Разница между специальностью и квалификацией. Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде

  • 01.10.2019

Недаром говорят, что труд облагораживает человека, особенно если работа приносит удовольствие и достаток. Материальная сторона профессии определяется такими понятиями, как специальность и квалификация. Чем они отличаются друг от друга и как определить разницу? Попробуем разобраться в этом вопросе, используя достоверную информацию.

Определение

Специальность – комплекс знаний, полученных в результате целенаправленной подготовки и подтверждённый соответствующим документом. Навыки и умения необходимы для того, чтобы успешно справляться с кругом обязанностей, исполняемых им.

Квалификация – уровень подготовки, присвоенный по результатам оценки независимой комиссией навыков специалиста и подтверждённый документально. Шкала мастерства представлена уровнями (разрядами), движение по которым происходит в вертикальном направлении.

Сравнение

Таким образом, специальность – это набор знаний, умений и навыков, а квалификация – уровень мастерства. Объём понятий существенно различается. Специальность – термин предельно широкий, куда входит и квалификация. У человека может быть несколько профессий, и в каждой из них – свой уровень мастерства.

Процесс их присвоения несколько отличается. Так, для получения специальности необходимо пройти обучение, а затем – сдать экзамен на практике. После того, как начинается профессиональная деятельность, можно говорить о наличии квалификации. Сначала это самый низкий уровень (разряд), а потом, по мере улучшения навыков, он начинает расти.

Подводя итог, отметим: специальность – это профессия, а квалификация – уровень мастерства. Как доказать, что соискатель действительно способен справиться с поставленными задачами? Подтвердить специальность можно дипломом, квалификацию – только практикой.

Выводы сайт

  1. Объём понятий. Специальность – понятие более широкое, в которое входит и уровень квалификации.
  2. Получение. Специальность присваивается лицу после того, как оно успешно прошло обучение и выдержало экзамены. Квалификация присваивается при получении профессии.
  3. Динамика. Специальность, полученная после обучения, остаётся навсегда. Уровень квалификации может меняться: как в лучшую, так и в худшую сторону.

Чтобы построить успешную карьеру, выпускники школы должны понимать, что в наше время никак не обойтись без высшего образования, которое поистине является путевкой во взрослую жизнь.

Овладение престижной профессией в высшем учебном заведении поможет в будущем найти престижную, интересную и высокооплачиваемую работу, а также реализовать свои планы и мечты.

В 2003 году Российская Федерация ратифицировала Болонскую конвенцию, согласно которой было создано Европейское пространство единого высшего образования. После этого диплом, полученный в любом российском ВУЗе, будет официально признан в каждой из 48 европейских стран, подписавших декларацию. Однако с вхождением в данное пространство возникла некоторая путаница в терминологии. Попробуем разобраться, что же означает квалификация по диплому.

Профессия и специальность

Итогом обучения является приобретение знаний и навыков в какой-то области приложения трудовых ресурсов. Понятие профессия включает в себя деятельность в следующих ситуациях:

  • некоторая сфера, в рамках которой вкладываются ресурсы, умения и квалификация человека;
  • совместная работа группы сотрудников, которые объединены определенными дополняющими друг друга функциями;
  • выполнение задач за вознаграждение;
  • общественный статус, приобретаемый в процессе выполнения работы.

Стоит понимать, что понятия квалификации по диплому и профессии – не совсем одно и то же. Профессия это практическое применение полученных ранее знаний, освоение какого-либо рода деятельности.

Квалификация по диплому же является уровнем полученных знаний, который необходим для их применения при работе.

Специальность – это более определенное понятие, она считается какой-то частью профессии. К примеру, при профессии юрист человек может иметь специальность адвоката, нотариуса, прокурора, судьи. То есть специальностью является узкое применение умений человека, какое-либо профильное использование его сил.

Квалификация

Само такое определение имеет несколько размытый смысл, так как ее приобретение может быть как теоретическим, так и практическим. Квалификация по диплому отображает уровень подготовки человека после окончания учебного заведение. И формулировка может отличаться от качества и степени подготовки, полученной в процессе обучения.

Ратификация Болонской конвенции привела к проведению реформ в российской системе образования, которая стала трехступенчатой. Выпускники теперь могут иметь один из трех уровней подготовки:

  1. Бакалавр (обучение не менее 4-х лет). Базовая форма подготовки студентов, которая является полноценной (а не урезанной, как бытует мнение). В дипломе в данном случае указывается, в какой отрасли получено образование бакалавра и по какому направлению. То есть квалификация по такому диплому совпадает со специальностью (например, «бакалавр экономики»).
  2. Специалист (обучение не менее 5 лет). По окончании специалитета, в дипломе пишется квалификация, например, «инженер» и специальность – «Электронная техника». В применении к образованию и общественным отношениям первое определение является более узким понятием.
  3. Магистр (обучение не менее 6 лет). По окончании бакалавриата можно получить диплом, окончить обучение и идти работать, а можно перейти в магистратуру и продолжить получение знаний. Впрочем, в дипломе магистра, как и у бакалавра, определение совпадет со специальностью.

