Отношения СССР со странами «третьего мира».
Локальные войны . СССР противостоял экспансионистской политике США, расширяя собственную экспансию в страны ʼʼтретьего мираʼʼ. В 1960-х – нач. 1980-х гᴦ. СССР участвовал в вооружённых конфликтах и войнах в более чем 10 странах ʼʼтретьего мираʼʼ. СССР оказывал просоветским режимам этих стран ʼʼинтернациональную помощьʼʼ в форме:
Отправки советских военных специалистов и контингентов;
Обучения в СССР военных специалистов из этих стран;
Поставок вооружений и военной техники на огромные суммы.
Наиболее крупные локальные войны и вооружённые конфликты имели место в Лаосе (1960–1970 ᴦ.), Египте (1962–1974 гᴦ.), Вьетнаме (1965–1974 гᴦ.), Сирии (1967–1973 гᴦ.), Камбодже (1970 ᴦ.), Бангладеш (1972–1973 гᴦ.), Анголе (1975–1979 гᴦ.), Мозамбике (1967–1969 гᴦ.), Эфиопии (1977–1979 гᴦ.), Афганистане (апрель 1978–1991 гᴦ.). По западным данным, СССР предоставил развивающимся странам вооружения и военной техники на сумму: в 1966–1975 гᴦ. – 9,2 млрд., в 1978–1982 гᴦ. – 35,4 млрд. долларов. Росло количество стран – объектов этой помощи. В 1966–1975 гᴦ. её получали 29 стран, в 1980–1984 гᴦ. – 36. Поставки вооружений производились в политических целях, с экономической точки зрения они были убыточны для СССР. К нач. 1980-х гᴦ. СССР занял 1-е место в мире по экспорту вооружений, опередив США.
Ближневосточный конфликт. В 1967 ᴦ. в результате ʼʼшестидневной войныʼʼ Израиль нанёс поражение армиям Египта͵ Сирии и Иордании, оснащённым советским оружием. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. В 1969 ᴦ. в Египет было направлено 15 тыс. советских военнослужащих (ʼʼвоенных специалистовʼʼ). Крупную помощь оказал СССР арабским странам во время войны с Израилем в 1973 ᴦ. (войны ʼʼСудного дняʼʼ), когда Египет и Сирия пытались вернуть утраченные территории, но вновь потерпели поражение. С 1974 ᴦ. отношения СССР и Египта ухудшились. В 1976 ᴦ. египетский президент А. Садат разорвал договор с СССР и подписал в 1979 ᴦ. Кэмп-Дэвидский мирный договор с Израилем (при посредничестве США). Советско-египетские отношения возобновились после убийства А. Садата в 1981 ᴦ. и избрания президентом Египта X. Мубáрака . Советские специалисты вернулись в Египет. Опорой СССР на Ближнем Востоке являлась Организация Освобождения Палестины (ООП, глава – Ясир Арафат ).
СССР и Латинская Америка. В нач. 1970-х гᴦ. СССР поддерживал президента Чили С. Альенде , рассчитывая на то, что Чили пойдёт по пути социализма. При этом неудачная экономическая политика Альенде привела в 1973 ᴦ. к военному перевороту, гибели президента Альенде и установлению в Чили диктатуры генерала А. Пиночета .
В 1979 ᴦ. у Советского Союза появился новый союзник в Латинской Америке – Никарагуа , где после свержения диктатора А. Сомосы к власти пришёл Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО), выбравший социалистический путь развития. СССР оказал Никарагуа военную и экономическую помощь. На практике сандинистский режим вскоре выродился в диктатуру.
СССР и Африка.
В сер.
Размещено на реф.рф
1970-х годов рухнула последняя колониальная империя: португальские колонии – Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. В 1979 ᴦ. в Эфиопии при советской поддержке была свергнута монархия и установлен режим генерала Менгисту Хайле Мариама
. СССР поддерживал Судан, Сомали, Конго, Анголу, Мозамбик, Гвинею-Бисау, объявивших о выборе социалистического пути развития. Помощь СССР государствам Африки выросла с 241 млн. долларов в 1965 ᴦ. до 3,5 млрд. долларов в 1974 ᴦ. (Особенно Анголе, Мозамбику и Эфиопии).
Стремление СССР увеличить число союзников привело к неразборчивости в выборе политических партнёров, к дружбе с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Такую же политику проводили и США, поддерживая различных диктаторов (исходя из принципа ʼʼОн мерзавец, но он наш мерзавецʼʼ). К началу 1980-х годов Советский Союз за счёт военной и экономической помощи расширил сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и др.
Размещено на реф.рф
государствах утвердились просоветские режимы.
Афганская война 1979–1989 гᴦ. В Афганистане в апреле 1978 ᴦ. в результате переворота к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) во главе с Н. Тараки́ . Она получила советскую военную, экономическую и политическую поддержку. Осенью 1979 ᴦ. в Афганистане произошёл новый переворот. Проамериканский политик Х. Ами́н убил Н. Тараки. При поддержке ЦРУ США активизировались исламские фундаменталисты, на территории Пакистана были созданы центры по их боевой подготовке.
