В чем суть избирательной реформы 1832 года. Избирательные реформы в Англии XIX в

  • 03.08.2019

Таким образом, в течение второй половины XVII-XVIII вв. в Англии в общих чертах сложилась система парламентаризма, окончательному закреплению которого препятствовал феодальный характер формирования нижней палаты парламента, обеспечивав­шей джентри командные посты в руководстве государством.

Депутаты нижней палаты парламента представляли в основном мелкие города и селения (часто «гнилые» местечки). Выборы осу­ществлялись таким образом, что депутаты фактически назначались землевладельцами. Лондон с полумиллионным населением обла­дал лишь четырьмя местами в парламенте, а в «карманных местеч­ках» проживали 3-4 избирателя, которые посылали в парламент своего представителя. Процветала торговля депутатскими места­ми.

В 1832 г. в Англии была проведена первая избирательная рефор­ма, которая должна была устранить наиболее одиозные пережитки феодализма в избирательной системе. Она значительно расширила круг избирателей и положила начало перераспределению избира­тельных округов. Несмотря на то что численность потенциальных избирателей увеличилась на треть и крупные города получили пра­во своего представительства в парламенте, реформа носила консер­вативно-ограниченный характер. Она сохранила достаточно высо­кий имущественный ценз, поэтому избирательные права получи­ли лишь крупные собственники, а не широкие демократические слои общества. Это обусловило цели и задачи последующих ре­форм национальной избирательной системы.

Демократизация избирательного права продолжилась в ходе реформы 1867 г., проведенной под влиянием чартистского движе­ния. В результате еще больше сократилось представительство ме­стечек и маленьких городов. Имущественный ценз снизился в графствах до 5 фунтов стерлингов годового дохода, избирательны­ми правами наделялись новые городские слои, в том числе ремес­ленники и рабочие.

Следующим этапом демократизации избирательной системы стала реформа 1883-1885 гг. Она устранила пестроту избиратель­ных цензов и завершила перераспределение избирательных окру­гов в пользу крупных городов. Парламентское представительство было строго пропорционально численности населения того или иного избирательного округа.

В результате в Англии установилось всеобщее мужское избира­тельное право, которое в равной степени распространялось на жителей городов и графств. Выборы проходили по мажоритарной системе, когда мандат получал депутат, набравший относительное большинство голосов.

Реформы избирательного права соответствовали проведенным ранее мероприятиям по демократизации государственно-полити­ческой системы Англии и способствовали наделению реальной властью представителей буржуазных кругов.



5. Эволюция английского прецедентного права во второй половине XVII-XIX вв.

После английской буржуазной революции в английской право­вой системе продолжал сохраняться дуализм источниковой базы.

Гармоничному развитию островного права в постреволюцион­ный период препятствовали противоречия между прецедентным правом и судейским правотворчеством. Несмотря на то что общее право возникло в рамках королевских судов и способствовало в свое время укреплению королевской власти, после революции се­редины XVII века наблюдался рост его авторитета и влияния. Об­щее право к этому времени восприняло принцип прецедента, пре­пятствовавший усилению абсолютизма. Сами королевские су­дьи стали считать себя не «слугами короля», а «слугами права». Что касается права справедливости, оно не было сковано рамками пре­цедента и поэтому активно использовалось королем при проведе­нии соответствующей политики в области права и судопроизвод­ства. Глава суда справедливости - Лорд-канцлер - являлся одно­временно и высшим судебным чиновником короля. В рамках этого источника права действовало правило: «Судьи должны быть льва­ми, но львами при троне».

Изменения, происходившие после революции 1640-1660 гг., затронули оба источника. В рамках суда справедливости стал раз­виваться институт доверительной собственности (траст), что озна­чало расширение прав собственников при распоряжении своим имуществом. Это обстоятельство имело особое значение в услови­ях сохранения феодальных конструкций собственности, ограничи­вавших распоряжение «реальными вещами».

В общем праве в постреволюционный период наблюдался от­ход от жесткого принципа судебного прецедента и расширение судейского правотворчества. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась при главном судье Мэнсфилде (1756-1788 гг.), кото­рый стал автором ряда судебных доктрин, применяемых и в современной судебной практике. Его называли мерным национальным судьей, говорившим на языке живого права И этот период были отменены многие феодальные пережитки, препятствовавшие зак­реплению частной собственности. Ушли в историюнаиболее ар­хаичные нормы, регулировавшие наследственнoe и договорное право в период феодализма. Перестало существовать корпоратив­ное купеческое право. Мэнсфилд заложил основы современного судопроизводства путем введения апелляционного суда и права сторон приводить доказательства в суде.

Таким образом, в процессе своей эволюции общее право при­обрело рационализм, гибкость и высокую степеньстабильности. Однако в XVIII веке оно стало застывать как источник права, ут­ратив адаптивную способность. Оставаясь источником средневе­кового права, оно не смогло регулировать правоотношения в бур­жуазном обществе, которое строилось на принципиально иных основах. Его модернизация в постреволюциониый период дала лишь временные результаты. Теперь оно неизбежно должно было уступить дорогу письменному законодательству - единственному источнику права в правовом государстве. Поэтому основной тен­денцией развития английского дуалистического права в XVIII- XIX веках стало сначала сближение общего права и права справед­ливости, а затем их слияние.

Реализации этой тенденции способствовала судебная реформа 1873-1875 гг. Она ввела однообразие правовой системы Англии путем не только устранения противоречий между общим правом и правом справедливости, но и между другими источниками фео­дального права: статутами парламента, нормами канонического права, торговым купеческим правом и др.

