Три возможных позитивных последствия конфликтной ситуации. Политические конфликты

  • 05.09.2019

4.
Конфликты и демократия

§3. Обращение с конфликтами

1.
Важнейшие понятия, характеризующие обращение с конфликтом

Умелое обращение с конфликтами – важнейшее условие минимизации их негативных последствий и достижения целей их участников. Обращение с конфликтами – это позиция их участников по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение . Обращение с конфликтами включает как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае если они возникли, управление ими.

Управление конфликтом – это контроль над его процессом и формами протекания с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Оно может осуществляться как участниками конфликта (каждой из сторон, или их совместными усилиями), так и внешними силами: миротворцами, разжигателями или арбитрами (например, государством по отношению к остро конфликтующим радикальным партиям).

Управление конфликтом обычно направлено на его разрешение или урегулирование . Разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта, его урегулирование означает прекращение конфликтных действий и враждебности, понижение значимости источника конфликта. Обычно оно достигается с помощью переговоров, компромиссов и убеждения.

2.
Диагностирование и профилактика конфликта

Исходным моментом эффективного обращения с конфликтами является их диагностирование , предполагающее сбор и анализ разносторонней информации о конфликте. Можно выделить следующие важнейшие аспекты диагноза конфликта :

1. Причины или источники конфликта, то есть лежащие в его основе объективные и/или субъективные противоречия.

2. Природа конфликта: существует ли он на базе закона, совместимы ли цели его участников или одного из них с национальными интересами и общественной моралью и т.п.

3. Биография конфликта – его история, в том числе поворотные точки в его развитии, и фон (среда), на котором он возник и прогрессировал, а также стадия и тенденции его развертывания.

4. Стороны конфликта: личности, группы, организации, государства.

5. Отношение сторон к конфликту: каковы их цели, надежды, ожидания, условия, хотят ли они решить конфликт сами или же готовы обратиться к посредникам и т.п.

6. Формальные и неформальные взаимоотношения и позиции сторон, и в том числе их лидеров.

Понимаемое в наиболее распространенном, широком значении предупреждение конфликта включает действия, исключающие зарождение конфликтной ситуации или же предполагающие устранение причин, источников конфликта, разрядку конфликтной напряженности, предотвращение формирования конфликтного сознания, кризиса и конфликтных действий .

3.
Стратегии обращения с конфликтами

Деятельность политического субъекта по управлению конфликтами прямо зависит от той общей стратегии, на которую он ориентируется. Известны три главные стратегии обращения с конфликтами :

1. Нормативная или морально-правовая стратегия . Она ориентируется на разрешение конфликта, на административно-правовой или этической основе. Соперничающие стороны обращаются к законам и принятым в государстве нормам поведения. Шансы разрешения конфликта прямо зависят от принятия и соблюдения всеми участниками конфликта соответствующих норм и базирующихся на них общих правил игры. В целом эта стратегия ориентирована на мирное соперничество в рамках определенных правил. Причем уважение правил и поддержание тем самым сферы консенсуса считается, в конечном счете, важнее, чем победа в конфликте.

2. Реалистическая стратегия . Она исходит из неизбежности конфликта в силу прирожденного стремления человека к господству и обладанию дефицитными ценностями и ориентируется главным образом на временное урегулирование конфликта с помощью любых пригодных в данной ситуации средств.

3. Идеалистическая (интегративная) стратегия Она ориентирована на нахождение новых общих целей и ценностей, которые обесценивают прежние, служащие источником конфликта, а также на сотрудничество сторон для их достижения. Эта стратегия предусматривает выигрыш всех сторон конфликта в результате его успешного разрешения.

Концентрация внимания не на заявленных позициях (требованиях), а на реальных интересах оппонента. Очень часто официальные заявления сторон лишь камуфлируют их подлинные интересы;

Расширение коммуникаций между сторонами с целью получения достоверной информации и укрепления доверия;

Сегментация, дробление предмета конфликта на многие составляющие. Это позволяет увидеть в позициях сторон точки соприкосновения и найти вопросы, по которым возможны согласие, компромиссы или сотрудничество;

Проведение различия между участником и предметом конфликта. Соперничество по определенным вопросам не должно перерастать в личную вражду и оскорбления;

Относительность соперника. Противоположную сторону нельзя рассматривать как врага в последней инстанции;

Ограничение сферы соперничества. Нельзя затрагивать основные цели и ценности оппонента, допускать расширение областей спора;

Сложный, многосоставный характер соперничающих сторон. Если в конфликте с каждой стороны участвуют более чем по одному человеку, то их позиции очень редко полностью совпадают. Дифференцированно подходя к оппоненту, можно ослабить его позицию, найти людей, готовых к сотрудничеству;

