Политическая система советского государства кратко. Особенности политической системы при создании ссср

  • 17.08.2019

В октябре 1917 года Временное правительство в результате вооруженного восстания было низложено и в очередной раз в России встал вопрос о создании новой системы высших органов государственной власти. Решение этого вопроса взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет "Об учреждении Совета народных комиссаров", как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.
В ходе выборов большевики получили лишь 40% мест в Учредительном собрании. Даже в союзе с представителями единственной поддерживающей их партии - левых эсеров, они не могли образовать правящего большинства. Предложение, внесенное на утверждение Учредительного собрания большевиками, объявить Россию республикой Советов, вся власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам, не получило поддержки. После продолжительных дебатов было принято предложение социалистов-революционеров провозгласить государство Российской демократической федеративной республикой.
Решение, принятое Учредительным собранием, не устраивало большевиков, и Декретом ВЦИК от 6 (19) января 1918 года оно было распущено.
В связи с тем, что надежды большевиков на легитимацию политического режима с помощью Учредительного собрания не оправдались, встал вопрос о придании ему законности иным способом, что было сделано путем принятия 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов первой российском Конституции.
Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов. Норма представительства не была равной: представители городских Советов избирались по норме 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представители губернских Советов - по норме 1 депутат на 125 тыс. избирателей.
Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим на непостоянной основе, и поэтому в период между его заседаниями высшей властью в стране объявлялся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК).
Объем компетенции съезда Советов выходил далеко за рамки законодательного органа включил полномочия исполнительного органа государственной власти. Более того, ряд вопросов не мог быть решен коллегиальным органом такого масштаба. Подавляющее большинство вопросов компетенции съезда одновременно входили в компетенцию ВЦИК. К исключительной компетенции съезда Советов Конституция относила лишь два вопроса: установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров.
Таким образом, Всероссийский съезд Советов, являясь высшим законодательным органом власти, выполнял свои функции номинально. Реально же вся полнота законодательной власти и значительная часть власти исполнительной принадлежала ВЦИКу. Этот вывод подтверждает практика законодательной деятельности этого периода.
После образования в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик встал вопрос о создании новой структуры органов государственной власти.
С образованием СССР правовой статус России изменился, возникла необходимость ее конституционного закрепления. Новая Конституция РСФСР, принятая в 1925 году, воспроизводила конструкцию законодательных органов и порядок их формирования, закрепленные прежним Основным законом. Однако произошли некоторые изменения в объеме компетенции законодательных органов. К исключительным полномочиям съезда, помимо ратификации мирных договоров и установления и изменения конституционных начал, теперь относилось право окончательного утверждения частичных изменений Конституции РСФСР, принятых сессиями ВЦИК, а также окончательного утверждения конституций автономных республик.
Изменения в социально-экономическом развитии СССР и субъективная позиция его политического руководства обусловили принятие в 1936 году новой Конституции СССР. По аналогии новые конституции принимали и входящие в него союзные республики. В Российской Федерации Конституция была принята 21 января 1937 года Чрезвычайным ХVII Всероссийским съездом Советов.
Новая Конституция внесла значительные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР. К числу достоинств следует отнести: замену двухступенчатой системы единственным высшим законодательным органом - Верховным Советом; закрепление на конституционном уровне института депутатской неприкосновенности; закрепление института всеобщих, равных, прямых выборов Верховного и других Советов при тайном голосовании.
Роль ВЦИК в новой структуре государственной власти выполнял Президиум Верховного Совета. Он издавал указы, содержащие важнейшие нормативные предписания, а также за ним закреплялось право толкования законов РСФСР. При подобной практике фактическим законодательным органом государственной власти в стране оказывался не Верховный Совет, а избираемый из его состава Президиум. В дополнение к этому необходимо отметить и практику выборов депутатов Верховного Совета, исключавшую возможность выдвижения нескольких кандидатов на один мандат.
В Конституции РСФСР 1978 года появилась норма, устанавливающая, что проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, обсуждаются на его заседаниях, а также появился перечень субъектов законодательной инициативы в Верховном Совете, а также то, что законы РСФСР принимаются не только Верховным Советом, но и народным голосованием (референдумом).
В России с октября 1917 по 1989 гг. сложилась не имеющая аналогов в развитых странах система органов государственной власти. Съезды Советов (позже - Верховные Советы) РСФСР являлись законодательными органами лишь формально, осуществляли лишь отдельные законодательные функции. На практике эту роль выполняла партийно-государственная бюрократия в лице ЦК КПСС и Совета Министров (до марта 1946 года - Совет Народных Комиссаров).
Значительные изменения в политической жизни СССР и РСФСР начались с 1990 года, что нашло свое отражение в организации государственной власти реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов. с последующими дополнениями и изменениями. Процесс внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ 1978 года осуществлялся непоследовательно, без какого-либо заранее разработанного плана государственно-правовой реформы,
