Функции политических партий в современном обществе. Основные функции политических партий

  • 26.07.2019

В политической системе общества политические партии выполняют следующие основные функции:

  • 1. выявление, обоснование и формирование интересов определенных групп и слоев населения, главным образом тех, которые составляют социальную базу партии;
  • 2. социально-политическое просвещение, сплочение и активизация граждан на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в политической идеологии и программе развития общества, планах решения перспективных и текущих задач; постоянная забота о творческом развитии, уточнении политической доктрины;
  • 3. разъяснение массам сложившейся ситуации и предлагаемой платформы действий, организация широкой поддержки программных требований со стороны населения, постоянная забота о расширении социальной базы партийной политики. В этих целях партия налаживает взаимодействие с профессиональными, экологическими, культурно-просветительными и другими общественными организациями и движениями, инициативно участвует в формировании общественного мнения;
  • 4. участие в подборе, фильтрации и выдвижении кадров для самой партии, для формирования политической элиты, подготовки ее различных звеньев к политической деятельности;
  • 5. организация борьбы за власть или в ее защиту, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и без использования революционного насилия и т.д.); в условиях реальной демократии такая функция осуществляется конституционными способами, через систему демократических выборов органов центральной и местной власти;
  • 6. подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью. Реализуя эту функцию, партии в странах с демократическими режимами выступают главными организаторами сохранения существующей государственной власти или ее замены. Именно они создают условия для мирной смены правительства;
  • 7. формирование в парламенте партийной фракции, служащей связующим звеном между партией и органами власти, мощным рычагом партийного воздействия на государственную политику в центре и на местах. Фракция широко использует законодательные инициативы, депутатские запросы. В силу важности роли в механизме законодательной власти для парламентской фракции характерна, как правило, высокая дисциплина, обязывающая депутатов - членов партии выступать единым фронтом при обсуждении и принятии законопроектов. Нарушение таких правил грозит исключением из партии и фракции, потерей возможности стать депутатом на следующих выборах. Члены фракции обладают относительной самостоятельностью по отношению к партии. Своеобразный мандат на такую позицию они получают от избирателей. Поэтому члены фракции учитывают не только платформу партии, но и наказы избирателей, а также интересы социальных групп - спонсоров, которые внесли основной вклад в субсидирование их избирательной кампании;
  • 8. разработка принципов и форм отношений с другими политическими партиями с учетом их социальной ориентации. Эти отношения могут быть отношениями сотрудничества, партнерства, что во многом зависит от гибкости, смелости руководства партии, его способности к компромиссам. Сложнее складываются отношения между партиями, отвергающими контакты, диалог. В этом случае они приобретают характер конфронтации, что резко ослабляет конструктивный потенциал противоборствующих организаций, их возможности обеспечить эффективную государственную политику;
  • 9. для партии, проигравшей борьбу за власть, важной функцией является организация парламентской оппозиции, давления на государственные органы, гражданского сопротивления политике властей, противоречащей интересам социальных слоев, чьи чаяния отстаивает партия.

Основные цели российских политических партий перечислены в пункте 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях»: формирование общественного мнения; политическое воспитание и образование граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.

Среди основных направлений деятельности политических партий следует особо выделить выработку программных установок, социально-экономической и политической стратегии. К разработке современной стратегии привлекаются квалифицированные идеологические кадры.

Политические партии стремятся обеспечить единство действий своих сторонников, организовать поддержку среди своих союзников. Идеологическая функция партий выражается в политической деятельности. направленной, с одной стороны, на производство идей, а с другой - на "производство людей". Партии выступают инициаторами и являются штабами по разработке стратегических и тактических концепций, выражающих интересы и волю представляемых ими социальных общностей. Существенными компонентами этих концепций являются модели развития и функционирования общества в делом. Помимо разработки концепций идеологическая деятельность партий направлена на широкое распространение, пропаганду этих концепций и иных идей, отвечающих их целям. Правящие партии используют для этого также идеологическую функцию государства.

Партии стремятся: воспитывать своих сторонников и население в целом в духе разделяемых ею традиций, ценностей, идеалов; выработать чувство причастности к формированию и проведению в жизнь определенной политической линии партии; привлечь к себе широкий круг сторонников и сочувствующих; приобщить население, и прежде всего молодежь, к активной политической деятельности под своими лозунгами.

Вся эта деятельность определяется конечными целями партий и интересами представляемых ими социальных групп. Правящие партии стремятся проводить такую социализацию, которая бы обеспечивала позитивное восприятие отстаиваемых ими ценностей, широкую социальную поддержку их курса.

В случае, когда руководству партии удается разработать идеологически привлекательную и подтверждаемую практикой политическую доктрину, расширяется социальная база партии, что в решающей степени способствует достижению положительных результатов на выборах. И наоборот, чем крепче держится та или иная партия за устаревший теоретический и концептуальный багаж, тем труднее ей перестроиться и идти в ногу со временем.

Весьма важным для любой партии является представительство интересов соответствующих социальных общностей. Содержание этой функции составляет деятельность по обеспечению политических средств выражения этих интересов, формулирование их в форме целей и идеалов, реализация и защита в процессе взаимодействия с другими субъектами политики. Функции представительства интересов реализуется, во-первых, путем аккумуляции общих интересов социальных общностей на основе согласования специфических интересов их различных слоев и групп, во-вторых, посредством овладения государственными органами и контроля над ними, либо через различные формы давления на эти органы в процессе принятия политических решений и практического властвования.

Партия играет существенную роль в определении целей и политических ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объем и эффективность выполнения этой функции зависит от положения партии в политической системе. Наибольшими возможностями обладают в этой сфере правящие партии. Они вырабатывают и формируют политику, которая определяет направленность движения всей социальной системы. Степень участия партии в выработке политической линии, объем, и эффективность реализации этой функции являются показателями положения партии в наличной политической системе.

Организаторская функция партии выражается в определенной кадровой политике, т.е. в деятельности по подбору, выдвижению (расстановке) кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях. Эту организаторскую подфункцию партий политологи называют функцией политического рекрутирования - подбора кадров политических руководителей. Подбор и выдвижение кадров руководителей может осуществляться двумя путями:

  • 1. Через отбор и поддержку кандидатов для избрания в руководящие органы;
  • 2. Через назначение преданных делу правящей партии кадров на те или иные государственные посты. Причем в этих процессах главным критерием оценки кадров, их выдвижения являются их политические и профессиональные качества. Через свои политические кадры партия проводит политику в государственном аппарате и других организациях» распространяет свое политическое влияние в других институтах политической системы.

Принципиально важна внутрипартийная деятельность, направленная на обеспечение единства и согласия партийных рядов, на выработку ценностей и норм, сближающих членов и сторонников партии, на осуществления руководства и управления деятельностью партийных рядов.

