Основные признаки политической власти кратко. Шпаргалка: Политическая власть сущность и особенность

  • 03.08.2019

Введение

Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше власти государственной и определяет реальную способность социальной группы или индивида обнаруживать свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.

Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы – это политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее продолжается политическая борьба, она - источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Следовательно, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства.

Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологией, а ученые, которые анализируют ее, - кратологами. Политологи по-разному толкуют понятие “власть”.

1. Власть – это «способность вмешиваться в цепь событий, чтобы как-то их изменить» (Э. Гидденс).

2. Власть – это «вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю вопреки сопротивлению» (М. Вебер).

3. Власть – это «возможность индивидов и групп оказывать намеренное и предвиденное воздействие на других индивидов и группы» (Д. Ронг).

4. «Власть – это социальное сосредоточение командования, опирающегося на один или несколько слоев или классов общества» (Ж. Френд).

Сущность и особенности политической власти

Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Признаки политической власти:
моноцентричность

1. Легальность власти означает ее законность, юридическую правомерность. Легальная власть действует на основе четко фиксированных нормативно правовых актов.

2. Легитимность власти - это добровольное признание ее справедливой, прогрессивной большей частью населения.

3. Верховенство власти - это обязательность выполнения властных решений (экономических, политических, правовых, и др.) всеми членами общества.

4. Влияние власти - это способность субъекта политики осуществлять влияние в определенном направлении на поведение индивидов, групп, организаций, объединений, с целью сформировать или изменить мнение людей по определенному вопросу, урегулировать политическое поведение социальных субъектов.

5. Публичность - значит, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества.

6. Моноцентричность власти означает существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений.

7. Эффективность и результативность заключается в том, что именно в конкретных социальных результатах реализуются все замыслы, платформы, программы власти, выясняется ее способность эффективно управлять всеми областями общественной жизни.

Теории политической власти:


С точки зрения реляционистских теорий (от англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение, как минимум, между двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимоотношения является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, – отмечал он, – возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия».

Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти и др. Здесь важно оказание влияния субъектом власти на мотивы подвластного. Другую группу реляционистских теорий власти можно обозначить как теории «обмена ресурсов ». Согласно этим теориям, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов. В теории раздела «зон влияния » власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг.

Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» – избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».

Согласно системной теории , власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, – подчеркивал американский социолог, – как реальную способность… осуществлять влияние на различные процессы в системе».

Функции политической власти


Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

1) Функция целеполагания определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

2) Интегративная функция обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

3) Регулятивная функция регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

4) Дистрибутивная функция осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

5) Идеологическая функция заключается в разработке определенного общественного идеала, который включает политические и социальные ценности;
6) Воспитательная функция направлена на социализацию индивидов, то есть их включение в политическую жизнь;
7) Инновационная функция направлена на творческое осмысление политической действительности, выработки способов и методов ее изменения. То есть политика имеет своим заданием создавать новые, более прогрессивные формы социальной организации жизни.

8) Прогностическая функция - определение перспектив общественного развития, создания разнообразных моделей будущего состояния политической системы, и тому подобное.

Легитимность политической власти и её типы

Природа и основа политической власти в политической науке описываются с помощью понятий «легальность» и «легитимность». Под легальностью (юридической легитимностью) понимается законность власти. Понятие же «легитимность », введенное в политологию М. Вебером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства) определяет ее природу. Согласно веберовской теории, существуют три типа легитимного господства.


Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальную и сословную. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений. Однако по мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников», которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидность господства и обозначалась Вебером как сословная.

Харизматический тип господства (от греч. charisma – божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, приписывающих вождям необыкновенные свойства. Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», способную внести изменения в лишенную динамизма структуру общества.

Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам.

