Невидимый город. Антология советской гражданской авиации

  • 08.09.2019

Гражданская авиация СССР

Составная часть единой транспортной системы и народно-хозяйственного комплекса СССР, обслуживала потребности народного хозяйства и населения в воздушных перевозках; использовалась в сельском хозяйстве, для аэрофотосъёмки местности, разведки полезных ископаемых и других работ. 17 января 1921 декретом «О воздушных передвижениях» устанавливались правила Полётов для советских и иностранных воздушных судов над территорией РСФСР и её территориальными водами». Положения декрета легли в основу Воздушного кодекса СССР (утвержденного в 1932, 1935, 1961, 1983).
8 ноября 1921 было образовано смешанное «Русско-германское общество воздушных сообщений» («Дерулюфт»). Регулярные полёты по первой международной почтово-пассажирской линии Москва - Кенигсберг открыл 1 мая 1922 пилот И. Ф. Воедило (в 1926 линия была продлена до Берлина, на ней работали такие известные лётчики, как Н. П. Шебанов, В. С. Рутковский и др.).
В начале 20 х гг. самолёты стали применяться помимо транспортных и на других видах работ. В июле 1922 на московском (Ходынском) аэродроме пилот Н. П. Ильзин провёл опытные полеты по опрыскиванию растений ядохимикатами для уничтожения вредителей и болезней сельскохозяйственных культур. К этому же времени (лето 1922) относится проведение аэрофотосъёмки дна Каспийского моря, цель которой - разведка его нефтеносных участков. 1 декабря 1922 при Главном управлении Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного Флота (Главвоздухфлот) была создана Инспекция ГВФ, призванная разрабатывать мероприятия по развитию гражданской авиации и осуществлять контроль за её деятельностью.
9 февраля 1923 Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление об организации Совета по гражданской авиации при Главвоздухфлоте. Этот день стал официальной датой рождения Г. а. СССР. Инспекция ГВФ являлась исполнительным и техническим органом Совета. В состав его вошли представители Главвоздухфлота, Высший совет народного хозяйства, наркоматов иностранных дел, торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Совет руководил всей деятельностью Г. а. СССР. 17 марта 1923 было создано первое авиатранспортное предприятие РСФСР - «Добролёт». В том же году аналогичные общества появились на Украине - «Укрвоздухпуть» и в Закавказье -«Закавиа» (в декабре 1929 на их базе организовано единое общество «Добролёт СССР»). Созданное в марте 1923 Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) уже через 3 месяца имело в своих рядах 196895 человек, а через год - около 1 миллиона человек. Общество друзей воздушного флот сыграло важную роль в укреплении материально-технической базы, пропаганде достижений Г. а. СССР. 15 июля 1923 открылась первая в СССР регулярная воздушная линия Москва - Нижний Новгород, первый рейс выполнил пилот Я. Н. Моисеев. 19 октябрь 1923 СТО утвердил ориентировочный план развития воздушных линий на 1924-1926, предусматривавший открытие новых авиалиний протяжённостью свыше 6 тысяч км в индустриальных районах, а также в Сибири, на Дальнем Востоке, в Закавказье и Средней Азии. Освоение советскими авиаторами воздушных путей проходило в сложных условиях; фактически не было средств навигации и связи, метеорологического обеспечения полётов. Однако несмотря на эти трудности, значение авиации как транспортного средства из года в год возрастало. На внутренние линии вышли отечественные самолёты АК-1, У-2, К-5, АНТ-4. Успешно эксплуатировался самолёт ПМ-1 на трассах Москва - Ленинград, Москва - Берлин. В 1926 начались полёты из СССР в МНР по авиалинии Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) - Урга (ныне Улан-Батор), а в 1927 были открыты линии Ленинград - Берлин, Ташкент - Кабул. За 1923-1928 ГВФ перевёз свыше 28 тысяч пассажиров и около 700 т грузов. В 20 е гг. совершались перелёты с целью освоения новых воздушных трасс, проверки качества отечественных самолётов и двигателей. В них участвовали Б. К. Веллинг, М. М. Громов, А. Н. Екатов, А. И. Томашевский, С. А. Шестаков и другие пилоты.
Для успешного решения задач, поставленных перед Г. а. СССР в годы предвоенных пятилеток, требовались новые, более совершенные формы её организации. В связи с этим 23 февраля 1930 Совет по гражданской авиации был упразднён, а его функции переданы Главной инспекции. В целях дальнейшей централизации деятельности Г. а. СССР 29 октября 1930 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР образовано Всесоюзное объединение ГВФ (ВОГВФ) при СТО («Добролёт» и Главная инспекция упразднены). 25 февраля 1932 ВОГВФ было преобразовано в Главное управление ГВФ (ГУГВФ) при Совет Народных Комиссаров СССР, получившее название «Аэрофлот». В подчинении ГУГВФ находились хозрасчётные тресты «Трансавиация», «Сельхозавиацня» и другие, которые 19 мая 1934 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР были ликвидированы, вместо них образованы 12 территориальных Управлений Г. а. СССР: Московское, Украинское, Среднеазиатское, Закавказское, Казахское, Северо-Кавказское, Западно-Сибирское, Волжское, Уральское, Восточно-Сибирское, Дальневосточное, Северное. ГУГВФ были переданы из Наркомзема СССР сельскохозяйственная авиация (ноябрь 1932) и из Наркомздрава СССР санитарная авиация (ноябрь 1937). Для работников Г. а. СССР в 1932 были введены форменная одежда и знаки различия. В 1935 учреждён нагрудный знак «Отличник Аэрофлота». В 30 е гг. получили развитие воздушные сообщения в центральных районах страны, в Казахстане (авиалинии соединили Алма-Ату с Куста-Наем, Акмолинском, Карагандой и др.), на европейском Севере (линия Архангельск - Сыктывкар и др.), в Сибири и на Дальнем Востоке.
Задачи по обслуживанию научно-исследовательской экспедиции в северных широтах, ледовой разведке и проводке судов решало управление полярной авиации, входившее в состав Главсевморпути (организовано 17 декабря 1932). Беспримерная в истории воздушно-транспортная операция по спасению участников экспедиции на пароходе «Челюскин» продемонстрировала мужество пилотов, большие возможности отечественных самолётов (см. Челюскинская эпопея). Видное место в покорении Северного полюса заняла Арктическая воздушная экспедиция 1937.
В 1940 в СССР насчитывалось 150 крупных аэропортов, часть которых была оборудована системой слепой посадки «Ночь-1» (принята в эксплуатацию в 1939). Парк Г. а. СССР пополнился новыми пассажирскими самолётами ПС-35 и ПС-84 (Ли-2), имелась большая сеть местных линий во всех районах страны. В 1940 было перевезено 410 тысяч пассажиров, 475 тысяч т грузов, 14,6 тысяч т почты. В 20-30 х гг. Г. а. СССР возглавляли: П. И. Баранов (1924-1930), А. З. Гольцман (1930-1933), И. С. Уншлихт (1933-1935), И. Ф. Ткачёв (1935-1938), В. С. Молоков (1938-1942).
В начале Великой Отечественной войны ГУГВФ в оперативном отношении подчинялось Наркомату обороны. Были сформированы шесть авиагрупп ГВФ особого назначения, три авиаотряда для авиационного обеспечения частей Военно-морского флота и эскадрилья связи. В мае 1942 ГУГВФ подчинено командованию Военно-воздушных сил Красной Армии, в ноябре на базе авиагрупп созданы отдельные авиаполки ГВФ и три авиадивизии: транспортная, связи и перегонки самолётов. Гражданские авиаторы на самолётах Ли-2, ПС-40, У-2 и других совершали полёты к линии фронта и в тыл врага, обеспечивали действия партизан, доставку десантов, вооружения, боеприпасов, продовольствия, оказывали интернациональную помощь участникам Сопротивления Болгарии, Польши, Чехословакии, Югославии. За годы Великой Отечественной войны экипажами Г. а. СССР на фронте и в тылу перевезено более 2 миллионов 350 тысяч человек и 278 тысяч т грузов. Только с посадкой в тылу врага ими совершено свыше 19 тысяч самолёто-вылетов, перевезено 27574 человек, 4549 т грузов. Ратный подвиг гражданских авиаторов был высоко оценён: более 12 тысяч человек отмечены наградами СССР, 6 фронтовых подразделений преобразованы в гвардейские, 12 присвоены почётные наименования, 9 награждены орденами и медалями, 15 авиаторам присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны осуществлён ряд важных мероприятий по восстановлению разрушенных объектов Г. а. СССР и развитию сети воздушных сообщений. В результате напряжённой работы к концу 1945 были подготовлены к эксплуатации в сложных метеоусловиях и ночью аэропорты на трассах Москва - Иркутск, Москва - Ташкент - Алма-Ата, Москва - Баку - Ашхабад. В целом по стране в 1945 объём авиаперевозок возрос вдвое по сравнению с 1940.
Г. а. СССР оснащалась новой авиационной техникой - самолётами Ил-12, Ан-2, Ил-14, Як-12. С 1954 началось широкое внедрение в эксплуатацию вертолётов Ми-1 и Ми-4. В середине 50 х гг. аэропорты 1 го класса начали оборудоваться курсоглиссадной системой посадки СП-50. Широкое внедрение УКВ радиосвязи значительно повысило оперативность управления воздушным движением и качество радиообмена между работниками службы управления воздушным движением и командирами воздушных судов. В мае 1954 ГУГВФ было подчинено Совету Министров СССР. Знаменательным стал 1956, когда на авиалинии вышел первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. 15 сентября 1956 на самолёте Ту-104 был выполнен первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Москва - Иркутск. В этом же году самолёты Ту-104 стали летать на линиях Москва - Тбилиси, Москва - Ташкент, Москва - Хабаровск, а 12 октября 1956 состоялся первый рейс по международной линии Москва - Прага. В 50 х гг. созданы и первые советские турбовинтовые пассажирские самолёты. К концу 50 х гг. на воздушных трассах эксплуатировались магистральные самолёты Ту-114, Ту-104, Ил-18, Ан-10 и самолёты местных авиалиний Ил-14, Ли-2 и Ан-2. В различных отраслях народного хозяйства использовались многоцелевые вертолёты Ми-6, Ка-15, Ка-18. В 1958 аэродромы стали оснащаться прожекторами и линзовыми огнями высокой интенсивности, а с 1960 - радиомаяками ближней навигации, позволявшими экипажам в любое время суток определять своё местонахождение на трассе.
