Становление тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима

  • 03.08.2019

Урок всеобщей истории «Формирование тоталитарных режимов в Европе»

9 класс

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: технология развития критического мышления, элементы мастерской ценностных ориентаций

Предметные задачи урока:

    Познакомиться с причинами формирования тоталитарных режимов в Европе.

    Определить сущность тоталитарных режимов

Метапредметные задачи урока:

    Регулятивные – уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

    Познавательные – анализировать различные источники информации; находить причинно-следственные связи; формулировать вывод.

    Коммуникативные – использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные задачи урока:

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества. (Современные гуманистические ценности выражены в том числе в Международной конвенции прав человека, которая была принята после Второй мировой войны. Ужасы войны заставили людей задуматься над ценностями человеческой жизни и достоинства личности. Этот урок, как и другие, посвященные XX веку, позволяет работать с такими категориями как свобода, личность, нравственный выбор, достоинство и т. д.).

Осмысление социально-нравственного опыта человечества; развитие компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. (Изучение данной темы помогает понять условия, при которых становится возможным формирование тоталитарных режимов, ставит вопросы нравственного выбора)

Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Принятие ценности семьи и семейной жизни.

Образовательные:

Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы.

Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии и Германии.

Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения.

Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века.

Определить роль личности в истории на примере А. Гитлера и Б. Муссолини.

Развивающие:

Развитие аналитического и синтезирующего мышления.

Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы.

Отработка навыков работы в должном темпе.

Развитие умений действовать в группе и самостоятельно.

Реализация принципа проблемности развивающего обучения.

Воспитательные:

Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов.

Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности.

Воспитание гуманности.

Оснащение урока: мультимедиа проектор, доска, раздаточный материал.

Тема урока: «Формирование тоталитарных режимов». Данный урок знакомит учащихся с сущностью тоталитарных режимов, позволяет выявить причины их прихода к власти. Урок имеет межпредметный характер, т.к. изучение материала построено с учетом курса обществознания, на котором ученики уже успели изучить основные черты тоталитарных режимов. Это дает возможность учителю опираться на знания детей и больше времени посвятить анализу документов и формированию личностной позиции детей.

Почему в ХХ веке возникла такая бесчеловечная система как тоталитаризм?

Вступительное слово

Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период. Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.

Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии.

Президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию. Вот что он сказал об уроках истории: «Уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, укрепления общественного, политического гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь. Недопустимо тащить раскол и злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь».

ХОД УРОКА

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Вниманию детей предлагается фотография, отражающая приезд Гитлера на верфи Гамбурга.

Вопросы детям:

    Что вы видите на этой фотографии? (человек противостоит толпе)

    Какие качества необходимы для того, чтобы противостоять толпе? (смелость, твердость, уверенность, принципиальность)

    Как можно охарактеризовать человека в центре фотографии? (Смелый, независимый, личность)

Человека, находящегося в центре фотографии, зовут Август Ландмессер. Учитель может не сообщать его имя сразу. Интересно будет понаблюдать, возникнет ли у учеников интерес к данному персонажу, зададут ли они вопросы о нем самостоятельно.

Учитель просит учеников подумать, смогли бы они, пусть в малом, противостоять мнению окружающих, просит проголосовать по трем позициям:

    Поднимите руки те, кто уверен, что смог бы противостоять толпе.

    Поднимите руки те, кто уверен, что подчинился бы толпе.

    Поднимите руки те, кто сомневается в своих силах.

Просмотр ролика №1

Ознакомление с документом №1

    Является ли тоталитарный режим адекватной ценой за спокойную и стабильную жизнь?

    Есть ли смысл в поступке Августа Лэндмессера?

Задание:

    Подберите два глагола, характеризующие описанное в видео государство.

    Подберите два прилагательных, описывающих эмоциональное состояние людей, живущих в этом государстве.

Вопрос классу:

    Как одним словом можно назвать такое государство?

Рождение тоталитаризма

Термин «тоталитаризм» возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился, нет единого мнения среди политологов, одни считают его вечным атрибутом истории (исторический прототип – восточные деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи – феноменом ХХ века.

Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитаризм?

Каковы его признаки?

Ответ : тоталитарный режим характеризуется контролем над всеми сторонами жизни общества и проникновением во все его сферы.

(запись в листы)

Тоталитаризм (от лат. «весь», «полный») - антидемократический режим, в котором установлен полный контроль государства над человеком, ликвидированы все проявления гражданского общества, отсутствует оппозиция, парламентская демократия.

Признаки: (запись в листы)

Наличие единой правящей партии

Сращивание партийного и государственного аппарата

Ликвидация гражданских прав и свобод

Контроль над хозяйственной, экономической и семейной жизнью

Культ вождя, наличие лидера-диктатора

Монополия на СМИ

Террористический и полицейский контроль

Так как вам уже кое-что известно из курса обществознания о тоталитаризме, давайте проверим ваши знания. У вас на партах лежат таблицы. Я буду читать характеристики политических режимов, они под цифрами, ваша задача распределить их по колонкам. Ставить только цифры

Тоталитарный режим

Демократический режим

1). Наличие правового государства.

2). Одна идеология.

3). Монополизация политической жизни.

4). Централизация экономики.

5). Реальное разделение властей.

6). Отсутствие политических свобод граждан.

7). Свободные демократические выборы органов власти.

8). Гарантированные политические свободы личности.

9). Многопартийная политическая система.

10). Монополия власти на информацию.

Проверка выполнения

Поменяйтесь тетрадью с товарищем, сидящим позади вас. Проверим работы. Если правильно – ставим плюс, неправильно – минус. Посчитайте количество плюсов. Поставьте оценку.

Что такое фашизм? (запись в листы)

Фашизм (от итал. «пучок», «связка») - реакционное политическое течение, возникшее в ряде стран после Первой мировой войны.

Фашизм – одна из форм тоталитаризма.

Каковы причины прихода фашистов к власти? (запись в листы)

    Социально - экономический и политический кризис.

    Неспособность правительств вывести страну из кризиса, тяга народных масс к «сильной руке».

    Поддержка фашистов со стороны крупных предпринимателей.

    Слабость антифашистских сил, демократических институтов; раскол рабочего класса.

    Фашизм в Италии

«Поход на Рим» - движение фашистских молодчиков в 1922 году из Неаполя на Рим с целью установления контроля над муниципалитетом.

29 октября 1922 г. - король Виктор Эммануил поручил лидеру Фашистской партии Бенито Муссолини сформировать правительство

Сообщение учащегося о Муссолини

Особенности фашизма в Италии (запись в листы)

    Ликвидация противников

    Полная преданность режиму и дуче (вождю)

    1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет города Ватикан)

    Создание корпоративной системы для управления предприятиями.

    Нацизм в Германии

    1925 г. – Национал – социалистическая партия Германии (НСДАП)

    1933 г. - приход к власти Гитлера

    «Третий рейх» (Третья империя) – официальное нацистское название режима, существовавшего в Германии с января 1933 по май 1945 г.

Итак, представьте на минутку, что вы не на уроке истории, а на уроке математике.

Прослушайте задачу из немецкого учебника по математике для средней школы (1939):

«Юнкерс» вылетает с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10 кг. Самолет держит курс на Варшаву, центр мирового еврейства. Он бомбит этот город. При вылете с полной бомбовой нагрузкой и бензобаком, содержащим 1500 кг горючего, самолет весит 8 тонн. При возвращении самолета из своего крестового похода он все еще имеет 230 кг горючего. Каков собственный вес самолета?»

Ваше мнение о задаче? С чем связано её появление в школьном учебнике?