В декабре 1979 ᴦ. советское руководство (инициаторы – Ю. В. Андропов , А. А. Громыко и Д. Ф. Устинов с одобрения Л. И. Брежнева ) приняло решение ввести в Афганистан ʼʼограниченный контингент советских войскʼʼ (около 200 тыс. человек). Советские десантники взяли штурмом президентский дворец, X. Амин был убит. К власти пришло просоветское правительство во главе с Б. Кармáлем . Фактически произошла оккупация Афганистана. На Генеральной Ассамблее ООН действия СССР в Афганистане осудили 104 государства. СССР был втянут в кровопролитную войну, в которой погибло по официальным данным 15.051 советский военнослужащий и более 1 млн. афганцев. 35 тыс. советских военнослужащих было ранено, около 300 пропали без вести. Местное население поддерживало моджахедов (афганских партизан, борцов за веру. В СССР их называли душманами , ᴛ.ᴇ. бандитами). Война в Афганистане нанесла удар по разрядке напряжённости, привела к росту антисоветских и антироссийских настроений в исламском мире. Из-за советской интервенции в Афганистане США и ряд других стран бойкотировали Московские Олимпийские игры 1980 ᴦ. В ответ СССР и большинство стран социалистического лагеря (кроме КНР, Югославии и Румынии) бойкотировали Олимпийские игры 1984 ᴦ. в Лос-Анджелесе (США).
Новый виток гонки вооружений. Военное вмешательство СССР в дела Афганистана осудило подавляющее большинство членов ООН. Резко обострились отношения с США. Президент США Д. Картер заявил о возможности ʼʼограниченной ядерной войныʼʼ, предусматривавшей нанесение первого удара по противнику.
В ночь на 1 сентября 1983 ᴦ. над секретными военными объектами Камчатки и Сахалина пролетел южнокорейский пассажирский самолёт Боинг-747. Он был сбит ракетами истребителя Су-15 (лётчик Г. Осипович ). Боинг-747 упал в море у берегов Японии, погибли 269 пассажиров и все члены экипажа. (Тела погибших не были обнаружены). Отношения между Западом и СССР вновь резко обострились. Президент США Р. Рейган назвал СССР ʼʼимперией злаʼʼ и принял решение форсировать создание стратегической оборонной инициативы (СОИ), т. е. развернуть ʼʼкосмический щитʼʼ над США (программа ʼʼзвёздных войнʼʼ).
Таким образом , в нач. 1980-х гᴦ. усилилось противостояние СССР и Запада, более очевидным стал кризис социалистической системы.
Отношения СССР со странами «третьего мира». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отношения СССР со странами «третьего мира»." 2017, 2018.
Основы внешней политики КПСС
Международную политику Советского Союза, ее цели, задачи и практические пути их реализации в середине 60-х-середине 80-х годов определяла КПСС, как «руководящая и направляющая» сила советского общества. В документах и материалах съездов и пленумов КПСС, в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, члена Политбюро, министра иностранных дел А.А.Громыко на основе классового анализа социально-экономических и политических процессов, происходящих в СССР и в мире, были определены три приоритетные задачи:
1) укрепление и расширение социалистического лагеря, единство и сплочение политического, военного и экономического сотрудничества;
2) поддержка национально-освободительного движения, коммунистических и рабочих партий, решительный отпор агрессивным силам;
3) мирное сосуществование государств с различным социальным строем, устранение угрозы мировой войны расширение взаимовыгодных деловых контактов.
Съезды КПСС конкретизировали тактические задачи на очередное пятилетие. Так, XXIV съезд (март-апрель 1971 г.) подтвердил преемственность и стабильность целей советской внешней политики и выработал новую внешнеполитическую доктрину, получившую название Программы мира. Она содержала конкретные предложения решения самых актуальных проблем по укреплению мира:
Ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, достижение политического урегулирования в этих районах; оказание отпора любым актам агрессии и международного произвола; заключение международных соглашений о неприменении силы и угрозы ее применения для урегулирования спорных вопросов;
Окончательное признание территориальных изменений в Европе, происшедших в результате второй мировой войны, осуществление коренного поворота к разрядке и миру на этом континенте, созыв и успешное проведение общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, создание системы коллективной безопасности в Европе, ликвидация военных группировок в Европе или их военных организаций;
Запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия, повсеместное прекращение испытаний ядерного оружия, создание безъядерных зон, созыв конференции по разоружению, ликвидация иностранных военных баз, сокращение вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, сокращение военных расходов;
Полная ликвидация оставшихся колониальных режимов, всеобщее осуждение и бойкот любых проявлений расизма и апартеида;
Развитие и углубление взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому.
