Почему украинцы националисты. Национализм в независимой Украине

  • 21.07.2019

Говорить об украинцах как сложившейся нации возможно, начиная с середины XVII века, со времен освободительной войны против Польши, возглавленной гетманом Богданом Хмельницким. Тогда в результате «показачивания» (массового перехода «волостей и городов» в казаки) завершилось единение всего южнорусского народа. По словам историка Владимира Секачева, «с одной стороны, [малороссы] продолжали считать себя русскими, с другой - войдя в состав Московского царства (по решению Переяславской рады 1654 года), они почувствовали свои отличия от северорусских соседей. Это были отличия прежде всего социальные: в России господствовали крепостничество и неограниченное самодержавие, а на Украине были свобода и самоуправление». Поэтому и ранний украинский национализм носил не столько этнический, сколько политический характер. Вспомним хотя бы гетмана Ивана Мазепу или Григория Полетику, автора «Истории Русов» (середина XVIII века), отстаивавшего казацкие вольности. Однако нельзя сказать, чтобы до середины XIX века сепаратистские настроения пользовались популярностью среди украинских патриотов. Такие знаменитые «украинофилы», как Михайло Максимович, Николай Костомаров или Пантелеймон Кулиш, считали русских и украинцев «двумя русскими народностями», которые в будущем сольются, как во времена Киевской Руси. Возрождение единого этноса, по их мнению, будет сопровождаться и кардинальными изменениями в политической жизни: самодержавие сменит древнерусское народовластие.


Государственная ошибка

Понятно, что царское правительство не могло смотреть на подобные демократические чаяния сквозь пальцы, и с 1860-х годов оно начинает гонения на «украинофилов». В частности, запрещается преподавание в школе и издание книг на украинском языке. Кроме того, от попечителей Харьковского, Киевского и Одесского учебных округов потребовали именной список преподавателей с отметкой о благонадежности каждого по отношению к «украинофильским тенденциям», при этом тех, кто был заподозрен в ереси, требовалось переводить на работу в великорусские губернии. Поэтому многие «украинофилы» были вынуждены эмигрировать в Галицию (Галичину) - область на востоке Австро-Венгерской империи, населенную украинцами-русинами.

По словам философа Михаила Поповича:

«Галичина XIX века представляла собой community - замкнутое этническое сообщество, которое сформировалось в результате жесткого противостояния польскому, австро-немецкому и еврейскому окружению». Русинские патриоты «народовцы» считали себя истинными наследниками Киевского государства, сохранившими еще домонгольскую этническую идентичность, и настаивали на особой исторической миссии свободной Украины. Разочаровавшиеся в идеалах объединения малорусского и великорусского народов эмигранты-украинофилы заняли сторону «народовцев».

Их стараниями Львов, столица Галичины, вскоре стал цитаделью «самостийников», проповедовавших украинскую национальную исключительность и необходимость отделения от Московии. Так действия царской администрации повернули украинских патриотов к разрыву с великороссами. Идейным вдохновителем галицийских «самостийников» стал профессор Львовского университета Михаил Грушевский. Он обосновал этническое отличие украинцев (истинных русских) от московитов (потомков финнов и татар) и обвинил Россию в дискриминации по отношению к Украине. Сам Грушевский мечтал о возрождении своей родины в границах от Карпат до Кавказа и от Крыма до Воронежа.


Национализм на практике

Однако идеи галичан не были популярны в Малороссии, что подтвердила гражданская война начала ХХ века. Старания последователей Грушевского - Симона Петлюры и Владимира Винниченко - создать на Украине в 1917–1920 годах независимое национальное государство потерпели полное фиаско. Винниченко с горем писал об острой «антипатии народных масс (своих украинцев, которые даже не могли говорить по-русски)» к их стараниям. «Украинский национализм в России, - писала Роза Люксембург, - был совершенно иным, чем, скажем, чешский, польский или финский, не более чем простой причудой, кривлянием нескольких десятков мелкобуржуазных интеллигентов, без каких-либо корней в экономике, политике или духовной сфере страны».

Тем не менее именно к 1920-м годам русский философ Георгий Федотов относил эпоху «зарождения нового украинского сознания, в сущности, зарождения новой нации». Только вот рождение это возглавили не националисты, а украинские коммунисты (с 1922 года Украина вошла в состав СССР), сумевшие поднять местную экономику и действующие в рамках ленинского плана права наций на самоопределение и культурную автономию. Именно в середине 1920-х годов была возрождена малороссийская культура при сохранении дружественных отношений с Россией (увы, в 1930-е эта политика будет заменена тотальной советизацией, вытравлявшей национальные традиции).

Дмитрий Донцов. Автор известного манифеста радикального украинского национализма.

А что же Галичина? По Рижскому мирному договору 1921 года она вошла в состав Польши, проводившей в отношении русинов жесткую дискриминационную политику, итогом которой должна была стать полная ассимиляция галичан.

В ответ на притеснения на Западной Украине крепло националистическое движение, во главе которого в 1929 году встала Организация украинских националистов (ОУН). Ее идеологом был Дмитро Донцов, отстаивающий фашистские идеалы великой нации, которая не должна стесняться в средствах во имя светлого имперского будущего, которое непременно наступит после победы над «панами», «москалями» и «жидами».

Популярность ОУН на Западной Украине особенно возросла после присоединения в 1939 году Галичины к УССР, сопровождавшегося репрессиями против национальной интеллигенции, насильственной коллективизацией, национализацией и наступлением на церковь. После начала Великой Отечественной войны ОУН получила возможность действовать на территории всей Украины, но встретила мало понимания на основной территории УССР (в Малороссии), воспитанной за 1930-е годы в духе пролетарского интернационализма и братства наций на территории Советского Союза. Кроме того, ОУН успела скомпрометировать себя сотрудничеством с нацистами и массовыми репрессиями.

«После войны, - пишет Владимир Секачев, - руководители ОУН обосновались в Западной Германии, откуда принялись уверять западный мир, что… есть отдельная от России Украина, имеющая своим центром Галичину, готовая «освободить русифицированную Малороссию от советского тоталитаризма» и содействовать столь чаемой либеральными западными державами гибели СССР».


Банкнота достоинством 1 шиллинг, реверс, 1949 года выпуска. Национальный освободительный фонд ОУН.

Дело рук диссидентов

На Галичине действительно долгое время было неспокойно: насильственная советизация и репрессии против активистов национального движения привели к тому, что понятия «коммунист», «русский» и «враг» стали для русинов синонимами. Тем не менее советская власть к началу 1950-х жесткой рукой сумела привести Западную Украину к покорности. Но в 1960-е годы, в период «оттепели», когда интеллигенция всех советских республик принялась стихийно искать свои народные корни, украинский национализм вновь поднял голову. Это было ответом на политику Москвы, провозгласившей рождение новой исторической общности - советского народа, в котором должны раствориться все народности, населяющие СССР. Нельзя было придумать лучшего повода для возрождения среди диссидентов националистических настроений.


Оппозиционеры из числа украинцев вдруг осознали, что народные традиции Малороссии полностью выхолощены денационализирующей советизацией и влачат свое существование только на уровне «галушек и гопака», в то время как истинная, недеформированная народная культура ютится на западе республики. «В связи с этим, - считает Владимир Секачев, - украинские диссиденты [по всей УССР] обратились к культуре Галичины… Сюда из других областей Украины стала приезжать учиться молодежь, здесь стремилась работать интеллигенция.

Становясь «галичанами», шестидесятники оказывались беззащитными, даже податливыми перед соблазнами идеологии национальной исключительности и превосходства».

Именно благодаря шестидесятникам ростки галицийского национализма пустили корни на значительной части Малороссии, чего раньше не бывало. Именно шестидесятники положили начало ориентации последующих поколений украинской интеллигенции на самостийность, которая обрела второе дыхание после распада СССР. По мнению политолога Эдуарда Попова, именно галицийский национализм стал государственной идеологией Украины на заре XXI века.

После развала Союза ССР только и слышно, что о злобных украинских националистах, сначала разваливших СССР, потом устроивших два майдана и (дабы погромче грохнуть крышкой своего гроба) развязавших гражданскую войну. Множеству побывавших в киевской власти негодяев такое именование безусловно льстит. Заодно оправдывая в глазах местного плебса все ими творимые безумства. Вот только к украинскому национализму это не имеет никакого отношения.

Наиболее ярким и чистым примером победившего на государственном уровне национализма является Польша. Это самый наглядный и корректный пример - близкий и территориально и знакомый по общей . Польша сегодня - одно из самых мононациональных государств в мире.

