Отдадут ли японии курилы. Здравствуй, Япония, и прощай, Курилы

  • 29.06.2020

Спор между Россией и Японией по поводу принадлежности Южных Курил ведется уже несколько десятилетий. Из-за нерешенности этого вопроса между двумя странами до сих пор не подписан мирный договор. Почему переговоры ведутся так сложно и есть ли шанс найти приемлемое решение, которое устраивало бы обе стороны, - выяснял портал сайт.

Политический маневр

«Семьдесят лет мы ведем переговоры. Синдзо сказал: «Давайте поменяем подходы». Давайте. Так вот какая идея мне пришла в голову: давайте заключим мирный договор - не сейчас, но до конца года - без всяких предварительных условий».

Эта реплика Владимира Путина на Владивостокском экономическом форуме вызвала в СМИ ажиотаж. Ответ Японии, впрочем, был предсказуем: заключать мир без решения территориального вопроса в Токио не готовы в силу массы обстоятельств. Любой политик, который зафиксирует в международном договоре хотя бы намек на отказ от претензий на так называемые северные территории, рискует проиграть выборы и закончить политическую карьеру.

Президент РФ Владимир Путин принимает участие в пленарном заседании «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» IV Восточного экономического форума (ВЭФ-2018). Слева направо - телеведущий, заместитель директора ГТК «Телеканал «Россия», президент Института Беринга–Беллинсгаузена по изучению обеих Америк Сергей Брилев, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, справа налево - премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ён и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга

Десятилетиями японские журналисты, политики и ученые объясняли нации, что вопрос возвращения Южных Курил для Страны Восходящего Солнца является принципиальным, и в конце концов объяснили. Теперь при любом политическом маневре на российском фронте японские элиты должны учитывать пресловутую территориальную проблему.

Почему Япония хочет получить четыре южных острова Курильской гряды - понятно. Но почему Россия не хочет их отдавать?

От купцов до военных баз

О существовании Курильских островов большой мир не подозревал примерно до середины XVII века. Народ айнов, живший на них, когда-то населял все Японские острова, но под напором захватчиков, прибывших с материка, - предков будущих японцев - постепенно был уничтожен или вытеснен на север - на Хоккайдо, Курилы и Сахалин.

В 1635–1637 годах японская экспедиция обследовала самые южные острова Курильской гряды, в 1643 году голландский исследователь Мартин де Фриз обследовал Итуруп и Уруп и объявил последний собственностью Голландской Ост-Индской компании. Пятью годами позже северные острова были открыты русскими купцами. В XVIII веке русское правительство взялось за исследование Курил уже всерьез.

Русские экспедиции дошли до самого юга, нанесли на карту Шикотан и Хабомаи, а вскоре Екатерина II издала указ о том, что все Курилы до самой Японии являются российской территорией. Европейские державы приняли это к сведению. Мнение японцев на тот момент никого, кроме них самих, не волновало.

Три острова - так называемая Южная группа: Уруп, Итуруп и Кунашир, - а также Малая Курильская гряда - Шикотан и многочисленные необитаемые островки рядом с ним, которые японцы именуют Хабомаи, - оказались в серой зоне. Русские не строили там укреплений и не размещали гарнизонов, а японцы были заняты главным образом колонизацией Хоккайдо. Лишь 7 февраля 1855 года между Россией и Японией был подписан первый договор о границе - Симодский трактат.

Согласно его условиям рубеж между японскими и российскими владениями проходил по проливу Фриза - по иронии судьбы названному по имени того самого голландского мореплавателя, который пытался объявить острова нидерландскими. Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отошли Японии, Уруп и острова дальше на север - России. В 1875 году японцам передали уже всю гряду до самой Камчатки в обмен на южную часть Сахалина; 30 лет спустя Япония вернула ее себе по результатам Русско-японской войны, которую Россия проиграла.

Во время Второй мировой войны Япония входила в число государств Оси, но военные действия между Советским Союзом и Японской империей на протяжении большей части конфликта не велись, так как стороны в 1941 году подписали пакт о ненападении. Однако 6 апреля 1945 года СССР, выполняя союзнические обязательства, предупредил Японию о денонсации пакта, а в августе объявил ей войну. Советские войска заняли все Курильские острова, на территории которых была создана Южно-Сахалинская область.

Но в итоге до мирного договора между Японией и СССР дело не дошло. Началась холодная война, отношения между бывшими союзниками накалились. Япония, оккупированная американскими войсками, в новом конфликте автоматически оказалась на стороне западного блока. По условиям Сан-Францисского мирного договора 1951 года, который Союз подписывать отказался по целому ряду причин, Япония подтвердила возврат СССР всех Курил - кроме Итурупа, Шикотана, Кунашира и Хабомаи.

Пять лет спустя, казалось, появилась перспектива прочного мира: СССР и Япония приняли Московскую декларацию, по которой прекращалось состояние войны. Советское руководство тогда выразило готовность отдать Японии Шикотан и Хабомаи при условии, что она снимет претензии на Итуруп и Кунашир.

