Что такое санкция в истории. История экономических санкций

  • 29.08.2019

Использование санкций, связанных с наложением запрета на разного типа сотрудничество, прежде всего торговое взаимодействие с определенной страной, - довольно распространенный инструмент давления, относящийся исторически к военным действиям, как правило предшествующий военным действиям или применяемый для усиления своих позиций во время военных действий. Институт санкций в истории также применялся против политических конкурентов. Постепенно санкции стали использоваться по большей части как инструмент нечестной экономической конкуренции и влияния на политическую ситуацию в конкретной стране.

Сначала наиболее часто инструмент санкций использовали британцы, которые, производя наибольший объем промышленных товаров, имели возможность экономически и политически давить на другие государства. Кстати, именно стремление британцев защитить свои экономические интересы стало одной из причин вступления страны в Первую мировую войну. Как и для США, если вспомнить их стремление противостоять Японии, против которой они ввели санкции на поставки энергоносителей. Это также объясняет, почему Япония сочла главным врагом именно США, а не СССР. Или вот другой пример, связанный с экономическими интересами: в 1973 году арабские страны - экспортеры нефти ввели эмбарго на поставки нефтепродуктов в США, выступая против их поддержки Израиля, что вызвало затяжной энергетический кризис. В ответ США разорвали технологическое сотрудничество с этими государствами.

В дальнейшем США сменили британцев на полях санкционных войн и часто стали использовать инструмент санкций, особенно в период холодной войны. Но за последние годы этот инструмент используется ими намного чаще, нежели ранее. Да к тому же как минимум половина мира, если не большая его часть, была подвергнута тем или иным санкциям со стороны США. США также активно поддерживают международные санкции на поставки технологий, оружия или конкретных товаров в те или иные страны. Важно, что в 1990-е США признали, что под санкции, наложенные ими, могут попадать продукты питания и даже лекарства, и в таком случае санкции вполне можно рассматривать как инструмент войны. В целом США очень привержены институту санкций и считают себя вправе налагать их тогда, когда им заблагорассудится. При этом в США санкции против других стран вводятся не только федеральным правительством, но и штатами, и местными властями - даже на уровне городских властей.

Россия традиционно часто сталкивалась и сталкивается с санкциями, введенными против нее, как правило, Британией и США. И в этом контексте сейчас это инструмент геополитической борьбы, направленной на сохранение однополярного мира во главе с США. Поэтому поддержка санкций, введенных странами англосаксонского мира против России, другими государствами – это лакмусовая бумажка позиционирования государств на мировой арене. Вообще же Россия имеет очень большой опыт жизнедеятельности в условиях санкционного режима. Важно отметить и тот факт, что ввод санкций, как правило, сопровождается негативной информационной пропагандой против страны, подвергнутой санкциям.

История антироссийских санкций

Как правило, когда говорят о первых санкциях против России, упоминают период правления Ивана Грозного, который, вступив в Ливонскую войну, вызвал против себя шквал информационного негатива, лившегося из соседних стран, а также экономические санкции. В частности, санкции коснулись поставок меди и бронзы из европейских государств в Московское государство. Попытки влияния и давления были продолжены уже в XVII веке и имеют отголосок в событиях Смуты. Тем не менее реформы и создание огромного и мощного в военно-политическом плане государства обеспечили ему спокойствие. И фактически к целенаправленной войне с Россией посредством санкций некоторые европейские страны вернулись только в XIX веке. Тогда страны Европы, прежде всего Британия, стремились ограничить российское влияние в Европе, ослабить позиции России, что и случилось после Крымской войны. При этом именно события Крымской войны и послевоенного периода были отмечены масштабной информационной войной против России. С окончанием XIX века информационная война против России не закончилась. А Россию продолжали изображать в качестве того или иного чудовища (довольно часто на картах Россию изображали в виде осьминога-монстра, или огромного медведя, или даже катка), якобы угрожающего «цивилизованному миру».

После Великой Октябрьской революции и подписания договора Советской России с Германией последовали новые санкции. Их ввели в 1919 году США и страны Антанты. Притом что еще до ввода санкций эти государства осуществляли интервенцию на территории России. Данные санкции, по мысли указанных стран, должны были усилить проблему голода в новом государстве, дабы таким образом ослабить советскую власть. Более того, в 1925 году была введена «золотая блокада», когда государства Европы и США отказались торговать с СССР за золото, в результате чего СССР нарастил поставки зерна и нефти для покупки необходимого оборудования для возникающей индустрии. В 1930 году последовал запрет этих же стран на импорт из СССР всех товаров, кроме зерна. Эта ситуация привела к плачевным результатам, поскольку масштабный вывоз зерна усугубил ситуацию с обеспечением продовольствием в СССР. Так, период 1932-1933 годов был ознаменован масштабным голодом («голодомор»). Собственно, к нему, таким образом, также приложили руку «западные партнеры». Только в 1934 году золото снова стало средством платежа. Очередные санкции были введены против СССР в 1939 году в связи с советско-финской войной. Тогда были запрещены поставки в СССР из США определенных металлов и компонентов для авиационной промышленности. Однако в этот же период 1920-1930-х годов из США прибывали в СССР автомобили, станки и некоторое другое оборудование.

Во время Второй мировой войны санкции против нашей страны, конечно, не вводились, так как СССР был союзником для США и Великобритании. Однако после ее окончания и речи У. Черчилля в Фултоне их можно было ожидать уже в скором времени. И это при том, что, казалось бы, после Второй мировой войны всем участникам международных отношений стало ясно, что торговать по оговоренным правилам выгоднее, нежели придерживаться политики изоляционизма и протекционизма. Но идеология возобладала. В 1948-1949 годы США ограничили экспорт оборудования в СССР. Они даже приняли закон об экспортном контроле. Для этой же цели США инициировали создание Координационного комитета по экспортному контролю для реализации задачи сохранения «технологического отставания СССР», что означало уже системный характер американской санкционной политики. В дальнейшем подобные ограничения продолжались и вводились новые. Например, в 1962 году был введен запрет продавать в СССР трубы большого диаметра. Нельзя также не сказать о поправке Джексона-Вэника, которую ввели в 1974 году и отменили лишь в 2012-м, хотя проблема взаимоотношений России и Израиля была уже давно разрешена. Благодаря этой поправке в отношении товаров, поступавших в США из СССР, вводились высокие тарифы.

В 1981 году США продолжили борьбу с СССР в сфере энергетики и обороны. Они запретили своим компаниям поставлять в СССР оборудование для строительства нефте- и газопроводов (речь идет прежде всего о блокаде строительства газопровода Уренгой - Помары - Ужгород), которые связывают Россию и страны Европы. Санкционная политика США позволила нашим европейским партнерам взвинтить цены, что заставило СССР значительно увеличить экспорт золота. Очередной виток санкционной войны случился после инцидента с корейским авиалайнером в 1983 году. Тогда США блокировали воздушное сообщение с СССР. После этого США сосредоточились на углеводородной сфере через влияние на ценообразование в торговле нефтью.

И даже после распада СССР введенные ранее санкции продолжали действовать - хотя бы в рамках запретительных мер. Более того, появились новые санкции, под которые попадали российские научные учреждения. Например, под американские санкции попали 10 научных учреждений России за сотрудничество с Ираном в ракетной области, хотя в 2010 году они были отменены. В это же время усилилось персональное давление через инструмент санкций. В 2012 году был принят «акт Магнитского», согласно которому вводились конкретные санкции против конкретных лиц. Этот акт позволил США заявить о том, что политическое руководство России в целом представляет собой авторитарный режим, с которым нет необходимости считаться.

