Подразделения мвд по борьбе с организованной. Рубоп в современной россии

  • 04.09.2019

Организованная преступность – это незаконная деятельность трех или более лиц, объединенных в преступную организацию, имеющую устойчивую внутреннюю структуру, которые в сообществе с коррумпированными должностными лицами, представителями власти, используя методы насилия и запугивания, общественный спрос на услуги, по договоренности с другими преступными группами устанавливают свой контроль в различных сферах деятельности, в том числе и незаконной, и постоянно ее осуществляют в целях получения значительных доходов.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Речь идет о специальных мерах, ибо здесь основной объект борьбы – это сами организованные преступные формирования и уже не отдельные преступления, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресечения движения и легализации преступных капиталов.

    Задачи и основополагающие начала борьбы с организованной преступностью

Стратегическими задачами борьбы с организованной преступность являются:

1)Ликвидации основных организованных преступных формирований и возмещения ущерба от их деятельности.

2)Устранение причин и условий, способствующих формированию преступного общества, 3)Затруднение вовлечения в преступную деятельность новых лиц и распространения сферы влияния криминала.

В борьбе с существующими организованными преступными формированиями правоохранительные органы стремятся к в первую очередь к их разобщению.

Помимо реагирования на совершаемые преступления и выявления их непосредственных исполнителей, основной задачей является установление личности лидеров преступных формирований и привлечение их к ответственности; для этого может использоваться в том числе содействие менее опасных членов преступных группировок, которым в обмен на сотрудничество с правоохранительными органами значительно смягчаются сроки наказания (вплоть до полного отказа от привлечения к ответственности).

Важными составляющими мер по борьбе с организованной преступностью являются финансовый контроль, направленный на затруднение производства операций по легализации преступных доходов, использованию преступных капиталов, и антикоррупционные меры, направленные на очистку правоохранительных органов и других государственных структур от лиц, содействующих организованным преступным формированиям.

Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе комплекса мер общесоциальной и специально-кримино-логической профилактики. Значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление комплекса организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих затрудняющие условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из производства криминальных методов регулирования экономических отношений, пресечение легализации преступных капиталов.

Наряду с уголовно-правовыми запретами в УК РФ для борьбы с организованной преступностью необходимо принять специальные законы, как во многих зарубежных странах, регулирующие борьбу с организованной преступностью. Особое значение в этой борьбе придается специализированным подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Борьба должна быть сосредоточена на подрыве авторитетов, создании конфликтных ситуаций, ведущих к распаду группы или сообщества, т.е. разрушении целостности, устойчивости - качественного признака преступной системы.

    Правовая основа и система субъектов борьбы с организованной преступностью

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

    Международное сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью (основные направления)

Международные соглашения, конвенции и обмены информацией. Последним примером в этом отношении является Конвенция о борьбе с международной коррупцией, заключенная и подписанная по инициативе и под эгидой Организации европейского сотрудничества и развития. Конвенция была подписана представителями 34 стран мира и в 1999 г. введена в действие. В настоящее время вопрос состоит в том, насколько международные обязательства будут соответствовать текущим задачам экономического развития.

Международное сотрудничество между национальными полицейскими органами.

Организованная преступность стала международной, что обязывает национальные правительства объединить свои усилия в целенаправленной борьбе с этим явлением.

Международному сотрудничеству в данной сфере мешает соперничество различных международных организаций, отсутствие целевых средств, недостаток обученного персонала, который мог бы эффективно работать с такими структурами как Интерпол, а также особая позиция отдельных карликовых суверенных государств.

Распад колониальной системы, как известно, привел к возникновению большого количества малоразмерных и очень бедных государств. Некоторые из этих стран вынуждены прибегать к неординарным способам привлечения иностранной валюты. Примерами таких способов являются: выпуск почтовых марок, регистрация иностранных судов (предоставление права ходить под удобным флагом), открытие оффшорных банков (налоговых убежищ) и т.д.

В отдельных случаях эти минигосударства попадают под частичный или полный контроль наркосиндикатов, чем наносят значительный вред международному экономическому развитию и международным усилиям по борьбе с организованной преступностью.

Экономическая помощь в качестве стимула для сокращения преступной деятельности. Для того чтобы ослабить у крестьян в Колумбии и других слабых в экономическом отношении странах стимулы к выращиванию наркосодержащих растений, предлагается оказывать целенаправленную экономическую помощь с тем, чтобы дать возможность жителям этих малоимущих стран зарабатывать себе на жизнь честным путем. Такого рода помощь является одним из возможных способов, используя который богатые страны - основные потребители наркотиков могут вести борьбу против их производства и распространения.

Условия помощи. Страны-доноры, оказывающие финансовую помощь развивающимся странам (особенно странам третьего мира), ставят свои гуманитарные операции в зависимость от того, чтобы страны-получатели самым серьезным образом вели борьбу с коррупцией и организованной преступностью.

    Понятие организованной преступности (криминологический и уголовно-правовой аспект).

Организованная преступность-это общественное явление, охватывающее совокупность тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых устойчивыми, иерархическими, планомерно-действующими преступными структурами (группы, сообщества), деятельность которых прямо или опосредованно взаимоподкрепляется и согласуется организаторами и руководителями определенной территории или в определенной управленческой, предпринимательской или иной сфере экономической, политической деятельности.

Организованная преступность является одним из наиболее сложных и опасных видов уголовно-наказуемых деяний и имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерны наличие групп, организаций и лиц для систематического занятия преступлениями, устойчивость, отлаженная система связей их участников, распределение между ними ролей, иерархическая система взаимоотношений. В низших организованных преступных формированиях отношения участников строятся по схеме: главарь - рядовые исполнители (как правило, всего от 3 до 10 человек), причем роль каждого из них заранее определена. Типичными видами преступных деяний для таких групп являются кражи, грабежи, разбои, мошенничество, бандитизм.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Для уголовно-правового понимания организованной преступности характерно

выделение следующих ее признаков:

Наличие организационно-управленческой структуры, сложная иерархическая

градация сообщества с разграничением функций.

Устойчивый, планируемый, законспирированный характер деятельности,

сплоченность;

Распространение своего влияния на определенной территории, либо в

определенной экономической области (монополизация);

Заранее планируемое преступное поведение (совершение действий по подысканию

объекта посягательств);

Извлечение максимальной прибыли как основная цель преступной деятельности;

Активное пропагандирование преступной идеологии.

ОБЪЕКТЫ ОП. Их тысячи: стратегические ресурсы (нефть, металл), наркотики, оружие, но главный объект - люди, собственники, из которых можно "качать" деньги. Их бизнес, собственность столь же многообразны, как и вся экономика (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т.п.). Существенную роль играет форма собственности государственная, частная, акционерная, иностранная, совместное владение СУБЪЕКТЫ ОП. Обычно в практике УОП-ов, РУОП-ов их разделяют:

По величине (группа, формирование, организация, сообщество), а средства массовой информации добавляют мафия (организация общенационального масштаба) и "сверхмафия" (международные организации, уже напоминающие транснациональные корпорации, где граница между легальным и криминальным бизнесом нередко размыта).

По месту базирования (например, в Киеве - троещинская, борщаговская; в Москве - солнцевская, долгопрудненская),

По этническому признаку (преимущественному национальному составу): славянские, грузинские, чеченские, дагестанские, ингушские, армянские, азербайджанские, вьетнамские, китайские...).

