Межличностное общение как условие бытия человека
Без межличностного общения невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств личности в целом. Общение - это взаимодействие людей, и в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, т.е. поведение, выбираемое участниками общения по отношению друг к другу. Межличностное общение следует рассматривать как процесс в системе человек-человек в многоаспектной динамике ее функционирования.
Участники межличностного общения, вступая в контакт, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать, а могут различаться по своему содержанию. Эти цели - следствие действия конкретных мотивов, имеющихся у участников общения; их достижение предполагает использование разнообразных способов поведения. Можно сказать, что межличностное общение по своим основным характеристикам является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком. Как правило, межличностное взаимодействие людей в виде общения почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры и т.п. При этом вид деятельности, которую обслуживает общение, оказывает значительное влияние на содержание, форму, течение всего процесса общения между исполнителями этой деятельности.
При сравнении характера межличностного общения в разных общностях людей можно обнаружить черты сходства и различия. Сходство в том, что общение - необходимое условие их бытия, фактор, который определяет успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед. В то же время каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Так, для учебной группы такой деятельностью будет овладение компетенциями, для спортивной команды - участие в соревнованиях, рассчитанное на достижение запланированного результата, для семьи - воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Поэтому в общности каждого типа преобладает тот вид межличностного общения, который обеспечивает главную для этой общности деятельность. Вместе с тем понятно, что на общение членов общности оказывает влияние не только главная для этой общности деятельность, но и то, что представляет собой сама общность. Например, повседневные цели семьи - воспитание детей, выполнение хозяйственных дел, организация досуга и др. - направленно программируют межличностное общение членов семьи друг с другом.
Однако то, каким общение оказывается в реальности, зависит от состава семьи (полная или неполная, трех-, двух- или од-нопоколенная и т.п.), от нравственного и общекультурного облика супругов, понимания ими своих родительских обязанностей, возраста и состояния здоровья детей, других членов семьи. В семье, как и в любой другой общности, особенности межличностного общения в значительной мере обусловлены тем, как члены семьи воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик они вызывают друг в друге и какой стиль поведения они поддерживают во взаимоотношениях. Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, и этим эталонам человек привыкает следовать. Изменения процесса деятельности и самой общности людей обязательно сказываются на их межличностном общении.
В межличностном общении каждый человек одновременно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь и воздействует
на них, решая по отношению к ним определенную задачу. Одновременно он выступает объектом познания для всех, с кем он общается; ему они адресуют свои чувства, на него стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. В положении объекта или субъекта общения люди сильно различаются по характеру выполняемой ими роли.
Во-первых, «выполнение» роли может осознаваться разными людьми в разной степени. Так, в качестве объекта один человек может являть окружающим свою физическую наружность, выразительное поведение, свои действия, не задумываясь над тем, какой отклик он и вызывают у тех, с кем он общается, а другой может пытаться оценить, какое впечатление он производит на окружающих на всем протяжении общения с ними или в какой-то отдельный момент и целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформироватьу других именно то впечатление о себе, которое он хотел бы.
Во-вторых, люди различаются по степени сложности личностной структуры, характеризующей их индивидуальное своеобразие, поэтому представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия с ними и в то же время имеют неодинаковые способности проникать в своеобразие личности партнера, определять свое отношение к ней, выбирать способы воздействия на эту личность, наиболее отвечающие целям общения.
Личность человека формируется в процессе общения с людьми. В начальный период жизни человек не волен выбирать для себя тех, кто составляет его непосредственное окружение. В зрелом возрасте он в значительной степени может регулировать число и состав лиц, с которыми он общается. Непосредственное окружение человека составляют те, с кем он вместе живет, учится, работает, отдыхает. С возрастом значительно изменяются причины, заставляющие человека вступать в непосредственное общение с другими людьми. Так, во временном промежутке жизни от 1 5 до 23 лет наблюдается значительный рост контактов, основу которых составляет необходимость удовлетворения познавательной потребности, а затем их число заметно уменьшается. Наиболее интенсивный период расширения круга непосредственного общения приходится на возраст от 23 до 30 лет. После этого круг общения человека су-
5.3. Межличностное общение как условие бытия человека
жается, т.е. уменьшается число субъективно значимых и входящих в круг непосредственного общения людей. Изменения в субъективной значимости других людей для данного человека, как правило, обусловливаются, с одной стороны, его позицией по отношению к себе в системе потребностей, а с другой - отношением к нему лиц, составляющих его круг общения.
Межличностное общение - один из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности. Если моральные нормы, в соответствии с которыми строится общение людей в основной для них трудовой деятельности, не совпадают с нормами, лежащими в основе их общения в других видах деятельности, то развитие их личности будет носить более или менее противоречивый характер, формирование цельной личности будет затруднено.
Обслуживая предметную деятельность и способствуя формированию кругозора, умения обращения с предметами, интеллекта и эмоционально-волевой сферы, общение выступает обязательным условием и необходимой предпосылкой развития у человека комплекса качеств, обеспечивающих его возможность жить среди людей, сосуществовать с ними и подняться до претворения в своем поведении высоких нравственных принципов.
