Заседание кадровой комиссии при президенте рф. О комиссии при президенте российской федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов

  • 26.07.2019

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов


Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 1389 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, 01.12.2003) (изменения вступили в силу с 1 июля 2003 года);
Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2004 года N 988 (Российская газета, N 164, 03.08.2004);
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 года N 736 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 28, 11.07.2005);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 8, 19.02.2007);
Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года N 59 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 18.01.2010);
Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2013 года N 85 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.02.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.07.2014) (вступил в силу с 6 августа 2014 года).
Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 794 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2014, N 0001201412190035);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.10.2018, N 0001201810290003).
____________________________________________________________________

В целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей федеральных судов

постановляю:

1. Образовать Комиссию при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.

2. Утвердить прилагаемые Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов и ее состав.

____________________________________________________________________

Пункт 2 утратил силу в части, касающейся утверждения состава Комиссии - Указ Президента Российской Федерации от 29 июля 2004 года N 988 .

____________________________________________________________________

3. Признать утратившими силу:

распоряжение Президента Российской Федерации от 7 февраля 1994 г. N 64-рп (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 557);

распоряжение Президента Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 400-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 14, ст. 1625);

распоряжение Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. N 111-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 11, ст. 985);

распоряжение Президента Российской Федерации от 19 октября 1995 г. N 467-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 43, ст. 4054);

распоряжение Президента Российской Федерации от 18 октября 1997 г. N 433-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4964);

распоряжение Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 262-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 32, ст. 4081);

распоряжение Президента Российской Федерации от 11 октября 1999 г. N 380-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5026).

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов

I. Общие положения

1. Комиссия при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов (далее именуется - Комиссия) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации по обеспечению реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей федеральных судов.

2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Положение о Комиссии утверждается Президентом Российской Федерации.

II. Основные задачи и функции Комиссии

3. Основными задачами Комиссии являются:

подготовка с учетом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах рекомендаций Президенту Российской Федерации по представлению в соответствии со и 128 Конституции Российской Федерации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, в том числе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
с 6 августа 2014 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 года N 529 .

подготовка с учетом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах рекомендаций Президенту Российской Федерации по назначению на должности судей, в том числе председателей и заместителей председателей, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов;
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2018 года N 615 .

подготовка Президенту Российской Федерации предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, касающегося процедуры подбора кандидатов на должности судей федеральных судов и порядка наделения полномочиями судей федеральных судов;

подготовка Президенту Российской Федерации предложений, направленных на совершенствование единой государственной политики в области подбора кадров на должности судей федеральных судов.

4. Основными функциями Комиссии являются:

рассмотрение внесенных в установленном порядке с учетом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах материалов по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей, в том числе председателей и заместителей председателей, Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, а также иных материалов, связанных с подбором кандидатов на должности судей федеральных судов, и подготовка по указанным материалам предложений Президенту Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2018 года N 615 .

участие в подготовке проектов федеральных законов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации, касающихся процедуры подбора кандидатов на должности судей федеральных судов и порядка наделения полномочиями судей федеральных судов;

подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту Российской Федерации.

III. Порядок работы и обеспечение деятельности Комиссии

5. Комиссия в целях решения своих основных задач имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также от организаций и должностных лиц, в том числе от полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

5_1. Материалы по кандидатурам на должности судей, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящего Положения, за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, рассматриваются Комиссией в течение двух месяцев со дня их внесения в установленном порядке.
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 года N 529 .

В случае если Комиссия не получила необходимые материалы, запрошенные в установленном порядке в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, она вправе отложить рассмотрение материалов по кандидатуре на должность судьи федерального суда, но не более чем на один месяц.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 2007 года N 158)

5_2. Предложения о представлении Президентом Российской Федерации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, в том числе первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, а также предложения по назначению на должности судей, в том числе председателей и заместителей председателей, других федеральных судов направляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца со дня заседания Комиссии, на котором были рассмотрены материалы по кандидатурам на должности судей, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящего Положения.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 2007 года N 158 ; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 года N 529 .