Важными направлениями деятельности политических партий является:

  • · Выявление, формулирование и обоснование интересов соответствующих социальных групп (функция политической артикуляции), их активизация и интеграция;
  • · Создание политических доктрин и программ;
  • · Участие в борьбе за власть в государстве и создании программ деятельности государства, в осуществлении государственной власти;
  • · Политическое воспитание общества в целом либо его определенной части (группы, класса, слоя), формирование общественного мнения;
  • · Подготовку и выдвижение кадров для аппарата государства. профессиональных союзов, общественных организаций;
  • · Внутрипартийная организационная деятельность.

Партии непосредственно связаны с интересами той или иной социально-классовой общности, этнических или религиозных образований.

По существу партии выполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов.

Такой процесс проходит в острой политической борьбе, в чем находят конкретное отражение перипетии социально-классовых отношений.

Партии, как политический институт, не только объективно обусловлены, но и являются отражением политической жизни общества.

Политическая партия (от лат. "партио" - часть, дело) - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве.

Политическая партия - это часть населения, класса, социального слоя или слоев. Ее появление политологи относят к периоду становления буржуазной демократии.

Традиционное определение партий связывается с избирательным процессом, выдвижением кандидатов, предвыборной борьбой, стремлением овладеть законодательной и исполнительной властью. Естественно, это определение уязвимо для критики - ведь партии существуют и при отсутствии выборов.

Марксисты подошли к определению партии с классовых позиций, считая ее наиболее сознательной и организованной частью класса, отстаивающей его интересы. Партия наделяется функцией вести за собой не только класс, но все общество и даже все "прогрессивное человечество".

Партия владеет точным знанием будущего, путей и способов его достижения, способностью избавить человечество от эксплуатации, нищеты, неравенства и вражды, привести его к счастью.

В Федеральном Законе Российской Федерации "О политических партиях", принятом Государственной Думой21 июня 2001 года, дается следующее определение политической партии.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Особо следует отметить юридическое определение партий: политический статус и функции партии; постоянный характер деятельности; непременное участие в выборах; степень политического участия; уровень организации; возможности в сравнении с другими политическими институтами; число членов партии и даже название.

С точки зрения юридической не считаются партиями непостоянно действующие организации типа союзов избирателей, различных ассоциаций и т.п.

Важнейшей государственной процедурой, представляющей официальное признание партии, дающей ей государственную защиту, является регистрация. Пройдя официальную государственную регистрацию, партия получает право на участие в выборах, на налоговые льготы, государственное финансирование и т.п.

Наиболее важной характерной чертой партии, как политического института, отличающей ее от других общественных организаций, является стремление к власти.

Основными целями политической партии являются:

  • · формирование общественного мнения;
  • · политическое образование и воспитание граждан;
  • · выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • · выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Более конкретно назначение партии проявляется в ее функциях:

  • · представительство, т.е. выражение определенных социальных интересов;
  • · обеспечение социальной интеграции, т.е. включение в политическую систему различных групп;
  • · смягчение, примирение конфликтных интересов;
  • · коммуникация между социальными группами и государством.

Социальные функции партии:

  • 1. Теоретические функции партии: разработка стратегии и тактики; выявление, обоснование и формирование интересов различных социальных слоев и групп; анализ состояния и теоретическая оценка перспектив общества; уточнение и коррекция политической доктрины.
  • 2. Идеологические функции партии: распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения; пропаганда своих программных целей и политики; привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии; социально-политическое просвещение.
  • 3. Политические функции партии: борьба за власть; прямое или опосредованное участие в определении внутри- и внешнеполитического курса государства; подготовка альтернативных предложений (теневой кабинет);выполнение предвыборной программы;

разработка и выполнение принципов отношений с другими партиями.

4. Организационные функции партии: реализация программных установок и решений; проведение избирательных кампаний; подбор кандидатов на выборные должности; подготовка кадров для правящей элиты; формирование правительства, руководства центральных и местных ведомств; формирование в парламенте партийной фракции или партийной оппозиции (для партии, проигравшей борьбу).

Важную роль в исследовании политических партий играет их классификация. Партии можно классифицировать по следующим основаниям:

По социальной среде деятельности: моносредные; промежуточные; всеобщие (универсальные).

По отношению к социальной действительности: революционные; реформистские; реакционные; консервативные.

По идеологической направленности доктрин: социал-демократические; коммунистические; либеральные; консервативные; конфессионные; монархические; националистические; фашистские (неофашистские).

  • 1. По отношению к власти: правящие; оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные).
  • 2. По политическому темпераменту: ультраправые; правые; правоцентристские; центристские; левоцентристские; левые; ультралевые.
  • 3. По внутренней организации: с формальными принципами членства; со свободным членством;
  • 4. с сильной структурой; со слабой структурой.
  • 5. По политическому статусу: мажоритарные; доминирующие; миноритарные.

Партии в своем функционировании, взаимодействии со средой образуют партийную систему.

Партийная система - это совокупность всех существующих и действующих в стране партий или совокупность партий, принимающих участие в осуществлении государственной власти.

Наиболее распространенной типологией партийных систем является классификация по количественному критерию:

Однопартийная - официально разрешена только одна политическая партия; её власть закреплена законодательно и является неоспоримым. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой -- СССР.

Двухпартийная (бипартизм) - характерна для таких государств, как США и Ямайка. При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии.

Многопартийная - несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения. В государствах, подобных Канаде и Великобритании, могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием). В редких случаях (пример: Финляндия) в стране могут быть три одинаково успешные партии, каждая из которых имеет шанс сформировать самостоятельное правительство.

Однако эту классификацию можно сделать более подробной и выделить следующие партийные системы:

Однопартийная система:

  • · исключается даже номинальное существование других партий;
  • · партия взаимодействует с государством, сама становится частью государственного аппарата;
  • · исключается партийно-политическая оппозиция;
  • · партия, как правило, отличается строгой дисциплиной, многочисленностью и организацией.

Фактически однопартийная система:

  • · однопартийность замаскирована под многопартийностью;
  • · помимо руководящей, правящей партии, действуют несколько партий-сателлитов, реального влияния не имеющих;
  • · партия превращена в государственную; осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль со стороны правящей партии за деятельностью партий-сателлитов.

Формально многопартийная система - ключевые позиции в политической жизни заняты двумя партиями, которые периодически сменяют друг друга у власти. Остальные партии участвуют в политической жизни, но реально претендовать на власть не могут из-за своей малочисленности.

Многопартийная система - функционирующая на государственном уровне. В этом случае существует устойчивая коалиция двух или более партий, сохраняющих союзнические отношения не только при участии в правительстве, но и в оппозиции.

Многопартийная система плюралистической ориентации:

  • · самостоятельность в определении и проведении своей политики;
  • · тенденции к блоковой политике;
  • · самостоятельность в организации и проведении избирательных кампаний;
  • · исключение взаимного снятия кандидатур в ходе предвыборной борьбы в пользу потенциального победителя;
  • · самостоятельность в выработке и выделении программных требований и т.п.

Стабильность партийной системы зависит от устойчивой поддержки избирателей. А избиратели будут поддерживать курс той партии, которая удовлетворяет их интересы в экономической, политической и социальной сферах.