Новый масштабный виток санкционной политики США начался в 2014 году.

Вторая часть статьи Н. Ереминой будет опубликована на нашем сайте в ближайшее время.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Были наложены Афинским морским союзом (Делосской симмахией) на город Мегару (входивший в Пелопонесский союз) в 432 году до н. э. с целью остановить практику приема в этом городе беглых афинских рабов и распашки священных приграничных территорий. Они известны под названием «мегарская псефизма». Эффективность санкций оказалась неочевидной. С одной стороны, мегарские купцы понесли большие потери, но с другой – были вынуждены обратиться к союзникам (в первую очередь к Спарте) за военной поддержкой. В результате начавшейся Пелопонесской войны Афины потерпели сокрушительное поражение, а Афинский союз был уничтожен.

В Средние века в Европе экономические санкции носили в основном локальный и кратковременный характер из-за постоянно меняющейся конфигурации торговых и военных союзов и изменений интересов отдельных правителей и влиятельных лиц. В XIX веке основным инструментом экономических санкций стали морские блокады – меры по предотвращению морской торговли отдельной страны с другими странами без объявления ей войны. В период с 1827 (первая известная морская блокада) по 1914 год была зафиксирована 21 блокада против Турции, Португалии, Нидерландов, Колумбии, Панамы, Мексики, Аргентины и Сальвадора. Организаторами блокад в основном становились Великобритания (12 раз) и Франция (11 раз), а также Италия и Германия (по три раза), Россия и Австрия (по два раза) и Чили.

Широкое распространение экономические санкции получили в XX веке с развитием международных торговых отношений. До начала Второй мировой войны коллективным экономическим санкциям подвергались Югославия, Греция, Боливия, Парагвай и Италия.

Во время холодной войны санкции были в основном неэффективными, т. к. не поддерживались либо Западным, либо Восточным блоками стран (с США и СССР в качестве лидеров соответственно). Единые санкции, поддержанные обоими блоками, были наложены лишь дважды: на Родезию и ЮАР, и в обоих случаях оказались недостаточно эффективными.

Один из наиболее известных примеров коллективных экономических санкций того времени – ограничение поставок в социалистические страны «стратегических» товаров и технологий, в первую очередь военных и компьютерных. Специально для контроля экспорта в страны Восточного блока в 1949 году был создан Координационный комитет (CoCom), в который вошли 17 государств, еще шесть стран сотрудничали с комитетом, формально в него не входя. Комитет прекратил свою деятельность в 1994 году.

Самый известный пример долгосрочных односторонних санкций – эмбарго США в отношении Кубы, начавшееся в 1960–1962 годах и продолжающееся до сих пор. Компаниям США запрещены любые экономические контакты с Кубой без специального разрешения, в том числе в третьих странах. По данным кубинских властей, прямой ущерб от эмбарго составил порядка 1 трлн долларов в текущих ценах. Тем не менее цель экономических санкций США – установление демократии на Кубе – не достигнута.

С 1990 года ООН начала более активно использовать международные экономические санкции против различных государств. Им подверглись: Ирак (с 1990), Югославия (1991–2001), Сомали (с 1992), Ливия (1992–2003), Либерия (с 1992), Ангола (1993–2002), Гаити (1993–1994), Руанда (1994–2008), Сьерра-Леоне (с 1997), Афганистан (с 1999), Эритрея и Эфиопия (с 2000), ДР Конго (с 2003), Кот-д’Ивуар (с 2004), Судан (с 2004), Ливан (с 2005), Иран (с 2006), КНДР (с 2006). В основном санкции носят частичный характер и ограничивают поставки в эти страны оружия и военного оборудования. В некоторых случаях используется замораживание зарубежных активов.

На современном этапе развития международных экономических отношений наиболее эффективным считается воздействие не на страны в целом, а на их отдельных руководителей: поиск и замораживание их иностранных активов, отказ в возможности инвестировать за рубежом, запрет на поездки. Жесткие экономические санкции, направленные на подрыв экономики страны, признаны негуманными, т. к. от них больше всего страдает население, в основном беднейшие его слои.

120737 | 16

Экономические санкции, направленные против России, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, т. е. ограничения накладываются не на государство в целом, как на единый геоэкономический субъект, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица. Также, отдельно следует отметить, что санкции исходят не только от отдельных суверенных государств, но и от экстерриториальных организаций.

Причины экономических санкций против России [РФ].

Причины санкций против России [РФ] многосложные в своей основе и хронологии. Но их можно поделить на политические и финансово-экономические.

Политические причины санкций против России [РФ] .

Лейтмотивом необходимости применения санкций против России послужило Её участие в событиях, которые развернулись на территории сопредельного государства - Украины. К концу 2013-го года в Украине началась гражданская революция, которая привела к государственному перевороту. Одна [западная и центральная] часть населения Украины поддержала государственный переворот, другая [юго-восточная] часть населения страны воспротивилась. Поскольку конфликт политических и иных интересов сопровождался актами насилия в разных частях страны, в Украине резко усилились сепаратные настроения на юго-востоке страны. Первой о выходе из состава унитарной Украины объявила Автономная Республика Крым [и город Севастополь], проведя 16 марта 2014 года референдум об образовании Республики Крым с последующим намерением присоединения к России на правах субъекта Федерации. Россия поддержала проведение референдума военным присутствием на полуострове. На референдуме проголосовало 82,71 % избирателей, с результатом 96,77 % за присоединение к Российской Федерации. 17 марта руководство Республики Крым обратилось к России с просьбой о присоединении на правах субъекта. В конечном итоге РФ признала референдум в Крыму и удовлетворила просьбу о присоединении полуострова к России, поскольку Крым имеет важное стратегическое значение для РФ в черноморском регионе.

Международное сообщество, в лице государств с развитой рыночной экономикой, прежде всего США, не признало референдум в Крыму и сочло присоединение Крыма к России, несмотря на само волеизъявление населения Крыма, актом военной агрессии по отношению к территориальной целостности Украины.

Сепаратные тенденции охватили и восток Украины - Донбасский регион. На базе Луганской и Донецкой областей Украины 11 мая 2014 года через референдум были провозглашены Луганская Народная Республика и Донецкая Народная Республика. В Украине началась война, с одной стороны за сохранение территориальной целостности унитарного украинского государства, с другой стороны за образование на базе юго-восточных областей Украины нового [кон]федеративного государственного образования «Новороссия». Несмотря на то, что Российская Федерация до сегодняшнего дня официально так и не признала ЛНР и ДНР, не ввела свои миротворческие войска на территорию Украины, тем не менее, всю вину за события и эскалацию конфликта и насилия на юго-востоке Украины западные страны, включая Австралию и Японию, стараются возложить исключительно на Россию. Хотя сами западные страны оказывают финансовую, гуманитарную, техническую и иную помощь властям Украины в текущей гражданской войне, что автоматически их делает сопричастными, т. е. равно ответственными. Обоюдное участие сторон в украинском конфликте указывает на характер геополитического противостояния. Поэтому первая причина - геополитика.

Экономические причины санкций против России [РФ] .

Распад СССР для развитых капиталистических стран и их компаний имел номинально три «положительных» следствия:

1. Производители развитых капиталистических стран избавились от главного конкурента на мировом рынке, следовательно, получили возможность увеличить торговый оборот и свою долю в структуре мирового рынка.

2. Получили новый рынок сбыта в лице стран бывшего социалистического блока [Восточной Европы и СНГ].

3. Смогли приобрести материальные активы на постсоветском пространстве.