Конкретный опыт общения развивает у человека умение дать полную и правильную оценку других людей, проявляющиеся у них психологические установки при восприятии окружающих и манеру отвечать на их поведение. На формировании у человека оценочных эталонов отрицательно сказывается ограниченность личных впечатлений от встреч с людьми, что бывает, если ему на жизненном пути встречались люди, по достоинствам и недостаткам похожие друг на друга, или приходилось общаться изо дня в день с небольшим числом лиц, представляющих одни и те же возрастные, половые, профессиональные и национально-классовые группы людей. Собственный опыт - только один из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людьми.
Кроме того, невосприимчивость человека к воздействиям со стороны общающегося с ним лица может свидетельствовать
Глава 5. Потребности в межличностных отношениях
о том, что использованный способ обращения не соответствует личностным особенностям данного человека.
О психологической слепоте и глухоте говорят бедность и однообразие способов воздействия, к которым прибегают, вступая в контакт с разными людьми или с одним и тем же человеком в различных ситуациях, хотя возможно использование иных способов. Например, некоторые воспитатели во всех ситуациях воздействуют на воспитуемых с помощью наказаний и угроз, что вызывает, как правило, обратный результат - оборонительную реакцию у воспитуемых, требует от них значительных затрат энергии, чтобы преодолеть страх и опасения, и в значительной степени подавляет их интеллектуально-волевую активность. Однако поведение человека в общении, ослабляющее или даже снимающее у других участников общения всякий самоконтроль, как правило, негативно влияет на их поведение в настоящем и будущем.
Творчество человека, направленное на обогащение способов поведения в общении, должно быть нацелено не на формирование способности манипулироватьлюдьми или, наоборот, безлико подстраиваться под их желания, обнаруживаемые в их поведении во время общения, а на овладение умением создавать своим общением с людьми психологические условия, благоприятствующие проявлению на оптимальном уровне их интеллектуально-волевого и нравственного потенциала. Если способы общения соответствуют личностным особенностям человека, использующего эти способы в своем общении с другими людьми, в общении будет рождаться доверие, настрой на сотрудничество. Поэтому каждому человеку необходимо сформировать стиль общения, аккумулирующий его достоинства и одновременно учитывающий личностные характеристики тех, с кем ему преимущественно приходится общаться.
Таким образом, потребность в межличностном общении является одной из основных потребностей человека. Через ее реализацию происходит усвоение человеком социальных норм, правил, ценностей, овладение социальным опытом, осуществляется социализация и профессионализация личности, формируется ее субъективность. Через межличностное общение человек научается познавать других людей и самого себя,
6.1. Общение как фактор социализации
наращивает свой коммуникативный потенциал, более успешно решает производственные и другие жизненно важные задачи.
Психология межличностного общения
Межличностные отношения как потребность в общении
Содержание
Введение
В настоящее время возрастает
интерес практиков к исследованиям
межличностных отношений в различных
социальных группах, среди которых
особое место занимают исследования
межличностных отношений.
Характерной чертой развития
современного общества является постоянно
возрастающий интерес к индивидуальности
человека, который, входя в новое
тысячелетие, ощущает острую потребность
не только в познании самого себя, но
и в понимании других. Искусство
строить отношения между людьми
требует от каждого умения заглянуть
за пределы очевидного и прикоснуться
к глубинным психическим процессам,
на основе которых строится межличностное
взаимодействие.
Межличностные отношения
проходят практически через все
сферы жизнедеятельности человека,
который, будучи даже в одиночестве,
продолжает опираться в своих
действиях и мыслях на представления
об оценках значимых для него людей.
Отношения между людьми, как важнейшая
сторона их совместной жизни и
деятельности, всегда так или иначе
осмысливалась ими, сначала на уровне
обыденного, житейского сознания, а
затем и на более глубоком теоретическом
уровне.
Фундаментально разрабатывали
многие проблемы психологии межличностного
взаимодействия отечественные психологи:
Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, В.М. Бехтерев,
A.A. Бодалёв, JI.C. Выготский, Л.Я. Гозман,
Е.И. Головаха, И.Н. Горелов, В.В. Знаков,
Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Е.А. Климов, В.Н.
Куницына, В.А. Лабунская, В.П. Левкович,
A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, В.С.
Мерлин, В.И. Моросанова, В.Н. Панфёров,
В.М. Поголып, A.A. Реан, C.JI. Рубинштейн, Е.Т.
Соколова, В.И. Тютюнник, A.A. Ухтомский,
К.Д. Шафранская, Д.Б. Эльконин, В.В. Юстицкий
и др.
Межличностное общение играет
важную роль в организации жизнедеятельности
индивидов и групп, в процессе
социализации, обеспечении благоприятного
климата, совместимости и стабильности
коллективов. От характера, особенностей,
успешности межличностного взаимодействия
зависит самочувствие, психическое здоровье,
продуктивность учебной и профессиональной
деятельности, степень самореализации
человека. Поэтому межличностные отношения
можно рассматривать как потребность
человека в общении.
Потребность людей
в общении
Основой межличностных отношений
является общение – потребность
человека как социального, разумного
существа, как носителя сознания.