1. Криминализация экономических отношений. Слияние экономической и общеуголовной преступной деятельности. Так, в настоящее время в криминальный бизнес включены более 40 тыс. предприятий, государственных и коммерческих организаций; 70 - 80% приватизированных предприятий и коммерческих банков, большинство торговых организаций обложены поборами. Размер "дани" (своеобразного налога в пользу преступников) составляет 10 - 20% от оборота, что нередко превышает половину балансовой прибыли предприятия. 2. Активное включение в организованную преступность коррумпированных чиновников. Коррупция (злоупотребление должностными лицами властью или служебным положением в результате их подкупа) получает широкое распространение в условиях экономической и политической нестабильности, являясь, с одной стороны, предпосылкой, а с другой - одним из проявлений организованной преступности, средством ее прикрытия. Подкупленные чиновники оказывают содействие каждой седьмой-восьмой преступной группировке, а те тратят на оплату их услуг от 30 до 50% криминальных доходов. Имеются попытки повлиять на ход расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами. 3. Активизация преступных формирований в совершении традиционных тяжких уголовных преступлений

4. "Эксплуатация" пороков общества (наркомании, проституции, игорного бизнеса и т.п.). 5. Формирование своеобразного резерва организованных преступных структур из числа лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. По данным экспертов, в исправительных учреждениях в настоящее время действуют более 2,5 тыс. организованных преступных групп, в силу чего преступная среда в местах лишения свободы становится все более криминогенной.

6. Рост криминального профессионализма, квалифицированности совершения преступлений

7. Высокая латентность. Зарубежные эксперты полагают, что латентная часть организованной преступности в 6 - 10 раз превышает зарегистрированную правоохранительными органами. В результате около 70% преступлений, совершенных организованными структурами, не было зарегистрировано.

    Понятие и признаки организованной преступной группы.

Организованная преступная группа - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Организованная преступная группа выступает в качестве одной из форм соучастия.В ней роли распределены заранее, план совершения преступления четко отработан. К таким группам можно отнести группы карманных и квартирных воров, мошенников, торговцев наркотиками.

Таким образом, закон, по существу, определяет только два признака организованной группы:

1)Устойчивость

Это означает, прежде всего, стабильность, постоянство состава преступной группы. Вхождение в нее новых членов затруднено из-за опасности провала всей группы. Вместе с тем, и к выходу из группы кого-либо из членов преступная группа относится резко отрицательно, видя в этом отступничество и предательство ее интересов.

2)Целью объединения в группу является совершение одного или нескольких преступлений.

Постоянное совершение преступлений - цель объединения группы. Это второй признак организованной преступной группы, указанный в уголовном законе. Целью создания группы является постоянное совершение преступлений, постоянная преступная деятельность для получения наживы. Это приводит организованную группу к увеличению

как географии совершаемых преступлений, так и их количества и интенсивности.

Часть указанных признаков организованной группы,которые тоже можно отнести к признакам организованной преступной группы:

Распределение ролей при совершении преступлений.

Подготовка к совершению преступления.

Использование сложных способов совершения преступлений.

Строгая дисциплина (для организованной преступной группы характерна жесткая дисциплина ее членов, безусловное подчинение лидеру).

Вырабатывается единая ценностная ориентация.

Распределение преступных доходов.

Создание специального денежного фонда (сущ.спец. денежный фонд - "общак", которым распоряжается лидер).

Криминологами в качестве признаков организованной группы называются выработка в группе норм поведения, ценностных ориентиров, выполнение отдельным участником роли лидера, наличие иерархии и распределения социальных ролей и т.д. .

    Понятие и признаки преступной организации.

Преступное сообщество (преступная организация) -организованная преступная группа, созданная для совершения наиболее тяжких преступлений , либо объединение организованных преступных групп. Преступная организация является наиболее опасным видом соучастия; создание преступного сообщества или преступной организации выступает в качестве самостоятельного наказуемого вида преступной деятельности, даже если такая организация не успела ещё совершить ни одного преступного деяния. Например, в УК РФ ответственность за такое деяние предусмотрена в ст. 210. Преступное сообщество выступает формой проявления организованной преступности.Преступным организациям присущи следующие основные признаки, которые отличают их от организованных сообществ:

– наличие материальной базы (денежного фонда);

– коллегиальность управления, т.е. организацией руководит группа лиц, имеющих как правило, равное в нем положение;

– нормальные нормы поведения, традиции и «воровские» законы, мера наказания за их нарушение;

– иерархическая система с разделением организации на группы, межрегиональными связями, наличием руководящего ядра, телохранителей. связников, хранителей финансовых фондов (касс), разведчиков, исполнителей приговоров и т.п.;

– создание информационной базы, которую составляют сведения из различных источников (в том числе, полученные в результате использования разведывательных данных) об интересуемом объекте.

    Специфика причинности организованной преступности.

В соответствии с генезисом и характером организованной преступности в механизме ее детерминации решающую роль играют следующие причины и условия:

1. Пороки (культурных, политических, социально-экономических) основ организации жизни общества.

2. Неэффективность мер борьбы с криминальными проявлениями: несоответствие между глубинными факторами преступности и поверхностными мерами, с помощью которых государство пытается от нее избавиться.

3. Криминальное саморазвитие (способность преступности к самоорганизации и способность на ужесточение средств борьбы с нею отвечать усилением средств обеспечения криминальной безопасности и эффективности преступной деятельности).

4. Пороки политической системы общества:

а) пассивность органов государственной власти, обусловленная дефектами политического устройства; политическими, идеологическими, социальными кризисами, коррумпированностью, слабостью полити-ческих лидеров, их неспособностью эффективно действовать в сложных условиях;

б) необеспеченность (материальная, культурная, организационная) рационального функционирования демократических институтов общественного устройства.

5. Межгосударственные противоречия, препятствующие концент-рации усилий общества в борьбе с преступностью.

    Понятие коррупционной преступности. Специфика причинности коррупционной преступности.

Под коррупцией (от лат coiruptio - разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

К собственно коррупционным преступлениям могут быть отнесены пять видов уголовно наказуемых деяний: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Социально-правовой контроль нельзя рассматривать как репрессивную деятельность. Это контроль криминологический, предупредительный, хотя в него входит уголовно-правовая составляющая, когда предупреждение не сработало. Социально-правовой контроль предполагает организацию жизни и деятельности на основе четко разработанных законов, принятых демократическим путем. Интенсификация деятельности по установлению жесткого социально-правового контроля за принятием решений государственными служащими является важным направлением предупреждения коррупционной деятельности.

Другой не менее существенной причиной коррупции является тот факт, что сотни чиновников (от министров до главных специалистов различных министерств и ведомств) входят за соответствующее вознаграждение в советы директоров акционерных обществ и компаний, в связи с чем происходит своеобразное сращивание государственных служащих с предпринимательством, что представляет собой узаконенную коррупцию. Подобная порочная практика нормативно ставит высоких должностных лиц министерств и ведомств в ситуацию постоянного конфликта личных и государственных интересов, который служит объективной основой их заинтересованной лоббистской деятельности и коррумпированности. Власть срастается с собственностью и деньгами, открывая новые глубоко законспирированные коррупционные технологии.

    Общая характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы борьбы с коррупцией.

Практически в любом государстве во все времена главным приоритетом являлся порядок и закон. Ведь лишь на основе этих двух составляющих можно обеспечить грамотное взаимодействие и налаженную работу всех без исключения органов государственной власти. Помимо этого, большое значение имеет степень доверия населения государству в лице его отдельных органов, которые обеспечивают законность и порядок. Следует отметить, что две этих категории являются исходными от главного регулятора общественных отношений, а именно права. Именно благодаря ему можно говорить о каком-либо регламенте тех или иных сфер жизнедеятельности человека. Ведь если нет права, то по сути незачем организовывать порядок в стране, так как основываться все равно не на чем.

