Как китай помогал душманам во время афганской войны. Зарубежная помощь афганским моджахедам

  • 21.09.2019

"Про войну в Афганистане, кажется, написано в России всё. Кроме одного - об участии Китая в войне против СССР на территории Афгана, - пишет Павел Пряников в телеграм-канале Толкователь . - Это прямо факт умолчания в нашей новой истории. Понемногу говорится об этом, но без полной картины.

А картина состоит в том, что в первой половине войны, примерно до 1985 года основную тяжесть войны в Афгане против СССР взяли на себя китайцы, а также Египет, Иран и Саудовская Аравия. США на этом этапе боялись поставлять оружие со своей маркировкой, чтобы СССР не предъявил им претензии, и чтобы обставить войну как внутрирегиональный конфликт. И финансирование Америкой войны в Афгане было минимальным. Например, финансовая помощь моджахедам со стороны США в 1981-83 годах была на уровне $20-40 млн. в год.

Зато С.Аравия выделяла тогда по $200-300 млн. в год, и на эти деньги закупалось оружие в Китае - в основном советские аналоги (автоматы АК-47 и другое стрелковое оружие, и даже наши "Катюши" и ракеты "земля-воздух" - реплика нашей "Стрелы-2"). А в Египте вообще закупались остатки советского вооружения, которое туда поставил СССР, пока дружил с этой страной.

В 1983 году Китай поставил моджахедам 40 тысяч тонн оружия и боеприпасов, а в 1985 году - уже 70 тысяч тонн. Во многом именно благодаря китайцам противостоящие советским войска силы исправно и в достаточных количествах получали не только стрелковое оружие и гранаты, но и новейшие средства связи, ночные прицелы, гранатометы, противотанковые мины, 122-миллиметровые гаубицы и даже ракетные установки с дальностью стрельбы до 15 километров.

Афганская война тогда - это вооруженный конфликт не столько СССР и тамошних моджахедов, это - война между Советским Союзом с одной стороны и неофициальным альянсом Китая, арабских стран и США с другой.

Есть и статистика по военным советникам, готовивших моджахедов, и лидер тут вовсе не США: Китай - 844 советника. Франция - 619, и только затем с большим отрывом США - 289 советников.

Американские "Стингеры", сильно изменившие ход войны, пошли в Афганистан только в августе-сентябре 1986 года, тогда же финансирование американцами моджахедов выросло в разы - до $600-700 млн. в год. А так - тяжесть первого этапы войны против СССР в Афганистане вынесли китайцы, саудиты и иранцы. Кстати, и ввод советских войск в Афганистан начался перед страхом того, что Амин в сентябре 1979 года решил заключить дружеский и военный союз с Китаем.

Тема противостояния СССР и Китая в 1960-1980-е вообще почти табиуирована в российской новейшей истории".

Принято считать, что роковая война в Афганистане 1979-1989 годов – локальный конфликт между моджахедами-революционерами и официальными властями страны, которых открыто поддержало советское руководство. Однако по количеству сторон, втянутых в разборки, эта война вполне может считаться мировой. Свой вклад в борьбу так или иначе внесли и различные экстремисты – например, египетские и китайские, и целые государства – всего около 55 стран.

Раскол в расколе

Не будет преувеличением сказать, что в ходе войны в Афганистане мир раскололся на два лагеря. Но поводом для этого стали даже не сами боевые действия – на внутренние разборки, которые тянулись ещё с 1973 года, изначально мало кто обращал внимание.

«Красной тряпкой» стал ввод в страну советских войск. Решение Москвы разделило мировое сообщество на тех, кто счёл это вторжением в суверенную страну, и тех, кто оценил поддержку дружественного режима. Причём и в социалистическом лагере не все с пониманием отнеслись к такой борьбе за идеологию. Осудили намерения Союза в Югославии и Румынии, но жёстче всех оказалась реакция Поднебесной.

