Что дало людям приручение огня приведите примеры. Открытый урок окружающего мира на тему "приручение огня"

  • 02.09.2019












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Обобщение знаний об энергии как о способности тел совершать работу.
  2. Знакомство с видами энергии: тепловой и кинетической (без запоминания термина).
  3. Уточнение представлений детей об огне как друге и враге человека, роли огня в развитии человечества.
  4. Развитие экономических представлений детей.
  5. Осознание и воспитание ответственности человека и человечества в окружающем мире.

Оборудование и материалы:

  • учебник: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Окружающий мир. («Человек и природа»), 4 класс. Уч. в 2 частях. Часть 1.- 4-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2011.
  • тетрадь: Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа), 4 кл./А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан – М.: Баласс, 2013.
  • видео «Работа парового двигателя»
  • презентация к уроку

Ход урока

1. Оргмомент.

Начинается наш урок окружающего мира, а это значит, что мы опять отправляемся открывать удивительные тайны природы.

Вы готовы начать? Вспомним, что изучали на прошлых уроках.

2. Активизация изученного материала [слайд 2]:

Перед вами карточки с кружочками. Я буду читать высказывания. Если вы можете ответить на них «да», то раскрашивайте кружочки зелёным, «нет» - синим, «не знаю» - чёрным :

  1. Горение возможно только при наличии кислорода. Если перекрыть доступ воздуха, горение прекращается. (Да)
  2. Процесс пищеварения сходен с процессом горения. (Да)
  3. Энергия твёрдого топлива-экологически чистый источник энергии. (Не знаю)
  4. Когда люди научились добывать огонь, то они полностью перестали зависеть от природы. (Нет)
  5. На морозе птичку греют перья. (Нет)
  6. Двигатель внутреннего сгорания использует энергию пара. (Не знаю)
  7. Большинство видов топлива на земле - искусственного происхождения. (Не знаю)
  8. Энергия – это способность совершать работу. (Да)
  9. Металлы обладают низкой теплопроводностью. (Нет)

-На какие вопросы вы ответили «да»? На какие вопросы вы ответили «нет»?

-На какие вопросы вы не смогли ответить? [СЛАЙД 3] : вопросы 3,6,7.

Почему эти вопросы вызвали затруднение? (Мы не изучали эти темы).

Давайте прочитаем тему сегодняшнего урока (параграф 23, с. 104):

Приручение огня . [СЛАЙД 4]:

Предположите, сможем ли мы установить истинность или ложность данных высказываний в ходе изучения сегодняшней темы? (Скорее всего, сможем, потому что сгорание и топливо связаны с огнём).

Вас что-нибудь удивляет в названии? (Приручают диких животных для службы человеку, а здесь приручили неживой предмет).

-Какой возникает вопрос? (Как люди приручили огонь и заставили служить человеку? )

3. Изучение нового материала .

Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. А помогут нам наши старые знакомые Лена и Миша. Интересно, о чём они спорят на этот раз? (сценка):

Миша (идёт с книжкой в руках и читает себе под нос, учит пересказ):

«Сжатая пружина, выпрямляясь, может совершить работу, например, поднять на высоту груз или заставить двигаться тележку…

Способностью совершать работу обладает и всякое движущееся тело…

Если тело или несколько тел могут совершать работу, то говорят, что они обладают энергией…» .

Лена (читает книгу сказок):

«Слушаю и повинуюсь, мой господин,- прогрохотал джинн, появляясь в облаке дыма, которое покачивалось над бутылкой»…

Миша, но ведь нельзя упрятать джинна в бутылку и заставить совершать работу? Это только в сказке бывает».

Миша:

Не могу согласиться с тобой, Лена. Люди научились в небольшие ёмкости прятать силу, обладающую такой энергией, что создателям сказок и не снилась!

Лена:

Да что же это за сила? Откуда она берётся? Как называется?

Миша:

Погоди-погоди, слишком много вопросов сразу. Вот сейчас ребята во всём разберутся! (садятся за парты.)