Общение – это процесс
межличностного взаимодействия, порождаемый
потребностями взаимодействующих
субъектов и направленный на удовлетворение
этих потребностей 1 . Роль и интенсивность общения
в современном обществе постоянно возрастают,
поскольку с увеличением объема информации
более интенсивными становятся процессы
обмена этой информацией, увеличивается
число технических средств для такого
обмена. Кроме этого, возрастает число
людей, профессиональная деятельность
которых связана с общением, т. е. имеющих
профессии типа «человек – человек».
В психологии выделяют важные
аспекты общения: содержание, цель и
средства.
Содержание общения –
это информация, которая во время
общения передается от одного живого
существа к другому. У человека содержание
общения гораздо шире, чем у
животных. Люди обмениваются друг с
другом информацией, представляющей знания
о мире, делятся своим опытом,
умениями и навыками. Человеческое
общение многопредметно и разнообразно
по содержанию.
Цель общения – это
то, ради чего у живого существа возникает
данный вид активности. У животных
это может быть, например, предупреждение
об опасности. У человека целей общения
гораздо больше. И если у животных
цели общения обычно связаны с
удовлетворением биологических
потребностей, то у человека они
представляют собой средство удовлетворения
многих разнообразных потребностей:
социальных, культурных, познавательных,
творческих, эстетических, потребностей
интеллектуального роста и нравственного
развития и др.
Средства общения –
это способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки информации,
передаваемой в процессе общения. Информация
может быть передана с помощью
прямого телесного контакта, например
тактильного контакта руками; ее можно
передавать и воспринимать на расстоянии
через органы чувств, например наблюдая
за движениями другого человека или
слушая производимые им звуковые сигналы.
Кроме этих всех данных от природы
способов передачи информации, у человека
есть и другие, изобретенные им самим,
– это язык, письменность (тексты,
чертежи, схемы и т. д.), а также
всевозможные технические средства
записи, передачи и хранения информации.
Общение можно разделить
на несколько видов (рис. 1).
Рис. 1. Классификация видов общения
Общение людей бывает вербальным
и невербальным.
Невербальное – это
общение без использования языковых
средств, т. е. с помощью мимики и
жестов; его результат – это
тактильные, зрительные, слуховые и
обонятельные образы, получаемые от другого
индивида.
Вербальное общение происходит
с помощью какого-либо языка.
Большинство невербальных форм
общения у человека является врожденным;
с помощью них человек добивается
взаимодействия на эмоциональном уровне,
причем не только с себе подобными,
но и с другими живыми существами.
Многие из высших животных (например, обезьяны,
собаки, дельфины) так же, как и
человек, обладают способностью невербального
общения с себе подобными. Вербальное
общение присуще только человеку.
Оно располагает гораздо более
широкими возможностями, чем невербальное.
В структуре общения выделяют
три взаимосвязанные стороны:
1) коммуникативная – обмен
информацией между общающимися
индивидами;
2) интерактивная – взаимодействие
между общающимися индивидами;
3) перцептивная – взаимное
восприятие партнеров по общению
и установление на этой основе
взаимопонимания.
Когда говорят о коммуникации
в общении, то, прежде всего, имеют
в виду, что в процессе общения
люди обмениваются между собой различными
представлениями, идеями, интересами,
чувствами и пр. Однако в коммуникативном
процессе происходит не просто движение
информации, как в кибернетическом
устройстве, а активный обмен ею.
Главная особенность заключается
в том, что люди в процессе обмена
информацией могут влиять друг на
друга.
Коммуникативный процесс
рождается на основе некоторой совместной
деятельности, и обмен знаниями,
идеями, чувствами и т. д. предполагает,
что такая деятельность организованна.
В психологии выделяют два вида взаимодействия:
кооперация (сотрудничество) и конкуренция
(конфликт).
Итак, общение – это
процесс взаимодействия между людьми,
в ходе которого возникают, проявляются
и формируются межличностные
отношения. Общение предполагает обмен
мыслями, чувствами, переживаниями. В
процессе межличностного общения люди
сознательно или неосознанно
влияют на психическое состояние, чувства,
мысли и поступки друг друга. Функции
общения весьма разнообразны, оно является
решающим условием становления каждого
человека как личности, осуществления
личных целей и удовлетворения ряда потребностей.
Общение составляет внутренний механизм
совместной деятельности людей и является
важнейшим источником информации для
человека.
Специфика межличностных
отношений
В социально-психологической
литературе высказываются различные
точки зрения на вопрос о том, где
«расположены» межличностные отношения,
прежде всего относительно системы
общественных отношений. Природа межличностных
отношений может быть правильно
понята, если их не ставить в один
ряд с общественными отношениями,
а увидеть в них особый ряд
отношений, возникающий внутри каждого
вида общественных отношений, не вне
их 1 .
Природа межличностных отношений
существенно отличается от природы
общественных отношений: их важнейшая
специфическая черта - эмоциональная
основа. Поэтому межличностные отношения
можно рассматривать как фактор
психологического «климата» группы.
Эмоциональная основа межличностных
отношений означает, что они возникают
и складываются на основе определенных
чувств, рождающихся у людей по
отношению друг к другу. В отечественной
школе психологии различаются три
вида, или уровня эмоциональных проявлений
личности: аффекты, эмоции и чувства.
Эмоциональная основа межличностных
отношений включает все виды этих
эмоциональных проявлений.
