Последний верховный совет ссср 12 созыва списки. Верховный совет ссср

  • 10.08.2019

Верховный Совет СССР (1937 - 1990).

Конституция СССР 1936 г., внесла коренные изменения в систему всех органов управления страной. Всеобщее, равное, прямое избирательное право предоставлялось всем гражданам, достигшим 18 лет, за исключением душевнобольных и лишенных судом избирательных прав. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти Конституция определяла Верховный Совет СССР и ставший преемником ЦИК СССР. Избирался путем тайного голосования граждан.

Выборы Верховного Совета СССР 1 созыва состоялись 12 декабря 1937 г., а 12—19 января 1938 г. прошла первая сессия Верховного Совета СССР. II созыва — в феврале 1946 г. В дальнейшем срок полномочий депутатов ограничивался 4 годами: III созыв — 1950-1954 гг., IV 1954-1958 гг.; V 1958-1962 гг.; VI 1962-1966 гг.; VII 1966-1970 гг.; VIII 1970-1974 гг.; IX 1974-1978 гг.; X - 1979-1984 гг.; XI - 1984-1989 гг.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались всем населением СССР по избирательным округам с равной численностью населения. Для выборов в Совет Национальностей действовала специальная норма представительства: от каждой союзной республики - 32 депутата, от автономных республик - 11 депутатов, от автономной области - 5 депутатов и по 1 депутату от каждого автономного округа.

При наличии разногласий между палатами решение спорного вопроса передавалось в согласительную комиссию, которая должна была быть образована обеими палатами на паритетных началах. В случае новых разногласий Президиум Верховного Совета, в соответствии со ст. 47 и 49 Конституции, мог распустить Верховный Совет и назначить новые выборы. Однако за все 53 года существования Верховных Советов подобных коллизий не возникало.

Обе палаты были наделены правом законодательной инициативы. Каждая палата избирала председателя и четырех заместителей. Председатель руководил заседаниями и определял внутренний распорядок. Совместные заседания палат вели их председатели поочередно. Каждая палата на первой сессии нового созыва основываясь на определенной представительской норме должна была образовать специальный совещательный орган — Совет старейшин, на который впоследствии возлагалась организационную работу - определение повестку дня, регламент и т.п.

Палаты на первых заседаниях должны были сформировать постоянные комиссии (законодательных предложений, бюджетные, по иностранным делам и др.) — вспомогательные и подготовительные органы палат, которые действовали в течение срока полномочий палаты. В их задачи входила подготовка заключений и поправок к законопроектам, разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов, а руководство работой комиссий осуществляли председатели палат и Президиум Верховного Совета СССР.

В 1967 г. Верховный Совет принял специальное положение о постоянных комиссиях обеих палат, определив их состав и регламентировав их деятельность. Каждая палата создавала следующие постоянные комиссии: мандатную, законодательных предположений, планово-бюджетную, по иностранным делам; по промышленности, транспорту и связи; строительству и промышленности стройматериалов; сельскому хозяйству; здравоохранению и социальному обеспечению; народному образованию, науке и культуре; делам молодежи; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы; по товарам народного потребления; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.

Основной формой деятельности Верховного Совета СССР были сессии, которые должны были созываться два раза в год. Вопрос о кворуме решался самими депутатами. Конституция предусматривала проведение как очередных, так и внеочередных сессий. Внеочередная сессия могла быть созвана по требованию Президиума или одной из союзных республик, но депутаты Верховного Совета СССР по Конституции 1936 г. этим правом не обладали. Конституция СССР 1977 г. расширила права депутатов, установив норму в 2/3 голосов любой из палат, но правом этим никто не воспользовался.

Работа Верховного Совета СССР проходила в форме сессий, созываемых обычно два раза в год. В период между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом с 1936 года являлся его Президиум, избираемый палатами, но в Конституции правовое положение Президиума не было определено.

Формально Президиум определялся как орган, избираемый и подотчетный палатам. К его компетенции был отнесен созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов и назначение новых выборов в Верховный Совет. Позднее, с 1938 года Президиум получил право принимать и лишать гражданства СССР, объявлять в стране военное положение, а по дополнению Конституции 1948 года Президиум получил право денонсировать международные договоры СССР, учреждать государственные награды, почетные и воинские звания СССР.

Чрезвычайные меры, характерные для законодательной деятельности ЦИК СССР, нашли свое развитие и в законотворчестве Верховного Совета СССР. В 1940-е годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась. К ним относятся закон 1938 г. о трудовой дисциплине, законы 1939 г. о приравнивании к вредительству выпуска некомплектной или недоброкачественной продукции, об установлении обязательного минимума трудодней для колхозников, невыполнение которого грозило крестьянину исключением из колхоза, т.е. утратой всех средств существования. В 1940 г. были приняты законы о запрещении самовольного ухода с предприятий, о прогулах, об ужесточении ответственности за мелкие кражи на производстве и др. В 1941—1944 гг. последовали беспрецедентные указы о депортации многих народов. В 1947 г. был издан указ о принудительном труде в колхозах, на основании которого за уклонение от труда или невыработку нормы (176 трудодней за год) постановлением сельского Совета нарушитель мог быть выслан с семьей на 5 лет. Указом от 4 июня 1947 г. усиливалась уголовная ответственность за хищение государственного и общественного имущества (от 2 до 25 лет)

В 1941-1945 гг. Президиум принял ряд указов по переводу экономики на военные рельсы, по расширению прав и полномочий военных властей, об увеличении налогов и законодательно оформил целую серию репрессивных акты против отдельных народов и народностей в СССР, повлекшие перекройку территориального деления страны и внесения изменений в Конституцию.