Расписание уроков в немецкой школе для девочек

Понедельник

8.00-8.45 - немецкий язык

8.50-9.35 - география

9.40-10.25 - расовое учение

Вторник

8.00-8.45 - немецкий язык

8.50-9.35 - история

9.40-10.25 –расовое учение

Среда

8.00-8.45 - немецкий язык

8.50-9.35 -пение

9.40-10.25- расовое учение

Четверг

8.00-8.45 - немецкий язык

8.50-9.35 - география

9.40-10.25 - идеология

Пятница

8.00-8.45 - немецкий язык

8.50-9.35 - история

9.40-10.25 - идеология

Суббота

8.00-8.45 - немецкий язык

8.50-9.35 - пение

9.40-10.25 - идеология

Сообщение учащегося о Гитлере

Особенности фашизма в Германии (запись в листы)

    Уничтожение коммунистов, социал – демократов, «неполноценных» народов;

    Цензура, слежка, доносительство;

    авг. 1934 г. - Гитлер пожизненный фюрер и рейхсканцлер, с неограниченной диктаторской властью;

    Милитаризация экономики;

    «Нацизм - это война»

ФАШИЗМ И XXI ВЕК (краткое сообщение учителя)

ИТОГИ УРОКА

ТОТАЛИТАРИЗМ

    КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НАД ВСЕМИ СФЕРАМИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА;

    ФАКТИЧЕСКАЯ ЛИКВИДАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД;

    НАСИЛЬСТВЕННОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ОДНОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ;

    ПАРТИЯ - ЯДРО ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ;

    СРАЩИВАНИЕ ПАРТИЙНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА;

    СОЕДИНЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ;

    РЕПРЕССИИ

Сегодня на уроке мы познакомились с политической системой в Германии и Италии в 30-е годы и её основными чертами. Установили, что на долгие годы установился тоталитаризм – худший из политических режимов. Но люди верили, что живут в лучшей стране мира. «Свободные граждане Великой страны» пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!» Пели и те, кто вовсе так не считал. Привычным становилось двоедушие. Иначе не выжить.

Рефлексия

Методика «Открытая кафедра»

А теперь я вам предлагаю высказаться по теме нашего урока, используя методику «Открытая кафедра» - «Если я был писателем, журналистом, критиком, президентом, политиком и т.п. и имел бы одну минуту в эфире, то я бы сказал людям или вождям следующее…»

Домашнее задание.

    § 10-11, особенности фашизма в Италии, нацизма в Германии, франкизма в Испании (закончить самостоятельно)

В процессе урока:

    охарактеризовать черты стабилизации и процветания экономического развития стран Запада, рост уровня жизни населения после завершения Первой мировой войны, отметив значение развитие массового производства предметов домашнего обихода не подкрепленного соответствующим массовым потреблением;

    раскрыть причины, которые привели к небывалому по своей глубине, масштабу и продолжительности моровому экономическому кризису 1929 – 1933 гг.;

    проанализировать на основе сравнительной характеристики политику правительств стран США, Англии и Франции по преодолению мирового экономического кризиса;

    дать оценку политики «Нового курса» правительства президента Ф.Д. Рузвельта по преодолению кризиса в США на основе активного вмешательства государства в экономику при сохранении демократических ценностей в стране;

    показать на примере Франции влияние мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. на укрепление антидемократических сил в западноевропейском обществе;

    обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о событиях и явлениях послевоенного развития западноевропейского общества в 20-х гг.

Основные понятия: Великая депрессия, экономический либерализм, массовое производство, финансовая «пирамида», «Новый курс» внутренней политики США, девальвация, дефицит бюджета, золотой стандарт валюты, Народный фронт во Франции.

Основные даты: 1929 – 1933 гг. – мировой экономический кризис, Великая депрессия.

1934 г. – попытка фашистского переворота во Франции.

Персоналии: Ф.Д. Рузвельт, Л. Блюм.

Вопросы плана урока

Приемы, средства и содержание обучения

1. Эпоха «процветания» на Западе.

а). Послевоенная стабилизация.

б). Новый этап научно-технических достижений.

в). Финансовые «пирамиды».

г). Принципы экономического либерализма.

 Беседа с учащимися с элементами повторения и обобщения.

Работа с текстом учебника (§14, стр. 90-91) по характеристике основных черт стабилизации и процветания в экономическом развитии и их проявление в странах Запада после завершения Первой мировой войны.

Беседа с учащимися о резком ухудшении социально-экономического положения всех участников в период Первой мировой войны поможет понять школьникам, что стабилизация в странах Запада в 20-е годы было закономерным явлением.

Вспомните причины стабилизации послевоенного развития Запада:

    революционные движения подавлены

  • расширение рынков сбыта продукции

  • выплата репараций

    отмена ограничений военного времени

    сокращено государственное регулирование экономики

В ходе обсуждения причин, которые привели к стабилизации экономики стран Запада, следует подчеркнуть, что и в Советской России (СССР) в этот период также происходил процесс стабилизации , известный как Новая экономическая политика.

Очень важно в процессе обсуждения об экономическом процветании в странах Запада в 20-е годы обратить внимание учащихся на основу промышленного развития в 20-х гг. – производство прежде всего предметов домашнего обихода (Г. Форд – конвейер – массовое производство автомобилей для рядовых потребителей, радиоприемники, патефоны, холодильники, пылесосы и т.д.). В дальнейшем при анализе причин и проявлений «большого скачка» в промышленности в СССР сравнение будет опираться на основе рассматриваемого учебного материала урока.

Вопросы: «К каким последствиям могло привести развитие массового производства и недостаточно быстрый рост доходов населения?», «Вспомните, что является главной причиной экономических кризисов при капитализме? Почему экономические кризисы капиталистического производства называют «кризисами перепроизводства»?», - помогут обобщить противоречия экономического бума 20-х годов в Европе и организовать беседу по выявлению причин мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг.

Выводы сформулированные в ходе беседы о причинах мирового экономического кризиса могут быть следующими:

    Стабилизация, экономический бум, массовое производство (конвейер), однако большинство людей не были достаточно обеспеченными - нет массового потребления.

    Нерегулируемый рынок (экономический либерализм государственной политики).

    Финансовые спекуляции и грандиозные финансовые «пирамиды»  деньги вкладывались в акции, не обеспеченные реальным производством.

    Зависимость мировой экономики и финансов от США.

2. Великая депрессия.

а). Мировой экономический кризис 1929 г.

б). Глубина и масштаб кризиса.

в). Особенности Великой депрессии.

 Беседа с учащимися с элементами обобщения по характеристики разрушительности, масштаба и продолжительности морового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Работа с понятием «Великая депрессия».

Подумайте! Сравните описание кризиса двух писателей – современников этих событий и ответьте на вопросы.

 Американский писатель Э. Синклер в романе «Автомобильный король» следующим образом передал потрясение начала Великой депрессии: «На бирже снова произошла паника; затем еще и еще - через длинные и короткие промежутки. Деловая жизнь Америки замерла. Затем она стала чахнуть и, наконец, скончалась. Сбыт падал, торговые агенты аннулировали заказы; страх пополз от розничных торговцев к оптовикам, затем к транспортным конторам и промышленникам, затем к первоисточникам сырья и энергии. Прибыли иссякали, и акции падали. «У рынка провалилось дно»,- говорили маклеры, увольняли своих служащих, закрывали конторы и шли на пристань Ист-Ривер и бросались в воду или подымались в лифте на крыши зданий, в которых помещались их конторы, и летели через перила вниз головой».

 Американский писатель и публицист Ф. Боноски в одной из своих книг писал: «Процветание!» Затем его крах. Вся система была потрясена до основания. Безумие системы неожиданно выглянуло, как гримаса на лице идиота. Как по мановению волшебного жезла, миллионы рабочих оказались на улице без работы, без пищи, без крова. Дымовые сигналы громадных костров из зерна разнесли по всему миру весть о банкротстве американского капитализма. Генри Форд, уволивший за год 60 тысяч своих рабочих... заявил, что небольшая голодовка никогда не повредит рабочему и что если в стране есть безработица, то причиной тому лень и нежелание рабочих трудиться. Итак, это произошло! Миллионы рабочих без пищи, крова, мебели и одежды, с одной стороны, и тысячи складов, забитых продовольствием, строительным материалом, мебелью и одеждой - с другой! Как могло сложиться такое фантастическое положение?»