В 1989 году состоялись выборы народных депутатов СССР и в 1990 году – народных депутатов РСФСР на альтернативной основе. Принцип "полновластия Советов", несовместимый с принципом разделения властей, оказывал доминирующее влияние на структуру, сущность и характер деятельности законодательных органов СССР и РСФСР. Поэтому одномоментно преодолеть этот подход и за сравнительно короткий срок создать теорию и практику российского парламентаризма невозможно. В силу отмеченных причин рассматриваемая Конституция РФ в редакции 1992 года носит переходный характер и соединяет в структуре и организации деятельности государственной власти как элементы прежней концепции "полновластия Советов", так и элементы парламентаризма.
Система органов государственной власти, по Конституции РФ, основана на принципе разделения властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Однако в нарушение этого основополагающего принципа высшим органом государственной власти объявлялся Съезд народных депутатов Российской Федерации. Тем самым съезд был поставлен над системой государственных органов, основанной на принципе разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий. Более того, съезд наделялся правом принимать к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации, нарушив тем самым принцип разделения властей не только по горизонтали, но и по вертикали (между федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением).
Для осуществления значительного объема законодательных полномочий помимо съезда предусматривался еще один орган: Верховный Совет, который именовался как орган съезда народных депутатов, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти. Формула статьи, закрепляющей правовой статус Верховного Совета, предполагала, что он не должен быть чисто законодательным органом государственной власти, поскольку соединял в себе полномочия двух, а то и трех ветвей власти.
В соответствии с Конституцией Верховный Совет формировался не избирателями, а съездом народных депутатов из его состава. Хотя элементы репрезентативности в подборе членов Верховного Совета всё же присутствовали и даже использовался нетрадиционный для нашей страны принцип их ротации, в данном случае можно говорить о попытке партийно-государственной бюрократии воспроизвести традиционную для нашей страны двуединую систему законодательных органов: съезд Советов - ВЦИК, Верховный Совет - Президиум, съезд народных депутатов - Верховный Совет.
Верховный Совет имел двухпалатную структуру, причем палаты различались по специфике деятельности, были равноправны и обладали равными полномочиями в законодательном процессе, рассматривали одни и те же законопроекты. Заседания палат проходили преимущественно раздельно.
Принятием закона съездом или Верховным Советом законодательный процесс не завершался. За этим следовала процедура подписания закона президентом. Хотя формальных различий в юридической силе законы, принятые съездом или Верховным Советом, не имели, процедура их подписания была различной. В частности, законы, принятые съездом, подлежали лишь обнародованию президентом. Его подпись под ними носила формальный характер, поскольку он не обладал по отношению к ним правом вето. На законы, принятые Верховным Советом, президент в установленный 14-дневный срок мог наложить отлагательное вето, которое преодолевалось обычным большинством голосов депутатов каждой из палат. На практике депутаты в большинстве случаев соглашались с замечаниями президента и вносили в текст законов необходимые изменения.
По Конституции РФ в редакции 1992 года съезд народных депутатов провозглашен высшим органом государственной власти, обладающим не только законодательными, но и рядом учредительных функций по отношению к органам исполнительной и судебной власти. Если исходить из того, что съезд - это парламент, то таким образом в России была учреждена парламентская республика.
На основании решения референдума 1990 года в стране был учрежден пост президента. В соответствии с Конституцией он избирался гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Первые выборы президента состоялись 12 июня 1991 года, на которых Президентом РФ был избран Б.Н.Ельцин.
Получалось, что в стране действуют два представительных (в широком смысле этого слова) органа власти, права которым в равной мере делегированы избирателями. Это соответствует конструкции президентской республики. Однако ни президентская, ни парламентская формы правления не предусматривают наличия двух законодательных органов государственной власти. Такую конструкцию породила только республика советского типа.
Таким образом, характер формы правления и организации государственной власти можно определить как президентско-парламентскую республику советского типа.
Смешанные формы правления, как показывает практика, не бывают устойчивыми, и кризис этой формы правления в России исторически был вполне закономерен, о чем свидетельствуют события октября 1993 года, которые были инициированы президентским указом "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В результате была прервана деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и в корне изменена система органов власти страны.
Идея о том, что социалистическая демократия - это управление всего народа, была реализована в нашей стране через механизм Советов. Но те формы и институты, через которые народ оказался поголовно вовлеченным в процесс управления, привели не к отмиранию государства (по марксистскому учению), а к его усилению и отчуждению от народа.
Великое завоевание революции - советская форма организации власти - столкнулась с серьезными трудностями при выполнении возложенных на него задач по выработке законов и контролю за деятельностью исполнительных органов. Первоначальная, рожденная творчеством масс идея представительства рабочих, крестьян и солдат в Советах имела очень большое значение, давая возможность представителям народа из "низов" высказывать свои суждения по тем или иным жизненно важным вопросам. Представители всех слоев общества олицетворяли общую волю народа, через выражение которой новая власть узаконивала свои первые, кардинальные для нового строя решения. На начальном этапе становления политической системы Советы выглядели в определенном смысле как органы прямой демократии, где представители всех классов через наказы избирателей выявляли волю народа. Однако как в теории, так и на практике не отказались от представительной формы организации высших органов власти. Представительство это было необходимо для обеспечения "технического" формирования общей волн, а вовсе не для установления представительной демократии, при которой представители различных интересов гражданского общества избираются в органы власти и профессионально занимаются своим делом. На практике из-за того, что принцип прямой демократии был реализован в сочетании с принципом формально-представительной демократии, законодательная власть так и осталась в зачаточном и аморфном состоянии.
