Государство и политическая система общества. Функции политической системы

  • 03.08.2019

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развитии общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

В широком смысле государство, в узком смысле,


Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) институциональную;

2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударстненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.

Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе - собственно-политическим - относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Ко второй группе - несобственно-политическим - относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Субъекты политики

Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:

1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;

2) государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;

6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима.

Политическая система общества - управляющая обществом, должна быть жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, со стабильностью функционирования всех звеньев и пол систем.

Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты функция политической социализации и привлечения людей к участию в политической жизни общества свойственна всем современным политическим системам. Она способствует распространенно духа участия в политике, среди всех людей общества.

Политическая система, поскольку она является орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отноше­нию к другим системам общества доминирующим фактором.

Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие – все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закреп­ляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к (другим системам общественного организма.

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Субъекты политики - индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество участвующие в процессе реализации государственной власти.

В современной политологии функции политической системы выделяются по разным основаниям. Одна из самых авторитетных классификаций функций политической системы принадлежит Алмонду,

В работе «Политика развивающихся регионов» (1971) он указывает на такие функции «входа» этой системы, как:

  • 1) политическая социализация, т.е. приобщение членов общества к политической деятельности;
  • 2) политическое рекрутирование -- форма отбора людей для заполнения различных структур системы;
  • 3) артикуляция (выражение) интересов, т.е. выдвижение требований к тем, кто вырабатывает решения;
  • 4) агрегирование интересов -- согласование и обобщение требований, превращение их в некую позицию, придание ей вида политической платформы;
  • 5) политическая коммуникация;
  • 6) различные виды взаимодействий, в т.ч. информационные.

К функциям «выхода» политической системы Алмонд относит:

  • 1) нормотворчество, т.е. разработку правил и законов, регулирующих поведение;
  • 2) применение правил и процедур введения их в действие;
  • 3) контроль за соблюдением правил;
  • 4) истолкование законов и пресечение акций, направленных на их нарушение.

Еще один вариант классификации функций политической системы был представлен Алмондом совместно с Пауэллом. Они выделили ряд функций, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а в своей совокупности обеспечивает «сохранение системы через ее изменение». Согласно этим авторам поддержание наличной модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет. Следование людей принятым в данном обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти поддерживают имеющуюся модель политической системы.

Жизнеспособность системы обусловлена ее возможностями адаптации к внешней и внутренней среде. Эта функция может осуществляться с помощью подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути и методы решения насущных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы. Высокоразвитые способности к быстрому и точному ответу на любые воздействия позволяют системе адаптироваться к меняющимся условиям.

Политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия такой системы составляют смысл ее регулирующей функции. Она реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодей ствуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отноше- |нии нарушителей правил.

Анализ функционирования политической системы как одного из компонентов более широкой социетальной системы действия предполагает характеристику ее внутренней структуры, причем не только с позиций системных представлений, а с учетом особенностей мира политики.

1. Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых, в свою очередь, является относительно самостоятельной системой. Она включает в себя государство, партии, социально-экономические и общественные организации, а также отношения между ними.

Особую роль в институциональной подсистеме играют церковь и средства массовой информации, которые1 способны существенно влиять на

формирование общественного мнения, а с его помощью -- оказывать давление на правительство, на политических лидеров, иными словами, стимулировать или тормозить «входные» системные потоки типа «требования» и «поддержка».

  • 2. Нормативная подсистема складывается из политико-правовых норм, принципов, воззрений и традиций, направленных на регламентацию деятельности политической системы в целом и ее структурных элементов. Центральное место в данной подсистеме занимают нормы права, которые служат главным регулятором общественных взаимосвязей, обеспечивают функционирование по заведенному порядку не только государственных органов, но и общественных объединений, а также устанавливают правила участия граждан в политической деятельности.
  • 3. Функциональная подсистема определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления. Она характеризуется совокупностью реальных функций, выполняемых различными политическими институтами или гражданскими объединениями. Эта подсистема -- основа политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти.

При этом режим обладает известной самостоятельностью по отношению к конституционной структуре государственного управления, отраженной в институциональной подсистеме. Правящая элита может выходить за рамки формально установленного Правопорядка, видоизменять механизмы властвования, а активность оппозиционных сил способна ограничить влияние конституционных институтов либо создавать альтернативные квазиинституциональные структуры.

