Легальная и легитимная власть. Легальность политической власти

  • 02.09.2019

Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании цен­ности власти, в ее праве управлять.

Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую.

И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к сред­ствам принуждения, то власть такой группы принято считать неле-гитимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на уп­равление и соответственно обязанность у населения подчинять­ся им.

Легитимность и легальность (законность) власти не совпадаю­щие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юриди­ческой характеристикой, то легитимность - это доверие и оправда­ние власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелеги-тимна, не приниматься народом.

Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:

1.рациональный, когда власть узаконена установленными демо­кратическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

2.идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологи­ческих ценностей, которые ею провозглашены;

3.традиционный, когда власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

4.харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности поли­тического лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в чистом виде. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качест­венному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспече­ние их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы до­биться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздейст­вовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологи­ческими.

Еще по теме 13. Легитимность и легальность государственной власти:

  1. Образование Временного правительства. Двоевластие. Проблема легальности и легитимности
  2. Легитимность власти, механизм функционирования различных типов политической власти
  3. Управление, государственное управление и исполнительная власть: понятие, соотношение. Исполнительная власть в системе единой государственной власти.
  4. 3. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений
  5. 19. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
  6. 2.Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)

Понятие «легитимности» в политологии чаще всего употребляется вместе с парным понятием - «легальность». Оба слова - и «легитимность», и «легальность» - образованы от одного корня от латинского lex, т.е. закон. Но означают они довольно разные вещи. «Легальность» -- это строгое соответствие официально существующему закону. Если сопоставить какой-то конкретный политический или юридический случай с нормами закона, мы можем однозначно решить, легально это или нелегально. Если нечто не противоречит закону, то это легально. А если противоречит, то нелегально.

«Легитимностью» в политологии называют соответствие того или иного действия, той или иной политической фигуры ожиданиям всего народа, всего общества в целом. «Легитимность», в отличие от легальности, это не формальный закон, не четко сформулированная юридическая норма. Это совпадение личности правителя или какого-то его действия с тем, что ждет от него общество, требуют история, традиция, иногда чрезвычайные обстоятельства.

Разницу между легитимностью и легальностью можно понять на следующем примере. Правительство любого суверенного государства имеет право при определенных обстоятельствах начать военные действия против какой-то державы, тогда как никакие иные организации и инстанции в суверенном государстве такого решения принять не могут. Легально начать войну имеет право только правительство. Легальность подобного акта, когда он осуществляется в соответствии с прописанными и законодательно закрепленными процедурами, не подлежит сомнению.

А вот конкретное объявление войны той или иной стране при тех или иных условиях может быть как легитимным, так и нелегитимным. Если история не оставляет иного выхода или если народ, общество одобряют такой поступок правителей, осознавая его необходимость, то вступление в войну будет и легально, и легитимно. Примером такого случая является начало войны СССР против нацистской Германии. Сталин имел право начать войну с точки зрения легальности, и это было полностью легитимным шагом, подтвержденным исторической необходимостью и волей народа к свободе от напавшего первым врага.

В другом случае, когда войны можно избежать, но правители все же принимают решение о ее начале, вопреки настроениям большинства, это легально, но не легитимно. Таковой была русско-японская война начала ХХ века.

И наконец, в исключительных случаях, когда законная власть парализована и не способна принять решение, какие-то группы людей могут сами приступить к боевым действиям, минуя легальные процедуры, но опираясь на легитимность истории и волю народа. Таким действием было собрание ополчения в Новгороде князем Мининым и гражданином Пожарским для борьбы с польско-литовскими оккупантами.

Именно народ и история его делают решение легитимным. Но народ и история постоянно движутся, никогда не стоят на месте. И поэтому все формальные нормы права, выработанные в других обстоятельствах и в другом историческом контексте, не могут угнаться за этой жизнью. Более того, есть случаи, когда легального выхода из положения просто нет - и в законе подобной ситуации не описано. Особенно это касается чрезвычайных ситуаций - политических кризисов, социальных волнений, природных катастроф, войн и смут. Основное определение легитимности - это совпадение воли народа и власти в конкретном действии, решении, выборе.

