Украинский национализм — это всегда война с собственным народом. Организации и движения украинских националистов

  • 13.08.2019

Другим и гораздо более радикальным направление национализма было галичанское. Собственно, именно оно сейчас и преобладает на современной Украине. Дело в том, что когда говорят, что на Украине раскол на восток и запад, не все до конца понимают, о чем идет речь и какое событие произошло в 1939 году. А тогда произошло событие даже более серьезное, чем объединение ФРГ и ГДР. Тогда, согласно условиям пакта Молотова-Риббентропа, к УССР была присоединена Галиция, находившаяся в составе Польши. Галиция традиционно была населена украинцами, но при этом они никогда не жили на территории Российской империи, если не считать мифических времен Ярослава Мудрого, когда еще и народов-то не было толком. То есть, к украинцам, традиционно жившим в РИ, присоединили совершенно особое племя боевых галичан, распрогандированных еще в Австро-Венгрии. К тому же, в отличии от традиционно православных украинцев, все галичане были униатами-грекокатоликами, которые сами по себе отдельный разговор. И если немцы жили в разделенном виде 45 лет, то&nпbsp; в данном случае объединились народы не только с разной историей, но даже и верой, поскольку униаты еще в 1596 году перешли под власть Папы Римского, сохранив только византийский обряд.

Накануне Первой мировой войны Галиция находилась в составе Австро-Венгрии. При этом в Галиции существовало широкое русофильское движение. Конечно, отчасти оно поддерживалось и финансированием со стороны России. Австрийцам тоже работали над местным населением в своих интересах. Например, когда началась война, среди украинцев Галиции для войны с Россией без проблем набрали 7 тысяч «усусов» - украинских сечевых стрельцов, которыми командовал Эрцгерцог Вильгельм Франц Габсбург-Лотарингский, известный как Василь Вышиваный.

Тот неловкий момент, когда шутки про австрийский генштаб - не шутки.

Что касается русофилов, то после начала Первой мировой все они по спискам были отправлены в концлагеря Талергоф и Терезин, где были либо казнены, либо умерли. Выжить удалось меньшинству. Кстати, на одном из этих процессов свидетелем обвинения выступал прадед Тягнибока.

Собственно галичанский национализм стоял на двух вещах: скаутской организации «Пласт», где из маленьких укрят лепили боевых укров, и на грекокатолических священниках, которые были настроены ультранационалистически и внушали подобные же мысли пастве. Огромное количество видных персон в украинском националистическом движении составили дети униатских священников.

Бойцы «Пласта»

По итогам первой мировой войны Галиция отошла к Польше, что доводило украинских националистов до бешенства. Если в Австро-Венгрии им жилось относительно неплохо, хоть и без национальной автономии, то поляки оказались страшными шовинистами. Сразу после войны была создана «Украинская войсковая организация». Она стала последним звеном в цепочке: «папа - грекокатолический священник» - детство в «Пласте» - «служба в Австро-Венгерской армии» - «УВО». Одним из главных ее создателей стал бывший прапорщик австро-венгерской армии Евгений Коновалец - наполовину русин, наполовину поляк. Коновалец перед самой Октябрьской революцией бежал из русского плена в Киев, где возглавил отряд сечевых стрельцов, охранявших Центральную раду. После того, как немцы назначили Скоропадского, стрельцов расформировали.

Учредительный съезд ОУН. Коновалец - по центру в нижнем ряду.

Главными целями УВО были диверсии, саботаж, теракты, убийства и ограбления в Польше. Коновалец дружил с судьей по фамилии Шухевич и на протяжении года снимал у него комнату, много времени проводя в беседах с его 14-летним сыном Романом Шухевичем, который после общения с Коновальцом загорелся идеей украинского национализма и вступил сначала в «Пласт», а затем и в УВО, где начал лично участвовать как в акциях саботажа, так и в убийствах. К слову, Коновалец наладил старые связи с немцами, которые решили использовать радикальных укробойцов против поляков, и с удовольствие готовили диверсантов из УВО.

Кроме УВО существовало еще несколько организаций украинских националистов, в основном молодежных. Однако они не играли такой роли. В 1929 году на базе УВО состоялось объединение всех националистических организаций в Организацию Украинских Националистов (ОУН).

Дмитрий Донцов, укротитель монголокацапов.

Главным идеологом ОУН, сложившим в читаемые буквы витавшую в воздухе идею борьбы с жидомоскалями, был Дмитрий Донцов - единственный москаль среди галичан. Он родился на территории Российской империи и происхождение у него было самое карнавальное, вплоть до итальянцев в роду. Учился он в Петербурге и начинал как марксист. Однако позднее уехал в Галицию и у него «открылись глаза». Он возненавидел марксистов за интернационализм и стал пламенным украинским шовинистом. После начала Первой мировой Донцов смекнул, что к чему, и устроился на хорошую ставку в австро-венгерском министерстве правды. Он возглавлял «Союз освобождения Украинцев». Главной целью организации было отторжение территории Малороссии от России и создание независимого украинского государства под мудрым протекторатом Австро-Венгрии. С этой целью агитаторы ездили по лагерям для военнопленных и агитировали среди малороссов. Он даже успел побывать министром телеграфов при Скоропадском, но в 20-е годы отошел от политики и сосредоточился на фантазиях, на которых и выросли юные «пластунята». Краткое содержание идей Донцова не блещет оригинальностью: «украинцы - избранная раса, немцы - хорошие, москали и пшеки - нелюди».

Именно в это время прошел новый призыв в ОУН и на смену сечевым стрельцам пришла ультрарадикальная галицийская молодежь, которая десятилетие росла при поляках. Примерно тогда же в ОУН появились ее будущие лидеры: Бандера, Стецько и Шухевич, хотя последний уже успел активно поучаствовать в акциях старого УВО. Были среди этой волны и довольно примечательные персонажи. Так, Лев Ребет был евреем, но это маленький штришок.

Наиболее необъяснимым активистом ОУН был Рихард Ярый, который имел настолько мутную биографию, что исследователи до сих пор теряются в догадках: а это вообще кто? Буквально, до сих пор так и не могут установить, кем он был по происхождению и чем занимался в детстве. Есть версии, что Ярый - венгерский еврей, судетский немец, наполовину чех, наполовину еврей, австрийский аристократ. Сам он представлялся сыном казака. Примечательно, что когда немцы проверяли его на предмет возможного сотрудничества, выяснилось, что в месте, где он родился, вообще никто не помнит никакой семьи Ярых. Также точно не установлено, чем он занимался до Первой мировой. Есть версия, что до революции его звали Рихард фон Яри и он являлся сотрудником австрийской разведки. С началом революционных событий он оказался в галицкой армии ЗУНР, после революции спекулировал лошадьми, женился на еврейке, уехал в Германию, купил там себе виллу и вступил в ряды украинских националистов. Причем не просто вступил, а сразу возглавил разведку организации (неплохо для спекулянта лошадьми), а затем стал представителем ОУН при НСДАП(!).

Рихард Ярый, то ли патриот Украины, то ли смотрящий от взрослых держав.

