Переработка шин в крошку как бизнес: перечень оборудования, описание технологии производства, нюансы организации дела. Куда девать старые шины? Прием старых шин

  • 05.03.2020

Автомобилисты Владивостока активно "переобувают" свои авто. Это заметно и по свалкам испорченных шин, которые выкидывают водители. Периодически эти кучи кто-нибудь поджигает, отравляя воздух. Чтобы решить проблему старых покрышек, в Артеме два года назад появился завод по утилизации автошин - там старые колеса превращают в новое травмобезопасное покрытие для спортивных стадионов.


Завод принимает резину на утилизацию по 3 рубля за 1 килограмм. Здесь перерабатывают все размеры шин от небольших колес легковых автомобилей до огромных шин БЕЛАЗов.

Такая картина на площадке перед заводом, и это только малая часть:
1.

В ход идут колеса со всеми типами повреждений: будь то стертый протектор или грыжа. Главное условие — автопокрышки должны быть чистыми, без следов нефти и краски, не иметь следов горения.
2.

Шины на заводе перерабатывают механическим способом, а значит производство безвредно и экологически чистое. Прежде, чем автошина отправляется на переработку, из нее извлекается металлическая проволока.
3.

Специальный станок на котором вырезается середина шины:
4.

Вот такая железная проволока извлекается из шин:
5.

Сердцевины шины, в которых находится проволока откладываются отдельно:
6.

Затем шина переходит в руки самых сильных парней в этом цеху - они режут колеса на кусочки по 10 кг, которые следуют на гидравлические ножницы.
7.

Заготовленные куски шин в порядке очереди поступают на конвейер:
8.

Очередную шину готовят к вскрытию:
9.

Из-под гидравлических ножниц резина идет в дробильную, преодолевает гранулятор и два вибро-стола.
10.

Крошка, по ходу своего путешествия, делится на крупную и мелкую и попадает в два разных резервуара, из которых рассыпается в мешки по 25 кг.
13.

28 единиц разной техники под руководством 10 умельцев из 3 тонн шин изготавливают более полутора тонн крошки за смену. Эта крошка идет на производство наливных покрытий, из которых делают искусственные травмобезопасные стадионы.

Крупнейшие производственные и транспортные компании Приморья в год сдают на завод до 2 тонн резины. К следующему году руководство планирует перерабатывать до 5000 тонн резины в год. Но, как утверждает генеральный директор завода Сергей Лазарев, для того, что бы полностью решить одну из серьезных проблем города, необходимы перерабатывающие мощности в 10 000 тонн в год и централизованная система сбора автопокрышек в крае.

Основным звеном в системе сбора должны быть шиномонтажные сервисы. Во Владивостоке есть несколько «аккредитованных» шиномонтажек, которые заключили договор с заводом. Большинство сервисов просто вывозит шины за город и выбрасывает.

Можно выделить множество манипуляций, важных для защиты окружающей среды и здоровья людей. Утилизация шин и покрышек находится в их числе. Важно донести до каждого гражданина России, почему важно осуществлять , а не просто выбрасывать их на обочине. Тем более сегодня существуют прогрессивные методики, которые позволяют эффективно решать подобные задачи.

Важность утилизации

Необходимость переработки отслуживших свою службу покрышек можно понять, если изучить внимательно их состав. На производстве современных шин используют такие компоненты, как:

  • Каучук. Он может быть натуральным и искусственным.
  • Углерод технического типа.
  • Смолы и прочие примеси.

Когда изделия, сделанные из резины, подвергаются износу, они начинают выделять токсичные соединения, опасные для здоровья. Уже доказано, что ядовитые пары, источником которых являются шины и покрышки, способствуют развитию:

  • аллергии;
  • бронхиальной астмы.

Вредоносное действие шин и покрышек не ограничивается вредом для здоровья. Это ещё и мощный источник загрязнения окружающей среды. Чтобы эти изделия разложились полностью, требуется несколько сотен лет.

Биологическим способом они почти не разлагаются. При этом долгое их присутствие их в окружающей среде приводит к выбросу вредных соединений в атмосферу. Также они отравляют почву.

Особенно опасны шины после возгорания . Примечательно, что на Земле, где были созданы изделия из резины, не вырастет ни одно растение на протяжении ближайшего десятка лет.

Это ещё и прекрасное место для распространения насекомых, вредных грызунов. Они нередко поселяются в залежах автомобильных шин, распространяя всевозможные инфекции.

И всё же, невзирая на возможную опасность свалок, где разбросано огромное количество старых шин, с каждым годом изделий становится всё больше. Согласно статистике, на их долю приходится уже около 1000 квадратных километров. Хотя многим и известно, что они могут послужить прекрасной основой для производства новых материалов и изделий из резины, если подвергнуть их вторичной обработке.

