Д.В. Стрельцов: «Политическая ситуация сейчас крайне сложная

  • 17.08.2019

Поражения европейских партнеров Японии по фашистскому блоку осенью и зимой 1942/43 г., возросшее сопротивление вооруженных сил западных союзников на Тихом океане вынуждали японское правительство разрабатывать дополнительные меры по дальнейшей мобилизации ресурсов метрополии и захваченных территорий для ведения на огромных пространствах затяжной войны, основную тяжесть которой несли на себе трудящиеся массы страны.

В Японии продолжался процесс усиления диктатуры военщины и монополий, установления жесткого государственно-монополистического контроля над экономикой. Активизировалась деятельность ассоциации помощи трону (АПТ), созданной вместо «самораспустившихся» буржуазных партий, а также политической ассоциации помощи трону (ПАПТ), организованной в 1942 г. из различных фракций парламента. Последний все больше превращался в послушное орудие «дзайбацу» и военно-фашистских кругов. Одновременно проводились в жизнь мероприятия, призванные взвалить на плечи японских трудящихся и населения захваченных территорий все тяготы войны.

В начале 1943 г. были изданы императорские указы об особых правах правительства в военное время, предоставлявшие премьер-министру генералу Тодзио чрезвычайные полномочия. Вместе с тем в марте состоялось назначение советниками правительства в ранге министров семи представителей крупнейших монополий. В их числе были: адмирал Т. Тойода - президент контрольной ассоциации железоделательной и сталелитейной промышленности, связанный семейными узами с концерном «Мицубиси»; Г. Фудзивара -президент корпорации по распределению промышленного оборудования, бывший председатель крупных дочерних компаний концерна «Мицуи», а также другие магнаты промышленности и финансов, представлявшие крупнейшие монополии Японии 1. Совместно с кабинетом министров они составляли высший экономический совет, имевший право давать премьеру рекомендации как в осуществлении руководства военной экономикой, так и в отношении важнейших политических мероприятий. Таким образом, правительственная политика, проводившаяся в интересах крупных монополий, направлялась олигархической верхушкой, влияние которой еще больше усилилось.

Тодзио провел через парламент законопроекты, направленные на дальнейшую милитаризацию жизни страны. 81-я сессия парламента (декабрь 1942 г.- март 1943 г.) одобрила законы о введении дополнительных налогов, повышении цен на некоторые товары, утверждении бюджета, в пропагандистских целях названного «бюджетом решительного наступления» 2.

Японские монополисты имели определяющее влияние в правительстве, они усилили свои позиции в экономике страны и на захваченных территориях. Представители «дзайбацу» заняли ключевые посты в «ассоциациях контроля» - смешанных органах правительства и монополий, осуществляли контроль за размещением военных заказов, выпуском промышленной продукции, распределением сырья и рабочей силы, а также за выделением средств для вложения в военные отрасли промышленности. Монополисты использовали законы военного времени с целью поставить в экономическую зависимость, привязать к себе мелкие и средние фирмы и привлечь государственные средства для расширения производства. В 1942 г. произошло 410, а в 1943 г.-570 случаев слияния подобных фирм с общим капиталом 10,7 млрд. иен с крупными монополиями 3. К 25 января 1943 г. было создано 22 «ассоциации контроля», представителями которых стали директора крупнейших промышленных компаний и торговых фирм. Они объединили 2638 компаний 4.

Когда высшее военно-политическое руководство пришло к выводу, что война приобретает затяжной характер, оно стало отпускать на развитие наиболее важных военных отраслей промышленности дополнительные средства. Наиболее значительные ассигнования предоставлялись самолетостроительным концернам. Например, ассигнования концерну «Кавасаки дзюко» в 1942 г. возросли с 824 457 тыс. иен в первой половине года до 1 231 915 тыс. иен во второй половине года, а процент участия государства в финансировании производства концерна возрос с 54,5 процента до 63,5 5.

В результате усиления эксплуатации рабочих и применения системы оплаты заказов, разработанной «ассоциациями контроля» в интересах монополий, владельцы наиболее крупных компаний получали все увеличивавшийся процент прибыли.

1 Тайхзйё сансо си (История войны на Тихом океане), т. 5, ч. II, стр. 80-81.

2 Тояма Сигэки и другие. Сева си (История периода Сева). Токио, 1959, стр. 242.

3 Подсчитано по: Японский милитаризм (Военно-историческое исследование) М., 1972, стр. 183, 199; История войны на Тихом океане. Т. III. Первый период войны. Перевод с японского. М., 1958, стр. 325.

4 Подсчитано по: Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане). Т. 4 Тай-хэйё сэнсо (Война на Тихом океане). Ч. I. 1940-1942. Токио, 1972, стр. 277

5 Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане), т. 4, ч. I, стр 303.

Например, головная компания концерна «Мицуи» в 1942 г. получила чистой прибыли 119 971 тыс. иен (в 1941 г.- 23 785 тыс. иен). Прибыль компании «Мицубиси дзюкогё» возросла с 18 процентов в 1941 г. до 25 процентов в 1943 г. (соответственно с 37 774 тыс. иен до 88 768 тыс.). Если прибыли всех японских компаний в 1941 г. составляли 4,8 млрд. иен, то в 1942 г. они повысились до 5,3 млрд. иен, а в 1943 г.- до 6,3 млрд. иен 1.

В отчетах крупные компании указывали заниженные цифры прибылей - каких-нибудь 15-20 процентов. В действительности владельцам контрольных пакетов акций военных компаний ежегодно удавалось увеличивать объявленный и оплаченный капитал в 1,5-2 раза. Капитал компании тяжелой промышленности «Мицубиси», например, в начале войны составлял 240 млн. иен, а в 1942 г.- уже 480 млн. иен 2.

После захвата японскими войсками обширных территорий Юго-Восточной Азии и стран Южных морей перед «дзайбацу» открылись еще более широкие возможности обогащения. Для создания лучших условий эксплуатации ресурсов оккупированных территорий в ноябре 1942 г. было образовано министерство по делам «великой Восточной Азии». Монополиям передавались судоверфи, склады и рудники. Судоверфи Сингапура перешли во владения «Мицубиси дзюкогё», судоверфи и склады Гонконга достались концернам «Мицуи» и «Мицубиси». «Мицуи» стал владельцем медных рудников Севанто на Филиппинах, а «Мицубиси» овладел контролем над разработкой фосфора в Лаокае (Индокитай) и т. д.

