Страны мира республиканской формой гос устройства. Государственное устройство стран

  • 03.08.2019

Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления. Существуют две основные формы правления: республиканская и монархическая.

Республиканские формы правления распространены широко: 4/5 всех независимых стран мира – республики. Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная – правительству. Родина республиканского строя – Европа.

В свою очередь, республики подразделяются на президентские и парламентские. В президентских республиках (США, Аргентина, Бразилия, Иран, Пакистан и др.) президент, наделённый очень большими полномочиями, сам возглавляет правительство. В парламентских республиках (ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.) главной фигурой является не президент, а глава правительства. Часто, однако, официально парламентская республика фактически является президентской. Таковы, например, Франция, Египет, а также Россия и большинство других стран СНГ. Особую группу предоставляют социалистические республики: Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

Монархическая форма правления имеет меньшее распространение: монархий в мире всего 30. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть, принадлежащая единоличному правителю, передаётся по наследству. Все монархии подразделяются на абсолютные и конституционные. В конституционных монархиях реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. В абсолютных монархиях, напротив, власть монарха почти не ограничена. Эти страны, в основном, сосредоточены в районе Персидского залива.

К абсолютным относятся: 1 теократическая монархия (Ватикан), 4 эмирата (Катар, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн), 2 султаната (Оман, Бруней), 1 королевство (Саудовская Аравия).

К конституционным: 1 империя (Япония), 1 султанат (Малайзия), 1 великое герцогство (Люксембург), 3 княжества (Андорра, Лихтенштейн, Монако), королевства:

Зарубежная Европа: Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция.

Зарубежная Азия: Бутан, Иордания, Камбоджа, Непал, Таиланд.

Африка: Лесото, Марокко, Свазиленд

Океан: Тонга

Государственный строй любой страны также характеризуется формой её административно-территориального устройства. В этом отношении все страны мира подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть.

Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Большинство стран – унитарные. Федеративное устройство имеют лишь 24 страны:

СНГ : Россия, Белоруссия

Европа : Германия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия, Черногория

Азия : Малайзия, Мьянма, Индия, Пакистан, Объединённые Арабские Эмираты

Африка : Нигерия, Эфиопия, Южно-Африканская республика

Америка : США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия



>>География: Мы рассматриваем государственный строй стран мира

3 . Мы знакомимся с государственным

строем стран мира


1. Две основные формы правления: республиканская и монapхическая.

Государственный строй любой страны характеризуется прежде вceгo формой правления. Существуют две основные формы правления . Республиканская форма правления распространена широко: 4/5 всех независимых стран мира республики. Pecпублика форма государственнoгo правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному opгaну парламенту (см. рисунок 2), а исполнительная правительству. Родина pecпубликанского строя Европа . . После завоевания независимости республиканскую форму правления приняло большинство освободившихся стран. Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии, как Египет, Эфиопия, Иран.

В свою очередь, республики подразделяются на президентские и парламентские. В президентских республиках (США , Аргентина, Бразилия, Иран, Пакистан и др.) президент, наделенный очень большими правами, сам возглавляет правительство.

В парламентских республиках (ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.) главной фигурой является не президент, а глава правительства. Но в реальной жизни многие парламентские республики с правительствами, возглавляемыми премьер министрами, предоставляют своим президентам такие большие полномочия, что фактически они мало чем отличаются от президентских республик. Таковы, например, Франция, Египет, а также Россия и большинство других стран CHГ.

Можно добавить, что Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, несмотря на распад мировой социалистической системы, и ныне по форме правления должны быть отнесены к социалистическим pecпубликам.

Монархическая форма правления имеет меньшее pacпространение: монархий в мире вceгo 29 (см. таблицу 2 в «Приложениях»).Монархия такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, герцог, князь, султан и т. д. Эта верховная власть передается по наследству.

Среди них преобладают конституционные монархии, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, тогда как сам монарх, можно скaзать, «царствует, но не правит».

Монархический строй сохраняет ся в них в качестве своеобразной, иногда тысячелетней, тpaдиции, напоминающей о былом величии «короны».

Пример 1. Великобритания caмая старая в мире конституционная монархия. Король (ныне королева Елизавета 11) считается главой государства, судебной системы, главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви, а также возглавляемого Великобританией Coдружества, членами котopoгo являются более 50 стран, ранее входивших в состав Британской империи. . Король подписывает законы, принятые парламентом. Со времени нормандских завоеваний королевская санкция дается в традиционной формулировке: «Так хочет король (Kоpoлева)!» .

Пример 2. Япония конституционная монархия, в которой император традиционно служит символом государства и единства нации, хотя вся законодатель ная власть находится в руках парламента, а исполнительная Kaбинета министров. .

В абсолютных монархиях, нaпротив, власть монарха почти не ограничена. Но таких стран на современной политической карте мира осталось мало, в основном в районе Персидского залива.

Пример. Саудовская Аравия абсолютная монархия, где глава государства (король) осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьерминистром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным cyдьей, а также духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. .

Одной из более редких разновидностей абсолютной монархии может считаться тeокpaтическая монархия 1 . Примеры теократических монархий гoрод-государство Ватикан в Риме, королевство Саудовская Аравия, султанат Бруней в Юго-Восточной Азии.

Общее число монархий в мире остается относительно стaбильным. Обычно бывшие монархии становятся республиками.

Но за последнюю четверть века все же было два случая провозглашения новых монархий.

1 В теократических монархиях (от греч. theos 6oг) монарх является oдновременно и светским государем, и главой церкви.

В 1975 г. после смерти генерала Франко, долго правившего Испанией, эта страна стала монapхией во главе с королем Хуаном Карлосом 1 из династии Бурбонов. В 1993 г. после 23-летнего существования республиканcкoгo строя монархическая форма правления была восстановлена в Камбодже.

2. Основные формы административнотерриториального устройства: унитарная и федеративная.

Государственный строй любой страны характеризуется также формой административно-территориального устройства (деления). В этом отношении все страны подразделяются на унитарные 1 и федератuвные 2 ; гocyдарств с унитарным устройством в мире подавляющее большинство. Федеративное устройство имеют лишь 24 страны. В нeкоторых из них (Россия, Швейцария, Индия, Нигерия) оно связано с национальноэтническим принципом, в других (ФРГ, Aвстрия, США) с историко-географическими особенностями.

В наши дни проблема административно-территориального устройства во многих странах приобретает характер важнейшей политической проблемы. В первую очередь это относится к федеративным государствам, тaким, как Россия, Индия, ЮАР, Канада. (Задание 4.)

Пример . Бельгия до недавнего времени относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими ее валлонами и фламандцами привело к тому, что в 1993 г. парламент специальным законом ввел в этой стране федеративное административно-территориальное устройство.

1 Унитарное rосударство (от лат. uпitas единство) имеет такую форму административно-территориальноrо устройства. при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть.

2 Федеративное rосударство (от лат.fоеdеrаtiо союз, объединение) имеет такую форму административно-территориальноrо устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и орrанами власти существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные opraны власти.

Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Изучая политическую карту мира, мы, естественно, не можем не затронуть и вопрос о формах государственного устройства стран, имеющий к ней самое непосредственное отношение. В свою очередь этот вопрос включает три составные части - о формах политических режимов, о формах правления и о формах административно-территориального устройства. Давайте их в такой очередности и рассмотрим.
Вы хорошо представляете, что по особенностям политического режима все страны мира можно подразделить на демократические и антидемократические. На Западе существуют неправительственные организации, которые определяют «ин- деке демократичности» стран, исходя в основном из характера выборов органов законодательной власти. Итоги таких расчетов бывает нетрудно предсказать: максимально высокий рейтинг (10 баллов) обычно получают страны Запада, а самый низкий - мусульманские государства Юго-Западной Азии и Северной Африки. Но тем не менее общее число государств, последовательно выступающих за принятую ООН еще в 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека все время возрастает. По оценке авторитетных западных источников, в середине 70-х гг. XX в. к числу демократических относились менее 1/3 всех государств мира, а в начале XXI в. - 88 (с населением 2,8 млрд человек) входили в градацию свободных и еще 55 стран (с населением 1,3 млрд человек) - частично свободных.
Но стран с несвободными политическими режимами на карте мира тоже еще немало - 50. Можно утверждать, что среди этих режимов также есть две разновидности. Когда говорят об авторитарном режиме, то имеют в виду полное или частичное отсутствие демократических свобод, ограничение деятельности политических партий и общественных организаций, преследование оппозиции, отсутствие четкого разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, где они носят характер военных диктатур. В качестве примера такого рода можно назвать Ливию, которая официально именуется джамахирией, т. е. государством народных масс, возглавляемым Революционным руководством во главе с М. Каддафи, тогда как правительство, парламент, политические партии упразднены. Возникновение таких политических режимов объясняется, с одной стороны, внутренними причинами - наследием феодализма и колониализма, крайней социально-экономической отсталостью, низким культурным уровнем, трайбализмом (от лат. tribus - племя), т. е. проявлениями межплеменной вражды. С другой стороны, нужно учитывать и внешние причины, и в первую очередь противостояние двух мировых систем, существовавшее до начала 90-х гг.
Когда говорят о тоталитарном режиме, то имеют в виду особую форму авторитаризма, при которой государство устанавливает всеохватывающий контроль за жизнью общества в целом и каждой личности в отдельности, фактически ликвидирует

конституционные права и свободы, проводит жесткие репрессии по отношению к оппозиции, инакомыслящим. Политологи выделяют две разновидности тоталитаризма - правую и левую. Примеры первой из них - фашистские режимы в Германии, Италии, в Испании при генерале Франко, основанные на идеологии национал-социализма. Второй вид, основанный на идеологии марксизма-ленинизма, имел место в Советском Союзе при Сталине, в Китае при Мао-Цзедуне, в Северной Корее при Ким Ир Сене. Во второй половине 70-х гг. XX в. тоталитарный режим, приведший к геноциду, т. е. истреблению собственного народа, установили «красные кхмеры» во главе с Пол-Потом в Камбодже. Да и режим Саддама Хусейна в Ираке, существовавший до 2003 г., тоже безусловно был тоталитарным.
Перейдем теперь к характеристике форм правления госу: дарств, которые в принципе имеют только две главные разновидности - республиканскую и монархическую.
Как мы уже отмечали, республиканская форма правления возникла еще в античную эпоху, но наибольшее распространение получила уже в Новое и Новейшее время. Важно отметить, что в процессе крушения колониальной системы подавляющее большинство освободившихся стран приняло республиканскую форму правления. Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии как Египет, Эфиопия, Иран, а также Афганистан, Тунис, Ливия и др. В итоге в 1990 г. в мире было уже 127 республик, а после распада СССР, СФРЮ и Чехословакии их общее число приблизилось к 150. Это означает, что республиканскую форму правления имеют 4/5 всех независимых государств современного мира.
При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, избираемому всем населением страны, а исполнительная - правительству. При этом различают президентскую и парламентскую (парламентарную) республики.
В президентской республике президент, являющийся главой государства, а зачастую и главой правительства, наделен особенно большими полномочиями. Таких республик в мире более 100. Особенное распространение они получили в Африке, где их 45 (например, Алжир, Египет, Нигерия, Зимбабве, ЮАР) и в Латинской Америке, где их 22 (например, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина). В зарубежной Азии президентских республик заметно меньше (например, Сирия,
Иран, Пакистан, Индонезия, Филиппины), а в зарубежной Европе - еще меньше (например1, Франция, Хорватия). Наиболее ярким примером типично президентской республики можно считать Соединенные Штаты, где президент, как вы знаете, является главой администрации. Отметим также, что президентские республики существуют и во всех странах СНГ. При этом некоторые из них, включая Россию, иногда называют суперпрезидентскими, поскольку их конституции предоставляют президенту особенно большие права.
Парламентская республика основывается на формальном принципе главенства парламента, которому подотчетна и исполнительная власть (правительство). Роль президента в таких республиках значительно меньше, а главной политической фигурой является премьер-министр. Парламентские республики наиболее характерны для зарубежной Европы (например, ФРГ, Италия, Австрия, Финляндия, Болгария), но они есть и в зарубежной Азии (например, Китай, Индия, Израиль). Можно добавить, что Китай, Вьетнам, КНДР и Кубу, несмотря на распад мировой социалистической системы, и ныне было бы правильнее всего относить к категории социалистических республик. На современной политической карте они остаются своего рода осколками этой системы.
Монархическая форма правления возникла, как мы уже говорили, еще в эпоху Древнего мира, но наибольшее распространение получила в Средние века и в Новое время. Можно сказать, что это тоже своего рода пережиток феодализма на современной политической карте мира. Число монархий остается довольно стабильным, их всего 30 (табл. 6).
Факты образования новых монархий в Новейшее время очень редки, во всяком случае за последние десятилетия их было всего два. Во-первых, в Испании, где монархия, свергну- таяв 1931 г., была восстановлена в 1975 г. после смерти главы испанского государства (каудильо) Франко. Во-вторых, в Камбодже, где после 23-летнего перерыва в 1993 г. королем снова стал Нородом Сианук. Обычно власть монарха передается по наследству, но в Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах монарха избирают каждые пять лет из числа местных султанов и шейхов.
При знакомстве с таблицей 6 вы можете обратить внимание, во-первых, на то, что монархий больше всего в Азии (14)
Таблица 6
Страны мира с монархической формой правления


Страны

Форма правления

Страны

Форма
правления

Зарубежная Европа

Андорра

Княжество

Лихтенштейн

Княжество

Бельгия

Королевство

Люксембург

Великое
герцогство

Ватикан

Теократическая
монархия

Монако

Княжество

Великобритания

Королевство

Нидерланды

Королевство

Дания

Королевство

Норвегия

Королевство

Испания

Королевство

Швеция

Королевство

Зарубежная Азия

Бахрейн

Эмират

Оман

Султанат

Бруней

Султанат

Объединенные
Арабские />Эмираты

Эмират

Бутан

Королевство

Саудовская
Аравия

Королевство

Иордания

Королевство

Таиланд

Королевство

Камбоджа

Королевство

Япония

Империя

Катар

Эмират

Непал

Королевство

Кувейт

Эмират

Малайзия

Султанат

Африка

Океания

Лесото

Королевство

Тонга

Королевство

Марокко

Королевство

Свазиленд

Королевство

и в Европе (12); в Африке их всего 3, в Океании - 1, а в Америке - ни одной. Во-вторых, на то, что среди монархий встречаются империи, королевства, герцогства, княжества, султанаты, эмираты. Но чаще их подразделяют на конституционные, или ограниченные, и абсолютные монархии.
Подавляющее большинство существующих ныне монархий относится к конституционным (ограниченным) монархиям, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, тогда как монарх, по выражению И.А. Витвера, «царствует, но не правит». Монархический строй сохраняется в них в качестве своеобразной, иногда тысячелетней, традиции, зачастую напоминающей о былом величии «короны». К числу конституционных относятся все монархии Европы и Африки и большинство монархий Азии. Но чаще всего в качестве классического примера такой ограниченной монархии приводят Великобританию.
Королева Великобритании Елизавета II «царствует, но не правит» с 1952 г. С монархическими символами граждане этой страны встречаются, что называется, на каждом шагу. Страной правит «правительство ее Величества», законы объявляют «именем королевы», деньги печатает королевский монетный двор, письма доставляет королевская почта и т. д. На званых обедах первый тост обычно произносят за королеву, английский гимн начинается со слов «Боже, храни королеву», на любой почтовой марке обязательно помещается ее силуэт. Номинально британская королева обладает немалой политической властью. Она созывает и распускает парламент, назначает и смещает премьер-министра, утверждает принятые парламентом законы, жалует награды и звания, объявляет помилование. Однако во всех этих случаях она руководствуется советами и решениями парламента и правительства. Можно добавить, что королева Елизавета II относится к числу самых богатых людей своей страны.
Может быть, кто-то из вас помнит, что в начале своей карьеры Алла Пугачева прославилась исполнением песни «Жениться по любви не могут короли». В принципе это действительно так, поскольку династические браки в Европе обычно заключаются не по любви, а по взаимной договоренности. Но бывают и исключения. Например, король Эдуард VIII, вступивший на британский престол в 1936 г. после смерти Георга V, в том же году женился по любви на дважды разведенной американке. Но после этого в результате дворцового кризиса ему пришлось отречься от престола в пользу своего младшего брата. Так королем Великобритании стал Георг VI - отец Елизаветы II. Выходит, что не произойди этот инцидент, она не стала бы королевой, и вся послевоенная история Англии могла бы стать другой.
Еще одним примером того, как в конституционной монархии монарх «царствует, но не правит» может служить Япония, где согласно конституции монарх (император) является символом государства и единства нации, гарантом свобод народа. Но он не принимает непосредственного участия в политической жизни страны, и его роль в основном сводится к выполнению протокольных функций.
Любопытно и то, что в Японии принято несколько систем летосчисления, причем одна из них ведется по времени правления очередного императора. Так, особое летосчисление было установлено для правления императора Хирохито, которое продолжалось с 1926 г. по 1989 г., а с 1989 г. идет отсчет времени правления его сына императора Акихито. Эта эпоха получила название «хэйсэй», что можно перевести как «установление всеобщего мира на Земле и в небесах».
Продолжая эту тему, хотелось бы добавить, что в литературе вы можете встретить сравнение конституционных монархий, например, в Великобритании, Швеции, Дании, Норвегии, Испании, Японии, с президентскими республиками Латинской Америки и тем более Африки по уровню демократичности. Оказывается, что в конституционных монархиях этот уровень зачастую значительно выше. Поэтому считать, что республиканская форма правления всегда прогрессивнее монархической, было бы явно ошибочно.
Однако наряду с большинством демократических конституционных монархий на политической карте мира сохраняется еще несколько абсолютных монархий, политические режимы которых демократическими никак не назовешь. Все эти монархии (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар) расположены на Аравийском полуострове. В Саудовской Аравии глава государства (король) осуществляет и законодательную, и исполнительную власть, является премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. Органы власти формируются в основном из членов королевской семьи, которых в общей сложности насчитывается несколько тысяч. В Омане вся полнота законодательной и исполнительной власти также принадлежит султану, как главе государства. Султан является премьер-министром, министром обороны, иностранных дел, финансов, верховным главнокомандующим. Конституции в этой стране нет. Объединенные Арабские Эмираты состоят из семи эмиратов, каждый из которых представляет собой абсолютную монархию. В Катаре тоже вся власть принадлежит местному эмиру.
Своеобразная разновидность абсолютной монархии - теократическая монархия (от греч. theos - бог и kratos - сила). В такой монархии глава государства одновременно является и его религиозным главой. К числу теократических монархий обычно относят королевство Саудовскую Аравию и султанат Бруней, да и в Иране, несмотря на наличие поста президента, главой государства считается духовный лидер - аятолла. Но, конечно, классический пример такой монархии - город-государство Ватикан, в котором верховная законодательная, исполнительная и судебная власть находятся в руках Папы Римского, избираемого коллегией кардиналов пожизненно. В 1978-2005 гг. этот пост занимал 264-й по счету папа Иоанн Павел II, а после его смерти понтификом, т. е. главой римско- католической церкви стал папа Бонифаций XVI.
Чтобы закончить характеристику форм правления, упомянем еще раз о Содружестве, возглавляемом Великобританией. Большинство его членов имеет одну из двух традиционных форм правления - это либо республики, либо монархии. Наряду с этим 16 стран Содружества (например, Канада, Австралия, Новая Зеландия, многие небольшие островные государства) не относятся ни к тем, ни к другим, а просто признают главой королеву Елизавету II. />Перейдем теперь к рассмотрению форм административно- территориального устройства стран мира. Такое устройство, находящее выражение прежде всего в сетках административно-территориального деления (АТД) может формироваться под воздействием нескольких факторов или подходов, главные из которых - исторический и этнокультурный. Исторический подход можно продемонстрировать на примере стран Западной Европы, где основу АТД нередко составляют те исторические области и провинции, которые в Средние века, да и в Новое время были самостоятельными государствами - например, Саксония, Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг в Германии или Ломбардия, Тоскана, Пьемонт в Италии. Этнокультурный подход чаще встречается в многонациональных странах. Например, в Индии при определении границ штатов в первую очередь учитывались именно этнические границы. Этот принцип широко использовался и при формировании АТД бывшего СССР. На практике исторический и этнокультурный подходы нередко совпадают, сочетаясь в свою очередь с рубежами природного характера (речными, горными и др.). А бывало и так, что административные границы проводились в основном по параллелям и меридианам. Примером такого рода могут служить Соединенные Штаты (рис. 30).

Рис. 30. Границы штатов континентальной части США (по В. А. Колосову).
Границы штатов: 1 - по рекам; - по горным хребтам; - по меридианам и параллелям

Страны мира сильно различаются также по степени дробности своего АТД. Очень дробное АТД имеют, например, Франция (100 департаментов, включая 4 заморские), Россия (86 субъектов федерации). К странам со средним уровнем дробности АТД можно отнести США (50 штатов), Испанию (50 провинций), Японию (47 префектур), Индию (28 штатов и 7 союзных территорий). А вот в Германии даже после объединения страны всего 16 земель, в Австрии - 8, в Австралии 6 штатов и 2 территории. Некоторые страны в последнее время стали проводить политику разукрупнения своего АТД (например, Индия), а некоторые наоборот - укрупнения (например, Россия).
Различают две главные формы административно-территориального устройства стран мира - унитарную и федеративную.
Унитарное государство (от лат. unitas - единство) - такая форма административно-территориального устройства, при которой в стране действует одна конституция, существуют единые органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а входящие в ее состав административные единицы не пользуются сколько-нибудь значительным самоуправлением. Унитарных государств в мире подавляющее большинство. Это относится к зарубежной Европе, где примерами таких государств могут служить Великобритания,

Франция, Италия, Швеция, Польша. В зарубежной Азии из 38 независимых государств 33 имеют унитарное административно-территориальное устройство. В Африке и Латинской Америке унитарные государства также преобладают.
Федеративное государство (от лат. foederatio - союз, объединение) - такая форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными, федеральными, органами власти и законами, существуют более или менее самоуправляемые административные единицы - республики, штаты, провинции, земли, кантоны, территории, федеральные округа, обладающие собственными органами законодательной и исполнительной власти, хотя и «второго порядка» по сравнению с федеральными. Так, в США каждый штат имеет свой законодательный (законодательное собрание) и исполнительный (губернатор) органы, структура и компетенция которых определены конституцией данного конкретного штата. Законодательство в разных штатах также может различаться довольно сильно. В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство республик, штатов, провинций и т. д. Например, в США это сенат, в ФРГ бундесрат, в Индии - Совет Штатов, в России - Совет Федерации.
Общее число федеративных государств на современной политической карте мира не очень велико - их всего 24 (табл. 7). К тому же число это относительно стабильно. Впрочем, примеры появления новых федеративных государств тоже можно привести: Бельгия стала федерацией в 1993 г., Эфиопия - в 1998 г.
По таблице 7 видно, как федеративные государства распределяются по крупным регионам мира. Обратите внимание также на то, что федеративное устройство находит отражение и в официальных названиях многих из них.
Некоторые представители отечественной политической географии разрабатывают вопрос о типологии федеративных государств. Например, В.А. Колосов предложил выделять западноевропейский, североамериканский, латиноамериканский, афро-азиатский, нигерийский и островной типы федераций. Но мы не будем подробно их рассматривать. Ограничимся лишь констатацией того, что федеративная форма АТД характерна прежде всего для многонациональных или по крайней мере двухнациональных государств. Примерами такого рода могут
Страны мира с федеративным административно-территориальным
устройством
Таблица 7


Регион

Страна

СНГ

Российская Федерация

Зарубежная Европа

Австрийская Республика Королевство Бельгия Босния и Герцеговина Федеративная Республика Германия Швейцарская Конфедерация

Зарубежная Азия

Республика Индия Малайзия Союз Мьянма
Объединенные Арабские Эмираты Исламская Республика Пакистан

Африка

Федеративная Исламская Республика Коморские Острова Федеративная Республика Нигерия Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
Южно-Африканская Республика

Северная Америка

Канада
Соединенные Штаты Америки

Латинская Америка

Аргентинская Республика Федеративная Республика Бразилия Боливарская Республика Венесуэла Мексиканские Соединенные Штаты Федерация Сент-Китс и Невис

Австралия и Океания

Австралийский Союз Федеративные Штаты Микронезии

служить Россия, Швейцария, Бельгия, Индия, Нигерия, Канада. И все же большинство существующих ныне федераций - это страны с более или менее однородным национальным (этническим) составом населения. Следовательно, возникновение этих федераций отражает не столько национально-этнические, сколько историко-географические особенности их развития.^
Добавим также, что разновидностью федерации фактически является конфедерация, члены которой сохраняют за собой формальный суверенитет и право выхода из такого добровольного объединения. Несколько подобных конфедераций существовало в мире в Новое и Новейшее время. Но в начале XXI в. статус конфедерации сохранился только у Швейцарии. Кстати, первые три кантона этой страны объединились в конфедерацию еще в 1291 г.
Нельзя не отметить и то, что в федеративных государствах со сложным национально-этническим составом чаще встречаются конфликтные внутриполитические ситуации, находящие отражение на политической карте мира. Но этот вопрос мы рассмотрим в следующей лекции.
Контрольные вопросы Какие политические режимы существуют в современном мире и каковы их характерные черты? Что собой представляет республиканская форма правления и как она представлена на современной политической карте мира? Что собой представляет монархическая форма правления и как она представлена на современной политической карте мира? Объясните, в чем заключается различие между унитарной и федеративной формами административно-территориального устройства стран и как они представлены на современной политической карте мира.

Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства. Существуют две основные формы правления: республика и монархия.

Республиканская форма правления распространена особенно широко, так как 75% всех мира составляют республики. Республика - это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который является выборным органом. В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Среди республик различают социалистические () и буржуазные (). Глава республиканского государства избирается населением или специальной избирательной коллегией.

Монархическая форма правления имеет меньшее распространение. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.

Среди монархий различают государства с абсолютной монархией и государства с конституционной монархией. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Но таких стран на современной осталось очень мало. Как правило, в странах абсолютной монархии глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, верховным судьей, главнокомандующим вооруженными силами страны и духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. К абсолютным монархиям относятся следующие страны: , и некоторые другие.

Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. Поэтому монарх фактически «царствует, но не правит». В странах с подобным государственным устройством монархический строй сохраняется в качестве традиции, которая напоминает о былом величии «короны».

Япония - практически единственная империя в мире. Император страны - символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.

Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх -- глава церкви. Примером теократической монархии является .

Основными формами государственно-территориального устройства (деления) являются унитарная форма и федеративная. Унитарное (от лат. unitas - единство) государство - такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве есть единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся здесь административные единицы обладают исполнительной властью, но не законодательной. Большинство государств современного мира являются унитарными. К ним относятся, например, Франция, Япония,

Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия.

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Республиканская форма правления возникла ещё в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика), но наибольшее распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории.

Различают президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделён очень большими полномочиями (США, Россия, ряд стран Латинской Америки). И парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер- министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма государственного правления – социалистическая республика, которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций. Её разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (Китай, КНДР, Куба).

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя. При феодализме стала основной формой правления. Различают три вида монархий.

Подавляющее большинство существующих ныне монархий – конституционные, где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция). Однако политическое влияние монарха заметно.

Абсолютная монархия это форма правления, при которой правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Оман, Бруней).

Ещё одна из монархических форм правления – теократическая монархия, где глава государства является и религиозным главой (Ватикан).

Особой формой правления образуют государства входящие в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Содружество это добровольное объединение суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику. Сотрудничая с другими членами с целью « содействия благополучию народов». В состав Содружества входят бывшие британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ)

Таблица 7. Основные формы государственного устройства

Унитарное Федерация Конфедерация Прочие
- единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Содружество - более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. cм. табл. "Страны с федеративным административно- территориальным устройством" Швейцария СНГ

Таблица 8. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация Африка: Австралия и Океания:
Зарубежная Европа: Федеративная Исламская Республика Коморские острова Австралийский Союз
Молдова Федеративная Республика Нигерия Федеративные Штаты Микронезии
Австрийская Республика ЮАР Америка:
Королевство Бельгия Зарубежная Азия: Федеративная Республика Бразилия
ФРГ Грузия Республика Венесуэла
Швейцарская Конфедерация Республика Индия Канада
Союзная Республика Югославия Малайзия Мексиканские Соединенные Штаты
Испания Союз Мьянма США
ОАЭ
Союзная Республика Пакистан

Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).