Политика как общественное явление. возникновение и сущность политики

  • 26.08.2019

Политическая наука (политология) изучает как идеологическую, так и практическую деятельность людей, объектом которой выступает власть, определяющая границы мира политики, его специфику. Природа власти, ее формирование, выполняемые функции в обществе, взаимодействия групп, партий, общностей, индивидов, государств по поводу власти, формы и последствия данных взаимоотношений составляют содержание политической науки.

Формирование политологии в качестве самостоятельной науки не было простым, хотя и опиралось на развитую западную культурную традицию. Период доказательства ее права на достойное место в ряду наук об обществе одновременно был периодом уточнения предмета науки, формирования эмпирической и теоретической базы, концептуального и категориального аппарата.

Роль и значение политологии в жизни общества обусловлены двумя обстоятельствами: 1) особенностями ее предмета и 2) теми функциями, которые она выполняет и которые отличают ее от других наук об обществе и политике.

Особое место политологии среди других наук об обществе, ее отличие, например, от экономики, демографии, культурологии, психологии, права и т.д. определяются тем, что предметом ее анализа выступает политика. Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов.

Исследование проблем и закономерностей развития политической системы тесно связано с решением задач, которые ставит политология: они позволяют достаточно точно видеть возможность политологической науки, а также границы этих возможностей. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются:

  • - исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества в целом и составляющих ее политических институтов (политическая власть, политические партии, политическое лидерство, политическая элита, избирательные системы и др.), политических отношений, политических процессов;
  • - создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов;
  • - анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования;
  • - аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;
  • - выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития политической системы общества.

Перечисленные задачи и цели политологии свидетельствуют о том, что исследовательская, прогностическая и практическая роль политологии велика и многообразна. Естественно, что эту свою миссию политология выполняет, используя достижения других общественных наук.

В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с другими общественными науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, это тесное и всеобщее переплетение процессов общественного развития (экономических, политических, психологических, религиозных и других) в самой жизни. Поэтому любая общественная теория не может не основываться на существовании этих связей, их воздействии на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связанные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий, по поводу которых заняты, можно смело утверждать, все общественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность, национальная безопасность, свобода и конституционный порядок.

Указанные проблемы отражают основные ценности, которые управляют развитием любого общества, каждой социальной системы. В реализации этих целей заинтересовано и общество в целом, и каждый его гражданин. В зависимости от степени достижения данных целей судят об эффективности работы тех, кто возглавляет страну. Очевидно также, что достижение перечисленных целей - очень сложная задача, порождающая многочисленные проблемы.

Отмеченные обстоятельства вскрывают существование объективных причин, которые составляют основу взаимодействия общественных наук в решении многих проблем социального развития.

Взаимодействие общественных наук имеет и другие причины и осуществляется в других конкретных формах. Основанием для этого служит, например, то, что практически все общественные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явления политической жизни. И это не случайно, так как многие жизненно важные экономические, социальные, культурные, этические, психологические и другие проблемы нередко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она возникла, становится невозможным. Возникает потребность в политических средствах. Такое взаимодействие различных общественных систем с политической системой находит отражение и в теории общественного развития.

Как пример можно привести экономическую теорию. Специалисты в этой области изучают не только законы и закономерности развития рыночного хозяйства, его самоорганизацию, саморегулирование, самонастраиваемость, но и методы, приемы, средства государственной политики в отношении функционирования экономической системы общества в целом. Этой наукой анализируются принципы выработки и реализации экономической теории, разрабатываются основы и направления государственного регулирования экономических процессов, экономической стратегии и тактики. Само по себе данное обстоятельство позволяет экономической теории сделать выводы, важные для политологии. Один из них заключается в том, что в основе многих экономических процессов следует видеть борьбу за реализацию политических целей, преследуемых определенными слоями общества. Можно привести много примеров. В частности, такое обстоятельство, как например, хорошо продуманная и многообещающая гражданам страны экономическая программа кандидата в президенты страны (или на какой-либо другой руководящий пост) становится мощным средством завоевания власти. А успешное выполнение этой программы, при прочих разных условиях, способствует удержанию политической власти и продление пребывания на руководящем посту. В свою очередь политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.

Вопросы развития политической системы интересуют специалистов в области политической истории, социологии, права и других общественных наук. Но главную роль в изучении такого сложного социального явления, как политическая система общества, играет политология. Политическая система это ее предмет. Образно говоря, в изучении политической системы политология в отличие от других наук «держит контрольный пакет акций». При этом следует отметить, что в своих областях другие общественные науки также играют центральную роль. Общая экономическая теория, политическая история, психология, социология, право и так далее в своих сферах тоже осевые науки.