Избирательное право : основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) «выбирали» мелкие города и деревеньки - местечки («гнилые» - старые, давно оставленные деревни; «карманные» - принадлежали крупным землевладельцам). Голосование открытое , избирателям заранее указывали, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание. В среднем, на одно местечко приходилось 12 избирателей и по 2 депутата . Город Лондон со своим полумиллионным населением (конец 18 века) посылал 4 депутатов. Между тем в Англии выросли новые города в связи с промышленной революцией 18 века. Города - средоточие буржуазии. Но именно города либо вовсе не избирали, либо избирали такое число депутатов, которое никак не соответствовало численности населения . Естественным следствием этого противоречия было требование избирательной реформы . Буржуазия не покушалась на палату лордов. Но нижнюю палату она хотела видеть буржуазной. В борьбе за реформу буржуазия обратилась к помощи рабочих. Она обещала им законы, которые дадут дешевый хлеб, и рабочие примкнули к борьбе (обещали отменить хлебные законы, запрещавшие ввоз дешевого хлеба из-за границы, чтобы лендлорды имели возможность продавать свой хлеб по высокой цене).

1816 год - массовая манифестация в пользу реформы; возникали разного рода рабочие союзы. Желая покончить с сопротивлением лордов, буржуазные организации обратились с призывом изымать вклады из банков. Лорды сдались.

1832 год - Акт о народном правительстве , предложенный правительством вигов , стал законом; ее основные моменты:

  • более 50 местечек - из тех, что «гнилые», - были вовсе лишены представительства в парламенте;
  • еще 30 местечек должны были удовольствоваться сокращением числа депутатов;
  • освободившиеся 143 места были отданы: 66 - «большим густо населенным и богатым городам», 65 - графствам, остальные - Шотландии, Ирландии, Уэллсу;
  • уменьшены расходы на избирательные кампании;
  • голосовать имело право «всякое совершеннолетнее лицо мужского пола, не подлежащее поражению в правах», арендующее земли или имения на срок не менее чем 60 лет, с чистым доходом не менее 10 фунтов в год.
  • для внесения в списки избирателей нужно было проживать в течение ближайших 60 календарных месяцев или в самом месте или в пределах 7 миль от данного места.

Таким образом, править Англией уполномочивался собственник .

Реформа сделала необходимой борьбу, за голоса избирателей. Тори и виги быстро это поняли, и переименовали свои партии: тори - «консерваторы» («Мы не зарекаемся против реформ, но в принципе за то, чтобы все оставалось как прежде»), виги - «либералы» (поощряли прогресс).

19 век - упорная борьба за всеобщее избирательное право, ежегодный парламент, за то, чтобы депутатом мог сделаться всякий достойный рабочий человек. 1850 - 60 гг. в английском рабочем классе приобретает значение новый социальный элемент - рабочая аристократия (склонялась к компромиссу с правящими классами Англии на основе частичных уступок с их стороны). Борьба за этого нового избирателя побудила консерваторов и либералов к новой парламентской реформе. И та, и другая из партий хотели, чтобы реформа была результатом именно ее инициативы.

1867 год - Акт о народном правительстве распадался на две части:

  • новое распределение мест в парламенте : львиная доля мандатов, отнятых у «гнилых» местечек, досталась графствам (30 из 53). Крупные города по-прежнему посылали ничтожное число депутатов - 34 из 560;
  • избирательный цент : расширение ценза - право голоса получали не только те, кто уплачивал 10 фунтов стерлингов арендной платы. Если дом был обложен налогом в пользу бедных (а таких домов было много), право голоса получали все те наниматели небольших квартир, которые его вносили. До 1867 года они уплачивали налог через посредство домохозяина, и только он считался «налогоплательщиком». Реформа возводила в этот ранг всякого, кто уплачивал налог и тем самым расширяла круг избирателей.

1884 год - Акт о народном представительстве :

  • каждый мужчина (домовладелец и квартиронаниматель) имеет право голосовать, если помещение находится в графстве Англии и Шотландии или графстве и городах Ирландии;
  • каждый мужчина, владеющий в графстве или городе землей или помещением (с доходом не менее 10 фунтов стерлингов), может зарегистрироваться как избиратель и голосовать;
  • избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве.

1885 год - Акт о перераспределении мест : в графствах - введение избирательных округов , каждый из которых избирает одного члена парламента. По системе относительного большинства, если, например, при 1000 голосующих по трем кандидатам голоса разбивались так, что один получал 400, а два других по 300 голосов, избранным считался тот, за кого голосовало 400. То, что избранный не имел за собой большинства избирателей, не принималось во внимание. Считалось, однако, что депутат должен защищать интересы не только тех, кто его избрал, но и всего избирательного округа в целом.

Парламент избирался на 7 лет. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу, однако преобладающее положение перешло к буржуазии.

1871 год «Акт о тред-юнионах» - профессиональные союзы рабочих - тред-юнионы - добиваются легального существования (тред-юнион - такая временная или постоянная коалиция для регулирования отношений между рабочими и хозяевами, отношений рабочих между собой). 1875 год - профсоюзы склонили парламент к отмене тюремного заключения за нарушение договора найма. По старому закону («господин и служащий»), рабочий, оставивший место до срока, подвергался тюремному заключению на 3 месяца. Стала возможной агитация, направленная на повышение з/п; было отменено уголовное наказание за организацию забастовок; получает признание «свобода совести», то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; в той или иной степени признавалось свободное выражение мнения - свобода слова.

Отсутствие системы административных наказаний и штрафов - во всех случаях полиция обращалась за содействием к суду. Митинги не запрещались и не требовали предварительного разрешения; однако местные власти имели право разгона, если находили, что митинг превращается в «шумное сборище».

Самая характерная особенность всех английских реформ - это постепенность. Реформа 1832 года, как и все английские реформы, не может быть названа радикальной, о чем свидетельствуют ее главные установления.

