Распад союза сср и образование снг кратко. Распад ссср и образование содружества независимых государств

  • 02.09.2019

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Образованный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством Российской коммунистической партии (большевиков) как база будущей мировой революции. В декларации о его образовании говорилось, что Союз станет "решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой советской конституции (и всех последующих) за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем Основном законе СССР - Конституции 1977 г. - эта норма была закреплена в статье 72. Начиная с 1956 г. в состав советского государства входили 15 союзных республик.

Причины распада СССР

С правовой точки зрения СССР был ассиметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика также являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и людских ресурсов.

Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Основного закона СССР 1977 г. за компартией был закреплен статус "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

К 1980-м гг. СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

Попытка реформирования политической системы во время перестройки 1985–1991 гг. привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988–1990 гг. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС.

В 1988 г. началось сокращение партаппарата, проведена реформа избирательной системы. В 1990 г. изменена конституция, ликвидирована статья 6, в результате чего КПСС была полностью отделена от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело, на фоне ослабления партийных структур, к резкому росту сепаратизма союзных республик.

По мнению ряда исследователей, одним из ключевых решений в этот период стал отказ Михаила Горбачева от уравнения статуса РСФСР с другими республиками. Как вспоминал помощник генсека Анатолий Черняев, Горбачев "железно" стоял против создания компартии РСФСР и предоставления полноправного статуса российской республике". Такая мера, по мнению ряда историков, могла способствовать объединению российских и союзных структур и сохранить в итоге единое государство.

Межнациональные столкновения

В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне - Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 г. начался Нагорно-Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

"Парад суверенитетов"

В 1988 г. развернулось движение за независимость в Прибалтике. Его возглавили "народные фронты" - массовые движения, созданные с разрешения союзных властей в поддержку перестройки.

16 ноября 1988 г. Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории ЭстССР. 26 мая и 28 июля 1989 г. аналогичные акты приняли ВС Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 г. ВС Литвы и Эстонии приняли законы о восстановлении собственных независимых государств, 4 мая такой же акт утвердил парламент Латвии.

23 сентября 1989 г. ВС Азербайджанской ССР принял конституционный закон о государственном суверенитете республики. В течение 1990 г. подобные акты приняли все остальные союзные республики.

Закон о выходе союзных республик из СССР

3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово-кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

Провозглашение суверенитета РСФСР

Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 г. руководство РСФСР во главе с председателем ВС Борисом Ельциным значительно расширило полномочия правительства, министерств и ведомств РСФСР. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.

Декларация о суверенитете России принималась не для того, чтобы развалить Союз, а чтобы остановить вывод из состава РСФСР автономий. План автономизации разрабатывался ЦК КПСС, чтобы ослабить РСФСР и Ельцина, и предполагал наделение всех автономий статусом союзных республик. Для РСФСР это означало потерю половины территории, почти 20 миллионов населения и большинства природных ресурсов

Сергей Шахрай

в 1991 году - советник Бориса Ельцина

24 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому российские органы власти могли приостанавливать действие союзных актов, "если они нарушают суверенитет РСФСР". Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу на территории российской республики только после их ратификации ее Верховным Советом. На референдуме 17 марта 1991 г. в РСФСР был введен пост президента республики (12 июня 1991 г. им был избран Борис Ельцин). В мае 1991 г. была создана собственная спецслужба - Комитет государственной безопасности (КГБ) РСФСР.

Новый Союзный договор

На последнем, XXVIII съезде КПСС 2–13 июля 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев заявил о необходимости подписания нового Союзного договора. 3 декабря 1990 г. ВС СССР поддержал предложенный Горбачевым проект. Документ предусматривал новую концепцию Союза ССР: каждая республика, входящая в его состав, получала статус суверенного государства. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, стратегии экономического развития и т. д.

17 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев предложил "провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался за или против Союза Суверенных Государств на федеративной основе". В голосовании 17 марта 1991 г. приняли участие девять из 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Азербайджанская, Казахская, Киргизская, Таджикская и Туркменская ССР. Власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от проведения голосования. В референдуме приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против - 21,7%.

По итогам плебисцита был разработан новый проект Союзного договора. На его основе с 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции президента СССР в Ново-Огареве велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Они получили название "ново-огаревского процесса". Согласно договору, аббревиатура "СССР" в названии новой федерации должна была сохраниться, но расшифровываться как "Союз Советских Суверенных Республик". В июле 1991 г. участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре-октябре 1991 г.

29–30 июля Михаил Горбачев провел закрытые встречи с лидерами РСФСР и КазССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты СССР проголосуют против договора, который предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Также Горбачев согласился уволить ряд высших руководителей СССР, негативно относившихся к "ново-огаревскому процессу", в частности, вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра Валентина Павлова и др.

2 августа Горбачев выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан, а остальные республики сделают это "через определенные промежутки времени". Текст договора для всенародного обсуждения был опубликован только 16 августа 1991 г.

Августовский путч

В ночь с 18 на 19 августа группа высших руководителей СССР из восьми человек (Геннадий Янаев, Валентин Павлов, Дмитрий Язов, Владимир Крючков и др.) сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

С целью не допустить подписания Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР, члены ГКЧП попытались отстранить президента СССР Михаила Горбачева от власти и ввели в стране чрезвычайное положение. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день акт об отмене распоряжений ГКЧП издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

Демонтаж государственных структур СССР

После августовских событий 1991 г. союзные республики, лидеры которых участвовали в переговорах в Ново-Огареве, заявили о своей независимости (24 августа - Украина, 30-го - Азербайджан, 31-го - Узбекистан и Киргизия, остальные - в сентябре-декабре 1991 г.). 23 августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", все имущество КПСС и КП РСФСР на территории России национализировалось. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

2 сентября 1991 г. в газете "Известия" было опубликовано заявление президента СССР и высших руководителей 10 союзных республик. В нем говорилось о необходимости "подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств", на "переходный период" создать союзные координационные органы управления.