Таким образом, взаимосвязь политологии с другими науками проявляется в том, что многие политические процессы вызывают интерес не только политологов, но и специалистов в других общественных науках.

Еще одной точкой соприкосновения политологии с другими общественными науками является ее активная опора на результаты их научных разработок. Например, политология пользуется материалами правовой науки: правовое обоснование, оформление и оценка политических институтов, политических процессов, политических отношений обеспечивает гарантии их нормального развития и функционирования.

Наиболее близкой по объекту и методам исследования к политологии является государственно-правовая наука, которая изучает правовые механизмы разработки и осуществления политических решений. Тесная связь правовой и политической наук обусловлена важной ролью политической власти в практической реализации социальных норм. В то же время политическая власть не может нормально функционировать без правового оформления. Наблюдается тесная взаимосвязь между политологией и политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой. Большое внимание политическая социология уделяет анализу социальной структуры общества, изучению сознания, интересов, мотивов поведения индивидов, различных социальных групп, общественного мнения, их влиянию на политические отношения, выяснению социальной природы политической власти и другое. Поэтому с точки зрения объекта исследования политическая социология и политическая наука близки между собой. Но у них существуют серьезные различия в предмете познания.

Политическая история дает фактический материал, обобщения и выводы для исследования современных политических систем в целом и отдельных подсистем (политические институты, политические отношения, политические процессы и другие), принципов политической организации общества. Этот материал имеет большое значение для оценки качества выводов современной политологии, их точности и достоверности. Показательно, что на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины английский историк Э.Фримэн не без основания заметил: “История - это прошлая политика, и политика - это сегодняшняя история“. О правомерности такого утверждения говорит тот факт, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной связи с историей. (Симптоматично, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука все еще преподаются на объединенных кафедрах).

О крайней трудности вычленения мира политического вообще и конкретных политических феноменов в историческом контексте, равно как и их политологического анализа, свидетельствует сравнение задач историка и политолога.

Вот что пишет по этому поводу испанский исследователь А.Гарсиа Тревихано: “Историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, то есть превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью”. Соотношение политической науки и политической истории определяется тем, что теоретические выводы политической науки проверяются историей и современной политической практикой, которые служат основой новых обобщений и выводов. Игнорирование правдивого изложения истории и соответствующего опыта из нее, как показала наша практика, чреваты губительными последствиями. Положения и выводы политологии составляют теоретическую базу для развития многих прикладных политических дисциплин - теории государственного управления, партийного строительства, стратегии и тактики партий и так далее.

Политология как наука непосредственно опирается на результаты исследований политической социологии. Как известно, политическая социология изучает проблемы взаимодействия политики и социальной среды. Для политологии представляют интерес материалы этой науки о мотивах поведения людей и социальных групп, результаты опроса общественного мнения и его воздействия на политические отношения. Современная политология немало заимствует у социологии в части методов и приемов научного анализа. Однако каждая из этих двух наук является самостоятельной, имеющей свой, специфический предмет анализа и свои цели. В чем же главное отличие политологии от политической социологии? Политическая социология имеет дело с социальными причинами и отношениями распределения власти и властных структур в обществе, факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентацию и умонастроения широких масс населения и так далее. Как отмечают Р.Бендикс и С.М.Липсет, “в отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает, как оно влияет на общество, политическая социалогия исходит от общества и изучает, как оно влияет на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти”. Приведем пример. И политология, и социология изучают армию. При этом политологию армия интересует, в частности, как возможный инструмент политической борьбы за власть, исследуется роль армии в системе сложившихся властных институтов. Социология же исследует армию под углом зрения происходящих в ней социальных процессов и их связи с процессами, развивающимися в обществе в целом (например, «дедовщина», причины ее развития и пути искоренения).

Политология определенным образом связана с философией. Общефилософские методы исследования явлений и процессов используются в политологии. Существует давнишняя связь политологии с философией, чьей составной частью она, наряду с другими областями знаний, была в условиях Античного мира. Дифференциация философии привела к вычленению из нее других наук и в связи с этим к изменению предмета ее исследования. Не подменяя эти науки, в том числе и политологию, она становится их методологией, дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Политическая философия представляет собой одну из поддисциплин, анализирующую философские основания политики. В определенном смысле можно утверждать, что политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования. Вариантов такого оправдания, объяснения множество, что находит отражение в различных идейно-политических течениях - либерализме, консерватизме, марксизме, социал-демократизме и так далее. В отличие от философа, который познает природу явлений и вещей в целом, политический философ останавливает свое внимание на сущности природы политического мира: добро или зло. Справедливость или несправедливость, совершенность или несовершенность, сохранение или изменение, одобрение или осуждение и так далее - в политике.

