Где существует тоталитарный политический режим. Тоталитарный режим

  • 26.07.2019

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм)

«Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества».

«Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов».

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

«Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа».

Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. «В диалоге «Государство» содержится знаменитый проект «идеального общественного строя», основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах («Полития», «Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в «Государстве». Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти».

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема. Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима.

«Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы».

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:

  • - всеобщая государственная идеология,
  • - монополия государства на средства массовой информации,
  • - монополия государства на все средства вооружения,
  • - жестко централизованный контроль над экономикой,
  • - одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,
  • - особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего - в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. «Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития». Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

  • - глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  • - господство репрессивных аппаратов;
  • - упразднение представительных органов власти;
  • - монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.

«Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии».

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

«Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства».

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм - на расово - этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому, как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое «чистое» общество.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит, в конечном счете, к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.

Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен переходить к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.

Тоталитаризм (от итал. totalitario - «охватывающий всё в целом») - политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. Само это понятие было введено в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джинтиле в начале XX века. В 1925 году оно впервые прозвучало в итальянском Парламенте. Его широко использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.

Тоталитарный режим отражает всесилие государства над обществом. Характеризуется всеохватывающей государственной властью. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, все становится политикой. Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Тоталитарный политический режим фактически ликвидирует свободное участие народа в управлении государством, подменяя его участием граждан в безальтернативных выборах представительных органов государственной власти. Политические права и свободы граждан, возможность их самостоя­тельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима.

Разделение властей при тоталитарном режиме отвергается. В конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти (власти фюрера, дуче, каудильо, власти советов, на деле подменяемых партийной номенклату­рой, власти руководителя государства, главы военного или революцион­ного совета).

При тоталитарном режиме лидер не обязательно становится главой государства и называет себя президентом, королем или султаном. Тоталитарный лидер может быть и главой государства, и главой правительства, может вообще занимать выдуманную должность вождя, правителя, при котором имеется глава государства. При «вожде» Б. Муссолини Италией свыше двадцати лет «правил» король Виктор-Эммануил.

Появляется институт государственной политической партии, получающей монопольное право на руководство политической деятельностью в обществе и государстве. Фактически властвует одна партия, происходит сращивание ее профессионального аппарата с государством. Политическая оппозиция преследуется. Конституционно закрепляется и внедряется в общественное сознание единая обязательная для всех идеология (марксизм-лени­низм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 60- 80-х годах, нкрумаизм в Гане в 60-х годах и т.д.): государство пытается регулировать мысли людей, инакомыслие преследуется. Доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие границы их реализации. Фактически устраняется плюрализм; происходит централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением. Становится непререкаемым приоритет интересов государства, любого коллектива над интересами отдельной личности. Силовые ораны государства приобретают несоизмеримую ни с какими принципами власть, действуют тайно и репрессивно по отношению к гражданам.

Феномен тоталитарного политического режима в том, что основная масса населения не осознает вопиющих недостатков существующего режима, воспринимает все как должное, фанатично восхваляя своего вождя (например, Мао Дзе Дуна в Китае, Ким Ир Сена в КНДР, Сталина в СССР).

Монократический или конституционно-авторитарный режим характеризуется наличием конституции, носящей в основном декоративный характер, формальным провозглашением определенного минимума конституционных прав и свобод при их постоянном и безнаказанном нарушении, явным превалированием исполнительной власти над законодательной, огромной ролью бюрократии, а также не ограниченной по существу властью политического лидера, объединяющего функции партийного и государственного руководителя и главного идеолога режима. .

Расистский режим характеризуется тем, что вся полнота власти в стране принадлежит лицам, относящейся к одной (белой) расе, а лица черной расы, или так называемые цветные, к власти не допускаются. Государства подобного рода строилось по принципу разделения рас. Например, парламент ЮАР был трехпалатный. Каждая палата включала представителей одного цвета кожи. Это были палаты для белых, для цветных и для индейцев. Для черных же, составлявших основное население государства, палаты вообще не предусматривались. В настоящее время расистских режимов в мире нет, они потерпели политическое крушение.