Но в итоге всё сорвалось. Штаты пригрозили Японии, что в случае подписания договора с Советским Союзом они не вернут ей архипелаг Рюкю. В 1960 году Токио и Вашингтон заключили соглашение о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, в котором содержалось положение о том, что США имеют право размещать в Японии войска любой численности и создавать военные базы, - и после этого Москва категорически отказалась от идеи мирного договора.

Если раньше у СССР сохранялась иллюзия того, что путем уступки Японии можно нормализовать с ней отношения, переведя ее в разряд хотя бы относительно нейтральных стран, то теперь передача островов означала, что на них вскоре появятся американские военные базы. В результате мирный договор так и не был заключен - и не заключен до сих пор.

Лихие 1990-е

Советские лидеры вплоть до Горбачева не признавали наличие территориальной проблемы в принципе. В 1993 году, уже при Ельцине, была подписана Токийская декларация, в которой Москва и Токио обозначили намерение решить вопрос о принадлежности Южных Курил. В России это было воспринято с немалым беспокойством, в Японии, наоборот, с энтузиазмом.

Северный сосед переживал трудные времена, и в японской прессе того времени можно встретить самые безумные проекты - вплоть до покупки островов за крупную сумму, благо тогдашнее российское руководство было готово идти на бесконечные уступки западным партнерам. Но в итоге и российские страхи, и японские надежды оказались беспочвенными: уже через несколько лет внешнеполитический курс России был скорректирован в пользу большего реализма, и речи о передаче Курил больше не шло.

В 2004 году вопрос неожиданно всплыл снова. Глава МИДа Сергей Лавров объявил, что Москва как государство - продолжатель СССР готова возобновить переговоры на базе Московской декларации - то есть подписать мирный договор и затем в качестве жеста доброй воли отдать Японии Шикотан и Хабомаи. Японцы на компромисс не пошли, и уже в 2014-м Россия полностью вернулась к советской риторике, заявив, что никакого территориального спора у нее с Японией нет.

Позиция Москвы совершенно прозрачна, понятна и объяснима. Это позиция сильного: не Россия требует чего-то от Японии - совсем наоборот, японцы выдвигают претензии, которые не могут подкрепить ни военным, ни политическим образом. Соответственно со стороны России речь может идти лишь о жесте доброй воли - и не более. Экономические отношения с Японией развиваются своим чередом, острова на них никак не влияют, а передача островов никак их не ускорит и не замедлит.

При этом передача островов может повлечь за собой ряд последствий, и их величина зависит от того, какие именно острова будут переданы.

Море закрытое, море открытое

«Это успех, к которому Россия шла долгие годы… По объему запасов эти территории - настоящая пещера Али-Бабы, доступ к которой открывает огромные возможности и перспективы для российской экономики… Включение анклава в российский шельф устанавливает исключительные права России на ресурсы недр и морского дна анклава, включая промысел сидячих видов, то есть краба, моллюсков и так далее, а также распространяет российскую юрисдикцию на территорию анклава в части требований к промыслу, безопасности, охране окружающей среды».

Так министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской в 2013 году прокомментировал новость о том, что подкомиссия ООН приняла решение о признании Охотского моря внутренним морем России.

До того момента в самом центре Охотского моря существовал вытянутый с севера на юг анклав площадью 52 тыс. кв. км, за свою характерную форму получивший название «Арахисовая дыра» (Peanut Hole). Дело в том, что 200-мильная особая экономическая зона России не дотягивалась до самого центра моря - таким образом, воды там считались международными и в них могли вести промысел морских животных и добычу полезных ископаемых суда любых государств. После того как подкомиссия ООН одобрила российскую заявку, море стало полностью российским.

У этой истории было много героев: ученые, которые доказали, что морское дно в районе «Арахисовой дыры» - континентальный шельф, дипломаты, сумевшие защитить российские притязания, и другие. Япония преподнесла во время голосования в ООН сюрприз: Токио одним из первых поддержал российскую заявку. Это породило массу слухов о том, что Россия готова в обмен пойти на уступки по Курилам, но они так и остались слухами.

Что же произойдет со статусом Охотского моря, если Россия отдаст Японии два острова - Шикотан и Хабомаи? Ровным счетом ничего. Ни один из них не омывается его водами, следовательно, никаких изменений не предвидится. Но если Москва отдаст Токио также Кунашир и Итуруп, то ситуация будет уже не столь однозначной.

Дистанция между Кунаширом и Сахалином - менее 400 морских миль, то есть особая экономическая зона России полностью перекрывает юг Охотского моря. Но от Сахалина до Урупа уже 500 морских миль: между двумя частями экономической зоны образуется коридор, ведущий к «Арахисовой дыре». Какие последствия это повлечет за собой, предсказать трудно.

На границе сейнер ходит хмуро

Похожая ситуация складывается и в военной сфере. Кунашир отделяется от японского Хоккайдо проливами Измены и Кунаширским; между Кунаширом и Итурупом лежит пролив Екатерины, между Итурупом и Урупом - пролив Фриза. Сейчас проливы Екатерины и Фриза находятся под полным российским контролем, Измены и Кунаширский - под наблюдением. Ни одна неприятельская подводная лодка или корабль не смогут пройти в акваторию Охотского моря через острова Курильской гряды незамеченными, при этом российские подводные лодки и корабли могут спокойно выходить через глубоководные проливы Екатерины и Фриза.