Валютная политика японского империализма в странах «сферы сопроцветания» была направлена на то, чтобы облегчить выкачивание оттуда стратегического сырья и продовольствия. Обесценивая местную валюту и внедряя в обращение военные иены и местные военные денежные знаки, японские захватчики извлекали двойную выгоду: закупали по дешевке местные товары и увеличивали выручку от продажи населению собственных товаров. Это позволяло японским властям расходовать огромные средства на содержание своей оккупационной армии и многочисленных советников и чиновников. В 1942 г. из Индокитая, Таиланда и Бирмы было вывезено 1 424 тыс. тонн, а из Кореи и Тайваня - 1 157 тыс. тонн риса.

Японское правительство львиную долю средств государственного бюджета выделяло на военные расходы. В 1942/43 г. было израсходовано 22,8 млрд. иен, то есть 90 процентов расходов государственного бюджета3.

Рост военных расходов и прибылей монополий происходил в основном за счет усиления эксплуатации трудящихся. Продолжительность рабочего дня в 1942 г., по официальным данным, составляла 12-13 часов. В том же году японские рабочие из общей массы стоимости, произведенной ими в течение года, получили в качестве заработной платы менее одной трети, а японским капиталистам в качестве прибавочной стоимости досталось более двух третей 4.

С марта 1942 г., после введения в действие нового закона о трудовой повинности мужчин и женщин в возрасте от 12 до 70 лет, количество мобилизованных в военную промышленность рабочих стало быстро увеличиваться и к концу года достигло 623 385 человек (в 1940 г.-311 734 человека). Трудовая повинность, которая создавала для рабочих подлинную военную каторгу, была введена по настоянию «дзайбацу».

1 Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане), т. 4, ч. I, стр. 299 - 300; Я. Певзнер. Монополистический капитал Японии («дзайбацу») в годы второй мировой войны и после войны. М.- Л., 1950, стр. 111.

2 Т. Виссон. Военная экономика Японии. Перевод с английского. М., 1949, стр. 245.

3 М. Лукьянова. Японские монополии во время второй мировой войны. М., 1953, стр. 179 - 181.

4 «Асахи», 21 мая 1944 г.; М. Лукьянов а. Японские монополии во время второй мировой войны, стр. 349.

Рабочие, мобилизованные в военную промышленность, жили в общежитиях под надзором полицейских и постоянной угрозой наказания и лишения продовольственного пайка. По мере расширения войны во все больших масштабах использовался труд рабочих из оккупированных стран. Так, например, число корейских рабочих в Японии в 1942 г. достигло 112 тыс. человек (в 1941 г. - 53,5 тыс. человек) 1.

Несмотря на рост потребностей в основных видах промышленной продукции, японским правящим кругам не удалось, по существу, увеличить производство в стране электроэнергии, угля, чугуна (таблица 38).

Таблица 38. Производство важнейших видов промышленной продукции в Японии во втором полугодии 1942-первом полугодии 1943 гг.
Виды продукции 2-я половина 1942 г. 1-я половина 1943 г. Рост производства в 1-м полугодии 1943 г. по сравнению со 2-м полугодием 1942 г. в процентах
Электроэнергия (млрд. квт-ч) 16,8 16,9 100,6
Каменный уголь (млн. т) 27,1 27,7 102,2
Чугун (млн. т) 2,2 2,2 100
Сталь (млн. т) 3,5 3,9 111,4
Железная руда (млн. т) 1,1 1,3 118,2
Алюминий (тыс. т) 51,5 70,7 137,3
Медь (тыс. т) 52,6 62,4 118,6
Станки (штук) 212 562 265

Примечание. Подсчитано по среднемесячным показателям.

Одной из важных причин, сдерживавших развитие японской промышленности, являлась нехватка электроэнергии. Среднемесячное производство электроэнергии в 1942 г. составляло 2 800 млн. квт-ч, а в первые месяцы 1943 г. оно снизилось: в январе было выработано 2 683 млн., в феврале - 2 407 млн., в марте - 2 757 млн. квт-ч 3.

Снабжение Японии каменным углем в 1942 г. по сравнению с предыдущим годом сократилось вследствие уменьшения добычи в метрополии и ограничения ввоза. В 1943 г. тоннаж судов, предназначенных для перевозки этого вида топлива, уменьшился по сравнению с 1942 г., что повлекло за собой снижение доставки угля на Японские острова с 8 750 тыс. тонн до 6 030 тыс. тонн 4.

В связи с войной потребление нефти и очищенных нефтепродуктов в Японии в 1941/42 бюджетном году увеличилось. Возросшие нужды пришлось удовлетворять за счет запасов: в 1942/43 бюджетном году из запасов было использовано 10 664 тыс. баррелей (в 1941/42 бюджетном году - 688 тыс. баррелей) 5.

1 Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 308; История войны на Тихом океане, т. III, стр. 324.

2 История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 100-101.

3 Подсчитано по: История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 100-101; Э. Аккерман. Природные ресурсы Японии и перспективы японской экономики. Перевод с английского. М., 1955, стр. 190, 191.

4 Хаттори Такусиро. Дайтоа сэнсо дзэн си (Полная история войны в великой Восточной Азии), стр. 640; История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 103.

5 Бюджетный год в Японии начинался 1 апреля и заканчивался 31 марта. Американский баррель равен 158,9 литра; Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 133.

Уменьшение запасов нефти в 1941/42 бюджет ном году до 38 229 тыс. баррелей побудило японское правительство ограничить невоенное потребление и увеличить ее ввоз. Однако уменьшение тоннажа торгового флота создало большие трудности в сохранении энергобаланса, в котором уголь и нефть в 1942 г. занимали 71,7 процента.