Президиум также разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, он же утверждал состав Центральной избирательной комиссии и устанавливал единые формы избирательной документации.

Но основной направленностью работы Президиума были вопросы государственного строительства. Он рассматривал и решал вопросы советского строительства, устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству экономикой и культурой, образовывал министерства и ведомства. В период между сессиями Верховного Совета СССР он мог освобождать или назначать министров.

Первоначально функции Президиума трактовались как обязанности «коллегиального президента», но очень быстро он начал издавать указы законодательного характера. В результате среди законов, принимавшихся Верховным Советом на сессиях, стали преобладать законы, утверждавшие указы Президиума, что, в свою очередь, еще более подчеркивало декоративную сущность советского «парламентаризма», где роль народных избранников была сведена к штамповке уже фактически принятых законопроектов и личному приему граждан с их жалобами и предложениями.

В Конституции СССР 1977 г. Президиум был определен как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями. Он обеспечивал подготовку проектов законов к рассмотрению и опубликование законов и иных актов; организовывал совместную работу постоянных комиссий и давал поручения постоянным комиссиям; заслушивал сообщения государственных и общественных органов о рассмотрении рекомендаций постоянных комиссий; заслушивал депутатов об их отчетах перед избирателями.

Председателями Президиума Верховного Совета СССР являлись: М.И.Калинин (1938-1946), Н.М.Шверник (1946-1953), К.Е.Ворошилов (1953-1957), М.П.Георгадзе (1957-1960), Л.И. Брежнев (1960-1964, 1977-1982), А.И.Микоян (1964-1965), Н.В.Подгорный (1965-1977), Ю.В.Андропов (1983-1984), К.У.Черненко (1984-1985), А.А.Громыко (1985-1988), М.С.Горбачев (1988-1989). 25 мая 1989 г. в связи с изменением характера деятельности Верховного Совета СССР была введена должность Председателя Верховного Совета СССР, которую до 15 марта 1990 г. занимал М.С.Горбачев, а затем, в связи с избранием М.С.Горбачева президентом СССР, до 4 сентября 1991 г. — А.И.Лукьянов.

Для осуществления своих функций Президиум Именно Президиум формировал рабочий аппарат, в который входили:

Секретариат Президиума Верховного Совета СССР (1950-1989), Секретариат Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1951-1954) и Секретариат Секретаря Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1937-1988);

Канцелярия Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Юридический отдел (1938-1989);

Отдел международных связей (1950-1988);

Информационно-статистический отдел (1938-1966);

Отдел по вопросам работы Советов (1966-1988);

Отдел по работе постоянных комиссий палат. (1966-1988);

Отдел по учету и регистрации награжденных (1938-1988; с 1959 — Отдел наград);

Отдел по подготовке к рассмотрению ходатайств о помиловании (1955-1988; с 1984 — Сектор по вопросам помилования)

Сектор выборов;

Сектор административно-территориального деления;

Обеспечение работы Верховного Совета было возложено: Управление делами (1938-1950) и Финансово-хозяйственный отдел (1938-1988).

Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца. Президиум также вел работу по приему населения, рассмотрению писем и заявлений граждан.

Характер деятельности Верховного Совета СССР изменился с момента избрания и начала работы в мае 1989 г. первого Съезда народных депутатов СССР.

Конституция 1936 г. по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.

Срок полномочий Верховного Совета СССР первого созыва заканчивался осенью 1941 г., но начавшаяся война заставила отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось всего три сессии Верховного Совета (в июне 1942 г., в феврале 1944 г., в апреле 1945 г.). На первой из них депутаты ратифицировали англо-советский договор о союзе в войне, на второй - были приняты решения о расширении прав союзных республик в области внешних сношений и обороны страны и союзный бюджет на 1944 г., апрельская сессия утвердила закон о бюджете 1945 года.

На сессиях вновь избранного в марте 1946 г. Верховного Совета СССР (1946-1953) обсуждались главным образом бюджеты СССР и отчеты об их исполнении, утверждались указы Президиума Верховного Совета. Несмотря на отдельные критические выступления по поводу работу госаппарата, призывы к уменьшению налогового бремени на сельское хозяйства, ни одно из предложений депутатов, выдвинутых по собственной инициативе, не было реализовано.

После смерти Сталина депутатами Верховным Советом СССР 1954—1962 гг. было предложено и даже выработано немало мер по расширению прав союзных республик в деле экономического и культурного развития, по расширению внешнеполитической деятельности Верховного Совета и многое другое. Немало было сделано и для восстановления справедливости по отношению к репрессированным народам и народностям в СССР, восстановлению их прав, но никакого дальнейшего развития инициативы депутатов Верховного Совета не получили.

Принижению роли Верховного Совета также способствовало и новое определение по Конституции СССР 1936 г. Совета Народных Комиссаров (с 1946 — Совета Министров СССР), как «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти». Такая постановка вопроса о месте и роли правительства в жизни страны, усилив тенденции к обюрокрачиванию государственного и партийного аппарата, только подчеркнула декоративные органов представительной власти в СССР.