Избирательная реформа 1832 года отказалась от представительства корпорации и перешла к территориальному представительству населения. Депутатские места стали представляться в примерной зависимости от количества населения, проживающего в городах. “Акт о народном представительстве 1832 года” принятый английским парламентом содержал следующие пункты:

“I. Что всякое из местечек, перечисленных в списке под буквой “A” (всего 56), от и после окончания полномочий данного парламента прекращает посылать депутата или депутатов в парламент.

II. Местечкам, перечисленным в списке под буквой “B” (всего 30), - посылать только по одному депутату.

III. (Места, названные в списке под буквой “С” (всего 22), - составляют избирательные пункты для посылки двух депутатов в парламент).

IV. (Места, названные в списке под буквой “D” (всего 20), составляют избирательные пункты для посылки одного депутата в парламент).

V. (Четыре избирательных пункта включают соседние округа)”. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в./Под ред. П.Н. Галанзы.-М.: Гос. изд. юридической литературы, 1957. стр. 145.

Общее количество мест в Палате общин осталось прежним, но было сделано перераспределение: 56 так называемых «гнилых местечек» были полностью решены представительства, еще для 72 оно было сокращено и изменено. Некоторым значительным городам места в Палате общин были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижения гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов).

По реформе 1832 года, городским избирателем делался тот, кто имел в собственности дом, приносящий не менее 10 фунтов стерлингов в год. Наниматель дома делался избирателем в том случае, если арендная плата достигала 10 фунтов стерлингов в год, то есть равнялась годовому доходу арендатора средней руки.

“XIX. Что всякое лицо мужского пола, достигшее совершеннолетия, не подлежащее поражению в правах и владеющее по закону или пол праву справедливости какой-либо землей или имением на началах копигольда, или иным любым держанием, кроме фригольда, пожизненно или сроком в два или несколько поколений, или в более пространных пределах, с чистым доходом не менее десяти фунтов в год, за вычетом всех рент и платежей, не относящихся или относящихся к соответствующему держанию, - будет иметь право голосовать при избрании найта или найтов графства в любой будущий парламент, выступая от графства, ридинга, местности, части графства, в которых будут соответственно будут расположены указанные земли и имения”. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в./Под ред. П.Н. Галанзы.-М.: Гос. изд. юридической литературы, 1957. стр. 146-147.

Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли-копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом - в 50 фунтов. Таким образом, править Англией уполномочивался собственник. Число избирателей составило 376 тыс. человек (вместо прежних 247 тыс.) Правом голоса была наделена 1/32 часть населения (376 тысяч на 12 миллионов).

Реформа сделала необходимую борьбу за голоса избирателей, чем раньше пренебрегала. Обе партии - и тори и виги - быстро это поняли. Они отбросили свои прежние клички и обзавелись «приличными названиями». Тори сделались - «консерваторами», а виги - «либералами». Эти названия они взяли в Испании.

В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего заметной социальной страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику. Однако кто бы не побеждал, господство крупного землевладения и капитала было обеспечено. Избирательная реформа защищала в первую очередь интересы собственников. Но борьба за всеобщее избирательное право продолжалось, 376 тысяч не могли полноценно говорить за 12 миллионов. Социальные противоречия на этом не исчезали. Назревали новые перемены, новые реформы.

Более радикальной стала избирательная реформа 1867 года. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830-1840 годов. В программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. Реформа включала в себя две части: новое распределение мест в парламенте и избирательный ценз. Первое мало, что меняло. В отличие от реформы 1832 года часть, говорящая о правах на участия в выборах была прописана более детально.

В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест.

“17. От и после окончания полномочий настоящего парламента никакой город, имеющий население менее чем десять тысяч человек по переписи тысяча восемьсот шестьдесят первого года, из тех городов, которые перечислены в списке “А” (всего 38), приложенном к данному Акту, не будет посылать в парламент более чем одного депутата.

18. От и после окончания полномочий настоящего парламента города Манчестер, Ливерпуль, Бирмингем, и Лидс будут соответственно посылать по три депутата в парламент от каждого.” Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в./Под ред. П.Н. Галанзы.-М.: Гос. изд. юридической литературы, 1957. стр. 153.

Существенное значение имело расширение ценза. За основу по-прежнему принимался «дом». На этот раз право голоса получали не только те, кто уплачивал 10 фунтов стерлингов арендной платы. Если дом был обложен налогом в пользу бедных (а таких домов было много), право голоса получали все те наниматели небольших квартир, которые его вносили.

Был снижен ценз до 5 фунтов для собственников и арендаторов земли. До 1867 года они уплачивали налог через домохозяина, и только он считался «налогоплательщиком». Сохранились цензы оседлости (проживания в течение года) и необходимость уплаты налога на бедных. По университетским округам избирательное право предоставлялось имеющим звания («master»).

“3. Всякий мужчина, начиная с тысяча восемьсот шестьдесят восьмого года, будет иметь право на регистрацию в качестве избирателя и после регистрации участвовать в выборах … если удовлетворяет следующим требованиям:

1) являться совершеннолетним и не подлежит поражению в правах;

3) был подвергнут в течение указанного срока как постоянный жилец занимаемого им помещения … обложению всеми сборами (если таковые имеются) в пользу бедных, причитающихся с соответствующего помещения…

4) уплатил добросовестно на двадцатый день июля или до этого в том же году наравне с другими постоянными жильцами требуемую с него сумму в фунтах стерлингов по всем сборам на бедных, подлежащим уплате с указанного помещения …” Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/Под ред. З. М. Черниловского.-М.: Юрид. лит., 1984. стр. 170-171.

Именно это положение, внесенное либералами и принятая правительством консерваторов, привела к тому, что избирательное право получили также наниматели небольших квартир, уплачивающие налог на бедных. Десятифунтового барьера для них уже не существовало, следствием чего стало значительное увеличение количества избирателей.