6. Организационно-техническое обеспечение работы Комиссии осуществляет Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров (пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 года N 736 ; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года N 59 .

7. Состав Комиссии утверждается Президентом Российской Федерации.

8. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 794 ..

9. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее состава.

10. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Отсутствующий по уважительной причине член Комиссии до начала заседания может письменно проинформировать секретаря Комиссии о своем мнении по вопросам повестки дня заседания. Эта информация оглашается на заседании Комиссии и приобщается к материалам заседания.

11. Решения Комиссии оформляются протоколом, а также заключением по каждому вопросу повестки дня заседания и подписываются председательствующим на заседании и секретарем Комиссии. Особые мнения членов Комиссии оформляются в письменном виде, заносятся в протокол и прилагаются к заключению.

Состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов

(с изменениями на 25 ноября 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 2004 года N 988 . -

См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Комитет гражданских инициатив Кудрина совместно с экспертами предложили лишить права выбирать судей кадровую комиссию при президенте. Это поможет повысить независимость судов и обновить кадровый состав, считают эксперты

Председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Комитет гражданских инициатив (КГИ) бывшего вице-премьера Алексея Кудрина, юридическая компания «Пепеляев Групп» и Институт проблем правоприменения подготовили исследование о проблемах судебной системы и путях ее реформирования. Исследование (есть в распоряжении РБК) основано на опросе 255 экспертов, в том числе участников VI Петербургского международного юридического форума. Еще часть респондентов отвечали на вопросы на официальных сайтах организаций и на сайте экспертного совета при правительстве.

Силовая комиссия

Более 80% респондентов назвали главной проблемой зависимость судей от председателей судов и от органов власти.

Причина этого кроется в самой системе назначения судей, согласились опрошенные эксперты. Сейчас все претенденты на должность судьи или председателя суда сначала проходят отбор в квалификационной коллегии судей. В случае положительного заключения коллегии их данные передаются в кадровую комиссию при президенте, которая может либо отклонить их кандидатуру, либо представить ее для назначения президенту. При слиянии Верховного суда и Высшего арбитражного суда в 2014 году многие судьи из арбитражной системы и судов областного звена не прошли отбор именно в кадровой комиссии при президенте.

Роль кадровой комиссии в таком назначении непрозрачна, делают вывод авторы исследования. Существующий порядок «позволяет исполнительной власти оказывать существенное влияние на судебную власть через механизм переназначения председателей и заместителей председателей судов, назначения действующих судей на вышестоящие должности», — пишет один из авторов доклада Кирилл Титаев.

Для исправления ситуации необходимо запретить кадровой комиссии при президенте выбирать судей, сочли более половины опрошенных экспертов.

Такие же кадровые проблемы обозначались и в концепции судебной реформы 1991 года, вспоминает судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин. По его словам, в кадровую комиссию при президенте преимущественно входят представители силовых ведомств. «Они ведут целенаправленный отбор послушных судей, которые будут выносить удобные решения», — говорит судья в отставке.

Полностью упразднять кадровую комиссию не стоит, нужно лишь изменить ее состав — ввести в нее правозащитников и адвокатов, полагает Пашин. Сейчас руководителем комиссии является председатель ВС Вячеслав Лебедев. Она состоит из 15 человек, среди которых советники и помощники президента, замгенпрокурора Виктор Гринь, замминистра МВД Михаил Ваничкин и первый замдиректора ФСБ Сергей Смирнов, а также председатель Совета по правам человека Михаил Федотов и член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена.

Источник РБК в судебном сообществе считает, что кадровая комиссия в последнее время действительно ужесточила требования к судьям. «Некорректно говорить, что именно в этом кроется корень зла», — считает собеседник РБК. Многие кандидаты не получают рекомендацию по объективным причинам, которые вскрываются как раз после проверок кадровой комиссии. При этом недовольство работой кадровой комиссии есть и в судебном сообществе, говорит он.

Ограничить срок

Зависимость судей — не единственная проблема, которую отметили респонденты. 83% опрошенных считают, что судьи сильно загружены работой. Для их разгрузки необходимо увеличить штат судей и работников аппаратов, предложили более половины респондентов.