В частности, Китай непосредственное участие СССР в Афганской войне воспринял как агрессию против независимого государства. В качестве ответа одним из первых шагов Пекина стал бойкот Олимпийских игр 1980 года в Москве. Но этим КНР, конечно, не ограничилась.

Сделано в Китае

Политических заявлений для того, чтобы выразить свою позицию, китайцам оказалось недостаточно. В итоге Пекин поддержал моджахедов не только на словах, но и в военном плане.

По данным СМИ, более 840 специалистов из Поднебесной занимались обучением афганских повстанцев. Более того, Китай начал снабжать моджахедов оружием: сначала – произведёнными по лицензии автоматами Калашникова и гранатами, затем – 122-миллиметровыми гаубицами, ракетными установками и реактивными снарядами к ним.

Всего, по разной информации, моджахедам из КНР было поставлено более 100 тысяч тонн оружия. Причём если в 1981 году китайцы отправили 10 тонн, то к 1985 году – около 70 тонн.

В угоду конъюнктуре

Почему Китай пошёл на такой шаг – легко понять, взглянув на внешнюю политику Поднебесной в то время. Ещё в 1950-х годах отношения между Москвой и Пекином обострились. Сначала противостояние, вызванное десталинизацией в СССР и курсом, взятым Никитой Хрущёвым на «мирное сосуществование» с капиталистическими странами, носило идеологический характер. Однако на пике ситуация дошла и до военного столкновения на острове Даманский в 1969 году.

К 1980-м годам страсти между странами немного поутихли, но не настолько, чтобы Китай упустил повод для конфронтации. К тому же Пекину представилась прекрасная возможность чужими руками, но с китайским оружием, укрепить свои позиции на южных границах Советского Союза.

Были у китайцев и другие факторы, толкнувшие их на участие в афганском конфликте. К началу войны КНР уже перестал быть поборником идеи «ленинского меча». Незадолго до ввода советских войск, Пекин пошёл на сближение с Вашингтоном - в конце 1978 года между Китаем и США было подписано коммюнике об установлении дипломатических отношений, после чего Белый дом официально признал республику.

Сегодня именно Штаты считаются главным спонсором моджахедов. Однако на первом этапе войны в Афганистане Вашингтон отнюдь не горел желанием афишировать свою помощь, стремясь обставить происходящее как внутрирегиональный конфликт. В то же время США удалось взвалить бремя поддержки на своих союзников: давнего – Саудовскую Аравию, и новоиспечённого – Китай. Саудиты в начале выделяли на войну по 200-300 миллионов долларов в год, и почти все эти деньги шли на оплату оружия, покупаемого у китайцев.

Так что, ко всему прочему, на войне в Афганистане Пекину удалось ещё и подзаработать. И к счастью для него, никаких последствий это не имело. Более того, именно завершение конфликта положило начало восстановлению отношений между СССР и Китаем. Уже тогда роль поднебесной в Афганской войне начала замалчиваться, а сегодня, когда КНР считается чуть ли не самым важным стратегическим партнёром России, об этом вообще практически никто не вспоминает.

В 2013 году в Афганистане произойдут большие перемены, связанные с выводом иностранного контингента МССБ и с выборами президента страны, на которых Хамид Карзай не будет выставлять свою кандидатуру. В стране, буквально в течение нескольких месяцев изменится очень многое: правительство, общественные настроения, политические условия, военно-политическая обстановка. Эти изменения вызывают определенные опасения, поскольку речь идет о стране, в которой еще далеко не полностью укрепился режим безопасности и стабильность.

В принципе, в общих чертах свою позицию по Афганистану после президентских выборов и вывода иностранных войск высказали почти все основные партнеры этой страны, суть которой сводится к тому, что помощь в укреплении безопасности будет оказываться и после вывода войск. Совсем недавно, через группу экспертов, свою позицию высказал Китай, в типичной для него форме тихого, но весьма веского слова.


