Обзор настольной игры «Сопротивление» («The Resistance»). «Если ты в меньшинстве и даже в единственном числе, - это не значит, что ты безумец»

  • 30.07.2019

Психологическая игра «Сопротивление» (The Resistance) создана Доном Эскриджем на волне популярности «Мафии» и рассчитана на ту же целевую аудиторию. Общий смысл игры тот же: противостояние двух групп игроков, одна из которых скрыто и организованно действует против своих оппонентов, которые путем дедуктивных умозаключений должны вычислить врагов.

Если персонажи «Мафии» — это население небольшого городка, среди которого под личиной честных граждан действуют члены преступной организации, то в «Сопротивлении» сюжет построен на противостоянии тоталитарному режиму горстки революционеров, в среду которых внедрены шпионы, пытающиеся сорвать их планы.

Тем не менее, игровой процесс совершенно иной. В «Сопротивлении» никто никого не убивает, так что персонажи по ходу действия из игры не выбывают, даже если это разоблаченные шпионы.

Революционеры запланировали пять дерзких операций, успешное выполнение которых положит конец диктатуре. Собственно говоря, для свершения режима необходимо выполнить только три миссии, но шпионы диктатора приложат все усилия, чтобы саботировать эти акции, поэтому бойцам сопротивления следует быть начеку, ведь в отличие от шпионов, они не знают, кто есть кто.

В России настольная игра «Сопротивление» выпускается издательством «Магеллан». Игра лежит в небольшой коробке, разделенной внутри на два отделения. В одном из этих отсеков находится стопка карт, в другом – пакетик с разноцветными маркерами.

Сверху всего этого лежит информационное табло, на котором маркерами отмечаются результаты миссий. На нем же находятся две таблицы, в которых указываются соотношение членов сопротивления и шпионов, а также количество отрядов для выполнения каждой из миссий при разном количестве игроков. Это очень удобно, как так не нужно постоянно нырять для сверки в правила.


В игре присутствуют карты пяти видов: карты персонажей (в том числе карта лидера), командные карты, карты для голосования, карты миссий и сюжетные карты, которые, впрочем, относятся к дополнению «Закулисные войны» и в базовом варианте игры не используются.

В The Resistance играют от пяти до десяти человек. Соотношение революционеров и шпионов при каждом количестве игроков разное. Ведущего в игре нет, но есть лидер, который в процессе постоянно меняется.

Игроки получают на руки карты персонажей и голосования. Карты персонажей определяют принадлежность игрока к той или иной противоборствующей стороне и при игре по базовым правилам никому не показываются.


Начало игры аналогично началу партии в «Мафию». Все закрывают глаза, затем шпионы открывают глаза и знакомятся друг с другом, после чего снова зажмуриваются. После этого все игроки открывают глаза и игра начинается.

Каждый ход состоит из двух этапов. На первом этапе формируется команда для выполнения очередной миссии, которая отмечается на табло черным маркером.

Лидер выбирает нужное количество кандидатов для выполнения задания и раздает им командные карты, после чего все игроки должны проголосовать за предложенный состав, выложив перед собой взакрытую одну из карт голосования, после чего карты вскрываются и производится подсчет голосов.


Если большинство игроков проголосовало за предложенный лидером состав, отряд отправляется на выполнение задания. Иначе лидером становится следующий игрок и заново происходит отбор команды. Если предложенные составы пять раз подряд были отвергнуты, шпионы автоматически выигрывают.

Далее следует этап выполнения миссии. Лидер раздает участникам операции карты успеха и провала миссии, имеющие одинаковые рубашки. Бойцы выбирают одну из карт и взакрытую передают их лидеру. Революционеры обязаны выбирать карту успеха миссии, шпионы же вольны выложить любую из карт. Лидер перемешивает полученные карты, чтобы нельзя было определить, кто какую выложил, после чего карты вскрываются.

Если все игроки выбрали успешное завершение миссии, то она считается успешно выполненной и отмечается на табло синим маркером, но если хотя бы одна карта оказалась картой провала, то миссия считается проваленной и отмечается красным маркером.

Если в игре участвует от семи человек, то для провала четвертой миссии требуется две карты провала.

Если текущая миссия не была последней, начинается набор команды для следующего задания.

Как я уже говорил, в комплект также входит дополнение «Закулисные войны». Оно добавляет в игру сюжетные карты, которые постепенно вводятся в игру лидером и раздаются выбранным им по своему усмотрению игрокам.