Политология тесно взаимодействует с социальной психологией, так как при анализе политической ситуации учитывает психологический настрой масс, принимает во внимание мотивы поступков как отдельных личностей, так и общественных групп. Политическая психология рассматривает роль установок, ориентаций, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей. Основателем политической психологии считается Г.Ласуэлл, который в 1930 году опубликовал книгу “Психология и политика”, а в 1950 году в соавторстве с А.Капланом - “Власть и общество”. Политология должна учитывать исторические традиции, связь времен. «Прошедшее нужно знать не потому, - отмечал В.О.Ключевский, - что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий».

Политология пользуется также данными естественных наук: географии, антропологии, демографии и другие.

Предметом антропологии являются институты управления и их практические функции у этнических сообществ, в особенности в развивающихся и примитивных обществах. В поле ее интереса - связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества. Политическая антропология на Западе занимается большей частью незападными обществами. Политико-антропологические исследования позволяют сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические факторы в политическом поведении людей.

Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равниной местностью, наличием природных ископаемых и так далее).

Политология использует кибернетику, при помощи которой она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и так далее.

К изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, юриспруденция, история, политическая география и т.д. Такое широкое поле исследований объясняется тем, что политика представляет собой весьма сложное и многогранное явление. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения связана и с тем, что политология представляет собой общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях.

В соответствии с данным подходом политология рассматривается как целостная, междисциплинарная наука, состоящая из ряда отраслей политического знания, исследующего различные стороны политики на разных уровнях познания и под различными углами зрения: политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию.

Политическая философия является наследницей философского этапа в развитии политологии. Философия, как известно, это теоретическая основа мировоззрения человека. Поэтому политическая философия, во-первых, придает политическому исследованию мировоззренческий характер. Политической философии свойственен нормативно-ценностный подход. Данный подход предполагает выяснение значения политических явлений для жизни личности и общества в целом, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства.

Этот подход ориентирован на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он в большей степени исходит не из реального, а из должного или желаемого и требует опираться в политических решениях на этические ценности и нормы. Иными словами, в этом аспекте исследований, во-первых, политическая философия вырабатывает ценностно-нормативные критерии политики. Во-вторых, политическая философия анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл понятий и категорий политической науки, формулирует обобщенные теории и выявляет закономерности развития политического процесса.

Эти две стороны политико-философского подхода позволяют сделать вывод о том, что политическая философия служит мировоззренческо-методологической базой политологических исследований, обеспечивая целостность в изучении политики, выявление ее сущностных характеристик, дает оценку смысла и значения различных политических концепций, выявляет принципы и законы во взаимоотношениях индивида, общества и власти.

Политическая философия – это наиболее высокий и, следовательно, абстрактный уровень анализа политики. В этом заключается как сильная, так и слабая его сторона. Сильная сторона состоит в том, что политическая философия создает для политического исследования мировоззренческо-методологическую базу, слабая – в умозрительных, зачастую оторванных от эмпирической реальности суждениях.

Более конкретно политическая сфера жизнедеятельности индивида и общества исследуется в теории политики. Теория политики находится на стыке с целым рядом юридических дисциплин: теорией государства и права, конституционного права, международного публичного права и т.д. В рамках данной проблематики теория политики исследует происхождение и роль государства и права, принципы их построения, роль правосознания и т.д. В решении этих вопросов пересекаются предметы исследования юридических наук и политологии.

Однако политология подходит к проблеме государственно-правовых отношений гораздо шире юридических дисциплин. Она рассматривает их прежде всего как социальные явления, как политические институты, формы политической организации общества, имеющие своей главной целью реализацию социальных интересов. Одна из центральных проблем теории политики – это проблема политической власти, ее сущности, особенностей, ресурсов, оснований, легитимизации и проч. Наряду с этим теория политики рассматривает политическую систему, институты государства, политические режимы, субъекты политики и т.д.

Для формирования общей теории политики большое значение имеет осмысление накопленных политической мыслью идей и концепций. Поэтому к общей теории политики тесно примыкает политическая история. Политическая история изучает политические идеи, теории, институты и события в их хронологической последовательности.