Полукриминальная приватизация советских производств в 90-х годах привела к фактической стагнации и исчезновению с мировых рынков многих видов продукции российского [советского] производства. С распадом СССР у экономики Российской Федерации оказалось не так много отраслей, способных конкурировать на мировом рынке.

Конкурентоспособные отрасли экономики Российской Федерации [РФ] :

1. Нефтегазовая отрасль.

2. Оборонно-промышленный комплекс [ОПК, ВПК].

3. Атомная энергетика.

4. Авиационная и космическая промышленность.

5. Банковская сфера.

6. Прочие.

Де-факто главной отраслью и локомотивом роста экономики России стала нефтегазовая промышленность, продукция которой в структуре экспорта РФ колеблется от 50% до 80% ежегодно. Основным рынком сбыта для российского экспорта является Европейский Союз, доля в товарообороте которого составляет до 50%. Рост спроса и цен на нефть и газ на мировом рынке обеспечил экономике РФ ликвидность и приток иностранной валюты. Сложилась тенденция взаимной зависимости экономик РФ и ЕС, Евросоюз зависит от поставки российских энергоресурсов, Россия зависит от валютных поступлений из Европейского Союза.

Углубление экономической кооперации Евросоюза и России позволило РФ накопить достаточные финансовые ресурсы для начала процесса выравнивания [диверсификации] экономики и оживления других потенциально конкурентоспособных отраслей.

С 2007-го года в России начался процесс образования государственных корпораций и консолидации акционерного капитала предприятий различных стратегически значимых отраслей экономики РФ под их началом. Так оформились российские госкорпорации [«Ростех», «Роснано», «Росатом», Внешэкономбанк, и т. д.] и крупные отраслевые [государственные и полугосударственные] компании [«Газпром», «Роснефть», «Сбербанк России» и т. д.], которые стали наращивать своё присутствие на мировом и прежде всего - европейском рынке.

Соответственно к 2007-му году в России оформились отраслевые [государственные и полугосударственные] компании, которые стали составлять глобальную конкуренцию ведущим транснациональным компаниям и корпорациям стран развитых капиталистических экономик, прежде всего США.

Из вышесказанного можно сделать два предположения:

1. Украинский конфликт является удобным формальным поводом для ограничения [устранения] конкуренции со стороны российских компаний на мировом и прежде всего - европейском рынке. Т. к. транснациональные компании стран развитых экономик не заинтересованы в [перспективном] уменьшении своей доли и росте конкуренции на мировом рынке.

2. Механизмы для устранения конкуренции со стороны российских компаний выбраны не рыночные, а политические, посредством информационного и политического лобби.

Экономические санкции против России [РФ] по отраслям.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России [РФ], то можно обнаружить, что санкции направлены против ключевых [т. е. конкурентоспособных] отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности РФ, а также против российского банковского капитала.

Поскольку львиная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике санкции направленные против РФ означают вытеснение российских компаний с европейского рынка. Разберём подробнее.

Санкции против России [РФ] в нефтяной отрасли [сфере]. Отраслевые тенденции и предпосылки.

Мировой рынок нефти и нефтедобычи в большинстве своём контролируется американскими и британскими транснациональными компаниями: ExxonMobil, Shell, BP, Chevron, ConocoPhillips, прочие. Акционерами многих национальных нефтедобывающих компаний разных стран являются также американские и британские компании или капиталы, по крайней мере, им принадлежит определённая доля, а значит и доходы.

С 2007-го года в США растут объёмы внутренней нефтедобычи. Если в 2006 году США ежедневно производили 8316 тыс. баррелей нефти в сутки, то в 2013 году ежесуточная добыча нефти уже составила 12304 тыс. баррелей. Т. е. рост объёмов добычи нефти в США с 2006-2013 г. составил 48%.

Вместе с увеличением внутренней добычи нефти в США снижалась потребность в её импорте. Если в 2005 году США ежедневно нуждались в импорте 12477 тыс. баррелей нефти, то в 2013 году эта потребность была снижена до 6582 тыс. баррелей в сутки, т. е. фактически наполовину.

Вторым крупнейшим потребителем нефти после Соединённых Штатов является Европейский Союз. Суточная потребность Европы в нефти составляет от 13 до 15 млн. баррелей. Континентальная Европа на 90% зависит от импорта нефти, и данная зависимость только увеличивается ввиду падения объёмов внутренней добычи. Единственной страной-экспортёром нефти в Европе является Норвегия [не входит в ЕС], она производит 1,8 млн. баррелей в сутки, из которых 1,19 млн. экспортирует. Все остальные страны Европы являются в большей или меньше степени импортёрами нефти. Поэтому ЕС - самый перспективный и привлекательный рынок для экспортёров нефти. Треть поставок [более 5 млн. баррелей в сутки] нефти в Европу обеспечивается Россией. Ввиду увеличения объёмов добычи нефти внутри России российские нефтяные компании готовы удовлетворять растущий спрос на европейском рынке.

Но существенный рост добычи нефти внутри США заставляет американские и британские нефтяные компании, которые ранее поставляли ближневосточную [и в иных местах добытую] нефть в США, искать альтернативные рынки сбыта для «высвободившейся» нефти [≈ 6 млн. баррелей/сутки] и Европа в данном случае представляется безальтернативной. Поскольку Европейский Союз стабилен, много потребляет и платежеспособен. Вот и получается, что американские и британские нефтяные компании готовы удовлетворять европейский рынок нефти, но наталкиваются на экспансию российских нефтяных [гос]компаний.

Вывод из предпосылки : Украина представляется удобным поводом активизировать информационное и политическое лобби, которое посредством санкций, опосредовано, выдавит российские нефтяные компании с европейского рынка и позволит американским и британским компаниям занять их место и рыночную долю.

Векторы налагаемых санкций в нефтяной отрасли :

· Санкции против российских нефтяных компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки.

· Отказ от совместных проектов в нефтяной сфере и инвестирования перспективных проектов.

Санкции против России [РФ] в газовой отрасли [сфере]. Отраслевые тенденции и предпосылки.

Россия - крупнейший в мире производитель природного газа. Монополистом в российской газовой сфере является полугосударственная компания «Газпром», которая сумела монополизировать экспорт не только российского газа, но и производимого странами СНГ. ≈ 40% производимого газа в постсоветских странах идёт на экспорт в Европу, которая занимает долю в 80% в общем объёме экспорта газа. Компания «Газпром» ежегодно покрывает треть потребности Европы в газе. Зависимость отдельных европейских стран от российского газа сильно дифференцируется: от 0 до 100 %.

Ситуация с газом отчасти аналогична ситуации с нефтью, с некоторыми отличиями. Треть потребности в газе Европейский Союз покрывает собственным производством, треть - поставками «Газпрома». Четверть потребления обеспечивает газ из Норвегии и Алжира. Оставшуюся часть потребности в газе обеспечивают поставки сжиженного природного газа из ближневосточных стран и иных регионов. Если Россия стремиться диверсифицировать каналы поставок газа в Европу, то Евросоюз стремится диверсифицировать самих поставщиков. И здесь отмечается следующая тенденция.

С начала 2000-х годов американские компании, в частности Devon Energy Corporation, Chesapeake Energy, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, BHP Billiton и другие, стали инвестировать огромные средства в разработку нетрадиционных источников газа. Начиная с 2006-го года в США отмечается стремительный рост производства газа. Происходит так называемая «сланцевая революция». Сланцевый бум к 2010-му году привёл к избыточному предложению газа на внутреннем рынке, а к 2012-му к обвалу цен на газ в США .