Военный режим может быть одним из видов тоталитарного либо авторитарного режима. На практике это означает полное господство сверху донизу. Если армия не соблюдает никаких демократических прав, то это будет тоталитарный военный режим, а если все же присутствуют какие-то элементы уважения прав человека, если населением такое положение вещей принимается как нечто естественное, то это будет скорее разновидность авторитарного режима.
Фашизм

Тоталитарный режим имеет свои пределы. Крайний предел тоталитаризма – фашизм (человеконенавистнический режим), существовал в Италии при Муссолини(1922-1943), в Германии при Гитлере(1933-1945). Термин «фашистский режим» впервые появился в Италии, где был установлен режим Муссолини. Происходит это слово от итальянского «fascio» - «пучок розог». Розги и топор были символами власти еще в Древнем Риме.

Фашизация политического режима осуществляется обычно по следующим основным направлениям: открытое нарушение и попрание демократических прав и свобод; преследование и запрещение оппозиционных политических партий и общественных организаций; слияние государственного аппарата с монополиями; огосударствление частного капитала; милитаризация государственного аппарата; упадок роли центральных и местных представительных учреждений; рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти; сращиваний партий и профсоюзов с государственным аппаратом; консолидация ранее разрозненных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций; возникновение различного рода правоэкстремистских движений (национальный фронт Франции, Итальянское социальное движение).

Фашизм не только целиком уничтожает демократию, но и теоретически «обосновывает» необходимость установления тоталитаризма. Фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалирует над интересами отдельных личностей. Фашизм в теории и на практике порывает со всеми политическими и правовыми принципами демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.

Фашизм может быть установлен при любой форме правления. Так, например, в Италии фашизм существовал при парламентарной монархии, в Японии – при дуалистической монархии; в Португалии в период фашизма существовала парламентарная республика. Безразличие фашизма к форме правления объясняется тем, что установление открыто террористического режима всегда сопровождается коренной перестройкой как высших, так и местных органов государственной власти. Неизменной остается лишь форма государства, что вызывается общей для всех фашистских режимов тенденцией придать перевороту конституционный характер.

В условиях фашизма сохраняется обычно лишь одна партия – фашистская. В гитлеровской Германии единственной легальной партией была немецкая национал-социалистическая рабочая партия, в Италии – фашистская партия, в Испании – испанская фаланга традиционалистов и хунт национал-синдикалистского направления. Глава фашистской партии (фюрер, дуче, каудильо) обладает обычно всей полнотой государственной власти. Единственным исключением из этого правила была императорская Япония в период фашизма.

Характерной особенностью фашизма является то, что фашистская партия и другие общественные организации открыто объединяются с государственным аппаратом и становятся его составной частью. При фашизме, таким образом, не существует никаких внегосударственных учреждений или организаций политического характера. Монопольная и огосударствленная фашистская партия превращается в ядро диктатуры.

В настоящее время фашизм в его «классической» форме не существует нигде. В некоторых странах действуют неофашистские партии и организации, ставящей своей задачей уничтожение демократии и замену ее фашистским режимом. Сущность неофашистского режима примерна та же что и у фашизма, однако без таких крайних черт, как массовые убийства граждан, концентрационные лагеря, то есть это подавление противников с некоторой оглядкой на общественное мнение.


Похожая информация.


Тоталитаризм - определенный тип политической системы, специфический политический и общественный строй, политическое и социальное явление XX века. Термин "тоталитаризм" происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - весь, целый, полный, что применительно к политическому режиму означает полное (тотальное) подчинение граждан государству, т.е. огосударствление (этатизация – от фр. Etat - государство).

Из истории тоталитаризма

Впервые в политической лексике понятие тоталитаризма введено в 1925 г. итальянским лидером социал-национализма Бенито Муссолини. Но его существенные принципы имеют глубокие исторические корни от идеального государства Платона до идеи полного подчинения населения страны, индивида государству, а также полной управляемости обществом в трудах утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы, Грагха Бабефа и др. Одной из ярких отличительных черт тоталитаризма является требование всеобщего равенства. Так, Гракх Бабеф призывал навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из своих сограждан. Именно в XIX в для многих французских социалистов да и немецких философов, исповедующих идеи социализма, основным стало стремление к насильственному преобразованию общества на основе коммунистических идей. Вполне естественным считал Сен-Симон наказание граждан, не подчинившихся указаниям плановых структур.

