Понятие и виды социальных связей. Зависимости человека: виды и причины

  • 21.09.2019

Прежде чем перейти к дальнейшему рассмотрению проблемы отношений, необходимо остановиться на выяснении проблемы социальных зависимостей. Не вдаваясь в общее определение зависимости, которое можно найти в учебниках общей методологии, подчеркнем, что термин «социальная зависимость» может означать либо зависимости, возникающие между людьми, живущими в одном обществе, либо зависимости, вытекающие из сознательных воздействий друг на друга как на членов общества. Это два разных вопроса. В первом случае выражение «А зависит от Б» означает, что А в своих начина­ниях должен считаться с существованием Б, с его кругом прав и обязанностей, что существование Б создает определенные рамки для начинаний А. Зависимость воз­никает здесь из общей принадлежности к организованной системе. Во втором случае выражение «А зависит от Б» означает, что Б может непосредственно навязать А определенный способ поведения. Иначе говоря: в первом случае мы имеем дело со структурно-функциональной зависимостью, вытекающей из того, что А и Б действуют в рамках одной структуры; в другом случае - с зависимостью интенциональной, вытекающей из непосредственных намерений Б в отношении А и - существенное условие - из возможности реализации этих намерений, каковой Б располагает. Это существенное условие дает возможность более широкого определения социальной за­висимости, как это сделал Чеслав Знамеровский: «Б зависитот А, когда А имеет возможность выполнить

какое-то действие, которое создает положение вещей, затрагивающее Б, причем какое-то положение вещей, касающееся одного Б, состояние ли это тела или души этого Б, или состояние его дел (stan jego tworzywa)». Иначе говоря, Б зависит от А в отношении определенных предметов или ценностей, которые важны для Б, но находятся во власти А.

Это определение обладает многими преимуществами. Оно охватывает как структурно-функциональные, так и интенциональные зависимости, не уточняя, однако, соприкасаются ли А и Б непосредственно, осознают ли свою зависимость, определяют ли друг друга взаимно и устанавливают ли взаимодействие друг с другом на основе этого субъективного определения. Следовательно, оно охватывает зависимости, обусловленные принадлежностью к экономическим, политическим, религиозным и другим системам, а также интенциональные зависимости, вытекающие из моральных, установленных обычаями норм, регулирующих социальные отношения.

Понятие зависимости играет в социологии важную роль в том отношении, что анализ зависимости - это основа установления законов. Ибо возникает вопрос, позволяют ли социальные зависимости, будучи зависимостями, возникающими из возможности формирования чужого поведения, исследовать себя так же, как зависимости между предметами, явлениями и процессами, про­исходящими в природе, а следовательно, можно ли установить постоянные законы зависимости, позволяющие делать прогнозы. Мы упоминаем здесь об этом только для того, чтобы подчеркнуть значение, какое понятие зависимости имеет в социологическом анализе, не намереваясь обсуждать глубже эту проблему.

Подчеркнем, что мы говорим здесь о «социальных зависимостях» и о «социальных отношениях», а не о зависимостях и отношениях вообще, что поэтому добавление прилагательного «социальный» вводит существенную качественную характеристику.

Возвратимся теперь к рассмотрению социальных отношений и поставим вопрос: нельзя ли поставить знак равенства между этими понятиями? Нам кажется, что нет. Зависимость - это определенный элемент социального отношения, но он его не исчерпывает. Социальное отношение - это сложная система, при которой между партнерами возникает определенная зависимость, вытекающая из характера связующего звена и из характера обязанностей, но отношение - это и нечто большее, чем система зависимостей. На разговорном языке мы бы сказали, что зависимость - это одно из отношений, связывающих людей. Это лишь сокращенный способ выражения. Когда мы говорим, например, что А и Б связаны отношением служебной зависимости, то имеем в виду, что А является руководителем Б, что они партнеры отношения, в котором А - руководитель, а Б - исполнитель, что связующее звено между ними - институционализированная деятельность определенного рода, что в рамках своих взаимных обязанностей по отношению друг к другу они реализуют какие-то задачи и что в этом разделении труда А выполняет руководящие функции. Служебная зависимость - только один из элементов этой системы, так как их отношение охватывает нечто значительно большее, чем только служебную зависимость.

Мы вводим здесь только понятие социальных отношений, не стараясь проводить ни классификации, ни систематизации. Теория отношений - важная область общей социологии. Ведь они - основная составная часть социальной связи, сплачивающей группы и другие социальные общности.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Москва 1969
Перевод с польского М. М. Гуренко Я. Щепаньский ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ Редактор О. Попов Художник

От издательства
Предлагаемая вниманию читателя книга «Элементарные по­нятия социологии» написана Яном Щепаньским - известным общественным деятелем, видным польским ученым, президентом Международной социологической

Предмет и сфера социологических исследований
Вообще говоря, предмет социологических исследований составляют явления и процессы возникновения различных форм совместной жизни людей, структуры разных форм человеческих общностей, происходящие в

Социология и другие общественные науки
Уже это беглое перечисление разделов социологии показывает, что она должна поддерживать тесные контакты и сотрудничать с другими общественными науками. Следовательно, для социолога

Философские и методологические предпосылки социологии
Социология, как и всякая наука, опирается на некоторый комплекс основных предпосылок, касающихся исследуемой ею реальности. Это прежде всего предпосылки онтологические, то есть говорящие о том, как

Задачи настоящей работы
Настоящая работа не является систематическим справочником по социологии и не представляет результатов исследований и состояния знаний в отдельных областях конкретной или общей социологии. Она служи

Библиографический указатель
ЗАМЕЧАНИЕ. Кроме работ, указанных в примечаниях, дающих более широкое представление или дополняющих сведения о рассматриваемых проблемах (в основном работы на польском языке), библиографические ука

Природные основы общественной жизни
Изучение человеческих обществ и происходящих в них явлений и процессов начинается с изучения основных условий, в которых они возникают и которые определяют их «жизнь». Мы различаем природные, эконо

Понятие общественной жизни
Мы будем употреблять понятие «общественная жизнь» для обозначения комплекса явлений, возникающих из взаимодействия индивидов и общностей, находящихся в некотором ограниченном пространстве. Объем эт

