Древнее оружие мечи. Самое страшное оружие древности

  • 19.09.2019

Оружие греческий огонь

Мир боится термоядерной войны каких-нибудь пятьдесят последних лет. Ужасы ядерной зимы, красочно нарисованные кинолентами Голливуда, раз за разом погружают во тьму и вселенский холод Америку и Европу. Людям, согнанным режиссерами в массовку, по фильму не удается спастись даже в оседлавшем геотермальные источники исландском Рейкьявике…

Не интересуясь историей древнего мира, мы даже не можем представить себе, что в течение целых восьми веков средневековья наводящим ужас во многих уголках евразийской ойкумены было иное смертоносное оружие, секрет производства которого раньше других постигли наши духовные предшественники, хитроумные византийцы. Это изобретение является до сих пор и самым загадочным оружием древнего мира. Масса проведенных научно-технологических экспериментов не дает однозначного ответа о том, как оно было устроено, каким способом приводилось в действие.

Любой мальчишка, играющий «в войнушку», догадывается об уничтожительных возможностях холодного и огнестрельного оружия, и даже игрушечных ракетниц, используемых им «понарошку». Вырастая, мы знакомимся в школе с физическими основами действия современного оружия массового поражения – ядерного и термоядерного, химического, бактериологического.

Как правило, история этих смертоносных средств прослеживается с момента их открытия до наших дней совершенно четко. Каждый Новый Год китайцы напоминают нам завозимыми на рынки петардами и другой самопальной пиротехнической продукцией, что первооткрывателями ракетного оружия были именно они. Но все мы, читая в детской книжке строки о том, как лисички, взявши спички, подожгли синее море, улыбаемся с видом всезнающего человека: а вот это, дитя мое, сущая фантастика!

Разумеется, горение разлитой на поверхности воды нефти ни у кого не вызовет возражения. Однако в древности византийцам, а позже, как утверждают историки, и другим народам, был известен жидкий состав, возгоравшися еще до попадания в воду, при контакте же с ней вспыхивавший с удвоенной силой. Сами византийцы, считавшие себя ромеями, называли свое секретное оружие просто «огнем», иногда добавляя к этому эпитеты «жидкий», или «живой». За пределами Империи огонь именовался ромейским, а столкнувшиеся с ним на деле в Х веке руссы закрепили за ним, в пределах нашего Отечества, наименование «греческий огонь».

Жидкий огонь

Знатоки афористики именно к этому секретному ноу-хау, по-гречески именовавшемуся («жидкий огонь») возводят происхождение известного нам расхожего выражения: «В Греции всё есть!»

Упоминаемый в летописях, по крайней мере с 673 по 1453 год, «греческий огонь» долгое время, пока секрет его не стал в XIII веке известен арабам, служил мощным средством геополитического сдерживания, сравнимым по силе военного и психологического воздействия с современным ядерным оружием.

По самому же принципу действия разные исследователи относят это оружие к прототипам черного пороха, напалма, вакуумной бомбы, огнемета, «ампуломета» времен Великой Отечественной войны, ручной гранаты, и даже, в силу сложного химического состава, иногда по ошибке, либо для красного словца, называют «химическим оружием древности».

В чем состоят загадки «греческого огня»?

Многие поверхностные источники однозначно указывают и год его появления на вооружении византийской армии (прежде всего, флота), и имя изобретателя. Но даже в этом вопросе скрупулезные историки видят существенные расхождения.

По одним данным, огонь появился в арсенале византийцев ещё в бытность императором Константина Великого, по другим – тремя веками позже, причем его изобретателем именуют то греческого механика, инженера и архитектора Каллиникоса, бежавшего в Византию из захваченного арабами Гелиополя (на современной карте Ливана этот город обозначен как Баальбек), то сирийца Каллиника.

Разночтения приводят к несходным выводам как о происхождении науки производства греческого огня (во втором случае зачастую считают, что она уходит корнями в древнюю китайскую практику приготовления взрывчатых смесей), так и о главном компоненте боевого средства – нефти, либо селитре.

Во всяком случае, после 670 года, двумя или тремя годами позже, у византийского императора Константина IV Погоната появилось грозное сдерживающее средство в войнах с арабами на море.

Если сухопутные владения Византии под натиском арабской конницы неумолимо сокращались, то морские подступы к Константинополю и бухте Золотой Рог надежно охранялись новым оружием, имевшим, к тому же, громадное психологическое значение.

Исторические свидетельства повествуют о первоначальном употреблении «греческого огня» для отражения вражеских атак на море. Оборудованные бронзовыми сифонами греческие корабли-дромоны поражали флот неприятеля с расстояния до 25 м, вынуждая его держаться на значительном удалении в 40-50 м, а значит, не вступать в активные боевые действия.

По свидетельству современников, огонь вырывался из жерла сифона с шумом и грохотом. Сифоны, об устройстве и принципе действия которых по сей день спорят технологи и ученые, имели устрашающий вид грозных животных, огнедышащие пасти которых наводили ещё больший священный ужас на воинов противной стороны.

Ручные гранаты

Есть сведения, что греческий огонь заготовлялся также в метательных снарядах из керамики и стекла. Некоторые гравюры изображают, как вражеское судно «поливают» огнем с мачты. Во всяком случае, современников более всего поражали свойства «греческого огня» распространяться не только естественным путем – снизу вверх, но по любому изначально приданному огненной струе направлению, не угасать, но напротив, разгораться при попадании в воду, образуя на ее поверхности настоящее огненное покрывало.

По письменным свидетельствам, сила огня несколько уменьшалась при взаимодействии с уксусом, полностью же нейтрализовать его действие можно было, только засыпав место горения толстым слоем земли, тем самым полностью прекратив доступ кислорода.

Ясно, что в морских сражениях, при значительной скученности судов неприятельской эскадры, «греческий огонь» попросту выкашивал ряды нападающих, нанося урон как кораблям, так и живой силе противника.
Если при прямом попадании струи или сосуда с «греческим огнем» загорался человек, потушить его не представлялось возможным. Состав был смолистым, обладал свойством хорошо прилипать к любой поверхности, а в случае живого организма использовал для горения воду и кислород, содержащиеся в мышечных тканях. Стоило ли удивляться тому, что, только завидев появление греческих судов, несущих на своих бортах сифоны с ужасным огнем, арабский флот спешно возвращался, некоторые же вплавь пытались покинуть место ожидаемого сражения.

Несколько позже стали использоваться небольшие ручные сифоны с тем же наполнителем, имевшие значительно меньшую дальность выброса огня – всего около 5 м. Но и этого было достаточно, чтобы устрашить противника в ближнем бою или поджечь, при удачной вылазке осажденных, деревянные осадные орудия.

Ручные гранаты, так называемые «тирозифоны» с «греческим огнем» также вскоре появились на вооружении византийской армии.

Древний образец «огнемета»

Следует отметить, что ведение боя при помощи огнесодержащих средств было известно и ранее. Прототипом «греческого огня» считают примененный в Пелопонесской войне древний образец «огнемета». В 424 году до Р.Х., при осаде войсками Фив принадлежащего афинянам города Делии, полое бревно (вполне возможно, что оно было одноразовым орудием) выстреливало смесью сырой нефти, масла и серы.

Арабы также применяли горючие жидкости в боевых действиях, наполняя ими стеклянные шары с несколькими отверстиями. При встрече с неприятелем жидкость следовало поджечь. Закрепленным на шесте шаром наносили удары по ошеломленному врагу. Ожоги, вместе с гнетущим психологическим эффектом, были в этом случае, конечно же, гарантированы. Такое оружие именовалось у арабов «бартаб».

