Что такое гражданское общество в истории. Что означает понятие «гражданское общество»? Взаимоотношения общества и государства

  • 20.06.2020

Государство входит в институциональную подсистему политической системы, которая представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которые входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества).

Государство является политическим институтом, непосредственной целью которого является осуществление власти или воздействия на нее.

Роль государства в политической системе общества велика. Поскольку политические отношения связаны с частными и общими интересами, часто они служат причиной возникновения конфликтов, поэтому необходим специальный механизм, который бы поддерживал, укреплял отношения в обществе. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на слои, группы, классы, и является государство.

Государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения.

Именно государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения и распространяющей свою волю на всех членов общества.

Государство обладает широким набором средств воздействия на своих граждан, материальными ресурсами, позволяющими обеспечивать реализацию своей политики.

Только государство устанавливает правовые основы функционирования всей ПС и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, устанавливающие порядок создания и деятельности других политических организаций и др.

Государство выполняет интегрирующую роль в рамках ПС, являясь основным стержнем ПС.

Государство является концентрированным выражением и воплощением общества, его официальным представителем.

Гражданское общество: понятие, элементы. Взаимные обязанности государства и граждан в гражданском обществе.

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

  1. Политические партии.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

Признаки современного гражданского общества :

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитость и разветвленность демократии;
  • правовая защищенность граждан;
  • определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:


Равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

Гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

Экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

Гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

Свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

Создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

Свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

Существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов.

Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом.

Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма.

1. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

3. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

Правовое государство: понятие, принципы, предпосылки формирования в Российской Федерации.

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации.

Его основополагающими качествами являются:

  • 1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) верховенство закона;
  • 3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности - к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

(Аристотель , Платон ): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Признаки правового государства:

  • - ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);
  • - верховенство права во всех сферах общественной жизни;
  • - конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • - наличие развитого гражданского общества;
  • - правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
  • - верховенство закона в системе права;
  • - соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права ;
  • - прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

  • 1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)
  • 2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)
  • 3. Принцип разделения властей (ст. 10)
  • 4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)
  • 5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)
  • 6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)
  • 7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)
  • 8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)
  • 9. Принцип ответственности государства и личности.

Правовой статус личности: элементы, характеристика.

Под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая ее правовое положение в обществе.

1. Порядок его приобретения и утраты .

Возможность реализации правового статуса законодательство России связывает с понятием правосубъектности - возможностью и способностью своими действиями приобретать права и нести обязанности, а также быть субъектом юридической ответственности.

В понятие правосубъектности включается три элемента:

Правоспособность (возможность приобретать права и нести обязанности);

Дееспособность (способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности);

- деликтоспособность (возможность и способность нести ответственность за свои действия).

При этом если правоспособность принадлежит всем находящимся на территории России индивидам, то дееспособность некоторых из них может быть ограничена или отсутствовать вовсе.

В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ сказано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Кроме того, приобретение статуса гражданина России может быть связано с результатом приема в гражданство, восстановления в гражданстве или с иными основаниями, предусмотренными Федеральным законом "О гражданстве РФ" или международным договором России.

Утрата правосубъектности человека наступает с моментом его смерти. Утрата правосубъектности гражданина может наступать как с его смертью, так и в результате утраты им такого статуса.

Гражданство РФ прекращается:

Вследствие выхода из гражданства РФ;

По иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ (например, оптация - выбор иного гражданства вследствие изменения Государственной границы РФ).

2. Права и обязанности.

Субъективные права - гарантированная государ-ством мера возможного поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.

Обязанности - вид и мера должного (требуемого) поведения.Они означают целесообразное, социально необходимое поведение человека в обществе.

В правах и обязанностях фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы; раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности.

тип общества, характеризующийся высокой степенью самоопределения индивидов и наличием самоуправления в форме различных организаций и ассоциаций, в силу чего права индивида в нем надежно защищены, а государство служит охраной и гарантом этих прав.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ

определенный обществ. строй, организация семьи, сословий или классов, официальным выражением к-рого является политич. строй, основанный на развитой системе гражданского права. Идея О.г. явно недостаточно проработана в современных социологич. теориях, что идет вразрез с потребностями практики, с довольно частым обращением к О.г. политич. и обществ. деятелей, всех, кто озабочен судьбой человека, улучшением условий его жизни в современном мире. До сих пор остается почти не востребованным тот теоретич. потенциал, к-рый закреплен за понятием О.г. в истории социологии и философии. Так, Аристотель обращается в своих произведениях к этому понятию и дает ему свое толкование. Серьезное значение придается О.г. в гегелевской концепции развития истории. Именно Гегель дает относительно полное объяснение необходимости вывести из-под произвольного контроля со стороны государ, структур огромнейшую область обществ. жизни - имущественных связей, отношений и процессов, чтобы обеспечить свободу и независимость человека в этой области. Иными словами, Гегель разводит понятия политич. сферы и гражданского об-ва, полагая, что последнее для человека - сфера свободной автономии, ограждающая его от посягательств официальных институциализированных органов. В этом разведении четко прослеживается антифеодальная напавленность идеи О.г., к-рая вызвана потребностью теоретическими средствами "проложить дорогу" для бурж. обществ. порядка, немыслимого без свободы человека-товаропроизводителя. Основоположники марксизма, развивая идею О.г., исходили из посылки, что "освобождение" есть историч. дело. Они рассматривали проблему О.г. с позиций материалистич. понимания истории, полагая, что путь к освобождению человека лежит через создание высокоразвитых производительных сил, преодоление его отчуждения от средств производства, превращение его во владельца этих средств, установление соц. равенства и справедливости в отношениях между людьми. Как показали события XX столетия, идея О.г. не только не устарела, но, напротив, необычайно обострилась. Появилась опасность порабощения человека, и источником этой опасности выступает непомерно разросшаяся власть политико-государственных структур, их экспансионистские притязания, распространяющиеся не только на экономич. отношения, но и на все остальные сферы деятельности человека, включая область духовной культуры. Репрессивность этих структур особенно тяжело сказывается на жизни людей в странах, где господствуют тоталитарные режимы, административно-командный порядок, где складывается авторитарный стиль отношений между носителями власти и рядовыми членами об-ва. Об актуальности идеи О.г. свидетельствуют и непрекращающиеся во всех цивилизованных странах поиски оптимального взаимодействия между государ., обществ. и собственно экономич. регуляторами поведения и деятельности людей. Социологи, равно как и представители др. обществ. наук, включаются в работу по определению стратегии, позволяющей произвести, говоря словами Маркса, "обратное поглощение государственной власти об-вом, когда на место сил, подчиняющих и порабощающих об-во, становятся его собственные живые силы" (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 17. С. 548). Но это "обратное поглощение" - длительный процесс. Он включает в себя преобразование экономики, соц. отношений, реформы в сфере образования, воспитания и культуры; в целом предполагает вовлечение в этот процесс самого человека в качестве свободно мыслящего и свободно действующего индивида. В принципе О.г. как сфера человеческой самодеятельности должно быть свободно от произвольного вмешательства государ, органов. Лит.: Гегель Г.В.Ф. Философия права//Соч. Т. 7. М., Л., 1934; Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Новая публикация первой главы "Немецкой идеологии". М., 1966. А.Д. Налетова.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.6. Гражданское общество и государство

Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и культурное пространство, производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции, находящиеся вне сферы государственно-политического контроля и вмешательства.

В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. В узком смысле – это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства.

Эволюция понятия «гражданское общество»

либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк ): понятие «гражданское общество» было введено для отражения уровня исторического развития человеческого общества от природного к цивилизованному существованию;

позитивно-либеральная трактовка (Г. Гегель ) утверждает, что основой гражданского общества является частная собственность, а движущей силой исторического прогресса – государство, которое обеспечивает справедливость, защищает человека от случайностей, реализует всеобщность интересов;

марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс ) представляет гражданское общество как фундамент человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором исторического развития;

социал-демократическая традиция полагает, что государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, обязательно должно регулировать экономические, социальные и иные процессы, вводить гарантии прожиточного минимума и т. д.

Гражданское общество – наиболее совершенная форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся общности людей, конфессиональные (религиозные) общности; центры, клубы, фонды, СМИ, движения, политические партии.

Признаки гражданского общества: экономическая свобода и частная собственность; социальная стабильность и гарантии; обеспечение прав и свобод человека; самоуправляемость и гражданская активность; конкуренция и плюрализм; свобода информации и общественного мнения; толерантность и открытость; легитимность власти; наличие правового государства.

Предпосылки становления гражданского общества

Законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами;

Юридическая свобода человека, его материальное благополучие, свобода частного предпринимательства, наличие частной собственности;

Создание механизмов саморазвития и саморегуляции, формирование сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, выступать в качестве единственно законного источника власти.

В гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Структурные элементы гражданского общества:

А) В экономической сфере – негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Б) В социально-политической сфере: классы, различные слои и социальные группы, семья как социальная ячейка гражданского общества; общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества; органы общественного самоуправления по месту жительства и работы; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации.

В) В духовной сфере: культурные, этические идеалы и ценности, свобода мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

Г) Политико-правовую основу гражданского общества образуют политический плюрализм, наличие легальной оппозиции, демократическое законодательство.

Гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни: признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье; признание равенства граждан в единых рамках для всех законов; утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону; создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Основные функции гражданского общества:

1) побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание граждан;

2) защищает граждан и объединения, созданные ими, от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность;

3) способствует формированию демократических органов государственной власти, демократическому развитию всей политической системы.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима: при тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет пространства для гражданского общества; при авторитарном режиме гражданское общество существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве; демократический режим в рамках конституционного порядка создает условия как для функционирования и развития зрелого гражданского общества, так и для правового государства.

* Обязательными условиями существования гражданского общества являются: наличие правового государства, действие принципа разделения властей, подчинение закону самого государства и его органов, разграничение полномочий государственных и негосударственных институтов. Конституционное, или правовое, государство отличается от внеправового, или полицейского, главным образом тем, что в нем с помощью законодательства закреплены отношения между обществом и государством.

* Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового государства, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Признаки правового государства:

1. Безраздельное верховенство в государственной и общественной жизни правового закона:

а) правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой.

б) приоритет права: правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.

в) правовой закон распространяется на общество и на само государство. Он ограничивает, связывает деятельность государственных органов, должностных лиц строго установленными рамками компетенции и не допускает какого-либо выхода из них. Этим предотвращается произвол, вседозволенность и злоупотребления властью в государственных делах.

г) правовой закон регулирует ключевые вопросы государственной и общественной жизни, не допуская приоритета групповых интересов. Официально верховенство правового закона в первую очередь отражается в конституции страны.

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении.

4. Равенство всех перед законом.

5. Реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

6. Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

7. Политический и идеологический плюрализм.

8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовые принципы функционирования правового государства

1. Приоритет права: рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур.

2. Правовая защищенность человека и гражданина: равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; особые тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3. Единство права и закона.

4. Правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

5. Верховенство закона.

6. Конституционно-правовой контроль.

7. Политический плюрализм и др.

Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т. е. там, где существует гражданское общество. Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей и правовой культуры. Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества; предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Одной из главных предпосылок формирования правового государства является наличие институтов гражданского общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

4.6. Гражданское общество и государство Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 18. Гражданское общество Гражданское общество – термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле – имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у английских и французских материалистов проявлялся в непонимании

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Глава 10. БИЗНЕС–ГОСУДАРСТВО–ОБЩЕСТВО От отношений в этом треугольнике зависит наше будущее 1. Бизнес бизнесу рознь В общественном сознании насаждается миф о “единстве интересов” всего бизнеса. Однако этого “единства” на самом деле нет и в помине: реально

Из книги Энциклопедия юриста автора

Гражданское общество ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - совокупность лиц, обычно называемых «частными»; совокупность межличностных отношений, интересов; совокупность социальных/экологических, культурных, информационных, религиозных, семейных, территориальных и иных структур,

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений: политических, экономических, социальных и религиозных.Признаки гражданского общества: в гражданском обществе главное – не общество

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА. ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Признаки общества: целостность; устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, преемственность, замедление,

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

57. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества. Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые этими отношениями социальные

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гражданское общество Гражданское общество – в особом смысле, употребляемом некоторыми юристами, обозначает совокупность всех лиц, которые в данное время и на данной территории участвуют в образовании Г. права. Члены Г. общества выступают или в качестве субъектов Г. прав,

автора

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Содержание статьи

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Понятие гражданского общества (англ. civil society) имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17–18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. Исторически это понятие восходит к семье латинских слов civis, civilic, civitas (гражданин, гражданский, город , государство), с чем связаны такие аспекты гражданского общества, как гражданство, гражданские обязанности и добродетели, цивилизованное поведение.

Проблемы с определением.