Подавляющее большинство сюжетных карт направлено на усложнение безоблачной шпионской жизни. Например, карта «Разоблачение» вынуждает вас показать свою карту персонажа одному из других игроков, а карта «Подслушанный разговор» позволяет посмотреть карту персонажа вашего соседа. Также есть карты, позволяющие проверить одну из разыгрываемых карт миссий или вообще вынуждающие сыграть их в открытую. В общем, шпионам придется поднапрячься, чтобы не быть раскрытыми.

Если вам нравятся настольные игры типа «Мафии», то «Сопротивление» — это однозначно игра для вас. Как говорится, те же щи, только погуще. Мне игра очень понравилась, как и моим близким.


Единственный недостаток связан с игровыми правилами.

Несмотря на подробное изложение и наличие понятных примеров игры, правила в моем случае оказались изложены недостаточно подробно. А именно упущен такой важный момент, как смена лидера, которая происходит после каждого голосования.

Эта история о том, как народу надоела деспотичная власть. Пришло время свергнуть диктатора. Группа Повстанцев разработала план, в случае успешного выполнения которого свершится Революция и наступит равенство и свобода. Но не все так легко, у Империи везде есть «глаза». Тайные агенты рыщут по всюду. И вот они уже в составе революционной команды..

Возраст: от 13 лет

Длительность игры: 30-60 минут;

Количество игроков: 5-10;

Издатель: «Магеллан»; «Мосигра»;

Примерная стоимость: от 590 рублей.

В комплект игры входят:

1) 11 карт персонажей (10 персонажей и 1 лидер);

2) 5 карт команд;

4) 10 карт миссий (5 карт успеха и 5 карт провала)

5) 15 сюжетных карт (используются в дополнении);

6) 6 маркеров результата (3 синих и 3 красных);

7) 1 чёрный маркер;

8) Таблица для подсчёта результатов;

9) Правила игры.

Правила настольной игры «Сопротивление» («The Resistance»)

Случайным образом Вы становитесь либо Повстанцем, либо Шпионом. Соответственно цель Повстанцев – завершить успешно Миссию. Цель Шпиона – провалить ее.

В начале игры игроки выбирают Лидера и вслепую разбирают Карты персонажей , смотрят их. Наступает ночь, все закрывают глаза, просыпаются Шпионы. Смотрят, знакомятся. Закрывают глаза. Наступает утро.

Лидер объявляет о первой Миссии. Набирает первую группу для похода. Игроки обсуждают, предлагают свои кандидатуры либо кого-то еще. Окончательно сделав выбор, Лидер кладет перед выбранными игроками Командные карты . Затем все голосуют Картами голосования «За» или «Против» этой группы.

Если 3 раза побеждают «Против», тогда Миссия считается автоматически провальной.

Если побеждают «За», выбранные игроки отправляются на Миссию.

Миссия.

В центр стола кладут Таблицу для подсчета результатов.

Выбранные игроки закрыто голосуют с помощью Карт голосования . Карты перемешиваются и раскрываются. Если все карты «За» — Миссия прошла успешно. Если хотя бы одна «Провал» — Миссия провалилась. Примечание : в зависимости от количества игроков в последних Миссиях для ее провала надо проголосовать минимум 2 раза против.

И так из хода в ход. Повстанцы побеждают в случае 3 подряд успешных миссий. Тоже самое и для Шпионов – 3 провала Миссии и Вы выиграли.

Всего в игре может быть 5 раундов.

В перерывах между Миссиями игроки активно переговариваются, обсуждают, пытаются понять кто есть кто и достичь своей цели.

Можно использовать сюжетные карты в расширенной версии. С помощью них выявить Шпиона становится легче, а игра интереснее.

Вывод:

«Сопротивление» («The Resistance») – хорошая, сильная психологическая игра, многим напоминающая всем известную игру «Мафия», но здесь выводы и решения строятся больше не на интуиции, а на фактах. По Миссиям мы уже можем судить и иногда даже с уверенностью сказать кто «друг», а кто «враг». Интрига сохраняется до самого конца, шансы у всех равны.

Игра, прежде всего для любителей подобных игр, для больших компаний.

Правила на первый взгляд могут показаться сложными, можно посидеть минут 15 их изучая, можно позвать на игру опытного сопротивленца, который объяснит их за несколько минут.