Но стабильность партийной системы зависит также от характера взаимоотношений, входящих в нее партии.

В качестве принципов взаимоотношений политических партий в демократических партийных системах можно выделить следующие:

  • · постоянная легальная борьба за власть;
  • · всеобщие выборы - путь к власти;
  • · власть принадлежит партии (группе партий), обеспечившей себе поддержку парламентского большинства (большинства электората);
  • · наличие постоянной легальной оппозиции по отношению к правящей партии (партиям);

согласие относительно соблюдения демократических отношений между партиями.

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Политические партии и партийные системы.

Цель: раскрыть понятие, происхождение, функции политических партий. Дать классификацию политических партий. Проанализировать типы партийных систем. Охарактеризовать процес формирования многопартийности в Украине.

Тип занятия: лекция.

План

1. Понятие, происхождение, классификация и фун­кции политических партий.

2. Партийные системы и их типология.

3. Формирование многопартийности в Украине.

1. Понятие, происхождение, классификация и фун­кции политических партий.

В жизни современного общес­тва одно из самых видных мест принадлежит политичес­ким партиям. Партии выступают как весьма существенный, а иногда и решающий элемент политической системы общества. Они являются выразителями интересов и целей тех или иных классов и социальных групп. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него определенное влияние. Су­щественной стороной их деятельности является идеологи­ческое воздействие на население, формирование полити­ческого сознания. Политическая партия - это основанное на идеологических и полити­ческих ценностях добровольное объединение людей, пред­ставляющее определенные общественные классы, соци­альные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической влас­ти либо участия в ней.

Власть – конечная цель любой партии, инструмент реа­лизации интересов тех общественных групп или классов, которые являются ее социальной базой. Какие бы задачи ни ставила перед собой партия - построение коммунизма или спасение окружающей среды, - она добивается с их по­мощью власти, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих пред­ставителей. Являясь правящей, партия всю государствен­ную мощь стремится использовать в интересах тех социаль­но-классовых сил, которые она представляет. Этим партия отличается, например, от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, ко­торые также активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание и использование политической власти. Таким образом, принципиальная разница между парти­ями и общественными движениями состоит в том, что пар­тии борются за участие в осуществлении государственной власти, а движения не претендуют на непосредственное участие в ней и не берут на себя связанных с этим обязан­ностей. Кроме того, политические партии по сравнению с общественными движениями являются более высокой и ус­тойчивой организационной формой.

К основным признакам политических партий относят:

Активное участие в политической борьбе;

Наличие членства;

Определенную социальную базу;

Наличие политической программы и устава;

Общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в партию людей;

Наличие одного или нескольких лидеров.

Первые представления о партиях связаны с именами таких великих мыслителей и политических деятелей, как Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э. Берк и др. Проблема политических партий заняла существенное место в трудах известных ученых начала XX ст.: М. Вебера, М.Остро­горского, Р.Михельса, Г. Моска.

Когда же возникли политические партии?

Сведения о первых партийных образованиях относят­ся к Древней Греции. Так, Аристотель говорит о партиях долины, горы, имея в виду, конечно, не партии в совре­менном смысле слова, а политические союзы. То были сравнительно немногочисленные и узкие по своему соста­ву союзы или группировки, которые не отличались устой­чивостью и не были прочно организационно оформлены. Такого рода образования существовали и в средние века.

Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине XIXв., а затем и в других частях света. Непосредственное влияние на их рождение оказали введение всеобщего избирательного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государствен­ной власти. Первоначально в капиталистическом обществе полити­ческие партии создавались в основном различными груп­пами буржуазии, а также ее противниками из числа фео­дально-аристократических слоев. Впоследствии стали возникать массовые партии, отстаивающие интересы на­емных работников. В демократическом обществе пар­тии являются самым важным звеном, связующим народ, парламент и правительство. Именно через партии государ­ственные органы могут обратиться к массам за поддержкой, а массы в свою очередь - влиять на работу парламента и правительства, на процесс их формирования.

В истории становления партий М. Вебер выделяет три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия . Такое подразделение партий в по­литологии общепризнанно. Однако заметим, что все стадии развития по этой классической схеме прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консерва­тивная (тори). В своем большинстве формирование пар­тий шло разными путями. Первая массовая политическая партия была основана в Англии в 1861г. Она называлась "Либеральное товари­щество регистрации выборов". Одной из первых политических организаций пролетари­ата был также "Союз коммунистов", созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847г. в Лондоне. Его программой стал написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом "Манифест Ком­мунистической партии", вышедший в свет в 1848г. Девизом "Союза коммунистов" был лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Важным этапом на пути становления пар­тий рабочего класса явилось создание в 1864г. Междуна­родного товарищества рабочих - I Интернационала.

Классификация (типология) полити­ческих партий.

Здесь многое зависит от тех критериев, ко­торые берутся в основу типологизации: характер, цели, задачи, условия деятельности, классовые интересы и т.д.

Если, например, за основу классификации партий бе­рется характер, задачи их деятельности (направлен­ность), то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; рефор­мистские, выступающие за умеренные изменения в раз­ных сферах жизни общества, не посягающие на основы строя; консервативные, стоящие на позициях сохранения, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни; реакционные, ставя­щие перед собой задачи восстановления старых структур.

Существуют марксистский анализ партий и партийная классификация. Определяющая роль в них отводится классовому характеру критериев, согласно которому вы­деляют буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии.

В зависимости от участия в осуществлении власти пар­тии подразделяют на правящие и оппозиционные. Правя­щие партии имеют большинство мест в парламенте, образу­ют правительство, отличаются большим консерватизмом. Они стремятся сохранить существующее положение вещей, не допустить резких и стремительных перемен. Оппозици­онные партии , напротив, динамичны. Они, как правило, подвергают критике существующее правительство и высту­пают за реформы.

Политические партии можно также разделить на пар­тии мировоззренческие и партии интересов . В первом случае речь идет об установлении определенного общественного порядка. Они, как правило, отчетливо представляют себе ту или иную модель общественного устройства и стремятся реа­лизовать ее на практике. Примером партии такого рода можно считать партию большевиков, стремившуюся к раз­рушению "старого мира" и возведению на его руинах при­нципиально нового общества.

Главной целью партии интересов можно считать отста­ивание позиций той или иной социальной группы. Делом ее чести является завоевание "места под солнцем" для тех слоев общества, на базе которых она создана. Это позво­ляет в свою очередь разделить партии интересов на рабо­чие, крестьянские, партии интеллигенции и т.д. Подоб­ных партий становится в последние годы все меньше. Это связано с тем, что люди постепенно приходят к осознанию своих общих интересов, независимо от их социальной при­надлежности.

Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево: правые, центристские, левые . В современной политике "левыми" принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, со­циалистических, социал-демократических идеалов, пере­дачу средств производства в общественную собственность, твердые социальные гарантии. "Правые" партиитради­ционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систе­му. Промежуточное место между "левыми" и "правыми" занимают партии "центра".