Развитие военной промышленности Японии сдерживалось также невысоким уровнем производства чугуна и стали. В 1941/42 бюджетном году добыча и импорт железной руды в Японии составили 7 412 тыс. тонн, причем ввоз почти в два раза превышал добычу. Кроме того, внутри страны и вне ее было закуплено 1 290 тыс. тонн железного лома, а также использовано 2 118 тыс. тонн металлических отходов производства. Однако этого вида стратегического сырья недоставало, поэтому из запасов было взято 1 300 тыс. тонн железной руды и 1 369 тыс. тонн железного лома. В результате их запасы значительно сократились 1. Острая нехватка торговых судов вынудила правительство увеличить отпуск стали на их строительство за счет сокращения военного кораблестроения. Для увеличения производства авиационного вооружения потребовалось уменьшить в 1942 г. выпуск артиллерийских орудий большого калибра, автомашин, а в 1943 г. и танков (таблица 39).

В военном производстве основное внимание обращалось на увеличение выпуска самолетов, боевых кораблей, радиолокаторов, полевых орудий и автоматического стрелкового оружия. Так, с октября 1942 г. по март 1943 г. японская промышленность выпустила на 1880 самолетов больше, чем за предыдущее полугодие. Японское правительство уделяло значительное внимание строительству боевых кораблей. В 1942/43 бюджетном году из 59 построенных боевых кораблей 40 относились к кораблям основных классов: 6 авианосцев, линкор, 2 крейсера, 9 эсминцев и 22 подводные лодки (в 1941/42 бюджетном году из 48 построенных кораблей 27 были основных классов) 2.

Учитывая опыт военных действий на море, японское высшее командование отказалось от постройки линкоров и тяжелых крейсеров, сосредоточив усилия на строительстве легких крейсеров, эсминцев и подводных лодок. Поэтому общее водоизмещение боевых кораблей, введенных в строй в 1943 г., было меньшим (145,8 тыс. тонн), чем в 1942 г. (230,7 тыс. тонн) 3.

Несмотря на трудности, японскому правительству в основном удалось обеспечить потребности военной промышленности в стали и других металлах и увеличить производство вооружения, боевой техники и боеприпасов, что видно из таблицы 39.

Важное значение для военно-морского флота и ПВО страны имело производство радиолокаторов, выпуск которых начался в 1941 г. В 1941/42 бюджетном году их было произведено 338 штук, а в 1942/43 - 1450 штук 4. Однако оснащение ими кораблей происходило медленно.

Военно-политическое руководство Японии прилагало значительные усилия для увеличения строительства торговых судов, что подтверждается данными таблицы 40. Несмотря на увеличение выпуска судов, судостроительная промышленность не смогла обеспечить потребности страны из-за больших потерь в торговом флоте. В 1942/43 бюджетном году были потоплены или сильно повреждены японские торговые суда водоизмещением 1 130 тыс. брт 5.

1 Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 116 - 118.

2 Тайхэйё сэнсо сюкэцу рон (Окончание войны на Тихом океане), стр. 3186; Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 233, 268.

3 Тайхэйё сэнсо сюкэцу рон (Окончание войны на Тихом океане), стр. 3186.

4 Там же, стр. 318.

5 Подсчитано по: Xаттори Такусиро. Дайтоа сэнсо дзэн си (Полная история войны в великой Восточной Азии), стр. 643.

Таблица 39. Производство основных видов вооружения, боевой техники и боеприпасов в Японии во второй половине 1942-первой половине 1945 гг

Вооружение, боевая техника и боеприпасы

2-я половина 1942 г. 1-я половина 1943 г. Рост производства в 1-м полугодии 1943 г. по сравнению со 2-м полугодием 1942 г. в процентах
Винтовки (тыс)
Пулеметы всех видов (тыс)
Орудия и минометы* (тыс)
Танки и САУ (тыс)
Самолеты (тыс)
Боевые корабли основных классов
Боеприпасы (тыс. т)

Примечание. Военное производство, кроме самолетов и кораблей, подсчитано по среднемесячным показателям.

* В том числе полевые, зенитные и корабельные. В таблицу не включены вооружение и боеприпасы, выпущенные в Маньчжурии и Корее.

Таблица 40. Производство торговых судов в Японии в 1942/43 бюджетном году (тыс. брт)

Кварталы

Месяцы

Водоизмещение

Апрель, май, июнь

Июль, август, сентябрь

Октябрь, ноябрь, декабрь

Январь, февраль, март

Итого за бюджетный год

или на 710 тыс. брт больше, чем построено. Стремясь компенсировать потери, японское правительство вкладывало в судостроение дополнительные ассигнования, выделяло для него рабочую силу и металл за счет других отраслей промышленности, главным образом текстильной, которая в период войны из года в год сокращала выпуск продукции. Уменьшалось также производство в химической, пищевой и других невоенных отраслях промышленности.

Таким образом, рост военной продукции в Японии в конце 1942 - начале 1943 г. обеспечивался увеличением ввоза стратегического сырья с захваченных территорий и сокращением невоенных отраслей промышленности. На данном этапе войны промышленность производила для японской армии в основном достаточное количество оружия, хотя уже отмечалась тенденция снижения выпуска продукции танкостроения, военного кораблестроения и т. д.

1 Составлена по: Тайхэйё сэнсо сюкэцу рон (Окончание войны на Тихом океане), стр. 3186; Дайтоа сэнсо кокан сэн си (Официальная история войны в великой Восточной Азии). Т. 17. Окинава хомэн кайгун сакусэн (Операции военно-морского флота в районе Окинавы). Токио, 1968, стр. 79; т. 33, ч; 2. Рикугун гундзю дойн (Мобилизация военного производства для сухопутных войск). Токио, 1970, приложение N° 9" Фукуи Сидзуо. Нихон-но гункан (Японский флот), стр. 312-318; Дж. К о е н! Военная экономика Японии, стр. 216-236.

2 Составлена по: Xаттори Такусиро. Дайтоа сэнсо дзэн си (Полная история войны в великой Восточной Азии), стр. 643.