Более 73% респондентов согласились с предложением ограничить полномочия председателей одним сроком длительностью три года. А более половины опрошенных сочли, что перед назначением на должность судьи должны получить опыт работы за пределами судебной системы. В последние годы, по данным авторов исследования, судейский корпус почти полностью пополнялся из сотрудников аппаратов судов и бывших работников прокуратуры. Еще 70% опрошенных назвали недостатком системы «предсказуемость судебного процесса».

«Мы не знакомы с результатами данного исследования и в этой связи не можем объективно оценить его фундаментальность», — сообщил РБК руководитель пресс-службы Верховного суда Павел Одинцов.

Получить хоть сколько-то объективный результат, не опрашивая действующих специалистов из судебной сферы, достаточно сложно, особенно когда речь идет о такой категории, как «качественные исследования», обратил внимание Одинцов. «Если взять экспертное интервью у проигравшего арбитражный процесс адвоката или группы адвокатов, экс-судьи, отправленного в отставку из-за служебного несоответствия, следователя, дело которого развалилось при рассмотрении в суде, вряд ли оценка будет объективной. Если изначально настаивать на том, что судьи зависят от председателей, а секретари судебных заседаний на всю жизнь ангажированы и профессионально деформированы, результат исследования тоже будет предсказуемым. Одним словом, при составлении технического задания исследования крайне важно понимать, какова мотивация и целеполагание исследователей», — сказал Одинцов.

Пересмотреть процесс подбора судей с упором на независимость судебной власти рекомендуют России эксперты Группы государств против коррупции (ГРЕКО). После посещения нашей страны зарубежными аналитиками был подготовлен оценочный доклад, более 30 страниц которого посвящены антикоррупционным требованиям к российскому судейскому сообществу. О реализации этих предложений РФ должна будет информировать секретариат организации до апреля 2019 года. Надо сказать, что российские власти всегда серьезно относились к рекомендациям ГРЕКО и старались их выполнять (о рекомендациях в отношении прокурорских работников читайте на сайт ).

О судейской честности

По мнению группы экспертов ГРЕКО (ГЭГ), в рамках общего процесса отбора судей ККС честность все-таки «принимается во внимание». Этому, в частности, способствует психологическая оценка претендентов. Тем не менее ГЭГ считает, что, несмотря на определенную процедуру для таких оценок, объективных критериев, определяющих качества честности и этического поведения, которые ожидаются от кандидатов, «не существует».

Авторы доклада приняли во внимание мнение общественности относительно уровня коррупции в судебных органах, а также регулярное возбуждение дел против судей, вовлеченных в различные противозаконные схемы. Поэтому они отмечают важность выбора не только кандидатов с высокой квалификацией, но и тех, «чья честность означает, что они защищены от внешнего давления, конфликтов интересов и т. д.». Рекомендация ГРЕКО такова: определить объективные критерии, которыми следует руководствоваться при применении требований к честности в процессе отбора, назначения и продвижения судей, и непременно сделать их доступными для общественности.

Пагубное влияние председателей судов

Председатели судов, отмечает ГЭГ, «играют значительную роль» в процессе отбора кандидатов. И хотя их участие в алгоритме назначения в определенный момент названо «разумным», сам способ вовлечения должен быть четко указан в соответствующих нормативных правовых актах. Это необходимо для предотвращения «какого-либо неофициального влияния на результат процесса со стороны председателей судов».

Фигуры подобного масштаба, сетуют аналитики, не только имеют «некоторую степень влияния» на предложенного для назначения кандидата - вновь назначенный судья, скорее всего, «будет перед ними в долгу». Эксперты обеспокоены отсутствием четких подробных положений закона о роли председателей судов в процессе отбора судей (а также в общем о карьере судей, попадающих в их подчинение) и об их потенциальном пагубном влиянии на прозрачность данных процедур.

