законопроекта, которые были приняты. Договор о СНВ

  • 03.08.2019

МОСКВА, 3 мая - РИА Новости. Президентство Дмитрия Медведева началось с непростого решения о военной операции против атаковавшей Южную Осетию Грузии, а заканчивается масштабной политической реформой, включающей в себя упрощение регистрации политических партий и возвращение выборов губернаторов, указ о которых глава государства подписал накануне . Четыре года Медведева-президента также запомнятся переименованием милиции в полицию, сменой примерно половины губернаторского корпуса, образованием "большой Москвы" и отменой привычного для россиян сезонного перевода стрелок часов.

Медведев после назначенной на 7 мая инаугурации избранного президента Владимира Путина уходит с высшего государственного поста и, как ожидается, станет премьером. Его кандидатуру на пост главы правительства Госдума может рассмотреть 8 мая.

1. Модернизация

Модернизация экономики России стала главной программной "фишкой" нового президента Дмитрия Медведева, который фактически ввел это слово в современный российский лексикон. В послании федеральному собранию 2009 года он страны и заявил, что медлить с этим больше нельзя. Модернизировать, по словам Медведева, необходимо экономику в целом, а также производственную сферу, армию, медицину, технологии, вплоть до космических, образование и воспитание человека. Большое значение в этой связи приобретает внедрение инноваций и энергоэффективности. Символом новой экономики призван стать инновационный центр "Сколково" , созданный по инициативе Медведева после того, как он посетил в США знаменитую Кремниевую долину. В перспективе "Сколково" должно стать крупнейшим в России испытательным полигоном новой экономической политики. На специально отведенной территории в ближнем Подмосковье будут созданы особые условия для исследований и разработок, в том числе для создания энергетических и энергоэффективных технологий, ядерных, космических, биомедицинских и компьютерных технологий. В 2012 году на программы в области модернизации, по словам Медведева, выделят около 1 триллиона рублей.

2. Изменения конституции

Главным внешнеполитическим событием в деятельности Медведева на посту президента стала , которая начала боевые действия в Южной Осетии. В результате грузинской агрессии погибли мирные жители и российские миротворцы. Президент РФ отдал приказ ввести в Южную Осетию войска и провести операцию "по принуждению Грузии к миру". Итогом пятидневной операции стало уничтожение основных объектов военной инфраструктуры грузинской армии и кораблей боевого флота Грузии в порту Поти. 12 августа Медведев объявил о завершении операции, заявив, что ее цель достигнута - безопасность миротворческих сил и гражданского населения восстановлена, агрессор наказан и понес очень значительные потери. В тот же день в Москве президенты России и Франции согласовали план, получивший название "Медведев-Саркози" и предусматривавший отвод российских войск с территории Грузии и гарантии безопасности Южной Осетии и Абхазии.

Спустя две недели, 26 августа, после соответствующих просьб Цхинвали и Сухуми, президент России объявил, что Москва признает независимость Южной Осетии и Абхазии. Позднее на территории этих стран, так и непризнанных большинством государств мира, были развернуты российские военные базы. Грузия в ответ на это вышла из СНГ и продолжает настаивать на своей территориальной целостности и требовать вывода российских военных из Южной Осетии и Абхазии.

6. Договор о СНВ

Отношения России и США в области вооружений за минувшие четыре года складывались непросто, однако в апреле 2010 года главы двух стран в Праге подписали новый договор о СНВ , призванный стать одной из основ современной системы международной безопасности. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть - до 1,55 тысячи - по сравнению с Московским договором 2002 года и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей. Для вступления в силу договор должен был быть одобрен обеими палатами российского парламента, а также сенатом конгресса США. Принципиальным являлось требование России о синхронной ратификации документа, и этого удалось достичь.

7. Замена губернаторов

Годы президентства Медведева в области внутренней политики ознаменовались сменой подавляющего числа губернаторов и глав регионов, среди которых было много политических долгожителей из эпохи 90-х. Так, только за 2010 год со своих постов "по собственному желанию" ушли президент Татарстана Минтимер Шаймиев , его "сосед" из Башкирии Муртаза Рахимов и глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов . Еще один "тяжеловес" мэр Москвы Юрий Лужков был отправлен Медведевым в отставку с унизительной формулировкой "в связи с утратой доверия". Интенсивная замена губернаторов началась и после декабрьских выборов в Госдуму, по итогам которых правящая "Единая Россия" ослабила свои позиции. Так, за прошедшие месяцы в отставку ушли главы Приморского, Пермского, Ставропольского краев, Мурманской, Архангельской, Ярославской, Смоленской, Костромской, Саратовской и целого ряда других областей.