В 60 е гг. в Г. а. СССР проведён ряд организационных мероприятий, направленных на централизацию и улучшение деятельности отрасли. 3 января 1960 в ведение ГУГВФ была передана полярная авиация Главсевморпути. 27 июля 1964 на базе ГУГВФ образовано общесоюзное Министерство гражданской авиации (МГА), на которое возлагалось руководство воздушным транспортом как составной частью народного хозяйства СССР. В подчинении Министерства гражданской авиации (организационная структура сохранилась в основном до конца 80 х гг.) находились управления гражданской авиации во всех союзных республиках, выполнявшие как транспортные работы, так и работы по применению авиации в народном хозяйстве, Транспортное управление международных воздушных линий (с февраля 1971 Центральное управление международных воздушных сообщений - ЦУМВС), отраслевые вузы и средние специальные учебные заведения, авиаремонтные заводы, научно-исследовательские организации, строительно-монтажные управления. Расширению географии полётов на трассах союзного значения способствовали поступившие в Г. а. СССР реактивные самолёты Ту-124, Ил-62, Ту-134; на линии местного значения вышли комфортные самолёты Ан-24 и Як-40. Укреплялась и наземная материально-техническая база отрасли. В 1970 перевезено 71,4 миллионов пассажиров, 1516,2 тысяч т грузов, 328,2 тысяч т почты. 14 ноября 1970 СССР вступил а члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
В рамках Международной организации гражданской авиации советские специалисты участвовали в подготовке международных правовых норм, связанных с ответственностью за ущерб, причинённый воздушным судном, внесли вклад в разработку конвенции о правах и обязанностях командира воздушного судна. СССР был инициатором принятия решения об усиления деятельности Международной организация гражданской авиации в вопросах использования космической техники для нужд гражданской авиации.
В 70-80 х гг. работы по совершенствованию Г. а. СССР продолжались. В 1972 была внедрена АСУ «Сирена» для бронирования и продажи билетов на внутренних авиалиниях, имевшая выходы на пульты-манипуляторы более 40 агентств «Аэрофлота» в крупных городах страны. 9 февраля 1972 состоялся первый рейс турбореактивного самолёта Ту-154 из Москвы в Минеральные Воды. В том же месяце самолёты Ту-154 начали летать по трассе Москва - Симферополь, а через год - Москва - Челябинск. В октябрь 1974 сибирские авиаторы освоили на этом самолёте авиалинию Новосибирск - Москва. В 1976 самолёты Ту-154 связали воздушным сообщением Москву с Алма-Атой, Братском, Барнаулом, Ереваном. В Якутии и Средней Азии проходили эксплуатационные испытания 17-местные самолёты Л-410 производства Чехословакии, предназначенные для местных воздушных линий, в Тюмени - самолёт Ил-76Т грузоподъёмностью 40 т. Поступление в Г. а. СССР новой техники, расширение географии полётов требовали ускоренного строительства аэровокзалов, гостиниц, грузовых складов. В 1971-1976 были построены и сданы в эксплуатацию аэровокзалы общей пропускной способностью 20 тысяч пассажиров в 1 ч (среди крупных - Ленинградский, Алма-Атинский, Минский, Магаданский и др.), гостиницы в Тюмени, Красноярске, Сургуте, Чите, Салехарде и др. Рост интенсивности воздушного движения, эксплуатация скоростных многоместных самолётов и сложной наземной авиационной техники вызвали необходимость осуществления комплексных мер по обеспечению безопасности и повышению регулярности полётов. В феврале 1973 при Министерстве гражданской авиации были созданы Госавианадзор СССР и Госавиарегистр СССР, преобразованные в сентябре 1986 в Государственную комиссию по надзору за безопасностью полётов при Совете Министров СССР. Для совершенствования управления воздушным движением аэропорты оснащались новыми маркерными радиомаяками системы посадки и азимутально-дальномерными радиомаяками ближней навигации. Магистральные самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134 оборудовались новой системой регистрации параметров полёта, более совершенными бортовыми радиостанциями КВ и УКВ диапазонов. В 1971-1975 расширились связи «Аэрофлота» с авиакомпаниями зарубежных стран. В ноябре 1972 самолёт Ил-62М проложил воздушную трассу из Москвы через Алжир и Рабат в Гавану. Начались полёты по линиям Москва - Лондон - Нью-Йорк, Москва - Париж - Монреаль, Успешно эксплуатировалась транссибирская авиамагистраль; между Западной Европой и Японией через СССР курсировали самолёты «Аэрофлота», зарубежных авиакомпаний «ДЖАЛ», «Эр Франс», «САС», «Люфтганза» и др. СССР внёс важные предложения в Международная организация гражданской авиации по совершенствованию методов воздушной навигации, разработке стандартов на авиационную технику, внедрению метрической системы единиц. Продолжая наращивать объём работ по обслуживанию отраслей народного хозяйства. Г. а. СССР внесла значительный вклад в освоение нефтяных и газовых месторождений, строительство газопроводов и нефтепроводов. Многие работы по транспортировке тяжеловесного крупногабаритного оборудования выполнялись с помощью самолётов Ил-76Т и вертолётов Ми-6, Ми-8, Ми-10К. Расширению масштабов аэрофотосъёмочных работ способствовало поступление в Г. а. СССР новых самолётов-аэрофотосъёмщиков Ан-30. В 1971-1975 была сфотографирована площадь 28 миллионов км2. В сельской местности широкое распространение получило строительство опорных баз и аэродромов с твёрдым покрытием взлётно-посадочной полосы (к концу 80 х гг. их насчитывалось свыше 2000 свыше 400 строилось). На полях Казахстана ежегодно участвовало в работах по уничтожению сорняков около 900 самолётов. Обрабатываемая с воздуха площадь сельскохозяйственных угодий в Нечернозёмной зоне РСФСР составляла 80 миллионов га. Росли объёмы авиационных работ по охране лесных богатств страны, обработке хлопчатника. В середине 70 х гг. Г. а. СССР стала рентабельной отраслью народного хозяйства страны. В 1975 «Аэрофлот» перевёз 98,1 миллионов пассажиров, 2091,4 тысяч т грузов, 380,9 тысяч т почты,
В 1976-1980 было построено свыше 80 аэровокзалов общей пропускной способностью около 20 тысяч пассажиров в 1 ч. В их числе Шереметьево-2 в Москве, аэродромные комплексы в Таллинне, Фрунзе, Ереване, Владивостоке и др. Реконструкция Внуковского аэропорта, в Москве повысила его пропускную способность до 4100 пассажиров в 1 ч. Построено и реконструировано 25 взлётно-посадочных полос для приёма самолётов Ил-62 и Ту-154 в Петропавловске-Камчатском, Хабаровске, Красноярске, Певеке и др. После введения в эксплуатацию в январе 1977 первой отечественной АСУ «Старт» в ленинградском аэропорту Пулково ею были оснащены аэропорты в Киеве (Борисполь), Ростове-на-Дону, Минеральных Водах, Сочи. В 1981 введена в действие АСУ в московской воздушной зоне, рассчитанная на одновременную обработку данных по 325 самолётам, находящимся в воздухе. Продолжалось оснащение самолётов Ил-62, Ту-154, Ту-134 комплексом средств автоматизированного захода на посадку в сложных метеоусловиях. В целях экономии авиационного топлива проводилась дальнейшая работа по «спрямлению» трасс, широкому использованию тренажёрной техники.
В конце 70 х гг. введены в эксплуатацию 350 местный широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-86 и ближний магистральный пассажирский самолёт Як-42. В 80 е гг. созданы пассажирские самолёты нового поколения - широкофюзеляжный дальний магистральный самолет Ил-96-300, средний магистральный самолёт Ту-204, самолёт Ил-114 для местных воздушных линий и др.
К концу 80 х гг. «Аэрофлот» перевозил ежегодно более 120 миллионов пассажиров, около 3 тысяч т грузов, свыше 400 тысяч т почты. На долю воздушного транспорта приходилось до 20% общего пассажирооборота СССР, а на дальних магистралях (4 тысяч км и более) - свыше 80%. Доля авиаперевозок в грузообороте страны была невелика (менее 0,1%). Самолёты Г. а. СССР выполняли регулярные полёты в 4000 городов и населенных пунктов Советского Союза и в аэропорты почти 100 зарубежных государств. Общая протяжённость воздушных линий «Аэрофлота» превысила 1 миллион км. Значительно возросли скорость перевозок, производительность полётов и их эффективность. Расширялось применение Г. а. в сельском хозяйстве, энергетическом строительстве, лесной промышленности и в других отраслях.
Подготовку кадров Г. а. СССР вели отраслевые учебные заведения: Академия гражданской авиации в Ленинграде, институты инженеров гражданской авиации в Москве, Киеве, Риге, высшие лётные училища в Кировограде и Актюбинске, а также институт повышения квалификации в Ульяновске, лётные и технические училища. В конце 1980 Актюбинское и Кировоградское лётные училища готовили пилотов для транспортной авиации, Сасовское и Бугурусланское - для авиации местных линий, Краснокутское и Кременчугское (вертолётное) - для народно-хозяйственной авиации. С 1978 в лётных училищах гражданской авиации был введён профессионально-психологический отбор абитуриентов. Г. а. СССР имела несколько научно-исследовательских институтов: Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, «Аэропроект», Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением и др.
В 40-80 х гг. Г. а. СССР возглавляли: Ф. А. Астахов (1942-1947), Г. Ф. Байдуков (1947-1949), С. Ф. Жаворонков (1949-1957), П. Ф. Жигарев (1957-1959), Е. Ф. Логинов (1959-1970), Б. П. Бугаев (1970-1987), А. Н. Волков (1987-1990), Б. Е. Панюков (1990-1991). Г. а. СССР награждена орденами Ленина (1963), Октябрьской Революции (1973).