Временное (стадийное) ограничение конфликта. Чем раньше остановить процесс развертывания конфликта, тем легче его разрешить, и наоборот, чем дальше зашел конфликт, тем труднее и дороже его урегулировать;

Расширение временного горизонта конфликта. Как следует из теории игр, наиболее опасные игры характеризуются их коротким временным горизонтом. Установление длительной перспективы полного разрешения конфликта, как правило, облегчает его разрешение;

Стремление к окончательному решению конфликта менее желательно, чем стремление к его мелиоративному (предполагающему постепенное улучшение ситуации) решению. Это означает, что в большинстве случаев (хотя и не всегда) нельзя действовать по принципу: «либо все, либо ничего»;

Конфликты решаются с помощью перемен, а не через замораживание существующего состояния;

Нежелательность односторонних уступок. В этом случае сделавшая такие уступки сторона будет чувствовать себя ущемленной и обиженной, что подрывает прочность соглашения;

При разрешении конфликта важно уважать достоинство проигрывающей стороны или даже дать ей возможность выиграть в престиже в глазах своих сторонников и окружающих. Нельзя загонять противника в угол. Это может вызвать внезапный всплеск его агрессивности, переход конфликта в новую, более опасную плоскость с использованием более разрушительных методов и средств;

Решение конфликта должно быть легитимировано культурой, т.е. опираться на ценности, признаваемые всеми сторонами и окружающими. В этом случае будет меньше взаимных обид и решение окажется гораздо прочнее;

Ориентация на поликаузальность (многопричинность) конфликта и использование разнообразных средств. Это означает, что в основе конфликта часто лежат несколько причин. И даже если имеется лишь одна причина, то средства ее устранения могут быть разнообразны. Ориентaция на поликаузальность конфликта и разнообразие инструментов его разрешения полезна также в силу того, что она, ориентируя на поиск многих причин и средств, уменьшает вероятность ошибки;

Арбитраж, включение в процесс разрешения конфликта (коммуникации, подготовку, формулировку и интерпретацию решений, контроль за их реализацией) третьей стороны. Конфликты между двумя сторонами без подключения посредников трудноразрешимы;

Предпочтительность ставки на сотрудничество между взаимозависимыми сторонами ставке на временный выигрыш. Временная победа непрочна и вскоре может обернуться возобновлением борьбы или даже поражением. Устанавливающееся же в ходе сотрудничества доверие – ценный потенциал будущего взаимовыгодного взаимодействия сторон;

Ограничение числа участников урегулирования конфликта представителями (лидерами) соперничающих сторон. Опора исключительно на институт большинства затрудняет нахождение взаимоприемлемых решений и, в конечном счете, способствует не решению, а обострению конфликтов;

Определение до принятия совместного решения круга возможных альтернатив, допустимых уступок. Без этого каждой из сторон трудно найти компромиссное решение на переговорах;

Определение на ранних стадиях конфликта, а лучше до его возникновения, цены победы и поражения. В глубоких и затяжных конфликтах обычно проигрывают не только побежденные, но и формальные победители, так как цена победы бывает слишком высока. Очень часто трезвый анализ связанных с противоборством затрат сил и ресурсов помогает предотвратить конфликт или же остановить его на ранних стадиях;

Результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении, допускающем эффективный контроль.

Конечно, все эти и некоторые другие правила и рекомендации не являются универсальными. Их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации, Однако их хорошее знание расширяет конфликтологический кругозор политиков, помогает им находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.
Заключение

Политический конфликт – основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие преследующих несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду. Особенностью политического конфликта является опосредованность взаимодействия людей отношением к власти. Поэтому, движимые противоречивыми социальными интересами, политические конфликты всегда затрагивают вопросы приобретения, формирования, использования или удержания власти.

Подводя итог краткого анализа политических конфликтов, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения.

Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому важно знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.
Список использованной литературы:

1. Зеркин Д.П. Политология: Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 448 с.

2. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 576 с.

3. Кравченко А.И. Социология и политология: Учебное пособие для студентов сред.проф.учеб.заведений. – М.: Изд.центр «Академия»; Мастерство: Высшая школа, 2006. – 312 с.

4. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.

5. Политология. Высшее образование / Пугачев В. П. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»; ООО «Изд-во «Эксмо», 2007. – 576 с.

Шпаргалка по конфликтологии Кузьмина Татьяна Владимировна

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА

Благодаря многим исследованиям в сфере конфликта удалось определить большое количество позитивных последствий или функций происходящего конфликта. Положительные последствия выявляются как на личностном уровне, где рассматриваются участники конфликта, так и на социальном уровне, где рассматривается окружение конфликта.