Китайское определение

Китайский подход значительно отличается от распространенных оценок ситуации в Афганистане и мнение группы китайских экспертов это в полной мере подтверждает. Если в западных странах военная операция в Афганистане считается борьбой с терроризмом, то в Китае ее называют войной, причем развязанной США. Эта война успеха не принесла и в политическом отношении полностью провалилась. Коалиционные силы не могут одержать победу в войне, но и не могут оставаться в стране дальше, и только поэтому они вынуждены уходить в 2014 году, считают в Китае.

Китайские эксперты не видят перспектив дальнейшего пребывания иностранных войск в Афганистане. Если США попробуют остаться в Афганистане на длительный срок, то это приведет к «неразберихе», что в специфической китайской трактовке означает: политическая нестабильность, резкое падение темпов экономического развития, усиление производства наркотиков, падение авторитета центральной власти и создание «анклавов» местной власти, а также усиление талибов.

Китайские товарищи, конечно, имеют собственное мнение и, выдвигая подобное определение, ясно показывают, что не намерены присоединяться к американской позиции. Но при этом они не прибегают к осуждению американской политики в Афганистане и демонстрируют, как будет видно дальше, прагматичный подход. Ситуация в Афганистане в определенной степени затрагивает и китайские приграничные интересы, в особенности связанные с СУАР, и в Пекине, безусловно, заинтересованы в прекращении войны, для чего Китай выражает готовность задействовать и свои немалые возможности.

Китай говорит от лица ШОС

Китайские эксперты, без сомнения, понимают настороженное отношение в мире к китайским внешнеполитическим инициативам, и потому предлагают целый план урегулирования в Афганистане от лица крупной региональной организации - ШОС, то есть в известной степени и от лица России.

Основные черты предлагаемого плана урегулирования состоят в следующем:

Участие в политике национального примирения, что признается им в качестве основного условия будущего Афганистана;
- соблюдение ШОС принципа уважения независимости и суверенитета Афганистана, территориальной целостности и признания той политической системы, которую он выберет сам, пусть бы это будет даже недемократичная политическая система (китайские эксперты считают, что демократические ценности не отвечают национальным интересам Афганистана);
- вовлечение международного сообщества по линии двухсторонних отношений (например, Афганистан - КНР, Афганистан - Россия и т.д.), по линии ООН и по линии ШОС;
- привлечение в качестве партнеров в урегулировании ситуации в Афганистане Турции и Ирана, а также привлечение Пакистана в качестве партнера, в силу чего Китай поддерживает принятие Пакистана в ШОС в качестве наблюдателя;
- Китай предлагает наладить координацию действий между НАТО и ШОС, но выдвигает требование, что не должно оставаться в регионе баз НАТО, а страны ШОС должны продолжать оказывать поддержку Афганской национальной армии и полиции, избегая при этом прямого военного вмешательства;
- поддержание стабильности в Пакистане тесно связано с поддержанием стабильности в Афганистане;
- вовлечение во вновь избранное правительство Афганистана всех политических сил, представителей национальностей и даже представителей влиятельных племен;
- в рамках политики урегулирования должно быть снисходительное отношение к умеренным талибам, что должно отдалить их от Аль-Каеды и сузить политическую почву для террористических организаций (по мнению китайских экспертов, большинство афганских талибов - умеренные);
- в политике национального примирения должна быть опора на умеренный ислам «афганского толка», и ШОС должен влиять на процесс примирения через своих умеренных исламских деятелей;
- в процессе урегулирования ситуации в Афганистане большую роль играет Россия.

Таким образом, позиция Китая существенно отличается от современного подхода к урегулированию ситуации в Афганистане. Эти отличия сводятся к тому, что Китай отвергает «конструкционный подход» к афганской государственности, который был реализован на Боннской конференции, вместо этого выдвигается приоритет афганской государственности и политической системы в том виде, в каком они сложатся в ходе внутреннего политического процесса. Китай отвергает приоритет западных стран в афганской политике и выдвигает приоритет соседних стран, как объединенных в ШОС, так и находящихся вне этой организации. Таким образом, Китай придерживается позиции, что афганское урегулирование - это региональный процесс.