Небольшая коробка и выгодная цена. Здесь нет воли случая. Только расчет. Радует, что нужно «работать головой». Если выиграете, то получите полное удовлетворение, а если проиграете, то все равно признаете, что игра была хороша и бились Вы достойно. Собирайте большую компанию, и вечер перестанет быть заурядным и унылым!

Оценки:

  • Освоение игры - 85 БАЛЛОВ
  • Механика игры - 60 БАЛЛОВ
  • Сюжет и атмосфера - 85 БАЛЛОВ
  • Удобство играть - 92 БАЛЛОВ
  • Качество и дизайн - 65 БАЛЛОВ
  • Получаемое веселье - 87 БАЛЛОВ

«Сопротивление (Resistance)» - это психологическая игра с элементами блефа, дедукции и большого количества переговоров. По своей игровой механике – это аналог игры «Мафия», но с иной сюжетной линией и целями игры. Здесь игроки будут участвовать в процессе игры до конца, сохраняя интригу до победы или поражения.

Сюжет игры

Представьте тоталитарную империю, где царит атмосфера лжи, недоверия и несвободы. Законными методами бороться с узурпаторами власти невозможно. Поэтому участники игры (коих должно быть не менее 5 человек) образуют тайную ячейку сопротивления, задача которой совершить ряд успешных диверсионных актов на базах империи. Вот только незадача, среди пламенных борцов за свободу затесались тайные имперские шпионы, которые ставят под угрозу выполнение миссии.

Как играть

Перед началом игры участники выбирают Лидера повстанцев (ведущего). Его задача – раздача карт персонажей и формирование команд для выполнения миссий. Именно в этом и заключается суть игры, ведь в команду могут попасть не только пламенные борцы, но и имперские шпионы, а значит миссия может быть провалена. Итак, Лидер назначает трех из пяти членов ячейки, которые будут выполнять миссию, а остальные участники после обсуждения утверждают ее состав. Каждый из выбранных участников миссии получает от Лидера по 2 карты – символ сопротивления и символ шпиона. В зависимости от своей роли, участник разыгрывает одну из полученных карт. Если в выложенные в закрытую карты миссии попалась хоть одна карта шпиона, она считается проваленной. При этом важно, что шпион не обязан разыгрывать свою карту, а может сблефовать сыграв карту сопротивления.
Команда Сопротивления считается победившей, если она успешно выполнила 3 миссии.

Состав

  • 10 карт персонажей с портретами;
  • Жетон лидера;
  • 5 командных карт для игроков, которые принимают участие в миссии;
  • 10 карт миссий (5 наборов «провал» и «успех»);
  • 20 карт для голосования (10 наборов «за» и «против»);
  • 15 сюжетных карт - дополнение «Закулисные войны»;
  • 5 двухсторонних жетонов результата, которыми отмечаются выполненные и проваленные миссии;
  • 3 игровых поля для учёта миссий с таблицами количества игроков и таблицей состава для миссий;
  • Жетон голосования, им отмечается количество голосований;
  • Жетон текущей миссии, им отмечается номер текущей миссии;
  • Коллекционный магнит - подарок;
  • Правила игры.

О Мафии я узнал где-то в начале 2000-ых. Причем сам в нее не играл, но слышал, что студенты любят рубиться в Мафию (М), а где-то в 2005 году многие уже вовсю играли и в интернете в чатах и даже форумах. Я помню, что было довольно много сайтов, на которых можно было сыграть в М, и я даже попробовал пару раз это сделать. К сожалению, не обошлось без «тормозов», которые ничего не делали, а может быть даже вовсе закрывали страницу, из-за чего партия оставалась висеть недоигранной. На домашних тусовках легко можно было получить предложение поиграть в М. Если говорить о моих личных вкусах, то в М. нет ничего, что может меня зацепить. А вот он когда говорил, то кашлянул, а этот не так посмотрел, а та улыбнулась – поэтому они все Мафия . В плане поиграть, когда заняться нечем – можно (хотя вообще как это заняться нечем вообще??? Такое может быть?). А вот целенаправленно в М я играть не буду.

По моим личным наблюдениям, про М. уже мало кто вспоминает сейчас. То ли наигрались, то ли нашли другое занятие во время посиделок.

2 года назад на Тесере появилась статья об игре, которая затмила собой М. Я пытался сейчас найти эту статью, но безрезультатно. Автор, если не ошибаюсь, Padmasambhava . В той заметке было написано все, чем плоха Мафия, и как ее ошибки исправляет новая игра, которая скоро выйдет у одного из российских издательств.