Конституция СССР 1977 г. не изменила принципиальных основ государственной жизни. За время обсуждения в газеты и Конституционную комиссию поступило чуть менее 500 тыс. предложений. В письмах трудящихся была критика политической и избирательной системы общества, места и роли Советов как органов власти и т.п. Но мнение народа так и не было услышано. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов свелась практически на нет.

Смена политического руководства партии и страны послужила началу эпохи попытки обновления государственных и общественно-политических структур в стране. В ходе процесса, получившего наименование «перестройки советского общества» начался период обновления всех сфер жизни, появились новые политические общественные организации.

1 декабря 1988 г. были приняты два закона — «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР» существенно изменившим систему высших представительных органов СССР.

Бюджетные комиссии (с 1966 - Планово-бюджетные комиссии);

Совета Союза и Совета Национальностей (1938-1989);

Экономическая комиссия Совета Национальностей (1957-1966);

Комиссии законодательных предположений Совета Союза Совета Национальностей (1938-1989);

Редакционная комиссия по внесению изменений и дополнений в текст Конституции СССР (1946—1947).

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

План
Введение
1 Устройство
1.1 Представительство республик в Верховном Совете
1.2 Президиум
1.3 Совет старейшин

2 Знак депутата
2.1 Правовой статус
2.2 Выдача

3 Прекращение деятельности Верховного Совета
4 Выборы и созывы
5 Верховные советы союзных и автономных республик
6 Интересные факты

Список литературы
Верховный Совет СССР

Введение

Верхо́вный Сове́т СССР - в 1938-1989 высший орган государственной власти СССР, избираемый всеобщим, равным и прямым голосованием; в 1989-1991 - постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов СССР.

1. Устройство

Состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Срок полномочий Верховного Совета по Конституции 1936 года составлял 4 года, по Конституции 1977 года - 5 лет.

1.1. Представительство республик в Верховном Совете

Статья 110 советской Конституции 1977 года гласила:

Совет Союза и Совет Национальностей состоят из равного числа депутатов. Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

В соответствии с Конституцией СССР, союзные республики с разной численностью населения обладали равным числом представителей в Совете Национальностей ВС СССР -по 32 места из 750. Точно также различные автономные республики, автономные области и округа делегировали в Совет Национальностей одинаковое число депутатов (по 11, 5 и 1 соответственно). Однако крупные нации всё равно имели большинство благодаря доминированию в Совете Союза, состав которого (равный по численности Совету Национальностей) избирался пропорционально численности населения.

1.2. Президиум

Работой Верховного Совета руководил Президиум , который заново избирался в начале работы Совета каждого созыва на совместном заседании обеих палат из числа депутатов. Президиум состоял из председателя, его 15 заместителей (по одному от каждой союзной республики), секретаря и 20 членов.

Президиум был уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР. Кроме того, в функции Президиума входило: издание указов; толкование действующих законов; осуществление право помилования; приём в советское гражданство, лишение его и утверждение добровольного выхода из советского гражданства; учреждение орденов, медалей, почётных званий СССР и награждение ими; установление воинских званий, дипломатических рангов и т. п.; назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил и министров (последнее - с последующим утверждением Верховным Советом); отмена постановлений совета министров СССР в случае их несоответствия закону; представление Верховного Совета (в период между его сессиями) в сношениях с парламентами других стран; приём верительных и отзывных грамот аккредитованных при нём дипломатических представителей других стран; проведение референдумов. Также президиум имел право распустить Верховный Совет и назначить досрочные выборы.

1.3. Совет старейшин

Совет старейшин - совещательный рабочий орган Верховного Совета, образовывавшийся в каждой из палат. До 1989 года существование Совета старейшин не было юридически закреплено, и он функционировал в силу традиции, а после принятия 20 декабря 1989 г. Регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР Совет старейшин получил правовой статус, его работе была посвящена статья 62 Регламента.

Совет старейшин создавался в каждой из палат (по квоте: Совет старейшин Совета Союза - один представитель на четырёх депутатов; Совет старейшин Совета Национальностей - по два представителя от каждой союзной республики и по одному от каждых автономной республики, автономной области и автономного округа); в задачи Совета старейшин входило предварительное решение организационных вопросов работы сессии Верховного Совета (обсуждение повестки дня, установление порядка обсуждения докладов и т.п.).

2. Знак депутата

Депутату вручался Знак депутата ВС СССР и удостоверение депутата.

2.1. Правовой статус

В соответствии со статьёй 40 Закона «О статусе народных депутатов в СССР»: Депутат имеет депутатское удостоверение и нагрудный знак, которые выдаются ему после признания Советом полномочий депутата. Депутатским удостоверением и нагрудным знаком депутат пользуется в течение срока своих полномочий.

2.2. Выдача

Положения об удостоверениях и нагрудных знаках народных депутатов, а также образцы удостоверений и нагрудных знаков утверждаются: для народных депутатов СССР - Президиумом Верховного Совета СССР; для народных депутатов союзных и автономных республик, депутатов местных Советов народных депутатов - Президиумами Верховных Советов соответствующих союзных и автономных республик.

3. Прекращение деятельности Верховного Совета

Последний Верховный Совет СССР (12 созыва) был избран на первом Съезде народных депутатов СССР 25 мая 1989 года. Председателем был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв.