Механизмы легитимизации политической власти:

Вслед за М. Вебером многие политологи обращались к проблеме легитимности власти. С. Липсет под легитимностью понимал убежденность масс в необходимости сохранения данного политического порядка. «Легитимность, – отмечал он, – подразумевает способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества». Французский социолог П. Бурдье связывает легитимность со скрытой верностью. Т. Парсонс полагает, что в основе легитимации – приверженность определенным ценностям. Современные политологи предлагают различать легитимность политических лидеров, легитимность политических институтов и легитимность политических режимов.

Обеспечение легитимности власти – ее легитимизация – предмет особой заботы любой власти. Выделяется несколько универсальных механизмов легитимизации власти.

1. Социально-психологический , основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизм массы, стремление среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства; веру в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей; чувство компетентности и иллюзию контроля.

2. Политическое участие граждан, прежде всего в форме выборов, позволяет гражданам ощутить собственную причастность к власти, ее зависимость от интересов и настроений граждан.

3. Политическая социализация – процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Данный механизм обеспечивает поддержку власти на основе существующих норм и ценностей.

4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.

5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности, также можно рассматривать как один из механизмов легитимизации власти. Убежденность в существовании персонифицированных угроз обществу и в возможности власти нейтрализовать эти угрозы способствует сплочению общества вокруг власти.

В противоположность легитимизации власти, процессы делегитимизации – разрушения и кризиса легитимности – ведут к утрате поддержки власти со стороны общества.

Причинами упадка и кризиса легитимности являются: обострение конфликта между ценностями большинства социальных групп и узкокорпоративными ценностями правящей элиты; отсутствие в политической системе институтов, выражающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти; разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры; рост коррумпированности в органах власти; низкая эффективность власти; развитие сепаратизма и национализма; утрата правящей элитой веры в правомочность осуществления власти.

Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который в свою очередь может вызывать радикальные перемены в политической системе.

Выводы

На сегодняшний день политическая ситуация в Российской Федерации, касаемо основных признаков власти, тяготеет к властьустанавливающим тезисам. Очевидно, что этот процесс сопровождается ослаблением позиций легитимности, публичности и результативности. Таким образом, мы наблюдаем перекос академической системы признаков власти с обособлением и отчуждением субъектов власти от объекта. Как следствие этого проявляется дисбаланс в функциональном поле власти. Цели, устанавливаемые властью, зачастую не отвечают задачам прогресса или же непоследовательны. Наблюдается не стихийный, а активный процесс дезинтеграции общества по ряду параметров: социально-имущественному, национальному, религиозному и идейному. Рука об руку с отрицательной интеграцией регулирующая функция стоит на позициях, стимулирующих наращивание политической энтропии. Работу принципа адекватной дистрибуции можно выявить по состоянию ключевых отраслей промышленности, армии, реальному социальному положению и гарантиям для пенсионеров и несовершеннолетних. Тенденции в воспитательной деятельности политической власти нашей страны заставляют судить об индуцированном и поддерживаемом процессе снижения интеллектуального уровня граждан, загоне культуры и подмене понятий с целью снижения потенциала нации. Нельзя не отметить подавления прогрессивных идей, налаживание системы борьбы с инакомыслием, поддерживание института критиков власти, материалы для которой подаёт сама власть, в целях создания видимости оппозиции. Инновационные технологии в промышленности и в социальных отраслях являются спекуляцией, с целью маскировки и обоснования нелегальных или легализуемых денежных средств на уровне высшего руководства государства. Поскольку по всем функциям власти наблюдается налицо обратный результат, напрашивается вывод о тотальной зависимости государства от подчиняющего решения извне, заинтересованности в эксплуатации ресурса страны вовлечённых в систему угнетения России лиц внутри страны. Исходя из этого, предполагаю, что прогностическую функцию несёт на сегодняшний день система сторонней политической власти.

Практическим выходом из сложившейся ситуации полагаю смену правящей коалиции на группу лиц заинтересованных в разрыве порочных политико-финансовых связей и в прогрессе Российского государства. Лиц настолько заинтересованных, насколько компетентных в политтехнологиях и в сферах народного хозяйства и культуры.