2–5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым Съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР.

В качестве временного органа высшего союзного управления, "для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики", был учрежден Государственный совет СССР в составе президента СССР и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора, который в итоге так и не был подписан.

Законом также ликвидировался Кабинет министров СССР, упразднялась должность вице-президента Советского Союза. Эквивалентом союзного правительства становился Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Деятельность МЭК на территории РСФСР была прекращена 19 декабря 1991 г., его структуры окончательно ликвидированы с 2 января 1992 г.

6 сентября 1991 г., в противоречии с действовавшими Конституцией СССР и законом о выходе союзных республик из Союза, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

18 октября 1991 г. Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что "независимые государства" являются "бывшими субъектами СССР"; предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фонда; сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют; ликвидацию Госбанка СССР и др.

22 октября 1991 г. вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка, на базе Первого главного управления), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились "в исключительную юрисдикцию суверенных государств". Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 г.

14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачев договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор, согласно которому Союз Суверенных Государств будет образован как "конфедеративное демократическое государство". Азербайджан и Украина в него войти отказались.

Ликвидация СССР и создание СНГ

1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости (90,32% принявших участие в голосовании высказались за). 3 декабря президент РСФСР Борис Ельцин заявил о признании этого решения.

Даже уже в Вискулях, даже за два часа до подписания того, что мы подписали, я не чувствовал, что будет слом СССР. Я жил в рамках мифа о великой советской империи. Я понимал, что при наличии ядерного оружия никто атаковать СССР не будет. А без такой атаки ничего и не случится. Я думал, преобразование политической системы будет происходить гораздо более плавно

Станислав Шушкевич

в 1991 году - председатель Верховного Совета Белорусской ССР

8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии. 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент. Согласно документу, к сфере совместной деятельности членов СНГ относились: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в области охраны окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, его основах. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

25 декабря 1991 г. в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи "с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование".

» Казахстан на пути к независимости. »

Распад СССР.

Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

Создание СНГ.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.

Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.

Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.

Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:
- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.

Перестройка в ссср

Задачи перестройки:Предложенный Горбачёвым новый курс предлогал модернизацию советской системы,внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные,социальные,политические и и идеалогические маханизмы.Особое значение преобретала кадровая политика.

Демократия политической системы:Происходило оформление политического плюрализма. В 1990г была отменена 6-я статья Конституции. 1987-1990гю стали периодом активизации деятельности оппозиционных движений.

Экономическая реформа 1987г.-осуществлялась с концепцией хозрасчётного социализма.Проект реформ предусматривал

· Расширение самостоятельности предприятий

· Постепенное возрождение частного сектора экономии

· Отказ от монополии внешней торговли

· Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств

· Равенство на селе 5-ти реформ(колхозы,совхозы,агрокамбинаты,фермерские хоз-ва)

Эконом. Рез-ты:начался экономический склад.С 1988г происходило сокращение производства в сельском хох-ве.В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров.

Прог-ма 500 дней:Лето 1990г провозглашён курс к рыночной экономике(быстрый прорыв в различных отнощениях)Данный проект мог привести к социальным последствиям.Горбачёв отказался от поддержки этой программы

Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;обострение национальных противоречий;ослабление центральной власти;авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.



Вот только основные последствия распада СССР: резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения; территория России сократилась на четверть; доступ к морским портам вновь осложнился; уменьшилось население России – фактически на половину; возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР; началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Создание СНГ.
В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.
ессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.
затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.
21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.
25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного
Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:
- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.

55) 1. Становление новой российской государственности

РСФСР была крупнейшей союзной республикой СССР. Весной 1990 г. в ней были образованы новые органы государственной власти – Съезд народных депутатов РСФСР и постоянно действующий Верховный Совет РСФСР. 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов большинством голосов была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. 17 марта 1991 г. на республиканском референдуме большинство россиян высказалось за введение в РСФСР поста президента, а 12 июня 1991 г. на первых президентских выборах победу одержал Б.Н. Ельцин. После августовских событий 1991 г. реальные рычаги государственной власти оказались в руках республик, в том числе РСФСР. Учреждения, предприятия и организации переходили из общесоюзного в республиканское подчинение. В декабре 1991 г. после окончательного распада СССР РСФСР стала независимым государством и была признана мировым сообществом в качестве правопреемника СССР. В апреле 1992 г. было изменено официальное название республики. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика переименовывалась в Российскую Федерацию - Россию. Наименования «Российская Федерация» (РФ) и «Россия» признавались равнозначными.

Руководство РФ, занятое борьбой с союзным центром, поощряло сепаратизм, полагая, что это ослабляет союзный центр. Но после декабря 1991 г. оно само оказалось перед серьезной проблемой сохранения государственного единства Российской Федерации, возникла реальная угроза её распада. Начался поиск оптимальной модели национально-государственного устройства, завершившийся после острых дискуссий и споров подписанием 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Этот договор дал статус субъектов Российской Федерации не только республикам, автономным областям и автономным округам, но и крупным административно-территориальным единицам - краям и областям, а также Москве и Санкт-Петербургу (городам федерального значения). С заключением Федеративного договора удалось избежать повторения сценария распада государства, на этот раз России. Окончательно изменилась её государственно-правовая природа как федерации. Во-первых, она стала «полной» федерацией, т.е. все национальные образования являются её субъектами. Во-вторых, она превратилась в смешанную федерацию, сочетающую в своем устройстве как национальные, так и территориальные начала.