Сельскохозяйственное производство Японии и ввоз продуктов с оккупированных территорий позволили в 1942 г. в основном удовлетворить потребности вооруженных сил и нормированное снабжение населения страны. Положение облегчалось хорошим урожаем в метрополии риса являющегося важным продуктом питания японцев. Довоенное потребление риса составляло 12 -13 млн. тонн. В 1942 г. в метрополии было выращено 10,7 млн. тонн (в 1941 г.-8,8 млн. тонн) и ввезено почти 2,6 млн тонн. В 1943 г. положение стало ухудшаться: в метрополии было получено около 10 млн. тонн и ввезено только до 1,2 млн. тонн риса 1.

Для увеличения площадей под продовольственные культуры японские оккупационные власти заставляли местное население уничтожать сады и парки в Таиланде, сокращать плантации каучука в Малайе, кофейные --на Яве и сахарного тростника - на Филиппинах. Для получения новых полеводческих участков уничтожались целые лесные массивы.

Правительство Японии разработало проект создания продовольственной базы в Маньчжурии. Предполагалось переселить туда некоторую часть японского населепия и организовать крупные хозяйства фермерского типа. Однако реализовать этот план из-за недостатка средств не удалось. В целом ввоз риса и его запасы уменьшились. Примерно такое же положение наблюдалось с другими злаковыми культурами. Сократилось производство сельскохозяйственных орудий, уменьшилась обрабатываемая площадь, значительно упало применение удобрений. В результате снизилась урожайность ряда культур 2.

Из-за реквизиции рыболовных судов, сокращения районов рыболовства, уменьшения численности рыбаков наблюдался спад улова рыбы. Основная масса населения сидела на голодном пайке. К тому же парламент принял закон о повышении цен на ряд товаров, процветала спекуляция на «черном рынке». В 1942 г. система нормированного распределения риса была распространена на всю страну. В том же году произошла частичная замена в пайке риса пшеницей и ячменем, а в 1943 г.- картофелем. Рыба, являвшаяся одним из основных продуктов питания, выдавалась в мизерном количестве 3.

Одновременно усиливалась эксплуатация японских трудящихся. Опираясь на указ «Об организации труда на важнейших предприятиях», владельцы предприятий отменяли всякие ограничения рабочего дня и нормирование заработной платы 4. Падение реальной заработной платы, жестокая эксплуатация, ухудшение общего жизненного уровня вызывали у масс недовольство.

Правительство Тодзио принимало меры к усилению идеологической обработки населения в милитаристском духе. Широко распространялся лозунг «бороться и победить во второй год войны». Созданное взамен профсоюзов «общество промышленного служения отечеству» («сангё хоко-кукай»), охватывавшее почти всех занятых на предприятиях рабочих, пропагандировало полное самоотречение в интересах достижения победы, беспрекословное подчинение властям и администрации предприятии. В идеологической обработке населения принимали участие и многие деятели культуры. В ноябре 1942 г. в Токио был созван съезд писателей

1 Подсчитано по: История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 108; Дж. К о е В. Военная экономика Японии, стр. 340.

2 Э. Аккерман. Природные ресурсы Японии и перспективы японской экономики, стр. 92.

3 А. Динкевич. Военные финансы Японии (1937-1945). М., 1958, стр. II, Дзидзи нэнкан (Ежегодник текущих событий). Токио, 1947, стр. 434.

4 История войны на Тихом океане, т. III, стр. 323.

В ноябре 1942 г. в Токио был созван съезд писателей «великой Восточной Азии» - членов общества служения отечеству через литературу, на котором обсуждались вопросы мобилизации моральных сил народов на успешное завершение войны. Широко демонстрировались кинофильмы, прославлявшие победы японских вооруженных сил.

Несмотря на разнообразные средства милитаристской, шовинистической пропаганды, в стране усиливалось недовольство затянувшейся войной и связанными с нею лишениями. Сообщения японской прессы, в которых говорилось о поражениях немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, вызывали большой интерес и широко комментировались. Росло число прогулов и актов саботажа на предприятиях. Рабочие вели борьбу за повышение заработной платы, сокращение рабочего дня. Если в 1942 г. в стране было зафиксировано 268 трудовых конфликтов, то в 1943 г.-417. Осенью 1942 г. вспыхнули забастовки на предприятиях «Фурукава» (префектура Тотиги) и «Хитати» (Токио). В 1942 г. в стране произошло 2756 трудовых конфликтов крестьян, направленных против помещиков и местных властей. Японские коммунисты в трудных условиях глубокого подполья продолжали борьбу 1.

В целом состояние экономики Японии все более осложнялось, а условия затягивавшейся войны грозили дальнейшим ее ухудшением. Росло недовольство трудящихся масс лишениями войны, увеличивалось их сопротивление возраставшей эксплуатации со стороны монополистического капитала.

Таким образом, зимой 1942/43 г. под влиянием неблагоприятного хода военных действий, роста тягот войны, принявшей затяжной характер, произошло общее ослабление тыла агрессивного блока. Вместе с тем положение каждого из участников этого блока было неодинаковым.

Фашистская Германия использовала в своих интересах военно-экономический потенциал почти всей Европы. Принимались экстренные меры по мобилизации экономических ресурсов для форсирования военного производства. Тотальная мобилизация, вызванная поражением на советско-германском фронте, представляла собой новое напряжение сил. Она позволила в определенной мере восполнить потери и удовлетворить потребности вермахта. В военном производстве новое пополнение кадров оказалось далеко не равноценным. Вместе с тем тотальная мобилизация способствовала развитию внутриполитического кризиса в стране. Под влиянием событий на фронтах в некоторой части народа поколебалась уверенность в победе, прежние иллюзии рассеивались.

В более сложном положении оказалась Италия. Ее экономика испытывала серьезные трудности с сырьем и рабочей силой. Потерпела провал тотальная мобилизация. Военное производство явно не справлялось с возросшими потребностями фронта. Германия не выполнила обещанных поставок. Резко ухудшилось материальное положение итальянских трудящихся, многие из которых голодали. В результате активной деятельности компартии Италии измученное тяготами войны население страны поднималось на борьбу против войны и фашистского режима, за улучшение условий жизни. Шел процесс консолидации демократических сил. Усилилась оппозиция в правящей верхушке и в самой фашистской партии. Фашистский режим в Италии переживал серьезный кризис, сузилась его социальная база, он терял основные точки опоры.