Понятие квалификация в трудовых отношениях имеет совершенно другое значение, так как подразумевает приобретение опыта, повышение уровня знаний и умений. Таким образом, теоретические знания примеряются на практике, что отображается в осуществлении трудовой деятельности.

Лекция №1

Тема: Общее представление о профессии. Классификация профессий

1. Понятие профессия, специальность.

2. Классификация профессий

3. Психолого-педагогическая деятельность: сущность, содержание и особенности

Понятие профессия, специальность, квалификация

В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологий, историей, культурологией, педагогикой ит.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека- быть активным. Если обратиться к философскому словарю, то там данное понятие трактуется следующим образом: «деятельность- специфически человеческая форма активного взаимодействия с окружающим миром».

Как отмечал философ Б.Ф.Ломов, «деятельность является многомерной», поэтому существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки, отражающие разнообразные стороны этого феномена. Выделяют деятельность духовную и практическую, репродуктивную(исполнительскую) и творческую, индивидуальную и коллективную и т.д.

Выделяют также разнообразные виды профессиональной деятельности (научная, педагогическая и т.д.)

Профессиональная деятельность - род труда, следствие его диф­ференциации. Профессиональная деятельность имеет обществен­ный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в отношениях как:

*заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;

*организатор условий такой деятельности;

*источник ее материального финансирования;

*регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;

*эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;

*источник формирования социального отношения к профессии значимость, престиж и т.п.).

Все эти функции могут выполняться государственными институтами (например, в случае работы педагога-психолога в государственной общеобразовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.). Однако, да­же при передаче функций организации частным лицам, органы государственного управлении осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются КЗОТом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОСТ).

С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.


С точки зрения конкретного человека профессия -это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А.. Марковой, профессия – это приложения физических и духовных cил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессио­нально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профес­сионала и степень успешности его профессиональной деятельности.

Признаки профессии:

1. род деятельности и система выполненных человеком трудовых функций,

2. социально признанный и юридически фиксированный трудовой пост,

3. наличие определенной системы профессиональной подготовки,

4. наличие определенной квалификации и опыт специалиста,

5. общность людей, занятых определенным родом деятельности.

Специальность - определенный вид занятий в рамках данной профессии.

Для нее характерно:

1. знания, умения, навыки. Поэтому для нее учатся, получают знания

2. необходим для общества

3. взамен труда получает человек определенные средства

Например, профессия- токарь. Специальность в рамках данной профессии- токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик.

Профессия- учитель. Специальность- учитель иностранного языка, учитель- математик.

Существует несколько оснований дифференциации педагогических специальностей, объединенных в профессиональную группу «образование».

1. в зависимости от возрастного периода развития личности, с которой работает педагог, обуславливается специфика его взаимодействия с ней (воспитатель дошкольного учреждения; учитель: начальной школы, основной школы, старших классов, преподаватель вуза и т.д.)

2. на основе предметных областей знаний, которые выступают в качестве средства взаимодействия (учитель истории, музыки и т.д.)

3. на основе особенностей психофизиологического и социального развития личности, с которой взаимодействует педагог (педагог- дефектолог: логопед-педагог, оказывающий помощь детям с нарушениями речи; сурдопедагог - педагог, за­нимающийся образованием детей с нарушениями слуха; тифло­педагог - учитель, обучающий слабовидящих детей, и т.д.);

4. группы специалистов, работающих в разных типах образова­тельных учреждений (педагог системы общего образования, или профессионального образования, или дополнительного образования и т.д.).

К числу специалистов-педагогов, профессионально занимающихся педагогической деятельностью, сегодня также можно от­нести: педагога-психолога, социального педагога, гувернера, во­спитателя детского дома, организатора досуга детей, воспитателя группы продленного дня, вожатого и т. д. постоянное расшире­ние спектра педагогических специальностей связано, с одной стороны, с дифференциацией науки и производства, а с дру­гой с повышением роли воспитания и образования во всех областях жизнедеятельности современного человека (например, появление специальностей «учитель безопасности жизнедеятель­ности», «учитель мировой и художественной культуры», «учи­тель информатики», «учитель технологии и предпринимательства» и т.д.).