Логика поддержания ликвидности отрасли, при дальнейшем стремительном росте объёмов производства газа внутри США, требует от американских компаний поисков рынка сбыта. Насыщение газового рынка Северной Америки не может повлиять на тенденцию падения цен. Поэтому американские компании в ближайшей перспективе нуждаются в крупных рынках сбыта, прежде всего - Европы и Азии. Поставка «дешевого» американского газа на рынок Европы, где средняя рыночная цена на газ превышает $400, кажется взаимовыгодной, как для США, так и для Европы.

Проблема экспорта американского газа на рынок Европы в настоящее время ограничивается тремя основными факторами:

Первое ограничение - это отсутствие достаточного количества в Европе регазификационных СПГ - терминалов. В настоящее время их всего 20, пропускная их способность составляет 198 млрд. м3/год. 6 терминалов в процессе строительства. После введения их в эксплуатацию пропускная способность вырастит на 30 млрд. м3/год.

Второе ограничение - отсутствие экспортных СПГ - терминалов в США. Первый такой терминал строится в штате Луизиана.

Третье ограничение - текущие долгосрочные контракты с Газпромом на поставку российского газа в ЕС.

Хотя львиная доля доходов Газпрома зависит от экспорта газа, тем не менее, компания не ограничивается разработкой газовых месторождений в одной России, но работает по всему миру, в частности в Ливии, Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Индии, Вьетнаме, Венесуэле, Иране, Нигерии и т. д. Т. е. де-факто российская госкомпания составляет глобальную конкуренцию на мировом газовом рынке.

Когда США решать вопрос с экспортными терминалами достаточных пропускных мощностей, а Европа с импортными терминалами, то Газпром станет систематически и более активно выдавливаться с европейского рынка.

Вывод из предпосылки : В отношении Газпрома в ближайшие годы санкции применены вряд ли будут, ввиду отсутствия технической возможности альтернативных поставок газа в ЕС в настоящее время. Но поскольку для американских и британских компаний рынок Европы выглядит крайне перспективным, то налагаемые санкции в настоящее время будут направлены на все перспективные проекты Газпрома, как внутри России, так и за её пределами.

Векторы налагаемых санкций в газовой отрасли :

· Санкции в отношении российских газовых компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Отказ от совместных проектов в газовой сфере и инвестирования перспективных проектов.

Санкции против России [РФ] в финансовой и банковской отрасли [сфере]. Отраслевые тенденции и предпосылки.

Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Финансовые резервы, накопленные РФ, позволили российским государственным и полугосударственным банкам в первые годы после мирового финансового кризиса начать приобретать зарубежные банковские активы и расширять филиальную сеть за рубежом. Тем более что многие банки Европы и мира оказались в затруднительном финансовом положении и охотно продавались.

Локомотивами банковской сферы России стали полугосударственные банки - ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВТБ» [Внешторгбанк], ОАО «Газпромбанк» и другие.

Сбербанк России : До настоящего времени сумел освоить рынки 20 стран. Помимо России открыть прямые представительства в Украине, Беларуси, Казахстане, Германии (Мюнхене), Китае и Индии. Приобрел активы в Швейцарии - SLB; Австрии - Volksbank International AG, с филиальной сетью в Венгрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Румынии, Сербии, Чехии, Словакии, Словении, Украине; Турции - Denizbank, с филиальной сетью в Турции, России, Австрии, Кипре. Является крупнейшим коммерческим банком России и Европы.

Внешторгбанк [ВТБ] : Второй крупнейший банк России по размеру активов, работает на финансовом рынке многих стран, имеет представительства в Украине, Беларуси, Армении, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Анголе, Великобритании, Сингапуре, ОАЭ, Германии, Франции, Сербии.

Внешэкономбанк : С 2007 года является государственной корпорацией, целью которой является обеспечение и привлечение финансовых средств для реализации крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта и обслуживание внешнего госдолга. Имеет представительства во многих странах, участвовал в финансировании крупных инфраструктурных проектов (строительство завода Ford Sollers, реконструкция аэропорта Пулково, строительство олимпийских объектов в Сочи, поддержка проектов и компаний «Сколково», прочее).

Газпромбанк : Отраслевой банк, третий в России по размеру активов. Участвует в финансировании крупных международных проектов нефтегазовой отрасли как внутри России, так и за её пределами [Европа, Азия]. В частности участвует в проектах строительства газопроводов «Голубой поток», «Ямал-Европа», в развитии ГТС Европы. Также обслуживает компании машиностроительной, химической, атомной и иных отраслей. Представлен в России, Швейцарии, Армении, Беларуси, Китае, Индии, Монголии.

Вывод из предпосылки : рост валютных резервов и капитализации российских банков, а также финансовые затруднения [вызванные мировым финансовым кризисом] ведущих мировых банковских институтов, позволил России осуществить экспансию на внешние финансовые рынки и закрепиться на них с целью поддержки российских компаний за рубежом. Ведущие российские [гос]банки операционно и финансово поддерживают деятельность нефтегазовых, атомных, авиационных, оборонных, информационных и иных компаний России на внешних рынках. Введение санкций против российских банков расширит инструментарий для вытеснения российских компаний с внешних рынков, и прежде всего - европейского.

Векторы налагаемых санкций в банковской отрасли :

· Заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц.

· Отключение российских банковских структур от международных платёжных систем.

· Сокращение клиентского портфеля за рубежом.

· Ограничение доступа к инвестиционным проектам.

· Ограничение доступа к внешним заимствованиям [кредитам].

· Ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом.

· Прочее.

Список российских компаний попавших под санкции против России [РФ].

Компания

Volga Resources Group

Академия безопасности бизнеса

АО "Феодосия"

ГАО "Черноморнефтегаз"

ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

ГК НПАО «Массандра»

ГП "Агрофирма «Магарач»"

ГП "Азовский ликеро-водочный завод"

ГП "Завод шампанских вин "Новый Свет"

ГП "Керченский морской торговый порт"

ГП "Севастопольский морской торговый порт"

ГП "Универсал-Авиа"

ГСК «Керченская паромная переправа»

ЗАО "Зест"

ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть»

ИА "Россия сегодня"

ИК "Аброс"

Институт радиотехники и электроники РАН

НИВиВ «Магарач»

НПО «Базальт»

НПО «Ижмаш»

ОАО "Банк "Россия"

ОАО "Банк Москвы"

ОАО "Внешторгбанк - ВТБ"

ОАО "Газпромбанк"

ОАО "ИнвестКапиталБанк"

ОАО "Концерн «Калашников»

ОАО "НК "Роснефть"

ОАО "НПК „Уралвагонзавод"

ОАО "Россельхозбанк"

ОАО "Российский национальный коммерческий банк"

ОАО "Сбербанк России"

ОАО "Стройтрансгаз"

ОАО «Военно-промышленная корпорация „НПО машиностроения“»

ОАО «Воентелеком»

ОАО «Констру́кторское бюро́ приборострое́ния»

ОАО «Концерн „Созвездие“»

ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“»

ОАО «Новатек»

ОАО «Объединённая судостроительная корпорация»

ОАО «РосЭнергоБанк»

ОАО «Телекомпания НТВ»

ОАО «Экспобанк»

ОАО Концерн «Радиоэлектронные технологии»

ООО "«Нуклин»

ООО "Авиа Групп Норд"

ООО "Авиа Групп"

ООО "АкваНика "

ООО "Насосы Ампика"

ООО "Русское время"

ООО "Сахатранс"

ООО "Стройтрансгаз"

ООО "Стройтрансгаз-М"

ООО "Трансойл"

ООО «Добролёт»

Санаторий "Нижняя Ореанда"

ОАО «СМП банк»

ОАО «Собинбанк»

Санкции против России [РФ]: список стран и отраслей.