Однако ни фиваидское огнедышащее бревно, ни арабский бартаб, ни другие способы использования зажигательных средств на основе сажи, селитры, смолы не могли пойти в сравнение с греческим огнем.

Горючая жидкая смесь либо нагнеталась в жерло «огнемета» несовершенным способом, либо, как это было в случае с бартабом, попросту расплескивалась случайным образом при механическом движении стеклянного шара.

Горящие «сухие» снаряды были принудительным образом воспламеняемы, а для того, чтобы они не гасли в полете, их скорость не должна была быть слишком велика. Их, во всяком случае, можно было более-менее благополучно остудить водой, затушить иными подручными средствами.

История греческого огня и пороха

В случае же с «греческим огнем», как повествуют источники, возгорание смеси происходило при контакте с воздухом или водой (отчего, по неосторожности, иногда страдали и византийские корабли), при этом жидкость обладала завидной текучестью, позволявшей практически молниеносно выбрасывать горящую струю из жерла сифона.

Состав смеси и технические условия ее нагнетания в жерло до сих пор занимают умы пытливых исследователей. В разное время в числе ингредиентов назывались сажа, смола, нефть, сера, селитра, негашеная известь, винный камень (гидротартат калия), камедь, опопанакс (древесный сок), голубиный помет, деготь, пакля, скипидар или серная кислота, ладан, опилки смолистых древесных пород, фосфид кальция, при соединении с водой выделяющий самовоспламеняющийся газ фосфин…

Рецепты приготовления смеси для «греческого огня» сохранились самые разнообразные. Будучи засекречен как тайна государственной важности, в рукописях Марка Грека он фигурирует только как состав для выброса пламени из сифона, при этом ингредиент, именуемый им «sal coctum» переводится сторонниками разных версий то как обыкновенная натриевая соль, то как селитра.

Анна Комнин, порфироносная принцесса Византии, с женской непосредственностью упоминает в качестве составных частей «греческого огня» всего лишь три фракции: смолу, серу и древесный сок.

«Греческий огонь» занимал умы многих ученых исследователей: французов - историка и археолога Мари Людовика Кретьен-Лаллана, ориенталиста Жозефа Рено, профессора Фаве, немецкого специалиста А.Штетбахера и Дж.Партинготона из Кембриджа. Работа последнего – «История греческого огня и пороха» датирована относительно недавним 1960-м годом.

Выброс горящей струи из сифона

Выброс горящей струи из сифона объясняли давлением воспламененных паров в закрытой части трубы, накапливающихся благодаря подогреву нефтесодержащей жидкости. Иногда утверждали, что состав, вылетающий из жерла, нуждался в дополнительном поджиге. Чаще, ссылаясь на летописи, говорили о самовоспламенении жидкости при контакте с воздухом или водой.

Существует версия и о распылении горючих веществ в виде аэрозольного облака, позже поджигаемого, с произведением мощного взрывного эффекта, дополнительным детонатором или зажженной стрелой. Такого мнения придерживается, анализируя индийские источники об осаде города Мохенджо-Даро, Н.Н.Непомнящий (в прошлом – редактор эпохального журнала «Вокруг Света»).

Художественная литература также не обошла вниманием это удивительное явление. «Греческому огню» посвятил одноименную повесть один из крупнейших писателей современной Италии Луиджи Малерба (на русском языке она издана вместе с другой его известной повестью «Змея» в 1992 году).

Отличается красочностью описание ужасающей силы «греческого огня», данное рыцарем-крестоносцем Жан де Жуанвилем, хроникером Седьмого крестового похода (1248-1254 гг.). Находясь в крепости, под стены которой сарацины привезли метающее «греческий огонь» осадное орудие перронель, Жуанвиль сравнивает полет огня с огромным, громко ревущим драконом, освещавшим окрестности подобно яркому Солнцу.

Разгадке «греческого огня»

Ближе всего к разгадке «греческого огня» после утраты его рецептуры, кажется, приблизился в 1758 г. некий Дюпре, продемонстрировавший Людовику XV сожжение небольшого деревянного шлюпа в гавани близ Гавра. Объятый ужасом монарх выкупил у изобретателя все его бумаги и повелел тут же предать их обыкновенному огню. Сам Дюпре, как это бывает со «слишком много знающими» людьми, вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах.

Приводить чертежи возможных конструкций византийских устройств, выбрасывавших смертоносные огненные языки, мы не будем, памятуя о том, что пытливые умы современных школьников побуждают испробовать всякую теорию на практике. Скажем только, что взрывная сила «греческого огня» была столь велика, что во флоте Императора Алексея Комнина (1081-1118) он служил для метания больших каменных глыб, заряженных в металлические трубы.

По преданию, состав «греческого огня» был открыт византийцам ангелом, а завет строго беречь секрет его приготовления от иноплеменников был вырезан на камне в алтаре константинопольского собора.

Никакая военная тайна, впрочем, не может долго оставаться в секрете от соседних правителей. Секрет приготовления «греческого огня», скорее всего, выдал низвергнутый император Алексей III (в истории именуемый, по иронии судьбы, Ангелом), который в обмен на открытую тайну в 1210 году получил не только убежище при дворе иконийского (сельджукского) султана, но и был назначен главным военачальником. Решающее сражение за обладание престолом Никейской империи он, тем не менее, проиграл.

Сарацины

Сарацины, овладев производством жидкого горючего состава, не смогли, тем не менее, постигнуть технические премудрости взрывного выброса струи «греческого огня». Им пришлось импровизировать и экспериментировать с селитрой. В основном же, опираясь на практику использования бартаба, глиняные, стеклянные, кожаные, а иногда и сработанные из древесной коры и бумаги емкости бросали «врукопашную», предварительно поджигая фитиль.
Такие ручные бомбы использовались сарацинами при осаде Акры, Никеи, Маарраты, во многих других провинциях Малой Азии. «Греческий огонь», при этом, как и любые другие горючие смеси, именовался в мусульманском мире «нафт» (отсюда и название спецотрядов бомбометателей – «наффатуны»). По косвенным признакам (пропитка одежды уксусом либо рыбьим клеем, защита при помощи талька или кирпичной пыли) можно судить, что в том или ином арабском источнике под именем «нафт» подразумевался именно наиопаснейший в обращении «греческий огонь».

Позже смертоносное оружие древности стало известно булгарам, англичанам, по некоторым сведениям – русичам и половцам. Использовали его и монголы, в войсках Тамерлана даже были созданы специальные отряды метателей огня.

Сражения с греческим огнем

Вот список некоторых сражений, в которых, по историческим сведениям, скорее всего, использовался «греческий огонь»:

673 г. – первое документально подтвержденное в хрониках историка Феофана использование «греческого огня» против арабского флота императором Константином IV.
718 г. – вторая документально зафиксированная крупная морская победа византийцев над арабами с использованием «греческого огня».
872 г. – уничтожение византийцами двадцати критских кораблей. «Греческий огонь» упоминается как необходимое вооружение кораблей в «Тактике» византийского императора Льва VI (866-912)
911 г. – несмотря на применение греками своего секретного оружия, князь Олег завоевывает Царьград, «прибивая над его вратами свой щит».
941 г. – разгром византийцами флота князя Игоря Рюриковича, подошедшего вплотную к Константинополю.
944 г. – победа князя Игоря над византийцами. Для защиты от «греческого огня» суда были обмазаны глиной, воины укрывались сплетенными из хвороста, также обмазанными глиной, щитами и мокрыми кожами, которые легко можно было сбросить при попадании снарядов с «огнем» (ибо что остановит славянина?!)
1043 г. – в последнем военном столкновении Руси с Византией русские ладьи князя Владимира Ярославича вновь пострадали от «греческого огня».
1098 г. – в войне с пизанцами греки, по повелению Алексея Комнина, для устрашения неприятеля устанавливают на кораблях сифоны в виде голов диких животных, извергающие «греческий огонь»
1106 г. – «греческий огонь» применяется византийцами против норманнов при осаде ими Дураццо
1202-1204 г. – то же против венецианцев во время Четвертого крестового похода.
1218 г. – при осаде крестоносцами Дамиеты, по свидетельству участника крестового похода Оливера Л’Еколатора, арабы применяли недавно освоенный ими «греческий огонь».
1219 г. – в ответ на захват камскими булгарами Устюга владимирское воинство атакует булгарский город Ошель, с принесением под его стены «огня».
1220 г. – Мстислав Удалой овладевает Галичем, используя подкоп и «огонь».
1221 г. – Тулуй, сын Чингисхана, при осаде г.Мерв использует до семисот огнеметательных катапульт.
1301 г. – новгородцы успешно осаждают Ландскрону, употребляя пращи и «огонь»
1453 г. – последнее явственное упоминание о «греческом огне» историка Франциска, повествующего об осаде Константинополя войсками султана Магомета II (здесь боевое средство использовалось как осаждавшими, так и осажденными).

К истории «греческого огня» имеет отношение одно из немногочисленных соборно-пацифистских воззваний Западной Церкви. В 1139 г. на Втором Латеранском соборе Папа Римский Иннокентий II подверг «греческий огонь» церковной клятве и запрещению как страшное бесчеловечное оружие. Поскольку византийцы, к тому времени, были не только вне юрисдикции, но и вне всякого церковного влияния Папы, следует предположить, что данный вид вооружения был хорошо известен и имел широкое хождение в армиях Западной Европы.

Греческий огонь был действительно самым страшным по силе своего воздействия оружием, ибо только он действенно противостоял духовной движущей силе, направлявшей арабский Восток на завоевание Европы.

Был ли он ниспослан ангелом, неизвестно, но факт остается фактом: «греческий огонь» смог на несколько столетий приостановить неудержимый «джихад меча», ныне не устрашаемый никакими современными средствами ядерного сдерживания.

Европа, шествуя по истории через столетия, благодаря «греческому огню» вошла в ХХ век, имея «христианские корни», вопрос о ее активной исламизации был отложен на текущий, XXI, век.

В многовековой борьбе складывалась военная организация славян, возникло и развивалось их военное искусство, которое оказывало влияние на состояние войск соседних народов и государств. Император Маврикий, например, рекомендовал византийской армии широко пользоваться методами ведения войны, применяемыми славянами…

Этим оружием русские воины владели хорошо и под командой храбрых военачальников не раз одерживали победы над противником.

За 800 лет славянские племена в борьбе с многочисленными народами Европы и Азии и с могущественной Римской империей — Западной и Восточной, а затем с Хазарским каганатом и франками отстояли свою независимость и объединились.

Кистень — это короткий ременный кнут с подвешенным на конце железным шаром. Иногда к шару приделывали еще шипы. Кистенем наносили страшные удары. При минимальном усилии эффект был ошеломляющий. Кстати, слово «ошеломить» раньше означало «сильно стукнуть по вражьей черепушке»

Головка шестопера состояла из металлических пластин — «перьев» (отсюда и его название). Шестопер, распространенный главным образом в XV—XVII веках, мог служить знаком власти военачальников, оставаясь в то же время серьезным оружием.

И булава, и шестопер свое происхождение ведут от палицы — массивной дубины с утолщенным концом, обычно окованным железом или утыканным большими железными гвоздями, — которая также долгое время была на вооружении русских воинов.

Очень распространенным рубящим оружием в древнерусском войске был топор, которым пользовались и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. Впрочем, существовало и различие: пешие чаще пользовались большими топорами, конные же — топорками, то есть короткими топорами.

И у тех и у других топор надевался на деревянное топорище с металлическим наконечником. Задняя плоская часть топора называлась обухом, а топорка — обушком. Лезвия топоров были трапециевидной формы.

Большой широкий топор назывался бердыш. Его лезвие — железко — было длинным и насаживалось на длинное же топорище, которое на нижнем конце имело железную оковку, или вток. Бердыши применялись только пехотинцами. В XVI веке бердыши широко использовались в стрелецком войске.

Позднее в русском войске появились алебарды — видоизмененные топоры различной формы, оканчивавшиеся копьем. Лезвие насаживалось на длинное древко (топорище) и часто украшалось позолотой или чеканкой.

Разновидность металлического молота, заостренного со стороны обуха, называлась чекан или клевец. Чекан насаживался на топорище с наконечником. Были чеканы с вывинчивавшимся, скрытым кинжалом. Чекан служил не только оружием, он был отличительной принадлежностью военачальников.

Колющее оружие — копья и рогатины — в составе вооружения древнерусских войск имело не меньшее значение, чем меч. Копья и рогатины часто решали успех боя, как это было в битве 1378 года на реке Воже в Рязанской земле, где московские конные полки одновременным ударом «на копьях» с трех сторон опрокинули монгольское войско и разгромили его.

Наконечники копий были прекрасно приспособлены для пробивания брони. Для этого они делались узкими, массивными и вытянутыми, обычно четырехгранными.

Наконечники, ромбовидные, лавроволистные или широкие клиновидные, могли использоваться против врага,в места не защищенные доспехами. Двухметровое копье с таким наконечником наносило опасные рваные раны и вызывало быструю гибель противника или его коня.

Копье состояло из древка и лезвия со специальной втулкой, которая насаживалась на древко. В Древней Руси древки называли оскепище(охотничье) или ратовище(боевое). Делали их из дуба, березы или клена, иногда с применением металла.

Лезвие (наконечник копья) называлось пером, а его втулка называлась вток. Оно чаще было цельностальное, однако применялись и технологии сварки из железных и стальных полос, а также цельножелезные.

Рогатины имели наконечник в виде лаврового листа шириной 5—6,5 сантиметра и длиной до 60 сантиметров. Чтобы ратнику было легче держать оружие, к древку рогатины приделывалось по два-три металлических сучка.

Разновидностью рогатины являлась совня (совна), имевшая кривую полосу с одним лезвием, слегка изогнутым на конце, которое насаживалось на длинное древко.
В Новгородской первой летописи записано, как разбитое войско «…побегоша на лес, пометавше оружие, и щиты, и совни, и все от себе».

Сулицей называлось метательное копье с легким и тонким древком длиной до 1,5 метра. Наконечники сулиц черешковые и втульчатые.

Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов. Даже слова «щит» и «защита» – однокоренные. Щиты использовались с древнейших времён и вплоть до распространения огнестрельного оружия.

Вначале именно щиты служили единственным средством защиты в бою, кольчуги и шлемы появились позже. Самые ранние письменные свидетельства о славянских щитах найдены в византийских рукописях VI в.

По определению выродившихся римлян: «Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми».

Оригинальной чертой конструкции тяжелых щитов этого периода были иногда проделывавшиеся в их верхней части амбразуры — окошки для обзора. В раннем средневековье ополченцы часто не имели шлемов, поэтому предпочитали скрываться за щитом «с головой».

Согласно легендам, берсерки в боевом неистовстве грызли свои щиты. Сообщения о таком их обычае, скорее всего, вымысел. Но о том, что именно легло в его основу, догадаться нетрудно.
В средние века сильные воины предпочитали не оковывать свой щит железом сверху. Топор все равно не сломался бы от удара о стальную полосу, зато в дереве он мог застрять. Понятно, что щит-топороуловитель должен был быть очень прочным и тяжелым. И его верхняя кромка выглядела «изгрызенной».