Экономика как инструмент урегулирования

Со стороны ШОС также должна быть оказана большая экономическая поддержка Афганистану, и экономику китайские эксперты рассматривают как неотъемлемую часть плана урегулирования, исходя из своего опыта в СУАР. Основные черты экономического содействия сводятся к следующему:

Поддержка нового афганского правительства в улучшении жизни простого народа путем экспорта товаров народного потребления, что важно для ликвидации почвы для терроризма, экстремизма и сепаратизма;
- строительство объектов для трудоустройства афганцев (с возможным участием Пакистана в качестве младшего партнера-оператора),
- оказание экономической поддержки через ШОС, причем ШОС должен оказывать поддержку без оговорок («ШОС должна сделать все возможное для того, чтобы мировое сообщество действительно выполнило свое обещание перед Афганистаном и предоставило бы этой стране – Афганистану – необходимую поддержку и помощь без всяких оговорок», - заявил один из китайских экспертов по Афганистану);
- передача Афганистану китайского опыта ведения малого и среднего бизнеса, как альтернативы наркопроизводству.

Хотя сейчас экономические аспекты еще слабо проработаны, все же к этой части программы стоит отнестись серьезно, поскольку в экономическом развитии Афганистана могут принимать участие Китай, Россия, Казахстан, Пакистан, то есть основные торговые партнеры. Для реализации экономических программ есть немалые возможности по линии ШОС, Таможенного Союза, а также по линии весьма влиятельной региональной экономической организации CAREC, поддерживаемой АБР, Всемирным банком и ПРООН, которая в октябре 2012 года приняла масштабный план развития транспортных коммуникаций в Центральной Азии.

Китайские предложения весьма интересны и заслуживают большого внимания, поскольку предлагается долгосрочный план урегулирования ситуации силами региональных организаций с учетом интересов всех сторон, в первую очередь Афганистана (многие варианты подобных планов имели серьезный недостаток в том, что фактически исключали Афганистан из процесса выработки политики), с применением политических и экономических мер, а не силовых, которые уже показали весьма низкую эффективность в афганских условиях. Этот план привлекает своим масштабом, основательным подходом к разрешению сложной политической задачи, и вполне вероятно, что разработки китайских экспертов могут быть положены в основу новой политики урегулирования ситуации в Афганистане.

27 лет назад, в феврале 1989 года, закончился вывод советских войск из Афганистана. В тот же день глава отделения ЦРУ в Исламабаде телеграфировал в США: "Мы победили". Долгие годы считалось, что на протяжении 10 лет советские солдаты сражались исключительно с афганскими моджахедами, максимум - с силами народного сопротивления, плохо вооруженными и разрозненными. На деле же Афганистан стал очередной площадкой для противостояния двух мировых супердержав - США и СССР, как до этого - Корея и Вьетнам. Во время афганской кампании США запустили тайную программу "Циклон", в рамках которой "умеренная афганская оппозиция" получила миллиарды долларов и сотни тысяч единиц новейшего вооружения.

Зарождение "Циклона"

25 декабря 1979 года политическое руководство СССР приняло решение о начале полномасштабного военного вторжения в Афганистан - после многократных просьб афганского руководства. Это решение повлекло за собой крупнейшее (со времен Карибского кризиса) противостояние между СССР и Западом.

На ввод советских войск в Афганистан Штаты отреагировали немедленно. Президент Картер запретил экспортировать в Советский Союз зерно и продавать высокотехнологичную продукцию, блокировал совместные научные, экономические и культурные проекты. Бойкот Олимпиады-1980 стал частью этой санкционной политики. Однако это была существенная, но лишь видимая часть ответных действий со стороны Запада. Начиная с 1979 года и вплоть до вывода советских войск из Афганистана западные страны и их союзники поддерживали афганских боевиков финансово и технически.