Сообщества животных
Исследования сообществ животных еще более интересны для социологии, так как у животных можно заметить устойчивые связи, основанные на связи побуждений, имеюще

Биологические основы общественной жизни людей
К биологическим основам общественной жизни мы относим, особенности человеческого организма, происходящих в нем физиологических процессов, механизм наследования свойств, импульсы, ск

Географические условия общественной жизни
Другой комплекс факторов, составляющих природные основы общественной жизни, - это географические, или, шире, геофизические, условия. Человек - зоологический вид. Он живет н

Демографические основы общественной жизни
Говоря о биологических основах общественной жизни, мы имели в виду биологические процессы, происходящие в организме индивидов и определяющие их психические, а в результате также и социальные процес

Библиографический указатель
«Исторический материализм», Под общей ред. чл.-корр. АН СССР Константинова Ф. В.. 2-е изд., М., 1954, глава II. Robert Вiегstedt, The Social Order, New York, 1957, ch. II. «The Na

Общественной жизни
Как биологический организм человек есть часть природы. Но эта принадлежность к миру природы не является условием, полностью определяющим его деятельность и его общественную жизнь. Ибо человек надел

Библиографический указатель
Oskar Lange, Ekonomia polityczna, t. I, Warszawa, 1961. Z. Madej, 0 funkcjonowaniu gospodarki socjalistycznej, Warszawa, 1963. Andrzej Malewski, Empiryczny sens te

Определения
Трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура». Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в философи

Внутренняя структура культуры
Культура всегда локализована в пространстве и в обществе. Она не существует вне человеческих общностей. Однако необходимо ввести несколько различений. А именно, следует отличать личную культуру инд

Библиографический указатель
J. Chalasinski, Kultura amerykariska, Warszawa, 1962. О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, Изд. 2-е, М., 1957 V. G. Сhilde, Postep a archeologia, Warsza

Социологическая концепция человека и личности
Основания, в силу которых социология должна заниматься проблемами человеческой личности, весьма просты; общественная жизнь - совокупность явлений и процессов, происходящих между людьми, поэтому осо

Различные теории человека
На простой с виду вопрос, что такое человек, отвечали теология, философия, антропология, как физическая, так и культурная и философская, психология и социология. Теологические взгляды, выступающие

Понятие человеческой природы
Понятие человеческой природы сформулировано философами и психологами самых ранних времен, которые считали, что каждый человек обладает одинаковой в принципе психической или же психо

Проблема инстинктов
Эта проблема волновала общественные науки на протяжении многих лет. Примерно в 1860-1925 годах велись дискуссии по вопросу о роли инстинктов в поведении человека. Эти дискуссии были

Социальная личность и ее составные элементы
Ныне мы отдаем себе отчет в сложности проблемы. С одной стороны, прогресс исследований биологических и физиологических механизмов поведения человека, затем экспериментальные психоло

Интеграция элементов личности
Биогенные, психогенные и социогенные элементы личности, которые представлены выше отдельно, как бы в препарированном виде, взаимно приспособлены друг к другу, сопряжены и составляют интегральное ед

Библиографический указатель
Н. Н. Gerth and С. W. Mills, Charakter and Social Structure, New York, 1953. N. Gross, W. S. Mason and A. W. MсEасhern, Explorations in Role Analysis, New York, 1958.

Социальная связь
В ходе предшествующего изложения мы затрагивали проблемы природных, экономических и культурных основ общественной жизни. Мы изложили также процесс формирования личности человека в э

Пространственный контакт
Всякие отношения между людьми должны начинаться с каких-либо соприкосновений в пространстве, со взаимного наблюдения и с установления факта обладания одним из индивидо

Психический контакт
Наблюдения определенных черт может побудить заинтересоваться ими. Заинтересованность эта рождается па основе уже существующих потребностей наблюдающего. Не предрешая в данный момент

Социальный контакт
Психический контакт может превратиться в контакт социальный, если А и Б встречаются и начинают взаимодействовать друг с другом, чтобы достигнуть обмена ценностями независимо от того

Взаимодействия
Взаимодействия развиваются на основе социальных контактов. Социальный контакт уже предполагает определенный объем действий, но действия эти относятся к предмету или другой ценности, которая являетс

Социальные действия
Здесь мы должны остановиться более подробнонахарактеристике самих социальных действий. Следуя общей теории, сформулированной Ф. Знанецким, мы рассматриваем социальные действия или поступки как

Социальные отношения
Взаимодействия приводят к образованию устойчивых социальных отношений. Следует начать с определения того, что мы будем понимать под этим столь многозначным термином. Под влиянием уп


Мы сказали, что социальные отношения-основной элемент социальной связи, поддерживающей устойчивость и внутреннюю сплоченность групп. Отношение продолжается так долго, как долго его

Социальный контроль
Рассматривая институты, мы говорили, что они являются составным элементом системы социального контроля. Что такое контроль и каково его отношение к социальной связи? Начнем с «наивных» вопросов. Ка

Социальная организация
В этой главе мы остановились на Тим, как возникает и как поддерживается социальная связь, сплачивающая общности. Говоря метафорически, связь эта - как бы система веревок и нитей, оплетающих членов

Социальная связь
Мы закончили, таким образом, разбор комплекса факторов, сил и явлений, образующих социальную связь. В начале этой главы мы определили связь как совокупность отношений и зависимостей

Библиографический указатель
Е. Т. Нiller, Social Relations and Struktures, New York, 1947. R. T. LaPierre, A Theory of Social Control, New York, 1954. F. Znanieсki, Social Organization and In

Определения
Социальная связь соединяет индивидов в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Остановимся на том, какие формы таких устойчивых объединений мы м

Общая характеристика общности
После этих вступительных замечаний и после введения основных терминов перейдем к более подробной характеристике отдельных типов общности. Пара или, двойка. Это форма

Структура группы
Все эти составные элементы группы расположены определенным образом, обеспечивающим функциониро­вание группы. Систему составных элементов группы и принцип их взаимного упорядочения мы называем струк

Виды групп
В социологической литературе можно встретить мно­го различных классификаций групп. Американский со­циолог Юбэнк (Е. Е. Eubank), который собрал и проанализировал способы классификации групп, встре­ч