Введение

За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государства, а государственная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства. Политическая власть - способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Актуальность темы объясняется тем, что базовым элементом существования и функционирования политической власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность и легальность власти. Власть, являющаяся легитимной и легальной, будет самой правильной для общества.

Легитимность и легальность политической власти чаще всего сопутствуют друг другу в периоды стабильного функционирования общества, когда плодотворно работают институты государства и гражданского общества, политика осуществляется с учетом общественного мнения, интересы групп согласовываются путем достижения компромиссов.

Целью данной работы является изучение легальности и легитимности политической власти.

Поставленная цель определяет решение следующих задач:

Определить сущность политической власти

Рассмотреть легальность политической власти;

Проанализировать легитимность политической власти;

Изучить соотношение легальности и легитимности.

1. Сущность политической власти

Столетиями человечество пыталось разгадать таинство политической власти - самой мощной общественной силы, способной изменить облик страны, привести в движение широкие социальные слои, потрясти судьбы человека и мира. Политическая власть является центральной категорией политологии. По сути дела, все проблемы, изучаемые политической наукой, представляют собой различные аспекты политической власти, внешнее формообразование, механизмы ее функционирования и развития.

Власть можно определить, как отношение между людьми, при котором один из них (субъект власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила, богатство, авторитет, общественное признание и т.д.), в силу того, что он этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания, которые бы тот никогда не выполнил по своей воле. Таким образом, власть представляет собой способность индивида или группы людей навязывать свою волю другим людям, распоряжаться ими и управлять их действиями с помощью насильственных или ненасильственных средств и методов.

Большинство ученых подчеркивают естественный характер власти. Одни видят это в изначальном стремлении человека к власти. Хотя есть люди, которые всегда стремятся к власти, а другие - подчиняться. Большинство людей в одних ситуациях легче подчиняются, в других - командуют. Есть тип людей, которые вообще избегают властных отношений. Другие исследователи власти отмечают, что она является выражением объективной необходимости в организации, саморегуляции и сохранении целостности любой социальной системы, так как в ней всегда существуют разные интересы. Возникает потребность в соподчинении этих интересов для обеспечения общих интересов в социальной общности.

Сущность властных отношений - отношения субординации, приказа - подчинения. Воля, навязывание воли выступают в качестве передаточного механизма в осуществлении власти. Использование воли как ключевого понятия в определении власти характерно для немецкой политической власти. По классическому определению М.Вебера власть представляет собой «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается».

Политическая власть - это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в способности тех или иных классов, социальных групп, организаций или отдельных индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными или ненасильственными средствами.

Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли. Политическая власть - реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики - увеличение власти любыми средствами.

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т.е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти.

В качестве субъектов власти могут выступать государство и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся как индивиды, так и социальные группы, а также большие массы людей - население той или иной территории или целого государства.

Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д.

Основания власти и ресурсы власти понятия близкие, но не совпадающие полностью. Под основаниями власти понимают тот фундамент, на котором базируются источники власти. Ресурсы власти - это конкретные средства, с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей. Известны несколько типологий ресурсов власти. Широко распространена типология ресурсов, основанная на сферном принципе. Отдельные виды ресурсов классифицируют по сферам их применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые и др. Следовательно, политическая власть в государстве держится не только принуждением, но и тем, что имеет в своем распоряжении эти ресурсы.

. Легальность политической власти

Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений с помощью установленных законом процедур.

Легальная власть - это политическая власть, носящая правовой характер.

Она называется еще разумно узаконенной, поскольку господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения.

Легальность власти координируется Конституцией РФ и законодательством, которые определяют пути формирования власти (например, законы об избрании президента, Государственной Думы, акты об исследовании престола и т.д.).

