Послевоенное устройство мира. Сложность и противоречивость развития советского общества

  • 02.09.2019

Основные итоги Второй мировой войны. Послевоенное устройство мира. Итоги Второй мировой войны. Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 61 государство (80% населения аямього шара). Воен. действия велись на терр. 40 гос-в. В вооруж. силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. чел., из них убито из фронтах 27 млн. чел. Воен. расходы и воен. убытки составили 4 триллиона долл. Материальные затраты достигли 6О-70% национального дохода воевавших государств. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей. В ходе войны силам империалистич. реакции не удалось достигнуть своей главной цели - уничтожить Сов. Союз, подавить коммунистич. и рабочее движение во всём мире. В этой войне, ознаменовавшей дальнейшее углубление общего кризиса капитализма, был полностью разгромлен фашизм - ударная сила международного империализма. Война неопровержимо доказала непреоборимую силу социализма и Советского Союза - первого в мире социалистического гос-ва. Война оказала влияние на развитие нац.-освободит, движения народов, к-рое привело к распаду ко/юн, системы империализма В результате нового подъёма освободит, борьбы народов, начавшегося После В. М. в., из-под колон, гнета освободилось почти 97% населения (данные на 1971), проживавшего к концу В. м. в. в колониях. Народы развивающихся стран развернули борьбу против неоколониализма, за прогрессивное развитие. В капиталистических странах ускорился процесс революционизирования нар. масс, возросло влияние коммунистич. и рабочих партий; мировое коммунистич. и рабочее движение поднялось на новую, более высокую ступень. В длительных и напряженных боях колоссальных группировок вооруж. сил двух коалиции развивались придмы вооруж. борьбы, вырабатывались ее новые формы. В. м. в. - крупнейший этап в развитии воен. искусства, строительства и организации вооруж. сил Экономика большинства воевавших стран была подорвана. Именно эти страшные итоги Второй мировой войны, поставившие на грань уничтожения цивилизацию, заставили активизироваться ее жизнеспособные силы Об этом свидетельствуют, в частности, факт оформления действенной структуры мирового сообщества - Организации Объединенных Наций (ООН), противостоящей тоталитарным тенденциям в развитии, имперским амбициям отдельных государств; акт Нюрнбергского и Токийского процессов, осудивших фашизм, тоталитаризм, наказавших главарей преступных режимов; широкое антивоенное движение, способствовавшее принятию международных пактов о запрете на производство, распространение и применение оружия массового поражения и т. д.

Билет 20. США во второй половине 1940-х - 1950-е годы. НТР и ее влияние на американское общество. США 40-50 гг.Вторая мировая война завершила процесс превращения США в финансово-экономического и военно-политического лидера капиталистического мира. Удельный вес США в промышленном производстве Запада в 1948 г. составил 55%. Экономическое первенство, военная мощь, монополия на ядерноеоружие обусловили претензии на мировое лидерство. Президент-демократ Трумэн в сентябре 1945 г. выступил с программой "справедливого курса", за законыо полной занятости, увеличении минимума зарплаты, расширении системы соцобеспечения, ограничении расовой дискриминации и др. в феврале 1946 гпринят закон о занятости. В 1946 г. развертывается массовое забастовочное движение (4,6 млн. бастующих). Ответом законодателей стал закон Тафта-Хартли(июнь 1947 г.). Он отверг в трудовых отношениях пункт о "закрытом цехе" и урезал право рабочих на стачки, вводил жестокий контроль за деятельностью профсоюзов. Реализация курса на "мир по-американски" наталкивалась на сопротивление СССР. Отсюда появление "длинной телеграммы" Джона Кеннана в 1946 г., обосновавшей курс на "сдерживание коммунизма". 12 марта 1947 г., выдвинута "доктрина Трумэна" - курс на вмешательство США в дела других стран для защиты от "угрозы коммунизма" (первоначально -помощь Греции и Турции). В июне 1947 г., обнародован план Маршалла. Цель плана - помощь в восстановлении экономики Западной Европы, укрепления устоев капитализма.утверждение политической гегемонии США. Антикоммунистическая истерия, обвинения администрации в потворстве коммунистической агрессии, неудачи в войне в Корее обусловили победу республиканцев на выборах 1952 г. Администрация Д. Эйзенхауэра ограничила государственной вмешательство в экономику, в 1953 г. отменен контроль над ценами и зарплатой, ликвидирована реконструктивная финансовая корпорация. Сокращены налоги на корпорации и личные доходы. В дальнейшем развернулось широкое дорожное и жилищное строительство. Был даже расширен аппарат социальной помощи. В 1953 г. создано Министерство здравоохранения, образования и социального вспомоществования. Итак, республиканцы усвоили идею государственного вмешательства в экономику и социальную сферу ("новый республиканизм"). На американское общество в конце 50-х и в 60-е гг. оказало огромное влияние НТР. Ее проявлениями стали автоматизация производства и применение ЭВМ. Изменилась социальная структура: удельный вес наемных работников среди занятого населения вырос"с 1950 г. по 1970 г. с 80 - 90 %. Возрос удельный вес НТР, "белых воротничков". Повысился уровень квалификации рабочих.В политике наблюдается переход от "антикризисных" и "антициклических" мер к политике систематического стимулирования темпов экономического роста.

Билет 21 США в 1960-1970-е годы: от конфронтации к разрядке. B условиях кризиса экономики (1960-61 гг.) правительство Эйзенхауэра подверглось критике за недостаточность мер по борьбе с этим кризисом, мер борьбы против расовой дискриминации, и за так называемое "военное отставание" от СССР.На президентских выборах 1960 г. победу одержал демократ Дж Кеннеди. Демократическая партия сохранила большинство в обеих палатах конгресса.Администрация Кеннеди встала перед необходимостью проведения антикризисных мер. В основу "политики новых рубежей" была положена кейсианская идея

использования дефицита госбюджета для стимулирования потребительского спроса, как средства поддержания стабильных темпов роста экономики.Предпринимались попытки провести через конгресс законопроект о гражданских правах негров.