Законодательные нормы

Информация по поводу правильной утилизации резиновых изделий приводится в Федеральном законе № 89. Три года назад он претерпел кое-каких изменений, и теперь отслужившие автошины обязательно должны утилизировать импортеры и производители этих изделий. Одновременно с этим устанавливаются предельно допустимые показатели годового объема производства.

В 2017 году компании должны были подвергнуть переработке 20% пришедшей в негодность продукции.

Собираясь открывать бизнес по производству автопокрышек и шин, необходимо изучать и моменты по правильной утилизации этих изделий. Согласно современным стандартам, их причисляют к четвертому классу опасности. Это означает, что они представляют незначительную угрозу для жизни и здоровья человека, но при этом подлежат процедуре правильной переработки. Этого требует закон. Но в реальности отслужившие свой срок резиновые изделия в большинстве случаев отправляются на свалку. Также их сжигают или закапывают в землю.

Способы обработки

Резиновые изделия, автомобильные покрышки можно утилизировать несколькими способами. Среди основных находятся такие методики, как:

  • механическая;
  • криогенная.


Для первого способа требуется предварительное дробление материала. Отделяется металлическая часть колеса, резина разрезается на отдельные куски. После этого следует двухэтапная процедура дробления до состояния крошки.

Как только эта ступень пройдена, фракции сортируют. При этом используется различное . Сюда относят дробилку, шредер, гильотину.

Для криогенной обработки, также как и для механической, сначала проводят дробление. Вслед за этим закладывают резину в специальную камеру с жидким азотом и добиваются затвердевания материала при температурных отметках -110 градусов. Применяя паровоздушный либо пневматический молот, измельчают застывшее сырье. Измельченные резиновые, текстильные и металлические компоненты сортируют. Резина точно так же должна быть измельчена до состояния крошки. Какой бы способ ни был выбран, обязательным является предварительное мытье шин.

В домашних условиях

Редко кто прибегает к такой технологии у себя дома, так как этот процесс сопряжен с большим количеством сложностей и требует приложения немалых сил.

Своими руками измельчить шины можно, лишь имея в распоряжении специальные инструменты. В любом случае дальше этапа измельчения изделий на мелкие фракции дойти не удастся.

В дальнейшем всё равно придется производить обработку в заводских условиях. Не стоит использовать резину в качестве топлива для печей , так как это чревато выделением большого процента токсичных веществ.

Современные дизайнеры рекомендуют использовать отслужившие свой срок покрышки в качестве декоративного элемента на участке. Можно с их помощью формировать клумбы и сажать туда цветы. С другой стороны, такой подход не позволяет решить задачу экологичного избавления от потенциально опасного объекта.

Надо сказать, что этот вопрос требует рассмотрения не только утилизации старых покрышек, но и других изделий, содержащих резину. Это ремни, шланги, спецодежда и обувь, конвейерные ленты. Приемом такого сырья занимаются специализированные фирмы . Они осуществляют переработку изделия своими руками по указанным выше методам либо отправляют их на .

Утилизация шин бесплатно в Москве доступна, но организации, предоставляющие такие возможности, необходимо искать. Чаще всего, чтобы сдать авторезину, которая «отработала свое», приходится раскошеливаться самому владельцу такого материала.

Утилизация за деньги

Такой вариант тоже возможен, но компании, специализирующиеся на подобных услугах, выплачивает небольшое вознаграждение владельцам шин. Примечательно, что чаще всего именно хозяину покрышек приходится платить деньги, чтобы избавиться от них. Этим вопросом занимаются специальные пункты приёма, а также перерабатывающие организации.

Утилизация покрышек и шин в Москве бесплатно может принести много пользы, так как владельцы этих изделий нередко думают, что бесплатный вывоз не существует в принципе. Также некоторым автолюбителям кажется, что сдача резиновых изделий может быть сопряжена с большим количеством сложностей.

На самом деле существуют организации, которые позволяют решить указанную задачу быстро и в сжатые сроки. Однако в пределах России еще недостаточно таких предприятий, чтобы эффективно справляться с проблемой утилизации.

Утилизация автомобильных покрышек является недостаточно развитой отраслью в Российской Федерации, но заниматься этим вопросом крайне важно. Это не просто деятельность, направленная на сохранение здоровья нации и поддержания экологии. Переработку резиновых изделий можно смело назвать перспективным , который позволяет беречь природные ресурсы, задействуя вторичное сырье.

В мире насчитывается более 1,1 млрд легковых автомобилей. Количество зарегистрированных автомобилей в России около 46 млн. Это означает, что если сюда добавить грузовые автомобили, то по дорогам мира бегает около 5 млрд шин. Количество же шин на свалках мира точно неизвестно. В России, по разным оценкам, в год выбрасывают от 30 до 45 млн. покрышек. Нет необходимости говорить о вреде, который наносят такие отходы окружающей среде.