    С позиций каких слоев населения США описывают Великую депрессию два писателя?

    В чем заключалось «фантастическое положение», по мнению писателя?

    Какой выход был найден из этого «фантастического положения»?

3. Преодоление

кризиса в США.

а). Неудачные попытки борьбы с кризисом методами

экономического либерализма.

б). Сущность «Нового

курса» Ф. Рузвельта.

в). Мероприятия

«Нового курса».

г). Итоги политики

«Нового курса».

4. Кризис в Англии и Франции.

а). Меры правительства Великобритании.

б). Мероприятия

«Народного фронта» во Франции.

 Самостоятельная работа с текстом учебника по заполнению сравнительной таблицы «Особенности экономического кризиса в странах Запада» (задание 2, стр. 98) с последующим представлением результатов работы и их обсуждением. Подготовка ответа на вопрос: «Определите общие черты и различия политики Ф.Д. Рузвельта и правительства Народного фронта во Франции по преодолению кризиса».

Анализ диаграмм на стр. 94 по выделению основных этапов протекания кризиса в США.

Сравнительная характеристика политики Ф.Д. Рузвельта и правительства Народного фронта во Франции по преодолению мирового экономического кризиса в этих странах.

Особенности экономического кризиса в странах Запада

Страна

Особенности проявления кризиса

Меры, предпринятые для преодоления кризиса

    Тяжелейший финансовый кризис.

    Более глубокий кризис, чем в других странах (Великая депрессия).

    Промышленность отброшена на уровень начала XX века.

    Отсутствие государственной социальной системы поддержки населения.

    «Новый курс» Ф. Рузвельта – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу.

    Создана Администрация по восстановлению промышленности. Принудительное объединение всех предприятий в группы - «честная конкуренция», единые цены и распределение рынков сбыта.

    «Оздоровление» банковской системы с помощью государственного контроля. Запрещался свободный обмен бумажных денег на золото  девальвация .

    Сокращение посевных площадей, часть продукции уничтожалась. Денежные дотации фермерам.

    Впервые создана система социального обеспечения , государственная пенсия по старости и инвалидности, пособие по безработице.

    Ограничен рабочий день, минимальная зарплата.

    Обязательное заключение коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями.

    Строительство дорог и других сооружений силами безработных (общественные работы ).

Великобритания

    Меньше других стран Запада пострадала от кризиса.

    Спад оказался не так заметен из-за незначительного экономического подъема в 20-е гг.

    Существовала система государственной социальной поддержки населения.

    Борьба с дефицитом бюджета - увеличение налогов, сокращение пособия по безработице, снижение зарплаты государственных служащих.

    Британское правительство отказалось от золотого стандарта фунта стерлингов, т.е. обмена бумажных денег на золото.

    Политика протекционизма по защите интересов национальной промышленности.

    Кризис затронул позже других стран Запада.

    Кризис привел к нестабильности власти и активизации крайне правых и фашистов. В 1934 году фашисты попытались захватить власть.

    Образование Народного фронта (1936-1937) в результате заключения соглашения социалистов, коммунистов и радикал-социалистов и формирование правительства Народного фронта (Л. Блюм).

    Под контроль государства был поставлен Французский банк, национализированы ряд предприятий военной промышленности, железные дороги.

    Повышены налоги на обладателей крупных состояний.

    Соглашение между предпринимателями и рабочими о повышении зарплаты, установление 40-часовой рабочей недели, оплачиваемые двухнедельные отпуска, обязательное заключение коллективных трудовых договоров.

    Запрещены в стране фашистские организации.

    Проведение общественных работ.

Урок №18. Тоталитарные режимы в Европе.

В процессе урока:

    выявить факторы, которые привели к возникновению тоталитаризма в ряде стран Запада в послевоенный период;

    определить сущность тоталитарного режима, его характерные признаки;

    проанализировать причины и условия установление фашистского режима в Италии, отметив основные черты фашистской идеологии;

    охарактеризовать реализацию и проявление основных черт тоталитарного режима в фашистской Италии;

    дать сравнительную характеристику тоталитарных (фашистских) режимов Б. Муссолини в Италии и А. Гитлера в Германии, по основным направлениям: причины прихода к власти, особенности режимов, мероприятия в политической и экономической областях;

    сделать выводы о специфике тоталитарных режимов, сложившихся в Германии и Италии в 20-30-е гг.

Основные понятия: тоталитарный режим, фашизм, «чернорубашечники», политика автаркии, классовый антагонизм, реванш, НСДАП, национал-социализм, штурмовые отряды, гестапо, политика «ариизации» экономики, авторитарный режим.

Основные даты: 1922 г. – приход фашистов к власти в Италии.

1933 г. – приход фашистов (нацистов) к власти в Германии.

Персоналии: Б. Муссолини, А. Гитлер, Й. Геббельс, Ю. Пилсудский.

Вопросы для повторительной беседы:

    Почему мировой экономический кризис 1929-1933 годов стал самым разрушительным в XX веке для капиталистической системы?

    Какие экономические, социальные и политические последствия имел мировой экономический кризис для западноевропейского общества?

    Какие мероприятия правительства Ф. Рузвельта позволили преодолеть кризис в США?

    В чем заключались особенности проявления мирового экономического кризиса в США, Великобритании и Франции? Какие пути выхода из кризиса предпринимали правительства этих стран? Что в этих мероприятиях было общего, чем они отличались?

    Как изменился капитализм в странах Запада в результате мирового экономического кризиса?

Вопросы плана урока

Приемы, средства и содержание обучения

1. Рождение тоталитаризма.

а). Разочарования европейцев.

б). Коммунистическая альтернатива.

в). Антидемократическая альтернатива.

г). Сущность тоталитаризма и его черты.

 Работа с текстом учебника (§15) и беседа с элементами повторения и обобщения. Работа школьников с текстом и последующее обсуждение основных вопросов пункта плана урока проводится непосредственно на уроке под руководством учителя, преимущественно коллективно. Подготовка в форме тезисов ответа на вопрос: «В чем состоят общие характерные черты тоталитарных режимов?».

В процессе беседы проводится работа по выявлению факторов, которые привели к возникновению тоталитаризма в ряде стран Запада в послевоенный период, и определению сущность тоталитарного режима, его характерных признаков.

2. Установление фашистского режима в Италии.

а). Причины прихода к власти фашистов.

б). Мероприятия фашистского правительства Б. Муссолини.

 Работа с текстом параграфа по выявлению причин, которые позволили придти к власти фашистам в Италии. Подготовка ответа на вопрос: «Почему возникло фашистское движение в Италии?». Если при обсуждении данного пункта плана урока будет заслушано сообщение одного из учащихся о Б. Муссолини, то в процессе сообщения школьники должны ответить на вопрос: «Почему Муссолини и фашистам удалось придти к власти в Италии?»

Работа по анализу документа (стр. 107) и выполнение вопросов задания, нацеленные на обобщение сущности фашизма.

 Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по составлению и заполнению сравнительной таблицы «Признаки и их проявление в тоталитарных режимах Италии и Германии».

Форма сравнения, предложенная в таблице, позволит не только провести работу на уроке по выявлению особенностей тоталитарного режима в Германии и Италии, но и облегчит восприятие старшеклассникам формирование тоталитарного режима в СССР (см. уроки №№22-23). Поэтому работу по заполнению данной таблицы целесообразно продолжить в процессе характеристики советского тоталитарного режима 20-30-х гг.

3. Приход к власти в Германии национал-социалистов.

а). Причины прихода к власти нацистов.

б). Программа НСДАП.

в). Приход к власти фашистов.

г). Первые мероприятия нацистов.

 Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Подготовка ответов на вопросы:

    Почему в Германии стал возможен приход Гитлера к власти?

    В чем особенность программных заявлений германских нацистов?»

Продолжение работы по заполнению таблицы «Признаки и их проявление в тоталитарных режимах Италии и Германии».