Наиболее неоднозначной реформой Медведева на посту президента стало сокращение количества часовых поясов в России и изменение поясного времени в ряде регионов. В июне 2011 года президент подписал закон, в соответствии с которым отменялся сезонный перевод стрелок часов. Россияне в ночь на 27 марта 2011 года в последний раз перевели стрелки часов на час вперед и перешли на "летнее время". Однако прошедший год показал, что смена уже привычного режима весьма неоднозначно воспринимается гражданами России, что дало повод для новых дискуссий. На днях Медведев заявил, что на зимнее и летнее время, если большинство поддержит это, например, электронным голосованием.

Комитет гражданских инициатив во главе с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным обнародовал доклад о реализации партийной избирательной реформы в России в 2012.

Доклад Комитета гражданских инициатив, который представил юрист Аркадий Любарев, не открыл Америки: предложенные и принятые властями изменения избирательного законодательства не привели, к примеру, к демократизации выборов глав регионов. Как заметил политолог Алексей Макаркин, на ходу реформа переварилась в контрреформу: для регистрации стало необходимо получать подписи депутатов местного самоуправления, заработал т.н. муниципальный фильтр.

Перемены, которыми нельзя воспользоваться

Местные депутаты дают необходимые для регистрации подписи только нужным власти кандидатам. Единственной партии способной самой набрать подписи является КПФР, отмечет Аркадий Лобарев.

Аркадий Лобарев: «По выборам губернаторов, в общем-то, понятно, что это было скорее имитация, чем выборы. И фактически у нас власть сама подбирает себе удобных спарринг-партнеров на эти губернаторские выборы. Результат – соответствующий».

Как отметил политолог Дмитрий Орешкин, для власти «реформы» оказались вполне успешными, ведь их целью было укрепление «вертикали власти».

Дмитрий Орешкин: «Если исходить из тезиса, что основная идея реформы была в том, чтобы сохранить «вертикалистскую», «контролистскую», в значительной степени, монопольную структуру политического управления, когда все ключи в руках у номенклатуры, то эта цель достигнута. С одной стороны, на словах мы видим какие-то перемены, с другой стороны, воспользоваться этими переменами нельзя».

С Дмитрием Орешкиным не вполне согласен научный сотрудник фонда Карнеги Николай Петров.

Николай Петров: «Страна находится в ситуации политического кризиса. И вылезти из этого политического кризиса с помощью тех мер, которые предложены, пока не удалось. Реформа не дала нужных для власти результатов. Выборы в нашей стране играют только одну роль – легитимизация власти. Все остальные роли выборы давно уже потеряли. Выигрывая выборы так, как Кремль выиграл их в октябре, он не получает легитимизации».

Упрощение регистрации и появление 54 зарегистрированных партий, не привело к повышению реальной конкуренции на выборах. Просто появилась масса партийного спама.

Якобы минимум шесть партий: КПСС – компартия социальной справедливости, демократическая, народная, социал-демократическая партии, Партия социальных сетей и Союз Горожан принадлежат группе политтехнолога Андрея Богданова и играют роль спойлеров.

Политолог Борис Макаренко указывает на то, что и пореформенная партийная система не представляет значительные слои населения.