15 марта 1990 года Горбачёв был избран Съездом народных депутатов СССР Президентом СССР. На посту председателя Верховного Совета его сменил Анатолий Иванович Лукьянов (арестован 29 августа 1991).

8 декабря 1991 были подписаны Беловежские соглашения, ратифицированные Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991. Тогда же им были отозваны депутаты Верховного совета СССР от РСФСР, в результате чего Совет Союза (нижняя палата Верховного Совета) лишилась кворума, что было констатировано её председателем К. Д. Лубенченко на заседании 17 декабря 1991 года. На этом работа Верховного Совета СССР фактически была прекращена.

26 декабря 1991 года сессия сохранившей кворум верхней палаты Верховного Совета СССР - Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренной Конституцией СССР), из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Т. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, ликвидации всех органов власти СССР, освобождении высших должностных лиц от занимаемых должностей и о самороспуске Верховного Совета СССР.

4. Выборы и созывы

· Верховный Совет СССР 1 созыва - избран 12 декабря 1937, заседал с 1938 по 1946 (выборы во время Великой Отечественной войны не проводились)

· Верховный Совет СССР 12 созыва - избран Съездом народных депутатов СССР, заседал с 1989 по 1991 годы.

5. Верховные советы союзных и автономных республик

Кроме Верховного Совета СССР, в Советском Союзе действовали также Верховные Советы в каждой из союзных и автономных республик, также руководимые президиумами, однако все эти Советы были однопалатными.

· Верховный Совет Грузии - действовал до 1992. Преемник - Государственный Совет Грузии

· Верховный Совет России - действовал до 4 октября 1993, когда был разогнан. Преемник - Федеральное собрание Российской Федерации

· Верховный Совет Казахстана - действовал до 1995. Преемник - Парламент Республики Казахстан

· Верховный Совет Белоруссии - действовал до ноября 1996. Преемник - Национальное собрание Республики Беларусь

· Верховный Совет Литвы - в 1991 переименован в Сейм Литвы

· Верховный Совет Молдавии - в 1991 переименован в Парламент Молдавии

· Верховный Совет Азербайджана - с 1991 Национальный Совет Азербайджана, с 1992 Национальное собрание Азербайджана

· Верховный Совет Туркмении - в 1992 переименован в Меджлис Туркмении

· Верховный Совет Эстонии - действовал до 1992. Преемник - Рийгикогу.

· Верховный Совет Латвии - в 1993 переименован в Сейм Латвии

· Верховный Совет Таджикистана - в 1992 переименован в Парламент Таджикистана

· Верховный Совет Армении - в 1995 переименован в Национальное собрание Армении

· Верховный Совет УССР (Украины) и

· Верховный Совет Киргизии - действуют до сих пор (Верховная Рада Украины (укр. Верховна Рада) дословно переводится как «Верховный Совет Украины», а Жогорку Кенеш (кирг. Жогорку Кеңеш) как «Верховный Совет»), хотя на деле ныненшние парламенты Киргизии и Украины, как и все остальные парламенты стран бывшего СССР, не имеют с былыми Верховными Советами почти ничего общего.

Из бывших автономных республик СССР Верховными Советами до сих пор называются парламенты Хакасии и Крыма.

Также Верховным Советом ныне называется парламент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, которая в советское время не имела статуса союзной или автономной республики.

6. Интересные факты

· В годы Второй мировой войны состоялись четыре сессии Верховного Совета СССР 1-го созыва:

9-я сессия ВС СССР (18 июня 1942) ратифицировала Договор о союзе в войне в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны между СССР и Великобританией;

Верховный Совет СССР (1937 – 1990).

Конституция СССР 1936 г., внесла коренные изменения в систему всех органов управления страной. Всеобщее, равное, прямое избирательное право предоставлялось всем гражданам, достигшим 18 лет, за исключением душевнобольных и лишенных судом избирательных прав. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти Конституция определяла Верховный Совет СССР и ставший преемником ЦИК СССР. Избирался путем тайного голосования граждан.

Выборы Верховного Совета СССР 1 созыва состоялись 12 декабря 1937 г., а 12-19 января 1938 г. прошла первая сессия Верховного Совета СССР. II созыва - в феврале 1946 г. В дальнейшем срок полномочий депутатов ограничивался 4 годами: III созыв - 1950-1954 гг., IV 1954-1958 гг.; V 1958-1962 гг.; VI 1962-1966 гг.; VII 1966-1970 гг.; VIII 1970-1974 гг.; IX 1974-1978 гг.; X – 1979-1984 гг.; XI – 1984-1989 гг.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались всем населением СССР по избирательным округам с равной численностью населения. Для выборов в Совет Национальностей действовала специальная норма представительства: от каждой союзной республики - 32 депутата, от автономных республик – 11 депутатов, от автономной области – 5 депутатов и по 1 депутату от каждого автономного округа.

При наличии разногласий между палатами решение спорного вопроса передавалось в согласительную комиссию, которая должна была быть образована обеими палатами на паритетных началах. В случае новых разногласий Президиум Верховного Совета, в соответствии со ст. 47 и 49 Конституции, мог распустить Верховный Совет и назначить новые выборы. Однако за все 53 года существования Верховных Советов подобных коллизий не возникало.