Другой оригинальной стороной взаимоотношений берсерков со своими щитами являлось то, что иного оружия у «воинов в медвежьих шкурах» нередко не имелось. Берсерк мог сражаться с одним только щитом, нанося удары его краями или просто повергая врагов наземь. Такой стиль боя был известен еще в Риме.

Наиболее ранние находки элементов щитов относятся к Х веку. Конечно, сохранились лишь металлические части – умбоны (железная полусфера в центре щита, служившая для отражения удара) и оковки (крепёж по краю щита) – но по ним удалось восстановить облик щита в целом.

По реконструкциям археологов, щиты VIII – X веков имели круглую форму. Позднее появились миндалевидные щиты, а с XIII века известны и щиты треугольной формы.

Древнерусский круглый щит имеет скандинавское происхождение. Это позволяет использовать для реконструкции древнерусского щита материалы скандинавских могильников, например, шведского могильника Бирка. Только там найдены остатки 68 щитов. Они имели круглую форму и диаметр до 95 см. В трех образцах было возможным определение породы дерева поля щита – это клен, пихта и тис.

Также установили породу и для некоторых деревянных рукоятей – это можжевельник, ольха, тополь. В некоторых случаях были найдены металлические рукояти из железа с бронзовыми накладками. Подобная накладка была найдена и на нашей территории – в Старой Ладоге, сейчас она хранится в частной коллекции. Также, среди останков как древнерусских, так и скандинавских щитов, были найдены кольца и скобы для ременного крепления щита на плече.

Шлемы (или шеломы) являются видом боевого наголовья. На Руси первые шлемы появились в IX – X вв. В это время они получили свое распространение в Передней Азии и в Киевской Руси, однако в Западной Европе являлись редкостью.

Появившиеся позднее в Западной Европе шлемы были более низкими и скроенными по голове в отличие от конических шлемов древнерусских воинов. Кстати, коническая форма давала большие преимущества, так как высокий конический кончик не давал нанести прямого удара, что важно в районах конно-сабельного боя.

Шлем «норманнскког типа»

Шлемы, найденные в захоронениях IX – X вв. имеют несколько типов. Так один из шлемов из Гнездовских курганов (Смоленщина) был полусферической формы, стянутый по бокам и по гребню (ото лба к затылку) железными полосками. Другой шлем из тех же захоронений имел типично азиатскую форму – из четырех склепанных треугольных частей. Швы прикрывались железными полосами. Присутствовали навершие и нижний обод.

Коническая форма шлема пришла к нам из Азии и называется «норманнским типом». Но вскоре она была вытеснена «черниговским типом». Он отличается большей шаровидностью – имеет сфероконическую форму. Сверху присутствуют навершия с втулками для плюмажей. Посередине они укреплены накладками с шипами.

Шлем «черниговского типа»

По древнерусским понятиям, собственно боевое одеяние, без шлема, и называлось доспехами; позднее этим словом стало называться все защитное снаряжение воина. Кольчуге долгое время принадлежало бесспорное первенство. Она использовалась на протяжении X—XVII веков.

Кроме кольчуг на Руси была принята, но до XIII века не преобладала защитная одежда из пластин. Пластинчатые брони существовали на Руси с IX по XV век, чешуйчатые — с XI по XVII век. Последний вид доспехов отличался особой эластичностью. В XIII веке распространяется ряд таких усиливающих защиту тела деталей, как поножи, наколенники, нагрудные бляхи (Зерцало), наручни.

Для усиления кольчуги или панциря в XVI—XVII веках в России применялись дополнительные доспехи, которые надевались поверх брони. Эти доспехи именовались зерцалами. Они состояли в большинстве случаев из четырех крупных пластин — передней, задней и двух боковых.

Пластины, вес которых редко превышал 2 килограмма, соединялись между собой и скреплялись на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками).

Зерцало, отшлифованное и начищенное до зеркального блеска (отсюда и название доспехов), часто покрытое позолотой, украшенное гравировкой и чеканкой, в XVII веке чаще всего имело уже чисто декоративный характер.

В XVI веке на Руси получают широкое распространение кольчатый панцирь и нагрудные доспехи из соединенных вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи. Такие доспехи называли бахтерец.

Собирался бахтерец из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных кольцами с коротких боковых сторон. Боковые и плечевые разрезы соединялись с помощью ремней и пряжек. К бахтерцу наращивали кольчужный подол, а иногда — ворот и рукава.

Средний вес таких доспехов достигал 10—12 килограммов. В это же время щит, утратив свое боевое значение, становится парадно-церемониальным предметом. Это относилось и к тарчу — щиту, навершие которого представляло собой металлическую руку с клинком. Такой щит применялся при обороне крепостей, но встречался крайне редко.

Бахтерец и щит-тарч с металлической «рукой»

В IX—X веках шлемы делались из нескольких металлических пластин, соединявшихся между собой заклепками. После сборки шлем украшался серебряными, золотыми и железными накладками с орнаментом, надписями или изображениями.

В те времена был распространен плавно изогнутый, вытянутый кверху шлем со стержнем наверху. Шлемов такой формы Западная Европа не знала совершенно, но они были широко распространены как в Передней Азии, так и на Руси.

В XI—XIII веках на Руси были распространены шлемы куполообразной и сфероконической формы. Наверху шлемы часто оканчивались втулкой, которая иногда снабжалась флажком — яловцом. В раннее время шлемы делались из нескольких (двух или четырех) частей, склепанных между собой. Бывали шлемы и из одного куска металла.

Необходимость усиления защитных свойств шлема привела к появлению крутобоких куполовидных шлемов с носом или маской-личиной (забралом). Шею воина укрывала сетка-бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга. Она прикреплялась к шлему сзади и с боков. У знатных воинов шлемы отделывались серебром, а иногда были целиком позолоченные.

Наиболее раннее появление на Руси наголовий с круговой кольчужной бармицей, привешенной к венцу шлема, а спереди пришнурованной к нижнему краю стальной полумаски, можно предполагать не позднее 10 столетия.

В конце XII — начале XIII века в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительных доспехов на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, защищавшей лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком.

Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были своим видом еще и устрашить противника. Вместо прямого меча с появилась сабля — изогнутый меч. Сабля очень удобна для боевой рубки. В искусных руках сабля страшное оружие.

Около 1380 года на Руси появилось огнестрельное оружие. Однако традиционное холодное оружие ближнего и дальнего боя сохранило свое значение. Пики, рогатины, булавы, кистени, шес-топеры, шлемы, панцири, круглые щиты в течение 200 лет практически без существенных изменений были на вооружении, и даже с появлением огнестрельного оружия.

С XII века начинается постепенное утяжеление вооружения как всадника, так и пехотинца. Появляются массивная длинная сабля, тяжелый меч с длинным перекрестием и иногда полуторной рукоятью. Об усилении защитного вооружения свидетельствует распространившийся в XII веке прием таранного удара копьем.

Утяжеление снаряжения не было значительным, ибо сделало бы русского ратника неповоротливым и превратило бы его в верную мишень для степного кочевника.

Численность войска Древнерусского государства достигала значительной цифры. По данным летописца Льва Диакона, в походе Олега на Византию участвовала рать в 88 тысяч человек, в походе в Болгарию Святослав имел 60 тысяч человек. В качестве командного состава рати руссов источники называют воевод и тысяцких. Рать имела определенную организацию, связанную с устройством русских городов.