Третьей власти не хватает независимости от Кремля…

Рассматривая работу кадровой судейской комиссии при президенте, ГЭГ прямо указывает: их российские собеседники «ясно дали понять», что роль главы государства в назначении судей «является не просто церемониальной, а фактически решающей».

Группа экспертов считает, что полномочия исполнительной власти в рамках процедуры отбора вплоть до окончательного назначения судей таковы, что «потенциально могут оказать отрицательное влияние на независимость судей». В связи с этим ГРЕКО рекомендует пересмотреть процесс подбора служителей Фемиды так, чтобы лучшим образом сохранить разделение властей и независимость судебной власти от исполнительной. Вместе с тем нужно «значительно усилить» роль именно судебной власти в процессе отбора кандидатов на должности судей, которые затем будут назначаться президентом.

…а мировым судьям - пожизненных сроков

В докладе подчеркивается: мировые судьи являются единственными судьями, которые не имеют права на пожизненное пребывание в должности в Российской Федерации. ГЭГ опасается, что такая система приводит к возникновению рисков, особенно при коротких сроках нахождения в должности, так как создает возможности «для ненадлежащего давления» на мировых судей, которые желают повторного назначения. В свою очередь это приводит к «искажению процесса принятия решений».

Экспертная группа придерживается мнения о том, что гарантия независимости мировых судей и отсутствия внешнего влияния на них возможна лишь в случае предоставления судьям неопределенных сроков полномочий. Безопасность нахождения в должности и принцип несменяемости названы в документе «ключевыми элементами независимости судей». ГРЕКО рекомендует российским властям «искать пути повышения стабильности» срока пребывания в должности мировых судей.

Долой браки с адвокатами!

Как отмечают аналитики ГРЕКО, в 2016 году IX Всероссийский съезд судей принял тревожащее : исключить три положения, связанные с беспристрастностью судей, из Кодекса судейской этики. Они требовали от судей избегать ситуаций, когда близкие родственники заинтересованы в разбирательстве, а также когда личные отношения со сторонами разбирательства могут вызвать подозрения или создать впечатление отсутствия беспристрастности. Судьи также были обязаны воздерживаться от действий, которые могут привести к конфликту интересов.

ГЭГ считает, что эти положения представляют собой важные гарантии беспристрастности судей. Эксперты напоминают о принципе, согласно которому правосудие должно не только осуществляться, но и «быть видимым в действии». В том, что указанные положения закреплены как в законодательстве, так и в КСЭ (не имеющем приоритета над кодифицированными правилами отвода судей), «противоречия нет». ГРЕКО рекомендует возвратить в кодекс все исключенные из него положения, связанные с беспристрастностью и честностью судей.

У судей слишком много иммунитета

ГЭГ обеспокоена и тем, что помимо иммунитета, связанного с непосредственным исполнением судебных обязанностей, судьи также пользуются другой формой неприкосновенности. Речь идет о том, что до начала любого уголовного расследования в их отношении, а также судебного преследования требуется согласие ККС. Это, по мнению аналитиков, «выходит за рамки строго функционального иммунитета, связанного с отправлением правосудия».

Авторы доклада убеждены: действующее законодательство «необоснованно является слишком широким». Процедура получения согласия квалифколлегии «неизбежно продолжительна» по времени и может препятствовать проведению расследований коррупционных правонарушений. ГРЕКО считает, что преступления, не связанные с отправлением правосудия, должны подвергаться расследованию и судебному преследованию без необходимости конкретного согласия со стороны судебных органов в качестве основного правила. Иммунитет судей должен быть ограничен деятельностью, связанной с их участием в отправлении правосудия, причем «в максимально возможной степени».

Российская судебная власть зависит от исполнительной. К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, которые опросили более 200 юристов и правоведов. По их мнению, зависимость судебной власти от исполнительной проявляется в процедуре назначения судей. После одобрения судейскими коллегиями их кандидатуры должна утвердить кадровая комиссия при президенте. Как отмечают эксперты, именно на этом этапе происходит отбор лояльных судей. Чтобы исключить это давление, нужно запретить президентской комиссии отсеивать кандидатов, считает большинство опрошенных экспертов. Исполнительный директор благотворительного фонда «Русь сидящая» Ольга Романова ответила на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Юрия Абросимова.