Значительно обогатил и осовременил идеи полного подчинения граждан государству и поголовной управляемости обществом французский философ Ж-Ж Руссо , исходивший из "отеческого желания" вывести народ на светлый путь счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, равенства, свободы, социальной справедливости. Создание государства, считает Руссо, означает появление из отдельных несовершенных людей "морального коллективного целого", политического организма или "политического тела", в котором как бы растворяется отдельная человеческая личность.

Государство же выступает носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли, которое обладает абсолютной властью и неделимым суверенитетом Если же возникает неподчинение, непокорность отдельных граждан, то государство применяет силу, принуждение, заставляет "быть свободными", потому что свобода проявляется в соответствии с общей волей.

Идеи тоталитаризма нашли отражение и в трудах Иоганна Готлиба Фихте, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Карла Маркса, Фридриха Ницше,и др.. Определяя источники тоталитаризма, политолог Фридрих Хайек, философ Карл Ясперс делают особый упор на регулирование, указывая, что с помощью экономического и социального планирования реализуются все коллективные цели.

Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства. Идеальные образы совершенного гармоничного строя, утопии, отмечает Вячеслав Липинский, играют огромную роль в истории, и они в большинстве своем осуществимы при обязательном условии их искажения. Философ Николай Бердяев подчеркивает, что "целостность есть главный признак утопии. Утопия всегда тоталитарна, враждебна свободе".

Основные характеристики и черты тоталитаризма

При всей своей сложности и многовекторности тоталитарный режим имеет достаточно четкий набор основных характерных черт, самых главных, отражающих суть этого режима признаков. К этим характеристикам относятся следующие:

1. Тоталитаризм всегда испытывает очень серьезные проблемы с легитимностью власти. Тоталитарный режим никогда не устанавливается в результате свободных, честных выборов. Установлению тоталитаризма обычно предшествуют революции, государственные перевороты, мятежи, путчи, узурпация власти и т.д. Таким образом тоталитарный режим не получает мандат народа и поэтому не может считаться легитимным.

2. Происходит абсолютное отчуждение подавляющего большинства населения от возможности не только формировать власть, но и влиять на власть, контролировать государство. В результате этого государство получает в свое распоряжение практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть над народом. Это приводит ко всеобщей, тотальной бюрократизации всех процессов и отношений в обществе и жесткой регламентации их со стороны государства, полностью разрушается гражданское общество, происходит полное огосударствление не только политической сферы, не только социальных и экономических отношений, но также научных, культурных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и всех иных отношений. Власть устанавливает жесточайший контроль над литературой и искусством, насаждает в обществе новую, государственную мораль и нравственность.

3. Логичным завершением тотального контроля государства над страной является огосударствление личности, превращение граждан тоталитарного общества в государственных крепостных или государственных рабов. Развитый тоталитаризм чаще всего устанавливает не только фактическую, но даже формально-юридическую личную зависимость граждан от государства. Тоталитарному государству это необходимо для воссоздания системы, которая позволяла бы принудительно изымать рабочую силу граждан в пользу государства методами прямого внеэкономического принуждения.

4. Для того, чтобы обеспечить такую эксплуатацию граждан, государством создастся организованная система внутреннего террора власти, против собственного народа. Чтобы обеспечить решение этой задачи,власть нагнетает в стране атмосферу всеобщей подозрительности, недоверия, тотальной слежки граждан друг за другом, атмосферу всеобщего доносительства. Это подогревается искусственно нагнетаемой атмосферой шпиономании, поиском многочисленных внутренних и внешних врагов, создания в общественном сознании представления о якобы постоянно существующей для страны угрозы из вне, создание атмосферы осажденного лагеря, что в свою очередь требует усиления милитаризации общественной жизни, милитаризации экономики, увеличения степени ее проникновения во все общественные и государственные организации.

5. В этой ситуации в стране фактически исчезает правовая система. Вместо нее создается система законодательных актов, а также равных им по степени важности (или даже превосходящих их) подзаконных секретных директив, указов и т.п., которая отражает уже не нормы права, а политическую волю властных структур или даже отдельных вождей. Применение законов не носит универсальный характер, а власть, не связанная никакими нормами права, может применять законы по своему разумению.