Список литературы:

1. А. С. Тургаев, А. Е. Хренов: «Политология в схемах и комментариях». 2009г. Глава 5

2. Истон Д. А.: «Системный анализ политической жизни». 1963 г. Стр. 23

3. Халипов В.: «Кратология» 1974г. Глава 1.

4. Панарин А. С., Василенко И. А. «Политология. Общий курс.» 2003 г., главы 1 и 2.

Отдельным, наиболее важным видом власти, является политическая власть. Политическая власть означает способность и право одних социальных субъектов осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и право. Вместе с тем, она имеет и другую специфику.

Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают в себе власть и организаций, через которые власть реализуется.
Отличительными признаками политической власти являются:
Суверенитет, т.е. независимость и неделимость политической власти. Это означает, что политическая власть не может быть разделена между социальными субъектами, которые занимают разные политические позиции.
2. Авторитет, т.е. общепризнанные в стране и за её пределами влияние субъекта политической власти.
3. Волевой характер означает наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться её осуществления.
4. Верховенство, т.е. обязательность её решений для всего общества и для всех других видов власти.
5. Всеобщность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательно для всех.
6. Принудительность. Т.е. легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны.
7. Моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра принятия решения.
8. Широчайший спектр используемых стредств для завоевания, удержания и реализации власти.


14. Понятия субъекта и объекта политической власти, функции власти

В самом общем виде власть представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Субъект и объект власти являются непосредственными участниками властных отношений. Субъект власти (индивид, группа, организация) посредством определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение. Объект власти в свою очередь должен обязательно подчиниться.

Без подчинения властные отношения не возникают. Власть всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающие социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение).



Элементами сущностной характеристики политической власти являются:

1) источник власти (чаще всего - собственность);

2) субъект власти (субъект собственности - класс собственников, власть которого реализуется как через государственный аппарат, так и через негосударственные организации и учреждения посредством права, идеологии);

3) функции власти (осуществление политических интересов субъекта собственности);

4) объекты власти (классы, социальные слои, индивиды), то есть управляемые;

5) средства осуществления власти (механизм осуществления власти).

К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

Поддержание общественного порядка и стабильности;

Выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

Достижение общественного согласия (консенсуса);

Принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

Управление делами общества

15. Основания и ресурсы власти

Социальные основания власти - это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоев определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники.

Социальные ресурсы - это мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности. Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы могут использоваться также для поощрения или наказания.



А.Этциони подразделяет ресурсы власти на утилитарные (материальные и социальные блага, связанные с повседневными потребностями людей), принудительные (различные меры наказания), нормативные (нормы права, традиции, ценностные ориентации).

О. Тоффлер выделяются три основных ресурса власти - сила, богатство, знания.

В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти подразделяются на экономические (богатство), социальные (способность изменения статуса в социальной стратификации), информационные (знания и информация), принудительные или силовые (различные средства физического

принуждения, оружие).

Традиционно выделяется несколько различных типов ресурсов.

Принудительные ресурсы (оружие, административные наказания, физическая сила, полиция и т. п.) используются для создания угрозы объекту в случае невыполнения им воли субъекта.

Утилитарные ресурсы (деньги, услуги, земля, продвижение по службе, и т. п.) действуют в качестве компенсации за готовность объекта подчиняться субъекту.

Нормативные ресурсы (законы, права, полномочия, служебные привилегии, традиции, статус и т. п.) придают обязательность командам субъекта; объект подчиняется субъекту, поскольку такое поведение соответствует нормам, принятым в данном обществе или коллективе.

16. Легитимность и легитимация политической власти

Легитимность - признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти подчиненными.

Типы легитимности. Классической считается типология политического господства, разработанная М.Вебером. Он выделил три идеальных типа легитимности политической власти: традиционный, рационально-легальный и харизматический.

Традиционный тип легитимности основывается на привычке подчиняться власти, вере в её священность. Примером традиционного типа господства являются монархии.