Какое вы заметили противоречие в диалоге Лены и Миши? (Лена утверждает, что джинн, сидящий в бутылке и совершающий работу, – это сказка. Миша же уверен, что это быль, то есть такие джинны бывают и в реальной жизни.)

С кем вы согласны? Можете ли вы предположить, как «зовут» такого джинна, совершающего работу, в реальной жизни? (энергия).

Следовательно, Миша прав, когда утверждает, что джинн – энергия есть и в жизни, а не только в сказке?

Мы с вами ответили на 2 вопроса Лены: что же это за сила? Как она называется? [слайд 5]:

-Сила, служащая человеку в реальной жизни – это энергия.

Энергия – это способность тел совершать работу.

Осталось ответить на последний её вопрос:

-Откуда берётся энергия?

4. Итак, у нас уже 2 вопроса для исследования:

Займёмся исследованием. Для начала ещё раз повторим, а что такое энергия? (Способность тел совершать работу).

А можно ли запасти энергию? (Да, в батарейке, а также в деревьях, полезных ископаемых, пище).

В том материале, что учил Миша, сказано, какие тела могу совершать работу, то есть обладают энергией? (Сжатая пружина, распрямляясь, движущееся тело.)

А также падающая вода, ветер. Да и человек тоже может совершить работу. Ведь говорят – энергичный человек.

Откуда человек пополняет запасы израсходованной энергии? (В пище запасена энергия Солнца. Перевариваясь, пища отдаёт эту энергию человеку. При этом выделяется тепло.)

Получается, что энергия пищи переходит в два вида энергии: тепловую и энергию движения? (Да)

Скажите, а вне человеческого тела можно откуда-нибудь взять тепловую энергию? (Да, при сгорании топлива.)

-Посмотрите на картинки с. 104 - 105:

Что видим? (приборы, отдающие нам тепловую энергию).

Откуда она берётся? (Из энергии, запасённой в дровах, угле, газе, нефти).

Рассмотрите иллюстрации на с. 105 и догадайтесь, какие виды топлива добывают здесь люди? Результаты своих обсуждений в группе оформите в таблицу, выполнив № 2 с. 39 тетради.

Проверка:

Какой вид топлива сейчас используется мало? Почему? (Дрова трудны в обработке, деревья растут медленно, чтобы обогреть большое жильё, надо очень много дров, проблемы с хранением).

-Чем удобно ископаемое топливо в сравнении с дровами? (Меньше места, малый объём, большее количество тепла).

Почему, как думаете, эти виды топлива дают больше тепла? (с. 105 уч. 2 абзац – чтение, проверка предположений): запасли энергию в течение многих тысячелетий.

Можете теперь ответить на вопрос Лены: откуда в жизни человека берётся энергия? (Из топлива, это тепловая энергия, из пищи).

Какую работу совершает тепловая энергия в жизни человека? (Обогрев жилища, приготовление пищи, подогрев воды для купания и т.д.).

Использовать энергию, запасённую в дровах и полезных ископаемых, человек сумел тогда, когда научился добывать огонь. Расскажите, как это произошло? (сообщения детей).

Представьте себе стоянку древнего человека, например, такую, как в Погарском селе Юдиново. [слайд 6]:

Человеческая жизнь полна опасностей: голод, холод, болезни, дикие звери. Страшная гроза случилась однажды – и неподалёку от жилья расцвёл удивительный цветок: тёплый, нежный, слабый. Лёгкий ветерок его раздувал – и цветок становился больше и красивее. Сильный же ветер или дождь задувал его, и вокруг становилось ещё холоднее. Удивительный цветок боялись звери: никогда не подходили они к жилью, где он рос. Что это был за цветок? Конечно же, огонь!

Научившись добывать огонь, люди смогли приготовить пищу, а не есть её сырую. Они стали крепче и сильнее, стали дольше жить и меньше болеть - ведь огонь убивал многие болезнетворные бактерии. Учёные считают, что люди стали умнее, потому что приготовленная на огне пища лучше усваивалась, что позволило мозгу быстрее развиваться. Люди берегли огонь, ведь его потеря становилась для племени бедой.