В случае передачи Японии двух островов российским кораблям сложнее будет пользоваться проливом Екатерины; в случае передачи четырех - Россия полностью потеряет контроль над проливами Измены, Кунаширским и Екатерины и сможет лишь вести наблюдение за проливом Фриза. Таким образом, в системе охраны Охотского моря образуется дыра, которую невозможно будет заделать.

Экономика Курильских островов завязана в первую очередь на добычу и переработку рыбы. На Хабомаи экономики нет в связи с отсутствием населения, на Шикотане, где проживает около 3 тыс. человек, - рыбоконсервный завод. Разумеется, в случае передачи этих островов Японии придется решать и судьбу живущих на них людей, и предприятий, и решение это не будет легким.

Но если Россия отдаст Итуруп и Кунашир, последствия будут куда больше. Сейчас на этих островах живет около 15 тыс. человек, идет активное строительство инфраструктуры, в 2014 году на Итурупе заработал международный аэропорт. Но самое главное - Итуруп богат полезными ископаемыми. Там, в частности, находится единственное экономически выгодное месторождение рения - одного из самых редких металлов. До распада СССР российская промышленность получала его из казахского Джезказгана, и месторождение на вулкане Кудрявый - шанс полностью покончить с зависимостью от импорта рения.

Таким образом, если Россия отдаст Японии Хабомаи и Шикотан - она лишится части территории и понесет сравнительно небольшие экономические потери; если вдобавок отдаст Итуруп и Кунашир - пострадает куда больше как в экономическом, так и в стратегическом плане. Но в любом случае отдавать можно только тогда, когда другой стороне есть что предложить взамен. Токио пока предлагать нечего.

Россия хочет мира - но с сильной, миролюбивой и дружественной Японией, проводящей независимую внешнюю политику. В нынешних условиях, когда эксперты и политики всё громче говорят о новой холодной войне, в дело вновь вступает безжалостная логика противостояния: отдав Японии, поддерживающей антироссийские санкции и сохраняющей на своей территории американские базы, Хабомаи и Шикотан, не говоря уже о Кунашире и Итурупе, Россия рискует просто потерять острова, не получив ничего взамен. Вряд ли Москва готова на это пойти.

Заявил, что компромисс по курильской проблеме может быть достигнут. Отправной точкой станет соглашение, заключенное СССР и Японией в 1956 году. В нем говорится о передаче двух южных островов Курильской гряды японской стороне. «Однако в соглашении не было оговорено много чего еще. Например, на каких условиях нужно осуществить передачу, и чей суверенитет будет над этими островами», — заявил Путин. Эти вопросы, очевидно, и являются главными камнями преткновения в территориальной проблеме, которая тянется за Москвой и Токио со времен Второй мировой войны.

На прошлой неделе на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке глава подчеркнул, что итоги консультаций по проблемам мирного договора с Японией будут известны в середине декабря, когда президент России совершит визит в Японию.

Сам Абэ, выступая на ВЭФ, призвал Путина урегулировать двусторонние отношения. «Давай поставим точку в этой ненормальной ситуации, которая существует уже 70 лет, и вместе начнем строить новую эпоху российско-японских отношений, которая будет длиться следующие 70 лет», — сказал японский премьер.

Японский лидер обращался к своему российскому коллеге на ты, чтобы подчеркнуть, что между ними сложились доверительные отношения.

Многочасовые переговоры, которые ведутся российскими и японскими дипломатами в 2016 году, означают, что желание найти решение территориальной проблемы есть со стороны и Токио, и России. Как отметил в своей речи Путин, это решение должно гарантировать, что «ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей».

Права победителей

Проблема островов Малой Курильской гряды — Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи — существует с окончания Второй мировой войны, в которой союзник нацистcкой Германии Япония была побеждена силами США и СССР.

После подписания капитуляции Японии четыре острова, которые принадлежали Японии по русско-японскому договору 1855 года, вошли в состав СССР. Япония юрисдикцию советской стороны признавать отказалась. Мирный договор между двумя странами так и не был заключен.

К территориальному спору вернулись при правлении Никиты Хрущева, который хотел улучшить отношения с Японией.

В 1956 году Москва и Токио возобновили дипломатические отношения и заявили в совместной декларации, что полноценный мирный договор будет разработан.

В ее тексте говорилось: «Идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан. — «Газета.Ru») с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией». Именно об этом документе и говорил Путин на саммите G20.

Shutterstock

Несмотря на то что в 1956 году обе палаты японского парламента ратифицировали договор, японская сторона, как недавно подчеркивал Путин, отказалась его выполнять.

Впрочем, первый сигнал о том, что передача островов Японии не может быть осуществлена, дал именно Советский Союз.

В записке в адрес правительства Японии в январе 1960 года представители СССР указали, что Япония, разместив у себя на территории военные базы, нарушает условия договора о передаче островов. В записке говорилось, что, соглашаясь на передачу островов, СССР учитывал национальные интересы Японии и миролюбивые намерения страны. А эти намерения поставили под сомнения американские войска, которые появились в Японии на постоянной основе.