С момента утраты свой государственности поляки истово боролись за ее восстановление. Шли на любые преступления и предательства. Вступали в соглашения хоть с чертом, хоть с Гитлером, лишь бы урвать кусок от соседа и укрепить "Великопольшу от моря до моря".
Не зря премьер-министр Британской империи сэр Уинстон Черчилль о поляках:

"Нужно считать тайной и трагедией европейской истории тот факт, что народ, способный на любой героизм, отдельные представители которого талантливы, доблестны, обаятельны, постоянно проявляет такие огромные недостатки почти во всех аспектах своей государственной жизни. Слава в периоды мятежей и горя; гнусность и позор в периоды триумфа. Храбрейшими из храбрых слишком часто руководили гнуснейшие из гнусных! И все же всегда существовали две Польши: одна из них боролась за правду, а другая пресмыкалась в подлости ".
Удивительно точное определение!

Даже после войны поляки исхитрились так вести политику "дружбы народов", что выжившие в гитлеровских концлагерях евреи просто испарились. Уже не в газовых камерах, а в Польской Народной Республике. А после распада "социалистического блока" и вовсе выжили жалкие остатки, оставив пару тысяч "на развод". И ради своей национальной идеи поляки совершали поистине героические безумства - Варшавское восстание тому пример. Сотни тысяч жертв только ради того, чтобы самим освободить столицу, не допустив "москалей".
Ничего подобного у жителей Украины и близко не наблюдалось. До ХХ века большинство понятия не имело, что они украинцы, а не гуцулы, казаки, малороссы, русские, русины etc.

За сто с лишним лет существования сколь-нибудь массовых организаций так называемых "украинских националистов", ни одна из них не представляла интересов собственно "украинского народа". Или народа, жившего на территории Малороссии, Украины, УССР (название не суть). Не представляла прежде всего потому, что к этому самому народу не принадлежала (я говорю именно об организации, о руководстве, о политиках, а не о пушечном мясе).


В разные годы формировавшиеся всегда за пределами собственно Украины, костяк этих организаций создавался из окатоличенных местных жителей. Людей, воспитанных в реалиях совершенно иных государств. Здесь важно помнить, что галичане семь веков были оторваны от самой Украины (да и Руси в целом). Плюс все противники формирования украинства в Галиции были либо уничтожены австро-венграми, либо бежали, либо сгнили в концлагерях Талергоф и Терезин еще в начале Первой мировой.

"Родителями" националистических "украинских" структур всегда выступали государственные институты иных стран, инициировавших создание националистов, исходя из собственных интересов, а не руководствуясь "любовью к Украине". Соответственно и задачи перед этими структурами ставились теми, кто их создавал. А потому, независимо от провозглашаемых целей, организации существовали ровно до тех пор, пока удовлетворяли требования содержавших их создателей.

Две трети руководства УНР в 1917 году, включая и Грушевского, было из Галиции, в ту пору даже не входившей в состав Российской империи, а наоборот, воевавшей с ней, будучи частью Австро-Венгрии. Понятно чьи интересы проводили во время войны выходцы оттуда.
Все более-менее известные "украинские националисты" - галицаи. Мало того, офицеры Австро-Венгерской армии. Это и создатель УВО-ОУН полковник Коновалец. И его правая рука, после смерти шефа возглавивший ОУН (м) Мельник. Кстати, с Мельником в одном полку служил и Пилсудский. В частности, и поэтому предававшие всех и вся сичевые стрельцы в большинстве своем остались в Польше, а не боролись за "Вильну Украину". Молодой для участия в тех событиях Бандера (родился в 1909 году) тоже иноверец из Галиции, никогда на Украине не живший.

Да и поддержкой эти галицаи с их псевдоукраинским национализмом среди украинцев не пользовались. Достаточно прочесть премьера УНР Винниченко:

"… Наш вплив (влияние) був менший. Він був уже остільки малий, що ми з великими труднощами могли складати якісь невеличкі більш-менш дисципліновані частини й висилати їх проти більшовиків... їхня перевага була в тому, що всі наші широкі маси солдатства не ставили їм ніякого опору або навіть переходили на їхній бік, що майже (почти) все робітництво кожного міста (города) ставало за ними; що в селах сільська біднота явно була більшовицька; що, словом, величезна більшість самого українського населення була проти нас...".

Кстати, обратите внимание на язык Винниченко - практически неотличимый от русского и прекрасно понимаемый не знающими "мовы" людьми.

И причина этого неприятия в самом фундаменте т.н. "украинского национализма". Идея не украинского, а именно галицкого национализма, в своей основе содержит неоспоримую максиму. Аксиому. Незыблемый постулат. Категорический императив - Украина в любых границах не должна иметь ничего общего с Россией. С кем угодно, как угодно - только не с Россией.

Можно с гитлеровцами, а можно с ЕС. Доктрина по сути галицкого национализма, называемого украинским, предполагает любую степень подчиненности Украины. Лишь бы это была не Россия. Лишь бы вера была не православная. Или хотя бы не московского патриархата. Расколоть всё, даже (особенно) веру. Любой ценой.

С момента распада СССР их формальная цель - войти в ЕС. Но это тоже союз, который забирает часть государственности, ему делегируются государственные функции. Точно так же, как Украинская ССР делегировала часть функций СССР.

Но там была Россия - а это неприемлемо для галицкого национализма. И не важно, что именно в СССР Украина стала государством, соучредителем ООН, приросла давно утраченными землями и даже Крымом, который ни Грушеския со своей УНР, ни бандеровцы, "украинским" не считали. Как не важно им и то, что после смерти Сталина всем Союзом руководили именно украинцы - главный постулат нарушен - там Россия. А потому - неприемлемо!


Украинский, как и любой другой, национализм, даже искусственно созданной нации, подобных глупых императивов в своей основе не содержит. Национализм в свою основу закладывает не борьбу с кем-то, а построение своей великой Державы. Не делегирование каких-то прав кому бы то ни было, а максимальную самостоятельность. И в борьбе за эту самость плюет на догмы, идет на любые договоры (Польша тому пример).

С распадом Союза ССР, будь у власти в Киеве действительно украинские националисты, политика Киева строилась бы на максимально выгодном использовании доставшегося наследства. Как в соседней Белоруссии. Только УССР занимал 21-е место в мире по своей экономической мощи и выйдя из Союза без долгов и обязательств, украинские националисты легко бы построили куда более самостоятельную и сильную державу. Не Белоруссию - помощнее Польши. И кстати, ядерное не отдали бы никогда.

Но как раз никаких украинских националистов у власти на Украине никогда "не стояло". Как нет вообще в природе никаких украинских националистов. Есть банда выродившихся коммунистических аппаратчиков (Кравчук, Кучма, Ющенко, Фарион, ...) и их комсомольских выкормышей помоложе, типа Юлии Тимошенко. И новое поколение шакалов, раздирающих подконтрольную территорию по принципу "грабь награбленное".

А в качестве идеологии используется подмена понятий. Для галицкой разновидности националистов, национализм - это не построение процветающего государства, а вечная борьба с Россией и русскими. При этом опорой режима служат именно галицаи, по сути ставшие жить в "единой семье братских народов", да и, собственно, в составе Украины, лишь после 1945 года. То есть 45 лет пожили, а потом им снова напомнили, настойчиво напомнили (и заплатили), что они "соль украинской земли" и "нация превыше всего". Факты ведь не спрячешь.

В Первую мировую "украинских националистов" использовали для ослабления Имперской России враждебные империи, прежде всего Австро-Венгерская.

Во Вторую мировую - гитлеровский Рейх.

С конца 80-х - США и их союзники, не прекращавшие платить националистам с конца Второй мировой.

И этот, последний период, наиболее показателен. Россия в принципе не могла влиять на происходящее на Украине ни в 90-е годы, ни в начале 2000-х. Да и не интересовало это Бориса Ельцина, отдававшего кому угодно "столько самостоятельности, сколько они смогут откусить". Да и президента Путина до первого майдана другими проблемами была голова занята.

Мощнейшая экономика УССР (при помощи США и ЕС) могла, при наличии "украинских националистов", превратить Украину не только в члена Евросоюза, но и в одну из самых богатых и благополучных стран мира. Вот только цель была прямо противоположной. Запад уничтожал конкурента, ослаблял Россию. А националисты помогали ему в этом, грабя богатейшее советское наследие бывшей УССР.

Что до настоящего украинского национализма - его не существует в природе. Видимо потому, что не существует и самой украинской нации. Более века неустанных стараний всех - австро-венгров, большевиков, нынешних спонсоров - всё псу под хвост.

Об отсутствии поддержки населения сто лет назад писал Винниченко. В Великую Отечественную гитлеровцы смогли во всякие военные формирования (от УПА до полицаев и дивизии СС "Галиция") максимум 300 тысяч штыков - 0,75% от общей численности населения УССР. При том, что численность партизан, подпольщиков, до солдат РККА и сотрудников НКВД, СМЕРШ, милиционеров из числа жителей Украины - под 8 миллионов.