Легальность предполагает способность власти действовать в рамках установленных ею норм. Отказ власти от этих норм нарушает упорядоченность социально-политических отношений, предопределяет ее неэффективность. Такая власть может становиться просто опасной для общества.

Легальность соответствует понятию «законность», носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность.

Государственная власть и законность - это нерасторжимые и взаимообусловленные явления и понятия, но их соотношение почти не изучено. В самом общем виде законность можно охарактеризовать как требование строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения законов всеми, как последовательное проведение законов в жизнь, в поведение людей, в деятельность государственных и негосударственных органов и организаций. В понятие законности включается также требование высокого качества самих законов. Законность можно рассматривать и в качестве важнейшего метода осуществления государственной власти, состоящего в подготовке и издании законов, а затем в строгом и неуклонном проведении их в жизнь в целях достижения организованности и порядка в обществе.

Государственная власть нуждается в легализации, узаконивании. Легализация (от корня латинских слов «закон», «законный») государственной власти - это признание правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Обоснование властных полномочий коренится в юридических актах и процедурах, в правовых отношениях. Однако бывают так называемые конституционные законы, легализующие антинародную, антидемократическую, террористическую государственную власть. Таковы были, например, правовые акты гитлеровской Германии. Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, меру ее легализации, важно установить, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общепринятым принципам права, в том числе международного права.

Наряду с легальной, государственной властью возможны различные формы нелегальной власти преступных кланов. Если легальная власть опирается на писаные, известные всем обязательные нормы, то нелегальная руководствуется правилами поведения, известными узкому кругу лиц. Власть нелегальную отличает жесткость санкций. Если легальная власть стабилизирует общество, нелегальная его разрушает.

По мнению В.Н. Протасова, «политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.».

Политическая власть в обществе распределена неравномерно. Большинство граждан не принимают непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основывающейся на признании народа источником власти, реальными ее носителями являются политические элиты и лидеры.

Легитимность политической власти

Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности законности власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания населением страны системы, к которой она принадлежит.

Политическая легитимность - это общественное признание власти и ее права на управление.

Легитимность как определенная степень совместимости власти и граждан, как мера доверия к ней - величина переменная. Она во многом зависит от наличия или отсутствия у власти реального авторитета. Любые изменения авторитета ведут к уменьшению или увеличению легитимности.

Легитимность имеет свои степени и никогда не доходит до единодушия граждан в одобрении режима. В мире нет ни одной страны, где все граждане воспринимают существующий в ней режим как абсолютно легитимный. В любом обществе есть оппоненты режима, протестные субкультуры, аполитичные слои и большинство граждан, в той или иной степени убежденных в легитимности власти.

Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдывает их надежды. Власть обретает законность тремя способами:

) благодаря традиции, иначе говоря, благодаря тому, что она всегда обладала законностью. Правооснование власти в монархическом обществе принадлежит к этому типу, в силу признания правомерности системы законов, в условиях которой субъекты пришли к власти и отправляют свои обязанности;

) на базе харизмы, веры в руководителя, которому приписывают выдающиеся личные достоинства, возможен элемент обожествления. Такая вера может возникнуть в результате появления лидеров, имеющих исключительный талант;

) на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается политическая власть.

Для поддержки властей и режима очень важно утвердить в обществе сознание законности власти, ее носителей. Именно вера в законность режима обеспечивает стабильность политической системы, всех властных отношений.

Объектами легитимности выступают политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима. Источниками легитимности являются основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам. Показателями легитимности являются уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь наличие попыток свержения правительства или лидера сила проявления гражданского неповиновения, а также результаты выборов, референдумов, массовость демонстраций в поддержку власти оппозиции. Политические отношения на определенных этапах развития могут привести к кризису легитимности, корни которого следует искать в характере изменений в обществе.

Понятие легитимность было введено в политическую науку М.Вебером. Он предложил различать три «идеальных типа» легитимности и признавал смешанную легитимность.