Значительное место в системе политических дисциплин занимает политическая социология. Политическая социология исследует социальный срез политических явлений. Она выявляет зависимость политики от различных сфер жизнедеятельности общества, влияние на политическую систему, политические институты и политическое поведение экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

Субъективные механизмы политических взаимодействий, связей и отношений, влияние на них сознания и подсознания человека, его разума, воли, эмоций, установок, убеждений, мотивации, ценностных ориентаций изучает политическая психология. В политической психологии существуют два среза исследования политического поведения: индивидуально-личностный и общественно-групповой. В индивидуально-личностном аспекте политическое поведение рассматривается как результат восприятия и осознания конкретным человеком тех или иных политических реалий: политических лидеров, программ партий, движений, деятельности властных структур и проч. Этот аспект особенно важен при изучении общественного мнения по различным вопросам: определения уровня политической культуры населения, участия индивидов в выборах органов власти, определения тех или иных начал приоритетов социальной политики и т.д.

Общественно-групповой аспект политико-психологических исследований направлен на выявление закономерностей и ситуативных реакций масс на воздействие внешней среды. Основной задачей этого аспекта политико-психологического исследования является оценка общественных настроений, отслеживания влияния инструментов PR на избирателей и др. Это особенно важно для понимания стихийных массовых действий: бунтов, мятежей, поведения людей во время митингов, демонстраций и других акций протеста или поддержки.

В систему политических наук входят также политическая антропология и политическая география. Политическая антропология устанавливает связь политики с социобиологическими качествами человека, а также показывает влияние на политику социокультурных особенностей той или иной общности.

Приоритетным направлением политико-антропологического исследования является вскрытие особенностей политической культуры того или иного народа, государства из особенностей его национальной культуры, «народного духа». Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равнинной местностью, наличие природных ископаемых и т.д.).

Раскрыв междисциплинарный характер политологии, мы тем самым показали характер взаимодействия и взаимовлияния политической науки и других родственных ей гуманитарных и социальных наук: философии, истории, социологии, психологии.

Литература:

1. Политология. Курс лекций /Под ред. Радугина А.А.

2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник.

Объект,предмет и структура политологии

Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.

Следует иметь в виду, что политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым является или политика в целом, или отдельные ее стороны.

В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

История политической мысли (история политических учений). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах (в первую очередь о государстве и праве), которые существовали в различные исторические эпохи;

Политическая философия (философия политики). Часть политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;

Политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль политического знания, занятая изучением конкретных политических явлений и процессов, построенным на сборе, обобщении и анализе эмпирических данных. В наше время служит рациональной базой реальной политики, используется для прогнозирования и принятия политических решений, при постановке задач и выборе тактики достижения политических целей;

Политическая психология. Она изучает политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;

Политическая антропология. Ее объект - человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни, ее интересует личностное измерение политических отношений, она стремится установить “следы присутствия” человека в политике.

Функции политологии

Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:

Познавательная,-анализ конкретных полит.явлений и процессов,выявлениеважн.полит.проблем и противоречийполит.развития

Прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;

Объяснительная-поиск ответов на вопросы;зачем,почему…

Описательная-изучение,описаниефактов,явленийполит.жизни,определение тенденций полит.развития

Инструментальная-установление достоверных сведений о реальном положение вещей,знание средств достижения полож.результата.

Воспитательная-формирование гражданости,демокр.полит.культуры населения.

Образование - это наиболее эффективный и быстродействующий канал передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта. Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии как науки. Становясь учебной дисциплиной, она приобретает возможность донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.

политология в системе общественных наук

Политология тесно связана с;филос,истор,этикой,социологий,правоведением…

1.философия дает полит.ориентацию в том как изучать полит-ое явление и процессы.т.ефил.образует методологическую основу полит.

2.полит.философия кончентитует внимание на сущности природы политического мира:добро или злов политике..

3.полит.история дает политологу большой материал о возник.и развитии полит.систем,обобщаетполит.опыт.(история-прошлая политика,а политика-теперешняя история)фримен

4.эконом.науки дают материал об экон.корнях любых полит явлений,конкретной эконом политики.

5.социология,дает необ.фактический материал о состояние общества в данный момент.полит.социол.расматривает,как политика регулирует взаимоотношения междуклассами и социал.групами.

6.этикой,связь обусловлена тем что изучаемые этикой ценности,нормы рассматриваются полиг.каксущественыйфактор,влияющий на политику.

7.правоведение,связь опред.тем,что без системы полит.власти социальные нормы и отношения не могут получить общеобязательный характер…так же связана с логикой,статистикой,географией,психологией.

Методы политологии

Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Первым назначение метода в Новое время указал французский математик и философ Р. Декарт в работе «Рассуждения о методе». Но еще ранее один из основателей эмпирической науки Ф. Бэкон сравнил метод познания с циркулем. Способности людей различны, и для того, чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и является научный метод. Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что является предпосылкой для получения единообразных результатов всеми исследователями.

Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Выделяются, таким образом, эмпирические и теоретические методы.

К эмпирическим методам относятся: наблюдение – целенаправленное восприятие объективной действительности; описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; измерение – количественная характеристика свойств объектов; сравнение – сопоставление объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

К теоретическим методам относятся: формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов; аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом (утверждений, доказательства истинности которых не требуется); гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Другим принципом классификации является сфера использования метода: применение во всех отраслях человеческой деятельности; применение во всех областях науки; применение в отдельных разделах науки. Соответственно выделяют всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.

К всеобщим методам относятся:

– анализ – расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения;

– синтез – соединение выделенных частей предмета в единое целое;

– абстрагирование - отвлечение от несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным вычленением интересующих свойств и отношений;

– обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;

– индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;

– дедукция - способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;

– аналогия - прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках;

– моделирование - изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;

– классификация - разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных науках).

К общенаучным методам относятся научное наблюдение, научный эксперимент, научное моделирование.

Большое значение в современной науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов.

Методы политологии, как любой другой науки, делятся на те же три большие группы. Ко всеобщим относятся логические методы: индукция – дедукция, анализ – синтез, аналогия, а также сравнение, классификация, измерение, идеализация и т. п. Они затем конкретизируются.

Политология использует все основные методы, которые применяются в других науках, видоизменяя их в соответствии со спецификой своего предмета. Как любая наука, она имеет в своем распоряжении собственные конкретные методы исследования и пользуется общенаучными подходами. К числу последних относятся системный анализ, получивший широкое распространение в науке в середине XX века; бихевиоризм, пришедший в политологию из психологии; политико-культурологический подход, а также получившие большое применение структурный и функциональный подходы. В рамках сравнительной политологии широко используется сравнительный метод или, как предпочитал говорить М.М. Ковалевский, историко-сравнительный метод.

В политологии широко применяются метод идеализации в двух смыслах: в смысле выделения «идеальных типов» и в смысле создания утопических систем наилучшего государственного устройства; метод классификации – разделение изучаемых явлений на отдельные типы; генетический метод анализа предмета исследований, исходя из особенностей его происхождения и развития.

5. Функции политологии- характерных для нее задач и проблем. Однаиз важнейших функций политологии - познавательная (гносеологическая). Во всех своих структурных подразделениях политолог дает знания о различных сферах политической жизни. Это обеспечивают как фундаментальные теоретические исследования, так и эмпирические, дающие богатый фактический материал, конкретную информацию о различных областях общественной жизни. В рамках этой функции политологии можно вычленить описательную функцию, которая дает ответ на вопрос: какая была или какая есть политическая действительность?

С познавательной тесно связана функция рационализации общественной жизни (пояснительная). Политическая наука дает объяснение сложных политических процессов, раскрывает их рациональный механизм. Отвечая на вопросы: почему? зачем? почему так, а не иначе, политология делает политические действия ясными и доступными сознанию людей.

Политология не только описывает и объясняет политические реалии, но и дает оценку политическим событиям, институтам, идеям и пр. В этом реализуется нормативно-ценностная (аксеологическая) функция политологии. Политология, вскрывая тенденции политического развития, дает конкретную информацию, необходимую для осуществления эффективного руководства и управления общественными процессами. Управленческая функция наглядно выражается в том, что политология (прикладная ее часть) непосредственно участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам повышения эффективности руководства политическими процессами, управления политическими событиями.

Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но между ними существуют и определенные различия. Рассмотрим каждый из видов функций политологии.

Политология как наука

Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных разработок в реальную политику. Она исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.

Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы.

Политология как наука может также выполнять идеологические функции, например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).

Политология как научная дисциплина

Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менее ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционному режиму было проще управлять политически неграмотными людьми.

Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, о способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец, о своих личных правах и свободах позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.

Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относились к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления , насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.

Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определена как учебная дисциплина в вузах России.

Возникновение и становление политической науки

Первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекие времена, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических) форм организации общества носили религиозно-мифологический характер. Об этом, в частности, свидетельствуют дошедшие до нас представления древних египтян о божественном происхождении своих правителей (фараонов). По древнекитайскому мифу власть императора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего народа.

В VI — IV вв. до н. э. благодаря трудам таких знаменитых мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этические формы. В этот же период появляется и само понятие «политика» (Аристотель).

В Средние века политическая наука развивалась в рамках религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболее яркими представителями этой концепции являются А. Августин и Ф. Аквинский.

В Новое время возникает гражданская концепция политической мысли. Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др., учения о политике и государстве были подняты на качественно новый теоретический уровень. В этот период политическая наука освобождается от философско-этических и религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.