И, наконец, с приходом к власти Горбачева (и по сей день) тоже никаких многомиллионных армий борцов не нашлось. Мало того, ни одни выборы были не в состоянии привести к власти националистов. Зато демагоги типа Кучмы, легко выбирались лишь за слова о дружбе с Россией. А вот националисты, да не украинские, а все те же, галицкие, приводились к власти только в результате и оплаченных Западом майданов.

На фото: конференция ВАКЛ - Всемирной Антикоммунистической Лиги, В центре - Катерина Чумаченко, член Американского Комитета Порабощенных Народов и будущая жена Ющенко, слева Джин Кирпатрик, посол США в ООН и член разведсообщества США, справа Ярослав Стецько, заместитель Степана Бандеры и председатель АБН - Антибольшевичкого Фронта народов, созданного ОУН и спецслужбами США. За спиной - эмблема ВАКЛ, использованная во время первого майдана (и в десятках иных переворотов)

И пришедшие к власти в результате что первого, что второго майдана - не украинские националисты. Именно потому они ничего и не добились, кроме ненависти даже своих изначальных сторонников. Они - стая вороватых гиен, рвущих ради собственного обогащения все, до чего могут дотянуться. И поддержку "всего цивилизованного человечества" получают именно за это и за раздуваемый пожар, а вовсе не за построение "демократического европейского государства".

А так как никакой национальной и созидательной идеи у них нет изначально, они изображают вечную войну с Россией, наживаясь еще и на этом. И уйдут в небытие так же, как и их предшественники. Оставив за собой очередную Руину.

Третью за 100 лет.

P.S. Я прекрасно понимаю, что словосочетание "украинский национализм" уже прижилось и сознательно продвигается для противопоставления России и русским населения юга нашей общей земли. Как подсознательное противопоставление двух частей единого целого, как препятствие для воссоединения. Но даже употребляя ошибочное словосочетание, мы должны отдавать себе отчет в истинном положении дел. И признавая "украинский национализм" преступной идеологией, помнить, что он на самом деле собой представляет.

Украинский национализм - политическая националистическая идеология , а также общественно-политическое движение, ставящее целью создание и развитие украинского самостоятельного национального государства и/или защиту национальной самобытности. Национализм требует в первую очередь национального самосознания, осознания национальной общности группы людей.

XIX век

Основание теории «украинского национализма» было заложено в «Книге бытия украинского народа», написанной, в частности, членами первой в Российской империи организации политического направления «Кирилло-Мефодиевское братство » - историком Николаем Костомаровым и поэтом Тарасом Шевченко . Николай Костомаров выдвинул тезис о двух русских народностях , доказывая существование отдельной «южнорусской» народности.

В 1847 году ряд членов общества был арестован и выслан.

Деятельность организации была возобновлена в 1850-1860-е годы. Одновременно наметился раскол между сторонниками собственно украинской и малороссийской (выступающих против отделения) ориентации. Данное противостояние усилилось после Валуевского и Эмского указов , резко ограничивших использование украинского языка в образовании и науке. Однако, даже среди сторонников «украинства » вплоть до конца XIX века за немедленное отделение Украины от Российской империи выступали очень немногие. В Галиции похожий конфликт был между «русофилами », выступавшими за сближение с Российской империей, и «народовцами». При этом, в свою очередь, между восточными «украинофилами » и галицкими «народовцами» также существовало неприятие .

Конец XIX - начало XX века

Сам термин «национализм» появляется в украинской публицистике примерно в 1880-1890-е годы. Сначала этот термин использовался не для обозначения конкретной политической доктрины, а предусматривал достаточно широкий круг общественно-политических представлений и предпочтений украинского народа. Например Б. Гринченко в «Письмах из Украины Приднепровской» отличает среди украинских деятелей «формальных националистов», «проявляющих приверженность ко всему украинскому: от украинского языка, к украинской литературе, и даже к украинской одежде».

На рубеже XIX-XX веков ситуация изменилась: разделение украинского национального движения на отдельные конкурирующие течения и борьба между ними приводят к идеологизации и политизации понятия «национализм».

Украинский интегральный национализм

Одним из активных оппонентов «буржуазного национализма» с позиций социализма в начале XX века был публицист, печатавшийся под псевдонимом «Дм. Закопанець» - в будущем автор известного манифеста радикального украинского национализма Дмитрий Донцов . К Первой мировой войне Дмитрий Донцов меняет свои политические предпочтения и в 1926 году публикует работу «Национализм», в которой, основываясь на взглядах социал-дарвинизма , утверждает, что во главе нации должен стоять особый слой «лучших людей», задачей которых является применение «творческого насилия» в отношении основной массы народа, а вражда наций между собой естественна и в итоге должна привести к победе «сильных» наций над «слабыми». Взгляды Донцова легли в основу идеологии ОУН

ОУН и УПА

В 1920-х годах возникает ряд организаций, исповедовавших радикально-националистическую идеологию. К ним относились: Украинская войсковая организация (УВО), Группа украинской национальной молодёжи , Лига украинских националистов (с вошедшим в неё Союзом украинских фашистов), Союз украинской националистической молодёжи .

В 1929 году эти организации объединяются в Организацию украинских националистов (ОУН) на I Конгрессе (Сборе) украинских националистов (укр.) русск. , проходившем в Вене 27 января - 3 февраля 1929 года .

Первым руководителем ОУН в 1929 году стал руководитель УВО Евгений Коновалец . После его убийства (1938), в начале Второй мировой войны в ОУН произошёл раскол на две фракции: ОУН(р) , так называемую «революционную ОУН», которая более известна как «Организация украинских националистов (бандеровское движение)» (ОУН(б)) по имени её руководителя Степана Бандеры , и группировку сторонников Андрея Мельника , известную как ОУН(м) .

Однако, согласно свидетельским показаниям, представленным в серии документов Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР за 1942-1945 годы, которые были рассекречены МИД РФ в 2008 году и в 2014 году, в этот период Великой Отечественной войны участники ОУН и УПА активно сотрудничали с немецко-фашистскими захватчиками , а также участвовали в массовых казнях мирного населения. Жертвами националистов были люди различных национальностей .

По завершении Второй мировой войны в Европе Бандера и Мельник оказались в западной зоне оккупации и, как следствие, в сфере интересов спецслужб западных стран. Особую активность, как и ранее, проявила ОУН(б). С официальным началом «холодной войны » в 1947 году их активность в эмигрантской среде, при поддержке разведок США и Великобритании , возросла, в то время как активность на территории Украинской ССР и Польши усилиями служб безопасности СССР и Польши постепенно была подавлена. Попытки эмигрантского руководства ОУН наладить связь с подпольем потерпела неудачу - так, из 19 сброшенных в 1952 году связных 18 попали в МГБ СССР .

В то же время, ещё с 1946 года, в самой ОУН(б) назревал внутренний раскол между «ортодоксами» во главе с Бандерой и «реформистами», представленными Зиновием Матлой (укр.) русск. и Львом Ребетом, который фактически оформился в 1956 году. Тогда из ОУН(б) выделилась третья фракция, возглавляемая Зиновием Матлой и Львом Ребетом и получившая название «Заграничная ОУН», или ОУН(з) (укр.) русск. (также из-за количества лидеров её называют «двійкарі» (от «укр. двійка » - «двойка»)). ОУН(м) в то же время наладила контакты с представителями УНР в эмиграции и постепенно отошла от радикально-националистической деятельности, став правоконсервативной партией. ОУН(б) эволюционировала слабо, фактически оставаясь на позициях начала 1930-х годов. Несмотря на это, она доминировала в националистической эмигрантской среде, в особенности США и Канады , став особенно востребованной в период пика «холодной войны» в первой половине 1980-х годов.

К концу 1980-х годов оба движения полулегально вернулись в Украинскую ССР. Легализация обеих ОУН произошла в начале 1990-х годов, причём ОУН(б) легализовалась в виде политической партии «Конгресс украинских националистов» (КУН) , а ОУН(м) - в виде одноимённого общественно-политического движения.

Украинский национал-коммунизм

В 1917-1920 годах в коммунистическом движении возникло направление, сторонники которого считали, что построение коммунистической экономики приведёт к уничтожению как социального, так и национального гнёта, а также, что коммунизм необходимо не унифицировать по российскому образцу, а приспосабливать к специфическим национальным условиям. В 1919 году Сергеем Мазлахом и Василием Шахраем был написан труд «К текущему моменту. Что происходит на Украине и с Украиной?» теоретически оформивший данные идеи в доктрину украинского национал-коммунизма .

