После распада СССР часть Восточной Европы стала именоваться «Центральной и Восточной»: Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Словения и три страны Прибалтики. В группу стран Юго-Восточной Европы начали включать государства бывшей Югославии (Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Черногория, кроме Словении), Албанию, Болгарию и Румынию. Восточной Европой стали именовать Белоруссию, Украину, Молдавию и Россию.
После падения коммунистических режимов в странах ЦЮВЕ в 1989 г. в них начались процессы трансформации. В декабре 1992 г. Чехословакия разделена на Чехию и Словакию. В странах ЦЮВЕ утверждались демократические тенденции. Сложная ситуация сложилась в Югославии.
Влияние России в этой части мира упало – отчасти оттого, что РФ после распада СССР утратила границу с «прежней» ВЕ. Страны региона стали переориентировать экономические связи на Запад. В 1993 году Европейское сообщество стало Европейским союзом на основании Маастрихтского договора от 1993 года. Чехия, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия и Словения, Мальта и Кипр вступили в союз 1 мая 2004 года. Болгария и Румыния, которые не были готовы к расширению 2004 года, получили членство 1 января 2007 года.
Становление Вишеградской группы и Центральноевропейской инициативы
Распад ОВД привел к тому, что его бывшие члены на время выпали из одной системы безопасности и поэтому создали Вишеградский треугольник. 12-15 февраля 1991 г. в древней столице Венгрии, Вишеграде, была подписана декларация о сотрудничестве между Польшей, Чехословакией и Венгрией. На встрече в Вишеграде были достигнуты договоренности о координации действий в области внешней политики и укрепления связей с европейскими институтами, взаимодействия в сферах безопасности, развития экономических связей, сотрудничества в области защиты прав человека, вопросах экологии, энергетики и обмена информацией. Во второй половине 90-х годов сотрудничество в рамках Вишеградской группы приобрело характер ежегодных встреч премьер-министров. На одной из таких встреч в Братиславе в мае 1999 г. было принято решение об учреждении Международного вишеградского фонда, договор о создании которого был заключен 9 июня 2000 г. в Праге.Стабильной формой сотрудничества стран ЦВЕ и балканского региона оказалось основанное в 1989 г. Дунайско-Адриатическое сообщество (Австрия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Польша, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Албания, Болгария, Румыния, Белоруссия, Украина и Молдавия). Задачами создания были содействие общеевропейскому процессу и «размыванию» блоковых границ. В июле 1994 г. преобразовано в Центральноевропейскую инициативу.
Начало войны в Югославии
С осени 1991 начался распад единого государства. 25 июня 1991 независимость провозгласили Хорватия и Словения, 8 сентября 1991 Македония, 28 февраля 1992 Сербия. В апреле 1992 г. страны ЕС признали независимость Боснии и Герцеговины. Население этой республики состояло из сербов, хорватов и мусульман. Вскоре после провозглашения независимости Боснии и Герцеговины боснийские сербы во главе с Радованом Караджичем в январе 1992 г. провозгласили создание Республики Сербской. В июле 1992 г. их примеру последовали боснийские хорваты и создали государство – Герцег-Босна. Весной 1992 г. по всей стране начались беспорядочные столкновения между сербами, хорватами и мусульманами – «война всех против всех». Сербы, хорваты и мусульмане практиковали этнические чистки в районах проживания «враждебных» этнических групп. Для расследований военных преступлений на территории бывшей Югославии по решению Совета безопасности ООН 25 мая 1993 г. в Гааге был создан Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ).
Конфликт в Боснии и первая интервенция НАТО на Балканах (декабрь 1995)
Всплеск интеграционной активности европейских стран контрастировал с положением на Балканах. Особенно тяжелая ситуация складывалась в Боснии и Герцеговине. Ни один из проектов ООН по разделу Боснии не получил одобрения воюющих сторон. Администрация Клинтона в 1993 г. пришла к выводу о необходимости применить силу против боснийских сербов и поддерживающей их Сербии. 28 февраля 1994 г. ВВС альянса впервые применили на территории бывшей Югославии оружие и после этого масштабы вмешательства НАТО стали увеличиваться.
Потерпев ряд военных поражений, сербские силы в Боснии согласились на переговоры. В ноябре 1995 г. в г. Дейтоне (США) состоялась встреча лидеров Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины при участии представителей России, США и ЕС. Босния и Герцеговина были превращены в конфедерацию из двух частей – Республики Сербской и Мусульмано-хорватской федерации. 14 декабря 1995 г. в Париже состоялось подписание соглашений об урегулировании между Хорватией, Сербией и Боснией и Герцеговиной. Был разрушен принцип совместного проживания разных этнических групп, которые сосуществовали в Боснии и Герцеговине на протяжении веков. Столица страны г. Сараево отошла к зоне общего мусульмано-хорватского управления. Сербское население города покинуло его. Каждое из двух образований имело право формировать собственную армию. Большинство обвиняемых Международным трибуналом оказались сербами – в том числе лидеры боснийских сербов Р.Караджич и Р.Младич, а впоследствии и сам президент Сербии С.Милошевич.
Конфликт в сербском крае Косово и вторая интервенция НАТО на Балканах
Подписание Дейтонских соглашений по Боснии не стало завершающим этапом дезинтеграции бывшей Югославии. В конце 90-х годов обострился конфликт в сербском крае Косово, население которого состояло из албанцев и сербов при численном преимуществе первых. Албанское население Косово не подчинялось белградским властям, создав свои структуры управления. Ситуация обострилась, когда весной 1997 г. в Республике Албании разразился кризис, связанный с падением режима Сали Бериши (пользовавшегося поддержкой США). На территории Северной Албании были созданы базы боевиков «Освободительной армии Косово», которые стали наносить отсюда удары по федеральным войскам и сербской полиции в Косово. Пытаясь удержать контроль над ситуацией, в феврале 1998 г. С.Милошевич принял решение ввести в Косово дополнительные силы армии и военной полиции. Между правительственными войсками и сепаратистами начались столкновения, в ходе которых страдало гражданское население – сербское и албанское.