Что касается Российской Федерации, то испокон веков в данной стране специальным органам власти, которые обеспечивали законность и правопорядок, отводилась достаточно весомая роль. Данная тенденция не изжила себя по сей день. Современные правоохранительные органы Российской Федерации имеют структурную организацию, которая позволяет им максимально оперативно выполнять возложенные на них задачи и функции. Но в системе данных органов существуют ведомства, цели которых отличаются своеобразной спецификой. К подобным можно причислить Управление по борьбе с организованной преступностью, о котором пойдет речь далее в статье.

Понятие преступности

Система правоохранительных органов существует в том или ином государстве не просто так. В юридической сфере есть такое понятие, как преступность. Это социально обусловленное, негативное, с точки зрения уголовного права, явление, которое проявляется в тот или иной период времени на конкретной территории определенного государства. По сути преступность представляет собой совокупность всех совершенных преступлений. С точки зрения уголовно-правовой характеристики данное явление имеет крайне негативный характер. Поэтому борьба с преступностью осуществляется посредством специальных правоохранительных органов, которые реализуют одноименную деятельность.

Деятельность правоохранительного характера

Как уже указывалось ранее, борьба с преступностью осуществляется посредством правоохранительной деятельности. По своей сути она представляет собой вид государственного реагирования на противоправные действия со стороны конкретных субъектов. Осуществляется правоохранительная деятельность специально уполномоченными органами и их служащими. Помимо того, учитывая правовую природу этого явления, можно говорить, что она реализуется в рамках нескольких правовых отраслей, а именно: административной и уголовной. При этом в уголовно-правовой сфере происходит борьба с наиболее опасными противоправными деяниями, которые называются преступлениями.

Признаки правоохранительной деятельности

Представленное выше явление характеризуется не только охранительным признаком, но также имеет ряд иных особенностей. Например, согласно действующему законодательству Российской Федерации, уполномоченные органы в рамках реализации правоохранительной деятельности наделены правом ограничивать свободы граждан. Помимо того, существует также ряд иных признаков, а именно:

Все меры воздействия в рамках правоохранительной деятельности являются сугубо юридическими. То есть любые методы в обязательном порядке имеют нормативное подкрепление, выраженное существующими актами.

Реализация данного вида деятельности происходит в исключительном порядке и не должна выходить за рамки законодательных норм. В этом состоит принцип законности работы всех государственных структур.

Правоохранительная деятельность осуществляется лишь уполномоченными на то органами.

Учитывая представленные особенности, можно говорить о специфике правоохранительного аспекта в Российской Федерации.

Российской Федерации

На сегодняшний день в Российской Федерации главным правоохранительным органом является МВД России. Данный орган имеет достаточно богатую и длительную историю формирования. Некоторые подразделения и службы МВД имели свои прототипы еще во времена существования Российской империи. В современной РФ, представляет собой федеральный орган власти исполнительного характера, который обеспечивает законность и правопорядок, борьбу с преступлениями, а также вырабатывает нормы регулирования в сфере внутренних дел государства. МВД России предусматривает военную, федеральную гражданскую и правоохранительную государственную службу.

Структура министерства

России включает в себя три основных "блока", которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие ведомства. Если говорить более точно, то представленная система состоит из следующих элементов, а именно:

  1. Непосредственно органы внутренних дел, в которые включена полиция Российской Федерации.
  2. Войска внутреннего назначения.
  3. Специальные подразделения и органы, которые создавались с целью обеспечения деятельности министерства.

Таким образом, структура МВД России представляет собой достаточно специфическую совокупность различных органов и ведомств. Но в данной статье автор хотел бы раскрыть особенности одного из специфических подразделений полиции России. В данном случае мы говорим про такой отдел, как УБОП. Длительный промежуток времени это поистине легендарное подразделение осуществляло деятельность, направленную на борьбу с организованной преступностью. При этом интерес представляет не только сам УБОП, а также характерные особенности борьбы с преступностью представленного вида. Ведь подобные противоправные деяния очень сложно выявить и привлечь виновников к ответственности. Об особенностях борьбы в этой сфере правоохранительной деятельности также будет более детально рассказано далее в статье.

УБОП: расшифровка

УБОП, или же РУБОП, как это подразделение некогда называлось, выполняло ряд достаточно специфических задач. Если говорить более точно, то подобные формирования занимались раскрытием преступлений, связанных с организованной преступностью или же непосредственно осуществляемых преступными организациями. По своей сути УБОП был оперативным подразделением, то есть имел полномочия производить оперативно-розыскную деятельность. Формирование подразделялась на более мелкие отделы, которые создавались в зависимости от потребностей борьбы с преступлениями конкретной специфики. Примером тому является 5-й отдел, который занимался разработкой воров в законе и авторитетов криминального мира. Таким образом, региональное управление по борьбе с организованной преступностью представляет собой подразделение специального назначения в структуре МВД Российской Федерации, которое осуществляет борьбу с преступностью организованного характера.

Организованная преступность и меры борьбы с ней

Борьба с организованной преступностью, как уже указывалось ранее в статье, некогда осуществлялась таким подразделением, как РУБОП. Но достаточно часто непонятен вопрос о том, что собой, вообще, представляет преступность организованного характера. Это специфическая форма преступности, которая возникает вследствие деятельности банд, и других подобных формирований нелегального характера. Как правило, данная деятельность основывается на тесной связи криминалитета и государственной власти, через различные механизмы коррупционного характера.

Следует отметить, что в криминологической науке, очень часто затрагивается проблематика явления организованной преступности. Потому что для организации грамотного противодействия распространению этого негативного фактора требуется разработка теоретических концепций. Однако некоторые меры борьбы с организованной преступностью на сегодняшний день все-таки выработаны, например:

Необходимо обратить внимание на распространение доходов и ценностей от неизвестных источников к конкретным лицам, которые имеют связь с преступными формированиями;

Обеспечить контроль за наиболее активными лицами, которые находятся за чертой бедности;

Обеспечить контроль за наиболее активными лицами, которые принадлежат к деморализованной среде общества;

Произвести информирование населения о негативных последствиях, которые может повлечь создание преступных формирований и совершение преступлений вообще.

Следует отметить, что некоторые меры борьбы с преступностью в деятельности УБОП носили скрытый характер, потому что осуществлялись в процессе выполнения тех или иных оперативно-розыскных действий.

История создания УБОПа

Нужно отметить тот факт, что УБОП, расшифровка которого представлена в статье, существовал не всегда. Данное подразделение появилось после развала Советского Союза. Конечно, потребность в его существования была и во времена СССР, но тогда функции УБОПа выполнялись разными структурными элементами МВД.

Таким образом, после того, как Советский Союз прекращает свое существование, Главное управление МВД становится Главным управлением по борьбе с организованной преступностью. Оно также входило в состав но уже Российской Федерации.

В 1993 году была произведена реорганизация соответствующих региональных управлений. В это время уже существовали такие подразделения, как отдел УБОП, которые входили в структуру ГУВД. Однако годом основания РУБОПа считается 1996. Потому что именно в это время одноименные отделы вышли из подчинения ГУВД и стали подконтрольны исключительно Управлению. Следует отметить, что в ряде иных стран СНГ существуют подразделения, подобные УБОП. Украина в этом смысле не является исключением. Подразделения по борьбе с организованной преступностью в этом государстве сильно похожи на российские, если не учитывать особенности правового регулирования.