1 Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане), т. 5, ч. II, стр. 296-301.

С изменением обстановки на Тихоокеанском театре военных действий сократились возможности Японии в использовании сырья оккупированных территорий, от импорта которого находилась в большой зависимости ее экономика. Однако производство вооружения на данном этапе войны увеличивалось, если не считать его отдельных видов. Японская промышленность ценой огромного напряжения и безудержной эксплуатации трудящихся в основном еще справлялась с запросами армии и флота. Внутриполитическое положение Японии обострялось. Осложнения с продовольствием, снижение жизненного уровня порождали недовольство масс продолжавшейся войной и политикой правительства. В стране развивалось стачечное движение.

Фашистский блок все более уступал странам антигитлеровской коалиции в возможностях вести затянувшуюся войну, которая неумолимо требовала новых людских пополнений, вооружения, различной боевой техники и других материально-технических средств. Морально-политический потенциал стран фашистского блока снижался, внутриполитическое положение их все более усложнялось. Процессы общего ослабления фашистского блока (политические, экономические, военные) особенно давали себя знать в связи с развивавшимся переломом в ходе второй мировой войны в пользу антифашистской коалиции.

После ликвидации сегуната Токугава вся полнота власти в стране перешла в руки императорского правительства, состоявшего из представителей тех феодальных кругов, которые в известной степени учитывали интересы японской буржуазии и осуществляли преобразования буржуазного характера. Сравнительно слабая, тесно связанная с феодальными элементами, боявшаяся новых выступлений народных масс, буржуазия в основном поддерживала политику императорского правительства.

«Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в буржуазную монархию. В свою очередь, сравнительно быстрое капиталистическое развитие страны создавало предпосылки для дальнейшего продолжения и развития этого процесса. Однако значительная часть высшего дворянства и самураев стремилась к сохранению феодально-абсолютистских порядков. Внутри правящего лагеря шла острая борьба.

Князья и самураи, выступавшие во время гражданской войны против сегуната, рассчитывали укрепить свое господство, занять место дома Токугава и использовать императорскую власть для "спасения феодального строя. Ликвидация феодальных княжеств и роспуск самурайских дружин привели к тому, что множество самураев оказались не у дел. Лишь небольшая часть нашла себе место в качестве чиновников государственного аппарата и офицеров реорганизованной армии.

Недовольные элементы самурайства образовали феодальную оппозицию, выступавшую даже против тех умеренных преобразований, которые проводились правительством. В числе руководителей этой реакционной группировки были и некоторые члены императорского правительства (Такамори Сайго и др.).

Политическая программа, опубликованная этой группой, требовала сохранить феодальный строй и военно-феодальную диктатуру. «Мы не должны пытаться проводить цивилизацию Японии слишком быстро, -- говорилось в ней, -- должны отказаться от паровых машин и железных дорог и работать не покладая рук над усовершенствованием нашей военной системы».

Сторонники Такамори Сайго требовали немедленного военного похода против Кореи, в то время как другие члены правительства считали, что к этому походу следует более тщательно подготовиться. Это послужило поводом для выхода в 1873 г. Такамори Сайго и некоторых других министров из императорского правительства.

Недовольство части самураев усилилось после отмены в 1876 г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5--14-летней суммы прежнего содержания. В результате этого акта бывшие князья и самураи высших рангов получили от государства огромные деньги. Многие из них скупили по низким ценам казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы, полученные рядовыми самураями, были сравнительно невелики. Часть низшего самурайства восприняла отмену пенсий как новый удар по своим привилегиям.

Такамори Сайго готовил антиправительственный мятеж. Непосредственным поводом для выступления послужил изданный правительством закон, запрещавший носить мечи всем лицам, не находящимся на действительной военной службе. Самурайство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но в результате не скольких кровопролитных боев реакционный самурайский мятеж был подавлен.

Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа означало поражение сил, которые выступали за возвращение к старому.

Несмотря на то что «преобразования Мэйдзи» были половинчатыми и ограниченными, они значительно ускорили темпы развития капитализма в стране.

Возросла товарность сельскохозяйственного производства, наблюдался известный рост посевных площадей, увеличился вывоз шелка-сырца и чая -- главных японских экспортных товаров того времени. Развитие капитализма в японской деревне сочеталось с укреплением помещичьего землевладения и сохранением полуфеодальных методов эксплуатации крестьянства. Можно сказать, что развитие капитализма в японской деревне шло по «прусскому пути», однако объем и удельный вес феодальных пережитков были здесь несравненно большими, чем в Германии. Развитие капитализма сопровождалось дальнейшим обезземеливанием крестьян, сгоном их с земли. В 1883 г. лишилось земли свыше 33 тыс. крестьян, в 1884 г. -- 70 тыс., в 1885 г.-- 108 тыс.

В 70-х и особенно в 80-х годах развернулось интенсивное промышленное строительство. В 1868--1877 гг. было создано 489, а в 1878--1885 гг. -- 800 новых промышленных предприятий.

Но капиталами для создания крупных фабричных предприятий обладали лишь богатые купеческие дома, сложившиеся еще в феодальную эпоху (Мицуи и др.), которые предпочитали заниматься кредитными и торгово-ростовщическими операциями, приносившими большую прибыль.

В таких условиях важную роль в индустриализации Японии сыграло вмешательство государства. Крупные средства, мобилизованные правительством за счет огромных налогов с населения (главным образом с крестьянства), вкладывались в строительство промышленных предприятий. Экономическая политика японского правительства была тесно связана с его военно-стратегическими планами, со стремлением создать современные армию и военно-морской флот. Правительство приступило к сооружению военных заводов и арсеналов, крупных судостроительных верфей и железоделательных заводов. В других отраслях строились так называемые «образцовые предприятия»: крупные бумагопрядильные, шелкомотальные, ткацкие, спичечные фабрики, стекольные, пивоваренные, цементные и другие заводы.