13 октября 1998 г. совет НАТО принял решение о начале бомбардировок Сербии в случае ее отказа принять требования Совета безопасности. Западные страны предложили созвать конференцию конфликтующих сторон для выработки компромисса. Сербия отказалась подписать мирное соглашение, сочтя неприемлемым включенное в текст требование о вводе в Косово иностранных войск и с 24 марта ВВС НАТО начали систематические бомбардировки Сербии, включая Белград. Югославия стала объектом военного нападения НАТО, действия которой не были непосредственно санкционированы решениями Совета безопасности. После двухмесячных бомбардировок 9 июня 1999 г. сербские представители и командование сил НАТО подписали соглашение о прекращении огня и выводе правительственных войск из Косово, взамен которых 3 июня 1999 г. в край был введен контингент НАТО. Косово было фактически отторгнуто от Югославии. Действия НАТО в Косово не были санкционированы ООН, но их результаты были одобрены резолюцией СБ ООН № 1244 от 10 июня 1999 г.
После поражения в Косово ситуация в Югославии еще больше осложнилась. Избрание С.Милошевича президентом Сербии вызвало протесты и 6 октября 2000 г он был отстранен от власти. В.Коштуница был провозглашен президентом. Его приход позволил нормализовать отношения Югославии с западными странами. С.Милошевич в июне 2001 г. был выдан Международному трибуналу в Гааге по обвинению в преступлениях против человечности в связи с событиями в Косово. Смена власти в Сербии не остановила дезинтеграции СРЮ. Пришедший еще в мае 1998 г. к власти в Черногории президент Мило Джуканович повел дело к мирному отделению от Сербии. В марте 2002 г. при посредничестве Евросоюза было подписано соглашение о преобразовании Югославии в Федерацию Сербии и Черногории при сохранении их в составе единого государства. Но Черногория продолжала настаивать на полном отделении от Сербии. Евросоюз предпочитал сохранение Югославии как единого государства, так как миссии Евросоюза в Косово действовали на основании докумен-{?}тов, принятых в отношении Югославии, и исчезновение этого государства формально поставило бы под вопрос их легитимность. Между тем, Косово, номинально числясь частью Сербии, фактически управлялось чиновниками ООН. С 4 февраля 2003 г. в связи с принятием новой конституционной хартии бывшая Союзная Республика Югославия стала официально называться Сербией и Черногорией.
Расширение НАТО
Распад ОВД и СССР побудил НАТО в январе 1994 г. утвердить программу «Партнерство ради мира»по для содействия сотрудничеству между НАТО, странами Центральной и Восточной Европы и государствами бывшего СССР. Одновременно с утверждением программы Клинтон официально изложил позицию Вашингтона в вопросе расширения на восток.
27 мая 1997 г. в Париже состоялось подписание Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. Формально заручившись пониманием России, страны альянса продолжили курс на его расширение. Улучшение отношений между НАТО и Россией облегчило решение вопроса о новом расширении альянса на восток 12 марта 1999 + Чехия, Венгрия, Польша. 29 марта 2004 + Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония. 1 апреля 2009 + Хорватия, Албания.
Организация Варшавского договора (ОВД), его роль в военно-политическом противостоянии двух систем
Была создана под руководством Советского Союза в 1955 г. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи был подписан 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе руководителями Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии сроком на 30 лет. В 1985 г. Договор продлен еще на 20 лет. Согласно Договора, стороны, его подписавшие, обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.
Создание ОВД явилось военно-политическим ответом Советского Союза на расширение блока НАТО на восток. В 1954 г. запад ратифицировал Парижские соглашения 1954 г., предусматривающих образование Западноевропейского союза, провел ремилитаризацию Западной Германии и включение ФРГ в НАТО. В итоге, с созданием ОВД в Европе на три десятилетия возникло противостояние двух военных блоков. Внутренней задачей ОВД было сохранение власти в странах Центральной Европы в руках просоветских коммунистических режимов.
Политически руководство ОВД осуществлял Политический консультативный комитет, объединявший глав государств - членов организации. Военное руководство осуществляло Объединенное командование вооруженными силами, которое, по традиции возглавлял маршал Советского Союза. Первым командующим стал герой Великой отечественной войны маршал И.С.Конев.
В рамках ОВД был также создан Военный совет Объединенных вооружённых сил. Наличие ОВД обеспечило юридическое основание для участия советских войск в подавлении антикоммунистического восстания в Венгрии в 1965 г. В 1968 г. воинские контингенты стран-участниц ОВД приняли участие в событиях в Чехословакии, подавив «Пражскую весну». В том же 1968 г. Участники Бухарестского совещания ОВД, а также совещания ПКК в Софии решительно осудили вооружённую интервенцию США во Вьетнаме.
С учетом того, что в суммарный военный потенциал стран Европы-участников ОВД был не сравним с военным потенциалом СССР, то суть ОВД заключалось в ядерном «зонтике» СССР над европейскими социалистическими странами и возможности советскими ВС использовать территорию союзников. Создание ОВД легитимизировало размещение советских войск в странах Центральной Европы. В середине 80-х гг. в ГДР была размещена группировка советских войск в 380 тыс. чел., в Польше – 40 тыс., в Чехословакии – 80 тыс., в Венгрии – около 70 тыс. военнослужащий СА. В конце 50-х гг. готовилось открытие военно-морской базы на Адриатическом море (Албания). В рамках ОВД Министерство обороны СССР получило возможность контролировать вооруженные силы стран – участниц ОВД, перевооружать их. Был налажен обмен разведывательной информацией. В рамках ОВД производилось постоянное перевооружение войск стран Варшавского договора, в плановом режиме происходило переобучение офицерского состава. Был развернут широкий обмен воинским опытом.
Важнейшей частью деятельности ОВД было широкое сотрудничество спецслужб и различных спецподразделений, составляющих основную опору правящих режимов в странах – участниках организации.