Задание. Прочтите отрывок из речи А. Гитлера и определите решающий фактор, который помог нацистам придти к власти в Германии: «Будем откровенны: наша задача - воспользоваться более благоприятными условиями и довести войну, прерванную в 1918-м, до победного конца. Если мне это удастся, то все остальное осуществится само собой, в силу внутренних закономерностей и с помощью элементарного насилия. Прошедшие годы были всего лишь перемирием; впереди - Победа, которую мы проворонили в 1918-м».

4. Гитлеровский режим.

а). Экономическая политика национал-социалистов.

б). Социальная политика нацистов.

в). Идеология нацизма.

г). Установление диктатур в странах Европы.

 Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с элементами беседы. Завершение работы по заполнению таблицы «Признаки и их проявление в тоталитарных режимах Италии и Германии» с последующей проверкой и обсуждением результатов работы.

В процессе обсуждения целесообразно использовать познавательные задания на основе документов, которые помогут не только углубить знания и представления учащихся о фашистском режиме в Германии, но и решать воспитательные, мировоззренческие задачи отрицательного отношения к нацистской идеологии.

Задание. Определите на основании фрагментов высказываний А. Гитлера особенности фашизма в Германии.

 «Я хочу сказать вам, партайгеноссен, о том, как будет выглядеть грядущий социальный порядок: будет класс господ - исторически сложившийся, созданный из различных элементов посредством Борьбы. Будет множество иерархически организованных членов партии. Они станут новым средним сословием. И будет большая масса безымянных, класс служащих, вечно немых - все равно, были они прежде представителями буржуазии или дворянства, рабочими или ремесленниками. … Однако ниже их будет стоять слой порабощенных иноземцев, проще говоря - слой современных рабов. А на самом верху будет новая высшая аристократия, особо заслуженные и особо ответственные лидеры».

 «Мы обязаны истреблять народы... Следует разработать технику истребления народов. Вы спросите: что значит "истреблять народы?" Подразумеваю ли я под этим истребление целых наций? Конечно. Что-то в этом роде, все к тому идет. Природа жестока, и нам тоже позволено быть жестокими. Если я брошу немцев в стальную бурю грядущей войны, не жалея драгоценной немецкой крови, которая прольется в этих битвах, то я тем более имею право истребить миллионы неполноценных, плодящихся подобно насекомым».

Признаки и их проявление в тоталитарных режимах Италии и Германии

Основные признаки тоталитарного режима

Фашистская Италия

Нацистская Германия

Власть у группы или политической партии

    Большой фашистский совет

Культ национального вождя

    Бенито Муссолини (дуче)

    Адольф Гитлер (фюрер)

Уничтожение оппозиции внутри правящей партии и в стране. Уничтожение гражданских свобод.

    1925 г. «вторая волна фашизма» в Италии – запрещены партии оппозиции и нефашистские профсоюзы

    Поджег Рейхстага – отменены гражданские права и свободы, запрещены оппозиционные партии.

    «Ночь длинных ножей» – разгром и уничтожение оппозиции «штурмовиков» (СА).

Сращивание партийного и государственного аппарата

    Все чиновники в Италии должны быть фашистами.

    Большой фашистский совет – правительство Италии

    Чистка государственного аппарата от «антинациональных элементов»

    Чиновники назначались с согласия НСДАП.

    Предприниматели – члены НСДАП («фюреры»).

Всесторонний контроль государства за жизнью общества с помощью системы массовых общественных организаций

    Все рабочие и предприниматели входили в корпорации.

    Общество «Дополаворо» («После работы») – организация досуга трудящихся.

    Немецкий трудовой фронт (единый германский профсоюз рабочих и предпринимателей) под контролем фашистского государства.

    «Сила через радость» – досуг рабочих.

    «Гитлерюгенд» - обязательная нацистская молодежная организация.

    Нацистские союзы писателей и художников.

    Все средства СМИ нацистские.

Репрессии

    Противников фашистского режима отправляли в тюрьмы.

    Добровольная милиция национальной безопасности.

    Отряды «чернорубашечников»

    Служба безопасности (СД), тайная политическая полиция (гестапо).

    рекомендации профильного обучения профильного обучения
  • Методические рекомендации

    Профильное обучение Методические рекомендации по использованию учебников... и общественной жизни. Для профильного обучения существенно, как соотносится такая... самостоятельной работы учащихся для профильного обучения , одновременно следует заметить, ...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию учебника «ГЕОМЕТРИЯ» автор И.М. ... к основному, так и дополнительному материалу. Представленные методические рекомендации полностью соответствует новым стандартам по...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации рекомендаций профильное обучение . Во втором концентре...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о тоталитарных режимах в европейских странах в 20-30 гг. XX века. Выяснить причины прихода фашистов к власти, общие и особенные черты фашистских режимов в Италии, Германии и Италии. Уделить внимание роли личности в истории (На примере характеристики Бенито Мусолини и Адольфа Гитлера) и моральной оценке фашизма.

План.

  1. Что такое фашизм? Что такое тоталитаризм? Каковы характерные черты тоталитаризма? Причины прихода фашистов к власти.
  2. Сравнительная характеристика фашистских режимов в Италии и Германии. Общее и особенное (3-4-х минутное сообщение с выводом)
  3. Особенности франкизма

Список литературы.

  1. О. С. Сороко-Цюпа, А.С. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение §§ 13-14.
  2. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история.- М.: Аванта+,1997,стр. 574- 584, 589-590
  3. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. История ХХ века. Зарубежные страны - М.: Аванта+,2002,стр. 104- 127 стр. 138- 146
  4. Школьная энциклопедия «Руссика». Новейшая история ХХ в. – М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2003 стр. 141-142, 321-322, 507-510, 518-519

Задания.

  1. Работа со словарем: фашизм, тоталитаризм, «поход на Рим», «ночь длинных ножей», «Хрустальная ночь», «Третий рейх»
  2. Индивидуальные задания: характеристики Б. Муссолини и А.Гитлера
  3. Подготовка к самостоятельной работе
  4. Заполнить сравнительную таблицу

Вопросы для сравнения

Италия

Германия

Лидер фашистов

Политическая система

Экономическая политика

Социальная политика

Идеология

Внешняя политика

Тема сегодняшнего семинарского занятия «Тоталитарные режимы в 30-е гг. Италия, Германия, Испания». Период, о котором идет речь иногда в европейской истории называют «межвоенным». Для него на первом этапе (2-я половина 20-х годов) была характерна стабилизация в экономике, социальных отношениях, международной жизни. Это были годы подъема производства, особенно в новых отраслях промышленности, начавших быстро развиваться в первые десятилетия ХХ в., - автомобильной, авиационной, химической, радио- и электротехнической и др. Социальные конфликты как будто сокращаются, хотя выступления трудящихся (стачка горняков в Англии в 1926г.) свидетельствовали о существовавших проблемах и противоречиях. Международные отношения второй половины 20-х гг. называют «эрой пацифизма». Процветание особенно было заметно в США. Даже в странах, принадлежавших к числу победивших в войне, положение многих отраслей хозяйства было трудным. Что же касается побежденных – Германии, Италии и др. то им стоило большого труда восстановить довоенный уровень производства, а уровень жизни населения в каждой из этих стран еще многие годы после войны оставался очень низким.

Период стабильности был прерван крахом на Нью-Йоркской бирже (24 октября 1929 г.), ознаменовавшим начало мирового экономического кризиса. Мировой экономический кризис 1929-1933гг. обострил социальные и политические противоречия капиталистического общества. Возникла угроза разрушения европейской цивилизации со стороны фашизма.

1. Что такое фашизм?

Ученики: Фашизм (от итал. «пучок», «связка») – реакционное политическое течение, возникшее в ряде стран после Первой мировой войны.

Как соотносятся понятия «фашизм» и «тоталитаризм»?

Ученики: фашизм является одной из форм тоталитаризма.

Что такое тоталитаризм? Каковы характерные черты тоталитаризма?

Ученики: (от лат. «весь», «полный») – антидемократический режим, в котором установлен полный контроль государства над человеком, ликвидированы все проявления гражданского общества, отсутствует оппозиция, парламентская демократия.