Дальнейшая судьба подразделения

УБОП, сотрудники которого активно боролись с организованной преступностью, просуществовал в своем первоначальном виде вплоть до 2001 года. После этого руководители МВД решаются на реорганизацию данного формирования. С этого года РУБОПа уже фактически не существовало. На его основе были созданы оперативно-розыскные бюро, которые стали непосредственной частью криминальной милиции Российской Федерации. В такой форме служба просуществовала до 2008 года, после чего на её основе создались отделы по борьбе с экстремизмом.

Сфера деятельности РУБОП

Отдел борьбы с организованной преступностью занимался специфической работой, которая была направлена на борьбу с преступностью организованного характера, о чем уже упоминалось ранее в статье. Следует отметить тот факт, что РУБОП — это исключительно оперативное подразделение. То есть в его структуре не было служб дознания и следствия. Таким образом, РУБОП не мог возбуждать уголовные дела. Что касается направлений деятельности этого подразделения, то данный аспект наглядно виден по работе конкретных отделов. В структуре РУБОП существовали следующие подразделения:

В третьем отделе занимались борьбой с преступлениями, связанными с похищением людей, а также освобождением заложников.

Четвертый отдел - это подразделение, созданное для борьбы с бандитизмом.

В пятом отделе осуществлялась разработка воров в законе и иных авторитетов криминального мира, о чем уже было упомянуто ранее в статье.

Шестой и седьмой отделы занимались коррупционными и экономическими преступлениями, которые совершали преступные организации.

Отдел восьмой осуществлял борьбу с преступлениями этнического характера.

В девятом и десятом отделе оперативные сотрудники боролись с транснациональной преступностью и незаконным оборотом оружия в государстве.

Следует отметить, что подразделения РУБОП в своей системе также имели отдел силовой поддержки, который называется СОБР. Учитывая представленную сферу деятельности разных отделов упомянутого ведомства, можно сделать вывод, что работа этого подразделения действительно является важным и незаменимым вкладом в процесс борьбы с организованной преступностью на территории Российской Федерации.

Борьба с экстремизмом

РУБОП, расшифровка которому была дана в этой статье, на сегодняшний день не существует. Вместо этого легендарного подразделения было создано Управление по противодействию экстремизму. Это полностью самостоятельная структура, подчиняющаяся исключительно центральному аппарату Министерства внутренних дел. На него возложены задачи по обеспечению и реализации политики в сфере защиты государства от распространения на его территории экстремистской деятельности. Помимо того, управление также выполняет ряд иных, не менее интересных функций, а именно:

Формирование политики и нормативной базы в установленном направлении работы;

Совершенствование управления в сфере обеспечения безопасности общественных отношений от негативного влияния деятельности экстремистов;

Организация противодействия экстремисткой деятельности;

Заключение

Итак, автор попытался рассказать о таком подразделении, как РУБОП. Расшифровка, история и сфера деятельности этой службы также были представлены в данной статье. Следует отметить тот факт, что на протяжении времени своего существования работники РУБОП привлекли к ответственности большое количество преступников, а также внесли весомый вклад в процесс борьбы с организованной преступностью.

Служба по борьбе с организованной преступностью была образована 15 ноября 1988 года и успешно действовала почти 20 лет до 6 сентября 2008 года.

В истории отечественной милиции были попытки создания подразделений, осуществляющих борьбу с профессиональной преступностью: в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы это были отделы по борьбе с бандитизмом в структуре Главного Управления милиции НКВД - МВД СССР и управлений милиции в республиках, краях, областях и национальных округах. В середине семидесятых годов прошлого века были отделы по особо важным делам в подразделениях уголовного розыска и борьбы с хищениями социалистической собственности. Однако в силу известных причин в той общественно-экономической формации государство не признавало феномен организованной преступности, считая, что она ликвидирована.

В конце 80-х годов истекшего столетия проблемы в политической, общественной и экономической жизни общества требовали перемен. Повальный дефицит товаров народного потребления и услуг породил теневую экономику. Государство было вынуждено разрешить частный сектор экономики – кооперативы. В тоже время государственный контроль был ослаблен, что способствовало совершению огромного количества экономических правонарушений, в том числе перетоку государственной собственности в частные руки. Стала резко осложняться криминальная обстановка. Возродился искорененный ранее бандитизм, возросли проявления рэкета, похищения людей с целью выкупа, заказные убийства и другие тяжкие преступления, совершаемые организованными преступными группами, что вызывало серьезные напряжения в обществе. Государство и общество реально столкнулись с организованной преступностью, она была официально признана и борьба с ней определена как важнейшая государственная задача.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию специальных мер, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе, поскольку она осуществляется непосредственно против самих организованных преступных формирований, а не отдельных преступлений.

На основе предложений практиков и выводов криминологов, 15 ноября 1988 года приказом Министра внутренних дел СССР в системе ведомства были созданы подразделения по борьбе с организованной преступностью – названными шестыми подразделениями. Самостоятельное Управление в центральном аппарате и такие же управления или отделы в МВД-УВД республик, краев и областей. Первым руководителем службы по борьбе с организованной преступностью был назначен Лагода Е.И. Через некоторое время его сменил Гуров А.И., который, будучи научным сотрудником ВНИИ МВД России, немало сделал для формирования общественного мнения о необходимости борьбы с организованной преступностью. Например, его статьи «Лев готовится к прыжку» и «Лев прыгнул», опубликованные в Литературной газете в 1988 году вызвали широкий общественный резонанс. Его докторская диссертация также полностью посвящена изучению проблем профессиональной и организованной преступности в СССР.

Вместе с тем, принятое решение не было обеспечено в правовом отношении, какие-либо материальные и финансовые ресурсы не выделялись, все делалось за счет внутренних резервов МВД. Некоторые руководители МВД считали создание подразделений по борьбе с организованной преступностью необоснованным.

В основном шестые подразделения были малочисленны, технически обеспечены слабо. Они занимались борьбой с рэкетом и другими очевидными преступлениями, совершаемыми преступными группировками, которые составляли лишь видимую часть айсберга организованной преступности. Скрытой частью этого криминального явления эти подразделения занимались мало.

Дальнейшее расширение масштабов организованной преступности, усиление ее вооруженности, приобретение характера межрегионального и транснационального характера потребовали от правительства разработки стратегии и системы борьбы с этим социальным явлением. Важным событием того времени, стало принятие СССР в члены Интерпола. 7 апреля 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 338 "О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол". 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной ассамблей Интерпола (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1990 года предусматривалось создание межрегиональных подразделений МВД СССР по борьбе с организованной преступностью. Указ Президента СССР от 4 февраля 1991 года "О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами" признал необходимым преобразовать 6 Управление МВД СССР в Главное управление по борьбе с наиболее опасными видами преступлений и ее организованными формами. Однако оба этих государственных акта носили в основном декларативный характер. Вновь не было материального и ресурсного обеспечения на государственном уровне, в основном все делалось за счет системы МВД и бюджетов местных органов власти. Подразделения по борьбе с организованной преступностью занимались раскрытием тяжких преступлений, ликвидацией малочисленных, не коррумпированных группировок, криминальный бизнес и теневые структуры оперативным проникновением охвачены почти не были. Отсутствовала борьба и на международном уровне. Последовавший затем распад СССР, по существу, ослабил созданную систему органов борьбы с организованной преступностью бывшего Союза, а открытость границ позволяла беспрепятственно передвигаться представителям организованной преступности, перемещать материальные ценности, наркотики, оружие и катализировать социально-негативные процессы в России, ближнем и дальнем зарубежье. В некоторых странах СНГ система подразделений по борьбе с организованной преступностью была ликвидирована. В России шестые подразделения были несколько усилены и преобразованы в оперативно-розыскные бюро. В центральном аппарате МВД Российской Федерации Оперативно-розыскное бюро возглавил Назаров Ю.П. Но меры были неадекватными со стороны государства на усиливавшееся влияние организованной преступности на общество, экономику и политику. Продолжался ее рост, по некоторым регионам – в геометрической прогрессии, а также эскалация на территории всей России. Распад Советского Союза только усилил эти тенденции. По инициативе МВД России проблема начала прорабатываться в Совете безопасности Российской Федерации. Историческую лепту при подготовке окончательного решения внесли секретарь Совбеза Скоков Ю.В., а также Егоров М.К., и Карташов А.К.

Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1992 года "О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с организованной преступностью" позволил выстроить надежный заслон распространению организованной преступности и обуздать главарей и активных участников преступных формирований. Впервые на цели борьбы с организованной преступностью были выделены значительные государственные средства. Штатная численность органов внутренних дел была увеличена почти на 20 тысяч единиц.

В центре и на местах были созданы: Главное управление по организованной преступности МВД Российской Федерации (ГУОП), преобразованное в 1998 году в Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На Главк были возложены функции: пресечение деятельности преступных сообществ, банд и организованных групп, пресечение их финансирования, выявление и привлечение к ответственности должностных лиц и госструктур, действующих в интересах преступных сообществ, раскрытием преступлений связанных с фактами похищения людей, захвата и удержания заложников, квалифицированным вымогательств, незаконного приобретения, сбыта, хранения, перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов. К компетенции Главка также относились преступления в сфере экономики, совершаемые организованными группами, и криминальными лидерами.

В структуре Главка были созданы региональные управления по организованной преступности (РУОП, РУБОП) в 13 экономических регионах и управления, отделы по организованной преступности (УБОП, ОБОП) при МВД, УВД всех регионов. Они были усилены специальными подразделениями быстрого реагирования (СОБР), которые оснащались современными видами передвижения, защиты и вооружения. На них была возложена задача предупреждения и пресечения деятельности вооруженных преступных групп.

Начальником вновь созданного Главного управления по организованной преступности МВД Российской Федерации был назначен первый заместитель министра внутренних дел России Егоров М.К.

Начальниками региональных управлений, одновременно по должности заместители начальника Главного управления по организованной преступности были назначены: Рушайло В.Б. – РУОП по городу Москве; Карташов А.К.– РУОП по Центральному экономическому региону; Колесников А.П. – Центрально-Черноземное РУОП; Сидоренко С. Ф. - Северо-Западное РУОП; Кладницкий И.И. – Волго-Вятское РУОП; Ерёмкин В.И. – Поволжское РУОП; Ешугаов Р. Ш. – Северо-Кавказское РУОП; Кучеров В. И. – Южное РУОП; Борисов В.Д. – Уральское РУОП; Прощалыкин Ю.М. – Западно-Сибирское РУОП; Егоров А. Н. – Восточно-Сибирское РУОП; Измеров В. К. – Северо-Восточное РУОП; Меновщиков Н.А. – Дальневосточное РУОП. На плечи этих руководителей легла основная ответственность за формирование и налаживание работы вверенных им подразделений.

Помимо укрепления территориальных подразделений по борьбе с организованной преступности увеличивалась штатная численность органов внутренних на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; учреждений исполнительно-трудовой системы; научных заведений. Для подготовки специалистов по борьбе с организованной преступностью был создан институт.

В 1993 году приказом министра внутренних дел Ерина В.Ф., для подготовки милицейской элиты - подразделений, ведущих борьбу с оргпреступностью и коррупцией, был создан Московский институт МВД России, с филиалом в г.Тверь, который возглавил Попов В. Данное специализированное ВУЗ внесло существенный вклад в развитие теории и практики борьбы с современными видами организованной преступности, дало путевки в жизнь сотрудникам Службы, многие из которых, и по настоящее время продолжают верно служить Отечеству.

Укреплялся следственный аппарат МВД России. Усиленная его часть, сохраняя процессуальную самостоятельность, была ориентирована на расследование уголовных дел против организованной преступности и придавалась непосредственно Региональным управлениям по организованной преступности, подчиняясь при этом, как требует того Уголовно-процессуальный кодекс, своим руководителям.

Были предприняты определенные меры по усилению международной борьбы с организованной и транснациональной преступностью. Россия, как правопреемник СССР, стала полноправным членом Интерпола на основании Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола". На основе его Устава, международных договоров РФ и российского законодательства в рамках МВД было создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ).

В ГУОП были налажены контакты с аналогичными подразделениями в 13 странах Европы и Америки. Прямые каналы телефонной и факсимильной связи позволяли оперативно вести обмен информацией с ведущими специальными службами такими как ФБР (США), БКА (Германия), Антимафия (Италия). Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (БКБОП) на территории государств – участников Содружества Независимых Государств. Директором Бюро был назначен Рухлядев С.И., до этого первый начальник ГУБОП МВД Республики Беларусь.

Были намечены и другие меры материально-ресурсного характера, направленные на поддержку борьбы с этим крайне опасным негативным явлением. Кроме того, 14 июня 1994 года вышел Указ Президента России "О борьбе с бандитизмом и другими опасными формами, организованной преступности", который позволил усилить оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную работу по сбору доказательств в отношении главарей преступных формирований.

В результате этих и многих других принятых мер была создана и успешно действовала Служба по борьбе с организованной преступностью. Ликвидированы тысячи бандитских формирований, организованных преступных сообществ и групп, выявлено и пресечено совершение большого количества тяжких и особо тяжких преступлений, были реализованы задачи по недопущению проникновения криминала во власть, очищены от криминала ряд территориальных образований и субъектов Российской Федерации.

Особая страница в деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью – их участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Практически каждый сотрудник, а многие неоднократно, выполняли служебно-боевые задачи в этом регионе, являясь образцами отваги и самопожертвования. За мужество и героизм при выполнении служебного долга звание Героя Российской Федерации удостоены 35 сотрудников службы по борьбе с организованной преступностью, из них 27 – посмертно. Многие награждены орденами и медалями.

Начиная с 2000 года Служба неоднократно, порой необоснованно, подвергалась реорганизациям, связанным с изменением решаемых задач. Так, 30 мая 2000 года Управления, отделы по борьбе с организованной преступностью МВД - УВД регионов передавались в прямое подчинение МВД России. В декабре 2000 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 925 была попытка создания Комитета Федеральной криминальной милиции МВД России и соответствующих комитетов МВД России по субъектам Российской Федерации.

КФКМ задумывался как ведущая силовая структура МВД РФ. В его состав входили Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП), Управление "Р", Управление собственной безопасности, Оперативно-поисковое управление и Управление оперативно-технических мероприятий. В каждом из 8 федеральных округов, а также в каждом из субъектов федерации предполагается создание аналогичных структур. КФКМ был призван осуществлять координацию деятельности входящих в него подразделений, в целях улучшения их взаимодействие и исключения дублирования. Первым его руководителем стал Гурьев В.В. Однако реорганизация с чрезмерным укрупнением предполагаемых комитетов за счет передачи в них из МВД – УВД почти всех оперативных подразделений была вскоре отменена.