Избирательная реформа 1867 года коснулась и избирателей от графств. Как и с избирателями от городов круг избирателей так же значительно увеличивался, ряд ограничений были отменены или снижены.

“1) является совершеннолетним и не подлежит поражению в правах; владеет по закону или по праву справедливости какими-либо землями на началах фригольда, копигольда или иного держания пожизненно или сроком в два или несколько поколений, или в более пространных пределах, с чистым доходом не менее пяти фунтов в год... или имеет право в качестве… арендатора… на какие-либо земли или имения, представляющие собой фригольд или иное держание… с первоначально установленным сроком не менее чем в шестьдесят лет… и с чистым доходом не менее пяти фунтов в год…” Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в./Под ред. П.Н. Галанзы.-М.: Гос. изд. юридической литературы, 1957. стр. 152-153.

Реформа возводила в этот ранг всякого, кто уплачивал налог, и тем самым расширяла круг избирателей. Количество избирателей в графствах выросло наполовину, в городах на 200%. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники. Новый миллион голосующих составился из ремесленников, мелкой буржуазии, квалифицированных рабочих.

В 1872 году в Англии вводится тайное голосование. В связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась система для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. Хотя применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей. Введение тайного голосования положительно повлияло на становление набиравших силу рабочих движений.

Третья избирательная реформа была проведена в 1884-1885 годах. Постепенно исчезали старые страхи перед массовым избирателем. Оказалось, что одно только расширение избирательного права при сохранении в руках правящих партий монополий на выдвижение кандидатов и на их протаскивание (для чего необходимы не малые деньги) не угрожает изменением состава парламента.

По реформе избирательное право распространялось в равной степени и на жителей графств и городов. Акт о народном представительстве 1884 года гласил следующее:

“Во всем Соединенном королевстве будет установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов.” Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/Под ред. З. М. Черниловского.-М.: Юрид. лит., 1984. стр. 172.

Также 1884 году было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права.

“5. Каждый мужчина, владеющий в графстве или городе… землей или помещением, приносящим ежегодный доход не менее 10 фунтов стерлингов, может быть зарегистрирован, голосовать на выборах в таком графстве или городе…

6. Избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве.”Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/Под ред. З. М. Черниловского.-М.: Юрид. лит., 1984. стр. 173.

Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использования офисов под жилье). Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 году. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ - от 15 до 65 тысяч жителей - посылал двух депутатов, большой - свыше 65 тысяч жителей - трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного голосования»: избиратель, владеющий собственностью в городе не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвующих в голосовании.

Существенным в новой реформе - помимо расширения избирательных прав в графствах - было введение избирательных округов. Каждый из них выбирал одного депутата. Победителем признавался кандидат набравший относительное большинство голосов. Парламент избирался на 7 лет. Новое увеличение количества мандатов получили промышленные города. Буржуазные депутаты составляют уже значительную массу членов палаты общин. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу. Однако преобладающее положение перешло к буржуазии.

Основными тенденциями развития избирательного права Англии в 19 веке было все большее увеличение количества лиц получающих избирательное право. Постепенно снижались различные цензы, все больше людей получали возможность влиять на политическую жизнь страны, что в определенной степени снижало классовую напряженность в обществе. Борьба за голоса избирателей способствовала возникновению новых идей, концепций развития государства. Неправильно принятые решения становились оружием для их противников в борьбе за голоса избирателей. Власть постепенно начинала становиться подконтрольной обществу, несла перед ним ответственность. Все это положительно повлияло на дальнейшее развитие Англии.

Классовая структура общества . В конце XVIII - начале XIX в. в Великобритании происходит бурное развитие промышленности, результатами которого стали исчезновение мелких ремесленных производств, появление индустриальных центров. Промышленный переворот породил и аграрную революцию. Мелкую аренду земли вытеснило крупное капиталистическое фер­мерство.

Итак, промышленный переворот и аграрная революция сущест­венно изменили классовую структуру общества. В деревне, по сути, существовали три класса: лендлорды, арендаторы и батраки. В го­роде сформировались класс промышленной буржуазии и класс про­летариев.

Политическая система в начале XIX в. К XIX в. в Англии сложилась довольно развитая политическая система. Изменения в классовой структуре общества отразились и на социальной базе основных политических партий - тори и вигов. Тори были парти­ей помещиков и финансовой буржуазии, носителями исторической традиции, консерватизма. Принимая новое, они стремились сохра­нить по возможности больше старого. Виги представляли интере­сы промышленной буржуазии. Борьба за власть между тори и ви­гами отражала борьбу за политическое господство между про­мышленной буржуазией, с одной стороны, и лендлордами, объединившимися с торгово-финансовой буржуазией, - с другой.

Борьба за избирательную реформу. После окончания наполе­оновских войн экономика Англии переживала временный спад. Экспорт товаров из Англии значительно уменьшился, а это приве­ло к сокращению их производства и к росту безработицы.

Кроме того, упали цены на хлеб и другие сельскохозяйствен­ные продукты. Лендлорды опасались, что ввоз хлеба из-за грани­цы еще больше снизит цены и приведет к падению земельной ренты. Стремясь обеспечить себе и впредь получение больших до­ходов, лендлорды настояли на принятии в 1815 г. парламентом хлебных законов, запрещавших ввоз хлеба в Англию, если цена на зерно в этой стране упадет ниже 80 шиллингов за квартер (четверть, равная 1,1012 дм 3). В дальнейшем парламент снизил предельную цену зерна до 66 шиллингов за квартер. Доступ хлеба в Англию из других стран оставался фактически закрытым. Про­мышленные и сельскохозяйственные рабочие стали бороться про­тив хлебных законов, надеясь, что их отмена приведет к удешев­лению хлеба. Английская промышленная буржуазия также враж­дебно относилась к этим законам, поскольку высокие цены на хлеб мешали дальнейшему снижению заработной платы рабо­чих и обогащали лендлордов, укрепляя тем самым их господство в парламенте.