Основная проблема при попытках дать определение гражданского общества возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных аспекта, социальный и политический. Со времен Аристотеля и вплоть до Локка эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве. Гражданского общества как такового словно бы вообще не существовало. Общность, государство, koinonia, civitas были единым социальным и политическим целым. Общества были политическими обществами, и это положение все еще сохранялось в 1690, когда Джон Локк написал свой Второй трактат о правлении . Одна из его глав названа «О политическом и гражданском обществе». Локк полагал, что общество в этом смысле отличается от природного состояния; оно существенным образом отличается от общности супругов, семьи. Кроме того, гражданское общество несовместимо с абсолютной монархией. Вместе с тем оно является политическим образованием («телом»); для Локка общественный договор и договор граждан с государством – одно и то же.

Спустя столетие терминология изменилась. В труде Адама Фергюсона Опыт истории гражданского общества (1767) отмечается разрыв между политической и социальной сферами. Примерно в то же время Дж. Мэдисон в своих статьях в «Федералисте» подчеркивал роль гражданского общества как противовеса произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании большинства служит наличие в обществе различных групп с разнонаправленными интересами. В этом смысле гражданское общество стоит на страже прав человека.

В 19 и 20 вв. под гражданским обществом многие стали понимать просто человеческое сообщество; другие усматривали в нем элемент политической организации. Интересно, что одни видели в гражданском обществе источник поддержки существующего политического строя, а другие – средоточие оппозиции. Так, в англосаксонском мире гражданское общество и государство обычно считались взаимодополняющими, а не враждебными друг другу силами, отчего понятие гражданского общества и утратило там свое специфическое значение. Во многих же европейских странах гражданское общество понималось как источник противостояния государству, поскольку там деятельность государства сводилась к вмешательству последнего в частную и корпоративную жизнь граждан.

В обоих случаях для гражданских обществ характерны три особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства. И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Одно из важнейших различий между странами выявляет ответ на вопрос: что возникло раньше – государство или гражданское общество? В США гражданское общество явно предшествовало государству. Смысл статей «Федералиста» заключался в том, чтобы оправдать хотя бы минимальные элементы федерального, т.е. центрального, правления. В Англии гражданское общество тоже возникло раньше, чем появилось эффективно действовавшее центральное правительство. Это справедливо и для некоторых других европейских стран, например для Швейцарии . Однако в остальных странах, особенно во Франции и Испании , а позже и в Португалии , государство укоренилось первым, и гражданскому обществу приходилось отвоевывать свои права в борьбе с не желавшим отдавать власть государством, пусть иногда и просвещенным.

Лорд Дарендорф

Гражданское общество - это:

1) сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;

2) совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

История становления гражданского общества

О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Мыслители о сущности гражданского общества:

Мыслитель Основные идеи
Т. Гоббс, английский философ Гражданское общество - это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.
Дж. Локк, английский философ Гражданское общество - это общество политическое, т. е. общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.
Ш. Монтескье, французский философ Гражданское общество - это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство.
Т. Пейн, американский просветитель Гражданское общество - благо, а государство неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства.
Г. Гегель, немецкий философ Гражданское общество - сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер. Само гражданское общество не в состоянии справиться со своими проблемами. Приоритет принадлежит государству, которое способно интегрировать разрозненные интересы в цельное общество граждан.
К. Маркс,Ф. Энгельс, немецкие экономисты и социологи Гражданское общество - сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества включает в себя различные общности людей:

    Политические партии и лоббистские (от англ. lobby - кулуары, коридор) организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти.

    Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.).

    Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества.

    Научные и культурные организации, спортивные общества.

    Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы.

    Независимые средства массовой информации.

    Отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения).

    Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

Соотношение гражданского общества и государства

Линии сравнения

Гражданское общество Государство

Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов. Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.

Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д. Конституция, власть, принуждение, право и т. д.
Связи и отношения между людьми Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции. Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.
Основа Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации (ассоциации потребителей, кооперативы, спортивные общества, церковь и т. д.), с помощью которых он их реализует. Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Функции гражданского общества:

    Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.

    Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.

    Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.

ВОПРОСЫ:

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) научная организация; 2) гражданское общество; 3) акционерное общество; 4) спортивное общество; 5) экологическое движение.

2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском обществе.

1. Смысл понятия, например: гражданское общество - это сфера самоопределения свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. (Может быть приведено иное, близкое по значению определение.)

2. Два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:

1) «Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития, прежде всего западной цивилизации»;

2) «Процесс формирования гражданского общества являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

3. Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.

Могут быть названы следующие институты и приведены примеры их деятельности:

1) общественные организации - комитет солдатских матерей, который следит за соблюдением прав солдат, проходящих срочную службу в армии;

2) профсоюзы - независимый профсоюз шахтеров России;

3) независимые СМИ - радиостанция «Эхо Москвы», которая предоставляет слово представителям самых разных политических движений.

4. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское общество». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие гражданского общества.

2. Предпосылки возникновения гражданского общества:

а) экономические;

б) политико-правовые;

в) социальные;

г) культурные.

3. Структура гражданского общества:

а) политические партии и движения;

б) общественные организации;

в) церковь;

г) профсоюзы;

д) независимые СМИ.

4. Функции гражданского общества.

5. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства.

6. Перспективы развития гражданского общества в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.

5. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

«Демократия по сути своей - средство, утилитарное приспо­собление для защиты социального мира и свободы личности. Как та­ковая, она не безупречна, не надёжна сама по себе. Не следует за­бывать и того, что часто в истории расцвет культурной и духовной свободы приходился на периоды авторитарного правления, а не де­мократии и что правление однородного, догматичного большинства может сделать демократию более невыносимой, чем худшая из дик­татур.

Обращать внимание на то, что демократия находится под угро­зой, стало модно, и в этом таится некоторая опасность. Отсюда про­исходит ошибочное и безосновательное убеждение, что, пока выс­шая власть в стране принадлежит воле большинства, это является верным средством от произвола. Противоположное утверждение было бы не менее ошибочно: вовсе не источник власти, а ее ограни­чение является надёжным средством от произвола. Демократичес­кий контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твердо установленными правила­ми, она неизбежно вырождается в деспотию.

Когда правительство должно определить, сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам страны, ка­кие угольные шахты целесообразно оставить действующими или по­чём продавать в магазинах ботинки,- все такие решения нельзя вывести из формальных правил или принять раз и навсегда или на длительный период. Они неизбежно зависят от обстоятельств, меня­ющихся очень быстро. И, принимая такого рода решения, приходит­ся все время иметь в виду сложный баланс интересов различных ин­дивидов и групп. В конце концов, кто-то находит основания, чтобы предпочесть одни интересы другим. Эти основания становятся частью законодательства. Так рождаются привилегии, возникает не­равенство, навязанное правительственным аппаратом…

Государство должно ограничиться разработкой общих правил, применимых в ситуациях определённого типа, предоставив индиви­дам свободу во всём, что связано с обстоятельствами места и време­ни, ибо только индивиды могут знать в полной мере эти обстоятель­ства и приспосабливать к ним свои действия. А чтобы индивиды мог­ли сознательно строить планы, у них должна быть возможность предвидеть действия правительства, способные на эти планы вли­ять» (Ф. Хайек).

1. Какую роль в регулировании общественной жизни в усло­виях демократии, по мнению автора, должно играть государство? Почему в остальном индивиды должны быть свободны?

2 . Какие три угрозы для демократии назвал автор?

3. Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, приведите три конкретных примера «твердо установленных правил» демократии, которые не допускают ее перерождения в дик­татуру.

1) «Государство должно ограничиться разработкой об­щих правил, применимых в ситуациях определенного типа»;

2) «…только индивиды мо­гут знать в полной мере эти обстоятельства (места и времени) и при­спосабливать к ним свои действия».

2. Три угрозы для демократии:

1) «правление однородного, догматичного большинства»;

2) власть, «не ограниченная твердо ус­тановленными правилами»;

3) существование привилегий у отдельных членов общества, неравенство.

3. Три конкретных примера «твёрдо установленных правил» демократии, которые не допускают её перерождения в дик­татуру:

1) «демократический контроль»;

2) «разработка государством общих правил, применимых в ситуациях определённого типа»;

3) «пре­доставление индивидам свободы во всём, что связано с обстоятель­ствами места и времени»;

4) признание народа источником власти;

5) равноправие граждан;

6) участие граждан в управлении государством;

7) выборность основных государственных органов власти;

8) уважение прав меньшинства.

Три аргумента:

1) в демократической стране ветви власти подконтрольны обществу;

2) в условиях демократии обеспечивается политический и идеологичес­кий плюрализм;

3) благодаря разделению властей гражданин может быть защищён от произвола со стороны государства.

Могут быть приведены другие аргументы.

Гражданское общество - это:

    сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;

    совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Правовое государство - вид демократического госу­дарства, политический режим которого опирается на стро­гое соблюдение законности, правовых норм, закрепляю­щих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свобо­ды человека и народов.

Предпосылки возникновения гражданского общества

ВОПРОСЫ:

1. (1−6).Прочтите текст и выполните задания 1−6.