В 80-х годах "большинство «образцовых предприятий» было по очень низкой цене продано частным предпринимателям. Медные рудники Асио, например, купила фирма Фурукава за сумму, составлявшую немногим более 20% вложений, сделанных правительством. Цементный завод, обошедшийся правительству в 90 тыс. иен, был продан частной фирме за 60 тыс. с рассрочкой платежа на 25 лет. Львиная доля предприятий попала в руки крупнейших капиталистических компаний -- Мицуи, Мицубиси, Фурукава, Ясуда. Нередко они многие годы продолжали получать крупные правительственные субсидии. Правительство предоставляло особые привилегии бывшим князьям и самураям, приступавшим к предпринимательской деятельности. Многие мануфактуры и мелкие фабричные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья строились помещиками. Зачастую японские помещики были одновременно и капиталистическими предпринимателями.

Отмеченные выше особенности промышленного развития Японии определили тесную связь крупной японской промышленной буржуазии с полуфеодальным абсолютистским государством, ее заинтересованность в сохранении и укреплении императорской власти. Это усиливало реакционность крупной японской буржуазии, укрепляло союз между японскими помещиками и капиталистами.

То обстоятельство, что капиталистическая индустриализация Японии осуществлялась в период, когда в Западной Европе и США уже утвердился промышленный капитализм, позволило японцам широко использовать и применять к своим условиям достижения зарубежной науки и техники, методы организации капиталистического производства. Как отмечал выдающийся японский марксист Сэн Катаяма, «японскому капитализму приходилось все создавать наново, начиная от акций и машин и кончая техническими навыками и приемами. Эта творческая работа не была, однако, слепым подражанием европейским образцам. Пересаженную из западных стран промышленность необходимо было приспособить к местным условиям и особенностям, дабы избежать неудач и получить наибольший хозяйственный эффект».

В 70--90-е годы промышленное производство развивалось в Японии более высокими темпами, чем в других капиталистических государствах. Однако его уровень и объем были в Японии значительно ниже, чем в «старых» капиталистических странах. В 1888 г. лишь 15,3% японских промышленных предприятий применяли механические двигатели. До конца 90-х годов почти отсутствовало производство чугуна и стали. Развитие промышленности в Японии серьезно тормозилось сильными пережитками феодализма и отсутствием таможенной самостоятельности (в связи с тем, что сохраняли силу неравноправные договоры). Тем не менее, Япония постепенно превращалась в капиталистическую страну с собственной промышленностью.

Промышленный капитализм побеждал и утверждался в Японии в то время, когда передовые капиталистические страны Запада уже вступили в период перерастания домонополистического капитализма в империализм. Общие закономерности развития мировой капиталистической системы и специфические особенности индустриализации Японии привели к тому, что здесь уже на раннем этапе развития промышленного капитализма стали появляться монополии. Ряд монопольных объединений и компаний возник в Японии в 80-х годах. В значительной степени это было вызвано стремлением японских промышленников выдержать конкуренцию иностранных товаров, беспрепятственно поступавших на японские рынки вследствие низких таможенных пошлин. Передача правительственных предприятий крупной буржуазии также способствовала быстрому росту и укреплению капиталистических концернов.

япония политическая политика война

Начитанают происходить с того момента, как был заключен мирный договор с США в 1952 г., что стало важнейшим рубежом для дальнейшего развития политики в целом. С принятием данного соглашения также меняется политический статус страны в целом.

Замечание 1

Япония приобрела суверенитет, хоть и несколько ограниченный, кровме того заключила ряд важнейших договоров и соглашений, а оккупация закончилась.Тем не менее, еще некоторая зависимость от сильнейших стран, в том числе США, осталась.

Наметилась деятельность либеральных партий на территории государства, в частности во главе с политическим деятелем Ёсида Сигэру была сформирована так называемая Либеральная партия.

Также к 1954 году началось оформление демократической партии, повсеместно распространенной везде. Ее политика была направлена на развитие межгосударственного взаимодействия, а также укрепление внутригосударственного строя.

В 1955 г. на очередном съезде 2 эти партии слились в одну - либерально-демократическую, сокращенно ЛДП. Данная партия представляла интересы народа, японских монополий, а также защищала капитализм и средний класс, основная цель данной партии - дать каждому благо, привести государство к благосостоянию.

В состав данной партии было включено 298 мандатов, в том числе 467 представителей японского парламента. Феномен создания данной партии длительное время изучали на западе, так как далеко не везде преобладали на тот момент двухпартийные системы. Данная партия также характеризовалась:

  • четко оформленной структурой,
  • контактами с финансовой верхушкой государства;
  • многими другимим положениями.

К 60-м годам появляются и другие партии, однако все они представляют схожие политические взгляды.

К 1976 г. наметился кризис основной партии, поэтому ряд депутатов покинули ее, связав это с умиранием партии. Политика была консервативной, что и негативно сказалось на ее существовании.

Кризис ЛДН

После того, как несколько депутатов покинули партию, мотивируя это дряхлостью и упадком партии, был создан Новый либеральный клуб, который кратко именовался НЛК. Говоря о клубе, необходимо было сказать, что он был достаточно популярен. Коммунистическая партия никогда не имела особого авторитета в Японии, а с распадом Советского Союза ее деятельность и вовсе сошла на нет.

Важную роль в отношении политической ситуации в стране сыграла также экономическая и культурная ситуация в стране. Успех Японии был обусловлен в данной сфере сразу несколькими факторами: бурным развитием промышленности, рост производительности, задействованием населения в труде и т.д. Демонстрировались высокие темпы в развитии и производстве, однако отсутствовало решение проблем в сфере экологии, социальной сфере, которые стали особенно заметными в последние годы.

Рисунок 1. Политические партии Японии. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Современная политика Японии

В последние несколько лет политические течения в Японии поменялись. После того, как по окончанию Второй мировой войны был разгромлен японский милитаризм, началась своеобразная реформа в японских политических рядах. Согласно действующим партиям стали создаваться различные профсоюзы. Их действие было направлено на формирование определенной политической ситуации в государстве. Понадобилось поражение в войне, чтобы политические силы осознали несостоятельность действующей политической системы.