Целевые группы
Семья - это особый тип социальной жизни, удовлет­воряющий чисто личные потребности, которые, однако, исключительно важны для устойчивости группы, поэто­му их удовлетворение вызывает интерес и наход

Бюрократия
Рассматривая целевые группы, мы должны также рассмотреть явление, которое возниклов них и приобре­ло большое значение в современных обществах, а имен­но бюрократию. В социологическом значении этого

Территориальные общности
Территориальными общностями мы называем те общ­ности, члены которых связаны узами общих отношений к территории, на которой они проживают, и узами отно­шений, вытекающих из факта проживания на общей

Общности, выделяемые на основе особей культуры
Эти общности иногда также называют этническими. Мы относим к ним племена, народности, нации. Эволю­ционисты создали теорию развития этнических общностей, согласно которой началом их была семья

Общности, основанные на сходстве поведения
Таким сложным названием мы определяем ряд отно­сительно свободных социальных образований, могущих, однако, иногда развивать удивительную способность к де­ятельности, не обладающих и

Глобальное общество
В ходе предшествующего изложения мы очень часто употребляли термины «общество» или «глобальное об­щество», не определяя их точнее. Кроме того, термин «общество» употребляется в обиходном языке и на

Онтологические проблемы социальной реальности
В ходе рассмотрения общностей, групп у нас неодно­кратно возникал вопрос: что именно представляет из се­бя социальная группа? Является ли она суммой состав­ляющих ее индивидов или же благодаря факт

Библиографический указатель
Wilson Lоgan, The Sociography of Groups, в: Twentieth Centu­ry Sociology, 1945, p. 139-171. F. Znanieсki, Social Groups in the Moderns World, в: M. Вergeri in. eds., Freedom and Control in Modern S

Социальные процессы
Вкратце припомним содержание предыдущего изло­жения: на природных и экономических основах, а также в рамках определенной культуры формируются челове­ческие личности; удовлетворяя свои потребности,

Понятие социального процесса
Процессами мы будем называть относительно одно­родные серии явлений, связанных взаимными причинны­ми или структурно-функциональными зависимостями. На­пример, рост организма - это процесс, так как п

Социальная мобильность
Следующей категорией жизненных процессов, про­исходящих в общностях, являются процессы мобильно­сти. Выделим горизонтальную и вертикальную мобиль­ность. К горизонтальной мобильности м

Библиографический указатель
M.H. Neumeyer, Social Problems and the Changing Society, New York, 1953 R. E. L. Faris, Social Disorganization, 1955 D.R. Taft and R. Robbins, International Migrations, New York,

Технические и научные изобретения
Технические изобретения обычно возникают благодаря новым способам комбинации уже существующих элемен­тов техники и их постепенной модификации. Поэтому технические изобретения имеют кумулятивный хар

Взаимопроникновение культур
Неравномерное развитие отдельных обществ - истори­ческий факт, и мы не будем здесь заниматься его объяс­нением. Из него вытекает важный процесс, названный диффузией культур, заключающийся в обмене

Социальные движения
Социальные движения обычно возникают на основе экономических и культурных изменений, на основе пре­образований в материальном базисе общества либо новых идей, привнесенных из других обществ. Следов

Право как фактор социального развития
Все реформаторские и революционные движения стре­мятся к тому, чтобы проведенные в жизнь изменения закрепить в форме законов. С социологической точки зре­ния право - это совокупность формализованны

Социальный прогресс
Вокруг проблемы прогресса велось также много дис­куссий и полемик. Некоторые теории социального про­гресса исходят из того, что развитие является также про- грессом, то

Библиографический указатель
Н. G. Вamet t, Innovation: The Basis of Cultural Change, New York, 1953. S. C. Gi1fi11an, The Sociology of Invention, Chicago, 1935. M. Ginsberg, The Idea of Progress, Boston, 195

Послесловие
Автор этой книги - крупный польский ученый и об­щественный деятель, директор Института философии и социологии ПНР, президент Международной социологи­ческой ассоциации. Вышедшая еще в 1965

Влияние социальности на употребление. Социальное окружение, статус, социальные взаимоотношения. Развитие социальной составляющей зависимости.

Социальная зависимость – это то, как зависимого «заставляет» употреблять его окружение.

Социальность – социальная характеристика человека (наподобие характера в психике). Три составляющие социальности человека: 1.) окружение; 2.) социальный статус; 3.) взаимоотношения с окружением (роль).

Окружение зависимого

Человеку необходима группа, к которой он может себя причислять и которая будет его считать его своим (социальная идентификация). При этом он вынужден принимать нормы группы, к которой он себя причисляет. Если эти нормы способствуют психическому здоровью и развитию, то, скорее всего, такой человек будет психологически здоров. Если эти нормы способствуют психологическому нездоровью, то и у человека будет психологическое нездоровье.

Чем более незрелая личность, тем сильнее потребность в принятии коллектива и тем сильнее влияют на него нормы этого коллектива, и чем более зрелая личность, тем меньше потребность в коллективе и его влияние.

Если психологически здоровый человек, но еще не «доросший» до уровня развития, когда возможно находится в коллективе и полноценно с ним взаимодействовать, при этом не принимая нормы этого коллектива, попадет в коллектив с нездоровыми нормами, то у этого человека со временем появятся психологические проблемы. Он как бы заразится психологической болезнью от коллектива (эффект психологического заражения ).

Окружение с нормами, поощряющими злоупотребление (зависимое, созависимое и др. окружение), заставляют недостаточно зрелую личность начинать злоупотреблять.

Статус зависимого

Статус – это официальная позиция в коллективе (начальник, подчиненный, мама, папа, сын, дочь и т.д.), или психологическая позиция (уровень уважения, доверия и т.д.)

Окружение относится к человеку в соответствии с тем, какой статус он занимает в коллективе.

Низкий статус всегда связан с неудовлетворенностью жизнью, которая будет приводить к тяге к употреблению. Поэтому выздоровление должно включать повышение социального статуса (как официального – лучшая работа или повышение по службе и т.д., так и неофициального – большее уважение в коллективе и т.д.). Однако следует помнить, что коллектив обычно сопротивляется изменению статуса человека (особенно в большую сторону), поэтому при выздоровлении, которое включает в себя повышения статуса, коллектив начинает сопротивляться.