В русле дипломатических усилий СССР по предотвращению глобального ядерного конфликта, ОВД позиционировался в качестве оборонительного блока, деятельность которого направлена против возможной агрессии со стороны НАТО.
Регулярно проводились масштабные учения совместных группировок войск. Последнее из них самое массовое состоялось в 1982 г. – «Щит-82».
ОВД не была лишена внутренних противоречий и проблем. В 1961 г. из-за политико-идеологических разногласий между Москвой и Тираной Албания прекратила свое участие в деятельности ОВД, в 1968 г. Албания оформила выход из организации. В 70-80-е годы периодически свою особую позицию в деятельности ОВД демонстрировала Румыния. Периодически в деятельности союзников обнаруживались утечки военно-технической информации в страны-члены НАТО.
В рамках ОВД решения не принимались путем консенсуса. Организация находилась под полным контролем советского руководства, в военном плане – Генерального штаба МО СССР. В рамках ОВД проводилась политика двусторонней многоуровневой комплексной военно-политической интеграции социалистических стран Центральной Европы с СССР, установления жесткого контроля над армиями стран – союзниц Советского Союза. Эффективность данной политики была продемонстрирована в 1981 году, когда вооруженные силы Польской народной республики фактически выполнили полицейские функции, избавив ОД от необходимости вмешаться во внутренние дела Польши по примеру 1968 г. в Чехословакии.
После падения «Берлинской стены» и волны «бархатных» революций в странах Центральной Европы Организация Варшавского Договора потеряла свою идеологическую основу. Руководство СССР в конце 80- начале 90-х гг. считало ОВД пережитком «холодной войны» и излишней нагрузкой. Начался стремительный вывод советских войск из Германии, а затем и из других стран ОВД. Ликвидация организации оказалось формальным фактом. 1 июля 1991 года сторонами, входящими в ОВД, был подписан Протокол о прекращении действия Договора. Страны – бывшие члены ОВД взяли на себя обязательство не рассекречивать архивы ОВД, но не все данное обязательство выполнили.
Реферат: Страны Центральной и Юго-Восточной Европы: становление государств народной демократии
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы
Становление государств народной демократии
Образование народно-демократических правительств
Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками
Перспективы перехода к социализму мирным путем
Образование народно-демократических правительств. В годы второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых странах и бур-
жуазные партии. Сплочение столь разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя
общенациональной цели - освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и демо-
кратических свобод. Эта цель была достигнута в результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти приш-
ли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.
В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фрон-тах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства. В других странах были созданы коалици-
онные правительства.
Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, сто-
явших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях требовалось объединение усилий
всех демократических партий и организаций. Необходимость расширение социальной базы и признания
западными державами возникших еще в период освободительной борьбы правительств Югославии и Поль-ши обусловила включение в их состав представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не прини-
мали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.
Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных общенациональных задач : лик-
видацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение разрушен-
ной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии. Был уничтожен созданный оккупантами
государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии и Румынии очищены от фа-
шистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала ответственность
за национальные катастрофы, была запрещена. Восстанавливались демократические конституции, упразд-
была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты. Наряду с прежними структу-
рами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы, наци-
ональные комитеты, советы.
Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта проблема была решена в резуль-
тате русско-турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала ликвидация крупного помещичьего
землевладелия и наделение крестьян землей. В основу начатых в некоторых странах еще до полного осво-
бождения аграрных реформ был положен принцип : “ Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает ” . Кон-
фискованная у помещиков и тех, кто сотрудничал с оккупантами, земля передавалась за небольшую плату
крестьянам в собственность, а частично переходила к государству. В Польше, Чехословакии и Югославии
были конфискованы земли немцев, которых по решению союзных держав переселили на территорию Гер-
мании. Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капиталистичес-
кой собственности, но предусматривали изъятие собственности нацистов и их сообщников и наказание за
национальное предательство, в результате чего под государственное управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами.
Таким образом, в результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший
тогда название народной демократии. В политической сфере его характерной чертой была многопартий-
ность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную
роль в правительствах и других органах власти играли коммунистические и рабочие партии. В Румынии не
только формально, как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт монархии. В сфере экономики
при сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период,
роль стал играть государственный сектор. Наиболее серьезные изменения происходили в сельском хозяйст-
ве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.
Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной демократии. Еще во время
войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном со-
трудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей (апрель 1945 года). Над Болга-
рией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии, Советский Союз совмест-
но с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль – здесь действовали Союз-
ные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры.
Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками. В Алба-нии и Югославии коммунистические партии занимали господствующие позиции в политической жизни.
Возобновившие свою деятельность после освобождения страны многочисленные довоенные мелкобуржу-
азные и крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать с Коммунистической партией
Югославии (КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в Учредительную скупщину в но-
ябре 1945 года, на которых Народный фронт одержал убедительную победу (90 % голосов). В Албании
кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта собрали 97,7 % голосов. Иная ситуа-
ция была в других странах : в Венгрии на первых послевоенных выборах (ноябрь 1945 года) коммунисты
ческих сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь в январе 1947 года.
Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об этом можно судить на основе пар-
ламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям самые благоприятные возмож-
ности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по Национальному фронту с зани-
маемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты министров внутренних
дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в ряде стран – и над вооружен-
ными силами, компартии в значительной степени определяли политику народно-демократических прави-
тельст, даже если и не располагали в них большинством портфелей.
По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали противоречия между коммунистами и
другими партиями Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные партии считали, что с восста-
новлением национальной независимости, конституционного строя, наказанием военных преступников и тех, кто сотрудничал с гитлеровцами, проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провоз-
глашенные в программах Национальных фронтов, полностью выполнены. Они выступали за дальнейшее
развитие государств Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной демократии с внешнепо-
литической ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных отношений с Советским Союзом.
Компартии, рассматривая установление строя народной демократии как этап на пути к провозглашенной
ими конечной цели – построению социализма, считали необходимым продолжение и углубление начатых
преобразований. Используя городскую и сельскую буржуазию, капиталы и предпринимательскую инициа-
тиву для решения задач восстановления, коммунисты в то же время вели все возрастающее наступление на
ее политические и экономические позиции.