Написано было все очень убедительно, я соглашался с каждым наездом на многими любимую игру на букву М. И этим мой интерес к новой еще не вышедшей игре подогревался все больше.

Имя этой игре – Сопротивление . Это локализация игры The Resistance , вышедшей на Indie Board & Cards .

Знакомство

Резистэнс уже появлялся в обзорах на БГГ, были слухи о новой редакции игры, с другим артом и комплектацией. Как я понял, Магеллан выпустил первую редакцию, но с дополнением.

Игры на блеф в моей компании пробовались на примере Саботера, который пошел на ура. Так что я практически не сомневался, что Сопротивление тоже должно сработать. Особенно у тех, кто играл или продолжает играть в М.

Стоимость игры – примерно 17 $.

Игра поставляется в небольшой коробочке красного цвета, которая мне навевает мысли о НФ, которая, наверное, кроется внутри (а на самом деле не кроется).

Правила, небольшое картонное поле, пластиковые фишки (не хватает логотипа метро на них=)), карточки – все это можно найти в коробке.

В правилах не описано, куда переносятся игроки и зачем. Есть некое Сопротивление, и вы все являетесь его участниками. Но среди вас есть шпионы. Так что в начале игры каждый игрок получит секретную карточку персонажа, по которой он узнает, шпион он или нет. Но в самой игре все как будто честные сопротивленцы.

Как и в Мафии, шпионы могут познакомиться друг с другом, пока «город спит». Но можно играть и вслепую, когда шпионы не знают друг друга. Так сказать, по хардкору.

Каждый раунд лидер (он меняется каждый раунд) будет отправлять определенное количество сопротивленцев на миссию. Первый лидер рандомный, которого можно разыграть кубиком или старым добрым методом «чи-фи-фо», смотрит в таблицу на поле, в которой находит число сопротивленцев, которых он должен отправить в разведку. Например, играет 6 человек. В первом раунде из 6 человек на миссию идут 2 сопротивленца. Лидер окидывает всех взглядом, прищуривается и говорит: «Маша и Саша идут на разведку ». Но вдруг лидер сам шпион, и он посылает одного из своих плохих друзей с целью провалить миссию? Самое время начать общаться. Вы можете спросить лидера, почему именно эти личности были выбраны. Может быть лучше взять вместо Маши Пашу? Когда все наговорятся, можно провести выборы – за или против выбранной группы.

Каждому игроку раздаются 2 карточки – за и против. Игроки выбирают карточку и вскрываются. Если большинство ЗА, то эти ребята идут на миссию. Если большинство ПРОТИВ, то лидер меняется, и он предлагает другую группу для миссии.

Далее, если все же с группой определились, игроки, отправленные на миссию, получают на руки другие 2 карты. Одна карта – провалить миссию. Вторая – успешно ее завершить. Фишка в том, что шпионы могут выбрать как завалить, так и успешно завершить. А вот нормальный сопротивленец должен выбрать только успешно завершить. Игроки выбирают по карте, передают их командиру, тот, не подсматривая, карты перекартовывает под столом, чтобы нельзя было понять, кто какую карту дал. После чего открывает полученные карты. Если среди карт есть хотя бы одна карта провала, то шпионы побеждают в раунде и кладут один свой красный жетон на ячейку поля. Если все успешно завершили миссию, раунд за сопротивленцами — на поле кладется синий жетон.

Всего таких раундов 5. Выигрывают те, кто победил в трех раундах.

Посопротивляемся?

Конечно, если сравнивать Мафию и Сопротивление, то вторая игра выигрывает по всем параметрам. Хотя бы за счет того, что претензии к игрокам обоснованные. Вы трое ходили на миссию, миссия провалена, значит кто-то из вас точно шпион. Никаких тебе не так посмотрел, не так прищурился. Но вместе с этим никуда не пропало требование умения блефовать. Есть такие игроки, на которых стоит один раз посмотреть, и ты уже точно знаешь, что он шпион, ибо глазки такие бедненькие, и нервная улыбка на лице.

В Сопротивлении есть одно не писанное обязательное правило – в конце игры на миссию должны пойти только честные сопротивленцы. Это просто необходимо вычислить, если вы все-таки дошли до 5-го раунда (ведь можно выиграть и раньше). При большом количестве играющих (10 человек, допустим), это сделать довольно сложно. На 6 честных игроков есть 4 шпиона. За 5 раундов очень сложно вычислить ху из ху.