Работа над новым Основным законом началась еще летом 1990 г., когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете и образовал Конституционную комиссию. К осени 1990 г.

После октября 1993 г. работа над текстом Конституции вступила в завершающую фазу. Проект был доработан конституционным совещанием с учетом поправок, предложенных субъектами РФ, общественными организациями, а также специалистами. Спорные вопросы передавались на рассмотрение Комиссии конституционного арбитража из высококвалифицированных юристов. В ноябре 1993 г. проект Основного закона был опубликован. В референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г., приняли участие 54, 8% граждан Российской Федерации, имеющих право голоса; 58, 4% из них проголосовали за новую Конституцию страны. Принятие Конституции Конституция РФ 1993 г. о государственном строе. Федеральные органы власти России

Конституция РФ 1993 г. установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей.

Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит парламенту - Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ.

РФ обладает уникальным федеративным устройством. Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Только они в Конституции РФ называются государствами. Республика в составе РФ - это демократическое унитарное правовое государство.

Органы исполнительной власти субъектов РФ отличаются значительным разнообразием. В республиках в систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В подавляющем большинстве республик систему исполнительной власти фактически возглавляет президент республики, избираемый населением. Статус президента в республиках неодинаков. В некоторых республиках пост президента не предусмотрен. Главой исполнительной власти в таких республиках является председатель правительства, также избираемый населением. Еще большим многообразием характеризуется система органов исполнительной власти субъектов – не республик. Органом исполнительной власти общей компетенции в крае, области, городе федерального значения, автономной области и автономном округе является администрация, реже именуемая правительством. К отраслевым и межотраслевым органам исполнительной власти субъектов РФ относятся управления, главные управления, комитеты и департаменты. Высшим должностным лицом в крае, области, автономной области и автономном округе является глава администрации. В ряде субъектов РФ он официально именуется губернатором. Глава администрации - выборная должность. Его избирают граждане РФ, постоянно проживающие на территории субъекта РФ. Срок полномочий главы администрации, как правило, четыре года. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ определены в конституциях и уставах субъектов.

Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения.

56)социально-эк развитие современной россии (1991-н.в)

Состояние российской экономики в конце 1991 г. Альтернативы экономического развития. Трудности поиска рыночной модели хозяйствования. «Шокотерапия». Начало экономических реформ в России. Либерализация цен. Ликвидация системы централизованного распределения ресурсов. Кризис неплатежей. «Обвальное» падение курса рубля. Рыночный курс и продолжение администрирования экономики. Развитие реформ в 1993–1994 гг. Обмен денежных купюр. Борьба за власть и ее влияние на общеэкономическую ситуацию в стране. Распад рублевой зоны. Натурализация экономических отношений между хозяйственными субъектами. Рост товарных и фондовых бирж.

Проведение массовой приватизации. Легализация частнокапиталистического предпринимательства. Споры по вопросу о сущности и путях проведения приватизации. Первый этап приватизации: ваучерная приватизация. Создание чековых инвестиционных фондов. Второй этап приватизации: переход к денежной форме приватизации и борьба за реальную собственность. Практика залоговых аукционов. Основное содержание третьего (текущего) этапа приватизации. Малая приватизация. Приватизация жилья.

Трудности проведения земельной приватизации. Реорганизация колхозно-совхозной системы. Развитие фермерства и личных подсобных хозяйств. Финансово-экономическая помощь Запада. Проблемы возвращения России в систему мирохозяйственных связей и отношений. Место современной России в мировой экономике.

Итоги проведения реформ в 1990-х гг. Либерализация экономических отношений и изменение роли государства в регулировании экономических процессов. Социальные издержки реформ. Криминализация экономики. Макроэкономическая нестабильность. Глобальный экономический кризис 1998 г. Основные тенденции и ориентиры экономического развития России на современном этапе.

Предпринимательство как важнейший фактор экономического развития общества. Исторические условия предпринимательства в России и его основные виды. Социокультурные традиции и ментальные основы деятельности российских предпринимателей. Торговля и ростовщичество средневековой Руси. Корпоративные организации новгородского купечества. Особенности развития русского предпринимательства в ХVI–XVII вв. Роль предпринимателей в процессе экономического освоения земель Русского государства. Активизация иностранного предпринимательства. Первые правительственные мероприятия по защите отечественного предпринимательства от иностранной конкуренции. Оформление социальной структуры городов. Купеческая иерархия. Мероприятия Петра I по содействию развитию частного отечественного предпринимательства. Политика привилегий и льгот. Формирование механизма государственного контроля над деятельностью предпринимателей. Система налогообложения. Создание первых учреждений для кредитования купечества в середине XVIII в. Оформление сословных разрядов предпринимательства. Политика Екатерины II и активизация промышленного предпринимательства. Провозглашение «свободы предпринимательства» и объективные препятствия для ее практической реализации. Правовые условия развития предпринимательства в конце XVIII в. Оформление купечества как «штатного» предпринимательского сословия. Торгово-промышленное законодательство первой половины XIX в.

Капиталистическая модернизация и индустриализация второй половины XIX в. и российские предприниматели. Основные представители российского предпринимательства в XIX в. Меценатство и благотворительность. Предприниматели и российское общество в начале XX в. Общие итоги развития предпринимательства к началу XX в.: проблемы и перспективы.

Социализм и судьба предпринимательства в России. Возрождение, основные направления развития и облик российского предпринимательства на современном этапе. Правовое положение современного российского предпринимателя.

Распад СССР и образование СНГ, став одним из главных событий конца XX века, предопределило современную историю и во многом – положение дел в мире на сегодня.

Распад СССР – переломное, неоднозначное, но, безусловно, ключевое событие для всех республик, входивших в состав СССР. Распад Советского Союза – трагедия, навсегда изменившая облик постсоветского пространства. В этой статье кратко освещены основные причины этого события, указано, в каком году произошел распад СССР (1991 г.), рассказано о деятельности первого и последнего советского президента М.С. Горбачева и о попытке предотвратить распад СССР (ГКЧП).

Некоторые исследователи считают, что процесс дезинтеграции привёл к появлению ряда горячих точек. Стоит признать, что, даже описывая кратко причины распада СССР, историки не приходят к единому мнению. То, что произошло, ещё будет подвергаться переоценке. Как и то, чем СССР был. Однако никакое изменение точек зрения не коснётся одного факта: речь идёт о событии исторического масштаба.

Советский Союз, образовавшийся в 1922 г., унаследовал многонациональность Российской империи. Однако интернационализм, пропагандируемый большевиками, до поры до времени сдерживал межэтнические конфликты, которые стали обостряться только с 70-ых годов XX века.

С приходом к власти М.С. Горбачева все проблемы стали только явственнее проявляться, что в конечном итоге вылилось в распад Советского государства. Следующие причины повлекли распад СССР:

  • Повсеместная цензура, «идеологический вакуум». Население не знало о проблемах внутри страны, а СМИ показывали сугубо радужную картину.
  • «Антиалкогольная кампания» М.С. Горбачева. Первоначальный замысел Горбачева был достаточно позитивен: «отучив» население от алкоголя, можно увеличить производительность труда, тем самым сократить отставание от западных стран и улучшить уровень жизни. Но итог «кампании» был печален: на теневом рынке появился некачественный, отвратительный подпольный алкоголь, а ценнейшие виноградники были вырублены, что негативно сказалось на экономическом потенциале некоторых советских республик.
  • Резкое падение цены на нефть на мировом рынке. Как известно, экономика СССР была во многом ресурсно-ориентированной, и очень большой процент доходов государство получало от продажи топливно-энергетических ресурсов. Поэтому существенное снижение цены на нефть негативно сказалось на государственном бюджете.
  • Монополия КПСС на принятие всех политических решений, исключавшая любую оппозиционную мысль, неизбежно привела к политическому «застою», разрастанию бюрократического аппарата, неэффективности управления страной.
  • Минусы и недостатки плановой экономики. Экономисты отмечают, что неизбежной чертой планирования является товарный дефицит. Длинные очереди в магазины – знакомое явление эпохи Перестройки. Недостаток товаров народного потребления неизбежно вызывал недовольство и возмущение населения.
  • Возрастание сепаратизма (стремления отделиться от «центра») в национальных республиках. Желание национальных элит управлять своими республиками самостоятельно, без контроля со стороны Москвы усиливалось, а эти элиты активно подогревали сепаратистские настроения.
  • Усиление национальных конфликтов. Достаточно вспомнить лишь ключевые межэтнические конфликты: нагорно-карабахский между армянами и азербайджанцами, приднестровский, ферганский между узбеками и турками-месхетинцами, южноосетинский и грузино-абхазский. Трения между народами, населявшими СССР, негативно сказывались на политической стабильности советского государства. Многие из этих конфликтов не решены и по сей день.
  • Повсеместное старение высшего партийного аппарата. Советская система не могла обеспечить смены высших руководителей, а их преклонный возраст не позволял им грамотно руководить страной.
  • Крупнейшие техногенные катастрофы. Самая главная из них – авария на чернобыльской АЭС в 1986 г., о которой до последнего замалчивали СМИ.
  • «Холодная война», истощившая экономику СССР. ВПК составлял существенную часть расходов госбюджета СССР, и это не позволяло вкладывать деньги в легкую промышленность, улучшение благосостояния населения. Более того, СССР тратил большие деньги на поддержку прокоммунистических режимов во всех регионах мира, а также оказывал материальную и военную помощь коммунистическим организациям по всему миру. Сильнее всего ударяла по экономике т.н. «гонка вооружений», вынуждавшая постоянно совершенствовать виды оружия, чтобы не отставать от капиталистических западных стран.
  • Война в Афганистане 1979-1989. Люди негативно оценивали затяжную афганскую войну, ее ведение вызывало критику и недовольство населения.
  • Не стоит списывать со счетов и деятельность спецслужб западных государств-противников СССР. Многие небезосновательно утверждают, что непоследовательные и бездарные действия Горбачева были проведены далеко не в интересах СССР.
  • Неудачная, провальная «реформаторская» деятельность М.С. Горбачева. Попытка реформировать СССР, привнести в экономику черты рыночного хозяйства и сделать режим более демократичным не увенчалась успехом. Хаотично, бездарно проведенная «Перестройка» провалилась.

Ход событий

В 1985 г. к власти пришел молодой, многообещающий генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Его долгом и целью было решение многих трудных проблем: афганская война, экономические трудности и межнациональные конфликты. Необходимо было вывести СССР из социального и экономического кризиса.

Для горбачевской политики было характерно отсутствие единого плана действий, что обусловило непоследовательность и нелогичность его начинаний. В 1985 г. был взят курс на Перестройку. Горбачев ввел пост Президента РФ, отменил 6 статью Конституции СССР, посвященную руководящей роли КПСС, возникли легальные альтернативные политические партии. В экономике Горбачев пытался осуществить частичный переход к рыночным механизмам, но эти изменения не увенчались успехом. Была провозглашена «гласность» — то есть свобода слова. Тем не менее цензура сохранялась и контролировала СМИ. Внешнюю политику Горбачева нельзя назвать успешной: с одной стороны, СССР вывел войска из Афганистана, была закончена затяжная и истощающая «Холодная война», но с другой стороны, СССР проиграл в «Холодной войне», а Горбачев позорно и предательски сдал позиции.

Горбачевская «гласность» хоть и открывала дорогу к свободе слова, но и привела к тому, что националисты различных республик стали все активнее высказываться за отделение от СССР и образование независимых государств. В 1987 г. начались волнения в

Казахстане, в 1988 г. обострился нагорно-карабахский конфликт, а в 1989 г. Грузия безуспешно попыталась обрести независимость.
В 1988 г. свой государственный суверенитет провозгласила Эстония; затем это сделали Латвия, Литва, Грузия, РСФСР, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан, Киргизстан, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан.
12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Ее подписал Б.Н. Ельцин. Главное положение этого документа – верховенство законов РСФСР над общесоюзными законами.
Горбачев пытался спасти государство от распада, но было уже поздно. Он стремился создать новый Союзный договор, который бы обновил СССР и сохранил его политическое единство.
17.03.1991 состоялся Всесоюзный Референдум о сохранении СССР. Более 75% населения всех союзных республик высказалось за сохранение Советского государства. Но все, к сожалению, это не смогло предотвратить распад СССР.
Горбачев опасался распада великой державы, поэтому как можно скорее стремился подписать Союзный договор. Подписание должно было состояться 20.09.1991. Если бы этот договор подписали, то СССР стал бы федерацией, в которой все субъекты равноправны.
Но далеко не все были довольны этим договором. Консервативные силы стремились не допустить разрушения державы и категорически не принимали Союзный договор. Во время отсутствия Горбачева, находившегося в этот важный и ответственный для СССР момент в Крыму, за сотни километров от Москвы, вице-президентом Г.И Янаевым, О.Д Баклановым, В.А.Крючковым, В.С. Павловым, Б.К. Пуго, В.А. Стародубцевым, А.И. Тизяковым, Д.М. Язовым был создан ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Это произошло 19 августа 1991 г. в городе Москва. ГКЧП стремился не допустить «сползания общества к катастрофе». Это была последняя попытка сохранить СССР.
Против ГКЧП выступил Б.Н Ельцин и его сторонники. Ельцин объявил, что действия ГКЧП противоречат конституционному порядку. К 21 августа т.н. «Августовский путч» был подавлен, действия членов ГКЧП были расценены как государственный переворот, а сами они были арестованы.
После поражения ГКЧП республики не решились подписывать союзный договор, а взяли курс на образование независимых государств. Распад СССР было уже не остановить.
8 декабря 1991 г. были подписаны хорошо известные, но скептически и негативно оцениваемые Беловежские соглашения, официально декларировавшие распад СССР и создание СНГ. Со стороны РСФСР договор подписал Б.Н. Ельцин, Украины – Кравчук, Белоруссии – Шушкевич. Вместо СССР стало существовать СНГ (Содружество Независимых Государств). Тем не менее в СНГ вошло лишь 11 стран; в него отказались вступать прибалтийские государства и Грузия. Все постсоветское пространство в истории России принято называть «ближнее зарубежье», а не СНГ.
25 декабря 1991 г. подал в отставку первый и последний президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев, к тому моменту не обладавший уже никакой властью. Этот день и считается датой, а 1991 – годом распада СССР.

Последствия распада СССР

Крушения Союза Советских Социалистических Республик является страшной трагедией. В России после этого события началась ельцинская эпоха, характеризовавшаяся моментальным переходом к рыночной экономике («либерализация цен», «шоковая терапия») расстрелом Белого дома в 1993 г., межнациональными конфликтами и попытками многих субъектов РФ отделиться. Из состава РФ пытались выйти национальные республики (Чечня, Татарстан). Сепаратизм дошел до такой степени, что планировалось даже образование «Дальневосточной» и «Уральской» республик! Если бы эти «государства» появились, то мог бы случиться полный распад уже Российского государства. К счастью, этого удалось не допустить, площадь нашей страны не уменьшилась. Все попытки сепаратизма были пресечены.

Многие государства заимствовали «опыт» горбачевских преобразований, чтобы избежать его ошибок.
Сразу же после распада СССР в горячую фазу перешли все межнациональные конфликты. Многие из них не решены до сих пор: например, крайне сложна ситуация в Нагорном Карабахе, который является предметом спора Армении и Азербайджана. Была уничтожена единая рублевая зона и объединенная советская армия. Однако, к счастью, России удалось «унаследовать» все ядерное оружие, а также внешнюю задолженность СССР. Именно Россия является государством-продолжателем и государством-правопреемником СССР.

Но самое главное последствие – вместо СССР на его бывшей территории появилось полтора десятка независимых государств, каждое из которых с 1991 г. встало на самостоятельный путь развития.

Можно услышать разные оценки этого события. Кто-то считает, что распад СССР «дал свободу» «угнетенным» национальным республикам, поспособствовал крушению «тоталитарной системы». С уверенностью можно заявить: радоваться распаду СССР могут радоваться либо глубоко заблуждающиеся люди, либо сознательные враги России. «Мирный, бескровный» распад СССР – это миф. Количество людей, погибших в межнациональных конфликтах, исчисляется сотнями тысяч. А если учитывать тех, кто погиб в «девяностые», то это будут миллионы жизней. Распад СССР – страшная трагедия. Безусловно, в советском государстве существовало множество насущных проблем, решение которых было необходимо. Безусловно, Горбачев совершил массу ошибок и просчетов. Но это не означает, что необходимо было разрушать единое советское государство. Распад СССР – геополитическая катастрофа для жителей всех бывших советских республик.

Что же касается России, то она столкнулась далеко не только с экономическим кризисом. Население обнаружило, что теперь оно само решает, чем ему заниматься, как обеспечить себя работой, как реагировать на сложившуюся политическую обстановку. И нужно признать, что большинство оказались неспособны это сделать. Как образование СССР был страшен тем, что в нём отучали думать. Принятие решений оказалось прерогативой партии. В результате сейчас многим не нравится брать на себя ответственность. Впрочем, опять же, нельзя свести всё к нескольким факторам. Ситуация становится понятнее при более глубоком изучении.

Дата Событие
1985-1991 гг. Перестройка
1988-1991 гг. Провозглашение суверенитета союзными республиками.
1990 г. М.С. Горбачев избран президентом СССР.
17.03.1991 г. Всесоюзный Референдум о сохранении СССР. Более ¾ высказалось «за».
19.09-21.09.1991 г. ГКЧП. В этом месяце по горбачевскому плану необходимо было подписать новый договор между республиками, входившими в состав государства.
08.11.1991 г. Беловежские соглашений. Ликвидация СССР. Образование СНГ.
c25.11.1991 г. Горбачев добровольно подает в отставку. Официальная дата распада Советского Союза.

3. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств. Про цесс создания Союза Беларуси и России.

Радикальные изменения в общественно-политической жизни, начавшиеся во второй половине 80-х годов сразу же стали сказываться на отношениях между союзными республиками и центром.

Руководство СССР исходило из необходимости сохранить нерушимость страны. С целью сдерживания центробежных тенденций в апреле 1990 г. был принят закон «О распределении полномо­ чий между Союзом ССР и субъектами федерации». Республикам предос­ тавлялись более широкие возможности осуществлять друг с другом эко­номическое сотрудничество, вступать в отношения с другими государст­вами, принимать участие в работе международных организаций при со­хранении определенной степени контроля со стороны союзного центра, т. е. есть этот законодательный акт сохранял единство СССР и сдерживал выход из состава самостоятельных республик.

Однако в реальной жизни события стали развиваться по-иному. В июне-июле 1990 г. государственный суверенитет провозгласили Россий­ская Федерация и Украина. Начало политической самостоятельности Бе­ларуси было положено 27 июля 1990 г. В этот день Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции Белорусской ССР и ее законов.

В условиях экономического и политического кризиса 19-21 августа 1991 г. в Москве группа высших государст­венных и партийных руководителей предприняла попытку остановить преобразования путем введения чрезвычайного положения в стране. Однако их действия были легко нейтрализованы сторонниками нового курса. В связи с этими событиями деятельность КПСС во всех союзных республиках была приостановлена. Августовские события способствовали резкому ускорению политических процессов и изменению политических сил в стране. Президент СССР М. Горбачев, под руководством ко торого осуществлялись первые шаги в преобразовании общества, стал выполнять по сути декоративную роль. Большинство республик отказа­лись от подписания уже подготовленного нового Союзного Договора. На повестке дня стал вопрос о самом существовании СССР.

В результате провала в августе 1991 г. попытки части союзного руко­ водства остановить начавшиеся процессы создались благоприятные усло­вия для укрепления суверенитета республик. Центральная власть оказа­ лась парализованной: союзные законы и президентские указы не выпол­нялись. Фактически власть на местах уже находилась в руках союзных республик. 25 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета БССР был принят закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном су­веренитете Белорусской Советской Социалистической Республики», а также постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР», которыми объявлялась политиче­ ская и экономическая независимость БССР. В собственность Беларуси пе­решли предприятия, организации и учреждения союзного и союзно- республиканского подчинения, размещенные на ее территории, за исклю­чением тех, руководство которыми в соответствии с законодательством Беларуси оставалось за соответствующими органами СССР. Таким обра­зом, в истории Беларуси начался новый этап - этап полной государствен­ной независимости.

19 сентября 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета было принято решение впредь Белорусскую Советскую Социалистическую

Республику называть «Республика Беларусь», а в сокращенных и соста ных названиях - «Беларусь» . В этот же день были приняты законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и «О Государстве ном гербе Республики Беларусь». Государственный флаг стал представ лять собой прямоугольное полотнище с тремя горизонтальными полосам одинаковой ширины: сверху и снизу - белого цвета, посередине - красно го. Государственным гербом стала заимствованная из геральдики периода создания Великого княжества Литовского «Погоня».

Глубокий экономический кризис, социальные проблемы, беспомощность центральной власти заставляли республики продвигаться дальше п пути упрочения самостоятельности. 8 декабря 1991 г., вопреки воле абсо лютного большинства населения СССР, высказанной на мартовском ре ферендуме того же года, руководители России (Б. Ельцин), Украины ( I Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич) подписали в Вискулях (в Беловежской пуще) Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ), которое должно было стать принципиально иным, по сравнению с Советским Союзом, объединением республик. В Соглашении также констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Содружество объявлялось открытым для присоединения других республик. 1 столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ.

10 декабря 1991 г. Верховный Совет Республики Беларусь ратифици ровал Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств Одновременно было принято постановление о денонсации договор; 1922 г. об образовании СССР.

Руководители других союзных республик (кроме Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии) выразили желание, чтобы их государства стали равноправными членами-учредителями СНГ. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча руководства 11 республик, на которой была принят. Декларация, провозглашавшая, что с образованием СНГ Советский Сою: прекращает свое существование. 25 декабря Президент СССР М. Горба­чев ушел в отставку. Образование СНГ в Республике Беларусь, как и I других местах, было воспринято неоднозначно. Часть населения посчита­ла этот факт неконституционным и не поддержала его.

Целью образования СНГ, по заявлению инициаторов, являлось об­легчение перехода республик в качественно иное состояние. Для коорди­нации деятельности субъектов Содружества был создан высший орган -Совет руководителей государств. Решение социально-экономических во­просов поручалось Совету руководителей правительств. Совместной сфе­рой деятельности государств - членов СНГ объявлялись: координация внешней политики; экономическое сотрудничество как на территории СНГ, так и на европейском и азиатских рынках; охрана окружающей сре­ды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступ­ностью.

Однако с первых же дней существования СНГ между его участниками появились разногласия. Многие страны были недовольны тем, что России, объявленной ее руководством правопреемницей СССР, достались матери­ альная база дипломатической сети бывшего Союза, большая часть имущества структур КПСС, общесоюзный золотой и алмазный фонды, денежно- финансовая система, ряд других материальных и духовных ценностей, кото­рые создавались народами всех республик. Острое противоречие возникло между Россией и Украиной по вопросу раздела Черноморского флота.

После провозглашения независимости в Беларуси стали формиро­ваться новые органы управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы Республики Беларусь. Комитет госбезопасности при Совете Министров был перепод­чинен Верховному Совету, при этом ликвидировались служба политиче­ского сыска, некоторые другие управления. В кадровой политике КГБ усилились требования к профессионализму сотрудников. Совету Минист­ров были подчинены пограничные войска КГБ, местные органы военного управления, железнодорожные войска, система гражданской обороны. Бе­лорусский военный округ ликвидировался, все его части и подразделения перешли в подчинение Министерства обороны Республики Беларусь. На­чиная с осеннего призыва 1991 г. граждане Беларуси стали проходить срочную военную службу только на территории своей республики. Про­водилась работа по уточнению границ между Беларусью и Латвией, Бела­русью и Литвой и принимались меры по их охране.

В целях усиления контрольных функций государства в марте 1992 г. Верховный Совет принял закон «О Контрольной палате Республики Бела­русь». Главной ее функцией определялся контроль за исполнением зако­нов, постановлений Верховного Совета и других государственных норма­тивных актов.

Статус суверенного государства потребовал разработки новой внешне­ политической концепции. Верховный Совет и правительство приняли план всестороннего международного сотрудничества. Республика Беларусь стала руководствоваться в своей внешней политике принципами суверенного ра­ венства государств, неприменения силы и отказа от угрозы силой, нерушимо­ сти границ, мирного урегулирования противоречий, невмешательства во внутренние дела и другими общепринятыми нормами международного пра­ ва. Беларусь объявила себя нейтральным и безъядерным государством.

К июлю 1994 г. суверенную Республику Беларусь признали 123 госу­дарства. Дипломатические отношения были установлены с 97 странами. Беларусь стала равноправным участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписав заключительный акт СБСЕ в Хельсинки, вступила в другие международные организации. Наряду с этим, были заключены двусторонние договоры с суверенными государст­вами - членами СНГ, приняты декларации о принципах добрососедских отношений с республиками Прибалтики.

14 мая 1995 г. состоялся республиканский референдум по вопросам внутренней и внешней политики. Из 7445820 граждан, имевших право участвовать в референдуме, в голосовании приняло участие 4830582, или 64,8 % избирателей. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенно­му Президентом Республики Беларусь на республиканский референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом курса Президента А. Лукашенко. На вопрос «Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?» положительно ответило 83 % избирате­лей, принявших участие в референдуме. За поддержку предложения Пре­зидента об установлении новых Государственного флага и Государствен­ного герба Республики Беларусь проголосовало 75,1 %, за одобрение дей­ствий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Рос­сийской Федерацией, проголосовало 83,3 % избирателей. По вопросу «Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, предусматривающих возможность досрочного пре­кращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Бе­ларусь в случае систематического или грубого нарушения Конституции?» положительно проголосовало 77,7 %, принявших участие в референдуме.

В соответствии с волеизъявлением народа сразу же после референ­дума была введена новая государственная символика. Постепенно сняты искусственные ограничения в использовании русского языка, более ин­тенсивным стало белорусско-российское сотрудничество.

2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашеню и Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписали в Москве договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Это стало событием к которому, как отметил А. Лукашенко, наши народы стремились все эт1 годы. Договором предусматривались согласование сторонами свое! внешней политики и выработка общих позиций по основным международным вопросам; взаимодействие в обеспечении безопасности, охран(границ и борьбе с преступностью; разработка общих принципов военной строительства с совместным использованием элементов инфраструктур обеих республик в соответствии с национальным законодательством. Д(конца 1996 г. оба государства должны были обеспечить формирован» общей транспортной системы с едиными тарифами по перевозке грузов I пассажиров, а также объединенной энергосистемы общего научно технологического и информационного пространства. До конца 1997 г предусматривались синхронизация этапов, сроков и глубины экономических реформ, создание единой нормативно-правовой базы. К этому ж< сроку предполагалось унифицировать денежно-кредитную и бюджетную системы, создать условия для введения общей валюты.

Идеи глубоко интегрированного содружества, слияния экономического и духовного потенциалов, которые соответствуют коренным интересам и надеждам двух братских славянских народов, их претворение ] жизнь создает необходимые предпосылки для преодоления многих труд ностей, с которыми встретились Россия и Беларусь после распада Совет­ ского Союза. Процесс сближения двух государств последовательно осуществляется усилиями законодательных и исполнительных органов вла сти. В день памяти о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1996 г. I Бресте состоялось заседание Высшего Совета Сообщества, а 25 июня е Смоленске прошла первая сессия Парламентского Собрания Сообществ России и Беларуси. Председателем Собрания был избран Председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. Шарецкий. Усилия Парла­ментского Собрания были направлены на то, чтобы создать надежны? «правовой коридор» для действий исполнительных властей, хотя к этом) времени уже имелась серьезная договорно-правовая база (было подписано около ста межгосударственных и межправительственных договоров и согла­ шений, около 30 проектов документов находилось в стадии проработки).