Региональный сектор воздушного транспорта региона, который связан с короткими и средними расстояниями, в основном соответствует районам, где наземные транспортные средства сталкиваются с особыми трудностями и для которых могут использоваться относительно небольшие размеры и грузоподъемность, но характеризуется низкими эксплуатационными расходами и возможностью работать на ограниченных по склонах аэропортах склонах.

Несмотря на то, что в последние несколько лет число воздушных судов, зарегистрированных для общей авиации, занято в бизнесе, воздушной работе и пилотировании. Бизнес и удовольствие 26, 5 млн. часов 60, 7%. Из них около 76% принадлежат Соединенным Штатам. Даже здесь, хотя большая часть вертолетов оснащена поршневыми двигателями, самый быстрый рост в отрасли турбинного оборудования. Увеличение объема воздушного движения сильно отражается на управлении движением, особенно в районах интенсивного движения, где воздушное пространство часто достигает насыщения, что вызывает значительные задержки.

  • - филат. назв. серии почт, марок СССР 1934 «К 10-летию Гражданской авиации СССР и советской авиапочты» . На рис. марок серии - самолет АНТ-9 над различными районами страны...

    Большой филателистический словарь

  • - ежемесячный иллюстрированный массовый журнал...

    Энциклопедия техники

  • - см. Гражданская авиация...

    Большой юридический словарь

    Решение связано с совершенствованием средств автоматизации и управления, а также, конечно, увеличением количества дорожек и аэропортов, а также регулированием воздушного потока с непредвиденными расходами во избежание рисков столкновения. Для этого необходимо добавить автоматическую систему для мониторинга, управления и контроля наземного трафика и улучшения информации в реальном времени о движении ветров к подходу и взлету. Своевременное знание метеорологических явлений имеет важные последствия для распоряжения аэропортовым движением, поскольку все системы сигнализации и определение порядка прибытия, а также оптимальное использование ресурсов аэропорта в значительной степени зависят от знания ветров Поэтому желательно применение радиолокационных установок атмосферы.

  • - вид авиации в Российской Федерации. используется в целях обеспечения потребностей граждан и экономики государства в воздушных транспортных перевозках...

    Административное право. Словарь-справочник

  • - вооруж. борьба рабочих и крестьян Сов. России в защиту завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции против вооруж. сил внутр. контрреволюции и иностр. интервентов...
  • - вооруж. борьба иностр. империализма и внутр. контрреволюции против социалистической революции в России с целью ликвидации Сов. гос-ва, восстановления помещичье-бурж. строя, расчленения и порабощения Сов....

    Советская историческая энциклопедия

    Метеорологические радиолокационные установки для мониторинга и тревожных погодных явлений особенно желательны на этапах запуска и прибытия. Отметим, что из-за перегруженности в воздушном пространстве есть задержки одного рейса каждые 5, две трети из-за неадекватности систем управления движением. С течением времени ситуация ухудшается, что также требует принятия мер на уровне управления, начиная от гармонизации национальных систем управления воздушным движением и заканчивая долгосрочным внедрением единой интегрированной системы управления для всех европейских государств.

  • - "...1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации..." Источник: "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03...

    Официальная терминология

  • - "...3. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.....

    Официальная терминология

  • - по воздушному законодательству РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики...

    Большой юридический словарь

    С расширением воздушного движения также повысился вопрос безопасности полетов, хотя продвижение авиационных технологий, в частности электроники и компьютеров, преследует цель сокращения «авиационного риска». Летная аппаратура и та же самая кокпит подвергаются радикальной трансформации, направленной на повышение безопасности, уменьшая усталость экипажа и адаптируя взаимодействие между человеком и машиной. Эта философия вдохновлена ​​представлением данных о полетном поведении «голова к голове», то есть они проецируются на полупрозрачное зеркало специального инструмента или ветрового стекла, не заставляя пилота разделить его внимание между приборной панелью и окружающей средой снаружи.

  • - I Гражда́нская авиа́ция отрасль народного хозяйства, обслуживающая потребности народного хозяйства и населения в воздушных перевозках...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа - советское социалистическое государство - и тем положила начало...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Вооруженные Силы СССР - военная организация Советского государства, предназначенная для защиты социалистических завоеваний советского народа, свободы и независимости Советского Союза...

    Большая Советская энциклопедия

    На аналогичной основе создаются централизованные системы сигнализации и задействовано автоматическое отображение видеоизображений соответствующих данных. Это упрощает чтение контрольных списков и процедур на разных этапах полета, и допускается мгновенное получение нескольких параметров, превышающих количество, предоставляемое отдельными бортовыми приборами в соответствии с классическим расположением. позволяет пилоту в реальном времени знать эволюцию полета и принимать немедленные решения. Запланированный компьютер способен определять, в каждом конкретном случае, отличный профиль миссии и, наконец, подключенный к автопилоту и управлению двигателем, может обеспечить полную автоматизацию полетов.

  • - Советские профсоюзы - самая массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих, колхозников и служащих всех профессий без различия расы, национальности, пола и религиозных...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Объективная основа экономического районирования - территориальное разделение труда, а экономический смысл - повышение эффективности общественного производства в результате специализации и...

    Большая Советская энциклопедия

  • - используется в целях перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; выполнения авиационных работ в отдельных отраслях экономики; оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий...

    Большой энциклопедический словарь

    Разумеется, не только человеческий фактор определяет регулярность полета в безопасности и который оказывает существенное влияние на критерии отбора, обучения, выпуска и обновления квалификационных титулов, но в значительной степени способствует этому, эффективность машины, по существу, в зависимости от количества циклов усталости от земли к земле, на которые она подвержена в течение срока ее службы и технического обслуживания. Из-за задержки, с которой авиационная промышленность реагирует на значительное увеличение спроса, продлить срок службы летательного аппарата и использовать рынок использованных, с увеличением числа циклов усталости бегущей машины и последующим уменьшением пределов безопасности.

"Гражданская авиация СССР" в книгах

Глава 9 Гражданская война народов СССР

Из книги Бойня 1939–1945. Не Вторая Мировая, а Великая Гражданская! автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 9 Гражданская война народов СССР Гитлер своей нелепой политикой сумел сплотить народы СССР против себя. Ф. Гальдер Вторая мировая война стала гражданской войной для каждого из народов СССР, которых лизнул ее огонь.Гитлер категорически возражал против создания

В гору, круиз, скоростной спуск 25%. Статистические данные о смертельных инцидентах, связанных с регулярными пассажирскими услугами в мире в последние годы, показаны на рис. Уровень безопасности значительно варьируется в зависимости от типа воздушных судов, поскольку число пассажиров, погибших при авариях на реактивных самолетах, значительно ниже, чем у самолетов пропеллера. Эта разница частично объясняется характеристиками обслуживаемой сети и общими условиями эксплуатации этих двух категорий воздушных судов, а также большей надежностью турбореакторов.

Глава XXI. Гражданская авиация

Из книги Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны автора Дуэ Джулио

Глава XXI. Гражданская авиация Вскоре по окончании войны я писал в статье «Politica aerea mediterannea (журнал «Nuova Antologia» от 16 января 1919 г.):«О будущем воздушного передвижения, как средства прогресса цивилизации, могут существовать различные мнения, но одно является определенным и

Человеческая ошибка сохраняется как в нормальных условиях полета, так и при неблагоприятных условиях. В нормальных условиях основными нарушениями рекомендованных правил вождения являются основные причины ошибки. Наиболее серьезные проявления влияния человеческого фактора наблюдаются в случаях отказа и деформирование систем бортов или отображение пилота на неблагоприятные внешние события. Эти проявления особенно важны в фазах полета, где время сокращается, и требуются прямые действия по контролю. Наиболее распространенными типами ошибок являются задержка в обнаружении ненормальной ситуации или деписажа; ошибочный диагноз «неудачи» решающего вмешательства в конце возникновения ненормальной ситуации; ошибочные маневры в попытке решить ненормальную ситуацию, со значительной разницей в отношении установленных процедур.

5.1. Гражданская авиация

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

5.1. Гражданская авиация Действующим законодательством предусмотрено обязательное страхование жизни и здоровья авиационного персонала.Отраслевым тарифным соглашением в гражданской авиации России на 2007 – 2009 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 04.12.2007,

Нештатными или сложными ситуациями являются местный пожар на борту, отказ органов управления, остановка двигателя в полете, разгерметизация кабины, огонь силовой установки и т.д. И только готовность и правильная реакция самолета Экипаж, подвергнутый повышенному психофизическому давлению из-за неблагоприятных факторов, может помешать аномальной ситуации переродиться в более критическую ситуацию.