На основе такой системы законодательства часто создаются институты внесудебной расправы государства над гражданами, создаются особые или чрезвычайные суды и т.д., которые получают право по своему усмотрению решать судьбы людей. Гражданин тоталитарного общества может быть осужден не только за то, что он совершил, но и за то, что он мог иметь намерение совершить нечто предосудительное с точки зрения власти, а также за свое социальное происхождение, имущественное состояние, идейные убеждения, родственные или дружественные связи и т.п.

6. В политической системе тоталитарного строя вся полнота высшей власти концентрируется в руках вождя, его ближайшего окружения. Практическая реализация директив высшего политического руководства осуществляется партийно-государственной бюрократией, которая в своей деятельности руководствуется не законами, а прежде всего секретными циркулярами, указами, постановлениями, решениями вышестоящих государственных и партийных инстанций. В тоталитарном государстве полностью отсутствует принцип разделения властей.

7. Для тоталитарного режима характерно существование одной безраздельно властвующей, политической партии. Благодаря жесткой системе производственно-территориального принципа функционирования и устройства, эта политическая партия охватывает всю страну, пронизывает при помощи первичных партийных организаций все государственные и общественные структуры, все предприятия, систему образования, здравоохранения, культуру и т.п.

Создавая многочисленный партийный бюрократический аппарат и получая тотальный контроль над кадровой политикой, такая политическая партия, сращивается с государством, возвышается над ним, становится выше законов, общества, морали. Это создает идеальную среду для многочисленных злоупотреблений властью и деньгами, для создания системы всеобщей и тотальной коррумпированности. Легальная политическая оппозиция в стране отсутствует, власть опирается, на насилие или постоянную угрозу насилия. Одна из опор власти - системное оболванивание граждан, тотальное “промывания мозгов”.

8. Характерной особенностью тоталитарного режима является создание культа личности вождя, раздувание этого культа до гипертрофированных размеров, превращение личности вождя в подобие полубога.

9. Политизация и идеологизация всех процессов и отношений в обществе экономических, социальных, культурных, научных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и т.п.

10. Власть тоталитарного режима в своей социальной политике стремится проводить принцип “разделяй и властвуй”. С этой целью общество делится на “исторически прогрессивные” и “исторически реакционные” классы и социальные группы, потенциально опасны для общества. Результатом такой социальной политики является противопоставление одних социальных групп другим (по национальному, этническому, религиозному, социальному признакам, имущественному положению и т.п.).

11. Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, типа государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива, стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину “в последней инстанции”.

Это влечет крайнюю нетерпимость по отношению к любым формам инакомыслия, расправу с любыми носителями такого инакомыслия. Свой политический и государственный строй объявляется единственно правильным, спасителен всего человечества, которое “неразумно” противится своей интеграции в систему тоталитарных ценностей. Утверждается высокомерно-снисходительное или враждебно-подозрительное отношение ко всему иностранному вследствие самоизоляции тоталитарного общества от внешнего мира, закрытости, от мировой цивилизации.

12. Экономический строй тоталитарного общества опирается на всеобъемлющее господство государственной собственности, которая функционирует в режиме жесткой плановой экономической системы. Широко применяются методы прямого насилия государства по отношению к негосударственному производителю, господствует неадекватная оплата труда занятых по найму или полностью бесплатное присвоение рабочей силы государством.

Таковы основные сущностные характеристики тоталитарного политического режима . Конечно, в зависимости от того, о каком именно конкретном типе тоталитарного режима идет речь, вышеописанный набор характерных черт тоталитаризма может несколько видоизменяться. Однако главная сущностная характеристика тоталитаризма, заключается в том, что человек, его жизнь и достоинство, честь и свобода, достаток и благополучие, его семья не имеют для власти, для государства никакого самостоятельного значения и никакой самостоятельной ценности, а являются лишь средством в попытке реализовать некие утопические идейно-политические доктрины. Тоталитарная власть готова пожертвовать настоящим не одного поколения, пожертвовать судьбами целых народов во имя призрачной надежды лучшей жизни в неопределенно далеком и никогда не наступающем будущем.

Основные типы тоталитарного режима

В зависимости от того, на какой вектор развития общества и государства делается основной упор, в зависимости от того, какая магистральная идея закладывается в тоталитарный режим, можно выделить следующие типы тоталитаризма.