Переход в руки государства (национализация) собственности немецкого капитала и той части буржуазии,
которая сотрудничала с гитлеровцами, привел к образованию во всех странах более или менее мощного го-
сударственного сектора экономики. Вслед за тем компартии стали добиваться национализации собствен-ности национальной буржуазии. Раньше всего это было осуществлено в Югославии, где принятая в январе
1946 года конституция давала возможность, если этого потребуют общенародные интересы, экспортиро-вать частную собственность. В результате уже в конце 1946 года был издан закон о национализации всех
частных предприятий общегосударственного и республиканского значения. У частных владельцев остались
лишь мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские.
В Польше при создании Национального банка, частные банки, лишенные возможности обменять на но-вые банкноты имевшиеся у них наличные деньги, были вынуждены прекратить свое существование. По-
пытки частных владельцев добиться возвращения предприятий, зазваченных оккупантами и при освобож-
дении страны перешедших под временное государственное управление, удались лишь частично. Входив-
шая в состав Национального фронта Польская крестьянская партия – Польске стронництво людове (ПСЛ),
возглавляемая бывшим премьером эмиграционного правительства С. Миколайчиком, не возражала против
обобществления ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы главной формой этого обоб-
ществления стала передача предприятий в собственность государства. Она выступала за то, чтобы их взяли
в свои руки кооперативы и органы местного самоуправления. Но в январе 1946 года по настоянию Польс-
кой рабочей партии (ППР) был принят закон о национализации, по которому произошло огосударствление
крупной и средней промышленности.
В Болгарии, Венгрии и Румынии, находившихся под контролем СКК, наступление на позиции буржуазии
велось путем установления государственного и рабочего контроля над частными предприятиями, а не пу-тем национализации.
Таким образом, практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось добиться того, что начался про-
цесс изъятия собственности буржуазии и перехода ее в руки государства. Это означало выход за рамки программ Национальных фронтов, переход от решения общенациональных задач к решению задач соци-
ального характера.
Опираясь на оставшиеся в большинстве стран советские войска и находившиеся в их распоряжении ор-
ганы безопасности, коммунистические партии сумели нанести удары и по политическим позициям буржу-
азных и мелкобуржуазных партий, вынужденных переходить в ряде случаев в оппозицию. По обвинениям
в заговорщической деятельности арестовывались сторонники оппозиции. В Венгрии в начале 1947 года та-
кие обвинения были выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких сельских хозяев (ПМСХ), в том
числе и против главы правительства. Многие из них, опасаясь ареста, были вынуждены бежать за границу. В Болгарии был казнен Н. Петков, один из лидеров БЗНС, а в Румынии преданы суду ряд деятелей нацио-
нал-царанистской (крестьянской) партии. В Польше на выборах в сейм в январе 1947 года, руководимый
коммунистами блок одержал победу над крестьянской партией С. Миколайчика. Протесты ПСЛ в связи с
многочисленными нарушениями в ходе избирательной кампании и преследованиями кандидатов этой пар-
тии были отвергнуты. Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая партия, сошла со сцены, а
Миколайчик во избежании ареста был вынужден бежать за границу.
Таким образом, уже к середине 1947 года, во многих странах коммунистические партии сумели удалить из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепить собственные позиции в руководстве госу-
дарством и экономической жизнью. Лишь в Чехословакии, где в результате выборов в Законодательное
собрание в мае 1946 года, КПЧ вышла на первое место, сохранялось зыбкое равновесие сил в Националь-
ном фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.
Перспективы перехода к социализму мирным путем. В 1945-1946 годах, руководители ряда компартий
заявили, что политические и социально-экономические преобразования, осуществленные в ходе становле-
ния и развития строя народной демократии, еще не носят социалистического характера, но создают условия для перехода в будущем к социализму. Они полагали, что этот переход может быть осуществлен иначе, чем
в Советском Союзе, - без диктатуры пролетариата и гражданской войны, мирным путем. На первом съезде
ППР в декабре 1945 года было признано, что в условиях народно-демократического строя, создающего ус-
ловия для дальнейшей борьбы рабочего класса и трудового народа за их полное социальное освобождение,
имеется возможность идти к социализму эволюционно, мирно, без потрясений, без диктатуры пролетариа-
та. Г. Димитров считал возможным “ на основе народной демократии и парламентского режима в один прекрасный день перейти к социализму без диктатуры пролетариата ” . Руководители других компартий
также рассматривали народно-демократическую власть как переходную, которая постепенно перерастет в
социалистическую. Против таких взглядов не возражал Сталин, который летом 1946 года в беседе с
К. Готвальдом признал, что в условиях, сложившихся после второй мировой войны, возможен иной путь к
социализму, не обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру пролетариата.
Как видно, в первые годы существования народной демократии, руководители компартий стран Центра-
льной и Юго-Восточной Европы, рассматривая советский строй как классический образец перехода к со-
циализму, допускали возможность иного пути, при котором учитывались бы национальная специфика и
существование межклассовых союзов, нашедших свое выражение в Национальных фронтах. Эта концеп-
ция не получила всесторонней разработки, она была намечена лишь в самых общих чертах. Предлагалось,
что переход к социализму займет длительный промежуток времени. Последовавшие события не оправдвли
возникших ожиданий.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы смогли освободиться от фашизма на заключительном этапе Второй мировой войны в основном благодаря действиям Красной армии. К моменту прекращения боевых действий в Центральной и Юго-Восточной Европе имелись промышленно развитые, аграрно-индустриальные и отсталые государства, уровень экономического развития которых оставался неравномерен. Для сталинского руководства СССР императивом являлось создание на западных границах страны "пояса безопасности" из дружеских государств - вместо "санитарного кордона" антисоветской ориентации, существовавшего на западных границах СССР в межвоенную эпоху. На Крымской и Потсдамской конференциях "большой Тройки" И. В. Сталин ставил вопрос перед западными союзниками об уважении советских интересов в Центральной и Восточной Европе. В годы войны и сразу после нее Москва оказывала преимущественную поддержку коммунистическим партиям восточноевропейских стран, но при этом поощряла создание широких народных, национальных, отечественных фронтов антифашистской направленности, куда входили различные демократические партии и движения. Но по мере обострения "холодной войны", примерно с середины 1947 г., советское руководство взяло курс на формирование откровенно коммунистических правительств.