Обе палаты были наделены правом законодательной инициативы. Каждая палата избирала председателя и четырех заместителей. Председатель руководил заседаниями и определял внутренний распорядок. Совместные заседания палат вели их председатели поочередно. Каждая палата на первой сессии нового созыва основываясь на определенной представительской норме должна была образовать специальный совещательный орган - Совет старейшин, на который впоследствии возлагалась организационную работу – определение повестку дня, регламент и т.п.

Палаты на первых заседаниях должны были сформировать постоянные комиссии (законодательных предложений, бюджетные, по иностранным делам и др.) - вспомогательные и подготовительные органы палат, которые действовали в течение срока полномочий палаты. В их задачи входила подготовка заключений и поправок к законопроектам, разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов, а руководство работой комиссий осуществляли председатели палат и Президиум Верховного Совета СССР.

В 1967 г. Верховный Совет принял специальное положение о постоянных комиссиях обеих палат, определив их состав и регламентировав их деятельность. Каждая палата создавала следующие постоянные комиссии: мандатную, законодательных предположений, планово-бюджетную, по иностранным делам; по промышленности, транспорту и связи; строительству и промышленности стройматериалов; сельскому хозяйству; здравоохранению и социальному обеспечению; народному образованию, науке и культуре; делам молодежи; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы; по товарам народного потребления; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.

Основной формой деятельности Верховного Совета СССР были сессии, которые должны были созываться два раза в год. Вопрос о кворуме решался самими депутатами. Конституция предусматривала проведение как очередных, так и внеочередных сессий. Внеочередная сессия могла быть созвана по требованию Президиума или одной из союзных республик, но депутаты Верховного Совета СССР по Конституции 1936 г. этим правом не обладали. Конституция СССР 1977 г. расширила права депутатов, установив норму в 2/3 голосов любой из палат, но правом этим никто не воспользовался.

Работа Верховного Совета СССР проходила в форме сессий, созываемых обычно два раза в год. В период между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом с 1936 года являлся его Президиум, избираемый палатами, но в Конституции правовое положение Президиума не было определено.

Формально Президиум определялся как орган, избираемый и подотчетный палатам. К его компетенции был отнесен созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов и назначение новых выборов в Верховный Совет. Позднее, с 1938 года Президиум получил право принимать и лишать гражданства СССР, объявлять в стране военное положение, а по дополнению Конституции 1948 года Президиум получил право денонсировать международные договоры СССР, учреждать государственные награды, почетные и воинские звания СССР.

Чрезвычайные меры, характерные для законодательной деятельности ЦИК СССР, нашли свое развитие и в законотворчестве Верховного Совета СССР. В 1940-е годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась. К ним относятся закон 1938 г. о трудовой дисциплине, законы 1939 г. о приравнивании к вредительству выпуска некомплектной или недоброкачественной продукции, об установлении обязательного минимума трудодней для колхозников, невыполнение которого грозило крестьянину исключением из колхоза, т.е. утратой всех средств существования. В 1940 г. были приняты законы о запрещении самовольного ухода с предприятий, о прогулах, об ужесточении ответственности за мелкие кражи на производстве и др. В 1941-1944 гг. последовали беспрецедентные указы о депортации многих народов. В 1947 г. был издан указ о принудительном труде в колхозах, на основании которого за уклонение от труда или невыработку нормы (176 трудодней за год) постановлением сельского Совета нарушитель мог быть выслан с семьей на 5 лет. Указом от 4 июня 1947 г. усиливалась уголовная ответственность за хищение государственного и общественного имущества (от 2 до 25 лет)

В 1941-1945 гг. Президиум принял ряд указов по переводу экономики на военные рельсы, по расширению прав и полномочий военных властей, об увеличении налогов и законодательно оформил целую серию репрессивных акты против отдельных народов и народностей в СССР, повлекшие перекройку территориального деления страны и внесения изменений в Конституцию.

Президиум также разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, он же утверждал состав Центральной избирательной комиссии и устанавливал единые формы избирательной документации.

Но основной направленностью работы Президиума были вопросы государственного строительства. Он рассматривал и решал вопросы советского строительства, устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству экономикой и культурой, образовывал министерства и ведомства. В период между сессиями Верховного Совета СССР он мог освобождать или назначать министров.

Первоначально функции Президиума трактовались как обязанности «коллегиального президента», но очень быстро он начал издавать указы законодательного характера. В результате среди законов, принимавшихся Верховным Советом на сессиях, стали преобладать законы, утверждавшие указы Президиума, что, в свою очередь, еще более подчеркивало декоративную сущность советского «парламентаризма», где роль народных избранников была сведена к штамповке уже фактически принятых законопроектов и личному приему граждан с их жалобами и предложениями.

В Конституции СССР 1977 г. Президиум был определен как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями. Он обеспечивал подготовку проектов законов к рассмотрению и опубликование законов и иных актов; организовывал совместную работу постоянных комиссий и давал поручения постоянным комиссиям; заслушивал сообщения государственных и общественных органов о рассмотрении рекомендаций постоянных комиссий; заслушивал депутатов об их отчетах перед избирателями.