Борис Макаренко: «Кризис представительности нашей власти, кризис доверия к партиям и к политической системе, к власти в целом, усугубляется. И чем более имитационным становится процесс, тем хуже с этим кризисом. 2012 год – это переход власти от стратегии прямых запретов, когда действовал «коктейль семи сестер» - зарегистрированных партий – к политике манипулирования. Пока у власти есть и институциональные, и юридические инструменты в достатке для того, чтобы конкуренцию удерживать под таким прессом, как она считает нужным и достаточным. С изменением общественных настроений, чем сложнее эта система, тем больше рисков, что это манипулирование будет давать сбой и давать обратные эффекты. Пока этого нет. Нет сейчас ни одной партии – ни «Единая Россия», ни три парламентские и прочие, – которая не была бы в состоянии кризиса.
Нынешняя партийная система теряет доверие по всем своим компонентам. Все больше аспектов политических общественных интересов этой системой не представлены и не могут быть представлены. Не представлен – условно - городской средний класс, «рассерженные горожане»; во все меньшей степени представлены многочисленные протесты, сомнения, страхи по поводу социально-экономических реформ и процессов, которые происходят в этой стране.
Легче власти в ближайшие годы с социальной политикой не будет. Будет тяжелее. Протестов и страхов будет больше. Представить эти страхи в нынешней системе партий и выборов никак невозможно. Пока власть рассчитывает на то, что сработает всероссийский «Народный фронт». На самом деле этот Фронт появляется в худшем варианте – варианте Германской Демократической или Китайской Народной Республики, когда есть «Единая Россия», а все остальные партии до абсолютного большинства на всех уровнях достраиваются любыми способами. ЛДПР – это уже полный филиал партии власти. Партии – левые, правые, националистические, коммунистические – позволяют создать достаточную массовость на выборах. Пока этого хватает. Ситуация почти безвыходная. В чем какую-то надежду я вижу: все-таки появятся одномандатники, система станет смешанной. Одномандатнику от власти – от «Единой России», от «Народного фронта», от кого угодно – надо завоевывать медианного избирателя. Он уже будет вынужден вести себя иначе. И тем более иначе, чем сложнее будет ситуация на местах».

Куда деть либеральный электорат?

Попытка застраховать себя от потери большинства в Думе, восстановив выборы в округах, дает шанс на продвижение политикам, проявившим себя на муниципальных и региональных выборах, - отметили эксперты.

А переход дискредитированной «Единой России» к участию в выборах под прикрытием блоков с другими силами даст иным партиям возможность создавать широкие коалиции.

Известный эксперт в области избирательного права профессор Виктор Шейнис предложил создать рабочую группу, которая вела бы борьбу за нормальный закон о выборах депутатов в Госдуму, с тем, чтобы была хотя бы либеральная, без муниципальных фильтров регистрация кандидатов в одномандатных округах, были разрешены блоки, поставлен невысокий проходной барьер.

Виктор Шейнис: «Чрезвычайно важно разрешить блоки, тем более, что, по-видимому, некоторое склонение власти к решению этого вопроса существует. Вообще, сама по себе идея, что блок должен проходной барьер иметь немножко больше, чем партии, это разумная идея. Но этот разрыв должен быть не слишком большой».

Нынешним либералам в отличие от их столетней давности предшественников даже не приходит в голову даже организация некой «банкетной кампании» в духе 1904 года с подачей петиций и адресов на высочайшее имя. Но о необходимости нового обсуждения программы преобразований, включая реформу Конституции и налогового законодательства, говорил профессор Евгений Ясин.

Евгений Ясин: «До тех пор, пока люди не начнут больше интересоваться местными выборами, мало что изменится. Ну, давайте все-таки подумаем, что нужно сделать, потому что на сегодняшний день вся система местного самоуправления устроена так, чтобы полностью управляться из Москвы. Насколько целесообразно, чтобы 95% всех доходов местных бюджетов выделялись через регионы из Москвы? Мне кажется, это совершенно ненужно. Закон о земском управлении 1864 года предполагал право, которым пользовались установления налоговых сборов на местном уровне».

Алексей Кудрин предложил продолжить дискуссии на площадке Комитета гражданских инициатив.

Алексей Кудрин: «Мы заинтересованы в такой избирательной системе, которая ведет к модернизации общества. Избирательная система должна позволять меньшинству, этим группам, которые несут модернизационную повестку, быть услышанными».

Судя по вопросам, которые задавал отошедший от дел, но не от Владимира Путина отставной царедворец больше всего волнует: есть ли в России либеральный электорат, и как бы его привлечь на свою сторону. Есть сведения о том, что Алексей Кудрин все готовится использовать партию «Гражданскую платформа» Михаила Прохорова, который, по мнению экспертов, попусту потерял время и растратил популярность.

Не будем «эскапистами»!

Как обычно, эксперты либерального толка с трудом могут растолковать, каковы же механизмы нереволюционного воздействия общества на власть.