В итоге не получилось ни прямой демократии, т.е. действительной возможности непосредственно участвовать в формировании общей воли и ее реализации при принятии законодательных решений, ни нормальной системы представительной демократии, т.к. представитель оказался, в сущности, лишенным самостоятельности. В сложившейся политической системе он стал выступать всего лишь в роли посредника, который через наказы на том или ином уровне власти передает волю своих избирателей. Поэтому в политической системе для подобного представителя - делегата не нашлось самостоятельного места. Поэтому законодательная власть не превратилась в сферу профессиональной деятельности. В наших условиях законодательные органы превратились в своеобразные "референдумы депутатов", а реальная власть оказалась в руках исполнительных органов, никем не выбираемых и никому не подотчетных. В таких условиях выразителем интересов и воли всех выступало государство.
Обращает на себя внимание и следующая особенность становления политической системы советского общества. В 20-е годы, когда партия держала курс на оживление Советов, расширение демократии, партийное руководство осуществлялось через членов партии, работавших в тех или иных учреждениях, через коммунистические фракции Советов, общественных организаций. Партийные органы постепенно усвоили стиль прямого и непосредственного командования Советами, профсоюзами, комсомолом, органами государственного управления. Политически главное здесь состояло в господстве Коммунистической партии, что нашло свое закрепление в Конституции СССР. Конституция определяла Коммунистическую партию как руководящую и направляющую силу общества, как ядро его политической системы. Практика командования и фактической подмены государственных органов дополнялись практикой сращивания партийного и государственного аппарата с аппаратом профсоюзов и общественных организаций. Сращивание общественных организаций с партийно-государственным управленческим аппаратом вело к их бюрократизации, снижало творческий потенциал и самодеятельное начало. Все это привело к тому, что советская политическая система потеряла гибкость, способность адекватно реагировать на развивающиеся общественные процессы.
Поэтому во второй половине 50-х - начале 60-х годов руководством страны была предпринята попытка демократизации институциональных элементов политической системы, в частности, повышения роли Советов, ликвидации чрезмерной централизации управления, активизации общественных организаций. Однако эти меры не носили комплексного характера, но вовлекали в должной мере массы и дело политической реформы.
После октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, освободившего от руководства партией Н.С.Хрущева, когда к руководству партией и страной пришли новые силы во главе с Л.И.Брежневым, процесс бюрократизации политических структур вновь усилился, хотя внешне этот процесс прикрывался парадными фразами о развитии демократии. На деле же росло отчуждение людей от политики, от власти, усиливалось противоречие между застывшей, бюрократической политической системой и социально-политическим развитием общества. Установился жестко авторитарный режим с некоторыми элементами тоталитаризма.
Во второй половине 80-х годов обстановка начала принципиально меняться. Начало переменам во всех сферах общественной жизни положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС.
Вначале процесс, именуемый перестройкой, задумывался как всеобщее упорядочение, совершенствование, ускорение, обновление на базе минимального сдвига политического курса вправо и такого же умеренного сдвига от авторитарно-тоталитарного к авторитарно-либеральному режиму. Однако и эта весьма умеренная программа, казавшаяся очень смелой и потому названной революционной, на деле не осуществилась. Номенклатура делегировала власть и право персональных перестановок лидеру-реформатору, обязав его провести модернизацию политической системы, не меняя ее основополагающих структур и сохраняя основные прерогативы аппарата. Так продолжалось три года перестройки. Но с весны 1988 года этот процесс вырвался из-под контроля, началось во многом его стихийное развитие. Выражением кризиса официальных структур власти стал бурный процесс формирования самодеятельных общественных организаций. Там, где они получили массовую поддержку (например, народные фронты и прибалтийских и других республиках), эти организации стали полноценными участниками политических процессов.
Результаты выборов народных депутатов СССР в 1989 году, когда впервые были выставлены альтернативные кандидатуры, показали, что правящая партия находится в кризисе и что грядут существенные политические перемены. Отмена 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС означала отстранение ее от монопольного управления государственными и общественными делами. Август 1991 года привел к прекращению деятельности КПСС в стране. Восстановленная впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации стала лишь одной из действующих политических партий.
После распада Советского Союза в декабре 1991 года начинается новый период истории российского государства в качестве самостоятельного, независимого, с установлением принципа разделения властей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, сущность особенности, виды политической системы. Субъекты политической системы: понятие, особенности взаимодействия. Функции и структура политических партий и движений. Взаимодействие государства с другими элементами политической системы.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2008

