Внешняя политика в послевоенный период. Внешняя политика ссср в послевоенное время

  • 26.08.2019

Международное положение и внешняя политика СССР в послевоенный период. Советский Союз в условиях «холодной» войны.

«Холодная война» - период экономического, идеологического, политического и военно-стратегического противостояния между СССР и капиталистическим Западом.

Необходимо рассмотреть истоки «холодной войны».

Война изменила международное положение СССР. Он укрепил свой авторитет – статус сверхдержавы. Война показала, что капиталистические и социалистические страны могут объединиться и выступить единым фронтом против агрессора. В результате этого в годы окончания войны происходит развитие внешнеполитических связей. Советское государство принимает участие в создании ООН, Всемирного банка. Казалось бы, установились партнерские отношения с другими странами, но новое положение СССР породило претензии к дальнейшим притязания на территории. Расширилось влияние СССР на коммунистические и рабочие партии во всех частях света. Одним из важнейших факторов стало разрушение колониальной системы. Южная и Юго-Восточная Азия (Корея, Китай, Индия) и Ближний Восток (Израиль). Развернулась борьба за территории.

Постепенно Советское государство отказалось от участия во всех экономических и финансовых международных организациях.

Первые проявления «холодной войны»: Несмотря на активное сотрудничество СССР с Западными державами и его участие в ООН, взаимное недоверие стран временами давало о себе знать – СССР был обеспокоен ядерной монополией США, американцы и англичане опасались того, что в глазах мировой общественности СССР терял традиционный образ врага, что проявилось и в росте численности компартий.

Положение о двух лагерях лежало в основе внешнеполитических взглядов руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В работе содержался вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

США и Великобритания стали всерьез задумываться о сдерживании «советской экспансии». В марте 1946 г. бывший премьер-министр Англии Черчилль произнес в Фултоне в присутствии президента Трумэна речь, в которой прямо заявил, что СССР стремится у «безграничному распространению своей силы и своих доктрин». По его мнению, это представляло большую опасность для принципов свободы и прав человека. Силе СССР он предложил противопоставить силу англосаксонского мира, при этом допускался и ядерный шантаж СССР.

Выступлению Черчилля предшествовала “длинная телеграмма” американского поверенного в делах в Москве Кеннана , направленная в Вашингтон, в которой он дал трактовку февральской речи Сталина (февраль 1946). Дж. Кеннан, утверждая, что советские руководители считают третью мировую войну “неизбежной”, во многом был прав – об этом почти прямо сказал Сталин, оформив эту мысль, однако, не собственным мнением, а “научной теорией марксизма”.

«Холодная война »

Термин «холодная война» был пущен в оборот Госсекретарем США Даллесом. Суть его – кон­фронтация политическая, экономическая, идеологическая двух социально-экономических систем - социализма и капитализма, балансирование на грани войны.

Либеральные историки (Островский, Уткин и др.) считают, что причина «холодной войны» кроется в противостоянии двух разнородных сил: тоталитаризма и демократизма. А «холодную войну» развязал СССР. «

Историки локально-исторической теории считают, что страны Запада, убедившись, что военным путем остановить опережающее развитие мира Евразии не удастся, изменили формы и методы борьбы. Западный мир взял курс на изоляцию Евразии «развал ее единства изнутри», навязав «холодную войну», гонку вооружений.

Идеологическим обоснованием холодной войны стала доктрина президента США Трумэна, выдвинутая им в 1947 г. Согласно доктрине конфликт капитализма с коммунизмом неразрешим. Задача США – борьба с коммунизмом во всем мире, «отбрасывание коммунизма в границы СССР». Провозглашалась американская ответственность за события, происходящие во всем мире.

В июне 1947 г. внешнеполитический курс США нашел экономическое обоснование в «плане Маршалла», предусматривавшем оказание экономической помощи европейским странам со стороны США.

Апогеем «холодной войны» является Берлинский кризис 1948 г. Противоборство между СССР и капиталистическими США за Германию, так как выход к Балтике.

После войны восточная часть Германии принадлежала Советскому государству, западная часть – США. Так как не было единства в управлении Германии, США ведут сепаратистскую политику. США вводят западноевропейскую марку, в результате чего происходит угроза подрыва экономики Восточной Германии. Советское государство объявило транспортную блокаду. 1949 г. – строительство Берлинской стены. 1947 г. – западная часть Германии – ФРГ, восточная – ГДР (Советское государство).

Создаются два противостоящих блока: Капиталистические страны приступают к созданию военно-политических блоков, направленных против СССР. В Западной Европе в 1949 г. создается Североатлантический блок НАТО под эгидой США.. В его состав вошли: США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Греция и Турция. В Юго-Восточной Азии в 1954 г. создается блок СЕАТО. Восстанавливается военный потенциал Германии.