Расследование авиационных происшествий, поиск причин, как правило, не позволяет им повторить и обеспечить как можно большую выживаемость, если произойдет негативное событие. Эта конечная цель является предметом новой дисциплины, который имеет тенденцию ограничивать ущерб людям, находящимся на борту в случае аварии, путем изучения систем защиты от ударов, вызванных ускорениями полета, авариями или пожарами и системами эвакуации. В качестве показателя выживания можно предположить процент оставшихся в живых по сравнению с общим количеством пассажиров, участвующих в смертельной авиакатастрофе.

Из книги Советский Союз в локальных войнах и конфликтах автора Лавренов Сергей

Приложение №2. Гражданская война в Китае и позиция

Гражданская война 1918-1922 гг. Её главный итог - образование СССР

Из книги Империя СССР. Народная сверхдержава автора Голенков Алексей Николаевич

Гражданская война 1918-1922 гг. Её главный итог - образование СССР Русская социалистическая революция (Октябрьская) 1917 г. была совершена в интересах абсолютного большинства народов России. Подавляющее большинство населения оказалось на стороне Советской власти. Поэтому

Средняя выживаемость за рассматриваемые десять лет составляет 36%, что выше, чем в 1970-х годах, что составляло порядка 26%. Одна из самых критических ситуаций, связанных с выживанием пассажиров, связана с развитием бортовых пожаров, где огонь быстро распространяется, образуя продукты сгорания неметаллических материалов внутри самолета, которые в высшей степени токсичны. Было отмечено, что часто смерть пассажиров вызывает удушье, прежде чем воздействие самолета на землю и, следовательно, для обеспечения выживания пассажиров необходимо использовать материалы, которые выделяют продукты сгорания, допустимые на определенный период время от человеческого тела, чтобы обеспечить экстренный спуск, вынужденную посадку и эвакуацию самолета.

Глава 1. Военная и гражданская авиация СССР: состояние и тенденции развития в 1938-м - первой половине 1941 года

Из книги Развитие советской авиации в предвоенный период (1938 год - первая половина 1941 года) автора Степанов Алексей Сергеевич

Глава 1. Военная и гражданская авиация СССР: состояние и тенденции развития в 1938-м - первой половине 1941 года Данная глава посвящена описанию и тенденциям развития накануне Великой Отечественной войны авиации Красной армии, флота и НКВД, а также авиации гражданских

Также было замечено, что удаление дыма и газов из кабины эффективно, открывая заднюю дверь и аварийные выходы в квоту безопасности и обеспечивая максимальную подачу свежего воздуха через систему кондиционирования воздуха. Тесно связанное с вопросами безопасности полетов явление воздушного терроризма, которое в последние годы развилось до уровня беспрецедентной преступности. Действительно, несмотря на то, что действия угона и саботажа гражданских самолетов, по-видимому, снижаются, однако они, как представляется, имеют более жестокий характер, поэтому число погибших пассажиров возвращается на подъем, как видно из рис.

Украинская химера в ХХ веке: революция, гражданская война, СССР

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

Украинская химера в ХХ веке: революция, гражданская война, СССР Сразу после Февральской революции и свержения российской монархии, в марте 1917 г. лидеры подпольной партии украинских самостийников и либералов «Товарищество украинских прогрессистов» М.С. Грушевский, Е.Х.

Хотя действия пиратства, такие как незаконные уловы самолетов, снижаются с середины 1970-х годов, когда вступили в силу меры по проверке и фильтрации пассажиров и багажа, число умерших пассажиров увеличивается и отражает растущее насилие в отношении террористических актов. Таким образом, хотя количество инцидентов с саботажем остается практически постоянным, тенденция к полному уничтожению самолета очевидна, поэтому совершенствование профилактических мер по обнаружению внедрения взрывчатых материалов на борту, которое прибегает к к самым передовым технологиям обнаружения, таким как радиоскопия и анализ гамма-излучения и тепловые нейтроны.

В какой стране самая надежная гражданская авиация?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

В какой стране самая надежная гражданская авиация? По данным на 1998 год, за все время существования авиации в Австралии ни один человек не погиб в катастрофе коммерческого самолета (это не касается военных, личных и спортивных машин). Мало того, австралийские реактивные

В последние несколько лет наблюдается повышенный интерес к высокоскоростным сверхзвуковым и гиперзвуковым плоскостям. С другой стороны, сверхзвуковой самолет связан с серьезной проблемой акустического шума, которая препятствует переполнению населенных пунктов и поэтому представляет собой значительное ограничение в отношении распространения этого типа воздушных судов. Однако концепция сверхзвукового самолета второго поколения остается относительно классической, по существу связанной с уменьшением удельного расхода турбоагрегата.

Гражданская авиация

БСЭ

«Гражданская авиация»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

№ 9 ЗАПИСКА НАРКОМА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СССР В.Н. МЕРКУЛОВА В ЦК ВКП(б), СНК И НКВД СССР С ТЕКСТОМ ТЕЛЕГРАММЫ АНГЛИЙСКОГО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ А. ИДЕНА ПОСЛУ АНГЛИИ В СССР С. КРИППСУ О НАМЕРЕНИЯХ ГЕРМАНИИ НАПАСТЬ НА СССР

Из книги автора

№ 9 ЗАПИСКА НАРКОМА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СССР В.Н. МЕРКУЛОВА В ЦК ВКП(б), СНК И НКВД СССР С ТЕКСТОМ ТЕЛЕГРАММЫ АНГЛИЙСКОГО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ А. ИДЕНА ПОСЛУ АНГЛИИ В СССР С. КРИППСУ О НАМЕРЕНИЯХ ГЕРМАНИИ НАПАСТЬ НА СССР № 1312/М 26 апреля 1941 г.Совершенно секретноНаправляем

Связанные с этим типом летательные аппараты представляют собой два порядка беспокойства, связанные с движением и аэродинамическим нагревом. Однако на высоких скоростях гиперзвука было бы чрезвычайно наказывать за то, чтобы замедлить работу воздуха до соответствующих дозвуковых низких скоростей для обеспечения обычного сгорания.

Камера сгорания на самом деле была бы запретительной по сравнению с камерой воздушного судна. Поэтому на этих скоростях необходимо, чтобы поток воздуха замедлялся, чтобы поддерживать сверхзвуковую скорость в камере сгорания, где сверхзвуковой поток все еще замедляется вводом тепла. Замена сверхзвукового горения на обычную имеет все еще термохимические и технологические проблемы, которые необходимо исследовать, но предлагается в качестве подходящего решения для двигателя сверхскорости, который более правильно использует название скремблирования.