Позитивные последствия для первой категории (на личностном уровне) :

1) конфликт направлен на создание структуры в социальной группе, он способствует сплочению единомышленников или группы в целом;

2) конфликт стимулирует развитие личности и индивидуальности, дает новые знания, полезные в будущем для предотвращения конфликтной ситуации;

3) конфликт устраняет синдром «покорности», провоцируя индивидов к активности;

4) конфликт выполняет информационную функцию (в конфликтной ситуации участники раскрывают многие личностные черты и особенности, поэтому лучше узнают другу друга);

5) конфликт может улучшить межличностные взаимоотношения, положительно влияет на качество деятельности, поведение участвующих сторон;

6) столкновение взглядов и мнений при водит к расширению стратегий поведения, границ мировоззрения участников конфликта.

Позитивные последствия и функции конфликта на социальном уровне :

– конфликт заставляет меняться уже сложившиеся отношения, группы, системы в сторону совершенствования;

– инновационная функция конфликта также направлена на развитие сложившихся взаимодействий;

– конфликт, как индикатор, обнаруживает в системе преимущества и недостатки, находит наиболее слабые связи и выявляет сильные стороны отношений – диагностическая функция;

– разрешение конфликта снимает психическую и эмоциональную напряженность участников и всего окружения в целом, выступая своего рода разрядкой для психики и организма всех субъектов конфликта;

– конфликт исследует мнения, распространенные в окружении, выявляет коллективные настроения и установки, способствует актуализации демократических и гуманистических ценностей – нравственноморальная функция конфликта;

– конфликт создает более гармоничные отношения среди участников и оптимизирует внешние условия, в которых находятся участники;

– функция сплоченности конфликта, установление более доброжелательной обстановки;

– конфликт используется как средство стимулирования более продуктивной деятельности участников;

– моделирование конфликтной ситуации в деловых или ролевых играх выполняет познавательную функцию;

– конфликт может рассматриваться как профилактика конфликтных ситуаций в дальнейшем, повышается ценность согласия и бесконфликтного поведения

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Схема 1.1.2 Негативные последствия конфликта Возможные негативные последствия конфликтов таковы. ? Приблизительно 80 % производственных конфликтов имеют психологическую природу и переходят из производственной сферы в межличностные отношения. ? На конфликты и

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Позитивные утверждения Негативный разговор с собой рождает сомнения в своих силах и снижает самооценку, и все же большинство из нас склонны вести внутренний диалог в таком тоне - вы сами знаете, как это бывает…Подумайте… Я никогда не умел обращаться с техникой. Я

Из книги Сила разума для детей автора Кехо Джон

Позитивные результаты Если вам угрожает межличностный конфликт, избегаете ли вы конфронтации? Придерживаетесь ли вы установки «все что угодно, лишь бы сохранить мир и покой»? Настроены ли вы на «победу любой ценой»? Стремитесь ли вы к компромиссу? Пытаетесь ли вы найти

Из книги Беды развода и пути их преодоления. В помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания. автора Фигдор Гельмут

3. ПОЗИТИВНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ Наш мозг, подобно компьютеру, обрабатывает всю информацию, которую мы вносим в него. Наши убеждения и ожидания накапливаются и закрепляются за счет мыслей и установок, которые мы внушаем себе. То же самое касается и детей. Ум ребенка невероятно

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

2.2. Существуют ли позитивные долгосрочные последствия развода? Разведенная семья – функционирующая семьяЕсли подумать о семьях, где царят конфликты и общая неудовлетворенность относится к обычной повседневности, то на вопрос, поставленный в начале главы, является ли

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Позитивные и негативные последствия обмана Преимущества людей, которые успешно лгут, очевидны. Они получают большую власть и богатство, запугивая окружающих или ослабляя их власть дезинформацией. Лжецы увеличивают свои шансы на сексуальные отношения и избегают

Из книги Великолепный лайф-коучинг автора Лайоннет Анни

5.4. Переживание внутриличностного конфликта и его последствия Всякий конфликт отличается тем, что переживается в форме психоэмоционального напряжения, которое возникает в ситуации, осознаваемой личностью как трудная, и отражает процесс выбора, сомнения и

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Позитивные ожидания Если вы стремитесь чего-то достичь, важно научиться оптимистичному взгляду на жизнь. Когда вы почувствуете, что можете доверять окружающему миру, вам будет легче справляться с поставленными задачами, поскольку вы будете надеяться на лучшее. Оптимизм

Из книги Большая книга о счастье автора Борманс Лео

Позитивные аффирмации Решение смотреть в будущее с оптимизмом способствует успеху в достижении цели. Радостное волнение, которое приносит с собой оптимистичный взгляд на мир, помогает вам по-новому взглянуть на себя. Создание визуального образа – это один из возможных

Из книги 175 способов расширить границы сознания автора Нестор Джеймс

Позитивные утверждения Следующий прием основывается на том, что инстинкты обычно порождают какие-нибудь навязчивые мысли. Поэтому нужно выявить эти характерные мысли, четко сформулировать их и затем работать с ними по общим правилам работы с негативными