По условиям деятельности партии могут подразде­ляться на легальные , полулегальные и нелегальные . Пер­вые - официально разрешены, зарегистрированы и дей­ствуют в рамках закона, вторые - не зарегистрированы, но и не запрещены, наконец, третьи - запрещены госу­дарством и действуют нетрадиционными методами, неред­ко вступающими в противоречие с конституционными нормами. К числу последних относятся, как правило, те партии, которые выступают с лозунгами насильственного изменения существующего строя.

Функции политических партий

Во-первых, определение цели развития. Разрабаты­вая свои программы, партии стремятся обосновать направ­ление стратегии развития общества и конечную цель;

Во-вторых, выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы могут и отдельные группы граждан, однако лишь партии сводят их воедино и в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов;

В-третьих, мобилизация и социализация граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятельности;

В-четвертых, в условиях демократической полити­ческой системы формирование правящей элиты и состава правительства (последнее имеет решающее значение, без этой функции невозможна эффективная деятельность лю­бой партии);

В-пятых, проведение избирательных кампаний. Пар­тии призваны выступать главными организаторами и дей­ствующими лицами, не отдавая это дело на откуп влас­тным структурам, бюрократическому аппарату (чиновни­честву);

В-шестых, осуществление контроля над властью. Это значит не давать возможности одному лицу или груп­пе лиц узурпировать власть. Демократия не связывает бу­дущее с одним лицом, она есть выражение воли большин­ства, ее реализация через это большинство.

Основным способом осуществления названных фун­кций является предвыборная борьба, выдвижение парти­ей своих кандидатов в законодательные органы, в правительство. Скажем, с началом предвыборной борьбы каждая партия развертывает агитационно-пропагандис­тскую кампанию, в ходе которой стремится наиболее при­влекательно представить свои программные цели и зада­чи, своих кандидатов, завоевать на свою сторону как можно больше избирателей. При этом используются раз­личные формы и методы работы: устная и печатная пропа­ганда и агитация, телевидение, радио и др. Выборы - са­мая активная фаза деятельности.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

Кафедра связей с общественностью, истории и политологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ПОЛИТОЛОГИЯ

Тема: Партии и партийные системы в современном обществе

Данная контрольная работа посвящена таким субъектам политической жизни как политические партии и партийные системы. Цель работы состоит в раскрытии общественной сущности политических партий и партийных систем, описании их типологии и определении их функций.

Политическая партия – сложный и многомерный феномен. Несмотря на то, что партии в современном понимании этого слова начали формироваться только в XIX веке, уже задолго до этого существовали группы, соперничающие между собой в сфере власти.

Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Они представляют собой важнейший элемент политической системы общества и являются главными субъектами политических отношений.

Обычному человеку необходимо знать и разбираться во многих политических вопросах, в том числе и в политических партиях и партийных системах, чтобы делать правильный и осознанный выбор и тем самым способствовать формированию более совершенного общества, что, в свою очередь, необходимо для полноценной жизни человека и его самореализации.

Существуют различные определения политической партии. Например:

· В. Хасбах: Партия – это «союз людей с одинаковыми политическими взглядами и целями, стремящихся к завоеванию политической власти с целью использования ее для реализации собственных интересов».

· М.Вебер: «Партии – это «общественные организации, опирающиеся на добровольный прием членов, ставящие себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных выгод или личных привилегий, либо для того и другого одновременно».

· Политическая партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.

· Партия – это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партиям свойственны следующие черты (характерные также и для других общественных объединений):

· Солидарность.

· Общая цель.

· Согласие в средствах и способах достижения общей цели.

От других общественных объединения партию отличает следующее:

· Задача партии – завоевание и использование политической власти. Это ее главный отличительный признак.

· Партия является носителем идеологии, как минимум – особенного видения мира и человека.

· Партия имеет программу, цели, стратегию, устав.

· Партия представляет собой долговременное объединение людей на разных уровнях политики.

· Партия стремится завоевать поддержку у населения.

Партия выражает интересы определенного класса (или слоя) и представляет их в органах власти. Политическая программа партии ориентирована на интересы этого класса (слоя), а власть является инструментом реализации этой политической программы. Т.о., в идеале партия является связующим звеном между обществом и государством, позволяя людям участвовать в политической жизни и контролировать деятельность государства.

В партии выделяют три уровня:

· Избиратели, не состоящие в партии официально, но объявляющие себя ее приверженцами, и регулярно голосующие за представителей партии на выборах. Это самая многочисленная часть партии.

· Официальная партийная организация, начинающаяся с первичной ячейки избирательного округа. Она занимается организационными вопросами политической деятельности партии.

· Партийные деятели, занимающие должности в государственном аппарате, и получившие эти должности в силу своей принадлежности к партии. Т.е. это партия в системе правления.

Классификация политических партий

Существует несколько критериев классификации политических партий.

1. По отношению к социальной действительности:

· Революционные – такие партии стремятся изменить основную структуру общества, т.е. к качественным изменениям.

· Реформаторские – нацелены на количественные преобразования в обществе, без нарушения его основной структуры.

· Реакционные – стремятся возвратиться, частично или полностью, к ранее существующему порядку, к предшествующим характеристикам общества.

2. По месту и роли в политической системе:

· Государственные – партии, слившиеся с государством и обладающие реальной властью и контролем над экономикой, правом и духовной жизнью общества. Они формируют систему управления государством и государственную администрацию. Их идеология становится государственной. Характеризуются строгой дисциплиной, иерархией, отсутствием фракций.

· Авторитарные – с государством не сливаются, но пользуются поддержкой существующего политического режима и сами составляют его основу. Таким партиям свойственна централизованная организация, радикальные методы преобразований в обществе, повышенное внимание к идеологии.

· Парламентские – партии, действующие в конкурентных политических системах. В таких партиях есть председатель (фактически руководитель партии) и лидер (олицетворение политического образа партии). Иногда эти должности совмещает один человек. Такие партии характеризуются большим количеством фракций, дискуссиями.

3. По критерию организационной структуры:

· Централизованные – имеют четкую иерархию и сильный руководящий центр.

· Децентрализованные – характеризуются слабой структурой и низкой дисциплиной. У такой партии слабые лидеры, множество фракций.

· Кадровые – в таких партиях процедура приема упрощена, но доступна только избранным и основана на жестком и закрытом отборе. Такие партии малочисленны, они состоят преимущественно из профессиональных политиков, имеющих авторитет в обществе, умеющих эффективно организовать избирательную кампанию и могущих привлечь большое количество избирателей из разных слоев населения. Опираются на материальную поддержку финансовой элиты. Система членских взносов отсутствует. Организационная структура аморфна.

· Массовые – многочисленные партии, с поддержкой обычно более 10% населения, и рекрутирование новых членов является для таких партий важнейшей задачей. Имеют иерархическую организационную структуру и громоздкую систему управления. Характеризуются повышенной идеологизированностью, идеология используется в качестве средства политической мобилизации. В основном финансовый источник таких партий – членские взносы, причем члены партии не только платят взносы, но зачастую и участвуют в деятельности партии.