Англия была охвачена народными волнениями, в которых участ­вовали рабочие, батраки, разоряющаяся мелкая буржуазия. В 1817 г. правительство временно приостановило действие Хабеас корпус акта и применило репрессии. Но когда в следующем году этот закон снова вошел в действие, народные волнения возобнови­лись.

Мелкая буржуазия и рабочие требовали демократизации полити­ческого строя и введения всеобщего избирательного права. Движение за избирательную реформу поддерживала и промышленная буржуазия.

Избирательная реформа 1832 г. и ее значение. В 20-е годы с появлением новых рынков сбыта в Южной Америке оживилась торговля и начался рост производства в ряде отраслей. Стала расти зарплата. Был проведен ряд реформ. В частности, в 1824 г. отменили закон, запрещавший союзы рабочих. В результате стали появляться тред-юнионы - объединения рабочих по их специаль­ностям для выработки общих условий труда, оказания помощи членам союза.С конца 20-х годов вновь начинается движение за избиратель­ную реформу. Первый удар по старой избирательной системе был нанесен в 1829 г., когда в парламент и к государственным долж­ностям были допущены католики. Следующий билль о парламент­ской реформе был подготовлен в 1830 г. вигами. Это был весьма умеренный проект, в котором главное внимание уделялось вопросу о перераспределении мест: лишь крупная и средняя буржуазия могла претендовать на места в парламенте. Однако тори назвали проект революционным и не пропустили его. Проведение рефор­мы стало возможным лишь благодаря активным действиям рабо­чих, которые вышли на улицу с оружием, готовые сражаться за избирательную реформу. Палате лордов пришлось уступить, и в июне 1832 г. Билль о реформе был утвержден.

Закон о парла­ментской реформе лишил 56 «гнилых местечек» права представи­тельства в парламенте, а 30 «гнилых местечек» могли впредь по­сылать в парламент по одному депутату вместо двух. Крупные промышленные города получили право парламентского представи­тельства. Таким образом, в результате реформы мандаты были пе­рераспределены.

Закон о реформе предоставил избирательное право мужчинам, достигшим 21 года, уплачивающим налог на бедных и имеющим недвижимость (в графствах - землю, в городах - строение), дающую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. В результате реформы право голоса получили земельные аренда­торы (до того времени лишенные избирательного права), имею­щие годовую ренту не менее 50 фунтов стерлингов. Установлен был и ценз оседлости - 6 месяцев.

В результате реформы число избирателей увеличилось до 652 тыс. Однако рабочие и мелкая буржуазия, так упорно боров­шиеся за избирательные права, не получили их. Не было ликвидировано неравенство избирательных округов, и сохранялось открытое голосование. Парламентская реформа 1832 г. обеспечила представи­тельство в парламенте промышленной буржуазии. Эта реформа яви­лась результатом компромисса землевладельческой аристократии и промышленной буржуазии.

Реформа 1832 г. была значительным событием в жизни Англии. Она покончила с феодальными традициями представительства и спо­собствовала превращению палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечила доступ промышленной буржуазии в парламент, включив, таким образом, ее в компромисс с аристократией.

Измене­ния в составе палаты общин позволили кабинету окончательно изба­виться от королевской зависимости, так как стоящая за спиной ко­роля аристократия не могла обеспечивать кабинету необходимое большинство в палате общин. В это время корона лишилась послед­них остатков власти, и королевская прерогатива была фактически передана кабинету. Произошло укрепление принципа ответственности правительства, выработанного в XVIII в.: министерская власть меха­нически переходит в руки той партии, которая располагает парла­ментским большинством. Уступая место лидерам нового большин­ства, кабинет занимает положение руководителя парламентской оп­позиции. В связи с понятием ответственного правительства в этот период сложился принцип, определяющий положение короны: ко­роль царствует, но не управляет. Это условное, неписаное правило является важнейшей основой английского парламентаризма.

Важным следствием реформы 1832 г. стало преобразование политических партий. Прежние названия партий потеряли смысл, и тори переименовались в партию консерваторов, виги - в пар­тию либералов. С течением времени либерализм и консерватизм превратились в мощные политические течения, ознаменовавшие целую полосу развития буржуазного общества и государства.

Чартистское движение. Реформа 1832 г. не удовлетворила тру­дящихся Великобритании, принимавших активное участие в борьбе за ее проведение. В 1836-1838 гг. экономика Англии вновь была потрясена кризисом перепроизводства, который вызвал новое ухуд­шение положения рабочих. Это послужило толчком к возникнове­нию в Англии политического рабочего движения - чартизма.

В 1836 г. в Лондоне была создана ассоциация рабочих, кото­рая выдвинула следующие требования: 1) всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года и проживших в данном приходе не менее 6 месяцев; 2) отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента; 3) равное представительство и уравнение избирательных округов; 4) ежегодные выборы в пар­ламент; 5) вознаграждение труда депутатов; 6) тайное голосова­ние. Эти требования были очень популярны среди рабочих, счи­тавших, что, завоевав всеобщее избирательное право, они смогут добиться коренного изменения условий их труда и жизни.

Кроме рабочих, за демократизацию политического строя вы­ступали и буржуазные либералы.

Участники движения решили предъявить парламенту свои тре­бования в виде петиции о народной хартии (чартер), что и дало название всему движению.