Вопрос о переработке и утилизации автомобильных шин стоит остро во всем мире.

Нет ни одной страны, в которой эту проблему считают решенной. В нашей стране, по разным данным, перерабатывается от 8 до 12% старых шин и транспортерных лент. Эти цифры говорят о том, что переработка покрышек как бизнес имеет хорошую перспективу.

Однако, решив вести бизнес по переработке резины, вы должны тщательно выбирать метод переработки, представлять все «подводные камни» такого бизнеса. Выбор способа переработки, а, следовательно, и направление ваших капиталовложений, это весьма сложная задача. Предприятия, производящие оборудование для того или иного метода переработки, естественно, хвалят свой метод и тщательно скрывают его недостатки. В настоящей статье мы попробуем облегчить задачу выбора метода переработки. Помните, что идеального метода не существует. Все имеют недостатки. Вот основные способы утилизации автомобильных шин:

  • повторное использование путем нанесения нового протектора (в этом случае все равно после повторного использования покрышки нужно перерабатывать);
  • сжигание с целью получения тепловой энергии;
  • нагревание без доступа воздуха или с ограниченным доступом воздуха (пиролиз);
  • измельчение с целью получения резиновой крошки, вторичного металла и текстильных нитей;
  • захоронение и использование для укрепления береговой линии, установки ограждений и т. д. Этот метод запрещен в большинстве стран, в том числе и в России. Его мы рассматривать не будем.

Мы не рассматриваем в данной статье нанесение нового протектора на изношенные шины («наварку»). Это метод продления срока службы шин, а не их переработки. А вот другие методы рассмотрим подробнее. При оценке способов переработки следует иметь базовые знания о составе материала покрышек.

Состав материала покрышек

Основные компоненты шин это корд (металлический, текстильный или смешанный), резина, наполнитель (сажа), вспомогательные материалы (термостабилизаторы, антиозонаторы и т. д.), клеи (содержат полихлорированные углеводороды и некоторые другие материалы в небольших количествах. Если не рассматривать металлический корд (а это стальная проволока покрытая латунью – сплавом меди и цинка), то в состав покрышек входят: углеводороды (каучук и др.), углерод (сажа), диоксид кремния, сера (вулканизующий агент в резине и в составе других компонентов), полихлориды (в составе клеев) и некоторых других компонентов в незначительном количестве. Вопреки распространенному мнению о наличии в составе покрышек мышьяка, его там нет. Тяжелые металлы также отсутствуют (кроме незначительного количества меди и цинка на поверхности металлокорда). Свинец также не используется при производстве современных шин. Все эти компоненты при переработке покрышек претерпевают изменения и образуют новые вещества, многие из которых, опаснее исходных. А теперь рассмотрим преимущества и недостатки различных методов утилизации покрышек.

Сжигание покрышек с целью получения тепловой энергии

Метод кажется привлекательным. Поэтому о нем стоит поговорить более подробно.

Сжигание одной тонны покрышек дает примерно столько же тепловой энергии, что и одна тонна энергетического угля.

В чем проблема? Во-первых, покрышки нельзя сжечь на обычных теплоэлектростанциях. Нужно специальное оборудование и подготовка сырья. Во-вторых, сера при сжигании образует большое количество диоксида серы (сернистый газ). Это требует установки специальной очистки. Проблема решается, но оборудование стоит очень дорого. В-третьих, полихлориды при недостаточной температуре сжигания образуют одно из самых опасных веществ – диоксин. Имеющийся международный опыт свидетельствует о том, что такой метод имеет право на жизнь только при переработке очень больших количеств (более 100 тонн) в день, требует огромных капиталовложений и рентабелен только в случае дотирования (финансовой поддержке) со стороны государства.

Читайте также: Производство сухого обезжиренного молока

Пиролиз покрышек

Процесс представляет собой нагревание материала до 400–500 градусов без доступа кислорода (воздуха). При этом образуется пиролизный газ, жидкая углеводородная фракция, сажа и отходы металлокорда. Вы можете найти прекрасную калькуляцию продуктов. Например, из 1 тонны покрышек можно получить 500 кг жидкой углеводородной фракции (топливо и даже бензин!), 200 кг газа (идет на нагревание реактора и экономит топливо), 200 кг технического углерода и 100 кг металла. В чем же проблема? Задайте себе вопрос, а куда исчезает сера, если ее в составе до 10% и диоксид кремния. Очень просто. Большая часть серы переходит в сероводород (сильнейший яд, вещество 1 класса опасности), который содержится в газах пиролиза. Другая часть серы образует сероуглерод и другие соединения, которые уходят в жидкую фракцию. И, наконец, в остатке, который стыдливо называют техническим углеродом, находятся сульфиды металлов (в основном, натрия и кальция). Куда исчез диоксид кремния – в остаток. Еще более сложная судьба полихлоридов. Часть из них переходит в остаток, часть образует хлористый водород (не подарок!), а часть образует диоксины, которые могут быть во всех продуктах. Этот «технический углерод» не будет использовать ни один из ответственных потребителей. Закопать его тоже нельзя. Переработав таким образом шины, мы породим кучу новых проблем. Эти проблемы решаются, но требуют больших капиталовложений, что ставит под вопрос рентабельность этого метода без помощи государства.