26 сентября 2001 года в соответствии с приказом МВД России № 855 ГУБОП был включен в Службу криминальной милиции (СКМ) МВД РФ. Все подразделения по борьбе с организованной преступностью на местах переданы в структуру криминальной милиции МВД – УВД регионов. В это же время, в системе МВД России были ликвидированы Региональные управления по борьбе с организованной преступностью. На их базе созданы Оперативно-розыскные бюро в составе Главных управлений МВД России по восьми федеральным округам. Приказом МВД России № 951 - 2001 года в структуре Управлений, отделов по борьбе с организованной преступностью были созданы специальные отделения по проведению оперативно-разведывательных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение проявлений экстремизма и терроризма, отнесенных к компетенции МВД России. 16 сентября 2002 года в распоряжение СКМ МВД - УВД регионов были переданы специальные отряды быстрого реагирования (СОБР), которые были переименованы в отряды милиции специального назначения (ОМСН).

В связи с упразднением в системе МВД России подразделений по противодействию незаконному обороту наркотиков, 30 июня 2003 года в структуре Главного управления по борьбе с организованной преступности создано Оперативно-розыскное бюро по противодействию незаконному обороту наркотиков, а в Управлениях по борьбе с организованной преступностью при МВД - УВД регионов образованы отделы по противодействию незаконному обороту наркотиков. Так же в 2003 году в структуре Главка было создано подразделение по борьбе с терроризмом - "Центр Т", а в МВД – УВД субъектов его региональные подразделения.

10 ноября 2004 года ГУБОП было преобразовано в департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД России. В подчинении ДБОПиТ находились несколько оперативно-розыскных бюро, центр по борьбе с терроризмом (Центр "Т") и центр специального обеспечения (Центр "С"), а также отряд милиции специального назначения "Рысь".

Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 года Служба по борьбе с организованной преступностью была расформирована, ее функции переданы в другие подразделения МВД России. Этим же Указом было образовано Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД России).

За 20-летний период руководителями Службы являлись: Лагода Е.И., Назаров Ю.П., Гуров А.И., Егоров М.К., Петров В.Н., Васильев В.А., Селиванов В.В., Козлов В.И., Ваничкин М.Г., Овчинников А.А., Овчинников Н.А., Мещеряков С.Г.

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.

Деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров, а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.

Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной преступности:

Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных организованных преступных группировках.

Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.

Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.

Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 29..

Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены организованными преступными группами и сообществами. А также установить и изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также вытеснению ее из сферы социальной практики. Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов:

  • 1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной преступности.
  • 1.1 Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или регионе лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на преступную активность антисоциального элемента.
  • 1.2 Сведения о наличии общих материальных средств в преступной среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для организации преступной деятельности.
  • 1.3 Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и по региону.
  • 1.4 Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в нарушении преступных обычаев и традиций.
  • 1.5 Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов преступных сообществ.
  • 1.6 Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп и сообществ и решаемых на них вопросах.
  • 1.7 Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных должностных лиц с организованными преступными группами и сообществами.
  • 1.8 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание.
  • 1.9 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных групп с деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими представителями интеллигенции.
  • 1.10 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершенных членами организованных преступных групп и сообществ по заказу их лидеров.
  • 1.11 Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами.
  • 2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью организованной преступности:
  • 2.1 Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их взаимоотношений.
  • 2.2 Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств на заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями.
  • 2.3 Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями части прибыли уголовной среде.
  • 2.4 Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во взаимоотношениях между теневыми дельцами и предпринимателями.
  • 2.5 Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и предпринимателей и их предприятий.
  • 2.6 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых дельцов и предпринимателей.
  • 2.7 Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные средства в легальную экономику.
  • 2.8 Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц с дельцами теневой экономики.
  • 2.9 Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями искусства, литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными представителями интеллигенции.
  • 2.10 Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между предпринимателями.
  • 3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной преступности в местах лишения свободы:
  • 3.1 Сведения о распространении уголовными авторитетами преступной идеологии в среде осужденных.
  • 3.2 Сведения об уголовных связях лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, с находящимися на свободе.
  • 3.3 Сведения о взаимодействии лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их противоправной деятельности.
  • 3.4 Сведения об объединении осужденными материальных средств и отчислении части этих средств на свободу.
  • 3.6 Сведения о подкупе должностных лиц мест лишения свободы.
  • 3.7 Сведения о наличии сходок уголовных авторитетов в местах лишения свободы и круг обсуждаемых ими вопросов.
  • 3.8 Сведения о попытках организации противоправного противодействия администрации мест лишения свободы.

Нам представляется, что противодействие организованной преступности должно предусматривать и комплекс специальных мер, разработанных и направленных на борьбу с организованной преступностью.

Система специальных мер по оказанию противодействия организованной преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.

Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в общество и его социальную практику. Это главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи. По данному направлению можно отнести следующие меры:

Общее управление, планирование и координация органов правоохранительной деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Борьба с легализацией преступных капиталов.

Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной преступностью и коррупцией, и соответствующие меры.

Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию и участие в противоправной деятельности организованной преступности.

Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры:

Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц в предпринимательской сфере со стороны государственных органов.

Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных органов, частных детективных агентств и охранных предприятий Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 28..

Федеральным властям также следует разработать, принять и реализовать концепцию борьбы с организованной преступностью, которая должна быть оформлена специальной государственной программой.

Для того, чтобы предусмотренная система специальных мер по противодействию организованной преступности была эффективной, необходимо наличие следующих условий:

  • 1. Консолидация усилий общества и государства. Только путем объединения общественных и государственных институтов возможно эффективное воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же находятся в экономической, духовной, политической и социальных сферах.
  • 2. Консолидация самих правоохранительных органов. В этом консолидированном объединении каждый правоохранительный орган должен четко знать и выполнять свои функции. В некоторых случаях допускается дублирование функций, так как абсолютный монополизм может причинить вред в деле борьбы с организованной преступностью.
  • 3. Сотрудники правоохранительных органов, особенно спецподразделений, должны иметь высокий уровень профессионализма и быть морально устойчивыми. Обязательно должна быть создана система их защищенности и предоставлены определенные социальные льготы.

По этому поводу российские специалисты-криминологи не раз высказывали свое мнение, в частности, старший преподаватель кафедры уголовного права Якутского филиала юридического института МВД РФ Т. А. Ткачук, предлагает поручать расследование преступлений совершенных организованными преступными группами и сообществами, специалистам высокого профессионального уровня, обладающих творческим мышлением и способным провести качественно и полноценно следственные и оперативные мероприятия Ткачук Т. А. Актуальные вопросы, связанные с нейтрализацией противодействия расследования. //Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации. М. 1997. С. 47..

  • 4. Научно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидации сил ученых, различных правоохранительных ведомств и специализированных институтов для подготовки специальной литературы, посвященной этой проблеме.
  • 5. Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидация всех средств массовой информации для формирования общественного мнения в духе неприятия организованной преступности и содействия правоохранительным органам в деле борьбы с организованными преступными проявлениями.

Известно, что российская организованная преступность давно уже осуществляет свою противоправную деятельность за рубежом. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью необходимо российским и зарубежным властям объединить совместные усилия для международного сотрудничества в этой области. В связи с этим предлагается осуществить ряд мер:

  • 1. Провести международную конференцию по проблеме транснациональной организованной преступности, на которой стоит обсудить меры, входящие в международную систему противодействия.
  • 2. Разработать и принять конвенцию о мерах борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 3. Учредить международный фонд борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 4. Создать международный трибунал по транснациональной организованной преступности.
  • 5. Создать международную специализированную организацию по борьбе с транснациональной организованной преступностью.
  • 6. Учредить международный информационный центр о транснациональной организованной преступности.