В противовес блоку капиталистических стран стал формироваться экономический и военно-политический союз социалистических стран . Коммунисты, опираясь на советскую помощь, обрели монополию власти. В семи странах Центральной и Восточной Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Румыния, Польша, Югославия и Чехословакия) к власти пришли левые, демократические силы – народная демократия. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро ). Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, КНДР и КНР. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств.

В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. Были созданы также Международный банк экономического сотрудничества, Международный институт проблем мировой социалистической системы и др. Создана коллективная валюта социалистических стран - переводной рубль.

Особое значение страны содружества придавали задаче укрепления между ними политических отношений. В условиях роста военной угрозы со стороны НАТО социалистические страны Европы подписали оборонительный Варшавский договор 1955 .

Существовали территориальные притязания СССР на Сирию и Ливан в Африке.

США, Англия и Франция были заинтересованы во внешних ресурсах. СССР стал также отстаивать свои геополитические интересы. СССР не ограничивался экономическими притязаниями, он шел по пути советизации стран. Политические и экономические интересы СССР и западных держав сталкивались во многих регионах мира.

Ближний Восток (Палестина, Саудовская Аравия, Арабские эмираты).

Попытка Советского государства улучшить отношения с Турцией.

Интересы замыкались на стремлении контролировать проливы Босфор и Дарданеллы. Наладить отношения с Турцией не получилось, так как она входила в блок НАТО. Ближневосточное направление неудачно.

Советское государство стремиться укрепить свои позиции на Дальнем Востоке. Советские войска были введены в Северный Китай, Маньчжурию и часть Кореи. Однако США считали этот регион зоной своего влияния. В 1950 г. – договор между СССР и Китаем о дружбе и взаимопомощи (Мао Цзэдун).

В 1945 г. произошла совместная оккупация Кореи. Корея распалась на две части: северная часть – СССР, южная часть – США.

Поддержка СССР в 1945 г. сепаратистских настроений в Иранском Азербайджане и Курдистане связана с борьбой за нефть.

Советский Союз поддерживал движение армян за присоединение к Советской Армении. Добиться этого не удалось, так как здесь были сильны позиции Великобритании, США и Франции.

В Югославии и Албании политическая монополия коммунистов сложилась по внутренним причинам без решающей роли Советского государства, это обусловило независимую политику Тито в Югославии. Югославия дала согласие на «план Маршалла» → обострение отношений с Советским государством.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Признаки «холодной войны»:

 Существование относительно устойчивого биполярного мира – наличие в мире двух уравновешивающих влияние друг друга сверхдержав, к которым в той или иной степени тяготели остальные государства.

 «Блоковая политика» – создание сверхдержавами противоборствующих военно-политических блоков. 1949 г. – создание НАТО, 1955 г. – ОВД (Организация Варшавского Договора).

 «Гонка вооружений » - наращивание СССР и США количества вооружений с целью достижения качественного превосходства.

 Формирование у собственного населения «образа врага» по отношению к идеологическому противнику.

 Периодически возникающие вооруженные конфликты, грозящие перерастанием «холодной войны» в войну полномасштабную.

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет Экономической Взаимопомощи . Для военно-политического сотрудничества в 1955 г. образована Организация Варшавского Договора. В рамках содружества не допускалось никакой «самостоятельности». Отношения СССР с ищущей свой путь к социализму Югославией (Иосиф Броз Тито) были разорваны. В конце 1940-х гг. резко ухудшились отношения с Китаем (Мао Цзэдун).

Первым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее (1950-53 гг.). Советское государство поддерживает коммунистический режим Северной Кореи (КНДР, Ким Ир Сен), США – буржуазное правительство Южной Кореи.

Причины «холодной войны»:

1. Победа во II мировой войне привела к резкому усилению СССР и США.

2. Имперские амбиции Сталина стремившегося распространить зону влияния СССР на территории Турции, Триполитанией (Ливия) и Ирана.

3. Ядерная монополия США, попытки диктата в отношениях с другими странами.

4. Неискоренимые идеологические противоречия между двумя сверхдержавами.

5. Формирование подконтрольного СССР социалистического лагеря в Восточной Европе.

Изменения на международной арене . Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Начало "холодной войны ". С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального периода "холодной войны" были В.М. Молотов, а с 1949 г. АД. Вышинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля за выполнением этого решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

41. СССР в период правления Н. С. Хрущева (1953 – 1964 гг.): причины реформ, их содержание и итоги.

1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской "оттепели". В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу.