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Позитивные цвета Я надеюсь, что осознание того, что это стихотворение было написано умственно отсталым человеком, заставит вас пересмотреть предубеждения, которые у вас имеются о способностях людей с таким состоянием здоровья. Что мы знаем об уровне жизни людей с

Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

Позитивные послеобразы Неожиданно большое количество квазимистических практик в последнее десятилетие используют искусство «смотрения на солнце» как способ повышения уровня сознания и самоисцеления от всего, что болит. Один парень в Мэриленде вот уже двадцать лет

Из книги Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа автора Лапорт Даниэлла

Позитивные чувства Иногда у осваивающих технику возникает стремление всегда использовать «Я-» и избегать «Ты-высказывания». Хочется снять с них подобный самозапрет.Дело в том, что в позитивных высказываниях «Ты-сообщения» и смесь «Я-» и «Ты-сообщений» не только не

Из книги автора

Из книги автора

Позитивные ощущения Цвет радости _______________Звук радости _______________Аромат радости _______________Аромат любви _______________В теле я ощущаю благодарность как _______________Я знаю, что счастлив, когда _______________Если бы удовольствие было животным, это было бы _______________Экстаз живет в

Политические конфликты носят процессуальный характер, можно выделить следующие стадии конфликта:

1. Конфликтная ситуация или потенциальный конфликт. Эта стадия характеризуется наличием у сторон противоположных объективных интересов, что уже чревато открытым столкновением между ними.

2. Нарастание социальной напряженности, что предполагает все более четкое осознание сторонами несовместимости своих интересов и целей и консолидацию участников конфликта. Пик социальной напряженности - кризис (В А.Мельник, по сути, отождествляет понятия "политический кризис" и "конфликтная ситуация". Он дает следующее определение политического кризиса - это сбой в функционировании политической системы, расстройство отношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. В. А. Мельник выделяет такие разновидности политических кризисов, как: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный).

3. Конфликтные действия - действия, направленные на блокирование действий противника или его устранение.

4. Затухание конфликта. Оно возможно либо в результате победы одной стороны, либо при достижении договоренности, консенсуса вследствие компромиссного решения.

Типы конфликтов. Строго говоря, не бывает двух абсолютно одинаковых конфликтов. Однако в любом из них можно обнаружить те или иные типологические черты.

По составу конфликтующих сторон: межличностные, межгрупповые. межклассовые, межнациональные, международные;

По динамике развития: остротекущие, вялотекущие, разрастающиеся, хронические и т д.;

По форме действия сторон - с применением насилия и без применения насилия:

С точки зрения возможности примирения сторон: антагонистические и неантагонистические:

С точки зрения нормативной регуляции: институционализированные, осуществляющиеся в рамках закона и принятых процедур, и неинституционализированные, протекающие вне установленных правил;

По социальным целям и последствиям: не затрагивающие основ социально-политического строя и предполагающие преобразование социальной системы.

Существуют и другие классификации конфликтов.

Итак, негативные последствия конфликтов:

Дестабилизация общества, государства или любой другой политической организации, порождение хаотических и анархических процессов;

Рост (главным образом у проигравших) фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, повышение их политической апатии и абстентизма, снижение их политической активности;

Нарастание в ходе длительного конфликта эмоциональности и иррациональности, агрессивности и недоверия к соперникам и окружающим;

Ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;

Отвлечение участников конфликта от решения конструктивных, созидательных задач. Особенно разрушительные последствия имеют вооруженные конфликты (революции, войны).

Позитивные для общества и политической системы результаты конфликтов (их можно рассматривать и как функции конфликтов):

Инициирование социальных и политических изменений, обновления, прогресса;

Четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу;

Мобилизация внимания и ресурсов общества для решения проблем;

Стимулирование активности участников конфликта, их более продуманных и слаженных действий. Нередко в ходе конфликта для того, чтобы доказать правоту и избежать поражения, стороны быстро находят оптимальные решения, подготавливают проекты, требующие больших усилий и длительного времени;

Выработка у участников конфликта умения защищать свои интересы, преодоление традиций конформизма, "синдрома покорности";

Выявление политических группировок и их лидеров;

Развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем в случае урегулирования конфликта в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию честное соперничество повышает взаимное доверие и уважение;

Разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми;

Усиление внутренней политической сплоченности в случае возникновения внешних (международных, межэтнических и др.) конфликтов. Как известно из социальной психологии, наиболее легкий способ сплочения группы, общества -нахождение общего врага.

Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации.

Как выйти из конфликта, раз уж предотвратить его не удалось, или, как говорят политологи, им управлять?