Австралия

Болгария

Великобритания

Германия

Ирландия

Исландия

Лихтенштейн

Люксембург

Молдавия

Нидерланды

Новая Зеландия

Норвегия

Португалия

Словакия

Словения

Соединённые Штаты

Финляндия

Хорватия

Черногория

Швейцария

Страны, не поддержавшие санкции против России [РФ]: Китай, Бразилия, Индия, ЮАР.

Санкции против России [РФ]: список экстерриториальных организаций.

Список экстерриториальных организаций

Организация экономического сотрудничества и развития

Организация Североатлантического договора

Европейский Союз

Совет Европы

Европейская организация по безопасности аэронавигации

Большая восьмёрка

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

Европейский банк реконструкции и развития

Санкции против России [РФ]: список международных компаний официально признавших и/или поддержавших санкции.

Компании

Deutsche Post AG

International Paper Company

Regent Seven Seas Cruises

Renault Trucks Defense

Windstar Cruises

Эффект и последствия санкций против России [РФ].

Анализ санкций показывает, что они направлены на ограничение присутствия российских [гос]компаний в различных сегментах мирового и, прежде всего, европейского рынка, на долю которого приходится половина внешнеторгового оборота РФ. Опираясь не на рыночную конкуренцию, а на политические и информационные механизмы, западные [прежде всего американские и британские] компании посредством международного лобби получают возможность в перспективе увеличить свою долю в желаемых сегментах рынка Европы. Гражданская война в Украине выступает удобным формальным поводом к действию.

Стремительный рост нефтедобычи и газодобычи внутри США ведёт к глобальному переделу мирового рынка в данном сегменте. В настоящее время разворачивается борьба за рынок Европы.

При сохранении или расширении текущих санкций, можно ожидать уменьшения доли российских компаний на нефтяном [и в перспективе на газовом] рынке Европы и замещение их американскими и британскими компаниями, которые ранее работали на рынок США.

Зависимость России от поставок сырья на рынок ЕС рано или поздно должно было дать о себе знать, соответственно диверсификация рынков сбыта становится приоритетной задачей для экономики РФ, требующей форсированного разрешения.

Полная экономическая изоляция России выглядит сомнительной, ввиду глубокой интеграции мировых капиталов. К примеру, США и ЕС, вводя санкции против «Роснефти» ущемляют интересы британской компании BP, которой принадлежит 19,75% акций компании. Ограничения поставок российского газа на рынок ЕС, что в настоящее время невозможно, скажется на доходах Bank of New York, которому принадлежит 27% акций «Газпрома». Ситуация аналогична и с другими отраслями. Больше всего страдают от санкций те компании, в которых меньше доля иностранного капитала и выше доля Российской Федерации или её резидентов.

Мировая экономика может пострадать от экономической конфронтации между РФ и ЕС/США.

Россия в числе мировых лидеров по производству нефти и газа и эскалация конфликта с ней может привести к глобальному росту цен на нефть и газ, что может существенно усугубить и без того тяжелое посткризисное экономическое положение развитых капиталистических экономик.

Так называемый «Список Магнитского» был принят в США одновременно с отменой поправки Джексона-Вэника. Связанный с ним закон установил санкции в отношении официальных лиц РФ, причастных или даже просто имеющих отношение (по мнению США) к гибели юриста Сергея Магнитского.

В список попали несколько десятков фамилий чиновников из МДВ, ФСБ, ФНС, Арбитражного Суда, Генпрокураторы и ФСИН. Им был запрещен въезд на территорию США, а их денежные и имущественные активы, если таковые имелись, были заморожены. Все выводы о причастности тех или иных лиц были сделаны без расследования и без суда.

Сергей Магнитский проходил свидетелем и обвиняемым по делу экономических преступлений фонда Hermitage Capital Management. В ходе расследования он умер в изоляторе «Матросская тишина» при неизвестных обстоятельствах. После неоднократных проверок российских правоохранителей нарушений выявлено не было, данная смерть признана несчастным случаем.

В декабре 2012 года Россия приняла ответный пакет мер против США, а точнее против американских официальных лиц, причастных к нарушениям прав и свобод граждан Российской Федерации. Эта инициатива получила неофициальное наименование Закон Димы Яковлева по имени приёмного ребёнка из России, погибшего в США по неосторожности родителей. Одним из основным пунктов закона стал запрет на усыновление российских детей гражданами США, что было обосновано большим числом смертей приёмных детей из России, а также нежеланием властей США расследовать данные случаи и наказывать виновных.

Санкции по ядерному оружию (2016-н.в.)

2016

В июле 2016 года США ввели санкции против нескольких десятков иностранных предприятий, в числе которых оказались пять российских оборонных предприятий. По мнению американских властей данные компании нарушают американски закон о нераспространении ядерного оружия в отношении Ирана, Северной Кореи и Сирии.

2017

25 марта 2017. США ввели санкции против восьми компаний из России согласно американскому закону о нераспространении оружия массового поражения, касающегося Сирии, Ирана и КНДР.

Санкции в связи с украинским кризисом

Россия и страны, которые ввели против неё санкции в связи с Украинским кризисом

Предшествующие события:

Госпереворот на Украине

Воссоединение Крыма с Россией

Война на Юго-Востоке

Санкции, введённые в связи с Украинским кризисом, являются наиболее масштабными за всю историю России по количеству стран-участников. Инициатором введения санкций выступили США, главной целью которых была изоляция России на мировой арене и удар по возрождающейся российской экономике. Позднее, под мощнейшим американским экономическим и политическим давлением к ограничительным мерам присоединился Евросоюз, хотя некоторые европейские страны высказались против подобных мер. Все понимали, что пострадает не только Россия, но и страны Запада, которые связаны с Россией тесными экономическими связями. Санкции поддержали также страны-сателлиты США, такие как Австралия, Япония, Канада, а также страны-кандидаты в члены Евросоюза.

Принятые меры ограничивают доступ российских банков и компаний к рынку капитала Евросоюза, а также затрагивают российскую сырьевую сферу, авиастроение и оборонный комплекс. Были также составлены списки российских граждан, которые, по мнению Запада, причастны к событиям на Украине. Попавшим в эти «чёрные списки» запрещено посещать страны, которые ввели санкции. Кроме того, принадлежащие этим лицам капиталы и активы, если таковые будут найдены, подлежат заморозке.

В чём именно состоит причастность России, внятно обосновать никто так и не смог. Не были приведены доказательства российского военного вторжения, поставок оружия или иной деятельности, которая бы дестабилизировала обстановку на Украине, тогда как факт дестабилизации ситуации в результате финансовой и политической поддержки Евромайдана странами Запада является вполне очевидным.

Примечательно, что новый пакет ограничительных мер был принят сразу после начала Минского перемирия, на котором, при посредничестве России, удалось добиться почти полного прекращения боевых действий на Донбассе и частичного отвода войск. Данный факт окончательно подтвердил, что антироссийские санкции были введены не ради Украины, а против России, в надежде обострить протестные политические процессы внутри страны, в ходе которых сменилась бы власть на более приемлемую для США.