Люди научились обжигать на огне глиняную посуду, ковать наконечники для стрел, делать орудия труда из металла. Человечество стало развиваться быстрее.

Действительно, жизнь человечества изменилась в лучшую сторону с приручением огня. Огонь не только обогрел их. Люди стали более активны, употребляя приготовленную на огне пищу, то есть энергия пищи перешла в энергию движения.

Как думаете, а энергия ископаемого топлива может перейти в энергию движения?

Прочитаем с. 105 – 106 учебника и определим, может ли это происходить? (комментированное чтение, диалог с автором).

Вывод: - Может ли энергия топлива перейти в энергию движения? Как это происходит?

(Да, топливо сгорает, и движется пароход, паровоз, автомобиль и т.д.)

Вернёмся к диалогу Лены и Миши. О чём они спорили, вспомните? (Что на самом деле невозможно запрятать джинна в бутылку и заставить совершать работу.)

Что же оказалось? Люди изобрели двигатель, работающий на сжатом паре и на ископаемом топливе. Энергии небольшого количества пара или бензина достаточно для того, чтобы двигать на большие расстояния поезд или автомобиль.

-Давайте посмотрим, как работает паровой двигатель , <Приложение 1 >.

Вы видели, что паровой котёл находится снаружи двигателя. А вот в автомобильном моторе топливо сгорает прямо внутри двигателя. Такой двигатель называют двигателем внутреннего сгорания. Если вам интересно, как он работает, прочитайте дома материал на странице 107.

Ребята, несмотря на то, что топливо уже люди нашли и активно используют, учёные не перестают искать новые его виды.

Поработайте в паре с текстом учебника: последний абзац с. 107 и сделайте вывод: почему так происходит? (свои выводы запишите в № 7 с. 40 тетради).

Проверка. (Потребности общества в топливе постоянно возрастают. Запасы ископаемого топлива ограничены. Кроме того, сгорая, топливо загрязняет атмосферу. Поэтому люди ищут новые виды топлива.)

5. Рефлексия (итог):

-Мы провели исследование вопросов, поставленных в начале урока.

-Как люди приручили огонь? Откуда в жизни человека берётся энергия?

-Можете на них ответить? (Люди научились использовать огонь для обогрева жилища, приготовления пищи, научились применять энергию топлива в различного рода двигателях).

-Установим истинность или ложность высказываний, встретившихся в начале урока[слайд 7]:

Двигатель внутреннего сгорания использует энергию пара – ложь.

Большинство видов топлива на Земле искусственного происхождения – ложь.

Энергия твёрдого топлива – экологически чистый источник энергии – ложь.

Исправляем: …ископаемого топлива

…природного

…небезопасный

Прочитав в начале урока тему, мы провели параллель: огонь приручают, как дикое животное. Мне думается, это неслучайно. Чем огонь похож на дикое животное? (Может вырваться из-под власти человека).

-Рассмотрим иллюстрации на с. 40 тетради и определим правила обращения с огнём.

–Заканчивая наш урок, хочу сказать, что роль огня в нашей жизни очень велика. Недаром событие, к которому уже несколько лет готовится наша страна, начинается эстафетой огня. Что это за событие? Конечно же, Олимпиада в Сочи. [Слайды 8,9,10]:

Олимпийский огонь дважды зажигался в нашей стране. Это торжественное и радостное событие. Пронести Олимпийский огонь по стране - это большая честь для всех людей.

15 января 2014 года Олимпийский огонь появится в Брянске. Как обещают устроители праздника, факел даже покатают на тройке лошадей. После этого огонь отправится в другие регионы нашей страны .

6. Домашнее задание на выбор [Слайд 11]:

  1. Нарисовать рисунок или плакат «Огонь – друг и враг человека».
  2. Прочитать материал для любознательных с. 107.
  3. Выполнить оставшиеся задания в тетради с. 39 – 40.