Что касается разведок, то в качестве предположений высказываются версии, что Ярый работал на немецкую, английскую, советскую и польскую разведки. Также высказываются версии, что именно он организовал раскол в ОУН в 1940 году. Он же является одним из создателей батальона «Роланд», ставшего одним из двух украинских национальных формирований в составе Вермахта, созданных до войны. Осенью 1941 его вместе с другими лидерами украинских националистов отправили в концлагерь. Возможно, для вида, поскольку отпустили Ярого намного раньше остальных, практически через год, тогда как остальные сидели до 1944. После войны он жил в Вене, в советской оккупационной зоне, причем советские прекрасно знали кто такой Ярый, но не делали никаких попыток арестовать его. Более того, имеются даже свидетельства, что Ярый однажды зашел в советскую оккупационную администрацию и велел отпустить задержанного ими украинца с супругой. В общем, типичный товарищ Артем .

Самым известным персонажем этой волны националистов, безусловно, является Степан Бандера. Надо сказать, что Бандера - это такой украинский Мандела, который просидел в тюрьме весь экшен и был скорее живым символом движения. Родился он в семье грекокатолического священника, придерживавшегося ультранационалистических взглядов и воспитывавшего детей в соответствующем духе. Главной мечтой детства Бандеры было вступить в «Пласт», и он таки добился своего. Бандера с детства отличался проблемами с психикой, в частности, страдал садомазохизмом. Он регулярно занимался членовредительством, вгонял себе под ногти иголки, гулял голым на морозе, душил кошек. Позднее, когда уже начинался этап превращения Бандеры в мифологического героя, странности психики были объяснены гениальным образом: он просто с детства готовился к пыткам. К слову, чудик добился своей «подготовкой к пыткам» только того, что заработал лютый ревматизм уже в юном возрасте.

Поначалу Бандера в ОУН выполнял функции пропагандиста и распространителя нелегальных изданий. Однако в скором времени на него обратил внимание Габрусевич - также галичанин и сын униатского священника, и назначил его ответственным за пропаганду в регионе, а спустя год отправил к немецким инструкторам в разведшколу (контакты с ними наладил Коновалец). После прохождения спецподготовки Бандера стал краевым проводником, т. е. главой регионального отделения. По времени это совпало с голодом в УССР, ОУНовцы даже провели несколько акций протеста, а позднее попытались убить советского посла, но не смогли этого сделать, ограничившись убийством секретаря из посольства. Однако главными врагами ОУНовцев оставались поляки, ненависть к которым просто зашкаливала.

В 1934 году ОУНовцы убили министра внутренних дел Польши Перацкого, в ответ поляки схватили ряд известных им националистов и устроили над ними суд. Считается, что Бандера не участвовал в самом убийстве, но занимался разработкой его плана. На суде ему предъявлялось то же самое. На 99% все были уверены, что подсудимых повесят, тем более, что они и не думали отпираться, однако повешение внезапно заменили на пожизненное заключение. Бандера просидел в тюрьме до сентября 1939 года, когда администрация тюрьмы убежала в страхе перед наступлением немцев. К тому моменту советские войска захватили Западную Украину и превратились в главных врагов ОУНовцев, которых теперь почти не интересовали поляки. Коновалец уже был убит Судоплатовым, его фактическим преемником стал не Бандера, а Андрей Мельник, остававшийся на свободе.

Небожитель Шептицкий.

Мельник тоже был из галичан, в свое время служил в отряде сечевых стрельцов. Он имел тесные связи с немцами, а также с униатским небожителем - митрополитом Шептицким. Шептицкий был выходцем из аристократического рода и имел обширные связи еще в старой Австро-Венгрии с руководством государства. Он в совершенстве говорил на иврите, в свое время «по заданию партии» организовывал униатские общины в Российской империи. После прихода на Западную Украину большевиков он писал Сталину письма, в которых ругал его за безбожие, но Сталин наглого священника пальцем тронуть не посмел. Во время немецкой оккупации Шептицкий слал приветственные письма Гитлеру и благословлял Бандеру на бой с москалями, а когда немцы начали преследовать евреев, то принялся писать гневные письма с проклятиями Гиммлеру и Папе Римскому. И чего бы немцам не стереть зарвавшегося попа в порошок? Так ведь тоже тронуть побоялись. Видимо, тоже испугались его окладистой бороды. В начале 1944 года Шептицкий еще приказывал униатским священникам переплавлять колокола на пушки для Великой Германии, а уже в середине года слал поздравительные телеграммы Великому Сталину, хвалил его за толерантность к религии и называл коммунизм богоугодным учением, параллельно проклиная бандеровцев. Тут бы и шлепнуть Сталину гитлеровского пособника, ну, в крайнем случае, под суд отдать, но нет, снова побоялись тронуть.

Товарищ Мельник.

В общем, у Мельника были серьезные друзья, однако и Бандера приобрел славу за время заключения в польской тюрьме. Мельник настаивал на тесном сотрудничестве с Германией, Бандера - на опоре на свои силы. Дело кончилось, прямо как у большевиков, расколом на ОУН(б) и ОУН(м). Б - бандеровцы, а М - мельниковцы. У бандеровцев изначально был серьезный перевес и к 1943 году мельниковцы представляли собой маргинальное меньшинство.

Через неделю после нападения Германии на СССР ОУН провозгласила создание независимого украинского государства. Главой виртуального государства был назначен Ярослав Стецько - галичанин и сын священника. Немцы от такой хуцпы пришли в ярость и вызвали всех лидеров националистов на «переговоры», на которых всех их арестовали и бросили в концлагеря. Из видных деятелей на свободе остался только Шухевич, который еще до войны успел стать немецким офицером.

Роман Шухевич.

В немецких концлагерях погибли два брата Бандеры, которых до смерти забили поляки. В конце 1944 года немцы выпустили всех националистов, надеясь на их помощь. Действительно, в этом году произошла активизация УПА, что заметно по изменившемуся отношению со стороны советской армии, которая включила УПА в число своих «официальных врагов». Тогда как до 1944 года партизаны, участвовавшие в столкновениях с отрядами УПА, в случае пленения повстанцев чаще всего расстреливали командиров, а всех остальных отпускали по домам, выдав по затрещине.

Однако после заключения в концлагере Бандера практически отошел от дел и упустил момент, на территорию Западной Украины он так и не вернулся, а руководителем подполья ОУН и частей УПА стал Шухевич, партизанивший до 1950 года, пока не был застрелен при штурме его укрытия.

После окончания войны за Бандерой развернули охоту американцы и коммунисты, поэтому он пошел на сотрудничество с британской разведкой, которое, однако, не принесло серьезных плодов. Какое-то время он жил в Мюнхене и протянул аж до 1959 года, пока к нему наконец не подобрались. Убийство осуществил Богдан Сташинский, по легенде завербованный КГБ после того, как был задержан за безбилетный проезд. В 1957 году он убил Льва Ребета, а в 1959 - Бандеру. При этом оба раза он ушел с места преступления и не был пойман, но в 1961 году внезапно перебежал из ГДР в ФРГ и заявил немецким властям, что это он совершил убийство. Отсидел 8 лет и исчез в неизвестном направлении, есть версия, что он до сих пор жив и живет в ЮАР под вымышленным именем.

Богдан Сташинский, лучший друг украинских националистов.