Современный облик политология начинает приобретать со второй половины XIX в. Это в значительной мере связано с общим прогрессом социологических знаний, с развитием эмпирических методов исследования.

В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. создастся Американская ассоциация политических наук, которая существует и в настоящее время.

В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы. Таким образом, как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

В России в конце XIX — начале XX в. политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, М. В. Острогорский, Г. В. Плеханов, В. И.Ленин и другие.

Однако после революции 1917 г. и установления советской власти политология оказалась под запретом. Отдельные политические исследования проводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не могли дать правильных ответов на запросы времени.

Место политологии среди других социальных и гуманитарных наук

В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономическая, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая - механизм реализации обшей воли и общего интереса всех основных элементов системы. Социальная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также можно обозначить как единую подсистему. В соответствии с предложенной классификацией человеческий социум условно можно было бы изобразить в виде схемы, представленной на рис. 1.

Теперь, руководствуясь этой схемой, попытаемся классифицировать социальные и гуманитарные науки, каждая из которых призвана изучать тот или иной аспект, ракурс, компонент одной из четырех подсистем. В таком случае мы имеем следующий расклад:

  • А — социальные науки, группирующиеся вокруг социологии;
  • В — науки о духе (философия, культурология, религиоведение и богословие, этика, эстетика и искусствознание и т.д.);
  • С — политические науки;
  • D — экономические науки.

Другими словами, каждая из четырех главных подсистем служит объектом изучения самостоятельного блока научных дисциплин.

Рис. 1. Сфера (подсистема): А — социальная, В — духовная, С — политическая,

Но это лишь самое начало разговора о классификации социальных и гуманитарных наук. Трудности начинаются сразу же, как только мы приступаем к определению места каждой конкретной дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук, к более или менее точному выявлению сферы или предмета ее изучения, круга охватываемых ею тем и проблем. Строго говоря, социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического — политологии. Но при близком рассмотрении обнаруживается крайняя трудность, если не невозможность определения, где именно на рис. 1 на линии АС кончается социальная и где начинается политическая подсистема. Не прояснив этот вопрос, мы не можем, разумеется, даже приблизительно определить круг тем и проблем, охватываемых соответственно социологией и политологией. Выяснение данного вопроса входит в круг проблем, являющихся предметом исследования политической социологии.

Еще более сложным оказывается вопрос о том, где на рис. 1 кончается духовная сфера и где начинается мир политического. Человек является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и духовным носителем определенных социокультурных, политико-культурных, морально-этических норм и ценностей. Здесь речь идет прежде всего о парадигмальном и мировоззренческом измерении мира политического, которое является объектом политической философии. С названными двумя подразделами политологии более или менее тесно связаны этнополитология и политическая психология, изучающие соответствующие составляющие мира политического.

Политология, как и любая другая социальная и гуманитарная научная дисциплина, изучает свой предмет путем его соизмерения и соотношения с другими феноменами и процессами. Иначе говоря, сам принцип сравнительности имплицитно присущ любому политологическому исследованию, особенно когда речь идет о классификации и типологизации. Политологическая традиция, начиная от Платона и Аристотеля, уже сама по себе содержит значительный элемент компаративизма. Именно на основе сравнительного подхода Аристотель создал свою типологизацию форм государственного устройства. Собственно говоря, все типологизации, предложенные в последующие эпохи, также построены на принципах сравнительного анализа.

Однако сравнительному анализу подвергаются почти все сколько- нибудь значительные феномены и аспекты мира политического. Для изучения этого комплекса проблем сформировался такой важный раздел политологии, как сравнительная политология.

Соотношение истории и политологии

Дня понимания исследуемой здесь темы особо важное значение имеет выяснение вопроса о характере соотношения истории и политологии. Ведь известно, что эти две дисциплины развивались в тесной взаимосвязи. В исторической науке существует самостоятельный раздел — политическая история, которая изучает основные направления и тенденции политического развития человеческих сообществ в прошлом.

На заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины известный английский историк Э. Фримен не без определенных оснований говорил: «История — это прошлая политика и политика — это сегодняшняя история». И неудивительно, что политическая наука сформировалась в тесной взаимосвязи с историей. По это отнюдь не говорит об отсутствии серьезных различий между двумя дисциплинами, что можно проиллюстрировать, сравнив задачи и функции историка и политолога. Как правило, историк имеет дело со свершившимися процессами и феноменами, ставшими уже достоянием прошлого. Он может наблюдать начало, развитие и конец изучаемых процессов. Политолог, напротив, имеет делос еще не свершившимися фактами. Он смотрит на эти факты как на продолжающееся действие. Он смотрит на историю как на спектакль и воспринимает ее как действие, участником которого является сам. В отличие от историка, который может анализировать свой предмет, как бы став над ним, отстранившись от него, политолог должен сохранить теснейшую связь с предметом исследования, он находится как бы внутри изучаемого им процесса. Реальный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать состояние политической ситуации до того, как она примет историческую форму, т.е. станет необратимой. А это побуждает политолога зачастую смешивать свои собственные желания с реальностью.