В 1838 г. чартисты выработали первую национальную петицию о народной хартии, содержавшую шесть требований, выдвинутых Лондонской ассоциацией рабочих. Палата общин отвергла эту пе­тицию, применив репрессии к участникам движения. Осенью 1839 г. начался временный спад чартистского движения.

Начало 40-х годов отмечено новым подъемом чартизма, сопро­вождавшимся усилением революционных настроений среди рабо­чих. В мае 1842 г. чартисты внесли в парламент вторую петицию о народной хартии, которую подписали 3,3 млн человек. Основу этой петиции составляли те же шесть требований, которые содер­жались в первой петиции о народной хартии. Английский парла­мент отверг и эту петицию.

В третий раз чартисты пытались штурмовать парламент в 1848 г. Они решили 10 апреля 1848 г. подать в парламент пети­цию и провести в тот же день в Лондоне в ее защиту массовую на­родную демонстрацию. Но правительство, призвав войска, сорвало проведение демонстрации. В июле 1848 г. парламент в очередной раз отверг петицию о народной хартии, а правительство перешло к массовым репрессиям против чартистов. Вскоре экономический подъем снял остроту многих социальных проблем, и чартистское движение сошло на нет.

Чартизм сыграл важную роль в истории Англии. Политические реформы последующих десятилетий были вызваны в известной мере борьбой рабочего класса.

Борьба за новую избирательную реформу . В 50-60-е годы XIX в. утвердилось политическое господство промышленной бур­жуазии в форме классического буржуазного парламентаризма. Па­лата общин к середине XIX в. оттеснила на второй план палату лордов и свела к минимуму политическое влияние королевской власти. Однако в результате реформы 1832 г. в парламент полу­чила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии, которая не была заинтересована в коренной ломке унаследован­ных еще от Средневековья законов и обычаев.

В конце 40-х годов XIX в. в партии консерваторов произошел раскол, что привело к ее упадку, и на длительное время у власти укрепились либералы. Эту партию возглавляли крупные государ­ственные деятели, которые умели своевременно идти на необходи­мые уступки широким слоям средней и мелкой буржуазии. Тем не менее они упорно сопротивлялись дальнейшему расширению изби­рательного права.

В борьбе за избирательную реформу объединились разнород­ные силы. Буржуазия, став мощной экономической силой, пришла к решению взять в свои руки всю полноту политической власти в стране, расширив рамки первой парламентской реформы.

С поражением чартистского движения рабочее движение в Ве­ликобритании на некоторое время потеряло самостоятельность и было направлено в русло легальной борьбы за чисто экономиче­ские требования. Тред-юнионы надеялись, что увеличение числа рабочих-избира­телей усилит их влияние на палату общин, которое обеспечит эф­фективность экономической борьбы с предпринимателями. При этом политические права рабочих не связывали с их досту­пом в парламент.

Обе партии, напуганные народным движением, понимая необ­ходимость проведения реформы, оспаривали друг у друга инициа­тиву ее осуществления. В конце концов был принят проект, пред­ложенный главой консервативного кабинета Б. Дизраэли, с по­правками, выдвинутыми радикальной частью либералов.

Избирательное реформа 1867. Реформа 1867 г. предусматрива­ла новое перераспределение депутатских мест: 11 «местечек» были совсем лишены права выбора депутатов в палату общин, а 35 «местечек» сохранили право выбора лишь одного депутата. Освободившиеся мандаты были переданы крупнейшим промыш­ленным городам и графствам.

Новый закон значительно изменил избирательное право жите­лей городов: оно предоставлялось всем владельцам или съемщи­кам домов, уплачивающим налог в пользу бедных, и квартирона­нимателям, уплачивающим в год не меньше 10 фунтов стерлингов арендной платы (при цензе оседлости один год).

Наиболее важным новшеством реформы была оговорка о том, что непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считается и тот, кто этот налог, как все многочисленные нанима­тели небольших квартир, вносит не сам, а через своего домовла­дельца, который до сих пор рассматривался как единственный на­логоплательщик. Благодаря этому в избирательные списки попада­ли не только домовладельцы, но и все их жильцы. Таким образом, избирательные списки расширились за счет мелкой буржуазии, ремесленников и рабочих.

В результате реформы 1867 г. общее число избирателей уве­личилось больше чем на миллион. Однако 2 / 3 мужского населения Англии (основная масса рабочих, не говоря о женщинах) по-прежнему были лишены избирательных прав. До 1872 г. со­хранялось открытое голосование. Сохранялось и старое, неравно­мерное распределение избирательных округов.

Реформа 1867 г. подвела итог тридцатилетнего пути развития английского конституционализма, который вел к росту реальной политической власти промышленного капитала.

Путем избирательных реформ произошло перераспределение власти внутри правящей элиты, и промышленная буржуазия при­шла к власти эволюционным путем, без каких-либо серьезных по­трясений. Либералы и консерваторы укрепили свои позиции и не допускали взрывоопасной ситуации.

Конец XIXвека.

Политические партии. Политическую систему Великобритании составляли две крупные партии - либералов и консерваторов, поочередно сменявшие друг друга у власти. Обе партии представ­ляли интересы имущих классов, и в их политике не было принци­пиальных отличий, но по своему классовому составу они различа­лись.

Либералы представляли интересы главным образом крупной буржуазии, пользовались поддержкой мелкой буржуазии и оказы­вали значительное влияние на верхушку рабочего класса.

До 80-х годов XIX в. консервативная партия уступала либера­лам по своей силе и влиянию. Она опиралась в основном на зе­мельных собственников, крупных фермеров и англиканскую цер­ковь.

Временем расцвета английского либерального государства можно назвать 70-е годы XIX в. Находясь у власти более 10 лет, либералы осуществили ряд реформ, стремясь привлечь на свою сторону голоса массового избирателя.