После смерти Шухевича главой УПА стал Василий Кук, который вскоре был арестован, но просидел довольно недолго, после чего покаялся, был отпущен и отрекся от движения, вдобавок написав письма заграничным ОУНовцам, чтобы те признали советскую власть. После этого он спокойно жил в СССР и умер только в 2007 году.

ОУН, начиная с 50-х годов, фактически законсервировалась и существовала только на бумаге в эмиграции. Однако к концу 80-х повеяли ветры перемен и организация вышла из спячки сначала в Канаде и США, а после падения СССР легализовалась и на Украине.

Из этой небольшой, но поучительной истории мы можем сделать вывод, что родовой чертой украинского национализма является его связь с религиозными фанатиками из местечковой греко-католической церкви. Что это означает в плане претензий галичан на всю Украину (и вообще обоснованности таких претензий) каждый пусть додумает самостоятельно.

Суть так называемого украинского национализма заключается не в создании и укреплении украинской национальной идеи, но в элементарной русофобии даже ценой подчинения внешним силам

Сегодня украинский национализм принято упоминать в одном ряду с другими разновидностями национализма, а порой – даже противопоставлять его национализму русскому. Такое положение вещей является следствием неполного понимания этого явления, т. к. национализм на Украине имеет ряд уникальных особенностей, которые не позволяют считать его формой, аналогичной той, что встречается в других странах. Причины этого кроются в самой специфике украинской национальной идеи и ее истории.

Идеи фашизма и нацизма сразу же нашли отклик в умах украинских русофобов, задолго до начала оккупации фашистами Украины.

Возникновение

Появление украинского этноса, сформировавшегося в результате влияния западных культур (в первую очередь польской и литовской) на русское население территорий, оказавшихся после раскола Руси вне контекста общерусского культурного развития, сопровождалось жесткой полемикой о сущности и будущем молодой нации среди представителей обеих частей разделенного (к концу XVII века – в основном между Россией и Австрией) народа. Особенную остроту она получила в XIX веке, когда украинская идея начала обретать форму. Появился у нее и свой символ в лице поэта и прозаика Тараса Шевченко , которого сегодня называют «крестным отцом украинского национализма».

Но мало кто на Украине сегодня вспоминает, что среди представителей украинской творческой интеллигенции были сторонники другого проекта развития нации. К ним, в частности, относятся поэтИван Франко , основавший вместе с другим сторонником присоединения Галиции к России – публицистом Михаилом Павликом - в Австро-Венгрии Русско-украинскую Радикальную партию. Творчество этого патриотического деятеля сегодня изучается в украинских школах, при этом упор делается на его любовь к Украине, однако, упоминания о не меньшей любви к большой Родине – России, стыдливо обходится стороной школьными и университетскими учебниками.

Известный украинский драматург Иван Котляревский , которого, кстати, высоко ценил и сам Шевченко, был русским офицером и принимал участие в русско-турецкой войне начала века. Его известная сатирическая «Энеида» не имела антироссийского окраса, что вызвало бурю негодования среди русофобской части украинской интеллигенции.

Нельзя не упомянуть и о таком влиятельном публицисте XIX века, как Михаил Драгоманов , который периодически – на почве стремления к сохранению и развитию украинской самобытности – сходился с радикальными украинофильскими элементами, не разделяя, однако, их антироссийских и русофобских взглядов. Будучи космополитом и социалистом-либералом, он не признавал идеи народничества, но и не мог считать разрыв с Россией ключевой идеей украинства, предпочитая этому идею федерализма, в связи с чем сотрудничал с русскими конституционалистами.

Совершенно закономерным можно считать тот факт, что именно Шевченко, который в XIX веке был не только одним из самых известных, но и одним из самых антироссийски настроенных среди украинских интеллигентов, превратился в знамя украинских русофобов и национализма, ставшего несколькими десятилетиями позже идеологической базой для образования сначала украинской автономии, а затем и независимого украинского государства.

Боязнь полной ассимиляции в результате «русификации» стала ключевой проблемой для первых идеологов украинства, и этот комплекс неполноценности зачастую продолжает быть определяющим фактором в принятии политических решений современных украинских политиков. В качестве примера проявления этого комплекса можно привести название книги второго президента независимой Украины – «Украина – не Россия». Таким образом, основой украинской национальной и государственной идеи стала русофобия.

XX век

Начало процессу формирования и признания украинской нации как политического явления было положено еще в Российской Империи, когда формировались институты по изучению украинской культуры и языка. Так или иначе, властям приходилось считаться с популяризацией национальной идеи среди украинцев. Важные события происходили на Украине после революции – в 1917 году была провозглашена Украинская Народная Республика (на территории входивших в состав России земель), в 1918 году образовалась Западно-Украинская Народная Республика, а в 1919 году эти республики объединились.

В этот период особенно ярко выделялся Дмитрий (Дмытро ) Донцов , к тому времени уже состоявшийся политик, известный своей русофобией, и впоследствии ставший одним из самых популярных деятелей среди националистов. Несмотря на свою фамилию (за которую среди соратников был прозван «москалем»), он отличался особенной ненавистью к России и ко всему русскому. После упразднения УНР большевиками он перебрался во Львов (тогда находившийся на территории Польши), где занялся изучением и переводом работ Гитлера и Муссолини .

Из этого следует, что идеи фашизма и нацизма сразу же нашли отклик в умах украинских русофобов, задолго до начала оккупации фашистами Украины. Именно Донцов стал одним из первых утверждать, что украинцы и русские различны не только по культурно-языковому признаку, но и по этническому – и даже по расовому. Разумеется, труды Донцова впоследствии оказали огромное влияние на идеологию украинских коллаборационистов времен Великой Отечественной войны.

Формы украинского национализма в УССР и эмигрантской среде

Современными украинскими историками и политиками популяризируется миф о тотальном подавлении большевиками украинской культуры и самосознания. Отождествление советской власти с Россией в глазах простых украинцев упрощает политические задачи нынешних руководителей украинского государства. Конечно, тот факт, что независимая Украина обязана своим существованием именно большевикам, крайне мешает укреплению в сознании населения представления о том, что любая российская власть – имперская ли, советская ли – была направлена на полную ассимиляцию украинцев, поэтому факт этот принято на Украине замалчивать.

Будущее украинской национальной идеи, почти с самого начала и до сих пор двигающейся в неверном направлении, возможно лишь в случае отречения украинской интеллигенции от русофобии.

Но большевики не только сделали огромный вклад в формирование украинского самосознания, но и заметно в этом переусердствовали (что их, в конце концов, не спасло от проклятий со стороны националистов). Именно при советской власти Украина получила всеми признанные границы – впоследствии ощутимо расширившиеся, именно при советской власти украинский язык стал окончательно институционализирован и обрел повсеместную популярность, именно при советской власти проводилась политика украинизации, именно советской властью было доведено до культа поклонение Шевченко, именно советская власть, в конце концов, – пусть и номинально – сделала Россию и Украину равными в правах субъектами одного государства.

Таким образом, сразу после создания УССР начала формироваться украинская националистическая школа в рамках общей союзной идеологии. Руководители СССР сочли такой «управляемый национализм» более приемлемым путем решения «украинского вопроса», чем попытки бороться с национализмом как таковым.