Недовольство реакционных сил внутренней и внешней политикой администрации привело к заговору с целью убийства Дж. Кеннеди в городе Далласе (Техас) 22 ноября 1963 г. Вступивший на пост главы Белого дома вице-президент Л. Джонсон провел через конгресс закон о гражданских правах негров. Была сниженаставка подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Весной 1964 г. Л. Джонсон объявил о программе "великого общества". Цель - искоренение бедности. Это был новый этап в политике либерального реформаторства. Во внешней политике США столкнулись с рядом сложных проблем. Вырос экономический и военный потенциал СССР. Усилилась конкуренция США со стороны ЕЭС и Японии. Политика Америки была скована "льдами" холодной войны На вооружение была взята доктрина "гибкого реагирования".Усилилась гонка вооружений. В октябре 1962 г. возник Карибский кризис. Лишь взаимная сдержанность лидеров США и СССР позволила избежать ядерной войны. С 1965 г. начались массированные бомбардировки ДРВ, на юг Вьетнама направлены

крупные воинские соединения. В стране развернулось движение социального протеста. С 1965 г. развертывается борьба против интервенции о Вьетнаме. Республиканцы одержали победу на выборах. Президентом стал Р. Никсон, выступивший под лозунгом защиты "закона и порядка". Демократы сохранили большинство в палатах конгресса. В 1969 -1970 гг. наблюдается спад производства. Затем последовало оживление. В 1974 -1975 гг. - новый экономический кризис, совпавший с энергетическим. Появляется феномен стагфляции. Администрация Никсона повела борьбу с инфляцией - через создание бездефицитного бюджета. С августа 1971 г. по май 1974 г проводилась "новая экономическая политика" - стимулирование роста экономики и борьба с инфляцией с помощью регулирования цен и зарплаты. Президентская избирательная кампания 1972 г., однако, стала отправной вехой политического кризиса. При попытке взлома и установления подслушивающей

аппаратуры в штаб-квартире демократов в отеле "Уотергейт" было арестовано несколько лиц, связанных с администрацией Р. Никсона. "Уотергейт" вскрыл негативные последствия концентрации власти в руках президента, отразил коррупцию в высших эшелонах власти. Под угрозой импчимента Р. Никсон ушел в отставку (8 августа 1974 г.). Главой Белого дома стал вице-президент Дж. Форд. Во внешней политике наиболее острой проблемой была война во Вьетнаме. Наметились позитивные сдвиги в отношениях с СССР. В ходе между СССР и США", зафиксировавшие принцип мирного сосуществования визита Р.Никсона в СССР в мае 1972 г. было подписано 10 документов, в т.ч. "Основы взаимоотношений, договор ОСВ-1, договор по ПРО. Дальнейшее развитие отношений США - СССР осложнилось конфронтационным подходом обеих держав ко многим международным вопросам. "Кризис дозерия" американцев институтам государственной власти создал почву для антиэтатистских взглядов. В этой ситуации избиратели отдали предпочтение демократам на президентских выбрах 1976 г.

Администрация Дж. Картера в 1977 г. - первой половине 1978 г. шла по пути неолиберализма. В то же время администрация Картера шла на увеличение военных расходов. Под давлением США было принято решение НАТО (декабрь 1979 г.) о размещении новых ракет средней дальности в Западной Европе. Критикуя справа противоречиаук деятельность администрации Картера, используя рост антиэтатизма, республиканцы смогли одержать победу напрезидентских выборах 1980 г.

Тема 16. ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

1. Изменения в международных отношениях в послевоенный период. Начало «холодной войны».

2. Образование социалистического блока в Восточной Европе. Начало падения колониальной системы.

Вторая мировая война привела к серьёзным изменениям в соотношение сил на международной арене. После поражения Германия, Италия и Япония на время выбыли из числа великих держав и потеряли свои колонии. Франция и даже Великобритания значительно ослабли. Зато Соединенные Штаты Америки вышли из войны усилившимися. Далеко обогнав все остальные страны в области экономики, они превратились в гигантскую «сверхдержаву», занявшую главное место в капиталистическом мире.

Другой сверхдержавой стал Советский Союз. Несмотря на тяжелые потери победа СССР в войне, его огромный экономический потенциал, наличие мощной армии, образование под руководством СССР блока народно-демократических государств, превратили Советский Союз в величайшую державу мира. Международный авторитет СССР значительно возрос. Без его участия теперь не решался ни один серьёзный вопрос мировой политики. Противостояние «сверхдержав» США и СССР и в связи с этим образование «двухполюсного мира» наложили глубокий отпечаток на всю послевоенную историю.

После Второй мировой войны единство стран-победительниц не могло сохраняться долго. СССР, с одной стороны, и США, Великобритания и Франция - с другой, представляли различные социальные системы. Советский Союз - социалистическую, а его бывшие союзники - капиталистическую. Обе стороны стремились к расширению территории, в которых были распространены именно их общественные порядки. СССР стремился получить доступ к ресурсам, которые прежде контролировались капиталистическим странами. Прокоммунистические и просоветские партизанские движения развернулись в Греции, Иране, Китае, Вьетнаме и других странах. США и их союзники стремились сохранить свое господство в Западной Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. Разоренные войной жители Европы и Азии с большим интересом относились к опыту быстрого индустриального строительства в СССР, миллионы людей надеялись, что замена капиталистической системы, переживавшей тяжелые времена, на социалистическую, может позволить быстро преодолеть разруху.

Непростые отношения между бывшими странами союзницами получили название «холодная война». Вообще этот термин обозначает состояние военно-политической, экономической и идеологической конфронтации государств и групп государств, при которой ведется гонка вооружений, применяются экономические меры давления (эмбарго, экономическая блокада и т. п.), осуществляется организация военно-статегических плацдармов и баз. «Холодная война» возникла вскоре после Второй мировой войны и закончилась в начале 1990-х гг. главным образом в связи с демократическими преобразованиями во многих странах бывшей социалистической системы.

«Холодная война» вызвала раскол мира на два лагеря, тяготевших к СССР и США. Конфликт между СССР и бывшими союзниками происходил постепенно. Первым шагом в этом направлении стала «фултонская речь». 5 марта 1946, выступая в присутствии президента США Г. Трумэна в Фултоне, У. Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии, в наступлении на территорию «свободного мира», то есть той части планеты, которая контролировалась капиталистическими странами. Черчилль призвал «англосаксонский мир», а именно США, Великобританию и их союзников дать отпор Советскому Союзу. Крылатыми стали его слова о разделе Европы «железным занавесом». Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «холодной войны».

В 1946-1947 гг. Советский Союз усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море. В этих условиях президент США Гарри Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание» СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма.

Гарри Трумэн, 33-й президент США

Однако фронт «холодной войны» пролегал не между странами, а внутри них. Около трети населения Франции и Италии поддерживало компартии. В ряде западноевропейских государств социалисты и коммунисты входили в состав правительств. В 1947 США выдвинул план Маршалла по предоставлению странам Европы материальной помощи. Главной его целью было улучшение тяжелого экономического положения послевоенной Европы, чтобы не допустить приход к власти левых сил и перехода европейских стран в лагерь социализма. В этой связи план Маршалла тесно связан с «доктриной Трумэна», направленной на противодействие расширению зоны влияния СССР в мире. Основные положения плана были выдвинуты государственным секретарем США Джорджем Маршаллом 5 июня 1947 года на выступлении в Гарвардском университете. Его целью было оказание экономической помощи разорённой войной Европе. Американская сторона не оговаривала, какие именно страны могут рассчитывать на финансовую поддержку. При этом Джордж Маршал прекрасно понимал, что конгресс США не поддержит программу помощи, одним из получателей которой будет Советский Союз.