Отношения между людьми не
складываются лишь на основе непосредственных
эмоциональных контактов. Сама деятельность
задает и другой ряд отношений, опосредованных
ею. Поэтому-то и является чрезвычайно
важной и трудной задачей социальной
психологии одновременный анализ двух
рядов отношений в группе: как
межличностных, так и опосредованных
совместной деятельностью, т.е. в конечном
счете стоящих за ними общественных
отношений.
Все это ставит очень остро
вопрос о методических средствах
такого анализа. Традиционная социальная
психология обращала преимущественно
свое внимание на межличностные отношения,
поэтому относительно их изучения значительно
раньше и полнее был разработан арсенал
методических средств. Главным из таких
средств является широко известный в социальной
психологии метод социометрии, предложенный
американским исследователем Дж. Морено,
для которого она есть приложение к его
особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность
этой концепции давно подвергнута критике,
методика, разработанная в рамках этой
теоретической схемы, оказалась весьма
популярной 1 .
Таким образом, можно сказать,
что межличностные отношения рассматриваются
как фактор психологического «климата»
группы. Но для диагностики межличностных
и межгрупповых отношений в целях их изменения,
улучшения и совершенствования применяется
социометрическая техника.
Психологическая
природа межличностных отношений
Межличностные отношения
- это совокупность связей, складывающихся
между людьми в форме чувств, суждений
и обращений друг к другу.
Межличностные отношения
включают:
1) восприятие и понимание
людьми друг друга;
2) межличностную привлекательность
(притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение
(в частности, ролевое).
Компоненты межличностных
отношений:
1) когнитивный компонент
- включает в себя все познавательные
психические процессы: ощущения, восприятие,
представление, память, мышление, воображение.
Благодаря этому компоненту происходит
познание индивидуально- психологических
особенностей партнеров по совместной
деятельности и взаимопонимание
между людьми. Характеристиками
взаимопонимания являются:
а) адекватность - точность
психического отражения воспринимаемой
личности;
б) идентификация - отождествление
индивидом своей личности с личностью
другого индивида;
2) эмоциональный компонент
- включает положительные или
отрицательные переживания, возникающие
у человека при межличностном
общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой,
партнером, работой и т.д.;
в) эмпатия - эмоциональный
отклик на переживания другого человека,
который может проявляться в
виде сопереживания (переживания тех
чувств, которые испытывает другой),
сочувствия (личностного отношения
к переживаниям другого) и соучастия
(сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент
- включает мимику, жестикуляцию,
пантомимику, речь и действия,
выражающие отношения данного
человека к другим людям, к
группе в целом. Он играет
ведущую роль в регулировании
взаимоотношений. Эффективность
межличностных отношений оценивается
по состоянию удовлетворенности
- неудовлетворенности группы
и ее членов.
Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения
- складываются между сотрудниками
организаций при решении производственных,
учебных, хозяйственных, бытовых
и др. проблем и предполагают
закрепленные правила поведения
сотрудников по отношению друг
к другу. Разделяются на отношения:
а) по вертикали - между
руководителями и подчиненными;
б) по горизонтали - отношения
между сотрудниками, имеющими одинаковый
статус;
в) по диагонали - отношения
между руководителями одного производственного
подразделения с рядовыми сотрудниками
другого;
2) бытовые взаимоотношения
- складываются вне трудовой
деятельности на отдыхе и в
быту;
3) формальные (официальные)
отношения - нормативно предусмотренные
взаимоотношения, закрепленные в
официальных документах;
4) неформальные (неофициальные)
отношения - взаимоотношения,
которые реально складываются
при взаимоотношениях между людьми
и проявляются в предпочтениях,
симпатиях или антипатиях, взаимных
оценках, авторитете и т.д.
На характер межличностных
отношений оказывают влияние
такие личностные особенности, как
пол, национальность, возраст, темперамент,
состояние здоровья, профессия, опыт
общения с людьми, самооценка, потребность
в общении и др. Этапы развития
межличностных отношений:
1) этап знакомства -
первый этап - возникновение
взаимного контакта, взаимного восприятия
и оценки людьми друг друга,
что во многом обусловливает
и характер взаимоотношений между
ними;
2) этап приятельских отношений
- возникновение межличностных
отношений, формирование внутреннего
отношения людей друг к другу
на рациональном (осознание взаимодействующими
людьми достоинств и недостатков
друг друга) и эмоциональном
уровнях (возникновение соответствующих
переживаний, эмоционального отклика
и т.д.);
3) товарищеские отношения
- сближение взглядов и оказание
поддержки друг другу; характеризуются
доверием 1 .
Таким образом, межличностные
отношения - это отношения с близкими людьми;
это отношения между родителями и детьми,
мужем и женой, братом и сестрой, друзьями,
коллегами.
Общий фактор в этих отношениях
– это различного рода чувства привязанности,
любви и преда
и т.д.................