Рационально-легальная легитимность характеризуется верой людей в справедливость существующих правил формирования власти. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя. Примером такого типа легитимности являются демократические государства.

Традиционная власть, как правило, персонифицирована. При рациональной организации политическая власть приобретает деперсонифицированный характер, поскольку определяющими становятся не традиции, а положение личности в системе организационной иерархии.

Харизматический тип политического господства основывается на вере населения в исключительные, уникальные качества политического лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.

В современной политической науке классификация М.Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения.


17. Политическая система: понятие, структура, функции

Понятие "политическая система" отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе.

Д. Истон. Г.Алмонд, Д. Пауэлл, К. Дойч

Структура политической системы . Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.

Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.

Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.

Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.

Идеологическая подсистема - это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

Культурная подсистема - комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.

Функции - определение целей, задач программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение дефицитных ценностей.Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, Во-вторых, распределительной способностью. В-третьих, экстрактивной способностью, В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия.

В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций: преобразования, адаптации и сохранения системы.

Первая группа включает шесть функций, различаемых в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции: 1) артикуляция (выражение) интересов; 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов. На "выходе" четыре функции: разработка норм, применение норм, контроль за применением норм, политическая коммуникация.

Вторая группа включает две основные функции - политическое рекрутирование и политическую социализацию. Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы. Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры.


18. Понятие политического режима и его типы

Политический режим – совокупность форм и методов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы в обществе. Политический режим - характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Основные формы правления следующие:

1.Автократия- самовластии, неограниченная власть одного лица (монарха, президента)

2. Аристократия- власть знати, привилегированного большинства знатных (лучших) людей

3. Плутократия - власть богатых, господство в обществе «денежных мешков»

4. Тимократия - власть привилегированной верхушки состоятельных людей

5. Теократия- власть церкви и духовенства

6. Геронтократия- власть старейшин, старшего поколения людей

7. Демократия- народовластии, власть всего народа, широких слоев общества

8. Охлократия- власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям

9. Монархия- власть одного правителя-монарха (шаха, султана, короля и пр.

10. Олигархия- власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных и пр.)

11. Полиархия- власть многих, власть в руках трех и более лиц: военной хунты, Политбюро ЦК КПСС и т.д.; форма демократии, при которой на действия правительства заметно влияют различные общественные организации (профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров и пр.)

12. Анархия- отсутствие власти, безвластие, вызывающее дезорганизованность в обществе

13. Диктатура -неограниченная власть одного лица (диктатора) , группы лиц, политической партии и т.д.

14. Бюрократия- чрезмерная власть чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе).


Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. Авторитаризм характерен как для обществ, прошающихся с тотаритарным прошлым (двигающихся к демократии), так и для перерастающих в тоталитарное общество (уходящих от демократии). С тоталитаризмом его обычно роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией- наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу.

4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она и может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии.

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это-монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и пр. Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания противников, но и более гуманными средствами. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.


20. Тоталитарный политический режим

Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства.

Черты тоталитарного режима:

Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы;

Монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников.

Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий.

К собственно политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

Превосходство определенного класса, нации или расы.

В процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье и т.п.

Разновидности тоталитарного режима: коммунизм, фашизм и национал-социализм.


21. Демократия как политическая система и политический режим: основные формы и признаки.

Демократия - форма государственного устройства, тип политического режима, основанного на признании принципов народовластия, законности, свободы и равенства граждан.

Признаки демократии:

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.

2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В древности многие народы нередко выбирали себе царей, которые затем имели право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. (У древних греков выборная монархия называлась «эсимнетия».) Однако в этом случае демократии еще не было.

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране.

Представительная демократия . Политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.

Прямая демократия. Форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Протективная демократия. Главным смыслом собственного существования такая демократия считает защиту граждан, как от произвола властей, так и от беззакония частных лиц. Важным для этой модели демократии является отделение государства от гражданского общества и невмешательство власти во многие сферы жизни, прежде всего в экономику. Модель демократического политического режима, описанная Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье.