Касаясь возможностей той или иной науки адекватно изучить свой объект, уместно применить здесь гегелевскую метафору: «Сова Минервы начинает свой полет в сумерках». И действительно, более или менее исчерпывающие и соответствующие реальному положению вещей знания о том или ином общественно-политическом феномене можно получить лишь тогда, когда этот феномен стал свершившимся объективным фактом общественной жизни. Соответственно исследователь может изучать этот факт, наблюдая и изучая его как бы со стороны. С этой точки зрения положение историка предпочтительнее, поскольку он имеет дело с уже свершившимися историческими феноменами и фактами. Что касается политолога, то объектом его интереса являются живые реальности, затрагивающие интересы множества действующих в этих реальностях лиц.

Политолог, будучи одним из этих лиц, неспособен в полной мере подняться над изучаемыми им реальностями, которые еще не стали свершившимися фактами, находятся в движении, процессе становления. Он не может отвлечься от субъективных, сиюминутных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся событий и обстоятельств. Образно говоря, для политолога час сумерек еще не наступил и сова Минервы только расправляет крылья.

Предмет политологии как науки

С учетом вышеизложенного всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно подразделить на три блока.

Во-первых, социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.

Во-вторых, и , отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены.

В-третьих, политический процесс, политическое поведение. Причем речь отнюдь не идет о какой бы то ни было иерархической соподчиненности этих трех блоков, о большей или меньшей значимости того или иного из них.

Политические феномены, несомненно, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Задача политолога состоит в выяснении их структуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, соотношения и взаимодействия друг с другом. Но без учета исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки такой анализ был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно сущности политических явлений. Поэтому политологическое исследование должно включать три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения , составляющие как бы осевой стержень политического. Они имеют много измерений — экономическое, социокультурное, философское, социально- психологическое, структурное, функциональное и др. Каждое из этих измерений обладает своими собственными характеристиками, нормами и функциями. Задача политической науки в этом плане гораздо шире задач государствоведческой и правоведческой дисциплин, изучающих прежде всего правовые аспекты данной проблемы.

Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой — реализация всеобщего интереса.

Важным объектом изучения политологии является также система международных отношений со своими собственными системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Важная задача политологии — изучение закономерностей, основных норм и особенностей взаимодействия государств, региональных и всемирных организаций и других субъектов международных отношений в современных условиях. Особенно значимо исследование механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами. В более широком плане речь идет о мировом сообществе стран и народов в его политическом и военно-политическом, а также других связанных с ними аспектах. В таком понимании мировое сообщество является объектом изучения геополитики.

Подводя итог, можно сказать, что предметом политологии в общей сложности выступает политическое в его тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействия и переплетения различных социальных сил, социокультурного и политико-культурного опыта. В фокусе ее зрения-такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое повеление, политическая культура. история политических учений и др.

Эти проблемы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах и измерениях также историей, философией, социологией, государствен но-правовой наукой и другими научными дисциплинами. Поэтому естественно, что политическая наука открыта влиянию со стороны других социальных и гуманитарных, а зачастую и естественных наук. Интегрируя отдельные аспекты этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.

Все политические науки условно можно разделить на две груп­пы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром.

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Политология изучает политическую сферу жизнедеятельности общества и выступает общетеоретической и методологической наукой и таким дисциплинам, как:

1. Политическая философия исследует ценностные аспекты властных отношений.

2. Политическая история рассматривает процесс возникновения политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени.

3.Политическая теория изучает основные элементы политической системы общества: государства, партий и т.п. Выявляет характер взаимодействия между ними.

4. Политическая социология занимается исследованием взаимоотношения между гражданским обществом и государством.

5. Политическая психология изучает политическое поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.

6. Политическая антропология исследует влияние основополагающих потребностей и родовых качеств личности, на ее политическое поведение.

7. Политическая география рассматривает влияние климатических, географических и природных факторов на политическую жизнь.

8. Геополитика изучает влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики, геополитические изменения в мире.

9. История политических учений изучает процесс становления и развития политической науки.