Межличностное взаимодействие является очень сложным социально-психологическим феноменом. Об этом свидетельствует ведущие исследования многих психологических направлений. В наших исследованиях мы также основываемся на научном положении о том, что межличностное взаимодействие представляет собой систему, включающую межличностное общение, совместную деятельность и взаимоотношения. Результаты исследований в диссертационных исследованиях М.А. Дыгуна, Л.Л. Стариковой, Т.А. Зеленко, Э.Н. Ольшевской, О.П. Кошкиной, а также более 250 исследований в рамках дипломных работ, множество курсовых исследований студентов факультета педагогики и методики начального обучения, факультета психологии БГПУ им. М. Танка, кафедры психологии филиала МГСУ в г. Минске, Белорусского института правоведения и других вузов под нашим руководством в составе научной школы Я.Л. Коломинского, показывают, что сложный феномен межличностного взаимодействия необходимо изучать с различных позиций.
Даже на уровне житейской психологии межличностное взаимодействие воспринимается как сложное психологическое явление. Анализ представлений о межличностном взаимодействии показывает, што большинство студентов (72%) описывает межличностное взаимодействие как межличностное общение, и только отдельные студенты (около 5%) утверждают, что взаимодействие включает отношения и совместную деятельность. Учителя школ в межличностном взаимодействии выделяют общение - 32 %, совместную деятельность - 27 %, а межличностные отношения в структуре межличностного взаимодействия они не отмечали. Среди преподавателей вузов значительно больше (47% опрошенных) указывало на взаимодействие как сложный феномен, включающий в себя общение, совместную деятельность и отношения. Видимо, межличностное взаимодействие личностью опредяляется с позиции ее уровня личностного развития, жизненного опыта.
Анализ межличностного взаимодействия как на научном, так и на житейском уровнях, свидетельствуют о том, что общение, совместная деятельность и отношения, являясь относительно самостоятельными компонентами, находятся в тесном диалектическом единстве и образуют целлостное образование. Компоненты межличностного взаимодействия в свою очередь включает множество других психических образований и явлений, например таких, как лидерство, социально-психологическая перцепция и рефлексия, подражание, внушение и др. Каждый компонент может выступать отдельной единицей психологического анализа межличностного взаимодействия и дать определенные представления о феномене в целом. Однако более полную характеристику межличностного взаимодействия можно получить при изучении всех его компонентов: межличностного общения, совместную деятельности и взаимоотношений.
Мы считаем, что межличностное взаимодействие - это взаимная психическая и физическая активность двух или более людей, обеспечивающая изменение (развитие) психических и личностных образований взаимодействующих.
К актам межличностного взаимодействия мы относим не только непосредственный контакт (внешняя и внутренняя активность) двух или более людей, но и относим даже мысль (внутренняя активность) человека о другом человеке. Мысль о другом человеке уже образует обратную, а точнее взаимную, психическую связь и оказывает влияние возникающего образа на человека, который проявляет эту внутреннюю активность.
Кроме того, в некоторых направлениях практической психологии утверждается положение о том, что мысль активна и может оказывать специфическое воздействие на человека, на которого она направлена.
Каждый из нас живет среди людей. Что мы не делаем, мы непосредственным или опосредованным образом взаимодействуем с другими людьми. Мы разговариваем, выполняем какую-либо работу, размышляем, переживаем, строим отношения с людьми, любим или ненавидим - это все относится к межличностному взаимодействию.
На наш взгляд, межличностное взаимодействие представляет собой сложную, по крайней мере, трехуровневую систему, которую можно представить в виде модели (см. рис.1). Внешний слой (страта) представляет собой межличностное общение, внутреннее кольцо на модели иллюстрирует совместную деятельность, а сердцевина, круг в центре, есть отношения в структуре межличностного взаимодействия.
Рис.1.Схема структуры межличностного взаимодействия.
В межличностном взаимодействии внешней стороной является общение между людьми. Так, как мы в первую очередь воспринимаем внешнюю сторону взаимодействия, поэтому мы по общению судим о людях, об их развитии, их личностных качествах. Общение может быть вербальным и невербальным. Под вербальным общением в психологии понимается обмен информацией с помощью слов, знаков, символов. Взгляд, мимика, жесты, поза, стиль прически, цвет и стиль одежды, сила, тембр и высота голоса, паузы и интонации в общении, запахи, исходящие от человека, энергетический потенциал человека и многое другое – все это относится к невербальному общению. При этом человек в большей мере воспринимается другим человеком неосознанно с помощью невербальных средств общения в соответствии со сложившимися с самого детства социальными стереотипами. Межличностное общение обеспечивает существование взаимодействия между людьми и осуществляет следующие функции:
Аффективную, в которой удовлетворяется естественная потребность человека в общении, регулируются и совершенствуются на эмоциональном уровне средства вербального и невербального общения, обеспечивается эмоциональный комфорт личности;
Поведенческую, в которой человек регулирует свое поведение, согласует с другими людьми свои действия, договаривается с ними об оказании взаимопомощи и распределении ролей в совместной деятельности, устанавливает с другими людьми отношения подчинения - доминирования;
Когнитивную, в которой человек средствами общения познает мир, получает необходимую информацию, производит обмен информацией с другими людьми и в процессе общения у его складывается система отношений к себе и другим людям.
Следовательно, в межличностном общении можно выделить в свою очередь слой (страта), который в основном направлен на удовлетворение естественных потребностей самой личности в общении, и на этой страте доминирует невербальное общение. Второй слой (страту) образует общение, которое обеспечивает выполнение совместной деятельности, осуществления профессиональной деятельности и т.п. и в этой страте, на наш взгляд, доминирующим является вербальное общение. Третий слой (страта) образует общение, которое направлено на совершенствование отношений, в том числе и межличностных (повышение статуса, достижения определенной социальной роли и т.п.)