На состоявшейся в июле 1945 года конференции в Париже СССР отказался принять участие в плане Маршала. Советское руководство посчитало, что с его помощью Соединённые Штаты получат контроль над экономикой стран, которым будет оказывать финансовую поддержку. Вместе с Советским Союзом к плану не присоединились и молодые социалистические государства Восточной Европы.

План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 года, когда в США вошел в силу закон о четырехлетней программе «помощи иностранным государствам», предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений. Страны-участники обязывались способствовать развитию свободного предпринимательства, поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчеты об использовании получаемых средств. Для контроля над исполнением плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая крупными американскими финансистами и политическими деятелями. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали по плану Маршалла около 17 млрд. долларов, причем основную долю (около 60%) получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия. 30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим возможность одновременного предоставления военной и экономической помощи.

Страны, получавшие помощь по плану Маршалла

(высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи)

В ходе реализации плана Маршала были достигнуты все основные и вторичные цели. США и Канада получили прекрасный рынок сбыта излишков продукции, экономика западноевропейских стран была восстановлена, отсталые отрасли промышленности модернизированы, суммарный уровень ВВП в 1947-1951 годах показал рост почти в 33%, промышленность и сельское хозяйство превысили довоенный уровень на 40 и 11 % соответственно. Кроме того, это закрепило раскол Европы на режимы принявшие американские условия и вошедшие в сферу влияния СССР.

Одним из символов разделённой Европы стала судьба Германии. В 1945 году её территория была оккупирована союзными войсками. Были проведены мероприятия по демилитаризации немецкой экономики и демократизации общества. СССР и западные державы по-разному видели дальнейшую судьбу Германии. В итоге 23 мая 1949 года на подконтрольной США. Великобритании и Франции территории была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ответ на это 7 октября 1949 года из восточногерманских областей, была образована Германская Демократическая Республика (ГДР), которая вошла в сферу влияния СССР. Раскол Германии стал одной из наиболее сложных международных проблем в послевоенной истории.

«Холодная война» требовала укрепления коммунистического движения, в которое за время войны пришли новые люди, часто - демократически настроенные. В 1947 году крупнейшими европейскими компартиями вместо Коминтерна был создан Коминформ, который должен был согласовывать деятельность коммунистов в разных странах. Однако Коминформ был использован для осуждения попыток восточноевропейских коммунистических режимов искать свои варианты развития. Эта политика привела, в частности, к советско-югославскому конфликту. В 1948 году в СССР развернулись репрессивные кампании против всех, кто мог иметь культурные контакты с внешним миром. Однако репрессии, направленные против инакомыслящих, проходили и в странах Запада, прежде всего в США. Эти события получили известность как «охота на ведьм».

Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками - социалистическим и капиталистическим. Целью противников было достичь превосходства особенно в области атомного оружия, а также в средствах его доставки. Вскоре таким средствами помимо бомбардировщиков стали ракеты. Началась гонка ракетно-атомных вооружений. Первоначально лидером в гонке были США. Они располагали атомным оружием, впервые опробованным еще в августе 1945 года при бомбардировке японских городов Хиросима и Нагасаки. Планы американского генерального штаба предусматривали применение атомного оружия против СССР и его союзников в случае военного конфликта.

Советский военно-промышленный комплекс прикладывал все усилия, чтобы создать собственную атомную бомбу. Над этой задачей работали советские ученые совместно с разведслужбами. Некоторые инженерные решения удалось получить по каналам разведки из секретных американских учреждений, но эти данные нельзя было бы использовать, если бы советские ученые не подошли вплотную к созданию атомного оружия самостоятельно. Таким образом, создание нового оружия в СССР было вопросом времени, которого у нас на тот момент не было.

В 1949 году Советский Союз испытал собственную атомную бомбу. Эта новость вызвала шок у американского руководства. Наличие бомбы у СССР удержало США от применения атомного оружия в Корее, хотя такая возможность и обсуждалась высокопоставленными американскими военными. В 1953 году СССР испытал термоядерную бомбу. С этого времени США до 1960-х гг. обгоняли нашу страну лишь в количестве ядерного оружия и средств его доставки, но не качественно. У СССР было практически любое вооружение, которым располагали США.

В апреле 1949 года США, Канада и большинство стран Западной Европы создали военный союз - Североатлантический блок (НАТО). Согласно принятым на себя обязательствам, каждая из стран-участниц этого пакта обязывалась оказать немедленную помощь, включая применение вооружённой силы, в случае вооружённого напа-дения на одну или несколько из них в Европе или Северной Америке. СССР и страны Восточной Европы в 1955 году отве-тили на это созданием своего военного союза - Организации Варшавского договора. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом был окончательно разрушен.

Государства Европы, вошедшие

в НАТО (обозначены синим) и ОВД (красные)

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее - революция в Монголии. В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название «мировая система социализма». В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет. В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения. Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни.

Как отмечалось выше, важной предпосылкой складывания мировой системы социализма явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-1947гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития. С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, следует учитывать, что в 1945-1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец наличие многопартийности, включая и высший уровень власти. Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.).

1949 год можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией мировой системы социализма, а 50-е годы – выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества, по образцу СССР. Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

Однако была и иная модель социалистического строительства, осуществлявшаяся в те годы в Югославии - модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни.

Отход югославского руководства от «универсальной» сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться.

Иосип Броз Тито, руководитель послевоенной Югославии

Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. Целью СЭВ было объявлено содействие путём объединения и координации усилий стран - членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию, интеграции социалистической экономики, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса. Предполагалось при помощи повышения уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью добиться непрерывного роста производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния населения стран - членов СЭВ.

Здание СЭВ в Москве

В результате проведённых реформ и при активном участии СЭВ уже к середине 50-х годов восточноевропейские страны достигли значительных успехов в послевоенном восстановлении экономики. Был совершён впечатляющий рывок в наращивании хозяйственного потенциала и модернизации социальной структуры. В масштабах региона был завершён переход от аграрного к аграрно-индустриальному типу общества. Однако стремительный рост производства сопровождался увеличением отраслевых диспропорций. Создаваемый экономический механизм был во многом искусственным, не учитывающим региональную и национальную специфику. Экономический рост осуществлялся на экстенсивной основе, за счёт всё большего вовлечения рабочей силы, энергии, сырья. Сформировалась «мобилизационная» система экономических отношений, в которой вертикальная командно-административная структура заменяла действие горизонтальных рыночных связей. Её неизбежным порождением стала бюрократизация экономического управления.