· Партии с точными и формально определенными принципами членства – в таких партиях четко определены формы и условия принятия в партию, взыскания и награды членов партии, методы политической борьбы, устав и т.д.

· Партии со свободным членством – принадлежность к партии выражается посредством голосования за ее кандидатов.

4. По виду партийного руководства:

· Партии коллективного руководства – партии, в которых лидер руководящей группы исполняет роль арбитра.

· Партии личностного руководства – такая партия имеет руководителя вождистского типа.

· Партии харизматического руководства – партией руководит определенная личность, имеющая авторитет в партии либо в целом в обществе. Вся полнота власти принадлежит этой личности, имеющей характер символа.

· Партии консенсуального руководства - являются каналом представительства интересов различных социальных групп.

5. С точки зрения среды деятельности:

· Моносредовые – деятельность партии ограничена одной социальной средой, интересы которой она представляет.

· Всеобщие – ориентированы на общенародную, общесоциальную среду.

· Промежуточные – ориентированы на деятельность в одной определенной среде, но не отказываются от поддержки и влияния в других средах.

6. По идеологической направленности доктрин:

· Социал-демократические – занимают левоцентристские позиции, выступают за широкие социальные реформы, развитие смешанной экономики и государства благосостояния. Их основные ценности - свобода, справедливость, солидарность.

· Коммунистические – ставят перед собой задачу создания рабочим классом нового общества, в котором не будет эксплуатации.

· Либеральные – занимают правоцентристские позиции, отстаивают идею индивидуальной свободы. Выступают за политическую и экономическую свободу, частную инициативу, равенство возможностей.

· Консервативные – находятся на правом фланге политического спектра, стремятся сохранить традиционный социальный порядок.

· Конфессиональные – объединяют людей по принципу общего вероисповедания.

· Националистические – опираются на национальный, этнический принцип.

· Фашистские (неофашистские) – характеризуются жесткой дисциплиной, централизацией власти. Доктрина и философия таких партий пропагандируют насилие и жестокость.

7. По социальному признаку:

· Буржуазные

· Рабочие

· Крестьянские

· Молодежные

· Партии служащих

· Партии женщин

8. По условиям участия в политической жизни общества:

· Правящие – партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство. Правящая партия реализует свою политическую программу посредством «своих» людей в правительстве. Главный признак правящей партии – самостоятельное формирование правительства.

· Оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные) - партии, находящиеся в оппозиции к правящей партии, не имеющие возможности формировать правительство и предлагающие народу альтернативные пути развития и политического курса. Оппозиционные партии следят за деятельностью правящей, проверяют ее на предмет соблюдения конституции и закона, подвергают критике.

9. По политическому темпераменту (социальной направленности):

· Правые – стремятся к стабильности политической системы, сильной государственной власти, пропагандируют буржуазные ценности, отрицают революционные методы достижения политических целей.

· Левые – придерживаются обычно социалистических или коммунистических идеалов и ценностей и радикально-революционных методов их достижения.

· Центристские – не приветствуют радикальные изменения в обществе, но стремятся к улучшению существующей ситуации путем мягких реформ и эволюционного развития общества. В качестве методов достижения политических целей используют компромисс, сотрудничество, стараются максимально учесть мнение различных социальных слоев.

10. Поорганизационной структуре:

· Организационно оформленные – члены партии официально оформлены и платят членские взносы.

· Организационно неоформленные - официальное членство отсутствует. Избирателю достаточно устного заявления о приверженности к этой партии, чтобы считаться ее членом.

11. Повиду членства:

· Прямое членство – в партию принимают в индивидуальном порядке.

· Косвенное членство – человек входит в партию только потому, что является членом какой-либо связанной с ней организацией.

12. По классовому критерию: различают:

· Партия представляет интересы одного из основных классов данного общества (например, буржуазии).

· Партия представляет интересы одного из неосновных классов данного общества (например, крестьянства). Однако в этой группе существуют партии, стремящиеся к союзу и с другими классами.

· Партия выражает интересы реликтовых классов и слоев общества (например, интересы помещиков в условиях рыночного государства).

· Партия выражает интересы групп с динамичным социальным статусом (т.е. эти группы могут только включаться в социальную структуру либо, наоборот, деклассироваться).

· Партия отражает интересы слоев общества (например, интеллигенции, армии).

· Партия отражает интересы различных социальных классов или слоев, объединенных общими политическими интересами и целями в связи с определенной политической ситуацией, какой-либо серьезной общественной проблемой (например, это может быть партия борьбы с диктаторским режимом). В этих условиях различные классы приходят к некоторому компромиссу, и партия выражает интересы надклассового образования.

· Партия, чей классовый облик не определен либо еще не сформировался.

Функции политических партий

· Борьба за политическую власть в государстве.

· Формирование правящей элиты посредством участия в избирательной кампании.

· Осуществление связи между народом и государством. Посредством своей деятельности партия связывает различные социальные слои и группы населения с государством, обеспечивают обратную связь государства с обществом.

· Представление в правительстве тех слоев населения, интересы которых партия выражает.

· Объединение интересов различных социальных слоев, групп. Различные социальные интересы сводятся к общему знаменателю и приобретают форму политических целей и задач, которые решает партия.

· Создание программ деятельности государства.

· Разработка партийной идеологии, привлекательной для определенной части общества, политической платформы, программных документов, осуществление партийной пропаганды.

· Вовлечение части населения в активную политическую деятельность. Тем самым часть населения входит в политическую систему.

· Политическое воспитание и просвещение, разъяснение населению политической и социально-экономической ситуации, существующей в обществе.

· Сплочение граждан на основе общности их интересов.

· Выявление соотношения сил в обществе на основе политических позиций партии.

· Разработка и принятие политических решений, участие в их реализации.

· Отбор на руководящие должности, партийное обучение, формирование партийной элиты.

· Контроль исполнения государственных программ, давление на государство, если его политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.

· Координация и согласование действий с другими участниками политического процесса.

· Корректировка политического курса партии на основе механизма обратной связи.

· Защита политической системы от общества. Недовольство общества направляется не на саму политическую систему, а на правящую партию или ее лидеров.

· Обеспечение единства и согласия в партийных рядах.

· Расширение состава партии – так называемое рекрутирование, работа партии с массами для пополнения ее рядов, привлечение новых членов.

· Совершенствование партийной структуры – налаживание эффективных связей и взаимодействий между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями.

· Укрепление финансовой базы партии – решение финансовых проблем, контроль партийной кассы.

· Формирование политических лидеров и элит – обучение, воспитание, подготовка политических лидеров и своих представителей во властных структурах.

· Развитие отношений с другими субъектами политической жизни, налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями.

Сущность партийной системы

В одной политической системе возможно существование нескольких политических партий. Они взаимодействуют друг с другом в процессе своей деятельности и образуют партийную систему.