— Действительно ли участие президентской комиссии в процессе — это проблема, и нужно ли запретить комиссии выбирать судей? Или достаточно изменить ее состав? Ведь у президентской комиссии больше инструментов для проверки судей.

— Здесь я совершенно согласна с выводами экспертов Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. Эта организация занимается достаточно успешно и много подготовкой и изучением концепции реформирования сложных систем, таких как судебная система, как полиция — есть «Открытая полиция», большой проект. Сейчас они изучают реформирование ФСИН.

Конечно, один из краеугольных камней, из-за чего наша судебная система страдает зависимостью — конечно, президентская комиссия. Она не так давно существует, потому что это первое, что сделал Дмитрий Казак, когда приехал из Питера и занялся судебной реформой. До этого никакой президентской комиссии не было. Тогда ее возглавил выходец из ФСБ господин Каланда, и, собственно, до сих пор все и осталось в этих руках. Ни один федеральный судья не может быть назначен на свою должность, не проходя эту комиссию. Конечно, зависимость от президента здесь очень велика, от чиновников президентской администрации и вообще представителей власти, безусловно: они могут в следующий раз не утвердить.

— Среди предложенных мер, как поправить эту ситуацию, указывается, что в 2000 году среди судей были выходцы из различных государственных и даже негосударственных органов. А вот в 2014 судейский корпус был сформирован только из бывших судейских аппаратчиков и прокурорских работников. Эксперты говорят, что хорошо бы сделать так: например, увеличить минимум до 10 лет юридический стаж для тех, кто претендует на должность судьи, и претендент обязательно должен иметь опыт работы юристом организации или адвокатом. Такие меры насколько могут быть эффективными?

— Это очень эффективные меры. Есть несколько предложений по поводу реформирования кадровой, прежде всего, судебной системы. Действительно, сейчас в судьи идут не лучшие из лучших. В судьи идут люди, которых можно назвать — даже в свое время называли Молотова — «железная задница», «каменная задница». Те, кто высидел это дело, а не те, кто добился своим трудом. Поэтому, конечно, абсолютно необходимо изменить именно кадровый подход. Есть предложение, что нужен имущественный ценз. Люди, которые заплатили, условно говоря, 2 млн руб. налогов за последние пять лет, то есть люди, которые не нуждаются в серьезном улучшении своей материальной базы. Конечно, всегда, во всех предложениях по реформированию есть кадрово-важная линия, что люди должны проработать адвокатами или корпоративными юристами в «Газпроме», в ЛУКОЙЛе, где угодно. И должны пройти другой путь — грызть с другой стороны, а не поступить работать секретарем суда после школы и своей безропотностью, кротостью добиться места судьи. Это очень большая проблема, это действительно так.

— Такой специфический момент, как зависимость рядовых судей от председателей судов. Как говорится, одно дело, когда суд удаляется на совещание, другое дело — и мы знаем, такие вещи происходят, — когда председатель удаляется, потом возвращается и происходит довольно странно потом событие. В принципе, здесь предлагается выбирать председателя, во-первых, на общем собрании суда и ограничить полномочия председателя одним сроком длительностью три года. Как вам эта мера?

— Вы знаете, эта мера хороша. Более того, если бы это еще касалось бы ВАС, судов Совета федерации, это было бы блистательно. Обратите внимание, главная новость последних дней — предложение председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой рассматривать некоторые категории уголовных дел вообще без присутствия подсудимого. Тогда как, в общем, главная задача любого суда — обеспечить, прежде всего, равенство сторон. А здесь председатель суда это заявляет, и кроме юридического адвокатского сообщества его никто даже не одернет. Человек призывает к нарушению Конституции, к прямому нарушению Конституции, которая гарантирует равенство сторон в суде. Конечно, люди заигрываются, находясь на таких постах по 15, по 20 лет, разумеется. И сменяемость, и выборность судей своими коллегами — очень важная вещь. Об этом говорят все без исключения люди, которые хоть немножко задумываются о плачевном состоянии судебной системы.