В настоящее время указанные выше меры, разработанные и предложенные российскими криминологами, не приняты из-за ряда обстоятельств, сдерживающих их принятие и реализацию Калачев Б. Ф. Использование глобального подхода в борьбе с организованной транснациональной преступностью. //Проблема борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. С. 74.. Тем не менее, борьбу с транснациональной организованной преступностью нельзя приостанавливать ни на миг.

Нам представляется, что можно использовать и такие формы международного взаимодействия, как:

Обсуждение и выработка необходимых общих методик борьбы с транснациональной организованной преступностью.

  • 2. Обмен научной и практической информацией.
  • 3. Непосредственное сотрудничество между спецслужбами России и зарубежных стран.

По этой линии можно предусмотреть даже создание в случае необходимости совместных оперативно - следственных бригад для раскрытия преступлений, совершаемых транснациональными организованными преступными группами и сообществами.

  • 4. Обмен опытом по борьбе с организованной преступностью между специалистами России и зарубежными стран.
  • 5. Не исключаются и другие формы международного сотрудничества по противодействию транснациональной организованной преступности.

Мы считаем, что сегодня нельзя обойти вниманием правовые основы борьбы с организованной преступностью, так как противодействие этому социально - криминологическому явлению должно осуществляться в строго регламентированных правовых рамках.

Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер. Еще в 1990 году российские криминологи, научные сотрудники и преподаватели из разных регионов страны, сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью, обсудив проблемы с организованной преступностью, посчитали необходимым неотложное принятие комплекса мер по созданию системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Итогом такого обсуждения была разработка и принятие ими письменного обращения к Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик.

В данном обращении предлагался комплекс мер по созданию системы борьбы, меры были распределены по сферам противодействия. Одной из таких сфер борьбы была сфера совершенствования правовой основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. После этого прошло достаточно много времени, а в правовом аспекте мало что сдвинулось с мертвой точки.

До сих пор непонятно по какой причине находятся в законопроектах такие очень важные в деле борьбы с организованной преступностью и коррупцией законы: “О борьбе с организованной преступностью”, “О борьбе с коррупцией”, “Об ответственности за легализацию преступных доходов”.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

Уголовные дела о преступлениях названных групп рассматривают суды в общем порядке. Преступными организациями и преступными сообществами должны заниматься уже только специализированные подразделения данных органов. С особо опасными преступными организациями и сообществами, имеющими международные связи, использующими полномочия федеральных органов власти, либо совершившими или совершающими особо опасные государственные и ряд иных тяжких преступлений, уже будет вести борьбу Комитет по борьбе с особо опасной организованной преступностью, который предполагается учредить названным проектом.

Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями, состоящими из профессиональных судей. Авторы данного законопроекта определяют три основных состава организованных преступлений:

  • - создание преступной организации и руководство ею,
  • - участие в преступной организации,
  • - организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.

Статья 5 проекта предусматривает уголовную ответственность за создание преступной организации и руководство ею, или входящей в нее организованной группой, или иным ее структурным подразделением, или преступной деятельностью данной организации либо ее структурным подразделением. В качестве квалифицирующих признаков называются: использование полномочий и возможностей государственных органов, учреждений, предприятий, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, должностных лиц, либо с хранением, применением, изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ., либо созданием устойчивых каналов их приобретения или с монополизацией экономической деятельности, или с использованием зарубежных связей.

Статья 6 проекта описывает участие в преступной организации, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5.

В ст. 7 проекта установлена уголовная ответственность за создание преступного общества. Объективную сторону преступления образуют организация преступного сообщества или руководство им, или иное участие в нем, либо в разработке, реализации мер по поддержанию, развитию преступной деятельности, или созданию благоприятных условий для нее, либо занимающихся ею лиц, групп, организаций, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5 проекта. Что касается квалифицирующих признаков, то часть 3 ст. 210 УК РФ устанавливает всего один квалифицирующий признак - это использование своего служебного положения. Законодателю следовало бы включить дополнительно квалифицирующие признаки, так как по нашему мнению, отсутствие таких признаков неоправданно сужает ответственность за совершение данного деяния. В разделе оперативно-розыскных мер борьбы с организованной преступностью данного законопроекта подробно регламентируется применение особых оперативно-розыскных мероприятий, к которым отнесены:

  • - оперативное внедрение,
  • - контролируемые поставки и иные операции,
  • - оперативный эксперимент,
  • - создание и использование предприятий, учреждений и организаций.

Следует обратить внимание на то, что названные меры применяются в случаях, когда иным путем невозможно или затруднительно обеспечить выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, а также установление лиц их подготавливающих или совершивших, осуществление розыска лиц, совершивших данные преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания.

Указанные выше оперативные мероприятия давно уже проводятся за рубежом. Например, в США два оперативных отдела управления расследований Федерального налогового управления проводят сотню мероприятий по оперативному эксперименту, рекомендуя свой опыт российским правоохранительным органам. Для иллюстрации приведем следующий пример из опыта американских спецслужб. В восьмидесятых годах агенты ФБР США, провели крупную операцию. Они под видом арабских шейхов предложили известным им неблагонадежным членам американского Конгресса приличный гонорар в размере нескольких десятков тысяч долларов за то, что этим шейхам были предоставлены различные льготы и, как результат, дело закончилось громким судебным процессом.

Оперативный эксперимент достаточно широко используется во многих странах мира. Поэтому и нашим спецслужбам необходимо активно использовать это мероприятие, результаты которого не заставят себя долго ждать.

Статья 6 Закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” позволяет сегодня проводить вышеуказанные мероприятия, аналогичные проекту Закона “О борьбе с организованной преступностью”, что хоть в какой-то степени восполняет отсутствие главного закона.

В проекте Закона РФ “О борьбе с организованной преступностью” предусматривается ряд уголовно-процессуальных норм, в которых учитывается специфика, повышенная опасность и масштабы деятельности преступных организаций и сообществ. В связи с этим авторы законопроекта предлагают установить срок предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными организациями и сообществами, до шести месяцев. Принятие данного законопроекта, очевидно, повлечет некоторое изменение в уголовно-процессуальный кодекс.

В настоящее время большое значение в деле борьбы с организованной преступностью имеет новый Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, принятый в 1995 г. Данный Закон является серьезным правовым механизмом по противодействию организованной преступности. В нем предусмотрены виды оперативно-розыскных мероприятий и порядок их проведения.

Ст. 13 Закона устанавливает перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В ст.12 регламентируется порядок защиты сведений об используемых или использованных оперативно-розыскных мероприятий. Статья 18 абз. 4 закрепляет определенные условия освобождения от уголовной ответственности участников преступных групп и т.д. Борьба с организованной преступностью регулируется также нормативными Указами Президента Российской Федерации, такими как: “О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью”, “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”. Существует Федеральная программа по борьбе с организованной преступностью. Указом Президента Российской Федерации утверждено положение “О межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией” от 20 января 1993 года.

Для того, чтобы успешно осуществлять борьбу с организованной преступностью необходимо подрезать ее экономические корни. Как утверждают зарубежные светилы экономики и политики для того, чтобы России начать выползать из экономической пропасти необходимо предпринять ей политико-экономические меры Росс Д. Указ. Работа. С. 27.. Решающий стратегический вопрос для нашей страны - это пересмотр порядка приоритетов в производстве промышленной продукции и сырья. То, что Россия вместо промышленного производства занялась экспортом сырья было не просто сиюминутной экономической ошибкой, а исторической ловушкой, из которой пока нет выхода.