  • 4. Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы (т.е. между ее подсистемами), так и с другими странами. На внутреннем уровне она определяется отношениями между законодательной и исполнительной ветвями власти, институтами государства и другими субъектами политических взаимодействий (партиями, социальными, этническими или конфессиональными общностями, людьми как индивидуальными акторами), складывающимися в связи с их участием в осуществлении власти.
  • 5. Культурно-идеологическая подсистема формируется из различных по содержанию идей, взглядов, чувств участников социальной жизни. Она во многом определяется степенью дифференциации идейно-политического спектра общества, преобладанием в нем гуманистических или негуманистических по своей ориентации течений. Кроме того, подобная подсистема тесно связана с особенностями массовой политической культуры, ролью в ней традиционных стереотипов или рациональных установок в сфере поведения. социальный политический информация

Основные функциональные блоки политической системы и их элементы не существуют в отрыве друг от друга -- в реальности они всегда находятся в постоянном взаимодействии. Фактором, связывающим все структурные элементы этой системы в единое целое, выступают политические отношения акторов по поводу публичной власти. Один вектор политических взаимодействий направлен на упрочение действующих в обществе институтов и имеющегося социального порядка, а другой может быть разрушительным для наличной политической системы, выражать интересы сил, стремящихся к ее изменению либо даже ликвидации.

Реальные политические системы современного мира очень разнообразны. На их формирование и функционирование, иначе говоря, на политическую жизнь в каждой стране оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, географическое положение и т.д. Особый теоретический и практический интерес представляет выявление универсальных характеристик, определяющих общие тенденции жизнедеятельности рассматриваемых систем.

Примерные вопросы

ПОЛИТИКА

1. Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система общества.

2. Власть, ее происхождение и виды.

3. Происхождение государства. Теории происхождения государства.

4. Государство, его признаки и функции.

5. Форма государства. Форма правления.

6. Форма государственного устройства.

7. Политико‑правовой режим.

8. Демократия и ее формы.

9. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы.

10. Государственный аппарат.

11. Гражданское общество и правовое государство.

12. Политическая идеология и ее структура.

13. Политическая культура и ее типы.

Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством».

Политическая надстройка существовала не всегда. Среди причин ее возникновения – поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органон власти. Важнейшей предпосылкой политики стало появление политической и государственной власти. Первобытные же общества были неполитическими.

Современная наука предлагает различные определения политики. Среди них следующие:

1. Политика – это отношения между государства‑ми, классами, социальными группами, нациями, возникающие но поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

2. Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классы, нации), государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика – это сфера деятельности групп, партий, индивидуумов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально‑политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развитии общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;



5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) институциональную;

2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно‑идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударстненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно‑политические движения.

Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе – собственно‑политическим – относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно‑политические движения).

Ко второй группе – несобственно‑политическим – относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого‑либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно‑политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:

1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;

2) государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;

6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Коммуникативная подсистема политической‑системы общества – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.

Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно‑правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.

Еще одну группу политических норм представляют этико‑моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно‑идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества, укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений. Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

Существуют различные классификации политических систем.

Политический режим- это совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.

Принципами, по которым разделяется функционирование политических систем, являются:

§ способ принятия властных решений;

§ пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений.

Поспособу принятия властных решений можно выделить демократические и авторитарные политические системы.

Другой признак деления политических систем -пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений. Поданному критерию выделяют либеральные и тоталитарные политические режимы.

По социально-экономической основе их делят на следующие виды.

Тоталитарно-распределительные. В их основе лежит огосударствленная экономика и государственное распределение материальных благ. Политический режим в такой системе - тоталитарный.

Либерально-демократические. Их основа - рыночная экономика, они характеризуются демократическим политическим режимом.

Конвергенционные и мобилизационные. В их основе - сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком. Подобным системам обычно соответствует режим различной степени авторитарности.

Элементы политической системы

Очевидно, что в каждом конкретном обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы - традиции, институты, политические ценности и т.д. - в разных обществах различны. Отметим, что политика - это открытая система , т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества - экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние.

Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:

§ организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты - парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

§ нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

§ коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

§ культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Организационно-институциональная подсистема

Политическая организация - организованная группа людей, действующих совместно ради достижения определенной политической цели, например: политическая партия; общественно-политическое движение; инициативная группа граждан, выдвигающих кандидата в депутаты; общественное объединение, оказывающее влияние на государственную политику; ячейка революционеров и т.д. Можно также выделить организации, которые имеют политические цели, однако эти цели для них не являются основными (например, профсоюзы или церковь). Наконец, некоторые организации не имеют явных политических целей (скажем, клуб грибников), но при определенных условиях могут выступить в качестве политических организаций.

Политический институт - более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный участок политической сферы жизни общества. Институт выполняет важную функцию (или несколько функций), значимую для всего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия.

Примерами политических институтов служат парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и т.д. Основным институтом в политической системе выступает государство.