Черты тоталитаризма:

  • установление однопартийной системы
  • уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии
  • полное сращивание партийного и государственного аппарата, превращение государственной машины в орудие партии
  • ликвидация системы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей
  • уничтожение гражданских свобод
  • построение системы всеохватывающих массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом
  • унификация (приведение к единообразию) всей общественной жизни
  • авторитарный способ мышления
  • культ национального вождя
  • массовые репрессии

Каковы причины прихода фашистов к власти?

Ученики:

  • Разочарование большинства населения (ремесленники, крестьяне, ветераны войны, безработные) условиями послевоенного мира; социально-экономический и политический кризис.
  • Неспособность правительств вывести страну из кризиса, тяга народных масс к стабильности, «сильной руке».
  • Поддержка фашистов со стороны крупных предпринимателей, финансистов, земельной аристократии из-за боязни революционного взрыва и заинтересованности в государственных заказах.
  • Слабость антифашистских сил, демократических институтов; раскол рабочего класса (лидеры СДПГ и КПГ недооценивали фашистскую угрозу и продолжали борьбу за лидирующую роль в рабочем движении).
  • Изменение тактики самой партии, её активная борьба за массы, внимание к парламентским формам деятельности.

2. Сравнительная характеристика фашистских режимов в Италии и Германии. Общее и особенное

Вопросы для сравнения

Италия

Германия

Лидер фашистов

Б. Муссолини

А. Гитлер

Год создания фашистской партии

1919. Мюнхен. Основатель партии рабочий А. Дрекслер

Год формирования правительства фашистским лидером

1922 – коалиционное

1926 – однопартийное

Политическая система

  • Отмена выборов, парламент превращен в совещательный орган
  • Диктатура Б.Муссолини
  • Запрет оппозиционных партий
  • Жесткая концентрация власти, принцип «фюрерства»,
  • усиление репрессивного аппарата
  • тотальный контроль над всеми государственными структурами
  • запрет оппозиционных политических партий,
  • контроль над прессой
  • Однопартийная система

Экономическая политика

  • Контроль за экономикой (отраслями промышленности, торговлей) через корпорации. Действие вертикальной системы корпораций в четырех отраслях: промышленность, сельское хозяйство, торговля, финансы
  • Милитаризация экономики
  • Монополизация банковской системы
  • Автаркия
  • Государственное регулирование (Верховный орган руководства экономикой – Генеральный совет немецкого хозяйства; гос. военные заказы; контроль производства и сбыта в сельском хозяйстве). Были приняты законы, допускавшие конфискацию или ограничение собственности
  • Сочетание частной и государственной собственности
  • Милитаризация экономики
  • Планирование (диктат номенклатуры выпускаемой продукции, цен на неё, размера зарплаты и числа работников, порядок использования прибыли)
  • Автаркия

Социальная политика

Корпорации регулировали социальные отношения

Ослабление безработицы

Урегулирование отношений с Ватиканом.

1929г – Латеранские соглашения были подписаны между Пием ХI и Муссолини, предусматривающие государственный суверенитет города Ватикан

Любая оппозиция среди верующих подавлялась

Идеология

Великодержавность, реваншизм

Расизм: элита белой расы – арийцы и национализм

Реваншизм

Антисемитизм

Антигуманизм

Культ войны

Популизм

Внешняя политика

  • конфликт с Югославией по пограничным вопросам
  • 935-1936 гг. – захват Эфиопии; оформление германо-итальянского союза
  • 1937 г. – присоединение к германо-японскому Антикоминтерновскому пакту. Ось «Берлин-Рим-Токио»
  • 1939 г. – вторжение в Албанию помощь фашистам в Испании
  • 1933-1935гг. – борьба за отмену всех ограничений на перевооружение страны, записанных в Версальском договоре
  • 1936-1939гг. – переход к прямым актам агрессии в Европе
  • 1938г. – аншлюс Австрии
  • 1939г. – захват Судетской области и всей Чехословакии; помощь фашистам в Испании

Таким образом, мы констатируем, что в 20-е годы в Италии и в 30-е годы в Германии к власти приходят фашисты. В этих странах устанавливаются тоталитарные режимы, степень контроля над обществом становится достаточно высокой. Государства носят антиправовой характер. В них беззаконие и возможность произвола по отношению к гражданам были возведены в ранг закона.

При жесткой регламентации должностных функций и субординации чиновников внутри государственных ведомств, упорядоченность в межведомственных отношениях, как и четкое построение вертикали власти, отсутствовали. Фактор воли лидеров, субъективных отношений между ними был осознанно поставлен выше фиксированных правил и норм разработки, принятия и исполнения решений.

Во внешней политике обеспечивалось решение задачи, связанной с подготовкой к войне.

Какой из политических режимов: фашистский в Италии или нацистский в Германии представляется вам тоталитарным в более полной мере?

Политический режим в Германии представляется тоталитарным в более полной мере, т.к. в Италии главой государства считался король Виктор Эммануил III, т.е. сохранялась монархия, определенное влияние в стране имел Ватикан, юг Италии контролировала мафия.

Основателем европейского фашизма считается Б.Муссолини, а одним из тех, кто оставил самый мрачный след в истории ХХ в – А. Гитлер. Еще в 1922г. в письме к Гитлеру Йозеф Геббельс писал: «Подобно восходящей звезде вы предстали пред нами, вы совершили чудо, прочистили наши мозги и дали нам веру, нам – блуждавшим в мире отчаяния и скепсиса… Впервые мы увидели человека, сорвавшего маски с лиц, искаженных жаждой наживы, - с лиц всех этих парламентских ничтожеств… Вы выразили больше, чем вашу собственную боль… Вы высказали потребность целого поколения, блуждающего в поисках цели в мире утраченных идеалов.

Характеристики Б. Муссолини и А.Гитлера

Какие личные качества Гитлера способствовали тому, что безвестный ефрейтор, каким он был в первую мировую войну, недоучившийся художник стал вождем немецкого народа?

Решительный, волевой, фанатично преданный идее.

Согласны ли вы с тем, что в 1933 г. в Германии произошла простая смена правительства?

Нет. Т.к., произошла смена буржуазно-демократического режима на тоталитарный. То есть изменилась одна из форм государства.

Работа с документами. См. приложение №1 .

Что означают выражения?

  • «поход на Рим» - движение в 1922 году фашистских молодчиков из Неаполя на Рим с целью установления контроля над муниципалитетом
  • «ночь длинных ножей» - кроваваярасправа фашистов над группой старых нацистов, требующих выполнения обещаний, учиненная 1-3 июля 1934г.
  • «Хрустальная ночь» - инсценировка по приказу Гитлера, при участии Геббельса и Гиммлера, всегерманского еврейского погрома в ночь с 9 по 10 ноября 1938 г.
  • «Третий рейх» (Третья империя) – официальное нацистское название режима, существовавшего в Германии с января 1933г. по май 1945г. Первый рейх – Священная Римская империя (с коронации в Риме Оттона Первого в 962 г. до 1806 г.). Второй рейх – с 1871г. до падения династии Гогенцоллернов в 1918г.

3. Особенности франкизма.

Особый режим, который сложился в Испании в годы франкизма, получил название умеренно-тоталитарного. Каковы особенности данного режима?

  • фашистское движение в Испании не обрело массовой социальной базы
  • режим навязан извне
  • большое влияние сохранила церковь
  • режим Франко никогда не пытался установить жесткий контроль над экономикой
  • Франко уклонился от официального вступления в войну
  • все годы диктатуры Франко Испания оставалась монархией

Работа с документами. См. приложение №2

Таким образом, тоталитарный режим в Испании можно назвать особым. Черты тоталитаризма не проявились в данной стране в полной мере и некоторые историки называют данный режим «умеренно-тоталитарным».