Мировой опыт показывает, что наиболее благодатная почва для организованной преступности возникает там, где царит безработица и нищета. В такой ситуации население легко идет на сотрудничество с теми, кто совершает экономические и другие преступления. Это дает людям возможность получать хоть какой-то доход. Неспособность государства и общества решать жизненно важные экономические вопросы толкает людей на совершение уголовных преступлений. Проблема организованной преступности тесно переплетается с проблемой теневой экономики. Основные меры по ликвидации теневой экономики должны совпадать с важнейшими направлениями экономической реформы. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставание законодательства от реально происходящих процессов в обществе. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г., впервые в России разработана и принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основная цель государственной стратегии - обеспечение развития экономики, при которой создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, а также социально-экономической, военнополитической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. К основным направлениям в организации борьбы с организованной преступностью в экономической сфере относится разработка, принятие и выполнение региональных программ борьбы с организованной преступностью. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, с учетом положений такой программы, могут принять решения, направленные на борьбу с преступлениями, совершаемыми в экономической сфере, устранению причин и условий, способствующих их распространению на региональном уровне.

Правоохранительным органам следует заострить внимание на противодействии совершаемым преступлениям в экономической сфере такими как:

  • - противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом и валютном рынках,
  • - преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
  • - преступления, связанные со стратегически важными сырьевыми ресурсами,
  • - мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке,
  • - преднамеренное и фиктивное банкротство в кредитно-денежной сфере.

Необходимо также заниматься прогнозированием развития криминальной ситуации в наиболее криминальных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные и исполнительные органы власти федерального и местного уровня для нейтрализации преступлений в сфере экономики. В целях эффективного противодействия организованной преступной деятельности в экономической сфере необходима система специальных мер экономического характера, с помощью которых можно нейтрализовать и блокировать организованную преступность с вытеснением ее из легального экономического пространства. Для этого предлагается следующая система специальных мер:

Организация надежной защиты всякой собственности, так как собственность развивает и укрепляет преступный капитал. Поощрение и контроль государством частных охранных предприятий. А также защита и укрепление ее с помощью принятия усиленных уголовно-правовых норм.

Организация надежного финансового контроля над экономическими структурами. Поиск сосредоточения неучтенных финансовых ценностей, беспрепятственная проверка всех финансовых операций.

Принять экономические и правовые меры к ликвидации криминального монополизма в производстве и торговле, наживающего баснословные прибыли на создании дефицита.

Пересмотреть результаты приватизации с тем, чтобы восстановить нарушенные права и законные интересы общества и государства.

Установить правовые принципы, на основании которых банковская тайна не станет препятствием уголовному расследованию.

Принять законы, направленные против коррупции, на основании которых, в частности, можно потребовать от чиновников и политиков предоставлять информацию о своем имуществе, доходах и обязать соответствующие органы расследовать случаи неожиданного обогащения или несоответствия высокого уровня жизни декларированным источникам дохода.

Проводить проверку на предмет законности регистрации и иных частных предприятий, кооперативов с учетом образования их стартового капитала, соответствия их фактической деятельности, уставным положениям.

Проводить изучение вопросов, касающихся структур финансовых органов, банков, системы учреждений по линии внешних связей и способов получения информации о криминогенных проявлениях в этих структурах.

Проводить повышение и подготовку по экономическому образованию работников спецподразделений по борьбе с организованной преступностью.

Принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов и установить уголовную ответственность за оказание финансовой помощи преступным организациям.

Принять законодательные положения о наделении должностных лиц правоохранительных органов правами доступа к документам, необходимым для контроля за перемещением денег, а также положение, рассматривающее открытием и использование счетов под вымышленными именами в качестве уголовно-наказуемого деяния.

В конце осени, 15 ноября, вся Россия отмечает День создания подразделений о борьбе с организованной преступностью. Для многих этот праздник остается загадкой, но для посвященных это знаковый день – он символизирует борьбу с бандитизмом 90-х, борьбу за мирные улицы и честный бизнес.

ОБОП – один из самых легендарных отделов в составе МВД. Их сотрудники, штатские аналитики и «люди в масках» наводят страх на представителей ОПГ и вызывают восхищение у рядовых граждан. Но так было не всегда.

Экскурс в историю

До 15 ноября 1985 года этого отдела не существовало в структуре МВД. Появился он, как ни странно, на периферии – первый коллектив состоял всего из двадцати пяти человек и занимался криминогенной обстановкой в Узбекской ССР. На месте подразделение назвали отделом по борьбе с организованными преступными группами МВД Уз ССР.

Ташкент — столица Узбекской ССР

Разработки велись руководством страны с начала осени того же года. Бандитизм и финансовые пирамиды, рэкет и кровавые разборки между членами бандформирований уже нельзя было подавить рядовыми силами МВД, преступность распространялась в геометрической прогрессии. Правительство пошло на крайние меры и издало «Указ о создании во всех МВД союзных и автономных республик, УВД краевых и областных, исполнительных комитетов специальных подразделений по борьбе с организованной и групповой преступностью». Первыми успели в МВД Узбекистана.

Затем пришла очередь Татарстана. Преступность распространялась и набиралась силы и власти, население тревожилось и требовало у правительства принять меры. В ноябре 1988-го года на базе Управления угрозыска МВД ТАССР возникла специальная группа по борьбе с организованной преступностью. Затем к масштабной борьбе с бандитизмом приступила Казань и остальные регионы: к началу 90-х подразделения по борьбе с организованной преступностью появились в 58 МВД, УВД союзных республик.

Весной 1991 года из структур и отделений МВД выросли подразделения ОРБ – оперативно-розыскные бюро. Летом того же года утверждена Концепция работы, численность штата выросла втрое. Февраль 1992 года ознаменовался образованием ГУ (Главное Управление) по ОП (организованная преступность) МВД России. Борьба с экономической преступностью и бандгруппированиями постепенно переходила из местного подчинения к федеральному.

В помощь отделу по борьбе с ОПГ выделили специальные отряды – для силовых акций службу усилили отрядами СОБРа. Они взяли на себя физическую поддержку отдела по борьбе с ОПГ: захват боевиков, изъятие незаконных боеприпасов и наркотиков, а также предотвращение терактов и распространения незаконных веществ и оружия. Сотрудники в масках чаще других представителей отдела попадают в кадры телевизионных хроник и на страницы газет.

С 2004 года управление взяло на себя функции по борьбе с терроризмом. К этому моменту окончательно оформились цели отдела: война с преступностью, наркоторговлей, торговлей оружием и экстремизмом. В задачи организации входит профилактическая работа и силовые акции.

Кого поздравлять

В этот день подарки получают только причастные люди – действующие сотрудники и пенсионеры службы. При этом не имеет значения – занимался специалист аналитической работой или принимал участие в силовых акциях: все вносили неоценимый вклад в дело мира в нашей стране.

Благодаря этим людям предприниматели сегодня не должны платить за «крышу», девушки не боятся возвращаться вечером с работы или учебы, а молодежь не страшится выйти вечером в парк.

Что дарят настоящим мужчинам? – Все зависит от степени близости и бюджета (так же, как в день защитника Отечества):

— соседа можно поздравить и бритвенным набором, как бы банально это не выглядело;

бритвенный набор

— мужу или отцу нужно сделать настоящий мужской подарок: оружие, технику, набор покрышек автолюбителю или роскошный спиннинг рыболову.

Цветы мужчинам дарить не принято – не на этот праздник, но выразить уважение и поддержку просто необходимо: борьба против ОПГ и терроризма ведется ради нас с вами.