Первый тип легитимности, по М.Веберу,- традиционная легитимность, которая основывается на вере в обычаи и традиции, нередко освящается авторитетом патриархальных устоев.

Второй тип - харизматическая легитимность. Слово «харизма» в переводе с греческого языка означает «божественный дар». Этот тип легитимности основан на популярности политического деятеля, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением.

Третий тип легитимности - рациональная легитимность. Она опирается на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Первые два типа легитимности политической власти - традиционный и харизматический - характерны для государств с неразвитой политической системой. В этих государствах и уровень экономического развития невысок.

Процветание некоторых из них обусловлено, главным образом, природными богатствами. Так, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт богаты нефтью, экспорт которой позволяет обеспечить благополучие части общества. Рациональная легитимность характерна для государств с высокоразвитой политической системой и эффективной экономикой.

Традиционный и рациональный типы легитимности относительно долговременны. Наследование власти монархами может продолжаться столетиями. Можно прогнозировать продолжительность рационально легитимной власти, опирающейся на законы и здравый смысл. Она присуща государствам с демократическими режимами, высоким уровнем политической и экономической стабильности.

Харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза длительности ее существования.

Во-первых, власть, основывающаяся на настроениях и эмоциональных реакциях, то есть на иррациональных комплексах, по самой своей природе не может быть стабильной.

Во-вторых, после ухода из жизни или отстранения от власти харизматического лидера многое меняется.

В-третьих, этот тип легитимности связан с периодами глубоких общественных перемен - революций, крупномасштабных социальных реформ. В такие периоды необходима мобилизация больших масс людей, преодоление общественной инерции. Для ломки отживших общественных порядков необходимы люди, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие лидерам.

Наконец, в-четвертых, относительная кратковременность харизматической власти определяется и средствами господства, которые она использует. Стремление лидера к единоличной власти сопровождается пресечением демократических форм развития общества, поиском противников и нередко репрессиями против инакомыслящих. Рано или поздно ограниченность харизматической легитимности осознается народом, что и приводит к исчерпыванию ее возможностей.

Управление обществом на основе законов власть осуществляет с помощью своего аппарата бюрократии. В разработанной М.Вебером классической теории бюрократии сформулированы основные требования к чиновничеству, актуальные и сегодня.

Согласно М.Веберу, чиновник должен:

1) быть отделен от собственности на средства управления и должности, подчиняться только служебному долгу;

2) действовать в рамках устойчивой служебной иерархии;

3) иметь четко определенную сферу компетенции и власти;

4) работать в силу контракта (на основе свободного выбора);

5) работать в соответствии со специальной квалификацией;

6) вознаграждаться постоянными денежными окладами;

7) рассматривать свою службу как единственную или главную профессию;

9) руководствоваться принципом безличности, то есть системой правил, рекомендаций и инструкций, сохранять полнейшую беспристрастность;

10) подчиняться единой служебной дисциплине и контролироваться служебной иерархией.

Бюрократию, отвечающую перечисленным параметрам, М.Вебер называл «рациональной», в отличие от «иррациональной» бюрократии традиционных обществ. Чтобы избежать превращения бюрократии в замкнутую касту, стоящую над обществом и неспособную к инновациям, он предлагал осуществлять регулярную ротацию управленцев и обеспечивать контроль над ними со стороны политических институтов.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие типы легитимности, в частности идеологическая и националистическая.

Суть идеологической легитимности состоит в обосновании власти с помощью идеологии. Так, преимущественно идеологический характер носила легитимность власти КПСС, которой, согласно марксизму, принадлежала руководящая роль в построении коммунизма. Во второй половине XX века лидеры освободившихся стран в попытках получить поддержку населения часто апеллировали к национализму. Этот вид легитимации в большей или меньшей степени используется элитами развитых государств.