С момента освобождения восточноевропейских стран от фашизма (1944-1945) и вплоть до 1947-1948 гг. в этих странах установились режимы "народной демократии". Во второй половине 1940-х гг. в странах Восточной и Центральной Европы произошел болезненный процесс массового переселения людей, коснувшийся прежде всего выселения 6 млн немцев, собственность которых была национализирована. Правительства восточноевропейских стран, большинство которых представляли широкие многопартийные коалиции, провели серьезные аграрные реформы, приведшие к ликвидации помещичьего землевладения. Были национализированы крупная промышленность и банковская система, что подорвало социальные и политические позиции имущих слоев. Поначалу в действиях восточноевропейских режимов упор делался на "национальный путь" к социализму. В период "народной демократии" лишь в Югославии и Албании установились однопартийные коммунистические режимы во главе соответственно с Иосином Броз Тито и Энвером Ходжей.
По мере ухудшения международного климата в Европе Советский Союз начат активнее содействовать "советизации" режимов в Центральной и Восточной Европе. Постоянно усиливались позиции коммунистов в силовых структурах данных государств, был взят курс на фактическое устранение с политической сцены Восточной и Центральной Европы буржуазных партий, критиковавших радикальные социально-экономические преобразования социалистического характера. В Польше в первые послевоенные годы политическое противостояние между коммунистами и прозападными силами носило черты гражданской войны. В 1947-1948 гг. произошла активизация борьбы с политической оппозицией, национальные и местные выборы в государствах Восточной Европы стали носить все более формальный характер. Был инициирован процесс объединения национальных коммунистических и социал-демократических партий в единые структуры, ориентировавшиеся на Москву и марксистско-ленинскую идеологию. Большую роль во всех этих внутриполитических процессах играли специалисты и советники из СССР. В частности, они стояли за организацией политических процессов, жертвами которых оказались политики, представлявшие буржуазные партии.
Средства массовой информации, критиковавшие копирование советских порядков, были закрыты, многие оппозиционные политические деятели (Ф. Надь в Венгрии, С. Миколайчик в Польше) были вынуждены эмигрировать. К 1948-1949 гг. подлинно оппозиционные, антикоммунистические партии в странах Центральной и Восточной Европы прекратили свое существование. В Польше, Чехословакии, Болгарии и Восточной Германии формально сохранилась многопартийная система, но все разрешенные партии
и общественные организации признавали руководящую роль марксистско- ленинских партий в рамках широких национальных фронтов, господствующие позиции в которых принадлежали коммунистам. Окончательно о полном политическом господстве коммунистов в Центральной и Восточной Европе стало возможно говорить после правительственного кризиса в начале 1948 г. в Чехословакии ("Февральская революция"), положившего конец остаткам политического плюрализма в восточноевропейских странах.
В конце 1940-х гг. страны Центральной и Юго-Восточной Европы вступили в фазу непосредственного "социалистического строительства", происходило формирование "мировой социалистической системы", полностью ориентированной на советскую модель. В частности, это касалось роли правящей партии и культа личности национальных и партийных руководителей - Вильгельма Пика (ГДР), Болеслава Берута (Польша), Клемента Готвальда (Чехословакия), Матьяша Ракоши (Венгрия), Георге Георгиу-Дежа (Румыния), Иосина Броз Тито (Югославия), Энвера Ходжи (Албания). В конце 1940-х гг. на фоне обострения советско-югославского конфликта почти во всех восточноевропейских компартиях состоялись серьезные чистки партийного аппарата от реальных и мнимых оппозиционеров, многие видные коммунисты были казнены.
Переход к этапу "социалистических революций" в социально-экономическом плане ознаменовал для стран Центральной и Юго-Восточной Европы углубление радикальных преобразований в духе диктатуры пролетариата: качественное расширение общественного сектора и огосударствление экономики, коллективизацию сельского хозяйства, полный подрыв экономических позиций буржуазии.
Внешняя политика стран Центральной и Восточной Европы во второй половине 1940-х гг. XX в. все больше и больше становилась зависимой от Москвы. В первые послевоенные годы СССР заключил с восточноевропейскими странами договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, некоторые из которых включали положения о нахождении на территории данных государств советских войск. Были также заключены комплексные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Советский Союз предоставлял странам Центральной и Юго-Восточной Европы льготные займы. При заключении мирных договоров с бывшими союзниками Германии, на Парижской мирной конференции (1946-1947) советская дипломатия всячески старалась защитить интересы восточноевропейских стран. О полном внешнеполитическом равнении стран Восточной Европы на Москву стало можно говорить после того, как в 1947 г. страны данного региона вслед за СССР отказались присоединиться к "Плану Маршалла".
В конце 1940-х гг. взаимодействие стран Юго-Восточной и Центральной Европы с СССР и между собой приобрело теснейший и многомерный характер. К 1949 г. все восточноевропейские страны подписали друг с другом договоры о дружбе и взаимной помощи. По всем вопросам мировой политики в рамках ООН они занимали позицию, солидарную с точкой зрения Москвы. Увеличилось число военных специалистов и советников из СССР в странах Центральной и Восточной Европы. В основе политико-идеологического взаимодействия правящих режимов лежало сотрудничество по линии Коминформа, в деятельности которого принимали участие правящие компартии всех стран Европы, кроме Албании и Восточной Германии. Восточноевропейские компартии всецело поддерживали лидирующие позиции ВКП(б) в международном коммунистическом движении.