Взаимоотношения зависимого с окружением

Устоявшиеся отношения с коллективом называются ролью. У зависимого строятся отношения с окружением (роль), в которых участвует употребление и которые это употребление провоцируют. Простое прекращение употребления не меняет взаимоотношений (остается прежняя роль), а прежняя роль обратно провоцирует употребление. Поэтому в выздоровлении обязательно нужно менять способ своих взаимоотношений с другими людьми (менять свою роль). Однако, следует помнить, что изменению роли старый коллектив будет сопротивляться.

Если прекратить употребление, но оставить прежнее окружение, свою роль в этом окружении и прежние взаимоотношения, то это обратно спровоцирует употребление.

Развитие социальной зависимости

0-я стадия – отсутствие социальной зависимости . Человек член коллектива с нормами, поддерживающими трезвость (не приветствуется регулярное употребление, нет созависимых отношений), его роль и статус исключают злоупотребление, взаимоотношения психологически здоровое: победитель-победителю, открытое, не нарушающее границ. В здоровом коллективе не может быть зависимости – такой человек либо под действием коллектива перестанет употреблять, либо коллектив его отторгнет.

1-я стадия – начало присоединения к коллективу, поддерживающего регулярное употребление.

Часто бывает так, что первая стадия социальной зависимости начинается еще до того, как человек вообще начал употреблять. Это может быть, например, тогда, когда человек родился и вырос в употребляющей, созависимой или другой дисфункциональной семье. Или человек может вырасти в нормальной семье, но потом попасть в коллектив, где нормой является употребление. Также, предрасполагающими к употреблению нездоровыми нормами в коллективе могут быть: подавление личности, чрезмерная забота, отсутствие структурированных рамок взаимоотношений (делай, что хочешь), излишне жесткая структура, часто меняющиеся рамки взаимоотношений, эмоциональная закрытость друг от друга, наличие скрытого общения (явно говорится одно, а подразумевается совсем другое), расхождение официальных и реальных норм (декларируется одно, делается совершенно другое), наличие личностно незрелых или психически нездоровых лидеров (или наоборот, отсутствие личностно зрелых лидеров), наличие большого числа психически нездоровых членов.

С другой стороны, у человека могло начаться употребление и формирование химической зависимости в здоровом коллективе из-за других, не социальных причин (к примеру, для решения своих психологических проблем). В этом случае он сам будет искать себе окружение, которое поддерживало бы его употребление (другие употребляющие), или под его действием будет меняться окружающий коллектив (к примеру, становиться созависимой семья).

2-я стадия – основной группой становится группа, поддерживающая злоупотребление . Человек не только полностью присоединился к поддерживающей злоупотребление группе, но она стала для него основной. На этой стадии связи с поддерживающим трезвость окружением постепенно разрушаются, а поддерживающее употребление окружение меняется на все с более и более «употребляющими» нормами. Эту стадию можно разделить на два этапа. На первом человек сохраняет еще какие-то отношения с поддерживающим трезвость коллективом. На втором происходит полный разрыв отношений с трезвым окружением, «жестко» употребляющий коллектив становится единственной группой.

3-я стадия – разрушение отношений с употребляющим коллективом . Со временем человек становится неспособен поддерживать нормы даже «жестко» употребляющего окружения. К примеру, он из-за употребления настолько морально деградирует, что его даже «жестко» употребляющие начинают считать отщепенцем и отвергает (к примеру, бомж алкоголик начинает воровать у своих же, и его выгоняют). Или такой человек становится неспособен доставать ПАВ (алкоголь, наркотики) и становится ненужным коллективу (к примеру, наркоманка-проститутка уже неспособна «стоять на трассе» и становится ненужной сутенеру-драгдиллеру). В конце концов, лишенный поддержки даже асоциального коллектива и став абсолютно социально изолированным, химически зависимый, неспособный не только раздобыть себе ПАВ для употребления, но и вообще поддерживать свою жизнедеятельность, погибает.

Выздоровления от социальной зависимости на первых этапах

На первых этапах выздоровленя необходимы следующие шаги

«Сжечь мосты»: разорвать все контакты с употребляющим окружением, поменять номер телефона, научиться говорить «Нет!», правило 10 сек. (не общаться более 10 сек. с любым употребляющим), в большинстве случаев может потребоваться изоляция – стационарный реаб. центр, часто после него рекомендуют смену места жительства.

«Отделение»: отделиться психологически от близких, обрести материальную независимость, взять ответственность за свою жизнь полностью на себя.

«Система поддержки»: реабилитационный центр, группы взаимопомощи, работа с психологом, с наставником, общение с другими выздоравливающими.

Задания к теме «Социальная зависимость»:

1. Опишите, какие предрасполагающие социальные факторы для зависимости были у вас до начала употребления.
2. Опишите, как развивалась ваша социальная зависимость (как менялось с употреблением ваше окружение, ваши статус, роль и взаимодействие с окружением).
3. Опишите ваше окружение, ваши социальный статус, роль и взаимодействие с окружением в конце вашего употребления. На какой стадии развития социальной зависимости вы остановились? Как такая социальность провоцирует ваше употребление? Сможете ли вы оставаться неограниченно долгое время трезвым с такой социальностью?
4. Опишите, что будет с вашей социальностью в дальнейшем, если вы продолжите употребление.
5. Опишите вашу социальность (окружение, статус, роль и взаимодействие), которое вы хотели бы чтобы было и тоге вашего выздоровления.
6. Опишите, как в вашем случае необходимо «сжечь мосты», «отделиться», «создать систему поддержки».

С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/


Индустриальное общество - общество, которое пришло на смену обществу традиционному, аграрному и в котором главным становится производство не сельскохозяйственных, а промышленных (индустриальных) товаров, где преобладает городское население и большинство его занято в промышленности.

Интеграция - процесс взаимного приспособления, расширения экономического сотрудничества национальных хозяйств двух и более государств, ведущий к формированию единого хозяйственного комплекса.

Кейнсианство - теория Дж. М. Кейнса и основанная на ней политика, характерная для периода индустриального развития. Ставка делается на активное вмешательство государства в экономику, на поощрение спроса, чтобы массовому производству стандартной продукции соответствовало массовое потребление. Главное - борьба с безработицей (а не с инфляцией). Поэтому государство должно наращивать государственные расходы и не бояться инфляции, которая толкает к расширению производства, поглощающего безработицу.