В современных условиях четкая классификация легитимности многих режимов трудноосуществима, поскольку власть все в большей степени основывается на многоэлементной, смешанной легитимности. Например, демократия в странах Запада базируется не только на конституциях, но и во многом на традициях. Даже традиционным режимам свойственна определенная рационально-легальная легитимность, поскольку они соблюдают определенные нормы и правила игры.

В так называемом «третьем мире», преимущественно в Африке, немало стран, где не существует ни признания, ни непризнания власть предержащих. Нищета воспринимается населением как воля богов, а тиранические формы правления - как неизбежность, судьба. Применительно к таким режимам проблема легитимности вообще лишена смысла.

Понятие легитимность имеет три измерения:

1) народная легитимность, или признание обществом правомочности правящей элиты; она может основываться на традициях, идеологии, конституции, выборах;

2) «внешняя» легитимность, или признание режима и его правящих групп со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

3) «легитимность для себя», то есть круг представлений, которыми правители оправдывают свою власть и действия по ее удержанию.

Важное место в функционировании власти занимают проблемы ее делегитимации, то есть утраты доверия к власти, лишения ее общественной поддержки. Легитимность власти ослабевает вследствие ее неэффективности, неспособности оградить общество от преступности, коррумпированности, приверженности силовым методам разрешения противоречий, давлению на средства массовой информации, бюрократизации и других факторов.

Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких общественных слоев.

Для поддержания законности власти используются различные средства и методы изменение законодательства и государственного управления создание такой политической системы, законность которой основана на традициях харизматические лидеры успешное осуществление государственной политики и программ поддержание законности и правопорядка в стране. Функционирование политических систем свидетельствует о том, что все они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение которых укрепляет жизнеспособность политических институтов, обеспечивает стабильность и эффективность их функционирования.

Очевидно, некоторые государства исчезли с политической карты мира потому, что им не удалось справиться с проблемами легитимности.

Легитимность политической власти сочетается с противоположным ей явлением делегитимации - утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Разочарование в идеалах, концепциях политики, в её целях и методах, людях, которые её представляют, - один из аспектов политической жизни общества, такая же движущая сила развития политики, как и сама легитимация. Делегитимация может происходить вследствие следующих причин:

Противоречие между ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты, результатом чего является отсутствие поддержки власти народом;

Противоречие между демократией и социально-политической практикой, когда многие проблемы решаются не демократическим, а силовым путем, нажимом на средства массовой информации, ограничением прав и свобод граждан;

Растущее социальное неравенство, массовое обнищание большинства населения, в результате чего формируется оппозиция власти (как правило, из интеллектуалов);

Рост бюрократизации и коррумпированности при нулевом контроле процесса «снизу» и чрезвычайно слабом «сверху»;

В многонациональном государстве - национализм, этнический сепаратизм, когда местные власти отвергают правомочность федеральной власти.

Соотношение легальности и легитимности

Легальность и легитимность власти - однопорядковые, но не тождественные понятия.

Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. Так, законно избранный в 1996г. Президент России Б.Ельцин в конце 1999г. пользовался доверием не более 10% российских граждан, т.е. полностью утратил свою легитимность. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Например, пришедший к власти в Чили в результате военного переворота в 1973г. генерал А.Пиночет в результате эффективной экономической политики впоследствии стал вполне легитимным и законным президентом страны.

Легитимная, но не легальная власть как бы получает карт-бланш (полномочия) от народа на то, чтобы сделать жизнь людей лучше, а уже потом установить законные основания власти. Законная, но не легитимная власть лишается поддержки своего народа и в дальнейшем может прибегнуть к незаконным средствам в политике.

Любая политическая власть (даже самая реакционная) стремится выглядеть в глазах своего народа и мирового сообщества как эффективная и легитимная. Поэтому процесс легитимизации власти является предметом особой заботы правящей элиты. Одним из самых распространенных приемов в этом процессе является замалчивание негативных результатов своей политики и всяческое «выпячивание» реальных и мнимых успехов. Нередко помехой в такой подмене негативных факторов на позитивные становятся независимые средства массовой информации. Поэтому неэффективная и нелегитимная власть всеми способами стремится ограничить их деятельность и/или поставить под свой контроль.