Совместная деятельность представляет собой внутреннюю и внешнюю активность личности, направленную на получение результатов значимых для всех её участников. В структуре взаимодействия она занимает (см. рис.1) среднее, связывающее, соединяющее место между общением и отношениями. Деятельность сама по себе включает следующие структурные компоненты: цель, задачи, мотивы, условия, действия, саморегуляцию и результат.
Аналогично и в системе совместной деятельности можно выделить также три слоя (страты): внешний слой (страту) деятельности, которая в основном направлена на удовлетворение естественных потребностей самой личности в действиях, в движениях, в активности. Второй слой (страту) образует совместная деятельность, которое обеспечивает достижение результата, материализованного предмета или создание образа и т.п. Третий слой (страта) этой системы образует деятельность, которое направлено на совершенствование отношений, в том числе и межличностных (повышение статуса, достижения определенной социальной роли и т.п.)
По аналогии, в совместной деятельности можно также выделить три функции: аффективную, операциональную (поведенческую) и когнитивную. Аффективная функции совместной деятельности позволяет удовлетворять потребность человека в деятельности, как форме активности, получать эмоциональную удовлетворенность от процесса и результатов деятельности, реализовать цели и задачи, возникающие в межличностном общении, проявлять все переживания, связанные с деятельностью в вербальном и невербальном общении. Операциональная (поведенческая) функция реализуется в выборе средств, приемов, действий и операций деятельности, что во многом определяет успешность её. К этой же функции относим действия по распределению ролей в деятельности, по оказанию и принятию помощи, по развитию действий самоконтроля и взаимоконтроля. Когнитивная функция совместной деятельности проявляется в более глубоком познании взаимодействующих людей (личностных свойств, индивидуальных различий, особенностей общения и отношений), овладении специфическими знаниями, умениями и навыками деятельности, усвоением закономерностей развития межличностного взаимодействия, и в конечном результате, совершенствованию системы отношений к себе и другим людям.
Система отношений занимает центральное место в системе межличностного взаимодействия, и представляют собой на модели центральный круг. На наш взгляд, отношение – это эмоционально окрашенная мысль об объекте (предмете, явлении, личности), на который она направлена. Совокупность всех таких мыслей-переживаний и образуют систему отношений - внутреннее (психическое) состояние личности.
Отношения складываются, формируются и развиваются в межличностном общении и совместной деятельности и, конечно, проявляются в общении и деятельности. Система отношений также образуют три слоя (страты): внешняя – это система отношений личности ко всем явлениям окружающего мира. К этому уровню относятся производственные, правовые, экономические, религиозные, политические и другие отношения, все отношения личности к природным и общественным явлениям.
Второй слой (страта) на модели отражает межличностные отношения. В первую очередь это различные личные и деловые отношения между людьми. Межличностные отношения могут быть поверхностными, и строится на основе общих представлений о человеке, сформированных в межличностном общении на эмоциональном уровне (симпатии - антипатии), и их назвали личными. Межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью и сформированные на рациональном уровне с учетом объективных показателей развития личности или показателей производительности человека в деятельности, в психологии называют деловыми. При этом А.В. Петровский считал, что деловые отношения являются определяющими в системе межличностных отношений. Я.Л. Коломинский, напротив, считает, что личные отношения не следует противопоставлять деловым. Во-первых, между личными и деловыми отношениями граница чисто условная, а во-вторых, не исключаются случаи в реальном взаимодействии, когда личные отношения определяют деловые.
Центральным в системе отношений является – это отношение личности к самой себе, основанная на представлениях личности о самой себе («Я – образ»). В «Я – образе», как во всей системе отношений можно выделить три функции: аффективную, поведенческую и когнитивную.
Определение отмеченных функций общения, совместной деятельности и отношений позволяет характеризовать межличностное взаимодействие как целостное социально-психологическое явление.
На наш взгляд, аффективная функция в большей мере направлена на совершенствование самого процесса общения; поведенческая функция обеспечивает связь общения с другим компонентом взаимодействия - совместной деятельностью и направлена в основном на её развитие; когнитивная функция обеспечивает взаимосвязь между всеми компонентами и образует, развивает и формирует межличностные и другие отношения - центральный компонент межличностного взаимодействия.
Все компоненты межличностного взаимодействия: общение, совместная деятельность и отношения самостоятельны и внутренне взаимосвязаны. Межличностное взаимодействие, т.е его компоненты образно представляет личность с трех позиций: "что она говорит", "что она делает" и "что она думает". Отмеченные компоненты находятся в структурно-функциональной иерархии. Межличностное общение удовлетворяет потребности человека в эмпатии и в других необходимых для него чувствах и эмоциях, в субъективной информативности, обеспечивает совместную деятельность, формирует и развивает межличностные отношения. Совместная деятельность предоставляет дополнительные возможности человеку для общения и совместных действий, направленных на совершенствование отношений.