ПОПЫТКА ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Политика десталинизации. Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков, министром иностранных дел - В.М. Молотов, министром обороны НА. Булганин. Во главе нового министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять "коллективное руководство" страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по "делу врачей". Были освобождены из заключения участники "мингрельского дела". В 1953 г. был арестован Л.П. Берия. Он обвинялся в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить полномочия МВД своей главной опоры в борьбе за власть:

Берия был исключен из партии как "враг народа" и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, по преодолению культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И.В. Сталина. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в органах внутренних дел и госбезопасности. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А.С. Бубнов, С.В. Косиор, П.П. Постышев, А.В. Косарев, М.Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда выступил Н.С. "Хрущев с докладом "О культе личности и его последствиях". В докладе содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30-40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И.В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н.С. Хрущева на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и стремление понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов. Публичное осуждение культа И.В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. "Умирают в России страхи..." такими словами начиналось одно из стихотворений Е. Евтушенко тех лет.

Преобразования в общественно-политической жизни. Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общестенно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие государственные структуры СССР и союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности, А.И. Рыкова, Н.И. Бухарина руководителей оппозиции И.В. Сталину. Было отказано в возвращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.

Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И.В. Сталина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем, попыталась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов "коллективного руководства" и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н.С. Хрущева. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г.М. Маленкова, В.М. Молотова и Л.М. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов.

Обновление аппарата власти. После устранения "оппозиции" были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов его место занял Л.И. Брежнев. Был смещен министр обороны Г.К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в сохранении Н.С. Хрущева на посту лидера КПСС. Одновременно возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии.

Новая программа провозгласила вступление страны в период "развернутого коммунистического строительства". В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме", - утверждал Н.С. Хрущев. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу (1962 г.).

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Экономический курс в деревне. Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономического курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в агросферу средств составил 18% общего объема капиталовложений (в 1955 г. лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую государству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны - на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты).

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтнотехнические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, продажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтрализовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пятью годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали экономику многих хозяйств.

Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укрупнения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усилились волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам по его настоянию рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

Реформа управления промышленностью. Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В начале 1955 г. Г.М. Маленков сторонник стратегии развития легкой промышленности был вынужден покинуть пост председателя Совета Министров. Восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашлю отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.). (В связи с ошибками, допущенными при составлении шестого пятилетнего плана (1956-1960 гг.), был разработан новый план, рассчитанный на семь лет.) На рубеже 50-60-х годов почти 3/4 общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы "А". Высокими тепами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство.

Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промышленных предприятий. В их числе Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, автоматизированный завод по производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышленные отрасли радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достижений науки и техники.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитее промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.

В 1957 г. бью принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

Социальная сфера. К концу 50-х годов произошли изменения в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине 50-х годов почт четвертая часть населения страви переселилась в новые квартиры.

В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.


Похожая информация.


Внешнеполитический курс Советского Союза в послевоенные годы, ознаменовавшийся переходом к политике и формированием социалистического блока государств.

Начало «холодной войны» и гонки вооружений

Победа в и разгром нацистской Германии сделали СССР одним из самых влиятельных государств на мировой политической арене. Это вызывало большую озабоченность западных держав. Подобные настроения отразились в речи бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, выступившего в американском городе Фултоне в марте 1946 года. Признав, что советский народ стал одной из «руководящих наций мира», Черчилль заявил, что СССР стремится к «безграничному распространению своей силы и своих доктрин», поэтому США и Великобритания должны создать «ассоциацию народов, говорящих на английском языке», которые будут разговаривать с СССР с позиции силы. При этом допускалось использование нового атомного оружия как средства устрашения.

В феврале 1947 года американский президент Гарри Трумэн развил позицию Черчилля в своем послании к конгрессу (оно получило название «доктрины Трумэна»). В нем определялись две стратегические задачи по отношению к СССР: задача-минимум - не допустить дальнейшего расширения сферы влияния Советов и его коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма), задача-максимум - заставить социализм уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма). Каковы же были конкретные шаги для достижения этих целей? Была определена необходимость оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их тем самым в зависимость от США («план Маршалла»); создать военно-политический союз этих стран во главе с США (блок НАТО появился в 1949 году, туда вошли США, Великобритания, Франция, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, Исландия, Португалия); разместить у границ СССР сеть военных баз США; поддержать антисоциалистические силы внутри стран советского блока; в крайнем случае, использовать свои вооруженные силы для вмешательства во внутренние дела стран социалистического лагеря.

В то же время началась и гонка вооружений. В июле 1945 года США провели первые испытания атомного оружия, а 6 и 9 августа сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. СССР рассматривал все происходящее как военную угрозу. В августе 1945 года был учрежден Специальный комитет для координации работ по исследованию атомной энергии во главе с . В 1949 году Советский Союз объявил об обладании атомным оружием.