Коммуникативная подсистема

Ккоммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности.

Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д.

Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно - от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).

Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.

Культурно-идеологическая подсистема

В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории.

Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д.

Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура.

Подполитической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

§ определение перспективных направлений социального развития;

§ оптимизация движения общества к своим целям;

§ распределение ресурсов;

§ согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;

§ разработка норм и правил поведения членов общества;

§ контроль над выполнением норм, законов и правил;

§ обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

§ государство и его органы;

§ политические партии;

§ общественно-политические движения;

§ группы давления, или группы интересов.

Государство

Государство - основной системообразующий элемент, оно объединяет все остальные элементы политической системы в единое целое. Государство - наиболее сильный субъект политики, потому что облагает властью и способностью принуждать. Одновременно государство и объект политической борьбы, «приз» для различных политических сил в борьбе за обладание государственной машиной. Не всегда оно функционирует в политической системе как единое целое . В ходе политической борьбы отдельные органы государства могут приобретать самостоятельное значение (в результате противоборства политических сил): например, армия, которая совершает государственный переворот. В конфликте между президентом России и Верховным Советом (парламентом) в 1993 г. президент представлял одни политические силы, а парламент - другие. Такая ситуация долго существовать не может, поскольку дестабилизирует политическую систему.

Государство и государственная власть - награда для победившей на выборах партии. В таких политических системах есть развитые партии и достаточно эффективный контроль над властью.

Относительно важная роль государства и бюрократии как самостоятельных субъектов в осуществлении власти, наряду с партиями, роль которых также достаточно существенна.

Политические партии

Партия - организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации во масти своей программы.

Партия - идеологическая организация. Идеология (философия) партии - совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности.

По идеологическим принципам партии делятся на:

§ консервативные;

§ либеральные;

§ демократические;

§ социал-демократические;

§ социалистические;

§ коммунистические;

§ националистические.

Партия обладает постоянной организационной структурой и руководящими кадрами, обязательно имеет устав и оформленное членство. Согласно российскому законодательству, партией считается организация, насчитывающая не менее 50 тыс. членов. Партия имеет программу с конкретными предложениями, которые она намеревается реализовать, придя к власти, либо осуществляет как правящая партия.

Цель партии - завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение - как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту политику, которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных - снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные - авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система - многопартийная .

Политическая система

Цель: сформировать представление учащихся о структуре политической системы.

Тип урока: комбинированный.

Х о д у р о к а

I. Повторение.

Ответить на вопросы для самопроверки, с. 228.

II. Изучение нового материал.

1. Структура и функции политической системы.

2. Государство в политической системе.

3. Политический режим.

4. Демократические перемены в России.

– совокупность политических организаций, социально-политических обязанностей, форм взаимодействий и отношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы

1. Определение задач, путей развития общества.

2. Организация деятельности общества для достижения поставленных целей.

3. Распределение материальных и духовных ресурсов.

4. Согласование разнообразных интересов, субъектов политического процесса.

5. Разработка и внедрение в общество различных норм поведения.

6. Обеспечение стабильности и безопасности общества.

7. Политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни.

8. Контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Политическая система общества – разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Признаки политической системы общества:

– в ее рамках формируется и совершенствуется механизм политической власти;

– претендует на монополию легитимного физического насилия;

– обусловливается социальной, экономической и духовной структурой общества;

– обладает относительной самостоятельностью.

Основные элементы политической системы общества

1. Политические принципы и правовые нормы:

– регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное в функционировании данной политической системы;

– узаконивают политические устои;

– определяют стиль и методы работы органов государственного аппарата, других институтов политической организации;

– способствуют формированию механизма распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества).

2. Политические институты:

– представляют политические учреждения с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительским аппаратом;

– включают формы и сущность политических функций, отношений, типов управления.

3. Политическое сознание:

– отражает социальную действительность;

– воспринимает события, оценивая его по степени значимости и соответствия интересам, законодательным актам, политическим нормам, традициям, идеалам;

– прогнозирует возможные перспективы социальных и политических изменений в обществе.

4. Политическая культура:

– выполняет роль стабилизирующего и дестабилизирующего фактора политической системы;

– осуществляет преемственность политических традиций, обычаев, социального исторического опыта.

Основания классификации политических систем

1) тип формации и характер социально-экономической структуры:

– рабовладельческая;

– феодальная;

– буржуазная;

– коммунистическая.

2) характер политического режима:

– тоталитарный.

3) социальная основа:

– военная;

– гражданская;

– национально-демократическая;

– буржуазно-демократическая.

4) развитость гражданского общества.