В деятельностном подходе, традиционно считается центральным образованием в межличностном взаимодействии деятельность, а отношения и общение являются вторичным. Человек оценивается с позиций деятеля, насколько он эффективно действует, каких результатов в деятельности достигает. Характеристики межличностного общения и отношений оцениваются только с позиций, насколько они способствуют успешности в деятельности. На наш взгляд, такой подход не способствует в глубинном плане эффективности деятельности, так он не учитывает психологической сущности человека.
С нашей позиции самым важным и определяющим во взаимодействии являются отношения, внутренний мир человека, его личностное развитие, ради чего и существует общение и совместная деятельность. В свою очередь сложившиеся межличностные отношения определяют уровень межличностного общения и совместной деятельности. Успешность деятельности личности определяется уровнем развития личности, уровнем развития его общения и отношений.
Человек по своей природе настроена на межличностную взаимодействие, к которой его побуждают потребности в присоединении, контроле и открытости (В. Шутц).
Присоединение трактуется как желание быть вовлеченным в общество, особняком среди других, находиться в центре взаимодействия. В зависимости от приобретенного в детстве опыта присоединения взрослый человек в ситуации взаимодействия может демонстрировать одну из следующих моделей поведения:
Субсоціальність. Человек избегает контактов, поскольку не способна рисковать, боится быть ігнорованою. Избегание может принимать разные формы: отказ от участия в социальных контактах, формальная социальная поведение, имитация общения;
Надсоціальність. Человек ищет общества (поскольку не терпит одиночества), используя такие формы взаимодействия, как навязывание контакта, привлечение к себе внимания, демонстрация своей власти;
Социальность. ее характеризуют способность к контактам с другими людьми, а также хорошее самочувствие вне обществом.
Контроль реализуется как попытка контролировать других, быть или не быть контролируемым. Навыков установления контроля приобретают в детстве, во взрослом возрасте он воплощается в одной из таких моделей поведения человека:
Поведение, что предполагает отказ. Индивид занимает позицию подчиненного, которая защищает его и от власти, и от ответственности;
Автократическая поведение. Индивид стремится к власти, готов за нее бороться. В основе такого поведения - неуверенность в своей компетентности, необходимость доказывать себе и всем свою способность быть ответственным. По аналогичным причинам нередко отказываются от власти;
Демократическое поведение. Личность способна принимать решения, брать на себя ответственность, никому не доказывая.
Открытость является потребностью в установлении близких эмоциональных отношений с другими людьми. Стратегии такого коммуникативного поведения взрослого человека также зависят от приобретенного в детстве опыта. Речь идет прежде всего о такие виды стратегий: -
Субперсональність. Вызывают ее боязнь не понравиться, быть відторгненим. Избегая открытости, человек поддерживает поверхностные отношения с другими, большое количество контактов психологически защищает ее от чрезмерной, на ее взгляд, зближеності с кем;
Надперсональність. Чаще всего она проявляется в стремлении установить близкие отношения с как можно большим количеством людей, что должно нейтрализовать ее тревогу по поводу своей відторгненості. Модель такого поведения выстраивается на стремлении заслужить одобрение, привлечь к себе внимание;
Персональность. Человек комфортно чувствует себя как на уровне поверхностного общения, так и в близких отношениях.
Основной при этом е проблема ощущения своей способности любить и вызывать любовь других. Если индивид не уверен в своей способности нравиться окружающим, его поведение в сфере налаживания взаимодействия будет экстремальной, проявляясь как полное избегание близости или надвідкритість.
Потребность индивида в налаживании социальных связей выражает понятие "афилиация" (англ. to affiliate - присоединить, присоединяться, устанавливать связи). При определенных обстоятельствах эта потребность особенно заметна. К установлению контактов человека побуждают разные мотивы: утвердить свое "Я", осознать свое место в системе связей, избежать неуверенности в себе, найти положительную стимуляцию средствами интересного взаимодействия, добиться внимания и похвалы от других, получить эмоциональную поддержку, сформировать отношение к себе, обменяться умениями, знаниями, навыками и результатами деятельности, повлиять на другого. Важными для личности является и поиск поддержки, утешения, получения облегчения, удовлетворения интересов, и особенно - социальное сравнение, редукция (восстановление) тревоги, поиск информации.
Люди чаще контактируют с теми, кто на вид менее взволнован, чем они. Это помогает обнадійливіше видеть свои перспективы. В угрожающих, а также таких, которые подавляют личность, ситуациях, они обращаются к тем, кто способен им посочувствовать, утешить, поддержать или просто выслушать. Подобной является их поведение и в отношении поиска информации. Под давлением определенных угроз они ищут того, кто знает и может предоставить информацию, необходимую для правильной оценки опасности. В неопределенных ситуациях общение с другими людьми, попавшими в такие же условия, дает возможность сравнить свою реакцию с их и оценить ее уместность. Благодаря общению в обществе индивид получает возможность проверить свой способ поведения. Близость других людей способствует снижению тревожности, смягчая последствия физиологического, психологического стресса. Особенно позитивной для индивида, который переживает стресс и волнение, присутствие близких, знакомых людей. Одиночество за тяжелых обстоятельств часто подталкивает к суициду. Будучи одним из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, одиночество свидетельствует о дефиците общения и социальных связей.
Одиночество - совокупность эмоций, которые возникают в ответ на дефицит (количественный И качественный) социальных контактов; болезненное, острое переживание, которое выражает определенную форму самосознания И свидетельствует о нарушении системы отношений и связей личности с внешним миром.