Тем не менее, социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью мировой системы социализма. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

Первой на этот путь вступила Монголия. В 1921 году была провозглашена власть народного правительства, а в 1924 году - Народная Республика. В стране начались преобразования под сильным влиянием северного соседа СССР. К концу 40-х гг. в Монголии происходил процесс отхода от первобытно-кочевого быта путем строительства в основном крупных предприятий в области горнодобывающей промышленности, распространения земледельческих хозяйств. С 1948 года страна приступила к форсированному строительству основ социализма по образцу СССР, копируя его опыт. Партия власти поставила задачу превращения Монголии в аграрно-индустриальную страну, не считаясь с ее особенностями, по существу отличной от СССР цивилизационной базой, религиозными традициями и т.п.

Наиболее крупной социалистической страной Азии до сегодняшнего дня остается Китай. После победы революции, разгрома армии Чан Кайши (1887-1975) 1 октября 1949 года. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу Советского Союза, превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием «большой скачок». Концепция форсированного строительства социализма Мао Цзэдуна (1893-1976) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала «культурная революция». Так была названа широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее находилась как бы за границами мировой системы социализма, свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР в конце 60-х гг.

Помимо Китая, в социалистический лагерь вошли такие государства Азии, как Вьетнам и Северная Корея Наиболее авторитетной силой, возглавлявшей борьбу за независимость Вьетнама, была Коммунистическая партия. Ее руководитель Хо Ши Мин (1890-1969) возглавил в сентябре 1945 года временное правительство провозглашенной Демократической Республики Вьетнам. Эти обстоятельства и определили марксистско-социалистическую направленность последующего курса государства. Он осуществлялся в условиях антиколониальной войны сначала с Францией (1946-1954 гг.), а затем с США (1965-1973 гг.) и борьбы за воссоединение с югом страны вплоть до 1975 года. Таким образом, строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ.

Страны мира в 1959 году

Аналогичная картина наблюдалась в Корее, обретшей независимость от Японии в 1945 году и разделенной в 1948 году на две части. Северная Корея находилась в зоне влияния СССР, а Южная Корея – США. В северной Корее (КНДР) установился диктаторский режим Ким Ир Сена (1912-1994), осуществлявший строительство казарменного, закрытого от внешнего мира общества, основанного на жесточайшем диктате одной личности, тотальном огосударствлении собственности, быта и т.п. Тем не менее, КНДР удалось достигнуть в 50-е гг. определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве благодаря развитию основ индустрии, заложенных при японских завоевателях и высокой культуре труда в сочетании с жесточайшей производственной дисциплиной.

В конце 50-х гг. к лагерю социалистических государств присоединилась Куба. В январе 1959 года там произошла антиколониальная революция. Враждебная политика США к молодой республике и решительная поддержка ее Советским Союзом определили социалистическую ориентацию руководства страны.

В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству социалистических стран удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах мировой системы социализма модель развития сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны социалистического лагеря все более отставали от передовых капиталистических держав по темпам внедрения в производство научно-технических достижений, главным образом в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в то время, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат - безуспешность процесса преобразований.

Победа демократических сил над фашизмом во Второй мировой войне и усиление влияния СССР создали благоприятные условия для падения колониальной системы. Вопрос о системе международной опеки(иначе говоря, колониальной проблеме) в соответствии с договоренностью глав правительств Англии, СССР и США был включен в повестку дня конференции в Сан-Франциско, учредившей в 1945 г. ООН. Советские представители настойчиво выступали за принцип независимости для колониальных народов, их оппоненты, и прежде всего англичане, представлявшие в то время самую крупную колониальную империю, добивались, чтобы в уставе ООН говорилось лишь о движении «в направлении к самоуправлению». В итоге была принята формула, близкая к предлагавшейся советской делегацией: система опеки ООН должна вести подопечные территории в направлении «к самоуправлению и независимости».

За десять последовавших лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилось более 1,2 млрд. человек. На карте мира появилось 15 суверенных государств, в которых проживало свыше 4/5 населения бывших колониальных владений. Добились освобождения крупнейшие английские колонии Индия (1947) и Цейлон (1948), подмандатные территории Франции – Сирия и Ливан (1943, вывод войск – 1946), от японской колониальной зависимости освободился Вьетнам, завоевавший независимость от Франции в ходе восьмилетней войны (1945-1954), победили революции социалистического характера в Северной Корее и Китае.

С середины 50-х гг. началось крушение колониальной системы в ее классических формах прямого подчинения и диктата. В 1960 г. Генеральная ассамблея ООН по инициативе СССР приняла Декларацию о предоставлении независимости бывшим колониальным странам.

К концу Второй мировой войны на 55 территориях Африканского континента и ряда примыкавших к нему островов проживало около 200 млн. человек. Формально самостоятельными считались Египет, Эфиопия, Либерия и доминион Великобритании – Южно-Африканский Союз, имевшие свои правительства и администрации. Огромная часть территорий Африки была поделена между Англией, Францией, Бельгией, Португалией, Испанией, Италией. 1960 г. вошел в историю как «год Африки». Тогда была провозглашена независимость 17 стран центральной и западной части континента. В целом процесс освобождения Африки завершился к 1975 г. К этому времени во всем мире в сохранившихся колониях проживало 3,7% населения планеты на территории, составлявшей менее 1 % площади земного шара.

Всего после Второй мировой войны освободились от колониального ига более 2 млрд, человек. Крушение колониальной системы, безусловно, прогрессивное явление в современной истории человечества, так как для огромной массы населения планеты открылись возможности самостоятельного выбора пути, национального самовыражения, доступа к достижениям цивилизации.

Освобождение стран Африки от колониаль-

Послевоенное устройство мира. Сложность и противоречивость развития советского общества

В послевоенный период сложилась новая расстановка политических сил на мировой арене . Ликвидировано германское могущество в центре Европы и Японии – на Дальнем Востоке, истощены силы Великобритании и парализованаФранция после четырех лет немецкой оккупации. Начался распад колониальной системы. На авансцену мировой арены вышли две новые сверхдержавы – СССР и США, могущественные в политическом и военном отношении.

После войны сложился новый – биполярный мировой порядок , т.е. утвердилась двухполюсная структура международных отношений в виде противостояния двух общественно-политических сис­тем. США объявили себя защитниками свободно­го мира, капитализма, а СССР – оплотом мира, демократии и социализма. Стержневым приоритетом стала жесткая конфронтация с внешним врагом двух блоков – НАТО и ОВД (Организация Варшавского Договора). В контексте противостояния двух полюсов сформировался блок неприсоединившихся стран. Весь мир был разделен на сферы влияния и интересов. Понятия «Восток» и «Запад» приобрели идеолого-политическое измерение. Когда обозначились крупные революционные перемены в странах Африки и Азии, то линия США и других стран Запада была направлена на оттеснение ле­вых сил, придерживающихся «социалистической ориентации», и сохранение освободившихся стран в орбите «свободного мира». СССР же стремился максимально расширить «сферу социализма», наса­ждая «советскую модель». СССР сумел создать собственную сферу влияния, над которой был установлен жесткий контроль. Однако сталинскому руководству не удалось распространить влияние СССР в Средиземноморье, на Ближний и Средний Восток. Жесткая конфронтация, противостояние осложнялось новым военно-стратегическим фактором – наличием у лидеров блоков ядерного оружия.