    Смена политического курса. Верхние эшелоны власти. Конституция СССР 1977 г. Гедеократия в СССР. Ростки "антисистемы". СССР в социалистическом мире. Программы мира 70-х гг.: цели, этапы, тупики. Рост бюрократического аппарата.

    реферат , добавлен 05.06.2003

    Обоснование политической партии. Политическая социализация граждан. Партия как субъект политического процесса и институт общества. Институционализация политических партий. Партийные системы. 3арождeние и развитие многопартийной системы в России.

    реферат , добавлен 24.03.2009

    Жизнь в СССР: географическое положение и особенности, районы СССР и жизнь в них. Национально-государственное устройство. Федеративное устройство. Причины, подтолкнувшие СССР к распаду. Страны бывшего Советского Союза после распада.

    реферат , добавлен 10.09.2007

    Сущность и характеристика партии как субъекта политического процесса. Классификация политических партий и партийных систем. Функции политических партий в зависимости от уровня экономической, социальной, культурной и политической зрелости общества.

    реферат , добавлен 04.07.2010

    Политическая реклама как орудие борьбы за голоса избирателей, инструмент политической конкуренции. Средства и методы политической рекламы, особенности политической культуры. Избирательные кампании политических партий, общественных движений, кандидатов.

    реферат , добавлен 16.01.2010

    Предметная локализация политической культуры. Содержательный, личностный и деятельностный компоненты политических знаний студентов. Закономерности политического развития. Политические идеалы студентов, их отношения к лидерам различных партий и движений.

    статья , добавлен 21.02.2012

    История происхождения и структура политических партий. Современные реформы избирательной системы Российской Федерации. Изменение условий регистрации партий после реформы Д.А. Медведева. Многомерный характер политической системы, ее особенности и динамизм.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2014

3.1. «Социалистический строй». К середине 30-х гг. советскую партийно-государственную систему можно считать окончательно сложившейся, что и было закреплено в новой Конституции СССР.

Конституция СССР, принятая на VIII Чрезвычайном съезде Советов 5 декабря 1936 г. и действовавшая до 1977 г., законодательно закрепляла «победу социалистического строя» в СССР. Высшим органом государственной власти становился Верховный Совет СССР (вместо съезда Советов), а между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности на средства производства, эксплуатацию человека человеком. Были сняты классовые ограничения в избирательной системе, устанавливались всеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании. В 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) было заявлено «о победе социализма в основном» и о «переходе к развернутому строительству коммунизма».

В советской политической модели тех лет присутствовали признаки, традиционно относимые к социализму: замена частной собственности коллективистской, отсутствие эксплуататорских классов, плановость, распространявшаяся на все народное хозяйство; гарантированное право на труд, бесплатное всеобщее среднее образование, медицинское обслуживание; всеобщее избирательное право. Формально юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности – государственной и групповой (кооперативно-колхозной), хотя сложившаяся к тому времени директивная экономика характеризовалась фактически полным огосударствлением средств производства.

Но этими признаками характеристика советского строя не ограничивалась.

3.2. Утверждение всевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов власти составили сущность советского политического режима 30-х гг., который приобрел форму режима личной власти (культа личности). Пирамида высших руководителей ВКП(б) и Советского государства замыкалась на генеральном секретаре ЦК И. В. Сталине, решения которого должны были беспрекословно выполняться. Главным способом воздействия партии на деятельность государства стал ее контроль над кадровыми вопросами. К началу 30-х гг. в руках Сталина было сосредоточено назначение высших руководящих кадров в стране, размещение их на различных уровнях пирамиды государственной власти.

3.3. Социальная база сталинизма. Сложившийся общественно-политический режим имел свою социальную базу: активную – ближайшее окружение вождя и советская партийная номенклатура на местах – и пассивную. Последнюю представляли рабочие, сельская беднота, среднее крестьянство, маргинальные слои.

3.4. Идеологизация культуры и всех сторон жизни вылилась в требование соблюдения принципа партийности. Литература, живопись, музыка должны были отражать революционную борьбу пролетариата и успехи строительства социализма, воспитывать советских людей в духе преданности «делу партии и коммунизма». Все стороны жизни получили идейное обоснование; в науке также провозглашался «классовый подход».

3.5. Был установлен партийно-государственный контроль над различными сферами общественной жизни. Партийная, комсомольская, пионерская, огосударствленная профсоюзная организации (формально общественные, а фактически руководимые партией), содержавшиеся государством Союзы писателей, композиторов, художников – эти и другие организации, «добровольные» общества, включая домоуправления, охватывали все возрастные, социальные и профессиональные группы советских людей, контролировали различные стороны жизни общества и отдельных его членов.