Для широкой общественности ситуацию объяснила . В ней появилась статья, в которой утверждалось: военный договор Японии с США направлен против СССР, и, если острова будут переданы, на них вполне можно будет разместить новые американские базы. «Правда» писала, что острова передадут Токио только после вывода войск США и подписания мирного договора с СССР.

Этим возмутилось уже японское правительство, заявив, что международный документ не должен меняться в одностороннем порядке. В официальной ноте Токио также отмечал, что на момент заключения декларации с СССР в Японии уже были иностранные войска.

Именно после этого дипломатического скандала японская сторона заявила, что будет «неотступно добиваться» не только возвращения обещанных ранее Шикотана и Хабомаи, но и других «северных территорий», как здесь называют Курильскую гряду. С тех пор диалог был прерван.

Все или ничего

Сегодня, по мнению япониста, экс-заместителя главы МИДа , решение курильской проблемы найти будет довольно сложно, так как стороны не проявляют готовности изменить свои позиции.

«Не вижу ничего нового. Позиции сторон изначально взаимно непримиримые, опираются на массовую поддержку в своих странах. Без катастрофических потерь пойти на уступки нельзя», — рассказал он «Газете.Ru».

За долгие годы среди японской общественности сложился абсолютный консенсус о принадлежности островов малой Курильской гряды. Его придерживалась даже Коммунистическая партия Японии (КПЯ), оппозиционная, но независимая от СССР политическая сила. Позиции КПЯ были даже более радикальными. По мнению японских коммунистов, СССР должен был отдать Японии весть Курильский архипелаг. В годы «холодной войны» это стало причиной резкого ухудшения отношений между и КПЯ.

Стоит отметить, что президент СССР Михаил Горбачев, которого политические противники часто упрекали в сдаче советских позиций, во время визита в Японию в 1991 году не включил в свое совместное заявление с премьером страны упоминание о декларации 1956 года. Позиция заключалась в том, чтобы не отдавать Японии ни одного острова.

«Шанс тогда был упущен. С тех пор возникли новые реальности», — объяснял свою позицию советский лидер.

Новый шанс для диалога по проблеме островов был дан уже президентом России и его японским коллегой премьером Рю Хасимото, которого он именовал в своих мемуарах «Друг Рю». В октябре 1993 года в Токийской декларации Москва и Токио договорились, что «следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса».

При этом в 1997 году Ельцин на встрече с Хасимото заявил, что готов решить проблему, вернувшись к договору от 1855 года, то есть вернуть все четыре острова Японии. Как вспоминал участник встречи с российской стороны вице-премьер , ему пришлось буквально умолять Ельцина не идти на этот шаг. Немцов говорил, что это решение может быть с негодованием воспринято общественностью на фоне общей тяжелой ситуации в стране.

Допустить компромисс

В этом году декларации 1956 года исполнится 60 лет. Круглая дата может быть хорошей возможностью для серьезного сдвига в вопросе Курил.

Определенные возможности для этого есть. Обе стороны признают эту декларацию и отталкиваются от нее как от основного документа, который, как ранее отмечали российские дипломаты — собеседники «Газеты.Ru», является действующим юридическим документом, имеющим характер международного договора.

По мнению ведущего научного сотрудника Центра североамериканских исследований ИМЭМО Павла Гудева, для дипломатического прорыва требуется, чтобы японская сторона отошла от непримиримой позиции. «Они говорят, что предварительных условий быть не должно, а мы считаем, что должны быть», — считает он.

Если этот сдвиг произойдет, то вариантов решения проблемы может быть несколько, говорит Гудев. Один из вероятных вариантов — так называемый отложенный суверенитет.

Это означает, что в документах может быть зафиксировано, что часть островов перейдет под юрисдикцию Японии через 50 или даже 100 лет. Возможен и вариант, когда Японии будут переданы лишь сами острова, однако акватория вокруг них, а также ресурсы останутся в собственности России, добавил Гудев.

Учитывая, что в настоящее время острова делают Охотское море внутренним морем России, стороны также могут договориться о том, что судоходство в акватории было бы доступно лишь для кораблей России и Японии, добавил собеседник «Газеты.Ru».

Россия также должна потребовать от Японии, что на переданных ей островах не была создана военная инфраструктура, считает эксперт.

Добиться от Японии закрытия американской военной базы на Окинаве практически невозможно, отмечал в своей колонке для Asia Times военный аналитик Грант Ньюсхэм. Несмотря на то что поведение американских военных на Окинаве часто становилось поводом для протестов в самой Японии, американское военное присутствие рассматривается в Токио как важный фактор стабильности в регионе.

Окинава — «отличный плацдарм, откуда можно совершать различные военные операции для отражения агрессора», считает Ньюсхэм. При этом, если в годы «холодной войны» эта база служила для противодействия КНДР, сегодня ее основная роль — сдерживание Китая.

Вне зависимости от вариантов есть возможность, что стороны объявят о потенциальном компромиссе по Курилам во время государственного визита Путина в Японию в декабре.

Сам Путин в недавнем интервью упомянул, что с Китаем был достигнут территориальный компромисс по острову Тарабаров в 2004 году после переговоров, которые длились 40 лет.

Президент России отметил, что «в конце концов нашли компромисс». «Часть территории окончательно закреплена за Россией, часть территории окончательно закреплена за Китайской Народной Республикой», — рассказал Путин.

Георгий Кунадзе считает, что никакого компромисса по проблеме спорных островов достигнуто не будет. Эксперт, который в 1990-е годы участвовал в переговорах с японской стороной, утверждает, что японцам нужны не сами острова как таковые, а «принцип».

«Чтобы поднять эти острова до приличного уровня, нужно вложить миллиарды, а у Японии сегодня таких средств нет. Но здесь вопрос национального престижа», — добавил дипломат.

В субботу, 19 ноября, президент России Владимир Путин встретится с премьер-министром Японии Синдзо Абэ в столице Перу, Лиме. В середине декабря также состоится визит Путина непосредственно в Японию. На данный момент между Россией и Японией продолжаются консультации по заключению мирного договора, помехой для которого остается проблема так называемых Северных территорий, как называет Курильские острова японская сторона. Токио, как известно, считает Курилы оккупированной территорией. В сентябрьском интервью американскому агентству Bloomberg Путин заявил, что идет поиск решения, которое устроит всех. Этот вопрос мог стать предметом обсуждения и на встрече новоизбранного президента США Дональда Трампа с Абэ, которая прошла 18 ноября в Нью-Йорке. Однако российский публицист Леонид Радзиховский сомневается, что США и тем более Трампу может быть интересна судьба Курил. Также он не верит, что Путин согласится пожертвовать своей репутацией крутого парня, отдав спорные острова Японии.

На встрече Трампа и Абэ мог обсуждаться любой вопрос. Но я, честно говоря, не думаю, что у американцев, а тем более у Трампа, который, как мне кажется, не настолько в контексте российско-японских отношений, есть какое-то определенное мнение по поводу Курильских островов. Это настолько бесконечно далекий от Америки вопрос, что вряд ли Трамп имеет какую-то позицию. Заключат ли Россия и Япония мирный договор? Мне трудно понять, как это влияет на США.

Контекст

Бесплатный гектар на японском острове

Sankei Shimbun 21.10.2016

Россия готова вернуть два острова?

Sankei Shimbun 12.10.2016

Курильский хрустальный шар

Tygodnik Powszechny 02.10.2016

Как Москва и Токио поделят Курилы?

Deutsche Welle 02.08.2016
В свое время, в 1993 году, Борис Ельцин ездил в Японию. Перед отъездом он хитро улыбнулся и сказал: «У меня есть 50 способов решения проблемы Курильских островов». Сделал свою фирменную хитрую улыбку и уехал. А потом вернулся и сказал: «У нас есть один способ — острова наши. Все, пусть японцы делают, что хотят!» Заметьте, это было в тот момент, когда Россия была в долгу, как в шелку, деньги ей были позарез нужны, а экономическое положение России казалось безнадежным.

Я не верю, что Путин отдаст острова Японии. Это настолько противоречит образу собирателя земель русских, крутого мачо и человека, который «всех переиграл», что переиграть 150 млн российских граждан в этом вопросе Путин не сможет. Да, Путин легко может отдать довольно большие куски территории китайцам. Потому что эта территория не заметна, не символична. И потому что это Китай, про который в России уже установилось общее мнение, что этот наш старший брат, лучший друг и защитник против американцев. Да и вообще, Китай — это Китай.

Курильские острова имеют символичное значение. Не знаю, нужны они России или абсолютно не нужны, а если нужны, то для чего. И никто в России об этом не знает. Но это символичные острова. И я не верю, что Путин их сможет кому бы то ни было отдать. Это — острова престижа. Точно так же, как Крым — полуостров престижа. Хотя для Украины Крым, наверное, имеет несколько большее значение: курорт, куда все ездили, все-таки.

Думаю, когда Путин говорил об устраивающем всех варианте, он мог иметь в виду, в крайнем случае, вариант совместного управления Курильскими островами, что достаточно выгодно для России и не роняет престиж Путина. Но, насколько я понимаю, в мире нет такого примера, чтобы территория принадлежала двум странам. Управлять — можно. Приглашать — кого хотите. Но земля принадлежит посредством законов, гражданства и налогов — одной стране. Могут быть даже совместные пограничники и двойное гражданство, но законы чьи соблюдать? Если кто-то украл козу, его судить будут по японскому закону или российскому? Поэтому совместное управление — красивые слова, которые непонятно что означают.

Думаю, на совместное управление Путин согласен. Но отдать даже один или два острова Японии — утрата символического капитала. А Путину, кроме символического, никакой другой капитал не нужен. Вряд ли здесь есть развязка, которая удовлетворит тщеславие и амбиции обеих сторон.

Японцы, кажется, уже всё решили. Сами. Они уже вручили себе Курильские острова и от визита российского президента в Японию ждут лишь формального объявления об этом. По крайней мере, психологическая картинка в сегодняшней Японии царит именно такая, утверждают многие наблюдатели. После чего задаются вопросом: но готов ли Владимир Путан сделать подобное объявление? И каково будет разочарование японцев, когда российский президент ничего о передаче островов не скажет?

Или скажет? Может быть, японцы знают что-то такое, чего не знаем мы, россияне?

Что могут требовать японцы?

Основной лейтмотив в японской прессе и японских дискуссиях по поводу Курил - слова о готовности обменять инвестиции на острова. Это у них называется "нулевым вариантом": дескать, острова так и так наши, но надобно подсластить русским горечь утраты территорий. Дела в экономике у них плохи, поэтому многомиллиардные японские инвестиции придутся русским кстати. А вишенкой на этом тортике станет подписание мирного договора, который, мол, прекратит состояние войны между Японией и Россией.

А, собственно, какие у японцев есть правовые основания оспаривать принадлежность островов? Что у них есть, кроме постоянного упрямого напора?

"Японцы выступили с претензией на острова сразу после заключения Сан-Францисского договора между союзниками и Японией, но о каких-либо правовых основаниях говорить не приходится, - отметил в разговоре с Царьградом учёный секретарь Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Герман Гиголаев. - Но поскольку СССР не подписал тогда, в 1951 году, этот мирный договор с Японией, то на этом основании они и выдвинули претензии. Ну а уши, наверное, как всегда, торчат из госдепартамента США - там попросили японцев выдвинуть претензии, они и выдвинули".

Вот и все основания: отдайте, потому что нам хочется, да и хозяин велел…

Звучали, правда, голоса, что Токио может рассмотреть возможность подписания мирного договора без передачи четырёх (точнее, трёх с россыпью) островов из Курильской гряды. Звучали голоса и о том, что японское правительство готово удовлетвориться двумя из них. Версию об этом распубликовала авторитетная японская газета "Kyodo" со ссылкой на источник в кабинете министров.

Однако затем эти версии опровергались, и картина оставалась прежней: Япония должна получить всё! Кстати, и в варианте компромисса с двумя островами стратегия нацелена на все четыре. Дело чисто в тактике. В той же статье в "Kyodo" прямо так и указывается: передача двух островов будет только "первой фазой" урегулирования территориального вопроса. Аналогичным образом отпадает и вариант совместного российско-японского управления южной частью Курил: правительство решительно опровергло соответствующее сообщение газеты "Nikkei" ещё в октябре.

Таким образом, позиция Токио остаётся неизменной, и какие-либо компромиссные варианты оказываются бесполезными и бессмысленными: победитель, что называется, забирает всё.
А победителем, понятное дело, при любом обмене островов на какие-либо финансовые "плюшки" будут - и будут объявлены - японцы. Ибо деньги - не более, чем деньги, а территория - всегда не менее, чем территория. Вспомним, какое место в русском национальном сознании занимает Аляска с историей её продажи. И вот ведь ясно, понятно, что в середине XIX века это была убыточная, неудобная, практически не заселённая русскими земля, которую так или иначе отобрали бы англичане или американцы просто по факту постепенного её заселения. А уж какие там границы могли бы их остановить, если бы золото там обнаружилась раньше, когда Аляска ещё пребывала под русской юрисдикцией!

Так что вроде бы и правильно, и неизбежно - хоть деньги получили, а не просто так землю потеряли - должна была быть продана Аляска. Но хоть кто-нибудь благодарит за это сегодня царя Александра II?

Курильские острова. У острова Кунашир. Лов рыбы. Фото: Вячеслав Киселев/ТАСС

Что могут дать японцы?

Единственное, что в сознании народном может оправдать передачу территории страны другому государству - это, пожалуй, только лишь обмен на другие территории. Как, например, проделали такое с китайцами, выправив статус отдельных островов на Амуре. Да, сколько-то земель отдали, но и получили, причём даже чуть больше. Но какие земли могут нам дать на обмен японцы? Разве что остров Окинаву с американскими военными базами? Вряд ли - едва ли среди японских политиков найдётся хоть один способный устроить такую "движуху"…
Итак, земли у Японии для нас нет. А есть ли деньги?

А это смотря какие. Вот недавно за 19,5% акций "Роснефти" было получено 10 млрд долларов. Всего же в корпорации посулили "общий эффект, с учётом капитализированных синергий между ПАО "НК "Роснефть" и ПАО АНК "Башнефть", в размере более 1,1 трлн рублей (17,5 млрд долларов), денежные поступления в бюджет в четвертом квартале 2016 года составят 1 040 млрд рублей (16,3 млрд долларов)".

Игорь Сечин назвал эту сделку крупнейшей за всю историю страны. А ведь это - всего лишь акции всего лишь одной госкорпорации, каковых в России далеко не одна. Да к тому, как отметил целый ряд наблюдателей, проданных с лютым дисконтом относительно подлинной стоимости компании.

Внимание, вопрос: а сколько денег готова была бы выложить Япония за наши острова? Даже если речь идёт о десятикратно более высокой сумме - с международными резервам в объёме 1,248 триллионов долларов она может относительно безболезненно её найти - то стоит ли овчинка выделки? Какой экономический эффект получит Япония от южной Курильской гряды? Понятно, что какой-то эффект непременно будет - хотя бы от эксплуатации морских ресурсов на прилегающей акватории. Но проблема в том, что деньги дают - если дают - совсем иные люди, далёкие от рыбной промышленности.

Фото: Сергей Красноухов/ТАСС

До первого окрика хозяина…

Впрочем, не в деньгах дело - даже если бы их в самом деле нам давали. Что на них можно приобрести? Самое ценное в нынешнем мире для России - технологии и станки. Дадут ли их нам японцы? Можно быть уверенным - нет. Серьёзные технологии являются предметом для нас закрытым по соображениям секретности. Аналогичная проблема - со станками: да, нам они нужны после тотального разрушения промышленности в 90-е годы, куда важнее - технологии их производства. В своё время СССР уже совершил ошибку, когда после войны вывез на свою территорию в качестве реквизиции немецкие станки. Вернее, это была вынужденная мера - хороших станков в СССР фактически не было и до войны, а тем более - после. Но вот только тем самым промышленность оказалась завязана на уже морально устаревшие модели, зато вынужденно "раздетая" в этом отношении Германия вынужденно же, но предельно эффективно модернизировала свой станочный парк.

Но даже если предположить, что японцы как-то обойдут чужие ограничения в этом вопросе - а это американские прежде всего ограничения, продиктованные, между прочим, интересами и национальной безопасностью - как долго они смогут изображать "благородство"? До первого же самостоятельного движения России, которое бы не понравилось Вашингтону. Например, окончательного взятия Алеппо. Коалиция западных стран уже пригрозила нам за это новыми санкциями и сохранила прежние. Смогут ли японцы не послушаться своих главных союзников? Да никогда!

Таким образом, всё получается просто: даже если Россия отдаст острова в обмен на деньги или технологии - очень скоро у неё не окажется ни того, ни другого. И островов, само собою.

Что теряет Россия?

С точки зрения чисто материальной один только рениевый вулкан Кудрявый на острове Итуруп, который ежегодно выбрасывает этого ценного для оборонных нужд металла на 70 миллионов долларов, делает утрату островов весьма бесхозяйственным поступком. По Аляске хоть оправдание было - не знали тогдашние российские власти ни о золоте, ни о нефти в этой далёкой земле. По Курилам этого оправдания нет.
Что будет, если отдать острова?

"Ничего хорошего не будет, - отвечает историк Гиголаев. - Сразу увеличится зона международных вод в Охотском море, на которые не распространяется наша национальная юрисдикция. Плюс блокируются несколько проливов для выхода через них наших военных кораблей из Охотского моря в открытый океан".

Разумеется, добыча рыбы и морепродуктов в окружающей акватории даёт немаленькие доходы. Есть при этом и право ограничивать эту добычу в Охотском море для тех же японцев, корейцев, китайцев, потому что обладание четырьмя островами делает это море внутренним для России.
Но и это всё же приятные, но мелочи на фоне того, чем может обернуться потеря островов в геостратегическом смысле. На что и указал Герман Гиголаев.

Всё дело в том, что со времён Второй мировой войны Япония не является суверенной державой в полном смысле слова. Она - под военным и политическом контролем США. И если завтра японцы получат хотя бы один из оспариваемых островов, послезавтра на нём может появиться американская военная база. Например, с комплексом ПРО, который, как уже не раз писал Царьград со слов информированных военных специалистов, может быстро и безболезненно переоборудоваться в комплекс ударный - всего лишь навесом крылатых ракет "Томагавк". И никто американцев остановить не сможет, а уж Токио не сможет в особенности.

Кстати, они особо и не рвутся запрещать. Более того: уже официально опровергли на уровне и премьера, и правительства, и МИДа любое наличие даже попыток сделать исключение из договора о безопасности с США в отношении Южных Курильских островов, если Россия согласится их отдать. Как заявил глава МИД Фумио Кисида, действие договора о безопасности с США "распространяется и будет распространяться на все территории и акватории, которые находятся в административном управлении Японии".

Соответственно, при желании блокируется выход в Тихий океан для русского военного флота, ибо тут не замерзающие зимой проливы, которые сегодня контролируются русскими военными, а станут - американскими. А значит, как только наступит угрожаемый период - а кто гарантирует, что этого не будет никогда? - тут же Тихоокеанский флот можно списывать с баланса. Ведь с тем же успехом на американской базе где-нибудь на Итурупе может базироваться и солидная военно-морская группировка во главе с авианосцем.
Согласимся: красивый вариант придумали японцы (или, что вероятнее, их хозяева американцы). Ничтожные для площади России клочки земли сразу лишают Россию и необходимого в военных производствах (в двигателестроении, например) рения, и ценных ресурсами морских акваторий, и выхода в океан в угрожаемый период.

И это - при полном отсутствии разумной аргументации на свои права на эти острова! И если в этих условиях Москва решится на передачу островов, то случится нечто более страшное, нежели потеря рыбы, рения и даже выхода в океан. Потому что всем станет ясно: из России можно вытаскивать куски даже без всяких разумных обоснований. То есть из России можно вытаскивать куски! Из России! Можно!

Она сама разрешила…

Президент России Владимир Путин предложил Японии заключить мирный договор до конца 2018 года без предварительных условий. Такое заявление российский лидер сделал на пленарном заседании Восточного экономического форума. По словам Путина, на основании мирного договора две страны смогут «как друзья» решать все спорные вопросы, «с которыми мы не можем справиться на протяжении 70 лет».