7. Самооценка и взаимооценка работы на уроке:

  • Я не ленился открывать сегодня новые знания.
  • Я задавал вопросы.
  • Я решал проблемы.
  • Я проверял свою работу.
  • Я работал сосредоточенно, не отвлекаясь.
  • Я поддерживал работу класса.
  • Я делал своё дело хорошо.

Ребята, если бы мы были актёрами, то чья работа на уроке, по-вашему, заслуживала сегодня аплодисментов? Оцените работу своих товарищей, отдав им свою сигнальную карточку.

Спасибо за урок!

Использованные материалы:

  1. М.А.Пинская. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.- М.: Педагогический университет «Первое сентября» . – 2013.
  2. Перышкин, А.В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А.Перышкин. – 13- е изд. – М.: Дрофа, 2009.

ЗАВОЕВАНИЕ ОГНЯ
На опушке подожженного молниеи леса древний человек когда-то подобрал горящую ветку. Отнёс её подальше, положил на землю, стал кормить огонь сухими листьями, травой, хворостом, радуясь аппетиту и силе пылающего костра. Так, наверное, впервые появился у человека свой собственный, ручной, огонь.
Огонь разгонял тьму - и вместе с нею страх. Огня боялись самые грозные звери. Человек взял себе в друзья огонь - и сразу стал сильнее льва и тигра.
Огонь согревал человека, давал ему тепло.
Бродили люди с места на место, охотились, собирали плоды, съедобные травы, вкусные корешки. Съедят всё поблизости от костра, дичь распугают - пора перебираться. А огонь? И его с собой брали. В корзиночках, выложенных глиной или плоскими камнями. Подкладывали в них мох и палочки, берегли пламя от дождя и ветра, заботились об огне, как о живом существе.
Но как бы бережно ни хранили люди огонь, за него всё время приходилось бояться - вдруг да потухнет. И так было
до тех пор, пока не сделали самое, может быть, великое из изобретений - пока не придумали, как огонь получать.
Потри сильно руку об руку - ладоням станет тепло. Если одну палочку потереть о другую - обе нагреются. Когда палочки трут друг о друга долго, сильно и умело - они могут загореться.
Придумали люди «огненное сверло» - острой палочкой сверлят дощечку до тех пор, пока от трения не вспыхнет древесная пыль. Не было, не было огня - а вот он перед нами!
Позже узнали, что огонь можно добыть и из твёрдого камня - кремня. Стукнешь кремнем о кремень - искры огнём посыплются. Ещё лучше, если вместо второго кремня взять железо. (До сих пор во многих зажигалках бьётся кремень о железо, рождая искру).
Огонь, который человек научился добывать, совсем своим, домашним, сделался.
Стали теперь костёр устраивать так, чтобы огню удобнее было и людям. Камнями обложили место для огня - вышел из простого костра очаг. А потом и настоящий дом, настоящее жилище люди для огня построили: закрыли огонь со всех сторон. Получилась печка. На печке еду готовить удобней, и дров меньше уходит, когда человеку своё жильё согреть надо.
Новую пищу для огня нашёл человек наших дней под землёй. Нефть, газ, каменный уголь и сланец горят в топках тепловых электростанций. Горят - и посылают на заводы, фабрики, в школы, больницы и в наши квартиры электрический ток. И тепло у нас в домах тоже потому, что воду в котельных согревают огнём.
Если бы огонь давал только свет и тепло, он всё равно был бы самым лучшим другом человека. Но огонь стал ещё и великим мастером.

ОГОНЬ-МАСТЕР
еловок заметил, что конец дубинки становится твёрже, если его подержать над огнём. И заострённый конец деревянного копья - тоже. Нужна лодка? Выжги лишнее из толстого древесного ствола, чтобы было куда сесть самому и положить сеть! У огня-мастера много профессий. Уже давно людям не нужно обжигать концы дубинок и копий, но дел огню всё прибавляется и прибавляется.
Вот только некоторые из них.