Даже личная, в том числе семейная, жизнь могла стать предметом обсуждения и осуждения на собраниях общественности.

3.6. Идеология и общественное сознание.

Сталинский режим опирался на жесткую, авторитарную идеологию, охватывавшую все сферы жизни общества. В ее основе лежал марксизм-ленинизм, но еще более упрощенный и измененный. Пропаганда ленинизма служила превращению его в объект веры, в своеобразную новую, «социалистическую» религию.

При этом Сталин, которого с 1929 г. называли «Ленин наших дней», стремился объединить в сознании народа свою жизнь и деятельность с революцией, большевизмом и ленинизмом. Он добивался возвеличивания собственной роли в истории партии и революции, признания своей непогрешимости. «История ВКП(б). Краткий курс», вышедшая в 1938 г. под его редакцией, также служила целям унификации мировоззрения народа.

В то же время в официальной идеологии произошла переориентация с «революционных» ценностей на развитие национальных традиций (в частности, русской культуры и русской истории).

Утверждение русских патриотических идей, проникнутых державными мотивами в сочетании с социалистическими идеями, превратилось в составляющую часть советского мировоззрения 30-х гг. Преодолевалось негативное отношение к семье как «ячейке общества», ставилась задача заботы о детях. Ужесточилось отношение к бракоразводным процессам, были запрещены аборты. Одновременно возродились некоторые дореволюционные традиция, в том числе празднования новогодних елок, постановок «старорежимных» детских сказок. Особое внимание уделялось воспитанию высоких нравственных принципов (культивировался спорт, крепкое физическое здоровье).



Культурное строительство привело к формированию нового типа сознания и «нового человека», с одной стороны, вдохновленного идеей светлого будущего, уверенного в правильности «генеральной линии партии», а с другой – вынужденного постоянно опасаться стать жертвой «ошибки» карательных органов. Диктатура Сталина отождествлялась для советских людей с революционными идеями, социализмом, социалистическим государством, именно поэтому, как считают историки, даже подвергнувшись репрессиям, многие сохраняли веру в Вождя.

Сформировавшееся в этих условиях «коммунистическое» сознание являлось сильно политизированным, в значительной степени управляемым сверху. Оно не рассматривало человека как творческое начало, представляло его частью класса, партии, коллектива. Люди с таким сознанием были готовы исполнять чужую волю, опираясь на утопические идеалы. Вера в непогрешимость вождя становилась при этом сродни религиозной вере, в общественном сознании с помощью различных механизмов поддерживалась иллюзия единства общества и власти, партии и народа.

Неполнота идейного контроля. Однако даже в условиях сталинизма массовое сознание не представляло собой единого целого. В обществе существовали многочисленные группы людей, различающиеся по политическим симпатиям, нравственным убеждениям и социальным ориентирам. Проявлялось идеологическое инакомыслие в среде научной элиты (П. Л. Капица, И. П. Павлов, В. И. Вернадский и др.), деятелей культуры. Особенно на бытовом, повседневном уровне преодолевалось единообразие и единомыслие, что нашло отражение в письмах, которые посылали рядовые граждане в 30-е гг. на имя Сталина, Молотова, Микояна и других партийных деятелей с критическим анализом сложившейся ситуации в экономике, требованиями и просьбами изменить отношение к рабочему человеку, привести в соответствие реалии повседневной жизни с политическими заявлениями партии.

Кроме того, и сама власть, заигрывая с населением, допускала некоторые послабления. На основании принятого в 1930 г. постановления «О работе по перестройке быта» начинается период строительства индивидуальных квартир. Возрождается традиция индивидуального пошива одежды и обуви; модным стало стремление хорошо одеваться (хотя не всем это было доступно). Больницы, учебные, культурно-познавательные и культурно-развлекательные учреждения стали неотъемлемыми элементами городского быта, что достигалось бесплатностью и льготным характером здравоохранения, культурного обслуживания, политикой низких цен на книги, билеты в кино, театр, музеи и т. д.

Выводы

1. Характер советского общественно-политического строя.

Многие современные исследователи определяют политическую систему 30-х гг. как «государственный социализм». Наряду с элементами, традиционно относимыми к социализму, ее характерными чертами являлись: сосредоточение власти в руках партийно-государственного аппарата (власть при этом не была ограничена законом и опиралась на репрессии); культ личности вождя; стирание границы между государством и обществом; контроль со стороны государства над обществом и, в определенной степени, личностью; запрещение политической оппозиции и свободомыслия, тенденция к распространению вовне советских идей и порядков.

2. При этом политическая система 30-х гг. гарантировала своим гражданам определенные права и социальные блага, однако за них общество заплатило очень высокую цену.