В послевоенный период сложилась новая структура мирового порядка: две супердержавы – вершина пирамиды, за ними – Англия, Франция и Китай, которые наряду с СССР и США входили в число пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, далее страны, имеющие мень­ший вес в решении международных проблем.

А теперь в рамках биполярного миропорядка рассмотрим тенденции мирового развития к интеграции и разъединению, демократизации и насилию. Еще в 1944 г. создаются международные экономические организации – МВФ (Международный валютный фонд) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Они влияют на формирование мирового хозяйства, мирового рынка. Кстати, СССР участвовал в работе конференции Бреттное-Вудс при их создании, но со­глашений не ратифицировал, то есть не стал членом этих организаций. Объединяющая роль была присуща и плану Маршалла (плану американской помощи Европе). Напомним, что в обсуждении плана Маршалла принимали участие СССР и стра­ны Восточной Европы. Документы архива показывают, что в высшем руководстве страны шла острая дискуссия по поводу возможности принятия плана. Как тогда не было, так и теперь нет однозначной оценки отказа СССР, а под его нажимом – стран Восточной Европы, от участия в плане Маршалла. Этот план приняли 18 стран Европы и постепенно формировалось экономическое европейское сообщество. Страны, не участвующие в этих организациях, процессах, постепенно выталкивались на периферию мирового хозяйства и в итоге несли серьезный урон, т.к. их экономический механизм не приводился в соответ­ствие с правилами, действующими в мировом экономическом общении, не продвигались по пути конвертируемости денежной единицы, не входили в мировую валютно-кредитную систему. Обяза­тельным условием членства в этих организациях являлось признание и внедрение рыночной эконо­мики в разных модификациях, как наиболее эффективной. Страны СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) ориентировались на инте­грацию коллективной замкнутости, на изоляцию от мирового рынка.

После окончания войны набирала силу тенденция к демократизации . В целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами в 1945 г. была соз­дана ООН . Специализированные учреждения ООН, такие как Всемирная организация здравоохране­ния , Юнеско, Детский фонд были созданы в 1946 г. для разработки санитарных правил, улучшения санитарного состояния внешней среды, борьбы с особо опасными болезнями, для сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, для помощи детям. Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую декларацию прав человека. В 30 статьях декларации изложены права и свободы человека с целью обеспечения признания и уважения, удовлетворения общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка.

Однако набирала силу и тенденция к насилию, «холодной войне» . Причины возникновения «хо­лодной войны» многие отечественные и зарубежные историки усматривают в гегемонистских уст­ремлениях И. Сталина и Г. Трумэна, в действиях Запада, направленных на изоляцию СССР в послевоенном мире и устремлениях СССР в этом направлении. Как показатели ее начала, чаще всего называют два выступления: Сталина – в феврале 1946 г. о том, что «капиталистическая система мирового хозяйства таит в себе элементы общего кризиса и военных столкновений и необходимо гарантировать страну от всяких случайностей»; и У. Черчилля в марте 1946 г., в котором он провозгласил «крестовый поход» против СССР, стран Восточной Европы, выдвинул программу англо-американского мирового господства. Если говорить о причинах происхождения «холодной войны», то прежде всего это столкновение интересов; а также узел противоречий на Ближнем и Среднем Востоке.

Это «иранский» и «турецкий» кризисы 1945–1946 гг. Это раскол Европы, Берлинский кризис 1948–1949 гг. Корейская война (1950–1953 гг.) – кульминационный момент в «холодной войне», мир был близок к третьей мировой войне. Своеобразным символом «холодной войны» стало возведение Берлинской стены (1961 г.). Во время Карибского кризиса (1962 г.) мир вновь оказался на грани мировой ядерной войны. Период с 1945 г. по конец 80-х и начало 90-х гг.в можно назвать состоянием мира с форсированной гонкой вооружения, «балансирующего на грани воины». Изолированность, неосведомленность друг о друге, тен­денциозный подбор информации, целевая психологическая обработка массового сознания сформиро­вали «образ врага», конфронтационное мышление. В настоящее время историки, используя докумен­ты архивов, устанавливают, какие возможности были упущены в политике между СССР и США, где были сделаны неверные шаги, втянувшие мир в жесткую конфронтацию, которая подрывает экономиче­скую стабильность, доверие между народами, а в ядерный век создает смертельную опасность для человечества.



Послевоенный мир реализовал различные модели экономического развития . Так, в Запад­ной Германии был сделан переход (после 12 лет национал-социализма) от тоталитарного режима и централизованных методов управления к социальной рыночной экономике. Приоритетом экономиче­ской реформы, предложенной вице-канцлером Л. Эрхардом, было развитие отраслей, работающих на потребительский рынок. Реформа создавала усло­вия, побуждающие людей вложить деньги в инвестиции. Все запреты были сняты, предложена гиб­кая налоговая система. По плану Маршалла, привлекались внешние инвестиции. Конкуренция, свобода предпринимательства, поощрение личного интереса принесли свои плоды. Страна получила эффективную экономику и достойный уровень жизни, открытое индустриальное общество. Социально-рыночная модель экономики в разных модификациях, как наиболее эффективная, становилась доминирующей на планете и, соответственно, шла дальнейшая эволюция буржуазно-демократической политической системы. Ведущим направлением в политике стал неолиберализм (политика гибкого государственного регулирования экономики, осуществляемая, как правило, социалистическими и социал-демократическими партиями). В политическая жизнь на Западе у власти периодически сменяли друг друга буржуазные консерваторы и неолибералы (социалисты).

Страны Восточной Европы пытались осуществить модель демократического социализма : различ­ные формы собственности (государственная, коллективная, частная), демократия, а не диктатура пролетариата; многопартийность, множественность идеологий; экономическая самостоятельность предприятий с выходом на внешний рынок. Но Сталину уже в 1948 г. удалось им навязать авторитарный строй и командно-распределительную экономику. За послевоенные годы эти стра­ны добились определенных результатов в экономическом и научно-техническом росте, хотя и нажимными, антидемократическими методами. СССР помогал им в восстановлении народного хозяйства, но в дальнейшем экономически они начали эксплуатировать СССР, поскольку сотрудничество, интеграция в рамках СЭВ велись на невыгодной для советского госу­дарства основе.

Таким образом , для послевоенного устройства мира был характерен процесс формирования но­вого мирового порядка. В итоге сложился биполярный конфронтационный мир, две новые сверхдержавы, блоковое противостояние. Главной чертой послевоенного мира стало балансирование на грани войны.