1. Тоталитарный режим социалистического или коммунистического типа. В основу этого типа тоталитаризма заложена идея социального равенства, строительства однородного бесклассового общества. Примерами тоталитаризма коммунистического типа является бывший СССР, КНР, другие страны бывшего социалистического мира. В современном мире к таким странам наряду с КНР принадлежит Куба, КНДР.

2. К тоталитаризму второго типа относят политические режимы фашистского или национал-социалистского типа. Краеугольной идеей этого типа тоталитаризма является идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим. В странах, где существовал тоталитарный режим нацистского типа, пытались построить моноэтническое, расовооднородное общество. Эту задачу решали путем возвышения одной из наций и соответствующего уничтожения и дискриминации других народов. Классическим образцом тоталитаризма такого типа является фашистская Германия.

3. В третий тип тоталитаризма заложена идея религиозного фундаментализма, фанатизма. Это теократический тоталитаризм. Тоталитарный режим этого типа стремится построить общество, основанное на догмах и канонах той или иной религии в ее наиболее ортодоксальном, непримиримом варианте. В современном мире к такого рода тоталитарному режиму можно отнести исламский режим в Иране. Своеобразными гибридными типами тоталитаризма являются режимы М. Каддафи в Ливии и С. Хусейна в Ираке. В этих режимах представлен своеобразный симбиоз теократического (исламского) тоталитаризма и элементов тоталитаризма социалистического типа. Любой тип тоталитаризма – это деструктивный, саморазрушающийся режим, тупиковое направление общественного устройства.

Крайняя форма авторитарного режима - тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.

Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств «третьего мира».

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

всеобщая государственная идеология;

одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;

монополия государства на средства массовой информации;

монополия государства на все средства вооружения;

особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;

жестко централизованный контроль над экономикой.

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего - в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;

господство репрессивных аппаратов;

упразднение представительных органов власти;

монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.

Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии.

Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С ним связано во первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии - социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения гитлеровского и сталинского политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку с народами этих стран.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией, партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.

Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т.п.

Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Для тоталитарных режимов характерна монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.

Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

Задача историков и политологов объяснить, не фальсифицируя действительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не только поднявшего две мировые державы, но и на десятилетия сковавшего мир страхом ракетно-ядерной катастрофы.

Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства.

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм - на расово - этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому, как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое общество.

Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим системам (Германия, Испания, Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).

Известно, что есть разные формы и типы политических систем. Одной из самых интересных является тоталитаризм. И хотя в современном обществе такое устройство государства не поддерживается, даже сегодня остаются страны, в которых правительство контролирует все сферы жизни граждан. Давайте разберемся, что такое тоталитарный режим, каковы его особенности, плюсы и минусы. Остаются ли сегодня государства с подобной политической системой?

Что такое тоталитарный режим?

Это форма правления государством, при которой права граждан сильно ущемлены, со стороны спецслужб осуществляется постоянный контроль над всеми сферами жизни людей, средства массовой информации никогда не проводят расследования и не выступают против официального правительства, оппозиция во власти либо вообще отсутствует, либо является “карманной”, то есть не идет против правящей партии и даже контролируется ею.

Считается, что данный тип политической системы возник в ХХ веке, однако сами идеи системы появились еще раньше. Сегодня тоталитарный политический режим занимает первое место по степени недемократичности, и в истории он получил вполне определенное место среди форм государственного правления. Впервые термин “тоталитаризм” стал использовать Муссолини в 1925 году. Именно им установленный режим вполне соответствовал тому, что сегодня принято считать тоталитаризмом.

Критерии тоталитаризма

Говоря о том, что такое тоталитарный режим, уместно привести основные характеристики этого политического устройства:

  • Существует массовая партия, которая буквально срастается с государством и концентрирует в себе всю власть. Чаще всего партия тесно связана с военными структурами. Она создана недемократическим способом и строится вокруг одной личности ‒ лидера.
  • Большое значение имеет идеология. Тоталитаризм и идеология ‒ вещи, очень тесно связанные друг с другом. Здесь всегда есть своя “Библия”, а саму идеологию может определять лидер партии, причем он имеет возможность изменить свое решение в течение суток. Так было в 1939 году, когда в СССР правительство вдруг стало считать, что нацистская Германия не является более врагом социализма. Более того, система Германии считалась лучшей, а демократия буржуазного Запада ‒ ложной. Кстати, эта мысль продержалась в СССР в течение двух лет, пока Германия не напала на СССР.
  • При тоталитаризме экономика и производство полностью контролируются правительством. Более того, образование, досуг граждан, СМИ и другие сферы жизни также контролируются государством.
  • В тоталитарном государстве есть очень жесткий полицейский контроль, который по типу своей деятельности близок к терроризму. То есть полиция может легко застрелить человека (вина которого в суде не доказана) без каких-либо последствий для себя. Суды если и присутствуют, то они являются на 100% зависимыми и принимают только те решения, которые угодны правительству или лично лидеру.