Политолог Дмитрий Орешкин, признавая, что сегодня наступила скорее эпоха реакции, предлагает продолжать участие в выборах, проводимых властью по ее правилам.

Дмитрий Орешкин: «Безусловно, есть социальный сектор в обществе, который называется либерально-западническим, ориентированным на Европу. Его не меньше 20%, горожане, это те, кто выходил на «Марш протеста против подлецов». Но они, в этом смысле, не являются электоратом, потому что они на выборы не ходят.
Или надо вернуть этот социальный сектор, который считает себя выше выборов, в электоральное русло и убедить ходить на выборы с тем, чтобы оказывать хоть какое-то влияние, или поменять систему выборов с тем, чтобы этот европейски ориентированный, западнический образованный класс удостоил своим вниманием эти выборы.
Проблемы взаимосвязаны: ты вышел на улицу, ты показал, что тебя там – 50 тысяч. Ну и что? Если эти 50 тысяч придут на участки в качестве наблюдателей или голосующих, то это будет существенный вклад. А на самом деле так думают, но не выходят на выборы, в 10 раз больше. Потенциал есть. Вопрос в том, что мы не хотим голосовать. Мы считаем это ниже своего достоинства. И тогда получается, что мы вырываемся из этой страны. Вот есть какая-то путинская страна, она нам не нравится, и мы считаем ниже своего достоинства ее попытаться исправить.
Это эскапизм. Наверное, это неизбежно, но я просто не вижу выхода. Или мы должны к Москве приделать воздушный шар и вместе с этим городом улететь отсюда куда-то очень далеко, или мы должны менять ту ситуацию, в которой живем.
Механизма нет. Власть делает все, чтобы механизма не было. Власти очень удобно, когда вот этот недовольный городской класс не является электоратом, а является электоратом Чеченская республика. Им скажут, как голосовать, они проголосуют. А если мы не ходим голосовать, то мы получаем результаты голосования вот этой части нашей страны. Она есть, никуда от этого не деться. А нашей части нет, потому что мы не участвуем в этих играх.
Это фундаментальная проблема, из которой такого простого выхода просто нет. Надо ходить на выборы. Если бы мы не ходили на выборы, мы бы не знали, как нас обманывают. Не было бы 5 декабря и массового выхода людей на улицы. Тысячи людей своими глазами не убедились бы, что, на самом деле, из себя представляет вот эта власть. Вот этот самый европейски ориентированный класс начинает ощущать серьезную угрозу своим интересам, и людям даже страшно уже делается.
Ну, так вот, для того, чтобы не вы боялись власти, а власть боялась вас, надо пользоваться теми ресурсами и теми инструментами, которые есть. Да, они кривые, да, они плохие, а других-то вообще нет. У власти свои интересы, у нас свои интересы, надо осознать, что мы находимся в ситуации гражданского конфликта и спокойно в этой ситуации действовать. Мне кажется, выход один: занудливый поиск людей, на которых можно опереться. В том числе, на мелких чиновников, на бизнес, на региональных начальников, да и на продвинутых начальников на федеральном уровне – они тоже понимают, что мы идем куда-то, куда не надо идти. Потому что оттуда может совсем не быть выхода.
Хотя, шкурные интересы всегда получаются сильнее каких-то общих соображений, поэтому я не оптимист».

Профессор Виктор Шейнис сделал грустный вывод: он пока не видит хоть какого-то реалистичного сценария быстрых позитивных изменений в России.

Мне лишь вспомнилось, что в январе 1917 года Владимир Ленин предрек, что его поколение может не увидеть революции. Но вот, в силу исторической случайности, ошибся, а лучше бы сбылся именно этот его прогноз.

Сегодня, накануне оглашения первого послания президента Путина-2, имеет смысл подвести итоги последнего послания президента Медведева. Но я возьму на себя только одну часть того послания – так называемую политическую реформу.

Вот точная цитата из послания, в которую я только для удобства обсуждения добавил нумерацию.

1) Перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов.

2) Ввести упрощенный порядок регистрации партий. Мое предложение – по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны.

4) Наконец, сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий - до 100 тысяч.

5) Кроме того, предлагаю изменить систему выборов в Государственную Думу. Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Сейчас, к сожалению, все это знают, некоторые субъекты Федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями.