Конец XIX в. ознаменовался активизацией рабочего движения и ростом численности тред-юнионов за счет появления новых отрас­лей производства и соответственно новых слоев рабочих. Между тем действующее законодательство лишало союзы рабочих прав юриди­ческого лица и делало невозможной поддержку бастующих рабочих со стороны тред-юнионов. Однако после реформы 1867 г. борьба за голоса рабочих привела к признанию тред-юнионов. В 1871 г. либералы провели закон, разрешивший тред-юнионам являться в суд в лице своих представителей. В 1875 г. консервативный кабинет осуществил ряд уступок рабочим: был легализован коллективный до­говор и перестала быть уголовно наказуемой помощь как таковая бастующим со стороны тред-юнионов и их организаций.

В 1906 г. была образована лейбористская партия Великобрита­нии, которая, в сущности, представляла собой федерацию различных организаций: тред-юнионов, независимой рабочей партии, соци­ал-демократической федерации и др. Целью этой партии было про­ведение в парламент собственных депутатов. Решающее влияние в новой партии приобрели мелкая буржуазия и рабочая аристокра­тия. В 1906 г. лейбористы впервые завоевали 29 мест в парламенте. Первоначально лейбористы представляли лишь левое крыло либера­лов. Но впоследствии они образовали постоянную самостоятельную фракцию, конкурировавшую с либералами и консерваторами.

Избирательные реформы конца XIX в . В конце XIX в. был принят ряд законов, направленных на демократизацию изби­рательного права.

В 1872 г. либеральное правительство, стремясь покончить с весьма распространенной практикой подкупа избирателей, про­вело закон о тайном голосовании. Однако эта мера имела незна­чительный успех. Законом 1883 г., который ограничивал избира­тельные издержки и обязывал избирательных агентов к публичной отчетности, был установлен перечень избирательных преступлений и усилено наказание за них.

В 1884-1885 гг. была проведена третья избирательная рефор­ма, призванная исправить недостатки первых двух реформ, в част­ности устранить пестроту избирательных цензов.

Законом 1884 г. в городах отменялся имущественный ценз, а в графствах право голоса получили мелкие арендаторы на условиях, предъявляемых городским жителям реформой 1867 г. В результате этой реформы число избирателей было увеличено вдвое.

Закон 1885 г. произвел новое перераспределение мест: 105 «местечек», имевших менее 16 тыс. жителей, лишились са­мостоятельного представительства; города с населением менее 57 тыс. жителей получили по одному месту; более крупным горо­дам число мандатов было увеличено. Города и графства были раз­делены на округа (округ охватывал 50-54 тыс. жителей), выби­равшие по одному депутату.

Реформа 1884-1885 гг. не устранила многих существенных недостатков избирательной системы: сохранялась диспропорция между числом избирателей и количеством мандатов; лица, зани­мавшие в нескольких округах помещения, дающие право голоса, получали несколько голосов, тогда как значительная часть населе­ния не имела избирательных прав. Кроме того, был сложным по­рядок регистрации избирателей. Выборы происходили не в один день по всей стране. Депутаты не добивались вознаграждения. Сохранялась мажоритарная система выборов: если кандидаты не добивались абсолютного большинства, побеждал тот, кто получал относительное большинство.

Реформы местного управления и суда. Следующий этап ре­форм связан с партией консерваторов. В 1888 г. они провели ре­форму местного управления в графствах, распространив на них систему самоуправления, установленную в 1835 г. в городах. Соз­данным в графствах выборным советам была передана вся адми­нистративная власть. За мировыми судьями сохранились лишь су­дебные функции. В приходах с населением более 300 жителей также создавались выборные советы. В результате реформы мест­ное самоуправление перешло от аристократии к буржуазии.

Избирательное право: основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) «выбирали» мелкие города и деревеньки - местечки («гнилые» - старые, давно оставленные деревни; «карманные» - принадлежали крупным землевладельцам). Голосование открытое, избирателям заранее указывали, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание. В среднем, на одно местечко приходилось 12 избирателей и по 2 депутата. Город Лондон со своим полумиллионным населением (конец 18 века) посылал 4 депутатов. Между тем в Англии выросли новые города в связи с промышленной революцией 18 века. Города - средоточие буржуазии. Но именно города либо вовсе не избирали, либо избирали такое число депутатов, которое никак не соответствовало численности населения. Естественным следствием этого противоречия было требование избирательной реформы. Буржуазия не покушалась на палату лордов. Но нижнюю палату она хотела видеть буржуазной. В борьбе за реформу буржуазия обратилась к помощи рабочих. Она обещала им законы, которые дадут дешевый хлеб, и рабочие примкнули к борьбе (обещали отменить хлебные законы, запрещавшие ввоз дешевого хлеба из-за границы, чтобы лендлорды имели возможность продавать свой хлеб по высокой цене).

1816 год - массовая манифестация в пользу реформы; возникали разного рода рабочие союзы. Желая покончить с сопротивлением лордов, буржуазные организации обратились с призывом изымать вклады из банков. Лорды сдались.

1832 год - Акт о народном правительстве, предложенный правительством вигов, стал законом; ее основные моменты:

более 50 местечек - из тех, что «гнилые», - были вовсе лишены представительства в парламенте;

еще 30 местечек должны были удовольствоваться сокращением числа депутатов;

освободившиеся 143 места были отданы: 66 - «большим густо населенным и богатым городам», 65 - графствам, остальные - Шотландии, Ирландии, Уэллсу;

уменьшены расходы на избирательные кампании;

для внесения в списки избирателей нужно было проживать в течение ближайших 60 календарных месяцев или в самом месте или в пределах 7 миль от данного места.

Таким образом, править Англией уполномочивался собственник.