3. Партийно-государственный контроль, установленный над различными сферами общественной жизни, не исключал разнообразия в мышлении, чертах повседневности, отношении к жизненным ценностям.

4. Общественная атмосфера в стране также отличалась двойственностью: ощущение обстановки «осажденной крепости» в капиталистическом окружении, страх перед репрессиями сочетались с энтузиазмом, верой людей в «светлое будущее».

Существуют различные точки зрения на характер политического строя СССР 30-х гг. Одни считают реальной «победу социалистического строя» в СССР, хотя и в деформированном виде. В качестве аргументов приводятся такие характерные признаки, как ликвидация частной собственности, эксплуататорских классов, плановость, социальные права. Гипертрофированная роль государства и репрессивных органов, террор и т. д. рассматриваются ими как проявление деформации, происшедшей под воздействием многих факторов, в том числе отсталости страны, враждебного СССР капиталистического окружения, личности самого Сталина и пр.

Другие с утверждением сталинизма связывают становление тоталитарного общества в СССР, истоки которого обнаруживаются уже в годы правления Ленина и даже в более ранней истории России. Под тоталитарными режимами сторонники этой точки зрения понимают форму власти, которая базируется на насилии и исключает принципы гражданского общества. Господствовавшая в такой стране идеология, по мнению этой группы авторов, связывала между собой власть и массы, превращая массовое сознание в единое контролируемое целое.

Некоторые историки считают, что сталинизм представлял собой один из вариантов модернизирующегося общества, а именно – ультралевый (осуществлявшийся в экстремальных условиях экономического кризиса), в отличие от ультраправого – фашистского и в противоположность неолиберальному – американскому и западноевропейскому.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте текст Конституции 1936 г. Какие противоречия в развитии советского общества нашли в ней свое отражение?

2. Какую роль в становлении советского политического режима 30-х гг. сыграла психология людей того времени?

3. Раскройте основные направления социальной политики СССР в рассматриваемый период.

4. Какие демографические и социальные последствия имел развязанный в стране террор?

5. Известный русский философ Н. А. Бердяев писал: «Старая русская автократическая монархия имела корни в религиозных верованиях народа, она себя сознавала и оправдывала как теократию, как священное царство. Новое русское коммунистическое государство тоже автократично и тоже имеет корни в верованиях народа, оно тоже сознает себя и оправдывает как священное царство, как обратную теократию». Как вы понимаете эти слова? Прав ли был философ?

Литература

Власть и общество в СССР: политика репрессий (20-40-е годы). Сб. статей. М., 1999.

Медведев Р. О Сталине и сталинизме. М, 1990.

Солдатенков В. Д. Политические и нравственные последствия усиления власти ВКП(б). 1928–1941. М., 1994.

Соколов А. К. Курс советской истории. 1917–1940. М., 1999. Ч. IV. Разд. 4–7.

Такер Р. Сталин у власти: История и личность. 1928–1941. М., 1997.

Холмс Л. Социальная история России. 1917–1941 гг. Ростов н/Д., 1993.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА советский политический механизм в условиях социализма. Ядром Политической системы советского общества является Коммунистическая партия Советского Союза *. Под ее руководством функционируют все другие звенья этой системы - Советское государство, профсоюзы, комсомол, кооперативные и иные общественные организации, отражающие единство и своеобразие интересов всех слоев населения.

Происходящий в СССР процесс революционной перестройки, обновления социалистического общества подвел к выводу о необходимости реформы Политической системы советского общества, направленной на укрепление и развитие основополагающих принципов социалистической государственности, рожденных Октябрем. Политическая система советского общества должна быть освобождена от всего, что связано с последствиями культа личности, командно-административными методами управления, бюрократизмом, отчуждением трудящихся от власти. Она должна стать динамичной, способной к своевременному обновлению с учетом меняющихся условий внутренней и международной жизни.

В свете этого по-новому предстает роль КПСС. Согласно ленинской концепции партии как политического авангарда рабочего класса, всех трудящихся, она призвана, основываясь на марксистско-ленинском учении, разрабатывать теорию и стратегию общественного развития, внутреннюю и внешнюю политику, формировать идеологию социалистического обновления, вести политическую и организаторскую работу в массах, воспитание и расстановку кадров. При жизни В. И. Ленина и под его руководством партия так и действовала. Однако после смерти Ленина начался отход от ленинских принципов, от разработанной им концепции социалистического строительства. Такое положение в той или иной мере сохранялось и в застойные годы. Это отрицательно сказалось на осуществлении основных функций партии, вело к ослаблению ее политического и идейного влияния, обостряло многие проблемы общественного развития. КПСС нашла в себе силы самокритично оценить создавшееся положение. Партия стремится создать такие политические механизмы и гарантии, которые исключили бы в будущем возможность нарушения ленинских принципов партийного руководства обществом.