Основой формирующейся во второй половине 1940-х гг. мировой социалистической системы наравне с СССР явился как раз конгломерат восточноевропейских "народных демократий". В 1947-1948 гг. проходили консультации по заключению многосторонних экономических соглашений между восточноевропейскими странами. В январе 1949 г. на совещании в Москве представители СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии подписали соглашение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В феврале 1949 г. к СЭВ присоединилась Албания. Основными задачами повой общей организации была определены согласование хозяйственных планов на основе специализации и кооперирования производства, всестороннее экономическое и научно-техническое сотрудничество, взаимная помощь друг другу сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т.д. Создание СЭВ означало, что во внешнеэкономическом плане страны Восточной Европы еще в большей степени замкнулись на СССР и отошли от Запада.
Серьезным испытанием для альянса СССР и "народных демократий" Восточной Европы явился советско-югославский конфликт - первый кризис в "восточном блоке". Он был вызван объективными и субъективными причинами: личным соперничеством Сталина и Тито, беспокойством Москвы по поводу эволюции социально-экономического развития Югославии (идеи рабочего самоуправления) и желания Белграда играть решающую роль на Балканах (югославское руководство хотело создать Балканскую федерацию и присоединить Албанию). Первые обвинения в адрес югославского руководства прозвучали со стороны Сталина и ВКП(б) в феврале 1948 г. Официальная переписка между ВКП(б) и Компартией Югославии (КПЮ) не привела к размораживанию ситуации, и на совещании Коминформа в Бухаресте в июне 1948 г. была принята антиюгославская резолюция, "отлучавшая" КПЮ от коммунистического движения. КПЮ была исключена из Коминформа, Советский Союз и его восточноевропейские союзники вскоре денонсировали договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Югославией, произошел полный разрыв военных и политических отношений с Белградом, экономические соглашения с ним также были расторгнуты. Однако Сталину не удалось добиться замены югославского руководства, съезд КПЮ в июле 1949 г. поддержал курс Тито, в конце 1940-х гг. тысячи просоветских коммунистов в Югославии подверглись репрессиям. Наоборот, в компартиях восточноевропейских стран репрессиям подвергались реальные и мнимые сторонники Броз Тито.
Теперешнее югославское правительство находится в полной зависимости от иностранных империалистических кругов и превратилось в орудие их агрессивной политики, что должно было привести и действительно привело к ликвидации самостоятельности и независимости югославской республики.
Нота советского правительства югославскому правительству (1949 г.)
Окончательная и полная победа просоветских коммунистических партий в странах Центральной и Юго-Восточной Европы к концу 40-х XX в. обозначила продолжение процесса тотального и некритичного копирования властями этих стран политической, экономической и социальной системы, существовавшей в тот исторический период в Советском Союзе. В конституциях восточноевропейских стран были закреплены положения, характеризовавшие общественный строй этих государств как "диктатуру пролетариата". На всех уровнях власти реальное руководство было сосредоточено в руках соответствующих комитетов марксистско-ленинских партий, даже если формально в ряде стран (ГДР, Польша, Чехословакия, Болгария) сохранялась многопартийность. Деятельность общенациональных демократических фронтов, профсоюзов, молодежных, студенческих и женских организаций была подчинена интересам правящих политических партий. Вплоть до середины 1950-х гг. в различных странах Центральной и Восточной Европы, в частности в Венгрии, Болгарии, Румынии, ярко проявлялся культ личности национальных и партийных руководителей. В первой половине 1950-х гг. продолжались судебные преследования политических оппонентов и "фракционеров" (дело Рудольфа Сланского в Чехословакии, дело Владислава Гомулки в Польше), всякая реальная оппозиционная деятельность оказывалась невозможной.
Но даже в условиях политического тоталитаризма происходили открытые выступления протеста в "коммунистических" странах Европы. Так, решение правительства ГДР о введении новых расценок на оплату труда в промышленности вызвало в июне 1953 г. народное недовольство в Восточной Германии. Имели место забастовки, поджоги партийных комитетов, нападения на тюрьмы. С помощью советского воинского контингента в ГДР волнения были подавлены. В 1953 1954 гг. также происходили экономические забастовки в Чехословакии, Венгрии и Румынии.
Полная "коммунизация" восточноевропейских обществ в экономическом плане означала торжество процесса индустриализации но советскому образцу. Упор делался на форсированное развитие тяжелой промышленности и создание военно-промышленного комплекса (ВПК). На вооружение во всех восточноевропейских странах были взяты 4-6-летние народнохозяйственные планы, носившие директивный характер. Государство модернизировало или в отдельных случаях создавало такие отрасли тяжелой промышленности, как металлургия, машиностроение, станкостроение, химическая промышленность и т.д.
Одновременно в большинстве восточноевропейских государств проводился жесткий курс на коллективизацию сельского хозяйства. Вступавшим в сельскохозяйственные кооперативы аграриям были обещаны льготы по налогам. Но нужно иметь в виду, что не во всех странах Восточной Европы (например, в Польше и Чехословакии) было полностью покончено с рыночными отношениями в городе и деревне; в ряде стран сохранялись индивидуальные хозяйства в деревне, разрешалось сохранять в личной собственности небольшие мастерские, лавки, парикмахерские, ресторанчики.
Оригинальностью отличалось социально-экономическое развитие Югославии. После разрыва Тито со Сталиным и международным коммунистическим движением в Югославии начал развиваться самоуправленческий социализм, отличавшийся такими чертами как создание на государственных предприятиях рабочих советов, децентрализация народного хозяйства, большая самостоятельность предприятий, хозяйственный расчет, отказ от директивной системы планирования.
В социальном отношении восточноевропейские общества в 1950-е гг. еще не обладали однородностью. Хотя крупная и средняя буржуазия уже перестала существовать, коммунистическим властям приходилось учитывать наличие широких слоев мелкой буржуазии в городе и деревне. Гегемоном общественного движения официально объявлялся рабочий класс, авангардом которого выступали правящие марксистско-ленинские партии. Номинально рабочие и служащие получили немало новых социальных завоеваний (прогрессивное трудовое законодательство, оплачиваемые пособия по инвалидности и болезни, увеличение срока отпуска и т.д.), но в большинстве стран Центральной и Юго-Восточной Европы общее материальное положение трудящихся масс в 1950-е гг. продолжало оставаться непростым.