Реформа сделала необходимой борьбу, за голоса избирателей. Тори и виги быстро это поняли, и переименовали свои партии: тори - «консерваторы» («Мы не зарекаемся против реформ, но в принципе за то, чтобы все оставалось как прежде»), виги - «либералы» (поощряли прогресс).



19 век - упорная борьба за всеобщее избирательное право, ежегодный парламент, за то, чтобы депутатом мог сделаться всякий достойный рабочий человек. 1850 - 60 гг. в английском рабочем классе приобретает значение новый социальный элемент - рабочая аристократия (склонялась к компромиссу с правящими классами Англии на основе частичных уступок с их стороны). Борьба за этого нового избирателя побудила консерваторов и либералов к новой парламентской реформе. И та, и другая из партий хотели, чтобы реформа была результатом именно ее инициативы.

1867 год - Акт о народном правительстве распадался на две части:

новое распределение мест в парламенте: львиная доля мандатов, отнятых у «гнилых» местечек, досталась графствам (30 из 53). Крупные города по-прежнему посылали ничтожное число депутатов - 34 из 560;

избирательный цент: расширение ценза - право голоса получали не только те, кто уплачивал 10 фунтов стерлингов арендной платы. Если дом был обложен налогом в пользу бедных (а таких домов было много), право голоса получали все те наниматели небольших квартир, которые его вносили. До 1867 года они уплачивали налог через посредство домохозяина, и только он считался «налогоплательщиком». Реформа возводила в этот ранг всякого, кто уплачивал налог и тем самым расширяла круг избирателей.

1884 год - Акт о народном представительстве:

каждый мужчина (домовладелец и квартиронаниматель) имеет право голосовать, если помещение находится в графстве Англии и Шотландии или графстве и городах Ирландии;

каждый мужчина, владеющий в графстве или городе землей или помещением (с доходом не менее 10 фунтов стерлингов), может зарегистрироваться как избиратель и голосовать;



избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве.

1885 год - Акт о перераспределении мест: в графствах - введение избирательных округов, каждый из которых избирает одного члена парламента. По системе относительного большинства, если, например, при 1000 голосующих по трем кандидатам голоса разбивались так, что один получал 400, а два других по 300 голосов, избранным считался тот, за кого голосовало 400. То, что избранный не имел за собой большинства избирателей, не принималось во внимание. Считалось, однако, что депутат должен защищать интересы не только тех, кто его избрал, но и всего избирательного округа в целом.

Парламент избирался на 7 лет. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу, однако преобладающее положение перешло к буржуазии.

1871 год «Акт о тред-юнионах» - профессиональные союзы рабочих - тред-юнионы - добиваются легального существования (тред-юнион - такая временная или постоянная коалиция для регулирования отношений между рабочими и хозяевами, отношений рабочих между собой). 1875 год - профсоюзы склонили парламент к отмене тюремного заключения за нарушение договора найма. По старому закону («господин и служащий»), рабочий, оставивший место до срока, подвергался тюремному заключению на 3 месяца. Стала возможной агитация, направленная на повышение з/п; было отменено уголовное наказание за организацию забастовок; получает признание «свобода совести», то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; в той или иной степени признавалось свободное выражение мнения - свобода слова.

Отсутствие системы административных наказаний и штрафов - во всех случаях полиция обращалась за содействием к суду. Митинги не запрещались

ВОПРОС 39. Причины, характер, основные этапы Великой Французской буржуазной революции.

Францу́зская револю́ция (фр. Révolution française) - крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок, и Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Девиз - «Свобода, равенство, братство».

Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а её окончанием историки считают 9 ноября 1799 года (переворот 18 брюмера).

Причины революции:

1) феодальная собственность на землю;

2) обветшалый строй абсолютной монархии;

3) непосильные налоги, ограничения купли-продажи земли, бесчисленные внутренние таможни;

4) политическое бесправие средних слоев общества и третьего сословия (горожан) во главе с буржуазией;

5) мракобесие церкви.

В 1787-1789 гг. во Франции сложилась революционная ситуация:

1) в результате наплыва английских товаров, многие мануфактуры зарылись (промышленная революция в Англии);

2) среди подмастерьев и рабочих началась безработица;

3) неурожай 1788 г. вызвал дороговизну и недостаток продовольствия;

4) в городах начались волнения против безработицы и повышение цен на продовольствие;

5) в деревне возобновились выступления крестьян против феодальных повинностей;

6) не могла по-прежнему править и королевствовать власть. Ежегодный дефицит в королевской казне превысил 80 млн.ливров, а государственный долг достиг 4,5 млрд.ливров.

Повод к революции:

Для утверждения новых налогов король Людовик XVI созвал Генеральные штаты (300 - дворян, 300 - от духовенства и 600 - от третьего сословия) 5 мая 1789 г.

Дворяне, духовенство и король стояли за посословное голосование, надеясь этим подчинить себе деятельность Ген.штатов. Третье сословие отвергло этот принцип, и 17 июня провозгласили Ген.штаты Учредительным собранием.

Правительство собрало войска, для разгона собрания, но на борьбу с абсолютизмом поднялись народные массы.

Народное восстание 14 июля 1789 г. и его последствия: 13 июля в Париже началось восстание. Была образована буржуазная милиция, получившая затем название Национальной гвардии.

14 июля восставшие овладели последним оплотом абсолютизма - тюрьмой-крепостью Бастилией (преграждала путь восставшим из восточной части в центр города). Бастилия пала (14 июля - национальный праздник Франции).

После падения Бастилии по всей Франции прошла революционная волна. В стране началась аграрная революция. Владельцы имений бежали в города. Крестьяне вынудили Учредительное собрание провозгласить отмену феодального строя.

Но были отменены:

1) личные повинности крестьян;

2) барщина.

Но наследование земли подлежало выкупу. Таким образом, аграрный вопрос революции полностью не был решен.