Существуют люди, которые хотят быть ведомыми в силу характера пассивного и склонного к поч­тительности или же характера, эгоистически рассчитывающего на выгоды, вытекающие из послушания либо из оказания поддержки признанным авторитетам. Далее, есть много людей, которые вообще
не имеют вкуса к участию в общественной жизни или не имеют склонности, нужды или возможности
за­ниматься общественными делами, остаются к ним равнодушными и сознательно хотят отгородиться от них, чтобы избежать известных неприятных сторон участия в общественной жизни. Наконец, сущест­вует естественное физическое и духовное неравенство способностей, интеллекта и таланта, которые сами диктуют выбор для руководства организованным обществом и обуславливают нужное обществу руководство и его правильную организацию<…>

Кардинальное требование демократии состоит в том, чтобы не только руководители, но и са­ми руководимые массы, участвуя в дискуссиях, критике, выборах и вообще политической жизни, стремились приблизиться к идеалу демократического героя. А именно: получить образование, понять свои великие задачи и приблизиться к идеалам, и требованиям, которые предъявляет демократия к
зре­лому человеку-гражданину.

Обязанности двусторонни: нравственному уровню настоящего руководителя-демократа должен соответствовать нравственный уровень зрелых масс руководимого народа. Они следуют за своим настоящим руководителем так, как следуют за творцом-художником те, кого он силой своего творчест­ва увлекает в иные сферы и царства.

(Адаптировано по кн. Э. Бенеша)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавь­те каждый из них.

2) Какую характеристику обязанностей участников общественной жизни в условиях демократии даёт автор? Как он объясняет эту характеристику?

3) Какие качества (черты, свойства), по мнению Э. Бенеша, характеризуют личность, готовую и способную вести за собой других и руководить организованным обществом? Назовите лю­бые четыре из них.

4) Конкретными примерами проиллюстрируйте любые три из приведённых в тексте характери­стик «демократического героя».

5) Сергей владеет небольшой фирмой. Любое участие в общественной жизни он считает ба­ловством и пустой тратой времени. На выборы он не ходит, объясняя это тем, что воскресе­нье - единственный выходной, который он может себе позволить. Чем можно объяснить по­зицию Сергея? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

6) В тексте приведены три формы (модели) участия в общественной жизни. Выберите ту из них, которую считаете наиболее правильной. С опорой на текст и обществоведческие знания при­ведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

физические и духовные способности;

интеллект;

Данные качества (черты, свойства) могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

4. В качестве иллюстрации данных в тексте характеристик «демократического героя» могут быть приведены такие примеры:

  1. Хорошее знание законов помогает гражданину участвовать в дискуссиях, отстаивая свои права.

    Интерес к политике заставляет участвовать в политической жизни страны, бороться с не- справедливостью.

    Умение проанализировать программы различных партий и лидеров позволяет сделать пра­вильный выбор.

Характеристики «демократического героя» могут быть показаны на другом примере.

5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    Объяснение приведенного в задании факта, например: Сергей не испытывает никакого интере­са к общественной жизни, он полностью сосредоточен на своих личных целях и проблемах. Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта.

    Фрагмент текста: «есть много людей, которые вообще не имеют вкуса к участию в общест­венной жизни или не имеют склонности, нужды или возможности заниматься общественными делами, остаются к ним равнодушными и сознательно хотят отгородиться от них, чтобы избе­жать известных неприятных сторон участия в общественной жизни».

6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    Одна из трех приведенных форм (моделей) участия в общественной жизни.

    Два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае выбора первой формы (модели) (пассивное послушание либо оказание поддержки при­знанным авторитетам) может быть указано, что:

      такая позиция позволяет в большей степени поддерживать стабильность в обществе.

В случае выбора второй формы (модели) (сознательно отгородиться от общественных дел) мо­жет быть указано, что:

    существует естественное физическое и духовное неравенство способностей, интеллекта и таланта, потому не все люди могут быть лидерами;

    каждый должен заниматься своим делом. Если у тебя нет способностей к активному участию в общественной жизни, то честно делай свое дело, а те, кто имеет соответствующие способности, пусть занимаются политикой.

В случае выбора третьей формы (модели) (руководство организованным обществом) может быть указано, что:

    если природа наделила человека способностями, талантом и интеллектом, которые позволя­ют руководить общественной жизнью, то нельзя такие таланты «зарывать в землю»;

    только такая позиция способствует развитию общества, улучшению жизни людей.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).