Город выставлял «тысячу», делившуюся на сотни и десятки (по «концам» и улицам). «Тысячей» командовал избиравшийся вечем тысяцкий, впоследствии тысяцкого назначал князь. «Сотнями» и «десятками» командовали выборные сотские и десятские. Города выставляли пехоту, которая в это время была главным родом войск и разделялась на лучников и копейщиков. Ядром войска являлись княжеские дружины.

В X веке впервые применяется термин «полк» как название отдельно действующего войска. В «Повести временных лет» за 1093 год полками называются войсковые отряды, приведенные на поле сражения отдельными князьями.

Численный состав полка не был определен, или, говоря иначе, полк не являлся определенной единицей организационного деления, хотя в сражении, при расстановке войск в боевой порядок, деление войск на полки имело значение.

Постепенно вырабатывалась система взысканий и поощрений. По более поздним данным, за военные отличия и заслуги выдавались золотые гривны (шейные обручи).

Золотая гривна и золотые пластины-обивки деревянной чаши с изображением рыбы

Несмотря на то что в Древней Руси культ меча получил меньшее распространение, чем, например, в средневековой Японии, он, несомненно, существовал, и ему отводилось весьма значительное место в жизни наших предков. Являясь одновременно и боевым оружием, и сакральным атрибутом при совершении многих священнодействий (особенно в языческий период), меч прочно вошёл в российскую историю и стал важным элементом отечественной культуры.

Меч как атрибут народного фольклора

Древние славяне, как и иные жители той эпохи, на протяжении долгих веков в качестве главного своего оружия использовали меч. С его помощью отбивались от набегов чужеземцев, и с ним же сами отправлялись грабить соседей. Если случалось попасться на пути какому-нибудь Змею Горынычу, то и его головы катились по земле, срубленные всё тем же мечом.

Это оружие до такой степени стало неотъемлемой частью их жизни, что получило яркое отражение в народном эпосе. Достаточно открыть сборник славянских былин, как неизбежно сталкиваешься в нём с такими выражениями, как «богатырский меч», «меч-кладенец», «меч ─ сто голов с плеч», «меч-саморуб», меч-самосек» и т. д. Кроме того, его обретение и дальнейшее обладание всегда обеспечивали богатырю покровительство неких мистических сил и делали его непобедимым.

Меч ─ это колющее или рубящее оружие?

Так представлен меч в былинах, а что же о нём могут поведать современные историки? Прежде всего следует опровергнуть распространённое заблуждение о том, что наиболее древние славянские мечи являлись исключительно рубящим оружием и на концах имели не острие, а закругление. При всей абсурдности такой точки зрения, она оказалась на удивление живучей. Люди старшего поколения, очевидно, помнят, что прежде даже в иллюстрациях к изданиям народных былин мечи славянских богатырей изображались, как правило, округлыми на концах.

В действительности, это противоречит не только результатам научных исследований, но просто здравому смыслу, поскольку техника фехтования предполагает не только рубящие, но и колющие удары. Это вполне объяснимо, поскольку панцирь или любой другой доспех проще проткнуть, чем разрубить.

Ниже будет отмечаться, что первые наиболее распространённые мечи древних славян (каролингские) были завезены из Западной Европы, где они производились по образцам, использовавшимся в Древнем Риме. Таким образом, русские и древнеримские мечи находились хоть и в отдалённом, но всё же «родстве», что даёт право предполагать в них некую общность.

В связи с этим уместно будет вспомнить древнеримского историка Тацита, который в описании боевых действий неоднократно подчёркивал преимущества именно колющего удара, более стремительного и требующего для своего исполнения меньше пространства. В исландских же сагах есть упоминание о том, как воины кончали жизнь самоубийством, бросаясь на острие меча.

И хотя в отечественных летописях описание славянских мечей отсутствует, поскольку главной задачей этих документов было освещение общего хода исторических событий, без излишней детализации, есть все основания полагать, что оружие наших предков было во многом идентично тому, которое применялось тогда в Западной Европе, а ещё раньше - в Древнем Риме.

Мечи времён династии Каролингов

Условно мечи славянских воинов по их внешним особенностям можно разделить на каролингские и романские. Первые из них появились на Руси в IX веке, то есть ещё в языческий период её истории, а вообще, подобная конструкция была разработана столетием ранее западно-европейскими оружейниками. В статье мечи этого типа представлены на 2-й и 3-й фотографии.

Название этого типа мечей объясняется тем, что они появились в Западной Европе на завершающем этапе эпохи Великого переселения народов, когда большинство входивших в неё государств были объединены под властью Карла Великого, ставшего основателем династии Каролингов. Их конструкция является усовершенствованной разработкой античных мечей, таких, например, как спата ─ клинковое оружие, имевшее распространение в Древнем Риме.

Кроме внешних особенностей мечей каролингского типа, которые хорошо видны на представленной в статье фотографии, их отличительной чертой была технология изготовления клинков, весьма передовая для того времени. Она обеспечивала повышенную твёрдость режущей кромки и в то же время предохраняла клинок от излишней хрупкости, которая могла привести к его поломке.

Достигалось это путём наваривания лезвий, выкованных из стали с высоким содержанием углерода, на сравнительно мягкую железную основу. Причём как сами лезвия, так и их основы изготавливались путём использования самых различных технологий, хранившихся обычно в секрете. Изготовление мечей подобного типа было весьма сложным процессом, что неизбежно отражалось на их стоимости. Поэтому они являлись атрибутами лишь богатых людей ─ князей и воевод.

Для основной же массы ратных людей существовала упрощённая, а следовательно, и удешевлённая конструкция каролингского меча. В ней отсутствовали наварные высокопрочные накладки, а весь клинок выковывался из простого железа, но при этом прошедшего цементацию ─ термическую обработку, позволявшую несколько повысить его прочность.

Как правило, мечи каролингского типа, независимо от того, изготавливались они для знати или для простых воинов, достигали в длину 95─100 см и весили от 1,5 до 2 кг. Более крупные образцы известны историкам, но они достаточно редки и делались, по всей видимости, на заказ. Рукояти мечей состояли из таких традиционных для подобных конструкций элементов, как стержень, навершие (утолщение на конце рукояти) и перекрестье. Их нетрудно рассмотреть на прилагаемой фотографии.

Романский меч ─ оружие эпохи Капетингов

В более поздний исторический период, начавшийся в XI веке и охвативший собой два последующих столетия, получил распространение так называемый романский меч, образцы которого можно увидеть на 4-й и 5-й фотографии в данной статье. Его родиной также является Западная Европа, где по причине своей дороговизны на раннем этапе он являлся атрибутом исключительно рыцарского сословия. Другое, достаточно распространённое название этого меча ─ капетингский. Произошло оно аналогично каролингскому от названия правившей династии, на этот раз Капетингов, прочно утвердившейся к тому времени и имевшей самое широкое влияние на европейскую политику.

У этого меча есть и третье название, появившееся уже в наше время. Вместе с более поздними образцами, относящимися к XIV─XV веку, он отнесён исследователями и коллекционерами к группе, обозначенной общим термином «рыцарские мечи». Под таким названием он нередко упоминается в научно-популярной и художественной литературе.

Особенности таких мечей

Многие исследователи отмечают, что на Западе этот тип меча в качестве оружия играл скорее вспомогательную роль, но при этом рассматривался как важный отличительный признак социального статуса. В большинстве европейских государств Позднего Средневековья право носить его имели только дворяне, а неотъемлемой частью ритуала посвящения в рыцари было перепоясывание мечом. В то же время законодательно запрещалось его владение и ношение лицами из низших социальных слоёв. Попав на Русь, романский меч также на раннем этапе стал принадлежностью лишь высших сословий.

Главные отличительные черты этих мечей, как правило, имевших сдержанный вид и лишённых каких-либо украшений, заключались в конструкции и технике их изготовления. Даже при беглом взгляде обращают на себя внимание их довольно широкие клинки, имеющие линзовидное (обоюдовыпуклое) сечение и снабжённые долами ─ продольными углублениями, предназначенными для уменьшения его веса при сохранении общей прочности.

В отличие от клинков каролингских мечей, они не имели накладок, а изготавливались либо из цельного куска высокопрочной стали, либо методом ламинирования, при котором оболочка была достаточно прочной, а внутри оставалась мягкая сердцевина. Кованый меч, таким образом, был весьма крепким и острым, но в то же время эластичным и упругим, что снижало его ломкость.

Важной чертой ламинированных клинков была относительно низкая трудоёмкость изготовления, что значительно снижало их стоимость. Благодаря этому, попав в XI веке на Русь, мечи этого типа стали атрибутами не только князей, но также и их многочисленных дружинников. Ещё большее распространение они получили после того, как стали выпускаться местными оружейниками.

Двуручные мечи

Со временем появилась новая модификация мечей подобного типа. Если ранее все они были одноручными, то затем оружейники стали производить двуручные мечи, сделанные на основе данной технологии. Это было уже не парадное, а сугубо боевое оружие. Их удлинённые рукояти позволяли держать меч обеими руками и наносить, таким образом, более сильные и губительные для противника удары. Несмотря на то что размеры меча лишь немногим превосходили параметры его предшественника, желаемый эффект достигался за счёт значительного увеличения массы клинка. Лишь в отдельных дошедших до нас экземплярах его длина превосходит 100-110 см.

Рукояти как для одноручных, так и для двуручных мечей изготавливали в основном из дерева. Гораздо реже с этой целью использовались такие материалы, как рог, кость или металл. Их конструкция не отличалась разнообразием. Известно лишь два основных её варианта ─ составная (из двух отдельных половин) и цельная трубчатая. В любом случае рукоять имела в сечении форму овала. В зависимости от желания и возможностей заказчика, она имела определённое покрытие, создававшее дополнительное удобство и являвшееся в то же время элементом декоративного оформления всего меча.

На фотографиях романских мечей, представленных в данной статье, хорошо заметно, что их крестовины значительно отличаются от тех, которыми были оснащены их каролингские предшественники. Тонкие и длинные, они служили надёжной защитой воина от ударов о щит противника. Несмотря на то что подобные крестовины появились ещё в предшествующую эпоху, широко использоваться они стали лишь в романских мечах, став одной из их отличительных черт. Делались они как прямыми, так и изогнутыми.

Тайна персидских оружейников

Кроме описанных выше технологий изготовления клинков, также получило распространение их производство из булатной стали. Подобные изделия заслужили столь громкую славу, что в народном эпосе герои разили врагов исключительно булатными мечами. Даже само слово «булат» сделалось нарицательным и включило в себя целый ряд понятий, связанных с боевой доблестью и отвагой. Кстати, произошло оно от названия одной из местностей Древней Персии ─ Пулуади, где впервые появились изделия из этого сорта стали.

Что же касается сугубо технического термина «булат», то он является обобщающим названием целого ряда сплавов, полученных путём соединения твёрдых и вязких сортов железа и дальнейшего повышения в них содержания углерода. По ряду показателей булат близок к чугуну, но значительно превосходит его по твёрдости. Кроме того, он поддаётся ковке и хорошо закаливается.

Технология изготовления булата, из которого выковывались многие типы славянских мечей, весьма сложна и долгое время хранилась в секрете. Внешней отличительной чертой булатной стали является наличие на поверхности выполненных из неё изделий характерного рисунка, напоминающего узор. Происходит он от неполного смешения входящих в неё компонентов (что является важной частью технологического процесса), каждый из которых виден благодаря особому оттенку. Кроме того, главным достоинством булатных клинков является их необычайная твёрдость и упругость.

О том, когда появился булат, у исследователей нет единого мнения. Достоверно известно лишь, что первые упоминания о нём встречаются ещё в трудах Аристотеля, относящихся к IV веку до н. э. На Руси производство булатных клинков было налажено ещё в языческие времена, но выковывались они исключительно из стали, завозимой в страну заморскими купцами. Как говорилось выше, технология её получения хранилась восточными мастерами в строжайшем секрете, поэтому все кинжалы, сабли, одноручные и двуручные мечи, а также иное холодное оружие отечественного производства выпускалось из импортного сырья.

В России же секрет булата был открыт лишь в 1828 году на Златоустовском заводе видным горным инженером того времени генерал-майором Павлом Петровичем Аносовым, сумевшим после многочисленных экспериментов получить материал, полностью аналогичный прославленной персидской стали.

Кузнечных дел мастера

Особого внимания заслуживают мастера, производившие в своих кузницах всё холодное оружие Древней Руси, от кинжала до меча. Известно, что их профессия считалась почётной, а те, кто специализировался на производстве мечей, были вообще окружены мистическим ореолом. Летопись сохранила для нас имя одного из таких умельцев ─ Людоты, ковавшего булатные мечи ещё в IX веке и весьма прославившегося их исключительным качеством.

В Древней Руси, а особенно в дохристианский период её истории, покровителем кузнецов считался языческий бог Сварог ─ хранитель неких сакральных знаний. Прежде чём приступить к ковке очередного меча, мастер обязательно совершал ему жертвоприношение и лишь после этого начинал работу. Жрецы при этом выполняли ряд магических действий, обращая тем самым обыденный труд ремесленника в некое таинство, за что и получали причитающийся гонорар.

Известно, что булатная сталь при всех её достоинствах очень капризна и сложна в обработке, поэтому от кузнеца требовалось особое умение и навык. Учитывая же её крайнюю дороговизну, понятно, что ковать булатные мечи могли лишь истинные мастера, составлявшие определённую, крайне замкнутую корпорацию.

Мечи, выполненные на заказ

Как в частных собраниях, так и в коллекциях различных музеев мира нередко встречаются славянские мечи, выполненные на заказ и несущие в себе определённые отличительные особенности их владельцев. Один из таких мечей можно видеть на представленном выше фото. От прочих образцов древнего оружия их отличает отделка рукоятей, для которой широко использовались цветные, а также драгоценные металлы, эмаль и чернение.

Указывать на эфесе или клинке владельца меча было не принято, но особое значение придавалось изображению связанных с ним мифологических сцен и начертанию имён древних богов или тотемных животных. В соответствии с этим, мечи получали свои имена. Так, сегодня известны мечи, именуемые Василиском, Реувитом, Китоврасом, Индракой и многими другими именами представителей древнейшей мифологии.

Как видно, такой обычай имел под собой вполне конкретные основания. Обладателями мечей были воины, прославившиеся если не личной доблестью, то уж во всяком случае ратными подвигами своих дружин. Одно лишь упоминание их мечей должно было приводить в ужас возможных противников.

Кроме отделки оружия, о многом могли рассказать исследователям и его конструктивные особенности. Так, например, вес меча и его размеры обычно соответствовали физическим возможностям заказчика. Поэтому, отождествляя тот или иной экземпляр с конкретным историческим лицом, историки получали о нём дополнительную информацию.

Сакральное значение меча у славян в древности

Любопытно отметить и тот факт, что в народе отношение вообще ко всем славянским мечам имело отчасти сакральный оттенок. Известен, например, обычай древних русичей класть возле новорождённого сына обнажённый меч, как бы символизируя этим, что в будущем ему предстоит бранными подвигами добыть себе богатство и славу.

Особое же место занимали магические мечи, с помощью которых наши древние предки осуществляли определённые религиозные обряды. На их клинках и рукоятях наносились рунические заклинания, придававшие владельцу силы противостоять не только реальным противникам, но и всевозможным мистическим силам.

Некоторое количество подобных артефактов было обнаружено археологами при раскопках древних захоронений. Объясняются их находки бытовавшим среди древних славян поверьем, согласно которому, меч, обладавший мистической силой, всегда умирал вместе с гибелью или естественной смертью своего владельца. Его опускали в могилу хозяина, совершая определённые магические действия. Считалась, что после этого всю его сакральную силу забирает Мать - Сыра Земля. Поэтому мечи, украденные из курганов, никому не приносили удачи.

Меч ─ символ воинской доблести и славы

Меч, на протяжении многих веков являвшийся основным оружием российского воина-дружинника, служил в то же время символом княжеской власти и был своего рода эмблемой военной славы России. Неслучайно его культ сохранился даже после того, как холодное оружие было повсеместно вытеснено огнестрельным. Достаточно вспомнить, что многие знаки военной доблести наносились именно на клинках и эфесах.

Своё символическое и отчасти сакральное значение меч не утратил и в современном мире. Достаточно вспомнить знаменитую фигуру Воина-освободителя, созданную скульптором Е. В. Вучетичем и установленную в берлинском Трептов-парке. Важнейшим её элементом является Меч Победы. Он же фигурирует и в другой работе скульптора ─ фигуре Родины-матери, являющейся центром мемориального ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде. Эту работу Е. В. Вучетич создал в творческом содружестве со своим коллегой ─ Н. Н. Никитиным.

До широкого распространения железа и стали мечи делали из меди, а затем из сплавов меди с оловом либо мышьяком - бронза. Бронза очень устойчива к коррозии, поэтому мы имеем достаточно много археологических находок бронзовых мечей, правда, атрибуция и чёткая датировка их довольно часто очень затруднены.

Бронза - довольно прочный материал, хорошо держащий заточку. В большинстве случаев применялась бронза с содержанием олова порядка 10 %, отличающаяся умеренной твёрдостью и сравнительно высокой пластичностью, однако в Китае использовалась бронза с содержанием олова до 20 % - более твёрдые, но при этом и более хрупкие (иногда из твёрдой бронзы делали только лезвия, а внутреннюю часть клинка - из более мягкой).

Бронза является дисперсионно-твердеющим сплавом и не может подвергаться закалки подобно стали, однако может быть значительно упрочнена холодной деформацией (проковкой) режущих кромок. Бронза не может «пружинить», как закалённая сталь, зато сделанный из неё клинок может гнуться в значительных пределах, не ломаясь и не теряя свойств - выправив, его можно снова использовать. Часто для предотвращения деформации на бронзовых клинках присутствовали массивные рёбра жёсткости. Длинные клинки из бронзы должны были быть особо склонны к изгибанию, поэтому применялись довольно редко, типичная длина клинка бронзового меча - не более 60 сантиметров. Тем не менее, называть короткие бронзовые мечи исключительно колющими совершенно неверно - современные эксперименты, напротив, показали весьма высокую рубящую способность данного оружия, его сравнительно небольшая длина ограничивала лишь дистанцию боя.

Так как основной технологией обработки бронзы было литьё, из неё было сравнительно просто изготовить более эффективный сложноизогнутый клинок, поэтому бронзовое оружие древних цивилизаций нередко имело изогнутую форму с односторонней заточкой - сюда относятся древнеегипетский хопеш, древнегреческая махайра и позаимствованный греками у персов копис. Стоит отметить, что все они по современной классификации относятся к саблям или тесакам, а не мечам.

На титул самого древнего меча в мире на сегодняшний день претендует бронзовый меч, который найден российским археологом А. Д. Резепкиным в Республике Адыгея, в каменной гробнице новосвободненской археологической культуры. Этот меч в настоящее время выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Данный бронзовый протомеч (общая длина 63 см, длина рукояти 11 см) датируется второй третью 4-го тысячелетия до н. э. Нужно отметить, что согласно современным стандартам это скорее кинжал, а не меч, хотя форма оружия говорит о том, что оно вполне подходило и для рубящих ударов. В мегалитическом захоронении бронзовый протомеч был символически согнут.

До этой находки самыми древними считались мечи, найденные итальянским археологом Пальмиери, который в верховьях Тигра в древнем дворце Арслантепе обнаружил клад с оружием: наконечники копий и несколько мечей (или длинных кинжалов) длиной от 46 до 62 см. Находки Пальмиери датируются концом 4-го тысячелетия.

Следующей по времени крупной находкой являются мечи из Арслантепе (Малатья). Из Анатолии мечи постепенно распространяются как на Ближний Восток, так и в Европе.

Меч из местечка Бет-Даган вблизи Яффы, датируемый 2400-2000 годами до н. э., имел длину порядка 1 метра и сделан из практически чистой меди с небольшой примесью мышьяка.

Также весьма длинные бронзовые мечи, относящиеся примерно к 1700 г. до н. э., были обнаружены в ареале Минойской цивилизации - так называемые мечи «тип А», имевшие общую длину около 1 метра и даже больше. Это были преимущественно колющие мечи с сужающимся клинком, видимо, рассчитанные на поражение хорошо бронированной цели.

Очень древние мечи были найдены при раскопках памятников Харрапской (Индской) цивилизации, с датировкой по некоторым данным вплоть до 2300 г. до н. э. В ареале культуры охряной расписной керамики найдено множество мечей, датируемых 1700-1400 г.г. до н. э.

Бронзовые мечи были известны в Китае как минимум со времён государства Шан, самые ранние находки относятся примерно к 1200 г. до н. э..

Множество кельтских бронзовых мечей обнаружено на территории Великобритании.

Железные мечи известны как минимум с с VIII века до н. э, а активно начинают применяться с VI века до н. э. Хотя мягкое, не поддающееся закалке железо и не имело особых преимуществ над бронзой, оружие из него быстро стало дешевле и более доступно, чем бронзовое - железо встречается в природе намного чаще меди, а необходимое для получения бронзы олово в древнем мире вообще добывалось всего лишь в нескольких местах. Полибий упоминает, что галльские железные мечи III века до н. э. часто гнулись в бою, вынуждая владельцев выправлять их. Некоторые исследователи считают, что греки просто неправильно интерпретировали галльский обычай изгибать мечи, приносимые в жертву, однако сама способность сгибаться без излома является отличительной особенностью именно железных мечей (из стали с низким содержанием углерода, не поддающейся закалке) - меч из закалённой стали можно только сломать, а не изогнуть.

В Китае стальные мечи, значительно превосходящие по своим качествам и бронзовые, и железные, появились уже в конце периода Западного Чжоу, хотя и не получили широкого распространения вплоть до эпохи Цинь или даже Хань, то есть, конца III века до н. э.

Примерно тогда же стали применять оружие из стали, в том числе - подобной сварной дамасской, жители Индии. Согласно периплу Эритрейского моря, в I веке н. э. индийские стальные клинки поступали в Грецию.

Найденный в Ветулонии этрусский меч VII в. до н. э. был получен соединением нескольких частей с различным содержанием углерода: внутренняя часть клинка была выполнена из стали с содержанием углерода порядка 0,25 %, лезвия - из железа с содержанием углерода менее 1 %. Другой романо-этрусский меч IV века до н. э. имеет содержание углерода до 0,4 % что подразумевает применение в его изготовлении науглероживания. И тем не менее, оба меча отличались невысоким качеством металла, с большим количеством примесей.

Повсеместный переход к клинкам из закалённой углеродистой стали сильно затянулся - так, в Европе он закончился лишь около X века н. э. В Африке железные мечи (мамбеле) применялись ещё в XIX веке (хотя стоит отметить, что обработка железа в Африке началась очень рано, причём за исключением средиземноморского побережья, Египта и Нубии Африка «перескочила» бронзовый век, сразу перейдя к обработке железа).

Самую большую известность в классической древности получили следующие виды колюще-рубящих мечей:

-Ксифос

Древнегреческий меч общей длиной не более 70 см, клинок заостренный, листовидной формы, реже прямой;

Общее название всех мечей у римлян, сегодня обычно ассоциируется со специфическим коротким мечом легионера;

Скифский меч - с VII до н. э.;

Меотский меч - с V по II век. до н. э.

Позднее рубящие мечи начали использовать кельты и сарматы. Сарматы применяли мечи в конном бою, их длина доходила до 110 см. Перекрестье сарматского меча достаточно узкое (шире лезвия всего на 2-3 см), рукоять - длинная (от 15 см), навершие - в форме кольца.

Спата, имеющая кельтское происхождение, использовалась как пешими воинами, так и всадниками. Общая длина спаты доходила до 90 см, крестовины не было, навершие - массивное, шаровидное. Первоначально острия спата не имела.

В последний век существования Римской империи спата стали стандартным оружием легионеров - как кавалеристов, так и (более короткий вариант, иногда называемый «полуспатой» - англ. semispatha) пехотинцев. Последний вариант считается переходным от мечей античности к оружию Средних веков.

Древность мы любим, а ещё больше любим античность и средние века. Люди тогда были другие, а умение правильно держать меч в руках значило гораздо больше, чем умение писать, считать или размышлять на тему искусства. В какой-то степени мир был лишен пафоса, обмана, двоемыслия. Всё было предельно ясно: у тебя есть семья, и у тебя есть меч, чтобы её защитить, остальное неважно. Быть может, именно поэтому так много современных парней грезит о том далеком тёмном времени, когда их запросто могли заколоть пиками и бросить в выгребную яму недалеко от городских ворот. Жестокость времен шла рука об руку с правдой. Кто определял правду, спросишь ты у Brodude? И Brodude ответит тебе: «Конечно же, меч!»

Ниже мы опишем самое интересное, на наш взгляд, холодное оружие древности.

1. Кхопеш

Древний Египет – это, безусловно, одна из самых древнейших и уникальнейших цивилизаций в мире. И хотя былое величие давно ушло вместе с жизнью и амбициями фараонов, память о египетском оружии вряд ли когда-нибудь канет в лету.

Возьмём в качестве примера кхопеш (хопеш), который стал настоящим символом Нового Царства. Кхопеш состоит из двух деталей: серповидного клинка и рукояти длинной 60 сантиметров. Данный клинок был распространен среди элитных подразделений Египта, мог иметь как одинарную, так и двойную заточку… Существует мнение, что происходило это оружие от более древнего шумерского аналога. Древние египтяне славились своим церемониалом, а потому подобное оружие часто можно было найти в гробницах.

Если говорить о техническом, то кхопеш славится своей пробивной способностью. Им атаковали как пешие войны, так и те, кто находился в колесницах (длина позволяла). Вес этого оружия (достигал двух килограмм) и уникальная форма позволяли древнеегипетским воинам варьировать стиль атаки в зависимости от условий. Проще говоря, им можно было рубить, а можно было при особой сноровке колоть.

2. Ксифос


Эллины многое переняли у ближневосточных народов, но их военная тактика была уникальна.

Конечно, нельзя выделить у такого судьбоносного народа какое-то определенное оружие, которое выгодно отличалось на фоне других. И хотя греки больше известны как копейщики, выбрали мы ксифос, что является характерным вспомогательным оружием гоплита или фалангита.

Мы пользуемся на войне короткими мечами, потому что сражаемся, подойдя к врагу вплотную.
– Анталактид –

Ксифос – это настоящая предтеча римского гладиуса. Представлял он собой прямой обоюдоострый меч, длиной от 50 до 70 сантиметров. Имелся у этого греческого клинка свой бронзовый предок, который относился к Миккенской цивилизации. Но ксифос делали не из бронзы, а из железа, да и был он короче. Рукоять делали из кости, дерева или бронзы, а ножны – из двух деревянных планок, которые обтягивали кожей и украшали всевозможным образом. Использовали этот меч, как правило, только при поломки копья или разбитии строя. Кстати, спартанцы, наводившие ужас на своих врагов, укорачивали и без того короткий клинок почти до состояния кинжала, а всё потому, что любили биться вплотную с неприятелем.

3. Гладиус


Этот меч, который прославил Рим, по большему счёту является интерпретацией ксифоса. Впрочем, у Ливия, одного из известнейших римских историков, другое мнение на этот счёт. Его вывод заключалось в том, что гладиус произошел от кельтских периодов Латенской и Гальштатской культур. Но споры по этому поводу не утихают, да и не главное это. Всё равно этот меч останется в истории как символ главного аргумента любого римлянина.

Гладиусы изготавливали из более высококачественного металла, чем ксифосы. К тому же, остриё имело широкую режущую кромку, а центр тяжести был сбалансирован за счёт навершия, который приходился на рукоять и представлял собою шар. Клинок был, конечно же, коротким, да и предназначался он для строевого боя. Римские солдаты, как правило, использовали колющие удары, а рубящие оставляли новобранцам. Последние считались недейственными и характерными больше для неопытного паренька, чем для римского легионера.

4. Каролингский меч


Стыдно не знать, кто такой Карл Великий, и почему меч, который был распространен в период раннего Средневековья, называется в честь основанной им династии. Впрочем, название весьма условно. Просто историки сочли нужным назвать оружие по наименованию той династии, которая оставила огромный след в истории Европы и сформировала, грубо говоря, первые королевства на западе. Каролинги к моменту распространения этого меча уже отживали своё. А вот викинги процветали и наводили ужас на христианские поселения.

Итак, великое переселение народов завершилось, началось строительство государств. Людям нужен был меч, который был бы практичен, качественен и доступен каждому. Каролингский меч обладал всеми этим качествами: эфес был прост в сборке, декор не требовался, имелся обоюдоострый клинок, длинной в 70-80 сантиметров, с широким долом, а также короткая рукоять с небольшой гардой. Вес такого меча не превышал полутора килограммов.

5. Романский меч


Быть может, самый известный меч средневековья. Использовался только элитными войсками, а если быть более точным – рыцарями. Но и на Руси романский меч был распространен главным образом среди княжеской дружины. Именно это оружие было атрибутом любого дворянина, являлось настоящей статусной вещицей, доступ к которой для простолюдинов был закрыт. Именно с этого меча в самом титулованном военном сословии средневековья появляется понятия чести. Романские мечи могли быть украшены камнями и золотом, но для боя использовали более скромные мечи, ведь меч – это в первую очередь оружие, которое убивает во славу сюзерена, короля или Господа.

Это олицетворение Высокого средневековья имеет очень широкую классификацию. Эфесы и клинки могли отличаться друг от друга, но это всегда были широкие (около 4 сантиметров) клинки. Одноручные романские мечи были длиной в метр, из которых 7-12 сантиметров приходилось на рукоять. Двуручные или, как их ещё называют, «боевые» романские мечи имели один лишь клинок не менее 100 сантиметров, а длина рукояти была в пределах 15-25 сантиметров. Вес такого монстра порой достигал 2-3 килограмм. Навершие представляло собой набалдашник из железа или бронзы, который порой украшался гербами, гравировкой, драгоценными камнями. Романский меч обладал гардой, которая помогала защитить кисть во время боя, что выгодно отличало этот меч от каролингского, где гарда была не в меру широкая и короткая.