Армянская гражданская авиация над Карабахом

Из книги автора

Армянская гражданская авиация над Карабахом Посадка Ми-26 на аэродром Степанакерта, 1991 г.Тема применения в войне за Нагорный Карабах за последние годы неоднократно освещалась в самых разных журналах и книгах. Однако по-прежнему мы вынуждены констатировать, что

§ 5. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НА ЗАПАДЕ: Бандповстанческое движение на освобожденной территории СССР и борьба с ним

Из книги автора

§ 5. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НА ЗАПАДЕ: Бандповстанческое движение на освобожденной территории СССР и борьба с ним Одним из наиболее тяжелых и долговременных последствий германской оккупации стал всплеск бандповстанческого движения на западных территориях СССР. Нацистские

Гражданская авиация СССР

Гражданская СССР

Составная часть единой транспортной системы и народно-хозяйственного комплекса СССР, обслуживала потребности народного хозяйства и населения в воздушных перевозках; использовалась в сельском хозяйстве, для аэрофотосъёмки местности, разведки полезных ископаемых и других работ. 17 января 1921 декретом «О воздушных передвижениях» устанавливались правила Полётов для советских и иностранных воздушных судов над территорией РСФСР и её территориальными водами». Положения декрета легли в основу Воздушного кодекса СССР (утвержденного в 1932, 1935, 1961, 1983).
8 ноября 1921 было образовано смешанное «Русско-германское общество воздушных сообщений» («Дерулюфт»). Регулярные полёты по первой международной почтово-пассажирской линии Москва - Кенигсберг открыл 1 мая 1922 И. Ф. Воедило (в 1926 линия была продлена до Берлина, на ней работали такие известные лётчики, как Н. П. Шебанов, В. С. Рутковский и др.).
В начале 20 х гг. самолёты стали применяться помимо транспортных и на других видах работ. В июле 1922 на московском (Ходынском) аэродроме пилот Н. П. Ильзин провёл опытные полеты по опрыскиванию растений ядохимикатами для уничтожения вредителей и болезней сельскохозяйственных культур. К этому же времени (лето 1922) относится проведение аэрофотосъёмки дна Каспийского моря, цель которой - разведка его нефтеносных участков. 1 декабря 1922 при Главном управлении Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного Флота (Главвоздухфлот) была создана Инспекция ГВФ, призванная разрабатывать мероприятия по развитию гражданской авиации и осуществлять контроль за её деятельностью.
9 февраля 1923 Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление об организации Совета по гражданской авиации при Главвоздухфлоте. Этот день стал официальной датой рождения Г. а. СССР. Инспекция ГВФ являлась исполнительным и техническим органом Совета. В состав его вошли представители Главвоздухфлота, Высший совет народного хозяйства, наркоматов иностранных дел, торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Совет руководил всей деятельностью Г. а. СССР. 17 марта 1923 было создано первое авиатранспортное предприятие РСФСР - «Добролёт». В том же году аналогичные общества появились на Украине - «Укрвоздухпуть» и в Закавказье -«Закавиа» (в декабре 1929 на их базе организовано единое общество «Добролёт СССР»). Созданное в марте 1923 (ОДВФ) уже через 3 месяца имело в своих рядах 196895 человек, а через год - около 1 миллиона человек. Общество друзей воздушного флот сыграло важную роль в укреплении материально-технической базы, пропаганде достижений Г. а. СССР. 15 июля 1923 открылась первая в СССР регулярная Москва - Нижний Новгород, первый рейс выполнил пилот Я. Н. Моисеев. 19 октябрь 1923 СТО утвердил ориентировочный план развития воздушных линий на 1924-1926, предусматривавший открытие новых авиалиний протяжённостью свыше 6 тысяч км в индустриальных районах, а также в Сибири, на Дальнем Востоке, в Закавказье и Средней Азии. Освоение советскими авиаторами воздушных путей проходило в сложных условиях; фактически не было средств навигации и связи, метеорологического обеспечения полётов. Однако несмотря на эти трудности, значение авиации как транспортного средства из года в год возрастало. На внутренние линии вышли отечественные самолёты АК-1, У-2, К-5, АНТ-4. Успешно эксплуатировался ПМ-1 на трассах Москва - Ленинград, Москва - Берлин. В 1926 начались полёты из СССР в МНР по авиалинии Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) - Урга (ныне Улан-Батор), а в 1927 были открыты линии Ленинград - Берлин, Ташкент - Кабул. За 1923-1928 ГВФ перевёз свыше 28 тысяч пассажиров и около 700 т грузов. В 20 е гг. совершались перелёты с целью освоения новых воздушных трасс, проверки качества отечественных самолётов и двигателей. В них участвовали Б. К. Веллинг, М. М. Громов, А. Н. Екатов, А. И. Томашевский, С. А. Шестаков и другие пилоты.
Для успешного решения задач, поставленных перед Г. а. СССР в годы предвоенных пятилеток, требовались новые, более совершенные формы её организации. В связи с этим 23 февраля 1930 Совет по гражданской авиации был упразднён, а его функции переданы Главной инспекции. В целях дальнейшей централизации деятельности Г. а. СССР 29 октября 1930 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР образовано Всесоюзное объединение ГВФ (ВОГВФ) при СТО («Добролёт» и Главная инспекция упразднены). 25 февраля 1932 ВОГВФ было преобразовано в Главное управление ГВФ (ГУГВФ) при Совет Народных Комиссаров СССР, получившее название « ». В подчинении ГУГВФ находились хозрасчётные тресты «Трансавиация», «Сельхозавиацня» и другие, которые 19 мая 1934 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР были ликвидированы, вместо них образованы 12 территориальных Управлений Г. а. СССР: Московское, Украинское, Среднеазиатское, Закавказское, Казахское, Северо-Кавказское, Западно-Сибирское, Волжское, Уральское, Восточно-Сибирское, Дальневосточное, Северное. ГУГВФ были переданы из Наркомзема СССР (ноябрь 1932) и из Наркомздрава СССР (ноябрь 1937). Для работников Г. а. СССР в 1932 были введены форменная одежда и знаки различия. В 1935 учреждён нагрудный знак «Отличник Аэрофлота». В 30 е гг. получили развитие воздушные сообщения в центральных районах страны, в Казахстане (авиалинии соединили Алма-Ату с Куста-Наем, Акмолинском, Карагандой и др.), на европейском Севере (линия Архангельск - Сыктывкар и др.), в Сибири и на Дальнем Востоке.