Ключевой вопрос политики партии - развитие и укрепление советского социалистического государства. Ставится задача завершить создание социалистического правового государства, в котором высшим принципом будет безусловное подчинение всего и всех закону. Ключевое значение в этом плане имеет разграничение функций партийных и государственных органов и возрождение полновластия Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране. Большое значение в связи с этим уделяется совершенствованию форм народного представительства в Советах. Важную роль в этом деле призвана сыграть реформа избирательной системы.

Первостепенное значение имеет передача на рассмотрение и решение Советов всех без исключения вопросов государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни. В связи с этим необходимо расширить материальные возможности местных Советов, гласность и открытость их деятельности, утвердить подлинное верховенство Советов над исполнительными органами.

Важнейшей предпосылкой эффективного функционирования Политической системы советского общества явится преобразование высшей власти в государстве. Предусматривается в качестве высшего органа власти страны - съезд народных депутатов СССР, образующий Верховный Совет СССР, - постоянно работающий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Учреждается пост Председателя Верховного Совета, избираемого съездом.

Демократизация советского общества вызывает необходимость перестройки государственного аппарата, всех органов управления. Ставится вопрос о том, чтобы добиться ликвидации излишних звеньев и сокращения численности этого аппарата, искоренения в нем командно-нажимных методов, бюрократизма и формализма.

В резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О демократизации советского общества и реформе политической системы» выдвигается задача, чтобы советская государственность в полном объеме соответствовала понятию общенародного государства, чтобы все дела в стране решались народом и его полномочными представителями, находились под его полним и действенным контролем.

Перестройка Политической системы советского общества предполагает внутреннюю демократизацию и повышение роли в политическом процессе общественных организаций. Их главную задачу партия видит в том, чтобы они развивали социально-политическую активность, удовлетворяли многообразные интересы граждан, прививали навыки общественного самоуправления.

В условиях перестройки возникает необходимость в полной мере воплотить ленинские идеи организации контроля, придать ему действенность. В этой связи представляется целесообразным создание единой, подчиненной выборным органам власти системы общественно- государственного контроля.

Большое значение приобретает вопрос о принятии назревших мер по дальнейшему развитию советской федерации. При этом ключом к дальнейшему развитию наций и в то же время упрочению дружбы между ними, сплоченности советского общества является органическое соединение самостоятельности союзных и автономных республик, др. национальных образований с их ответственностью за общесоюзные интересы.

Партия неуклонно проводит линию на демократизацию управления, процесса выработки и принятия государственных решений, обеспечивающую выбор их оптимальных вариантов, учет и сопоставление различных мнений и предложений трудящихся. Расширится круг вопросов, решения по которым могут приниматься только после обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов, в общественных организациях. Получит дальнейшее развитие практика всенародного обсуждения и голосования по важнейшим вопросам жизни страны, а также использование др.

каналов развития прямой демократии: собраний граждан, наказов избирателей, выступлений печати, радио, телевидения, писем трудящихся и др. средств выявления общественного мнения.

Принципиальное значение КПСС придает расширению гласности, как действенной формы всенародного контроля, а также развитию такого испытанного инструмента социалистической демократии, как критика и самокритика.

Важную роль в создании социалистического правового государства должна сыграть реформа судебной системы и др. институтов, обеспечивающих правовое регулирование взаимоотношений между государством и гражданами, охрану политических, экономических, социальных и личных прав всех членов общества.

Осуществляя задачи по совершенствованию советской демократии, партия сама находится в непрерывном развитии, критически оценивает достигнутые результаты. В общем русле демократизации советского общества она рассматривает и вопросы расширения партий ной демократии. На XXVII съезд! КПСС при внесении дополнений и изменений к Уставу партии был реализован ряд важных положений, направленных на укрепление демократических принципов жизни партии. КПСС добивается, чтобы всемерное развертывание внутрипартийной демократии пронизывало деятельность всех ее звеньев - от первичных организаций до Центрального Комитета, чтобы восстановить в полной мере ленинское понимание принципа демократического централизма. Свой политический курс КПСС проводит через коммунистов, работающих в органах государственной власти, во всех сферах жизни советского общества.

Политическая система советского общества действует и развивается в рамках Конституции СССР и советских законов.

Говоря о необходимости перестройки Политической системы советского общества, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев в речи на февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС подчеркнул, что «речь идет, разумеется, не о замене действующей системы, а о том, чтобы внести в нее качественно новые структуры и элементы, придать ей новое содержание и динамизм, которые обеспечивали бы успешное развитие нашего общества».

Примечания редакции проекта

* Как сказано у Ильфа и Петрова, устами Скумбриевича: «вся эта работа ведется "в порядке миража"». Подобное же реформирование – в порядке бреда – претерпела политическая система советского общества: она была лишена своего ядра, вокруг которого строилась и, разумеется, распалась в труху. Произошла ликвидация государства как института. Его заменила частная корпорация-государство, которая занялась распилом бюджета. Однако приведенная выше статья показывает тогдашнее представление (или мечтание) о намечавшихся преобразованиях политической системы.