Другой прием заключается в том, что власть на словах признает ценности, желания и чаяния своих граждан, декларирует свои намерения бороться с коррупцией, наркоманией, преступностью и д.р., а на деле преследуют свои корпоративные цели, нередко «покрывая» преступность в собственных рядах.

Иногда люди, наделенные властью или стремящиеся к власти, искренне верят в то, что они являются основными выразителями общественных интересов и что граждане одобряют и поддерживают их политическую деятельность, хотя это не соответствует действительности. Такое самомнение политиков называется легитимным самозванством.

Заключение

власть политический правовой легитимность

Легальность и легитимность власти отражают разные аспекты ее положения в обществе.

Легальность означает осуществление власти в рамках закона, т.е. законность власти. Это сугубо правовая категория, означающая юридическое оформление власти, закрепление в нормативно-правовых актах ее происхождения, полномочий и методов осуществления. Легальность устанавливается и гарантируется государством.

Легитимность политической власти - это согласие народа с системой правления, когда он на добровольной основе предоставляет ей право принимать решения, требующие обязательного выполнения. Если уровень легитимности падает, начинают использоваться принудительные методы воздействия.

Дееспособность власти во многом зависит от степени ее легитимности. Этот показатель является одной из важных характеристик эффективной работы политической власти. Во многом это понятие совпадает с авторитетностью власти. В нем отражается отношение граждан к существующему порядку в стране.

Легитимная власть может восприниматься гражданами как законная даже тогда, когда она нарушает закон. Легитимность означает доверие к власти, признание справедливости ее целей и средств. В силу этого легитимная власть минимально нуждается в применении силы для реализации своих решений, поскольку граждане подчиняются ей добровольно даже тогда, когда отдельные ее решения не соответствуют их интересам. Наличие в обществе легитимной власти возможно при условии достижения обществом определенной степени согласия о том, какой она должна быть.

Список использованной литературы

1.Баранов Н.А. Легитимность власти: политический опыт России / Н.А. Баранов // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 1. - С. 18-29.

2.Баранов П.П. Конституционная легитимность государственной власти в России / П.П. Баранов, А.И. Овчинников // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 7. - С. 3-8.

3.Василенко И.А. Политология: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 423 с.

4.Волков Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа, 2013. - 224 c.

5.Иванченко Ю.А. Базовые правовые формы легитимации государственной власти в современном обществе / Ю.А. Иванченко // Конституционное и муниципальное право: научно-практический журнал. - 2013. - № 6. - C. 4-6.

6.Коротец И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: Академцентр, 2013. - 256 c.

7.Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 272 c.

8.Коротец И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: Академцентр, 2013. - 256 c.

9.Шалак А.В. Политология / А.В. Шалак. - М.: Новое знание, 2011. - 327 с.

10.Шульженко Н.В. Политология в схемах и тезисах (альбом схем): учебно-методическое пособие для студентов всех форм и направлений (специальностей) обучения / авт.-сост. Н.В. Шульженко. - Хабаровск: Российский университет кооперации. Дальневосточный филиал, 2015. - 110 с.

Одним из наиболее важных интегральных характеристик власти является ее эффективность, т.е. степень выполнения властью своих задач и функций. Практически это означает гарантированное проведение в жизнь компетентных властных распоряжений с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.

Критериями эффективности власти являются:

  • 1) достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов;
  • 2) рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
  • 3) эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур;
  • 4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
  • 5) наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа;
  • 6) эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. История понятия «легитимность» восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Легитимность преимущественно трактовалась как право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти.

В научный обиход термин «легитимность» ввел М. Вебер. Немецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Понятие «легитимность» часто переводится как «законность», что не совсем точно, так как Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия.