Задачи по обслуживанию научно-исследовательской экспедиции в северных широтах, ледовой разведке и проводке судов решало управление полярной авиации, входившее в состав Главсевморпути (организовано 17 декабря 1932). Беспримерная в истории воздушно-транспортная операция по спасению участников экспедиции на пароходе «Челюскин» продемонстрировала мужество пилотов, большие возможности отечественных самолётов (см. Челюскинская эпопея). Видное место в покорении Северного полюса заняла .
В 1940 в СССР насчитывалось 150 крупных аэропортов, часть которых была оборудована системой слепой посадки «Ночь-1» (принята в эксплуатацию в 1939). Парк Г. а. СССР пополнился новыми пассажирскими самолётами ПС-35 и ПС-84 (Ли-2), имелась большая сеть местных линий во всех районах страны. В 1940 было перевезено 410 тысяч пассажиров, 475 тысяч т грузов, 14,6 тысяч т почты. В 20-30 х гг. Г. а. СССР возглавляли: П. И. Баранов (1924-1930), А. З. Гольцман (1930-1933), И. С. Уншлихт (1933-1935), И. Ф. Ткачёв (1935-1938), В. С. Молоков (1938-1942).
В начале Великой Отечественной войны ГУГВФ в оперативном отношении подчинялось Наркомату обороны. Были сформированы шесть авиагрупп ГВФ особого назначения, три авиаотряда для авиационного обеспечения частей Военно-морского флота и связи. В мае 1942 ГУГВФ подчинено командованию Военно-воздушных сил Красной Армии, в ноябре на базе авиагрупп созданы отдельные авиаполки ГВФ и три авиадивизии: транспортная, связи и перегонки самолётов. Гражданские авиаторы на самолётах Ли-2, ПС-40, У-2 и других совершали полёты к линии фронта и в тыл врага, обеспечивали действия партизан, доставку десантов, вооружения, боеприпасов, продовольствия, оказывали интернациональную помощь участникам Сопротивления Болгарии, Польши, Чехословакии, Югославии. За годы Великой Отечественной войны экипажами Г. а. СССР на фронте и в тылу перевезено более 2 миллионов 350 тысяч человек и 278 тысяч т грузов. Только с посадкой в тылу врага ими совершено свыше 19 тысяч самолёто-вылетов, перевезено 27574 человек, 4549 т грузов. Ратный подвиг гражданских авиаторов был высоко оценён: более 12 тысяч человек отмечены наградами СССР, 6 фронтовых подразделений преобразованы в гвардейские, 12 присвоены почётные наименования, 9 награждены орденами и медалями, 15 авиаторам присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны осуществлён ряд важных мероприятий по восстановлению разрушенных объектов Г. а. СССР и развитию сети воздушных сообщений. В результате напряжённой работы к концу 1945 были подготовлены к эксплуатации в сложных метеоусловиях и ночью аэропорты на трассах Москва - Иркутск, Москва - Ташкент - Алма-Ата, Москва - Баку - Ашхабад. В целом по стране в 1945 объём авиаперевозок возрос вдвое по сравнению с 1940.
Г. а. СССР оснащалась новой авиационной техникой - самолётами Ил-12, Ан-2, Ил-14, Як-12. С 1954 началось широкое внедрение в эксплуатацию вертолётов Ми-1 и Ми-4. В середине 50 х гг. аэропорты 1 го класса начали оборудоваться курсоглиссадной системой посадки СП-50. Широкое внедрение УКВ радиосвязи значительно повысило оперативность управления воздушным движением и качество радиообмена между работниками службы управления воздушным движением и командирами воздушных судов. В мае 1954 ГУГВФ было подчинено Совету Министров СССР. Знаменательным стал 1956, когда на авиалинии вышел первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. 15 сентября 1956 на самолёте Ту-104 был выполнен первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Москва - Иркутск. В этом же году самолёты Ту-104 стали летать на линиях Москва - Тбилиси, Москва - Ташкент, Москва - Хабаровск, а 12 октября 1956 состоялся первый рейс по международной линии Москва - Прага. В 50 х гг. созданы и первые советские турбовинтовые пассажирские самолёты. К концу 50 х гг. на воздушных трассах эксплуатировались магистральные самолёты Ту-114, Ту-104, Ил-18, Ан-10 и самолёты местных авиалиний Ил-14, Ли-2 и Ан-2. В различных отраслях народного хозяйства использовались многоцелевые вертолёты Ми-6, Ка-15, Ка-18. В 1958 аэродромы стали оснащаться прожекторами и линзовыми огнями высокой интенсивности, а с 1960 - радиомаяками ближней навигации, позволявшими экипажам в любое время суток определять своё местонахождение на трассе.
В 60 е гг. в Г. а. СССР проведён ряд организационных мероприятий, направленных на централизацию и улучшение деятельности отрасли. 3 января 1960 в ведение ГУГВФ была передана Главсевморпути. 27 июля 1964 на базе ГУГВФ образовано общесоюзное Министерство гражданской авиации (МГА), на которое возлагалось руководство воздушным транспортом как составной частью народного хозяйства СССР. В подчинении Министерства гражданской авиации (организационная структура сохранилась в основном до конца 80 х гг.) находились управления гражданской авиации во всех союзных республиках, выполнявшие как транспортные работы, так и работы по применению авиации в народном хозяйстве, Транспортное управление международных воздушных линий (с февраля 1971 Центральное управление международных воздушных сообщений - ЦУМВС), отраслевые вузы и средние специальные учебные заведения, авиаремонтные заводы, научно-исследовательские организации, строительно-монтажные управления. Расширению географии полётов на трассах союзного значения способствовали поступившие в Г. а. СССР реактивные самолёты Ту-124, Ил-62, Ту-134; на линии местного значения вышли комфортные самолёты Ан-24 и Як-40. Укреплялась и наземная материально-техническая база отрасли. В 1970 перевезено 71,4 миллионов пассажиров, 1516,2 тысяч т грузов, 328,2 тысяч т почты. 14 ноября 1970 СССР вступил а члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
В рамках Международной организации гражданской авиации советские специалисты участвовали в подготовке международных правовых норм, связанных с ответственностью за ущерб, причинённый воздушным судном, внесли вклад в разработку конвенции о правах и обязанностях командира воздушного судна. СССР был инициатором принятия решения об усиления деятельности Международной организация гражданской авиации в вопросах использования космической техники для нужд гражданской авиации.