ПОВАР
Почти всё, что мы едим, приходится варить, жарить, печь... Огонь готовит нам пищу. И начал он этим заниматься сотни тысяч лет назад.
Кастрюль, сковородок, даже глиняных горшков тогда ещё не было. Люди выбили в большом камне углубление, налили туда воду, положили мясо, коренья и стали бросать в воду небольшие камешки, раскалённые на костре, - так сварили первый суп. Зарыли в золу завёрнутое в листья мясо - получилось первое жаркое. Нанизали на прутик кусочки мяса, подержали их над костром - так и сейчас делают шашлыки. Мясо коптили в дыму от костра, и после этого оно долго не портилось.
Человек кормил огонь - и огонь кормил человека.

ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ
Когда человек научился бросать в землю семена и ждать урожая, ему понадобились поля - участки земли, свободные от ненужных растений. Как убрать траву, кустарник, лес?
Вместе с первыми земледельцами на работу вышел огонь. Лес обычно сначала вырубали, устилая землю стволами и ветками. Ждали, когда это всё подсохнет, потом поджигали. Деревья сгорали - получалось поле. А зола была первым удобрением.
Сейчас огнём иногда борются с сорняками. Весной, когда сев ещё не начат, а сорняки пошли уже в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки огня.

ВРАЧ
У многих народов древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костёр. Потому что хозяева ве-рили: огонь прогоняет зло.
А ведь это и на самом деле так, если под злом понимать вредные микробы, крошечные существа, несущие болезни.
Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Человек стал меньше болеть, когда начал варить и жарить пищу. Сейчас на пакетах с молоком печатают: «пастеризованное». Значит: прогретое так, что микробы в молоке погибли.
Когда узнали о вредных микробах, медики стали прокаливать на огне свои инструменты - стерилизовать их.
Много уже найдено лекарственных веществ, которые убивают микробов, но и сейчас ещё огонь часто заботится о нашем здоровье.

СТРОИТЕЛЬ
Глину смешали с песком, обожгли - так получился кирпич. И теперь много домов строят из кирпича, и в старину строили.
А вот камень - гранит, например. Его обжигать не надо - он и так твёрдый. Нужен ли для его добычи огонь?
Сейчас не нужен. У нас есть пилы из сверхтвёрдых сталей, есть мощные машины, есть взрывчатые вещества, чтобы раскалывать самые большие скалы. Но когда-то ничего этого не было. И тогда поступали так. На огромном камне, на скале, разводили большой костёр. Скала раскалялась. Потом на неё лили холодную воду Скала трескалась. В трещину вбивали деревянные клинья и откалывали камни таких размеров, что с ними уже можно было работать.
Каменотёсам теперь огонь не нужен. Зато нужен тем, кто делает бетон. А сейчас много домов строят из бетона. Главная часть бетона - цемент, серый порошок. Получают его, обжигая известняк и глину. Смешают цемент с водой, подержат на воздухе - он затвердеет. Станет твёрдым, как камень. Можно сказать, что кирпич обжигают снаружи, а бетон - изнутри.

СТЕКЛОДЕЛ
Стёкла в доме тоже вышли из огня.
...Когда-то путешественники в пустыне развели костёр, положив дрова на какие-то странные белые камни. Приготовили пищу, легли спать - а утром увидели на месте костра красивые куски никому не известного материала. В него превратился песок, спёк- витриж-
шийся с белыми камнями.
Камни те были из соды. Так, говорят, появилось первое стекло. Прозрачным оно стало не сразу, зато красивым было с самого начала. Делали из него бусы, потом посуду.
Сейчас и посуда из стекла, и очки, и телескопы, и приборы для химиков, и статуэтки, и аквариумы... А ведь всякое стекло проходит через огонь.