Несмотря на то что официально начало кампании в Афганистане датируют 25 декабря, советское руководство еще весной 1979 года оказалось втянуто во внутриполитический кризис в этой стране. США не стали дожидаться конца года - уже 3 июля 1979 года президент Картер подписал директиву о тайной помощи противникам просоветского режима. Советник американского президента Збигнев Бжезинский позднее объяснил стратегию США в отношении Афганистана:

"Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают… Секретная операция была отличной идеей. Ее результатом стало заманивание Советского Союза в афганскую ловушку".

Знаменитый поцелуй Брежнева и Картера в Вене после подписания договора об ОСВ-2, июнь 1979 (ЦРУ уже спонсирует афганскую оппозицию)

С этого момента финансирование по линии ЦРУ гарантировалось всем, кто активно противостоял просоветскому режиму Хафизуллы Амина и Нура Тараки. В начале 1980 года Картер заявил о том, что вторжение советских войск в Афганистан - это "крупнейшая угроза миру с момента Второй мировой войны". Появилась возможность действовать более открыто. Первая партия оружия, состоящая из винтовок, поступила в Афганистан уже 10 января 1980 года. Тогда же было заключено соглашение с Саудовской Аравией, которая присоединилась к антисоветской оси Вашингтон-Исламабад.

Операция по финансированию и вооружению афганских моджахедов получила кодовое название "Циклон" и стала одной из самых секретных и дорогих операций ЦРУ за все историю существования этой секретной службы. На войну с Советским Союзом чужими руками американцы к 1989 году потратили минимум 4 млрд долларов.

Непосредственно за финансирование моджахедов и поставки им вооружения в рамках операции отвечали несколько высокопоставленных американских чиновников. В первую очередь - директор ЦРУ Уильям Кейси, который руководил избирательной кампанией Рейгана и не был кадровым разведчиком. Но, как и Рейган, прослыл рьяным антисоветчиком: он был уверен, что СССР стоял за покушением на папу римского Иоанна Павла II, а войну в Афганистане считал первым шагом к походу к Индийскому океану. Кейси ежегодно посещал Пакистан и Саудовскую Аравию с секретными визитами, встречаясь с лидерами антисоветской оси.

Вторым фронтменом стал член конгресса (и отчаянный повеса) Чарльз Уилсон. Его деятельность легла в основу голливудского фильма "Война Чарли Уилсона", который даже номинировался на Оскар. Легенда гласит, что включиться в борьбу с Союзом в Афганистане Уилсон решился после того, как растрогался, увидев лагеря беженцев на севере Пакистана. "Советы нам должны еще тысяч сорок солдат", - якобы сказал Уилсон, сравнивая потери, понесенные США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.

Конгрессмен Чарльз Уилсон позирует рядом с афганскими моджахедами

Фактор Пакистана

Особенность "Циклона" заключалась в том, что США действовали не напрямую, а через страну-прокси, в роли которой выступил граничащий с Афганистаном Пакистан. За 10 лет война в Афганистане унесла жизни всего трех граждан США: послов в Пакистане и Афганистане (оба погибли в 1979 году) и одного военного советника. Интерес Пакистана в войне против СССР в Афганистане был понятен. В случае окончательной победы просоветских сил его положение становилось воистину угрожающим — с одной стороны стояла Индия, грезившая решением "пакистанского вопроса", с другой — контролируемый советами Афганистан.

Существует версия, что окончательное решение об оказании помощи "афганской оппозиции" со стороны Пакистана было принято благодаря генералу Ахтару Абдуру Рахману Хану, начальнику пакистанской разведки ISI. Именно он убедил Зия-уль-Хака начать поддержку моджахедов. Пакистанский диктатор, имея ограниченные собственные ресурсы, решил сыграть на противоречиях между двумя супердержавами. Зия понимал, насколько он важен для США и торговался с Картером относительно объемов выделяемой помощи: в начале 1980-го он отверг предложение о транше в 400 млн долларов в течение двух лет, требуя большего.