Полноправный гражданин должен надёжно ориентироваться в текущей политике, понимать её перипетии. Понимание политики даёт твёрдую основу для личного участия в политическом процессе, будь то выборы, референдумы или другие формы народного волеизъявления.

История политической мысли на Древнем востоке и в Античную эпоху

Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в древней Греции.

Идеи политической мысли на Древнем востоке : государство – творение высших космических сил, божественного закона; фараон – наместник бога; царь должен обладать высокими качествами, привлекающих поданных; основная добродетель подданных государства – преданность и подчинение правителю (Конфуций).

Для этого этапа характерна мифологическая форма политических воззрений; господствовало представление о божественном происхождении власти.

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима : в государстве кто-то управляет, а кто-то подчиняется; государства отличаются формой организации власти (Аристотель); самая правильная форма государства – полития, когда правит большинство в интересах общей пользы; идеальное государство – правление лучших и благородных – мудрецов-философов; государство сильно мудростью своих правителей (Платон); власть, основанная на воле народа и законах – демократия, правление антинародное, игнорирующее законы – тирания (Сократ); все известные формы государственного правления несовершенны, и наихудшая из них – демократия (Цицерон); создание юриспруденции как самостоятельной науки (Юлиан, Гай); юридическое обоснование концепции мирового государства, политики «разделяй и властвуй».

Для этого этапа характерен философско-этический подход к объяснению политики. Аристотель обобщил опыт социально-политического устройства 158 греческих городов-полисов. Аристотель в отличие от Платона ставил на первое место человека, а не государство. Цицерон предпринял попытку усовершенствования механизмов Римского государства, обоснования правовых норм, регулирующих взаимоотношения правителей и подвластных.

Представление о власти в период эпохи Возрождения и Нового времени

В эпоху Возрождения (14-16 вв.) политические взгляды освобождаются от теологии; анализируются проблемы прав и свобод человека, законы функционирования государства.

Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Н Макиавелли. Макиавелли в центр своего политического учения ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни: только правитель-реформатор, избранный народом, с отвагой льва и хитростью лисы, хорошо знающий природу человека, может объединить страну, создать крепкое национальное государство. Н. Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания, он фактически положил начало существования новой научной дисциплины.

Политические учения Нового времени (16-19 вв.) отражали интересы буржуазии и были направлены против отживших феодальных политических порядков. В период эпохи Нового времени происходит формирование идеологий власти, обосновывается необходимость разделения властей. Дается характеристика правового государства, формируется механизм буржуазной демократии, а также соответствующие концепции прав и свобод человека. (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо)

Учение Локка было самым реалистичным и влиятельным из всех других учений этого периода. Его называют родоначальником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как "личность", "общество", "государство", поставив личность выше общества и государства.

Основные направления развития политической теории в России и Беларуси

В России политическая мысль имеет длительную историю. В 11 в. зарождение политических идей о сильной княжеской власти и ее роли в объединении восточнославянских племен. Развитие политической мысли в недрах религиозного, православного мировоззрения до 19 в. В конце 1870-х гг. политическую науку стали преподавать в университетах России. Она включала в себя 4 течения:

Либерализм (Б.Н. Чичерин и П.И. Новгородцев) – практика умеренных социальных реформ;

Консерватизм (В.С. Соловьев) – разработка теорий, защищающих самодержавие, крепостное право;

Радикализм (представлен большевизмом и анархизмом – В.И. Ленин, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров);

Социал-реформизм и меньшевизм (Ю. Мартов, Г. В. Плеханов).

После победы Октябрьской революции политическую науку перестали преподавать как самостоятельную, политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука, вплоть до 1990 г.

Политическая мысль Беларуси имеет богатую историю. Она была тесно связана с экономической, политической и духовной жизнью белорусского народа. Общественно-политическая мысль со времен Полоцкого княжества, находилась в тесной связи с христианской религией. В Беларуси в XV–XVI вв. возникают идейно-политические течения, связанные с общеевропейским гуманизмом, Реформацией и Возрождением. У истоков этого движения в Беларуси стоял первопечатник и просветитель Ф. Скорина. Идеи единения восточнославянских земель-княжеств, укрепления феодальной власти и утверждения христианской религии (Полоцкая, Туровский); идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей (Скорина, Гусовский, Будный, Волан, Сапега); развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами и католической церковью, национальной независимости Беларуси и ее единения с Россией (Полоцкий, Смотрицкий, Филиппович). Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был К. Калиновский, руководитель восстания в Беларуси и Литве против крепостничества и царского самодержавия. После приобретения независимости РБ провозгласила приверженность общечеловеческим демократическим ценностям, формированию которых способствовал либерализм. В н. XX ст. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических и политических течений: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и другие.