Распространена она среди людей, лишенных близких отношений, дружеских связей. Это порождает острые эмоциональные реакции, часто провоцируют психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией, а также актуализирует потребность во взаимодействии. Отсутствие разнообразных взаимоотношений может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Исследования свидетельствуют, что для выживания мужчинам очень важно быть в браке, а женщинам - иметь взаимоотношения с друзьями и родственниками. Те, кто имеет развитые социальные контакты, пользуются адекватной поддержкой своего окружения, дольше живут, чем те, кто их лишен.
Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович
ГЛАВА 11 Потребность людей во взаимоотношениях
Потребность людей во взаимоотношениях
11.1. Межличностные отношения и их классификация
Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.
Межличностные отношения делятся на следующие виды:
1) официальные и неофициальные;
2) деловые и личные;
3) рациональные и эмоциональные;
4) субординационные и паритетные.
Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.
Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.
Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.
Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.
Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.
Из книги Возрастные кризисы автора Шихи ГейлГлава 7. ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СУПРУГОВ Утро в Калифорнии. Прекрасное лицо молодой женщины дрогнуло. Она приподняла ресницы и открыла глаза. Ослепительный мир предстал перед ней во всех красках. Но что-то нарушало эту идиллию. О да, обещание!… Она поклялась, что
Из книги Сновидение в бодрствовании автора Минделл АрнольдГлава 12. Нерушимая целостность во взаимоотношениях Если Возлюбленный повсюду, Любящий - это завеса Но когда сама жизнь становится Другом, Влюбленные, исчезайте. Согласно медитативным традициям, представлениям коренных народностей, квантовой физике и психологии,
Из книги Парадокс страсти - она его любит, а он ее нет автора Делис Дин КГлава 2. Действия равновесия. Чередование сил во взаимоотношениях Все взаимоотношения создаются действиями равновесия. Неуверенность, неопределенность и очарование молодой любви помогают поддерживать равновесие. Но когда отношения становятся достаточно зрелыми, оно
Из книги 13 способов преодолеть кризис любовных отношений автора Зберовский Андрей ВикторовичГлава 22. Потребность в сексуальной коррекции Внимание: Рекомендации, приведенные в данной главе, могут приятно дополнять и другие методики реанимации кризисных любовных отношений. Особенно методику "преодоления усталости отношений", "увеличения объемов личной свободы"
Из книги Приручи своих Драконов автора Стивенс ХосеСочетания драконов во взаимоотношениях людей Высокомерие с саморазрушением.Взаимоотношения с саморазрушительным партнером предоставляют человеку высокомерному отличную возможность выносить свое осуждение и неизменно ощущать собственное превосходство. Это
Из книги Невротическая личность нашего времени автора Хорни КаренГлава 6. Невротическая потребность в любви и привязанности. Нет сомнения в том, что в нашей культуре перечисленные ранее четыре способа защиты собственного «Я» от тревожности могут играть решающую роль в жизни многих людей. Это люди, главным стремлением которых является
Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер СвагитоГлава 5. Семейная вина: потребность в равновесии Мы видели, что с помощью вины совесть заставляет человека вести себя в соответствии с правилами того общества, к которому он принадлежит. Чувство вины - это осознаваемое нами чувство, оно возникает внутри нас, когда наши
Из книги Биоритмы. Или как стать счастливым. автора Квятковский Олег ВадимовичГлава 22. Потребность, удовлетворение и переудовл. С понятием "потребность" мы уже встречались в этой книге.Новым для нас будет понятие – "переудовлетворение потребности".В чем выражается переудовлетворение?Переудовлетворение – наступает вследствии длительного
Из книги Здоровое общество автора Фромм Эрих Зелигманн Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил ЛьвовичПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМ И ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ Приобретение потребностей в другом человеке, в обществе как необходимой, своей среде, выработка потребностей в организации этой среды удобным для себя и способствующим ее благополучию образом, то есть потребности в
Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт СтивенГлава 11 Преодоление силы, самой разрушительной во взаимоотношениях Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности? Притчи, 27:4 Недавно наше общество было шокировано хладнокровным убийством двадцатитрехлетней женщины. Она сидела в припаркованной машине со
Из книги Из противников в союзники автора Бург БобГлава 56 Еще один ценный урок о взаимоотношениях с людьми от бенджамина франклина Мы уже говорили о том, какие подводящие реплики помогают смягчить удар при попытке повлиять на собеседника, переубедить его или склонить на свою сторону.В связи с этим нужно добавить, что
Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна Из книги Секреты счастья. Тренинг, который поможет вам обрести счастье автора Рубштейн Нина Валентиновна Из книги автораГлава 9 Потребность во взаимодействии с людьми «Наконец-то я встретил братскую душу», – сказал Каин Авелю. Я. Васильковский Человек отличается от животных тем, что он – существо социальное. Человек растет и развивается в рамках общественных, культурно-исторических
«плюсы» и«минусы» демократии
Геодезист. Кто такой геодезист? Описание профессии. Профессия геодезист Геодезист обучение
Магеллановы облака: кто они?
Перечный соус для стейка Сливочный перечный соус
Как составить грамотное портфолио дизайнеру