Клиентелизм (от лат. «клиент») - форма социальной зависимости человека (клиента) от хозяина (патрона).

Коммунизм - политическая идеология (один из вариантов идеологии социализма), выступает за достижение идеала социальной справедливости путем революционного насилия, социальной революции, установления диктатуры пролетариата, ликвидации частной собственности и буржуазии как класса; ставит целью в будущем построение коммунистического общества. Коммунизм стал идейной основой для установления тоталитарных коммунистических режимов.

Консерватизм - политическая идеология, которая на первое место ставит верность традициям и порядок; защищает частную собственность как основу стабильности в обществе; среди демократических принципов первенство отдает идее независимости суда; считает неизбежным несправедливость и неравенство в мире; выступает за поддержку государства, патриотизм и распространение религиозных ценностей, которые должны, согласно консерватизму, обеспечить справедливость и высокоморальное поведение человека. Вариантами идеологии консерватизма являются неоконсерватизм и христианская демократия.

Корпоративизм - один из вариантов организации власти в фашистском государстве с использованием системы корпораций.

Ленинизм (марксизм-ленинизм) - политическая идеология, в основе которой попытка приспособления В. И. Лениным идей марксизма к революционной деятельности большевиков в России. Если К. Маркс считал, что переход к социализму в результате революции должен произойти в наиболее развитых странах, где сильны позиции рабочего класса, то В. И. Ленин выдвинул идею победы социализма в отдельно взятой стране - России с преимущественно крестьянским населением, которая должна стать форпостом для продвижения мировой социалистической революции.

Либерализация - ослабление государственного контроля.

Либерализм - политическая идеология, которая на первое место ставит свободу человека; отстаивает принцип «Разрешено все, что не запрещено законом»; защищает частную собственность как основу личной свободы и свободу торговли; провозглашает необходимость социальных реформ для сглаживания противоречий в обществе; ратует за внедрение принципов либеральной демократии (разделение властей, независимость суда, свободные конкурентные выборы и т. д.), которые, согласно либерализму, обеспечивают свободу выбора и ответственность человека и тем самым служат основой для утверждения справедливости в обществе и базой для высокоморального поведения человека.

Маоизм - идеи Мао Цзэдуна, основанные на подходах марксизма и ленинизма. Общее для маоизма с марксизмом и ленинизмом - лозунг ликвидации частной собственности и капитализма, идея мировой социалистической революции. Отличия маоизма от марксизма и ленинизма - главной революционной силой в мире объявляется не рабочий класс, а крестьянство и беднейшие слои населения; мировая революция должна разворачиваться не в развитых, а в беднейших странах; возможен ускоренный переход к коммунизму с помощью военизированных коммун.

Маргинальный - находящийся на краю, на обочине.

Марксизм - один из вариантов политической идеологии коммунизма. В широком смысле - система философских, экономических и социально-политических взглядов, основателями которой являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Включает философский материализм и материалистическую диалектику, материалистическое понимание истории (теория общественных формаций, обоснование экономических законов движения капиталистического общества, теория классов и классовой борьбы, теория пролетарской революции, перехода к коммунистическому обществу). Существуют различные интерпретации марксизма - ленинизм, еврокоммунизм, маоизм и др.

Вопрос о положении людей в социальном процессе становится предметом специального изучения в середине II тысячелетия н. э. Физика тогда разрабатывала системы координат для определения вещей, их положения и взаимодействия. Общественная практика культивировала систему измерений, связывающих и объединяющих географическое пространство деятельности человека. Социальный мир начинает заметно меняться. Возникают потребности в средствах, определяющих общественную эволюцию, ее особые фазы, ступени, переходные состояния. Стимулируются попытки выявить общую логику социальной эволюции, определить ее линию. Вместе с тем возрастает внимание к разнообразию человеческих сообществ, их особенностям. Возникает проблема соотношений разных социальных форм, их соподчинения или несогласуемости.

В некоторых европейских обществах в результате бурных революций экономические, политические, юридические порядки меняются на глазах поколения. Люди непосредственно фиксируют социальные изменения, начинают задумываться о влиянии собственных действий на общественные институты. Так, вопрос о положении человека в социальном процессе постепенно прорастает в совокупность вопросов о влиянии человеческих индивидов на социальную эволюцию, на формы, в которых она протекает, на ту систему измерений, что служит для ее упорядочения и познания. Завершение географических открытий устанавливает действительную общность человеческой истории. Образуется единое пространство совокупной деятельности людей, постепенно заполняемое экономическими взаимодействиями, борьбой политических интересов, научными связями и культурными контактами. Возникает потребность в создании общего языка, описывающего пространство, придающего географии социальное значение. Карта мира становится предварительным проектом различных человеческих взаимосвязей.

Возникают новые возможности для человеческих сил, кооперации и закрепления их в особых структурах производства, экономики, техники, права, науки, образования. Эти структуры приобретают как бы самостоятельное существование, они «обрастают» вещными, внешними по отношению к людям формами, начинают сами влиять на строй отношений, деятельности, мышления людей. Они не просто опредмечиваются и застывают, подобно древним гигантским сооружениям: они воспроизводятся, «работают» и задают некий циклический ритм повседневному поведению людей. Причем в отличие от природы-земли, искони приучавшей человека к циклам своего бытия, они создают «органы» или инструменты, позволяющие менять ритмы и ускорять темпы человеческой деятельности, они меняются и заставляют меняться людей.

Эпоха географических открытий заканчивается: возможности открытия новых пространств как будто бы исчерпываются. Зато начинается эпоха открытия времени, открытия его новых срезов и измерений.

Время обнаруживает свое значение связи между разными людьми. Оно соединяет жизнь поколений, возобновляет производство товаров, выстраивает дни и труды отдельного человека. Настоящее время обнаруживает объем, глубину и перспективу, оно никогда не кончается, оно постоянно оказывается в роли настоящего продолженного времени. Вокруг него группируется деятельность людей, и уже порядок этой деятельности во времени, а не порядок вещей сам по себе, начинает определять формы кооперации людей.