Плюралистическая демократия. Плюралистическая концепция исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом государстве.

Если обобщить разнообразные концепции плюралистической демократии, то можно выделить в них следующие общие основополагающие идеи: 1) заинтересованная группа - центральный элемент демократической политической системы, гарантирующей реализацию интересов, прав и свобод личности. Сама личность при этом оттесняется на второй план, хотя ее статус как первичного субъекта власти и не отрицается; 2) общая воля как результат конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов. Эта воля не существует априори, до соревнования различных политических факторов, а формируется в процессе «примирения», уравнивания многообразных интересов; 3) соперничество и баланс групповых интересов - социальная основа демократической власти, ее динамики; 4) сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу (либерализм), но и на социальную область, где ими выступают группы-соперники; 5) «разумный эгоизм», личный и, особенно, групповой интересы как генераторы политики; 6) государство - не «ночной сторож» (либерализм), а орган, ответственный за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость. С плюралистической теорией демократии вполне совместимы теория и практика социального государства, обеспечивающего достойные условия жизни каждому человеку. Государство - это также арбитр, гарантирующий соблюдение законов, правил игры в соревновании многообразных групп и не допускающий монополизации власти; 7) диффузия, распыление власти между разнообразными центрами политического влияния: государственными институтами, партиями, группами интересов и т.д.; 8) наличие в обществе ценностного консенсуса, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического соревнования основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав личности, закона; 9) демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан. Без этого демократия превращается в плюрализм элит.

Конституционная демократия. Она ставит власть большинства в определенные рамки, ограничивает ее полномочия и функции с помощью конституции и разделения властей и обеспечивает тем самым автономию и свободу меньшинства, в том числе отдельной личности.

Партиципаторная демократия . Эти теории исходят из трактовки демократии как универсального принципа организации всех областей общественной жизни, обеспечивающего уважение достоинства личности. Демократия должна быть везде - в семье, школе, университетах, на производстве, в партиях, государстве и т.д. В принципе в обществе не существует каких-либо областей, находящихся вне политики и не допускающих демократического участия. Граждане должны активно участвовать не только в выборе своих представителей, и даже не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе - в подготовке, принятии и осуществлении решений, а также в контроле за их реализацией.

Главными целями партиципации являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности. Этим обеспечивается максимальный учет в политике интересов народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан. Участие многих людей в управлении расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, увеличивает вероятность их оптимизации, а следовательно, повышается стабильность политической системы и эффективность управления. Кроме того, широкое участие граждан в политическом процессе обеспечивает эффективный контроль за должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв депутатов от народа, бюрократизацию чиновничества.

К радикальным вариантам теории партиципаторной демократии примыкают политические концепции новых социальных движений, например экологистов. Все эти теории объединены идеями децентрализации управления, прямого участия в нем широких народных масс, развития самоуправления.

У партиципаторной демократии имеются не только сторонники, но и оппоненты. Ее критики утверждают, что демократия не может быть формой жизни, универсальным принципом ее организации, поскольку лежащие в основе демократии идеи свободы и равенства с момента ее происхождения относятся лишь к взаимоотношениям между гражданами и государством и противоречат естественному неравенству и принуждению, присущим некоторым областям жизнедеятельности, например взаимоотношениям учителей и учеников, руководителей и подчиненных и т.д.


22. Выборы и избирательные системы.

Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

Функции выборов :

Артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения.

Контроль за институтами власти.

Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли.

Легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п.

Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

Политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия.

Рекрутирование политической элиты.

Генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ.

Конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.

Главное социальное назначение выборов - адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).

При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. 2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами.

Мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков . Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий.

Пропорциональная избирательная система . Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них - относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.

Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют т.н. заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданых голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

К. недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений.

Смешанная система. Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.


23. Государство как основной институт политической системы. Функции государства .

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу.