Председателями Президиума Верховного Совета СССР являлись: М.И.Калинин (1938-1946), Н.М.Шверник (1946-1953), К.Е.Ворошилов (1953-1957), М.П.Георгадзе (1957-1960), Л.И. Брежнев (1960-1964, 1977-1982), А.И.Микоян (1964-1965), Н.В.Подгорный (1965-1977), Ю.В.Андропов (1983-1984), К.У.Черненко (1984-1985), А.А.Громыко (1985-1988), М.С.Горбачев (1988-1989). 25 мая 1989 г. в связи с изменением характера деятельности Верховного Совета СССР была введена должность Председателя Верховного Совета СССР, которую до 15 марта 1990 г. занимал М.С.Горбачев, а затем, в связи с избранием М.С.Горбачева президентом СССР, до 4 сентября 1991 г. - А.И.Лукьянов.

Для осуществления своих функций Президиум Именно Президиум формировал рабочий аппарат, в который входили:

Секретариат Президиума Верховного Совета СССР (1950-1989), Секретариат Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1951-1954) и Секретариат Секретаря Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1937-1988);

Канцелярия Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Юридический отдел (1938-1989);

Отдел международных связей (1950-1988);

Информационно-статистический отдел (1938-1966);

Отдел по вопросам работы Советов (1966-1988);

Отдел по работе постоянных комиссий палат. (1966-1988);

Отдел по учету и регистрации награжденных (1938-1988; с 1959 - Отдел наград);

Отдел по подготовке к рассмотрению ходатайств о помиловании (1955-1988; с 1984 - Сектор по вопросам помилования)

Сектор выборов;

Сектор административно-территориального деления;

Обеспечение работы Верховного Совета было возложено: Управление делами (1938-1950) и Финансово-хозяйственный отдел (1938-1988).

Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца. Президиум также вел работу по приему населения, рассмотрению писем и заявлений граждан.

Характер деятельности Верховного Совета СССР изменился с момента избрания и начала работы в мае 1989 г. первого Съезда народных депутатов СССР.

Конституция 1936 г. по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.

Срок полномочий Верховного Совета СССР первого созыва заканчивался осенью 1941 г., но начавшаяся война заставила отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось всего три сессии Верховного Совета (в июне 1942 г., в феврале 1944 г., в апреле 1945 г.). На первой из них депутаты ратифицировали англо-советский договор о союзе в войне, на второй – были приняты решения о расширении прав союзных республик в области внешних сношений и обороны страны и союзный бюджет на 1944 г., апрельская сессия утвердила закон о бюджете 1945 года.

На сессиях вновь избранного в марте 1946 г. Верховного Совета СССР (1946-1953) обсуждались главным образом бюджеты СССР и отчеты об их исполнении, утверждались указы Президиума Верховного Совета. Несмотря на отдельные критические выступления по поводу работу госаппарата, призывы к уменьшению налогового бремени на сельское хозяйства, ни одно из предложений депутатов, выдвинутых по собственной инициативе, не было реализовано.

После смерти Сталина депутатами Верховным Советом СССР 1954-1962 гг. было предложено и даже выработано немало мер по расширению прав союзных республик в деле экономического и культурного развития, по расширению внешнеполитической деятельности Верховного Совета и многое другое. Немало было сделано и для восстановления справедливости по отношению к репрессированным народам и народностям в СССР, восстановлению их прав, но никакого дальнейшего развития инициативы депутатов Верховного Совета не получили.

Принижению роли Верховного Совета также способствовало и новое определение по Конституции СССР 1936 г. Совета Народных Комиссаров (с 1946 - Совета Министров СССР), как «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти». Такая постановка вопроса о месте и роли правительства в жизни страны, усилив тенденции к обюрокрачиванию государственного и партийного аппарата, только подчеркнула декоративные органов представительной власти в СССР.

Конституция СССР 1977 г. не изменила принципиальных основ государственной жизни. За время обсуждения в газеты и Конституционную комиссию поступило чуть менее 500 тыс. предложений. В письмах трудящихся была критика политической и избирательной системы общества, места и роли Советов как органов власти и т.п. Но мнение народа так и не было услышано. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов свелась практически на нет.

Смена политического руководства партии и страны послужила началу эпохи попытки обновления государственных и общественно-политических структур в стране. В ходе процесса, получившего наименование «перестройки советского общества» начался период обновления всех сфер жизни, появились новые политические общественные организации.

1 декабря 1988 г. были приняты два закона - «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР» существенно изменившим систему высших представительных органов СССР.

Бюджетные комиссии (с 1966 - Планово-бюджетные комиссии);

Совета Союза и Совета Национальностей (1938-1989);

Экономическая комиссия Совета Национальностей (1957-1966);

Комиссии законодательных предположений Совета Союза Совета Национальностей (1938-1989);

Редакционная комиссия по внесению изменений и дополнений в текст Конституции СССР (1946-1947).

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

В НАШЕЙ СТРАНЕ все шире развертывается избирательная кампания по выборам нового состава высшего органа государственной власти. В связи с этим важным событием в редакцию поступают письма с просьбой рассказать о работе Верховного Совета СССР. Ответить на вопросы читателей наш корреспондент попросил Председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР В. П. РУБЕНА.

КОРР: Виталий Петрович! В буржуазной прессе участились нападки наших идейных противников на советские органы власти. Пишут, например, что у Верховного Совета СССР, за исключением нескольких дней в году, сплошные "парламентские каникулы", о том, что его депутатам не хватает "профессиональной квалификации", поскольку в Совете они работают-де эпизодически.