Санкции США 2014 года

США ввели первый ограничительный список высокопоставленных российских и украинских политиков, которым запрещается въезд на территорию США, а их финансы и имущество блокируются в случае нахождения в американской юрисдикции.В Вашингтоне заявили, что санкции будут расширены, если Россия не прекратит попытки дестабилизации обстановки. Другими словами, от России потребовали не вмешиваться в украинский переворот, хотя сами США и Евросоюз активно поддерживали свержение легитимной власти президента Януковича. Российские политики, попавшие в санкционный список, иронично заявили, что ни финансов, ни имущества за пределами России не имеют, а также не собираются посещать США. Всего в список попали 11 человек, в том числе спикер Верховного совета Республики Крым Владимир Константинов, легитимный президент Украины Виктор Янукович и премьер-министр Крыма Сергей Аксёнов. В тот же день страны Евросоюза договорились о введение аналогичных санкций. В их список вошли политики из России и Крыма (всего 21 человек).

Канада вслед за США ввела визовые ограничения для высокопоставленных представителей России и Крыма. Ранее канадский премьер-министр Стивен Харпер уже заявил, что Канада приостанавливает военное сотрудничество с РФ.

После завершения воссоединения Крыма с Россией, власти США, не ожидавшие такого развития событий, поспешно заносят в санкционный список ещё 19 российских граждан. В их число вошло несколько бизнесменов, которые не имеют отношения к политике. По мнению Госдепа, они являются приближёнными к Владимиру Путину. Таким образом власти США планировали надавить на президента России через его окружение.

Евросоюз, вслед за США, перешёл на второй уровень санкций. В новый список вошли 12 граждан России и Украины. В их числе Дмитрий Рогозин, Сергей Глазьев, Валентина Матвиенко, Сергей Нарышкин, Елена Мизулина, Владислав Сурков, Дмитрий Киселёв.

Канада расширила свой санкционный список ещё на несколько граждан России. В их число вошли депутаты Госдумы Владимир Жириновский и Алексей Пушков.

США ввели пакет санкций против крымской нефтегазовой компании «Черноморнефтегаз» и добавили в санкционный список ряд крымских чиновников.

Власти США в очередной раз расширили свой санкционный список на 7 граждан и 17 госкомпаний РФ. Белый дом без всяких доказательств обвинил России в несоблюдении «Женевских конвенций», а также в разжигании конфликта на востоке Украины.

Канада ввела пакет антироссийских санкций, в него вошли 16 российских банков и юридических лиц. Премьер-министр Канады Стивен Харпер заявил, что новые ограничения вводятся по причине оккупации Россией Крыма. Волеизъявление самих Крымчан Харпер в расчёт не принимает.

В тот же день ЕС внёс в свой ограничительный список ещё 15 граждан России.

ЕС расширил санкционный список ещё на 13 человек, а также заморозил активы двух компаний из Севастополя и Крыма — «Феодосии» и «Черноморнефтегаза».

Канада ввела дополнительные санкции против 6 граждан России. В их число вошли начальник российского генштаба Валерий Герасимов и командующий вооружёнными силами Донецкой народной республики Игорь Стрелков.

Канада ввела дополнительные экономические санкции и расширила свой ограничительный список на 11 граждан РФ.

США расширили санкционный список гражданами РФ, которые ранее были внесены в ограничительный список ЕС. Кроме этого санкции распространились на ДНР и ЛНР.

Также новый пакет санкций был введён против российских оборонных и сырьевых предприятий: «Алмаз-Антей», Уралвагонзавод, НПО Машиностроения, концерн «Калашников» (бывший «Ижмаш»), «Созвездие», «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), «Базальт», Конструкторское бюро приборостроения, «Роснефть», «Новатэк», нефтяной терминал Феодосии, «Внешэкономбанк», «Газпромбанк». Санкции против российских банков запрещают им получать американские кредиты более чем 90 дней.

Канада повторила действия США и ввела пакет санкций против российских оборонных и сырьевых предприятий.

ЕС расширил свой санкционный список ещё на 15 имён и 18 юридических лиц.Среди них глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров и заместитель секретаря Совета безопасности Борис Грызлов.

ЕС заявил, что согласовал новый пакет ограничительных мер, которые вступят в силу с 1 августа.

Минфин США ввёл санкции против нескольких российских банков и Объединённой судостроительной корпорации РФ.

ЕС обнародовал имена 8 человек и 3 юридических лиц, которые включили в санкционный список днём ранее. Среди них глава МВД Крыма и несколько российских бизнесменов.

Канада расширила санкционный список ещё на 19 граждан России и Украины и 5 наиболее крупных российских банков. Также в список попали ряд лиц из органов власти ДНР и ЛНР, а также командиров воинских формирований ополчения «Восток» и «Армия Юго-Востока». Затронули канадские санкции и крупные корпорации Крыма.

К санкциям против России присоединилась Норвегия, поддержав ограничительный пакет Евросоюза от 31-го июля.

Верховная Рада Украины приняла закон о санкциях против России, который позволяет вводить более 20-ти ограничительных мер, одним из видов которых является прекращение транзита энергоресурсов. Также был составлен список из 172 физических и 65 юридических лиц, против которых предлагается ввести персональный ограничительные меры.

ЕС обнародовал новые санкции против России, и это на фоне относительного успеха Минского перемирия. Данный шаг показался ряду экспертов абсолютно абсурдным и нелогичным. Новый пакет ограничил доступ российским компаниям к финансовым капиталам ЕС, при этом кредиты частным лицам и компаниям будут выдаваться на срок не более 30 дней. Кроме этого в запретный список ЕС попали ещё 24 гражданина РФ. Таким образом, всего в индивидуальный санкционный список попали 119 человек.

Канада ввела новый пакет санкций против российских научных предприятий и запретила выдавать кредиты российским компаниям на срок более 30 дней.

Сенат США принял закон о санкциях против России, который разрешает вводить президенту страны новые санкции с целью давления на Россию. Барак Обама подписал данный закон 18 декабря, но при этом заявил, что новые ограничительные меры пока применяться не будут.

ЕС принял новый пакет санкций в отношение Крыма, которые начнут действовать с 20 декабря. После этой даты все инвестиции в Крым и Севастополь считаются незаконными.

США и Канада вслед за ЕС ввели пакет санкций против Крыма и Севастополя с целью полной финансовой и экономической блокады полуострова. Весь экспорт услуг, технологий и товаров попал под запрет, а американские инвесторы не смогут вести в Крыму никакую деятельность. Новый пакет также предоставляет министру финансов США право применять санкции против частных лиц и компаний, работающих в Крыму. Примечательно, что незадолго до этого Обама заявил, что наложенные на Кубу санкции не принесли результата и наносили ущерб самим Штатам (санкции против Кубы действовали более полувека, с 1960 г.). Таким образом президент признал политику санкций ошибочной, но от новых ограничений против России не отказался.

Страны ЕС договорились о продлении антироссийских санкций, введённых в марте 2014 года, до декабря 2015 года.

Греция заставила убрать фразу о новом пакете антироссийских санкциях из заявления глав МИД ЕС. Однако главы МИД стран ЕС ранее договорились о продлении уже введённых санкций против России на полгода. Вскоре стало известно, Россия рассмотрит вопрос о предоставлении финансовой помощи Греции.

Санкции США 2015 года

ЕС, несмотря на мирные соглашения по Украине, подписанные в Минске, расширил санкционный список на 19 физических и 9 юридических лиц, из которых 5 граждане России. Из граждан Новороссии в список попал известный ополченец Арсений Павлов с позывным «Моторола», а также главнокомандующий «народной милицией» ЛНР Сергей Игнатов и министр юстиции ЛНР Александр Шубин.