И дождался. Более щедрое предложение поступило уже от Рейгана в 1981 году - 3,2 млрд долларов за пять лет. США рассчитывали, что получая эти деньги, Пакистан прекратит свои разработки ядерной бомбы. Президент Зия-уль-Хак в 1984 году дал даже "личные гарантии" вице-президенту Джорджу Бушу того, что атом в стране будет использоваться только для мирных целей. Однако в 1998 году мир узнал, что у Пакистана появилась атомная бомба.

Президент Пакистана Зия-уль-Хак (1978-1988)

В основном финансирование шло через сеть НКО, такие как "Комитет помощи Афганистану" (среди основателей - бывшие послы и сотрудники ЦРУ) и "Комитет свободного Афганистана" (создана по личной инициативе Маргарет Тэтчер).

США выделяли деньги в качестве помощи Пакистану, а они в свою очередь уходили в руки руководства ISI, которая и распределяла их среди группировок боевиков. Пакистанский генерал Мохаммед Юсуф так говорил о помощи из-за океана:

"Задачи ЦРУ в Афганистане ограничивались поставками оружия и военного оборудования, организацией транспортировки грузов в Пакистан, предоставлением денежных средств на приобретение оружия и его транспортировку… обучением пакистанских инструкторов… изготовлением фотоснимков со спутников, а также карт оперативного планирования и коммуникаций, консультациями по техническим вопросам…"

Пакистан стал главным оплотом афганских моджахедов. На северо-западе страны, т.н. "зоне племен", развернулась целая сеть полевых лагерей, в которых и готовили будущих боевиков. Здесь же лечили раненых, сюда приходило новейшее вооружение из США, обращению с которым обучали американские и пакистанские инструкторы. Также лагеря боевиков служили перевалочными пунктами, из которых в Афганистан отправлялись караваны с оружием.

В борьбе с советскими войсками принимали участие и пакистанские войска. Нередко самолеты пакистанских ВВС пересекали границу с Афганистаном и атаковали советские вертолеты и бомбардировщики, после чего тут же уходили обратно на свою территорию. "Я же должен был следить, чтобы мы их не слишком сильно провоцировали. Война с Советами означала бы конец Пакистана и, возможно, - мировую войну", - писал генерал Юсуф.

Доктрина Рейгана

В 1981 году к власти в США пришел Рональд Рейган, известный своей жесткой антисоветской политикой. Он сразу назвал ответ администрации Картера на ввод советских войск в Афганистан как слишком слабый. С этого момента начинается фаза активного присутствия США в афганских делах. Причем делается это все более открыто. Например, в 1983 году Рейган лично принял лидеров афганских боевиков в Белом Доме (похожие встречи повторялись еще как минимум дважды - в 1985 и 1987 годах). Рейган тогда же назвал своих гостей "моральным эквивалентом отцов-основателей США". В той встрече участвовал и Джалалуддин Хаккани - полевой командир Исламской Партии Афганистана, зависевший финансово не столько от ISI и ЦРУ, сколько от правительства Саудовской Аравии. Среди его подчиненных был небезызвестный Усама бен Ладен.

Американцы использовали появившийся шанс добиться дестабилизации в СССР в связи с афганской войной по максимуму. В октябре 1984 года директор ЦРУ Уильям Кейси во время визита в Пакистан предложил союзникам перенести войну на советскую территорию, используя Афганистан как плацдарм. Действовать было решено через Узбекистан. По сведениям Washington Post, ЦРУ вскоре предоставило пакистанцам несколько тысяч книг для пропагандистских целей среди жителей Узбекистана - Кораны и исторические сочинения, посвященные "узбекской национальной борьбе" против СССР.