РУБЕН: О какой работе и каком профессионализме идет речь? Да, по постоянной своей специальности депутаты Верховного Совета СССР - это рабочие и колхозники (их свыше 50 процентов). Это инженеры, врачи, педагоги, деятели культуры, хозяйственные и политические руководители, - словом, представители всех специальностей во всех сферах жизни. Что же тут плохого? Ведь именно поэтому любой вопрос в Верховном Совете рассматривается в присутствии и при живом участии людей, чьи знания, авторитет, опыт в той или иной области пользуются всенародным признанием. Нашим депутатам - представителям трудового народа - дорого все, чем живет страна. Они кровно заинтересованы в том, чтобы каждому советскому человеку жилось лучше. С этих позиций они и подходят к решению своих депутатских обязанностей. Для сравнения вспомним, что в конгрессе США нет ни одного рабочего, рядового фермера. А высшую палату парламента - сенат - американцы сами называют "клубом миллионеров". Таким представителям, естественно, дела нет до забот простого человека.

Что же касается "эпизодичности", то и тут "критики" не в ладах с действительностью.

Да, сессии нашего высшего органа власти собираются дважды в год. На них рассматриваются и утверждаются государственные планы экономического и социального развития, Государственный бюджет СССР, принимаются законы. Однако и между сессиями кремлевские залы не пустуют. Здесь работает Президиум Верховного Совета СССР, являющийся его постоянно действующим органом. Президиум регулярно собирается на свои заседания (обычно 6 - 7 раз в год).

Непрерывность в работе Верховного Совета СССР обеспечивается также избираемыми из числа депутатов постоянными комиссиями Совета Союза и Совета Национальностей. В соответствии с Конституцией СССР они создаются для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. В отличие от подобных комиссий в буржуазных парламентах, которые собираются от случая к случаю, комиссии Верховного Совета СССР работают регулярно. Растет число комиссий и количество депутатов в них. Так, если во всех комиссиях Верховного Совета СССР первого созыва было 89 депутатов, то сейчас в палатах Верховного Совета СССР созданы 34 постоянные комиссии, в которых работают 1210 депутатов.

Большую работу по предварительному рассмотрению государственных планов развития народного хозяйства страны и бюджета, по подготовке заключений по ним проводят по поручению Президиума Верховного Совета СССР, например, планово-бюджетные и другие постоянные комиссии палат Верховного Совета СССР. Так, для рассмотрения Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы, Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1982 год было образовано 17 подготовительных комиссий, в которых работало свыше 230 депутатов и 200 специалистов от министерств и ведомств. Результаты работы подготовительных комиссий были рассмотрены на пленарных заседаниях планово-бюджетных и других комиссий, в работе которых участвовали 1000 депутатов.

Это лишь один из многих примеров, так что упрекать Верховный Совет СССР в бездеятельности нет никаких оснований.

КОРР: Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе Верховного Совета СССР десятого созыва.

РУБЕН: Минувший период после избрания нынешнего состава высшего органа власти (4 марта 1979 г.), как это было отмечено XXVI съездом КПСС, характеризуется возрастанием роли Советов народных депутатов в осуществлении государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, усилением их контроля за проведением в жизнь законов, за работой подотчетных органов.

В современных условиях, как указал товарищ Ю. В. Андропов, возрастает роль представительных органов в осуществлении главнейшей хозяйственно- организаторской функции социалистического государства. Верховный Совет СССР десятого созыва рассматривал и утверждал государственные планы экономического и социального развития на одиннадцатую пятилетку и годовые планы, госбюджет СССР, заслушал отчеты Правительства СССР, отчеты о выполнении государственных планов и исполнении бюджета. В Верховном Совете СССР, его Президиуме, постоянных комиссиях палат был обсужден ряд важных, узловых проблем народного хозяйства, в том числе вопросы концентрации капитальных вложений на пусковых и важнейших стройках, выполнения государственных планов, заданий по внедрению в производство достижений науки и техники, о выполнении государственных плановых заданий по подготовке кадров квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства и их закреплению на селе, а также ряд других проблем.

Задачи огромной исторической важности были поставлены перед Советами народных депутатов решениями майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, одобрившего Продовольственную программу на период до 1990 года. В этой связи Президиум Верховного Совета СССР изучил опыт создания районных агропромышленных объединений в Грузинской ССР и Латвийской ССР, рассмотрел вопрос о работе Советов Белорусской ССР по реализации Продовольственной программы.

Сегодня в практической деятельности Советов первостепенное значение приобретают хорошо поставленное планирование работы, умелая организация труда и управления, четко организованный контроль за подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Именно в этом аспекте Президиум Верховного Совета СССР анализировал работу Советов народных депутатов Украинской ССР по контролю за деятельностью подотчетных органов, Советов Азербайджанской ССР - по выполнению требований законодательства об укреплении трудовой дисциплины и обеспечении рационального использования трудовых ресурсов.

В центре внимания Верховного Совета СССР постоянно находятся вопросы повышения благосостояния советских людей, улучшения условий труда, быта, отдыха, медицинского обслуживания и охраны здоровья трудящихся.

Расширяются масштабы строительства детских дошкольных лечебно- профилактических и оздоровительных учреждений. Совершенствуются сфера обслуживания и торговля, служба быта. Дальнейшее развитие получили народное образование, подготовка квалифицированных кадров.