В 1947 году Япония приобрела демократическую конституцию, что позволило ей развиваться и двигаться дальше. В частности, данная конституция содержала целый ряд прогрессивных статей, регламентирующий ряд вопросов, в том числе в политической сфере. Так, например, в ней содержались положения, касающиеся ведения войны, армии и флота, а также возможностей их использования для внешнеполитических целей.

Общественно-политическая атмосфера, которая направлена на создание определенной обстановки, отстаивала интересы наиболее близкой части обществ. Демократические преобразования, а также система американской администрации существенно повлияли на основные положения права и общества. Была выработана методика, обеспечивающая благоприятную реакцию японского общества.

Говоря о послевоенном политическом развитии Японии, также следует упомянуть о способностях быстро приспосабливаться к действующим условиям в мировых масштабах. При этом американская администрация, оказавшая существенное влияние на Японию, разумно определила конкретную методику оптимизации процессов в данной области. Также упор был сделан на развитие хозяйственных связей с другими государствами и развитие информационных технологий. В результате этого развивались информационные технологии, которые стали популярны в рынках мирового масштаба.

Говоря об образе Японии на мировом рынке, также следует сказать, что политическая власть после 2 мировой войны стала достаточно хорошо отлаженной и функционировала в полном объеме. Сегодня Япония является мировой экономической сверхдержавой в сфере информационных технологий, однако до сих пор обсуждается вопросы о ее независимости на международной арене.

На сегодняшний день перед нами предстаёт образ хорошо отлаженного государства, которое функционирует в полной мере. Эффективно работающий механизм политической власти, наличие богатой политической жизни делает данное государство авторитетным на международной арене.

В тоже время зависимость государства от политики других, сравнительно небольшая территория, недостаточность внутренних ресурсов показывает экономическую зависимость данного государства от других. В современных условиях Японии достаточно тяжело развиваться на международной арене в силу ограниченности территории, а также политики многих стран в отношении неё.

Замечание 2

Несмотря на значительные перемены в политической и экономической жизни, Япония до сих пор подвержена традициям. Это, несомненно, налагает некий отпечаток на политические особенности государства, обычаи, в том числе и при общении с международными лидерами.

Политическая ситуация в Японии, перспективы создания новой политической партии из числа сторонников губернатора Токио Юрико Коикэ, продолжение скандала вокруг обращения с информацией в Министерстве обороны - главные темы сегодняшней столичной печати.

09 08 2017
13:24

"Во время перестановок в правительстве на прошлой неделе, когда премьер-министр Синдзо Абэ пытался остановить снижение уровня поддержки кабмина из-за ряда скандалов, он также дал возможность своему "преемнику" Фумио Кисиде проявить себя в предстоящей гонке за пост председателя правящей партии. Кисида был освобожден от должности министра иностранных дел и занял место председателя политического совета партии - один из трех ключевых постов, который хотел занять сам экс-глава МИД... Для Кисиды на посту главы МИД было важно создать сеть прочных отношений с иностранными официальными лицами. Теперь он должны закрепить свои позиции в партии, если он хочет в будущем стать премьер-министром", - пишет газета Nikkei Shimbun.

Однако новое назначение - это не единственный показатель, говорящий о том, что нынешний премьер, похоже, оказывает поддержку Кисиде. "Следует также отметить, что Абэ назначил на министерские посты четырех представителей фракции, которую возглавляет Кисида. В правительстве эта фракция стала самой представительной. Председательство в политическом совете партии считается хорошей отправной точкой для лидеров Японии. Несмотря на то, что это ключевая должность, тот, кто ее занимает, обычно избегает критики, например, в случае провала партии на выборах. Все бремя ответственности на себя берет обычно генеральный секретарь партии. Назначение позволит Кисиде укрепить свои связи с представителями бизнеса. Однако, когда настанет время для борьбы за власть в партии, Кисида может получить еще и поддержку фракции Абэ, крупнейшей в ЛДП. Ее возглавляет Хироюки Хосода, бывший председатель генерального совета партии. Можно ожидать, что Абэ выразит желание передать власть Кисиде только в том случае, если премьер сможет сохранить свою власть в ЛДП", - отмечает издание.

Вместе с тем внимание политических аналитиков в Японии приковано к депутату нижней палаты парламента Масару Вакасе, который днем ранее объявил о создании политического объединения "Япония - прежде всего". По мнению политологов, выход этого движения на уровень общенациональной партии может серьезно изменить политический ландшафт в Японии, особенно, если она станет базой для создания партии Юрико Коикэ, которая занимает пост губернатора Токио. "Уже в сентябре пройдет собрание движения, на котором будут выбирать кандидатов для участия в выборах в декабре 2018 года. Главным выступающим на нем будет Коикэ. Для создания политической партии необходимы по меньшей мере пять депутатов парламента. 8 августа депутат от Демократической партии Госи Хосоно подал генсеку партии Ёсихико Ноде заявление о выходе из демпартии. В беседе с журналистами Хосоно отметил, что следит за действиями Вакасы и при возможности хотел бы с ним пообщаться. Таким образом, он показал, что ищет пути для сотрудничества с ним. Сам Вакаса также сказал, что на этой неделе хотел бы встретиться с Хосоно. Если добавить его к депутату нижней палаты Акихико Нагасиме и Сигэфуми Мацудзаве и Ёсими Ватанабэ в верхней, которые поддерживали движение Коикэ на выборах в Токио, в составе объединения будут пять человек", - пишет газета Yomiuri Shimbun, отмечая, что это может стать серьезной угрозой для правящей Либерально-демократической партии.