МЕТАЛЛУРГ
Медная ручка двери, бронзовая пуговица, алюминиевая кастрюля, стальной корпус автомобиля - словом, всё(или почти всё), что сделано из металлов, один, два, а то и три раза с огнём встречалось.
Металл из руды в жарких печах выплавляют - раз. Потом его снова в печи, уже в другие, кладут - чтобы сделать прочнее. Про сталь так и говорят, что её варят. Добавляют в жидкое железо или в чугун вещества, благодаря которым они становятся сталью. Но из стали ведь нужно ещё сделать балки для домов, детали машин, другие полезные вещи И металл нередко снова раскаляют или даже расплавляют, потому что горячий он лучше слушается человека, легче принимает нужную форму.
Крошечной кажется старинная кузница рядом с современными заводами. Но и на нынешнем заводе металл надо сделать послушным. Огонь подчиняет его человеку.

ХОЗЯИН ДОРОГ
Красивы парусные корабли, да быстрее ветра плавать не могут. Верно служит человеку лошадь, но за паровозом ей было уже не угнаться. Не мог человек путешествовать быстрее лошади на суше и ветра на море - не мог, пока не позвал с собой в дорогу огонь. Огонь нагревал воду в котле, превращал её в пар, пар вертел колёса, пар вёз по рельсам людей и грузы. Устарел теперь паровоз, но огонь не перестал нас возить по белу свету.
Мчатся по железным дорогам тепловозы, по шоссе катят автомобили, плывут по морям, рекам и озёрам теплоходы. И всем им нужны бензин, нефть, мазут или ещё какое-нибудь горючее. Горючее потому так и называется, что оно горит.
Вот к троллейбусу или электровозу огонь, может показаться, отношения не имеет. Но разве это так? Вы же знаете, что их движет электрический ток, который тоже часто с помощью огня получают на тепловых электростанциях.
И в воздух человека тоже огонь поднял. Первые воздушные шары наполняли нагретым воздухом - он легче холодного. Огонь заставляет вертеться пропеллер обычного самолета. Огонь вырывается из сопл реактивного самолёта. Без огня не взлетают космические ракеты...

ПРЕВРАЩЕНИЯ
Посмотрите - огонь всё время тем только и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем на первые не похожие. Лежали на костре ветки - осталась зола. Песок и сода на огне стали стеклом. Скользкая мокрая глина зазвенела, превратившись в твёрдый фарфор. Из бурого камня - руды получился блестящий металл.
И пластинка на проигрывателе, и обыкновенная пуговица пластмассовая, и автомобильные шины - всё это тоже без огня бы не появилось. На что ни посмотри вокруг, всюду огонь хоть немного да поработал. Вот бумага: уж она-то, кажется, огня боится - именно как огня. Бояться боится, но без огня и самой бумаги бы не было. Делают её из измельчённого дерева, из крошечных волоконец, и массу этих волоконец непременно приходится нагревать. Бумагу варят, как и сталь, как и стекло.
Всюду, всюду работает огонь. Даже в холодильнике. Холодильник ведь электрический! Вспомните-ка, что мы говорили об электровозе и троллейбусе.
Но не всегда огонь - наш друг.
Висят всюду з городах объявления: в случае пожара звоните - 01. Смотрите, в милицию звонить - 02, в скорую помощь - 03. Пожарная охрана на первом месте. Хоть огонь и старый друг человека, а следить за ним надо. Дай огню волю - он и дома съест, и лес, и на месте степной травы только чёрный пепел оставит. Вот и не надо давать ему волю. Не для того наши предки огонь приручили, чтобы мы его снова диким на свободу выпускали.
На пожарных блестящие каски, у пожарных красные автомобили, длинные лестницы, насосы и шланги для воды - ведь чем сильнее друг-огонь, тем сильнее и огонь-враг. Чтоб воевать с ним, надо тоже быть сильным.
Как на бой, идут на пожар. На горящие леса парашютные десанты пожарников с самолётов прыгают. А учёные сейчас придумывают, как тучи к горящим лесам посылать, чтобы особенно сильные пожары тушить дождём.
В северной сказке говорится, что огонь всех на свете жадней и прожорливей. В сказке это сказано - да правда.
И всё-таки пользы от огня в тысячи раз больше, чем вреда.