Президент Рейган в окружении лидеров афганских моджахедов. Белый Дом, 1983

С 1985 года Штаты меняют тактику в отношении советских войск в Афганистане. Если раньше задачей максимум считалось нанесение максимального урона советской стороне, то с этого момента ставилась задача заставить СССР выйти из Афганистана побежденными. Добиться этого можно было только увеличив поставки вооружения. Один из американских чиновников Мортон Абрамовиц, возглавлявший в то время Бюро разведки и исследований Госдепа, вспоминал:

"В 1985 году нас реально тревожило то, что моджахеды проигрывают, что их численность уменьшается, отряды распадаются. Потери были высоки, а ущерб, который они наносили советским войскам, невелик".

В марте 1985 года Рейган подписал директиву по национальной безопасности № 166, в которой предписывалось действовать "любыми доступными средствами" при решении афганской проблемы в интересах США. Новая директива предполагала поставки повстанцам технологически новых видов оружия и более активное использование американской разведки.

Афганский моджахед со "Стингером"

Директива стала прямым руководством к действию. Уже в 1986 году американцы начинают поставки противовоздушных комплексов "Стингер", только-только принятые на вооружение в самих Штатах. "Стингеры" стали настоящей головной болью для советской авиации. С 1985 года объем поставляемого союзниками вооружения в Афганистан достиг 85 тысяч тонн в год, что включало в себя дальнобойные снайперские винтовки, ружейные гранатометы и многое другое. Некоторые виды вооружения, тем не менее, приходилось и покупать - с 1983 по 1987 Пакистан за 1,2 млрд долларов приобрел у США 40 самолетов F-16. Не менее важным для ведения боевых действий против СССР стали данные спутниковой разведки с американских космических спутников и разведданные о советских целях на поле боя в Афганистане.

Не США едиными

Помощь боевикам оказывал и коммунистический Китай, поставляя копии советского вооружения. Например, крупнокалиберный пулемет ДШК, излюбленное оружие моджахедов против советских вертолетов, в большинстве случаев был китайского производства, равно как и автоматы Калашникова старого образца, калибра 7,62. За время войны Китай вложил в "альтернативный" Пакистан порядка 400 млн долларов и направил около 300 своих военспецов для обучения афганцев в лагерях Пакистана.

Обсуждался даже вариант привлечения к кампании против СССР в Афганистане государства Израиль. Лоббировал это решение конгрессмен Уилсон, который, по его же собственным словам, был "израильским коммандо" в Конгрессе. Но присоединение Израиля к коалиции заблокировала Саудовская Аравия.

Полоса британской газеты The Independent, посвященная "антисоветскому воину" бен Ладену

Саудиты оказали серьезную поддержку боевикам исламистского толка. СССР вклинился глубоко в Азию и находился совсем рядом с наиболее богатым нефтью Ближним Востоком, а это вызывало у нефтяных шейхов беспокойство. Аравийские спецслужбы помогали находить, вербовать и оплачивать добровольцев для войны с СССР. Из Саудовской Аравии прибыл в Афганистан Усама бен Ладен, который с января 1980 года находился в Пакистане и главным образом заведовал финансами.

Ему удалось заметно улучшить "качество" моджахедов, привлекая мусульманских наемников-фанатиков, которые сражались с советскими войсками более успешно, чем афганские беженцы из Пакистана. Все тот же конгрессмен Уилсон нередко летал в Эр-Рияд, когда саудиты не спешили предоставлять Пакистану очередной транш на военные нужды, после чего спонсирование афганской "оппозиции" через Исламабад возобновлялось.

Уже к концу 80-х стало понятно, что американская "дружба против общего врага" с исламскими фундаменталистами не приведет ни к чему хорошему, о чем пророчески в разговоре с преемником Рейгана - Бушем-старшим - сказала премьер Пакистана Беназир Бхутто: "Вы создали Франкенштейна".