Понятие и общая характеристика политической системы советского общества

Проводя характеристику политической системы советского общества следует отметить, что в специальной литературе традиционно отмечается ее уникальность – соответствующая система практически не имела аналогов в иных зарубежных странах ни до, ни после себя. В наиболее общем виде политическая система советского общества может быть определена следующим образом:

Определение 1

Политическая система советского общества – совокупность партийно-государственных учреждений, и, в меньшей степени, иных общественных объединений, в процессе функционирования которых происходило отправление политической власти и формирование курса политико-государственного развития в СССР.

Важной особенностью политической системы советского общества выступает ее светско-атеистический характер, результатом утверждения которого в политической системе выступает то, что традиционно выделяемый компонент соответствующей системы – религиозные организации, был полностью исключен из политической системы советского общества.

Кроме того, значительные особенности политической системы советского общества наблюдались и в рамках характеристики ее партийной организации – в Советском союзе на конституционном уровне утверждалась руководящая роль единственной Коммунистической партии, деятели которой одновременно занимали все ключевые государственные посты. Иными словами, одним из признаков политической и государственной системы советского общества выступало сращивание партийного и государственного аппарата.

Продолжая характеристику политической системы советского общества, представляется необходимым также отметить, что государственные учреждения, как ядро соответствующей политической системы, подразделялись на три основные группы исходя из их места в системе государственного аппарата:

  1. Высшие органы государственной власти, выступавшие от имени государства, в руках которых сосредотачивалась вся полнота государственной и политической власти (например, законодательные органы, органы верховного управления, надзора, судебных органов, и т.д.);
  2. Центральные органы – отраслевые, межотраслевые и функциональные органы политико-государственного управления в советском обществе, сфера компетенции которых была представлена исполнением общеобязательных властных предписаний (наркоматы, государственные комитеты, министерства, и иные государственные органы и государственные учреждения).
  3. Местные органы государственной власти (Советы) и органы управления (Исполнительные комитеты и их отделы).

Еще одной значительной отличительной чертой, характеризовавшей всю политическую систему советского общества, выступала присущая ей административно-командная система управления, подробная характеристика которой будет проведена ниже.

Административно-командная система как основа политической системы советского общества

Как было отмечено выше, ключевой особенностью политического устройства советского общества постепенно выступали административно-командная система управления. При этом анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в числе ключевых признаков соответствующей системы выступало:

  • Умаление роли и постепенное отстранение от власти Советов, обусловленное, с одной стороны, стремлением высших государственных властей к централизации и усилению власти в стане, а с другой – низким культурным уровнем трудящихся, малочисленностью пролетариата, и, в результате, постепенным усилением роли исполнительных органов, большинство структурных частей которых не избиралось, а назначалось сверху.
  • Ключевым методом политико-государственного руководства в условиях административно-командной системы была «чрезвычайность» - система принципов, приемов и методов государственного управления, основанных на массовых репрессиях, судебном (а нередко – и внесудебном) принуждении, и т.д. Кроме того, в условиях чрезвычайности нередко допускалось и оправдывалось длительное сохранение соответствующих начал в условиях советской политической реальности;
  • На первый план в политической системы выдвигался государственный аппарат, планомерно увеличивавшийся и постепенно объединившийся с аппаратом коммунистической партии. При этом рассматриваемая тенденция обозначилась уже в первые годы существования советской власти – уже в 20-30 гг. XX века, постепенно наблюдался стремительный рост всего управленческого аппарата, возникал и развивался такой феномен как ведомственность, сращивание партийного и государственного аппарата и т. д.

Номенклатурный принцип управления как признаком политической системы советского общества

Рассмотренная выше административно-командная система управления в советской политической системе преимущественно основывалась на номенклатурном принципе управления всем обществом. В соответствии с данным началом назначение и перемещение руководящих кадров всего государственного аппарата производилось по воле и решению высших партийных чиновников, что обуславливало существование личной зависимости назначаемых от тех, кто был наверху соответствующей номенклатурной пирамиды.

Определение 2

Номенклатуры – это перечень ключевых должностей государственного (а впоследствии – и партийного) аппарата, кандидатуры на замещение которых предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались, а нередко – и отзывались партийными комитетами соответствующих уровней, от районного до Центрального комитета КПСС.

Кроме того, номенклатуры в советской время подвергались постоянным корректировкам, а не оставались неизменными – они ежегодно пересматривались и в разные года включали различное число должностей.

Номенклатура делилась на два списка, к первому из которых были отнесены должности, на которые руководители назначались только по постановлению Политбюро ЦК партии. В свою очередь, ко второму списку – должности, назначение на которые требовало согласия Орграспредотдела ЦК. Кроме того, дополнительно к номенклатуре № 1 вводился список «выборных должностей», на которые назначение производил сам Центральный комитет компартии.