СПАСИБО ОГНЮ
колько помнит себя человечество, оно всегда восхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Множество преданий оставили нам древние народы о героях, будто бы отнявших или укравших огонь у властных и жадных богов. Самая знаменитая из таких легенд - древнегреческое сказание о Прометее. Плохо, скудно, холодно, в вечном страхе жили люди без огня, - говорит это сказание. Всемогущий Зевс, повелитель громов и молний, не хотел дать им огонь. Он боялся, что люди станут слишком сильными, перестанут чтить богов и слушаться их. Но Прометею стало жалко людей. Он похитил огонь у Зевса. За это Зевс обрёк его на вечные муки.
Так говорит греческое сказание. На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.
И стал огонь для нас не только другом и помощником. Его живое пламя - символ жизни и борьбы. Горящий факел - символ победоносного знания. Мы говорим о борцах за счастье человечества: в их сердцах горит огонь любви к людям. Костёр горит на пионерском значке. И на могилах героев мы зажигаем вечный огонь - символ памяти, знак неразрывной связи между прошлым, настоящим и будущим.

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) - творческая студия БК-МТГК.

Ни много, ни мало а около полтора миллиона лет назад человек укротил огонь. Шутка ли? Да, это был не сразу тот огонь, который мы получаем когда поджигаем конфорку (если у кого-то еще есть газовые печки). Но это великий, по истине, путь, от момента, когда еще наш давний предок стал свидетелем того как горит дерево, в которое стремительно попала молния, и до сейчас, до нашего огня.

Несомненно, умение добывать и умение воспользоваться огнем – одно из величайших навыков которые удалось человеку получить. Об этой важности свидетельствуют многие археологические находки, мифы, легенды. К примеру благодаря археологам мы знаем что первоначальное добывание огня последовало от трения одного куска сухого дерева о другое, и притом трения путем вращения или сверления.

К слову добывание огня путем трения двух кусков сухого дерева и по сей день существует у многих менее культурных народов. Способ этот представляет три вариации: 1) сверление, 2) пиление и 3) проведение борозды. Сверление, в свою очередь, производится:

  • Непосредственно руками; нужно взять узкую дощечку сухого дерева, положить на землю, стать на нее коленями и упереть в нее сухую круглую, деревянную палочку; предварительно в дощечке делается небольшая (неглубокая) ямка, соответствующая диаметру палочки, и от этой ямки проводится к боковому краю дощечки небольшая бороздка, по которой могли бы выдавливаться образуемые сверлением древесные опилки; вставив в упомянутую ямку палочку, человек вращает ее между ладонями, стараясь в то же время ее нажимать; ладони его при этом спускаются постепенно по палочке вниз и приходится их несколько раз быстро вскидывать к верхнему концу, но так, чтобы воздух не успевал попасть под нижний конец палочки. После непрерывного вращения в течение некоторого времени, древесная пыль нагревается и, наконец, воспламеняется, причем нужно иметь наготове уголь и трут для принятия огня, который затем раздувается.

  • Другой способ сверления требует применения дощечки, палочки, груза, который бы надавливал на палочку сверху, и веревки, с помощью которой вращалась бы палочка. При этом способе требуется участие двоих: один придерживает положенную на земле дощечку ногой, а обеими руками передвигает из стороны в сторону завернутую вокруг палочки веревку, которая и вызывает вращение палочки; другой помогает удерживать неподвижно дощечку, а рукой прижимает палочку сверху.
  • Третий способ характеризуется присоединением к палочке груза (например, посредством надетого на нее кружка) и приведением ее во вращение посредством двойной веревки, обмотанной вокруг ее верхнего конца и прикрепленной затем к концам поперечной палочки; положив руки на эту поперечную палочку, человек нажимает ее книзу, вследствие чего вертикальная палочка приходит во вращение; нижнюю дощечку должен удерживать в это время другой человек.