Управление конфликтом - это контроль над его процессом и формами протекания с целью минимизации его издержек и максимилизации позитивных результатов. Часто говорят, что в управлении конфликтом возможны две стратегии - разрешения и урегулирования. Когда говорят о разрешении, имеют в виду, что сам предмет спора устранен. В этом случае сторонам уже не нужно конфликтовать, поскольку ситуация изменилась решающим образом, и они больше не являются противниками. Урегулирование же предполагает снятие остроты конфликта, достижение той или иной степени согласия, когда стороны договариваются не вступать больше в открытое противостояние. На первый взгляд кажется, что разрешение конфликта предпочтительнее его урегулирования, поскольку дает более твердые гарантии его невозобновления. Однако в политике подлинное разрешение конфликта возможно лишь в редких случаях. Политика соткана из противоречий. В их основе, как мы уже отмечали, лежит разница в положении, а значит и в интересах персонажей политики. Зачастую их можно устранить только в том случае, если устранен сам политический персонаж. Однако политика, проводимая по принципу "нет человека - нет проблемы", является не только нравственно неприемлемой, но и практически бесперспективной. Насильственное устранение причин конфликта приводит к появлению новых, более острых. Вот почему в политике чаще говорят об урегулировании конфликта, понимая это выражение в самом широком смысле слова.

Вот некоторые общие правила урегулирования конфликта:

1. Если конфликт уже возник, необходимо открыто признать его, а не замалчивать.

2. Необходимо найти посредника, с помощью которого стороны могли бы высказать друг другу свои требования. Ведь общение между ними нарушено.

3. Приостановить конфликт с помощью посредника, развести конфликтующих в разные стороны, подобно судье на боксерском ринге. Политологи говорят об институциализации конфликта, т.е. установлении определенных норм (организационных, этических), признаваемых конфликтующими сторонами, которые позволяют им более спокойно вести диалог. Прежде всего это - запрет на применение насильственных средств.

4. Поставить диагноз конфликту: определить причину, тип конфликта, его остроту, выяснить намерения сторон, предложить варианты решения и просчитать их "цену". Определяя причину конфликта, важно не спутать ее с непосредственным поводом.

5. После подготовки начать сами переговоры. Это самый длительный и трудный этап. Ведь здесь неконфликтующие стороны вступают в контакт, а значит психологическое напряжение неизбежно. Однако, если подобные психологические барьеры преодолены, появляются реальные шансы на разрешение конфликта. В процессе переговоров важно смягчить крайние позиции, сконцентрировать внимание на главных вопросах, обеспечить возможность каждому участнику высказать свое мнение, избегать угроз в адрес партнера, не "переходить на личности", не настаивать на односторонних уступках, не загонять противника в угол, уважать достоинство проигрывающей стороны.

6. На стадии выхода из конфликта должны быть найдены методы контроля за выполнением принятого решения. Иначе конфликт вспыхнет с новой силой, и весь путь придется начинать сначала.

Слайд 1

ЕГЭ Обществознание
Задания 33 – 34
Д.С. Михайлов

Слайд 2

1 (33)
В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Слайд 3

– ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании; – объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок; – журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова; – организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих; – экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов, промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству.
Ответ

Слайд 4

2 (33)
Ученые полагают, что главной ценностью современного общества, его ориентиром, является инновация. Проиллюстрируйте тримя примерами инновационный характер современного общества.

Слайд 5

Ответ
Инновационный характер образования. В школе широко внедряются мультимедиа-технологии, скоро вместо бумажного учебника будет использоваться планшетный компьютер. 2) Инновационный характер экономики. Экономическими лидерами являются те отрасли, которые наиболее активно применяют и используют новые технологии, производят новые продукты (отрасли хай-тек, Майкрософт, Гугл и т.д.). 3) Инновационный характер повседневной жизни людей. Каждый день в нашу жизнь входят технические новинки и усовершенствования (айфоны, гаджеты, электронные книги, цифровое телевидение).

Слайд 6

3 (33)
Укажите и проиллюстрируйте примерами любые три критерия общественного прогресса.

Слайд 7

Ответ
гуманизация общественных отношений (например, отмена смертной казни, смягчение уголовных законов, распространение идей мультикультурности и т.д.); 2) совершенствование техники и технологии (например, внедрение новой компьютерной техники, распространение айфонов, айпадов, освоение космического пространства и т.д.); 3) расширение спектра прав и свобод человека (например, отмена дискриминации по половому, расовому, национальному признаку, расширение избирательных прав и т.д.).

Слайд 8

4 (33)
В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером. (Укажите сначала тип нормы, а затем пример).

Слайд 9

Ответ
Традиции, (например, московские выпускники отмечают праздник последнего звонка, приезжая на Воробьевы горы, ежегодно; студенты и преподаватели МГУ отмечают Татьянин день (25 января) гуляниями и распитием горячей медовухи); 2) Церемонии, (например, вступление в должность Президента РФ; чайная церемония в Китае и Японии, церемония вручения верительных грамот послов); 3) Корпоративные нормы, (например, процедура заключения контракта на фирме; проведение переговоров между предпринимателями).