Президент США Барак Обама продлил действие своего указа от 6 марта 2014 года о введении режима чрезвычайной ситуации в отношении России. Согласно его заявлению Россия своей позицией по украинскому кризису создаёт ситуацию, при которой имеется «необычная и экстраординарная угроза безопасности и внешней политике США». Таким образом действие американских санкций в отношение РФ продлено ещё на год. Но по прежнему никаких конкретных претензий или доказательств присутствия российских военных на территории Донбасса предъявлено не было.

Швейцария, на фоне продления антироссийских санкций со стороны США и относительного перемирия в Новороссии, внесла в санкционный чёрный список ещё 28 граждан РФ. Новые ограничительные меры вступают в силу с 18:00 того же дня. Ранее Швейцария подержала санкции ЕС принятые 27 августа 2014 года против Крыма и Севастополя, которые запрещают любую инвестиционную деятельность в регионе.

США расширила санкционный чёрный список граждан по украинскому кризису ещё на 14 лиц, 5 из которых граждане РФ, остальные граждане Украины представляющие правительство Виктора Януковича и самопровозглашённые республики ДНР и ЛНР. Кроме того санкции были наложены на российскую организацию Евразийский союз молодёжи и троих её лидеров (Александр Дугин, Павел Каниищев, Андрей Коваленко), а также Российский национальный коммерческий банк (РНКБ), который ведёт свою деятельность в Крыму.Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков в комментарии о новых санкциях заявил, что они в первую очередь связаны с выходом России из специальной консультативной группы по ДОВСЕ.

Совет Евросоюза принял решение о продление санкций в отношение России до 15 сентября 2015 года. Постановление вступает в силу 14 марта. Всего, на данный момент, ограничения распространяются на 150 частных лиц и 37 организаций. См. список.

Австралия ввела новый пакет экономических санкций против России. По заявлению руководства страны ограничительные меры полностью повторяют санкции Евросоюза и США принятые в 2014 году. Ограничения касаются импорта или экспорта оружия, поставку оборудования для добычи нефти, а также ограничены инвестиции в Крым и Севастополь.

Росфинмониторинг ввёл банковские санкции против 41 страны — банки обязаны сообщать о всех операциях клиентов, которые являются резидентами стран, принявших антироссийские санкции, поддерживающих терроризм и не борющихся с коррупцией.

Норвегия вслед за Евросоюзом расширила санкционный список против российских и украинских граждан на 19 физических и 9 юридических лиц.] В новую редакцию «чёрного списка» внесены 5 россиян, это зам. министра обороны РФ Анатолий Антонов, первый зам. министра обороны РФ Аркадий Бахин, депутаты Гос. думы Иосиф Кобзон и Валерий Рашкин, а также начальник главного оперативного управления российского Генштаба Андрей Картаполов.

США открыли жителям Крыма доступ к бесплатным веб-сервисам, который был ограничен с введением антироссийских санкций. Запрет будет снят на ряд сетевых функций таких как: обмен мгновенными сообщениями, чаты и электронная почта, социальные сети, обмен фотографиями и фильмами, просмотр веб-страниц и блогов, но только при условии что такие услуги доступны на безвозмездной для пользователя основе.

Европейские санкции против России были продлены до 31 января 2016 года. В ответ Россия продлила на год ответные ограничения против стран принявших санкции.

К продлению антироссийских санкций от 22 июня 2015 года присоединились ещё шесть стран Европы, это Албания, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Черногория и Украина. Также к ограничениям против Крыма, от 19 июня, присоединилась Грузия.

США ввели новый пакет санкций против против ещё 11 граждан России и Украины, а также 15 компаний. По заявлению американских властей это связано с деятельностью данных лиц в крымском регионе. Среди юридических лиц, под действие новых санкций попали также компании Финляндии и Кипра, что вызвало некоторое непонимание между этими странами и США.

США ввели новые санкции против российский компаний. В «черный список» включены тульское Конструкторское бюро приборостроения, компания «Катод», «НПО машиностроения», корпорация «МиГ», «Рособоронэкспорт». В то же время страны ЕС решили продлить санкции против РФ до марта, а Совет национальной безопасности Украины расширил перечень лиц, против которых вводятся санкции.

Украина ввела новый пакет санкций против России сроком на один год. В запретный список попали 400 физических и 90 юридических лиц из России и частично других стран. Российские авиакомпании «Аэрофлот», её три дочерние авиакомпании — «Донавиа», «Оренбургские авиалинии» и «Россия», а также десяток других, попавшие под санкции, не смогут летать на Украину с 25 октября.

Евросоюз смягчил часть антироссийских санкций против российских космический предприятий, необходимых ЕС для реализации своей космической программы.

Информационное агентство Reuters сообщило о том, что лидеры стран Запада договорились на саммите G20 в Турции о продлении санкций против России на полгода.

США ввели новый пакет санкций против России. Под ограничительные меры попали 34 физических и юридических лица из России и Украины, которые по мнению американских властей причастны либо оказывали содействие при вмешательстве во внутренние дела Украины. В список внесены дочерние компания банка ВТБ и Сбербанка за рубежом, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) Сбербанка, ВТБ, банк ВТБ24, а также винодельческие компании из Крыма и Ялтинская киностудия.

Санкции США 2016 года

Президент США Барак Обама продлил санкции против России по украинскому кризису на неопределённый срок. В указе президента говорится, что действия России на Украине продолжают представлять «необычайную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и зарубежной политике США».

Канада расширила список антироссийских санкций на четырнадцать компаний и пять физических лиц, активы которых будут заморожены, а въезд на территорию страны запрещён.

Украинский президент Пётр Порошенко подписал указ о вступление в законную силу санкций в отношении россиян, которые причастны к делам украинской лётчицы Надежды Савченко, а также режиссёра Олега Сенцова и его подельника Александра Кольченко.

США впервые отменили часть санкций против Крыма.

Законопроект, предусматривающий ужесточение санкций против России, одобрил комитет палаты представителей конгресса США.

Украина внесла в свой санкционный список ещё 250 физических и 46 юридических лиц из России.

Правительство США расширило список российских физических и юридических лиц, в отношении которых действуют односторонние американские экономические санкции из-за конфликта на Украине. Список лиц и компаний, к которым будут применяться разного рода ограничения, пополнился 17 фамилиями и 19 компаниями.

Министерство торговли США расширило список российских компаний к которым будут применены санкции. По некоторым данным новые ограничительные меры коснутся 81 компанию и организацию, из них 7 находятся в Крыму. В то же время американские власти отменили часть санкций против Рособоронэкспорта, которые затрагивают контракты на техническое обслуживание вертолетов Ми-17 в Афганистане.

Власти Евросоюза в очередной раз продлили санкции против 146 граждан и 37 юридических лиц России и Украины.

США ввели новые персональные санкции против граждан России в связи с украинским кризисом. Под ограничительные меры попали шесть депутатов Госдумы от Крыма: Руслан Бальбек, Константин Бахарев, Андрей Козенко, Павел Шперов, Дмитрий Белик и Светлана Савченко.

Швейцария расширила персональные санкции против Российских граждан, в связи с украинским кризисом. В новый ограничительный список вошли шесть человек, являющихся депутатами Госдумы VII созыва от Крыма и Севастополя.

Канада ввела санкции против 6 российских депутатов Госдумы от Крыма. В заявлении говориться, что власти Канады считают эту территорию вместе с Севастополем «аннексированной» и не признают её частью России.