Итак, в 20-30-е гг. в европейских странах к власти приходят фашисты, совершившие в дальнейшем злодеяния, поражающие воображения. Эти злодеяния нельзя оправдать, какими бы то ни было теориями, концепциями, ссылками на объективный ход исторического развития, на особенности массовой психологии немцев и т. п. Моральная оценка фашизма однозначна, но она не освобождает нас от необходимости понять, что сделало эти преступления возможными. Разумеется, было бы самонадеянным считать, что на одном семинаре мы сможем изучить все аспекты, касающиеся зарождения и развития тоталитарных режимов. Разговор будет продолжен на уроках по обществознанию и отечественной истории.

Необходимо напомнить о неофашистах на современном этапе. Каждый из нас волен выбирать свой путь, но в одном я убеждена, человеку мыслящему, думающему, образованному не по пути с фашистами.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Сравнительная таблица «Политические режимы Италии, Германии, Испании»

Сравниваемые характеристики

Италия

Германия

Испания

Степень контроля государства над обществом

Жесткий контроль над экономикой -- корпоративизм

Все сферы жизни общества

Отсутствие жесткого контроля над обществом

Партийная политическая система

Монополия «фаши ди комбатименто»

Монополия НСДАП

Монополия «Испанской фаланги»

«Вождизм»

Дуче Бенито Муссолини

Фюрер Адольф Гитлер

Каудильо Франсиско Франко Баамонде

Путь во власть

Создание коалиционного правительства. Победа на выборах в парламент в 1924 году

Победа на выборах в рейхстаг в 1933 году

Победа в гражданской войне, режим навязан извне

Система репрессивных органов государства

организация концлагерей для инакомыслящих

Гестапо, организация концлагерей для инакомыслящих

Сращивание партийных и государственных органов

Роспуск палаты депутатов. Формирование Палаты фашей и корпораций

1933г – закон о единстве партии и государства, 1934 – Гитлер фюрер и рейхсканцлер пожизненно

1936 г – Франко имеет пост главнокомандующего, звание генералиссимуса, глава государства

Идеология

«Вне государства не существуют человеческие и духовные ценности»-культ государства

«Один народ, одно государство, один вождь». Нацизм (превосходство немецкой нации) , антисемитизм, культ силы

Фалангизм не стал государственной идеологией

Отношение к церкви

Большое влияние католической церкви.

1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет города Ватикан)

Конфликт с Церковью, оккультизм

Большое влияние католической церкви

Внешняя политика

1935-1936 гг – вторжение в Албанию, захват Эфиопии, 1937 – присоединение к Антикоминтерновскому пакту

1933-1935 – отмена Версальских ограничений, 1936-1939 гг – аншлюс Австрии, раздел Чехословакии, 1.09.1939 – нападение на Польшу


Франко уклонился от официального вступления в войну.

Характер политического режима

Тоталитаризм -- фашизм

Тоталитаризм -- нацизм

Умеренно-тоталитарный режим --франкизм, фалангизм

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

ДОКУМЕНТ 1

Гитлер о принципах организации
государственной власти (март 1933 г.)

Полное коренное изменение современного внутриполитического положения. Никакой терпимости по отношению к взглядам, препятствующим достижению наших целей. Кто не исправится, должен быть сломлен. Беспощадное искоренение марксизма. Смерть за измену стране и народу. Строжайшее авторитарное государственное руководство. Ликвидация раковой опухоли демократии

Таблица 1.

Нацистские законы времен становления тоталитарного государства

Задание:

Проанализируйте документ 1 и таблицу 1, ответив на следующие вопросы:
- какие задачи ставила перед собой нацистская партия после прихода к власти;
- были ли эти задачи решены в результате законодательной деятельности нацистов в 1934-1935 гг.;
- можно ли, используя материал таблицы, доказать, что в Германии к 1936 г. было создано тоталитарное государство?

Задание:

  • Проанализировать:
    а) высказывание Гитлера (
    документ 2 );
    б) расписание уроков в немецкой нацистской школе для девочек (см. таблицу 2);
    в) сочинение школьницы Эрны Листинг, опубликованное в антисемитской газете «Дер Штюрмер»
  • Ответить на вопросы:
    - какие цели ставились перед школой в нацистской Германии;
    - каковы были способы достижения этих целей;
    - удалось ли достигнуть этих целей?

Документ 2. Гитлер о воспитании

Моя педагогика тверда. Слабость должна быть изничтожена. В моих замках подрастет молодежь, которая ужаснет мир. Мне нужна молодежь, жаждущая насилия, власти, никого не боящаяся, страшная. Свободный прекрасный хищный зверь должен сверкать в ее глазах. Мне не нужен интеллект. Знания погубили бы мою молодежь.

Таблица 2. Расписание уроков в нацистской школе для девочек


Сочинение Эрны Листинг

К сожалению, даже сейчас многие продолжают утверждать, что евреи тоже «творенья Божьи» и поэтому их надо уважать. Но ведь мы говорим, что и мухи тоже творенья, но при этом уничтожаем их. Еврей - это гибрид. Он унаследовал признаки арийцев, азиатов, негров и монголов. Единственное, что есть у него хорошего - это белая кожа.
Среди жителей южных островов бытует поговорка: «Белый - от Бога, и черный - от Бога, а вот гибрид - от дьявола».
Иисус сказал однажды евреям: «Ваш отец не Бог, а дьявол». У евреев есть порочная книга их законов - Талмуд. Кроме того, евреи считают нас животными и поэтому так плохо к нам относятся. Они отбирают у нас деньги и имущество жульническим путем.
Уже при дворе Карла Великого командовали евреи, и поэтому было восстановлено римское право. Но оно не годилось ни для немецкого, ни для римского крестьянина, а было выгодно только евреям-торговцам. Евреи виноваты даже в смерти Карла Великого.
В Гельзенкирхене еврей Гринберг продавал человеческое трупное мясо. Это разрешено книгой его законов. Евреи подстрекали к восстанию и к войне. Они обрекли русских на страдание и горе. В Германии они поддерживали коммунистов и платили убийцам.
Мы были на краю гибели, когда пришел Адольф Гитлер. Теперь заморские евреи агитируют против нас. Но мы не дадим провести себя и позаботимся о нашем фюрере. Каждый грош, который мы даем евреям, убивает кого-либо из наших близких...
Хайль Гитлер!

ДОКУМЕНТ 4

Побуждаемый сознанием того, что чистота немецкой крови является залогом существования немецкого народа, а также непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой нации во все времена, рейхстаг единодушно принял публикуемые ниже законы.
1. Браки между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещены. Заключенные вопреки этому закону браки не имеют юридической силы, даже если они оформлены в обход этого закона за пределами Германии.
2. Половая связь между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещена.
3. Евреям запрещено вывешивать флаг Рейха как национальный флаг, а также использовать цвета рейха для иных целей.

1. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях.
2. Чиновники-евреи будут уволены до 31 октября 1935 года.
3. Евреем считается лицо, среди предков которого во втором поколении (бабки и деды) имелось не менее трех лиц еврейской расы.

Задание:
проанализировать текст, ответив на следующие вопросы:
- какие ограничения налагали Нюрнбергские законы на профессиональную деятельность евреев;
- как ограничивались права евреев в быту, в повседневной жизни, как этими ограничениями унижалось человеческое достоинство;
- как ограничивались семейные права евреев, что происходило со смешанными браками

ДОКУМЕНТ 5

Из директивы А.Гитлера министру по делам
восточных территорий А.Розенбергу
о введении в действие Генерального плана «Ост»
(23 июля 1942 г.)

Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна... образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста...
Каждый образованный человек - это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…
Говоря пo-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год

Какая участь ожидала славянские народы согласно плану «Ост»;
- как Вы думаете, можно ли считать Холокост своего рода «генеральной репетицией» нацистской политики массового истребления народов;
- на Нюрнбергском процессе (суде над крупнейшими нацистскими преступниками) было сформулировано понятие «преступления против человечества»; попробуйте, опираясь на документ и известные вам факты о Холокосте, объяснить, что означает это понятие.