Слайд 10

5 (33)
Назовите уровни социализации, выделяемые учеными. Дайте характеристику каждому уровню социализации, обозначив агентов социализации.

Слайд 11

Ответ
1) уровень первичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах; 2) уровень вторичной социализации. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. К первичным агентам социализации ученые относят ближайшее окружение индивида: родителей, близких и дальних родственников, друзей семьи, сверстников, учителей, врачей и т. д. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

Слайд 12

6 (33)
Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

Слайд 13

Ответ
изменение характера отношений между людьми в обществе (например, вместо вертикальных связей, долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии); 2) изменение характера экономики, экономических основ общества (например, появляется новый фактор производства – информация, ее производство, переработка, трансляция, возрастает значение человеческого фактора производства – интеллектуальной рабочей силы); 3) изменение отношений между государствами (например, посредством электронных сетей стираются границы между государствами, нациями, людьми, возникают наднациональные центры принятия решений).

Слайд 14

7 (33)
Одним из важнейших отличий рыночной экономики является конкурентная борьба. Приведите два положительных и два отрицательных проявления конкуренции, каждое из которых проиллюстрировав конкретным примером.

Слайд 15

Слайд 16

8 (34)
Государства К. и Н. граничат между собой. В обоих государствах существует пропорциональная избирательная система. В К. законодательно утвержден 9% избирательный порог для прохождения партий в парламент, в то время как в Н. избирательный порог всего 0,75%. Кроме того, в К. для того, чтобы попасть в предвыборные списки партий, кандидаты должны внести в партийную казну значительный денежный взнос или собрать 10 тысяч подписей сторонников. В какой из стран избирательное законодательство более демократичное? Приведите два аргумента в объяснение своего ответа.

Слайд 17

Ответ
Более демократична избирательная система в государстве Н. 2) – В К. пройти в парламент могут только самые влиятельные и крупные партии, более мелкие не получат представительство, также и та часть граждан, которая проголосовала за партии, не набравшие 9% голосов, останутся без своих представителей в законодательном органе. В Н. практически все политические силы, за исключением самых незначительных партий, будут представлены в парламенте, и, обстановка в нем будет более конкурентная, дискуссионная. – Обязательство внесения крупного взноса в партийную казну способствует выдвижению в парламент наиболее состоятельных граждан, которые будут отстаивать интересы таких же по уровню жизни и дохода слоев населения. В Н., где нет подобных ограничений, сам состав парламента будет более демократичным. М

Слайд 18

9 (34)
В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности. Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче. Укажите две характеризующие его черты (признаки).

Слайд 19

Ответ
Описываемое в задании явление – социальная мобильность, одна из ее форм – миграция. 2) Приведенную форму социальной мобильности можно охарактеризовать как: - групповую (охватывает множество людей); - территориальную (географическую) (люди меняют местожительства); - горизонтальную (люди не изменяют своего статуса, стараясь устроиться по своей профессии на новом месте).

Слайд 20

10 (34)
Т. Парсонс считал, что культура выполняет основную регулирующую роль в развитии общества, личности и человеческого организма. Опираясь на знания истории, обществоведческого курса и собственный опыт приведите три возможных примера, подтверждающих эту точку зрения.

Слайд 21

Ответ
– Культура, включая в себя нормы, обычаи, обряды, традиции, язык и т.п., определяет среду, в которой осуществляет свою жизнедеятельность каждая социальная общность, например, этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербайджанская и др.) – Культура национальной общности или социального слоя диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения личности. – Культура оказывает влияние на человеческий организм, прививая нормы гигиены и т.п.

Слайд 22

11 (33)
Статья 7 Конституции РФ указывает: «Россия - социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами социальные права граж­дан РФ.

Слайд 23

Ответ
1. Право на минимальный размер оплаты труда. При трудоустройстве на работу работнику не может быть установлена оплата труда ниже установленного минимального размера оплаты труда. 2. Право на государственную пенсию. Женщины, достигшие 55-летнего возраста имеют право на получение пенсии. 3. Право на социальную защиту в случае потери работы, инвалидности и др. В случае потери работы необходи­мо зарегистрироваться на бирже труда, что позволит получать пособие по безработице.