Контролировавшиеся советскими властями деятели украинской культуры не находили общего языка со своими радикально настроенными коллегами, проживавшими на территории украинских земель в составе Польши (до 1940 г.) и в эмиграции (в основном в Канаде). После развала СССР конформистские советские авторы были признаны маргиналами и «предателями», а их роль в государственном строительстве заняла эмигрантская школа. Сегодня в Киеве не составляет никакого труда найти труды эмигрантских авторов – достаточно обратить внимание на то, что продается прямо на «Майдане Незалежности», главной площади страны, вместе с сувенирами и оранжевой символикой.

Украинский национализм как проявление фашизма

Во время Второй Мировой войны на Украине, как известно, действовал ряд формирований, воевавших против Красной Армии (в т. ч. на стороне гитлеровцев). Сегодняшние реабилитаторы их действий утверждают, что главным их намерением было освобождение от советской власти. Однако, достаточно взглянуть на некоторые из документов и листовок ОУН-УПА тех времен, чтобы увидеть, что «русский вопрос» лидеров этих организаций беспокоил не меньше. Кровавый террор, который был устроен отрядами украинских националистов по отношению к русским, полякам и несочувствующим им украинцам, достаточно красноречиво говорит о том, насколько далеко готовы они были зайти.

Украинский национализм на удивление органично сплелся с германским нацизмом, который, как известно, был лишь одной из форм фашизма. В трактовке ОУНовцев презрение нацистов к славянам вообще распространялось на русских и поляков, ненависть же к евреям и коммунизму вполне укладывалось в их представление о врагах Украины.

Причиной такой кальки с чужой идеологии можно считать неразвитость и неполноценность украинской национальной идеи на тот момент. Итальянский фашизм и немецкий нацизм оперировали понятиями великой истории своих народов и мощи национального государства. Украинский национализм, окончательно трансформировавшийся в военное время в своеобразный нацизм, опирался, в первую очередь, на русофобию. Главенствующая идея ориентирования на «Великую Германию » и стремление к созданию единой Украины под ее управлением говорит о том, что внимание украинских нацистов было приковано в первую очередь не к развитию собственной государственности, а к отделению от России. Вообще видно, что у Украины с самого ее образования и до наших дней не было своей национальной идеологии.

Конец XX начало XXI веков

С обретением Украиной независимости тенденция популяризации национализма в самой крайней его форме ожидаемо стала расти. Новыми официальными идеологическими центрами стали Запад Украины и эмигрантская диаспора. Что характерно, почти ничего нового в их представлении о правильном будущем страны и нации не появилось. Вместо строительства «современного демократического европейского государства», которое не устают декларировать украинские лидеры, мы наблюдаем попытки реабилитации коллаборационистов и шовинистов, предпринимающиеся одновременно с проведением ксенофобской внутренней политикой при молчаливом согласии «демократического мирового сообщества».

Удивительным это показаться может только на первый взгляд. Национал-либерализм, который так же, как и нацизм, не является чем-то, придуманным на Украине и для Украины, а, следовательно, не может быть по-настоящему полезен для украинцев, вполне совместим с ценностями, которые в свое время декларировал нацизм. Попытки построить моноэтническое государство, чреватые для Украины развалом, полностью соответствуют целям ОУН. Существенная разница заключается лишь в смене покровителя: место «Великой Германии » занял мировой гегемон – США. Как и в случае с предателями времен Второй мировой, о создании действительно независимого национального государства речи не идет.

Встречаются, однако, и попытки создать некое подобие своей, украинской национальной идеологии, вне западных ценностей – например, так можно охарактеризовать деятельность Дмитрия (Дмытра )Корчинского , который принимал участие в боевых действиях на стороне чеченских сепаратистов, но также находится в жесткой оппозиции прозападному оранжевому режиму. Однако, такие элементы на Украине являются маргинальными и бесперспективными. Кроме того, что характерно, когда речь заходит о необходимом выборе приоритетов, Корчинский однозначно выбирает Запад.

Из всего вышесказанного можно сделать уверенный вывод – украинский национализм, направленный, в отличие от других националистических школ, не на создание и укрепление национального, не внутрь, а наоборот – на противодействие конкретному внешнему фактору любыми средствами – в т. ч. и в ущерб собственной независимости и самодостаточности – нельзя считать национализмом в традиционном смысле этого слова, а, скорее отклонением от него, нездоровой формой. Будущее украинской национальной идеи, почти с самого начала и до сих пор двигающейся в неверном направлении, возможно лишь в случае отречения украинской интеллигенции от русофобии, от противопоставления себя русскому во всем. К сожалению, в нынешних условиях это на Украине вряд ли возможно.

Яростный погром. Очевидцы событий разъясняют интересующимся, что «здесь было АТО между прошлыми и нынешними хозяевами».

Киевляне осуждают разборки майданных активистов на Певческом поле

А под Печерским судом столицы была кровавая драка между представителями организаций украинских националистов С14 и ОО «Майдан», которые пришли поддержать аваковских полицейских.

Под зданием Печерского суда подрались украинские националисты организаций С14 и ОО «Майдан»

В ночь на вторник во Львове сгорело помещение «Сбербанка» - боевики партии «Национальный корпус», созданной на базе нацистского карательного батальона «Азов», заявили, что начали бессрочную акцию. «Пора перечеркнуть деятельность российского "Сбербанка" во Львове. «Национальный корпус» начинает бессрочную блокаду», — говорится в сообщении в « ВКонтакте ».

«Поджог центрального отделения банка мы связываем, - пишут украинские нацисты, - исключительно с попытками укрытия старым/новым руководством документации, свидетельствовала об антиукраинской деятельности. «Сбербанк» был государственной собственностью РФ, следовательно, финансовым учреждением страны-агрессора, с начала 2014 года усилила контрукраинську деятельность». Украинские националисты требуют, чтобы российские банки, услугами которых во Львове пользуется основная масса его жителей, ушли с украинского рынка.

Львовяне вздрогнули, когда увидели поджог нацистами отделения "Сбербанка" в городе

Ответ украинским нацистам пришел… из Польши. Там разрисовали консульство Украины уже знакомыми претензиями.

На здании консульства в городе Жешув на юге Польши появились надписи на польском языке: "Украина - ОУН-УПА", Waffen SS Galitzien, рядом с гербом Украины нарисовали виселицу и надпись Raus ("прочь" - нем.), свастику и надпись на русском: "Нет" .

«Мы гордимся тем, что многие украинцы со всего мира поднялись на защиту своих исторических земель», - заявил П. Порошенко слушателям Военной академии США „Вест-Пойнт“. Среди них был и выпускник "Вест-Пойнта" Маркиян Паславский, который «из США отправился бороться за нашу свободу».

Майор спецподразделения США Паславский, который специализировался на разведывательно-диверсионных операциях, погиб под Иловайском, похоронен на Аскольдовой могиле в Киеве. Глава майданного украинского государства удостоил М. Паславского орденом Даниила Галицкого, который вручил его американской семье во время визита в США еще в 2015 году.

* * *

Несмотря на то, что украинский национализм как политическое течение на Украине и в диаспоре имеет множество направлений и грызущихся между собой группировок, на современном этапе его определяет всего лишь несколько маркеров. Прежде всего, это ненависть к России и русским, совершенно алогичная и лютая. Такая же, лишенная логики, любовь к Бандере. Убеждённость, что голод 1930-х был «голодомором», специально устроенным московскими правителями для того, чтобы выморить исключительно украинцев и никого больше. Ну и, конечно же, язык — насильственное насаждение украинского языка путём фактического запрета для людей любой национальности говорить на своём родном языке. В первую очередь украинские националисты воюют с носителями русского языка, хотя достаётся порой и другим.

«В борьбе нации за жизнь и свободу язык — последняя баррикада, — пишет в редакционной статье газета украинских националистов в США « Свобода ». — Упадёт она — украинское государство, будь оно тысячу раз суверенное и независимое, потеряет смысл своего существования ».

После принятия скандального закона «Об образовании», которым фактически вводится запрет на получение полного общего среднего образования на любом языке, кроме украинского, Украина оказалась в эпицентре крупного международного скандала, поэтому многие статьи газеты «Свобода» посвящены именно защите этого закона. Причём националисты требуют дальнейшего ужесточения языкового диктата.

Самое примечательное, что вопрос языка ссорит теперь не только майдановцев и антимайдановцев, как это было во время евромайдана и в начале войны в Донбассе, но и самих майдановцев, среди которых имеется немало русскоязычных русофобов (как это ни парадоксально звучит) типа Арсена Авакова и его поплечника Антона Геращенко.

Эти люди доказывают, что именно они — русскоязычные - в основном воюют сейчас в Донбассе. Что, в общем-то, верно, так как кондовые украинские националисты в массе своей предпочитают быть карателями мирного населения, а не участниками боевых действий. Что они демонстрировали на протяжении всей своей истории.

Но, увы! Русскоязычные русофобы уже убеждаются и ещё больше убедятся на своём опыте, что не смогут они мирно (или даже немирно) сосуществовать с националистами. Не такие они люди, эти националисты.

Украинский национализм — это всегда война

Вот типичные рассуждения украинских националистов, которые приводит «Свобода». Здесь договорились уже до того, что своих русскоязычных «побратимов» объявили главной причиной войны на Украине. «Залогом войны в Украине являются русскоязычные люди, которые упорно игнорируют концепт единого государственного языка. Вы, принципиально одноязычные русскоязычные люди, можете быть замечательными людьми, сдавать деньги на армию, ваши сыновья могут служить в рядах Вооружённых сил Украины — но вы, сами того не понимая, являетесь залогом войны. Потому что вы являетесь носителями русского языка, которые игнорируют украинский, вы маркируете мою страну как страну «русского мира»... Ваша речь делает мою страну страной «русского мира». Свист пуль и канонада «Градов» звучит на вашем языке... »

В связи с этим пассажем вспоминается история УПА, которая в первые годы Великой Отечественной войны активно вербовала в свои ряды выходцев из восточных областей Украины, бежавших из немецкого плена на подконтрольные УПА территории или отставших от своих частей и осевших в карпатских сёлах. Этим людям заявляли, что они такие же украинцы, как и выходцы с западных областей Украины, надо, мол, воевать вместе. Кое-кто поверил, у кого-то просто выбора не было, точнее был выбор между вступлением в УПА и смертью. И, действительно, какое-то время в УПА был небольшой процент украинцев и даже этнических русских с востока Украины.

Но когда началось наступление Красной армии, в начале 1944 года пришёл приказ одного из организаторов Волынской резни Дмитрия Клячкивского тайно уничтожить всех этнических русских, воюющих в составе УПА. А в конце того же 1944 года были уничтожены выходцы из восточных областей Украины. Причём они уничтожались независимо от того, как они относились к УПА. Даже если они были всецело на её стороне, их всё равно уничтожили. Как ненавистных «схидняков».

И вот история повторяется

Сегодня уже забыты многочисленные пропагандистские телепередачи времён евромайдана о том, как русскоязычные и украиноязычные граждане вместе стремятся в Европу, забыты двуязычные лозунги начала войны в Донбассе «Єдина країна — Единая страна». Теперь для украинских националистов их русскоязычные побратимы - «залог войны» и часть ненавистного им «русского мира».

Ведь со времен Мазепы для украинских националистов в деле услужения своим западным хозяевам народ является лишь расходным материалом.

"Я не хотел бы дождаться такой Украины... которую представляет украинская националистическая мысль" , - эти слова великого украинца Петра Григоренко сегодня, к сожалению, как никогда актуальны.
В публикации «Які сили проти примирення?» (№ 37 (285) от 16-22.09.2005 г.) читатель Петр САВЧЕНКО пишет, что «у кожного своє бачення зазначених подій, але ми мусимо порозумітися, знайти те, що нас об"єднує. Іншого не дано».

С этим трудно не согласиться. Однако автор делит украинцев на «східняків, яким і досі нав"язують страхітливі образи бандерівців» и «західняків». Так что это разъединение скорее в сознании отдельных людей, которые и навязывают его обществу, призывая к «примирению» героев Великой Отечественной войны и бывших членов ОУН-УПА.И именно они пытаются разобщить Украину.

Да и само деление народа на «східняків» и «західняків» выгодно для оуновских деятелей, так как они чувствуют себя половиной народа, хотя ОУН до войны никогда не расширяла своего влияния на восток от Збруча.

Кто контролирует прошлое - контролирует будущее

Примирение уже давно состоялось - много десятилетий назад. Участники формирований ОУН-УПА, кто - отсидев за свои деяния, кто - осознав бессмысленность борьбы против собственной страны, наравне с другими гражданами Украины и СССР восстанавливали разрушенное и строили новое. В 1996 году в независимой Украине был принят закон «О правовом статусе ветеранов Великой Отечественной войны», которым признавались ветеранами не только воины советских вооруженных сил, но и боевики УПА, воевавшие против фашистских оккупантов и не совершившие преступлений против мирного населения. Поэтому за навязчивыми требованиями о реабилитации формирований ОУН-УПА (а заодно и дивизий СС «Галичина», «Роланд», «Нахтигаль») стоит не забота об оставшихся в живых участниках националистического движения, а попытка реабилитировать идеологию украинского интегрального национализма.

Человек - существо общественное, он живет в мире символов. Они упорядочивают историю народа, связывая прошлое, настоящее и будущее.

Об этом емко сказал в романе-антиутопии «1984» Оруэлл: «Кто контролирует прошлое, контролирует будущее; кто контролирует настоящее, контролирует прошлое».

Одним из важнейших в Советском Союзе для национального сознания второй половины XX века был обобщенный символ Великой Отечественной войны.

Сейчас широкое распространение получила финансируемая определенными кругами программа по его вытеснению из коллективной исторической памяти. Если это случится, наша устойчивость к манипуляции извне существенно снизится.

Один из способов подрыва авторитета военных символов - проявление симпатий и уважения к тем, кто действовал на стороне гитлеровцев. Уважения по разным причинам. Оуновцы, мол, убивали поляков, евреев и «східняків», зато воевали против «сталинского режима». И вот уже в массовом сознании происходит «оранжевое» смещение. Пробуждаются призраки прошлого. «Народе! Знай! Москва, Польша, Мадяри, Жидва - це Твої вороги. Нищ їх!.. без милосердя!..»

Если вы подумали, что это слова Олега Тягныбока, то ошибаетесь. Это ударил по нас из прошлого его духовный предтеча Степан Бандера (из обращения, распространяемого во Львове в июне 1941 г.).

Идеологи и теоретики украинского интегрального национализма, особенно Микола Сциборский и Степан Ленкавский, утверждали, что их разновидность национализма более близка к германскому нацизму и итальянскому фашизму и именно соединение этих двух социально-политических систем и дало право украинскому национализму называться интегральным.

Степан Ленкавский, будучи одним из проводников ОУН в 60-е годы, поучал: «Не бійтеся визнавати себе фашистами, бо ми таки є фашисти». Современный канадский историк Орест Субтельный также утверждает, что «український інтегральний націоналізм цілком очевидно містив елементи фашизму і тоталітаризму» (Україна. Історія, с.542).

Украинский интегральный национализм появился и сформировался вне Украины, в среде эмигрантов, связавших свою судьбу с фашистским движением в Европе. Его теория и практика мало чем отличалась от немецкого национал-социализма, разве только в необходимости приспосабливаться к интересам и запросам более сильных хозяев. В годы войны - германских нацистов, позже американских и британских спецслужб.

Чтобы лучше понять многие процессы, которые происходят у нас сегодня, стоит вспомнить некоторые положения Политической программы ОУН, принятой II Большим съездом украинских националистов в августе 1939 г. «В питання державного й соціального устрою - програма приймає національне суспільство за органічну і неподільну цілісність та заперечує теорії, що розкладають його на окремі антагоністичні атоми. Таке розуміння нації і національного суспільства визначає й конкретні форми майбутнього державного устрою України; цей устрій будуватиметься на засадах націократії (видимо, именно подобными текстами вдохновлялись Томенко, Билозир и иже с ними, выдавая в эфир ксенофобские заявления по поводу «табачников», кобзонов», «резниковичей». - Авт.). Устрій і соціальне життя держави український націоналізм будуватиме на здорових принципах провідництва. Началом і уособленням цього принципу буде Голова Держави - Вождь Нації як носій її суверенітету, символ її духовної і політичної єдності, як її найвищий авторитет і керманич...»

Политологи «местного разлива» мало акцентируют внимание на мессианских замашках Виктора Ющенко, на том, что он отождествляет себя с нацией (склонность сравнивать свое лицо с состоянием Украины и т. д.), а вот некоторые наши соседи сильно встревожились. «...К власти в Киеве пришли настоящие украинские националисты, к числу которых принадлежит и сам Ющенко.., при этом необходимо помнить, что это примитивный и чрезвычайно агрессивный национализм XIX века. Этого национализма справедливо опасаются все проживающие в Украине национальные меньшинства», - написал в статье «Поговорим об Украине откровенно» польский журналист Марианн Калуски (Wirtualna Polonia, 18 марта 2005 г.).

Сохранение кадров и глубокая конспирация

В начале 50-х годов подполье ОУН понесло значительные человеческие потери. Перед его руководством возникли проблемы сохранения остатков кадров, создания легальных организаций, воспитания молодых «революционеров», а также распространения националистических идей по всей Украине.

Их решение изложено в программах под зашифрованными названиями «Дажбог» (сохранение кадров и глубокая конспирация), «Орлик» (распространение идей ОУН в Восточной Украине) и «Олег» (подготовка молодежного резерва).

В марте 1950 года во время операции по уничтожению Романа Шухевича на его конспиративной квартире обнаружили немало ценных оуновских документов. В частности, секретную инструкцию «Оса-1» - указания для легализировавшихся участников подполья. Им руководством провода рекомендовалось вступать в комсомол, компартию, колхозы, высшие учебные заведения, служить в Советской армии, поступать в военные училища, даже в органы НКВД-КГБ для того, чтобы сохранить надежные кадры и дать им возможность занять соответствующее место в обществе, в том числе в органах власти, структурах КПСС и др.

Из моего подросткового диссидентского опыта хорошо помню, что наиболее одиозными фигурами в идеологических отделах компартии Украины были как раз выходцы из западных регионов, такие, как Маланчук, к примеру. В 60-70е годы даже бытовала поговорка: в Москве стригут ногти, в Киеве - рубят руки. Да и сегодняшние наиболее «безбашенные» националистические деятели - почти все выходцы из западноукраинских обкомов ЛКСМУ и КПУ.

После обретения Украиной независимости, в начале 90-х здесь высадился десант деятелей из диаспоры. Их гостеприимно приняли, они начали быстро интегрироваться в общественно-политическую, хозяйственную жизнь страны. Со временем многие поднялись на важные ступени в иерархии, особенно после третьего тура президентских выборов, когда Президентом стал Виктор Ющенко.

Скажем, отправленный в отставку министр юстиции, народный депутат нескольких созывов Роман Зварич не скрывает некоторых белых пятен в биографии. В интервью газете «Факты и комментарии» (25.03.2005 г.) он с гордостью рассказывает, что после войны его отца, члена ОУН, «представители британских спецслужб готовили к выполнению обязанностей связного». Что им, семнадцатилетним юношей, в 1969 г. заинтересовался сам Збигнев Бжезинский, лекции которого он посещал. О том, что работал в Мюнхене личным секретарем главы Организации украинских националистов Ярослава Стецько - отвечал за международное направление, готовил агентуру «для связи с подпольем».

Из разных источников становятся известны некоторые детали биографии и жены Президента Катрин-Клер Чумаченко-Ющенко, хотя в Украине она себя позиционирует только как мать, хранительница домашнего очага, благотворительница.

В 15 лет она вступила в Союз украинской молодежи (СУМ) - это радикальная ультраправая националистическая молодежная организация, созданная под эгидой Организации украинских националистов Степана Бандеры (ОУН-Б) и призванная воспитывать молодежь. После окончания Джорджтаунского университета в 1982-1984 гг. была уполномоченным представителем Украинского конгрессового комитета (УКК), тесно сотрудничавшего с Ярославом Стецько, руководителем АБН (Антибольшевистского фронта народов) и ОУН-Б.

Дальше дочь эмигрантов работает в государственном аппарате США.В период с 1985 по 1988 г. она - специальный помощник помощника госсекретаря по правам человека и гуманитарным проблемам. В 1988-1991гг. пани Чумаченко попеременно служила в офисе Белого дома по связям с общественностью, казначействе, совместном комитете конгресса и фонде Украина - США.Для президентов Рейгана и Буша-старшего госпожа Чумаченко готовила, к примеру, документы на темы: «Контроль над вооружениями», «Американские друзья антибольшевистского блока народов», «Восточная Европа», «Балтийские диссиденты», «Международные стратегические связи», «Контроль над вооружениями - ОСВ-2», «Реформирование экспорта вооружений», «Московский саммит», «Украинские католики», «Религия в СССР», «Украинский миллениум», «Порабощенные нации», «Продажа оружия Саудовской Аравии» и т. д. До настоящего времени все эти файлы составляют информацию, закрытую для общего доступа.

Чтобы получить доступ, в соответствии с Актом о свободе информации необходимо сделать специальный запрос. А разрешение ознакомиться с этими файлами дает (или не дает) ЦРУ (Андрей Дерепа «Fакт Ю.», Киев, 2004 г., изд-во ООО «ГРОТ»). Сведения, обнародованные Андреем Дерепой, пока не опровергнуты, поэтому мы считаем возможным познакомить с ними наших читателей.

В 1988 году в Бостоне увидела свет брошюра американского ученого Белланта Расса под длинным названием «Старые нацисты, новые правые и администрация Рейгана: роль внутренних фашистских сетей в Республиканской партии и их воздействие на политику «холодной войны» США». В 1989-м вышло дополненное издание с несколько измененным названием «Старые нацисты, новые правые и Республиканская партия» (Political Research Associates, 1989).

В ней автор представил факты сотрудничества функционеров республиканской администрации Рейгана и близких к ней общественных организаций с «восточноевропейскими националистами, эмигрировавшими в Соединенные Штаты, когда нацистский режим развалился». Наряду с упоминавшимися фамилиями и именами других республиканцев фигурирует Катрин-Клер Чумаченко.

И это издание не стало предметом судебного иска.

Бывшие нацисты в пропагандистской и психологической войнах

В прессе достаточно широко освещалось и сотрудничество оуновцев с гитлеровцами, и массовое уничтожение мирного населения, в том числе в моей публикации «Украинские коллаборационисты: несколько документальных штрихов» («2000», №12 (262), 25-31 марта 2005 г.).

В справке СБУ о деятельности ОУН-УПА (№113, 30.07.93 г.), подготовленной в соответствии с постановлением Президиума Верховной Рады от 01.02.93 г. №2964-ХП «О проверке деятельности ОУН-УПА» на основании архивных данных, показаны и другие аспекты деятельности этих формирований. Ныне старательно замалчиваемые.

Еще в 1944 г. представители английской разведки «Сикрет интелидженс сервис» (СИС) установили контакт с командованием УПА, поскольку будущую конфронтацию с союзником по антигитлеровской коалиции (относительно перераспределения сфер влияния в Европе) предвидеть было нетрудно.

В феврале 1945-го совещание центрального провода ОУН-Б в Вене постановляет: не порывая окончательно связи с немцами, войти в контакт с англо-американскими заинтересованными органами. Летом того же года эмигранты Мудрый, Ильницкий и Гриньох договариваются с командующим американскими войсками в Европе Д.Эйзенхауэром о сотрудничестве. Руководителя разведки ЗЧ Б. Пидгайного «аккредитуют» при СИС (арх. спр. №372, т. 42, стр. 326). В мае 1947 г. у убитого референта СБ закарпатского КРП «Армянина» обнаружили инструкцию по сбору разведданных о вооруженных силах, мобилизационных ресурсах и военно-промышленном потенциале СССР.

Перед информационной службой СБ в Украине ставится задание собирать сведения о промышленно-транспортном комплексе и войсках в регионе. Вместе с тем предписывалось скрывать от рядовых подпольщиков, что разведка ведется в интересах США.В бункере боивки «Дубка» (Львовщина) хранилась информация... о Забайкальском (!) военном округе. Захваченный в июле 1951-го эмиссар-парашютист М.Яремко свидетельствовал, что в английской разведшколе в Миттенвальде (Германия) ему поручали собирать данные о войсках, промышленных объектах, железных дорогах, урановых приисках, шахтах Донбасса и системе противовоздушной обороны Одесского порта.

Советский агент Ким Филби, занимавший высокую должность в британских спецслужбах, информировал разведку СССР о подготовленных к забросу эмиссарах ОУН (об этом он пишет в книге «Моя незримая война», Москва, «Международные отношения», 1997). В ночь на 15 мая 1951 г. были сброшены на парашютах 3 группы разведчиков - «Модди», «Долли» и «Сокол» (арх. спр. №372, т. 43, стр. 13-47). Под псевдонимом «Модди» учился в английской разведшколе Мирон Васильевич Матвиейко, один из руководителей центрального провода оуновцев, служивший во время войны в абвере-3 (контрразведка вермахта), а с 1947 года возглавлявший службу безопасности ЗЧ ОУН.Посланцев из-за границы ждали. На первых допросах (они проходили в Киеве и Москве) его склонили к даче показаний о зарубежных центрах ОУН и сотрудничестве с иностранными разведками.

Это создало предпосылки для дальнейшей работы с ним на конфиденциальной основе. В результате квалифицированной обработки агентурный аппарат МГБ УССР пополнился спецагентом «Четвертым» (Судоплатов П. А.Спецоперации. Лубянка и Кремль. 1930-1950 годы).

В июне 1951 г. при участии Матвиейко начинается масштабная радиоигра с английской разведкой и ЗЧ ОУН под кодовым названием «Метеор», которая продолжалась по октябрь 1960-го. Благодаря этому только с 1951го по 1954 г. органы госбезопасности захватили четыре курьерские группы (восемь человек), ликвидировали 33 агента СИС и ЦРУ, добыли трофеи - 10 радиостанций, оружие, ценные оперативные документы. Пятерых эмиссаров использовали в оперативных играх.

В книге Белланта Расса раскрывались некоторые аспекты деятельности «внутренних фашистских сетей» на территории США.К числу таких автор отнес и антибольшевистский блок народов. Его руководителем, как и ОУН-Б, после гибели Степана Бандеры был Ярослав Стецько, а после его смерти - жена Ганна-Евгения Стецько-Музыка, более известная у нас как Слава Стецько.

Американский исследователь Кристофер Симпсон в книге Blowback утверждает: «как ЦРУ, так и госдепартамент, и военная разведка США, каждый в отдельности, создали специальные программы со специфической целью привлечения отобранных бывших нацистов и коллаборационистов в Соединенные Штаты... Правительство использовало этих мужчин и женщин в качестве экспертов в пропагандистской и психологической войнах» (New York: Weidenfeld & Nicolson, 1988, стр.398).

Сегодня в учебниках по истории Украины для 5 класса в разделе о Второй мировой войне детям рассказывается о герое войны генерал-хорунжем УПА Тарасе Чупрынке. Напомню, это рыцарь нацистских Железных Крестов капитан Роман Шухевич, - один из командиров печальной памяти «Нахтигаля».

И если мы будем пассивно наблюдать за прорастанием и в Укаине «внутренних фашистских сетей», то через 20 лет наши дети будут возлагать цветы не к памятнику освободителю Киева генералу Ватутину, а к постаменту его убийце Климу Савуру.

Мирослава БЕРДНИК

Говорить об украинцах как сложившейся нации возможно, начиная с середины XVII века, со времен освободительной войны против Польши, возглавленной гетманом Богданом Хмельницким. Тогда в результате «показачивания» (массового перехода «волостей и городов» в казаки) завершилось единение всего южнорусского народа. По словам историка Владимира Секачева, «с одной стороны, [малороссы] продолжали считать себя русскими, с другой - войдя в состав Московского царства (по решению Переяславской рады 1654 года), они почувствовали свои отличия от северорусских соседей. Это были отличия прежде всего социальные: в России господствовали крепостничество и неограниченное самодержавие, а на Украине были свобода и самоуправление». Поэтому и ранний украинский национализм носил не столько этнический, сколько политический характер. Вспомним хотя бы гетмана Ивана Мазепу или Григория Полетику, автора «Истории Русов» (середина XVIII века), отстаивавшего казацкие вольности. Однако нельзя сказать, чтобы до середины XIX века сепаратистские настроения пользовались популярностью среди украинских патриотов. Такие знаменитые «украинофилы», как Михайло Максимович, Николай Костомаров или Пантелеймон Кулиш, считали русских и украинцев «двумя русскими народностями», которые в будущем сольются, как во времена Киевской Руси. Возрождение единого этноса, по их мнению, будет сопровождаться и кардинальными изменениями в политической жизни: самодержавие сменит древнерусское народовластие.