— Хочется понимать, в этой ситуации ожидать ли каких-то подвижек или, собственно, все ограничится рекомендательным характером таких предложений?

— В большую политику, назовем это так.

— Да. Ну, большая политика бывает разная. Он вернулся в реальную большую политику. То, что действительно влияет на решение исполнительной власти. Будучи сторонником эволюционного пути развития, он, конечно, обладает возможностью хотя бы какие-то предложения продавить. И это вселяет некоторую надежду. К тому же, не факт, что развитие России будет именно эволюционным, развитие власти в России — хотя, конечно, хотелось бы ей пожелать. Поэтому хотелось бы под рукой иметь, по крайней мере, набор здравых концепций и реформ, которые затем смогут исправить существующее положение разумно, четко и здраво.

— Тем более, тут уже ничего не нужно придумывать — как говорится, все придумано до нас.

— Тем не менее, ситуация меняется. Насколько я знаю, была написана коллективом ученых несколько лет назад, два-три года назад, концепция реформирования ФСИН, которая сейчас, в том числе, интересует КГИ. Прошло всего два-три года, а эту концепцию надо уже серьезно дорабатывать, перерабатывать. Поэтому хорошо бы, если бы КГИ и другие эксперты, ученые, практики не бросили эту тему, а смотрели за происходящим и в системах, и в своей концепции именно в развитии — это важная вещь. Потому что вылезают какие-то другие проблемы на первый план, сама система меняется серьезно. Если в судебной системе происходят, прежде всего, кадровые разрушения, чудовищные кадровые разрушения, все остальное можно поправить, то, например, во ФСИН идет чудовищная монетизация всех процессов и монополизация. Какие-то вылезают то хвост, то ноги.

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Треть кандидатов в судьи, которые получают одобрение квалифколлегий, не получают одобрение президентской кадровой комиссии. Год от года этот показатель растет. Такие данные озвучил Антон Федоров, начальник управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, выступивший перед членами квалифколлегий. Он рассказал, по каким причинам чаще всего отказывают претендентам на судейские кресла уже после того, как они были одобрены самим судейским сообществом.

Желающие стать судьями проходят несколько стадий отбора. Наибольший объем проверок приходится на квалификационные коллегии: на "внутреннюю" проверку со стороны самого судейского сообщества, однако тем, кому повезло получить добро от коллег, предстоит преодолеть еще одно препятствие - так называемый "президентский фильтр" - комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей при президенте. В последние годы именно на этом этапе отсеиваются всё больше кандидатов, которые ранее уже были рекомендованы на должности региональными квалифколлегиями.

32% кандидатов, представленных президенту в 2017 году, не получили назначения на должности, озвучил неутешительные цифры Антон Федоров, начальник управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров. Показатель в последние годы только ухудшается. Так, в 2015 году число непрошедших отбор составило 23% от числа рекомендованных в судьи, в 2016 году - 28%, а в первой половине текущего года - уже 37%.

В этом процессе есть регионы-лидеры: Ингушетия, Дагестан, Чечня, Якутия. Но есть и обратные примеры: Тульская, Костромская, Рязанская, Свердловская области, где не было ни одного подобного случая, заметил Федоров.

Почему отклоняют кандидатов

Если говорить об основных причинах, которые обсуждаются при отклонении кандидатур, то их структура несколько изменилась.

проходит со дня объявления вакансии судьи до его назначения. 63% этого срока занимают процедуры, которые предшествуют представлению кандидата главе государства.

По словам представителя президентской кадровой комиссии, в 2015-2016 годах преобладали сообщения кандидатом недостоверных сведений о доходах и имуществе и вопросы, связанные с конфликтом интересов. Но в 2017 году распространение получила такая тема, как предоставление кандидатом недостоверной информации в конкурсных документах. За 2016 год таких случаев было 18%, в 2017 году - уже 23%. Наиболее часто не указываются сведения о предпринимательской деятельности родственников и сведения о привлечении кандидата и родственников к административной ответственности.