1. Фашизм в Германии: путь к власти [§11 п.1 Загладин].Численность партии А. Гитлера с 1926 по 1929 г. возросла с 17 до 120 тыс. членов. Она создала общегер­манскую территориальную структуру, сформировала военизированные отряды, собственную тайную полицию. Возникли поддерживающие НСДАП молодежные, женские и профсоюзные организации. Не отказываясь от насилия, особенно против коммунистов, фашистская партия взяла курс на приход к власти мирным путем, с использованием инсти­тутов демократии.

В условиях кризиса, выявившего явную неспособность правитель­ства обеспечить решение социальных проблем, влияние НСДАП быст­ро росло. Одновременно, хотя и более медленными темпами, усилива­лись позиции коммунистов. Компартия Германии (КПГ) стала одной из самых влиятельных в Западной Европе. При этом, как показали ито­ги повторных выборов в 1932 г., НСДАП уже прошла пик своей попу­лярности, часть ее избирателей начала разочаровываться в фашизме.
Таблица 11. Результаты выборов в рейхстаг (1928-1933 гг.)


Партия

Количество голосов (млн.)

1928 г.

1930 г.

1932 г. июль

1932 г. ноябрь

1933 г.

Компартия Германии

3,3

4,6

5,3

6,0

5,0

НСДАП

0,8

6,4

13,0

11,0

17,3

Схема 2. Распределение мест в рейхстаге после выборов в ноябре 1932 г.

30 января 1933 г. президент Германии П. Гинденбург назначил А. Гитлера рейхсканцлером (главой правительства).

В этих условиях единые действия коммунистов и социал-демокра­тов, в сумме располагавших не меньшей поддержкой в рейхстаге, чем партия А. Гитлера, могли предотвратить установление фашистской дик­татуры. Однако лидеры КПГ считали, что Германия стоит на пороге со­циалистической революции и мечтали о Советской Германии. Омы не проявили заинтересованности в разработке совместной с социал-де­мократами программы действий, которая обеспечила бы выход из кри­зиса. Их тактика оставалась прежней.

Призывы к единым антифашистским действиям КПГ обращала лишь к рядовым социал-демократам, продолжая разоблачать лидеров СДПГ как предателей интересов рабочего класса. Некоторые руководители Компартии не скрывали убеждения, что для них фашисты являются меньшим злом, чем социал-демократы. Они считали, что Гитлер, придя к власти, быстро потеряет всякое влияние, кризис будет углубляться, что откроет КПГ путь к власти.

2. Фашистская диктатура в Германии [§11 п.2 Загладин].

Первый удар национал-социа­листов был нанесен по Коммунистической партии. Поджог здания рейх­стага в феврале 1933 г., приписанный коммунистам, стал поводом для кампании репрессий против руководства КПГ. Однако на досрочных выборах в рейхстаг, состоявшихся в марте, за коммунистов проголосо­вало около 5 млн. избирателей, 7 млн. поддержали социал-демократов, НСДАП получила 17,3 млн. голосов.

Для того чтобы обеспечить поддержку 2/3 голосов в парламенте, тре­бующихся для изменения конституции, правительство А. Гитлера объя­вило КПГ вне закона.

Провозгласив недействительными полученные ею мандаты, нацио­нал-социалисты при поддержке правых и центристских партий провели закон о чрезвычайных полномочиях . Правительство получило право издавать законы без рассмотрения их парламентом. Летом 1933 г. все партии, кроме НСДАП, были запрещены , оппозиционная пресса закры­та, «плохие» немцы, не разделяющие фашистскую идеологию, отправ­лены в концлагеря.
Концентрационные лагеря (концлагеря) - места принудитель­ного заключения лиц, неугодных правящему режиму. В Германии они стали также лагерями смерти для миллионов евреев, славян, полити­ческих противников фашизма, военнопленных.
После смерти Гинденбурга в 1934 г. А. Гитлер сосредоточил в своих руках полномочия президента, главы правительства и верховного главнокомандующего, провозгласив себя фюрером Германии.


  1. Идеоло­гия фашизма предполагала, что единая нация живет в едином госу­дарстве, возглавляемом одним вождем.

  • Принцип жесткой централизации власти сверху донизу стал осно­вой реорганизации политической системы. Была отменена автономия земель.

  • Структуры НСДАП и государства слиты воедино. Партийная полиция - СС - превратилась в тайную полицию государства, ее воз­главил Г. Гиммлер.

  • Все средства массовой информации отныне подчи­нялись министерству народного просвещения и пропаганды , которое возглавилИ. Геббельс. Произведения искусства, противоречащие иде­ологии фашизма, уничтожались, книги сжигались на кострах. Запреща­лось исполнение «непатриотической» музыки.

  • Профсоюзы были заме­нены системой Трудового фронта , игравшей роль министерства распределения трудовых ресурсов.
Привыкшие к анархии и вседозволенности штурмовые отряды СА , в которые в 1920-е гг. рекрутирова­лись безработные и разорившиеся мелкие буржуа (они использовались для погромов и уличных манифестаций), были частично ликвидирова­ны, частично подчинены командованию армии. Лидер штурмовиков, бывший соратник ГитлераЭ. Рем, был обвинен в заговоре против фю­рера и казнен.

  1. Большое внимание уделялось управлению экономикой.

  • В 1934 г. про­мышленность страны поставили под контроль территориальных и про­изводственных объединений, управляемых министерством экономики. Номенклатура 80% продукции, цены на нее, количество нанимаемых работников, лишившихся права на забастовку, уровень зарплаты, про­должительность рабочего дня - все определялось государством.

  • Были введены ограничения на внешнеторговые операции. Для экс­порта продукции требовалось специальное разрешение министерства экономики. Так достигалась автаркия - самообеспеченность основ­ными видами продукции, в первую очередь сельского хозяйства.

  • Для поддержки сельского хозяйства погашались задолженности крестьян, вводились твердые цены на их продукцию, устанавливались высокие пошлины на импорт продовольствия. Запрещалось продавать и сдавать в аренду землю.

  • Трудовой фронт направлял безработных горожан помогать крестьянам. Это было частью социальной программы национал-социалистов, свя­занной с организацией общественных работ и строительством дорог. Ее цель состояла в том, чтобы ликвидировать безработицу, понизить нало­ги на мелких собственников.

  1. Расовая теория фашизма стала основой его национальной политики.
Народы делились на высшие и неполноценные. К первым были отнесе­ны, прежде всего, немцы, провозглашенные потомками древних ариев, якобы стоявших у истоков европейской цивилизации. Когда Германия заключила военный союз с Японией, японцы были признаны арийцами Азии. Неполноценными провозглашались народы, земли которых рассмат­ривались как объект будущего завоевания, в частности славяне. Осо­бую враждебность национал-социалисты проявляли к евреям. В Герма­нии их проживало около 0,5 млн.

Программа ариизации экономики включала экспроприацию собственности, банков и предприятий не­арийцев (они составляли 1/15 численности буржуазии). Эта програм­ма стала одним из источников средств решения социальных проблем. Экспроприированная собственность переходила государству, частично передавалась германским банкирам и промышленникам.

Юридической основой ариизации стал закон 1935 г. о гражданстве , согласно которому те, кто не мог доказать свое арийское происхожде­ние, не считались гражданами страны, ограничивались в правах. Браки между арийцами и представителями «низших» рас, согласно закону об охране немецкой нации и чистоты немецкой крови, запрещались.

Политика фашистского режима, установившего всеобъемлющий (то­тальный) контроль над жизнью общества, не встречала организованного сопротивления.
Тоталитарное государство - форма диктатуры, при которой вся полнота власти принадлежит одной политической силе, тотально (все­цело) контролирующей общество и все стороны жизни граждан.
Репрессивный характер режима, беспощадно подавлявшего инако­мыслие, исключал открытый протест. Ликвидация безработицы, уста­новление гарантированной оплаты, программы помощи неработающим матерям, создание системы бесплатного образования и т.д. одобрялись многими немцами.