Урегулирование территориального спора о принадлежности Курильских островов он предложил отложить на потом. «Можно прописать сразу в этом договоре, что мы будем стремиться к урегулированию этих вопросов. Уверен, мы когда-нибудь это сделаем», — добавил Путин.

Заключить мирный договор с Россией ранее предлагал и премьер-министр Японии Синдзо Абэ . На новое предложение российского коллеги он пока ответа не дал. «Мы намерены продолжать вести плотные переговоры в соответствии с нашим курсом, который состоит в том, чтобы подписать мирный договор, решив вопрос принадлежности четырех островов. В этом отношении наша позиция неизменна», — прокомментировали предложение Путина в японском МИДе.

Неужели Россия и Япония наконец смогут поставить точку во Второй мировой войне и подписать мирный договор? АиФ.ru выяснял это у руководителя Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерия Кистанова .

Глеб Иванов, АиФ.ru: — Валерий Олегович, что мешало двум странам заключить мирный договор за 70 лет, прошедшие с конца Второй мировой?

Валерий Кистанов : — Мешала пресловутая территориальная проблема. Все эти годы Япония требовала вернуть себе 4 южно-курильских острова, которые она считает своими исконными территориями.

В 1956 году СССР и Япония вели переговоры о заключении мирного договора. Тогда японцы были склонны заключить его на условиях возвращения двух островов из четырех: Шикотана и Хабомаи. Но тут вмешались американцы. Они пригрозили, что, если договор будет заключен на таких условиях, они не вернут японцам Окинаву. Японцы отыграли назад и стали вновь требовать все четыре острова.

С тех пор японский истеблишмент не мыслит себе заключение мирного договора с Россией без решения территориальной проблемы. А это означает для них возвращение всех четырех островов.

— Что изменило предложение Путина?

— Если расшифровать то, что сказал наш президент, получится следующее: «Не надо увязывать заключение мирного договора с территориальной проблемой». Фактически он прояснил нашу обычную позицию. Проблема заключается в том, что японская позиция в этом вопросе кардинально не совпадает с нашим подходом. Поэтому никакого мирного договора до конца года не будет. Это я вам гарантирую. В ближайшие годы этого тоже не будет, потому что в Японии никакой политик не пойдет на то, чтобы отказаться от претензий на острова. Это будет означать для него политическую смерть.

— Абэ ранее говорил, что готов заключить мирный договор на условии «немедленного возвращения двух островов». Что это означает и можно ли назвать это смягчением японской позиции?

— Японцы никогда не отказывались от возвращения всех четырех островов. При Абэ они просто заявили о готовности вернуть их, что называется, «в рассрочку». Сразу после заключения договора — два острова, и позднее — ещё два. Хабомаи и Шикотан можно вернуть по советско-японской декларации 1956 года, где записано, что СССР «в качестве жеста доброй воли» готов передать два острова Токио, но только, подчеркну, после заключения мирного договора.

Фактически Путин признал эту декларацию после большой и сложной истории в отношении наших властей к этому документу. Во времена Громыко мы эту декларацию аннулировали, Горбачев ее признал, при Ельцине было много переговоров, Медведев сказал: «Ни пяди родимой земли». Когда Путин пришел на третий срок, он заявил, что нужно искать выход из тупика, и предложил оттолкнуться от декларации.

Японцы после этого посчитали, что два острова у них уже в кармане: мол, Путин признал японские права на них, хотя до этого мы долгое время отказывались даже обсуждать этот вопрос. После этого и сложилась позиция Абэ: получаем сразу два острова и ведем переговоры о возвращении ещё двух. Причём желательно, чтобы Россия признала суверенитет Японии над ними. Это и есть их «смягчение» позиции.

Нас это, конечно, не устраивает. Для России возвращение Кунашира и Итурупа — это пересмотр итогов Второй мировой войны. Мы хотим, чтобы Япония признала итоги войны и заключила мирный договор. И только после этого мы будем вести переговоры о территории.

— В обмен на острова японцы предлагают вливания в российскую экономику. Однако Япония — один из ключевых союзников США. Они следуют санкциям, наложенным на Россию из-за возвращения Крыма. О каком экономическом сотрудничестве тогда может идти речь?

— Японцы, конечно, ничего не могут делать без оглядки на Вашингтон. Они сильно зависят от него в военной и в торговой сфере. Поэтому они готовы сотрудничать с Россией в определенных пределах, до тех пор пока это не будет вызывать раздражение в Вашингтоне.

Предложенное Абэ сотрудничество не носит какого-то глобального характера. Там нет проектов, которые бы позволили нашим объёмам торговли взлететь до небес. И потом, японскому бизнесу российская экономика не особенно интересна. У нас плохой инвестиционный климат. Единственное, что действительно интересует Японию, — это энергоресурсы. Мы им поставляем газ, нефть, цветные металлы, алюминий. Они в ответ шлют нам автомобили. Объём торговли у нас мизерный: $17 млрд. С Южной Кореей он уже больше. Японские инвестиции в РФ — всего $2 млрд. На Дальнем Востоке их инвестиции занимают всего 2% от всех иностранных. Это очень мало.

Так что надо признать: японские надежды на то, что мы в знак благодарности за экономическую помощь отдадим им острова, имеют мало общего с реальностью.