Это и есть основные черты тоталитарного режима.

Инакомыслие

При данном политическом устройстве личное мнение граждан по поводу официального пути развития государства запрещается, если оно не соответствует официальному. Догматизм, другие идеологии находятся под строжайшим запретом, поэтому у граждан редко возникают мысли о том, что их государство проводит неправильную политику. Однако если подобные мысли и есть у людей, то они их скрывают. В противном случае человека за инакомыслие могут посадить в тюрьму без каких-либо доказательств его вины.

При тоталитаризме отсутствуют политические партии (кроме правящей). В нацистской германии, например, существовал закон, который прямо запрещал образование других партий. Теперь вы более понимаете, что такое тоталитаризм, но это еще не все.

Виды

Политическое устройство государства является сложным, и его в зависимости от особенностей можно разделить на определенные виды. В частности, выделяют “левый” и “правый” тоталитарные режимы, которые имеют между собой много общего, но в то же время отличаются друг от друга.

Правый

Один из самых жестких и известных тоталитарные режимы в Европе является так называемый правый тоталитаризм, при котором существует идея расового и этнического превосходства одного народа над остальными. При этом рыночная экономика сохраняется, существует институт собственности, но главное ‒ существование идеи превосходства. Из истории мы знаем, что правые тоталитарные режимы в Европе были представлены двумя формами:

Левый тоталитаризм

В отличие от правого, левый тоталитарный политический режим опирается на плановую экономику и полностью уничтожает рынок. Отличные примеры стран с данной формой правления: СССР, КНДР, Куба, Китай, Вьетнам. Она базируется на идеологии марксизма-ленинизма, которая предполагает:

  1. Построение общества, где будут удовлетворяться потребности всех граждан.
  2. Отмену частной собственности и создание полностью регулируемой экономики.
  3. Главную роль пролетариата.
  4. Возможность создания коммунизма во всех странах.
  5. Переход к новому обществу через диктатуру пролетариата.

Если при “правом” тоталитарном режиме в Германии в качестве социальной основы использовались экстремистски настроенные граждане, то при “левом” социальную основу составляет пролетариат и низшие классы. А все другие классы по данной идеологии признаются непрогрессивными, поэтому действия властей направляются на их искоренение. На практике это означало ликвидацию частной собственности и крестьянства. А для создания “светлого будущего” могут использоваться любые способы, в том числе и террор.

Если сравнивать левые и правые устройства с тоталитарным режимом в Испании, установившимся в 1939 году, то устройство Франко (диктатор Испании) не получило массовой социальной базы (в отличие от той же нацистской Германии), а государство не пыталось установить жесткий контроль над гражданами своей страны.

Ситуация сегодня

И хотя подобная форма политического устройства сегодня является менее популярной и активно критикуется разными политическими лидерами, экспертами и СМИ, она все равно установлена в некоторых государствах. В частности, самым известными является тоталитарное устройство КНДР (именно эта страна сегодня мелькает по телеканалам). Также в Зимбабве до недавнего времени была установлена диктатура Мугабе, хотя совсем недавно там был осуществлен военный переворот, в результате которого диктатор потерял свою власть. Впрочем, власть военных также устанавливает тоталитаризм в стране.

Еще одной страной с устойчивой диктатурой является Судан с президентом Омаром Хасаном во главе. Нельзя забывать и про Саудовскую Аравию с ее монархией и тоталитарным устройством. Это позволяет сделать вывод, что история тоталитарных режимов продолжается.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое тоталитарный режим, каковы его основные особенности и формы. Возможно, это худшая из возможных форм правления, которая чаще всего приводит к революции, перевороту и даже к гражданской войне.