Партийная система - это механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление (пособие, стр. 130). Под партийной системой понимается «совокупная связь политических партий, действующих в рамках своих программ и уставов, борющихся за государственную власть».

Партийная система характеризуется количеством существующих в политической системе политических партий, наличием или отсутствием доминирующей политической партии, уровнем политической конкуренции между партиями.

Классификация партийных систем

Различают следующие типы политических систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.

1. Однопартийная политическая система .

В таких системах правящим статусом обладает одна партия.

Вся полнота политической власти принадлежит правящей политической партии. Все политические решения принимает данная партия, и администрация государства выполняет ее решения. Выборные механизмы либо отсутствуют, либо имеют формальный характер. Все виды политической активности в обществе контролируются. Правящая партия объявляет себя наилучшей из возможных партий (или даже единственно возможной), способной наиболее эффективно решать общественные проблемы.

Существование однопартийной системы может быть закреплено юридически. В таком случае запрещено даже номинальное существование других партий. Это однопартийная система в строгом смысле этого слова. Наличие однопартийной системы может быть и не закреплено юридически, но фактически иметь место. В этом случае существуют и другие партии, но они малочисленны, не играют какой-либо значимой роли в политической жизни государства, жестко контролируются правящей партией, подвергаются цензуре.

Однопартийные политические системы имеют некоторые особенности в зависимости от того, существуют они в коммунистическом или фашистском государстве, или в развивающихся странах.

При коммунистическом режиме правящая партия объявляет себя выразительницей интересов всего народа, руководящей и направляющей силой общества, его авангардом. Партия активно занимается идеологической работой, просвещает и убеждает население.

При фашистском режиме правящая партия разжигает фанатизм, и фактически не занимается политическим просвещением населения. Она по-военному организована, ее функции схожи с функциями полиции или службы безопасности.

В развивающихся странах правящая партия занимается созданием у населения национального самосознания, его мобилизацией и вовлечением в политическую жизнь. Но иногда за однопартийной системой в развивающейся стране скрывается авторитарный режим.

Монополия на власть, существующая при однопартийной системе, создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество.

Опыт различных стран показывает, что общество с однопартийной политической системой подвержено стагнации, так как отсутствует конструктивная критика правящей партии и эффективный механизм выявления и исправления ее недостатков и слабых мест. И тем более исключена возможность отстранения правящей партии от власти. Однопартийная система целесообразна только как временное явление, в исключительных, чрезвычайных условиях.

2. Двухпартийная политическая система .

В двухпартийной политической системе функционируют две сильные политические партии, каждая из которых обладает мощной поддержкой населения в лице среднего класса, имеет шансы победить на выборах и способна править самостоятельно. Одна из партий получает большинство на выборах и становится правящей, а вторая – оппозиционной. Эти партии постоянно сменяют друг друга. Кроме двух сильных партий, возможно существование и других партий, не имеющих существенного влияния на политическую жизнь государства и не могущих соперничать с двумя основными.

Двухпартийные системы бывают двух видов:

· Классическая. Две основные партии собирают на выборах до 90% голосов, а остальные партии лишены возможности осуществлять политическую власть.

· Система «две плюс одна партия» или «две с половиной партии». Две основные партии собирают на выборах до 75% голосов, и существует третья партия, значительно менее сильная, но тем не менее способная оказать влияние на исход выборов, поддержав одну из основных партий. В этом случае основные партии должны учитывать третью.

Также двухпартийные системы различают по дисциплине голосования:

· Жесткий вариант – когда все представители партии должны голосовать строго определенным образом.

У двухпартийной системы есть свои плюсы. В случае недовольства политикой правящей партии избиратель может на выборах отдать голос партии оппозиционной. Т.о., правящая партия более ответственно подходит к правлению. Кроме того, при двухпартийной системе происходит постепенное смягчение идеологических конфликтов между партиями и их постепенный переход на более умеренные позиции, что делает политическую систему более устойчивой, нежели, к примеру, многопартийная система.

3. Многопартийная политическая система .

При такой системе функционируют несколько партий (больше двух), каждая из которых достаточно сильна, может оказывать существенное влияние на политическую жизнь, но не способна к самостоятельному правлению. Каждая партия имеет свои четко определенные идейно-политические и идеологические позиции. Спектр этих позиций располагается от крайне левых до крайне правых. Завоевать большинство голосов на выборах ни одна из партий не может, соответственно ни одна партия не может быть выразителем интересов всей нации. Поэтому правительство формируется из представителей различных партий, образуются коалиция, союз из нескольких партий. Во избежание чрезмерной фрагментации в ряде стран установлен минимум голосов, который должна набрать партия, и в случае недобора голосов она не имеет возможности иметь представителей в парламенте. В связи с этим в предвыборный период мелкие партии заключают соглашения друг с другом, объединяются, чтобы иметь возможность выдвигать своих кандидатов на выборах.

Многопартийные системы бывают трехпартийные, четырехпартийные, пятипартийные, атомизированные и др.

Трехпартийная система. При такой системе функционируют и имеют большое влияние на политическую жизнь три партии. Обычно две из них - наиболее сильные, а третья играет вспомогательную роль, так как не способна самостоятельно придти к власти.

Четырехпартийная система. Здесь действуют четыре сильные партии, представляющие интересы приверженцев правых и левых политических взглядов. Это происходит там, где общество разделено на два соответствующих лагеря. Оппозиции находятся слева и справа от правительства и конфликтуют друг с другом.

Атомизированная система. В данном случае нет необходимости подсчитывать точное количество функционирующих политических партий. Достигается предел, за которым это уже не важно.

Пятипартийная система, также как и атомизированная и квазипартийная часто маскируют фактически однопартийную систему. Т.е. при существовании многочисленных партий политическая власть в стране фактически принадлежит одной партии, а остальные не имеют политического влияния.

Существует также такой вид многопартийной системы, когда законом оговорено максимально допустимое количество партий в обществе.

Многопартийная политическая система обусловливает альтернативность мышления и действий населения, позволяет не допустить монополизации власти одной партией, дает возможность людям с различными политическими убеждениями реализовывать свои интересы.

Однако наряду с достоинствами, многопартийная система имеет и ряд недостатков:

· некоторая фрагментарность способствует неустойчивости коалиций и нестабильности правительства, делает его подверженным кризисам;

· различные интересы различных слоев общества не объединены под один общий знаменатель, а распылены по разным партиям;

· избиратель не участвует в принятии крупных национальных решений;

· неискушенному избирателю бывает сложно разобраться в программах всех существующих партий и выбрать одну, за которую он будет голосовать.

Современные особенности политических партий

В последние полтора-два десятилетия уменьшается зависимость между голосованием избирателей за ту или иную партию и их принадлежностью к определенной социальной группе. В социал-демократических партиях снижается доля рабочих, слои населения с низкими доходами все чаще голосуют за либеральные или консервативные партии, а средний слой – за левые партии. Партия все чаще ориентируется не на свою четко ограниченную группу, а на различные слои, на которые претендуют и другие партии. Партии перестают быть сугубо классическими, и становятся в некоторой степени народными, выражающими интересы различных слоев населения.

Чтобы привлечь наибольшее число избирателей, партии вынуждены обращать внимание на самые разные сферы общественной жизни и включать в свои программы разнообразные требования, озвучивать свою позицию по самым различным вопросам.

Еще одна тенденция – возрастание фрагментации партийных систем, появление все больших партийно-политических альтернатив, возрастание роли экологических партий.

Избиратели все чаще меняют свои политические пристрастия, переходя от одних партий к другим, что свидетельствует об увеличении автономии избирателя по отношению к партиям.

В России партийная система пока еще имеет переходный характер: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции. Единая система политической коммуникации отсутствует, отсутствует взаимопонимание между участниками политического процесса и согласие относительно общих целей и способов их достижения. Отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития затрудняет формирование многопартийной системы, так как нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Интересы различных общественных сил еще недостаточно структурированы и представлены в политической системе. Для многих современных российских партий характерна слабая организационная структура, неопределенность социальной базы, невнятно сформулированная программа и идейно-политическая платформа.


В данной работе определена сущность политических партий и партийных систем, определены функции, описана их структура и классификация по различным признакам, а также отмечены современные особенности политических партий и партийных систем – как в России, так и за рубежом.

Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. В деятельности партий проявляются важнейшие демократические принципы – политический плюрализм, выборность должностных лиц, представительство. Они представляют интересы различных классов, социальных групп, слоев населения, выражают их потребности и цели, являются связующим звеном между обществом и государством. Партии превращают частные интересы отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

Политические партии, в их взаимосвязи и взаимодействии, рассматриваемые как единая партийная система, определяют жизнеспособность и функционирование всей политической системы в целом. Можно сказать, что они исполняют роль несущей конструкции политической системы.


1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2007.- 488 с.

2. Панарин А.С. Политология. Учебник; издание 3-е, переработанное и дополненное.- М.: «ПБОЮЛ С.М.Грачев», 2001, 488 с.

3. Политология: Учебное пособие./В.А. Барсамов и др.; под ред. Б.И. Кретова, 3-е изд-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 304 с.

4. Политология: Учебное пособие./Л.Н. Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н.Гончаренко, В.А.Лимонова – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 274 с.


Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2007., стр. 214

Политология: Учебное пособие./Л.Н.Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н.Гончаренко, В.А.Лимонова – СПб.: СПбГИЭУ, 2007., стр. 126

Политология: Учебное пособие./В.А.Барсамов и др.; под ред. Б.И.Кретова, 3-е изд-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002., стр. 215

Политология: Учебное пособие./Л.Н.Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н.Гончаренко, В.А.Лимонова – СПб.: СПбГИЭУ, 2007., стр. 130

Место и роль партий в политической системе во многом определяется их функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политических партий, их назначение в обществе.

К числу наиболее общих функций политиче­ских партий относятся:

Представительство социальных интересов;

Выработка программных установок, политической ли­нии партии;

Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

Участие в борьбе за власть и ее осуществление,

Подготовка и выдвижение кадров.

Социальная функция политических партий связана с пред­ставительством интересовклассов, социальных групп и слоев. Будучи посредником между гражданским обществом и государством, партия призвана обеспечить артикуляцию, публичное выражение, формулирование интересов различных групп, их агрегирование, выделение наиболее социально значимых требований и представление их на политическую повестку дня. Социальная функция предполагает также интеграцию и мобилизацию членов группы, их объединение и организацию вокруг общих целей.

Изменения в социальной структуре общества за последние десятилетия обусловили усиление неустойчивости и неопределенности социальной базы политических партий, ослабление партийной индентификации избирателей. Однако, несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они прежде всего ориентируются, так и с точки зрения идейно-политической ориентации.

Идеологическая функция политических партий связана с выработкой программных установок, политического курса, стратегии и тактики партий. Партия, как правило, имеет дол­говременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Идеология выступает в качестве теоретической основы деятельности партии, руководства к действию.

Степень приверженности партий идеологии может быть разной. Выделяют идеологический и прагматический стили деятельности партии. Мировоззренческие (идеологические, доктринальные) партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину, отстаивают соответствующие идеалы и ценности, стремятся претворить их в жизнь. Прагматические партии ориентиро­ваны на практическую целесообразность действий, на решение конкретных задач и не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам.

Партии стремятся не только к развитию и обновлению своих политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Любая партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии. Составной частью идеологической функции является политическая пропаганда и агитация. Публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, на митингах и собраниях способствуют формированию общественного мнения по актуальным вопросам общественной жизни и политики.

Воспитательная функция политической партии предпо­лагает политическое просвещение и образование своих членов и сторонников, воспитание их в духе опреде­ленных ценностей и традиций, приобщение к политической жизни. Участвуя в партийной работе и различных мероприятиях партии, граждане получают общественно-политическую информацию, усваивают политические нормы и ценности, приобретают опыт и навыки политической деятельности. Тем самым партии способствуют политической социализации личности.

Важнейшей задачей политической партии является борьба за завоевание и использование государственной власти в интересах поддерживающих ее групп населения, т.е. политическая функция. Данная функция включает в себя:

Участие в подготовке и проведении выборов в орга­ны государственной власти и управления;

Парламентскую деятельность партии;

Участие в процессе подготовки и принятия государ­ственными органами политических решений;

В демократическом обществе политиче­ские партии выступают как важный, а порой и главный субъект избирательного процесса. Выборы являются основной ареной соперничества партий, легитимным способом достижения власти. Организация и проведение избирательной кампании требует от партии знания основ политического маркетинга, владения избирательными технологиями. Участие в выборах позволяет партиям заявить о себе как политической силе, использовать возможности избирательной кампании для разъяснения своих идей и программных целей и, самое главное, – провести кандидатов от партии в органы государственной власти.

Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют в представительных учреждениях свои партийные фракции. Фракции участвуют в составлении повестки дня, направляют ход прений и дебатов, вносят на рассмотрение парламента различные предложе­ния, выступают с запросами прави­тельству, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парла­ментских фракций от разных партий формируются руко­водящие и рабочие органы парламента (комиссии, коми­теты, бюро и т.п.).

В странах Запада действует, как правило, принцип автономии пар­тийных фракций в парламенте, в со­ответствии с которым фракции непосредственно не под­чиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные про­граммы и установки, сообразуясь с конкретными усло­виями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и вводят санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фрак­ции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать определенным образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосова­ния"). Такая достаточно жесткая модель отношений внутри фракции и строгая партийная дисциплина характерны для парламентариев Великобритании, Канады, Австралии и др. Американская модель отношений депутатов внутри фракции отличается большей свободой действий и слабой партийной дисциплиной.