6) Предлагаю также изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий. Представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено. 7) Партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости. Соответствующие проекты я внесу в Государственную Думу в ближайшее время.

Теперь смотрим, что из этого было реализовано и как. Оказывается, одно из предложений не было реализовано даже на уровне законопроекта. Это предложение 6 – об увеличении представительства политических партий в избиркомах. Видимо, это не случайно: власть даже в минимальной степени не хочет поступаться управляемостью избирательных комиссий.

Нестандартная судьба у предложения 5 – по изменению системы выборов в Госдуму. Оно с самого начала вызывало вопросы, поскольку содержало внутреннее противоречие: 225 округов означало, что округа двухмандатные, а в двухмандатных округах невозможна пропорциональная система. Эксперты долго гадали, что имел в виду Медведев. Наконец, соответствующий законопроект был внесен в Думу. И оказалось, что по сути было предложено избирательную систему не менять, а только увеличить до 225 число региональных групп, на которые разбиваются списки (см. ).

Но интереснее всего то, что этот проект так и застрял в Думе на самой начальной стадии. На сайте Госдумы последнее событие, связанное с ним, датировано 19 марта: назначить комитет-соисполнитель. Не знаю, был ли еще случай, когда законопроект, внесенный президентом, не принимался бы в первом чтении в течении 10 месяцев? Подозреваю, что он и не будет принят, так как по слухам концепция закона о выборах в Госдуму уже изменилась.

Предложение 7 – о праве отзыва членов избиркомов политическими партиями – реализовано в законопроекте, который 23 мая был принят в первом чтении. И вот уже более полугода проект застрял на этой стадии. Тоже изменилась концепция? Впрочем, может быть, это и к лучшему.

А вот предложения с 1-го по 4-е были реализованы, притом достаточно быстро – они стали законами в апреле–мае, последний из них вступил в силу 1 июня. Правда, в законе о выборах глав регионов был придуман не предусмотренный посланием «муниципальный фильтр», который превратил выборы губернаторов в имитацию.

Что касается упрощения порядка регистрации политических партий, то тут результаты налицо. На сегодняшний день на сайте Минюста значатся 47 зарегистрированных партий, из них 32 уже прошли полный цикл регистрации и получили право участвовать в выборах (то есть, если вычесть семь ранее существовавших партий и РПР, восстановленную на основании решения Страсбургского суда, то получается, что зарегистрированы 39 новых партий, из которых 24 уже имеют право участвовать в выборах).

По моим оценкам, в течение следующего полугодия (то есть к выборам 2013 года) можно ожидать регистрации еще примерно двух десятков партий, то есть суммарное число партий будет около 70.

Освобождение непарламентских партий от сбора подписей на региональных и муниципальных выборах способствовало более активному участию в выборах 14 октября старых непарламентских партий («Яблоко», «Патриоты России») и в целом значительно увеличило число партий, участвующих в выборах в региональные парламенты и горсоветы региональных центров. На выборах в другие горсоветы оно почти не сказалось.

Через несколько дней будет презентован доклад с подробным анализом последствий обсуждаемой реформы. Пока же можно констатировать, что политическая реформа 2012 года мало повлияла на общую политическую ситуацию этого года. Полагаю, что главная причина этого в том, что реформа не затронула главные препятствия для проведения демократических выборов.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ

К 2012 году, то есть на четыре года ранее объявленного срока окончания военного реформирования (2016 год), Вооруженные силы должны стать высокомобильными, высокопрофессиональными, оснащенными современным вооружением и военной техникой. Формула не нова, навязла на зубах со времен Павла Грачева.

В рамках перехода к новому облику российских Вооруженных сил в период с 2009 по 2011 год планируется сократить численность военнослужащих с нынешних 1 млн. 130 тыс. до 1 млн., в армии вместо дивизий и полков ввести бригадную структуру. Штатная численность ВС военного времени составит 1,7 млн. человек.

Предполагается иметь только части постоянной боевой готовности. В настоящий момент их только 17%, остальные же - кадрированные, то есть укомплектованные боевой техникой (в основном устаревшей), но почти без личного состава.

Предусмотрено следующее соотношение: один офицер - на 15 солдат, матросов, сержантов и старшин, а также гражданских служащих; один генерал - на 1100. Мотив - так в передовых армиях мира, других аргументов не просматривается.