Боротьбисты и укаписты

Украинский социал-национализм

Вариация германского национал-социализма адаптированного под украинский строй, культуру и традиции. Являет собой высшую радикальную степень национализма.

Украинский гражданский национализм

Национализм в годы независимости Украины

Процесс национального возрождения 1989-1991 гг в СССР ознаменовался появлением новых, альтернативных КПУ политических партий и движений, преимущественно национал-демократического направления: «Народное движение Украины за перестройку» , Украинская Республиканская Партия и другие. Однако в короткое время значительная часть наиболее активных граждан, преимущественно молодёжь, разочаровалась в новейших национал-демократических течениях, обвиняя их в политической нерешительности и чрезмерной умеренности во взглядах. Так, 19 августа 1989 члены молодёжного крыла украинской Хельсинкской Группы на горе Маковка провозгласили создание Союза Независимой Украинской Молодёжи. Снумовцы открыто манифестировали выход Украины из состава СССР как цель своей деятельности; воспитание молодёжи в духе патриотизма на примерах национально-освободительной борьбы ОУН и УПА и т. д. Хотя СНУМ и была организацией нелегальной и действовала в условиях идеологических табу и запретов, однако она быстро нашла сторонников по всей Украине. Менее чем за год со дня своего образования СНУМ в своих рядах объединила около тысячи националистически настроенных молодых людей из всех регионов Украины. В мае 1990 года общее количество областных организаций СНУМ увеличивается до 18. Существовала ячейка СНУМ в Перемышле, Польша.

Сегодня в мире национализм стоит перед новой проблемой, которая очень условно называется вопросом глобализации. Если посмотреть глубже, то это означает, что скомпрометированные в словарях и жизни понятия шовинизма, империализма прикрываются новой формой. И это ставит перед разными народами серьезные проблемы. Из сугубо национального аспекта они переходят в аспект экономический, социальный, культурный, военный и дипломатический. В ХХІ веке вопросы национализма будут несколько иными, но не менее жгучими, чем на изломе ХІХ и ХХ и в течение прошлого столетия.

Что означает этот момент для нас, украинцев? Мы сейчас стоим перед необходимостью уточнить, какие задачи были поставлены основателями ОУН и как они смотрятся под углом ХХІ века. На Конгрессе в 1929-м (год создания ОУН) была сформулирована задача: вести борьбу за восстановление государственной независимости Украины как предпосылку для всестороннего развития украинской нации. Мы счастливы, что украинский народ доказал право на свое государство. Мы не приписываем себе достижение цели на этом этапе, мы только концептуально правильно высказывали веру в украинский народ. Но мы оказались на втором этапе: Украинское государство должно приобрести такую форму, которая бы обеспечила развитие украинской нации. Именно в этом состоит основная задача националистов в ХХІ веке.

Я бы назвал три неотложные задачи. Первая - осознавать, что остатки коммунистического влияния еще наличествуют в менталитете значительной части украинского народа. Вторая - понимать, что более опасным стало давление на нас со стороны России. В прошлом это была прямая оккупация, сегодня оно реализуется в плоскости духовной борьбы, культуры, церкви и т.д. Третья - надлежащая подготовка к в Европу. Мы декларируем, что мы - европейцы, но не осознаем, что это означает сегодня. Я читал в «Нью-Йорк таймс» о конференции представителей Австрии и Швеции относительно общего направления действия малых европейских стран против больших. Иначе говоря, мы сегодня идеализируем Европу. Сначала мы должны устроить наши внутренние дела, чтобы нам, как Германии, Франции, Англии, участие в европейском сообществе не угрожало попранием национальных интересов. Дабы не вышло, иронично говоря, что мы станем европейцами и перестанем быть украинцами.

Роль националистов не исчерпана, и мы ее выполним успешнее, если разные ветви и формации, называющие себя националистическими, найдут общий язык и выработают общую программу действий. Мы не только ссорились, но и плодотворно работали 50 лет, и сможем плодотворно работать в будущем.

Слава Стецько, народный депутат Украины, председатель КУН:

Украинский национализм появился в то время, когда национализм вообще был моден в мире, и оформился в Западной Украине в Организацию украинских националистов. Трудно говорить о национализме и не говорить об ОУН. Организация взяла на себя большую задачу - перевоспитать украинский народ, чтобы он сумел освободиться из неволи.

Трудно найти другую нацию в Европе, которая бы так, как мы, встретила начало войны. Актом 30 июня во Львове была восстановлена самостоятельность Украинского государства. Все, кто был причастен к ОУН, знали, что наивысшим добром является не личное «я», а нация. А гарантом жизни нации должно быть государство. Все понимали, что Германия не поддерживает идеи Украинского государства, а воюет с Россией за господство над украинскими землями. Поэтому организация решила, что будет вести борьбу с обоими «наездниками». Мы не ждали помощи ниоткуда. Прочие оккупированные нации Европы имели поддержку, и ни одна из них не вела борьбу на два фронта. Украинский национализм мобилизовал каждого человека. Борьба велась не только до окончания войны, но и до 1956 года, когда расформировали УПА.

Автор статьи говорит, что было 50 лет ссоры. Я знаю одно: это были годы огромной борьбы на всех фронтах. По-видимому, были и конфликты: преимущественно в эмиграции, между мельник овцами и банде овцами. Но и за границей кипела напряженная работа. Была организована всемирная антикоммунистическая организация - Антикоммунистическая лига народов. С ней сотрудничал Антибольшевистский блок народов - произведение нашего национализма. Мы действовали практически как государство: повсюду были наши представительства.

Когда-то нашей целью было построение независимого государства, а сегодня наша цель - развитие этого государства, чтобы оно заняло надлежащее место среди свободных народов мира.

Василий Кук, командир УПА:

ОУН всегда была присуща активность: Донцов называл это «действующим национализмом» - национализмом, который действует. Программа украинских националистов на первом этапе преследовала цель мобилизовать народ на вооруженную борьбу. В 1941 году мы создали группы, забросили их во все области Украины. И начали формировать новых людей - националистов, превыше всего ставящих интересы нации. Мы приобщали к нашим идеям весь украинский народ: националистами становились даже неграмотные крестьяне.

Кость Бондаренко говорит об упадке национализма. Дело в том, что нужно идти в народ, строить конкретные организации на местах. национализм прошлого имел силу, поскольку тогда ячейка ОУН была в каждом селе. Если не будет структуры сверху донизу, то ни одна националистическая организация не будет иметь влияния.

Сергей Жижко, КУН:

Традиционный национализм как идеология ныне требует осовременивания в соответствии с уровнем общества, которое сегодня развивается в Украине. Как общественное движение национализм призван отстаивать национальные интересы. Я считаю, что на сегодня классическое националистическое движение находится в упадке. Это не означает, что его нет или что оно умирает, но ему нужен творческий толчок для развития дискуссии.

Присутствие национализма в политикуме - как минимум, 15-20 процентов электората, националистическая фракция в Верховной Раде, эффективная защита национальных интересов украинцев. Социальная или либеральная демократия не предусматривает националистическое мировоззрение как базовое, но в западном мире партии этого направления, находясь при власти и даже в оппозиции, защищают национальные интересы. К сожалению, у нас это не так. Социал-демократы, социалисты, либералы только пытаются что-то защищать в Украинском государстве. Наиболее реально выражают интересы нации блок «Наша Украина», «Блок Юлии Тимошенко» и блок «Единство».

Национализм призван возрождать и развивать нацию - по крайней мере, для Украины это актуально. Для этого нужна целостная государственная концепция, построенная на национальной идее. Президент Кучма в свое время говорил: «Скажите мне, что построить, и я построю». Потом он уверял, что «национальная идея не сработала», а в речи на 10-летие Независимости снова вспоминал национальную идею, но мы видим, как все это тормозится.

Геннадий Удовенко, народный депутат Украины, председатель НРУ:

У нас нет государственной идеологии. Мы не формируем сегодня наш народ в духе патриотизма (а я отождествляю патриотизм и национализм), преданности Украинскому независимому государству. Государственная идеология должна быть направлена на то, чтобы украинцы освободились от комплекса неполноценности, который на протяжении 350 лет навязывался Россией, а потом Советским Союзом. Господствующей идеологией у нас должна стать украинская национальная идея. Пусть это не будет называться национализмом - мы обязаны учитывать менталитет, он меняется, но очень медленно. Мы должны сформировать политическую нацию типа американской. Когда американца спрашивают, кто он, он отвечает: американец. Может добавить: украинского или какого-то еще происхождения. Это не гражданство! Каждый, кто связал свою судьбу с Украиной, должен воспитываться таким образом, чтобы говорить с гордостью: я - украинец!

Андрей Гайдамаха, председатель Провода ОУН (Р):

Есть много дефиниций национализма, среди них немало тенденциозных, и нет недостатка в штампах - именно с этого начинает свою статью Кость Бондаренко. Английский универсальный словарь, изданный в Лондоне, дает такие определения: «Самоосознание и чувство гордости за особенный характер, и дух своего народа; общее ощущение национального единства; политическое движение, направленное на утверждение национальной независимости, когда народ порабощен чужой нацией». А вот украинский словарь, вышедший в издательстве «Перун»: «Идеология и политика в сфере национальных отношений, проповедующая превосходство национальных интересов над общечеловеческими; господство одной нации за счет угнетения другой; разжигание национальной вражды». Что же тогда означает «шовинизм», «империализм»? Второе значение: «Движение, направленное на борьбу за независимость нации против иностранных угнетателей» - перекликается с западной дефиницией, и третье: «Движение за сохранение и развитие национальных традиций, культуры, языка, литературы, искусства и тому подобное» - аполитично, но тоже приемлемо. Видите, как различные подходы к понятию «национализм» могут ввести в заблуждение и стать почвой для бессмысленных дискуссий.

Гуманистическая психология оценивает и патриотизм, и национализм как положительные человеческие ощущения, наивысшее проявление духовных потребностей. Патологические проявления национализма были в прошлом, но их нужно называть их именами: национал- или фашизм - и не переносить эти значения на национализм.

Валентина Пискун, кандидат исторических наук, заместитель директора Центра украиноведения:

Анализируя современные определения национализма, мы предлагаем такое: «проявление мировоззренческой позиции личности и сообщества, форму действенности и идеологию, которые придают особое значение принадлежности к нации как консолидирующему фактору сообщества, видят преимущество национальных интересов и отстаивают их во всех направлениях и сферах».

В мире существуют разные подходы к определению национализма. Политологи Гельнер и Андерсон связывают возникновение национализма с появлением современного и с распадом традиционного сословного общества, делая ударение на том, что именно национализм создал идентитет, разделяемый всеми, независимо от сословия. В до промышленном обществе не было потребности в национализме, он развивается лишь в современном мире.

Второй подход: Энтони Смит считает, что национализм имеет глубокие пракорни и основывается на этнических особенностях: языке, верованиях, традициях, мифах, символах - и это закладывается еще в период формирования этнических сообществ. Близки к этой идее поиски чешского ученого Мирослава Гроха.

В мировой науке национализм никогда не рассматривался в такой плоскости, как его трактовала советская историография, которая отрицательно оценила украинский буржуазный национализм. Он был жупелом и чучелом на протяжении всего существования СССР.

Украинские мыслители Вячеслав Липинский, Владимир Старосольский, Дмитрий Донцов, Ипполит Бочковский сделали общеевропейский вклад в развитие политологической мысли. Наши ученые мало распространяют знания, заложенные в свое время нашими теоретиками. Терминологию Бочковского использует весь мир - например, это он ввел понятие «этнополитика».

Национализм является сущностной почвой, стержнем и носителем национальной идеи, непременно материализующей такое понятие, как национальные интересы. Сегодня они заключаются, прежде всего, в самовыражении своей украинскости и в конкурентоспособности в мировом сообществе.

Степан Гавриш, доктор юридических наук, зампред ВР Украины:

Национализм присущ любой нации, которая само идентифицируется в историческом времени и строит свое будущее. Для украинцев же он стал инструментом создания государственности и прошел непростой путь: от фанатического осознания миссии возрождения украинского духа до выработки конструктивного механизма построения Украинского государства. Сейчас мы приближаемся к тому времени, когда тема украинского национализма перестанет быть предметом дискуссий и политологических исследований, а станет обычной составляющей саморазвития на пути к созданию политической, сознательной украинской нации.

До тех пор, пока украинская нация не объединится вокруг национальной идеи, говорить об интеграции в Европу невозможно и нереально. Я убежден, что когда национал-патриотами можно будет назвать не только правых, но и левых, - у нас появятся основания утверждать, что национализм стал нормальной сущностью исторического пути Украины, из камня преткновения разных политических сил превратился в формулу нашего успеха. Я против того, чтобы воздвигать вокруг национализма новейшие баррикады, где уже не оружием, а острым противостоянием в политических дискуссиях мы будем разрушать то, чего так долго ждали от истории, - объединенный украинский народ в соборном государстве.

Организация украинских националистов

Организа́ция украи́нских национали́стов (укр. Організація Українських Націоналістів , ОУН) - украинская политическая организация, изначально созданная как движение 2 февраля 1929 года на Западной Украине (в то время находившейся под контролем Польши). Декларировало своей ближайшей целью защиту украинского населения от репрессий и эксплуатации со стороны польского правительства, конечной целью - создание независимого и единого украинского государства, которое должно включать в себя польские, советские, румынские, и чехословацких территории, населённые украинцами. При этом ОУН считало насилие приемлемым инструментом в борьбе против внешних и внутренних врагов своего дела, а также в качестве мести за «оккупацию Украины Польшей и Россией». В 1940 году ОУН разделилась на две части: старшие, более умеренные члены поддержали Андрея Мельника (ОУН-М), тогда как более молодые и более радикальные члены - Степана Бандеру (ОУН-Б). Последняя группа получила контроль над националистическим движением на Западной Украине, в том числе над военным крылом ОУН - Украинской повстанческой армии (УПА) , которая была крупнейшим украинским вооруженным движением сопротивления.

История

Эмблема ОУН (б)

Попытка Е. Коновальца оказалась неудачной - молодое поколение националистов, пришедших в ОУН в 1929 году, превратило её в расширенную версию УВО. В каждом легальном действии они видели признак «предательства нации» . Вновь активизация ОУН произошла в 1938 году . Несмотря на убийство 23 мая 1938 года в Роттердаме агентом НКВД главы ОУН Евгена Коновальца, абвер Ки́мзее (Бавария). 26 - 27 августа 1939 года в Риме на II-м Большом Сборе украинских националистов новым главой организации был избран близкий соратник Евгена Коновальца Андрей Мельник . 12 сентября 1939 года рейхсминистр иностранных дел Германии фон Риббентроп отдал указание Канарису о необходимости организовать в Восточной Галиции антипольское восстание при помощи ОУН.

Юридически раскол был оформлен в виде проведения в апреле 1941 года сторонниками Бандеры своего собственного II-го Большого Сбора украинских националистов, на котором результаты римского Большого Сбора 1939 года были объявлены недействительными, а сам Мельник и его сторонники - диверсантами и вредителями. . Новым вождём ОУН был объявлен Степан Бандера . С этого момента идёт отсчёт существования двух ОУН, каждая из которых претендует на то, что только она является единственно верной. Для различия двух организаций со схожим названием прижились сокращения ОУН(м) - Мельника и ОУН(б) - Бандеры. Из ОУН(б) в свою очередь в 1956 году выделилась третья ОУН, возглавляемая Зиновием Матлой и Львом Ребетом и получившая название Заграничная ОУН или ОУН(з) (также - из-за количества лидеров - в украинской среде её называют «двийкари») .

Согласно выводам Института Истории АН Украины, ОУН принадлежала к праворадикальным движениям, ориентированным на создание государства с тоталитарным политическим режимом. Ряд исследователей относит эту организацию к типично фашистским , неотличимым от итальянской версии этого движения и даже более экстремистским

УВО и появление ОУН

1938 - август 1939

Вновь активизация ОУН произошла в 1938 году. Несмотря на убийство 23 мая 1938 года в Роттердаме агентом НКВД главы ОУН Евгена Коновальца , абвер II всё более активизировал подготовку членов и сторонников ОУН в районе Ки́мзее (Бавария). Некоторые члены организации проходили подготовку в лагерях хорватских усташей . В Берлине и Данциге действовали курсы радиотелеграфистов и военных инструкторов, в Кракове - лаборатория по изготовлению взрывных устройств, шла активная закупка оружия. ОУН призывала украинскую молодёжь не уклоняться от службы в польской армии, а там - держаться вместе. Летом 1938 года ОУН планировала выкрасть С.Бандеру из тюрьмы во Вронках, но когда уже все было готово, операцию отменили. Затем часть организаторов не начавшегося похищения была арестована и осуждена. В то же время «антипольскость» ОУН стала не просто бескомпромиссной, а фатально обусловленной. Идея оуновского национализма провозглашала нацию наивысшей ценностью человека, который относит себя к этой нации. Этим одобрялись и героизировались самопожертвования украинцев во имя нации и любые действия во имя «победы над врагом». «Враг» же должен предстать перед «борцами за волю Украины» в образе, который заслуживал наибольшей ненависти. В связи с этим назрела потребность устранения от руководства Галицкой ОУН Ребета и замены его на более подходящую кандидатуру. В ноябре-декабре 1938 года во главе ЗУ ОУН встал М.Тураш, хотя официально эта смена была утверждена только в начале 1939. В связи с появлением Карпатской Украины местные отделения ОУН в Галиции перешли к усиленной боевой деятельности и распространяли призывы к вооружённой поддержке Карпатской Украины. Польская сторона с 15 сентября 1938 года до 15 марта 1939 года зафиксировала 397 демонстраций, 47 актов саботажа и 34 акта террора.

В работе одного из главных теоретиков ОУН предвоенного периода Н.Колодзинского «Украинская военная доктрина», появившейся в 1938 году, указывалось:

Мы хотим не только обладать украинскими городами, но и топтать вражеские земли, захватывать вражеские столицы, а на их развалинах отдавать салют Украинской Империи … Хотим выиграть войну - великую и жестокую войну, которая сделает нас хозяевами Восточной Европы

После падения Карпатской Украины до 12 апреля было отмечено 59 демонстраций, 5 актов саботажа и 21 акт террора. Огромные надежды ОУН возлагала на новую войну, намереваясь при поддержке Гитлера получить «Украинское государство». Берлин же разыгрывал «украинскую карту» лишь в интересах дестабилизации ситуации в Польше. Главным «партнёром» ОУН в Германии стал 2-й отдел абвера - абвер II («диверсии и психологическая война»), который ставил перед ОУН такие задачи - уничтожение на территории будущего противника важных объектов, нагнетание нестабильности, инсценировка восстаний. В задачи отдела также входило создание «пятой колонны» на территории противника. Подготовку «украинского восстания» вёл начальник резидентуры абвера в Бреслау. ОУН активно включилась в работу немецких спецслужб. Летом 1939 в Вене прошла встреча А.Мельника с Канарисом . 26-27 августа 1939 года в Риме на II-м Большом Сборе украинских националистов Мельник был избран новым главой организации с полномочиями вождя.

ОУН в Польской кампании вермахта

Действия вермахта и Красной Армии на территории Польши в сентябре 1939 г.

Осень 1939 - осень 1940. Раскол организации

Находившийся в польской тюрьме С. Бандера и другие лидеры галицийской ОУН в начале сентября 1939 года были выпущены германскими властями.

Назревавший длительное время раскол в ОУН, сдерживаемый авторитетом Евгена Коновальца , вскоре пришёл к логическому разрешению, а события на Карпатской Украине и нападение Германии на Польшу в сентябре 1939 года и их оценка и действия в них обеих сторон ещё больше ускорили ход событий.

12 сентября 1939 года (незадолго до падения Варшавы) на специальном совещании в поезде Гитлера обсуждались вопросы в отношении Польши и украинского населения Польши. Согласно планам Гитлера, на границе с СССР необходимо было создать «государства-прокладки» между «Азией» и «Западом» - лояльные Германии Украину (на территории Восточной Галиции и Западной Волыни) и Литву (включая Виленский край) . На основании политических указаний рейхсминистра иностранных дел фон Риббентропа начальник штаба Верховного Главнокомандования вермахта Кейтель поставил задачу начальнику абвера Канарису: «…организовать восстание при помощи украинских организаций, работающих с Вами и имеющих те же цели, а именно поляков и евреев». Под «украинскими организациями» имелась в виду Организация украинских националистов. Результатом этих указаний стал так называемый «Меморандум Канариса от 12 сентября 1939 года», представленный в материалах Нюрнбергского трибунала как документ 3047-ps

Назначаемые ПУНом руководители осенью 1939 года попросту игнорировались на местах сторонниками Бандеры. Согласно версии Льва Ребета , сторонники Бандеры нашли свою поддержку со стороны неких германских военных кругов, в то время как группа Мельника имела связи с политической верхушкой Германии. В ноябре 1939 года около 400 украинских националистов начали обучение в лагерях абвера в Закопане , Комарне, Кирхендорфе и Гакештейне.

По версии сторонников Мельника, в ноябре 1939 года Мельник вызвал к себе члена ОУН Бандеру, находившегося тогда в Германии, для включения его в состав ПУН и назначения его референтом организационных дел. Бандера, приехавший в январе 1940, отказался от всех предложенных назначений и потребовал перераспределения власти и реформирования ПУН.

Хотя уже в первых числах декабря 1939 краковское отделение ОУН (возглавляемое С. Бандерой), не согласовав своих действий с Центральным Проводом ОУН (ПУН) под руководством А.Мельника, направило во Львов курьера с указаниями к подготовке ОУН к вооружённому выступлению. Курьер был перехвачен НКВД, который сумел захватить ряд руководителей ОУН. В связи со значительными потерями в подпольной сети ПУН отдал в начале января 1940 приказ о воздержании от активных действий и переходе в глубокое подполье. Руководимое Бандерой краковское отделение ОУН продолжало готовить вооружённое восстание, отправляя из Генерал-губернаторства на территорию СССР вооружённые ударные группы. Первая такая группа была направлена в конце января 1940 года, но была перехвачена советскими пограничниками, части других групп удалось пройти незамеченными.

10 февраля 1940 года Бандера создал и возглавил собственный руководящий орган ОУН - Революционный Провод (Революционное Руководство)- РП ОУН и формально вышел из подчинения ПУН Мельника - фактически же это произошло осенью 1939 года. Формальным поводом для создания Революционного Руководства стало «неудовлетворительное руководство и отказ от националистических методов работы». Претензии были оформлены в виде «Акта от 10 февраля 1940 года» . «Первый список» нового руководства - по информации сторонников Мельника выглядел таким образом: 1. Бандера Степан 2. Гасын Олекса 3. Гербовый Ярослав 4. Грыцай Дмытро 5. Габрусевич Иван 6. Качмар Владимир 7. Клымышин Мыкола 8. Лебедь Мыкола 9. Ленкавский Степан 10. Равлик Иван 11. Старух Ярослав 12. Стахив Владимир 13. Стецько-Карбовыч Ярослав 14. Турковский Васыль 15. Шухевич Роман; все исключительно галичане, как подметили всё те же мельниковцы.

5 апреля 1940 года прошла встреча между Мельником, с одной стороны, и Бандерой и Стецько, с другой, на которой Мельнику был вручён «Акт от 10 февраля 1940 года». Реакцией Мельника стало привлечение обоих к Главному Революционному Трибуналу 6 апреля 1940 года. В ответ на это 7 апреля 1940 года Бандера сложил с Мельника все полномочия и провозгласил незаконность существования ПУНа. 8 апреля 1940 года Мельник распространил обращение, в котором обвинил Бандеру и Стецько в заранее спланированном расколе. Пока ПУН и РП ОУН обменивались «бумажными снарядами», ещё 10 марта 1940 года ОУН-Р планировало завершить подготовку к восстанию на территории Львовской и Волынской областей Украинской ССР к середине мая 1940 года, к 20 марта на территорию Украинской ССР было переброшена часть руководящих кадров ОУН-Р, среди которых был И. Климов (Легенда) и Д. Клячкивский. Планы были сорваны достаточно результативными действиями НКВД в апреле-мае 1940 года, в связи с этим восстание было перенесено на сентябрь-октябрь 1940 года.

13 августа 1940 года после длительных и безуспешных бумажных попыток привлечь «отступников и раскольников» к ответственности, ПУН издал призыв ко всем националистам «отмежеваться от диверсии Бандеры». В Кракове прошло несколько заседаний Революционного Трибунала, организованного ПУН, где стороны вновь обменялись взаимными обвинениями в предательстве целей и задач организации. Итогом стало заочное осуждение Бандеры на смертную казнь, которая сразу же была заменена исключением его из ОУН. Впрочем, Мельник «разрешил Бандере смыть с себя позор раскаянием и борьбой в антибольшевистском подполье». Конец лета - начало осени 1940 принято считать периодом фактического окончания процесса деления ОУН на ОУН под руководством Бандеры (ОУН-б) и ОУН под руководством Мельника (ОУН-м).

Одновременно с этим на территории Генерал-губернаторства шло активное обучение членов ОУН-Р военному и диверсионному делу. Среди экзаменаторов были Р.Шухевич и Я. Стецько, для наиболее «перспективных» действовали штабные и специальные курсы в Кракове. При поддержке абвера проводились тактические учения с боевыми стрельбами. На территории Украинской ССР члены ОУН-Р собирали информацию о расположении воинских частей и складов РККА, а также подробную информацию о комсоставе РККА. Информация, полученная в августе 1940 года НКВД от перехваченного связного ОУН-Р из Кракова, опять сорвала запланированное на осень восстание. Зимой 1940-1941 года подготовка членов ОУН-Р на территории Генерал-губернаторства продолжалась в ещё большем объёме. Спецподготовку по диверсионной работе в абверовских лагерях Закопане, Крыныци, Команчи проходило несколько сотен бандеровцев.