Использование времени сопряжено с повышением скоростей: движения вещей, изготовления товаров, перевозки грузов, обучения работников, обращения капиталов, получения процентов и т. п. Такого рода соревнование разных человеческих деятельностей в скорости предполагает «чистое» время, т. е. время, очищенное от всех конкретных человеческих, вещественных, культурных и прочих признаков. Общее пространство и «чистое» абстрактное время человеческих взаимодействий создают условия для уплотнения деятельности людей, для более глубокого культивирования внечеловеческой и человеческой природы.

Начинается новый этап приручения человеком вещей и оформления своих собственных сил. Новый уровень проникновения человека в мир вещей обусловлен тем, что человек уже практически подготовил средства для использования не самих вещей, а отдельных полезных свойств, извлекаемых из вещей, соединяемых в ряды и системы. Он создает специальные орудия и их комбинации, механизмы и машины для «перегонки» конкретных вещей в «чистые» материалы и стихии. Взаимодействия этих материалов и стихий начинают в представлении человека заслонять и замещать конкретно-вещественный образ природного мира.

Происходящие перемены не могут не сказаться и на самом человеке. Обнаружив свои новые отношения со временем, он и себя начинает все более ощущать и понимать как силу бытия, как его особую стихию, квинтэссенцию, не исчерпываемую никакими конкретными - сословными, физическими или цеховыми характеристиками. Однако необходимость уплотнения деятельности заставляет его проделывать со своими силами и способностями примерно то же самое, что он делает с природными вещами. Он начинает культивировать в себе свойства, которые не столько являются свойствами его личности, сколько свойствами тех производящих систем - в том числе и образования, науки, политики, культуры, - в которые он включается в процессе своей деятельности. Освоение «глубин» человеческой природы, культивирование поприща человеческой деятельности как бы отрывается от непосредственного развития человеческой личности: образ личности - как актуальной и потенциальной цельности отдельного человека - постоянно присутствует в жизни реального индивида, но как непроявленное, теневое его отображение.

Приручение человеком своих новых деятельных сил оказывается возможным только при условии их вынесения вовне, в систему обобщенного пространства и абстрактного времени, только за счет их облачения в инструментальную, вещеподобную форму.

Становление и развитие их в подобных формах, конечно, таит угрозу «детализации», «фрагментации» конкретного бытия человеческих индивидов, создает проблему адаптации внешних социальных форм к нуждам конкретного человека.

Меняющиеся структуры бытия могут обрести законченные формы, «замыкаясь» в сознании людей, в строе их психики: новые структуры начинают работать лишь тогда, когда у людей перед глазами возникает соответствующая картина бытия, а в их деятельности начинает функционировать соответствующая обобщенная схема жизненного процесса, или онтология. Новый логос бытия должен укорениться в психике людей, соединить внешние социальные формы с реализацией каких-то сил индивидов, открыть каким-то внешним формам доступ к органике внутреннего бытия личности. Ясно, что полное совпадение внешних и внутренних форм не происходит. Но некоторые особенности в структурах внешней и «внутренней» деятельности людей должны совпадать или, во всяком случае, четко соответствовать друг другу, «переводиться» на язык друг друга с достаточной полнотой.

В связи с этим особо подчеркнем формирование развитых образов времени, процессуальности, непрерывности в сознании новоевропейского человека. Эти образы или схемы оказываются довольно абстрактными записями и проектами деятельности как особого рода длительности, в последовательных интервалах которой происходят сращивания, сложения и умножения различных человеческих сил. Такое протекающее во времени сознание человека дает ему понимание, понятие об отдаленных событиях, понятие отвлеченное, абстрактное, но тем не менее вполне определенно влияющее на построение человеком его поведения. Образный строй сознания человека приобретает глубину и перспективу, пространственно-вещественные формы организуются развертыванием их во времени, вопрос о месте человека в социальном мире, по сути, замещается вопросом о положении человека в социальном процессе.

Выявление индивидности человека, его обособленности, погруженности в социальный процесс, конечно, согласуется с изменениями, происходящими в характере социальных связей. Они все более утрачивают значение «скреп», осуществляющих непосредственную зависимость человека от человека, от сословия, от цеха, от конкретного и ограниченного социального пространства. Обособленный человеческий индивид оказывается исторически выделен именно из этих непосредственных социальных связей, а стало быть, и отделен от непосредственной «привязки» к тем формам деятельности, которые прежде связывались с его социальной принадлежностью.

Если говорить о понятии индивида не в логическом, а в конкретно-историческом смысле, в котором оно становилось практически значимым для многих людей, встраивалось в новые формы отношений и деятельности, то оно характеризовало человека прежде всего как носителя и хозяина (субъекта) деятельных сил, обладающего возможностями прилагать эти силы к решению различных жизненных задач и свободного в этом плане как от сословных ограничений, так и от непосредственной социальной поддержки. Бытие индивида и его деятельность освобождались от конкретной социальной формы и начинали обретать социальное значение, вступая в контакт с обезличенными средствами деятельности, через них проникая в мир абстрактных социальных измерений. В плане пространственном индивид предстал в образе особой действующей (и мыслящей - Декарт) вещи (и это надолго закрепилось в обыденном сознании и некоторых философских представлениях). Но в плане процессуальном, временном обнаружился более глубокий, нефизический смысл бытия человека, и это стало одной из самых трудных проблем философии. Человеческий индивид выделился из сплетения непосредственных социальных зависимостей, его связь с обществом, группой, другими людьми перестала быть прямой, ощутимой, контактной. Она приобрела опосредованный характер - через условия, средства, результаты и сам процесс деятельности. Она стала общественным отношением в собственном смысле слова, ибо разворачивалась как процесс соотнесения, сополагания и синтезирования деятельности.

Она соизмеряла различные усилия и способности людей с абстрактными эталонами (и прежде всего абстрактным временем) и таким образом проявляла социальное значение этих способностей и сил.

Иначе говоря, социальная значимость индивида, переставая быть формой его непосредственной зависимости от сословия, цеха, рода, получала опосредованное выражение в абстрактных формах построения и реализации деятельности. Социальность ускользала из непосредственной совместности человеческого бытия, из ее образных, картинных и эмблематических определений и обнаруживала себя все более косвенно, поскольку «растекалась» во времени, «распределяясь» в сложных соотношениях отдельных актов, рядов и уровней человеческой деятельности.