В 70-80 х гг. работы по совершенствованию Г. а. СССР продолжались. В 1972 была внедрена АСУ «Сирена» для бронирования и продажи билетов на внутренних авиалиниях, имевшая выходы на пульты-манипуляторы более 40 агентств «Аэрофлота» в крупных городах страны. 9 февраля 1972 состоялся первый рейс турбореактивного самолёта Ту-154 из Москвы в Минеральные Воды. В том же месяце самолёты Ту-154 начали летать по трассе Москва - Симферополь, а через год - Москва - Челябинск. В октябрь 1974 сибирские авиаторы освоили на этом самолёте авиалинию Новосибирск - Москва. В 1976 самолёты Ту-154 связали воздушным сообщением Москву с Алма-Атой, Братском, Барнаулом, Ереваном. В Якутии и Средней Азии проходили 17-местные самолёты Л-410 производства Чехословакии, предназначенные для местных воздушных линий, в Тюмени - самолёт Ил-76Т грузоподъёмностью 40 т. Поступление в Г. а. СССР новой техники, расширение географии полётов требовали ускоренного строительства аэровокзалов, гостиниц, грузовых складов. В 1971-1976 были построены и сданы в эксплуатацию аэровокзалы общей пропускной способностью 20 тысяч пассажиров в 1 ч (среди крупных - Ленинградский, Алма-Атинский, Минский, Магаданский и др.), гостиницы в Тюмени, Красноярске, Сургуте, Чите, Салехарде и др. Рост интенсивности воздушного движения, эксплуатация скоростных многоместных самолётов и сложной наземной авиационной техники вызвали необходимость осуществления комплексных мер по обеспечению безопасности и повышению регулярности полётов. В феврале 1973 при Министерстве гражданской авиации были созданы Госавианадзор СССР и Госавиарегистр СССР, преобразованные в сентябре 1986 в Государственную комиссию по надзору за безопасностью полётов при Совете Министров СССР. Для совершенствования управления воздушным движением аэропорты оснащались новыми маркерными радиомаяками системы посадки и азимутально-дальномерными радиомаяками ближней навигации. Магистральные самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134 оборудовались новой системой регистрации параметров полёта, более совершенными бортовыми радиостанциями КВ и УКВ диапазонов. В 1971-1975 расширились связи «Аэрофлота» с авиакомпаниями зарубежных стран. В ноябре 1972 самолёт Ил-62М проложил воздушную трассу из Москвы через Алжир и Рабат в Гавану. Начались полёты по линиям Москва - Лондон - Нью-Йорк, Москва - Париж - Монреаль, Успешно эксплуатировалась транссибирская авиамагистраль; между Западной Европой и Японией через СССР курсировали самолёты «Аэрофлота», зарубежных авиакомпаний «ДЖАЛ», « », « », « » и др. СССР внёс важные предложения в по совершенствованию методов воздушной навигации, разработке стандартов на авиационную технику, внедрению метрической системы единиц. Продолжая наращивать объём работ по обслуживанию отраслей народного хозяйства. Г. а. СССР внесла значительный вклад в освоение нефтяных и газовых месторождений, строительство газопроводов и нефтепроводов. Многие работы по транспортировке тяжеловесного крупногабаритного оборудования выполнялись с помощью самолётов Ил-76Т и вертолётов Ми-6, Ми-8, Ми-10К. Расширению масштабов аэрофотосъёмочных работ способствовало поступление в Г. а. СССР новых самолётов-аэрофотосъёмщиков Ан-30. В 1971-1975 была сфотографирована площадь 28 миллионов км2. В сельской местности широкое распространение получило строительство опорных баз и аэродромов с твёрдым покрытием взлётно-посадочной полосы (к концу 80 х гг. их насчитывалось свыше 2000 свыше 400 строилось). На полях Казахстана ежегодно участвовало в работах по уничтожению сорняков около 900 самолётов. Обрабатываемая с воздуха площадь сельскохозяйственных угодий в Нечернозёмной зоне РСФСР составляла 80 миллионов га. Росли объёмы авиационных работ по охране лесных богатств страны, обработке хлопчатника. В середине 70 х гг. Г. а. СССР стала рентабельной отраслью народного хозяйства страны. В 1975 «Аэрофлот» перевёз 98,1 миллионов пассажиров, 2091,4 тысяч т грузов, 380,9 тысяч т почты,
В 1976-1980 было построено свыше 80 аэровокзалов общей пропускной способностью около 20 тысяч пассажиров в 1 ч. В их числе Шереметьево-2 в Москве, аэродромные комплексы в Таллинне, Фрунзе, Ереване, Владивостоке и др. Реконструкция Внуковского аэропорта, в Москве повысила его пропускную способность до 4100 пассажиров в 1 ч. Построено и реконструировано 25 взлётно-посадочных полос для приёма самолётов Ил-62 и Ту-154 в Петропавловске-Камчатском, Хабаровске, Красноярске, Певеке и др. После введения в эксплуатацию в январе 1977 первой отечественной АСУ «Старт» в ленинградском аэропорту Пулково ею были оснащены аэропорты в Киеве (Борисполь), Ростове-на-Дону, Минеральных Водах, Сочи. В 1981 введена в действие АСУ в московской воздушной зоне, рассчитанная на одновременную обработку данных по 325 самолётам, находящимся в воздухе. Продолжалось оснащение самолётов Ил-62, Ту-154, Ту-134 комплексом средств автоматизированного захода на посадку в сложных метеоусловиях. В целях экономии авиационного топлива проводилась дальнейшая работа по «спрямлению» трасс, широкому использованию тренажёрной техники.
В конце 70 х гг. введены в эксплуатацию 350 местный широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-86 и ближний магистральный пассажирский самолёт Як-42. В 80 е гг. созданы пассажирские самолёты нового поколения - широкофюзеляжный дальний Ил-96-300, средний магистральный самолёт Ту-204, самолёт Ил-114 для местных воздушных линий и др.
К концу 80 х гг. «Аэрофлот» перевозил ежегодно более 120 миллионов пассажиров, около 3 тысяч т грузов, свыше 400 тысяч т почты. На долю воздушного транспорта приходилось до 20% общего пассажирооборота СССР, а на дальних магистралях (4 тысяч км и более) - свыше 80%. Доля авиаперевозок в грузообороте страны была невелика (менее 0,1%). Самолёты Г. а. СССР выполняли регулярные полёты в 4000 городов и населенных пунктов Советского Союза и в аэропорты почти 100 зарубежных государств. Общая протяжённость воздушных линий «Аэрофлота» превысила 1 миллион км. Значительно возросли скорость перевозок, производительность полётов и их эффективность. Расширялось применение Г. а. в сельском хозяйстве, энергетическом строительстве, лесной промышленности и в других отраслях.
Подготовку кадров Г. а. СССР вели отраслевые учебные заведения: в Ленинграде, институты инженеров гражданской авиации в Москве, Киеве, Риге, высшие лётные училища в Кировограде и Актюбинске, а также институт повышения квалификации в Ульяновске, лётные и технические училища. В конце 1980 Актюбинское и Кировоградское лётные училища готовили пилотов для транспортной авиации, Сасовское и Бугурусланское - для авиации местных линий, Краснокутское и Кременчугское (вертолётное) - для народно-хозяйственной авиации. С 1978 в лётных училищах гражданской авиации был введён профессионально-психологический отбор абитуриентов. Г. а. СССР имела несколько научно-исследовательских институтов: , « - Гражданская авиация авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан. К этим целям относится: перевозка пассажиров, багажа, груза и почты; выполнение авиационных работ в сельском хозяйстве, нефтегазовой отрасли, строительстве … Википедия