Не менее проблемным кажется и 7-ро участников. 4 честных против 3 шпионов. В ходе многочисленных партий все-таки было доказано, что при определенном количестве человек одной стороне выиграть значительно сложнее.

Очень хочется покритиковать оформление карт. Возможно, кто-то скажет, что я безосновательно наезжаю на дизайн, но в свою защиту я скажу, что в карточках путалось довольно много игроков, от новичков до опытных. В игре есть 2 вида карточек – одобрения отряда и решения миссий. В каждом виде по 2 карточки — за и против. Мне-то все понятно, я не путаюсь. В первом виде карт в круге нарисован синий восклицательный знак – за, красный крестик – против. В другом белый круг — за, черный перечеркнутый — против. Но я никак не могу объяснить то, что некоторые игроки путают карты. В каком-то смысле, может логика в этом и есть. Для меня восклицательный знак – символ предупреждения, а крестик часто ставят на выборах в бюллетенях (или галочку). И если в одном виде голосования такие знаки, то почему в другом – другие? Чтобы не было такой путаницы, я бы вовсе ввел только 2 карточки – за и против. Одна черная, другая белая. Ну, или если уж приводить цвета к одной игровой палитре, то синяя и красная. На кой черт нужны эти символы на карточках? Ведь постоянно приходится напоминать новичкам, что есть что.

Да и вообще все карточки в игре можно заменить чем угодно. Хоть обычными игральными картами. Да, колодой простых карт можно сыграть в Сопротивление хоть сейчас, не покупая саму игру. Настольная игра Сопротивление просто содержит в себе все необходимое, чтобы вам не пришлось искать карты, фишки…

А вот, например, карточки миссий вообще лишние в игре. Они раздаются игрокам, которые пошли на миссию. Но вы им и так уже сообщили, что они идут на миссию, неужели они будут продолжать не верить этому, пока им не дадут карточку миссии? Бывает, в какой-нибудь игре был бы очень кстати лишний кубик. А в ситуации с Сопротивлением есть совершенно ненужные 5 карточек миссий… Для красоты.

Почему-то очень мало кто пишет о дополнении. А если и пишут, то, мол, есть в коробке даже дополнение, которое разнообразит игру новыми свойствами. Не знаю, как кому, а мне это дополнение совершенно не понравилось.

Суть его в том, что в начале раунда командир берет 1 или несколько (зависит от количества играющих) специальных сюжетных карт и раздает их любым игрокам на выбор. Эти карты дают их обладателям разные свойства, например, ознакомиться с картой персонажа игрока, сидящего рядом, стать лидером или аннулировать успешные результаты голосования. Почему я называю дополнение неудачным – в 80% всех партий с допом легко вскрывали шпионов, даже не идя на миссию. К 5-му раунду все шпионы как правило уже вычислены.

В одной из своих статей я уже писал о том, что посоветовал купить игру незнакомому человеку, который потом всей своей большой компанией так и не смог разобраться, как в нее играть, хотя сами большие любители Мафии. Так что теперь я уже боюсь советовать Сопротивление всем подряд.

В целом я сам не в большом восторге от игры. Игры такого типа очень зависят от компании, в которой ты играешь. Есть такие люди, которые моментально подхватывают стиль игры и начинают сразу блефовать, причем делают это очень умело. А есть и такие, кто был бы рад быть хорошим сопротивленцем и никого не обманывать. А тут – бац — и он шпион. Что делать? Как обманывать? Как не выдать себя? Ведь стратегия в игре такая у шпиона – пару раундов не палиться, пускай сопротивленцы подумают, что все, кто шел на миссии до этого, хорошие. А потом начать действовать – валить все миссии подряд. Кто ж будет знать, что тот, кто шел в первой миссии и проголосовал за успешное завершение оной, сам оказался в итоге подсадной уткой?

В этой игре нужно общаться, без нарратива играть будет совсем грустно. Очень здорово, если играют друзья за одним столом, которые друг друга хорошо знают. Тогда можно и подшутить, подколоть, вспомнить старое=) Но если вдруг в компанию проникнет аморфный флегматик, то игра превращается в болото. Хотя в этом, конечно, виновата не игра, а игроки. Игра старается быть как можно более интересной, все остальное додумывают люди.

Если вы любите Мафию и хотите чего-то нового, или если не любите Мафию, но любите игры на блеф, то Сопротивление смело можно вам рекомендовать. В противном случае, это совсем не ваш тип игр и вы можете пройти мимо.