Измельчение покрышек с целью получения резиновой крошки

Суть метода очень проста. Покрышки измельчаются. При этом образуется три продукта – металл, резиновая крошка (направления ее использования мы рассмотрим ниже) и отходы текстильного корда.

При такой переработке практически не происходит химических изменений (не образуются новые токсичные отходы).

Это главное преимущество метода. В чем проблемы? Очень трудно отделить от резиновой крошки текстильные нити и полученный таким образом текстильный материал – это практически новый отход. Мы далее покажем как можно решить эту проблему. Но на начальных этапах лучше заняться переработкой чисто металлокордных покрышек. Это существенно снизит капитальные затраты. Ключевыми проблемами при строительстве мини-завода по переработке шин являются следующие проблемы.

  1. Выбор места для размещения производства. Строительство или использование существующих сооружений.
  2. Подбор, закупка и установка оборудования.
  3. Получение лицензии на переработку.
  4. Формирование надежных каналов получения сырья и сбыта готовой продукции.

Рассмотрим все по порядку.

Производственная площадка и здания

Даже мини-завод по переработке шин требует достаточно большой площадки. Большую часть производственной площадки будет занимать склад сырья (покрышек) и готовой продукции. Линия по переработке шин занимает достаточно большую площадь – 150–300 м2. Это лучше уточнить после выбора оборудования. Высота здания (или ангара) 5–6 метров. Производственная площадка должна быть достаточно удалена от жилой застройки. Минимальное расстояние 200-500 м. Лучшее место – промзона. При переработке шин материал достаточно сильно нагревается и выделяет летучие вещества со специфическим запахом. Местная вентиляция обязательна. Необходимо в составе вентиляционного оборудования предусмотреть специальные поглотительные патроны. Их производят промышленно.

Оборудование для переработки шин в крошку

Для переработки шин в крошку цена оборудования не является запредельной. Однако стоимость комплекта оборудования 10–15 млн рублей следует считать минимальной. Выбор оборудования для переработки шин в крошку достаточно широк. Есть линии российского производства и импортные. Выбирая оборудование, не очень обращайте внимание на бренды.

Линия по переработке покрышек

Если есть возможность, посетите уже действующее производство и выслушайте все о проблемах этого производства. При покупке оборудования лучше ориентироваться на комплектные линии, однако некоторые компоненты можно использовать свои или приобрести отдельно. Вот минимальный перечень комплекта оборудования:

  • измельчители (шредер, гидравлические ножницы, ленторез);
  • сепараторы (воздушный и магнитный);
  • транспортеры;
  • вибросита.

Способов утилизации изношенных покрышек не так уж и много. Однако просто выбрасывать их нельзя. Во-первых, это очень неэкологично. Ведь резина, разлагаясь, становится довольно токсичным веществом, которое способно отравить все вокруг. Во-вторых, это непрактично. Ведет по большей части можно сдать старые покрышки за отдельную плату.

Как утилизируют изношенные покрышки

Есть еще и химические способы утилизации покрышек. В этом случае они в большинстве случаев сжигаются вместе со специальными химикатами в специальных печах.

Сжигать покрышки просто так не рекомендуется, т.к. они очень токсичны и при горении выделяют в атмосферу вредные канцерогены. Кроме того, потушить горящую покрышку довольно проблематично.

Для чего пригождаются переработанные шины

Порошки, которые получаются из переработанных покрышек, активно используются в различных отраслях. Так, например, из них делают резиновые плиты для комплектования трамвайных и железнодорожных переездов. Такие плиты характеризуются высокой прочностью и устойчивостью, а также пониженным уровнем шума.

Частицы покрупнее используют в качестве сорбента, который применяют для сбора нефти с поверхности воды.

Альтернативные методы утилизации

Лучше всего отвозить свои старые шины на специальные пункты приема. А дальше специалисты таких точек сами передадут ваши покрышки на переработку. Если покрышки старые, сдать их за вознаграждение не получится. Зато вы сможете избавиться от проблемы утилизации отработанного материала.

Куда сдать покрышки - один из часто задаваемых вопросов. В Москве, например, это можно сделать практически в любом шиномонтаже.