I Гражданская авиация отрасль народного хозяйства, обслуживающая потребности народного хозяйства и населения в воздушных перевозках; используется для авиахимической защиты с. х. растений от вредителей, аэрофотосъёмки местности, разведки… … Большая советская энциклопедия

Ежемесячный иллюстрированный массовый журнал. Основан в мае 1931 как орган Всесоюзного объединения ГВФ, с 1932 орган Главного управления ГВФ при Совете Народных Комиссаров СССР. Перерыв в издании с июня 1941 по январь 1955. С августа 1964 орган… … Энциклопедия техники

Филат. назв. серии почт, марок СССР 1934 «К 10 летию Гражданской авиации СССР и советской авиапочты» (№ 444 453). На рис. марок серии самолет АНТ 9 над различными районами страны. «Гражданская авиация» … Большой филателистический словарь

«Гражданская авиация» Энциклопедия «Авиация»

«Гражданская авиация» - «Гражданская авиация» — ежемесячный иллюстрированный массовый журнал. Основан в мае 1931 как орган Всесоюзного объединения ГВФ, с 1932 орган Главного управления ГВФ при Совете Народных Комиссаров СССР. Перерыв в издании с июня 1941 по январь … Энциклопедия «Авиация»

Широкое понятие, связанное с полётами в атмосфере на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Охватывает летательные аппараты, наземные средства, обеспечивающие подготовку летательных аппаратов к полётам и выполнение полётного задания, аэропорты,… … Энциклопедия техники