Правящая партия осуществляет власть не только посредством инициирующей роли в парламенте, но и путем воздействия на формирование и работу правительства и других исполнительных органов. Политические партии осуществляют подбор и расстановку управленческих кадров, участвуют в формировании правящей элиты, т.е. выполняют функцию политического рекрутирования. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Анализ функций политических партий позволяет сделать вывод, что в демократическом обществе партии выступают в роли посредника между гражданским обществом и государством. С одной стороны, они представляют в органах власти интересы различных групп населения, с другой – разъясняют (или критикуют, если это оппозиционная партия) правительственную политику. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии являются связующим звеном между органами государственной власти и гражданами.

Современный этап общественного развития характеризуется значительным обновлением, реформированием партий. В развитии политических партий обозначились такие тенденции, как размывание социальной базы, утрата ими социальной идентичности; «эрозия» поддержки партий; постепенная деидеологизация партий, нарастание прагматизма в их деятельности; децентрализация, ослабление партийной дисциплины; переход отдельных функций партий к СМИ и другим институтам. В связи с этим некоторые исследователи заявили о кризисе партии как политического института, потере ею своей роли и влияния в обществе и даже о «конце партий» (Д. Бродер, Дж.Барбер и др.).

Однако эти утверждения не получили широкой поддержки в научной литературе. В условиях перехода к постиндустриальному обществу функциональные и организационные характеристики классических партий действительно претерпевают существенные изменения, формируется новое поколение «постмодернистских» партий (универсальные, картельные, медиа-партии, партии-движения и т.п.). Но, несмотря на некоторое видоизменение партий и партийных систем, партийное правление остается доминирующей институциональной формой современной демократии.

Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

Представительство социальных интересов;

Выработка программных установок, политической линии партии;

Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

Участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

Подготовка и выдвижение кадров.

В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.

Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.

Как указывалось выше, генетически образование партий обусловлено дифференциацией общества на классы и другие социальные образования, имеющие различные интересы. XIX – начало XX вв. – это время резкого размежевания социально-классовых позиций. Это не значит, что партийная система общества является точной копией социально-классовой структуры общества. Всегда оказывалось, что есть различные варианты классовой политики: социал-демократическая и коммунистическая – у рабочего класса, либеральная и консервативная – у буржуазии. Формирование национальных и религиозных партий, выходящих за классовые рамки, говорит о многомерности социальной структуры общества, о наличии различных слоев, претендующих на активное участие в политической жизни в качестве ее субъектов.

Последние десятилетия принесли значительные перемены в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины XX в. стали приходить так называемые "общенародные партии", или "партии для всех". Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Для того, чтобы добиться успеха, прежде всего на выборах, партия должна сегодня учитывать интересы целого блока сил. Партии стремятся к завоеванию большинства голосов и в соответствии с этим строят свою стратегию и тактику, стремясь к согласованию различных интересов. Облик партии формирует сейчас не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.


Данная концепция отражает объективные перемены в жизни общества, однако термин "партия для всех", как нам представляется, нельзя понимать буквально: ни одна партия, поскольку она представляет один из возможных вариантов политики, не может удовлетворять всех. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они, прежде всего, ориентируются, так и с точки зрения их общей идейно-политической ориентации.

Интересы различных социальных групп агрегируются, выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического курса партии. С этим связана следующая функция партии – выработка программных установок , социально-экономической и политической стратегии. Партия, как правило, имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-либо строго выраженную идеологическую систему, определенная идеологическая приверженность проявляется в ее конкретной деятельности и защищаемых ею ценностях.

Выделяют прагматический и идеологический стили деятельности партии. Прагматические партии ориентированы на практическую целесообразность действий, на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Партии прагматического типа избегают принятия догматизированных, претендующих на строгую научность и истину в последней инстанции программ. В качестве программы такой партии зачастую выступает предвыборная платформа. Прагматические партии не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам. Идеологические ограничения не играют для них существенной роли, и ими порой жертвуют при заключении различного рода соглашений, образовании коалиций и др.

Идеологические (или мировоззренческие, доктринальные) партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину. Для них характерно отстаивание соответствующих идеалов и принципов, стремление смоделировать общество с определенными идеологическими установками и претворить их в жизнь.

Признание членами партии ее программных установок – необходимое условие прочности внутрипартийных связей. Не исключается, однако, существование в партии различных политических фракций и борьба между ними. Идейно-программные различия имеют свои пределы, и нарушение их может привести к организационному расколу и возникновению новых партий. В то же время некоторые партии (коммунистические, например) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами. Опыт свидетельствует, что запрещение фракционной борьбы неэффективно и ведет к идейно-политическому закостенению партии.

Партии стремятся не только к развитию и обновлению различных политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Этому служат публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии общественным мнением.

Идеологическая функция политической партии предполагает также политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.

Функция осуществления власти политической партией включает в себя:

Участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;

Парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;

Участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;

Политическое рекрутирование и др.

В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки со стороны избирателей, создание и расширение своего электората .

В результате изменений в социальной структуре общества, образовательном уровне населения, воздействия средств массовой информации партии теряют стабильное влияние на избирателей. Происходит "эрозия поддержки партий", как это определяют американские социологи У.Кротт и Г.Джекобсон. Многие избиратели меняют свою партийную приверженность от выборов к выборам, или поддерживают кандидатов разных партий на выборах различного уровня в зависимости от того, как последние обещают решить те или иные проблемы.

Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют парламентские фракции или партийные группы. Фракции вносят на рассмотрение парламента различные предложения, готовя законопроекты, выступают с запросами правительству, участвуют в составлении повестки дня, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парламентских фракций от разных партий формируются руководящие и рабочие органы парламента (комиссии, комитеты, бюро и т.п.).

В странах Запада действует принцип автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах, в соответствии с которым фракции непосредственно не подчиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные программы и установки, сообразуясь с конкретными условиями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие определенной внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и даже санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фракции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать соответствующим образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосования"). Наряду с официальным принуждением и другими мерами, наиболее действенными оказываются перспективы не попасть в число партийных кандидатов на следующих выборах.

Осуществление власти правящей партией выражается не только в инициирующей и консультативной роли в парламенте, но и в формировании и подчинении исполнительных органов. Политические партии участвуют в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Правящая партия посредством своей парламентской фракции, через своих представителей в государственном аппарате участвует в принятии политических решений, соответствующих интересам представляемых ею общественных групп. Партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы их конкретная реализация в виде законопроектов и иных государственных актов оставалась прерогативой самих парламентариев, а также административных органов, хозяйственного аппарата и др. Общая практика в условиях демократии такова, что партии не вторгаются непосредственно в государственную систему. Правящие партии стремятся избегать прямой увязки своей политики с действиями правительства, местных исполнительных органов, подчас дистанцируются от них с тем, чтобы снять с себя ответственность за те или иные непопулярные меры. Таким образом, партия и ее органы как бы "отчуждены" от государства и влияют на него лишь опосредованно. В результате партийные органы и организации сохраняют сугубо общественный характер и выполняют свои функции на негосударственной основе.

Политическая партия выступает как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.

Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.