Победа предоставила СССР возможность выбора: развиваться вместе с развитыми странами Запа­да или опустить «железный занавес», обрекая страну на изоляцию, и сохранить без изменения довоенную модель. Возможность перемен, реформ существовала сразу после войны, в 1945 г. Контакты офицеров и солдат с Западным миром во время войны давали возможность сравнивать жизненные условия, реальнее относиться к действительности. Имела место тенденция перестройки мышления, демократического обновления общества, свободы. В «верхах» моделировалась перспектива развития страны. В 1946 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР, в 1947 г. проект новой программы ВКП(б). В них содержался ряд прогрессивных положений: в формах собственности господствующей признавалась государственная, но допускалось мелкое частное хозяйство крестьян и кустарей. В ходе обсуждения документов было предложено: децентрализовать экономическуюжизнь, дать больше прав наркоматам, местным властям, ограничить сроки пребывания на руководящих должностях, выдвигать на выборах в Советы несколько кандидатов и др. Оба документа обсуждались только в узком круге ответственных работников и появление в этой среде либеральных идей говори­ло о новых настроениях части руководства – Н.А. Вознесенского, А.Н. Косыгина, Г.К. Жукова и др. Сомнения в целесообразности сложившейся административно-командной экономики возникли у экономистов Л.Д. Ярошенко, А.В. Савиной, В.Г. Венжера и др. Они отстаива­ли использование товарно-денежных отношений, а не приказно-волевых методов. В письмах рядовых граждан в ЦК партии обосновывалась необходимость преобразования государственных предприятий в акционерные, предлагалось колхозникам дать возможность свободно продавать продукцию по рыночным ценам и др. Оценка ЦК этих документов: «вредные взгляды», «в архив».

И.В. Сталин по-своему определил перспективу развития общества . На приеме в Кремле 24 мая 1945 г. он за­мечает, что советский народ «верил в правильность политики своего правительства... И это доверие оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу... над фашизмом». В вы­ступлении перед избирателями в феврале 1946 г. он оправдывает политику индустриализации, кол­лективизации и репрессий. В законе о пятилетнем плане на 1946–1950 гг. крайне высокие темпы вос­становления промышленности шли вразрез с идеей сбалансированного развития экономики. В проекте новой программы ВКП(б) партия зафиксировала цель: в течение 20-30 лет построить в СССР коммунизм и решить основную экономическую задачу – в течение 15-20 лет превзойти главные капиталистические страны по производству на душу населения. Об утопичности этих установок говорит соотно­шение между промышленным потенциалом СССР и США в 1945 г. – 1:4. В книге Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.) был обоснован возврат к модели развития 30-х гг. Сталин возражал против любой уступки рынку, он считал, что категории деньги, цены, стоимость, себестоимость и др., при социализме действуют формально, а денежные платежи в ближайшей перспективе должен заменить продуктообмен. Переход к коммунизму он сводил преимущественно к административным мероприятиям в сфере распределения.

Декларируемая утопия противоречила объективной реальности, где имели место и успехи, и неудачи. Благодаря героизму народа довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г.; восстановлены многие города. Но в 1949 г. последовал пересмотр четвер­того пятилетнего плана и принятие сверхволюнтаристских установок экономического роста, преимущество отдавалось тяжелой индустрии. В промышленности фазы роста (1947–1948 гг.) и «пере­грева» (1949–1950 гг.) сменялись фазой явного замедления (до 1954 г.). Сдвиг капитальных вложений в пользу тяжелой индустрии (88% из 100%) подорвал базу легкой промышленности, работающей на потребительский рынок. Тяжелая промышленность развивалась к тому же на основе устаревших решений, без учета технологических достижений и новшеств, созданных в мире. Огром­ного прогресса добилась металлургия, но без внимания остались химия и нефтехимия. В топливно-энергетическом балансе мир предпочтение отдавал нефти, газу, а СССР – углю. Развитие транспорта, связи, дорог оставлено в запустении.

Очень непростая ситуация сложилась в сельскомхозяйстве . После засухи и голода 1946 г., в 1947 г. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, и последовал впечатляющий рывок в развитии. Но в последующие годы темпы роста оставались очень низкими, и только в 1952 г. производство зерна в стране достигло довоенного уровня. Размер обязательных поставок села государству ежегодно возрастал. Укрупнялись колхозы (с 1950 г.) и одновременно значительно уменьшались индивидуальные наделы, сократилась натуральная оплата на трудодни. На все вводились вы­сокие налоги. В деревне не было паспортов, пенсий, профсоюзов.

В 1947 г. в СССР, первой из стран Европы, была отменена карточная система на продукты пита­ния, но одновременно повышены цены на потребительские товары более чем в три раза (к уровню 1940 г.), а зарплата рабочим снижена на 50%. Затем ежегодное сезонное снижение цен на молоко и мясо подавалось как забота о человеке и имело большой политический эффект. Но даже в 1952 г. эти цены бы­ли выше довоенного уровня. Одновременно с отменой карточек правительство вводит жесткую де­нежную реформу (введен обмен новых денег на старые в среднем в соотношении 1:10), хотя была возмож­ность избрать более «мягкий» вариант. Действовавшая экономическая модель не позволяла разрешить жилищный кризис.

Сложные процессы шли и в духовной жизни . В первые годы после победы у трудящихся доминировала мысль «главное – война позади», а послевоенные трудности временные. Однако на рубеже 1947–1948 гг. в массовом сознании был ис­черпан лимит «временности» трудностей. Уже налицо были успехи послевоенного восстановления. И реакция людей на жесткие решения властей становилась более рез­кой. В 1947 г. произошло массовое дезертирство (29 тыс. рабочих) с шахт Кемеровской области. Усилилась критика властей, но власть проигнорировала исторический шанс реализовать реформы и встала на путь жесткого курса, репрессий.

Проискам «врагов», «шпионов» были приписаны все трудности послевоенных лет. Напомним, что в постановлении 1946 г. ЦК партии обрушился на журналы «Ленинград» (выговор), «Звезда» (закрыт) за то, что они – проводники «идеологии чуждых партий», особенно после публикаций произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Крити­ке были подвергнуты некоторые фильмы, в том числе вторая серия «Ивана Грозного» С. Эйзенштей­на, как «безыдейные». За «формализм» были подвергнуты критике компо­зиторы (в 1948 г.) С. Прокофьев, Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Хачатурян. Интеллигенцию обвиняли в космополитизме, генетику и кибернетику называли лженаукой.

С руководящих постов в центре и на местах устранялись люди, известные реформаторскими взглядами. По руководящим кадрам нанесло удар «ленинградское дело». Особенностью нового этапа кадровой чистки было нагнетание антисемитизма. Позорной провокацией против медицинской интеллигенции было «дело врачей». В январе 1953 г. пятнадцать известных медиков были обвинены в убийстве Жданова, в покушении на жизнь военачальников Конева, Василевского, Штеменко. Продолжалась травля ученых. В 1947 г. был арестован доктор медицинских наук, всемирно известный ученый, заместитель наркома здравоохранения, ученый секретарь АМН СССР В.В. Парин. Он вышел из тюрьмы в 1953 г., стал одним из основоположников космической медицины. В ход вновь была пущена машина страха, преследования, расправы. В результате чрезвычайных мер в стране были задушены все ростки политической оппозиции – реальные и потенциальные. Либералов уничтожили. В странах «Восточного блока» насаждали послушных Сталину лидеров. Дело шло к новой волне террора. Конец этому положила 5 марта 1953 г. смерть Сталина.