"Бывают случаи, когда кандидат не мог располагать полной объективной информацией или неумышленно искажают сведения - это принципиально отличается от предоставления недостоверных сведений. В таких случаях при подробном обсуждении в квалифколлегии и отражении этого в протоколе мы относимся к этим вещам по-другому", - заметил Федоров.

Из 30 документов

в личном деле кандидата в судьи в администрацию президента в электронном виде поступает только один - это представление президента РФ о назначении судьи.

Количество кандидатов, отклоненных в связи с конфликтом интересов, по сравнению с 2016 годом возросло на 18%.

"Положение ст. 3 закона о статусе судей не исключает рассмотрения судьей дел в ситуации конфликта интересов. Важно, чтобы он проинформировал о таком возможном конфликте стороны процесса и это было отражено в соответствующем протоколе. В этом случае мы полагаем, что ситуация исчерпана", - пояснил Федоров.

Кроме того, "неожиданно часто" - в 13 % случаев - одним из мотивов отклонения становится низкое качество работы кандидата.

Квартирный вопрос и другие проблемы

Антон Федоров рассказал о случаях необоснованных преимуществ, связанных со статусом судьи. "Таких случаев немного", - признал он.

Один из них - жилищная тема. "С 2005 года отменены положения законодательства, которые предусматривали раннюю возможность передачи судьям жилых помещений в собственность бесплатно. В настоящее время существует единственный механизм специального обеспечения судей жильем - это предоставление служебных помещений. Отчуждение этого жилья в собственность законодательство сегодня не допускает", - подчеркнул Федоров, отметив, что подобные единичные нарушения, когда через судебные решения такое жилье обращается в собственность, имели место.

В самом судейском сообществе рассчитывают на изменение норм законодательства, касающихся жилья для судей. Так, глава Суддепа Александр Гусев, выступавший перед членами ККС днем ранее, заявил о подготовке законопроекта, который позволит судьям приватизировать служебное жилье. "Получается, что единственной категорией госслужащих, которые обеспечены не жильем, а гостиницей, остаются судьи. Прокурорам разрешили это делать [приватизировать жилье], судьям - нет", - отмечал Гусев. По его словам, вопрос о возможности передачи жилья судье в законопроекте предлагается решать совместной комиссии ВС, Совета судей и Суддепа.

Еще одна ситуация, на которую обратил внимание Федоров, говоря о судейских нарушениях, - обжалование за пределами сроков постановления о привлечении к административной ответственности. "В этих случаях, как правило, за рулем находился другой человек. Суд удовлетворяет жалобу судьи, виновное лицо избегает наказания. Хочу обратить ваше внимание, что жалобы иных категорий граждан в подобной ситуации не удовлетворяются", - предупредил он.

Также проблемным для кандидатов в судьи остается и вопрос фактических брачных отношений, указал Федоров. В ходе изучения кандидатов много внимания уделяется информации об их супругах и близких родственниках, что должно обеспечить прозрачность в вопросах, актуальных для тех, кто обращается в суд, заметил он. Однако при появлении информации о незарегистрированных отношениях, информации, которой изначально не было в материалах дела кандидата, "порой выясняются вещи животрепещущие", указал представитель кадровой комиссии.

Еще одним вопросом, который может стать проблемным для кандидатов, может быть гражданство. "Надо уделять внимание на то, чтобы у кандидатов, которые ранее проживали на территории других государств, не было второго гражданства", - заметил спикер.

Жесткость отбора и дефицит кадров

Собравшихся больше интересовали другие моменты - например, какие шансы получить назначение у адвоката или прокурора. Вопрос особенно актуален для регионов, которые ощущают сильный дефицит судейских кадров. Судя по ответу Антона Федорова, препятствий к этому нет, однако добиваться назначения лучше не в своем субъекте, а в соседнем: тогда вопросов к кандидату относительно конфликта интересов не будет.

Пока у нас с вами отсутствует единая линейка, которой мы пользовались бы при отборе кандидатов на должности судей.

Антон Федоров, начальник управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров