Разница между государством и партиями. Сравнение политических партий и общественно-политических организаций

  • 04.09.2019

В большинстве современных стран есть политические партии. Но означает ли это, что они могут заменить собой государство?

Что такое государство?

Государство - это система управления обществом и экономикой, независимая от внешней политической воли, то есть суверенная, и функционирующая в рамках определенной территории на основе специализированных институтов - правовых, социальных, экономических.

Государство может быть представлено в разных формах. Самыми устоявшимися принято считать монархическую и республиканскую. Первая государственная форма предполагает неограниченную, единоличную власть правителя страны. В республиках непосредственное участие в политике принимает население - осуществляя необходимые политические решения самостоятельно или же доверяя их выработку своим представителям, избираемым на различных выборах.

В каждом государстве существует большое количество групп и социальных классов, которые бы приветствовали наличие во власти людей, способных отстаивать их позиции. В республиканской форме правления, а также в конституционных монархиях таковыми бывают как отдельные личности, так и специализированные общественные организации - партии. Избиратель может выбирать тех и других, но наибольший объем полномочий и возможностей влиять на политические решения, как правило, имеют как раз таки партии. С чем это связано - изучим далее.

Что такое политическая партия?

Итак, политическая партия - это организация, призванная выражать интересы определенной группы людей или социального класса на уровне государственной власти. Чаще всего - в парламенте. В российской модели государственного устройства партии представляют интересы граждан в нижней палате законодательной ветви власти - в Госдуме. В США, к примеру, народ принимает участие в формировании обеих палат национального парламента. В Германии высший законодательный орган - однопалатный. Но во всех этих государствах избиратели, изучая кандидатов, ориентируются, как правило, на их партийную принадлежность.

Прежде всего, с тем, что от одной партии во власть избирается, как правило, несколько человек - в соответствии с избирательными списками. На практике это иногда несколько сотен кандидатов. Теоретически они способны занять преобладающее количество мест в парламенте, в результате чего та социальная группа, которая их поддерживает, получает абсолютное преимущество в представительстве своих интересов во власти. Но если даже кандидатам удается занять хотя бы часть депутатских мест - они вполне могут оказывать реальное влияние на принятие ключевых решений по управлению страной. В свою очередь, «политический вес» беспартийных кандидатов будет в большинстве случаев меньшим, так как каждый из них способен занимать только одно парламентское место.

Во многих странах партийная принадлежность человека, стремящегося во власть, - один из ключевых критериев его успеха на выборах. Выше мы отметили, что избиратели в Германии и США практически всегда обращают на нее внимание. В США весьма невелики шансы стать президентом у гражданина, который не принадлежит к республиканской или демократической партии. В СССР человек, претендующий на сколько-нибудь значимую должность в системе власти, должен был вступить в КПСС.

Таким образом, значение партий в государственном управлении может быть исключительно высоким. Поэтому в сознании многих граждан они невольно отождествляются с сущностью государства. Но насколько это правомерно?

Сравнение

Действительно, в тех политических системах, где партийная принадлежность - главный фактор продвижения человека во власть, роль соответствующих общественных организаций можно назвать определяющей с точки зрения выстраивания системы государственного управления. Но даже там партия - это всего лишь отдельно взятый политический институт. Он существует наряду с большим количеством других демократических механизмов - таких как референдум, мажоритарное представительство (тот самый механизм, посредством которого во власть избираются беспартийные кандидаты).

В традиционных монархических системах партии в принципе могут быть не учреждены как политический институт. Таким образом, нельзя говорить о том, что их наличие в структуре власти - обязательное условие функционирования государства. Партии - относительно новое явление, если рассуждать об истории государственного строительства в развитых странах. По крайней мере если упоминать об их современной функции - представительстве интересов отдельных групп граждан в парламенте.

Политическая партия может существовать и вне контекста государственной власти. То есть являясь номинальным политическим игроком, который ведет главным образом общественную деятельность. Партия вне государственной власти - это та, что не избирается народом в парламент в силу непопулярности, либо та, что не соответствует требованиям для участия в выборах, которые определены законом. Например, в силу недостаточной численности, слабого представительства в регионах либо по причине нарушений в процедуре регистрации кандидатов по спискам на выборах.

Таким образом, главное отличие государства от партий в том, что оно является совокупностью нескольких политических институтов, в то время как партия - это только один из них (посредством которого осуществляется представительство отдельных социальных групп во власти). В современных странах роль партий исключительно высока. Но в отдельные исторические периоды они могли быть в принципе не предусмотрены системой государственного управления.

Определив, в чем разница между государством и партиями, зафиксируем выводы в небольшой таблице.

Таблица

Государство Политические партии
Что общего между ними?
Во многих современных государствах партия - ключевой политический институт, принадлежность к ней - главный фактор успеха на выборах
В чем разница между ними?
Является совокупностью нескольких политических институтов Является отдельно взятым политическим институтом
Может быть представлено разными формами правления (монархиями, республиками) и быть эффективным Способны выполнять практически значимую функцию только в республиках, а также в конституционных монархиях
Даже республика может существовать без партий при формировании органов власти по мажоритарному принципу либо при прямом участии народа в государственном управлении посредством референдума Есть партии, которые на практике не играют никакой роли в государственной системе, так как не избираются гражданами в силу непопулярности либо не соответствуют требованиям для регистрации на выборах
В современных республиках сформировано тремя ветвями власти - законодательной, представительной и судебной, формирующими единую систему государственного управления Чаще всего роль партии наиболее заметна только на уровне законодательной власти, ограничена - в контексте работы представительных структур, практически не прослеживается - в судебной ветви власти

Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.

Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.

Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Политическая партия — это, как правило, весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов.


Появление таких общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Государство — это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти.

Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

Организация и деятельность различных партий в историческом ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с государством, его институтами.

По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты. Так, с 1927 года в СССР действовал принцип номенклатуры: на все важнейшие государственные посты назначались лица, которых выбирал и назначал (давал согласие на назначение) Центральный Комитет Коммунистической партии. Соответственно на посты в областных, районных структурах руководителей назначали обкомы, райкомы партии.

В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности, в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия.

В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также подпадает под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной системой.

Антиподом политической системы типа «партийного государства» являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, - словом, с помощью нормальной парламентской процедуры.

В этих системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур.

Отношения государства и политических, национальных, культурных движений многоплановы. Там, например, где осуществляется департизация и деидеологизация государственных органов, цели и задачи политических движений воспринимаются аппаратом государства не организационно, не институционально, а через сложную систему идеологического воздействия. Но в некоторых государственно организованных обществах членство в той или иной партии, участие в том или ином политическом движении отнюдь не служит препятствием для государственной службы, а иногда наоборот, служит основанием для зачисления на службу.

Структура политической системы

Политическая система имеет свою структуру, которую можно выразить в виде следующих подсистем (элементов):

- институциональная подсистема , состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов, и неполитических организаций, СМИ (относительно этой подсистемы некоторые исследователи используют понятие "политическая организация общества");

- коммуникативная подсистема - система, является совокупностью отношений и принципом взаимодействия, которые складываются как внутри политической системы, так и между ее подсистемами. Отношения по форме могут выступать как принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество;

- нормативная подсистема , которая выступает как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль);

- культурно-идеологическая подсистема , включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий и концепций, политическую и правовую культуру. Политическая культура осуществляет большое влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни. Политическая культура, с одной стороны, определяет устойчивость и жизнеспособность любой политической системы, с другой - предоставляет своеобразия политическим системам, делая нормативно одинаковые формы политического устройства многовариантными;

- функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и иные средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого выражались минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением различных структур (институтов) по функциональному признаку. Институты организации, входящие в эту подсистему, условно делятся на следующие группы.

1. Собственно политические:

  • государство - фундаментальный элемент политической системы;
  • политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер, причем сюда включаются оппозиционные партии и организации.

Государство и партии имеют непосредственную связь с политикой, а политические задачи и осуществления власти является непосредственной причиной их появления и функционирования. С партиями также связаны функции выявление интересов различных групп общества и превращения их в конкретные программы действий.

2. Н е собственно политические : профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения, СМИ и т.д. Хотя политика не является прямой целью их создания, они выступают как группы давления на государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании, несмотря на то, что в большинстве современных стран светская и духовная власть разделены, активную политическую роль в обществе может выполнять церковь. В условиях теократии она превращается в центральный элемент политической системы.

3. Неполитические организации выражены сообществами разного любительского типа (культурные, спортивные и т.д.). Незначительного политического оттенка в своей деятельности они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других политических организаций, так и через свою способность оказывать давление на власть.

Правовое государство: основные принципы и условия формирования

Концепция правового государства возникла, чтобы с точки зрения теории поставить пре-делы самовластию, всевластию абсолютистского государства.

Черты правового государства.

1. Главным принципом функционирования правового государства является обеспечение прав граждан, прав участников общественных отношений. Именно поэтому современное социальное государство и называется правовым. Правовое государство является таковым не потому, что в нем на первом месте находятся закон и правопорядок - в этом случае мы имеем законное государ-ство, государство законности. Следование во всем закону еще не дает возможности поставить государство под контроль общества, т. к. законы также исходят от государства. Правовое государство существует для обеспечения прав субъектов.

2. Правовое государство - это то государство, где господствуют право и закон во всех сфе-рах общественной жизни. Идея состоит в том, что государство, устанавливая законы, не вправе само же их нарушать. Правовым законом связано и само государство, и его органы.

3. Правовое государство базируется на идее правового закона. Не всякий закон априорно является правовым. Законом является официальный документ компетентных органов, изданный с соблюдением особой процедуры в целях установления определенных правил поведения. Следовательно, для того, чтобы акт являлся законом, достаточно формальных признаков (издание его со-ответствующим органом, по определенной процедуре и т. д.), содержание законодательных предписаний не является существенным признаком закона.

Для правового закона содержательные ха-рактеристики приобретают приоритетное значение. Правовым законом является лишь тот, кото-рый соответствует принципам права, реально выражает и защищает права и свободы человека, выражает саму идею права. В государстве создаются особые институты, определяющие правовой характер нормативных предписаний, например, Конституционный Суд, который следит за конституционностью всех решений государственных органов.

Правовой закон характеризуется следую-щими признаками:

Правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;

Правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющий всеобщий характер справедливости; его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства;

Правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных);

Правовой закон - это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необ-ходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законо-датель не создает содержания права; он только формулирует его в нормах, отражая объек-тивные потребности развития общества;

Правовой закон - антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.

4. Для правового государства характерна взаимная ответственность граждан и государства. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона государство должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. Правовое государство несет политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств.

5. Для правового государства характерно разделение властей, необходима система контроля за соблюдением и исполнением законов.

6. Необходимыми характеристиками правового государства являются легальность и легитимность государственной власти.

Сама по себе концепция правового государства - идеальная конструкция, которая показы-вает, каким должно быть государство. Это идея, к осуществления которой надо стремиться, к ко-торой можно максимально приблизиться, но которая, также, как и демократия, как и любой идеал общественного развития, не воплощается в жизнь полностью, оставаясь моделью совершенного устройства общества.

Чтобы воплотить в жизнь идею правового государства, необходимы определенные усло-вия, важнейшее из которых - наличие гражданского общества.

Помимо наличия гражданского общества, предпосылками формирования правового государства являются:

Демократия как политический режим, в рамках которого возможно функционирование та-кого государства;

А также предпосылки субъективного, идеологического характера: высокий уровень право-сознания и правовой культуры в обществе.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Признаки гражданского общества:

Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

Развитая демократия;

Правовая защищённость граждан;

Определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения;

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

Самоуправление;

Конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

Свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

Сильная социальная политика государства;

Многоукладная экономика;

Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Функции гражданского общества

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций :

На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан.

Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Критерии Демократическая политическая система Авторитарная политическая система Тоталитарная политическая система
1. Место и роль государства Признание народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их. Роль государства заключается в защите прав и свобод человека. Также стоит отметить, что строго ограничены законом Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества. Государство обладает практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть над народом. Это приводит ко всеобщей, тотальной бюрократизации всех процессов и отношений в обществе и жесткой регламентации их со стороны государства, полностью разрушается гражданское общество. Происходит полное огосударствление не только политической сферы, но и социальных и экономических отношений и др.
2. Политический режим Демократический Авторитарный Тоталитарный
3. Принцип разделения властей Различные ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры; Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом, государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером
4. Законодательство Развитая система демократических законов. Роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Создается система законодательных актов, а также равных им по степени важности (или даже превосходящих их) подзаконных секретных директив, указов и т.п., которая отражает уже не нормы права, а политическую волю властных структур или даже отдельных вождей. Применение законов не носит универсальный характер, а власть, не связанная никакими нормами права, может применять законы по своему разумению.
5. Политические партии Политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции. При авторитарном режиме может существовать многопартийная система Разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Правящая партия господствует в политической сфере. Данная партия обычно сращивается с государственным аппаратом, а ее монополия на власть закрепляется законом. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство».
6. Права и свободы Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере (все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью). Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности. Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство
7. Значение выборов Политические выборы - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти. Отсутствие принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению. Используют неконкурентные выборы, главной особенностью которых является наличие одного кандидата (или одного избирательного списка), выставляемого правящей группой или партией.
8. Уровень политической культуры Высокая степень развития политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством, государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп (основные ценности: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство); политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями, активно практикуется политическая цензура; политический язык стандартизирован и скуден (ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность, соотвётствующая символика маловариантна, однообразна и редко обновляемая); политическая культура общества формируется «сверху вниз» на безальтернативной основе; уровень политической культуры большей части общества невысок, политико-культурный прогресс малодинамичен Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, типа государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива, стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину “в последней инстанции”.

II. Контрольные вопросы

1. Политическая власть является определяющим элементом политической системы, и выполняет следующие функции:

1) Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе.

2) Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями.

3) Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности.

4) Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач.

5) Функция политической социализации - это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания.

6) Охранительная функция - защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

2. В политологической литературе отражены различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:

Авторы типологии Критерий типологизации Выделяемые типы политических систем
К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин По типу общественно-экономической формации Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая
Р. Даль По степени демократичности власти, наличию механизмов разрешения противоречий Демократическая, авторитарная, тоталитарная
Г. Алмонд По типу политической культуры Англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная, индустриальная тоталитарного типа
В.Е. Чиркин По способам управления обществом Административно-командная, соревновательная, социопримирительная
В.В. Радаев, О.Н. Шкартан По месту и роли государства в жизни общества Этакратическая, демократическая.

3. Причины стабильности или нестабильности политической системы:

1) Стабильность обеспечивается, благодаря согласованности, последовательности, поэтапности изменений, реалистической политической программой, способная соединять цели со средствами; что требует высокого уровня институционализации политического общества. Также не стоит забывать про экономическую стабильность, рост благосостояния, эффективность управления.

2) Политическая нестабильность возникает в следствии: неудачной внешнеэкономической политики государства (разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта); несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

8.5 Государство и политические партии

Государство и политические партии

В политической системе политические партии играют существенную роль. В государствах, где устанавливается многопартийность, чаще всего утверждается режим демократии.

В зарубежной и отечественной литературе существует много определений понятия «политическая партия». В них нередко подчеркивается, что основное назначение партии - участие в выборах в представительные органы. Например, политической партией является любая политическая группа, принимающая активное участие в проведении выборов и имеющая благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения.

Или подчеркивается назначение политических партий - представлять интересы различных социальных групп и общностей. Например, в учебнике проф. В. В. Лазарева и доц. С. В. Липеня по теории государства и права политическая партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Иногда в определении понятия «политическая партия» указывается, что это стабильная иерархическая организация, состоящая из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, которые совместно работают над достижением своих целей, имеющих идеальный (модель общества) или материальный (личные выгоды) характер. Основные цели партии так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах.

В российском Законе «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. (с послед. изм.) политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3). Главные цели политической партии: а) формирование общественного мнения; б) политическое образование и воспитание граждан; в) выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведение его до широкой общественности и органов государственной власти; г) выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

Таким образом, важнейшими признаками политической партии являются:

1) участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;

2) стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть;

3) связь с избирательной системой - участие в выборах представительных органов власти;

4) форма организации социальных групп и слоев населения;

5) носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс;

6) средство рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры.

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых выделяют следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть;

в) идеологическую;

г) кадровую;

д) политической социализации, т. е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе - является ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии - политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного и одна партия является не только правящей, но и государственной.

Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем.

1. Участие в формировании выборных представительных органов государственной власти. Это предполагает, что все политические партии в той или иной степени участвуют в организации избирательных кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демократическом обществе единственным средством овладения государственной властью служит победа на выборах .

2. Участие в формировании политического курса государства определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппозиционные партии имеют определенные возможности для такого влияния. Например, путем: а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем; б) обнародования предвыборных платформ, программ; в) подготовки и продвижения на государственные посты своих лидеров; г) формирования общественного мнения и при его помощи давления на государственные органы и курс политики государства.

3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов.

Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене существующих; в использовании права законодательной инициативы через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления через общественное мнение на исполнительные и правоохранительные органы.

4. Контроль за государственными органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути, в том числе и общественное мнение.

Государство, в свою очередь, воздействует на политические партии по следующим каналам :

а) регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, ее регистрацию, т. е. устанавливает правовые рамки деятельности;

б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т. д.;

в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Это так называемое внешнее регулирование деятельности партий. Внутреннее регулирование осуществляется самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах партийных органов, в которых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

Рассматривая вопрос о типологии партии , следует отметить, что общественные объединения типа партий возникли еще в Древней Греции и Древнем Риме.

Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) в формировании политических партий:

аристократические группировки (XVI–XVII вв.);

политические клубы (XVIII–XIX вв.);

современные массовые партии (XIX–XX вв.).

Первые две ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организации. По Веберу, процесс становления и развития политических партий связан неизменно со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извлечению выгод из своего положения.

Первой политической партией считается созданная в Англии в 1877 г. Либеральная партия, которая в настоящее время не играет значительной роли в политической жизни страны.

Существующие современные партии разнообразны как по идеологии, социальному составу, внутреннему устройству, так и по методам деятельности.

Типология партий позволяет выяснить:

во-первых, чьи интересы выражает партия, какие цели ставит;

во-вторых, ограничивает ли она свою деятельность только выборами или стремится стать постоянным участником политического процесса;

в-третьих, на каких принципах строит свою деятельность и какие методы считает для себя приемлемыми;

в-четвертых, каковы взаимоотношения членов партии со своей организацией.

Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:

1. По социальному признаку , т. е. тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например крестьянские, рабочие, предпринимательские и др.

2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и др., например Христианско-демократическая и Социал-демократическая партии Греции, КПСС, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.

3. По составу партий французский политолог М. Дюверже (1870–1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях.

Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованны, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

4. По месту в системе власти партии могут делиться на правящие и оппозиционные. Правящая партия победила на выборах, поэтому имеет большинство мест в парламенте и своих представителей в важнейших государственных органах. Оппозиционные партии противостоят правящей партии и критикуют ее политику. Помимо того, выделяют парламентские и внепарламентские партии. Первые имеют своих представителей в парламенте, хотя они могут быть и неправящими, а вторые - участвовали в борьбе за парламентские места, но не получили их.

5. По используемым методам : со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центристские. Левые партии обычно используют радикально-революционные методы борьбы и тяготеют к коммунистической или социалистической идеологии. Правые партии чаще всего отрицательно относятся к революционным методам борьбы и ориентируются на стабильность в обществе (консервативные, буржуазные партии). Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций.

Существуют и другие типологии партий.

В литературе принято понятие «партийная система» , которое характеризует положение политической партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества и т. д. Для построения типологий партийных систем применяется, как правило, количественный критерий.

Выделяют системы однопартийные (например, в СССР была только одна партия - КПСС); двухпартийные (например, в США за власть постоянно борются две партии - Республиканская и Демократическая, а в Великобритании - Консервативная и Лейбористская партии); многопартийные (например, в Германии и Франции). Здесь нет доминирующих партий, и к власти могут прийти любые партии, особенно в коалиции с другими.

Многопартийные системы считаются образцом демократии. Вместе с тем они - свидетельство противоречий в обществе и наличия полярных интересов.

Политологи отмечают следующие тенденции в развитии деятельности партий:

1) повсеместное падение влияния партий на массы, что объясняется их отрывом от масс, неумением правильно определить стратегию деятельности, бюрократизацией партийного аппарата;

2) интенсивный поиск путей влияния на СМИ, компьютерные системы;

3) изменение методов борьбы для левых партий: вместо стачек и забастовок они все больше используют избирательные кампании и парламентские формы работы;

4) упрощение организации структур, стремление создать гибкие системы управления партией. Некоторые партии отказываются от постоянного членства и регулярного сбора членских взносов;

5) финансовая поддержка партий из государственного бюджета (например, в Германии, Швеции, Италии). При этом исходят из того, что партии выполняют конституционные функции, способствуют формированию демократического общества, а потому вправе получать государственные дотации. Это свидетельствует об ответственном назначении политических партий, в том числе в обеспечении преемственности государственной политики. Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» также предусмотрено их государственное финансирование, в частности по итогам участия в выборах для компенсации финансовых затрат партий (ст. 32, 33).

По Федеральному закону от 11 июля 2001 г. (глава 8, ст. 36) политические партии являются единственным видом общественного объединения, которое вправе самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Регистрирующие органы ведут контроль за соблюдением партиями действующего законодательства, за соответствием их деятельности целям и задачам, зафиксированным в уставах партий. В отдельных случаях партии может быть вынесено письменное предупреждение об устранении допущенных нарушений, а при невыполнении этого предупреждения в суд направляется заявление о приостановлении деятельности партии сроком до шести месяцев. Это решение выносит Верховный Суд РФ. Аналогичные меры могут быть приняты в отношении региональных отделений партии соответствующими органами субъекта Федерации.

Законом «О политических партиях» предусмотрены определенные ограничения на создание политических партий. Так, запрещаются создание и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание расовой, национальной, социальной или религиозной розни.

Кроме того, не допускается создание партий по профессиональной, религиозной или национальной принадлежности, а также в аппарате государственной власти и органов местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах. Запрещается вмешательство партий в учебный процесс образовательных учреждений. Существует запрет на создание на территории России политических партий иностранных государств.

Ликвидация партии возможна в двух случаях: 1) по решению высшего руководящего органа партии - съезда; 2) по решению Верховного Суда РФ.

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

30. Политические партии и партийная система Франции В период с 1958 по 1981 гг. во Франции действовала доминантно-партийная система. Она базировалась на привилегированном положении очень влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Несмотря на идейность,

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

32. Политические партии Германии Политические партии Германии регистрируются, их деятельность регламентируется Основным законом и федеральным законодательством Германии. До настоящего времени действует Закон о политических партиях от 24 июля 1967 г. с учетом внесенных

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

42. Политические партии, общественные («народные») организации Конституция Китая поддерживает коммунистический строй, и единственно возможной руководящей силой в обществе является Коммунистическая партия Китая. Так как конституцию КНР сложно изменить, то властвующая

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Политические партии и профсоюзы Германия - страна с многопартийной системой. Основной закон ФРГ одним из первых в конституционной истории зарубежных государств определил основные принципы правового статуса политических партий. Он, в частности, установил, что партии

Из книги Партии на будущих выборах автора Борисов Игорь

38. Политические партии и партийная система Великобритании В Великобритании утвердилась двухпартийная политическая система, основанная на конкуренции и взаимодействии буржуазной консервативной и левоцентристской лейбористской партий. На общенациональном уровне

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

43. Политические партии и партийная система В 1958–1981 г.г. во Франции существовала доминантно-партийная система, основанная на привилегированном положении влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР), причем название партии неоднократно менялось.Это

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

48. Политические партии Германии Деятельность нацистской партии, распространение фашистской идеологии, восхваление Гитлера и Третьего рейха запрещены законом.Правовой статус партии регламентируется Основным законом и федеральным законодательством, в том числе

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

66. Политические партии, общественные («народные») организации Согласно Конституции руководящей силой в обществе и государстве является Коммунистическая партия Китая. Это означает, в частности, что она не может быть отстранена от власти, путем выборов без изменения

Из книги автора

72. Политические партии Индии В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством. Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде 52-й поправки в основной закон в 1985 г., гласит, что член Парламента

Из книги автора

Из книги автора

Политические партии Чисто монархическая организация правительственной власти по Конституции 1871 г. и тем более по конституциям отдельных автономий изначально сокращала реальное влияние политических партий, которые стали активно формироваться со второй половины XIX в.

Из книги автора

Политические партии Сложившаяся во второй половине XIX в. двухпартийная система закрепилась в XX в. как главенствующий принцип политической жизни США. На федеральном уровне деятельность всех органов государственной власти - в политическом смысле - определяется

Из книги автора

ГОСУДАРСТВО И ПАРТИИ: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Какие виды государственной поддержки деятельности партий предусмотрены закономВ СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 32 Федерального закона «О политических партиях» федеральные органы государственной власти, органы государственной

Из книги автора

Общественные объединения и политические партии как субъекты административного права Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации

Государство представляет собой многоуровневую суверенную систему. Она существует и функционирует независимо от внешних политических влияний на определенной территории. Ее основу составляют различные институты: экономические, социальные, правовые.

В каждой стране существуют различные группы, социальные классы, желающие видеть своих представителей во власти. На основании этого стремления формируются политические партии. В отличие от государства, они не обладают всей полнотой власти в стране. Тем не менее оказывают определенное влияние на состояние общества.

Общие сведения

Государство, в отличие от политической партии, может иметь разную форму. Наиболее устойчивыми считаются монархическая и республиканская. В первом случае всей полнотой власти обладает единственный правитель. В республиках политическую волю выражают граждане.

Участие в делах страны может осуществляться в двух формах: непосредственно или через представителей, выбираемых в ходе голосования. Это могут быть отдельные субъекты или их объединения - политические партии. В отличие от государства, они не наделены всей полнотой власти в стране. Они реализуют только отдельные полномочия при определенных условиях.

Основные особенности институтов

В историческом смысле государство, в отличие от политической партии, является социальной организацией, наделенной конечной властью над гражданами, живущими в пределах страны. Ключевая цель этого института состоит в решении общих проблем населения, обеспечении благосостояния при сохранении порядка.

Ключевым отличием аппарата государства от аппарата политической партии следует считать наличие разветвленной системы организаций и учреждений, олицетворяющих 3 ветви власти: судебную, законодательную, исполнительную. В ней присутствует определенный класс чиновников. Их деятельность обеспечивает функционирование и развитие государства.

В структуре партии выделяют:

  • Штаб с лидером.
  • Устойчивый бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководства.
  • Активную часть партии. Ее формируют члены, участвующие в жизни объединения, не примыкая к бюрократическому аппарату.
  • Пассивную часть партии. Она формируется членами, в незначительной степени участвующими в деятельности объединения. В их число, к примеру, входят меценаты.

Признаки государства и политической партии

Общим можно назвать то, что действуют эти институты в пределах одной страны.

Государство обладает определенными инструментами принуждения. Оно подчиняет себе все население, проживающее в пределах страны. В отличие от государства, политическая партия не выступает от имени всего общества и не распространяет на него свою власть. Распоряжения ее руководства обязательны только для членов ее бюрократического аппарата.

Особенно ярко проявляются различия в функциях государства и политических партий. Структуры госвласти реализуют свои полномочия для поддержания баланса интересов всех слоев общества. Политическая партия, в отличие от государства, имеет узконаправленную программу действий. В ней интересы определенных слоев населения имеют приоритет над другими. Государство, в отличие от политической партии, разрабатывает законы и правила поведения. Они обязательны для всех граждан и объединений, в том числе и политических.

Функции

Государство, в отличие от политической партии, является ядром системы власти. Оно осуществляет управление жизнедеятельностью населения, регламентирует отношения между разными слоями и классами, обеспечивает стабильность и безопасность общества.

Государство, в отличие от политической партии, имеет очень разветвленную структуру. Она формируется из законодательных, исполнительно-распорядительных, судебных органов, вооруженных сил, структур общественной безопасности и пр. Их наличие позволяет государству реализовывать не только функции управления, но и принуждения в отношении отдельных индивидов или их объединений.

Политическая партия отличается от государства тем, что она в концентрированной форме выражает интересы, идеалы, цели социальной группы. Ее формируют наиболее активные индивиды. Ключевой же задачей объединения является борьба за власть.

Взаимоотношения политических партий и государства строятся на основании закона. Эти объединения выступают в качестве своего рода посредников, обеспечивающих связь социальных групп друг с другом и с госвластью.

Возникновение государства

На определенном этапе общественного развития возникает необходимость в формировании устойчивого института управления. В разных странах этот момент возник в разное время, и они по-разному прошли стадию формирования государственности.

В настоящее время распространенными считаются 2 концепции. На основании первой, государство формируется в процессе естественного развития общества. Население приходит к пониманию необходимости создания центрального института власти. В результате граждане заключают договор со своими правителями.

Вторая концепция основывается на идеях Платона. В соответствии с ней, государство образуется в процессе завоевания одними людьми других. При этом покорители могут не превосходить завоеванных по численности, однако должны быть хорошо организованы и обучены.

Безусловно, в истории развития человеческой цивилизации формирование государств шло как по первому, так и по второму пути. Изначально оно выступало в качестве единственной в обществе. Однако во многих странах в связи с развитием политической системы начали образовываться и другие институты.

Понятие государства

В широком смысле этот термин отождествляют с обществом, живущим в пределах конкретной страны. К примеру, говорят: "Государства-члены ООН", "государство Россия" и пр. Здесь речь о целых странах вместе с их народами. Широкое понятие государства было распространено в Средневековье и в античное время.

В узком смысле оно рассматривается как один из политических институтов, наделенный верховной властью. Такой подход к пониманию термина "государство" стал формироваться во время возникновения общественных институтов. С развитием социально-экономической структуры возникает необходимость отделения государственных учреждений от прочих элементов политической системы.

Отличительные черты государства

Этот институт можно рассматривать с различных точек зрения. В функциональном плане государство - основной политический институт. Оно осуществляет управление обществом, обеспечивает в нем порядок и стабильность.

Вместе с тем государство вступает в отношения с остальными субъектами: гражданами и их объединениями. В этом смысле его рассматривают как комплекс институтов, отвечающих за организацию общественной жизни и финансируемых на средства населения.

Одним из ключевых признаков государства считается суверенитет. Он предполагает независимость власти от внешних факторов.

Государство при осуществлении своей деятельности аккумулирует духовные, социальные, властные и прочие ресурсы. Их использование позволяет представлять интересы и удовлетворять нужды всего народа, а не отдельных индивидов или их групп.

При взаимодействии государства и политических партий, других общественных объединений, предприятий, учреждений, отдельных граждан должно обеспечиваться исполнение законодательства. Для этого власть обладает монополией на легитимное насилие. Государство использует закрепленные в нормативных актах инструменты принуждения для наказания нарушителей предписаний.

Финансирование органов власти осуществляется за счет налогов. Государство обладает монополией на их установление и сбор. Собранные с населения средства направляются на решение разнообразных управленческих задач.

Еще одним ключевым признаком государства является публичность власти. Оно обеспечивает защиту общественных, а не частных интересов. Как правило, в рамках реализации государственной политики личные отношения между властью и гражданином отсутствуют.

Одним из важнейших признаков государства является обязательное членство в нем. Если в политическую партию субъект вступает по желанию, то человек, родившийся на территории страны, по общему правилу, автоматически становится ее гражданином. Выйти из гражданства, как и из состава политической партии, субъект может в любой момент по желанию. В случае нарушения предписаний закона лицо может быть лишено гражданства в принудительном порядке.

Признаки политической партии

На практике выделяют 4 критерия:

  • Долговременность существования. Политическая партия образуется с расчетом на продолжительный срок деятельности.
  • Наличие устойчивых организаций, поддерживающих связь с руководством страны.
  • Нацеленность лидеров на борьбу за власть.
  • Поиск поддержки от граждан с помощью выборов или посредством иных инструментов.

Первый признак позволяет отличить партии от других объединений (фракций, движений и пр.), исчезающих вместе с основателями. Второй критерий предполагает полномасштабность организации: ее деятельность осуществляется на региональном и местном уровнях. Этот признак позволяет отграничить партию от обычной парламентской группы, существующей исключительно на национальном уровне.

Стремление бороться за власть отделяет политические объединения от профсоюзов и других общественных организаций. Цель партии - получение власти или участие в ее реализации. Как правило, политические объединения выдвигают и стараются претворить в жизнь глобальные концепции по переустройству общественной системы.

Стремление заручиться поддержкой народа отличает партию от группы давления. Последняя не участвует в избирательных кампаниях. Группы давления оказывают воздействие (обычно скрытое) на правительство, мнение населения и на политические партии.

Разновидности партий

На основании приведенных выше критериев можно классифицировать политические объединения на следующие типы:

  • Классовые. Такие партии представляют интересы определенных социальных групп. Они отличаются друг от друга по месту в системе производственных отношений.
  • Национальные, религиозные. Такие партии продвигают на государственном уровне специфические интересы определенной конфессии или этнической группы. Как правило, задачей является обеспечение их приоритета в госвласти.
  • Проблемные. Такие политические партии создаются для решения конкретных социальных вопросов. Как правило, это острые, актуальные проблемы, требующие незамедлительной реакции.
  • Государственно-патриотические. Деятельность таких объединений направлена на мобилизацию всего населения на обеспечение стабильности и целостности страны. Партии такого типа возникают, как правило, в исторически переломные моменты, когда появляется реальная или надуманная опасность для государства и общества. Постепенно они распадаются или трансформируются.

Некоторые партии формируются вокруг какого-либо популярного политического деятеля. Эти объединения выступают в качестве своего рода группы поддержки.

Существуют также так называемые гротескные партии. Смысл своей деятельности они видят в демонстрации специфичности определенных пристрастий группы лиц. К примеру, "партия любителей арбузов". На власть, как правило, они не претендуют, однако свои интересы отстаивают достаточно стойко. Их состав небольшой, но очень сплоченный.

Основа политической партии

Отличительной чертой объединения является наличие идейных принципов, которые привлекают сторонников. В программах фиксируются конкретные установки деятельности. Они могут выражаться открыто или существовать исключительно для посвященных.

Социальная основа партии является одним из признаков ее сущности. Объединения могут привлекать членов косвенно или прямо, посредством идеологических манипуляций. Ключевым критерием сущности партии является характер сил, взгляды которых она отстаивает.

Баланс интересов

Государство и политические партии - не просто общественные институты, действующие в определенной стране. Они выступают в качестве неотъемлемых элементов демократического общества. При этом особое внимание акцентируется на том, что государство - это центральное звено, устанавливающее правила для всех существующих в стране политических сил. Оно рассматривается как фактор, интегрирующий все элементы системы в одно целое.

Между тем некоторые ученые полагают, что такая конструкция несовершенная и требует пересмотра. По их мнению, концепция политической системы была удобна в советское время, поскольку тогда все силы вращались вокруг одного центра.

В демократическом обществе формируется особая система, предполагающая баланс, равновесие и взаимодействие политических сил. В настоящее время необходимо учитывать не только значение государства, но и интегрирующую роль самого населения, его влияние на власть.

Политические партии - это ключевые институты гражданского общества. Однако государство, в отличие от них, выражает интересы всех граждан в целом, являясь официальным представителем народа. Соответственно, оно наделяется исключительными инструментами - "рычагами власти". Именно за их обладание и борются партии. Они стремятся обеспечить реализацию собственных программ за счет механизма госвласти.

Некоторые партии уже добились определенного доступа к политическим рычагам. Они именуются правящими. Полученную власть они реализуют посредством расстановки своих членов на ключевые государственные посты.

Заключение

В политической системе в качестве ключевого инструмента влияния на разные аспекты общественной жизни выступает власть. Для завладения им люди объединяются в партии. Эти организации осуществляют свою деятельность на основе определенных идеологических принципов и являются мощным фактором, способствующим повышению уровня организованности и рационализации политической жизни в стране.

Государство, безусловно, заинтересовано в обеспечении социальной стабильности. Для достижения поставленных общественно значимых задач целесообразно объединить усилия с политическими партиями. Они, в свою очередь, должны больше и чаще взаимодействовать с гражданами, участвовать и поддерживать начинания местных структур власти, присутствовать в движениях на региональном уровне. Интересы самих партий не должны быть выше благосостояния населения. Только в этом случае возможна максимально эффективная деятельность всей политической системы в целом.