Создание социалистической системы государств

Действия СССР по созданию социалистического блока государств были адекватными мерам, предпринимаемым США. Советский Союз по окончании войны способствовал утверждению социалистических порядков в Польше, Болгарии, Югославии (хотя та вышла из-под контроля СССР в 1948 году благодаря своему лидеру Иосифу Броз Тито), Албании, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Восточной Германии, Северном Вьетнаме, Северной Корее, Китае. Он развернул широкомасштабную помощь странам «народной демократии», для чего в 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Уже после смерти Сталина, в 1955 году СССР объединил часть этих стран в военно-политический союз - Организацию Варшавского Договора (ОВД). Советы активно помогали компартиям в капиталистических странах, способствовали росту национально-освободительного движения и созданию стран «социалистической ориентации».

Противостояние двух систем

Противоборство двух систем капитализма и социализма проявилось на судьбе побежденной Германии: в 1949 году произошел окончательный раскол страны на ФРГ (Западная Германия), куда вошли зоны оккупации США, Великобритании и Франции, и ГДР (Восточная Германия), куда вошла советская зона оккупации.

Еще одним грозным примером подобного противостояния стала . В 1949 году после длительной борьбы Чан Кайши и Мао Цзэдуна и победы последнего (чему также способствовала помощь СССР) была образована Китайская народная республика. После этого руководство Северной Кореи (Корейской народной демократической республики) предприняло вооруженную попытку свержения проамериканского режима Южной Кореи и воссоединения всей страны. Вскоре в дело вмешались войска США под флагом ООН и противостоящие им вооруженные силы КНР («китайские добровольцы»). Советы же перебросили в Китай несколько дивизий истребительной авиации, которые в течение двух с половиной лет участвовали в отражении американских налетов на КНР. Также СССР передал Китаю большое количество самолетов и другой техники, содействовал созданию танковых, артиллерийско-зенитных и инженерных войск. Он снабжал корейскую Народную армию и «китайских добровольцев» оружием, транспортом, продовольствием, медикаментами. Война была прекращена в 1953 году, а Корея так и осталась разделена на два противоборствующих государства, став символом раскола на две системы в Азии. То же самое затем произойдет и с Вьетнамом.

Так начиналась эпоха «холодной войны», продолжавшаяся до распада СССР в 1991 году.

Внешняя политика СССР в послевоенные годы осуществлялась в условиях глубокой политической конфронтации. Победа Советского государства в борьбе с фашизмом, значительно повысила авторитет страны на международной арене. В то же время США не собирались сдавать свои лидерские позиции.

Основной вектор внешней политики СССР в послевоенные годы

Борьбу за лидерство двух сверхдержав значительно осложняло то, что в некоторых странах Европы к власти пришли левые лидеры, которые поддерживая коммунистическую идеологию , не торопились разрывать капиталистические связи с США. Внешняя политика СССР в этот период была направлена на искоренение империализма, в частности американского, и на укрепление власти коммунистических правительств в европейских государствах.

Уже в 1946 году в СССР была установленная так называемая санитарная зона – геополитическая изоляция , которая была вызванная страхом проникновения в государства чуждой идеологии.

Создание Коминформбюро

В 1947 году советское правительство инициировало встречу лидеров девяти коммунистических партий Европы, с целью создания органа, который регулировал бы построение социализма в европейских государствах, и препятствал попыткам вмешательства США во внутреннюю политику социалистических государств.

Договор о создании Коминформбюро был подписан всеми иностранными делегатами и советской стороной. Главные функции Коминформбюро заключались во взаимной поддержке социалистических государств на политической арене. Создание Комиинформбюро стало событием, которое разделило мир на социалистический и капиталистический лагерь.

Позже подобные соглашения советское правительство подписало с другими дружественными государствами – Корейской Народной Демократической Республикой, Германской Демократической Республикой и Китайской Народной Республикой. Такие договоры предусматривали обязанность со стороны СССР учувствовать во всех противостояниях, которые могут возникнуть у этих государств с США.

В скором времени, СССР выпал случай выполнить свое обещание, и тем самым усугубить отношения с капиталистическим западом: войска США вмешались в ход гражданской войны в Корее.

СССР и страны «третьего мира»

После начала холодной войны, помимо «капиталистического» и «социалистического» блоков, возник загадочный на то время «третий мир» , который состоял из беднейших государств, которые до окончания Второй Мировой войны не вызывали политического интереса, ни у США, ни у СССР.

Низкий уровень политического и экономического развития таких государств стал главным инструментом в борьбе двух разнополюсных империй. Воспользовавшись распадом колониализма, советское государство начало вкладывать миллионы рублей в экономику бывших колоний – стран Африки, Латинской Америки и Азии.

Взамен от правительств государств «третьего мира» требовалось только вхождение в состав социалистического блока. Тем не менее, несмотря на регулярную финансовую помощь СССР, эти государства охотно принимали также помощь от США, и долгое время занимали нейтральные позиции в глобальном противостоянии.