После того, как коммунистические партии начали осуществлять безраздельное политическое господство во всех странах Восточной Европы, идеологическое, военное и внешнеполитическое доминирование СССР в этом регионе Европы сохранилось и упрочилось. Имели место теснейшие и разнообразные формы партнерства между Советским Союзом и его союзниками в Восточной и Центральной Европе по государственной и партийной линиям. Наиболее тесные отношения у СССР сложились с Болгарией, ГДР, Чехословакией. Осуществлялась тесная координация внешнеполитической линии на международном и региональном уровнях. СССР и страны Восточной Европы демонстрировали полную солидарность в ООН но германскому вопросу, отношению к "Корейской войне", проблемам деколонизации, разоружения, атомного оружия и т.д.
Вместе с Советским Союзом страны Восточной и Центральной Европы выступали против западных планов воссоединения Германии и отстаивали план германской конфедерации, который бы позволил сохранить "завоевания социализма" в Восточной Германии. После волнений в ГДР СССР отказался от дальнейшего получения репараций с Восточной Германии, и в 1954 г. ГДР был предоставлен полный суверенитет в вопросах международной политики.
Деятельность СЭВ в первой половине 1950-х гг. способствовала окончательному утверждению плановой директивной экономики в Восточной Европе. За первую половину 1950-х гг. товарооборот между странами - членами СЭВ возрос в полтора раза. Упор делался на экспорт машин и оборудования, поставки нефти, зерна и мясопродуктов. Лишь четверть внешнеторгового оборота стран Восточной Европы приходилось к середине декады на западные страны.
После того как ФРГ была принята в НАТО и Западноевропейский союз, Москва и ее восточноевропейские союзники решили интенсифицировать процесс военно-политической интеграции. 14 мая 1955 г. на совещании в Варшаве был подписан коллективный договор о дружбе, сотрудничестве
и взаимной помощи. Так Советский Союз, ГДР, Польша, Чехословакия, Болгария, Румыния, Албания и Венгрия создали Организацию Варшавского Договора (ОВД) - единый военно-политический блок, целью которого объявлялось обеспечение безопасности стран-членов. Предусматривались взаимные консультации по вопросам международных отношений, безотлагательные консультации в случае угрозы агрессии. Создавались такие общие инстанции, как Политический консультативный комитет, Объединенные вооруженные силы, Объединенное военное командование, Штаб ОВД. Во всех этих структурах изначально ведущую роль играли советские представители. Создание ОВД окончательно оформило двухполюсный характер международных отношений в Европе.
Договаривающиеся Стороны согласились о создании Объединенного командования их вооруженными силами, которые будут выделены по соглашению между Сторонами в ведение этого командования, действующего на основе совместно установленных принципов. Они будут принимать также другие согласованные меры, необходимые для укрепления их обороноспособности, с тем, чтобы оградить мирный труд их народов, гарантировать неприкосновенность их границ и территорий и обеспечить защиту от возможной агрессии.
"Варшавский договор" (1955 г.)
Вплоть до смерти И. В. Сталина крайне напряженными оставались отношения между Югославией, с одной стороны, и Советским Союзом и ориентированными на него странами - с другой. На границах Югославии с Албанией, Болгарией, Румынией и Венгрией постоянно происходили перестрелки и провокации. Югославия в первой половине 1950-х гг. получала регулярную военную помощь со стороны США и Великобритании, активно осуществляла внешнеполитическое сотрудничество с Грецией и Турцией. Только в июне 1953 г. СССР и Югославия вновь обменялись послами, отозванными в конце 1940-х гг.; после этого был подписан ряд торговых соглашений. По инициативе Н. С. Хрущева была создана комиссия по "югославскому вопросу". В середине 1955 г. состоялся официальный визит советских руководителей в Белград. По итогам визита была зафиксирована нормализация межгосударственных отношений; Москва признала Югославию социалистическим государством. После этого начали нормализовываться отношения Югославии с другими соцстранами Европы.
Огромное воздействие на эволюцию отношений СССР с восточноевропейскими странами оказали решения XX съезда КПСС (февраль 1956 г.). Данный партийный форум закрепил курс Хрущева на десталинизацию и мирное сосуществование с государствами капиталистической системы. В принятых съездом документах говорилось об уважении специфики построения социализма в отдельно взятых странах.
В середине 1950-х гг. в Восточной и Центральной Европе происходил процесс смены партийных и государственных руководителей; эта тенденция лишь усилилась после XX съезда КПСС. Практически во всех странах Восточной Европы, за исключением Албании, начался аналогичный Советскому Союзу процесс "оттепели", отказа от культа личности, стартовала реабилитация жертв необоснованных репрессий в послевоенные годы. Роспуск Коминформа в 1956 г. подтвердил данные тенденции.
Однако, ослабление политического тоталитаризма стимулировало также и рост реформистских настроений в широких кругах населения восточноевропейских стран, в том числе среди представителей интеллигенции, специалистов, рабочих. В ряде государств (Польша, Венгрия) голову подняли антикоммунистические, антисоветские круги, что привело в 1956 г. к открытому политическому противостоянию в этих государствах.
На фоне процессов десталинизации в Польше в середине 1950-х гг. имело место снижение жизненного уровня населения и понижение реальной зарплаты. Летом 1956 г. в Познани и ряде других польских городов происходили забастовки, десятки человек погибли в результате столкновений манифестантов с органами правопорядка и военнослужащими. В октябре 1956 г. на пленуме Центрального комитета (ЦК) правящей Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) 1-м секретарем ЦК был избран Владислав Гомулка, подвергшийся репрессиям в конце 1940-х гг. Новое руководство ПОРП взяло курс на отказ от принудительной коллективизации сельского хозяйства и нормализацию отношений с католическим духовенством. Общественно-политическая обстановка в Польше постепенно нормализовалась.