М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства (власти):

  • 1. Традиционная легитимность. «Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, не-официальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти» .
  • 2. Харизматическая легитимность. «Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства» . В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и масс.
  • 3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Рационально-правовая легитимность возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники - бюрократия .

Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Имен но Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день:

  • 1) лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу;
  • 2) имеют устойчивую служебную иерархию;
  • 3) имеют твердо определенную компетенцию;
  • 4) работают в силу контракта (на основе свободного выбора);
  • 5) работают в соответствии со специальной квалификацией;
  • 6) вознаграждаются постоянными денежными окладами;
  • 7) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию;
  • 8) предвидят свою карьеру;
  • 9) работают в полном отрыве от средств управления и без присвоения служебных мест;
  • 10) подлежат строгой, единой служебной дисциплине и контролю.

На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти. Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти - это

  • а) признание власти населением;
  • б) принятие власти как правомерной и справедливой;
  • в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин - легальность власти.

Легальность власти означает, что

  • а) власть имеет законное происхождение;
  • б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);
  • в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия - подчинение власти.

Подчинение власти - это юридический акт, он означает, что человек не нарушает закон. А вот подчиняется ли он, признавая или не признавая существующую власть - это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое подчинение власти означает признание этой власти, или - люди подчиняются не только легитимной власти.

Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации и, соответственно, типы легитимности. Один из них - идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, ее право управлять. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.

В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность. Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.

Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она - однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия граждан в формировании идеологических платформ или их выборе.

Легальность и легитимность политической власти. Одним из основных специфических свойств политической власти является легитим­ность. Легитимность можно определить как форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления либо го­сударством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.

Сам термин «легитимность» произошел от латинского слова legalis, что в переводе означает «законность». Однако, такой перевод не совсем точен. Дело в том, что законность отражается термином «легальность», этимологи­чески имеющим те же корни, но несколько иной смысл. Легальность отража­ет именно юридический аспект законности, то есть соответствие правовым нормам, закрепленным в законодательстве государства. Легитимность же от­ражает, скорее, политико-психологический аспект функционирования вла­сти. Легитимация - это способ или процесс, посредством которого власть по­лучает признание и оправдание со стороны большинства населения. Леги­тимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Ле­гитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что су­ществующий порядок является наилучшим для данного государства. Отсут­ствие широкой легитимности института власти неизбежно ведёт к отказу подвластных признавать любые акты власти независимо от их рационально­сти, к политической нестабильности, напряжённости и возникновению кон­фликтов.

Следует подчеркнуть, что в некоторых политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, то есть, получившей и использующей властные полномочия на законных основаниях, но неодобряемой и непринимаемой большей частью общества. Наиболее проблематично обеспечение ле­гитимности власти в период трансформации социальных систем, перехода от одного политического режима к другому, когда старые способы обоснования власти разрушены и отвергнуты большинством, а новые ещё не созданы и не работают. В такой ситуации власть начинает «буксовать» - решения прини­маются, но далеко не всегда и не всеми выполняются. Может существовать и обратная ситуация, когда власть легитимна, но нелегальна, например, после свершения революционных переворотов, поддерживаемых большинством населения. В стабильных обществах, власть, как правило, и легальна, и леги­тимна.

Впервые понятие «легитимность власти» было введено известным не­мецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что процесс легитимации власти может иметь разные основания, выделив в соответствии с этим утверждением три основных типа легитимности.

Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Такой тип легитимности М. Вебер назвал традиционным. Она воз­никает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколе­бимость и священность издавна существующих порядков. Как правило, традиционное господство присуще монархиям. Регулирование общественных отношений на основе традиций приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власть политической элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитим­ность. Традиционная легитимность отличается прочностью, поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Во-вторых, власть может быть основана на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регулирование отноше­ний управления и подчинения. Такой тип построения властных отношений М Вебер назвал легальной или рационально-правовой легитимностью.

На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.

Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.

Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.