Слайд 24

12 (34)
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

Слайд 25

Ответ
Приведенный пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной интеграции; 2) - примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.; - примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

Слайд 26

13 (34)
К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Слайд 27

Ответ
Балет относится к элитарной форме культуры; 2) - создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой - воспринимается не всеми, а ценителями - для основной массы непонятен и скучен

Слайд 28

14 (34)
Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

Слайд 29

Ответ
- демографическая; - экологическая; - разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

Слайд 30

15 (34)
Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

Слайд 31

Ответ
1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения); 2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

Слайд 32

16 (34)
Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Слайд 33

Ответ
1. Функции семьи, которые были разделены с другими институтами общества: а) Социализирующая б) Экономическая в) Социально-статусная. 2. Институты, которые стали выполнять. 1. Образование, религия. Участвуют в социализации личности. 2. Государство, защищает права детей. Армия. 3. Средства массовой информации. Представляют возможности организации досуга, возможности для развлечения членов семьи.

Слайд 34

17 (34)
Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

Слайд 35

Ответ
1) Возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества; 2) - возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается; - возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества; - возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти; - возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи.

Слайд 36

18 (34)
В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Слайд 37

Ответ
1) социальное явление: социальный контроль; 2) два элемента: – социальные нормы; – социальные санкции; 3) пример: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

Слайд 38

19 (34)
Фирма «Иванов и К.» находится в собственности группы лиц. Владельцы предприятия несут ответственность по обязательствам своего предприятия в полном объёме принадлежащим им имуществом, имеют равные права в управлении своим предприятием. Какую организационно-правовую форму представляет данное предприятие? Приведите два обоснования своего ответа. Приведите дополнительный признак, отличающий предприятия данной организационно-правовой формы, не указанный в задаче.

Слайд 39

Ответ
1. Предприятие является полным товариществом 2. - собственники отвечают всем своим имуществом по обязательствам предприятия - собственники имеют равные права в управлении 3. - каждый из участников товарищества имеет право "вето" при принятии решений; - учредителями предприятий могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Слайд 40

20 (34)
В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно- регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.

Слайд 41

Ответ
Прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами. 2) – прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих; – прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе; – прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д

Слайд 42

21 (33)
Раскройте на трёх примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

Слайд 43

Ответ
1) качественно новые цели деятельности (например, создание искусственного спутника Земли); 2) качественно новые средства деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике); 3) качественно новые результаты деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей).

Слайд 44

22 (33)
Приведите три вида политических отношений в современном обществе и проиллюстрируйте их примерами.

Слайд 45

Ответ
- отношения между политическими партиями. Например, отношения сотрудничества или конкуренции за власть, которые можно наблюдать между партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и другими политическими партиями в современной России; - отношения между государством и социальными группами. Например, в настоящее время государство активно поддерживает институт материнства и детства в стране, выплачивая пособия («материнский капитал»), также оказывается поддержка малому бизнесу; - отношения между государством и СМИ. Государство через СМИ делает заявления о направлениях и результатах работы государственного аппарата (реализация национального проекта «Образование»).

Слайд 46

23 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.

Слайд 47

Ответ
- консервативное правительство стремится сохранить существующее положение в политической сфере (форму государственного правления, административный аппарат, судебную систему, существующиё политические партии); - консервативная власть часто ограничивает свободу действий политиков-реформаторов; - сужается свобода низовых структур путем передачи части их функций вышестоящим органам власти.

Слайд 48

24 (33)
Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

Слайд 49

Ответ
- в президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием; - в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской - лидер партии парламентского большинства; - в президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании.

Слайд 50

25 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Слайд 51

Ответ
1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе; 2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств; 3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

Слайд 52

26 (33)
Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.

Слайд 53

Ответ
1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий); 2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, положение стран, экспортеров нефти); 3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами).

Слайд 54

27 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

Слайд 55

Слайд 56

28 (33)
Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

Слайд 57

Ответ
- возраст (молодёжь); - профессия (депутаты); - величина дохода (средний класс);

Слайд 58

29 (33)
Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

Слайд 59

Ответ
1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений); 2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма); 3) возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний); 4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе); 5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т. д.).

Слайд 60

30 (33)
Покажите на конкретных примерах в чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Приведите не менее трёх примерах.

Слайд 61

Ответ
1. От ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы; 2. От руководителя предприятия - ответственных решений, заботы о членах коллектива; 3. От родителя – воспитание своего ребёнка

Слайд 62

31 (33)
Назовите три основные характеристики учения как вида деятельности.

Слайд 63

Ответ
- наличие субъектов деятельности (учащихся и учителя); - наличие объекта деятельности (изучаемого предмета); - нацеленность на приобретение новых знаний и умений; - использование средств обучения (учебник, атлас, рабочая тетрадь).

Слайд 64

32 (33)
Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере.