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"

Принято считать, что роковая война в Афганистане 1979-1989 годов – локальный конфликт между моджахедами-революционерами и официальными властями страны, которых открыто поддержало советское руководство. Однако по количеству сторон, втянутых в разборки, эта война вполне может считаться мировой. Свой вклад в борьбу так или иначе внесли и различные экстремисты – например, египетские и китайские, и целые государства – всего около 55 стран. Раскол в расколе Не будет преувеличением сказать, что в ходе войны в Афганистане мир раскололся на два лагеря. Но поводом для этого стали даже не сами боевые действия – на внутренние разборки, которые тянулись ещё с 1973 года, изначально мало кто обращал внимание. «Красной тряпкой» стал ввод в страну советских войск. Решение Москвы разделило мировое сообщество на тех, кто счёл это вторжением в суверенную страну, и тех, кто оценил поддержку дружественного режима. Причём и в социалистическом лагере не все с пониманием отнеслись к такой борьбе за идеологию. Осудили намерения Союза в Югославии и Румынии, но жёстче всех оказалась реакция Поднебесной. В частности, Китай непосредственное участие СССР в Афганской войне воспринял как агрессию против независимого государства. В качестве ответа одним из первых шагов Пекина стал бойкот Олимпийских игр 1980 года в Москве. Но этим КНР, конечно, не ограничилась. Сделано в Китае Политических заявлений для того, чтобы выразить свою позицию, китайцам оказалось недостаточно. В итоге Пекин поддержал моджахедов не только на словах, но и в военном плане. По данным СМИ, более 840 специалистов из Поднебесной занимались обучением афганских повстанцев. Более того, Китай начал снабжать моджахедов оружием: сначала – произведёнными по лицензии автоматами Калашникова и гранатами, затем – 122-миллиметровыми гаубицами, ракетными установками и реактивными снарядами к ним. Всего, по разной информации, моджахедам из КНР было поставлено более 100 тысяч тонн оружия. Причём если в 1981 году китайцы отправили 10 тонн, то к 1985 году – около 70 тонн. В угоду конъюнктуре Почему Китай пошёл на такой шаг – легко понять, взглянув на внешнюю политику Поднебесной в то время. Ещё в 1950-х годах отношения между Москвой и Пекином обострились. Сначала противостояние, вызванное десталинизацией в СССР и курсом, взятым Никитой Хрущёвым на «мирное сосуществование» с капиталистическими странами, носило идеологический характер. Однако на пике ситуация дошла и до военного столкновения на острове Даманский в 1969 году. К 1980-м годам страсти между странами немного поутихли, но не настолько, чтобы Китай упустил повод для конфронтации. К тому же Пекину представилась прекрасная возможность чужими руками, но с китайским оружием, укрепить свои позиции на южных границах Советского Союза. Были у китайцев и другие факторы, толкнувшие их на участие в афганском конфликте. К началу войны КНР уже перестал быть поборником идеи «ленинского меча». Незадолго до ввода советских войск, Пекин пошёл на сближение с Вашингтоном - в конце 1978 года между Китаем и США было подписано коммюнике об установлении дипломатических отношений, после чего Белый дом официально признал республику. Сегодня именно Штаты считаются главным спонсором моджахедов. Однако на первом этапе войны в Афганистане Вашингтон отнюдь не горел желанием афишировать свою помощь, стремясь обставить происходящее как внутрирегиональный конфликт. В то же время США удалось взвалить бремя поддержки на своих союзников: давнего – Саудовскую Аравию, и новоиспечённого – Китай. Саудиты в начале выделяли на войну по 200-300 миллионов долларов в год, и почти все эти деньги шли на оплату оружия, покупаемого у китайцев. Так что, ко всему прочему, на войне в Афганистане Пекину удалось ещё и подзаработать. И к счастью для него, никаких последствий это не имело. Более того, именно завершение конфликта положило начало восстановлению отношений между СССР и Китаем. Уже тогда роль поднебесной в Афганской войне начала замалчиваться, а сегодня, когда КНР считается чуть ли не самым важным стратегическим партнёром России, об этом вообще практически никто не вспоминает.