы полностью или частично.

5. Конституция от 1993 года таковой не является, так как на референдуме принимается только проект Конституции, который затем должен быть утвержден Конституционным собранием, но нет ни Конституционного собрания, ни самой утвержденной Конституции. Соответственно, переходный период, на который было отведено 2 года, затянулся на 24 года и все современные органы власти имеют временный характер переходного периода, согласно статьи 135 часть 3: «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации», поэтому утверждение II раздела Конституции 1993 года: «Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования» входит в противоречие со статьей 135 и может быть признано юридически ничтожным.

Для преодоления узурпации власти, спикеру Государственной Думы Российской Федерации В.Володину нужно всего лишь: 1. Созвать Конституционное собрание, которое по своей форме является съездом народных депутатов, 2. Утвердить Конституцию 1993 года, тем самым отменив временный характер нынешних органов власти переходного периода. Но В.Володин вряд ли пойдет на такой шаг, так как съезд представляет опасность для тех, кто хотел бы, прикрываясь именем народа, и дальше творить настоящее беззаконие под сенью несуществующей, юридически ничтожной Конституции. Впрочем, для В.Володина данный шаг может сделать его председателем возрожденного Верховного Совета – высшей представительной власти в России, наделенной полномочиями Съезда народных депутатов, который в состоянии отменить пост президента и изменить основы государственного строя, не прибегая к восстаниям, переворотам и прочим методам узурпации власти, чем был так славен ХХ век. И если, по слову В.Володина, депутаты Государственной Думы – это власть в России, то никто не может помешать народной власти в лице Государственной Думы инициировать процесс созыва Конституционного (Учредительного) собрания для легитимизации власти в России: либо существующей Конституции, либо восстановив подлинное народовластие путем наделения высшими формами народного представительства Верховный Совет и Съезд народных депутатов. И необходимость подобного шага диктует положение России, критичность ее экономического развития. Если все оставить как есть, то самое ближайшее будущее может внести такие коррективы, что исправлять что – либо будет уже поздно.

И если в России все так плохо с нелегитимной Конституцией и фактической узурпацией власти со стороны политических партий, чья идеология снова стала руководящей, то как обстоит дело в братских республиках бывшего СССР: на Украине, в Белоруссии и в Казахстане?

В Конституции Украины, принятой на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года, с изменениями от 08 декабря 2004 года, закреплено несколько важных функций государственной власти:

Статья 5. Украина является республикой. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами.

Статья 9. Заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины.

Статья 13. Земля, ее недра, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности Украинского народа.

Статья 140. Местное самоуправление является правом территориальной громады - жителей села или добровольного объединения.

Итак, в отличие от России, Украина имеет республиканскую форму правления, высшей представительной властью народа обладает Верховная Рада (Совет), которая утверждает Конституцию и референдумы. Земля и недра принадлежат народу, а местное самоуправление состоит частью государственного управления. При этом понятия съезда народных депутатов нет, но этого понятия не было в Конституции УССР от 1978 года, когда существовал общесоюзный съезд и не было нужды в республиканских съездах, где руководили партийные органы и ВС. Но дальше наступает полная тождественность с российской действительностью: отсутствие государственной идеологии, формирование ВР по партийному принципу, независимость Национального банка, отсутствие народного волеизъявления, иначе, как только через выборы и референдум, то есть либеральная демократия одержала полную победу на всем пространстве уничтоженного СССР. Снова сталкиваемся с узурпацией государственной власти и народной собственности партийными депутатами. Снова власть принадлежит не народу, а политическим партиям, никакого отношения не имеющих к нуждам и чаяниям народа, ибо любая политическая партия занята, прежде всего, борьбой за власть и воспроизведением самой себя, а не заботой о стране и народе, что было доказано ЦК КПСС в прошлом веке. Отмена 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли партии, снова вылилось в узурпацию власти по партийному признаку.

Конституция республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года):

Статья 4. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Статья 13. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Статья 117. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов.

Статья 138. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента.

Все тоже: Национальный банк независим, волеизъявление народа возможно только через выборы и референдум, международное право является частью национального права, никакая идеология не является общегосударственной. Отличия: президент и двухпалатный Парламент наделены правом изменять Конституцию, даже без необходимости созыва Съезда народных депутатов, который отсутствует, как понятие высшей власти народа. Налицо узурпация власти нелегитимными органами управления, переходный период в 2 года для временных институтов власти, растянувшийся до сегодняшнего дня. Собственность государства манипулируется по желанию А.Г.Лукашенко и пулом его приближенных друзей, где псевдосоциализм оплачивается российской казной настолько преизобильно, насколько позволяет руководство Кремля.

Конституция республики Казахстан (Принята на референдуме 30 августа 1995 года. Внесены изменения и дополнения 7 октября 1998 года, 21 мая 2007 года, 2 февраля 2011 года):

Статья 2 1. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.

Статья 3 2. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы.

Статья 4 3. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно.

Статья 6 3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности.

Статья 49 1. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции.

Статья 53 1. Парламент на совместном заседании Палат по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию.

Статья 85 Местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами (маслихатами).

Отличие в том, что Национальный банк Казахстана принадлежит государству и подчиняется непосредственно президенту. Итак, Российская Федерация имеет смешанный парламентско – президентский способ правления, Украина – республиканский, а Белоруссия и Казахстан – ярко выраженную президентскую форму правления. Отличия могли бы быть и больше, если бы не главное – узурпация государственными органами власти народного волеизъявления, когда народ равноудален от осуществления своей власти во всех республиках бывшего СССР. Становится понятна главная роль Б.Ельцина, которому по праву поставлен памятник в Екатеринбурге в виде Ельцин – центра, это разрушение прежней государственности СССР, от народовластия (пусть и под гнетом ЦК КПСС) до государственной собственности, которая, хотя бы и признается таковой в некоторых республиках, но на деле узурпирована группой управленцев – несменяемых руководителей суверенных республик. И везде практически одинаковые положения в национальных конституциях, которые предоставляют неограниченные возможности президентам и парламентам по узурпации власти народа, лишенного собственного голоса. Влиять, как показала практика 25 – летия либерализма, на власть через посредство выборов или референдумов, нельзя и является полнейшей политической утопией, ибо партийная власть в стране никогда не допустит даже намека на конкуренцию самой себе.

Но у любого парламента в любой республике есть уникальный шанс вернуть народовластие и легитимность органам власти – это собрать народных депутатов, не по партийной принадлежности, а по территориальной, для легитимности Конституции, вполне возможно, что измененной, легитимности органов власти, которыми должны быть Верховный Совет и Съезд народных депутатов, а также для приведения в конституционный порядок разрушенной целостности государства, его земли, недр и вод. Никто не может отменить действия парламента по созыву Учредительного собрания, как высшего выражения народной воли и народной власти, принадлежащей ему по праву территориального единства. Так как в противном случае, действия, блокирующие созыв Учредительного (Конституционного) собрания (Съезда) должны быть расценены как государственный переворот. Со всеми вытекающими последствиями.

Ипатьев К.Ф.(майор ГРУ в отставке)

http://mayoripatiev.ru/1489589847

КАКУЮ ВЛАСТЬ МЫ ВЫБИРАЕМ?

Когда мы говорим или пишем о власти, всегда необходимо понимать о какой власти идет речь. Но прежде всего необходимо уяснить что такое государство? Перечисляя признаки государства русский юрист, историк, философ Борис Николаевич Чичерин (1828-1904гг.) писал:

1. Государство есть союз.

2. Союз целого народа .

3. Оно непременно имеет территорию .

4. Оно имеет единый закон .

5. В нем народ становится юридическим лицом.

6. Оно управляет верховной властью.

7. Цель его - общее благо.

Обобщая Б.Чичерин пишет: "Государство представляет организацию народной жизни, сохраняющейся и обновляющейся в непрерывной смене поколений". Учитывая рост национального самосознания народов населяющих все страны мира и перемены произошедшие за последние сто лет, определение государства должно быть следующим: "Государство - союз национальностей, основанный на общечеловеческом принципе СПРАВЕДЛИВОСТИ, под соответствующий ему верховной властью".

Самым сложным для понимания является проблема выявления типа верховной власти конкретного государства и системы управления. В каждом государстве присутствует одновременно верховная власть и власть управительная. По формулировке Б. Чичерина верховная власть "едина, постоянна, непрерывна, державна, священна, нерушима, безответственна, везде присуща, и есть источник всякой государственной власти". "Совокупность принадлежащих ей прав есть полновластие (Machtvolkommenheit - всемогущество силы), как внутреннее, так и внешнее. Юридически она ничем не ограничена. Она не подчиняется ничьему суду, ибо если бы был высший судья, то ему бы принадлежала верховная власть. Она -верховный судья всякого права... Словом, это власть в юридической области полная и безусловная. Эта полнота власти называется иногда абсолютизмом государства в отличие от абсолютизма князя. В самодержавных правлениях монарх потому имеет неограниченную власть, что он единственный представитель государства как целого союза. Но и во всяком другом образе правления верховная власть точно так же не ограничена... Это полновластие неразлучно с самим существом государства".

Возражая на мнение о возможности ограничения верховной власти, Чичерин отвечает: "Всякие ее ограничения могут быть только нравственные, а не юридические. Будучи юридически безграничною, верховная власть находит предел как в собственном нравственном сознании, так и в совести граждан".

Более 2000 лет тому назад Полибий так описывал круговорот верховных властей: "В обществе еще не благоустроенном или пришедшем в расстройство ВЛАСТЬ составляет удел СИЛЫ. Но в столкновениях между людьми неизбежно вырабатываются понятия о честном, бесчестном, справедливом, несправедливом. Главы и старейшины стараются управлять скорее правосудием, чем силой. Такие-то популярные своим правосудием лица создают МОНАРХИЮ. Она держится пока сохраняет свой нравственный характер. Теряя его, она вырождается в ТИРАНИЮ. Тогда является необходимость в низвержении тирана, что и производится лучшими, влиятельнейшими людьми. Наступает эпоха АРИСТОКРАТИИ. Конец аристократии является тогда, когда она вырождается в ОЛИГАРХИЮ, протестом против которой является власть народа - ДЕМОКРАТИЯ. Ее вырождение, в свою очередь, создает невыносимую ОХЛОКРАТИЮ, господство толпы, которое снова приводит общество в хаос. Тогда спасением является снова восстановление ЕДИНОВЛАСТИЯ".

История человечества выработала всего три простых формы верховной власти: монархия, аристократия и демократия. Искушенный читатель заметит, что существует конституционная монархия. Она как бы объединяет два простых принципа верховной власти: монархию и демократию. К примеру, в Великобритании королева осуществляет власть монарха, а конституция выражает и осуществляет власть народа. Против подобных заблуждений выступал еще Жан Жак Руссо:

"По той же причине, по какой Souverainete (Верховная власть) неотчуждаема, говорит он,- она и неделима (indivisible, то есть едина)". Закон, объясняет он, есть воля этого Souverain. Наши политики, язвительно замечает он по адресу уже зародившихся конституционалистов англоманской школы Монтескье, не имея возможности разделить Верховную власть в принцип, разбивают ее в проявлениях и делают из Souverain фантастическое существо, в роде того, как если бы составить человека из нескольких тел, из которых одно имеет только глаза, другое только руки, третье ноги и больше ничего. Руссо не только надсмехается над этими "японскими фокусниками", но и прямо заявляет, что их ухищрения происходят от недостатка точности наблюдения и рассуждения. Только в правительстве (в системе управления государством) Руссо допускает, да и то с оговорками, "смешанные" формы власти, именно в видах их взаимного ограничения. Разделяя на различные ветви власти и ограничивая их верховная власть лишь обеспечивает еще более собственное самодержавие. Поэтому английская конституционная монархия является самой обычной демократией - властью народа.

Из ясно понимаемого того факта, что Закон - есть выраженная воля Верховной власти, вытекает простой постулат: ЗАКОН - ПРОИЗВОЛ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ. Когда нас убеждают: "Необходимо жить по существующим законам", - для граждан необходимо понимать истинная ли власть установила этот ПРОИЗВОЛ, или отдельные группы обманом и силой узурпировали исполнительную и законодательную власти государства и пекут законы, не считаясь с интересами граждан. Призыв жить по законам в таком демократическом государстве преступен по отношению к большинству граждан, поскольку эти законы выражают интересы узурпировавших власть кланов и небольших групп населения. Такая верховная власть представляет вырожденную форму демократии - ОХЛОКРАТИЮ, которая требует срочной замены. Ведь ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВА - ОБЩЕЕ БЛАГО.

В том, что мы живем в демократическом государстве, сегодня ни кто не сомневается. Следовательно, верховная власть в России должна принадлежать ее гражданам. Какую же власть мы выбираем? Почему говорят о разделении власти на исполнительную, законодательную и судебную? И президент с правительством, и парламент, и судебная система - все они являются различными частями УПРАВЛЯЮЩЕЙ ВЛАСТИ. Фактически, все они чиновники, которых мы, граждане России, нанимаем (избираем) для выполнения основной функции государства - обеспечения стабильности и спокойствия в государстве. Но почему так много желающих "порулить" объявляется каждый раз, когда проходят очередные выборы во всех "демократических" государствах? Причина заключается в том, что Souverain-народ ни в одной самой "демократической" стране сегодняшнего мира никогда не осуществлял и не осуществляет ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ. Согласно философскому словарю: "Власть - в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия".

Теперь давайте попробуем разобраться, есть ли у народа при существующих демократических режимах возможность воздействовать на деятельность или поведение людей осуществляющих власть в государстве и принимающих законы? Все контакты власть придержащих с народом заканчиваются после голосования. Вопреки мнению граждан СССР он был ликвидирован, не спрашивая мнения жителей России была проведена приватизация, нет ни одного гражданина в нашей стране согласного с нынешними законами по налогообложению, но они действуют и разрушают экономику страны, и такие примеры можно приводить до бесконечности. Следовательно, раз Souverain-народ не оказывает прямое воздействие на правителей, мы имеем вырожденную форму демократии - ОХЛОКРАТИЮ. Власть во всех современных охлократических странах узурпирована небольшой кучкой людей, через СМИ оболванивающих своих граждан и осуществляющих реальное господство в этих странах, подменяя Souverain-народ. Стремление во власть в охлократических государствах так заманчиво потому, что фактически нанимаемые народом через выборы чиновники не несут никакой ответственности перед Souverain-народом за свои действия и принимаемые решения или законы. Самое страшное наказание для самого недобросовестного "народного" избранника - это не быть избранным на следующий срок для исполнения властных полномочий. Материальная же выгода нахождения во власти несоизмеримо велика в отличии от вклада данных лиц в строительство общества.

Чтобы осуществлять в государстве реальную демократическую верховную власть , Souverain-народ должен напрямую поощрять или наказывать своих представителей за ту деятельность, которую они осуществляют на избранных должностях. Необходимо создать механизм непосредственного воздействия граждан на органы избираемой власти и конкретных ее представителей. Сегодня же у любого работодателя в самом маленьком "ООО" власти по отношению к своим сотрудникам неизмеримо больше, чем у Souverain-народа по отношению к чиновникам. Поощрять и наказывать должны непосредственно граждане страны, чтобы любой орган УПРАВЛЯЮЩЕЙ ВЛАСТИ знал и понимал, что за действия ухудшающие или улучшающие жизнь жителей государства или любого самого маленького села последует либо наказание, либо поощрение.

Для осуществления в полном объеме ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ государством Souverain-народом мы предлагаем принять на референдуме законы прямого действия, которые предусматривают оценку деятельности властей за определенный период и поощрение либо наказание за эту деятельность. Согласно этим законам во время выборов властей на очередной срок одновременно должен проводится референдум по которому избирателями будет принято решение о наказании или поощрении представителей избираемой власти за деятельность в предыдущем периоде. Проекты таких законов по оценке деятельности Государственной Думы РФ и глав субъектов федерации предложены ниже. Ответственность власти перед избирателями - основная идея этих законов.

"ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - основа эффективного управления!"

ЗАКОН

Новосибирской области

"Об оценке деятельности Администрации"

Настоящий Закон устанавливает меры ответственности главы Администрации Новосибирской области, руководителей всех департаментов, комитетов и начальников отделов, глав администраций районов области, их заместителей и начальников отделов районной администрации и органов местного самоуправления (мэрия г. Новосибирска) перед жителями области.

Глава 1. Общие положения

Статья1. Целью Закона является предоставление жителям Новосибирской области возможности поощрить или наказать Администрацию области и местного самоуправления за исполнение ею обязанностей по обеспечению конституционных прав и свобод граждан на достойную и обеспеченную жизнь.

Статья 2. Ухудшение жизни населения области, выраженное в сокращении рождаемости, сокращении средней продолжительности жизни, уменьшении количества введенного в строй жилья, превышении смертности над рождаемостью, увеличении безработицы или сокращении реальных доходов населения по отношению к предыдущему периоду деятельности Администрации, является преступлением против него.

Статья 3. Улучшение жизни населения области, выраженное в увеличении рождаемости, увеличении средней продолжительности жизни, увеличении естественного прироста населения, увеличении объемов сданного в эксплуатацию жилья, сокращении безработицы и увеличении реальных доходов населения по отношению к предыдущему периоду, является подвигом.

Статья 4. В случае ухудшения жизни народа (статья 2) преступниками являются все представители областной Администрации Новосибирской области и органов местного самоуправления.

Статья 5. В случае улучшения жизни народа (статья 3) все руководители Администрации области и местного самоуправления, перечисленные в преамбуле Закона, заслуживают особого поощрения.

Глава 2. Оценка деятельности Администрации

Статья 6. Оценка исполнительной власти за период ее деятельности дается всеми избирателями Новосибирской области путем референдума. Суд осуществляется во время выборов главы исполнительной власти области.

Статья 7. В течение очередной избирательной компании органы исполнительной власти через средства массовой информации доводят до населения изменение интегральных показателей уровня жизни населения (статья 2) за прошедший период деятельности исполнительной власти в сравнении с предыдущим периодом.

Статья 8. Во время голосования за кандидата на очередной срок деятельности Администрации области избиратели получают бюллетень в котором содержится два пункта: "Администрация достойна поощрения" и "Администрация достойна наказания". Избиратель вычеркивает один из пунктов или оставляет бюллетень без изменения.

Статья 9. Если более 50% зарегистрированных избирателей вычеркнут пункт "Администрация достойна поощрения" и оставят пункт "Администрация достойна наказания", то все представители областной администрации - преступники.

Если более 50% зарегистрированных избирателей вычеркнут пункт "Администрация достойна наказания" и оставят пункт "Администрация достойна поощрения", то Администрация области поощряется.

Если более 50% зарегистрированных избирателей не набирается ни по одному пункту, то решение считается одобрительным "Без отличия".

Бюллетени с вычеркнутыми обеими пунктами считаются испорченными и их число при вынесении решения вычитается из общего количества зарегистрированных избирателей.

Глава 3. Наказание и поощрение.

Статья 10. Если избиратели выносят вердикт "Администрация достойна наказания", то в течение двух месяцев после официального объявления результатов Областной избирательной комиссией все перечисленные в преамбуле руководители снимаются со своих должностей и отправляются на общественные работы по представлению отделов занятости с выплатой заработной платы в размере минимальной пенсии, установленной Российским законодательством, сроком на пять лет.

Статья 11. Исполнение приговора по статье 10 откладывается на срок депутатских полномочий, если кто-либо из лиц, на которое распространяется наказание, является депутатом любого органа законодательной власти. Наказание вступает в силу со дня истечения депутатских полномочий и длится в течение следующих пяти лет.

Статья 12. Если избирателями вынесен вердикт "Администрация достойна поощрения", то все представители Администрации достойны поощрения. Меры поощрения вырабатываются законодательным органом области и должны быть реализованы не позднее трех месяцев после принятия решения о поощрении.

Статья 13. Преступление по данному Закону не имеет срока давности. По инициативе законодательной или исполнительной власти исполнительная власть любых прошлых лет по вновь открывшимся обстоятельствам может быть вновь представлена на суд избирателей и по получении от него другого вердикта либо реабилитирована и награждена, либо лишена званий и наказана.

Глава 4. Неотвратимость исполнения воли народа.

Статья 14. Уклонение от суда народа или исполнения его приговора - особо опасное преступление. Наказание за него - пять лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Статья 15. Если Администрация области и местного самоуправления путем законодательных ухищрений либо снятия с себя полномочий досрочно, либо отстранения под воздействием любой силы попытается уклониться от суда народа, то все перечисленные выше чиновники через два месяца после истечения официального срока окончания полномочий главы администрации без суда избирателей становятся преступниками и подлежат наказанию (статья 10).

Статья 16. Если любой член Администрации попытается избежать наказания самостоятельно, он должен быть разыскан соответствующими государственными органами, где бы он ни находился, и наказан (статья 14).

Статья 17. Ни одно юридическое и физические лица не имеют право принимать на работу, оказывать материальную помощь в любых видах лицам понесшим наказание по статье 10 в течение исполнения срока наказания. Юридические и физические лица осуществляющие материальную помощь либо напрямую, либо через подставных лиц в течении исполнения наказания подлежат лишения лицензий по всем видам их деятельности.

Глава 5. Условия изменения данного Закона

Статья 19. Данный Закон принимается на референдуме и любые изменения и дополнения могут быть внесены в него только посредством референдума.

ЗАКОН

Российской Федерации

"Об оценке деятельности депутатов всех уровней "

Настоящий Федеральный закон устанавливает меры ответственности депутатов перед избирателями.

Глава 1. Общие положения

Статья1. Целью Закона является предоставление народу России возможности поощрить или наказать представительной законодательной власти за исполнение ими обязанностей по обеспечению конституционных прав и свод граждан на достойную и обеспеченную жизнь.

Статья 2. Ухудшение жизни народа выраженное в сокращении рождаемости, сокращении средней продолжительности жизни, уменьшении количества введенного в строй жилья, превышение смертности над рождаемостью или сокращение реальных доходов населения по отношению к предыдущему периоду деятельности законодательной власти является преступлением против него.

Статья 3. Улучшение жизни народа выраженное в увеличении рождаемости, увеличении средней продолжительности жизни, увеличении естественного прироста населения, увеличении объемов сданного в эксплуатацию жилья и увеличении реальных доходов населения по отношению к предыдущему периоду - является подвигом.

Статья 4. В случае ухудшения жизни народа (статья 2) преступниками являются все представители законодательного органа.

Статья 5. В случае улучшения жизни народа (статья 3) героями являются все представители законодательного органа.

Глава 2. Оценка деятельности депутатов

Статья 6. Оценка законодательной власти за период ее деятельности дается всеми избирателями путем референдума. Суд осуществляется во время выборов депутатов законодательной власти.

Статья 7. В течение очередной избирательной компании органы исполнительной власти через средства массовой информации доводят до населения изменение интегральных показателей уровня жизни населения (статья 2) за прошедший период деятельности законодательного органа.

Статья 8. Во время голосования за кандидатов на очередной срок деятельности законодательного органа избиратели получают бюллетень в котором содержится два пункта: "Достоин поощрения" и "Достоин наказания". Избиратель вычеркивает один из пунктов или оставляет бюллетень без изменения.

Статья 9. Если более 50% зарегистрированных избирателей вычеркнут пункт "Достоин поощрения" и оставят пункт "Достоин наказания", то все депутаты законодательной власти - преступники.

Если более 50% зарегистрированных избирателей вычеркнут пункт "Достоин наказания" и оставят пункт "Достоин поощрения", то все депутаты законодательной власти - герои.

Если более 50% зарегистрированных избирателей не набирается ни по одному пункту, то решение считается одобрительным "Без отличия".

Бюллетени с вычеркнутыми обеими пунктами считаются испорченными и их число при вынесении решения вычитается из общего количества зарегистрированных избирателей.

Глава 3. Наказание и поощрение.

Статья 10. Если избиратели выносят вердикт "Достоин наказания", то в течение двух недель после официального объявления результатов Центральной избирательной комиссией органы МВД задерживают всех депутатов осужденного созыва и помещают их в места заключения общего режима сроком на 3 (три) года.

Статья 11. Исполнение приговора по статье 10 откладывается на срок депутатских полномочий, если депутат вновь избран на очередной срок. Наказание для данного депутата отменяется, если после следующего срока пребывания его в органе законодательной власти этому органу избирателями вынесен вердикт "Достоин поощрения", и сокращается наполовину, если вынесен вердикт "Без отличий".

Наказания по приговору суда народа не поглощаются, а суммируются.

Статья 12. Если избирателями вынесен вердикт "Достоин поощрения", то всем депутатам присваивается звание Герой России со всеми правами и льготами, дающимися этим званием.

Статья 13. Преступление по данному Закону не имеет срока давности. По инициативе законодательной или исполнительной власти законодательная власть любых прошлых созывов по вновь открывшимся обстоятельствам может быть вновь представлена на суд избирателей и по получении от него другого вердикта либо реабилитирована и награждена, либо лишена званий и наказана.

Глава 4. Неотвратимость исполнения воли народа.

Статья 14. Уклонение от суда народа или исполнения его приговора - особо опасное преступление. Наказание за него - смертная казнь.

Статья 15. Если весь законодательный орган путем законодательных ухищрений либо самороспуска, либо роспуска под воздействием любой силы попытается уклониться от суда народа, то все депутаты этого созыва через два месяца после конституционного срока суда избирателей становятся преступниками и подлежат немедленной казни.

Статья 16. Если депутат попытается избежать наказания самостоятельно, он должен быть разыскан соответствующими государственными органами, где бы он ни находился, и казнен.

Статья 17. Если исполнительные органы России по любым причинам не приведут в исполнение приговор по статьям 15 и 16 настоящего Закона, то обязанность по приведению приговора в исполнение ложится на каждого гражданина России. В отношении этих преступников гражданам России дается право действовать самостоятельно, любыми способами и в любой точке земного шара.

Статья 18. Гражданин России, приведший самостоятельно приговор по статьям 15 и 16 Закона, становится Героем России по этому Закону без каких-то либо дополнительных представлений и указов.

Глава 5. Условия изменения данного Закона

Статья 19. Данный Закон принимается на референдуме и любые изменения и дополнения могут быть внесены в него только посредством референдума.

Другой механизм для реализации ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ Souverain-народом мы предлагаем осуществлять в виде "Общественного договора". Суть предложения заключается в том, что все кандидаты на избираемые должности заключают договора, имеющие юридическую силу, с политическими партиями или общественно-политическими объединениями и с конкретными избирателями о поддержке конкретных пунктов его программы. Эти договора должны предусматривать обязательства кандидата перед избирателями и меры ответственности в случае не соблюдения этих обязательств. Для выдвижения кандидата в республиканские органы власти (президент, дума) необходимо заключение договоров не менее чем с тремя республиканскими партиями или общественно-политическими движениями и индивидуальные договора со всеми гражданами активно участвующими в избирательной кампании кандидата. При несостоятельности избранного должностного лица, организации и граждане, заключившие с ним договор, имеют право подать на него в суд и в случае признание судом факта не выполнения договора данное должностное лицо отстраняется от должности и назначаются новые выборы. В случае признание избирателями на референдуме деятельности думы или должностного лица отрицательной, политические партии, объединения и граждане, лишаются права выдвижения своих кандидатов. Форма "Общественных договоров" требует еще детальной юридической проработки, но необходимость такого инструмента для перехода от охлократического общества к демократическому не вызывает сомнения.

Александр Чвалюк

Государство как форма организации политической власти в обществе. Власть и управление.

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.

Формы осуществления государственной власти - это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - Правотворческую, Правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От Правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. Е. властная оперативная и Правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

Основные признаки государства. Верховная власть и механизм государственной власти.

Государство – это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.


1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная, опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) – понятия не тождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, и, в-третьих, общеобязательность ее указаний.

4. Право. Как система, обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет пра-вотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. .

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты – сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей.

7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, органы для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате.

8. Государственный суверенитет. Как признак государства, государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства.

Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет – это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет – это независимость во внешних делах. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество.

Механизм государства - целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства

Особый состав - государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства состоят из специально подготовленных людей

Специальные цели деятельности - фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства;

Под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия.

3. Основные концепции происхождения и сущности государства .

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.

5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.

6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

7. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и т.ж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.