Внешняя и внутренняя политика СССР.

Окончание второй мировой войны породило новую ситуа­цию на планете. На первое место во внешней политике европейских стран встали вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением внутренних социальных и экономических проблем.

Главным вопросом послевоенного урегулирования встал вопрос создания международных организаций.

В апреле 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция по вопросам безопасности народов в послевоенный период. В работе конференции приняли участие делегации из 50 стран во главе с министрами иностранных дел. Характерным явилось то, что среди участников конференции были представители Украины и Белоруссии, по которым вопрос был решен еще на Крымской встрече глав государств СССР, США и Великобритании. Так как в Польше правительство было создано в ходе борьбы с фашистской Германией, а в Лондоне находилось другое, эмигрантское правительство, по инициативе Англии и США в отношении Польши было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой страны ей будет предоставлено место в ООН.

На конференции создана Организация Объединенных Наций и после острых дискуссий принят Устав, который был подписан в торжественной обстановке 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года. Этот день считается днем рождения ООН. В Уставе впервые закреплен в качестве основы международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов. Устав обязывал членов ООН принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права».

Главным политическим органом ООН является Совет Безопасности, состоящий из постоянных членов. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией и Китаем.

Главным совещательным органом ООН является Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран-членов организации. Генеральной Ассамблеей ООН на двухгодичный срок избираются непостоянные члены.

В отличие от США, значительно усиливших свои позиции, европейские страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Еще сложнее обстояли дела в СССР. С одной стороны, небывало возрос международный авторитет Со­ветского Союза и без его участия теперь не решалась ни одна крупная проблема международных отношений. В то же время эко­номическое положение СССР было сильно подорвано. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, оценивалась в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раз превышало национальный доход СССР в 1940 г.

СССР стал признанной великой державой на международной арене: число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.

Внешняя политика. Наметившееся после войны потепление международных отношений оказалось недолгим. В первые месяцы после поражения Германии и капитуляции Японии советское правительство всяче­ски старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении сложных мировых проблем. Оно подчеркивало необходимость обеспечить благопри­ятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, развития мирового революционного про­цесса, сохранения мира на Земле.

Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке при­вели к ужесточению советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и дей­ствия отечественной дипломатии, направления идеологической работы с населением.

После окончания войны были образованы народно-демократические государства в Албании, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии, Югославии. 11государств пошли по пути построения социализма. Мировая система социализма объединила 13 государств и охватила 15% территории и около 35% населения земного шара (до войны – 17% и 9% соответственно).

Таким образом, в борьбе за влияние в мире бывшие союзники по войне с Германией разделились на два противостоящих друг другу лагеря. Между СССР и США, Востоком и Западом началась гонка воору­жений и политическое противоборство, получившее название «хо­лодной войны».

В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Свои выводы Черчилль представил в мемуарах: так как СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы необходимо немедленно создать фронт, уходящий как можно дальше на Восток, против его стремительного продвижения. Главная и подлинная цель англо-американских армий – Берлин с освобождением Чехословакии и вступлением в Прагу. Вена и вся Австрия должны управляться западными державами. Отношения с СССР должны строиться на военном превосходстве.

Холодная война – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Конфронтация не была войной в прямом смысле – одной из главных составляющих была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам.

Формальным началом холодной войны часто считается выступление У.Черчилля в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Речь У.Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определял как «железный занавес».

Неделей позже И.В.Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

Сталинское руководство стремилось создать в Европе и, по возможности, в мире антиамериканский блок, кроме того, страны Восточной Европы воспринимались как «санитарный кордон» против американского влияния. В этих интересах советское прави­тельство всемерно поддерживает коммунистические режимы в Восточной Европе, где к 1949 г. произошли «социалистические революции», коммунистическое движение в Греции (попытка ор­ганизовать здесь коммунистический переворот провалилась в 1947 г.), негласно ввязывается в корейскую войну (1951-1954 гг.) на стороне прокоммунистически настроенной Северной Кореи.

В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В 1946 году на Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

12 марта1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400млн. долларов. Одновременно определил содержание соперничества США и СССР как конфликта демократии и тоталитаризма.

В 1947 году по настоянию СССР соцстраны отказались от участия в плане Маршалла, предполагавший предоставление экономической помощи в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.

После войны всем странам соцлагеря СССР оказывал существенную экономическую помощь. Так, в 1945 году Румыния получила в порядке займа 300 тонн зерна, Чехословакия – 600 тысяч тонн зарна, Венгрия – три займа, и т.д. К 1952 году такая помощь уже оценивалась на сумму свыше 3млрд долларов.

Созданный после войны по решению Потсдамской конференции Контрольный Совет для управления Германией как «единым экономическим целым» оказался неэффективным. В ответ на решение США о проведении в 1948 году сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине с целью дать немецкой экономике твердую валюту, СССР установил блокаду Берлина (до мая 1949г.). В 1949 г. конфликт между США и СССР привел к расколу Германии на ФРГ и ГДР, где неразрешенной осталась проблема Западного Берлина.

Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам народной демократии, создав для этой цели специальную организацию - Совет экономической взаимопомощи (1949 г.).

1949-50гг. стали апогеем «холодной войны» - был создан военно-политический блок стран Запада – НАТО, а также другие блоки с участием США: АНЗЮС, СЕАТО и др.

Спустя несколько лет СССР объединил часть стран народной демократии в военно-политический союз - Организацию Варшавского Договора: (1955-1990гг. - Албания /до 1968г./, Болгарии, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия). СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям в западных государствах, росту освободи­тельного движения в «третьем мире» и созданию стран «социали­стической ориентации».

Со своей стороны руководство США стремилось к проведению политики с «позиции силы», пытаясь использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно-политическую мощь. В 1946 году президентом США Г.Трумэном была провозглашена доктрина «ограничения коммунистической экспансии», подкрепленная в 1947 году доктриной экономической помощи» свободным народам».

США была оказана широкомасштабная эко­номическая помощь западным странам («план Маршалла»), создан военно-политический союз этих государств во главе с США (НА­ТО, 1949 г.), размещена у границ СССР сеть американских воен­ных баз (Греция, Турция), поддерживались антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

В 1950-1953гг. в ходе корейской войны произошло прямое столкновение между СССР и США.

Таким образом, формирование лагеря социализма, который в экономическом, политическом и культурном отношении все более обособлялся от капиталистических стран, и жесткий политический курс Запада привели к расколу мира на два лагеря – социалистический и капиталистический.