Общими для государства являются следующие признаки :

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

К внутренним функциям государства относятся :

1. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

2. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

3. Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Признаки политической власти:

Делегирование властных полномочий одних людей другим через специально-уполномоченный государственный аппарат;

Использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

Наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.
Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этими качествами.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы.
Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта - второго важнейшего элемента власти.
Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над самим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам разума, как бы раздвоение личности. Но это уже психологический, а не социальный феномен.
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженно й волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.
Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. «Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения». Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной средой деспотических режимов.
Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти.
Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния – более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.

Политическая власть является центральным звеном политической жизни общества, т.к. выступает средством принудительной организации и средством управления обществом. В человеческом обществе существует более широкое явление - власть. Власть – это влияние кого-либо на что-либо с определённой целью (власть вождя, власть денег, идей, родителей и т.д.). Власть существует там, где есть потребность в организации совместной жизни людей.

Политическая власть возникает только в социально неоднородном обществе. Она решает две задачи:

    Организация совместной жизни людей на определённой территории.

    Разрешение конфликтов между социальными группами, имеющими разные потребности, интересы и цели.

Политическая власть является сложным образованием, поэтому существует несколько аспектов её анализа:

Биологический аспект. В конце 19, начале 20 века существовали идеи социального Дарвинизма, которые определяли политическую власть как закономерность биологической жизни, как борьбу за существование.

Психологический аспект. Русский мыслитель Николай Корпуков писал: «Власть покоится не на общей доле и не на принуждении, а она в психических переживаниях людей». В психологическом аспекте выдвигается на первый план объективная власть, при этом существует несколько её определений:

    Бихиерийское – власть определяется, как особый тип поведения.

    Теологическое – власть определяется, как процесс достижения цели.

    Инструменталистское – власть определяется, как средство организации и управления обществом.

    Структуралистское определение власти – власть определяется как отношение между субъектами и объектами политики. В этом случае анализируют взаимодействующие стороны.

Властвующий субъект – это группа лиц или одно лицо, или большинство, имеющие право приказывать. Управляемые – отдельный человек, социальная группа и народ в целом. Власть понимается как система коммуникаций, как обмен ресурсами, идеями, влиянием. При этом взаимодействующие стороны имеют разные или противоположные интересы и цели. Властвующий субъект имеет возможность приказывать, обладает ресурсами, является свободным, управляемые наоборот – несвободны.

Политическая власть – это возможность, способность и право одних людей оказывать влияние на других людей с помощью авторитета, права, силы и других средств принуждения.

Отличительными признаками политической власти от всех других типов сил, являются:

    Верховенство – обязательность её решения для всего общества, всех его частей и всех видов власти.

    Всеобщность или публичность – означает, что политическая власть действует от имени всего общества.

    Легальность – т.е. политическая власть обладает законным правом на использование насилия и других средств принуждения.

    Моноцентричность – т.е. существование только одного центра принятия властных решений.

17. Ресурсы политической власти. Легальность и легитимность политической власти.

Существуют различные источники получения власти:

    Физическая сила – тот, кто обладает большей физической силой, у того больше шансов получить политическую власть.

    Богатство – оно является источником власти, т.к. владельцы богатства могут обеспечить другим людям средства существования.

    Организация – социальные группы имеют больше шансов завоевать политическую власть, т.к. их лидеры опираются на поддержку больших социальных групп.

Политическая власть имеет свои ресурсы, которые использует для воздействия на управляемых:

    Экономические ресурсы (земля, финансы). Они нужны для оплаты труда чиновников, содержания армии, проведения выборов и т.п.

    Силовые ресурсы (армия, милиция, вооружение, средства связи и т.п.). Эти ресурсы используются тогда, когда управляемые не желают добровольно подчиняться.

    Социальные ресурсы (поддержка властных субъектов управляемыми и желание работать в структурах власти).

    Информационные ресурсы (средства массовой информации). Если СМИ поддерживают власть – то это ресурсные организации. Если нет - то это антиресурс.