В соответствии с курсом на дальнейшую интеграцию с Россией Пре­ зидентами А. Лукашенко и Б. Ельциным 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. Проект Устава Союза, вынесенные на всенародное обсуждение в обеих республиках, получил поддержку абсолютного большинства граждан, и 23 мая состоялось его официальное подписание президентами Республики Беларусь и Российской Федерации.

25 декабря 1998 г. в Москве были подписаны Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России и ряд других договоров. Шаг за шагом создавался фундамент всесторонней интеграции. К кон цу 1999 г. были сняты таможенные барьеры, открыты границы, что обес печило свободное перемещение людей из одной страны в другую. Был создан совместный бюджет, 90% которого шло на финансирование тридцати совместных программ. Действовало 9 финансово-промышленны) групп. Хотя и медленно, но двигался процесс унификации таможенного I налогового законодательства, сближения позиций в области энергетики транспорта и связи, пенсионного обеспечения.

В то же время интеграцию серьезно сдерживал ряд причин объективной и субъективного характера. В связи с этим двухсторонняя рабочая групп; подготовила проект Договора о Союзном государстве. Над ним активно рабо тали многие депутаты Парламентского собрания, сессии которого пр Минске и Москве. Белорусская сторона предлагала более высо! интеграции, но другая оказалась не готовой к радикальным мерам.

Проект Договора был вынесен на всенародное обсуждение: 91% граж­дан Беларуси полностью поддержали его, 3,3% высказались против, а у 5,7% граждан оказалось двойственное отношение к проекту.

8 декабря 1999 г. в Георгиевском зале Московского Кремля президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Дого­ вор о создании Союзного государства. Базой для данного Договора явились достигнутые ранее соглашения о Сообществе и о Союзе Беларуси и России. Договор предусматривал формирование на основе всенародного голосования общего парламента и создание законодательной базы для более углубленного союза и явился инструментом создания единого экономического таможенно­ го, оборонного, гуманитарного и информационного пространства.

После подписания Договора предпринимались определенны попытки по его реализации. В частности, в августе 2000 г. Совет Министров Союз­ного государства обсудил более 29 вопросов углубления белорусско-российского единения. Были проанализированы работа по сближению основных социальных и макроэкономических показателей, а также усилия по введению единой денежной единицы и формированию единого эмис­сионного центра, обсуждались вопросы создания единого таможенного пространства, системы тарифного и нетарифного регулирования. Стороны рассмотрели ход реализации соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования, совместные целевые программы и проекты. В это же время был подписан важный экономический документ - согла­шение между правительствами Беларуси и России о создании унификационного налогового законодательства и проведении единой налоговой по­литики. Состоялось решение об использовании с 1 января 2008 г. единой денежной валюты Союзного государства.

30 ноября 2000 г. в Минске состоялось очередное заседание высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России. На нем превалировали проблемы экономической интеграции двух стран, по­ скольку эта задача является важнейшей. Некоторые из вопросов удалось разрешить положительно. Однако обе стороны сохранили различные мне­ния по отдельным проблемам дальнейшего строительства Союзного госу­дарства. Очевидным является то, что Беларусь не может утратить свою независимость в этом Союзе. Во всех отношениях он должен быть равно­ правным Союзом двух суверенных государств. Именно таковой является позиция Президента Республики Беларусь А. Лукашенко.

В 2001-2006 гг. шел напряженный поиск путей дальнейшего единения братских народов, велась активная пропаганда общих восточнославянских культурно-моральных традиций и ценностей, преодоление периодически возникавших трудностей. В частности, камнями преткновения остаются приватизация белорусских предприятий при участии российского капита­ла и введение единого рубля. Не способствовало дальнейшей интеграции и некорректное заявление Президента Российской Федерации В. Путина о вхождении Беларуси в состав России в качестве субъекта федерации, сделанное в 2002 г. Это заявление в Беларуси было встречено с удивлени­ем. Президент А. Лукашенко вынужден был разъяснить, что союз и ан­шлюс - это абсолютно разные вещи. Как определенный шантаж воспри­нято в Беларуси и прекращение зимой 2004 г. поставок российского газа, хотя наша страна полностью производила оплату этих поставок. Однако и при наличии подобного рода трудностей Беларусь и Россия не отдалились друг от друга. Наоборот, сотрудничество обеих стран как на общегосудар­ ственном, так и региональном уровне обеспечивало все более близкое их сближение в русле унификации законодательства и отношений в сфере эко­ номики. Товарооборот между двумя странами составил в 2003 г. 11,5 млрд дол., США. В 2004 г. он достиг рекордного уровня - более 17 млрд. дол. США.

Белорусская сторона неоднократно заявляла, что наша страна открыта для самого тесного сотрудничества с Российской Федерацией. Тем не ме­нее, на рубеже 2006-2007 годов в отношениях обоих государств вновь проявились трудности, связанные с резким повышением цен на россий­ские энергоносители, поставляемые в Беларусь. Но возникшие затруднения успешно были преодолены.

В XXI век Беларусь вошла с твердым намерением жить в мире и согла­ сии со всеми народами, без социальных потрясений и революционных экспериментов, обеспечить мощь и процветание страны и благополучие народа.