Последующие съезды JS.1ICO конкретизировали и развивали основные положения Программы мира,
Основные принципы внешней политики Советского государства были закреплены в ст. 28, 29, 30 Конституции СССР, принятой в октябре 1977 г. В нее были внесены основные положения взаимоотношений между народами, принятые на международном Совещании глав 33 европейских государств, а также США и Канады в Хельсинки. Эти взаимоотношения строятся на основе принципов: суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добрососедского выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров.
Социалистический интернационализм
Одним из основополагающих принципов советской внешней политики было «уважение суверенитета и независимости, равноправие и невмешательство во внутренние дела друг друга». И если этот принцип СССР строго соблюдал с сильными странами и их союзниками, то со странами «третьего мира», а тем более с соцстранами он дополнялся обязанностью единства действий, всеобщностью социалистических интересов, интернациональной солидарностью. Но на практике столь существенное дополнение могло перечеркнуть главные принципы внешнеполитической деятельности, даже теоретически обосновать или развить ленинские принципы, в зависимости от политической обстановки и конъюнктурных соображений советских руководителей. Так, на самостоятельность политического курса Албании был наложен глухой кодпак безмолвия. Начавшаяся в 1966 г. в Китае «культурная революция» позволила советским теоретикам марксизма исключить огромную страну из международной жизни социалистического содружества. В ответ на «Пражскую весну» (1968 г.). последовала вооруженная акция пяти государств - участников Варшавского Договора, прервавшая процесс демократических преобразований в Чехословакии. Таким образом социалистический интернационализм в действии утверждал «авторитет» марксистско-ленинской теории социалистического строительства. Так утверждался и командно-административный стиль руководства.
Процесс политического «единства» дополнялся военной и экономической интеграцией стран социалистического содружества. В 1970 г. государствами СЭВ был создан Международный Инвестиционный Банк, который предоставлял долгосрочные кредиты на осуществление мероприятий по кооперированию производства, строительство и расширение ведущих отраслей промышленности и производство вооружений. В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, рассчитанная на 15-20 лет. В середине 70-х годов СССР являлся крупнейшим рынком для товаров стран социалистического содружества, на их долю приходилось 58,5% объема всей внешней торговли Советского Союза, а доля СССР в общем объеме торговли СЭВ составляла 28,6%.
В тесной связи с внешнеполитическим и экономическим сотрудничеством укреплялась Организация Варшавского Договора. В 1969 г. был создан Комитет министров обороны и принято новое положение об Объединенных вооруженных силах и Объединенном командовании ОВД. Основу Объединенных вооруженных сил составляла Советская Армия с мощнейшим ракетно-ядерным оружием, во главе Объединенного командования ОВД неизменно стоял Маршал Советского Союза.
Кризисные явления социалистической системы хозяйствования в 70-80-е годы стали проявляться не только во внутренних процессах стран социалистического содружества, но и в их взаимоотношениях. Летом 1980 г. социально-экономический и общественно-политический кризис в Польше вылился в открытый конфликт между властью и народом. Советское руководство пыталось представить его как результат империалистического вмешательства, подрывных действий ЦРУ и антисоциалистических контрреволюционных сил. Приостановило социально-политический кризис введение военного положения в Польше по решению первого секретаря ЦК ПОРП и Председателя Совета Министров ПНР В.Ярузельского.
Осложнились отношения Советского Союза с Венгрией, которая, пытаясь уйти от надвигающегося социально-экономического кризиса, начала в конце 60-х годов экономическое реформирование. Румыния выражала недовольство в связи с поставками советской нефти и газа (по нефтепроводу «Дружба» с 1964 г. и газопроводу «Союз» с 1979 г.). Конфликт между СССР и Китаем не просто углублялся, нарастала его идеологизация и милитаризация. СССР был объявлен врагом № 1.
Таким образом во взаимоотношениях СССР с социалистическими странами проявлялся интернационализм: «...никто не вмешивается в конкретные меры по совершенствованию социалистического строя в различных странах социализма, - отмечал С.Ковалев в статье "Суверенитет и интернациональные обязанности социалистических стран". - Но дело коренным образом меняется, когда возникает опасность для самого социализма в той или иной стране» («Правда». 1968 г. 26 сент.). Иначе говоря, сам выбор социалистического пути развития обрекал страну на окончательный и бесповоротный путь, изменить который можно было лишь всем сразу и никому в отдельности. Главным же криминалом являлся отход от «единственно верного» учения марксизма-ленинизма и пренебрежение опытом и советами из Московского Кремля.
Помощь СССР развивающимся странам
К концу 60-х-середине 70-х годов резко усилилась борьба народов с колониализмом и неоколониализмом. «В целом, - констатировал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев в докладе "Великий Октябрь и прогресс человечества", - колониальную систему империализма в ее классических формах можно считать уже ликвидированной». По мнению советского руководства, крах колониальной системы проходил на фоне углубляющегося кризиса капитализма и явился фактором его дальнейшего углубления. Таким образом, необходимо было активизировать наступление социализма в странах, еще не определившихся в своем дальнейшем пути развития.
Исходя из решений партийных форумов, выступлений Л.И.Брежнева, других руководителей Коммунистической партии и Советского правительства, политика СССР в отношении развивающихся стран включала: активную поддержку сил, ведущих борьбу против империализма, за ликвидацию остатков колониального господства, против неоколониализма, расизма, апартеида, сионизма, за политическую независимость и экономическую самостоятельность, подлинное равноправие в международном разделении труда, за право самим распоряжаться своими природными ресурсами; равноправие и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами; непризнание и решительное осуждение расистских режимов, антинародных диктатур, участие во всех видах бойкотов и санкций против них.
Учитывая то, что освободившиеся страны неоднородны по своей политической ориентации, исходя из классовых позиций, Советский Союз оказывал им не только моральную поддержку, но и военную помощь.
С 1967 г. СССР методически вел политическую и дипломатическую борьбу, осуществляя военную помощь арабским народам Ирака, Сирии, Палестины, НДРЙ. Такая политика, вытекавшая из ленинского учения о справедливых и несправедливых войнах, соответствовала международным соглашениям, нормам международного права, Уставу ООН. И все же вмешательство во внутренние дела другого государства, тем более военное, вело к гражданской войне, в которой каждая из противоборствующих сторон считала себя правой, к гибели невинных людей. Наглядный пример тому - события 70-х годов в Анголе, Эфиопии, Никарагуа, Кампучии, но самый кровавый после Вьетнама - введение «ограниченного контингента» советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.
Важнейшей составной частью интернациональной помощи развивающимся странам стало экономическое сотрудничество, особенно интенсивное в конце 60-х-70-х годах. При техническом содействии Советского Союза в освободившихся государствах создавались крупнейшие государственные предприятия в ключевых отраслях экономики: металлургии, энергетики, машиностроении, геолого-разведочных работ, сельском хозяйстве.
СССР представлял развивающимся странам кредиты на более льготных условиях, чем развитые капиталистические государства.
Подготовка высококвалифицированных специалистов в советских ВУЗах не стоила ни копейки прибывшим на обучение из развивающихся стран.
Щедрая помощь Союза ССР обошлась ему «в копеечку». На октябрь 1992 г. страны «третьего мира» задолжали СССР 146 млрд. долл., львиную долю которых вернуть невозможно. При этом Советский Союз сам задолжал капиталистическим странам около 81 млрд. долл.
Таким образом, в основе отношений СССР с развивающимися странами лежали не экономический расчет и человеческое сострадание, а идеологическая догма марксизма-ленинизма, ради которой партийно-советское руководство посылало на смерть своих солдат и обирало своих подданных.
Взаимоотношения СССР с капиталистическими государствами
В середине 60-х-70-х годах «холодная война» между Востоком и Западом достигла опасных пределов, преступив которые можно было ввергнуть мир в термоядерную войну. К тому же поддержание военного паритета значительно отражалось на благосостоянии человечества.
Особое значение в стабилизации международной обстановки имели отношения СССР и США, которые возглавляли противостояние капиталистических и социалистических стран и обладали наибольшей военной мощью, способной уничтожить мир или предотвратить катастрофу.
Учитывая важность космического пространства, еще не поделенного человечеством, СССР и США в январе 1967 г. подписали Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, в апреле 1968 г. - Соглашение о спасении космонавтов... Их результатом явился советско-американский космический эксперимент в июле 1975 г. В 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия. «Наступает эра переговоров», - отметил президент США Р.Никсон в январе 1969 г.
Особо значительными и продуктивными в советско-американских отношениях являлись встречи на высшем уровне. В мае 1972 г. в Москве состоялась первая встреча президента США Р.Никсона и Генерального секретаря ЦК КПСС Л.Брежнева. Обе стороны отметили, что «в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования». СССР и США подчеркнули, что на них лежит особая обязанность «делать все от них зависящее, чтобы не возникло конфликтов или ситуаций, способных усилить международную напряженность». Важнейшим элементом упрочения двусторонних отношений являлось расширение торгово-экономических связей. Была принята программа сотрудничества в научно-технической сфере и в области культуры. Стороны заявили, что они «не претендуют сами и не признают чьих бы то ни было притязаний на какие-либо особые права или преимущества в мировых делах». Встреча в верхах и принятый документ заложили основу для развития взаимовыгодного сотрудничества между СССР и США, что должно было стабилизировать международную обстановку. Контакты на высшем уровне стали традиционными.
В результате принятых решений на советско-американских переговорах в 1972-1974 гг. США заняли второе место среди западных торговых партнеров СССР. Однако дискриминационные торгово-кредитные санкции, высокие таможенные пошлины США, а также военное обострение на международной арене к концу 70-х годов свели товарооборот СССР и США почти к нулю.
Начало новому этапу отношений между странами Востока и Запада положил договор между СССР и ФРГ, подписанный в августе 1970 г. (вступил в действие в 1979 г.). Договор открывал перспективы для решения проблем безопасности в Европе и для нормализации общеевропейского сотрудничества. В октябре 1971 г. были подписаны «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Документ подтверждал нерушимость нынешних границ; невмешательство во внутренние дела; равенство; независимость; отказ от применения силы или угрозы ее применения. Обе стороны уделяли постоянное внимание совершенствованию отношений в области экономики, торговли, культуры. В июле 1973 г. была разработана советско-французская программа промышленного сотрудничества сроком на 10 лет. Темпы роста советско-французской торговли в 197.5- 1976 гг. составляли около 30% в год, а объем ее был равен размеру всего товарооборота за предыдущее пятилетие.
Основой укрепления взаимного доверия и устранения конфронтации, укрепления мира и безопасности стали встречи руководителей 33 государств Европы, США и Канады, начало которым положил форум в Хельсинки (1975 г.). Немалый вклад в улучшение добрососедских отношений внесли декларация «За новые рубежи в международной разрядке, за укрепление безопасности и развитие сотрудничества в Европе» (1976 г.) и Московская декларация (1978 г.), принятые Политическим Консультативным Комитетом государств-участников Варшавского Договора.
Однако катализатором двусторонних отношений, как и международной обстановки в целом, явился приемлемый политический компромисс противоборствующих идеологий, или обострение военного противостояния двух противоположных социально-экономических систем.
Идеологическое соревнование СССР и Запада
Одним из основных тормозов нормализации международных отношений продолжало оставаться идеологическое противоборство. В середине 70-х годов Советский Союз, по заявлению его руководителей, вступил в стадию «развитого социализма» при том, что в стране с середины 60-х годов шел спад экономики. Партийно-советское руководство упорно твердило о нарастании общего кризиса капитализма и наступлении социализма по всему фронту. Последнему содействовало всеми имеющимися средствами: политической поддержкой, материальной, партийной помощью, экономическим стимулированием, военным оснащением и др.
Организация Варшавского Договора в 60-70-х годах стала не только военным оборонительным союзом социалистических стран Восточной Европы и СССР, но также политическим и экономическим центром, координирующим международные отношения социалистического лагеря в целом. ЦК КПСС фактически руководил действиями всех прокоммунистических режимов стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. В июне 1975 г. советский правозащитник академик А.Д.Сахаров в книге «О стране и мире» писал: «О советском обществе. Именно недостаточным пониманием того, что скрывается за его фасадом, непониманием потенциальных опасностей советского тоталитаризма объясняются многие иллюзии западной интеллигенции и в конечном счете удивительные просчеты и неудачи западной политики, без боя отдающей кусок за куском своему партнеру по разрядке». Главным фронтом идеологического противоборства явилось классовое толкование прав человека, вероломное нарушение не только деяний, но и элементарных желаний людей. «Абсолютная - для большинства - невозможность заграничных поездок, даже туристических, для учения или лечения». А.Д.Сахаров отстаивал естественные права человека, в том числе «Законодательное подтверждение права на отделение союзных республик, права на обсуждение вопроса об отделении». По твердому убеждению А.Сахарова «защита прав человека во всем мире с равными мерками для всех стран должна стать предметом заботы не только отдельных энтузиастов, но и правительств и международных организаций».
На Западе были созданы различные общественные организации по защите прав человека, издавалась периодическая печать, выходили специальные труды. Однако Советский Союз не признавал их, а правозащитную деятельность игнорировал. Те же работы, которые становились известны советским людям, подвергались резкому осуждению специально созданной армией научных работников по критике буржуазной историографии.
Идеология, применяемая к конкретным ситуациям с позиций марксизма-ленинизма, охватывала все стороны человеческого бытия, становилась руководством к действию. В международных отношениях идеологическое противоборство приводило к воинственности противостоящих сторон, что грозило перерасти в открытое вооруженное столкновение.
Военное противостояние СССР, Запада, Китая
Идеологическая непримиримость и жестокое противоборство двух систем, нестабильность международной обстановки создавали взрывоопасную напряженность между основными блоками - НАТО и ОВД. Советская политика «наступления социализма» и американская - «сдерживания коммунизма» не исключали открытого военного столкновения при ясном понимании, к чему может привести широкомасштабное применение ядерного оружия. Таким образом, важнейшей проблемой международных отношений оставалось устранение угрозы мировой войны. Хотя война уже шла в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и в ней прямо или опосредованно участвовали США и СССР, применяя тактику «гибкого реагирования».
В конце 60-х годов политическое противостояние СССР и Китая переросло в вооруженные столкновения. В марте 1969 г. на советско-китайской границе погибло более 1 тыс. человек. Сближение Китая с США вызывало международную миротворческую активность Советского Союза. В 1971 г. СССР, США, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР и ЧССР были признаны нерушимыми.
Достигнутый Советским Союзом в конце 60-х годов паритет по межконтинентальным баллистическим ракетам привел к советско-американским переговорам по их ограничению. Временный Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в мае 1972 г., на пять лет ограничил для обеих сторон число межконтинентальных и баллистических ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРИЛ). Договор ОСВ-1 касался лишь ракет с разделяющимися боеголовками, а не числа ядерных зарядов. Исходя из этого СССР, оставлял за собой право, как и США, совершенствовать ракетное оружие. И все же ОСВ-1, хотя и не останавливал гонку вооружений, являлся первым шагом взаимного доверия.
В 1973 г. СССР и США подписали Соглашение о предотвращении ядерной войны. В том же году закончилась война, начатая США, во Вьетнаме. Возобновились переговоры ОВД и НАТО о сокращении вооружений в Европе, которые скоро вновь зашли в тупик. США отказались учитывать новый тип своих вооружений - крылатые ракеты. СССР был против включения в соглашение своего нового бомбардировщика, именуемого на Западе «Бэкфайр». Имелись и другие советско-американские разногласия: «о военном бюджете», о «доле расходов на вооружение»... В 1978 г. страны НАТО приняли решение о ежегодном увеличении военных расходов на 3% процента. И хотя ОСВ-2 в июне 1979 г. был подписан президентом США Д.Картером и Л.Брежневым, договор не был ратифицирован американским сенатом, который был возмущен вторжением советских войск в Афганистан, а сам договор ОСВ-2 считал уступкой Советскому Союзу.
В ответ на размещение советских ракет средней дальности СС-20 в Восточной Европе, НАТО в декабре 1979 г. приняло «двойное решение»: продолжать переговоры по ОС В, но в случае их провала установить в Западной Европе до конца 1983 г.
572 крылатые ракеты «Круиз» и «Першинг», способные поражать объекты на территории СССР за очень короткое подлетное время. 18 ноября 1981 г, президент США Рейган предложил «нулевой вариант»; отменить решение о размещении в Европе ракет «Першинг-2» и «Круиз» в обмен на вывод советских ракет СС-20, СС-4 и СС-5 из стран Восточной Европы.
В начале 80-х годов усилия Советского Союза были направлены на то, чтобы не допустить развертывания американских ракет в Западной Европе, поскольку считалось, что это нарушит стратегическое равновесие, закрепленное ОСВ-2, еще более подорвет экономический бюджет советского народа. Одряхлевшее партийно-советское руководство продолжало отстаивать «законы классовой борьбы», удерживать в идеологической узде свой народ, своих союзников и потенциальных противников. Оно не в состоянии было поступиться принципами марксизма-ленинизма даже перед опасностью самоуничтожения.
Источники и литература
Александров-Агентов A.M. От Коллонтай до Горбачева. М., 1994.
Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.). М., 1991.
Ахромеев С. Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата: Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г. М., 1992.
Брежнев Л.И. О внешней политике КПСС и Советского государства: Речи и статьи. М, 1978.
Громов Б. Ограниченный контингент. М., 1994.
Громыко А.А. Во имя торжества ленинской внешней политики: Избранные речи и статьи. М., 1978.
Марчук Н.И. «Необъявленная» война в Афганистане: Официальные версии и уроки правды. М., 1993.
4.4.1. СССР осуществлял последовательную поддержку национально-освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР . Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд. долларов (при этом, многие братские страны брали в долг, который исчислялся млрд. долларов).
4.4.2. В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. Соединенные Штаты, как и СССР, оказывало широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в третьем мире. Эта борьба также отнимала у Советского Союза огромные средства.
4.4.3. В третьем мире интересы СССР столкнулись такжес интересами Китая , который заметно укрепил здесь свои позиции.
4.4.4. Вторжение в Афганистан. Во второй половине 70-х годов СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Анголе, Мозамбике, Эфиопии).
В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.
4.5. Обострение холодной войны. Используя афганский фактор, Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно-техническую блокаду, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный в 1949 г. в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американсцы бойкотировали ХХII Олимпийские игры, проходившие в Москве (в ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе). В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).
В результате, в начале 80-х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы ).
Итоги внешней политики.
4.6.1. За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности.
4.6.2. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.
4.6.3. В советской внешнеполитической концепции действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские. Тезис о советской экспансии служил основой для сплочения государств иной социальной системы против СССР (прежде всего в рамках НАТО).
4.6.4. У советского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой половины 70-х годов. Но к началу 80-х гг. СССР втянулся в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал и без того ослабленную советскую экономику. Международный кризис, в значительной степени вызванный действиями СССР в Афганистане, поставил мир на грань новой мировой войны.
ИТОГИ
5.1. В результате экономических реформ второй половины 60-х гг. и отказа от крайностей политики 40-х и 50-х гг., СССР в начале 70-х удалось активно развивать социальные, образовательные и прочие программы, благодаря чему удалось достичь ощутимого повышения уровня жизни населения ,.
5.2. В то же время, первоначальные попытки руководства во главе с Брежневым совместить административно-командную систему с материальным стимулированием показали, что возможности советской экономической модели были уже исчерпаны . Советская экономика (за исключением ВПК) осталась на индустриальной стадии, между тем, как экономика ведущих стран мира поднялась на стадию постиндустриальных научно-информационных технологий.
5.3. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Возраставшее несоответствие директивного планирования и внеэкономических методов хозяйствования требованиям развитого индустриального и зарождавшегося научно-индустриального производства, вызывали объективную потребность в изменении экономических порядков в СССР.
5.4. Замедление экономического роста, свертывание социальных программ к началу 80-х годов в значительной степени было связано с проведением военно-стратегической и внешнеполитической линии на закрепление за СССР статуса супердержавы .
5.5. В целом, стремление населения и руководства страны к стабилизации в условиях советского социально-экономического и политического строя вылилось в тенденцию застоя . Нараставшие кризисные явления в экономике и внешней политике, находившиеся под спудом противоречия национальной политики свидетельствовали о приближении общего кризиса. При этом подобные процессы могли развиваться еще многие годы, поскольку реальный политический кризис в сложившейся духовной и социо-психологической атмосфере не угрожал властной системе.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Охарактеризуйте основные черты застойных явлений в экономической и духовной жизни СССР.
- Покажите, в чем выражалось проявление инакомыслия в СССР и как власти реагировали на зарождение диссидентства в стране?
- В чем проявился кризис мировой социалистической ситемы?
- Чем объяснялись столь значительные вложения средств в развитие военно-промышленного комплекса СССР?
5. Ознакомьтесь с таблицей. Прокомментируйте представленные в ней данные. Сделайте вывод о характере развития советской экономики.
Таблица . Удельный вес средств производства и предметов потребления в общем объеме промышленного производства в СССР (1940-1986 гг.) и России (1992 г. 1 квартал 1994 г.), в процентах
Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»
Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.
Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.
Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР.) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).
Начало "холодной войны". С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" - такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х - начале 90-х годов. Он характеризовался, прежде всего, враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы.
Помимо "западного" и "восточного" военно-политических блоков возник загадочный "третий мир". К странам "третьего мира" относятся государства, сравнительно недавно освободившиеся от колониальной зависимости, имеющие невысокий уровень экономического развития и неустойчивую политическую систему.
После Второй мировой войны колониальная система начала стремительно распадаться. Великобритания и Франция - основные колониальные державы - теряли свои владения в Африке, Азии, Индокитае, на Ближнем Востоке. К какому блоку примкнут правительства освобождённых стран? Нередко они и сами этого не знали, озабоченные тем, как удержать власть среди военно-революционного хаоса. И тогда Сталин принялся за наследство одряхлевшего "британского льва". Те из государств "третьего мира", которые пользовались активной военной и экономической поддержкой СССР, получили название "стран социалистической ориентации".
Новый генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв и его сторонники, министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе и заведующий международным отделом ЦК А.Н. Яковлев, резко изменили характер внешней политики СССР. После долгих и трудных переговоров с Рейганом 8 декабря 1987 г. было заключено советско-американское соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности.15 мая 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана. Горбачёв полностью отказался от поддержки просоветских режимов в Восточной Европе, и в результате "демократических революций" к 1990 г. "восточный блок" перестал существовать. В "холодной войне" двух сверхдержав, начавшейся в 1946 г., победили США. СССР (после августа 1991 г. - Российская Федерация) отказывается от статуса сверхдержавы, предпочитая сосредоточить все силы на внутренних политических и экономических реформах. В октябре 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал «Пакт о Капитуляции» России перед США, после чего Российская Федерация обрела статус экономической «колонии».
СССР противостоял экспансионистской политике США, расширяя собственную экспансию в страны «третьего мира». В 1960-х - нач. 1980-х гг. СССР участвовал в воору-жённых конфликтах и войнах в более чем 10 странах «третьего мира».
СССР оказывал просоветским режимам этих стран «интернациональную помощь» в форме :
Отправки советских военных специалистов и контингентов;
Обучения в СССР военных специалистов из этих стран;
Поставок вооруже-ний и военной техники на огромные суммы.
Наиболее крупные локальные войны и вооружённые конфликты имели место в Лаосе (1960-1970 г.), Египте (1962-1974 гг.), Вьетнаме (1965-1974 гг.), Сирии (1967-1973 гг.), Камбодже (1970 г.), Бангладеш (1972-1973 гг.), Анголе (1975-1979 гг.), Мозамбике (1967-1969 гг.), Эфиопии (1977-1979 гг.), Афганистане (апрель 1978-1991 гг.).
По западным дан-ным, СССР предоставил развивающимся странам вооружения и воен-ной техники на сумму: в 1966-1975 гг. - 9,2 млрд., в 1978-1982 гг. - 35,4 млрд. долларов. Росло количество стран - объектов этой помощи. В 1966-1975 гг. её получали 29 стран, в 1980-1984 гг. - 36. Поставки вооруже-ний производились в политических целях, с экономиче-ской точки зрения они были убы-точны для СССР. К нач. 1980-х гг. СССР занял 1-е место в мире по экспорту вооружений, опередив США.