Вместо нынешних 355 тыс. командирских должностей останутся 150 тысяч. Ранее принятые решения о продлении сроков службы офицеров до 55 лет отменяются. Поэтому в 2009 году законно уволят по достижению предельных сроков выслуги 26,7 тыс. человек (из них около 17 тысяч пока не имеют жилья). В последующие годы будут отправлять на пенсию примерно по 10 тыс. человек. Помимо этого Минобороны безболезненно откажется от 40 тыс. вакантных должностей - люди не пострадают от сокращений.

Анатолий Сердюков пообещал, что с Вооруженными силами служивые расстанутся лишь после того, как государство выполнит свои обязательства. И в первую очередь - предоставит людям жилье. Однако вполне возможно, что жесткие сроки увольнения придут в противоречие с обещаниями руководства Минобороны. Во всяком случае такая ситуация постоянно складывалась при увольнениях в предшествующие годы. Тогда остается одна надежда - добиваться жилья через военкоматы. Но, как гласит народная мудрость, жилищная очередь в военкоматах - вечная, жизни не хватает отстоять ее.

«Неприкаянными» остаются более 117,5 тыс. офицеров (в том числе 60,3 тыс. - с выслугой 20 и более лет и правом на пенсию, а 57,2 тыс. - без пенсии, но с правом на жилье).

Таким образом, почти треть увольняемых - младшие офицеры, наименее защищенные в социальном плане. Они уйдут на гражданку без военной пенсии, так как не имеют 20-летней выслуги. Реальное получение жилплощади также весьма проблематично.

Что их ждет после 2012 года, никто четко ответить не может. Альтернативных вариантов два: или они снимут погоны и будут работать в качестве гражданских служащих в военных организациях (но должности для них не резервируются), или увольняемым предложат переселиться к востоку от Уральских гор - ведутся переговоры Минобороны с администрациями этих удаленных от Центра регионов о размещении там семей вчерашних офицеров, прапорщиков и мичманов.

Сообщалось, что разрабатывается госпрограмма по трудоустройству «лишних» кадровых военных, которую предполагается ввести в действие с 1 января 2009 года. Она создается по указанию руководства страны, в ее подготовке принимают участие и полпреды президента России, и главы субъектов Федерации. Каких-либо деталей больше неизвестно: кто, где, как разрабатывает эту самую госпрограмму? Так что похоже на отговорку.

Слайд 2

Предложения политических партий

I. По проекту № 1471-6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон о политических партиях» 1. Исключить возможность отказа в регистрации политической партии в случае представления полного комплекта документов (Устав, Программа, нотариально заверенный протокол Учредительного съезда, нотариально заверенный список не менее 500 членов партии). 2. Исключить обязанность политической партии представлять в государственные органы список своих членов, помимо списка, подаваемого для регистрации политической партии. 3. Исключить возможность ликвидации политической партии на основании отсутствия необходимого числа членов (требование к числу членов политической партии должно относиться только к моменту ее государственной регистрации). 4. Исключить обязанность государственной регистрации всех региональных отделений политической партии. 5. Предусмотреть обязанность уполномоченного органа оказывать оргкомитету по созданию политической партии консультативные услуги и проводить экспертизу подготовленных оргкомитетом проектов Устава и Программы партии на предмет их соответствия федеральному законодательству.

Слайд 3

II. По проекту № 1476-6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» 1. Восстановить для кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения, возможность быть зарегистрированными на основании избирательного залога. Установить максимально допустимую величину избирательного залога в размере одного рубля, умноженного на число избирателей единого избирательного округа (при выборах должностного лица либо выборах депутатов представительного органа по пропорциональной избирательной системе) или на среднюю норму представительности (при выборах депутатов по одномандатным или многомандатным избирательным округам). 2. Увеличить допустимую долю недействительных и недостоверных подписей до 20% от числа проверяемых подписей. Увеличить допустимый избыток подписей, представляемых для регистрации, до 20% от требуемого числа подписей. Увеличить сроки для сбора подписей в поддержку выдвижения. 3. Восстановить право политических партий создавать избирательные блоки, включающие также непартийные общественные объединения.