Национал-социалисты обещали немцам процветание за счет захвата земель других народов, особенно на Востоке Европы, сулили превра­тить всю нацию в расу господ. Подготовка к войне стала главной целью фашистского режима. В 1936 г. был принят четырехлетний план созда­ния вооруженных сил , способных обеспечить реванш за поражение в Пер­вой мировой войне.

Подготовке к войне служила пропаганда фашистских идей за рубе­жом. В германоязычной Австрии, среди немцев, живущих в Чехослова­кии, потомков выходцев из Германии в других странах, пропагандиро­вались идеи объединения всех немцев в рамках Великой Германии. В 1934 г. в столице Австрии, Вене, национал-социалистское движение предприняло попытку захвата власти.

В поиске союзников за рубежом режим А. Гитлера обращался в пер­вую очередь к тем странам, которых не удовлетворяли условия Версальско-Вашингтонской системы, где существовали милитаристские диктаторские режимы.

3. Фашистская диктатура в Италии [§11 п.3 Загладин].

Первым таким союзником Герма­нии в Европе стал фашистский режим в Италии. Поворот к созданию тоталитарного государства начался в Италии в 1925 г. и растянулся по времени примерно на десятилетие.

В 1925 г. Б. Муссолини добился принятия закона, по которому глава правительства назначался королем и нес ответственность перед ним, а не перед парламентом.

В 1926 г. правительство получило законода­тельные полномочия, парламент стал совещательным органом. Были распущены «антинациональные» Коммунистическая и Социалистическая партии , а затем остальные политические организации, кроме фашистской партии. Все должности в государственном аппарате стали замещаться только ее членами.

На профсоюзы возлагалась задача по содействию «моральному и патриотическому воспитанию» своих членов. Зада­ча защиты их социальных интересов отпала с созданием 22 корпора­ций, объединивших под государственным контролем предпринимате­лей и профсоюзы по отраслям промышленности.

Экономическая и политическая власть сосредоточилась в руках го­сударства, которое через Национальный совет корпораций и Институт промышленной реконструкции, монополизировавший банки страны, начало осуществлять контроль над экономическим развитием.

Формально Италия оставалась парламентской монархией, в дей­ствительности роль короля и парламента свелась к нулю. Муссолини реорганизовал и избирательную систему, отменив выборы. Кандидатуры депутатов в парламент выдвигались корпорациями, утверждались Большим фашистским советом - руководящим органом фашистской партии.

Возникшие в 1920-1930-е гг. во многих странах фашистские движе­ния, а также диктаторские режимы заимствовали фразеологию и мето­ды Б. Муссолини и А. Гитлера, апеллировали к единству нации, ее вели­чию, под которым понималось расширение территории страны за счет соседей.

К 1939 г. из 26 стран Европы демократическая форма правления со­хранилась лишь в 12. Фашистские режимы и военные диктатуры, опи­равшиеся на армию, возникали:


Список автора

Список по времени

Диктаторские режимы

Тоталитарные режимы

в Италии (1925),

в Венгрии (1920),

в Венгрии (1920),

в Италии (1925),

в Германии (1933),

в Болгарии (1922),

в Болгарии (1922),

в Германии (1933),

в Венгрии (1920),

в Албании (1925),

в Албании (1925),

в Болгарии (1922),

в Италии (1925),

в Литве (1926),

в Испании (1930),

в Литве (1926),

в Польше (1926),

в Албании (1925),

в Польше (1926),

в Португалии (1926),

в Польше (1926),

в Португалии (1926),

в Югославии (1929),

в Португалии (1926),

в Югославии (1929),

в Испании (1930),

в Литве (1926),

в Испании (1930),

в Австрии (1933),

в Югославии (1929),

в Австрии (1933),

в Латвии (1934),

в Австрии (1933),

в Германии (1933),

в Эстонии (1934),

в Эстонии (1934),

в Латвии (1934),

в Греции (1936),

в Латвии (1934),

в Эстонии (1934),

в Румынии (1938).

в Греции (1936),

в Греции (1936),

в Румынии (1938).

в Румынии (1938).

Не все эти режимы оказались долговечными, но процесс фашизации Европы проявился довольно отчетливо .

4. Национализм и милитаризм в Японии [§11 п.4 Загладин].

Особую форму воинствую­щий национализм принял в Японии. Истоки его подъема также корени­лись в экономических трудностях.

  • Решения Вашингтонской конферен­ции лишили Японию привилегированного положения на китайских рынках.

  • Начавшаяся в Китае революция , сопровождающаяся бойкотом товаров иностранных держав, спровоцировала в 1927 г. экономический кризис в Японии. Крах банков, падение курса иены, спад производства породили стремление решить все проблемы за счет внешней экспансии.
Однако слабость политических партий, особая роль корпоративных, ведомственных, клановых группировок, ведущих борьбу за влияние на императорский двор, исключали возникновение массовых политиче­ских движений. Главным носителем идей воинствующего национализма стала верхушка вооруженных сил , создавшая полутайные общества, свя­занные с финансово-промышленными группами (дзайбацу). Их влия­ние усиливало милитаристско-олигархический характер японского национализма.

В 1927 г. главой правительства стал генерал Г. Танака, сторонник проведения наступательной внешней политики, жесткого курса внутри страны. В 1928 г. партия сэйюкай, лидером которой был Танака, потер­пела поражение на выборах, но император Японии оставил его у власти. Правительство арестовало лидеров некоторых леворадикальных орга­низаций, в том числе и Коммунистической партии. Был принят закон об «опасных мыслях» , предусматривавший смертную казнь за призывы к свержению существующего строя. Ускоренными темпами велась под­готовка к новой войне за передел мира.

Вопросы и задания


  1. Почему в Германии в 1920-1930-е гг. возросла популярность коммунистов и национал-социалистов?

  2. Каким образом мировой экономический кризис повлиял на об­щественно-политическую ситуацию в Германии?

  3. Каким был путь А. Гитлера к власти? Объясните причины уста­новления фашистской диктатуры в Германии.

  4. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику фашист­ского режима. Почему его поддержало большинство немцев?

  5. Чем установленный в Италии фашистский режим Б. Муссоли­ни отличался от фашистской диктатуры в Германии? Чем они были схожи? Почему фашистские партии стремились соблю­сти нормы парламентской демократии на пути к власти?

  6. Раскройте пути проявления воинствующего национализма и милитаризма в Японии.

  7. На основе текста параграфа и документов заполните таблицу «Становление тоталитарных режимов».

Задание 7. Сделайте вывод: что было общего в развитии Германии, Ита­лии, Японии в 1930-е гг. и чем различались политические ре­жимы этих стран?

Документальные материалы

Из выступления А. Гитлера (февр. 1933 г.):

Емкость рынков мира ограничена, а производство повсюду из­быточно. В освоении новых земель - единственная возмож­ность снова сократить армию безработных <...> Жизненное пространство для немецкого народа слишком мало. Строительство вермахта - важнейшая предпосылка для дос­тижения цели - завоевания политического могущества <...> Как будет использовано политическое могущество, когда мы приобретем его? <...> Возможно, завоевание новых рынков сбыта, возможно - и, пожалуй, это лучше - захват нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадная гер­манизация.
Вопросы 13. Какие цели А. Гитлер провозгласил в 1933 г.? Какие средства для этого предлагалось использовать?

В интересах самозащиты Япония будет проводить политику «крови и железа».

Если мы в будущем захотим захватить в свои руки контроль над Китаем, мы должны сокрушить Соединенные Штаты. Чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньч­журию и Монголию <...> Следует использовать этот район как базу для проникновения в Китай под предлогом развития на­шей торговли.

Овладев ресурсами Китая, мы перейдем к завоеванию Индии, стран Южных морей, а затем к завоеванию Малой Азии, Цент­ральной Азии и, наконец, Европы <...> В программу нашего национального развития входит необхо­димость вновь скрестить мечи с Россией.
Вопрос 14. Как обосновывалась в меморандуме необходимость перехода к по­литике «крови и железа»? Охарактеризуйте планы действий Японии. Как можно оценить такую политику?