Послевоенный мир не стал более прочным. За короткое время отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции значительно ухудшились. Для их характеристики все больше стала использоваться метафора «холодная война» , появившаяся впервые на страницах английского журнала «Трибюн» осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж.Оруэлла. Позднее этот термин употребил весной 1946 г. в одной из своих публичных речей видный американский банкир и политик Б.Барух. В конце 1946 г. влиятельный американский публицист У.Липпман издал книгу, заглавием которой стали эти два слова.

Однако «декларацией», или провозглашением, «холодной войны» традиционно считаются два исторических факта: речь У.Черчилля (март 1946 г.) в Фултоне (штат Миссури) в присутствии президента США Г. Трумэна о «железном занавесе» и советской угрозе, а также обнародование «доктрины Трумэна» (март 1947 г.) американской внешнеполитической концепции, провозгласившей основной задачей, стоящей перед США, противодействие коммунизму и его «сдерживание». Послевоенный мир раскололся на два антагонистических блока, и «холодная война» вошла в свою активную фазу летом 1947 г., приведя, в конечном счете, к образованию противостоящих друг другу военно-политических блоков.

Свой специфический вклад в послевоенную конфронтацию внесла каждая из сторон. Запад был напуган возросшей военной мощью Советского Союза, непредсказуемостью действий Сталина и все более настойчивым продвижением коммунистического влияния на страны Восточной Европы и Азии. На протяжении 19451948 гг. в орбиту советского влияния был втянут ряд восточноевропейских стран (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, восточная часть расчлененной Германии), в которых под нажимом СССР были сформированы вначале коалиционные, с определяющим влиянием коммунистических партий, а затем и чисто коммунистические по составу правительства.

В конце сентября 1947 г. под давлением сталинского руководства из представителей шести компартий стран Восточной Европы и двух крупнейших западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформбюро) со штаб-квартирой в Белграде. Этот орган способствовал усилению давления СССР на страны так называемой «народной демократии» наряду с присутствием на территории некоторых из этих стран советских войск и заключенными с ними договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Созданный в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) со штаб-квартирой в Москве еще более привязал экономически страны «народной демократии» к СССР, так как последние вынуждены были по советскому сценарию провести все необходимые преобразования в культуре, сельском хозяйстве и промышленности, опираясь исключительно на советский, не во всем позитивный опыт.


В Азии в орбиту влияния СССР на протяжении рассматриваемого периода были втянуты Северный Вьетнам, Северная Корея и Китай, после того как народы этих стран смогли одержать победу в возглавляемых коммунистами национально-освободительных войнах.

Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику восточноевропейских стран, несмотря на все прилагаемые Сталиным усилия, не было безоговорочным. Не все лидеры коммунистических партий здесь стали послушными марионетками. Независимость и определенная амбициозность лидера югославских коммунистов И. Тито, его стремление создать балканскую федерацию при главенствующей роли Югославии вызвали недовольство и подозрение И.В. Сталина. В 1948 г. возник и вскоре резко обострился советскоюгославский кризис, приведший к осуждению действий югославских руководителей со стороны Коминформбюро. Несмотря на это, югославские коммунисты сохранили единство своих рядов и пошли за И.Тито. Экономические отношения с СССР и восточноевропейскими странами были разорваны. Югославия оказалась в экономической блокаде и вынуждена была обратиться за помощью к капиталистическим странам. Вершиной советскоюгославского противостояния стал разрыв дипломатических отношений между двумя странами 25 октября 1949 г. Следствием этого разрыва и стремлением добиться единства в коммунистическом движении стали прошедшие в странах «народной демократии» под контролем и при активном участии советских спецслужб две волны чисток коммунистов, обвиненных в «титоизме». В период 19481949 гг. были репрессированы в Польше В.Гомулка, М.Спыхальский, 3.Клишко; в Венгрии Л.Райк и Я.Кадар (первый был казнен, второй приговорен к пожизненному заключению), в Болгарии был казнен Т.Костов, в Албании К.Дзодзе и многие другие. В 19501951 гг. практически во всех восточноевропейских странах состоялись судебные процессы против «югославских шпионов». Одним из последних по времени был процесс в Праге в ноябре 1952 г. против генерального секретаря Компартии Чехословакии Р.Сланского и тринадцати видных чехословацких коммунистов, в подавляющем большинстве казненных после окончания процесса. Показательные политические процессы, как в свое время подобного же рода «мероприятия», проходившие в конце 1930х гг. в СССР, должны были напугать всех недовольных проводимой Советским Союзом политикой в отношении стран «народной демократии» и закрепить единственный, уже проложенный СССР путь к так называемому «социализму».

Несмотря на достаточно серьезное влияние коммунистов в ряде западноевропейских стран (в первые послевоенные годы их представители входили в состав правительств Франции, Италии и т.д.), авторитет западноевропейских компартий снизился в Европе после принятия «Плана Маршалла», названного так по имени госсекретаря США Дж.Маршалла одного из «отцов» идеи американской экономической помощи послевоенному восстановлению Европы. Советское правительство не только само отказалось от участия в этом плане, но и повлияло на соответствующие решения восточноевропейских стран, в том числе Чехословакии и Польши, первоначально успевших выразить свою готовность участвовать в нем.

После этого участниками «Плана Маршалла» стали 16 западноевропейских стран. Разделение Европы на два враждебных лагеря завершило создание в апреле 1949 г. Североатлантического пакта (НАТО), объединившего к 1953 г. под эгидой США 14 государств Европы. Созданию этого военнополитического блока во многом способствовали события, связанные с блокадой советской стороной Западного Берлина летом 1948 г. ОПТА были вынуждены организовать «воздушный мост», который снабжал город около года. Лишь в мае 1949 г. советская блокада была снята. Однако действия Запада и непримиримость СССР привели в конечном счете к созданию в 1949 г. двух стран на германской земле: 23 мая Федеративной Республики Германии и 7 октября Германской Демократической Республики. Конец 1940 начало 1950х гг. стали кульминацией «холодной войны». В сентябре 1949 г. в СССР было проведено испытание первой советской атомной бомбы, создание которой связано с именем выдающегося советского ученого И.В. Курчатова. Серьезнейшей международной проблемой для СССР стала развязанная при непосредственном согласии Сталина война Северной Кореи против проамериканского режима Южной Кореи (19501953). Она стоила жизни нескольким миллионам корейцев, китайцев и представителей других народов, принявших участие в этом крупнейшем после Второй мировой войны конфликте. Огромную сложность представлял вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее сотрудничестве с НАТО.

Смерть И.В. Сталина, случившаяся в разгар «холодной войны», способствовала снижению напряженности в международных отношениях, хотя и не сняла вопрос о дальнейшем продолжении борьбы между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР, авангардом содружества так называемых «социалистических» государств Европы и Азии, с другой, за мировое господство.