В базовом документе ОУН(б) - принятой после Съезда инструкции «Борьба и деятельность ОУН во время войны» указывалось:

«Во времена хаоса и смуты можно позволить себе ликвидацию нежелательных польских, московских и жидовских деятелей, особенно сторонников большевистско-московского империализма; национальные меньшинства делятся на: а) лояльные нам, собственно члены все ещё угнетенных народов; б) враждебные нам - москали, поляки и жиды. а) имеют одинаковые права с украинцами…, б) уничтожать в борьбе, в частности тех, которые будут защищать режим: переселять в их земли, уничтожать, главным образом интеллигенцию, которую нельзя допускать ни в какие руководящие органы, вообще сделать невозможным „производство“ интеллигенции, доступ к школам и т. п. Руководителей уничтожать… Ассимиляция жидов исключается».

В подготовке нападения Германии на СССР принимали обе фракции ОУН - ОУН-б и ОУН-м, хотя наибольшую активность проявляла ОУН-б, принявшей активное участие в формировании абвером в составе полка «Бранденбург-800» батальонов «Нахтигаль » и «Роланд », действовавших под руководством вермахта в первые месяцы после нападения Германии на СССР.

ОУН(б) и ОУН(м) в 1941-1943

С началом нападения Германии на СССР боевики и сторонники ОУН развернули широкую диверсионную и саботажную деятельность в тылах РККА. В ряде городов и населённых пунктов были инициированы вооружённые выступления. Продвигавшиеся в передовых эшелонах немецких войск сторонники обеих ОУН - т. н. походные группы ОУН при занятии населённых пунктов организовывали в них новую администрацию и структуры управления, в том числе украинскую милицию.

23 июня 1941 года ОУН(б) направила свою версию меморандума о дальнейшем сотрудничестве ОУН с Германией в Рейхсканцелярию - ОУН(м) сделала это 3 июля.

После вступления немецких войск на советскую территорию, 25 июня 1941 года Я.Стецько в своём письме-отчёте С.Бандере писал: «создаём милицию, которая поможет убирать евреев».

В тылах передовых частей немецких войск С.Бандера и Ярослав Стецько с группой сторонников 29 июня прибыл во Львов , где Бандера был задержан и возвращён в Краков , а Стецько на следующий день созвал «Украинские национальные сборы», провозгласившие 30 июня 1941 года «Украинское государство» , которое будет вместе с Великой Германией устанавливать новый порядок по всему миру во главе с «вождём украинского народа Степаном Бандерой».

Действуя активно, сторонники ОУН(б) провозглашали этот акт в районных и областных центрах Западной Украины, занятых немецкими войсками. Ими формировались украинская милиция и органы управления, активно сотрудничавшие с прибывшими туда немецкими административно-карательными структурами. Поскольку немецкая сторона ожидала выступлений в тылу РККА на восточной Украине, аналогичных тем, что произошли на Западной, никаких активных действий против инициативных не применялось. Начавшееся вооружённое противостояние между сторонниками Мельника и Бандеры выразилось в том, что Бандера и ряд членов ОУН(б), находившихся в Кракове, были взяты под домашний арест и перевезены в Берлин «для дачи пояснений». Мельник был также взят под домашний арест в Кракове, но вскоре освобождён. Бандера был помещён под домашний арест в Кракове ещё 5 июля, а 6-го его отправили в Берлин. Там от Бандеры потребовали прекратить действия против группы Мельника и отозвать «Акт 30 июня 1941». 9 июля 1941 года во Львове было совершено вооружённое нападение неизвестного на Стецько, погиб водитель, сам «глава правительства» не пострадал Пока «глава правительства Украинского государства» и «вождь украинского народа» находились в Берлине, обязанности «главы Украинского государства» во Львове исполнял Лев Ребет. С 20 (по другими источникам 25) июля 1941 года Бандера находился под домашним арестом в Берлине, в то время как Стецько пребывал в Берлине вполне легально. Домашний арест не мешал им заниматься руководством ОУН - к ним прибывали люди с информацией с Украины, а они направляли обратно письма и указания.

3 августа оба «лидера» направили свои письма Гитлеру в связи с присоединением Галиции к Генерал-Губернаторству. 14 августа 1941 года Бандера написал Альфреду Розенбергу письмо, в котором ещё раз пытался прояснить для немцев ситуацию, сложившуюся с ОУН(б). К письму С.Бандера приложил меморандум под названием «О положении в Львове (Лемберге)» (нем. «Zur Lage in Lwiw(Lemberg)» ), который имел такие разделы: «История сотрудничества ОУН с Германией», «ОУН и новый порядок в Европе», «Основы для украинско-немецкой приязни», «Государство как источник творческого труда народа», «Цель ОУН - Украинское государство», «Акт 30.06.1941 и украинско-немецкое сотрудничество», «Отношение ОУН к украинскому государственному правительству», «ОУН за дальнейшее сотрудничество с Германией» и «Заключительные положения». В этом меморандуме, в частности, указывалось: «украинство борется против всякого угнетения, будь то жидовский большевизм или российский империализм», «ОУН желает сотрудничества с Германией не из оппортунизма, а исходя из осознания необходимости этого сотрудничества для добра Украины», «нет лучшей основы для украинско-немецкого сотрудничество, чем та, при которой Германия признает Украинское Государство».

Приветствие ОУН(б) июль- начало сентября 1941 года. Текст (сверху вниз)- «Слава Гитлеру! Слава Бандере! Пусть живёт независимая Украинская соборная Держава! Пусть живёт Вождь Ст. Бандера! Слава Гитлеру! Слава непобедимым немецким и украинским вооружённым силам! Слава Бандере!»

Одновременно с многочисленными попытками доказать немцам свою «уникальность» и "незаменимость"Ю ОУН(б) и прежде всего служба безопасности ОУН(б) продолжала «убирать» «диверсантов» из ОУН(м) - как на «материнских украинских землях»(Галиция), так и на «средне-украинских землях» (Правобережная Украина). 30 августа в Житомире убили О.Сеника-Грибовского и М.Сциборского, в Галиции погиб ещё один высокопоставленный «мельниковец», ещё 100 «вынесли смертные приговоры». Мельниковцы ещё раз обратились с просьбой о защите к немцам. Немцы, многократно ранее предупреждавшие ОУН(б) о необходимости прекращания подобных действий, поскольку гибли нужные для них кадры, на подготовку которых были потрачены время и деньги, 15 сентября «проредили» ряды «бандеровской администрации», арестовав к концу месяца до 1500 членов ОУН(б) по всей подконтрольной территории - от Рейскомиссариата «Украина» до Берлина и Вены. Несмотря на это, «бандеровцы» опять обвинили во всём «мельниковцев» и продолжили издавать директивы о формировании на «материнских украинских землях» «союзной немецкому вермахту» «Украинской Национальной Революционной Армии» (УНРА). Их «походные группы» продолжали продвигаться в тылах наступавших немецких войск вглубь территории УССР, захватывая руководящие посты в формируемой немецкими частями администрации.

Успехи немецкой армии и быстрое продвижение на восток к середине сентября 1941 года стали поводом для Гитлера окончательно отказаться от идеи появления «украинского государства». Стецько и Бандера, неоднократно пытавшиеся письменно объяснить свою позицию нацистскому руководству, 15 сентября 1941 года были помещены в центральную Берлинскую тюрьму, а в январе 1942 года были переведены в спец-барак «Целленбау» концлагеря Заксенхаузен , где уже пребывали различные политические персоны. .

Менее радикально настроенная ОУН(м) в Генерал-губернаторстве осталась легальной организацией, в то время как ОУН(б) формально числилась нелегальной и СД периодически сообщало о результатах её «запрещённой деятельности», не проводя, впрочем, никаких широкомасштабных операций против неё. На территории Рейхскомиссариата «Украина» события носили аналогичный характер, при более жестокой реакции немецких властей (расстрелы вместо задержаний в Генерал-губернаторстве) на излишнюю активность обеих ОУН. Обе версии ОУН принимали активное участие в формировании полиции и вспомогательных батальонов, хотя, как и ранее, более успешной тут была ОУН(б).

В 1942 году членами ОУН(м) был несанкционированно сформирован ряд отрядов под наименованием «Фронт Украинской Революции» (ФУР), которые проводили ограниченные акции, направленные против немецкой администрации.