Слайд 65

Ответ
1) экономическая функция (принятие Государственной Думой государственного бюджета); 2) социальная функция (принятие закона о реформе пенсионной системы); 3) правовая функция (принятие Уголовного кодекса); 4) культурно-воспитательная функция (государственная поддержка народных музеев); 5) функция обороны страны (определение военно-политической доктрины); 6) функция защиты интересов страны на международной арене (участие в деятельности ООН)

Слайд 66

33 (33)
Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

Слайд 67

Ответ
1)выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса); 2) разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества); 3) политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодёжь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей).

Слайд 68

34 (33)
Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Слайд 69

Ответ
1) значительное количество локальных вооружённых конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт); 2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война); 3) бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации).

Слайд 70

35 (33)
Назовите любые три особенности хозяйственного товарищества на вере (коммандитного товарищества) как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

Слайд 71

Ответ
1) учредителями товарищества наряду с индивидуальными предпринимателями могут быть и коммерческие организации; 2) разделение капитала в организации на доли (вклады) учредителей; 3) наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом, есть несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах внесённых ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности).

Слайд 72

36 (33)
Инфляция осложняет деятельность производителей и потребителей в рыночной экономике. Проиллюстрируйте тремя примерами рациональное поведение потребителя в условиях значительной инфляции.

Слайд 73

Ответ
1) взятие денег в долг, так как в условиях инфляции должник всегда в выигрыше, ему придется возвращать более дешевые деньги, по сравнению с теми, что он брал; 2) вложение сбережений в произведения искусства, то, что в меньшей степени подвержено обесцениванию; 3) приобретение участка земли, недвижимости; 4) вложение денег в собственный отдых, здоровье и т.д.

Слайд 74

37 (33)
Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Ответ
1) Воздействие государства на личность: – принятие законов, определяющих права и свободы личности; – наличие государственных учебных заведений, реализующих государственные образовательные программы; – деятельность государственных СМИ; 2) Воздействие личности на государство: – участие в выборах; – выдвижение политических требований, деятельность политических лидеров.

Слайд 78

39 (33)
Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического государства.

Слайд 79

Ответ
- в России народовластие проявляется через принцип большинства на выборах Государственной Думы, президента или референдуме; - в России существует политический плюрализм, на выборах конкурируют партии с различной политической идеологией, например "Единая Россия", "КПРФ", "Справедливая Россия"; - в России существует гласность, СМИ широко обсуждают вопросы государственной и общественной жизни, население имеет достоверное представление о намерениях, действиях, решениях государственной власти.

Слайд 80

40 (33)
Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.

Слайд 81

Ответ
- органы местного самоуправления; занимаются такими вопросами местного значения, как озеленение, уборка территорий, благоустройство территорий. - акционерные, кооперативные предприятия; коммерческие организации, основная деятельность которых направлена на получение прибыли, занимаются торговлей, производством товаров и услуг; - общественные объединения; объединяют группы людей, для защиты профессиональных интересов, совместного проведения свободного времени, совместного решения определенных проблем. Могут быть приведены другие институты и примеры их деятельности.

Слайд 86

43 (33)
Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

Слайд 87

Ответ
1) мировоззренческая: искусство - способ и форма познания мира эстетическими средствами (например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека); 2) компенсаторная (утешительная): люди посредством искусства обретают утешение, психологический комфорт, поддержку (например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы); 3) коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы (например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников); 4) воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).
1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ); 2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью); 3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции).

Слайд 94

47 (34)
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Слайд 95

Ответ
Вертикальная восходящая социальная мобильность. Факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус. 3. Общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.

Слайд 96

Задание
Составьте не менее 14 заданий по типу 33 и не менее 14 заданий по типу 34 (по 2 задания из блоков обществознания) 1.Общество. Человек. Природа. 2. Познание. Наука. Истина. 3. Политическая сфера. 4. Экономическая сфера. 5. Социальная сфера. 6. Духовная сера. 7. Право. 8. Деятельность.

Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х годов в оценке последсвий появления нового класса?Укажте три аргумента, которые он

приводит в обоснование своей позиции.

С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 50-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.

1.политическая установка на поиск компромиссов исходит из возможности достижения согласия,принятия решений по принципу единодушия,который называется

1)консенсусом
2)плюрализмом
3)демократией
4)федерализмом
2.Общеобязательность решений государственной власти,возможность отмены постановлений негосударственных политических организаций,обладание рядом исключительных прав составляют сущность
1)публичности государственной власти
2)легитимности государственной власти
3)суверенитета государственной власти
4)структуры государственной власти
3.Меры по удовлетворению потребностей людей в жилье,охране здоровья населения,обеспечению инвалидов и престарелых характеризуют
1)правовую фикцию государств
2)политическую функцию государства
3)социальную функцию государства
4)культурно-воспитательную функцию государства
4.По какому признаку политические партии делятся на партии консервативные,либеральные,социалистические
1)организационному
2)отношению к правящему режиму
3)идеологическому
4)месту в политическом спектре
Заранее спасибо...