Политическая власть – это отношения, при которых один человек или группа лиц имеют право приказывать, а другие обязаны подчиняться, т.е. власть выступает как принуждение. При другом – позитивном восприятии власти, она воспринимается как объективно необходимая сила для организации социально неоднородного общества. При этом даются разные её характеристики. Если власть основана на законе или традиции – она называется легальной. Иначе – нелегальной. Если власть признаётся народом справедливой и поддерживается им, эта власть легитимная. Ели наоборот, то нелегитимная.

1. Политическая власть закрепляет приоритетность интересов субъектов власти, которые становятся общеобязательными для всех слоев населения.

2. Власть обладает единым принципом деятельности - командование, т.е. право на распоряжение, директиву, приказ, закон, норму, правила, запрет, предписания, волевые эмоциональные действия.

3. Политическая власть содержит противоречие между субъектом и объектом властвования, т.к. власть есть способность подчинять, воздействовать с помощью определенных средств. Концентрированным выражением власти являются отношения господства - подчинения, что вызывает сопротивление у части населения.

4. Господствующий субъект власти имеет преимущество (статус, авторитет, информированность, знания).

5. Наличие взаимоотношений субъектов, при этом одни владеют определенной совокупностью средств для обеспечения способности навязывать волю другим.

6. Признаком политической власти являются объективные условия - отношения, которые обусловливают волевые действия людей. За субъективно-волевыми отношениями всегда стоит объективная взаимосвязь, потребности и интересы разных групп.

7. На современном этапе развития общества доминирующими формами господства субъектов становятся следующие: политическое влияние, доверие, сотрудничество, стимулирование и привлечение народных масс к принятию политических решений.

8. Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и др.

Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».

Во-первых, политическая власть возникла еще в догосударственный период развития стран.

Во-вторых, не каждая политическая власть является властью государственной (например, власть партий, движений, общественных организаций), хотя любая государственная власть - всегда политическая.

В-третьих, специфика государственной власти заключается в том, что только она обладает монополией на принуждение, правом издавать законы, опираясь на институты права и использует такие средства воздействия как убеждение, идеологические и экономические факторы.

В-четвертых, государственная власть функционирует по политико-территориальному принципу; она не признает никаких родовых отличий, а закрепляет население за определенной географической территорией и превращает его в своих подданных (монархия) или граждан (республика).

В-пятых, государственная власть - суверенная, то есть верховная, самостоятельная, полная и неделимая в пределах государственных границ и независимая и равноправная во внешних отношениях.

Государственная власть - высшая форма политической власти, опирающаяся на специальный управленческо-властный аппарат и обладает монопольным правом на издание законов, других распоряжений и актов, обязательных для всего населения.

Определив сущность политической власти, важно обратить внимание на принципы и функции, по которым можно судить об ее эффективности.

Функции политической власти:

1. Выработка стратегии управления обществом.

2. Разработка и принятие подробных решений по основным направлениям развития общества.

3. Оперативное управление и регулирование общественными процессами, включая поддержание общественного порядка с позиций интересов тех или иных социальных групп.

4. Контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности развития общества, поддержание его целостности и единства.

Власть и политика нераздельны и взаимно обусловливают друг друга. Власть представляет средство осуществления политики. Борьба за власть, овладение ею и удержание - один из основных аспектов политической жизни общества. Власть добавляет политике то своеобразие, благодаря которому она представляет особый вид социального взаимодействия. Это обусловлено неравным положением людей, включенных в иерархическую систему взаимоотношений, в отношения господства - подчинения, управления - исполнения. Без наличия властных отношений невозможно координировать социальные связи, достигать взаимоприемлемых компромиссов между различными социальными общностями, слоями и индивидами, поддерживать целостность и стабильность общества.

3. Структура власти. Ресурсы власти: понятие, типология.

Общественная власть является сложным явлением, которая состоит, с одной стороны, субъект и объект, а с другой - ресурсы власти.

Субъекты власти - носители власти (кто осуществляет власть): государство и его институты, политические элиты и политические лидеры, политические партии, от которых исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения и указания. Непосредственным субъектом власти выступают люди, которые концентрируют огромное влияние, финансовую мощь и рычаги воздействия на людей, контроль над их настроениями, мыслями и поведением.