Президент США Барак Обама ввёл санкции против ФСБ, ГРУ, еще ряда российских организаций, а также шести физических лиц, объяснив это якобы имевшими место кибератаками на избирательную систему США со стороны России. Также США решили выслать 35 российских дипломатов и закрыть доступ к двум объектам, используемым российскими работниками (в Нью-Йорке и Мэриленде) — по словам представителя США, это сделано в ответ «на кампанию притеснения американских дипломатов в Москве со стороны властей России».

Санкции США 2017 года

Действующий президент США Барак Обама подписал указ о продлении на год санкций против России из-за ситуации в Крыму и на Украине.

США в очередной раз расширили список антироссийских санкций. Под ограничения попали 19 организаций и 19 человек из России и Донбасса, в том числе заместитель министра экономического развития РФ Сергей Назаров.

Евросоюз официально продлил на полгода экономические санкции против России «из-за недостаточного выполнения ею Минских соглашений».

Президент России Владимир Путин подписал указ о продлении ответных мер на санкции Запада до 31 декабря 2018 года.

Президент США Дональд Трамп подписал закон об ужесточении санкционного режима в отношении трех стран: России, Ирана и КНДР. Документ стал результатом активной и продолжительной работы членов обеих партий в Конгрессе, он был принят подавляющим числом голосов. Ограничения коснутся сотрудничества ВС России и США, а также спецслужб и военно-промышленных комплексов двух стран, получения российской экономикой, прежде всего энергетическими компаниями, кредитных средств на Западе. В текст также вошло положение о том, что политика США должна в том числе заключаться в противодействии строительству трубопровода «Северный поток — 2». Лица, инвестирующие в энергетический сектор в России, также могут попасть в черные списки.. Кроме того, закон обязывает предоставить администрацию президента в течении полугода, а затем ежегодно доклады по России для Конгресса, в том числе определение всех значимых политических и экономических акторов внутри России, суммы их активов, их иностранных деловых связей, влияния на экономику США. В докладе будут указаны возможные последствия наложения санкций на каждое из указанных юридических или физических лиц.

Евросоюз расширил список антироссийских санкций из-за скандала с поставками турбин Siemens в Крым. В список лиц, подпадающих под ограничительные меры, были добавлены три российских гражданина и три компании.

Министерство финансов США ввело очередные ограничительные меры против России, запретив физическим и юридическим лицам в своей юрисдикции сотрудничать с компаниями из РФ в глубоководных, арктических и сланцевых энергетических проектах. Запрет касается всех физических и юридических лиц, которые США уже внесли или могут внести в список антироссийских санкций.

Правительство Канады ввело санкции против 30 граждан России. Как отмечается в документе, ограничительные меры связаны с законом «О жертвах коррумпированных иностранных правительств», который аналогичен американскому «акту Магнитского».

Санкции США 2018 года

США расширили санкции против России из-за ситуации на Украине. В черный список внесли 21 гражданина России и Украины (в основном из непризнанных республик ЛНР и ДНР), а также 21 компанию.

Минфин США опубликовал незасекреченную часть «Кремлёвского доклада», в которой попали попали представители президентской администрации, включая Дмитрия Пескова и Владислава Суркова, а также российские бизнесмены. Всего в список попали имена 210 человек поделённые на 4 части — «Президентская администрация», «Кабинет министров», «Другие высокопоставленные политические лидеры» и «Олигархи». В список также попали все члены российского правительства, включая главы правительства Дмитрия Медведева.

США расширили санкции против России. Ограничения ввели в соответствии с принятым в прошлом году законом «О противодействии противникам Америки через санкции» (CAATSA). В список попали лица и компании, обвиненные Вашингтоном во вмешательстве в американские выборы. Всего в этот список внесли 13 человек и три компании. Также под ограничения попали ФСБ и ГРУ и шесть сотрудников этих ведомств, которых Вашингтон считает ответственными за атаку вируса NotPetya. Активы фигурантов списка будут заморожены на территории США, а гражданам и постоянным жителям страны запретят вести с ними какие-либо дела.

США, Канада, Норвегия, Албания, Македония, Украина и 14 стран Евросоюза (Франция, Польша, Чехия, Литва, Эстония, Дания, Италия, Нидерланды, Германия, Финляндия, Румыния, Хорватия и Латвия) высылают ряд российских дипломатов под предлогом дела об отравлении экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля. Соединенные Штаты должны будут покинуть шестьдесят человек (48 сотрудников дипломатической миссии и еще 12 сотрудников миссии ООН). Кроме того, Вашингтон закрывает российское генконсульство в Сиэтле. Этот шаг в Белом доме объяснили «близостью генконсульства к одной из баз подводных лодок».

Вашингтон внес в список санкций 38 российских бизнесменов, официальных лиц и компаний. В список вошли в том числе бизнесмены Олег Дерипаска и Игорь Ротенберг, а также глава «Газпрома» Алексей Миллер, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, глава ВТБ Андрей Костин, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, директор Росгвардии Виктор Золотов и другие. Всего — семь российских бизнесменов и 17 чиновников. Перечень пополнили 14 компаний, 12 из которых — частные («Агрохолдинг Кубань», B-Finance Limited, EN+ Group, «Ренова», «Газпром бурение», «ЭнПиВи Инжиниринг», «Ладога Менеджмент», «ГАЗ», «Русал», «Базовый элемент», «Евросибэнерго», «Русские машины»), две — государственные («Рособоронэкспорт» и «Российская финансовая корпорация»)

Введение

санкция эффект экономический кризис

Первые санкции против России были введены еще 6 марта 2014 года, но они имели более символический характер и были похожи больше на недружественный жест со стороны Запада, чем на реальный удар по экономике. Следующие этапы ограничений для Российской Федерации стали намного более существенными и способны нанести серьезный урон российской экономике уже в среднесрочной перспективе. Под действия санкций попали государственные чиновники, крупнейшие банки, предприятия энергетической и оборонной сферы, помимо этого со стороны европейских, американских, японских, канадских и австралийских компаний было принято решение об ограничении поставок технологий, вооружения, полезных ископаемых и прочих товаров на российский рынок.

Историческое значение санкций

Экономические санкции - это (economic sanctions) действия, предпринимаемые одной страной или группой стран и направленные против экономических интересов другой страны или группы стран, обычно с целью добиться проведения в этой стране (странах) социальных или политических изменений. Как правило, в санкции принимают форму ограничений на импорт или экспорт или на проведение финансовых операций. Они могут касаться каких-либо определенных товаров или операций либо выражаться во всеобъемлющем запрете на торговлю. Существуют противоречивые мнения по поводу эффективности введения санкций. Скептики подчеркивают, что эти санкции легко преодолимы и часто оказываются более болезненными для тех, кто их вводит, а не для тех государств, на политику которых стремятся таким образом повлиять. Кроме того, санкции наносят ущерб самой стране, которая их вводит, так как эта страна теряет экспортные рынки или поставщиков сырья. В довершение всего страна, против которой введены санкции, может сама применить ответные санкции.

Санкции против других стран существуют уже сотни лет. Государства всегда пытались влиять на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Но история показывает, что санкции часто лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить. Первый известный пример использования экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн. В эпоху империй введение санкций объяснялось меркантильными причинами: державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны. Первая санкция привела к кровавой войне в Греции. Борясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил «континентальную блокаду», запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от нее, приобретать британские товары.

Таким образом, изучение исторические фактов относительно применения экономических санкций, позволяет мне сделать вывод, что использование подобных методов часто приводит ко многим конфликтам и войнам. Я считаю, что свободная торговля, как обратная ситуация запретам и ограничениям, выгодна всем и продавцам, и покупателям.