Ближневосточный конфликт.
СССР и Латинская Америка.
В нач. 1970-х гг. СССР поддерживал президента Чили С. Аль-енде , рассчитывая на то, что Чили пойдёт по пути социа-лизма . Однако неудачная экономическая по-литика Альенде при-вела в 1973 г. к военному перевороту, гибели президента Альенде и установлению в Чили диктатуры гене-рала А. Пиночета .
В 1979 г. у Советского Союза появился новый союзник в Ла-тин-ской Америке - Никарагуа , где после свержения диктатора А. Сомосы к власти пришёл Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО), выбравший социалистический путь развития. СССР оказал Никарагуа военную и экономическую помощь. На практике сандинистский режим вскоре выродился в диктатуру.
СССР и Африка.
В сер. 1970-х годов рухнула пос-ледняя колониальная империя: португальские колонии - Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. В 1979 г. в Эфиопии при советской поддержке была свергнута монархия и установлен режим генерала Менгисту Хайле Мариама . СССР поддерживал Судан, Сомали, Конго, Ан-голу, Мозамбик, Гвинею-Бисау, объявивших о выборе социалистического пути развития. Помощь СССР государст-вам Африки выросла с 241 млн. долларов в 1965 г. до 3,5 млрд. долларов в 1974 г. (Особенно Анголе, Мозамбику и Эфиопии).
Стремление СССР увеличить число союзников привело к неразборчивости в выборе по-литических партнёров, к дружбе с режимами дикта-торского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Такую же политику проводили и США, поддерживая различных диктаторов (исходя из принципа «Он мерзавец, но он наш мерзавец»). К началу 1980-х годов Советский Союз за счёт военной и экономической помощи расширил сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфио-пии и др. государствах утвердились просоветские режимы.
Афганская война 1979-1989 гг.
В Афганистане в апреле 1978 г. в результате переворота к власти пришла Народно-демократическая пар-тия Афганистана (НДПА) во главе с Н. Тараки? . Она получила советскую военную, экономическую и по-литическую поддержку. Осенью 1979 г. в Афганистане произошёл новый переворот. Проамериканский политик Х. Ами?н убил Н. Тараки. При поддержке ЦРУ США активизировались исламские фундаменталисты, на территории Па-кистана были созданы центры по их боевой подготовке.
В декабре 1979 г. советское руководство (инициаторы - Ю. В. Андропов , А. А. Громыко и Д. Ф. Устинов с одобрения Л. И. Брежнева ) приняло решение ввести в Афга-нистан «ограни-ченный контингент со-ветских войск» (около 200 тыс. человек). Советские десантники взяли штурмом президентский дворец, X. Амин был убит. К власти пришло просоветское правительство во главе с Б. Кармáлем . Фак-тически произошла оккупация Афганистана. На Ге-неральной Ассамблее ООН действия СССР в Афганистане осудили 104 государства.
СССР был втянут в кровопролитную войну, в которой по-гибло по официальным данным 15.051 советский военнослужащий и более 1 млн. афганцев. 35 тыс. советских военнослужащих было ранено, около 300 пропали без вести. Местное население поддерживало моджахедов (афганских партизан, борцов за веру. В СССР их называли душманами , т.е. бандитами). Война в Афганистане нанесла удар по разрядке напряжённости, привела к росту антисоветских и антироссийских настроений в исламском мире. Из-за советской интервенции в Афганистане США и ряд других стран бойкотировали Московские Олимпийские игры 1980 г. В ответ СССР и большинство стран социалистического лагеря (кроме КНР, Югославии и Румынии) бойкотировали Олимпийские игры 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).
Новый виток гонки вооружений.
Военное вмешательство СССР в дела Афганистана осудило подавляющее большинство членов ООН. Резко обост-рились отношения с США. Президент США Д. Картер заявил о возможности «ограниченной ядерной войны », предусматривавшей нанесение первого удара по противнику.
В ночь на 1 сентября 1983 г. над секретными военными объектами Камчатки и Сахалина пролетел южнокорейский пассажирский самолёт Боинг-747. Он был сбит ракетами истребителя Су-15 (лётчик Г. Осипович ). Боинг-747 упал в море у берегов Японии, погибли 269 пассажиров и все члены экипажа. (Тела погибших не были обнаружены). Отношения между Запа-дом и СССР вновь резко обострились. Президент США Р. Рейган назвал СССР «импе-рией зла» и при-нял решение форсировать создание стратегической оборонной инициа-тивы (СОИ), т. е. развернуть «космический щит» над США (программа «звёздных войн»).
Таким образом , в нач. 1980-х гг. усилилось противостояние СССР и Запада, более очевидным стал кризис социалистической системы.
Афродита, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены Богини красоты у разных народов имена
«плюсы» и«минусы» демократии
Геодезист. Кто такой геодезист? Описание профессии. Профессия геодезист Геодезист обучение
Магеллановы облака: кто они?
Перечный соус для стейка Сливочный перечный соус