Изначально огонь использовали чтобы обогреть и осветить жилище, но позже, люди перешли к земледелию, при помощи огня выжигали участки леса под пашню.

Тогда появилось и гончарное дело. Шаг за шагом огонь находил разные применения, так например появилось кузнечное дело и металлургия для нагрева и плавления металлов.

Так же вишенкой на торте, огонь считается в свече. Его шаловливый танец, потрескивание, тень на стене – магическое прекрасное творение человека. С тех пор как человек сделал первую свечку, он открыл новый взгляд на сильный огонь, открыв в нем что- то неописуемо таинственное.

И как бы там ни было, с появлением все новых инноваций, таких как электрические плиты, огонь никогда не изживет себя, и будет востребован, чтобы создать особенную атмосферу в особенный для вас, день 🙂

Люди рано открыли полезные свойства огня – его способность освещать и согревать, изменять к лучшему растительную и животную пищу. “Дикий огонь”, который вспыхивал во время лесных пожаров или извержений вулканов, был страшен и опасен для человека, но, принеся огонь в свою пещеру, человек “приручил” его и поставил себе на службу. С этого времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хозяйства. В древние времена он был незаменимым источником тепла, света, средством для приготовления пищи, орудием охоты. Однако и дальнейшие завоевания культуры (керамика, металлургия, сталеварение, паровые машины и т.п.) обязаны комплексному использованию огня.

Долгие тысячелетия люди пользовались “домашним огнем”, поддерживали его из года в год в своих пещерах, прежде чем научились добывать его сами при помощи трения. Вероятно, это открытие произошло случайно, после того, как наши предки научились сверлить дерево. Во время этой операции развивалось трение, происходило нагревание древесины и, при благоприятных условиях, могло произойти воспламенение. Обратив на это внимание, люди стали широко пользоваться трением для добывания огня.

Простейший способ состоял в том, что брались две палочки сухого дерева, в одной из которых делали лунку. Первая палочка клалась на землю и прижималась коленом. Вторую – вставляли в лунку, а затем начинали быстро-быстро вращать между ладонями. В то же время необходимо было с силой давить на палочку. Неудобство такого способа заключалось в том, что ладони постепенно сползали вниз. Приходилось то и дело поднимать их вверх и снова продолжать вращение. Хотя, при известной сноровке, это можно делать быстро, все же из-за постоянных остановок процесс сильно затягивался. Гораздо проще добыть огонь трением, работая вдвоем. При этом один человек удерживал горизантальную палочку и давил сверху на вертикальную, а второй – быстро-быстро вращал ее между ладонями. Позже вертикальную палочку стали обхватывать ремешком, двигая который вправо и влево, можно ускорить движение, а на верхний конец для удобства держания стали накладывать костяной колпачок. Таким образом, все устройство для добывания огня стало состоять из четырех частей: двух палочек (неподвижной и вращающейся), ремешка и верхнего колпачка. Таким способом можно было добывать огонь и одному, если прижимать нижнюю палочку коленом к земле, а колпачок – зубами.

Хронология великих изобретений

Рецензии

В детстве несколько раз пытались добыть огонь при помощи трения, но ничего у нас не получилось((Может мало по времени терли, а может не слишком быстро. Или палочки были не те. В общем - сплошное разочарование.
Кстати, а откуда сведения, что добывали именно так? Рисунки?

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях - в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.

Роль огня в жизни первобытного человека

Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.

Укрощение огня человеком - довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица - они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления - молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.

После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.

Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом - использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.

Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.

Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку - больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.

Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.

Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности - его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.

Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное - он дал человеку возможность освоения новых земель.

Роль огня в жизни современного человека

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ - всего этого не было бы без маленькой искры.

На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его - плавит руду.

Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей - усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках - электрическая.

Огонь используется практически в любой человеческой деятельности - керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.