Характерной особенностью современного этапа развития педагогического образования является не только дифференциация специальностей, но и их интеграция: стремление преодолеть уз­кую специализацию учителя и предоставить ему возможность при­обрести одновременно несколько специальностей, например: учи­теля физики и иностранного языка, учителя химии, биологии и педагога-психолога; учителя русского языка, литературы и миро­вой художественной культуры; учителя истории и граждановеде­ния; учителя экономики и права и т.д. Это не только вызвано потребностями общества (изменениями в содержании образова­ния и появлением новых предметов), но и обеспечивает полную занятость (нагрузку) учителя, предоставляет ему возможность ре­ализовать свой творческий потенциал или самоопределиться в одной из специальностей.

На основе полученной специальности работнику присваивается та или на квалификация. Например, квалификация бакалавра (при 4- летнем обучении), магистра или дипломированного специалиста.

В англоязычной среде различают понятия «профессия» (profession) и «занятие» (occupation). Термин профессия применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды профессиональной деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками помимо профессиональной компетентности являются также социально-профессиональная компетентность, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей.

Специальность – это комплекс приобретенных специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии, путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы. Т.о., специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Например: профессия - врач, специальности – терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия – слесарь, специальности – сантехник, электрослесарь, слесарь- инструментальщик и др.

Специализация – еще большая детализация специальности.

Например: профессия – психолог; специальность – возрастной психолог; специализация – возрастной психолог, работающий с пожилыми людьми.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Выделяют два основных вида:

Формальная (отражается в званиях, тарифных разрядах и т.д.)

Реальная (как на самом деле работает человек)

Часто обнаруживается несоответствие между формальной и реальной квалификацией, что порождает производственные конфликты.

В последние годы существенно обогатилось понятие «квалификация». Помимо знаний, умений и навыков по конкретной специальности в квалификацию работника включаются профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.

К профессионально важным качествам относятся: ответственность, надежность, коммуникативность, способность к сотрудничеству, креативность, способность к самостоятельному принятию решений и др. Продуктивное выполнение конкретной профессиональной деятельности требует, как правило, реализации 5-7 профессионально важных качеств.

Должность – обычно употребляют в 2-х смыслах:

Должность как разновидность руководящей работы

Должность – любая официально фиксируемая работа.

Например: директор школы – и должность и профессия (менеджер в системе образования); учитель химии – и должность (есть должностная инструкция), и специальность, и профессия.

Трудовой пост – это не конкретное место. Есть составляющие трудового поста (структура хорошей должностной инструкции):

Фиксированная цель труда;

Фиксированный результат труда;

Фиксированные условия труда;

Фиксированный предмет труда;

Фиксированные средства труда;

Фиксированные обязанности (зона ответственности);

Фиксированные права работника.

Это все психологическое понимание. А есть бюрократическое понимание. Что, по сути, неграмотно, но никто не хочет бороться с бюрократией.

Например: Факультет психологии МГУ, при выдаче дипломов пишут: специальность – психология; квалификация – преподаватель психологии.

Вопрос 3 Динамика мира профессий .

Разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других древних государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции и последующий технический прогресс привел к значительному увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г были приведены характеристики 21741 профессии и около 40000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г было занесено 9333 профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник в нашей стране объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают ситуацию, сложившуюся ко времени их составления, но на момент выхода в свет уже нуждаются в корректировке, т.к. мир профессий весьма динамичен.

Назрела необходимость пересмотра устоявшихся названий профессий, содержание труда которых существенно расширилось (уборщица – «оператор уборочных машин» или «техник по интерьеру»; проводник пассажирского вагона; делопроизводитель)

Имеется группа «вымирающих» профессий, которые еще долго будут существовать на небольших кустарных предприятиях; названия этих профессий отражают ремесленные формы труда, его цеховое разделение – старатель, скорняк, шорник. Эти профессии можно объединить в группы ремесленных видов труда, профессии народных промыслов.

В последние десятилетия кардинально обновились техника и технология производства:

Интеллектуализация труда и производства в целом за счет интеграции науки, техники и производства;

Усложнение техники и технологии за счет наукоемких технических систем: электроники, пневмотехники, хромотроники и др.;

Развитие технико-технологического базиса современного производства и перемена труда, что ведет к стиранию граней профессий и становлению интегративных способов деятельности, выходящих за рамки одной профессии;

Универсализация технических устройств на базе новейших технологий, повышающих многопрофильность и многоцелевую совместимость орудий труда.

Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности, возникает необходимость во введении названий новых профессий и определение их характеристик, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.д. Номенклатура новых профессий складывается стихийно, они с большим опозданием попадают в официальные справочники – менеджер, промоутер, супервайзер, мерчендайзер и т.д.

Преодоление перечисленных недостатков в мире профессий возможно при наличии специалистов – конструкторов профессий – они могли бы решать задачи по проектированию новых профессий, определению назначения и содержания труда, требований к образованию, уровню квалификации, условий труда и противопоказаний, конструирование профессиограмм, квалификационных характеристик, должностных обязанностей.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «трудовой пост»?

2. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий: «профессия», «специальность», «квалификация».


Похожая информация.


Высшее образование представляет собой пусть и не главный, но существенный фактор в профессиональной реализации и построении успешной карьеры. После того как Россия в 2003 году приняла Болонскую конвенцию, возникли трудности в определении понятий, которые объединяет диплом о высшем образовании. Разобраться в важных вопросах поможет эта статья.

Профессия

Этот термин происходит от латинского слова professio, что означает «официально указанное занятие». Название профессии напрямую связано со следующими фактами:

  • что представляет собой работа;
  • какие выполняются функции;
  • какие используются средства труда.

Профессией человека называют деятельность, выполняемую в следующих социальных ситуациях:

1) определённая узкая область, в которую вложены трудовые ресурсы человека;

2) общее занятие группы людей, объединённых общественно-полезными трудовыми функциями;

3) выполнение человеком трудовых функций в определённой области на основе его высокого уровня компетентности;

4) профессиональная реализация чьих-либо трудовых функций;

5) полезная деятельность, совершаемая за вознаграждение;

6) социальный и общественный статус человека, полученный в ходе занятий определенной деятельностью.

Также нужно понимать, что профессия и квалификация по диплому - это не всегда одно и то же. Первое из понятий напрямую связано с практическим освоением какой-либо трудовой деятельности.

Специальность

Это понятие также латинского происхождения: species означает «род» или «вид». Специальность является составной частью профессии. Например, профессия врача состоит из следующих специальностей: педиатр, хирург, окулист, анестезиолог, акушер и т.п. Профессия юриста включает такие специальности, как следователь, адвокат, прокурор, нотариус, судья и т.п.

Иными словами, специальностью можно назвать узкопрофильную область приложения трудовых сил и профессиональных умений человека.

Квалификация

А вот это понятие сложно назвать однозначным. Применительно к сфере работы и карьеры можно выделить два его основных определения.

Квалификация в сфере трудовых отношений - это уровень владения теоретическими знаниями, а также практическими умениями и навыками, благодаря которым человек успешно осуществляет свою трудовую деятельность. Чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваша квалификация и, как правило, заработная плата. Соответствие профессиональным требованиям выражается в различных уровнях: классах, разрядах, званиях, категориях и т.п. Например, токарь третьего разряда, учитель высшей категории.

Квалификация по диплому - это наименование, выражающее уровень подготовки выпускника высшего или среднего специального учебного заведения. Но как будет формулироваться название квалификации в каждом конкретном случае, зависит от того, какой уровень профессионального образования был получен.

Специалист, бакалавр, магистр

После ратифицирования Болонской конвенции, позволяющей считать дипломы стран-участниц действительными за рубежом, в России были приняты новые стандарты высшего образования. Теперь оно осуществляется по трём системам:

  • специалитет (не менее 5 лет обучения);
  • бакалавриат (не менее 4 лет обучения);
  • магистратура (не менее 6 лет обучения).

В первом случае выпускник вуза будет называться дипломированным специалистом по выбранному профилю. Например, квалификация по диплому «Юрист», а специальность - «Юриспруденция». В данном случае квалификация обозначает, кем является выпускник в профессиональном плане, а специальность - в какой области общественных отношений. При этом первое понятие более узкое, чем второе, если их рассматривать применительно к образованию.

Что такое бакалавриат? Вопреки распространённому мнению, это не «сокращённое», а полноценное высшее образование. Оно является базовым, и по прохождении его курса можно устроиться на работу. В этом случае в вашем дипломе будет написано, что вы - бакалавр определённой отрасли (например, экономики) по соответствующему направлению (в данном случае - «Экономика»).

А можно продолжить обучение, перейдя на вторую ступень и начав академическую карьеру. Этот уровень высшего образования называется магистратурой, срок обучения составит 6 лет, после чего выпускник получит научную степень «Магистр».

Определяем, какая квалификация и специальность по диплому

Таким образом, применительно к высшему образованию, квалификация по диплому - это статус выпускника в системе профессионального образования. И если речь о специалитете, то квалификация перекликается с названием специальности: юриспруденция - юрист, экономика - экономист, педагогика - педагог и т.д. Но если человек учился по системе бакалавриат или магистратура, то в дипломе название его квалификации совпадает с присвоенной научной степенью. А диплом о высшем образовании будет содержать формулировку: «Бакалавр (магистр) юриспруденции (экономики, педагогики, лингвистики и т.п.) по направлению «Юриспруденция» и т.д.

Квалификация по диплому - это важная вещь, которую необходимо знать и понимать, поскольку она важна для заполнения документов и правильного позиционирования себя в прочих официальных ситуациях.