Газеты продолжают уделять много внимания скандалам, которые разгорелись вокруг прежнего состава японского правительства. В особенности прессу волнует ситуация вокруг Министерства обороны. "Целью ежегодного доклада об обороне состоит в том, чтобы проинформировать нацию и весь остальной мир о тех вопросах, которыми за последний год было занято Министерство обороны и Силы самообороны, а также об основных направлениях оборонной политики Японии. Но, к нашему удивлению, один важный вопрос был исключен из "Белой книги" 2017 года, которая была выпущена правительством 8 августа. В ней не было никакого упоминания о, как утверждается, имевшем место сокрытии отчетов о деятельности Сил самообороны в Южном Судане в составе миротворческой миссии. Объяснение Министерства обороны заключается в том, что этот доклад охватывает период с июля прошлого года по конец июня этого года. Действительно, группа, которая вела расследование в ведомстве, не раскрывала свои выводы о предполагаемом сокрытии информации до 28 июля. В тот же день глава ведомства Томоми Инада подала в отставку. Тем не менее это было огромная проблема, которая вызвала серьезные вопросы о состоянии гражданского контроля за Силами самообороны. Министерство обороны в декабре отклонило запрос о раскрытии информации, который был сделан осенью, заявив, что отчеты были уничтожены. Однако в феврале этого года министерство заявило, что они были найдены, и Инада поручила выяснить этот вопрос. Мы не понимаем, почему в "Белой книге" об этом ничего не упоминается", - подчеркивает Asahi Shimbun.

Пережив болезненный удар по своей финансовой системе после осеннего обвала национального фондового рынка, власти Японии в конце 2008 года вынуждены не только бороться с проявлениями общемирового кризиса, но и искать пути решения ряда серьезных внутренних экономических и политических проблем. Для того, чтобы справиться с этими вызовами, страна как никогда нуждается в твердом руководстве, однако пока первые шаги нового премьер-министра Таро Асо подвергаются критике как со стороны оппозиции, так и со стороны своей собственной партии.

В настоящее время у власти находится коалиция Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) и Новой Комэйто (Партии чистой политики). ЛДПЯ является наиболее влиятельной политической силой в стране с момента своего создания в 1955 г. и за весь последующий послевоенный период лишь единожды утратила власть на короткий отрезок времени в 1993-94 гг. Её партнер по коалиции – Новая Комэйто – опирается на многомиллионное религиозное общество Сока гаккай (Общество установления ценностей), имеющее мощную региональную организацию.

Оппозиция представлена в первую очередь Демократической партией Японии (ДПЯ) во главе с Итиро Одзава. Демпартия в своем нынешнем виде была образована в 1998 году из четырех партий (преимущественно правого толка), а её основу составляют выходцы из Либерал-демократической партии. Двумя другими влиятельными представителями оппозиции являются Коммунистическая партия и Социал-демократическая партия, однако обе они на сегодняшний день значительно уступают и ЛДПЯ и ДПЯ по своему представительству в главном законодательном органе страны.

Несмотря на прочные позиции правящей коалиции в нижней палате парламента, её поддержка в обществе не так сильна, как раньше. Дело в том, что выборы в ключевую в японской политике палату представителей проходили еще осенью 2005 г. во время правления популярного Дзюнъитиро Коидзуми. С тех пор в Японии сменилось уже три премьер-министра, однако ни один из последователей Коидзуми при назначении на пост, вопреки сложившейся практике, не решился объявить о проведении досрочных выборов в нижнюю палату.

На последних выборах в верхнюю палату парламента 29 июля 2007 года либерал-демократы потерпели поражение и утратили свое доминирующее положение. Одним из основных факторов неудачи ЛДПЯ стал отход от партии части её традиционных избирателей в результате кардинальных структурных реформ кабинетов Коидзуми и Абэ. Победа ДПЯ на выборах привела к ситуации, когда нижняя палата контролируется правящей коалицией, а верхняя находится в руках у оппозиции. Отсутствие единства между советниками и представителями стало дополнительным фактором политической нестабильности в стране.

Схожесть идеологии и единое происхождение никак не сказались на принципиальности противостояния демократов и либерал-демократов. За последний год палаты не могли договориться по широкому кругу вопросов, включая формирование бюджета, назначение главы Банка Японии и принятие антитеррористического закона, который бы позволил Японии продолжить свое участие в тыловом обеспечении союзных войск в Индийском океане. Неудача в достижении компромисса с оппозиционерами стоила Синдзо Абэ и Ясуо Фукуда их премьерских кресел.

Нынешний премьер-министр Таро Асо был избран на заседании парламента 24 сентября 2008 года. Католик по вероисповеданию, Асо происходит из известной семьи и является потомственным политиком. Ранее он занимал ключевые позиции в правительстве и партии, включая посты министра внутренних дел, министра иностранных дел и генерального секретаря ЛДПЯ. Стать председателем правительства Таро Асо смог только с четвертой попытки: до этого он проиграл внутрипартийные выборы сначала Дзюнъитиро Коидзуми, а затем Синдзо Абэ и Ясуо Фукуда.

Асо находится на посту премьер-министра менее трех месяцев, однако ряд аналитиков уже предсказывают, что он повторит судьбу своих непосредственных предшественников и не сможет долго продержаться во главе правительства.

Согласно последним опросам общественного мнения, проведенным агентством Киодо и опубликованным 7 декабря, уровень поддержки кабинета Асо за последний месяц сократился на 15.4% и составляет 25.5%. О своем неодобрении действий кабинета заявили 61.3% — на 19.1% больше по сравнению с предыдущим месяцем. Падение популярности правящего кабинета наблюдатели связывают с недостаточно решительными шагами Таро Асо по спасению японской экономики. 34.5% опрошенных заявили, что Итиро Одзава, лидер оппозиционной Демократической партии, больше подходит на роль премьер-министра, и лишь 33.5% отдали предпочтение Таро Асо. По сообщению Киодо, Одзава впервые получил большую общественную поддержку, чем Асо.

Ранее одной из проблем японской оппозиции, долгое время возглавляемой в послевоенный период социалистами, было отсутствие реального опыта пребывания у власти и, вследствие этого, недоверие со стороны большей части общества. Сегодня ситуация кардинально другая – как уже было упомянуто выше, основу Демократической партии составляют бывшие либерал-демократы. Изменившийся статус оппозиции подтверждают и опросы общественного мнения – согласно исследованию газеты Иомиури, опубликованному 11 сентября, 65% граждан готовы видеть правительство, сформированное демократами, и 50% считают их достаточно компетентными для того, чтобы управлять страной.