Весной 1943 года деятельность обеих ОУН активизировалась - ОУН(м) приняла активное участие в наборе добровольцев СС-Галиция в Генерал-губернаторстве, а ОУН(б) организовала УПА в Генеральном округе Волынь-Подол. Тогда же ОУН(б) перешла к активной ликвидации сторонников ОУН(м) на подконтрольных территориях и добилась значительных успехов.

В то же время на территории Генерал-губернаторства сторонники ОУН(м) имели значительную поддержку и там отношения между организациями имели просто напряжённый характер.

1944 - попытки объединения

В 1943 году немецкие войска были выбиты с большей части территории Украины. Абвер и СД начали собирать руководителей националистических формирований и движений в спец-барак «Целленбау» концлагеря Заксенхаузен, где с января 1942 года уже находились Бандера и Стецько. В конце 1943 года там оказался Т.Бульба-Боровец , и весной 1944 года А.Мельник . Они, описывая пребывание в этом «учреждении», отмечали неплохое по военным меркам питание и возможность относительно свободного перемещения по территории и даже иногда и вне её. Одновременно вооружённые подразделения ОУН(м) и ОУН(б) пытались наладить совместные действия против тыла наступающей Красной Армии, но результатом были лишь ситуативные объединения - взаимное неприятие и подозрительность членов или сторонников ОУН(м) и ОУН(б) оставалась известным даже НКВД фактом, что и использовалось последним в операциях по ликвидации националистического подполья. В начале осени лидеров обеих ОУН выпустили из заключения и привлекли к формированию «антибольшевистских» формирований.

Послевоенные события

По завершении Второй мировой войны в Европе оба лидера своих ОУН оказались в зоне оккупации западных союзников, а к концу 1945 - в сфере интересов спецслужб западных стран. Особую активность, как и ранее, проявила ОУН(б). С официальным началом холодной войны в 1947 году их активность в эмигрантской среде, при поддержке разведок США и Великобритании, возросла, в то время как активность на территории Украины и Польши усилиями служб безопасности СССР и Польши подходила к концу. Попытки ОУН наладить связь с исчезающим за железным занавесом подпольем потерпела неудачу - из 19 сброшенных в 1952 году связных 18 попали в МГБ. В то же время ещё с 1946 года в самой ОУН(б) назревал внутренний раскол между «ортодоксами» во главе с Бандерой и «реформистами», представленными Зиновием Матлой и Львом Ребетом, - который фактически оформляется в 1956. Тогда из ОУН(б) выделилась третья ОУН, возглавляемая Зиновием Матлой и Львом Ребетом и получившая название «Заграничная ОУН», или ОУН(з) (также - из-за количества лидеров её называют «двийкари» (от «укр. двийка » - «двойка»)). ОУН(м) в то же время наладила контакты с представителями УНР и постепенно отошла от радикально-националистической основы, став право-консервативной партией. ОУН(б) эволюционировала слабо, фактически оставаясь на позициях начала 30-х годов - несмотря на это, она доминировала в националистической эмигрантской среде, в особенности США и Канады, став особенно востребованной в период пика холодной войны в первой половине 1980-х.

К концу 80-х гг. XX века оба движения полулегально вернулись на Украину. Легализация обеих ОУН произошла в начале 90-х годов - причём ОУН(б) легализовалась в виде политической партии - Конгресса украинских националистов (КУН), а ОУН(м) в виде общественно-политического движения. К началу XXI века КУН имеет минимальный вес на политической арене Украины, деятельность же ОУН(м) политическими наблюдателями не отмечается.

Идеология

Заметное влияние на идеологию ОУН оказал Дмитрий Донцов с его теорией культа воли и силы, а также сформулированной им, а затем дополненной самими активистами ОУН идеологией «интегрального национализма » .

Десять заповедей украинского националиста

Я - дух извечной стихии, уберёгший Тебя от татарского потоптания и поставивший на грани двух миров созидать новую жизнь:

  1. Обретёшь Украинскую Державу или погибнешь в борьбе за Неё.
  2. Не позволишь никому пятнать славу и честь Твоей Нации.
  3. Помни про великие дни наших Освободительных борений.
  4. Гордись тем, что Ты - наследник борьбы за славу Владимирского Тризуба.
  5. Отомсти за смерть Великих Рыцарей.
  6. О деле не говори с тем, с кем можно, а с кем нужно.
  7. Без колебаний совершишь самое опасное деяние, если того потребует добро дела.
  8. Ненавистью и безоглядной борьбой будешь принимать врагов Твоей Нации.
  9. Ни просьбы, ни угрозы, ни пытки, ни смерть не принудят тебя выдать тайну.
  10. Будешь бороться ради возрастания силы, славы, богатства и пространства Украинской Державы.

Оригинальный текст (укр.)

Я дух одвічної стихії, що зберіг Тебе від татарської потопи й поставив на грані двох світів творити нове життя:

1. Здобудеш Українську Державу або загинеш у боротьбі за Неї.
2. Не дозволиш нікому плямити славу та честь Твоєї Нації.
3. Пам"ятай про великі дні наших Визвольних змагань.
4. Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби за славу Володимирового Тризуба.
5. Пімсти смерть Великих Лицарів.
6. Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба.
7. Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину, якщо цього вимагатиме добро справи.
8. Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш ворогів Твоєї Нації.
9. Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть не приневолять тебе виявити тайни.
10. Змагатимеш до посилення сили, слави, багатства і простору Української Держави.

Текст «Декалога» составил в 1929 году один из главных на тот момент идеологов ОУН Степан Ленкавский .

ОУН в художественной литературе

  • Александр Бондарь . Кровь и Ненависть
  • Ярослав Галан . Чему нет названия
  • Николай Далёкий . За живой и мёртвой водой
  • Улас Самчук Чего не лечит огонь

Персоналии

Основатель:

«Мельниковцы»:

  • Андрей Мельник - глава ПУН
  • Сциборский, Микола - член ПУН
  • Сеник, Омелян - член ПУН
  • Барановский, Ярослав - член ПУН
  • Ольжич, Олег - член ПУН, глава Революционного трибунала ОУН
  • Самчук, Улас - писатель, редактор оккупационной газеты «Волинь»
  • Рогач, Иван - политик, журналист, редактор оккупационной газеты «Украинське слово»
  • Телига, Олена - поэтесса, журналистка, сотрудница редакции «Украинского слова»
  • Величковский, Микола или Величкивский - профессор, глава УНС
  • Войновский, Пётр - командир Буковинского куреня
  • Масикевич, Орест - член Походных групп, бургомистр г. Николаева

«Бандеровцы»:

  • Лебедь, Микола (псевд. Максим Рубан)
  • Шухевич, Роман (псевд. Тарас Чупринка)

Бандеровцы-двийкари

См. также

  • Организация украинских националистов (бандеровское движение)
  • Политические убийства в практике украинских националистов
  • Пацификация украинцев в Восточной Галиции (1930)

Примечания

  1. Петро Мірчук. Нарис історії Організації Українських Націоналістів. Перший том: 1920-1939. Мюнхен – Лондон – Нью-Йорк: Українське видавництво, 1968.
  2. http://oun-upa.org.ua/ru/history.html/ ОУН-УПА. История
  3. Нариси з історії політичного терору і тероризму в Україні XIX-XX ст. Інститут історії України НАН України, 2002 раздел XI стр. 556-560
  4. Hans Bentzin, «Division Brandenburg - Die Rangers von Admiral Canaris», 2.Aufl. 2005 (2004), edition ost, Das Neue Berlin Verlagsgesellschaft mbH
  5. IMT vol 2. p. 478
  6. IMT , vol 2. p. 448
  7. Постанови ІІ Великого Збору Організації українських націоналістів (фотокопии) , с.23-24
  8. «Москва и жидовство - главные враги Украины»
  9. ИА REGNUM:
  10. , стр.475"
  11. David Marples: Hero of Ukraine Linked to Jewish Killings, Honorary title sure to provoke divisions among Ukrainians today , Edmonton Journal, 7 February 2010: «It was a typically fascist movement of the interwar period not dissimilar to the Italian version.»
  12. Anders Rudling: THEORY AND PRACTICE Historical representation of the wartime accounts of the activities of the OUN-UPA (Organization of Ukrainian Nationalists-Ukrainian Insurgent Army) , p.167: «It could be argued that the ideology of OUN, like those of the fascist or radical right-wing parties of Eastern Europe, was in many regards more extreme and uncompromising than that of, say, Mussolini.»
  13. Нариси з історії політичного терору і тероризму в Україні XIX-XX ст. Інститут історії України НАН України, 2002 раздел XI стр. 564-566
  14. стр.556-573 Нариси з історії політичного терору і тероризму в Україні XIX-XX ст. Інститут історії України НАН України, 2002