Объекты власти (на кого направлено воздействие): индивид, социальная группа, масса, класс, учреждения, предприятия, общество, на управление которыми в соответствии с законом направлена деятельность властей.

Источники власти (откуда субъект получает способность, возможность и право влияния): авторитет, сила, богатство, престиж, закон, знания и информация, харизма, тайна, интерес и т.д.

Власть есть взаимодействие субъекта и объекта, они являются также активным началом структуры власти. Взаимодействие их осуществляется с помощью ресурсов, которые регулируют процесс властвования.

Ресурсы власти - совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта:

- экономические - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, земля и ее недра и т.п.;

- социальные - способность повышения социального статуса или ранга, места в социальной структуре;

- силовые - оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;

- информационные - знания и информация, а также средства их получения и распространения;

- политико-правовые - Конституция, законы, программные документы политических партий;

- демографические - человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

Отношение «господство - подчинение» в большей степени присущи доиндустриальным обществам. Ресурсы власти на данном этапе - принуждение, навязывание или подавление воли.

В развитом гражданском обществе характер властных отношений принимает форму «господство - принятие». На современном этапе развития ресурсами субъекта власти становятся компромисс и согласие общества. Власть стремится к разнообразию ресурсов, чаще всего к смещению ресурсов «господство - руководства». В использовании ресурса подчинения и принятия обеспечивается определенное влияние субъекта. В современном мире это культурно-информационные ресурсы (знания). От того, насколько власть эффективно использует ресурс информации и средства для его распространения, определяется стабильность существования власти внутри государства и существования государства на международной арене.

Ресурсы власти - совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект (личность, группы, общество в целом) и достигать поставленной цели. Ресурсы находятся между субъектом и объектом власти и «материализуют» отношения зависимости между ними.

На протяжении истории развития общества ресурсы властвования изменялись:

В примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя (вождя, военачальника и т.д.). Изменение характера отношений между людьми, переход от кровнородственных к имущественных отношений привели к изменению ресурсов власти, которыми стали богатство и сила;

В индустриальных обществах преобладающим ресурсом власти становится организация: бюрократия, партии, движения;

В современных обществах властные отношения все больше зависят от того, кто владеет информацией, которая при сохранении роли других ресурсов становится важнейшим средством господства. Отсутствие информации вызывает у человека чувство страха, дискомфорта, желание подчиняться.

Типология (классификация) ресурсов властвования может осуществляться по различным основаниям (критериям).

Согласно Конфуцию ресурсами власти правителя является его личный пример и следование моральным принципам - справедливости, гуманности, заботе о благе народа, чувству долга, мудрости. Подданные должны уважать правителя и выполнять свои обязанности.

Н. Макиавелли положил в основу классификации типов властвования другие мотивы человеческого поведения:

Главным мотивом является любовь и страх - тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кого любят;

К ресурсам власти относятся человеческие страсти и пороки (лживость, трусость, жадность);

Считал, что любовь и страх различаются способом действия:

1) любовь - тонкая материя, которая держится на крайне зыбкой основе - человеческой благодарности;

2) страх - прочнее и непоколебимее.

Одну из современных концепций типологии власти представил американский социолог О. Тоффлер, которой использовал смешанные критерии.

Сущность концепции О. Тоффлера:

В системе ресурсов власти современного общества произошли значительные изменения (по этой причине его концепция называется теорией «сдвига власти»);

В истории человечества власть опиралась на 3 ресурса - силу, богатство и знания;

В зависимости от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться различные типы властвования:

Тип властвования низкого качества - власть основана на силе;

Власть среднего качества связана с богатством;

Власть высшего качества основана на знаниях.

Определяющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низкого качества, основанной на силе, к власти высшего качества. Власть силы изжила себя, не смотря на ее использование, как в прошлом, так и настоящем времени, решающим ресурсом власти становится знание.