Верховный Совет СССР сосредоточивает внимание на улучшении жилищных условий советских людей, справедливом распределении жилья под общественным контролем, обеспечении сохранности жилищного фонда, принимает решения по другим важным для страны вопросам.

Осуществляя контроль за использованием законов, Президиум Верховного Совета СССР обсуждал на своих заседаниях деятельность Советов народных депутатов Молдавской ССР, Туркменской ССР, Новосибирской области по соблюдению требований жилищного законодательства, осуществлению планов жилищного строительства.

Особое место в деятельности Верховного Совета СССР занимали проблемы, связанные с улучшением условий труда и быта женщин, заботой о детях, молодежи. По этим вопросам принято постановление о работе Советов народных депутатов Литовской ССР, Узбекской ССР, Башкирской АССР и Омской области.

Важное значение имеют принятые по инициативе ЦК КПСС Указы Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которыми заметно улучшилось пенсионное обеспечение и социальное страхование трудящихся. Введена надбавка к пенсии за работу после достижения пенсионного возраста. С 10 до 20 проц. увеличен размер надбавки к пенсии по старости за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в учреждении, организации.

Улучшено пенсионное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте, повышены пенсии инвалидам войны I, II и III групп.

Значительно расширена государственная помощь семьям, имеющим детей. Увеличены размер и продолжительность выплаты пособий одиноким матерям.

КОРР: В последние годы было принято немало законодательных актов. Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных из них.

РУБЕН: Как известно, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1977 года утвержден "План организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР", рассчитанный на 1978 - 1982 годы.

Большинство намечаемых планом заданий по разработке новых законодательных актов и внесению изменений и дополнений в действующее законодательство выполнено. Во исполнение плана принято 20 новых законодательных актов, в том числе 10 законов, прямо названных в Конституции СССР (Закон о выборах в Верховный Совет, Регламент Верховного Совета СССР, Закон о Совете Министров СССР, Закон о прокуратуре СССР, Закон о государственном арбитраже и др.).

Более чем 30 действующих законодательных актов приведено в соответствие с Конституцией СССР. Издается Свод законов СССР.

Законодательный процесс в СССР гарантирует воплощение в законах подлинной воли советского народа. В период десятого созыва ряд законопроектов передавался на обсуждение общественности.

Пример тому - Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. Проект Основ был опубликован в центральной, республиканской печати для обсуждения общественностью. По проекту поступило более 20 тысяч предложений и замечаний. Все предложения были обобщены и тщательно рассмотрены в постоянных комиссиях палат, а многие из них учтены и вошли в принятый закон.

В период деятельности Верховного Совета СССР десятого созыва на всенародное обсуждение передавались также и другие законопроекты, например, Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. В целом по проекту поступило почти 130 тысяч предложений и замечаний.

КОРР: А какова деятельность Верховного Совета СССР в вопросах внешней политики?

РУБЕН: Международным проблемам высший орган государственной власти уделяет большое и постоянное внимание.

В Обращении Верховного Совета СССР к парламентам и народам мира, принятом па пятой сессии, в Обращении к парламентам, правительствам, политическим партиям и народам мира, принятом на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-летию образования СССР твердо, ясно и последовательно звучал на весь мир голос нашей партии и государства, с новой силой подтвердивший, что наш идеал, наша неизменная цель и постоянная забота - это всеобщий мир, дружба и сотрудничество между народами.

В постановлении "О международном положении и внешней политике Советского Союза", принятом по докладу члена Политбюро ЦК КПСС, первого заместителя Председателя Совета Министров СССР, министра иностранных дел СССР товарища Громыко А. А. на восьмой сессии Верховного Совета СССР содержатся новые конструктивные предложения СССР, направленные на сокращение гонки вооружений, обеспечение мира на нашей планете.

Текст постановления был официально направлен руководителям парламентов стран, с которыми СССР имеет дипломатические отношения, председателям Комиссий по иностранным делам парламентов.

На девятой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва в декабре 1983 года в принятом постановлении "О международном положении и внешней политике Советского государства" Верховный Совет СССР постановил: целиком и полностью одобрить Заявления Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Ю. В. Андропова от 28 сентября и 24 ноября 1983 года, в которых дана глубокая и всесторонняя оценка причин, вызвавших нынешнее осложнение международного положения, подтверждена неизменная линия Советского Союза на сохранение и упрочение мира, обуздание гонки вооружений, расширение и углубление сотрудничества между государствами.

Несмотря на непрекращающиеся попытки противников разрядки помешать развитию парламентских связей с Советским Союзом, география парламентских контактов расширилась.

Всего в 1979 - 1983 гг. делегации высшего органа государственной власти СССР посетили 49 зарубежных государств. Пребывание советских парламентариев за рубежом активно использовалось для распространения правдивой информации о Советском Союзе, разъяснения его миролюбивой внешней политики, новых практических шагов и инициатив, направленных на сохранение всеобщего мира, предотвращение ядерной катастрофы.

За этот же период 54 делегации зарубежных парламентов посетили СССР с официальными визитами.

Таков лишь краткий перечень дел, которыми постоянно заняты Верховный Совет СССР, его Президиум, разные комиссии. Но и сказанного достаточно, чтобы убедиться в предвзятости и лживости буржуазных пропагандистов, пытающихся по своим меркам судить о деятельности высшего органа государственной власти СССР.