Итак, обособленный индивид как определенная историческая форма (и соответствующее понятие) связан с определенной формой социальной связи, которая исключала прямую зависимость человека от человека, группы, социума, превратилась в общественное отношение, в квазисамостоятельную реальную абстракцию.

Человеческий индивид высвобождается из непосредственной социальной зависимости, и она становится отделившейся от человека, посторонней для него социальной связью, общественным отношением, функционирующим как бы в стороне от него в качестве особого рода вещи. С «другой стороны», вещью или системой вещей особого рода, отделившихся от индивидов и их непосредственных зависимостей оказывается производство. Орудия и средства деятельности начинают «отрываться» от индивидных форм бытия людей, собираться и группироваться в совокупности и ряды, создают особую сферу жизни общества, новые нормы человеческого поведения, реализации и развития сил человека. Производство оформлялось как совокупность вещественных условий, орудий, средств, объединенных для получения вещественной продукции, сохраняющей и пополняющей бытие людей. Люди, оживляющие процесс производства, тоже предстали прежде всего с их «вещественной стороны» как носители энергии, как телесная двигательная сила. И даже общественные отношения, приняв форму опосредованных человеческих зависимостей, приобретали вещный характер. Производство, развертываясь как предметная структура, особый механизм человеческого бытия, казалось, и всем другим аспектам жизни людей придало вещный вид и способ проявления.

Но не физические законы, не логика вещей определила сохранение и рост производства. Вещи в нем движутся и взаимодействуют по формам деятельности людей, и люди в нем должны быть приспособлены именно к этим формам. Конечно, представляется странным, что производство, обособляясь и развиваясь по формам человеческой деятельности, на первых порах «потребляет» работника как мускульную энергию и физическую силу, что оно предстает и трактуется (многими до сих пор) как производство вещей. По сути же производство вещей - лишь момент воспроизводства овеществленных социальных форм и человеческих сил. Иными словами, человек в производстве вступает в контакт не с вещами, а с выраженными в них формами движения человеческих сил. Поэтому и от работника - чем дальше, тем больше - требуется способность управлять этими силами, а не просто быть сгустком возбуждающей их энергии. И это уже не физика, характеризующая производство с точки зрения природных законов. Это - метафизика, рассматривающая производство вещей как момент социально-человеческого процесса.

«Первая метафизика» производства возникла в экономике как в особом измерении, особом понятии, характеризующем процесс производства с точки зрения эффективного насыщения его человеческими силами и взаимосвязями. Я говорю об экономике как о первой метафизике производства потому, что культура и история должны были в дальнейшем дать и «второе» и «третье» метафизическое истолкование социально-человеческого процесса и показать, в частности, ограниченность «экономической метафизики», ее способность видеть только абстрактные формы реализации человеческих сил, а стало быть, и непроницаемость для нее многих важных аспектов человеческого бытия. Однако на первых порах именно экономика подвела человеческое мышление к пониманию производства как предметного тела цивилизации, предметного «сгущения» взаимосвязанных человеческих сил. Представив производство как особую систему вещей, экономика положила начало выявлению в этой системе социальных форм, использованию этих форм как измерителей эффективности человеческих действий. Отсюда же проистекает и расхождение двух трактовок деятельности: как квазиприродного процесса и как предметного синтеза человеческих сил и связей.

Экономика высветила функционирование и развитие связи людей, осуществляемой через производство. Тем самым она определила и новую систему измерения человеческих сил и способностей, природных вещей и культурных ценностей. Все это обретало общий абстрактный измеритель, независимый от конкретных свойств людей и вещей. Подчеркнем то обстоятельство, что человеческие качества оказались включенными в ситуации сравнения и измерения в ряду других вещей, т. е. как овеществившиеся, отделившиеся от своих субъектов формы.

Экономика своим абстрактным измерением, как всепроникающим излучением, выявила внутренние связи и функции различных подсистем общества. В контексте экономики понятия государства, права, науки, культуры приобретали новое измерение и глубину. Некоторые из них, например понятия государства и права, должны были существенно измениться, определив этим и перспективу практических изменений соответствующих сфер. Другие, например понятия культуры, искусства, нравственности, всем своим существом «сопротивлялись» экономическому измерению, однако и они испытали мощное давление реальных абстракций, стимулирующих «экономическую метафизику» человеческого бытия.

Приобретение социальными понятиями новых характеристик означало изменение строя обыденного поведения людей и их мышления: понятия становились средствами приспособления людей к новым принципам функционирования социальных связей, к их абстрактности, анонимности, «растянутости» и воспроизводимости во времени. Привыкание к развертыванию своего социального бытия во времени означало для человека и выработку новых форм понимания, новых форм связывания понятий. Понятия, «вытягивающиеся» по оси времени, связывающие, к примеру, схему действий работника со схемой действия его сотрудника в разделенной во времени деятельности, утрачивали непосредственную образность, картинность и приобретали формы схем или знаковых записей. Понятия-представления замещались понятиями-схемами, а понятия-схемы - понятиями-знаками, схемами-«нотами»: такова была неизбежная плата мышления за попытку выразить процессуальность социального бытия. Или скажем так - мышлению людей необходимо было мобилизовать свои выразительные резервы (схемы-знаки и схемы-«ноты») и выработать новые средства, чтобы по-прежнему эффективно служить человеку в меняющейся системе социальных связей.

Подобная ориентация мышления в определенном смысле начинала обособлять его от повседневного опыта, от «живых» чувств и впечатлений человеческого индивида: мыслительные схемы, выводящие человека за рамки происходящего в данный момент, оказывались по необходимости формальными. Однако этот формализм мышления не является чем-то принципиально новым; каждая из предыдущих эпох навязывала индивиду свой формализм мышления: ритуальный формализм древности, сословный формализм средневековья. Особенность новоевропейского формализма в том, что он впрямую не навязывается индивиду, он дает ему возможность с помощью мышления вписать себя в любые абстрактные связи, но ценой растворения своих индивидуальных свойств в этих абстракциях. И если в прежние эпохи формализм мышления вписывался в структуры индивидного бытия людей, то теперь формализующее мышление начинает выходить далеко за грани индивидного бытия, и ему требуется собственная территория для освоения нарастающего массива абстрактных объектов познания и практики.