Слайд 4

III. По проекту № 8434-6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 1. Отменить консультации политических партий с Президентом РФ при выдвижении партиями кандидатов. 2. Установить, что одно и то же лицо не может избираться на должность высшего должностного лица субъекта РФ более чем на два срока. 3. Установить возможность отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ только решением Верховного Суда РФ с правом Президента РФ обращаться в данный суд с соответствующим заявлением. 4. Изменить название закона, добавить в него статью, предусматривающую внесение изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В частности: 1) дополнить перечень выборных должностных лиц (п. 8 ст. 2) высшим должностным лицом субъекта РФ; 2) восстановить действовавшую до 2004 г. норму, запрещавшую высшему должностному лицу субъекта РФ, досрочно ушедшему в отставку, участвовать в выборах, назначенных в связи с этим обстоятельством (п. 5 ст. 32); 3) восстановить действовавшее до 2004 г. положение об обязательном проведении выборов высшего должностного лица субъекта РФ по избирательной системе абсолютного большинства (абз. 2 п. 1 ст. 71); 4) добавить приложение, содержащее форму подписного листа на выборах высшего должностного лица субъекта РФ (с внесением соответствующего изменения в п. 8 ст. 37); 5) разрешить заверять подписные листы уполномоченным представителям кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (п. 13 ст. 37, с внесением соответствующих изменений в п./п. «з», «н», «о» п. 6.4 ст. 38).

Слайд 5

IV. По проекту № 21870-6 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Предлагаем изменить концепцию закона, предусмотрев смешанную избирательную систему с 225 одномандатными избирательными округами.

Слайд 6

V. Дополнительные предложения существенного характера Обращаем внимание, что политическая реформа не может исчерпываться четырьмя обсуждаемыми законопроектами. В частности, считаем необходимым реализовать положения Послания Президента РФ 2011 года об изменении порядка формирования избирательных комиссий и расширении представительства политических партий в избиркомах. Также считаем важным внести в избирательное законодательство изменения, повышающие прозрачность процедур голосования и подсчета голосов, включая восстановление права общественных объединений направлять наблюдателей. Кроме того, необходимо внесение изменений в законодательство о референдуме, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о противодействии экстремистской деятельности, проведение реформы судебной системы и восстановление свободы средств массовой информации.

Слайд 7

3 законопроекта, которые были приняты

1) что с 1 января 2013 года политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов. В настоящее время в партии не может состоять менее 40 тысяч человек. Отменяются требование к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях.

Слайд 8

2) Второй законопроект устанавливает, что все политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей при проведении любых выборов, за исключением выборов президента РФ. Устанавливается, что непарламентские партии должны собрать 100 тысяч подписей в поддержку своего кандидата в президенты (в настоящее время - 2 миллиона подписей). При этом в одном регионе должно быть собрано не менее 2,5 тысячи подписей. Также сокращено количество подписей для самовыдвиженцев на пост президента РФ - с 2 миллионов до 300 тысяч, устанавливается, что в одном субъекте РФ может быть собрано не более 7,5 тысячи подписей (в настоящее время - 50 тысяч). Сокращено также с 2% до 0,5% число подписей избирателей, которые необходимо собрать для регистрации одномандатных кандидатов на региональных и местных выборах.

Слайд 9

3) Еще один законопроект предлагает ввести прямые выборы губернаторов. Определяется, что кандидаты могут выдвигаться самостоятельно или их могут выдвигать политические партии. Определяется, что политические партии своих кандидатов выдвигают после консультаций с президентом РФ. Политическим партиям не потребуется собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В то же время самовыдвиженцы должны будут собрать подписи избирателей, количество которых должен определить закон субъекта РФ. Губернатор будет избирается на два срока подряд по пять лет. Предусматривается также возможность отзыва губернатора со своего поста, если он нарушил российское законодательство либо неоднократного без уважительных причин неисполнения своих обязанностей. Факты таких нарушений должны быть установлены судом. Предлагается также установить, что основаниями для утраты главой региона доверия президента РФ являются выявление фактов коррупции или неурегулированный конфликт интересов.

Слайд 10

Внимание, вопрос!

  • Слайд 11

    Сколько членов должна насчитывать политическая партия с 2013 года?

    Слайд 12

    Спасибо за внимание!!!

    Посмотреть все слайды