Гораздо более тяжелой для коммунистов была ситуация в Венгрии. Там процессы преодоления культа личности М. Ракоши и Э. Гере привели к массовым студенческим и рабочим манифестациям, которые осенью 1956 г. проходили под открыто антикоммунистическими и антисоветскими лозунгами. 24 октября 1956 г. главой правительства был назначен коммунист- реформатор Имре Надь, было принято решение реорганизовать правящую Венгерскую партию трудящихся в Венгерскую социалистическую рабочую партию (ВСРП), по все эти меры не смогли предотвратить открытые антикоммунистические выступления в Будапеште и ряде других городов Венгрии. Правая оппозиция пользовалась материальной и информационной помощью западных стран и в то же время сумела заручиться поддержкой значительной части венгерского населения. В конце октября в Будапеште начались открытые нападения на общественные и партийные учреждения, столкновения с органами правопорядка и военнослужащими. Угроза "социалистическому строю" в Венгрии была вполне реальной, что заставило руководство СССР при одобрении других стран - союзниц но ОВД направить регулярные советские воинские части на подавление восстания. В самой Венгрии правительство было реорганизовано и во главе него встал новый руководитель ВСРП, лояльный Москве Янош Кадар. Открытое вмешательство СССР в события в Венгрии нанесло существенный ущерб внешнеполитическому имиджу Советского Союза, но спасло коммунистический режим в Венгрии: восстание было жестко подавлено.
Выступления в Польше и Венгрии в 1956 г. были направлены против местных властей, СССР и сложившейся в этих странах общественной системы. Они не могли не привести к эволюции общественно-политического строя в странах Восточной Европы. Во многом под влиянием этих событий во второй половине 1950-х гг. имели место усиление полномочий
законодательных органов власти, ослабление вмешательства партийных инстанций в деятельность хозяйственных учреждений, расширение возможностей молодежных, женских организаций и профсоюзов.
"Оттепель" привела к тому, что в большинстве стран Центральной и Юго-Восточной Европы планово-директивная экономика стала более гибкой. Курс на дальнейшую индустриализацию был продолжен, но вместе с тем национальные власти стали уделять больше внимания повышению уровня благосостояния трудящихся, развитию легкой и пищевой промышленности. В Польше и Венгрии государственные предприятия получили большую самостоятельность, в большей степени стала развиваться кооперация, появились определенные элементы рабочего самоуправления. В целом же в Восточной Европе к концу 1950-х гг. фундаментальные, лидирующие позиции в экономике занимал государственный сектор.
События в Польше и особенно в Венгрии в 1956 г. заставили советское руководство не только в теории, но и на практике проводить более равноправную политику в отношении союзников в Центральной и Юго- Восточной Европе. Советский Союз пошел на частичное, а затем и полное списание долгов социалистических стран. В 1957 г. были заключены договоренности, регулирующие правовой статус советских войск на территориях Венгрии, ГДР, Польши. К 1958 г. советские войска были полностью выведены из Румынии. После 1956 г. численность советских воинских контингентов в Восточной Европе сократилась.
В то же время утвердилась лидирующая роль Советского Союза в Организации Варшавского договора. Военно-политическое сотрудничество СССР и восточноевропейских стран перешло на более высокий уровень, стали проводиться регулярные совместные военные учения.
Во второй половине 1950-х гг. СССР и союзные ему восточноевропейские государства предпринимали совместные попытки сформировать "оптимальную структуру" кооперации народных хозяйств через запуск "международного социалистического разделения труда", основанного на взаимовыгодных принципах социализации и кооперировании производства. В 1959 г. страны - участницы СЭВ приняли Устав организации. В нем было зафиксировано положение о том, что все рекомендации и решения в Совете принимаются с согласия заинтересованных сторон. Делались определенные попытки (несмотря на противодействие со стороны Албании) привлечь Югославию к экономическому сотрудничеству восточноевропейских стран.
Но всем ключевым проблемам мировой политики союзники СССР в Центральной и Восточной Европе продолжали целиком и полностью поддерживать внешнеполитический курс Москвы. Оборонительная доктрина ОВД формировалась во многом в соответствии с советскими геополитическими интересами. При этом "восточный блок" являлся в гораздо большей степени идеологически и политически монолитным в 1950-е гг., чем западный лагерь.
На фоне других стран Центральной и Юго-Восточной Европы, своеобразной и самобытной была внешняя политика Югославии. Белград сохранил достаточно широкие торговые контакты с западноевропейскими странами, но одновременно во внешнеполитическом плане югославское коммунистическое руководство провозглашало курс на неприсоединение. Югославия установила дружеские отношения с ведущими развивающимися странами (Египтом, Индией, Индонезией), а в ООН взаимодействовала прежде всего с независимыми странами Азии и Африки.
СССР и его восточноевропейские союзники продолжали тесно координировать свои позиции по германской проблеме. В 1956 г. было поддержано решение восточногерманского руководства по созданию Народной армии ГДР. В 1958 г. страны - участницы ОВД поддержали инициативу Восточной Германии о заключении мирного договора с Германией и об отказе обоих германских государств от обладания ядерным оружием. СССР и его восточноевропейские союзники в конце 50-х гг. XX в. настаивали на том, что объединенная в будущем Германия не должна входить в какие-либо военные блоки. Однако подходы ведущих держав Запада и стран ОВД по германской и берлинской проблемам носили противоположный характер.
В конце 1950-х гг. обостряются и ужесточаются позиции сверхдержав по Берлину. СССР и страны Восточной Европы в этот период осуществляли регулярные и полноценные консультации по вопросам, связанным со статусом Западного Берлина. Существование открытой границы между ГДР и Западным Берлином позволяло тысячам восточногерманских граждан покидать территорию ГДР.
«плюсы» и«минусы» демократии
Геодезист. Кто такой геодезист? Описание профессии. Профессия геодезист Геодезист обучение
Магеллановы облака: кто они?
Перечный соус для стейка Сливочный перечный соус
Как составить грамотное портфолио дизайнеру