Новое время порождает новую науку (некоторые исследователи считают, что наука в собственном смысле в это время только и появляется). Это уже наука не о вещах, а о связях и отношениях, в которых предстают вещи; их свойства образуют особые формы, «стихии», объекты. Наука, по сути, и работает с этими «вторичными» вещами, скрывающими связи их порождения и функционирования. Она улавливает зашифрованные в вещах отношения и пытается ввести их в сферу практического использования и в обыденный опыт человека. Но, поскольку скрытые отношения не встраиваются в образы и представления обыденного человеческого опыта, наука дает им косвенное выражение на языке знаково-символических формул. Это соответствует положению вещей в науке: они здесь представляют не самих себя, а определенные ряды, типы, системы отношений, т. е. они фактически функционируют в науке как символы и знаки каких-то процессов.

Все это надо учитывать как условие зарождающейся общественной науки (впоследствии - наук). Обществознанию как бы самой действительностью подготовлены объекты исследования: обособленные индивиды, их обособившиеся отношения, особая сфера производства. И все это можно изучать как вещи: исчислить, измерить, взвесить, не ссылаясь на субъективные показания людей, т. е. все это можно проделать так, как это делает «нормальная» естественная наука. Однако эта ориентация на общенаучный идеал и стандарт таит в себе ловушку, и появляющееся на свет обществознание конечно же попадает в нее: вещеподобный облик объектов обществознания маскирует их природу, скрывает «пружины», приводящие их в действие: более того, совпадение объектов обществознания с их вещной, непосредственно представленной формой тоже оказывается иллюзией. В результате - «родовая травма» обществознания: дефекты методологического зрения, неведение относительно своих собственных познавательных возможностей, некритическое усвоение исследовательских стандартов естествознания, к тому же в достаточной мере не осмысленных самим естествознанием. Под влиянием этого дефекта обществознание практически не замечало метафизического характера своих объектов, тем более объектов естественных наук. Все это впоследствии породило комплекс вопросов, составивших в XX в. главную проблематику науки. Но на первых порах обществознание обратилось к описанию и измерению своих объектов как особого рода вещей.

Так или иначе, но понятия об основных составляющих элементах социального бытия, о главных «вещах», на которых строится жизнь людей, прояснялись, оформлялись и приобретали вид инструментов, постоянно используемых в повседневной деятельности людей. Они способствовали включению людей в обособившиеся от них системы производства, права, культуры, науки, в усложняющиеся формы коммуникаций, помогали людям осваивать новые пространства и времена.

Формирующееся научное обществознание выстраивало общественные «элементы» и «вещи» в определенные ряды, совокупности, группировало и соизмеряло их. Возникала проблема представления общества как системы с относительно прочными конструкциями и «механизмами» воспроизводства. Но эта же проблема, взятая в перспективе, указывала на возможность понимания общества как всего человеческого сообщества, объединяющего различные социальные системы, не подчиняющегося жесткой линейной логике развития.

Однако на первых порах научное обществознание в большей мере было заинтересовано вопросом о существовании в социальном процессе устойчивых форм его воспроизводства, о средствах их изучения, использования, управления ими. К этому, вероятно, подталкивал и пример естествознания, выявлявшего закономерные зависимости в природе и образы естественных законов, воплощенные в культурных традициях, и понятия о законах юридических, становящихся опорой функционирования гражданского общества.

Навязчивое состояние, без которого нормальное существование невозможно, называется зависимостью. Предмет влечения со временем становится смыслом жизни, а привычка превращается в манию. Все виды зависимостей человека имеют одинаковую природу и возникают под воздействием совокупности определенных факторов: социальных, биологических, психологических. Можно ли победить зависимость?

Каковы причины возникновения зависимостей человека?

Причины зависимостей человека

Слово «зависимость» означает несамостоятельность, невозможность достичь удовлетворения здоровыми способами.

Психологи выделяют следующие причины зависимости человека:

    неполная семья;

    занятость родителей, недостаток общения с ребенком;

    отсутствие других детей в семье;

    плохие отношения между родителями (непонимание, драки, скандалы, нарушение гендерных ролей);

    излишняя родительская опека.

В результате у ребенка может развиться депрессия и как следствие, поиск доступных удовольствий, превращающихся в порочную зависимость. В отношении алкогольной зависимости также доказано влияние наследственности.

Основные виды зависимостей

Типы зависимости человека многочисленны, их список расширяется с каждым этапом развития общества. Сегодня основными называют следующие:

    Наркотическая. Необходимость приема наркотических веществ, вызывающих расстройство психики.

    Алкогольная. Опасность ее в том, что человек выпивает сначала для поднятия настроения, за компанию. В результате перестает контролировать ситуацию и уже не может нормально существовать без алкоголя. Сегодня в нашей стране это основная зависимость человека.

    Курение. Этот вид зависимости опасен тем, что имеет и физическую составляющую (никотин участвует в обмене веществ), и психическую (часто именно она не позволяет отказаться от привычки).

    Лудомания. Азартные игры приобретают для человека огромное значение. Зависимость может привести к потере огромных сумм, долгам.

    Интернет-зависимость. Болезненная необходимость постоянно находиться в сети.

    Лекарственная. Возникает в результате длительного потребления медикаментозных препаратов. Со временем человек принимает их все в больших дозах.

    Сексуальная. Беспорядочные половые связи приводят к тому, что секс становится основой существования.

    Переедание. Люди, страдающие булимией, перестают контролировать приемы пищи. Зависимость приводит к психическим заболеваниям, расстройствам нервной системы.

    Трудоголизм. Зарабатывание денег, карьерный рост становятся приоритетной задачей в жизни человека.

Каждое из нездоровых пристрастий приносит немало проблем и самому зависимому, и его близким. Часто решить эту проблему своими силами оказывается невозможным, однако решение все-таки есть.

Как бороться с зависимостью?

Человек должен проявить силу духа и решимость покончить с пагубной зависимостью раз и навсегда. В большинстве случаев приходится прибегать к помощи специалистов. Основные зависимости человека устраняются традиционными методами.