Государственная ошибка

Понятно, что царское правительство не могло смотреть на подобные демократические чаяния сквозь пальцы, и с 1860-х годов оно начинает гонения на «украинофилов». В частности, запрещается преподавание в школе и издание книг на украинском языке. Кроме того, от попечителей Харьковского, Киевского и Одесского учебных округов потребовали именной список преподавателей с отметкой о благонадежности каждого по отношению к «украинофильским тенденциям», при этом тех, кто был заподозрен в ереси, требовалось переводить на работу в великорусские губернии. Поэтому многие «украинофилы» были вынуждены эмигрировать в Галицию (Галичину) - область на востоке Австро-Венгерской империи, населенную украинцами-русинами.

По словам философа Михаила Поповича:

«Галичина XIX века представляла собой community - замкнутое этническое сообщество, которое сформировалось в результате жесткого противостояния польскому, австро-немецкому и еврейскому окружению». Русинские патриоты «народовцы» считали себя истинными наследниками Киевского государства, сохранившими еще домонгольскую этническую идентичность, и настаивали на особой исторической миссии свободной Украины. Разочаровавшиеся в идеалах объединения малорусского и великорусского народов эмигранты-украинофилы заняли сторону «народовцев».

Их стараниями Львов, столица Галичины, вскоре стал цитаделью «самостийников», проповедовавших украинскую национальную исключительность и необходимость отделения от Московии. Так действия царской администрации повернули украинских патриотов к разрыву с великороссами. Идейным вдохновителем галицийских «самостийников» стал профессор Львовского университета Михаил Грушевский. Он обосновал этническое отличие украинцев (истинных русских) от московитов (потомков финнов и татар) и обвинил Россию в дискриминации по отношению к Украине. Сам Грушевский мечтал о возрождении своей родины в границах от Карпат до Кавказа и от Крыма до Воронежа.


Национализм на практике

Однако идеи галичан не были популярны в Малороссии, что подтвердила гражданская война начала ХХ века. Старания последователей Грушевского - Симона Петлюры и Владимира Винниченко - создать на Украине в 1917–1920 годах независимое национальное государство потерпели полное фиаско. Винниченко с горем писал об острой «антипатии народных масс (своих украинцев, которые даже не могли говорить по-русски)» к их стараниям. «Украинский национализм в России, - писала Роза Люксембург, - был совершенно иным, чем, скажем, чешский, польский или финский, не более чем простой причудой, кривлянием нескольких десятков мелкобуржуазных интеллигентов, без каких-либо корней в экономике, политике или духовной сфере страны».

Тем не менее именно к 1920-м годам русский философ Георгий Федотов относил эпоху «зарождения нового украинского сознания, в сущности, зарождения новой нации». Только вот рождение это возглавили не националисты, а украинские коммунисты (с 1922 года Украина вошла в состав СССР), сумевшие поднять местную экономику и действующие в рамках ленинского плана права наций на самоопределение и культурную автономию. Именно в середине 1920-х годов была возрождена малороссийская культура при сохранении дружественных отношений с Россией (увы, в 1930-е эта политика будет заменена тотальной советизацией, вытравлявшей национальные традиции).

Дмитрий Донцов. Автор известного манифеста радикального украинского национализма.

А что же Галичина? По Рижскому мирному договору 1921 года она вошла в состав Польши, проводившей в отношении русинов жесткую дискриминационную политику, итогом которой должна была стать полная ассимиляция галичан.

В ответ на притеснения на Западной Украине крепло националистическое движение, во главе которого в 1929 году встала Организация украинских националистов (ОУН). Ее идеологом был Дмитро Донцов, отстаивающий фашистские идеалы великой нации, которая не должна стесняться в средствах во имя светлого имперского будущего, которое непременно наступит после победы над «панами», «москалями» и «жидами».

Популярность ОУН на Западной Украине особенно возросла после присоединения в 1939 году Галичины к УССР, сопровождавшегося репрессиями против национальной интеллигенции, насильственной коллективизацией, национализацией и наступлением на церковь. После начала Великой Отечественной войны ОУН получила возможность действовать на территории всей Украины, но встретила мало понимания на основной территории УССР (в Малороссии), воспитанной за 1930-е годы в духе пролетарского интернационализма и братства наций на территории Советского Союза. Кроме того, ОУН успела скомпрометировать себя сотрудничеством с нацистами и массовыми репрессиями.

«После войны, - пишет Владимир Секачев, - руководители ОУН обосновались в Западной Германии, откуда принялись уверять западный мир, что… есть отдельная от России Украина, имеющая своим центром Галичину, готовая «освободить русифицированную Малороссию от советского тоталитаризма» и содействовать столь чаемой либеральными западными державами гибели СССР».


Банкнота достоинством 1 шиллинг, реверс, 1949 года выпуска. Национальный освободительный фонд ОУН.

Дело рук диссидентов

На Галичине действительно долгое время было неспокойно: насильственная советизация и репрессии против активистов национального движения привели к тому, что понятия «коммунист», «русский» и «враг» стали для русинов синонимами. Тем не менее советская власть к началу 1950-х жесткой рукой сумела привести Западную Украину к покорности. Но в 1960-е годы, в период «оттепели», когда интеллигенция всех советских республик принялась стихийно искать свои народные корни, украинский национализм вновь поднял голову. Это было ответом на политику Москвы, провозгласившей рождение новой исторической общности - советского народа, в котором должны раствориться все народности, населяющие СССР. Нельзя было придумать лучшего повода для возрождения среди диссидентов националистических настроений.


Оппозиционеры из числа украинцев вдруг осознали, что народные традиции Малороссии полностью выхолощены денационализирующей советизацией и влачат свое существование только на уровне «галушек и гопака», в то время как истинная, недеформированная народная культура ютится на западе республики. «В связи с этим, - считает Владимир Секачев, - украинские диссиденты [по всей УССР] обратились к культуре Галичины… Сюда из других областей Украины стала приезжать учиться молодежь, здесь стремилась работать интеллигенция.

Становясь «галичанами», шестидесятники оказывались беззащитными, даже податливыми перед соблазнами идеологии национальной исключительности и превосходства».

Именно благодаря шестидесятникам ростки галицийского национализма пустили корни на значительной части Малороссии, чего раньше не бывало. Именно шестидесятники положили начало ориентации последующих поколений украинской интеллигенции на самостийность, которая обрела второе дыхание после распада СССР. По мнению политолога Эдуарда Попова, именно галицийский национализм стал государственной идеологией Украины на заре XXI века.